Диагностика неисправностей АБС своими руками
Диагностика неисправностей АБС своими руками
Приобретая импортное авто, многие не могут нарадоваться его комфортной эксплуатации. Сегодня ТС сопоставимо с компьютером, так как напичкано множеством электроники рассчитанной на комфорт и снижение риска ДТП. Техническое оснащение, отвечающее за безопасность, включает в себя такую интересную опцию, как ABS (Antilock Brake System) — Антиблокировочная Система Тормозов. Хотя она давно утвердилась в России и стала стандартом оборудования всех новых авто, но по-прежнему есть, те, кому довелось, столкнулся с ней впервые.
Предназначение АБС – при экстренном торможении не допускать блокировки всех четырех колес. Что позволяет транспортному средству сохранить устойчивость при движении, а на покрытиях с низким коэффициентом сцепления (гравий, мокрый асфальт, снег, лед) сократить тормозной путь. Помимо этого, АБС позволяет машине даже при полностью выжатой педали тормоза оставаться управляемой и не идти в занос. Этот многокомпонентный блок, соединен с системой тормозов, находится он под капотом между главным тормозным цилиндром и тормозными цилиндрами суппортов. Состоит система АБС из основного гидравлического блока модуляции давления жидкости, системы датчиков, отслеживающих частоту вращения и расположения колес, а также компьютера, в котором обрабатывается информация с датчиков и отправляется сигналами на основной блок.
Принцип работы АБС
Система датчиков АБС контролирует скорость вращения колес и самого автомобиля. Вовремя сильного надавливания на педаль тормоза, датчики определяют, что авто идет юзом и посылают в блок сигнал на сокращение тормозного усилия, после давление жидкости в магистрали тормоза падает и колеса разблокируются. Причем, если тормозные колодки не разжались, то процесс повторяется до тех пор, пока не придет в норму. Если сказать кратко, то вся работа АБС сводится к циклу торможение – анализ – растормаживание.
Система срабатывает мгновенно, еще до того, как колесо заблокируется, сигнал об этом поступает на приборную панель и появляются характерные толчки в педали тормоза. Когда надпись на приборном щитке носит постоянный характер, это свидетельствует о неисправности АБС. Помните, что какой бы активной в плане безопасности АБС ни выступала, главным по-прежнему остается водитель. Наличие АБС в машине создает у многих иллюзию безопасности, но на практике, если система и берет контроль над поворотами и курсовой устойчивостью, то никоим образом не сокращает тормозной путь.
С АБС непросто высчитать тормозной путь и спрогнозировать, в каком месте остановится транспортное средство.
Опасность выхода из строя АБС
Хотя современные АБС обладают довольно высокой надежностью и могут работать длительный срок, но, как и любые другие системы способны выйти из строя. Происходит это крайне редко, потому что электронные блоки защищены специальными реле и предохранителями. Если поломка все же произошла, то она никак не влияет на работоспособность всей тормозной системы. Модуль АБС просто выключается, а тормозная система начинает работать в обычном режиме. Игнорировать нарушение не стоит, так как можно переоценить свои возможности или попросту забыться во время экстренного торможения. При первых признаках неисправности не стоит сразу ехать на СТО, можно попытаться самостоятельно решить проблему – путем диагностики ABS.
Признаки неисправности АБС
Первый признак сбоя в системе – индикатор на приборной панели. Когда датчик не тухнет в течение 6–10 секунд или включается во время движения, значит, система неисправна и не функционирует должным образом. Важно знать, что поломку модуля нельзя выявить только в неподвижном положении транспортного средства, некоторые сбои можно распознать только при движении на скоростях от 25 км/ч. Перед тем как приступить к поиску проблем вспомните, не меняли ли вы на колесах покрышки. Так как часто, чтобы сэкономить многие устанавливают шипованные покрышки в зимний период только на ведущие колеса. А так как диаметр немного увеличивается, то колеса начинают вращаться с разной скоростью, чем и вызывают мигание системы. Кроме того, бывают случаи когда датчик горит во время пробуксовки, но, как правило, в обоих случаях индикатор горит недолго или время от времени мерцает.
Основные причины неисправности АБС
Проблем с антиблокировочной системой может быть достаточно много, можно выделить 4 часто встречающихся причины неисправности АБС:
- Имеются обрывы в проводе датчика abs или неисправность блока контроллера. В этом случае высвечивается ошибка, перестают подаваться сигналы об изменении угловых скоростей и вся система отключается.
- Выход из строя колесных датчиков. Когда АБС после включения проходит самодиагностику и находит ошибку, но продолжает работать. Причина чаще в окислении контактов, плохом соединении с питанием системы или замыкание колесных датчиков на массу.
- Разное давление шин и рисунков протекторов. Как правило, информация об угловой скорости в этом случае поступает с дополнительного устройства. Когда одно из колес спущено или протектор одного колеса более грубый, чем на остальных, то оно начинает притормаживать. Кроме того, тот же эффект можно наблюдать, если установить покрышки с разной степенью износа.
- Механическое повреждение элементов – сепараторов ступичных подшипников, решеток, облом провода возле датчика, износ подшипника ступиц, наличие люфта и надлом ротора датчика колеса. При этих поломках АБС не запускается вовсе. Сюда же можно отнести сбой насоса АБС.
Все вышеперечисленные проблемы можно решить своими силами, иногда достаточно выявить проблему и произвести ремонт некоторых блоков АБС, чем производить полную дорогостоящую замену оборудования. Самыми уязвимыми в схеме АБС являются колесные датчики, которые находятся рядом с вращающимися ступицами и полуосями. Местоположение датчиков плохое, так как грязь и увеличенный люфт в подшипниках ступицы может спровоцировать сбой в их работе, сводя тем самым всю работу антиблокировочной системы тормозов на нет.
датчик АБС на колесе машины
Не редко на работоспособность блока влияет напряжение между клеммами аккумулятора. Если напряжение уменьшено до 10,5В или ниже, то система может сама резко выключиться через предохранительный блок. Так как предохранительное реле всегда реагирует на недопустимые всплески и колебания напряжения в сети транспортного средства. Исключить такие ситуации можно, если не разъединять электрические разъёмы при включенном зажигании и работающем двигателе. Нужно постоянно наблюдать за контактами соединений на генераторе и не запускать двигатель методом «прикуривания».
Диагностика неисправностей АБС
Самая дорогая деталь при замене – блок управления, но как выше было сказано он находится под защитой реле, которое снижает риск его поломки. Единственное, что может выбить его из строя – это перепад температур, о которых мы описали также выше. Поэтому центральную часть системы можно смело исключить или перенести на последний пункт проверки.
Диагностика АБС своими руками начинается с передних колес:
- Снимаем датчик.
- Чистим его от грязи и накопленных отложений керосином или уайтспиритом.
- Проводим осмотр зубцов на ступице колеса. Именно с них датчик считывает скоростные обороты, когда зубцы забиты грязью, то соответственно данные считываются неправильно, что приводит к зависанию АБС.
- Убираем с них засоры, это же проделываем и с датчиком задней передачи.
- После необходимо проверить электрическое сопротивление, которое прописано в заводском справочнике автомобиля. Когда не получается узнать точное сопротивление, обратитесь в магазин и узнайте у продавца сопротивление на вашу модель ТС.
- Когда с датчиками все в порядке, переключаем мультиметр в режим вольтметра, измеряющего переменное напряжение.
- Домкратом поднимете машину и раскрутите колесо и при его вращении измерьте напряжение в обмотке сенсора. Узнать нормальную единицу напряжения можно также из мануала вашего авто.
- Переходим к подшипникам. Износ ступицы колеса является самой распространенной причиной неисправности системы. Нужно все так же прочистить керосином от грязи и проверить их при помощи пошатывания. Если они неисправны, это выявится сразу. Необходимо заменить изношенные элементы и проверить работу сенсора мультиметром.
Ремонт блока АБС
Когда осмотр с прочисткой деталей датчиков не дал результатов, то, возможно, проблема кроется в реле защиты, которое как мы знаем, охраняет электронные цепи от колебаний напряжения в бортовой сети транспортного средства. Найти защитное реле просто, если у вас на руках есть электросхема машины. Стенки реле чаще всего из алюминия, а крышка из пластика. Под крышкой содержатся два или один предохранитель, которые могут просто перегореть, тогда их нужно заменить.
Когда дело не в нем, то, возможно, перепады давления вывели из строя само защитное реле. Для его диагностики снова берем тестер и идем по пунктам:
- Отсоединяем разъем от электроблока, который располагается возле реле. В стандарте разъем имеет 25 штырей.
- Ставим тестер в положение вольтметра.
- Подключаем его щупы к первому и второму штырю блока. Спутать их несложно, так как они пронумерованы.
- При включенном замке зажигания измеряем двадцативольтное напряжение бортовой сети.
- Если напряжения нет, то смотрим целостность предохранителей и проверяем минусом разъем под номером два, на соединение с массой машины.
Когда в этой части неполадок не выявлено переходим к проверке самого реле. Необходимо снять защитное реле с автомобиля и присоединить два провода от клемм аккумулятора к выводам реле обозначенными цифрами 5 и 6. Рабочее реле при подключении в 12 вольт будет производить щелчки, когда их нет, нужно его заменить.
Замена датчика АБС
Как проверить датчики ABS — визуальный осмотр
Как вариант, проверку системы ABS можно произвести при помощи сканера ELM-327. Датчик индукционного типа являет собой индукционную катушку, работающую в паре с зубчатым металлическим диском, располагающимся над импульсным ротором, связанным с приводным валом или ступицей колеса. Поломку датчика можно узнать тестером, паяльником, а также пином для ремонта, но сначала стоит проверить датчик начистоту, поищите загрязнения и если они имеются, то устраните их. Далее, перейдите к замеру напряжения сопротивления в узле.
Вокруг полюсного сердечника есть обмотка, связанная с магнитом. Такое соседство дает магнитному полю свободно проходить к индуктору. А так как происходят вращения ротора и смена межзубных впадин, изменяется магнитный поток, идущий сквозь сердечник обмотки. Такие изменения создают переменное напряжение, уровень которого и нужно измерить. От числа оборотов колеса, зависит частота напряжения и амплитуда.
Пины крепятся на разъемы, а тестером замеряется сопротивление датчика абс. При замере норма сопротивления в пределах 800-1200 ОМ, но лучше заглянуть в паспорт и свериться с допустимой единицей. Когда сеть увеличивает к бесконечности – произошел обрыв сети, а если сопротивление показывает на ноль, то произошло замыкание в цепи датчика. Чтобы провести полную диагностику датчиков, необходимо прозвонить тестером всю проводку устройства. Когда все нормально показания будут такими:
- уровень сопротивления изоляции – больше 20кОм;
- ножка – датчик абс передний правый 7—25 Ом;
- ножка – датчик АБС задний правый 6–24 Ом.
Когда поломка выявлена при осмотре датчика, то ремонтировать его бессмысленно. Если неисправность не найдена, то вмешиваться в работу центрального блока самостоятельно не рекомендуется. Специалисты просмотрят коды неисправностей, ранее сохранённые в устройстве, и произведут соответствующие действия.
Диагностика АБС (ABS) своими руками
Антиблокировочная система (ABS). Описание
Антиблокировочная система автомобиля (Anti-lock Braking System) – это система, осуществляющая регулировку давления тормозной жидкости в тормозных контурах, что позволяет предотвратить блокировку колёс в момент торможения. Иными словами, эта система предотвращает торможение юзом, что даёт следующие преимущества:
- Повышение устойчивости автомобиля.
- Уменьшение тормозного пути.
- Экономия резины и сохранность шипов на шинах автомобиля.
Помимо своей основной функции, датчики и клапаны антиблокировочной системы используются для многих других систем автомобиля. Например, система курсовой устойчивости или система помощи при экстренном торможении. Система курсовой устойчивости подтормаживает определённые колёса при резких поворотах или заносах, что значительно улучшает показатели безопасности. Система помощи при экстренном торможении удерживает нажатой педаль тормоза вплоть до полной остановки.
Принцип работы антиблокировочной системы
Как сделать диагностику АБС самому? — чтобы с уверенностью ответить на этот вопрос, важно знать устройство самой системы. Для этого разберём несколько отдельно взятых её частей:
- Датчики скорости. Датчики располагаются возле каждого колеса автомобиля. Они передают на блок управления ABS информацию о скорости вращения каждого из колёс.
- Блок управленияABS. Блок управления принимает сигналы с датчиков скорости, анализирует ситуацию, и, в случае блокировки колеса, передаёт команду на блок управления гидравликой.
- Гидравлический блок управления, получив сигнал о заблокированном колесе, перекрывает канал тормозной жидкости, идущий к этому колесу.
В результате получается, что как только колесо заблокируется, система «отпускает» его. Как только это происходит, оно снова блокируется. Всё это происходит с высокой частотой, и в итоге колёса вращаются на предельном усилии, но при этом без перехода на движение юзом.
Диагностика ABS своими руками
Самым первым признаком неисправности системы АБС является лампа на приборной панели. После того, как она загорелась, важно сразу произвести диагностику. Рассмотрим действия, которые необходимо выполнить при сбоях в работе АБС:
- Проверьте предохранители и реле блока управления антиблокировочной системы.
- Сравните давление в шинах – оно должно быть везде одинаковое.
- Изучите ротор каждого датчика на предмет загрязнения.
- Замерьте тестером сопротивление в каждом из датчиков при включенном зажигании. Приподняв колесо на домкрате и вращая его, наблюдайте за изменениями.
- Проверьте целостность проводов, идущих от датчиков к блоку управления.
- Проверьте целостность проводов идущих к гидравлическому блоку АБС.
Лучшим вариантом диагностики будет проверка с помощью подключения ноутбука или смартфона к диагностическому разъёму – это позволит сэкономить много времени и моментально определить причину поломки.
Коды ошибок ABS Lada Vesta и их расшифровка
Диагностика АБС своими руками – довольно сложная задача, если вы не имеете диагностического оборудования (кабеля, ноутбука, и ПО). В случае если у вас есть возможность считать ошибки, то сравнив их коды с описанием, можно гораздо быстрее определить причину неисправности. Ниже перечислены ошибки, «зажигающие» лампочку неисправности антиблокировочной системы:
Спасибо за подписку!
- U0121 — нет данных от контроллера системы АБС
- U0122 — нет данных от контроллера системы ESP
- U0415 — неверные данные от контроллера системы АБС
- U0416 — неверные данные от контроллера системы ESP
В большинстве случаев отсутствие данных с контроллера говорит о его неисправности. Если диагностика указывает на ошибки U0415 или U0416, то велика вероятность неисправности датчиков или повреждения проводов. Также не забывайте, что при различающемся давлении в шинах система управления может получать неверные данные от контроллера и указывать на последние две ошибки.
Антиблокировочная система и безопасность
Многие ошибочно полагают, что АБС не приносит никакой пользы и даже является препятствием для безопасного вождения. Это довольно закоренелое мнение и на вопрос «а чем вы это обосновываете?» очень часто можно услышать что-то вроде «на рыхлом снегу АБС увеличивает тормозной путь». На деле же, длина тормозного пути особо не отличается. Но главная цель этой системы – это не сокращение тормозного пути, а увеличение сцепления с дорогой в момент торможения. Тормозить юзом и одновременно объезжать препятствие невозможно – колёса не будут слушаться вас. А вот если на вашем авто установлена система АБС, то можете не беспокоиться – смело давите педаль тормоза до упора и продолжайте маневрировать.
Важно понимать, что ваш ум адаптируется к этой системе, и привыкнуть к неработающему АБС очень сложно. Именно по этой причине необходимо немедленно проводить диагностику и ремонт антиблокировочной системы при первых признаках неисправности.
Как проверить работу ABS
Система ABS, которая устанавливается практически на все современные автомобили, как и другие сложные детали и компоненты, подвержена различным неисправностям. Штатная АБС работает постоянно, активируясь в момент поворота ключа зажигания, а информация, которую собирает антиблокировочная система используется другими системами, к примеру, ESP. Сразу после запуска двигателя на приборной панели зажигается индикатор АБС – это свидетельствует о начале самотестирования. Если неполадок не обнаруживается, индикатор гаснет.
Несмотря на то, что самодиагностика ABS выполняется регулярно, исправлять какие-либо неполадки приходится самостоятельно, поскольку неисправности в системе отмечаются не так и редко. Если индикатор АБС постоянно горит или же периодически вспыхивает во время движения – это является поводом проверить работоспособность системы, что можно сделать либо самостоятельно, либо обратившись в сервис. Конечно, игнорирование проблемы не приведет к тому, что автомобиль останется без тормозов, но эффективность экстренного торможения будет существенно снижена.
Основные элементы АБС
Начиная диагностику АБС своими руками, необходимо понимать из каких элементов состоит вся система. К числу ее основных элементов относится:
- блок управления;
- гидравлический блок;
- механизмы торможения колес;
- датчики, измеряющие скорость вращения колес.
Кроме этого, имеется и большое количество соединительных проводов, которые также нуждаются в периодической проверке , особенно, если часто зажигается лампа АБС на панели.
Блок управления
Основная часть системы, которая принимает сигналы со всех датчиков, анализирует их, и отдает команды управления блоку гидравлики. Этот блок используют и другие системы помощи водителю, к примеру, система курсовой устойчивости. Проблемы с центральным блоком возникают достаточно редко, поскольку он неплохо защищен от негативного воздействия окружающей среды. Но стоит отметить, что блок весьма чувствителен к перепадам напряжения, а при недостаточно заряженном аккумуляторе может отключиться совсем.
Гидравлический блок
Включает в себя главный тормозной цилиндр, магнитные клапаны и гидроаккумулятор. По сигналу центрального блока, который распознал блокировку колес, открывается магнитный клапан, и излишек тормозной жидкости немедленно переходит в специальный резервуар – гидроаккумулятор, что приводит к падению давления в системе , и не позволяет колесам заблокироваться полностью, даже если педаль тормоза выжата до упора.
Индукционные датчики
Именно они выполняют самую грязную, но ответственную работу, позволяя постоянно осуществлять мониторинг скорости вращения всех колес. Такие датчики устанавливаются на каждой ступице. По сути они представляют собой обычные индукционные катушки, работающие в паре с зубчатым колесом. Сигналы с датчиков поступают в центральный блок, где анализируются. Датчикам приходится работать в наиболее тяжелых условиях, поэтому при возникновении неполадок в работе АБС, проверку целесообразно начинать именно с них.
С чего начинается самостоятельная диагностика
Прежде чем затевать серьезную проверку АБС своими силами, тем более если опыта в этом деле явно недостаточно, следует обратить внимание на блок предохранителей. Если все они визуально в порядке, можно дополнительно проверить их тестером, после чего не торопясь и очень внимательно осмотреть все доступные разъемы и соединения проводов. Очень часто даже небольшие недостатки в виде нарушенной изоляции, болтающихся контактов или их сильного загрязнения приводят к тому, что электрическая цепь периодически размыкается, и АБС отключается.
Проверка сопротивления датчика
Для этого потребуется тестер/мультиметр:
- авто поднимается на подъемнике либо по очереди поддомкрачивается каждое проверяемое колесо;
- для удобства колесо перед тестированием датчика лучше снять;
- вывинтить крепежный болт датчика;
- на центральном блоке АБС отсоединяются разъемы;
- специальные ремонтные ПИН подключаются к тестеру и замеряется сопротивление, правильное значение которого указано в мануале авто;
- после этого можно прозвонить провода с целью убедиться в их целостности и отсутствия замыканий на массу.
Проверка напряжения
Для такой проверки тестер переключается в режим вольтметра. Алгоритм проверки аналогичен вышеописанному: на вывешенном колесе, которое необходимо вручную вращать со скоростью примерно один оборот в секунду снимаются показания прибора. Его показания в норме будут составлять 0,25-1,2 В , а увеличение скорости вращения колеса автоматически повышает показания тестера. Как проверить самый уязвимый элемент АБС – датчик самостоятельно, можно посмотреть на видео:
Другие способы тестирования антиблокировочной системы
Если проверка колесных датчиков тестером не выявила их неисправностей, но у автовладельца остаются сомнения в адекватности работы АБС, или в процессе эксплуатации авто периодически загорается контрольная лампа, можно проверить АБС по-другому. К примеру, при помощи осциллографа. Он позволяет точно измерить уровень сопротивления, а также амплитуду, мгновенно и точно выявив возможные неисправности датчика. К сожалению, это крайне сложное и дорогостоящее оборудование, поэтому используется оно в специализированных сервисных центрах.
Помочь в определении проблемы, если они имеются, может и бортовая система самодиагностики, активирующаяся каждый раз в момент запуска двигателя. При обнаружении ошибок система выводит на монитор бортового компьютера набор букв и цифр, расшифровку которых можно найти либо в инструкции к автомобилю, либо в интернете. Если простейшие мероприятия по диагностике АБС не привели к желаемому результату, и проблему не удается решить самостоятельно, лучше не рисковать, и обратиться к специалистам.
Самые распространенные неисправности АБС
Проблем с антиблокировочной системой может быть достаточно много, но среди часто встречающихся можно выделить четыре.
- После запуска двигателя и программы диагностики ABS высвечивается ошибка, а вся система отключается . Как правило, это происходит при обрыве проводов, ведущих к датчикам колес либо ошибке в блоке контроллера.
- После поворота ключа зажигания система АБС проходит самотестирование, но после этого самостоятельно деактивируется. Причиной такого нелогичного поведения чаще всего становятся окисленные контакты, их плохом соединении, проблемах с питанием системы или замыканием некоторых колесных датчиков на массу.
- Запуск двигателя и программы диагностики АБС выявляет наличие ошибки, но система продолжает оставаться активной – такое поведение практически всегда говорит о том, что неисправен один из датчиков на колесах либо оборван ведущий к нему провод.
- АБС не запускается совсем. Если исключить проблемы с аккумулятором и центральным блоком, виновником могут оказаться провода, слишком большой люфт подшипников ступиц, сломанный или надломленный ротор датчика.
Если обнаружена неисправность
Если проведенная самодиагностика АБС точно определила неисправную часть системы, со стороны водителя потребуется принять решение – менять поврежденный элемент на новый или же отремонтировать старый. Стоит сразу оговориться, что даже проведенная проверка ABS, если она выполнялась человеком впервые без должного опыта и соответствующего оборудования, вовсе не означает, что вердикт «неисправность» окончательный.
Так, если система говорит о том, что неисправен один из датчиков на колесе, не следует торопиться его менять, предварительно следует проверить все контакты и ведущие к нему провода – проблема часто заключается в этих элементах. Если же диагностика антиблокировочной системы говорит о том, что неисправен ее центральный блок, он подлежит либо ремонту специалистами, либо замене, если восстановление невозможно. Если же программа диагностики ABS указывает на датчики, а все контакты в порядке, неисправное устройство вполне можно заменить на новое самостоятельно.
Как самому проверить датчик АБС
Эффективность работы тормозной системы автомобиля во многом зависит от навыков водителя, от его профессиональных умений. Но, существенным подспорьем в данном случае служат и различные вспомогательные системы, и узлы, позволяющие создать все необходимые условия для безопасного вождения.
Особую роль в данном случае играет электронный механизм, препятствующий блокировке колес – антиблокировочная система. На самом деле, спектр действия представленной системы выходит далеко за рамки своего прямого назначения, что наилучшим образом отражается на управляемости транспортного средства в различных эксплуатационных режимах.
Одним из важнейших компонентов указанной системы является датчик АБС. От его исправной работы зависит эффективность всего процесса торможения. Познакомимся с ним поближе.
Принцип работы датчика ABS
Любое диагностическое мероприятие не будет результативным, если у водителя нет представления о принципах работы исследуемого узла или элемента системы. Поэтому, перед этапом, предусматривающим оперативное вмешательство в работу данного устройства, прежде всего, следует изучить принцип его работы.
Что же представляет из себя датчик АБС?
Начнём с того, что это нехитрое устройство можно обнаружить на каждой из 4 ступиц автомобиля. В его герметичном пластиковом корпусе располагается соленоид.
Другим важным элементом датчика служит так называемое импульсное кольцо. Внутренняя сторона кольца выполнена в виде зубчатой нарезки. Оно монтируется с тыльной стороны тормозного диска и вращается вместе с колесом автомобиля. На конце сердечника соленоида располагается датчик.
Принципиальные особенности работы указанной системы основаны на считывании электрического сигнала, поступающего от дросселя непосредственно к считывающему устройству управляющего блока. Итак, как только колесу передаётся определённый крутящий момент, внутри электромагнита начинает возникать магнитное поле, значение которого возрастает пропорционально увеличению скорости вращения импульсного кольца.
Как только вращение колеса достигнет минимального кол-ва оборотов, импульсный сигнал от представленного датчика начинает поступать в процессорное устройство. Импульсный характер сигнала возникает благодаря зубчатому венцу импульсного кольца.
От частоты сигнала, регистрируемого в приёмном устройстве зависит последующая работа гидроблока системы АБС. Исполнительными элементами гидравлического распределителя тормозных усилий являются соленоиды, гидравлический насос и клапанные механизмы.
В зависимости от интенсивности поступающего в гидроблок сигнала, в работу вступают клапанные механизмы, управляемые соленоидами. В том случае, когда возникает блокировка колеса, гидроблок, учитывая соответствующий сигнал снижает давление в данном тормозном контуре.
В данный момент в работу вступает гидравлический насос, который перекачивает тормозную жидкость обратно в бачок ГТЦ через открытый перепускной клапан. Как только водитель снижает усилие на педаль, перепускной клапан закрывается, а насос в свою очередь перестаёт работать.
В этот момент открывается основной клапан, и давление в данном тормозном контуре нормализуется.
Представленная модификация периферийного элемента АБС является наиболее распространённой и применяется на большинстве отечественных и зарубежных автомобилях.
В силу относительной простоты данной конструкции, элементы системы отличаются высокой стойкостью к механическому износу и хорошими эксплуатационными показателями.
Если деталь и выходить из строя, то стоит она не так дорого, чтобы проводить манипуляции описанные ниже. Проще купить и заменить датчик на новый.
Признаки неисправности устройства
Несмотря на то, что представленное устройство, как правило, рассчитано на бесперебойную работу в течение длительной эксплуатации, в процессе их функционирования могут возникнуть разного рода сбои и неполадки.
Для визуального отслеживания работы системы служит аварийная лампа на щитке приборов автомобиля. Именно он в первую очередь указывает на разного рода нарушения системы, вызванные целым рядом факторов.
Поводом для беспокойства в данном случае может стать то, что контрольная лампа не гаснет длительное время после того как ключ повернут в положение КЗ, или же отсутствует оповещение в процессе движения.
Проблемы, которые послужили причиной подобного поведения датчика могут быть самыми разнообразными.
Рассмотрим ряд признаков, которые в дальнейшем помогут выявить причину сбоя того или иного узла системы:
- лампочка АБС на панели приборов горит длительное время или не гаснет вовсе;
- чрезмерное усилие при нажатии на педаль тормоза;
- педаль тормоза перестаёт откликаться на её нажатие;
- блокирование колёс при резком нажатии на педаль тормоза.
Системы АБС более ранних версий, как правило, не оснащались специализированной индикацией работы системы. В данном случае её роль выполняла контрольная лампа проверки двигателя.
Как выполнить диагностику системы АБС
Диагностические меры, предусматривающие проверку системы АБС, как правило производятся при помощи специального оборудования. Одним из них является так называемый диагностический адаптер. Для его подключения заводом-изготовителем предусмотрен специальный диагностический разъём.
Проверка системы начинается при включении зажигания. Суть такой проверки сводится к тому, что с помощью адаптера удаётся выявить наличие той или иной ошибки системы. Каждой ошибке присвоен определённый код, который позволяет судить о неисправности конкретного узла или элемента системы.
Однако стоит заметить, что в большинстве случаев диагностические адаптеры бюджетного сегмента сканируют не всю систему, а только двигатель. Поэтому рекомендуем использовать сканер с комплексной диагностикой.
К примеру можем отнести модель корейского производства Scan Tool Pro Black Edition. Имея на борту 32 битный чип данный сканер способен диагностировать не только двигатель, но и другие узлы автомобиля (коробку передач, трансмиссию, вспомогательные системы ABS и т.д.) и в тоже время имеет достаточно демократичную цену.
Данный мультимарочный сканер совместим с большинством автомобилей начиная с 1993 года выпуска, показывает работу всех имеющихся датчиков в реальном времени, VIN код автомобиля, его пробег, версию ЭБУ, и т.д.
Устройство способно производить замеры работы различных систем на стабильность в течении определенных отрезков времени и сохранять полученные данные в любых устройствах на базе iOS, Android или Windows.
Диагностика и профилактические меры, позволяющие судить о работоспособности элементов системы производятся в специализированных сервисных центрах. Тем не менее, с этой задачей можно справиться и в гаражных условиях.
Так, всё что потребуется для диагностики датчика АБС составляет минимальный набор оснастки, включающей в себя: паяльник, мультиметр, термоусадку и ремонтные разъёмы.
Алгоритм проверки состоит из следующих этапов:
- поддамкрачивание колеса;
- демонтаж блока управления и выводов контроллера;
- подключение ремонтных разъёмов к датчикам;
- замер сопротивления мультиметром
Если датчик не вышел из строя, омметр покажет сопротивление около 1 кОм. Это значение соответствует рабочим показателям датчика в состоянии покоя. При вращении колеса показания должны меняться. Это будет указывать на его исправность. Если же изменений в показаниях не наблюдается, датчик вышел из строя.
Стоит отметить, что в силу различных модификаций датчиков, их рабочие параметры могут варьироваться. Поэтому, прежде чем приговаривать датчик, нужно прежде всего ознакомиться с его рабочим диапазоном и только потом делать выводы о его исправности.
Кроме этого, при появлении сбоев в работе АБС необходимо убедиться в отсутствии повреждений подводных проводов. В случае обнаружения обрыва, провода следует «посадить на пайку».
Не стоит также забывать и том, что ремонтные пины нужно подключать в соответствии с полярностью. Несмотря на то, что в большинстве случаев при неправильном подключении срабатывает защита, делать этого не стоит. Для облегчения задачи, лучше всего предварительно пометить соответствующие провода маркером или изоляционной лентой.
Проверка тестером (мультиметром)
Работоспособность датчика можно диагностировать и при помощи вольтметра. Вся последовательность операций полностью копирует указанный выше алгоритм, с одним единственным отличием. Для получения требуемого результата, необходимо создать условия, при котором колесо будет делать обороты с частотой равной 1 об/с.
На выводах исправного датчика разность потенциалов составит порядка 0,3 – 1,2 В. По мере увеличения частоты вращения колеса, напряжение должно взрастать. Именно этот факт будет указывать на рабочее состояние датчика АБС.
Проверка функционирования датчика АБС на этом не ограничивается. Есть еще парочка действенных приемов, которые помогут устранить различные неисправности системы АБС.
Осциллограф
Кроме всего прочего, для диагностики перебоев в работе датчика АБС можно воспользоваться осциллографом. Стоит отметить, что применение представленного устройства требует определённых навыков. Если Вы заядлый радиолюбитель, для Вас не составит труда прибегнуть к подобной диагностике. Но для простого обывателя, это может вызвать ряд трудностей. Начнём с того, что данный прибор обойдётся Вам не дешево.
Помимо всего прочего, его применение по большей части оправдано в условиях специализированного сервиса. Тем не менее, если этот диковинный прибор каким-то чудом завалялся у Вас в гараже, он станет хорошим подспорьем для проведения различных диагностических мероприятий.
Осциллограф создаёт визуализацию электрического сигнала. Амплитуда и частота сигнала отображается на специальном экране, что даёт четкую картину работы того или иного элемента системы.
В данном случае принцип проверки исправности датчика АБС будет основываться на сравнительном анализе полученных результатов. Итак, вся процедура на начальном этапе аналогична той, что проводилась ранее с мультиметром, только вместо тестера к выводам датчика следует подключить осциллограф.
Диагностическая процедура выглядит следующим образом:
- вращать вывешенное колесо с неизменной частотой порядка 2-3 об/с;
- зафиксировать значение амплитуды колебаний на табло осциллографа.
Как только показания с одного датчика сняты, необходимо провести все те же действия с датчиком, установленным на противоположной стороне одной и той же оси.
Полученные результаты следует сопоставить, и сделать соответствующие выводы:
- при относительно равных показаниях, датчики можно считать исправными;
- отсутствие скачкообразного явления при установке меньшего сигнала синусоиды говорит о работоспособности датчика;
- поддержание стабильной амплитуды с пиковым значением, не превышающим 0,5 В при указанных оборотах – датчик служит верой и правдой.
Хорошей альтернативой дорогостоящему прибору может стать специальное приложение, с помощью которого можно проводить все диагностические мероприятия при помощи обыкновенного ноутбука.
Проверка датчика без приборов
Диагностику датчика АБС можно производить и без помощи всевозможных регистрирующих устройств. Для этого понадобится всего-навсего гаечный ключ или плоская отвертка.
Суть проверки заключается в том, что, при касании металлическим предметом сердечника электромагнита, он должен притягиваться к нему. В таком случае можно судить об исправности датчика. В противном случае, есть все основания полагать, что датчик приказал долго жить.
Как устранить обнаруженные неисправности
Как только диагностические меры увенчались успехом, и проблема найдена, возникает необходимость устранения неисправного элемента системы. Если дело касается датчика АБС или импульсного кольца, говорить о восстановлении их работоспособности не приходится.
В данном случае они как правило подлежат замене. Исключением может стать тот случай, когда рабочая поверхность датчика попросту загрязнилась в ходе длительной эксплуатации. Для этого будет достаточно очистить его от окислов и частиц грязи. В качестве чистящих средств желательно воспользоваться обычным мыльным раствором. Использование химических препаратов крайне нежелательно.
Если причиной сбоя явился блок управления, его реанимация в ряде случаев может вызвать серьезные затруднения. Тем не менее, его всегда можно вскрыть и при визуальном осмотре оценить масштабы катастрофы. Демонтаж крышки необходимо производить аккуратно, во избежание повреждения рабочих элементов.
Нередко случается так, что в результате вибрации контакты одного из выводов попросту утратили жесткость. Чтобы вновь припаять их к плате не нужно иметь семь пядей во лбу. Для этого достаточно обзавестись хорошим импульсным паяльником или же паяльной станцией.
При проведении пайки, важно помнить, что керамический изолятор блока очень чувствителен к перегреву. Поэтому в данном случае нужно позаботиться о том, чтобы на него не оказывалось повышенного термического воздействия.
Дагностика АБС своими руками (часть 1 — теория).
Всем доброго дня.
Сегодня в нашем эфире передача «Просто о сложном», в которой я расскажу о диагностике АБС своими руками.
Почему об АБС?
Потому, что именно по ее диагностике больше всего проблем и кроме TiggoDiag АБС в Кимолёте больше никто не видит. Я имею в виду бесплатный софт.
Вещание будет состоять из двух частей.
В первой части я переведу часть технической документации от непосредственного производителя и снабжу ее комментариями.
Во второй части будет разбираться и пробовать ручками.
Я тут же приведу оригинал, т.к. местами написана явная лажа.
Итак, наши узкоглазые желтолицые братья пишут следующее:
If without the trouble diagnosis instrument, it may display the trouble status of the ABS via the ABS warning lamp and read out the trouble code to facilitate the trouble determination and troubleshooting. In such case, the trouble code will be displayed in 2-digit number. Please refer to the numbers in parentheses in the trouble checklist of trouble code in succeeding section 2.4.
В вольном переводе это означает, что без использования инструмента можно считать коды ошибок с помощью лампы АБС, что на приборке. Она намаргивает двухзначный код, который расшифровывается в разделе 2.4.
The service conditions are as follows:
Vehicle speed below 2km/h;
Without connection of trouble diagnosis instrument;
The line L (namely the pin 7 of interior diagnosis socket) should be always grounded during the diagnosis process.
Условия для диагностики следующие:
Скорость авто менее 2 км/ч.
В колодку OBD2 ничего не подключено.
Линия L должна быть заземлена во время всего процесса диагностики.
Тут они в скобках пишут, что линия L это седьмой контакт в разъеме диагностики.
Однако в стандартной распиновке диагностического разъема OBD2 линия L сидит на контакте №15, а на контакте №7 сидит линия К.
Распиновку разъема, а заодно и коды диагностики на Кимо можно посмотреть например ЗДЕСЬ.
In addition, at finish of the trouble code readout, restore the ECU status of the ABS to the normal mode (previously, it’s the diagnosis status), of which the method is as follows: At finish of the diagnosis operation, disconnect the grounding status of the line L, rotate the key to power off status, and then reconnect.
После завершения диагностики нужно восстановить статус в мозгах АБС и вернуть их в нормальный режим работы. Для этого нужно снять заземление с линии L, выключить зажигание и снова включить.
Смотрим картинку.
Судя по диаграмме, при выключенном зажигании мы должны заземлить линию L в диагностическом разъеме OBD2 (но почему 7-й то контакт? ото ж «кетайсы»), а затем включить зажигание.
Сразу после включения зажигания лампа АБС загорится на период Т1, затем погаснет на период Т2 и после этого начнет отмигивать коды диагностики.
Т.к. код ошибки двухзначный, он отмигивается в два приема. Сначала первая цифра кода моргает с периодом Т3, затем лампа АБС тухнет, делая паузу с периодом Т4 (он меньше, чем периоды Т1 и Т2), затем отмигивается вторая цифра кода, затем лампа АБС тухнет на период Т2 (3 сек) и начинает отмаргивать следующий код ошибки. И так пока ошибки не кончатся.
Т1=3,0 сек.
Т2=3,0 сек.
Т3=0,5 сек.
Т4=1,5 сек.
The steps inabove f igure are respectively :
A. Rotate the vehicle key to power on position after the line L is grounded;
B. When the ABS warning lamp illuminates and lasts for 3s, it indicates the start of diagnosis;
C. When the ABS warning lamp is off for 3 s, it indicates that it enters into the trouble code display phase;
D. Trouble code display and readout;
E. When the ABS warning lamp is off for 3 s, it indicates that it enters into
next trouble display phase or circulated display phase;
F. The display and readout of new trouble code and the circulated display of last trouble code.
А. Поверните ключ зажигания для включения установки после того, как линия L заземлена;
B. Когда контрольная лампа АБС загорится и погаснет на 3 секунды, это означает начало диагностики;
С. Когда сигнальная лампа ABS гаснет на 3 сек, это означает, что она переходит в фазу отображения кода диагностики;
Д. Код ошибки отмигивается и считывается;
Е. Когда сигнальная лампа ABS гаснет на 3 сек, это означает, что наступает фаза отображения следующего кода ошибки;
Ф. Показ и чтение кода ошибки отмигиваются до тех пор, пока не покажет последний код ошибки.
Take the process shown in above figure for instance. Within the display span of the first trouble code, before the presence of T4 (namely, 1.5s before the off of the warning lamp), since the warning lamp flashes twice (the duration for each on and off is both T3, namely 0.5s), the first digit of the 2-digit trouble code (tens digit) is at 2; after the presence of T4 (namely 1.5s after the off of the warning lamp), since the warning lamp f lashes once, the second digit of the 2-digit trouble code (ones digit) is at 1. After that, the warning lamp will be off for 3s (namely T2 duration). Therefore, the display of first trouble code is completed with the trouble code of 21. The detailed description of the trouble is shown in t he trouble code checklist in secti on 2.4. Also, the second еrouble code of 22 can be obtained.
Это пояснения к диаграмме, которые я давал выше, на языке оригинала, если вдруг кому интересно.
Ошибки АБС можно не только считать, но и сбросить.
Как это делается смотрим на диаграмме.
Судя по диаграмме, это не просто, а очень непросто и потребует сноровки и тренировки.
Исходное положение такое же.
Линия L заземлена, жмём и держим педаль тормоза, включаем зажигание, сразу загорается лампа АБС на 3 сек.
И как только она погаснет, в течении следующей 1 сек отпускаем педаль тормоза и начинаем ее жамкать.
Ее нужно 5 раз отпустить и 5 раз нажать. 1 сек на нажатие и 1 сек на отпускание.
Успеть нужно до следующего загорания лампы АБС на 3 сек. Упражнение заканчивается с нажатой и удерживаемой педалью тормоза.
Учитывая то, что на неработающем двигателе педаль тормоза дубовая, развлечение то еще.
The steps in the above f igure are respectively as f ollows:
A. After the brake pedal is depressed, ground the line L and rotate the vehicle key to the power on position;
B. The ABS warning lamp illumination and go off in 3 s;
C. Start to release the pedal within 1 s after the ABS warning lamp goes off;
D. After the pedal is released for approximate 1s, r e-depress the pedal for approximate 1s . Repeat the above operation for 5 times. During this operation, the warning lamp will not be illuminated;
E. The ABS warning lamp illuminates and lasts for 3s . During this period, the trouble code within this process will be deleted.
Это тоже, что и выше, на языке Шекспира.
Ясен перец, что после этого нужно привести АБС в рабочий режим описанным где то выше методом.
In addition, when the ECU of the ABS has no trouble code, ground the line L and rotate the key to the power on position. The flashing of the ABS warning lamp is conducted in accordance with the type in following figure, of which the symbol meaning is same with the foregoing section.
Тут китайцы хотят сказать о том, что если ошибок нет, то лампа АБС будет мигать как показано на картинке ниже.
Но если ошибок нет, то лампа АБС и гореть не будет, сигнализируя об ошибке.
Если верить диаграмме, когда в АБС нет ошибок, то при проведении диагностики лампа АБС сначала загорается на период Т1 (3 сек), затем тухнет на период Т2 (3 сек), а затем начинает бесконечно моргать с периодом Т3 (0,5 сек).
А теперь об ошибках. АБС отморгает нам код тот, что в скобках, двухзначный десятичный.
11= «Open-circuit/short-circuit of left front sensor.» Обрыв или короткое замыкание левого переднего датчика АБС.
12= «Interference of left front sensor or gear ring.» Препятствие между левым передним датчиком и зубчатым кольцом (грязь, кольцо лопнуло).
13= «Air gap error of left front sensor.» Ошибка воздушного зазора левого переднего датчика (большой зазор между датчиком и зубчатым кольцом).
21= «Open-circuit/short-circuit of right front sensor.» Обрыв или короткое замыкание правого переднего датчика АБС.
22= «Interference of right front sensor or gear ring.» Препятствие между правым передним датчиком и зубчатым кольцом (грязь, кольцо лопнуло).
23= «Air gap error of right front sensor.» Ошибка воздушного зазора правого переднего датчика (большой зазор между датчиком и зубчатым кольцом).
31= «Open-circuit/short-circuit of left rear sensor.» Обрыв или короткое замыкание левого заднего датчика АБС.
32= «Interference of left rear sensor or gear ring.» Препятствие между левым задним датчиком и зубчатым кольцом (грязь, кольцо лопнуло).
33= «Air gaperror of left rear sensor.» Ошибка воздушного зазора левого заднего датчика (большой зазор между датчиком и зубчатым кольцом).
41= «Open-circuit/short-circuit of right rear sensor.» Обрыв или короткое замыкание правого заднего датчика АБС.
42= «Interference of right rear sensor or gear ring.» Препятствие между правым задним датчиком и зубчатым кольцом (грязь, кольцо лопнуло).
43= «Air gaperror of right rear sensor.» Ошибка воздушного зазора правого заднего датчика (большой зазор между датчиком и зубчатым кольцом).
51= «Battery voltage too high (above 17V).» Напряжение бортсети слишком высокое (более 17 вольт).
52= «Battery voltage too low (below 9.4V).» Напряжение бортсети слишком низкое (менее 9,4 вольт).
53= «Trouble of ECU internal circuit or electromagnetic valve coil.» Короткое замыкание в мозгах АБС или в катушке одного из электромагнитных клапанов.
54= «Trouble of electromagnetic valve fuse or electromagnetic relay.» Ошибка предохранителя электромагнитного клапана или электромагнитного реле (короче нет питания 12В в блоке АБС).
55= «Trouble of motor fuse or motor.» Ошибка предохранителя насоса высокого давления или самого насоса (нет напруги на насосе высокого давления).
Теперь о возможной природе возникновения ошибок.
Ошибки С1 200 (11), С1 203 (21), С1 206 (31), С1 209 (41)
Возможная причина:
Open-circuit/short-circuit of sensor: At short-circuit or open-circuit of battery anode or cathode of sensor.
Обрыв или коротыш в цепи датчика.
If the malfunctions corresponding to more than 2 trouble codes can be determined, after the trouble codes are deleted (erasable trouble codes), drive the vehicle to above 40km/h to determine the malfunctions to that the trouble codes correspond and check in accordance with the registered trouble codes
(determine the same one trouble code).
В вольном переводе, если таких ошибок больше одной, то лучше бы их сначала стереть, а затем прохватить на авто со скоростью более 40 км/ч до возникновения ошибки снова.
Ошибки С1 202 (13), С1 205 (23), С1 208 (33), С1 211 (43)
Возможная причина:
Air gaperror:
Air gap too big or self short-circuit of sensor (resistance value at 0) that results no signal or the gear ring not properly installed.
Слишком большой зазор между датчиком и зубчатым кольцом, неправильно установленное или поврежденное кольцо или короткое замыкание в датчике (нулевое его сопротивление) и из за этого отсутствие сигнала с него.
The air gap refers to the gap between the gear ring and the sensor;
If the malfunctions corresponding to more than 2 trouble codes can be determined, after the trouble codes are deleted (erasable trouble codes), drive the vehicle to above 40km/h to determine the malfunctions to that the trouble codes correspond and check in accordance with the registered trouble codes (determine the same one trouble code).
Тут тоже говорят о том, что если ошибок больше одной, то лучше стереть их, прохватить более 40 км/ч до появления ошибки и проверить по новой.
Ошибки С1 201 (12), С1 204 (22), С1 207 (32), С1 210 (42)
Возможная причина:
Interf erence of gear ring or sensor:
Occurred when installed with non-standard specification gear rings.
Неправильно установленное или нестандартное зубчатое кольцо.
The sensor signal is not uniform when the gears are adhered with engine oil and the impurities suchas slag;
The air gap refers to the air gap between the gear ring and the sensor;
If the malfunctions corresponding to more than 2 trouble codes can be determined, after the trouble codes are deleted (erasable trouble codes), drive the vehicle to above 40km/h to determine the mal functions to that the trouble codes correspond and check in accordance with the registered trouble codes (determine the same one trouble code).
Сигнал датчика неравномерный в следствии загрязнения зубчатой шестерни моторным маслом или грязью. Или помеха в воздушном зазоре между датчиком и шестерней. И стандартно, сбросить, проехать, обнаружить…
Ошибки С1 101 (51), С1 102 (52)
Возможная причина:
Abnormal battery voltage:
Occurred when the voltage is too high or too low.
Напруга батареи слишком высокая или слишком низкая.
Тут всё ясно, нужно проверять бортсеть.
Ошибка С2 402 (55)
Возможная причина:
Malfunction of motor fuse/motor.
Неисправность предохранителя мотора или самого мотора.
Имеется в виду насос высокого давления, который возвращает тормозуху из аккумуляторов низкого давления обратно в главный тормозной цилиндр.
Там в качестве диагностики предлагается померить напругу на 25-м пине разъема блока АБС и если ее там нет, заменить предохранитель АБС. А если есть, то заменить блок АБС в сборе.
Ошибка С2 402 (55)
Возможная причина:
Malfunction of valve fuse and relay :
a) Broken of primary relay or fuse
b) Short-circuit of primary relay
Неисправность предохранителя клапана или реле.
а) поврежденное основное реле или предохранитель
б) короткое замыкание в основном реле.
Тут смысл в том, что не приходит питание на электромагнитые клапаны, управляющие потоками тормозухи по тормозным контурам, которое подается через то самое основное реле.
Также предлагается замерить напругу на 25-м контакте разъема блока АБС и если напруги нет, то поменять предохранитель АБС, а если есть, поменять блок АБС в сборе.
Ошибка С1 604 (53)
Возможная причина:
Malfunction of ECU internal circuit and valve coil
Неисправность внутренней цепи в блоке АБС и катушки клапана.
Предлагают прозвонить цепи через контакты 8 и 24 разъема блока АБС и если там сопротивление менее 1 Ома, то выбросить блок АБС.
Бортовой журнал Citroen Xsara Picasso 1.6i 16V (2006 г.)
Своими руками: Диагностика АБС и замена датчика.
Приветствую всех читателей моего журнала.
Чтобы донести до вас суть проблемы, мне придется вернуться назад примерно на год. Прошлым летом я постепенно привел в порядок всю подвеску Пикассо, просто гнался за идеалом, хотя там и так все было неплохо. Сам, на даче заменил все амортизаторы, стойки стабилизатора, опорные подшипники, сами опоры амортизаторов (хотя и старые опоры были в нормальном состоянии, как и подшипники). Все остальное было в отличном состоянии и не требовало замены.
В процессе замены передних амортизаторов нужно разжать крепление в поворотном кулаке и вынуть из него стойку вверх. Как мне потом объяснил опытный слесарь в сервисе на Поморке, надо было просто вставить в разрез Г-образный ключ, заточенный с короткой стороны как отвертка и развернуть его, разжав разрез в кулаке. Я этого не знал и сам не догадался. Разжал кулак с помощью зубила и молотка. Все бы ничего, но стучать пришлось вблизи датчика АБС. После того, как все собрал и завел машину зажглась контрольная лампа АБС. Проехал, попробовал тормоза, действительно АБС не работает.
После этого за год машина прошла всего 5000 км, зимой почти не выезжала. Ездил почти все время на С5.Так, что заняться тормозами я нашел время только сейчас.
В экзисте был заказан передний датчик АБС(левый и правый одинаковые)
Вот он, оригинал, стоит 2016 руб.
Подключаем Лексию, чтобы точно понять какой именно датчик врет.
На этом экране отлично видно качество русификации. Поэтому обычно я предпочитаю работать с языком оригинала — французским. Начинаем диагностику.
Теперь все ясно, снимаем правое переднее колесо.
Фронт работ выглядит примерно так.
Для начала, чтоб потом не забыть смотрю состояние колодок. Тут все отлично.
Датчик находится под этой защитной крышкой из прочного пластика.
Снимаю заднюю часть подкрыльника, чтобы потом легко и правильно протянуть провод.
В таком сложном деле без помощи никак не обойтись. Вот и помощник)))))
Итак, датчик откручен.
Осталось вытянуть провод, отсоединить разъем (он под капотом) и поставить новый, не забыв подсоединить и закрепить провод точно так же, как было.
Вот и все. Проверяем.
Все нормально. Контрольная лампа на щитке приборов тоже погасла.
Наконец пробная поездка, торможение, все работает.
Цена вопроса 2016 руб. и полтора часа времени с перекурами.
—>Автозапчасти и СТО —>
Диагностика датчика ABS своими руками
Самая сложная в проверке и дорогая часть ABS – контрольный блок. Однако и проблем с ней возникает реже. Предохранительное реле защищает его от скачков, значительных спадов и перепадов напряжения тока от аккумулятора.
А вот датчики колес – наиболее уязвимое звено ABS. Это связано с их местонахождением. Они установлены возле подвижных элементов (полуоси и ступицы), подвергаются воздействию с их стороны. Провокаторами возникновения неисправностей в них, вплоть до полного выхода из строя, становятся, легко проникающая, грязь и расширяющийся люфт в подшипниках.
Нужно запастись мультиметром, тестером, пайкой.
Осмотр проводят поэтапно, переходя от простого к более сложному.
- Демонтаж датчика
- Чистка от загрязнений. Используют керосин или «белый» спирт. Особое внимание надо обращать на зубцы ступицы колеса, с которых прибор считывает обороты. Они быстро забиваются грязью, что искажает данные датчика, как следствие, ступору ABS. Прочистить и сам датчик.
- Замерить сопротивление детали и сравнить с, заложенным производителем, нормативом. Его найдите в справочнике или узнайте у продавца.
- Нужно замерить напряжение при вращающемся колесе. Приподнимите автомобиль на домкрате, освободите колесо для свободной раскрутки. Подсоединить мультиметр, вращая колесо, снять показания изменения напряжения. Сравнить с данными справочника.
- Переходите к подшипникам. Прокрутить его несколько раз. Проверить легкость скольжения, определить исправность сенсора мультиметром. Все тщательно очистить.
- Теперь надо посмотреть реле, если до этого этапа поломок не выявлено. На нем имеется пластиковая крышка, а под ней установлен предохранитель. Его то, в первую очередь, нужно проверить и заменить.
Для проверки реле надо:
- Разъединить его с разъемом блока;
- Мультиметром подсоединяетесь к первому и второму контакту разъема (всего в разъеме 25 пронумерованных контактов);
- Включить зажигание. Измеритель должен выдать 20В электрического тока бортовой сети;
- Если напряжение отсутствует, проверить целостность соединения контакта №2 с «массой» кузова, минусовым щупом. При условии, что предохранитель цел;
- Само реле отсоединить и подключить его пины №5 и №6 непосредственно к аккумулятору. Исправная деталь начнет щелкать.
- Тестирование сканером . Колесный датчик ABS относится к индукционному виду — снабжен намагниченным сердечком, в обмотке. Магнитное поле, возникающее на сердечке при прохождении тока в катушке, образует поток. Он прерывается зубьями вращающегося ротора, создавая электромагнитные импульсы. Амплитуда импульсного колебания напряжения и есть уровень сигнала датчика в блок. Замер производится сканером. Сопротивление в исправной детали равно 750 – 1200Ом. Стремящееся к бесконечности сопротивление свидетельствует об обрыве. Нулевое его показание – замыкание. Таким способом «прозвонить» все провода датчика.
Кстати, тестер переведите в состояние «диод», так как в схему датчика включены защитные диоды. Простой замер может не выявить искажения.
— на изоляции – более 20Ом
— передняя ножка – 7 – 25Ом
— задняя ножка – 6 – 24Ом
Выявленная поломка датчика, означает только одно – его надо заменить. Ремонту он не подлежит.
Замена датчика ABS
К передним устройствам можно подойти как снизу, так и из-под капота, а задние датчики доступны только снизу.
Подготовьте следующие предметы: домкрат, молоток, ключ, рожковые ключи 28, 32, торцевые ключи, тестер, очиститель.
- Застопорить автомобиль ручным тормозом;
- Разомкнуть соединение с аккумулятором;
- Открыть доступ к датчику (например, на заднем колесе): снять сиденье, порог и утеплитель, оттянуть отделку, согнуть фиксаторы. Нажать на замок и отсоединить датчик;
- Домкратом поднять авто на пару сантиметров, снять покрышку;
- Обработать очистителем крепление датчика, осторожно выкрутить винты и снять прибор;
- Поставить на его место новую деталь и закрепить;
- Подсоединить к проводу, ведущему в салон;
- Поставить обратно колесо;
- Проверить зазор между датчиком и магнитной гребенкой. Он не должен превышать 1 мм, чтобы избежать попадания грязи;
- Проверить тестером наличие напряжения;
- Включить в разъем, соединить аккумулятор, снять с домкрата, поставить сиденья. Но перед этим, включите зажигание и проверьте индикацию.
С передними датчиками гораздо легче справиться.
По окончании работ, устройте тестовую поездку. На прямом участке, немного нарастив скорость (до 40 км/ч), и резко затормозить. Вибрация и звук колодок оповестят об удачной замене детали.
Ремонт датчика ABS своими руками
Конечно можно ездить и без ABS(лето как никак) искать контрактный можно , но как то заело, что мы тоже не лыком шиты.Решено было изготовить самому.
Сломанный датчик был извлечен из посадочного места, распилен,внутри катушка с магнитным сердечником,катушка намотана проводом до предела.Провод мелкий, замеры показали 0,05 мм.Под рукой не оказалось такого размера был только 0,063 который и был удачно намотан вошло примерно 7500 витков.Сопротивление катушки составило 1,48 Ком , что входит в пределы указанные в руководстве 1,4-1,8 Ком.Затем катушка была установлена в корпус датчика , припаяна к разъемам.Вокруг катушки была сооружена «опалубка» , буквально подручных средств, использовалась подходящая по диаметру трубка ПВХ и все это сооружение было залито эпоксидной смолой, после затвердевания смолы трубка удаляется и датчик обрабатывается напильником до соответствующих размеров.Вот и все.Трудоемкость работы : расковыривание датчика 1 час (с перекурами), поиск и намотка провода 1 час, сборка 1 час + время на схватывание клея.
Датчик устанавливается на место согласно мануала, лампочка на панели приборов гаснет, ABS работает (за неимением льда было проверено на дороге с грунтовым покрытием).
Стоит отметить что данная практика диагностики и ремонта применима не ко всем автомобилям, (данная методика ремонта не применима к датчикам холла) поэтому рекомендуется воспользоваться услугами компьютерной диагностики на станции технического обслуживания автомобилей. И не забываем главное, это тормоза и Ваша безопасность, здесь лучше воспользоваться услугами авторитетного специалиста-диагноста в Вашем округе, ведь именно СТО после проведения ремонтно-восстановительных работ по системе ABS повторно проведёт диагностику на предмет исправности тормозных систем автомобиля.
Диагностика и ремонт системы ABS BMW E39 своими руками
Автомобиль БМВ Е39, как и большинство современных авто, оборудован системой антиблокировки (ABS). Её основная задача – препятствовать полной блокировке колёс при торможении в экстренной ситуации. Антиблокировочная система повышает управляемость автомобилем при резком нажатии на педаль тормоза, особенно на поворотах и во время гололёда. В состав АБС входят следующие компоненты: гидроэлектронный блок управления, лампа сигнализации неисправности системы, расположенная на приборной панели, и датчики на колёсах автомобиля.
Основная задача ABS – препятствовать полной блокировке колёс при торможении в экстренной ситуации
Электронный прибор, размещённый в блоке управления, следит за наличием дефектов в системе. Если такие есть, то загорается индикатор неисправности и система отключается. При этом управлять автомобилем можно, но при торможении он ведёт себя так, как будто антиблокировочной системы нет. Проверку и ремонт блока АБС, в том числе и замену датчиков своими руками, может выполнить практически каждый владелец БМВ Е39. Но есть отличия в моделях до и после рестайлинга.
Отличия системы ABS в автомобилях БМВ до и после 1999 года
BMW E39 в 1999 году подверглась рестайлингу. Модернизация коснулась не только кузова и силовых агрегатов, но и системы антиблокировки колёс при торможении. В моделях до рестайлинга гидроблок и электронный прибор управления разнесены по кузову автомобиля: гидравлическая часть находится под капотом, а электронный блок в салоне авто (за бардачком).
С 1999 года производитель совместил два блока в один и разместил его под капотом возле впускного коллектора.
С 1999 года производитель совместил два блока в один и разместил его под капотом возле впускного коллектора. Такое решение оказалось не совсем удачным, потому что электронный прибор оказался чувствительным к перепадам температуры и сильным вибрациям. Именно это конструкторское решение стало основной причиной отказа системы ABS.
Датчики на колёсах также изменили. До 1999 года датчик крепился на ступицу колеса с помощью двух болтов, а разъём окрашивали в серый цвет. После рестайлинга датчик имеет одно ухо для крепления, а фишка окрашена в синий цвет.
Что делать, если загорелся индикатор ABS?
После поворота ключа в замке зажигания стартует диагностика системы. Лампочка АБС горит примерно 3 секунды и потом должна погаснуть. Если индикатор горит дольше или начинает светиться во время езды, следует выполнить такие действия:
- Припарковать автомобиль, заглушить двигатель. Запустить мотор через 2–3 минуты.
- Проверить напряжение, выдаваемое аккумулятором. Оно не должно быть меньше 10,5 вольт.
- Убедится в том, что есть хороший контакт силовых проводов с клеммами АКБ.
- Проверить целостность проводов, идущих от датчиков на колёсах.
Если лампочка антиблокировочной системы продолжает гореть, то, скорее всего, придётся обратиться на станцию техобслуживания и там провести полную диагностику. С помощью специального прибора можно считать код ошибки и по нему определить направление для устранения дефекта.
Самостоятельная проверка, замена и ремонт датчиков ABS
Диагностику АБС следует начать с проверки датчиков числа оборотов. Чтобы добраться до них, следует снять колесо, суппорт и тормозной диск. Датчик крепится к ступице двумя или одним болтом, открутить их можно с помощью шестигранника. Перед началом демонтажа обработайте всё средством WD-40.
Диагностику АБС следует начать с проверки датчиков числа оборотов
Сняв датчик АБС, отсоедините разъём (он находится в верхней части крыла). Прежде чем проверять датчик, убедитесь в целостности проводов. Если есть повреждения, то можно заменить провода. В этом случае важно, чтобы длина проводов осталась прежней, а электрическое сопротивление датчика не изменилось. Если вы не совсем понимаете, о чём речь, то лучше обратиться к специалисту по радиоэлектронике. Рабочий датчик должен иметь сопротивление в пределах 0,9–1,3 кОм.
Ремонт электронного блока ABS своими руками
Для БМВ Е39 до рестайлинга проблем с электронной частью АБС практически не возникает, а вот антиблокировочная система на моделях с 1999 года выпуска более капризная из-за неудачного размещения блока управления под капотом возле двигателя. Гидроэлектронный блок с автомобиля после 1999 года можно попробовать реанимировать своими силами. Для этого пригодятся навыки работы с паяльником.
Больное место электронного блока управления – это проводники, соединяющие разъём и плату прибора. Часто теряется контакт именно в них из-за частых перепадов температуры и вибрации. Как устранить этот дефект, рассмотрим ниже.
Больное место электронного блока управления – это проводники, соединяющие разъём и плату прибора
Порядок ремонта блока АБС в БМВ Е39 после рестайлинга
- Со снятого блока срезаем крышку. Это можно сделать с помощью острого ножа или полотна от ножовки.
- Аккуратно удаляем защитный слой с края платы. Им залита вся поверхность. Снимать полностью слой нет необходимости. Надо получить доступ к проводникам из алюминия от платы к разъёму. Взяв в руки иголку, аккуратно проверяем контакт. Для этого достаточно ткнуть иглой в проводник.
- С помощью пинцета удаляем проводник, который не имеет контакта. Вместо него припаиваем новый. Лучше брать тонкий медный провод. Отлично подойдёт провод из неработающего шнура зарядки мобильного телефона. Наверняка такой найдётся дома у многих.
- Проверяем остальные проводники. К разъёму идёт 16 проводников. Если существует обрыв – перепаиваем контакт.
- Устанавливаем крышку на герметик. Монтируем блок в автомобиль. Подключаем гидравлические трубки и разъёмы датчиков.
Если в блок управления уже залезали «знатоки», то отремонтировать его будет практически невозможно. Лучше сразу искать замену. Покупать блок АБС на разборке не рекомендуется. Он может иметь дефекты, которые могут проявиться позже.
Ездить без ABS можно, но помните, что антиблокировочная система – это элемент безопасности автомобиля. Берегите себя и окружающих.
Видеосовет по поиску поломки АБС в БМВ Е39
Диагностика и принцип работы датчика АБС
Как работает АБС
С появлением новой тормозной системы повысилась безопасность автомобиля при экстренном торможении. Систему стали устанавливать в 70-х годах. В систему ABS входит блок управления, гидравлический блок, колесные тормозные механизмы и сенсорные датчики числа оборотов.
Основное устройство АБС – блок управления. Именно он принимает сигналы от сенсорных датчиков в виде числа оборотов колес и дает их оценку. Полученные данные анализируются и системой делается вывод о степени скольжения колес, об их замедлении или ускорении. Обработанная информация поступает в виде сигналов на магнитные клапаны гидравлического блока, который выполняет задачу управления.
От главного тормозного цилиндра (ГТЦ) поступает давление, обеспечивающее появление нажимного усилия в тормозных цилиндрах суппортов. Благодаря нажимному усилию тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам. Независимо от ситуации и усилия нажатия водителем на педаль тормоза, давление в тормозной системе будет оптимальным. Достоинства системы в том, что анализируется каждое колесо и выбирается оптимальное давление, тем самым препятствуя блокировке колес. Полное торможение происходит за счет давления в системе тормозного привода, регулируемое ABS.
В этом состоит принцип работы АБС. На машинах с задним и полным приводом стоит лишь один сенсорный датчик, который находится на дифференциале задней оси. Информация о возможности блокировки берется с ближайшего колеса, а команда о необходимом давлении передается всем колесам.
Устройство, управляющее магнитными клапанами, может работать в трех режимах:
- При открытом впускном клапане и закрытом выпускном, устройство не препятствует возрастанию давления.
- Впускной клапан получает соответствующий сигнал и остается закрытым, давление при этом не меняется.
- Выпускной клапан получает сигнал о снижении давления и открывается, при этом впускной клапан закрывается, а давление снижается, так как включается обратный клапан.
Благодаря этим режимам понижение и повышение давление происходит по ступенчатой системе. Если возникают проблемы, система АБС деактивируется, и тормозная система работает без ее участия. На приборной панели соответствующий индикатор выдает о проблемах с ABS.
Проверка датчика
Если неисправен датчик abs, то он не передает системе нужные команды и автоблокировочная система перестает выполнять свои функции: при торможении происходит блокировка колес. Если на приборной панели загорелась надпись и не гаснет, то надо срочно обращаться в сервис.
Датчик индукционного типа представляет собой индукционную катушку, которая работает в паре с зубчатым металлическим диском, находящимся на ступице колеса. Часто причиной неисправности является обрыв провода. Именно эту неисправность мы определяем с помощью тестера, паяльника и пинов для ремонта. Пины присоединяются на разъемы и тестером измеряется сопротивление датчика абс, которое должно находится в пределах, указанных в руководстве по эксплуатации. Если сопротивление стремится к нулю, то это говорит о наличии короткого замыкания. Если стремится к бесконечности, значит есть обрыв в цепи.
Затем проверяется колесо и проверяется сопротивление, оно должно меняться, в этом случае датчик исправен. Если при осмотре обнаружены обрывы, их надо починить. Разрывы надо соединять только с помощью пайки, а не скрутки, чтобы избежать новых разрывов, окисление и т.д. Каждое устройство имеет свою маркировку, цвет проводов и полярность. Надо придерживаться этих данных.
Если датчик поломан, надо выяснить, как снять датчик абс, и сделать его замену. При выборе прибора надо прежде всего ориентироваться на качество.
Для полной диагностики датчиков, надо не только проверить тестером контакты самого устройства, но следует также прозвонить всю его проводку. Одной из причин некорректной работы является нарушение целостности проводки. Если устройства работают исправно, то показатели сопротивления такие:
- ножка – датчик абс передний правый (7 – 25 Ом);
- уровень сопротивления изоляции – свыше 20 кОм;
- ножка – датчик abs задний правый (6-24 Ом).
Многие автомобили имеют систему самодиагностики. В них на информационный экран выводятся коды ошибок, которые можно расшифровать с помощью инструкции по эксплуатации.
Какие могут быть неисправности
Если слышится треск при нажатии на педаль тормоза, то это нормально. Такой звук появляется при работе модуляторов. При неисправной ABS индикатор на панели приборов после включения зажигания загорается и не гаснет, продолжает гореть при работающем двигателе.
Можно выделить четыре состояния неисправностей ABS:
- При самотестировании обнаруживается ошибка и деактивируется ABS. Причиной может быть ошибка в блоке контролера или наличие обрывов в проводке датчика abs заднего правого, или любого другого. Не поступают сигналы измерения угловых скоростей.
- ABS после включение успешно проходит самодиагностику и отключается. Причина может быть в обрыве проводов, окислении контактов, плохом соединении в местах контактов, обрыве провода питание, замыкании датчика на «массу».
- После включения АБС проходит самодиагностику и обнаруживает ошибку, но продолжает работать. Это может происходить, если есть обрыв в одном из датчиков.
Информация об угловой скорости колеса поступает с дополнительного устройства. Причина этой неисправности может быть в разном давлении шин и рисунков протекторов. Если спущено одно колесо, или на одном колесе протектор более грубый, чем на остальных, то колесо будет притормаживать. Этот же эффект будет, если на машине установлены покрышки с разной степенью износа. - АБС не работает. Причина может быть в обрыве проводов, мог обломаться провод около датчика, износиться подшипники ступиц, имеется люфт или есть надломы ротора датчиков колеса.
Для исправления неполадок надо проверить люфт, давление в шинах, состояние ротора датчиков колеса (гребенки). Если гребенка имеет сколы, ее надо заменить. Сделать проверку состояния устройств и проводов, которые к ним подходят. Если эти меры не помогли, значит причина в электронике. В этом случае для точной диагностики надо получить код.
Видео “Диагностика датчика ABS”
На записи показано, как проходит процесс диагностики датчика ABS автомобиля “BMW”.