0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая разница между DOT 3 и DOT 4

Какая разница между DOT 3 и DOT 4?

Жидкости DOT 3 используются в большинстве транспортных средств и рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей с дисковыми и барабанными исполнительными механизмами. Существенным преимуществом данных жидкостей является их небольшая цена. Однако тормозные жидкости класса DOT 3 довольно гигроскопичны, т.е. достаточно быстро поглощают воду. Поэтому после вскрытия канистры с DOT 3, жидкость следует использовать как можно быстрее. В процессе эксплуатации тормозные жидкости также поглощают влагу, поэтому их рекомендуют заменять не реже чем раз в 2 года. Так как DOT 3 поглощает воду, любая впитавшаяся вода может вызвать коррозию и приводит к снижению температуры кипения тормозной жидкости. Для предотвращения коррозионных процессов в тормозных магистралях и цилиндрах, в данные жидкости добавляют специальные присадки, которые, к тому же, предотвращают повреждения резины.

Следующий класс – DOT 4. Он объединяет жидкости с улучшенными характеристиками, которые рассчитаны на работу в автомобилях с дисковыми и дисковыми вентилируемыми тормозами. DOT 4. Кроме того, DOT 4 имеет более высокую температуру кипения, чем DOT 3, что является более предпочтительным для больших нагрузок, каковыми являются, например, гонки, автокросс или частое применение тормозов на горных дорогах.

Температурно-вязкостные показатели тормозных жидкостей DOT 3 и DOT 4 сохраняют стабильность и работоспособность в широком диапазоне.

  • Главная страница
  • Новости
  • Промоакции
  • Статьи
  • FAQ
  • Материалы для загрузки
  • О нас
  • История
  • Контроль качества
  • Сотрудничество
  • Партнеры
  • Вход для партнёров
  • Охлаждающие жидкости
  • Моторные масла
  • Трансмиссионные масла
  • Тормозные жидкости
  • Автохимия
  • Тара
  • Private Label
  • ООО «Черкасский Завод Автохимии»
  • 18003, Украина, г.Черкассы,
  • ул. Вячеслава Чорновола, 118, а/я 729
  • +38 (095) 280 07 40
  • +38 (0472) 64-61-60
  • +38 (0472) 64-61-60
  • office@vamp.ua
  • Черкасский Завод Автохимии © 2021 Все права защищены
  • Главная
  • Компания
    • О компании
    • История компании
    • Сотрудничество
    • Политика качества
    • Лаборатория
    • Партнеры
      • Дилеры в Украине
      • Дилеры за рубежом
    • Вакансии
  • Продукция
    • Охлаждающие жидкости
    • Моторные масла
    • Трансмиссионные масла
    • Тормозные жидкости
    • Автохимия
    • Средства гигиены VIRUSAFE
    • Тара
      • Канистры
      • Тара ПЭТ
      • Крышки
    • Акционные продукты
  • Private Label
  • Бренд VAMP
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Промоакции
    • Статьи
    • FAQ
    • Материалы для загрузки
  • Контакты

Сообщаем, что наш сайт использует файлы cookie. Чтобы продолжить навигацию по сайту, нажмите «Я согласен с использованием файлов cookie». Я согласен с использованием файлов cookie Чтобы узнать о нашей политике конфиденциальности, пожалуйста, нажмите здесь.

Типы тормозных жидкостей

Эксплуатационные характеристики тормозных жидкостей

Тормозная жидкость DOT 3

Тормозные жидкости DOT 3, как правило, имеют в основе гликольэфир, но, не потому что это необходимо. Фактически, стандарт FMVSS116 не уточняет химический состав тормозных жидкостей. Он просто указывает физические свойства жидкости. Однако производители тормозных жидкостей, по общему согласию, установили, что жидкости на основе гликольэфира являются наиболее экономичным способом удовлетворения требований.

Тормозные жидкости DOT 4

Тормозные жидкости DOT 4 также являются жидкостями на основе гликольэфира, но кроме того они содержат сложные эфиры борной кислоты для улучшения некоторых свойств, включая повышение высокой и низкой точки кипения. Тормозные жидкости DOT 4 имеют более стабильную и более высокую точку кипения на раннем этапе срока своей службы, но по иронии, как только жидкость фактически начинает поглощать воду, ее точка кипения, как правило, снижается быстрее, чем точка кипения обычной тормозной жидкости DOT 3. В соответствии со стандартом FMVSS116, самая высокая точка кипения тормозных жидкостей DOT 4 должна составлять 230°C, а самая низкая точка кипения — 155°C.

Тормозные жидкости DOT 5.1

Исторически, уровня производительности DOT 5.1 (в частности, температуры кипения и вязкости) можно достичь, используя только жидкости на основе силикона. Однако теперь и современные составы жидкостей на основе гликольэфира соответствуют требованиям тормозных жидкостей DOT 5 в этих ключевых характеристиках. Следовательно, уровень тормозных жидкостей DOT 5.1 был создан для различия этих двух совершенно разных химических структур, обе из которых соответствуют эксплуатационным требованиям тормозных жидкостей DOT 5.

Буквально говоря, тормозные жидкости DOT 5.1 это просто тормозные жидкости типа DOT 4, которые соответствуют эксплуатационным требованиям тормозных жидкостей DOT 5. В связи с этим, их смело можно смешивать с тормозными жидкостями DOT 3 или DOT 4. Иногда, они даже называются тормозные жидкости «DOT 4 Plus» или «Super DOT 4», поскольку по химической структуре они больше похожи на обыкновенную жидкость DOT 4, чем на обыкновенную тормозную жидкость DOT 5. Фактически, DOT 5.1, главным образом, состоит из сложных эфиров борной кислоты.

Тормозные жидкости DOT 5

Тормозные жидкости DOT 5 были разработаны для военного применения, т.е. для транспортных средств, которые могли храниться в течение многих лет, без технического обслуживания, и начинать немедленно работать, когда они необходимы. Они лучше с точки зрения удержания точки кипения и свойств коррозии/сохранения, поскольку они не поглощают воду. До настоящего времени производители автомобилей не используют силиконовые жидкости для первой заливки обычных автомобилей по двум основным причинам:

  • Низкая растворимость в воздухе, что вызывает ощущение, что педаль тормоза западает.
  • Отсутствие растворимости в воде, влага, которая попадает в систему, может вызывать коррозию, и может замерзать при низких температурах или кипеть при высоких температурах.

Можно ли смешивать тормозную жидкость дот 3 и дот 4?

Среди относительно недорогих тормозных жидкостей сегодня наиболее распространены два представителя: DOT-3 и DOT-4. И большинство автомобилей, эксплуатируемых по дорогам РФ, требуют в тормозной системе применения именно этих составов. Ниже разберёмся, можно ли смешивать тормозную жидкость ДОТ-3 и ДОТ-4.

В чём разница между тормозными жидкостями DOT-3 и DOT-4?

Обе рассматриваемые тормозные жидкости изготовлены на одной и той же основе: гликолях. Гликоли – это спирты с двумя гидроксильными группами. Это определяет их высокую способность без выпадения в осадок перемешиваться с водой.

По порядку разберём основные эксплуатационные различия.

  1. Температура закипания. Пожалуй, в плане безопасности это показатель самый весомый. В сети часто можно встретить такое заблуждение: тормозная жидкость не способна закипеть, так как в системе в принципе нет настолько горячих источников разогрева. А диски и барабаны находятся на довольно большом удалении от суппортов и цилиндров, чтобы передать температуру в объём жидкости. При этом ещё и вентилируются проходящими потоками воздуха. На самом деле разогрев вызывают не только внешние источники. При активном торможении тормозная жидкость подвергается сжатию с колоссальным давлением. Этот фактор также сказывается на разогреве (можно провести аналогию с разогревом объёмной гидравлики при интенсивной работе). У жидкости ДОТ-3 точка кипения находится на отметке +205°С. У ДОТ-4 температура кипения несколько выше: +230°С. То есть ДОТ-4 более устойчива к разогреву.

  1. Падение температуры кипения при увлажнении. Жидкость ДОТ-3 закипит после накопления в объёме 3,5% влаги при температуре +140°С. ДОТ-4 более устойчива в этом плане. И при такой же доле влаги закипит не раньше, чем после прохождения отметки в +155°С
  2. Вязкость при –40°С. Этот показатель для всех жидкостей действующим стандартом устанавливается на уровне не выше 1800 сСт. Кинематическая вязкость влияет на низкотемпературные свойства. Чем более густая жидкость, тем сложнее работать системе при отрицательных температурах. У ДОТ-3 низкотемпературная вязкость составляет 1500 сСт. Жидкость ДОТ-4 более густая, и при –40°С имеет вязкость около 1800 сСт.

Отмечается, что благодаря гидрофобным присадкам жидкость ДОТ-4 медленнее впитывает воду из окружающей среды, то есть служит несколько дольше.

Можно ли смешивать DOT-3 и DOT-4?

Здесь рассмотрим совместимость химического состава жидкостей. Не вдаваясь в подробности, можно сказать так: обе рассматриваемые жидкости на 98% состоят из гликолей. Остальные 2% приходится на присадки. Причём из этих 2% общих компонентов как минимум половина. То есть разница в реальном химическом составе не превышает 1%. Состав присадок продуман таким образом, чтобы компоненты не вступали в опасные химические реакции, результатом которых может стать снижение эксплуатационных характеристик жидкости.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать однозначный вывод: можно смело лить ДОТ-4 в систему, рассчитанную на ДОТ-3.

Однако жидкость ДОТ-3 более агрессивна к резиновым и пластиковым деталям. Поэтому в неприспособленные системы её лить нежелательно. В долгосрочной перспективе это может снизить срок службы элементов тормозной системы. При этом никаких резких последствий не наступит. Смесь из ДОТ-3 и ДОТ-4 не просядет по эксплуатационным свойствам ниже, чем наименьший из показателей среди этих двух жидкостей.

Также обращайте внимание на совместимость жидкости с ABS. Проверено, что ДОТ-3, не рассчитанная на работу с ABS, будет работать с антиблокировочной системой. Но вероятность сбоев и появления течи через уплотнители блока клапанов возрастёт.

ДОТ 3 и ДОТ 4 в чем разница?ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница?

ДОТ 3 и ДОТ 4 в чем разница?ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница? Эти вопросы достаточно часто возникают даже у бывалых автомобилистов нашей страны. Ведь в наше время на прилавках автомагазинов можно найти значительный ассортимент тормозной жидкости, в котором не всегда можно разобраться и тем более выбрать ту марку, которая нужна. Для регулирования скорости движения существует специальная система, в которой циркулирует тормозная автожидкость различных марок. В зависимости от конкретной модели автомобиля существует определенная марка тормозной автожидкости, которая должна быть в нем использоваться.

Общие сведения

Тормозной жидкостью является вещество, которое используется в системе сцепления для регулирования скорости движения автомобиля. Основными свойствами вышеупомянутой жидкости являются:

  • низкий параметр сжимаемости;
  • высокий уровень степени нагретости и закипания;
  • устойчивый параметр вязкости;
  • отличается незначительным показателем абсорбции влаги;
  • не оказывает разрушительных действий на резиновые детали тормозной системы.

Детально изучив все вышеперечисленные свойства можно сделать вывод о важности своевременной замены автожидкости определенной марки.

Отличия ДОТ-3 от ДОТ-4

Основным отличием в технических характеристиках автожидкостей данного класса является предел температуры кипения и уровень абсорбции. В связи с этим стоимость данной продукции напрямую зависит от двух вышеперечисленных параметров. Так чем больше показатель температуры, тем выше стоимость тормозной жидкости.
Жидкость ДОТ-3 изготавливается с использованием целого комплекса гликолей.

В отличии от ранее рассмотренного вещества, автожидкость ДОТ-4 изготавливается с применением соединений содержащих комплекс сложных эфиров с добавлением борной кислоты. Именно благодаря наличию в составе борной кислоты происходит полная нейтрализация имеющейся влаги в сравнении с ДОТ-3. Это позволяет эффективно поддерживать необходимый параметр степени нагреваемости и увеличивает срок использования данного вещества.

ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница?

Эти две спецжидкости имеют достаточно большое количество схожих характеристик, но отличаются по более значительному показателю температуры закипания. Это позволяет применять ее в тормозных системах гоночных автомобилей и в различной скоростной мототехнике. По остальным техническим характеристикам эти два вещества достаточно похожи.

Вывод

Чтобы правильно ответить на вопросы ДОТ 3 и ДОТ 4 в чем разница?ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница? нужно тщательно изучить справочную литературу и обратить внимание на химический состав и основные технические характеристики вышеперечисленных жидкостей.

Так основным отличием в технических характеристиках автожидкостей вышеупомянутого класса является предел температуры кипения и уровень абсорбции. Кроме этого они разнятся по химическому составу.

Изучая отличия ДОТ-3 от ДОТ-4 можно констатировать, что первое вещество изготовлено из гликолей, а второе из сложных эфиров. Кроме этого различие имеется по максимальной точке кипения и вязкости. Изучая вопрос о том, что ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница? можно констатировать что имеется лишь одно различие. Это уже упоминавшийся ранее показатель кипения. По остальным параметрам два эти вещества полностью идентичны.

Какие тормозные жидкости бывают

  • Какие тормозные жидкости бывают
  • Происхождение стандарта DOT
  • Классы DOT и характеристики
  • DOT 3
  • DOT 4
  • DOT 5
  • DOT 5.1
  • Отличия классов тормозных жидкостей
  • Взаимозаменяемость разных классов

Определенные требования предъявляются к абсолютно любой части машины, и не важно, что это: конструктивная составляющая (например, колесо) или моторное масло. В данной статье мы уделим внимание классам тормозных жидкостей, которые отмечены в американском стандарте безопасности DOT (Department of Transportation).

  • Происхождение стандарта DOT
  • Классы DOT и характеристики
    • DOT 3
    • DOT 4
    • DOT 5
    • DOT 5.1
  • Отличия классов тормозных жидкостей
  • Взаимозаменяемость разных классов

Происхождение стандарта DOT

Классификационные требования к тормозным жидкостям были созданы экспертами Департамента транспорта США (United States Department of Transportation или просто DOT). Этот центральный орган управления в области транспорта был основан в 1966 году и официально начал свою деятельность в 1967 году. Департамент возглавляет министр транспорта Америки, которым с 2013 года является Энтони Фокс.

Согласно данной классификации, все жидкости разделили на несколько специальных групп (классов), имеющих свой набор свойств. Поскольку именно этот вариант классификации сочетал в себе самые адекватные требования, то с ним согласились практически во всех уголках мира, выделяя классы тормозных жидкостей именно по DOT.

Классы DOT и характеристики

DOT 3

Состав DOT 3 являет собой наиболее простое соединение гликолей, что и объясняет сравнительно низкую стоимость данного класса тормозной жидкости и его высокую популярность. Представители DOT 3 быстро впитывают в себя влагу, что вызывает стремительное снижение температуры кипения.

Средний срок службы таких жидкостей составляет меньше 2-х лет, причем их вязкость не самая высокая среди остальных вариантов (при температуре -40 она составляет 1500 мм2/с, что является средним показателем). DOT 3 по праву можно назвать «золотым стандартом» среди тормозных жидкостей. Температура кипения свежего (сухого) вещества равняется 205°C, а кипение мокрой (старой) жидкости достигает 140°C. Цвет DOT 3 бывает не только янтарным, но и прозрачным.

Зачастую тормозная жидкость DOT 3 используется в транспортных средствах, оборудованных либо барабанным типом тормозов, либо дисковыми тормозами на передних колесах. Но если на вашей машине установлены резиновые тормозные прокладки, тогда лучше поискать другой вариант, тем более, что агрессивность жидкости проявляется еще и по отношению к лакокрасочному покрытию. Хорошей альтернативой устаревшему стандарту DOT 3 является более современная жидкость под маркировкой DOT 4, хоть по популярности она пока не смогла вытеснить с рынка своего предшественника.

DOT 4

Приставка в виде цифры «4» возле аббревиатуры DOT указывает на присутствие в составе соединений, связывающих конденсат воды. Если принимать во внимание ГОСТ, то тормозная жидкость никак не сертифицирована, а единственный действующий правовой документ в этой области – это ГОСТ 29200–91, регламентирующий графическое обозначение всех тормозных жидкостей, причем не важно, изготовлены они на нефтяной или не нефтяной основе.

В данном случае, нас больше интересует второй вариант, ведь DOT 4 является представителем именно этого класса. Данный символ представлен в виде желтого восьмиугольника, дополненного черной каймой, в центре которого находится схематическое изображение черной тормозной системы. Если символ полностью перечеркнут, значит, использовать такую жидкость нельзя.

В основе DOT 4 лежат простые линейные полиэфиры с двумя OH-группами. Обычно производители применяют полиэтиленгликоль, однако, учитывая характерные особенности жидких полимеров и различные добавки, которые создают комплексные соединения с гликолями, указанное на упаковке название может звучать по-другому.

Согласно требованиям стандарта, температура вскипания DOT 4 не должна быть ниже 250°C, а для состава, сорбирующего влагу из воздуха (до 3,5%), разрешается снижение указанного значения до 165°C. Показатели вязкости не должны превышать 750 м2/с, только не стоит путать этот показатель с понятием «плотности». Антикоррозийные свойства, которыми обладает данная жидкость, зачастую связывают с кислотностью, а безопасным диапазоном считается нахождение значений рН в пределах 7,0 – 11,5 единиц.

DOT 4 отличается от DOT 3 присутствием в составе специальных добавок (боратов, хотя могут использоваться и другие), которые способны связывать воду, попадающую в тормозную жидкость из воздуха. Если же добавить еще немного различных присадок, то мы получим тормозную жидкость под названием DOT 5.1 (применяется в спортивных автомобилях).

Обратите внимание! DOT 4 можно совмещать с DOT 3, DOT 4.5, DOT 5.1, но она не сочетается с силиконовыми составами DOT 5, DOT 5.1 (ABS).

DOT 5

Благодаря свойствам силикона (на его основе изготавливаются тормозные жидкости класса DOT 5), характеристики таких составов практически идеальны. Так, следует отметить высокую температуру кипения, стабильно низкую вязкость, способность к отталкиванию лишней влаги, отсутствие агрессивного влияния на детали, изготовленные из резины, металла или имеющие окрашенные участки. Более того, продукты этой категории могут похвастаться долгим сроком службы, достигающим 4-5 лет.

Правда, нельзя не упомянуть и о некоторых недостатках жидкостей DOT 5. К примеру, отталкиваемая вода не смешивается с жидкостью и может накапливаться в нижних отделах тормозной системы, а ее замерзание там при низких температурах часто мешает работе всех важных элементов. Более того, указанный класс тормозных жидкостей также отличается и высоким уровнем насыщаемости воздухом (аэрации), из-за чего DOT 5 нельзя использовать на транспортных средствах с установленной антиблокировочной системой.

DOT 5.1

Температура кипения тормозной жидкости DOT 5.1 является самой высокой среди всех остальных классов, причем вязкость состава несколько ниже, чем у других представителей описанной классификации, а значит, она может свободно перемещаться по системе, тем самым способствуя повышению рабочей эффективности тормозов автомобиля. Благодаря этой особенности состав DOT 5.1 используется в гоночных, спортивных машинах и даже мотоциклах. К сожалению, из-за активного впитывания влаги, срок службы данного состава не слишком высок (примерно 1 год), к тому же, как и другие представители гликолевых жидкостей, они способны разъедать краску, хоть резиновые детали и не страдают.

DOT 5.1/ABS

Отдельная группа тормозных жидкостей под названием DOT 5.1/ABS предназначается для транспортных средств с установленной антиблокировочной системой, а также для машин, работающих в тяжелых условиях.

Представители данного класса обладают смешанным составом и одновременно содержат силикон и гликоли. Такая тормозная жидкость может продемонстрировать хорошие смазочные свойства, а также она имеет высокую температуру кипения и дополнена специально разработанным пакетом присадок. В любом случае, наличие гликолей в составе этой жидкости делает ее более гигроскопичной, что ограничивает срок службы двумя годами.

Отличия классов тормозных жидкостей

Как мы уже упоминали выше, классификация тормозных жидкостей DOT распределяет все составы на виды в соответствии с температурой кипения и вязкостью сухой, а также содержащей влагу жидкости. В то же время, составы DOT 3 и DOT 4 представлены в виде минеральных масел, основанных на полигликолях, а основой жидкости DOT 5 выступает силикон, из-за которого состав нельзя смешивать с полигликолями. Проще говоря, в роли основы для всех тормозных жидкостей (кроме DOT 5) выступает полиэтиленгликоль, дополненный полиэфирами борной кислоты, что позволяет соединять эти составы между собой. В отдельных случаях производители DOT 3 могут использовать другую основу, которой чаще всего выступает полиалкиленгликоль.

Не стоит путать силиконовые составы DOT 5 с полигликолиевыми DOT 5.1, тем более что на каждой упаковке состава присутствуют дополнительные обозначения: для DOT 5 – это SBBF (указывает на наличие в жидкости силикона), а для DOT 5.1 – NSBBF (свидетельствует о том, что перед вами тормозная жидкость, основанная не на силиконе).

Теперь давайте немного обобщим некоторые особенности тормозных жидкостей, принадлежащих к разным классам упомянутой классификации DOT:

1. Тормозная жидкость DOT 4 выделяется из остальных классов высоким уровнем поглощения влаги, а также агрессивностью к лакокрасочным покрытиям транспортного средства и резиновым элементам тормозной системы. Открытую упаковку состава необходимо использовать в течение одной недели.

2. DOT 5, благодаря наличию в составе силикона, имеет более высокую температуру кипения и низкую вязкость. Также жидкость инертна к РТИ покрытиям. Продукты этого класса запрещается использовать в машинах, оборудованных ABS.

3. Тормозная жидкость под номером DOT 5.1 разрабатывалась специально для антиблокировочных систем и хорошо подходит для гоночных автомобилей, а среди основных недостатков – быстрое поглощение влаги.

В соответствии с требованиями DOT, тормозные жидкости разных классов окрашивают в два цвета. Так, согласно нормам FMVSS №116, для DOT 4 и 5.1 предусмотрена желтая окраска, а для DOT 5 – розовая. Таким образом, производители побеспокоились об исключении возможности их спутывания.

Взаимозаменяемость разных классов

Составы класса DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 достаточно похожи между собой, ведь их состав основывается на гликолях и полиэфирах. Поэтому эти виды могут легко заменять друг друга. Правда, даже в этом случае различия все же имеются. Так, DOT 5 создают на основе силикона, в то время как DOT 5.1/ABS помимо силикона содержит в себе еще и гликоли, что делает эти две тормозных жидкости не способными взаимодействовать ни с какими другими.

Кроме того, при смешивании жидкостей следует придерживаться одного правила: состав высшего класса не должен добавляться в состав низшего, что является немаловажным условием. К примеру, если в системе вашего автомобиля уже находилась тормозная жидкость DOT 3, то использование DOT 4 или DOT 5.1 только улучшит ее характеристики, а значит, и всю работу тормозной системы. Однако, если к тормозной жидкости DOT 5.1 добавить состав классом пониже, то конечный результат будет непредсказуем.

Помните! Любую тормозную жидкость следует хранить только в герметичной емкости, не допуская ее контакта с атмосферным воздухом, что может привести к окислению, набору влаги и испарению.

Обычно все представители DOT являются легковоспламеняющимися составами, поэтому курить рядом с ними достаточно опасно. Также не забывайте, что все тормозные жидкости очень токсичны, и даже 100 мл, попавшие внутрь организма (некоторые составы имеют приятный запах, и их легко можно перепутать со спиртными напитками), чреваты смертельным исходом. Если заглатывание жидкости все же произошло (например, в результате попытки откачать определенную часть вещества из бачка главного цилиндра), нужно сразу же промыть желудок и обратиться в больницу. В случае контакта с глазами или кожным покровом рук – действия аналогичны.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Отличие тормозной жидкости ДОТ 3 от Дот 4

Магазинах автозапчастей предлагают тормозную жидкость с различными маркировками DOT 3, DOT 4, а бывает DOT 5.1.
Тормозная жидкость — это жидкость, которая применяется в тормозной и системе сцепления. Функции тормозной жидкости: корректная передача усилия. Основные свойства тормозной жидкости: низкая сжимаемость, высокая температура кипения, устойчивая вязкость, тормозная жидкость должна хорошо предотвращать разрушение, иметь незначительную степень абсорбции влаги (накопление жидкости), не оказывать разрушительное действие на резиновые детали тормозной системы.

Разработаны и приняты международные стандарты тормозной жидкости.

Тормозная жидкость, соответствующая принятым нормативным документам (а значит безопасная в использовании), должна иметь на упаковке соответствующую информацию.
Основные свойства тормозной жидкости и их значение: тормозная жидкость в процессе эксплуатации транспортного средства должна сохранять незначительное значение уровня сжимаемости.

Важный показатель – температура кипения. В процессе торможения тормозные колодки из-за взаимодействия с другими деталями тормозной системы нагреваются. Приобретенная тепловая энергия транлируется тормозной жидкости и его зачастую может быть достаточно для закипания тормозной жидкости. При закипании образуются пузырьки воздуха, они могут стать причиной отказа всей тормозной системы. Вывод: чем выше температура закипания тормозной жидкости, тем более безопасна она для тормозной системы.
Уровень вязкость тормозной жидкости не должен изменяться с наименьшей зависимостью от температуры.
Поддержание при низких температурах минимально возможной величины вязкости особенно важно учитывать при использовании антиблокировочной тормозной системы (ABS).

Тормозная жидкость не должна способствовать коррозии металлических деталей тормозной системы поэтому тормозная жидкость содержит соответствующие антикоррозийные присадки.
Т.к. при торможении тормозная жидкость нагревается, а впоследствии охлаждается, в ней образуется конденсат, который накапливается в тормозной системе и может вывести ее из строя. Рекомендуется раз в 2 года менять тормозную жидкость.

Различия тормозной жидкости класса DOT

Главное отличие жидкостей класса DOT в составе жидкости, температуре кипения и способности к абсорбации. Стоимость тормозной жидкости прямо пропорционально зависит от температуры кипения, чем больше температура, тем стоимость тормозной жидкости выше.

Тормозная жидкость DOT 3 – основой DOT 3 являются различные соединения гликолей (двухатомных спиртов). Использование гликоля удешевляет стоимость жидкости, но при этом такая жидкость имеет большую гигроскопичность (способность накапливать влагу) что приводит к снижению температуры кипения тормозной жидкости.

Тормозная жидкость DOT 4 – основой DOT 4 являются соединения сложных эфиров с борной кислотой. Борная кислота, входящая в состав жидкости при контакте с влагой полностью нейтрализует её. Это приводит к образованию меньшего количества влаги по сравнению с жидкостью DOT 3, а также более долгому поддержанию заданного уровня температуры кипения и увеличивает срок службы тормозной жидкости. Тормозная жидкость класса DOT 4 относится к высококачественным тормозным жидкостям.

Тормозная жидкость DOT 5.1 – имеет сходный состав с жидкостью DOT 4 но имеет большую температуру кипения. Что позволяет её использовать в тормозных механизмах гоночных автомобилей, автомобилях которые развивают большую скорость, а также в мототехнике.

Все жидкости класса DOT смешиваются между собой, но необходимо придерживаться правила, что более высокий класс жидкости можно добавлять в более низки, а наоборот нельзя. Это значит, что если в автомобиле была залита жидкость DOT 3, вы можете долить жидкость класса DOT 4 или DOT 5.1, это приведет к улучшению свойств жидкости DOT 3. И наоборот если в автомобиле была залита жидкость класса DOT 5.1, ни в коем случае нельзя доливать DOT 3 или DOT 4, это может привести к заклиниванию и выходу из строя тормозной системы автомобиля.

Тормозные жидкости для автомобиля: виды, свойства, маркировка

Тормозная жидкость не относится к разряду главных тем, обсуждаемых в сообществах автолюбителей. Согласно регламента обслуживания автомобиля менять её положено раз в 2 года (реже раз в год). Казалось бы, что здесь может быть важного и интересного? Ответ достаточно прост – тормозная жидкость не должна приводить к отказу тормозной системы, ни при каких обстоятельствах.

А предпосылок для отказа при использовании некачественных или не соответствующих рекомендациям производителя жидкостей, либо нарушениях регламента и операций технического обслуживания, достаточно много.

В конце статьи смотрите видео, на котором простым языком объясняются отличия и совместимость тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4, ДОТ 5 и ДОТ 5.1, а также даются рекомендации по выбору, смешиванию и доливке.

Также на этой странице вы найдёте сравнительные характеристики различных классов тормозных жидкостей и таблицу испытаний жидкостей ДОТ 4 разных производителей.

Назначение и свойства тормозных жидкостей

Назначение тормозной жидкости очевидно – обеспечивать безынерционную (практически мгновенную) передачу усилия с педали тормоза на тормозные механизмы. При этом используется одно из основных качеств жидкости, при нормальных условиях окружающей среды: несжимаемость.

Однако условия эксплуатации часто далеки от нормальных: интенсивное торможение в горной местности или при агрессивной манере езды вызывают перегрев и закипание тормозной жидкости, появление в ней пузырьков газа. Газообразные включения ухудшают несжимаемость, приводят к «проваливанию» педали тормоза и фактическому отказу в работе тормозной системы. Таким образом, температура закипания – пожалуй, важнейшая характеристика тормозной жидкости: чем она выше, тем лучше сохраняются рабочие функции жидкости.

Непосредственное влияние на температуру закипания оказывает наличие в тормозной жидкости влаги, соответственно ещё одним важным свойством является гигроскопичность. Дело том, что тормозная жидкость периодически подвергается в процессе эксплуатации тепловым циклам нагревания и охлаждения, и впитывает в течение этих циклов атмосферную влагу. А это, в свою очередь, снижает температуру кипения и ухудшает её функциональные свойства.

Именно из-за гигроскопичности появились просторечные понятия «сухая» и «увлажнённая» тормозная жидкость, широко используемые в автомобильном сообществе.

Насколько сильно меняются свойства «сухой» жидкости от содержания в ней влаги в процентном отношении? Из графика изменения температуры кипения для различных типов тормозной жидкости (смотрите на рисунке выше) видно, что 3,5% содержания воды уменьшает температуру кипения почти в полтора раза

Вязкость – важная техническая характеристика, которая имеет особое значение для тормозной жидкости при эксплуатации в условиях низких температур: загустевание может привести к ухудшению и даже отказу работы тормозной системы, а слишком текучая жидкость – к образованию течей при повышении рабочей температуры.

Принято (стандарт американского общества инженеров SAE) измерять этот показатель при температурах +100 о С и –40 о С. Контрольные цифры порогового значения вязкости для широко применяемых тормозных жидкостей следующие:

  • при низких температурах – не менее 1800 сСт,
  • при высоких – не более 1,5 сСт.

Как и другие технические жидкости, тормозная влияет на образование очагов коррозии на соприкасающихся металлических поверхностях. Корродирующие внутренние рабочие поверхности тормозных цилиндров затрудняют перемещение поршней, приводят к перепуску рабочей жидкости (следствие – всё то же «проваливание» педали тормоза), способствуют образованию течей в уплотнениях.

Хорошая тормозная жидкость должна иметь высокие антикоррозионные свойства. Для предотвращения коррозии в неё добавляют ингибиторы – вещества, резко замедляющие нежелательный процесс. Насколько эффективно работают ингибиторы, оценивают выдерживанием в «увлажнённой» до 3,5% жидкости образцов металлов тормозной системы в течение 120 часов при температуре 100 о С.

Воздействие на резину (материал уплотнений) также является важным свойством тормозной жидкости. Плохая совместимость с резиновыми уплотнителями может приводить как к набуханию манжет, так и их усадке. В первом случае возрастает риск разрушения уплотнений поршнем, а во втором образования течей.

Количественно эта характеристика оценивается на основании испытаний: выдерживании манжет в тормозной жидкости при температурах +70 о С и +100 о С, и последующих замерах физико-механических свойств образцов испытаний.

Работа тормозных, как и всяких других гидравлических цилиндров, предъявляет определённые требования к смазывающим свойствам рабочей жидкости. Прежде всего, это относится к показателям износостойкости поверхностей самих цилиндров, поршней и уплотнений. Смазывающие свойства оценивают на основании результатов стендовых испытаний, имитирующих работу тормозных цилиндров в тяжелых условиях эксплуатации.

Стабильность сохранения физико-химических характеристик в рабочем диапазоне температур ещё одно немаловажное свойство тормозной жидкости. А диапазон этот достаточно широк – от минус 50 до плюс 150 о С, и внутри него необходимо обеспечить стойкость жидкости к окислению, образованию осадков и отложений, нарушающих однородность структуры.

Классификация и состав тормозных жидкостей

Класс тормозных жидкостейТребования по стандарту FMVSS №116 «Тормозные жидкости для автомобилей»
Температура кипения, о СКинематическая вязкость, мм 2 /сЦвет
«сухой» тормозной жидкости«увлажненной» жидкости (воды 3,5%)«увлажненной» при температуре 100 о Спри температуре -40 о С
ДОТ 3205 не менее140 не менее1,5 не более1500 не менееот светло-желтого
до светло-коричневого
ДОТ 4230 не менее155 не менее1,5 не более180 не менее
ДОТ 5.1260 не менее180 не менее1,5 не более900 не менее
ДОТ 5260 не менее180 не менее1,5 не более900 не менеетемно-красный

Многообразие выпускаемых тормозных жидкостей в международной практике принято классифицировать по DOT (российское наименование ДОТ) – системе требований к их физико-химическим свойствам. Система была разработана американским институтом – департаментом транспорта США (Department of Transportation – отсюда и название системы) – и получила широкое международное признание.

Тормозные жидкости разделяют на четыре основных класса по ДОТ: 2,3,4 и 5.1. В классе 5.1 дополнительно выделяется ДОТ 5.1/АБС для автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой тормозов.

В России иногда встречаются упаковки с маркировкой ДОТ 4+ или ДОТ 4.5, но к общепринятой системе классификации такая маркировка отношения не имеет.

Химический состав основы у жидкостей класса 3, 4 и 5.1 практически одинаковый – это гликоли (двухатомные спирты) и полиэфиры. Различия – в добавлении присадок. Поэтому, если нет возможности заменить тормозную жидкость в системе целиком, то при необходимости допускается добавление одного класса в другой.

Смешивание тормозных жидкостей выполняется при соблюдении правила: жидкость более высокого класса добавляют в жидкость более низкого (но ни в коем случае не наоборот).

У жидкостей класса ДОТ 5 и ДОТ 5.1/АБС в качестве основы используется силикон с добавлением гликолей, поэтому их смешивать с жидкостями других классов недопустимо.

Отличительные особенности основных классов тормозных жидкостей:

ДОТ 3

Состав определяется простыми соединениями гликолей и поэтому – невысокой себестоимостью производства, соответственно и недорогой розничной ценой.

  • Главный недостаток – высокая гигроскопичность и, как следствие, быстрое снижение температуры кипения.
  • Срок службы такой жидкости не более 1,5 лет.
  • Область использования – автомобили с барабанными тормозами, либо передними дисковыми, задними барабанными.

ДОТ 4

В состав помимо гликолей включена борная кислота. За счет этого повышается сопротивляемость жидкости впитыванию атмосферной влаги и увеличивается, таким образом, срок службы.

  • У класса ДОТ 4 самая высокая вязкость среди других классов.
  • Этот класс самый популярный у автолюбителей и используется в основном на автомобилях с дисковыми (передними и задними) тормозами.
  • Средний срок службы тормозной жидкости ДОТ 4 составляет 2 года.

ДОТ 5.1

По составу похож с жидкостями класса ДОТ 4, но за счет присадок имеет самую высокую температуру кипения и самую низкую вязкость среди всех классов.

  • Однако эти достоинства являются причиной главного недостатка: высокой гигроскопичности, соответственно пониженного срока службы (не более года).
  • Жидкость разрабатывалась для спортивных автомобилей, в которых функциональные свойства гораздо важнее показателей долговечности.

ДОТ 5

Тормозная жидкость ДОТ 5 имеет смешанный состав: гликоли и силикон.

  • Достоинства (помимо низкой вязкости и высокой температуры кипения) – низкая гигроскопичность и нейтральность к материалам тормозной системы. В этом смысле жидкость имеет практически идеальные характеристики и служит 4 – 5 лет.
  • Единственный серьёзный недостаток – не абсорбируемая жидкостью влага накапливается в тормозных цилиндрах и при низких температурах серьезно осложняет их работу.
  • Кроме того такой состав характеризуется повышенной аэрацией (насыщением воздуха) и по этой причине запрещен к использованию в автомобилях с АБС.

ДОТ 5.1/АБС

Также имеет в основе гликоли и силикон, но бо́льшую гигроскопичность, чем ДОТ 5. За счёт этого снижается срок службы (до 2 лет), но удаётся (с учетом влияния присадок) избавиться от повышенного насыщения жидкости воздухом.

Тормозная жидкость ДОТ 4

Популярность тормозной жидкости класса ДОТ 4 обуславливает необходимость остановиться на её характеристиках более подробно. Выглядят они следующим образом:

  • температура кипения «сухой» жидкости – не менее 230 о С;
  • температура кипения «увлажнённой» жидкости – не менее 155 о С;
  • кинематическая вязкость при температуре 100 о С – не менее 1,5 сСт;
  • кинематическая вязкость при температуре – 40 о С – не более 1800 сСт;
  • рН (показатель кислотности, связан с коррозионной активностью) – 7.0-11,5.

Сравнение основных характеристик класса ДОТ 4 с аналогичными характеристиками других классов приведено в таблице на рисунке выше.

Требования к классу тормозной жидкости сформулированы по американскому стандарту, а соответствующие российские стандарты пока не разработаны.

На российском рынке класс ДОТ 4, как самый популярный, представлен множеством производителей. Но какую тормозную жидкость покупать лучше? И здесь, конечно, важна не только цена, но и соответствие товара международным требованиям.

Журнал «За рулём» провел сравнительные лабораторные испытания почти двух десятков образцов тормозной жидкости класса ДОТ 4 разных производителей на соответствие основным требованиям (дополнительно измерялась не нормируемая характеристика электропроводности). Также отмечалось состояние упаковки и соответствие количества содержимого заявленному на этикетке товара. Результаты испытаний приведены в таблице выше.

Как видно из результатов испытаний только 12 производителей обеспечили соответствие всех основных требований класса. Интересно, что ведущие производители поставляют упаковки с не запаянным фольгой горлышком (уберегает содержимое от впитывания влаги при хранении), но соответствие объёма заявленному всегда точное. Российские же производители иногда грешат недоливом.

Традиционно на высоте оказались характеристики таких брендов, как Castrol, Mobil, High Gear и Total.

Но и российские производители показали весьма неплохие результаты. Это, прежде всего, относится к торговой марке РосДОТ 4 (производитель «Тосол-Синтез-Инвест», Россия) и к продукции «Обнинскоргсинтез».

Важно, что у этих российских производителей (особенно у РосДОТ 4) неплохие показатели по температуре кипения «увлажнённой» жидкости, да и остальные показатели укладываются в нормативы с запасом, что позволяет их рекомендовать автолюбителям.

Видео: о тормозной жидкости понятным языком

Тормозная жидкость DOT 3, DOT 4 и DOT 5: в чем разница и можно ли ее смешивать?

При выборе и использовании тормозной жидкости есть ряд нюансов, которые нужно обязательно учитывать.

Тормозная жидкость определяется несколькими классами DOT (Department of Transportation — систематизация, предложенная в США), и самой важной характеристикой для всех типов являются мокрая и сухая точки кипения. Жидкость из только что вскрытой заводской упаковки практически не содержит воды, и момент ее закипания определяется сухой точкой, а вот если открытая баночка хранилась какое-то время, то в ее составе уже содержится влага и, как видно из таблицы, мокрая точка температурного режима значительно отличается от сухой.

Сухая точка ( о C)Мокрая точка ( о C)Вязкость при -40 о C (mm 2 /S)
DOT 32051401500
DOT 42301551800
DOT 4 ESP260180700
DOT 5260180900
DOT 5.1260190900

Тормозная жидкость очень гигроскопична, а вода в тормозной системе провоцирует ее закипание даже при низкой температуре. Поэтому содержание воды в тормозной жидкости не должно превышать 3,5%. Срок хранения тормозной жидкости в закрытой в заводских условиях емкости всегда указан на этикетке, а вот вскрытую упаковку рекомендуется хранить не более двух недель.

А еще нужно помнить о том, что свойство гигроскопичности сохраняется и у жидкости, уже работающей в тормозной системе, и раз в два-три года ее нужно менять. Проверить ее на наличие влаги с помощью специального тестера, который можно приобрести в магазинах запчастей.

Совместимость тормозных жидкостей – еще один из самых животрепещущих вопросов. И отправной точкой для допустимости их смешивания является основа. DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 изготовлены на гликолевой основе, поэтому смешивать их можно. Помнить нужно о том, что DOT 5.1 будет отличаться, к примеру, от DOT 3 не только ценой, но и более совершенным химическим составом, а при смешивании полученный коктейль приобретет показатели состава с более низкими характеристиками. Еще нужно обращать внимание на рекомендации использования тормозных жидкостей для автомобилей, оснащенных системами ABS и ESP (аббревиатуры указаны на этикетках упаковок) – DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS имеют одну гликолевую основу, но их составы рознятся.

А вот на «гоночное» происхождение DOT 5 «вестись» не следует. Эта тормозная жидкость рассчитана на работу в высокоэффективных, специальных, тормозных механизмах и сделана она на силиконовой основе. Смешивать ее с жидкостями на гликолевой основе просто опасно. Да и просто заливать DOT 5 в тормозные системы «гражданских» автомобилей никакого смысла нет – цена у нее высокая, а каких-либо эксплуатационных преимуществ вы не получите.

Тормозные жидкости DOT 3

Тормозные жидкости для легковых автомобилей

Тормозные жидкости – DOT 3

Тормозная система является важной частью автомобиля. При её неисправности эксплуатировать транспорт нельзя. Поэтому за состоянием тормозов нужно следить постоянно, своевременно производя замену износившихся деталей и смазочной жидкости. От качества последней напрямую зависит работа и состояние всей тормозной системы.

Что такое DOT 3

Аббревиатура DOT (сокращённо от USDOT) расшифровывается, как департамент США, отвечающий за безопасность транспорта. Именно эта организация первой разработала стандарты качества для тормозных жидкостей и определила их классы, обозначенные в документе FMVSS №116. Согласно последнему, на рынке есть смазочные материалы с маркировкой ДОТ 3, ДОТ 4, ДОТ 5 и ДОТ 5.1. Позднее были предложены и вступили в силу другие международные нормативы (SAE J 1703, ISO 4925 и т.д.).

Тормозная жидкость DOT 3 является распространённым продуктом. Её используют многие автовладельцы для своего транспорта, так как она отличается доступной ценой и хорошими свойствами. ДОТ 3 состоит из соединений двухатомных спиртов и различных присадок, которые добавляют производители для улучшения её качества, главным образом, для уменьшения её способности накапливать влагу и повышения её устойчивости к закипанию.

Какими характеристиками должна обладать тормозная жидкость

Для качественной тормозной жидкости характерны следующие свойства:

  • оптимальный уровень сжатия вне зависимости от температурных перепадов;
  • высокая температура кипения, не позволяющая жидкости закипеть в процессе работы тормозной системы (в противном случае выделяются пузырьки воздуха, способные создавать воздушную пробку и выводить тормоза из строя);
  • постоянный уровень вязкости в температурном диапазоне от -40 до +100 градусов Цельсия;
  • минимальная способность сорбировать влагу, чтобы последняя не скапливалась внутри тормозной системы;
  • максимальное защитное воздействие на детали механизма без повреждения металлических, резиновых и прочих элементов системы (индекс рН должен находиться в промежутке от 7 до 11,5 единиц).

Специалисты советуют менять жидкость класса ДОТ 3 каждые 2 года, даже при благоприятных условиях эксплуатации автомобиля. Её категорически запрещается смешивать с жидкостью типа DOT 5, так как последняя состоит из силикона и специфических присадок.

Тормозная жидкость класса ДОТ 3 от бренда Elf

Компания Elf предлагает следующий продукт, созданный по стандарту ДОТ 3 — FRELUB 350. Он отвечает мировым спецификациям SAE J 1703, ISO 4925 и FMVSS №116 (DOT 3). Данная высококачественная синтетическая жидкость используется в гидравлических тормозных системах при любых условиях эксплуатации. Она обладает отличной текучестью, равномерно распределяется по рабочим поверхностям механизма, защищая их от коррозии и износа. Продукт был протестирован при взаимодействии с оловом, латунью, медью, сталью, алюминием и чугуном.

Благодаря высокой температуре кипения, хорошей устойчивости к сжатию и низкой способности поглощать влагу, данная смазочная жидкость гарантирует стабильную работу тормозов, предупреждается образование воздушной пробки, и практически полностью исключается риск отказа тормозной системы.

Приобрести продукт FRELUB 350 можно онлайн или в магазинах официальных партнёров бренда Elf, которые есть практически в любом городе РФ и странах СНГ. Их адреса написаны на сайте компании. Там же можно узнать более подробную информацию о смазочных материалах марки Elf.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector