0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего нужна в машине система ЭРА-ГЛОНАСС

Для чего нужна в машине система ЭРА-ГЛОНАСС?

С начала 2017 года вступил в силу закон, обязующий устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС во все новые транспортные средства, эксплуатируемые в Российской Федерации.

Из-за возможного повышения стоимости автомобилей, большинство водителей негативно восприняли эту новость. Однако прежде чем делать какие-то выводы следует разобраться, что представляет собой система ЭРА-ГЛОНАСС и зачем она нужна.

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС

ЭРА-ГЛОНАСС – аварийная система экстренного вызова службы спасения. Она состоит из:

  1. Сим-карты: обслуживается бесплатно при звонках на номера спасения;
  2. Антенны, принимающей сигнал: для того, чтобы поддерживать качественную связь на любых участках дороги применяется усиленная антенна. В случае отсутствия доступа к интернету, сигнал будет автоматически передаваться по обычному каналу мобильной сети любого доступного сотового оператора в виде СМС.
  3. 3G-модема: передает спасателям дополнительные данные;
  4. Микрофона и динамика: обеспечивают связь с диспетчером в случае, если водитель и пассажиры способны говорить;
  5. Навигационного модуля: определяет координаты автомобиля. Сигнал с GPS передается оперативным спасательным службам в качестве указателя на местоположение разбившейся машины.

Производители отмечают, что система не потребует техобслуживания, т.к. ее компоненты рассчитаны на продолжительный период эксплуатации.

Компания «Навигационные системы» предлагает установку мониторинга транспорта на базе ЭРА-ГЛОНАСС. Оборудование системы включает навигационный и коммуникационный модуль, антенны, кнопку для экстренного вызова, тональный модем и другие приборы.

Зачем нужна в автомобиле ЭРА-ГЛОНАСС

Статистика показывает, что основной причиной возникновения большого количества ДТП с летальным исходом является несвоевременное оказание медицинской помощи. Внедрение этого спутникового модуля должно сократить время определения координат и первостепенных деталей аварии: количестве пострадавших и их предполагаемом состоянии. Таким образом, медики смогут оперативно выезжать на вызов, не теряя «золотой час».

При возникновении ДТП устройство посылает следующие данные:

  • Точные координаты места происшествия;
  • Количество пассажиров в салоне: определяется по количеству используемых ремней безопасности;
  • Техническую информацию о катастрофе: последние данные по скорости, параметры перегрузок;
  • Базовую информацию о транспортном средстве: его марка, номер, цвет и вид топлива.

Кроме того, к преимуществам установки этой системы можно отнести возможность вызова тех.помощи при неисправности автомобиля и предотвращение угона.

Государственная система экстренного реагирования при дорожно-транспортных нарушениях ЭРА-ГЛОНАСС, установка которой обязательная с 2017 года, служит для снижения количества внештатных ситуаций и ускорения ликвидации их последствий.

ЭРА ГЛОНАСС

ЭРА ГЛОНАСС — система экстренного реагирования при авариях, основанная на применении ГЛОНАСС и систем мониторинга транспорта.
Установка прибора может осуществляться на новые, и на подержанные автомобили практически любой даты выпуска. Это касается не только машин отечественного производителя, но и транспорта, импортируемого из-за границы.

Установка системы происходит в зависимости от вида техники. Отметим, что монтаж ЭРА-ГЛОНАСС является обязательным для автомобилей, которые выпускаются в свободное обращение в России. Установка системы необходима для следующих категорий легкового транспорта:

  • новых автомобилей, которые произведены на территории страны;
  • новых автомобилей, которые импортируются в Россию;
  • подержанных машин, которые попали на территорию страны с начала 2017 года (действительно только в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло менее 30 лет).

На подержанные авто, проданные в России до 2017 года, установка системы ЭРА-ГЛОНАСС осуществляется на добровольной основе.

Особенности установки

Стоимость монтажа ЭРА-ГЛОНАСС зависит от функционала и места установки. Система может монтироваться на новый автомобиль прямо на конвейере, а также на поддержанную машину в специализированных мастерских. Устройство может иметь различную степень интеграции с транспортным средством, что также отражается на стоимости установки.

Конвейерная версия

Если ЭРА-ГЛОНАСС монтируется на этапе конвейера, то решение интегрируется со следующими системами:

  • Подушки безопасности. В случае ДТП ЭРА-ГЛОНАСС информирует диспетчера о том, что подушки безопасности сработали.
  • Датчики наличия пассажиров. При аварии система передает информацию о количестве пассажиров.
  • Системой активной безопасности.

Устройство оснащено гироскопом, который позволяет указать положение авто после аварии, а также акселерометром, предназначенным для определения уровня замедления машины. В случае возникновения аварии система оперативно связывается с диспетчером в автоматическом режиме. Поговорить с диспетчером можно при возникновении любых экстренных ситуаций, эта услуга оказывается бесплатно.

Установка ЭРА-ГЛОНАСС на подержанные автомобили

Функционал устанавливаемого на подержанные автомобили устройства ЭРА-ГЛОНАСС более ограничен. Система помогает вызвать диспетчера в случае возникновения чрезвычайных происшествий.

С 1.01.2017 года все автомобили, приобретаемые за рубежом и ввозимые в Россию, должны быть оборудованы аппаратурой ЭРА- ГЛОНАСС и информация об этом должна указываться в СБКТС.

СБКТС — cвидетельство безопасности конструкции транспортного средства это универсальный документ, который позволяет на законных основаниях производить следующие действия:

  • Ввоз любых соответствующих регламенту автомобилей из-за границы.
  • Эксплуатация зарубежных авто, бывших в использовании, в странах-участницах ЕАЭС.
  • Реализация подержанных транспортных средств в странах-участницах ЕАЭС.
  • Снятие с учета автомобиля, бывшего в использовании в странах-участницах ЕАЭС.

Установка ЭРА ГЛОНАСС на автомобиль

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза No 877, с 1 января 2017 года все ввозимые в РФ или производимые на её территории автомобили необходимо установить систему ЭРА-ГЛОНАСС.

скидка 10% на мониторинг

ЭРА-ГЛОНАСС: установить для ввоза автомобиля в Россию

Оснащению системой подлежат новые и б/у автомобили, ввозимые в Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию из-за рубежа. Устройство необходимо устанавливать в авто, которые физические лица ввозят в страну через таможню в частном порядке.

Для чего нужна система экстренного реагирования?

Система реагирования при авариях необходима для вызова аварийно-спасательных служб в случае ДТП. Устройство внедряется в автомобиль и определяет силу удара и вероятный ущерб, полученный пассажирами при столкновении. Оператору поступает сообщение о ДТП, далее он связывается с водителем и выясняет степень угрозы и вызывает необходимые службы спасения из самого близкого к месту аварии центра. Устройство совместимо с eCall (европейской системой автоматического оповещения о ДТП), поэтому вы можете вызвать помощь и в странах Европы. Время прибытия службы спасения, согласно регламенту, не займет более 20 минут.

Система существует двух видов: установленной заводом-изготовителем при сборке автомобиля и доустановленной в сертифицированной мастерской. С 2017 года все ТС, поставляемые для российского рынка, оборудованы аппаратурой с завода. Покупать устройство в ввозимую машину необходимо дополнительно.

Что будет, если не выполнить требования?

Многих владельцев автомобилей интересует, стоит ли приобретать для авто оборудование, или есть возможность сократить расходы на этом? По Решению Комиссии Таможенного союза No 877, устанавливать оборудование необходимо на все авто в Российской Федерации. При отсутствии системы ЭРА-ГЛОНАСС (GPS) в ввозимом автомобиле, на таможне вам будет отказано в регистрации ТС органами ГИБДД. Это означает, чтобы получить паспорт для машины, вы обязаны ЭРА-ГЛОНАСС установить на авто.

ЭРА-ГЛОНАСС в официальных документах указывается под аббревиатурой УВЭОС (устройство вызова экстренных оперативных служб). Наличие этой аппаратуры записывается в паспорте транспортного средства (ПТС) в графе «Особые отметки»..

Как провезти автомобиль через таможню в Россию?

Для ввоза автомобиля в Россию после покупки машины за границей, вам необходимо пройти следующую процедуру:

1) Купить устройство в Москве (УВЭОС);

2) Подать документы (в том числе документы, свидетельствующие о покупке комплекта) в испытательную лабораторию;

3) Предоставить полученный комплект документов в таможенные органы;

4) Одновременно необходимо подать документы в АО «ГЛОНАСС» для активации трекера;

5) В случае, если в трекере нет sim-чипа, вы должны получить sim-карту.

6) Если все документы правильно оформлены, то вам выдают ПТС на автомобиль. В течение последующих 10 дней вы обязаны поставить автомобиль на учет в ГИБДД и получить СТС.

Сколько стоит установить ЭРА-ГЛОНАСС

Если вы думаете приобрести ЭРА-ГЛОНАСС и установить в Москве, цена на оборудование будет складываться из стоимости самой аппаратуры, ее монтажа и дополнительных услуг. Чтобы установить ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиль, необходимо заказать оборудование, заплатив за него около 25 000 рублей. При этом необходимо внимательно изучить поставщика аппаратуры, поскольку право производить и внедрять оборудование имеют только аккредитованные организации.

Сколько стоят услуги установки? Стоимость установки системы экстренного реагирования составляет от 5 000 до 7 000 рублей. Цена зависит от модели автомобиля и сложности монтажа оборудования. Точную цену монтажа на ваше транспортное средство необходимо уточнять в частном порядке у консультантов МониторингАвто. Многих владельцев автомобилей интересует, сколько длится установка. Ориентировочные сроки монтажа оборудования и активации составляют 7 дней.

Таким образом, если вы хотите установить на новый автомобиль систему экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, полная цена услуги будет составлять от 30 000 до 32 000 рублей.

В автомобиль монтируется оборудование из трех компонентов:

1) GPS или GPS/ГЛОНАСС трекер,

2) Блок интерфейса пользователя,

После внедрения системы в автомобиль её необходимо активировать, отправив соответствующий запрос в контролирующий орган. Сейчас этой организацией является компания-оператор АО «ГЛОНАСС».

Ввоз автомобилей без системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на Дальний Восток могут продлить

В правительстве РФ вернулись к обсуждению продления упрощенного порядка ввоза праворульных автомобилей для жителей Дальнего Востока. Речь идет о возможности ввезти одну машину в год без установки на нее дорогостоящей системы вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС». С января 2017 года все выпускаемые в обращение на территории РФ автомобили должны быть оборудованы «ЭРА-ГЛОНАСС», однако мораторий на действие этой директивы был введен в 2018 году после протестов и продлевался уже дважды. Эксперты считают, что и на этот раз власти, опасаясь социальной напряженности, пролонгируют льготный период.

О возможности продления льготного порядка ввоза праворульных автомобилей в дальневосточные регионы (без установки систем «ЭРА-ГЛОНАСС») сообщили в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики. В ведомстве рассказали, что в аппарат полномочного представителя президента РФ в ДФО вице-премьера Юрия Трутнева поступают соответствующие «обращения от граждан и общественных организаций автомобилистов». «На Дальнем Востоке использование праворульных импортных автомобилей получило достаточно широкое распространение,— заявил господин Трутнев.—

Пролонгация временных правил ввоза таких машин важна для дальневосточников. В связи с этим на уровне правительства России прорабатывается вопрос о продлении срока временных правил».

С 1 января 2017 года, напомним, в соответствии с техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» все выпускаемые в обращение на территории автомобили (продаваемые через официальные каналы или пересекающие границу) должны быть оборудованы системами оперативного реагирования на ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС». Для этого в транспортных средствах устанавливаются устройства экстренного вызова оператора. На Дальнем Востоке нововведение фактически заблокировало систему импорта праворульных автомобилей. Цена установки системы на подержанные авто варьируется от 30 до 70 тыс. руб., что становится чувствительной прибавкой к стоимости дешевых б/у авто из Японии. В начале 2017 года во Владивостоке прошла серия митингов протеста (“Ъ” рассказывал об этом). После этого и был введен временный порядок ввоза: граждане, проживающие в ДФО, могут раз в год ввести одну легковую машину или один небольшой грузовик (массой до 3,5 тонны) без установки системы. Такой порядок должен был действовать до 1 июля 2018 года, но его дважды продлевали. В декабре 2020 года льготный период вновь заканчивается.

В 2019 году, по данным Федеральной таможенной службы, на территорию ДФО было ввезено физическими лицами 100 тыс. авто. Из них 73 тыс.— без системы «ЭРА-ГЛОНАСС». В ДФО, по данным ГИБДД, зарегистрировано 1,8 млн иномарок с правым рулем, что составляет 50% всего автопарка округа. В Приморском крае 64% всех автомобилей — праворульные, в Хабаровском крае — 55%. В России на начало года было зафиксировано более 3,2 млн иномарок с правым расположением руля, это 5% от всего автопарка.

Глава фракции КПРФ в заксобрании Приморья, первый секретарь крайкома компартии Анатолий Долгачев полагает, что «власти мониторят ситуацию и понимают, что Хабаровский и Приморский края — протестные регионы». «Людей лучше не злить поборами на кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС»,— заявил “Ъ” господин Долгачев.— Если заставят опять за них платить, возможны стихийные протесты. Хабаровск в ситуации с Фургалом (бывший губернатор Сергей Фургал.— “Ъ” ) доказал, что люди способны выходить на улицы. Поэтому, думаю, что Юрий Трутнев как человек, хорошо знающий ситуацию на Дальнем Востоке, продавит продление нынешнего порядка ввоза подержанных «праворулек»».

Права граждан на пользование японскими машинами и так ущемлены заградительными пошлинами (их размер зависит от объема двигателя), добавляет депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, поэтому сейчас население ввозит небольшими партиями малолитражные машины. «Если они будут обязаны ставить еще и «ЭРА-ГЛОНАСС», то там все точно на уши встанут,— подтверждает он.— Решение о продлении льготного периода правильное, но я бы на месте правительства проверил, насколько эффективно были потрачены средства на саму систему и есть ли вообще от нее какой-то эффект».

Как Приморье успокаивали льготами

Отметим, в ходе кампании по выборам губернатора Приморья в декабре 2018 года Олег Кожемяко (выиграл выборы) критиковал обязательную установку системы. «Платить по 30 тыс. руб. за бесполезный инструмент — это противоречит интересам людей и создает дополнительные трудности»,— заявлял он на встрече с избирателями. Система «показала себя неэффективной в условиях и пробок, и сложностей с приездом спасателей в определенные территории», объясняла позицию врио губернатора его пресс-служба.

В АО «ГЛОНАСС» (оператор системы) ситуацию в пятницу не комментировали. По данным на 12 октября, в системе зарегистрировано более 6 млн автомобилей. Контактный центр системы обрабатывает в среднем 16,7 тыс. вызовов в сутки. За время существования «ЭРА-ГЛОНАСС» обработала 7 млн вызовов, из них 90,8 тыс. потребовали вызова экстренных оперативных служб (60,2 тыс.— в автоматическом режиме без участия людей).

Алексей Чернышев, Владивосток; Иван Буранов

Система ГЛОНАСС на автомобиль — не роскошь, а необходимость

Система ГЛОНАСС на автомобиль помогает решать целый ряд важных задач. К ним относятся эффективность эксплуатации транспортного средства, безопасность в пути, навигация, предотвращение правонарушений. Изначально она предназначалась для использования в силовых структурах, однако с каждым годом все больше востребована в бизнесе. Более того, ГЛОНАСС на авто устанавливают владельцы личного транспорта.

Одно из преимуществ данного оборудования — его универсальность. Оно может устанавливаться на легковые автомобили, грузовые транспортные средства, микроавтобусы и автобусы, сельскохозяйственную и строительную спецтехнику.

В чем заключается работа системы ГЛОНАСС в автомобиле

Что собой представляет и как работает ГЛОНАСС на автомобиле? Система включает ряд устройств, которые посредством спутниковой связи получают информацию о месторасположении, технических параметрах объекта и передают данные пользователю в формате таблиц, графических изображений, цифр, текста. Она разработана отечественными специалистами и выходит на связь с российскими спутниками.

На сегодняшний день на три околопланетные орбиты выведено по восемь спутников — итого 24 аппарата. Покрытие ГЛОНАСС распространяется на всю территорию нашей страны и около двух третей земного шара. Грамотно построенное взаимодействие спутниковых аппаратов, специализированного наземного оборудования, устройств приема-передачи сигналов позволяет достигать достаточно высокой точности данных.

Принцип действия оборудования несложный. Вот как работает система ГЛОНАСС на авто:

  • навигационные устройства посылают запросы на спутники, расположенные на околопланетных орбитах;
  • спутниковые аппараты дают ответ. Чем большее количество спутников откликнется, тем более точным получается позиционирование в пространстве;
  • получение данных о месторасположении и времени поступления ответного сигнала со спутников;
  • анализ полученной информации принимающим устройством;
  • обработка информации, расчет координат точки нахождения принимающего устройства, а соответственно — объекта;
  • повторение указанных выше действий, что позволяет определить точку в пространстве, а также вектор движения и скоростной режим транспортного средства.

Знания того, как работает на авто система ГЛОНАСС, мало. Водители и диспетчеры должны учитывать факторы, влияющие на корректность работы системы. Например, чем выше скоростной режим, тем ниже точность координатного позиционирования. При движении автомобиля в тоннеле связь со спутниковыми устройствами пропадает. Во время езды в пасмурную погоду или в городском пространстве с высотками сигнал может отражаться от различных объектов. Если ответный сигнал послали спутниковые аппараты, расположенные только в одном направлении, погрешность может увеличиваться.

Для чего нужна система ГЛОНАСС в вашем автомобиле

Практически каждый водитель знает, что такое ГЛОНАСС в автомобиле. Данная система эффективно помогает как рядовому автомобилисту, так и предпринимателю, специализирующемуся на логистике. Вот только часть ответов на вопрос, для чего нужен ГЛОНАСС в автомобиле:

  • ориентирование на местности. С помощью навигационных приборов вы можете построить оптимальный маршрут с учетом загруженности автомагистрали и других факторов, а также получить пошаговый инструктаж по удобному перемещению. Электронные карты постоянно обновляются, поэтому информация всегда актуальная;
  • мониторинг работы каждой единицы транспорта компанией. Это позволяет избежать потерь топлива, оптимизировать маршруты, избежать простоев, предотвратить недобросовестные действия водителей и сторонних лиц;
  • определение точного места нахождения транспортного средства в случае его угона. Поскольку оборудование устанавливается в потайных местах и работает в многочастотном режиме, обмануть его злоумышленник не сможет;
  • оперативное реагирование в случае внештатных ситуаций, в том числе вызов представителей правоохранительных органов, спасательных и медицинских служб.

Система совместима с англоязычным оборудованием, а потому ее можно использовать и за рубежом.

Как пользоваться системой ЭРА ГЛОНАСС в автомобиле

Одним из ключевых аспектов дорожного движения является безопасность. Ее повышению в значительной степени способствует система ГЛОНАСС на авто. Система мгновенного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС включает такие компоненты:

  • устройство для передачи данных соответствующим службам;
  • мобильное устройство с сим-картой», настроенной на связь со всеми операторами;
  • антенна — для усиления сигнала при нахождении объекта на сложных участках;
  • принимающее устройство ГЛОНАСС;
  • специальные сенсоры, реагирующие на удары, перевороты;
  • микрофон и динамик — для общения с диспетчерской службой;
  • тревожная кнопка для экстренного сигнала оперативным службам.

Рассмотрим, как пользоваться ГЛОНАСС в автомобиле, на примере аварийной ситуации:

  • после срабатывания сенсоров или при нажатии кнопки на диспетчерский пункт единого центра мгновенного реагирования приходит соответствующий сигнал;
  • диспетчер выходит на связь с лицом, управляющим транспортным средством или передает данные в службы быстрого реагирования;
  • выезд спасательных бригад на место аварии. Подтверждение не требуется — службы получают оперативную информацию о точном месте, где произошло происшествие.

Как известно, большинство трагических последствий ДТП наступают в результате опоздания помощи пострадавшим. Зная, как пользоваться ГЛОНАСС в автомобильном транспорте, можно избежать серьезных последствий.

Нужно ли устанавливать систему ГЛОНАСС в своем автомобиле и для чего

Большинство владельцев транспорта уже знают, для чего система ГЛОНАСС в автомобиле, и насколько она помогает в сложных ситуациях. На сегодняшний день установка данного оборудования является добровольной — до конца 2019 года еще сохраняется право продажи автотранспорта без данного оборудования. Однако действует закон, согласно которому с 2018 года оборудованием ГЛОНАСС оснащаются все новые транспортные средства (как отечественного, так и зарубежного производства), продаваемые на территории нашей страны. Помимо этого, в обязательном порядке необходимо оснастить ГЛОНАСС:

  • новые авто, приобретенные в зарубежной стране и привезенные на территорию РФ;
  • транспортные средства, выпущенные не более трех десятилетий назад, которые были приобретены за границей и привезены в нашу страну;
  • коммерческие машины;
  • автомобили, перевозящие грузы;
  • транспорт для пассажирских перевозок.

Установка оборудования должна выполняться специализированной службой, имеющей разрешительный документ на осуществление данной деятельности.


Установка ГЛОНАСС на автомобили

После установки необходимо ее протестировать в специализированной лаборатории. Добровольный монтаж возможен на подержанный автотранспорт. Однако следует учесть, что в данном случае оборудование не будет срабатывать в автоматическом режиме.

В случае аварийной ситуации работа ГЛОНАСС в автомобиле прошлых лет выпуска будет активироваться только после нажатия кнопки «СОС».

«Глонасс» предложила правительству свою систему для хранения данных об автомобилях

Некорректное обращение с данными об автомобилях и их владельцах может угрожать безопасности транспорта, водителей и страны, считает АО «Глонасс». Компания написала вице-премьеру Юрию Борисову (курирует оборонно-промышленный комплекс) письмо с предложением, как хранить и обрабатывать такие данные.

«Ведомости» ознакомились с копией письма «Глонасс», представитель Борисова подтвердил, что вице-премьер получал письмо такого содержания, оно направлено на отзыв в заинтересованные министерства. По словам представителя «Глонасс», Борисову направлены предложения, как регулировать информационное взаимодействие внешних систем и подключенных автомобилей (могут обмениваться данными с другими устройствами. – «Ведомости»). Решений пока нет, заверили представители сторон.

В письме «Глонасс» предлагает хранить данные на территории России и дублировать их в госсистему «ЭРА-Глонасс» (вызов экстренных служб при авариях), АО «Глонасс» – ее оператор.

Что за данные передают и получают подключенные автомобили, неизвестно, сетует представитель «Глонасс». Но их много, пишет компания: маршрут, мониторинг действий водителя, информация с датчиков. Технически собрать все эти данные могут автопроизводители и сервисы, имеющие доступ к телеметрии, – дилеры и автосервисы. «Глонасс», продолжает ее представитель, хочет декларировать все возможности взаимодействия подключенных автомобилей с другими системами. И передавать «чувствительные данные» об автомобилях через защищенную государственную среду связи, чтобы повысить доверие пользователей и государства к сбору такой информации, объясняет гендиректор «Глонасс» Игорь Милашевский. Вопрос о переносе данных, которые есть у автопроизводителей, не ставился, уверяет представитель компании.

В «ЭРА-Глонасс» передаются данные о скорости и местоположении автомобиля, а также о силе удара при аварии – этого достаточно для реакции на инциденты, т. е. для выполнения основной задачи системы, уверена основательница BelkaCar Екатерина Макарова, у каршерингов много и других данных, но зачем они экстренным службам, непонятно. «Глонасс» хочет дублировать данные автопроизводителей в своей системе, видимо, чтобы заработать – брать плату за хранение или с автопроизводителей, или с государства, предполагает сотрудник Cognitive Tech-nologies Юрий Минкин. Но обрабатывать такой массив данных крайне сложно, а без обработки хранение теряет смысл, предупреждает он.

Унификация подхода потребует длительной разработки стандартов, а со стороны автопроизводителей – серьезных материальных и человеческих ресурсов, уверен представитель Mercedes-Benz, а это может увеличить цену машины.

Инициатива верная, своевременная, но дублирование IT-инфраструктуры может быть непосильным для участников рынка, поддерживает Вагиф Бикулов из ГК «Авилон». Представитель «Глонасс» считает, что дополнительных затрат не потребуется.

Если данные разных производителей объединить в государственной системе, они станут доступнее для взлома и кражи, предупреждает Минкин.

57,5 млн

транспортных средств насчитывал российский автопарк на начало 2019 г., по данным «Автостата». 3,7 млн из них зарегистрированы в системе «ЭРА-Глонасс», указано на ее сайте. Ежедневно количество машин, подключенных к системе, увеличивается на 3000–7000, заявляет компания «Глонасс»

Руководитель центра испытаний НАМИ Денис Загарин поддерживает идею хранения в России данных об автомобилях. По его мнению, важно еще и предоставить доступ к этой информации отечественным разработчикам программного обеспечения – это поможет создавать IT-системы для автомобильной техники, включая беспилотники.

В России подключенных автомобилей пока 1–2% от всего автопарка, но доля постоянно растет, оценивает Минкин. Консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко считает оценку правдоподобной – это преимущественно последние модели премиальных марок из крупных регионов.

В письме «Глонасс» также предложила ввести единые правила обращения с данными об автомобилях. Эти данные часто позволяют если не идентифицировать, то профилировать, кто находится за рулем автомобиля, указывает «Глонасс», а в некоторых случаях автопроизводители могут из-за рубежа управлять механизмами внутри машины.

Сотрудник крупного автоконцерна с ним не согласен: электронные блоки, отвечающие за органы управления и функции комфорта, разведены в разные системы, чтобы исключить вторжение извне в управление автомобилем.

Информация о перемещении автомобилей производителями тоже отслеживается и хранится только в случае, когда инициатива исходит от самого автомобилиста, – к примеру, он вызывает техническую службу или использует сервис консьержа, указывают сотрудники двух автоконцернов, в автоматическом же режиме машины передают автопроизводителям только данные о техническом состоянии. Еще автопроизводители традиционно получают и хранят истории изменений в конструкции авто, которая обновляется после каждого сервисного обслуживания у официального дилера, соглашаются они. Эта информация привязана к VIN (идентификационный номер машины) и доступна сотрудникам автопроизводителя, его дилерам и официальным органам по запросу, знает один из них.

Технические данные идут через серверы автопроизводителей и в сервисные центры (например, о снашиваемости тормозных колодок), добавляет Минкин. Информация о состоянии автомобиля, например о сроке технического обслуживания или уровне топлива, поступает от автомобиля на мобильное приложение клиенту, если он подписал согласие, подтверждает представитель Mercedes-Benz. Однако использование единой сети передачи данных может существенно ограничить предлагаемые отдельными автопроизводителями онлайн-функции, считает представитель Mercedes-Benz.

Сервисы каршеринга собирают данные от телематических систем – датчиков, следящих за всеми показателями автомобиля, от горящей в салоне лампочки до уровня бензина в баке и незакрытой двери, рассказывает представитель «Делимобиля». Эта техническая информация нужна для работы сервиса и «Делимобиль» хранит ее на серверах в Москве, заверяет представитель каршеринга.

Зачем нам ЭРА-ГЛОНАСС?

Большинство массовых производителей приняли новые правила и внедряют систему ЭРА-ГЛОНАСС на своих машинах

Вот так выглядит кнопка активации системы ЭРА-ГЛОНАСС у нового Nissan Murano, который одним из первых среди кроссоверов получил новый гаджет в базовой комплектации за полгода до обязаловки.

Как работает ЭРА-ГЛОНАСС

Пусть с виду это всего кнопка, внутри модуля ЭРА-ГЛОНАСС находится акселерометр (для измерения ударных перегрузок), спутниковая антенна, GSM-модуль с 3G-модемом, динамик, микрофон, дополнительный аккумулятор и, естественно, небольшой компьютер.

В случае нештатной ситуации есть два способа послать сигнал бедствия. Первый — нажав кнопку SOS, которая у того же Murano закрыта крышечкой (в отличие от Lada Vesta, где нажать кнопку можно случайно).

Устройство поймает сигнал любого оператора в регионе и свяжет напрямую с колл-центром, а тот, в случае необходимости, передаст сигнал адресату, будь то скорая помощь, полиция или МЧС. Естественно, ЭРА-ГЛОНАСС заточена на оповещение о серьезных авариях, и досадные мелочи, вроде «кончины» топлива или спущенного колеса ее, не касаются. Но в будущем может появиться и опция вызова «мужа на час», правда, уже за доплату.

Второй способ оповещения — автоматический, когда сработал либо штатный акселерометр системы, либо подушки безопасности автомобиля. В этом случае сигнал уйдет операторам по умолчанию, и те запросят голосовую информацию о количестве и состоянии пострадавших, а при отсутствии ответа передадут весть службам спасения.

ЭРА-ГЛОНАСС удобна по двум причинам. С одной стороны, в критической ситуации она позволяет не ломать голову вопросом, как вызвать скорую с сотового телефона (чаще всего это номер 112, но в панике можно и не вспомнить). При этом вас соединят со специализированным колл-центром, который занимается ДТП, а не всем сразу, включая спасение зависших на деревьях кошек. Второй плюс — это автоматическая передача данных об автомобиле (VIN, тип) и точных координат аварии, что в случае с междугородними трассами является большим подспорьем для спасателей.

При отсутствии сигнала устройство сделает несколько попыток связаться с колл-центром. За счет аккумулятора примерно час оно может функционировать при вышедшей из строя бортовой сети.

Наконец, посланный устройством сигнал можно запротоколировать, и если пострадавший погиб вследствие долгого прибытия помощи (на это есть нормативы), этот аргумент можно подтвердить в суде.

Почему напряглись производители

BMW уже заявила о прекращении в 2017 году поставок некоторых моделей и модификаций из-за обязательности ЭРА-ГЛОНАСС, правда, речь о нишевых для России вариантах, вроде купе, кабриолетов и минивэнов. Тем не менее BMW вряд ли будет единственной компанией, которая критически оценит свой модельный ряд.

Само по себе устройство ЭРА-ГЛОНАСС стоит порядка 7–15 тысяч рублей, однако для малотиражных моделей львиную долю увеличения цены спровоцируют расходы на сертификацию.

Получать документы нужно как на радиоэлектронику ЭРА-ГЛОНАСС, так и на сам автомобиль, причем проведя два краш-теста (фронтальный и боковой) в России. Другими словами, распространенная практика использования европейских «крэшей» не поможет — бить нужно заново. Значит, окупать ЭРУ будут только российские продажи моделей, а они пока ниже ожиданий. К слову, подобных систем пока нет нигде в мире, и даже в продвинутой Европе аналог ЭРА-ГЛОНАСС заработает лишь через два года.

BMW оценила разработку системы в 250 тысяч евро из расчета на одну модель, что может быть оправдано для массовых автомобилей, но не штучных.

Производители, заточенные на нишевые и мелкосерийные модели, обращались к властям с просьбой сделать поблажки или отсрочить внедрение системы, но получили отказ.

Собственно, если автомобиль имеет одобрение типа, то до истечения срока действия модель можно продавать в России. Но если одобрение закончилось, с 2017 года наличие ЭРА-ГЛОНАСС и всех сертификатов становится обязательным. BMW планирует завезти в Россию энное количество «безглонассовых» моделей, чтобы продавать уже в 2017 году, что будет в 2018 году — неизвестно.

Скорее всего, ряд компаний в самом деле откажется от поставок некоторых специфических моделей, а оставшиеся попросту подорожают, и чем меньше тиражность — тем больше будет наценка.

Впрочем, большинство массовых производителей приняли новые правила смиренно и внедряют систему ЭРА-ГЛОНАСС на своих машинах: ожидается, что в их случае увеличение цены составит порядка 15–20 тысяч рублей.

Риски ЭРА-ГЛОНАСС

Поможет ли ЭРА снизить смертность? В теории — да, потому что большая часть пострадавших в ДТП гибнет из-за позднего или некачественного оказания первой медицинской помощи. Иногда долгое ожидание не приводит к смерти, но существенно усугубляет последствия. Правило золотого часа гласит, что медики должны быть на месте не позднее указанного срока.

Однако насколько срок ожидания определяется трудностями с вызовом подмоги, а насколько — неумением других водителей оказывать первую медицинскую помощь и долгим сроком прибытия специалистов?

Скорее всего, эффективность ЭРА-ГЛОНАСС будет зависеть от типа ДТП. Например, столкновения в городе, как правило, провоцируют несколько звонков в службы спасения, да и с локализацией места событий проблем меньше.

Другое дело на трассах, особенно в малонаселенных местах или в ночное время. Здесь ЭРА-ГЛОНАСС в самом деле может быть большим подспорьем, тем более сотовые телефоны при аварии могут разлететься по салону и сломаться (смартфоны в этом смысле вообще уязвимы — разбил экран и готово). Собственно, для того и нужны краш-тесты автомобилей с ЭРА-ГЛОНАСС, чтобы убедиться — система выживет в аварии (правда, речь о столкновениях на умеренных скоростях, которые ближе к городским).

Остаются вопросы надежности канала связи. Скажем, ткнув в кнопку SOS у Nissan Murano, можно пообщаться с оператором, обязательно при этом извинившись и указав, что речь лишь о проверке работоспособности системы. Но пока машин с ЭРА-ГЛОНАСС немного, а в будущем очень важно, чтобы количество операторов росло пропорционально количеству машин.

Надежной ли будет электроника? Производят устройства ЭРА-ГЛОНАСС десятки российских и зарубежных фирм, и сертификация вроде бы исключает откровенное фуфло, однако как оно на самом деле — покажет лишь практика.

Опять же, хотя ЭРА-ГЛОНАСС очень либеральна в смысле типа связи (использует любого оператора), в России все еще есть места вне зоны доступа, в том числе на федеральных трассах, не говоря уже о проселках и прочем. Кстати, ЭРА-ГЛОНАСС работает и с GPS-сигналом, а не только ГЛОНАСС, но передачу данных осуществляет через модуль сотовой связи.

Впрочем, обратного пути нет, решения приняты, и с 2017 года все чаще и чаще мы будем отмечать наличие ЭРА-ГЛОНАСС в базовой комплектации новинок. Реальную эффективность стоит оценивать лет через 5–10 после внедрения, поскольку в ближайшие годы доля машин с ЭРА-ГЛОНАСС в 50-миллионном парке российских автомобилей будет ничтожна.

Для чего нужна эра глонасс в машине

Автомобилисты с 2021 года смогут воспользоваться системой ЭРА-ГЛОНАСС при оформлении ДТП по европротоколу.

Данные об обстоятельствах аварии поступят страховым компаниям автоматически — водителям не нужно будет фотографировать повреждения машин, сообщили «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Но автовладельцам придется установить устройство системы экстренного реагирования с расширенными функциями или провести его «перепрошивку». Сейчас более половины аварий в России оформляется без вызова ГИБДД. Услуга, скорее всего, будет востребована, но ее внедрение может затянуться, полагают участники авторынка и эксперты.

Страховая помощь

До конца года технические средства для автоматической фиксации ДТП планируется интегрировать с автоматизированной информационной системой (АИС) ОСАГО, сообщил «Известиям» глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Это позволит осуществлять обмен данными между ЭРА-ГЛОНАСС и АИС ОСАГО.

По его словам, к середине года РСА начнет подготовку документации для разработки необходимого программного обеспечения. С помощью нового ПО данные, зафиксированные «на борту» автомобиля, которые в зашифрованном виде передаются в госсистему ЭРА-ГЛОНАСС, смогут затем отправляться в АИС ОСАГО и далее — конкретной страховой компании для расчета выплат.

Это упростит оформление аварии без вызова ГИБДД — по европротоколу. Он действует, если столкнулись только два автомобиля, у обоих водителей есть полисы ОСАГО, в ДТП нет пострадавших, а ущерб не превышает 400 тыс. рублей.

Подготовку к реализации этой услуги ведет и оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС — АО «ГЛОНАСС».

— Совместно с РСА разработаны требования к терминалу, который сможет передавать информацию об обстоятельствах аварии — направлении движения в момент столкновения и самом ударе (профиль ускорений или замедлений, график ударных нагрузок), эти требования зафиксированы в действующих национальных стандартах, — сказал «Известиям» директор по управлению и развитию продуктов АО «ГЛОНАСС» Артем Климовский.

По его словам, компания внедрила программно-аппаратный комплекс, позволяющий проверять корректность работы опытных образцов технических средств контроля информации о ДТП.

Сейчас модулями ЭРА-ГЛОНАСС в стране оборудовано более 4,8 млн автомобилей (с 2017-го их ставят на все новые и ввезенные в РФ машины). Они способны осуществить экстренный вызов и передать оперативным службам местоположение и данные попавшего в ДТП авто (цвет, марку, vin-номер).

По словам Артема Климовского, прорабатывается вопрос установки устройств, способных передавать сведения, необходимые страховщикам, на самые массовые модели. В обсуждениях участвуют ведущие автопроизводители, подчеркнул он. После появления новых модулей ЭРА-ГЛОНАСС водителю достаточно будет после аварии нажать кнопку SOS системы экстренного реагирования, чтобы направить все данные в страховую компанию.

Такие устройства уже разрабатываются на рынке. Как пояснил «Известиям» директор по телематическим решениям НПП «Итэлма» Александр Соколов, блок очень компактный и устроен по принципу all-in-one, то есть все компоненты в едином корпусе. Это повышает надежность и упрощает установку на автомобиль. У модуля две кнопки: одна для вызова помощи, если система ЭРА-ГЛОНАСС при аварии не сработала автоматически, другая — для передачи данных о ДТП страховщикам. Устройство еще не было официально представлено на рынке, цену компания не раскрывает.

По словам источника «Известий» в другой компании — производителе модулей ЭРА-ГЛОНАСС, сейчас устройство стоит $200–250. Блок с расширенным функционалом обойдется несколько дороже. Но основное препятствие внедрения технологии, по его мнению, заключается в отсутствии запроса со стороны автопрома. Новые устройства придется проверять в том числе с помощью краш-тестов, а это дорого, пояснил собеседник «Известий».

В пресс-службе «Киа Моторс Россия и СНГ» (официальный дистрибутор Kia) сообщили «Известиям», что говорить о готовности к установке модулей нового типа преждевременно, поскольку требуется внести изменения в нормативные акты и заново сертифицировать все транспортные средства.

— С нами этот вопрос не обсуждался, — добавили в компании.

В Группе «ГАЗ», «АвтоВАЗе», российских офисах Hyundai и Toyota отказались от комментариев. В представительствах Volkswagen, Renault, Nissan на момент публикации на запросы не ответили.

Готов интегрировать сервис взаимодействия со страховщиками в свои автомобили УАЗ, сообщили «Известиям» в пресс-службе предприятия. Там заверили, что смогут оперативно перенастроить блок ЭРА-ГЛОНАСС на модели «Патриот», если услуга окажется востребованной.

Удар по мошенникам

Сегодня около 52% аварий оформляется по европротоколу, в остальных случаях — с участием ГИБДД, следует из данных РСА.

Как пояснили «Известиям» в союзе, установка модуля ЭРА-ГЛОНАСС с расширенными функциями не освободит автовладельцев от оформления документа, который должен быть подписан обоими участниками ДТП, — им по-прежнему придется заполнять извещение о ДТП (это можно сделать в электронном виде через приложение «Помощник ОСАГО») и передавать в страховую бумажное заявление о возмещении ущерба. Но не нужно будет фотографировать повреждения для максимальной выплаты в 400 тыс. рублей (максимум без фото — 100 тыс. рублей).

— Могут быть проблемы с качеством фотографий, если авария произошла вечером или ночью. При наличии блока ЭРА-ГЛОНАСС с расширенными функциями момент удара автомобилей и место происшествия будут автоматически зафиксированы. Схема аварии и повреждения при этом, как и раньше, описываются в извещении, — отметили в РСА.

По мнению сопредседателя Союза потребителей РФ Антона Недзвецкого, услуга будет востребована автомобилистами, она также позволит страховщикам эффективнее выявлять мошенников, имитирующих ДТП.

Вместе с тем, по мнению юриста, использование системы экстренного реагирования не должно стать единственным способом подтвердить факт ДТП. По его мнению, это откроет страховым компаниям лазейки, чтобы отказывать в выплатах — например, если система не сработала из-за отсутствия связи либо повреждения машины при ударе.

По старым правилам

Interfax-Russia.ru – Власти РФ продлили разрешение на ввоз через таможню Дальнего Востока подержанных праворульных автомобилей без устройства «ЭРА-ГЛОНАСС».

Правительство РФ продлило разрешение на ввоз через дальневосточные таможни подержанных иномарок без обязательного их оснащения системой экстренного вызова при аварии «ЭРА-ГЛОНАСС».

«Меня просил Юрий Петрович (Трутнев, вице-премьер – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе – ИФ), мы подготовили временный порядок. Но временное часто продолжается дольше, чем, наверное, это надо было бы. Но, тем не менее, поскольку проблема до сих пор не решена, хочу известить, что подписал это уже не временный даже порядок, а распоряжение целое правительства о том, чтобы установить правила ввоза на территорию России бывших в употреблении транспортных средств жителями ДФО», – заявил 3 декабря на совещании с вице-премьерами глава правительства РФ Дмитрий Медведев.

Вместе с тем, премьер-министр отметил, что проблему с такими иномарками рано или поздно нужно будет решать.

«Но мы должны понимать, что в конечном счете потом с этим всем делать. Я посмотрел, ко мне в социальных сетях обращались, говорили, что все склады уже заполнены, и что это насущная проблема. Такое решение принято. Срок действия этого распоряжения 1 год с момента подписания», – добавил Медведев.

Обращаясь к вице-премьерам, глава правительства попросил держать его в курсе ситуации и проинформировать, если вдруг чиновники на местах решат что-то по этому поводу предпринять.

«Потому что бесконечно это продлевать, наверное, неправильно, надо принимать какие-то меры для решения той задачи, которую мы с вами обсуждали, когда находились во Владивостоке», – сказал Медведев.

Напомним, что с 1 января 2017 года в РФ изменились правила постановки на учет иностранных автомобилей. В частности, одним из обязательных условий регистрации (постановки на учет – ИФ) такого транспортного средства (ТС) стала установка на нем государственной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом порядок, как следует оборудовать ей подержанные иномарки, впервые ввозимые на территорию Таможенного союза, российские власти сходу не определили. Дело в том, что новые автомобили оснащают устройством прямо на конвейере, а вот на подержанных машинах такого оборудования нет. В итоге за первые полтора месяца после введения новых правил на складах одной только Владивостокской таможни скопилось около тысячи машин.

Ситуация вызвала широкий общественный резонанс. Жители сразу нескольких дальневосточных регионов разместили в интернете ряд петиций как к местным, так и федеральным властям с требованием отменить новшества в техническом регламенте или дать разъяснение о том, как и кто именно будет устанавливать систему «ЭРА-ГЛОНАСС» на ввезенный автомобиль.

В марте 2017 года власти ввели временный порядок оформления подержанных автомобилей, ввозимых на территорию страны.

Согласно установленным правилам, автовладелец должен был самостоятельно приобрести оборудование у компании «ГЛОНАСС», а затем предъявить соответствующие документы (договор) и сам прибор сотрудникам таможни. Последние в свою очередь вносили VIN-номер автомобиля, номер кузова и ID устройства в государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» и выдавали автолюбителю специальный сертификат безопасности конструкции транспортного средства. Затем хозяин автомобиля должен был пройти ряд обязательных таможенных процедур, после чего ему выдавался паспорт транспортного средства. Затем автовладельцу давалось 10 дней, чтобы установить систему «ЭРА-ГЛОНАСС» на своего «железного коня» в одном из сертифицированных центров региона и поставить машину на учет в ГИБДД. К слову, тогда же в Приморье открылись три сертифицированных центра по установке системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанные иномарки.

Однако автомобилисты продолжали жаловаться на неудобства при оформлении авто и опасались, что новая система может значительно увеличить стоимость машины, при этом, по их мнению, нет гарантии, что «ЭРА-ГЛОНАСС» будет корректно работать со штатной электроникой.

В итоге 22 ноября 2018 года правительство РФ ввело мораторий на установку «ЭРА-ГЛОНАСС» для жителей Дальневосточного федерального округа, но только на один год. Решение о введении так называемого временного порядка (моратория) глава правительства Дмитрий Медведев принял после встречи с Трутневым.

В середине октября текущего года Трутнев заявлял о намерении правительства РФ продлить еще на год действие временного порядка ввоза иномарок на Дальний Восток. По его словам, об этом неоднократно просили жители макрорегиона, поскольку автомобили с правым рулем «по-прежнему популярны в дальневосточных регионах, а систему «ЭРА-ГЛОНАСС» нужно под такой тип машин доработать».

«Нужно облегчать жизнь людей, слышать актуальные запросы и делать все возможное, чтобы людям было комфортно жить», – сказал тогда журналистам полпред.

В поддержку инициативы вице-премьера РФ выступили лидеры ряда региональных общественных организаций.

«Решение продлить временный порядок ввоза машин без необходимости установки «ЭРЫ-ГЛОНАСС» мы только приветствуем. Это в интересах дальневосточников, которые по-прежнему выбирают «правый руль». Экономятся время, деньги, и нет вмешательства в протестированные производителем системы автомобиля», – заявил агентству «Интерфакс — Дальний Восток» глава общественной организации «Краевое общество автовладельцев Приморья» Алексей Дрюченко.

По его словам, устройство в регионе «пока себя не проявило».

«По опросам, которые мы проводили среди автомобилистов, на чьих машинах уже установлена система «ЭРА-ГЛОНАСС», у нас сложилось мнение, что в нашем регионе это устройство никак себя не проявило. Максимальная польза, которую удалось зафиксировать, это возможность оформления ДТП без вызова автоинспекторов. Но эта возможность появилась только в октябре 2019 года, и то при условии, что «ЭРА-ГЛОНАСС» стоит на машинах всех участников аварии», – сказал Дрюченко.

Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – АО «ГЛОНАСС» – в свою очередь заявил, что не получал никаких официальных документов о продлении временного порядка ввоза иномарок на Дальний Восток без этой системы.

Между тем, как сообщил в ноябре спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, система «ЭРА-ГЛОНАСС» помогает спасти около 4 тыс. человеческих жизней в год.

«В этом году в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» поступило 26 тыс. вызовов, из них 17 тыс. – в автоматическом режиме», – сказал Иванов на IX Международном конгрессе «ЭРА-ГЛОНАСС».

Он также уточнил, что система передает сигнал в автоматическом режиме в особо серьезных случаях, когда водитель не в состоянии сам нажать на кнопку.

«По мнению специалистов, «ЭРА-ГЛОНАСС» ежегодно помогает спасти жизни от 3 до 4 тыс. человек», — добавил Иванов.

Напомним, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» начала действовать в России с 1 января 2015 года. Ее основная цель — максимально быстро сообщить данные о ДТП сотрудникам экстренных служб. Работает эта система следующим образом: когда автомобиль попадает в аварию, терминал, установленный в нем, автоматически определяет местоположение пострадавшей машины. Затем устройство по каналам мобильной связи передает в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» информацию о точных координатах, времени происшествия и тяжести ДТП, а также VIN-номер автомобиля в «систему-112» или дежурную часть МВД.

По данным разработчиков, тревожная кнопка крепится, в основном, на потолочную консоль – для того чтобы избежать случайного нажатия, но при этом так, чтобы водитель мог легко до нее дотянуться. Чтобы запустить систему, пострадавшему нужно выполнить несколько простых действий: снять предохранитель, открыть крышку и нажать кнопку несколько раз (она не срабатывает мгновенно, в первые секунды, опять же для того, чтобы исключить ложный вызов). Далее происходит соединение с системой вызова экстренных и оперативных служб.

Также система в некоторых случаях может сработать и в автоматическом режиме – к примеру, в случае тяжелого ДТП, когда акселерометр зафиксирует резкое изменение скорости или траектории движения автомобиля и определенную силу удара. Для новых машин такие показатели сегодня определяют на основании краш-тестов (фронтальный и боковой удары и переворот проходит каждая модель, которая сходит с конвейера). Те же параметры, как правило, задают и для подержанных автомобилей.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector