Что такое башмак в двигателе
Что такое башмак в двигателе
У автора статьи автомашина Иж «Ода» 2126-062 (4х4) с «нормовскими» бамперами. Расстояние от двигателя до радиатора
15 см, поэтому делать всё удобно. Возможно для Нивы, что-то надо изменить.
Причиной установки стал дребезг цепи на холодном двигателе при больших оборотах (регулировка натяжения ничего не давала) и просто охота что-нибудь усовершенствовать в машине. К тому же этот башмак практически вечный. Про шестерёночный башмак я прочитал в Niva_FAQ и там же указан адрес человека, который их изготавливает. Списался с ним, заказал 213-ый башмак и через некоторое время получил по почте бандероль.
Теперь важное отступление. На моём двигателе ВАЗ-2130 установлена 03-я система натяжения цепи: 03-и башмак и успокоитель и 01-й натяжитель. Поэтому 213-ый башмак, который я получил не совсем подходит — по длине он как раз к высоте блока двигателя, но не подходит к цепи — она короче, чем на 213 двигателе. 01-й башмак не подойдет по той причине, что он короткий. Поэтому чтобы башмак нормально работал и не перетягивал цепь, нужно либо заказывать промежуточный 03-й башмак, у которого расстояние от болта крепления до оси шестерни как и 01-го, а общая длина как у 213-го или, как поступил я, ставить под натяжитель толстую шайбу-прокладку, чтобы компенсировать несоответствие длины цепи.
Итак процесс замены довольно простой, но имеет несколько нюансов (делаем на яме или подъёмнике):
1. Снимаем нижнюю накладку переднего бампера и брызговик двигателя.
2. Отворачиваем гайку шкива. Для этого брызгаем на неё проникающей жидкостью (WD-40 или «жидкий ключ»). Заклинив шкив коленвала (я подсунул под лопасть толстую отвёртку), мощной головкой на 38 с вставленной в неё монтажкой, резко дёргаем и страгиваем гайку. Направление гайки нормальное правое, поэтому откручиваем против часовой стрелки, если смотреть на двигатель спереди.
3. Ослабив крепление генератора, снимаем ремень.
4. Запомнив, в каком положении находиться метка шкива, снимаем его, помогая себе монтажкой.
5. Откручиваем 3 болта крепления масляного поддона к передней крышке.
6. Откручиваем болты и гайки крепления передней крышки и снимаем её.
7. Закрепляем цепь в натянутом положении, стянув её проволокой (чтобы не перескочила).
8. Откручиваем две гайки на 10 и снимаем натяжитель.
9. Ключом на 17 отворачиваем болт крепления башмака и вынимаем башмак.
10. Устанавливаем новый башмак натяжителя, убираем проволоку.
11. Открутив колпачковую гайку, вставляем натяжитель в отверстие, слегка уперев его в башмак. Измеряем расстояние от натяжителя до блока. И вычтя из этого расстояния 4-5 мм, получаем необходимую толщину шайбы-прокладки. У меня получилось 21-4(5)=17(16) мм.
12. Подбираем заготовки соответствующей толщины. У меня вышел набор из дюралевых пластин: одной штуки толщиной 10 мм и трёх — 2 мм. Можно наверно использовать и другие материалы, например, текстолит. Изготавливаем шайбы-прокладки по размерам петель натяжителя.
13. Выкручиваем из блока шпильки крепления натяжителя. Мне для этого пришлось снимать шкив помпы.
14. Сжав натяжитель, закручиваем цанговую колпачковую гайку. Надеваем новую прокладку, набор из шайб-прокладок и ещё одну прокладку. Промежутки между самодельными шайбами-прокладками я заполнил герметиком. Прикручиваем натяжитель на место новыми болтами (М6х35).
15. Заменив прокладку, устанавливаем на место переднюю крышку. Для этого: ослабляем ещё по два болта с каждой стороны масляного поддона; поставив крышку на поддон, совмещаем нижние отверстия и отверстия под шпильки; давим на крышку сверху вниз и одеваем на верхние шпильки; наживляем болты; всё тщательно центрируем и затягиваем болты и гайки крышки; закручиваем болты поддона.
16. Легко постукивая молотком насаживаем шкив на вал, не забыв, в каком положении была метка. Это важно, потому что шкив приводится во вращение от коленвала маленькой шпонкой (её видно на фотографии у основания вала). И если шкив неправильно насадить — её можно смять со всеми вытекающими последствиями.
17. Закручиваем гайку шкива, заклиниваем шкив и той же головкой, которой откручивали, затягиваем гайку со всей силы.
18. Надеваем ремень генератора и регулируем его натяжение.
20. Прикручиваем брызговик двигателя и накладку бампера.
Затрачено около 3 часов и:
1) шестерёночный башмак — 550 руб. (с учётом почтового сбора
580),
2) мощная головка на 38 — 86 руб.,
3) прокладки под натяжитель и переднюю крышку — около 10 руб.
Инструмент: головки и ключи на 10, 12, 13, 17; ключ храповика на 38; мощная головка на 38; монтажка, молоток.
Родной башмак на 1,8
Коллеги, подскажите кокой наш родной (башмак, дв 1,8 двухрядная цепь)? Затеял ремонт двигателя, снял крышку грм, стоял троешный, но его съело не равномерно, вот и задумался, какой теперь ставить.
Комментарии 14
Поставлю точку.
— Ставил 213 башмак, залез, прилегание цепи хорошее, но смутил очень малый свободный ход башмака (на что сразу не обратил внимание)
— Ставил 03 башмак, для него тут раздолье (есть ощущение, чтобы в идеале был на сантиметрик подлиннее), свободный ход приличный.
Эх, надо было сразу два новых купить 03 и 213, а не сравнивать новый со старым изношенным.
Чтобы не перетянуть цепь остановился на 03 и впредь буду ставить только его.
С Исаевским натяжителем будет самое то — у него вылет штока больше, чем у штатного. Еще может быть для 213 можно попробовать поставить такую проставку фото 1 и фото 2 . Информация из этой темы о шестеренчатом башмаке- там как раз шестеренчатый башмак сделанный для 213 ставят на двигатель 1,8 и сталкиваются с такойже проблемой, но решают её с помощью проставки, (но позже появились чертежи именно для двигателя 2130 )
Поставил башмак 21213! Прилигание к цепи луче, чем со старым троешным.
По теме вопроса.
Набрел на описание башмаков ваз, но о 2130 не упоминают, а вот тут — в другой статье «Секреты больших горшков» рассказывается подробно о деталях ДВС 1,8, отличающихся от остальных.
— интересная статья. (В сообщество прилепил) Есть там и упоминание о башмаке натяжителя — 2103 и успокоителе 2103 цитата — «И поскольку длина цепи ГРМ осталась прежней, на высоком блоке применили башмак натяжителя – он поменьше 213 (см. ЗР, 1998, № 9, с. 222), а заодно и 03 успокоитель – то есть металлический вместо пластмассового «.
Упоминается об этом и тут в описании отличий ДВС 1,8 www.motors-vaz.ru/vaz2130.html
Почему интересно у твоего башмака такой локальный износ?
Может если нам не подходят как положено (с полным прилеганием) ни один башмак, то лучшим вариантом будет вот такой шестерёнчатый башмак
www.niva-faq.msk.ru/tehni…gatel/cep_grm/sh_2130.htm. А хорош он или нет — это уже другая история ))).
«Шестеренчатый» всем хорош, но есть мнение, что из за меньшей площади контакта звезды с цепью в нашем моторе будут повышенные вибрации цепи.
Наверное немного не в тему, но вроде рядом — о натяжителе. Об автоматическом. Описание в ЗР разных систем и принципов их работы.
У меня почти год стоит автоматический ISAI со стороны цепи тишина. Рекомендую. В сравнении с «Пилотом» (который кстати уже активно подделывают) имеет ряд преимуществ . Из минусов — производится малыми партиями самим изобретателем и продается им же по почте (я ждал почти месяц), еще продают его Силыч silich.ru/isai.html немного подороже, я покупал у производителя.
а в чём его плюсы и минусы пилота? Я пока знаю только один минус пилота — плохая герметизация
Полет бывает перетягивает цепь, ослаблять не умеет в случае надобности (встречал в отзывах). И натягивает ступенчато — Вот у Травникова обзор небольшой. Тп .
стала мигать лампа масла на хх, вот и решил исправить… увлекся, все изношено, меняю почти все… плюс вал поставлю горбатый, отчет сделаю после испытаний!
Я тут затеял одну идею, но вы меня поторопили, так вот:
Двигатель ВАЗ 2130 1800 карбюраторный
Диаметр и ход поршня 82×84
Башмак натяжителя цепи 2103-1006090
Натяжитель цепи 21213-1006060
Успокоитель цепи 2103-1006100
Цепь ГРМ двухрядная 500 мм. 116 звеньев 2103-1006040
Звездочка распредвала для двухрядной цепи 21213-1006020
Шатуны 21213-1004045
Коленвал 2130-1005015
Поршень 21213-1004015
Поршневой палец 21213-1004020
Распредвал 21213-1006010
Корпус подшипников распредвала (постель) 2101-1006033
Прокладка ГБЦ 21213-1003020
Блок цилиндров 2130-1002011
Головка блока цилиндров (ГБЦ) 2130-1003011
Масляный насос. Отличается от 2101
только приемным патрубком 2121-1011010
Распределитель зажигания (трамблер) 21213-3706010
Если судить по литературе. То на 1.8 двигателе башмак и успокоитель от ваз 2103. Хотя у себя менял успокоитель на 2103 и он весит в воздухе. от 2101 и 213 тоже не подходят. Прилегает от 214 к цепи. но не походит, сильно узкий. По натяжителю бери родной и выбирай в магазине такой же.
А на каком остановился? Как цепь проходит по натяжителю по всей плоскости? Глядя на выработку башмака на фото создается впечатление будто контакт цепи с ним идет не по всей плоскости, как надо, а на небольшой площади . Тогда это не нормально.
Поставил 2103 лучше чем не чего. Грешу на сильный износ шестерни и цепи. как ни как двигатель пробежал больше 100 тыс км. надо менять уже шестерёнки и цепь. пока поставил натяжитель isai спасает положение. А вообще планирую ставить шестерёнчатый башмак, регулируемую шестерню и уже смотреть какой ставить успокоитель.
Вот и я тоже смотрю на шестеренчатый башмак и все больше убеждаюсь, что для нас это лучший вариант. Показал чертёж для 2130 фрезеровщику — сказал, что ничего сложного. Токарь сказал шестерню под подшипник проточит. Так что буду делать на этой неделе. Пусть лежит пока.
Башмак натяжителя ВАЗ-2103 БРТ 21031006090 — Оставить отзыв
Артикул: 2103-1006090 , артикулы доп.: 2103-1006090Р
Код для заказа: 067930
- Добавить фото
- Покупают аналоги
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21011 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2101-3/privod_raspredelitelnogo_vala-82/#part1926″>Башмак натяжителя цепиДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21031 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2103-106/privod_raspredelitelnogo_vala-57/#part10218″>Башмак натяжителя цепиДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21051 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2105-6/privod_raspredelitelnogo_vala-62/#part16770″>Башмак натяжителя цепиДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21071 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2107-8/privod_raspredelitelnogo_vala-70/#part23360″>Башмак натяжителя цепиДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21211 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2121-13/privod_raspredelitelnogo_vala-50/#part58531″>Башмак натяжителя цепиДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-212131 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_21213-731/privod_raspredelitelnogo_vala-58/#part2009077″>Башмак натяжителя цепиДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ИЖ / ИЖ 2126 с двигателем ВАЗ1 чертеж
- » href=»/catalog/ij-7/legkovye_avtomobili-30/ij_2126_s_dvigatelem_vaz-307/privod_raspredelitelnogo_vala-13/#part945902″>Башмак натяжителяДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ИЖ / ИЖ 27171 чертеж
- » href=»/catalog/ij-7/legkovye_avtomobili-30/ij_2717-607/privod_raspredelitelnogo_vala-37/#part1693649″>Башмак натяжителяДвигатель ВАЗ-2106 / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21021 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2102-4/privod_raspredelitelnogo_vala-82/#part6410″>Башмак натяжителя цепиДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21041 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2104-5/privod_raspredelitelnogo_vala-62/#part13664″>Башмак натяжителя цепиДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21061 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2106-7/privod_raspredelitelnogo_vala-62/#part19833″>Башмак натяжителя цепиДвигатель в сборе / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-2120 «Надежда»1 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2120__nadejda_-245/privod_raspredelitelnogo_vala-63/#part55647″>Башмак натяжителя цепиДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21311 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2131-73/privod_raspredelitelnogo_vala-85/#part62475″>Башмак натяжителя цепиДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21213-214i1 чертеж
- » href=»/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_21213_214i-1240/privod_raspredelitelnogo_vala-84/#part2987750″>Башмак натяжителя цепиДвигатель / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / ИЖ / ИЖ 21261 чертеж
- » href=»/catalog/ij-7/legkovye_avtomobili-30/ij_2126-606/privod_raspredelitelnogo_vala-39/#part1690535″>Башмак натяжителяДвигатель ВАЗ-2106 / Привод распределительного вала
- Легковые автомобили / АЗЛК / Москвич-23351 чертеж
- » href=»/catalog/azlk-9/legkovye_avtomobili-30/moskvich_2335-688/privod_raspredelitelnogo_vala-10/#part1902943″>Башмак натяжителя в сбореДвигатель / Привод распределительного вала
- Для этого товара еще нет обзоров.
Сегодня очередная статья серии ««Хрустальные ВАЗы» или типичные поломки отечественных автомобилей» посвящена «классике»: ВАЗ-2101, 2103, 2104, 2104, 2105, 2106 и 2107. Эти машины уже не один десяток лет колесят по нашим дорогам и, несмотря на все недочеты, о которых расскажем, их популярность по-прежнему высока.
Что ломает башмаки?
ЧТО ЛОМАЕТ БАШМАКИ?
ПОЧЕМУ УСПОКОИТЕЛЬ НЕ ВСЕГДА СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ ЗАДАЧЕЙ
ТЕКСТ / ИГОРЬ МИХЕЕВ
Снять крышку газораспределительного механизма на «Ниве» — не то, что на «Жигулях» — помучились. Зато когда сняли, поняли: не зря! Цепь неприглядно болталась, совершенно ненатянутая — где уж тут справиться с нею бедняге-успокоителю! А когда добрались до натяжителя, то и вопросы, казалось, отпали: вот он, виновник! Опорная площадка, сломав точки сварки, оторвалась от башмака (см. фото) — теперь между ним и плунжером оказался «зазор». 25 мм!
Вообще говоря, в разрушении башмака натяжителя цепи у двигателей «Жигулей» нет ничего нового. Но в последние годы таких случаев, по нашему опыту, стало больше. Многие считают, что причина — низкое качество контактной сварки опорной площадки с башмаком. Но всегда ли виновата только сварка?
У цепного привода есть свои (неприятные!) особенности. С одной стороны, цепь, состоящая из звеньев и шарниров между ними, очень гибкая — и в этом даже превосходит зубчатый ремень. С другой — цепная передача (такова уж ее природа), даже будучи в идеальном состоянии, работает с колебаниями, вызванными взаимодействием звеньев с зубьями. Шарниры и звенья изнашиваются, в силу разных причин, неравномерно, поэтому даже хорошо натянутая цепь передает крутящий момент распределительному валу неравномерно. Но и этим факторы, усложняющие работу цепи, не исчерпываются.
Обратимся к рис. 1. Слева — круговая диаграмма фаз газораспределения двигателя VAZ 21213. Открытому положению клапана (впускного и выпускного) соответствует угол поворота коленчатого вала 232°. Точками А и Б отмечены его положения, при которых пружины клапанов сжаты с максимальной силой.
А справа — диаграмма действующих на пружины усилий для 1, 2, 3 и 4-го цилиндров. Внизу — суммарная картина. Усилия в цепи, приводящей распредвал, пульсируют. Когда рокер переваливает через вершину кулачка, усилие сжатой пружины уже не тормозит распредвал, а, напротив, помогает его вращению — это похоже на спуск с горки. Такие моменты на диаграмме показаны стрелками. Натянутая цепь не позволяет звездочке 5 распредвала резко ускорить вращение (рис. 2б), а затем — резко замедлить (рис. 2в); последние две ситуации реализуются, если цепь не натянута, а успокоитель 6, как обычно в этом случае, сломан.
Кстати, в таком состоянии цепь может перескочить через зубья звездочки. Чем это грозит, вряд ли нужно еще раз объяснять. Тут уж заменой натяжителя, башмака и успокоителя ремонт вряд ли ограничится. Но начинаются все беды с плохо работающего натяжителя, о чем неоднократно говорилось и на страницах журнала. Если цепь прослаблена, то четырежды за два оборота коленвала она максимально провисает, а затем — щелчком натягивается, ударяя по башмаку и успокоителю. И если работа капризного «автомата» вызывает сомнения — натягивайте цепь вручную, не полагаясь на этот механизм! (Как — описано в ЗР, 1999, № 7, с. 127.)
Рис. 1. Диаграмма фаз газораспределения (а) и усилий в пружинах клапанов (б).
Рис. 2. Так работает цепной привод: а — при нормальном натяжении; б, в — при отсутствии натяжителя и успокоителя; 1 — ведущая звездочка коленвала; 2 — натяжитель; 3 — башмак натяжителя; 4 — цепь; 5 — звездочка распредвала; 6 — успокоитель; 7 — звездочка привода масляного насоса и распределителя зажигания.
Башмак натяжителя цепи шестерёнчатый двухрядный БОНТРЕЙД ВАЗ 2103, 2106, 2121 /Нива/
- Гарантируем быструю обработку Вашего заказа в рабочее время (мы работаем с 11:00 до 20:00, суббота и воскресенье — выходные дни).
- Гарантируем надёжную упаковку Вашего заказа (при отправке его Почтой России или транспортной компанией).
- Гарантируем максимально оперативную отправку оплаченного заказа (в течение 1-4 рабочих дней после поступления оплаты).
- Гарантируем возврат денег или обмен на другой товар (с перерасчётом) в течение 14 дней с момента получения заказа
(товар должен быть исправным, без следов установки, стоимость доставки не компенсируется). - Гарантируем бесплатный обмен товара (транспортные расходы за наш счёт), в случае если приобретённый товар оказался с дефектом.
- Описание
- Отзывы
ПРИМЕНЯЕМОСТЬ: двигатели ВАЗ 2103, 2104, 2106, 21067, 2121 (Нива).
МАТЕРИАЛ: сталь.
РАЗМЕРЫ: размеры стального натяжителя соответствуют размерам штатного «башмака». В конструкции используется двухрядная звёздочка с подшипником.
ПРЕИМУЩЕСТВА: устраняет проблему износа штатного пластикового «башмака», поэтому продукты износа не попадают в двигатель, увеличивая его ресурс и надёжность. Установка стального натяжителя повышает надёжность газораспределительного механизма и убирает лишние шумы.
Башмак натяжителя ВАЗ
Цепь привода ГРМ, используемая на некоторых двигателях ВАЗ, нуждается в постоянном натяжении с определенным усилием — эта задача решается с помощью натяжителя. Передача усилия от натяжителя на цепь осуществляется башмаком — о башмаке натяжителя, его назначении, устройстве и замене читайте в статье.
Назначение башмака натяжителя цепи
На ранних моделях двигателей ВАЗ (2101 и 2103, устанавливаемые на все модели ВАЗ «Классика», а также 21213 и 21214, устанавливаемые на автомобили «Нива») используется цепной привод газораспределительного механизма, который имеет ряд неоспоримых преимуществ перед приводом на основе ремня. В частности, цепь снижает вероятность проскальзывания и нарушения фаз двигателя, она надежнее и долговечнее, позволяя реже выполнять техническое обслуживание ГРМ. Однако нормально работает такой привод только в том случае, если цепь имеет постоянное натяжение с определенным усилием. Эта задача решается с помощью системы из двух основных деталей — натяжителя цепи и башмака натяжителя.
Натяжитель и башмак натяжителя решают несколько задач:
— Обеспечивают оптимальное натяжение цепи ГРМ во всем диапазоне часты вращения коленвала;
— Компенсируют ослабление натяжения цепи при ее растяжении (в автоматическом режиме или при ручной регулировке);
— Равномерное распределение нагрузки от толкателя по участку цепи, снижая степень ее износа.
Натяжитель устанавливается со стороны восходящей ветви цепи между шестерней коленвала и шестерни распредвала. Между натяжителем и цепью находится подвижный башмак (имеет одну точку опоры и может качаться), который воспринимает усилие от натяжителя и распределяет его по цепи. Башмак натяжителя цепи играет важную роль в работе ГРМ, поэтому рассмотрим эту деталь подробнее.
Типы и конструкция башмаков натяжителей
На двигателях ВАЗ-2101, 2103, 21213/21214 всех модификаций используются башмаки натяжителей скольжения — цепь скользит по их поверхности, имеющей антифрикционное покрытие. Сегодня можно встретить два типа башмаков, отличающихся материалами изготовления:
— Башмаки старого образца — металлические с антифрикционным покрытием;
— Башмаки нового образца — пластиковые цельнолитые.
Башмаки натяжителя старого образца имеют крайне простое устройство. Основу детали составляет гнутая стальная пластина, на одном торце которой выполнена петля для монтажа на двигатель. С внешней (выпуклой) стороны на пластину нанесен слой пластика, которым башмак и скользит по цепи. С внутренней стороны, ближе к законцовке башмака, с помощью двух клепок крепится кронштейн — упор для натяжителя.
Башмак нового образа — это цельнолитая пластиковая деталь, имеющая дугообразную форму с отформованным кронштейном под упор натяжителя и петлей для монтажа на двигатель. Для повышения прочности и надежности в теле башмака выполняются ребра жесткости.
По применимости башмаки натяжителей делятся на несколько групп:
— Башмак типа 2101-1006090 — используется на двигателях ВАЗ 1200 и 1300. Отличительной деталью данного башмака является полукруглая выемка в верхней части кронштейна (упора толкателя);
— Башмак типа 2103-1006090 — используется на двигателях ВАЗ 1500 и 1600. Отличительной деталью башмака данного типа является полукруглая выемка в нижней части кронштейна (со стороны петли);
— Башмак типа 21213-1006090 — используется на двигателе ВАЗ-21213 (1700). Не имеет меток, отличается увеличенным размером;
— Башмак типа 21214-1006090 — современный пластиковый башмак, используемый на двигателях ВАЗ-21214 и некоторых других 1700.
Также в 1970-х годах выпускался универсальный башмак натяжителя, однако сегодня его найти невозможно.
Башмак натяжителя устанавливается под крышкой привода ГРМ, он монтируется на двигатель с помощью одного болта сложной формы, который одновременно играет роль оси. Такой болт обеспечивает надежный монтаж башмака, но при этом препятствует чрезмерной затяжке и заклиниванию детали в процессе работы.
Вопросы обслуживания и замены башмаков натяжителей автомобилей ВАЗ
Башмак натяжителя в процессе эксплуатации не требует технического обслуживания. Однако с течением времени накладка башмака (или рабочая поверхность пластикового башмака) изнашивается и теряет свои характеристики, такой башмак уже не может обеспечить натяжение цепи с необходимым усилием и требует замены. О необходимости выполнить замену башмака свидетельствует характерный шум цепи, в запущенных ситуациях цепь и вовсе может проскакивать. Также следует выполнять замену башмака и в случае его деформации или механического повреждения (это обнаруживается только при ремонте или обслуживании двигателя, когда демонтируется крышка привода ГРМ).
Замена башмака натяжителя — не самая простая операция, поэтому к ней следует подходить ответственно. В общем случае работа выполняется в следующем порядке:
- Демонтировать с силового агрегата грязезащитный щиток;
- Снять ремень привода генератора;
- Демонтировать вентилятор в сборе с кожухом и электромотором;
- Демонтировать гайку крепления шкива коленвала, снять шкив;
- Ослабить крепление поддона со стороны привода ГРМ;
- Выкрутить болты крепления крышки привода ГРМ, аккуратно снять крышку (при этом следует отверткой поддеть крышку, чтобы ее нижняя кромка вышла из-под поддона);
- Выкрутить болт крепления башмака натяжителя, снять башмак;
- Установить новый башмак;
- Установить все снятые детали в обратном порядке.
После установки нового башмака следует выполнить регулировку натяжения цепи, что выполняется с помощью натяжителя.
При своевременной замене башмака натяжителя привод ГРМ автомобилей «классического» семейства ВАЗ будет работать уверенно и надежно, обеспечивая качественное функционирование двигателя в любых условиях.
башмаки или звезды?
После статьи о «ленинградском» комплекте грм, пришло громадное количество вопросов. Почему вы работаете с башмаками натяжителей на трении, а не используете башмаки на звездах и подшипниках? Попробую пояснить, чтобы не рассказывать каждый раз по отдельности. Итак, тема – змз 406 башмаки или звезды?
Теория
Начну издалека. Когда мы работаем и настраиваем карбюраторный двигатель, мы действуем фактически на «интуиции и опыте». Как обычно настраивают зажигание. Разогнались до 4 передачи, и резко дросселируем. Если двигатель захлебывается и стучит, останавливаемся, откатываем трамблер в плюс, едем дальше и так далее. На инжекторном двигателе картина иная. Двигатель обвешан датчиками, как детская новогодняя елка. За зажигание отвечает ДД, то есть датчик детонации. Он следит за детонацией в цилиндрах. Теперь, как говорил Сусанин, почти дошли. Все детали вращения в двигателе являются подшипниками скольжения (вкладыши коленвала, распредвалы, итд). И тут вдруг у нас появляется два подшипника качения.
Змз 406 башмаки или звезды, практика
Несмотря на большое количество оборудования, я пользуюсь инструментами старой школы. В частности, я как сын врача, имею в своем арсенале скальпели, зажимы сосудов, ножницы и конечно медицинский стетоскоп. Даже с помощью уха и этого несложного прибора, можно сравнить уровень шума от башмака скольжения и от звездочки на подшипнике. Они отличаются очень сильно и не в пользу «звездочки». Данные можно также посмотреть по программе на входе в АЦП. Этот «шум» датчик детонации воспринимает как детонацию в цилиндрах и откатывает зажигание «в плюс» (позднее). Таким образом, сколько бы вы не работали с двигателем, тяги и опережения зажигания, вы не получите.
Если вы хотите поработать с двигателем, и попробовать снять с него приемлемые характеристики, работайте с грм, в котором стоят башмаки скольжения. Если хотите надежности, можете использовать «длинные цепи» со звездами на подшипниках, но не требуйте от данного двигателя, чего-то «гениального» по характеристикам.
Обращу внимание, что пока подшипники находятся в рабочем состоянии, общая картина еще не такая грустная. Но как только появляется люфт и «перекаты», вот тут говорить о характеристиках двигателя уже не приходится в принципе.
Про датчик детонации
По нашим двигателям есть одна большая проблема. Касается это и ВАЗа и ЗМЗ. Это датчики. Вернее, полный швах в характеристиках работы. Иногда видится шикарная картина. Приезжает машина, двигатель чуть ли не выпрыгивает из-под капота. Заменяется два-три датчика и работу двигателя уже не узнать. Как правило, это датчик детонации, датчик положения дросселя и регулятор холостого хода. Несколько моих экспериментов по двигателям ЗМЗ показали, что датчики детонации «маде ин Россия» и «made in Germany», это две большие разницы. Чувствительность у них совершенно разная. Как следствие, разная работа двигателя, особенно на переходных режимах.
Абзац для тех, кто считает, что на заводе «не дураки сидят». Напоминаю, что датчик носит название – датчик ДЕТОНАЦИИ. И происходит детонация в КАМЕРЕ СГОРАНИЯ. На известных мне, качественных двигателях, ДД располагаются недалеко от камер сгорания. Как правило, на шпильках впускных коллекторов. Посмотрите, где расположен датчик на двигателях змз и грустно усмехнитесь. На данном месте он замеряет что угодно, кроме детонации в камерах сгорания. Как правило, пока не загорается ошибка по ДД, многие и не знают, где он находится. Напоминаю его расположение, в районе стартера, задняя, левая часть, если стоять лицом к капоту.
Успокоители и башмаки натяжителя цепи ВАЗ
Применение на автомобилях семейства ВАЗ-21214 «Niva 4×4», 2123 «Niva Chevrolet» и их модификаций уко..
Применение на автомобилях семейства ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 и их модификаций ук..
Применение на автомобилях семейства ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121, 21213 и их м..
Применение на автомобилях семейства ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121, 21213 и их м..
Применение на автомобилях семейства ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121, 21213 и их м..
Применение на автомобилях семейства ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121, 21213 и их м..
Применение на автомобилях семейства ВАЗ-21214 «Niva 4×4», 2123 «Niva Chevrolet» и их модификаций уко..
Применение на автомобилях семейства ВАЗ-2121, 21213 Нива, 21214 Нива Тайга, 21218 Нива Урбан, 2123 N..
Применение на автомобилях семейства ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 и их модификаций ук..
Применение на автомобилях семейства ВАЗ 2121, Нива, 21213, 21214, Нива Тайга и их модификаций укомпл..
Применение на автомобилях семейства ВАЗ-21214 «Niva 4×4», 2123 «Niva Chevrolet» и их модификаций уко..
Успокоитель цепи ВАЗ – один из элементов, которые необходимы для поддержания ее в рабочем положении и с нужным натяжением. Считается расходником, который меняется при замене цепи на ВАЗ 2106, но иногда эти вещи приходится менять и раньше. В магазине «Авто-зап» можно купить успокоитель цепи ВАЗ в любой момент независимо от того, заменяете вы его вместе с цепью или по отдельности.
Как устроен успокоитель цепи ВАЗ
Внешне успокоитель на цепь ВАЗ 2101 – это пластина, отлитая или штампованная, из высокопрочной стали. С учетом того, что деталь подвергается нагрузке и постоянно соприкасается с машинным маслом, материалом может служить только металл: пластик не выдержит ни нагрузок, ни разрушительного влияния масла. Монолитное изделие, относительно простой формы, с проушинами для крепления. Прочное, рассчитанное на длительную службу.
Основная задача успокоителя цепи ВАЗ — гасить колебания цепи от вибраций работающего двигателя и выравнивать ее. Тем самым повышается точность передачи вращения от звездочки на коленвале на регулирующую муфту, соединенную с распределительным валом ГРМ. Выход из строя этого элемента чреват перекосом цепи, ее обрывом и серьезными проблемами с двигателем.
Что такое башмак натяжителя цепи ВАЗ
Любой башмак натяжителя цепи ВАЗ – составляющая часть натяжителя, соединенная с суппортом и непосредственно контактирующая с цепью. Именно на башмак приходится нагрузка от скользящей цепи, он частично гасит ее колебания, хотя большей частью они убираются успокоителем.
Внешне башмак натяжителя цепи ВАЗ – своеобразное коромысло специальной формы, отлитое из металла, с проушинами для крепления. Одним концом крепится болтом к корпусу двигателя, второй конец упирается в натяжитель с внутренней стороны. По внешней поверхности скользит цепь.
Для сопротивления высоким нагрузкам башмак цепи ВАЗ с внешней стороны (где есть контакт с цепью) подвергается упрочнению и покрывается полимерным составом, стойким к вытиранию. Но даже при этом он все равно изнашивается и нуждается в замене. Обычно он меняется вместе с цепью ГРМ примерно раз 50…60 тысяч км пробега или при сильном растяжении цепи. Если цепь ГРМ в ВАЗ 2103 начала сильно шуметь, это верный признак того, что она сильно растянулась и натяжитель цепи уже не может компенсировать провисание. На максимальных оборотах это чревато ее обрывом, погнутыми клапанами на ВАЗ 2105 или любой другой модели, что ведет за собой необходимость серьезного и дорогого ремонта двигателя.
В магазине «Авто-Зап» можно подобрать башмаки и натяжители на всю классику вплоть до ВАЗ 2107, а также на ВАЗ 21213. У нас есть качественные новые запчасти ВАЗ на все модели машин из Тольятти, и даже на некоторые популярные бюджетные иномарки. Организуем доставку в Киев, Днепр, Одессу, Харьков, работаем со всей Украиной. Если обнаружится ошибка с нашей стороны – обязательно ее исправим.
«Авто-Зап» — ваш надежный навигатор в поиске надежных запчастей на любимый отечественный автомобиль!
Замена башмака натяжителя цепи ВАЗ-2123
При износе башмака натяжителя цепи диапазон срабатывания натяжителя становится недостаточным для восстановления натяжения цепи
Цепь начинает греметь во время работы двигателя
В этом случае замените башмак
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 17», специальный ключ для гайки крепления шкива коленчатого вала, отвертка, монтажная лопатка, молоток, бородок.
Заменить башмак успокоителя без демонтажа радиатора можно только при достаточном навыке исполнителя, так как пространство между двигателем и радиатором очень мало.
Если нет опыта подобной работы, рекомендуем снять радиатор.
Кроме того, для удобства работы рекомендуем снять защиту масляного картера и брызговик двигателя, так как три болта крепления масляного картера, одновременно крепящие и крышку привода газораспределительного механизма, труднодоступны сверху из моторного отсека.
1. Снимите натяжитель цепи привода распределительного вала (см. «Замена натяжителя цепи привода распределительного вала»).
Ослабьте натяжение ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления и снимите ремень.
Отсоедините колодку проводов от датчика положения коленчатого вала.
Отсоедините от двигателя насос гидроусилителя рулевого управления, для чего выверните два передних болта крепления кронштейна насоса,
Обратите внимание: под верхним передним болтом установлена дистанционная шайба, не потеряйте ее, а при обратном монтаже насоса установите на прежнее место.
Выверните задний болт
Выверните верхний болт и отведите насос в сторону вместе с кронштейном и шлангами.
Обратите внимание: под верхним болтом установлена дистанционная шайба, не потеряйте ее, а при обратном монтаже насоса установите на прежнее место
Отверните гайку крепления шкивов и снимите шкивы
Отверните три болта крепления поддона к крышке привода распределительного вала и ослабьте (отвернув на 2–3 оборота) затяжку двух соседних с ними болтов крепления поддона к картеру двигателя.
Отверните остальные болты и гайки крепления крышки привода распределительного вала и, поддев отверткой, снимите крышку и ее прокладку.
При каждом снятии крышки заменяйте ее прокладку новой, даже если прежняя прокладка осталась целой.
Новую прокладку перед установкой смажьте с обеих сторон тонким слоем герметика.
Снимите натяжитель цепи привода распределительного вала.
Выверните болт крепления башмака натяжителя и снимите башмак
Обратите внимание на оригинальную форму башмака – он отличается от башмаков, ранее применявшихся на двигателях ВАЗ. Приобретайте точно такой же башмак.
Установите новый башмак натяжителя и снятые детали в порядке, обратном снятию.