7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

15 Канал си би частота

15 Канал си би частота

IRiT Company Samara city
Тел: (846) 221-97-97; 260-09-44

Таблица частотных каналов гражданского диапазона 27 МГц

Частота 26.965, 1 канал- системы сигнализации охраны помещений
Частота 26.975, 2 канал- канал автолюбителей Самары
Частота 26.985, 4 канал- ретранслятор системы автоканал
Частота 27.065, 9 канал- аварийная служба
Частота 27.135, 15 канал- дальнобойщики
Частота 27.185, 19 канал- информационный канал погоды
Частота 27.205, 20 канал- проведение дальних связей любителями Си-Би

Номер
канала
Частота
МГц
Частота
МГц
1*26.96527.415
226.97527.425
326.98527.435
427.00527.455
527.01527.465
627.02527.475
727.03527.485
827.05527.505
9*27.06527.515
1027.07527.525
1127.08527.535
1227.10527.555
1327.11527.565
1427.12527.575
1527.13527.585
1627.15527.605
1727.16527.615
1827.17527.625
19*27.18527.635
2027.20527.655
2127.21527.665
2227.22527.675
2327.25527.705
2427.23527.685
2527.24527.695
2627.26527.715
2727.27527.725
2827.28527.735
2927.29527.745
3027.30527.755
3127.31527.765
3227.32527.775
3327.33527.785
3427.34527.795
3527.35527.805
3627.36527.815
3727.37527.825
3827.38527.835
3927.39527.845
4027.40527.855
— Запрещен для работы
— Частота службы спасения
— Информационный канал
— Частоты для физических лиц
— Частоты для организаций

Таблица частотных каналов гражданского диапазона LPD 433-434 МГц

Номер
канала
Частота
МГц
Номер
канала
Частота
МГц
Номер
канала
Частота
МГц
1433.07524433.65047434.225
2433.10025433.67548434.250
3433.12526433.70049434.275
4433.15027433.72550434.300
5433.17528433.75051434.325
6433.20029433.77552434.350
7433.22530433.80053434.375
8433.25031433.82554434.400
9433.27532433.85055434.425
10433.30033433.87556434.450
11433.32534433.90057434.475
12433.35035433.92558434.500
13433.37536433.95059434.525
14433.40037433.97560434.550
15433.42538434.00061434.575
16433.45039434.02562434.600
17433.47540434.05063434.625
18433.50041434.07564434.650
19433.52542434.10065434.675
20433.55043434.12566434.700
21433.57544434.15067434.725
22433.60045434.17568434.750
23433.62546434.20069434.775

Таблица частотных каналов гражданского диапазона PMR 446 МГц

Номер
канала
Частота
МГц
1446.00625
2446.01875
3446.03125
4446.04375
5446.05625
6446.06875
7446.08125
8446.09375

Частота 458.6125 используется только носимыми радиостанциями MOTOROLA выходной мощностью не более 1 Вт.

Сколько каналов в автомобильных рациях? Какие частоты в Си-Би связи? Что такое Российская сетка частот RUS?

В зависимости от того, в какой стране живет пользователь Си-Би радиостанции, использование данного диапазона либо минимально урегулировано правилами проведения локальных связей, либо не урегулировано вовсе. В нашей стране Постановлением Правительства РФ №837 от 13.10.2011г. была отменена регистрация автомобильных радиостанций, работающих в диапазоне 27МГц с выходной мощностью передатчика до 10 Вт. По своей сути средства радиосвязи диапазона 27МГц представляют собой носимые, возимые или стационарные радиостанции, способные работать в диапазоне частот 25,165-30,105 МГц.. Чаще всего Си-Би радиостанция по внешнему виду, габаритам и массе напоминает автомагнитолу, однако встречаются и более крупные или совсем компактные модели. Связь осуществляется в открытом общедоступном режиме, по принципу «каждый слышит каждого» в симплексном режиме, т.е. нажал — говоришь, отпустил — слушаешь. Диапазон разделен на каналы связи шириной 10 кГц каждый. Каналы объединены в сетки. Сетка — диапазон частот, вмещающий 40 каналов. Во всём мире основными для Си-Би являлись каналы, начинающиеся с частоты 26,965 МГц и идущие с сеткой, кратной 10 кГц (26,975 МГц, 26,985 МГц и т. д.). В связи с ростом числа пользователей, в некоторых странах появились вспомогательные сетки частот и соответствующие новые каналы. Позже были введены диапазоны, расширяющие количество каналов до 200, а в некоторых странах даже до 400.

Существует такое понятие как «Российская сетка частот RUS»- каналы данной сетки сдвинуты на минус 5КГц относительно общепринятой сетки Си-Би диапазона –её называют «Европейская сетка частот EUR». Например, если 1 канал основной 40 канальной сетки EUR имеет частоту 26,965 МГц, то в Российской сетке RUS частота 1 канала этой же сетки будет 26,960 МГц. Часто возникает путаница: пользователи, обращаясь к логике в названиях сеток, настраивают требуемый канал (чаще всего 15 канал дальнобойщиков) согласно Российской сетки частот RUS и жалуются на невозможность осуществления связи с другими абонентами этого канала. Ответ достаточно прост. В РФ на общих и популярных гражданских каналах используют только Европейскую сетку частот EUR. Практически все современные Си-Би радиостанции изначально штатно настроены именно на неё. И пытаться перейти на иную сетку не следует. Например, если требуется настроить канал дальнобойщиков на любой импортной (а других сейчас не предлагается) радиостанции, достаточно установить 15 канал, АМ модуляции. Частота 15 канала Российских дальнобойщиков — 27,135 МГц. Если задуматься, почему в России не пользуются Российской сеткой частот, ответ тоже очевиден. Первые радиостанции, которые завозились на территорию нашей страны (либо установленными в грузовиках, либо лично гражданами) с территории других государств, не имели другой сетки, кроме Европейской EUR. Поэтому сетка RUS не прижилась на собственной территории и не используется для общего применения гражданами.

Никита Гудков рассказывает о радиостанциях CB в автомобилях

Полночь, Московская кольцевая автодорога. Позади тысяча километров из другой страны, а до дома — всего минут десять. И вдруг оживает радиоэфир: «Ребята, кольцевую у Рублевки перекрывают!» На ближайшей развязке ухожу в объезд — и почти без опоздания падаю на вожделенную подушку. Не будь в машине радиостанции — маяться бы мне неизвестно сколько.

Поставить в машину рацию гражданского диапазона (англ. Citizen Band, CB, или просто «си-би») я решил полгода назад, когда увидел леденящее душу видео «Америка без тормозов». Кто пропустил, найдите в интернете! На трассе Уфа-Челябинск американский тягач с отказавшими тормозами выскакивает на встречную полосу и крушит легковушки, несколько человек погибают. Но перед этим водитель тягача успевает крикнуть в эфир: «Ребята, с горы «америка» без тормозов!» Встречные дальнобойщики принимают правее и остаются невредимыми. Остальные не знали.

СВ-радиостанциямиоснащено большинство магистральных грузовиков. Исключение — разве что «убитые» КАМАЗы из южных регионов. Все рации работают с амплитудной модуляцией (АМ) инастроены на одну частоту — 27.135 МГц (это 15-й канал частотной сетки С, принятой в России). Общение идет постоянно: водители сообщают о полицейских патрулях, крупных ямах или пьяных на обочине.

Столь ценная информация привлекает и водителей легковушек. На трассе всегда можно заметить машины с длинными антеннами на крыше или черными «прутками» длиной около полуметра — все они «в канале».

Автомобильная радиосвязь на «гражданских» частотах коротковолнового диапазона зародилась в США, а пик популярности пришелся на 70-е годы прошлого века. Мобильников еще не было и в помине, зато автомобилей и пробок — полно. Да и общаться охота! Хотя бы для того, чтобы оставаться в тонусе. Наши читатели со стажем наверняка помнят рассказ Федора Лапшина об автомобильном путешествии по США. Что только ребята не делали, чтобы не задремать на нудных хайвеях! Лапшин даже лил себе на макушку питьевую воду. Тогда мы не взяли с собой радиостанции. Кстати, в Америке СВ-рации входили в списки заводских опций вплоть до 90-х годов!

В России «си-бишки» появились в начале 90-х. Поначалу возможность общаться без цензуры, да еще бесплатно, приводила советских людей в шок. Вот как описывал свои впечатления Михаил Подорожанский (АР №5, 1993): «Еще не имея навыков работы в эфире, я все же пару раз, часто извиняясь, решил встрять. Закончилось это тем, что через 10-15 минут мне предложили срочно купить или обменять на нефть вагон шоколада, обернуть под хорошие премиальные «безнал» в «нал». В общем, первый день обладания радиостанцией закончился тем, что подъехав к дому около десяти вечера, я поднялся в квартиру в начале третьего ночи».

Частотный диапазон Си-Би радиостанций

Если взять все диапазоны частот, которые используются в человеческой деятельности, можно разделить их на две большие группы:

  • частоты, передача на которых требует разрешения и лицензирования (например, частоты служб спасения, телевизионные, радиовещательные и т. д.);
  • частоты, на которых обычные граждане страны могут общаться без каких-либо лицензий и ограничений.

Здесь пойдёт разговор именно о второй группе. Её ценность состоит в том, человек, имеющий рацию, может просто включить её и передать своё послание другому человеку.

Немного технических деталей. Си-Би диапазон частот (или гражданский диапазон)находится на границе между короткими волнами (КВ) и ультракороткими волнами (УКВ). Соответственно, физические свойства распространения радиоволн Си-Би диапазона имеют сходство как с КВ, так и с УКВ: сигнал может передаваться как на большие расстояния с помощью отражения от ионосферы, так и пригоден для связи в прямой видимости.

Под этот диапазон выделены частоты 27 МГц.

Из-за тех же физических свойств сигнал Си-Би-диапазона имеет неплохую проходимость. Вот, ради примера, дальность радиосвязи между устройствами, имеющими различную мощность (базовые станции имеют наибольшую мощность, автомобильные поменьше, переносные ещё меньше):

  • между базовыми станциями с использованием отражения от ионосферы — практически не ограничена;
  • между базовыми станциями — 15—80 км;
  • между базовой станцией и автомобилем — 15—40 км;
  • между базовой станцией и портативной — 3—10 км;
  • между автомобилями — 5—15 км;
  • между автомобилем и портативной станцией — 2—7 км;
  • между портативными станциями — 1—5 км (не используется из-за низкого КПД).

На самом деле, есть ещё два диапазона частот, которые могут (с оговоркой на мощность рации) считаться безлицензионными: LPD (433 МГц) и PMR (446 МГц). Однако из-за более высокой частоты на этих диапазонах достигается относительно малая дальность связи. Рации с такой частотой производятся скорее для города: ими пользуются охранники, работники школ и т. п. Си-Би используется скорее для пересечённой местности, автомобилистов и т. п.

Применение в рациях гражданского диапазона

Для удобства пользования в радиостанциях частоты 27 МГц раздроблены на более мелкие значения (27.005 МГц, 27.015 МГц, 27.025 МГц, 27.035 МГц и т. д.). Эти частоты с шагом 10 кГц называются каналами. Каналы объединены в группы по 40 штук, называемые сетками.

Таким образом, пользователь рации либо вводит частоту, на которой хочет общаться, вручную, либо просто нажимает номер канала, и станция автоматически работает на нужной частоте.

Поскольку частотные характеристики каналов разных раций и в разных странах временами отличаются, сетки называются различными латинскими буквами (C, D и т. п.). Так, если вы знаете, какая сетка у рации вашего напарника по общению и по какому каналу он ожидает вас услышать, вы попадётё в точку. Так работают группы охранников или милиции: их рации имеют одну сетку и настроены на один канал. Они могут слышать и говорить друг с другом.

Есть специальные каналы:

  • 27.065 МГц (вызывной канал службы спасения. Почти не используется);
  • 27.135 МГц, (вызывной автомобильный канал. На нём общаются дальнобойщики и все, у кого есть радиостанция в автомобиле по всей России);
  • 27.140 МГц (частота для работы маломощных устройств с дальностью действия несколько десятков метров. Сейчас почти не используется);
  • канал 9 является каналом бедствия и безопасности;
  • канал 19 является международным каналом бедствия для чрезвычайных ситуаций.

Важно понимать, что есть европейская и российская сетка: российские частоты заканчиваются на ноль, европейские на пять. Фактически сетки сдвинуты относительно друг друга на 5 кГц. Российская сетка используется очень мало, и, если это не указано особо, все указанные частоты частоты следует принимать в европейской сетке с литерой С.

Радиолюбителю следует знать о рациях гораздо больше, чтобы уверенно и эффективно общаться. Однако здесь представлена вся основная информация о гражданском диапазоне. Успехов!

Автомобильные рации для дальнобойщиков

Радиостанции для дальнобойщиков

Недостаток мобильной связи – нужно знать номер абонента, чтобы связаться с ним – можно легко обойти при помощи рации, достаточно лишь выйти в эфир на заданной частоте, чтобы получить помощь. А в дороге, на длительных перегонах между населенными пунктами, потребность в надежной связи имеет особую ценность, ведь ситуации случаются разные.

Частота рации дальнобойщиков составляет 27135 МГц AM, канал С15EA. Коротковолновая связь диапазона 27 МГц относится к citizen’s band (в переводе с английского «гражданский диапазон»), сокращенно CB (Си-Би). По каналу рации для дальнобойщиков можно получить различную дорожную информацию, в том числе по выбору оптимального маршрута и наличию каких-либо препятствий на данной трассе. Преимущество радиосвязи – в возможности непрерывного диалога с водителями других автомашин, имеющих CB-рации, что также позволит запросить оперативную помощь при технических неполадках транспортного средства, возникших в ходе движения.

Как выбрать рацию для дальнобойщиков

Рация должна обладать следующими функциями и характеристиками:

  • режимы AM и FM (другие не нужны). Традиционно дальнобойщики пользуются режимом амплитудной модуляции (AM), поскольку работа первых радиостанций для автомобилистов, появившихся на российском рынке в 90-х, допускала только этот режим. Кстати, в AM режиме можно слушать лишь рации дальнобойщиков, другие частоты сегодня никак не используются. На частотной модуляции (FM) работают городские радиоканалы, прослушивать их необходимо при поездках в городской черте;
  • наличие частотных сеток C и D. На территории России разрешены к использованию две упомянутые сетки частот, каждая содержит по 40 каналов, охватывающих частотный диапазон 26965-27855 МГц;
  • мощность от 4 до 10 Вт. Чем больше мощность радиостанции, тем на большее расстояние будет идти сигнал от нее. Однако по действующему законодательству РФ пользоваться незарегистрированными радиостанциями мощностью более 10 Вт запрещается;
  • возможность регулировки под русскую и под европейскую сетку частот, т.е. шаг настройки 5 КГц. Цифровое обозначение русской сетки каналов диапазона Си-Би всегда завершается на «0» (например 27300), а европейской – на «5» (например 27305). При этом каналы, различающиеся между собой на 5 КГц, не являются такими уж разными – слышать оппонента, ведущего радиосвязь на «русском канале» (к примеру, 27170) можно будет и на европейской сетке (соответственно, на 27175), но будет много помех;
  • наличие спектрального шумоподавителя ASQ. В процессе движения автомобиль будет периодически двигаться мимо «естественных генераторов радиопомех» — светодиодных светофоров, автомашин с нарушениями в системе зажигания и т.п. В первых моделях авторадиостанций присутствовал пороговый подавитель шумов, настраиваемый вручную, современные рации для дальнобойщиков оснащены спектральным шумоподавителем, работающим в автоматическом режиме. Он убирает шумовые помехи из радиосвязи, ориентируясь на их частоту – помеховые частоты более высоки, чем голосовые частоты.

В линейке каждого производителя автомобильных раций есть модели с набором функций от среднего до максимального – к примеру, популярные радиостанции Alan-42 и Alan-48 Excel.

Автомобильные рации для дальнобойщиков выпускаются в мобильном (переносном) и стационарном исполнении. Переносную радиостанцию можно снимать и использовать дома, а затем вновь устанавливать в машине. Однако всегда существует вероятность забыть радиоприбор дома перед выездом и остаться в дороге без рации, кроме того – переносные модели диапазона 27 МГц реализуются по более высоким ценам, чем стационарные и в своем большинстве не оснащены функцией «подавление шумов».

По общему устройству все Си-Би рации одинаковы, разница в наборе функций и качестве исполнения. На российском рынке существуют как высококачественные радиоприборы с надежным корпусом и комплектующими, так и откровенная халтура, которая будет работать как попало. Выбирать, естественно, следует только качественные рации от испытанных временем производителей – ничего нет хуже, чем остаться в дороге без связи в безлюдном месте и с неисправным автомобилем.

Антенна и усилитель для авторации

Среди этих двух дополнительных элементов автомобильной радиостанции наиболее важным является антенна – качество приема и передачи сигнала, а также дальность связи зависят именно от нее. Оптимальная длина радиоантенны – 1700-2000 мм, модели длиной менее метра для радио дальнобойщиков не подойдут из-за низких приемо-передающих характеристик. Лучше выбрать двух метровую врезную антенну, чем одну из магнитных моделей – они короче и при сильной ветровой нагрузке будут сползать со своего места. Мощность антенны также зависит от мощности ее удлиняющей катушки, однако фактическая длина играет не меньшую роль.

Если антенну для авторации приобрести необходимо в обязательном порядке, то в усилителе столь острой потребности нет. Этот прибор может понадобиться лишь при недостаточно качественной связи или при потребности увеличить дальность действия радиостанции. Обычные стационарные рации на автомашинах посылают и принимают сигналы на дистанции 5-7 км, при установке достаточно длинной антенны и оснащении усилителем дальность связи увеличится вдвое – до 15 км. Но повышение мощности автомобильной рации за счет усилителя и антенны сделает пользованием ею незаконным без соответствующей регистрации в госорганах. Заметим, что усилители могут быть использованы только на рациях мощностью до 10 Вт – на большую входную мощность они, в своем большинстве, не рассчитаны.

Чтобы полноценно использовать мощный блок «усилитель+антенна» для приема-передачи радиосигнала от нескольких источников, понадобиться рация с расширенным функционалом – серийные модели марок Kenwood, Yaesu (Vertex).

Установка антенны для рации дальнобойщика

Место для врезки антенны следует выбирать на «массе». Будет правильным поручить выбор места для монтажа антенны и ее настройку профессионалу, имеющему КСВ-метр (пользование им требует большого опыта) или антенный анализатор. Конечно, радиоантенна работает и без тонкой настройки, однако качество связи будет как минимум в 2 раза хуже, чем после проведения настроечных операций.

Посмотрите видео о необходимости рации на трассах не только для дальнобойщиков:

Если Вы дальнобойщик, или просто часто выезжаете за город, путешествуете по трассам межгорода на легковых автомобилях:

обращайтесь в компанию ОАО «ЭХО» по адресу г. Уфа, Владивостокская, 1А

тел./факс. (347) 228-33-11, 252-50-00, 228-36-32, 228-35-38

Вам помогут как с выбором автомобильной радиостанции для да, так и с установкой антенн.

Си-Би радиостанции

Частота радиостанции: CB (26,065-28,305 МГц)
Мощность передатчика: 8 Вт
Количество каналов: 225E

Частота радиостанции: CB (26,065-28,305 МГц)
Мощность передатчика: 8 Вт
Количество каналов: 135R+135E

Частота радиостанции: CB (26,065-28,305 МГц)
Мощность передатчика: 8 Вт
Количество каналов: 135R+135E

Частота радиостанции: CB (25,615-30,105 МГц)
Мощность передатчика: 10 Вт
Количество каналов: 450E + 450R

Частота радиостанции: CB (25,615 — 30,105 МГц)
Мощность передатчика: 10 Вт
Количество каналов: 400R + 400E

Частота радиостанции: CB (25,615 — 30,105 МГц)
Мощность передатчика: 10 Вт
Количество каналов: 400R + 400E

Частота радиостанции: CB (25,615 — 30,105 МГц)
Мощность передатчика: 10 Вт
Количество каналов: 450

Частота радиостанции: CB (26.960-27.405 МГц)
Мощность передатчика: 4 Вт
Количество каналов: 40

CB – наименование гражданского диапазона 27 МГц и оборудования для него (engl. Citizens Band).

Современные Си Би рации обладают не очень хорошим качеством звука, при этом не требует лицензий и больших финансовых затрат на покупку. В большинстве стран под Си Би выделены сетки в диапазоне частот от 26,975 до 27,405 МГц (максимум, это 800 каналов).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2011 г. №837 регистрация Си Би радиостанций в России не требуется.

Наибольшей популярностью Си-Би радиостанции пользуются на автодорогах – у водителей и дальнобойщиков. 15-й канал сетки «С» в АМ-диапазоне (C15EAрадиоста 27.135 МГц) является базовым для дорожной радиосвязи: Си-Би радиостанции позволяют поддерживать постоянный контакт при движении в колонне, обращаться за помощью в случае аварий или технических поломок, а также всегда получать оперативную дорожную информацию и помощь при выборе маршрута передвижения.

Поскольку Си Би диапазон 27 МГц находится между KB и УКВ-диапазонами, он обладает свойствами и того и другого. Как и УКВ (VHF), Си-Би-радиоволны, в основном, распространяются по прямой линии, от передающей антенны к приемной (прямая волна). При длине волны около 11 метров, Си-Би-радиоволны способны распространяться также и вдоль поверхности земли, частично огибая ее (земная волна).

Дальность радиосвязи зависит от множества факторов: высоты подъема антенн, застройки, вида используемых антенн, мощности передатчика, уровня помех в точке приема, наличия преград на линии связи, вида используемой модуляции, даже от погодных условий и времени суток.

При стандартной мощности передатчика 4 — 10 Вт можно ориентироваться на следующие дальности радиосвязи:

  • автомобиль — автомобиль — 10 — 15 км;
  • автомобиль — носимая — 5 — 10 км;
  • носимая — носимая – 1 — 5 км.

В России для радиостанций, работающих в диапазоне 27 Мгц, разрешено использовать амплитудную (AM), частотную (FM) и однополосную модуляцию (SSB). Для радиосвязи на небольших расстояниях, в первую очередь в условиях города, целесообразно использовать режим частотной модуляции FM. Эта модуляция отличается наиболее качественным звучанием (при условии сильного сигнала) и позволяет подавить большинство эфирных и импульсных помех. Амплитудная модуляция AM оптимальна для средних и больших расстояний, когда FM-сигнал может потеряться в шумах.

Фирма Сайком предлагает купить оптом самые популярные модели Си Би радиостанций производства ведущих российских, корейских и китайских брендов, таких как Megajet, Optim, TTI.

Записки программиста

Выходим на Си-Би c трансивером Midland M-Zero Plus

Си-Би (CB, Citizens Band) называют КВ-диапазон в окрестностях 27 МГц (11 метров), выделенный для безлицензионного использования всеми желающими. Более точный диапазон частот для России: 26.960-27.410 МГц. В отличие от безлицензионных диапазонов LPD (433 МГц) и PMR (446 МГц), здесь разрешается работать с большими мощностями, до 4 Вт в AM или FM и до 12 Вт в SSB. Кроме того, так как речь идет о коротких волнах, здесь бывают дальние прохождения. Давайте же выясним, есть ли жизнь на Си-Би, и как начать работать в этом диапазоне.

Теория

Примечание: В России правила использования CB-диапазона определены Решением ГКРЧ, принятом на заседании от 3 сентября 2013 года [PDF]. Основные сведения содержатся в «Приложении № 2 к решению ГКРЧ от 3 сентября 2013 г. № 13-20-08», в конце документа.

В целом, движуха с Си-Би напоминает движуху с любительским радио, с несколькими отличиями:

  • Порог вхождения существенно ниже. Не требуется сдавать экзамены, получать позывной, регистрировать РЭС. Кроме того, Си-Би трансиверы существенно дешевле радиолюбительских трансиверов. Цены начинаются где-то от 45$. На Avito можно найти еще дешевле. Наконец, на Си-Би не требуется вести журнал проведенных радиосвязей;
  • Разрешенная мощность существенно ниже, чем в случае с любительским радио. Кроме того, на Си-Би запрещено использовать направленные антенны, с усилением больше 1.73 dBi. Это касается только работы на передачу, принимать вы можете что угодно на любые антенны;
  • Так как позывной не требуется нигде получать, на Си-Би люди сами придумывают себе позывные. Обычно это одно простое и общеизвестное слово. Например, первые корреспонденты, с которыми мне удалось связаться на Си-Би, имели позывные «Гвоздика» и «Валет». Позывной не несет никакого глубокого смысла, и нужен только для того, чтобы отличить одного Петю от другого;
  • В любительском радио для работы голосом на КВ используют SSB. В Си-Би же основные виды модуляции — это FM и иногда AM. SSB (USB) также используется для проведения дальних связей, но он поддерживается далеко не в каждом трансивере. В качестве Си-Би трансивера с поддержкой SSB, который сейчас доступен на рынке, можно привести в пример Alinco DR-135CBA. Вызывная частота, на которой работают в SSB — 27.190 МГц;
  • Телеграф, BPSK, FT8, SSTV — ничего этого на Си-Би нет;
  • На Си-Би вместо непрерывного интервала частот используют так называемые «сетки» и «каналы». Подробнее об этом ниже;
  • Есть только один диапазон. Операторам любительского радио выделено восемь диапазонов только на КВ (3-30 МГц), а еще есть 160 метров (1.8-2 МГц, средние волны) и УКВ диапазоны (> 30 МГц);
  • На Си-Би не бывает соревнований;

В остальном же все очень похоже. Те же «всем-всем», рапорты 59 и прощальные 73. Точно так же можно экспериментировать с самодельными антеннами, тюнерами, фильтрами, блоками питания и даже трансиверами. А можно просто общаться за жизнь.

Так что же на счет каналов и сеток?

Существует несколько сеток, обозначаемых буквами A, B, C, и так далее. Сетка — это просто некий интервал частот. Стандартной считается сетка C, которой соответствует интервал 26.965-27.405 МГц. Именно она сейчас используется в России. До 2013-го года также можно было работать в сетке D, интервал 27.415-27.855 МГц. Сейчас эти частоты выходят за диапазон, выделенный под Си-Би.

В каждой сетке содержится по 40 каналов. Каналу соответствует определенная частота. Например, 20-му каналу в сетке C соответствует частота 27.205 МГц. К сожалению, частоты каналов меняются не с фиксированным шагом, и вообще, их частоты идут не по порядку. Например, каналам 23, 24, 25 и 26 соответствуют частоты 27.255, 27.235, 27.245 и 27.265 МГц, а пары каналов (3,4), (7,8), (11,12), (15,16) и (19,20) разделены не на 10 кГц, как все остальные, а на 20 кГц. Тем не менее, на образованных таким образом «дырках» между каналами допускается работать. Дырки иногда обозначают, как каналы 41-45, или как каналы 3А, 7А, 11А, 15А и 19А соответственно.

Но если оставить все в таком виде, будет слишком просто, не так ли? Есть еще так называемые «пятерки» и «нули». Пятерки — это когда используются каналы с частотами xy.zw5 МГц, а нули — когда xy.zw0 МГц. Например, в Европе используют пятерки. То есть, 20-ый канал сетки C имеет частоту 27.205 МГц. В России можно использовать как нули, так и пятерки. Радиолюбители обычно используют нули. Поэтому 20-ый канал сетки C приходится на 27.200 МГц.

Дабы постоянно не писать «20-ый канал сетки C в нулях, модуляция FM» используют сокращение в стиле C20RF. Здесь С — название сетки, 20 — номер канала, R — Россия или нули, F — модуляция FM. Для обозначения Европы или пятерок используют букву E. Модуляция AM обозначается буквой A. Название сетки можно опускать, если это сетка C. Например, C15EA и 15EA обозначают один и тот же канал. Этот канал является международным каналом дальнобойщиков. Другой специальный канал, про который стоит знать, 9EF, является международным вызывным каналом службы спасения. Канал 20RF является вызывным каналом радиолюбителей.

Ну и чтобы окончательно всех запутать, разные производители трансиверов имеют разные представления о том, как правильно нумеровать сетки и каналы. Заметьте также, что не все трансиверы могут переключаться между нулями и пятерками. Перед покупкой обязательно уточняйте у продавца, позволяет ли трансивер использовать сетку C в нулях, и как на нее переключиться.

Fun fact! Жители Австралии, Новой Зеландии и некоторых других стран также называют Си-Би УКВ частоты в окрестностях 477 МГц (UHF CB). В Северной и Южной Америке аналогичная служба называется FRS, частоты 462 МГц и 467 МГц. В России и Европе им соответствует PMR, 446 МГц.

Выбор трансивера

Для экспериментов на Си-Би я решил обзавестись трансивером Midland M-Zero Plus. Это один из самых дешевых трансиверов на рынке, при этом он имеет неплохие отзывы. Но что намного важнее — вы посмотрите какая милота:

Габариты устройства — всего лишь 110 x 120 x 45 мм! Его вес составляет 665 г.

Трансивер имеет заявленную мощность 4 Вт. Приемник представляет собой супергетеродин с двумя преобразованиями ПЧ. Чувствительность — 0.5 мкВ. Питается трансивер напряжением 12.6 В±10%. То есть, его можно питать обычным среди радиолюбителей напряжением 13.8 В. Трансивер идет с кабелем для запитки от прикуривателя. Его я перепаял на разъем XT60.

Измеренная мощность при питании напряжением 13.8 В оказалась даже чуть выше заявленной, ближе к 5 Вт:

Измеренное потребление тока составило 0.11 А при работе на прием, 1.0 А при передаче в FM и 1.0-1.3 А при передаче в AM. Если верить инструкции, устройство может потреблять до 2 А тока.

Для переключения в нули устройство нужно выключить, зажать кнопки вверх и вниз, и затем включить питание. В появившимся меню выбираем режим «Po», то есть, Польша. Подтверждаем выбор нажатием PTT. После этого каналы 01-40 будут соответствовать каналам 1-40 сетки C в нулях, которые нам и интересны. Также в трансивере есть каналы 41-80 и 0.1-4.0 с точкой между цифрами. Они соответствуют другим сеткам, и работать на них в России незаконно.

Важно! Как уже отмечалось выше, производители трансиверов сами себе придумывают названия сеток. Так документация на Midland M-Zero Plus называет сетку C сеткой D. Именно поэтому следует уточнять у продавца, как на самом деле переключить сетку на требуемую. А потом еще неплохо бы проверить с помощью SDR-приемника, что трансивер действительно использует требуемые частоты.

А так Midland M-Zero Plus выглядит внутри:

Устройство выполнено на одной плате, все компоненты находятся с одной стороны. Выглядит как что-то пригодное как для ремонта, так и для модификаций.

Что я не учел при выборе трансивера, это то, что он предназначен для установки в фуру, над головой водителя. Соответственно, колонка расположена внизу корпуса. К счастью, к трансиверу можно подключить внешнюю колонку. Если колонки нет, то трансивер вполне исправно работает и на боку.

Не проще ли раскрыть трансивер на передачу?

Иногда для работы на Си-Би раскрывают на передачу КВ-трансиверы, предназначенные для диапазонов любительского радио. На мой субъективный взгляд, в этом мало смысла.

Во-первых, такие трансиверы неудобны для работы на Си-Би. В них нет каналов и сеток, а поддержка FM и AM нередко ограничена. Так в Yaesu FT-891 для режимов AM и FM не работает компрессия. Кроме того, для режима FM не работает функция записи и воспроизведения сообщений.

Во-вторых, нередко трансиверы раскрывают с целью поработать на Си-Би с высокой мощностью. Даже если на секундочку забыть, что это не очень законно, это довольно бессмысленно. Разница между 5 Вт и 100 Вт составляет чуть больше двух делений на шкале S-метра. Ну будут вас принимать с рапортом 59+ вместо 57. И толку? При типичном уровне шума 2 балла и работе в прямом канале это не имеет ни малейшего смысла. Лучше поднимите антенну повыше, это даст куда лучший эффект.

В общем, моя жизненная философия — на Си-Би нужно использовать Си-Би трансиверы и максимальную мощность, разрешенную для этого диапазона. Если же вам хочется больше мощности и больше радиосвязей, не проще ли получть радиолюбительский позывной? В диапазоне 40 метров прохождение чуть ли не круглые сутки, народу не в пример больше, разрешенная мощность — до 1000 Вт, а еще направленные антенны, много разных видов связи, и вообще весело.

Выбор антенны

На Си-Би принято использовать вертикальную поляризацию. Соответственно, было решено сделать самую простую антенну — проволочную ground plane:

Изначальная длина полотна антенны и двух противовесов была 2.75 метров. Затем провода подрезались по минимуму КСВ. Итоговая длина у меня получилась 2.3 метра. График КСВ при этом выглядит так:

Наверное, можно было настроить и поточнее. Однако разница между КСВ 1.0 и 1.5 составляет лишь 4% потери мощности. Я решил не заморачиваться.

Антенна была установлена на 10-иметровой удочке с противовесами, идущими к земле примерно под 45°. Если настраивать антенну у земли и затем поднимать ее, то резонанс уходит вниз по частоте. Соответственно, при настройке следует целиться в верхнюю часть диапазона. У Игоря Викторовича в разделе 3.4.5.1 показано, что при высоте нижней точки противовесов от земли выше 0.15λ (1.65 м в нашем случае) использовать больше двух противовесов бессмысленно. В том же разделе приводится история возникновения заблуждения о том, что якобы нужно не менее четырех противовесов.

Зачем было так высоко поднимать антенну? Сейчас у нас минимум солнечной активности, а значит прохождение на 11 метрах бывает весьма редко. То есть, радиосвязи скорее всего предстоит проводить в прямой видимости. Мне точно не известно, как много людей работают на Си-Би поблизости от меня, но подозреваю, что не много. Чем чище горизонт с перспективы антенны, тем больше шансов на успешное проведение радиосвязей.

Что же до балуна, то я использовал свой обычный балун, на базе ферритового кольца FT240-31. Это, безусловно, оверкил для такой мощности. Но балун у меня уже был и лежал без дела. Не делать же новый?

Заключение

Активность на Си-Би оказалась несколько ниже по сравнению с КВ-диапазонами любительского радио. Даже на УКВ-диапазоне 2 метра в прямом канале (то есть, без репитеров) активность субъективно повыше. Тем не менее, мне удалось провести радиосвязи с несколькими корреспондентами, проживающими в радиусе около 30 км от меня. Насколько я смог выяснить, в окрестностях Москвы на момент написания этих строк не было ни одного Си-Би репитера, поэтому попробовать работать через них, к сожалению, не вышло.

Если вам хочется поработать на Си-Би, вот несколько ссылок, которые могут вам пригодиться:

  • https://forum.qrz.ru/ — на форуме есть раздел, посвященный Си-Би;
  • http://radio-kanal.ru/pages/selectingcall.html — список типичных позывных;
  • http://cb-radio.ru/ — онлайн-карта автоканалов;

В целом, на Си-Би есть жизнь. Если вам всегда было интересно поработать в эфире, а также поэкспериментировать с антеннами и так далее, но вы почему-то еще не созрели до получения позывного, попробуйте начать с Си-Би. Если же вы опытный коротковолновик, вам стоит попробовать Си-Би чисто для разнообразия. А может, вам просто требуется обеспечить радиосвязь в походе? Тогда Си-Би решит вашу проблему.

На этом у меня все. Удачи вам в радиолюбительском деле и до встречи в эфире!

Российские вызывные каналы 27.200 FM и другие…

Идея написать эту обзорную статью родилась после прочтения статьи восхваляющей вызывной 38 канал Соединенных Штатов, и других государств. С ней можно ознакомиться здесь. В глубине души зародилось чувство некоей несправедливости и желание показать, что мы отнюдь не хуже, а кое в чем и лучше (а может быть такие же). Наш Российский вызывной канал, это особый мир, который имеет свои не писаные порядки и правила, а зачастую и полное отсутствие оных. Желание поделиться опытом работы в двадцатке сподвигло набросать этот материал. И пусть вас не смущает картинка в начале поста, она выбрана не случайно. Почему? Читаем ниже.

Как нам всем известно, на гражданском диапазоне нет специально установленных правил общения. На любительских диапазонах все строго регламентировано, как проводить QSO, как вести радиообмен, как его, радиообмен, завершать, и так далее и тому подобное. На си-би все очень похоже, только правил как таковых нет. В эфире гражданского диапазона каждый волен вести себя так, как ему заблагорассудится. В этом есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что мы, действительно, не стеснены рамками регламента радиосвязи, минусы в том, что станцию может купить любой сумасшедший и мешать нормальным людям общаться. В этом же кроется и плюс. Сразу понятно, кто сидит по ту сторону микрофона, вежливый радиолюбитель или бесноватый хмырь, которому ударила в голову весна (или осень), а в детстве не объяснили, что мешать другим людям работать или отдыхать не хорошо. По этому, си-би эфир является, безусловно, народным и представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут все представители общества или даже не живут, а вынуждены уживаться друг с другом.

Лучший способ познакомиться с си-би в том виде, в каком оно существует в нашей стране, это встать во время сильного прохождения на частоту 27.200 в частотной модуляции (FM) и послушать о чем говорит народ. А народ говорит о многом! Тут можно услышать и нормальных радиолюбителей (даже с позывными) которые охотятся за DX, и шарманщиков крутящих песни Харчикова и опусы про коноплю, бабушку с топором и пр., и «старых пердунов» которым вздумалось отстраивать свой киловаттный передатчик именно на этой частоте, и любителей похрюкать и посвистеть в микрофон, попродувать его от грязи, а может и просто повозить по столу, любителей поставить несучку и заблокировать канал.

Справедливости ради, нужно сказать, что большинство пользователей этой частоты люди вполне вменяемые и интересуют их только DX и им всегда интересно провести связь с вами или другой DX станцией, они будут вежливы, и в конце радиообмена пожелают вам доброго здоровья. Но в большой семье не без уродов, и с ними приходиться уживаться, да чего уж там, иногда бывает даже весело, или наоборот грустно и обидно, поскольку, в канале появился DX из Австралии, а какой-нибудь старый пердун завел свой мощный усилитель или поставил музыку. Увы, таким людям можно только посочувствовать, тотальная нехватка общения, порой толкает на странные поступки.

Однако, на этом история не заканчивается, ибо каналом пользуются не только в России. Часто на эту частоту подходят станции из Европы. Франция, Германия, Италия и другие… Да-да, на эту частоту подходят радиолюбители которым интересно провести QSO c русскоговорящими корреспондентами. И это приятно.

Немного о принципах работы канала
Как и 38 канал у американцев, двадцатка живет своей жизнью без правил. На частоте одновременно работает куча станций. Они все толпятся, включаются и говорят, пытаются провести связь, иногда это даже получается. Принцип, крикнул в вызывном и отойди на соседний канал, здесь не работает или работает в 10-15% случаев. Иногда действительно полезно позвать корреспондента в другой канал для проведения интересного QSO. Но, увы, большинство на это плевать хотели, а может быть у них у всех одноканальные станции, и поэтому сидят в 20 канале, там же вызывают других, и там же проводят QSO. Здесь мы на американцев похожи, с той лишь разницей, что у них используется однополосная модуляция, и всем слышно всех, а у нас, только того у кого больше антенна или передатчик.

Еще нужно сказать, что не одной двадцаткой жив российский си-би диапазон. Второй, тоже, своего рода, вызывной канал располагается на 10 кГц ниже в «дырке» (27.190). Здесь работают в верхней боковой полосе (USB). Адекватных радиолюбителей здесь гораздо больше и шанс нарваться на придурка исчезающе мал. Аппаратура способная работать в однополосной модуляции довольно дорогая и доступна не всем, это накладывает определенные ограничения на психов, закрывая им доступ на эту частоту. Иногда вам могут предложить перейти на частоту 27.140 или 27.090 в верхнюю боковую. Это тоже дырки и они используются, в случае если 27.190 сильно перегружена.

Еще существует частота 27.985 USB, в общем реестре вызывных частот она помечена как USSR, однако станций работающих на этой частоте мне встретить не удалось.

15 Канал си би частота

Радиосвязь дальнобойщиков — это гражданский диапазон частот 27 МГц, если быть точнее — 27,135 МГц или 15 канал сетки «С» (в рациях ALAN, MegaJet — 15 канал сетки «D»). Радиосвязь давно и плотно вошла в жизнь водителя-дальнобойщика. Как правильно сделать выбор, покупая рацию для радиосвязи с дальнобойщиками? Исторически сложилось, что дальнобойщики для связи используют режим АМ (амплитудной модуляции). Вот, собственно, два основных критерия выбора рации для радиосвязи дальнобойщиков.

Остановимся на них подробнее:
Радиостанции гражданского диапазона 27 МГц, так называемые «CB» (Си-Би) могут быть как автомобильными, так и портативными (носимыми). Автомобильные рации, как правило, более мощные и в них реализован полноценный приемный тракт, поэтому для получения наибольшей дальности связи необходимо использовать автомобильную радиостанцию. Портативные радиостанции диапазона 27 МГц, в основном, имеют скромные параметры по дальности радиосвязи, зато их можно использовать вне автомобиля, или держать такую радиостанцию в автомобиле в качестве запасной.
Дальнобойщики используют для радиосвязи 15 канал сетки «C» (в рациях ALAN, MegaJet — 15 канал сетки «D») в режиме АМ (амплитудной модуляции), поэтому при выборе рации для связи с дальнобойщиками необходимо обратить внимание на наличие в радиостанции режима AM. Некоторые рации, например Таис РМ-41 или Таис РМ-43 работают только в режиме FM, что делает эти радиостанции непригодными для работы на трассе — рации для дальнобойщиков должны поддерживать режим АМ.

Наиболее популярные автомобильные рации для дальнобойщиков, рации для связи на трассе:

Track Smart

MegaJet MJ-333

Optim Pilgrim

Перечисленные выше радиостанции, а также другие радиостанции диапазона 27 МГц с паспортной мощностью не более 10 Ватт, приобретенные и используемые частными лицами не требуют регистрации. Она была официально отменена 01.11.2011.

Выбор портативных радиостанций, которые могут использоваться для радиосвязи с дальнобойщиками в последнее время стал очень ограничен. У нас часто спрашивают портативную рацию, способную работать на частоте дальнобойщиков — мы предлагаем купить ALAN 42 — портативную CB радиостанцию, имеющую приемлемые характеристики и хорошую комплектацию. Следует обратить внимание, что для использования любой портативной CB рации внутри зданий, помещений или в салоне автомобиля — обязательно потребуется внешняя антенна, такая же как и для автомобильных раций.

Также необходимо помнить, что качество радиосвязи зависит не только от используемой радиостанции, но и от антенны. Выбор антенны для рации водителя-дальнобойщика во многом ограничен высотой грузового автомобиля. Антенны высотой более 1,5м, а также магнитные автоантенны не рекомендуются для установки на высокие грузовые автомобили — они часто будут задевать за различные препятствия, магнитные автоантенны при этом могут упасть. Зато на легковые или невысокие грузовые автомобили успешно можно устанавливать практические любые автомобильные антенны исходя из необходимой дальности связи. Чем выше антенна и чем «мощнее» у нее катушка — тем связь будет дальше.

Наиболее популярные врезные автомобильные антенны, используемые дальнобойщиками:

Optim CB-92

Optim CB-1200

Optim CB-1000

Optim CB-82 MAG

Optim 1С-100

Optim ML-145

Качество работы любой антенны зависит от правильности ее установки и настройки. Технические специалисты компании РеалРадио всегда проконсультируют, как правильно установить антенну, при необходимости произведут настройку антенны на Вашем автомобиле. Если Вы остановили свой выбор на врезной автоантенне, то нужно будет позаботиться о ее надежном креплении.

Рации для дальнобойщиков можно приобрести в наших магазинах в Челябинске и Магнитогорске, а также купить с доставкой в города России. Компания РеалРадио осуществляет доставку раций и радиооборудования транспортными компаниями, а также Почтой России наложенным платежом в города:
Анапа, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Белогорск, Бийск, Биробиджан, Благовещенск, Брянск, Великий Новгород, Владимир, Волгоград, Волжск, Волжский, Вологда, Воронеж, Димитровград, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Миасс, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Нижневартовск, Новый Уренгой, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Подольск, Псков, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Чебоксары, Череповец, Чита, Шахты, Энгельс, Якутск, Южно-Сахалинск, Ярославль.

Перечень городов, в которые производится доставка раций и радиооборудования 27 МГц, постоянно пополняется.

Также мы осуществляем доставку раций и радиооборудования 27 МГц транспортной компанией Деловые линии в следующие города: Абакан, Адлер, Братск, Бугульма, Владивосток, Волгодонск, Дзержинск, Забайкальск, Иркутск, Новомосковск, Улан-Удэ, Ухта, Хабаровск.
В города Армавир, Буденновск, Нальчик, Невинномысск, Нефтекамск, Нижнекамск, Пятигорск, Северодвинск, Сызрань — компанией ПЭК. В города Березники, Нефтеюганск, Ноябрьск, Ханты-Мансийск — компанией Экспресс-Авто. В города Альметьевск, Ачинск, Ишимбай, Кипарисово, Комсомольск на Амуре, Лабытнанги, Нерюнгри, Петропавловск-Камчатский, Рубцовск, Усть-Илимск — компанией ЖелДорЭкспедиция.

В города Белоярский, Белорецк, Верхняя Салда, Глазов, Губкинский, Каменск-Уральский, Качканар, Коротчаево, Красноуральск, Кунгур, Кушва, Лангепас, Невьянск, Приобье, Радужный, Салават, Стрежевой, Туймазы, Урай, Междуреченский, Надым, Озерск, Пионерский, Пуровск, Бузулук, Пелым, Покачи, Прокопьевск, Пурпе, Югорск, Северск, Серов, Сибай, Соликамск, Сухой лог, Чайковский, Чусовой, Октябрьский, Симферополь, Тобольск, Ишим, Когалым, Шадринск, Нягань, Сарапул, Южноуральск — компанией КИТ.

Доставка раций для дальнобойщиков возможна в любые населенные пункты Почтой России наложенным платежом или EMS Почтой, например: Алапаевск, Артёмовский, Асбест, Балаково, Берёзовский, Богданович, Верхняя Пышма, Заречный, Ивдель, Ирбит, Камышлов, Карпинск, Кировград, Краснотурьинск, Красноуфимск, Лесной, Нижняя Салда, Нижняя Тура, Новоуральск, Первоуральск, Полевской, Ревда, Североуральск, Сысерть, Щелкун, Тавда, Верещагино, Нытва, Лысьва, Красновишерск, Александровск, Краснокамск, Очёр, Полазна, Чернушка, Горнозаводск, Добрянка, Гремячинск, Кудымкар, Губаха, Яйва, Викулово, Ярково, Нижняя Тавда, Ялуторовск, Казанское, Боровский, Ромашево, Голышманово, Тарманы, Винзили, Большое Сорокино, Богандинский, Упорово, Уральск, Омутинское, Бердюжье, Абатское, Антипино, Исетское, Туртасе, Норильск, Салехард, Воркута, Воткинск.

Компания РеалРадио следит за новинками в области радиосвязи и рада предложить самые современные средства связи для выполнения любых задач. Профессиональная радиосвязь – наша специализация!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию