ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ БЕНЗИН АИ-92, 95, 98, 100
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ БЕНЗИН АИ-92, 95, 98, 100?
Неопытные водители часто даже не представляют, чем отличаются друг от друга виды бензина. Они заливают тот, который им сказали знающие люди, и не пытаются разгадать тайну возрастания цифр. В нашей статье мы поможем разобраться в видах топлива и указать на достоинства каждого.
Что нужно знать в первую очередь
Конечно, речь идет о значении букв и цифр, которые используются для обозначения топлива. Что значат «АИ»? «А» говорит о том, что топливо пригодно для использования в автотранспорте. Буква «И» обозначает октановое число установлено путем исследования. Итак, А – автотранспорт, И – исследованное. Цифры, как раз говорят о том, какое октановое число есть в бензине.
Возникает новый вопрос, что за зверь – октановое число? Октановым числом называют показатель детонационной стойкости бензина, то есть его степень его самовозгорания. Для наглядности посмотрим на АИ-92. Судя по названию, им можно заправлять автомобиль, а, допустим, самолет – нет. Октановое число составляет 92, что было проверено и установлено в специальных лабораториях.
Существует ошибочное мнение, которое говорит о том, что чем выше число, тем качественнее бензин. На самом же деле, каждый вид топлива, будь то АИ-92 или АИ-100, предназначен для разных видов двигателей.
АИ-92
Самый популярный из-за низкой стоимости бензин в нашей стране. На самом деле это простое топливо, не содержащее большого количества присадок, предназначен для карбюраторных и некоторых инжекторных моторов.
АИ-95
Стоит дороже 92-го, но до премиального еще не дотягивает. Стоимость оправдана появлением небольшого количества присадок и отсутствием свинца в составе, что делает выхлоп менее токсичным. АИ-95 станет идеальной «пищей» для инжекторных двигателей.
АИ-98
Этот вид топлива открывает линейку «премиальных». АИ-98 заливают владельцы форсированных двигателей. Напомним, что форсированными называют те моторы, которые способны выдать максимальную мощность за счет высокого давления в камере сгорания. Чтобы двигатель работал исправно, приходится «раскошеливаться» на АИ-98. На практике этот бензин используется довольно редко. Основные потребители – владельцы гоночных автомобилей.
АИ-100
Самый новый вид топлива на российском рынке. АЗС уверяют, что АИ с октановым числом 100 способен существенно снизить расход топлива. Каждые 100 километров удастся сэкономить 10%. Конечно, стоит он значительно дороже остальных и является универсальным. Правда, больше всего это топливо подходит для турбированных моторов.
Ошибки при заправке
Еще один из часто задаваемых вопросов «Что будет, если заправлять авто более дешевым топливом?».
Узнать, какой вид топлива подходит конкретной машине можно, если заглянуть в технический паспорт авто. Это самое верное решение, пренебрегать которым не стоит. Дело в том, что снижение октанового числа от заявленного приводит к тому, что воспламенение происходит раньше, чем требуется, а, значит, страдает двигатель, повреждаются поршни и стенки цилиндров. Таким образом, износ произойдет гораздо раньше. В случае, если заправить авто более дорогим бензином, то время сгорания увеличится, что тоже негативно сказывается на состоянии «внутренностей».
Может ли бензин АИ-100 повысить мощность и упростить запуск мотора зимой?
Появление на рынке нового вида топлива всегда вызывает интерес у автомобилистов. Оно стоит немалых денег и преподносится как средство с целым рядом преимуществ. Рассмотрим, какие преимущества и недостатки имеет высокооктановое топливо в зимнее время, и может ли оно реанимировать старые двигатели, которые испытывают проблемы с холодным запуском.
Для начала вспомним, что такое октановое число. Этот показатель сообщает, насколько топливо может противостоять детонации. Последнее означает преждевременное воспламенение в момент сжатия, когда поршень еще не доходит до предела. Чем больше смеси сжимается в камере сгорания, тем мощнее силовой агрегат.
Автомобильные инженеры применяют данный эффект, чтобы улучшать характеристики мотора. Камеры сгорания современных двигателей создаются с повышенной степенью сжатия, чтобы они соответствовали экологическим требованиям и выделяли меньшее количество выхлопа в окружающую среду. Соответственно, для таких агрегатов требуются более развитые сорта топлива. Двигатели легковых авто создаются под определенный сорт топлива. Как правило, их создают для работы на АИ-95 и АИ-98.
Будет ли увеличиваться мощность. Сегодня на рынке предлагается бензин АИ-100. Если начать заливать его в те автомобили, которые ранее потребляли АИ-98, разницу вряд ли можно будет заметить даже в зимнее время года. Этот вид топлива рассчитан на будущие модели, которые будут оснащаться улучшенными двигателями. Соответственно, если заправить сотым бензином Granta или Solaris, никакого эффекта можно не ждать. По теплотворным способностям данное топливо точно такое же, как и АИ-98. Во время сгорания оно образует не больше энергии, чем АИ-92. И само по себе оно не является источником дополнительной мощности.
В холодное время года. Остается открытым еще один вопрос — может автомобиль на АИ-100 будет проще запускаться в зимнее время? Воспламеняемость у разных видов бензина различается и определяется октановым числом. В высокооктановом топливе содержится большее количество присадок и спиртов, при помощи которых возрастает сопротивление к лишнему давлению в камере сгорания. В морозное время они воспламеняются не так эффективно, поэтому прослеживается закономерность, связанная с октановым числом. Если залить АИ-100 в ту же Granta, то эффект будет совсем не таким, каким его представляют автовладельцы. Топливо не даст высокого результата. Кроме того, в некоторых случаях применение высокооктанового топлива может только усугубить ситуацию. Для лучшего старта нужна современная система впрыска, которая в определенной форме распыляет топливо. Старые автомобили, к сожалению, не оснащаются такими совершенными системами.
При критической температуре автомобиль может не начать работать на АИ-100. Поэтому для зимнего периода и для автомобилей с большим пробегом лучше выбирать АИ-91, в нем содержится меньшее количество эфиров и спирта.
Итог. Высокооктановое топливо, несмотря на высокую цену, не имеет способности повышать мощность мотора и упрощать его холодный запуск. Для старых автомобилей лучше применять более низкие сорта бензина.
Бензин АИ 100 для машины — зачем нужен
Маркетинг или необходимость
Многие эксперты говорят, что авто топливо АИ-100 — это средство маркетинга для производителей. Маржа с него больше, чем с 95-ого или даже 98-ого. Поэтому нефтяные компании активно рекламируют новый бензин с увеличенным октановым числом. Вскоре производители могут добиться отмены массового 95-ого топлива и полностью заменить на АИ-98 и АИ-100.
Что такое Бензин АИ-100. Отличия от АИ-98 и АИ-95
Специалисты утверждают, что АИ-100 не просто усовершенствованный 98-й, который специальными присадками разогнали до октанового числа 100, а полностью новый вид горючего со своей технологией производства. В данной марке бензина, увеличение октанового числа достигается при помощи присоединения высокооктанового компонента – алкилата и других, благодаря которым увеличивается КПД, уменьшается расход, не закоксовываются форсунки.
Но так ли АИ-100 лучше предыдущих марок бензина как утверждают производители и в чём отличие от других?
Обнаружить значительные отличия в технических характеристиках между АИ-98, 95 и АИ-100 неопытному автомобилисту трудно. Наиболее очевидное — значение октанового числа. Дополнительные 2-3 единицы дают улучшение динамики, стабильную работы на высоких оборотах и уменьшение детонации (мотор «звенит»).
Ниже в таблице приведена зависимость ОЧ и степень сжатия:
ОЧ | Степень сжатия |
---|---|
95 | 10,5-12 |
98 | 12-14 |
100 | ≥14 |
Существует ошибочное мнение, что чем выше октановое число, тем бензин качественнее. В действительности для каждого мотора, предназначен свой вид топлива. У которого октановое число не меньше и не больше, а оптимальное.
АИ-95, АИ-98 и АИ-100 — какой лучше для динамики
Сравнивая три марки бензина, многие специалисты проводили тесты, заправляя поочерёдно тремя видами топлива спорт-кары и обычные автомобили. И если на Ладе Гранте или Рено Логане большой разницы не почувствовали, то спорт-кары показали разную динамику при каждой марке бензина. В качестве примера взяты показатели немецкого спортивного авто BMW M2:
Марка бензина | Время разгона до 100 км в секундах |
---|---|
АИ-95 | 4,8 |
АИ-98 | 4,65 |
АИ-100 | 4,45 |
Отечественная «Лада-Спорт» при заправке сотым бензином показала прирост динамики на 10-15% по сравнению с работой на АИ-95. Но данный мотор гоночный и у него расширены настройки адаптации под более высококтановый бензин. Например, Веста или Солярис с базовыми настройками практически не дадут результата. Если только не сделать чип-тюнинг.
Испытания показывают, что выбирая более дешёвое топливо можно потерять на динамике автомобиля, ради которой приобретаются мощные авто. Но прибавить десяток лошадок для «Киа Рио» или «Логана» бех изменений в настройках «мозгов» не получится.
Плюсы и минусы
Что АЗС предлагают
Для каких машин подходит
Сколько стоит переплата за сотый бензин
Вопрос экономии является актуальным. На 2021 год стоимость АИ-100 ЭКТО на авто заправках сети Лукойл составляет — 56,51 рублей. 98 ЭКТО — 54,48 руб, 95 ЕВРО — 49,10 руб, АИ-92 — 45,21 рублей.
Турбо авто с мощностью более 300 лошадиных сил, принесут наибольшую выгоду. Так на 100 километрах, экономия может составить до 50 рублей. Обладатели автомобилей с 2-х или 3-литровыми двигателями сэкономят не менее 25 руб. на каждой сотне.
Для маломощных машин, заправка топлива АИ-100 не принесёт ничего, кроме потери в разнице стоимости. А порой ещё речь пойдет о дополнительных тратах на ремонт.
Почему опасно заливать в автомобиль высокооктановый бензин АИ-98 и АИ-100
Итак, мы уже знаем, что рекомендации производителя по топливу стоит беспрекословно соблюдать. Написано на баке «не ниже 95» — извольте раскошеливаться на девяносто пятый и забыть про колонку с индексом АИ-92. Но что будет с двигателем современного автомобиля, если регулярно лить в него «сотку»? Это же «не ниже 95», следовательно, можно попробовать переплатить за горючее, но сэкономить на расходе. Или нет?
Подливают масла в огонь и те, чья душа требует скорости. А какой русский не любит быстрой езды. Зальем в «ласточку» АИ-100 и полетит она, как Гагарин, строго вверх! Увы, водители столкнутся с проблемами, о которых не сказано в рекламных проспектах. А вот инструкции по эксплуатации автомобиля у нас читать не принято: в трех из четырех подержанных автомобилей они лежат нетронутыми.
Чтобы найти ответ на вопрос о «сверхвысокооктановом» бензине, стоит углубиться в теорию. Чем выше октановое число — тем выше его стойкость к сжатию, следовательно, оно воспламенится в тот момент, когда свеча даст искру, а не когда его сожмет в цилиндре под давлением в двенадцать атмосфер в верхней мертвой точке, загоревшись от раскаленного «хвоста» свечи или другой детали двигателя. Если двигатель рассчитан на АИ-95, а в него был залит АИ-92, то топливо будет не воспламеняться, а просто взрываться, разрушая поршни и стенки цилиндров. Регулярное проведение такого эксперимента проведет к повышенному износу и скорому выходу силового агрегата из строя.
Бензин АИ-100, естественно, не позволит такому случиться. Однако есть и обратная сторона вопроса: время горения. Высокооктановое топливо горит медленнее и просто не успевает вовремя прогореть, сжигая не только клапана, но и все резиновые уплотнители, коих в любом ДВС несметное множество. Температура двигателя всегда будет выше нормы, установленной инженером, система охлаждения будет постоянно работать на пределе, а прокладка клапанной крышки, ГБЦ и прочие однажды просто вытекут. Про тонкие резиновые прокладочки на форсунках — вежливо умолчим. Детонации, конечно, не будет, но мотор перебрать придется, попутно заменив часть деталей.
Заливая в свой подержанную иномарку «сотку», не стоит ждать чудовищного прироста мощности или завидной экономичности. Вероятнее всего, ни того, ни другого в сколь угодно малом, ощутимом без приборов объеме не произойдет. Зато «выгорят» синим пламенем все сальники и прокладки, прогорят клапана, а система охлаждения завяжется в узел. Если в рекомендациях к машине черным по белому или синим по красному написано АИ-92 — лейте «второй». Написано 95 — «пятый». Бензин АИ-100 можно использовать исключительно на высокофорсированных моторах, которыми сегодня могут похвастаться разве что Nissan GT-R, Subaru WRX STI да «злые немцы» вроде Audi RS6. Все остальные — в очередь к соседней колонке.
Вопрос: Можно ли лить 100 бензин вместо 98?
Эксперты сообщают, что если в современный массовый автомобиль вместо 95-го бензина заливать 98-й или 100-й, вреда это не нанесёт. Однако, вероятнее всего не даст и преимуществ. Поэтому лучше заливать то топливо, которое рекомендовал производитель, особенно с учётом факта, что в АИ-95 меньше присадок и модификаторов.
Что будет если залить 100 бензин в ваз?
Его приверженцы уверены, что «сотый» бензин сгорает в обычном двигателе, давая намного больше тепла. … Из этого делается вывод, что применение АИ-100 неизбежно приведет к тому, что в цилиндрах «прогорят клапана» и мотор выйдет из строя.
Сколько стоит АИ 100?
Цены на бензин и ДТ на АЗС России
Топливо | Минимальная цена | Средняя цена |
---|---|---|
АИ-80 | 32,80 | 97,10 |
ДТ-R | 33,80 | 46,14 |
АИ-95R | 33,60 | 45,51 |
Pulsar-100 | 55,70 | 56,53 |
Можно ли ездить на 100 бензине?
Бензин с октановым числом 100 предназначен для автомобилей с двигателями, имеющими высокую степень сжатия и, в большинстве случаев, оснащенными турбокомпрессором. … Поэтому автомобиль, заправленный 100‑м бензином, вовсе не обязан превращаться в спорткар или снижать топливную прожорливость.
Что будет если залить 98 бензин вместо 95?
Специалисты этого не обещают. В инструкции, разрешающей заливать и Аи-95, и Аи-98, указано, что 98-й в жаркую погоду снизит вероятность того, что появится детонации. А вот то, что машина будет лучше двигаться. Можно предположить, что 98-й быстрее сгорает, поэтому выделяет больше тепла, и двигатель работает эффективно.
Что будет если залить более высокооктановый бензин?
Если двигатель рассчитан на АИ-95, а в него был залит АИ-92, то топливо будет не воспламеняться, а просто взрываться, разрушая поршни и стенки цилиндров. Регулярное проведение такого эксперимента проведет к повышенному износу и скорому выходу силового агрегата из строя.
Можно ли смешивать бензин 95 и 100?
Сегодня это, как правило, составы с алкилами, эфирами, спиртами, присадки, повышающие устойчивость горючего к замерзанию. С их помощью удается довести ОЧ до: 92, 95, 98 и даже 100. … Таким образом, ответ на вопрос, что будет, если смешать топливо с разным октановым числом, будет следующим — ровным счетом ничего.
Сколько стоит 1 литр 95 бензина?
Сколько стоит бензин, газ, ДТ. Цены на бензин сегодня.
Вид топлива | Цена за литр |
---|---|
Аи-92 | от 40.39 до 48.39 все цены |
Аи-95 | от 42.39 до 52.19 все цены |
ДТ | от 42.49 до 51.99 все цены |
Газ | от 25.19 до 29.99 все цены |
Что за бензин G Drive 100?
G-Drive 100 — это топливо для современных машин, двигатели которых «питаются» бензином с октановым числом от 95 и выше. Не рекомендуется использовать «сотый» на моторах, максимальное октановое число бензина для которых не превышает цифру 95, а также на неисправных моторах с большим пробегом.
Что такое АИ 100?
АИ-100-К5 – высокооктановое топливо, предназначенное для применения в высокофорсированных двигателях прямого впрыска, а также в двигателях, в которых предусмотрено использование бензина с октановым числом выше 95.
Как получают бензин с октановым числом 100?
Октановое число 100: присадки или технологии? Бензин с нужным октановым числом и необходимыми свойствами чаще всего получают добавлением присадок. … Например, на Омском НПЗ «Газпромнефти» после модернизации стали получать высокооктановые компоненты исключительно за счет глубокой переработки нефти, а не присадками.
Что будет если в машину залить другой бензин?
В случае заправки топливом с большим октановым числом, чем то, на которое рассчитан силовой агрегат, Вы повышаете длительность горения, а, следовательно, увеличиваете отдачу тепла. Это приводит к перегреву внутренностей мотора и особенно клапанов.
Бензин ЭКТО 100 Лукойл, что это?
Сегодня уже можно смело назвать бензин ЭКТО 100 брендом нефтяной компании «Лукойл». Пройдя многократные испытания, эта новинка получила самую высокую оценку среди других видов бензина для повседневного использования. Поэтому стоит более детально остановиться на том, каким автомобилям подходит это моторное топливо, и в чем его преимущество перед другими марками.
Бензин ЭКТО 100 от Лукойл
Компания постоянно совершенствует линейку своих продуктов, предлагая потребителям топливо улучшенных эксплуатационных и экологических характеристик. Таким требованиям, которые опережают отраслевые стандарты, соответствует марка бензина 100. Новый продукт от компании прошел ответственные испытания в Великобритании и показал результаты, которые превосходят европейский бензин «Евро-4». Использование марки ЭКТО позволяет увеличить эффективность работы двигателя и уменьшить расходы горючего.
Двигатели новейших автомобилей отличаются мощностью, надежностью и долговечностью. Они имеют оптимальный расход горючего, но при этом им жизненно необходимы качественные смазочные материалы, охлаждающая жидкость и высокое качество бензина.
Применение некачественного продукта для заправки автомобиля вызывает отложения на узлах и агрегатах, что приводит к таким проблемам, как ухудшение рабочих показателей двигателя, повышение расхода бензина и появление различных неполадок.
Исходя из потребностей более мощных автомобилей в топливе исключительного качества, компанией ЛУКОЙЛ велись разработки получения бензина с такими свойствами, которые позволяли бы двигателю быть максимально защищенным, работать с полной отдачей, но экономично и с минимальным вредом для окружающей среды.
Так был получен бензин 100 Лукойл. При таком октановом числе обеспечивается высокая детонационная стойкость этого продукта и, как следствие, возрастает КПД двигателя.
ЭКТО можно назвать своего рода витаминным коктейлем для автомобиля. Высокотехнологичные компоненты, которые имеет бензин октановое число 100, защищают двигатель от различных отложений, снижают расход топлива. Однако все преимущества, которые имеет новый моторный продукт, в полной мере, возможно реализовать автомобилям, моторы которых предназначены для работы на высокооктановом топливе. Это современные серийные авто с турбированными двигателями.
Преимущества и недостатки ЭКТО 100
На АЗС России бензин Лукойл ЭКТО 100 появился в 2017 г. Но прежде чем он заменил марку 98, были проведены всесторонние исследования и тестирования с привлечением специалистов ведущего российского НИИ в сфере автомобилестроения — НАМИ. Испытания не ограничились легковыми автомобилями, серия тестов была проведена с использованием спортивной модели — Porsche 911.
Говоря о достоинствах и недостатках ЭКТО, важно учитывать, какой двигатель стоит на вашем автомобиле и подойдет ли ему бензин 100. У автомобилей с большим пробегом использование новинки ЭКТО вызывает некоторые проблемы. Если не поменять фильтр, все отложения из топливного бака, со стенок цилиндров, поршней, клапанов начнут растворяться, пойдут в двигатель, что ухудшит его работу.
Если машина с небольшим атмосферным двигателем, не нужно сразу полностью переходить на бензин АИ-100 и заправляться «под крышку». Не стоит рисковать. Возможно, динамика несколько улучшится, но расход горючего останется прежним. Зато быстро придут проблемы с топливным насосом, который может «не принять» неизвестные ему присадки, или с клапанами, которые могут пострадать от чрезмерно высокой температуры, как и силовой агрегат. Что касается мощных турбинных двигателей, то для них ЭКТО — это сплошная выгода и удовольствие.
Несмотря на то, что стоимость бензина ЭКТО 100 несколько выше, чем у ближайшего «соседа» марки 98, по мнению опытных водителей, использование «сотого» позволяет сэкономить на ремонте, да и на нервах. Это также можно отнести к преимуществам ЭКТО.
Сравнение с другими марками бензина
Представители компании «Лукойл» особо подчеркивают, что топливо 100 — это не разогнанный присадками 98-й бензин, а новый продукт, имеющий свою рецептуру и технологию изготовления, над чем специалисты трудились не один год.
В составе ЭКТО есть универсальный компонент алкилат, у которого высокое октановое число. Он не содержит ароматических соединений и серы. Это сокращает выбросы вредных газов в атмосферу в процессе работы двигателя, что благотворно отражается на экологии. Алкилат отличается низким давлением насыщенных паров, что щадяще действует на топливную систему автомобиля, сохраняя ее от преждевременного износа.
Благодаря составу топливо ЭКТО эффективнее сгорает, а это уменьшает его расход — до 6%. Отсутствие в составе бензола и серы уменьшает образование нагара и детали меньше подвержены коррозии. Автомобиль легко заводится даже при минусовых температурах. Снижается уровень шума и вибрации.
Это преимущества, которые имеет марка бензина АИ-100, чего не скажешь о топливе, имеющем более низкое октановое число.
Для каких автомобилей нужен ЭКТО 100?
Такие преимущества вызывают у водителей естественное желание использовать новинку от Лукойл для своих автомобилей. Но надо всегда помнить о том, что есть рекомендации от компаний-производителей, какое топливо эффективнее применять для данной модели и марки автомобиля. Поэтому возникает закономерный вопрос, 100 бензин — для каких машин можно использовать.
Нужно учитывать то, что написано в документации, идущей с автомобилем. Есть предписанные ограничения по планке октанового числа. Если в документе на авто сказано: топливо с октановым числом не менее 95 или 92, то новинку 100 можно смело использовать. Мотору это понравится. Если же указан предел от 92 до 95, тогда ЭКТО нельзя заправлять.
Полностью безопасен «сотый» для автомобилей с турбированными двигателями и спортивных моделей.
Он успел себя лучшим образом зарекомендовать для техники с 4-хтактным двигателем — это, например, горный снегоход. Любители экстремальных видов спорта оценят возможности новинки от «Лукойл».
Отлично показало себя топливо 100 на шоссейно-кольцевых мотогонках. Его используют для заправки гоночных мотоциклов.
Кровеносная система авиации
Каждый день в мире выполняется более 100 тысяч авиарейсов. В год мировая авиация потребляет около 300 млн тонн топлива. Эти цифры прекрасно отражают масштаб и сложность системы авиатопливообеспечения. Системы, от надежной работы которой во многом зависит безопасность миллионов людей, пользующихся авиатранспортом
Чем заправляют самолеты
Топливо для самолетов бывает двух видов. Поршневые двигатели, которыми оборудуются небольшие самолеты и вертолеты, работают на бензине — так же, как и автомобильные моторы. Правда, по составу такое топливо несколько отличается от автомобильного. Газотурбинные двигатели (турбореактивные и турбовинтовые), которыми сегодня оснащены практически все коммерческие воздушные суда, потребляют топливо для реактивных двигателей, которое также называют авиакеросином.
Основная марка авиакеросина, которым в России заправляют почти все пассажирские, транспортные и военные дозвуковые самолеты и большую часть вертолетов — ТС-1 — топливо сернистое. Оно вырабатывается из нефти с высоким содержанием серы.
В Европе основа системы авиатопливообеспечения — керосин Jet A-1. Он считается более экологичным как раз за счет меньшего содержания серы — при его производстве прямогонная керосино-легроиновая фракция полностью проходит процедуру гидроочистки. Российский авиакеросин — это смесь гидроочищеного и неочищенного прямогонного дистиллятов. В целом же это аналоги — более того, отечественный продукт может использоваться при гораздо более низких температурах, чем «Джет». ТС-1 сегодня наравне с Jet A-1 включен в международные документы и руководства по эксплуатации не только самолетов российского производства, но и лайнеров семейств Airbus и Boeing (правда, только выполняющих полеты по России). Но это авиакеросин для гражданской авиации, не предназначенный для сверхзвуковых самолетов.
Основное авиатопливо для сверхзвуковой авиации — РТ. При его производстве с помощью гидроочистки из нефтяного дистиллята удаляются агрессивные, а также нестабильные соединения, содержащие серу, азот и кислород. При этом повышается термическая стабильность топлива, что крайне важно при полетах на сверхзвуковых скоростях, когда за счет трения о воздух нагревается весь корпус самолета, а вместе с ним и топливо в баках.
Разумеется, РТ, обладающее такими характеристиками, можно использовать и в обычных воздушных судах вместо ТС-1. Для самых же скоростных самолетов применяется авиакеросин Т-6, обладающий еще большей термостабильностью и повышенной плотностью.
Что касается авиабензина, то это, по сути, автомобильное моторное топливо, но с улучшенными свойствами, влияющими на надежность работы двигателя. Именно потребность в повышении детонационной стойкости, октанового числа, сортности, обеспечивающих запас динамических характеристик и надежности, заставляет производителей авиабензина добавлять в него тетраэтилсвинец (этилировать). Из-за токсичности эта присадка давно запрещена при производстве автомобильного бензина, но двигатель самолета работает в гораздо более напряженном режиме, а создать неэтилированный авиабензин, не уступающий по характеристикам этилированному, октановое число которого превышает пока не удалось никому.
При этом самым современным и совершенным самолетам и вертолетам с поршневыми двигателями нужен авиабензин с повышенным октановым числом — не меньше 100. Поэтому разработкой экологичных аналогов этилированного авиабензина 100LL (одна из самых востребованных марок в мире) сегодня занимаются ведущие производители и научные центры во всем мире. В том числе подобная программа существует и у «Газпром нефти».
100 тысяч авиарейсов выполняется в мире каждый день
Заправка в крыло
Правильная организация заправки даже одного воздушного судна — процесс сложный и при этом очень ответственный. Инцидентов и катастроф, причиной которых стала некачественно организованная заправка, к сожалению, в истории мировой авиации произошло немало. Достаточно вспомнить аварию 2000 года, когда у Ту-154 авиакомпании «Сибирь», летевшего из Краснодара, при посадке в Новосибирске отказали все три двигателя. Как показало расследование, топливные насосы просто забило частицами эпоксидного покрытия, кустарно нанесенного на внутренние стенки топливозаправщика умельцами одного из краснодарских ремонтных предприятий. Но если в этом случае благодаря профессионализму пилотов обошлось без жертв, то в Иркутске при падении гигантского транспортника Ан-124 на жилые дома в 1997 году погибли 72 человека. Одна из версий причины отказа трех двигателей «Руслана» из четырех — превышение содержания воды в авиационном топливе, которое привело к образованию кристаллов льда, забивших топливные фильтры. Чтобы такого не случалось, весь процесс заправки очень жестко регламентирован, а само топливо проходит несколько проверок качества на пути от нефтеперерабатывающего завода до бака самолета.
Первый этап — выходной контроль на самом НПЗ. Однако качественные характеристики керосина могут измениться при его перевозке в случае несоблюдения всех правил транспортировки. Поэтому при приеме керосина на топливозаправочном комплексе (ТЗК), вне зависимости от того, каким путем оно пришло с завода: по трубе, как в аэропортах московского авиаузла или санкт-петербургском Пулково; железнодорожным или автомобильным транспортом, как это происходит в большинстве воздушных гаваней страны, или, тем более, если керосин проделал долгий путь, включающий и наземные и водные маршруты, как при доставке в отдаленные точки, такие как Чукотка, — обязательно проводится входной контроль. Из каждой партии берутся пробы для лабораторных исследований, а также арбитражная проба, которую сразу опечатывают и хранят на случай возникновения разногласий в оценке качества у разных участников процесса топливообеспечения. Само топливо при закачке в приемные резервуары ТЗК проходит через фильтры с тонкостью фильтрации не более 15 мкм.
Затем керосин отстаивается в резервуарах, после чего проходит полномасштабную проверку по всем основным параметрам, определенным ГОСТом, таким как плотность, фракционный состав, кислотность, температура вспышки, кинематическая вязкость, концентрация смол, содержание воды и механических примесей, температура начала кристаллизации, взаимодействие с водой, удельная электропроводность. Если экзамен успешно сдан, керосин получает паспорт качества, который становится для топлива пропуском на перрон аэропорта. Правда, перед выдачей для заправки самолета, керосин проходит еще один этап контроля — аэродромный — и еще раз фильтруется, теперь через еще более мелкий фильтр. Проверке подвергается и сама заправочная техника, которую без специального контрольного талона до самолета не допустят.
Заправляют самолеты двумя способами. В крупных современных аэропортах перрон соединен с ТЗК системой центральной заправки, а на самолетных стоянках установлены топливные гидранты. Из них керосин в баки воздушного судна перекачивается через специальные заправочные агрегаты (ЗА). Однако пока все же более распространен другой способ — с помощью цистерн—топливозаправщиков (ТЗ). В свою очередь в ТЗ керосин наливается на пунктах налива — складских или перронных. В зависимости от размера цистерны топливозаправщик может вместить до 60 тысяч литров керосина.
Перед началом закачки топливо еще раз проверяют, правда, без использования лабораторий. Керосин сливается из резервуаров ТЗ в прозрачную банку, и визуально определяется наличие в нем воды, кристаллов льда или осадка. Также проверяется и наличие воды в баках самолета перед заправкой и после нее. Перед подсоединением рукава топливозаправщика к горловине бака и само воздушное судно, и ТЗ обязательно заземляются. В истории бывали случаи, когда разряды статического электричества воспламеняли топливо и вызывали серьезные пожары. Для обеспечения безопасности людей самолеты практически всегда заправляются до посадки в них пассажиров.
Где хранится керосин
Объем топливных баков самого крупного и вместительного до последнего времени пассажирского лайнера Boeing-747 достигает 241 140 л (у последних модификаций). Это позволяет залить около 200 тонн топлива. Более привычные ближне- и среднемагистральные Boeing-737 и Airbus A-320 могут принять по
В большинстве самолетов топливо размещается в крыльях и баке, расположенном в центральной части самолета. На некоторых моделях еще один бак есть в хвосте или стабилизаторе — для утяжеления задней части самолета и облегчения взлета, а также для регулировки центровки самолета в полете.
Сначала топливо вырабатывается из внутренних отсеков крыла, затем из концевых. Однако непосредственно к двигателям керосин поступает только из одного бака — расходного (как правило, центрального), куда перекачивается изо всех остальных емкостей.
Для того чтобы предотвратить снижение давления при расходе топлива и прекращения его подачи в топливную систему, все баки сообщаются с атмосферой с помощью специальных дренажных баков в концевой части крыла. Попадающий в них забортный воздух замещает объем израсходованного горючего.
Топливо по бакам на современных лайнерах распределяется автоматически с помощью бортового компьютера. Соблюдение баланса крайне важно, так как влияет на центровку самолета, нарушение которой может привести к самым печальным последствиям, вплоть до катастрофы. Контролировать же процесс заправки и скорректировать его в случае необходимости можно со специальной панели, расположенной рядом с местом подсоединения рукава.
Сам оператор топливозаправщика в процессе заправки держит в руке специальный прибор контроля Deadman, кнопку которого необходимо нажимать через определенные промежутки времени. Если этого не происходит, заправка прекращается — система воспринимает пропуск в нажатии как нештатную ситуацию. Как только заданное количество керосина попало в баки, автоматика отключает подачу топлива, и заполняются документы, фиксирующие результаты заправки.
Автоматизация по всем направлениям
Постоянно автоматизируется не только сам процесс того, как заправляют самолеты. Именно в этом направлении развивается и вся система авиатопливообеспечения. Уже сегодня клиенты лидеров мирового рынка в этом сегменте могут в онлайн-режиме заказать заправку своего самолета в любом аэропорту присутствия топливного оператора. Такую схему развивает, например, Air Total International, свою интегрированную облачную систему управления топливозаправкой создает и Air BP, причем делает он это совместно с глобальным центром планирования полетов RocketRoute, в платформу которого интегрируются данные о топливозаправочной сети по всему миру.
В этом же направлении двигается «Газпромнефть-Аэро» в рамках реализации программы «Цифровой ТЗК».
241 тыс. л — объем топливных баков одного из самых крупных и вместительных в настоящее время пассажирских лайнеров Boeing-747
Сам процесс заправки по такой схеме выглядит как кадр из фантастического фильма. К лайнеру на стоянке подъезжает ТЗ, пилот, как на обычной АЗС, платит за топливо пластиковой картой с помощью мобильного терминала, которым оборудован топливозаправщик. Водитель ТЗ с планшета оформляет и распечатывает документы, подтверждающие факт заправки для пилота — уже через 10 минут в офис авиакомпании приходят необходимые финансовые документы, а баки самолета заполняются топливом.
Наличие такой системы, очевидно, повышает конкурентоспособность топливных операторов, так как значительно упрощает и оптимизирует процесс планирования полетов их клиентам — авиакомпаниям.
Зеленый керосин
Еще одно направление развития авиатопливного рынка совпадает с вектором движения рынка автомобильного — это снижение уровня вредных выбросов в атмосферу. Главная технология здесь — создание более чистого топлива, в первую очередь за счет разработки и использования биокомпонентов.
На сегодня процедуру сертификации прошли несколько технологий производства авиационного биотоплива. Биокеросин производят из биомассы с помощью процесса Фишера — Тропша*, из растительного масла, создают горючее для самолетов и на основе этилового спирта. Биокомпоненты в разных пропорциях (максимум 50×50) смешиваются с обычным авиакеросином, что позволяет сократить объем выбросов углекислого газа в атмосферу почти на 50 %. При этом конечный продукт по химическому составу эквивалентен традиционному авиатопливу, и его применение не влияет на эксплуатационные характеристики самолетов.
Одним из первых коммерческие заправки биотопливом начал аэропорт норвежского Осло, а пионером в использовании экологичного керосина стала немецкая Lufthansa. Использование биотоплива одобрено Федеральной авиационной администрацией США (FAA), им уже заправляют свои самолеты в США несколько десятков авиакомпаний.
Но у развития этого направления есть одно но — производство биотоплива пока слишком дорого, поэтому сегодня, во времена низких цен на нефть, оно не может на равных конкурировать с обычным «Джетом», а тем более с ТС-1.
Полезные дополнения
Авиакеросин, как правило, не используется в чистом виде. Для улучшения его характеристик используются различные присадки. Основные из них:
Противодокристаллизационная (ПВК-жидкость): наиболее известная присадка этого типа — жидкость «И-М». При полете на большой высоте топливо охлаждается до очень низких температур (от −30°С до −45°С). В таких условиях вода, содержащаяся в топливе, кристаллизуется, частицы льда могут забить фильтры, и двигатель остановится. Присадки эффективно решают эту проблему.
Антистатическая: увеличивает электропроводность топлива, снижая при этом активность накопления статического электричества в топливной системе и, соответственно, риск возникновения пожара.
Антиокислительная: борется с окислением топлива и отложением смолистых образований в топливной системе и двигателе.
Противоизносная: увеличивает срок эксплуатации механизмов топливной системы.
* Процесс Фишера — Тропша — химическая реакция, происходящая в присутствии катализатора, в которой монооксид углерода (CO) и водород H2 преобразуются в различные жидкие углеводороды. Обычно используются катализаторы, содержащие железо и кобальт. Принципиальное значение этого процесса — производство синтетических углеводородов
BRFuel Racing
+ Спортивное топливо BRFuel позволяет получить максимальные показатели мощности и крутящего момента.
+ Ресурс двигателя не уменьшается, а увеличивается.
+ Также наше топливо имеет повышенную способность к очищению деталей двигателя и топливной системы.
+ Приятным эффектом является экологичность топлива, обеспеченная максимальной полнотой сгорания.
+ Мы оптимизируем состав каждого нашего продукта таким образом, чтобы топливо BRF отвечало самым высоким требованиям.
+ Применение лучших компонентов и оптимальный состав позволяют обеспечить максимальную полноту сгорания.
+ Стойкость к детонации, снижение тепловой нагрузки на двигатель и очищающие свойства позволяют увеличить ресурс двигателя, получив при этом лучшую отдачу по мощности и тяге.
Современные двигатели автоматически адаптируются к используемому топливу в пределах октанового числа до 100. То есть, залив BRFuel Вы получаете все преимущества от использования спортивного топлива и можете не опасаться за исправность и ресурс.
Способность адаптации к применяемому топливу заложена производителем, потому что техника может применяться в разных странах с различным качеством топлива и климатическими условиями.
Это касается современной авто и мото техники с инжекторными двигателями. Топливо BRF Racing 98, BRF Street 100 и BRF Moto 100 рассчитано для применения в стандартных двигателях и двигателях с начальными стадиями форсировки.
BRF Street 100 и BRF Moto 100 рассчитано для применения в стандартных двигателях и двигателях с начальными стадиями форсировки. Эти марки топлива можно применять в заводском (стоковом) моторе, без доработок. При этом, вы получите максимальный к.п.д. двигателя и можете не переживать за ресурс.
Линейка топлива BRF Racing изначально разработана для применения в спорте, где нагрузки на двигатель максимальны и требуется максимальная отдача от мотора. Racing – топливо для доработанных двигателей.
Продукты BRF Nitromax, BRF Octamax и BRF D.Max позволяют улучшить свойства топлива с АЗС и получить лучшие характеристики мощности и крутящего момента.
BRF Nitromax и BRF Octamax специально разработаны для применения с товарными бензинами. Компоненты могут применяться в бензинах всех типов, как стандартных так и спортивных, для бензиновых двигателей всех типов и конфигураций.
BRF Nitromax доставляет большое количество кислорода в камеру сгорания, повышая мощность двигателя. Благодаря наличию кислорода улучшается полнота сгорания топлива, работа двигателя становиться более стабильной во всем диапазоне нагрузок. Применение BRF Nitromax дает прирост мощности двигателя до 7%, увеличение крутящего момента более чем на 10%.
BRF Octamax позволяет достигнуть мгновенного прироста мощности двигателя и улучшения его рабочих характеристик. Применение с бензинами марки Аи-95 и Аи-98 увеличивает октановое число до 100 и 102 соответственно. Для бензиновых двигателей всех типов и конфигураций.
BRF D.Max это инновационный топливный компонент для дизельного топлива. Выводит товарное дизельное топливо на уровень профессионального-спортивного, увеличивая ключевые показатели до максимального уровня.
Происходит увеличение цетанового числа, улучшаются смазочные свойства топлива, улучшается плавность работы двигателя и полнота сгорания, происходит очищение инжекторной системы и удаление отложений. Благодаря применению компонента D.Max улучшаются тягово-мощностные характеристики двигателя, достигается более плавная работа мотора и увеличение ресурса.
Ключевой показатель дизельного топлива — это его цетановое число. Аналогично октановому числу в бензине, цетановое число дизельного топлива означает стойкость к детонации. Сейчас на рынке (на АЗС) представлено топливо с цетановым числом 52−54, что в принципе, удовлетворяет требованиям современных двигателей.
В нашей линейке, на сегодня, существует два продукта:
BRF D. Sport 59 и BRF D. Sport 65.
BRF D. Sport 59 предназначено для гражданского применения для двигателей начальной стадии форсировки. Благодаря повышенному цетановому числу стабилизируется работа двигателя, повышается его отдача, пропадает лишняя вибрация. Также наше топливо имеет более чистый состав и повышенную «моющую» способность, что позволяет содержать детали двигателя в чистоте. Топливо способствует очищению инжекторной системы и удалению отложений.
Благодаря применению дизельного топлива D.Sport 59 улучшаются тягово-мощностные характеристики двигателя, достигается более плавная работа мотора и увеличение ресурса. Для всех типов дизельных двигателей.
BRF D. Sport 65 — это топливо для профессионального авто спорта. Благодаря максимально возможным показателям качества сгорания, стойкости к раннему воспламенению и дополнительным пакетам смазывающих и очищающих компонентов, позволяет извлечь весь потенциал мощности спортивной техники.
Один из более важных показателей это увеличение моторесурса техники и значительная экономия на обслуживании.
Зачем заливать в бак 100-й бензин и когда этого делать не нужно
На АЗС нередко можно встретить бензины с октановым числом 100. Разберемся, кому они подходят и нужно ли за них переплачивать
Сами по себе бензины с октановыми числами больше сотни известны давно: ими пользуются автоспортсмены. Теперь же заправить таким бензином свою машину может любой желающий. Остается только разобраться, нужно ли рядовому автовладельцу переплачивать за такое топливо? И с какой стати такие бензины вообще появились в продаже?
Refilling car fuel on the gas station
Кому он нужен?
Количество автомобилей, которым такой бензин действительно «понравится», на нашем рынке ничтожно. На ум приходят разве что Nissan GTR, да Subaru WRX STI: сюда рекомендуются бензины с октановым числом 98 и выше. Что касается «обычных» автомобилей, рассчитанных, в основном, на 95-е бензины, то их владельцы должны понимать: мощность моторам дает вовсе не бензин, а их конструкция – от степени сжатия до углов опережения зажигания и фаз газораспределения. И никакой серийный Renault Logan, заправленный 100-м бензином, не превратится в Porsche. Высокий октан должен препятствовать возникновению детонации. Если речь идет о тюнингованном моторе с новой прошивкой и повышенной степенью сжатия, тогда высокооктановый бензин действительно покажет то, что не мог дать двигателю обычный 95-й. Но на обычном серийном моторе об этом речь не идет.
Почему же в таком случае к заправочным пистолетом с шильдиками «100» время от времени подруливают самые обыкновенные Тойоты, Лады и Фольксвагены? Причин может быть несколько.
Часть водителей искренно верит в то, что их мотор сам подстроится под новый бензин и «поедет лучше». Действительно, управляющая электроника легко перестроится в пределах нескольких единичек октанового числа, позволяя мотору нормально работать, но отсюда вовсе не следует, что с увеличением октана двигателю становится лучше. Октановое число должно быть не большим, а оптимальным. А низкооктановый бензин – это вовсе не синоним низкокачественного: просто он изготовлен под другие моторы. Но народ почему-то не хочет в это верить.
Другая причина интереса к 100-му бензину – это вера в то, что такие бензины по определению «не бодяжат», а потому лучше переплатить, но купить заведомо «вещь». Тут возражать бесполезно: разве что сослаться на то, что абсолютно все топлива, продаваемые на территории РФ, должен соответствовать Классу 5. И если вы заправляетесь на брендовой фирменной АЗС, то поверьте в то, что вероятность нарваться на «бодягу» сегодня очень мала. Поэтому переплачивать за дорогущий бензин смысла нет.
Третья причина – от безвыходности. Бывает, что после заправки на какой-то «левой» АЗС мотор начинает откровенно капризничать и всячески «позвякивать». В таких случаях вполне естественно плеснуть в бак высокооктановый бензин, чтобы он, смешавшись с ранее залитой жидкостью, сумел как-то выровнять ситуацию. 100-й бензин при этом можно рассматривать как своего рода октан-корректор.
Наконец, четвертая причина – рекламно-политическая. В течение нескольких лет крупные нефтяные компании то и дело проводят то ли шоу, то ли презентации, посвященные появлению на АЗС бензинов с повышенной моющей способностью. Такие топлива встречаются на разных заправках – Ultimate, V-Power и т.п. Ничего плохого в них нет – разве что более высокая цена. Однако же на презентациях собравшимся демонстрируют детали от моторов, погубленных… применением низкооктановых бензинов АИ-95! Тут и разрушенные прокладки, и поршни с выломанными перемычками – почти как в жигулевскую эпоху, когда к подобным последствиям приводило бездумное применение бензина А-76. Для чего такие страшилки нужны сегодня, сказать трудно. Единственное, что приходит в голову – это желание нефтяных компаний заработать на ровном месте. А 95-е бензины при этом как бы приносятся в жертву.
За кем будущее?
Вполне возможно, что через какое-то время 100-е бензины станут столь же привычными, как 98-е сегодня. Для автопроизводителя переход на высокооктановые топлива – это способ снизить расход топлива и уменьшить количество вредных выбросов без потери мощности моторов, что необходимо не только для экологии, но и для ведения конкурентной борьбы с «коллегами». Но если автомобиль изначально не рассчитан на подобные бензины, то он вовсе не обязан превращаться в спорткар или снижать топливную прожорливость.