0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить резистор мультиметром на исправность

Как проверить резистор мультиметром на исправность?

Электрическая цепь невозможна без наличия в ней сопротивления, что подтверждается законом Ома. Именно поэтому резистор по праву считается самой распространенной радиодеталью. Такое положение вещей говорит о том, что знание тестирования таких элементов всегда может пригодиться при ремонте электротехники. Рассмотрим ключевые вопросы, связанные с тем, как проверить обычный резистор на исправность, пользуясь тестером или мультиметром.

Основные этапы тестирования

Несмотря на разнообразие резисторов, у обычных элементов этого класса линейная ВАХ, что существенно упрощает проверку, сводя ее к трем этапам:

  1. внешний осмотр;
  2. радиодеталь тестируется на обрыв;
  3. осуществляется проверка соответствия номиналу.

Если с первым и вторым пунктом все понятно, то с последним есть нюансы, а именно, необходимо узнать номинальное сопротивление. Имея принципиальную схему, сделать это не составит труда, но вся беда в том, что современная бытовая техника довольно редко комплектуется технической документацией. Выйти из создавшего положения можно, определив номинал по маркировке. Кратко расскажем как это сделать.

Виды маркировок

На компонентах, выпущенных во времена Советского Союза, было принято указывать номинал на корпусе детали (см. рис.1). Этот вариант не требовал расшифровки, но при повреждении целостности конструкции или выгорании краски могли возникнуть проблемы с распознаванием текста. В таких случаях всегда можно было обратиться к принципиальной схеме, которой комплектовалась вся бытовая техника.

Рисунок 1. Резистор «УЛИ», на корпусе виден номинал детали и допуск

Цветовое обозначение

Сейчас принята цветовая маркировка, представляющая собой от трех до шести колец разной окраски (см. рис. 2). Не надо видеть в этом происки врагов, поскольку данный способ позволяет установить номинал даже на сильно поврежденной детали. А это весомый фактор, учитывая, что современные бытовые электроприборы не комплектуются принципиальными схемами.

Рис. 2. Пример цветовой маркировки

Информацию по расшифровке данного обозначения на компонентах несложно найти в интернете, поэтому приводить ее в рамках этой статьи не имеет смысла. Есть также множество программ-калькуляторов (в том числе и онлайн), позволяющих получить необходимую информацию.

Маркировка SMD элементов

Компоненты навесного монтажа (например, smd резистор, диод, конденсатор и т.д.) стали маркировать цифрами, но ввиду малого размера деталей эту информацию требовалось зашифровать. Для сопротивлений, в большинстве случаев, принято обозначение из трех цифр, где первые две — это значение, а последняя — множитель (см. рис. 3).

Рис. 3. Пример расшифровки номинала SMD резистора

Внешний осмотр

Нарушение штатного режима работы вызывает перегрев детали, поэтому, в большинстве случаев, определить проблемный элемент можно по внешнему виду. Это может быть как изменение цвета корпуса, так и его полное или частичное разрушение. В таких случаях необходимо заменить сгоревший элемент.

Рисунок 4. Яркий пример того, как может сгореть резистор

Обратите внимание на фото сверху, компонент, отмеченный как «1», явно нуждается в замене, в то время как соседние детали «2» и «3» могут оказаться рабочими, но их требуется проверить.

Проверка на обрыв

Действия производятся в следующем порядке:

  1. Включаем прибор в режим «прозвонки». На рисунке 5 отмечена эта позиция как «1». Рис. 5. Установка режима (1) и подключение щупов (2 и 3)
  2. Подключаем щупы к гнездам «2» и «3» (см. рис.5). Несмотря на то, что в нашем тестировании полярность не имеет значения, лучше сразу приучить себя подключать щупы правильно. Поэтому к гнезду «2» подключаем красный провод (+), а к «3» — черный (-).

Если модель прибора, которым вы пользуетесь, отличается от того, что приведен на рисунке, ознакомьтесь с прилагающейся к мультиметру инструкцией.

  1. Касаемся щупами выводов проблемного элемента на плате. Если деталь «не звонится» (мультиметр покажет цифру 1, то есть бесконечно большое сопротивление), можно констатировать, что проверка показала обрыв в резисторе.

Обратим внимание, что данное тестирование можно проводить, не выпаивая элемент с платы, но это не гарантирует 100% результат, поскольку тестер может показать связь через другие компоненты схемы.

Проверка на номинал

Если деталь выпаяна, то этот этап позволит гарантированно показать ее работоспособность. Для тестирования нам необходимо знать номинал. Как определить его по маркировке, было написано выше.

Алгоритм наших действий следующий:

  1. Подключаем щупы, так как на предыдущем тестировании.
  2. Включаем измерение сопротивления (диапазон приведен на рисунке 6) в режиме большем, чем номинал, но максимально близким к нему. Например, нам необходимо проверить резистор 47 кОм, следовательно, нужно выбрать диапазон «200К». Рисунок 6. Диапазоны измерения сопротивления (отмечены красным)
  3. Касаемся щупами выводов, снимаем показания и сравниваем их с номиналом. Если они не совпадают, а это можно гарантировать с вероятностью близкой к 100%, не стоит отчаиваться. Следует учитывать как погрешность прибора, так и допуск самого элемента. Здесь необходимо сделать небольшое пояснение.

Что такое допуск, и насколько он важен?

Эта величина показывает возможное отклонение у данной серии от указанного номинала. В правильно рассчитанной схеме должен учитываться этот показатель, либо после сборки производится соответствующая наладка. Как вы понимаете, наши друзья из «Поднебесной» не утруждают себя этим, что положительно отражается на стоимости их товара.

Результат такой политики был показан на рисунке 4, деталь работает какое-то время, пока не наступает предел запаса ее прочности.

  1. Принимаем решение, сравнив показания мультметра с номиналом, если расхождение выходит за пределы погрешности, деталь однозначно нуждается в замене.

Как тестировать переменный резистор?

Принцип действий в данном случае не сильно отличается, распишем их на примере детали, изображенной на рисунке 7.

Рис. 7. Подстроечный резистор (внутренняя схема отмечена красным кругом)

Алгоритм следующий:

  1. Проводим измерение между ножками «1» и «3» (см. рис. 7) и сравниваем полученное значение с номиналом.
  2. Подключаем щупы к выводам «2» и любому из оставшихся («1» или «3», значения не имеет).
  3. Вращаем подстроечную ручку и наблюдаем за показаниями прибора, они должны меняться в диапазоне от 0 до величины, полученной в пункте 1.

Как проверить резистор мультиметром, не выпаивая на плате?

Такой вариант тестирования допустим только с низкоомными элементами. При номинале более 80-100 Ом, с большой вероятностью, на измерение будут влиять другие компоненты. Окончательно можно дать ответ, только внимательно изучив принципиальную схему.

Жив или мёртв? Проверяем радиодетали

Многим из нас часто приходилось сталкиваться с тем, что из-за одной, вышедшей из строя, детальки перестаёт работать целое устройство. Что бы избежать недоразумений, следует уметь быстро и правильно проверять детали. Этому я и собираюсь Вас научить. Для начала, нам потребуется мультиметр

Транзисторы биполярные

Чаще всего, сгорают в схемах транзисторы. По крайней мере у меня. Проверить их на работоспособность очень просто. Для начала, стоит прозвонить переходы База-Эмиттер и База-Коллектор. Они должны проводить ток в одном направлении, но не пускать в обратном. В зависимости от того, ПНП это транзистор или НПН, ток они будут проводить к Базе или от Базы. Для удобства, можем представить его в виде двух диодов

Так же стоит прозвонить переход Эмиттер-Коллектор. Точнее это 2 перехода. . . Ну в прочем не суть. В любом транзисторе, ток не должен проходить через них в любом направлении, пока транзистор закрыт. Если же на Базу подали напряжение, то ток протекая через переход База-Эмиттер откроет транзистор, и сопротивление перехода Эмиттер-Коллектор резко упадёт, почти до нуля. Учтите, что падение напряжения на переходах транзистора обычно не ниже 0,6В. А у сборных транзисторов (Дарлингтонов) более 1,2В. По этому некоторые «китайские» мультиметры с батарейкой в 1,5В просто не смогут их открыть. Не поленитесь/поскупитесь достать себе мультиметр с «Кроной»!

Учтите, что в некоторых современных транзисторах параллельно с цепью Коллектор-Эмиттер встроен диод. Так что стоит изучить даташит на Ваш транзистор, если Коллектор-Эмиттер звонится в одну сторону!

Если хотя бы одно из утверждений не подтверждается, то транзистор нерабочий. Но прежде чем заменить его, проверьте оставшиеся детали. Возможно причина в них!

Транзисторы униполярные (полевые)

У исправного полевого транзистора между всеми его выводами должно быть бесконечное сопротивление. Причем бесконечное сопротивление прибор должен показывать независимо от прикладываемого тестового напряжения. Следует заметить, что имеются некоторые исключения.

Если при проверке приложить положительный щуп тестового прибора к затвору транзистора n-типа, а отрицательный — к истоку, зарядится емкость затвора и транзистор откроется. При замере сопротивления между стоком и истоком прибор покажет некоторое сопротивление. Неопытные ремонтники могут принять такое поведение транзистора за его неисправность. Поэтому перед «прозвонкой» канала «сток-исток» замкните накоротко все ножки транзистора, чтобы разрядить емкость затвора. После этого сопротивление сток-исток должно стать бесконечным. В противном случае транзистор признается неисправным.

Учтите ещё, что в современных мощных полевых транзисторах между стоком и истоком имеется встроенный диод поэтому канал «сток-исток» при проверке ведет себя как обычный диод. Для того чтобы избежать досадных ошибок, помните о наличии такого диода и не примите это за неисправность транзистора. Проверить это легко, пролистав даташит на Ваш экземпляр.

Конденсаторы

Конденсаторы – ещё одна разновидность радиодеталей. Они тоже довольно часто выходят из строя. Чаще всего умирают электролитические, плёнки и керамика портятся несколько реже. . .

Для начала, платы стоит обследовать визуально. Обычно мёртвые электролиты надуваются, а многие даже взрываются. Присмотритесь! Керамические конденсаторы не надуваются, но могут взорваться, что тоже заметно! Их, как и электролиты надо прозванивать. Ток они проводить не должны.

Перед началом электронной проверки конденсатора необходимо провести механическую проверку целостности внутреннего контакта его выводов.

Для этого достаточно поочерёдно согнуть выводы конденсатора под небольшим углом, и аккуратно поворачивая их в разные стороны, а также слегка потягивая на себя, убедиться в их неподвижности. В случае, если хотя бы один вывод конденсатора свободно вращается вокруг своей оси, или свободно вынимается из корпуса, то такой конденсатор считается не пригодным и дальнейшей проверке не подлежит.

Ещё один интересный факт – заряд/разряд конденсаторов. Это можно заметить, если мерять сопротивление конденсаторов, ёмкостью более 10мкФ. Оно есть и у меньших емкостей, но не так заметно выражен! Как только мы подключим щупы, сопротивление будет единицы Ом, но в течении секунды вырастет до бесконечности! Если мы поменяем щупы местами, эффект повторится.

Соответственно, если конденсатор проводит ток, или не заряжается, то он уже ушёл в мир иной.

Резисторы

Резисторы – их больше всего на платах, хотя они не так то уж и часто выходят из строя. Проверить их просто, достаточно сделать одно измерение – проверить сопротивление.

Если оно меньше бесконечности и не равно нулю, то резистор скорее всего пригоден к использованию. Обычно, мёртвые резисторы чёрные – перегретые! Но чёрные бывают и живыми, хотя их тоже стоит заменить. После нагрева, их сопротивление могло измениться от номинального, что плохо повлияет на работу устройства! Вообще стоит прозвонить все резисторы, и если их сопротивление отличается от номинального, то лучше заменить. Заметьте, что отличие от номинала на ± 5% считается допустимым. . .

Диоды

Проверить диоды по моему проще всего. Померили сопротивление, с плюсом на аноде, показывать должно несколько десятков/сотен Ом. Померили с плюсом на катоде – бесконечность. Если не так, то диод стоит заменить. . .

Индуктивность

Редко, но всё же из строя выходят индуктивности. Причины тому две. Первая – КЗ витков, а вторая – обрыв. Обрыв вычислить легко – достаточно проверить сопротивление катушки. Если оно меньше бесконечности, то всё ОК. Сопротивление индуктивностей обычно не более сотен Ом. Чаще всего несколько десятков. . .

КЗ между витков вычислить несколько труднее. Надо проверить напряжение самоиндукции. Это работает только на дросселях/трансформаторах, с обмотками в хотя бы 1000 витков. Надо подать импульс низковольтный на обмотку, А после, замкнуть эту обмотку лампочкой газоразрядной. Фактически, любя ИН-ка. Импульс обычно подают, слегка касаясь контактов КРОНЫ. Если ИН-ка в итоге мигнёт, то всё норм. Если нет, то либо КЗ витков, либо очень мало витков. . .

Как видите, способ не очень точный, и не очень удобный. Так что сначала проверьте все детали, и лишь потом грешите на КЗ витков!

Оптопары

Оптопара фактически состоит из двух устройств, поэтому проверять её немного сложнее. Сначала, надо прозвонить излучающий диод. Он должен как и обычный диод прозваниваться в одну сторону и служить диэлектриком в другую. Затем надо подав питание на излучающий диод померить сопротивление фотоприёмника. Это может быть диод, транзистор, тиристор или симистор, в зависимости от типа оптопары. Его сопротивление должно быть близким к нулю.

Затем убираем питание с излучающего диода. Если сопротивление фотоприёмника выросло до бесконечности, то оптопара целая. Если что-то не так, то её стоит заменить!

Тиристоры

Ещё один важный ключевой элемент – тиристор. Так же любит выходить из строя. Тиристоры так же бывают симметричные. Называются симисторы! Проверить и те и другие просто.

Берём омметр, плюсовой щуп подключаем к аноду, минусовой к катоду. Сопротивление равно бесконечности. Затем управляющий электрод (УЭ) подсоединяем к аноду. Сопротивление падает до где-то сотни Ом. Затем УЭ отсоединяем от анода. По идее, сопротивление тиристора должно остаться низким – ток удержания.

Но учтите, что некоторые «китайские» мультиметры могут выдавать слишком маленький ток, так что если тиристор закрылся, ничего страшного! Если он всё же открыт, то убираем щуп от катода, а через пару секунд присоединяем обратно. Теперь тиристор/симистор точно должен закрыться. Сопротивление равно бесконечности!

Если некоторые тезисы не совпадают с действительностью, то Ваш тиристор/симистор нерабочий.

Стабилитроны

Стабилитрон – фактически один из видов диода. По этому проверяется он так же. Заметим, что падение напряжения на стабилитроне, с плюсом на катоде равно напряжению его стабилизации – он проводит в обратную сторону, но с бОльшим падением. Чтоб это проверить, мы берём блок питания, стабилитрон и резистор на 300. 500Ом. Включаем их как на картинке ниже и меряем напряжение на стабилитроне.

Мы плавно подымаем напряжение блока питания, и в какой-то момент, на стабилитроне напряжение перестаёт расти. Мы достигли его напряжения стабилизации. Если этого не случилось, то либо стабилитрон нерабочий, либо надо ещё повысить напряжение. Если Вы знаете его напряжение стабилизации, то прибавьте к нему 3 вольта и подайте. Затем повышайте и если стабилитрон не начал стабилизировать, то можете быть уверены, что он неисправен!

Стабисторы

Стабисторы – одна из разновидностей стабилитронов. Единственное их отличие в том, что при прямом включении – с плюсом на аноде, падение напряжения на стабисторе равно напряжению его стабилизации, а в другую сторону, с плюсом на катоде, ток они не проводят вообще. Достигается это включением нескольких кристаллов-диодов последовательно.

Учтите, что мультиметр с напряжением питания в 1,5В чисто физически не сможет вызвонить стабистор скажем на 1,9В. По этому включаем наш стабистор как на картинке ниже и меряем напряжение на нём. Подать надо напряжение около 5В. Резистор взять сопротивлением в 200. 500Ом. Повышаем напряжение, меряя напряжение на стабисторе.

Если на какой то точке оно перестало расти, или стало расти очень медленно, то это и есть его напряжение стабилизации. Он рабочий! Если же он проводит ток в обе стороны, или имеет крайне низкое падение напряжения в прямом включении, то его стоит заменить. По видимому, он сгорел!

Шлейф/разъём

Проверить различного рода шлейфы, переходники, разъёмы и др. довольно просто. Для этого надо прозвонить контакты. В шлейфе каждый контакт должен звониться с одним контактом на другой стороне. Если контакт не звонится ни с каким другим, то в шлейфе обрыв. Если же он звонится с несколькими, то скорее всего в шлейфе КЗ. Тоже самое с переходниками и разъёмами. Те из них, которые с обрывом или КЗ считаются бракованными и использованию не подлежат!

Микросхемы/ИМС

Их великое множество, они имеют много выводов и выполняют разные функции. Поэтому проверка микросхемы должна учитывать её функциональное назначение. Точно убедиться в целости микросхем довольно трудно. Внутри каждая представляет десятки-сотни транзисторов, диодов, резисторов и др. Есть такие гибриды, в которых одних только транзисторов более 2000000000 штук.

Одно можно сказать точно – если Вы видите внешние повреждения корпуса, пятна от перегрева, раковины и трещины на корпусе, отставшие выводы, то микросхему стоит заменить – она скорее всего с повреждением кристалла. Греющаяся микросхема, назначение которой не предусматривает её нагрева, должна быть так же заменена.

Полная проверка микросхем может осуществляться только в устройстве, где она подключена так, как ей полагается. Этим устройством может быть либо ремонтируемая аппаратура, либо специальная, проверочная плата. При проверке микросхем используются данные типового включения, имеющиеся в спецификации на конкретную микросхему.

Ну всё, ни пуха Вам, и поменьше горелых деталек!

Технология проверки резистора в домашних условиях

  • Алгоритм поиска неисправности
  • Визуальный осмотр
  • Проверка резистора на обрыв
  • Проверка короткого замыкания
  • Определяем номинал резистора
  • Как проверить переменный резистор и потенциометр

Алгоритм поиска неисправности

Визуальный осмотр

Любой ремонт начинается с внешнего осмотра платы. Нужно без приборов просмотреть все узлы и особое внимание обратить на пожелтевшие, почерневшие части и узлы со следами сажи или нагара. При внешнем осмотре вам может помочь увеличительное стекло или микроскоп, если вы работаете с плотным монтажом SMD компонентов. Разорванные детали могут указывать не только на локальную проблему, но и проблему в элементах обвязки этой детали. Например, взорвавшийся транзистор мог за собой утянуть и пару элементов в обвязке.

Не всегда пожелтевшая от температуры область на плате указывает на последствия выгорания детали. Иногда так получается в результате долгой работы прибора, при проверке все детали могут оказаться целыми.

Кроме осмотра внешних дефектов и следов гари стоит и принюхаться, чтобы проверить, нет ли неприятного запаха как от горелой резины. Если вы нашли почерневший элемент – нужно его проверить. У него может быть одна из трёх неисправностей:

  1. Обрыв.
  2. Короткое замыкание.
  3. Несоответствие номиналу.

Иногда поломка бывает столь очевидной, что её можно определить и без мультиметра, как в примере на фото:

Проверка резистора на обрыв

Проверить исправность можно обычной прозвонкой или тестером в режиме проверки диодов со звуковой индикацией (см. фото ниже). Стоит отметить, что прозвонкой можно проверить лишь резисторы сопротивлением в единицы Ом – десятки кОм. А 100 кОм уже не каждая прозвонка осилит.

Для проверки нужно просто подключить оба щупа к выводам резистора, неважно это СМД компонент или выводной. Быструю проверку можно провести без выпаивания, после чего всё же выпаять подозрительные элементы и проверить повторно на обрыв.

Внимание! При проверке детали не выпаивая с печатной платы, будьте внимательны – вас могут ввести в заблуждение параллельно стоящие элементы. Это актуально как при проверке без приборов, так и при проверке мультиметром. Не ленитесь и лучше выпаяйте подозрительную деталь. Так можно проверить только те резисторы, где вы уверены, что параллельно им в цепи ничего не установлено.

Проверка короткого замыкания

Кроме обрыва, резистор могло пробить накоротко. Если вы используете прозвонку – она должна быть низкоомной, например на лампе накаливания. Т.к. высокоомные светодиодные прозвонки «звонят» цепи сопротивлением и в десятки кОм без существенных изменений яркости свечения. Звуковые индикаторы с этой проверкой справляются лучше чем светодиоды. По частоте пищания можно судить о целостности цепи, на первом месте по достоверности находятся сложные измерительные приборы, такие как мультиметр и омметр.

Проверка на КЗ проводится одним способом, рассмотрим инструкцию пошагово:

  1. Измерить омметром, прозвонкой или другим прибором участок цепи.
  2. Если его сопротивление стремится к нулю и прозвонка указывает на замыкание, выпаивают подозрительный элемент.
  3. Проверить участок цепи уже без элемента, если КЗ ушло – вы нашли неисправности, если нет – выпаивают соседние, пока оно не уйдет.
  4. Остальные элементы монтируют обратно, тот после которого КЗ ушло заменяют.
  5. Проверить результаты работы на наличие КЗ.

Вот наглядный пример того, что сгоревший резистор оставил следы на соседних резисторах, есть вероятность, что и они повреждены:

Резистор почернел от высокой температуры, на соседних элементах видны не только следы гари, но и следы перегретой краски, её цвет изменился, часть токопроводящего резистивного слоя могла повредиться.

На видео ниже наглядно показывается, как проверить резистор мультиметром:

Определяем номинал резистора

У советских сопротивлений номинал был указан буквенно-цифровым способом. У современных выводных резисторах номинал зашифрован цветовыми полосами. Чтобы заменить сопротивление после проверки на исправность, нужно расшифровать маркировку сгоревшего.

Для определения маркировки по цветным полоскам есть масса бесплатных приложений на андроид. Раньше использовались таблицы и специальные приспособления.

Можно сделать вот такую шпаргалку для проверки:

Вырезаете цветные круги, прокалываете их по центру и соединяете, самый большой назад, маленький – спереди. Совмещая круги, вы определяете сопротивление элемента.

Кстати на современных керамических резисторах тоже используется явная маркировка с указанием сопротивления и мощности элемента.

Если вести речь об SMD элементах – здесь всё достаточно просто. Допустим маркировка «123»:

12 * 10 3 = 12000 Ом = 12 кОм

Встречаются и другие маркировки из 1, 2, 3 и 4 символов.

Если деталь сгорела так, что маркировку вообще не видно, стоит попробовать потереть её пальцем или ластиком, если это не помогло – у нас есть три варианта:

  1. Искать на схеме электрической принципиальной.
  2. В некоторых схемах есть несколько одинаковых цепей, в таком случае можно проверить номинал детали на соседнем каскаде. Пример: подтягивающие резисторы на кнопках у микроконтроллеров, ограничительные сопротивления индикаторов.
  3. Замерить сопротивление уцелевшего участка.

О первых двух способах добавить нечего, давайте узнаем, как проверить сопротивление сгоревшего резистора.

Начнем с того, что нужно очистить покрытие детали. После этого включите на мультиметре режим измерения сопротивления, он обычно подписан «Ohm» или «Ω».

Если вам повезло, и отгорел участок непосредственно возле вывода, просто замерьте сопротивление на концах резистивного слоя.

В примере как на фото можно замерить сопротивление резистивного слоя или определить по цвету маркировочных полос, здесь они не покрыты копотью – удачное стечение обстоятельств.

Ну а если вам не повезло и часть резистивного слоя выгорела – остаётся замерить небольшой участок и умножить результат на количество таких участков по всей длине сопротивления. Т.е. на картинке вы видите, что щупы подключаются к кусочку равному 1/5 от общей длины:

Тогда полное сопротивление равно:

Такая проверка позволяет получить результат близкий к реальному номиналу сгоревшего элемента. Этот метод подробно описан в видео:

Как проверить переменный резистор и потенциометр

Чтобы понять, в чем заключается проверка потенциометра, давайте рассмотрим его структуру. Переменный резистор от потенциометра отличается тем, что первый регулируется отверткой, а второй рукояткой.

Потенциометр – это деталь с тремя ножками. Он состоит из ползунка и резистивного слоя. Ползунок скользит по резистивному слою. Крайние ножки – это концы резистивного слоя, а средняя соединена с ползунком.

Чтобы узнать полное сопротивление потенциометра, нужно замерить сопротивление между крайними ножками. А если проверить сопротивление между одной из крайних ножек и центральной – вы узнаете текущее сопротивление на движке относительно одного из краёв.

Но самая частая неисправность такого резистора – это не отгорание концов, а износ резистивного слоя. Из-за этого сопротивление изменяется неправильно, возможна потеря контакта в определенных участках, тогда сопротивление подскакивает до бесконечности (разрыв цепи). Когда движок занимает то положение, в котором контакт ползунка с покрытием вновь появляется – сопротивление вновь становится «правильным». Эту проблему вы могли замечать, когда регулировали громкость на старых колонках или усилителе. Проявляется проблема в том, что при вращении ручки периодически в колонках раздаются щелчки или громкие стуки.

Вообще проверку плавности хода потенциометра нагляднее проводить аналоговым мультиметром со стрелкой, т.к. на цифровом экране вы просто можете не заметить дефекта.

Потенциометры могут быть сдвоенными, иногда их называют «стерео потенциометры», тогда у них 6 выводов, логика проверки такая же.

На видео ниже наглядно показывается, как проверить потенциометр мультиметром:

Методы проверки резисторов просты, но для получения нормального результата проверки нужен мультиметр или омметр с несколькими пределами измерений. С его помощью вы сможете померить еще и напряжение, ток, емкость, частоту и другие величины в зависимости от модели вашего прибора. Это основной инструмент мастера по ремонту электроники. Сопротивления иногда выходят из строя при внешней целостности, иногда уходят от номинального значения сопротивления. Проверка нужна для определения соответствия деталей номиналам, а также чтобы убедится рабочий или нет элемент. На практике способы проверки могут отличаться от описанных, хотя принцип тот же, всё зависит от ситуации.

Полезное по теме:

Как проверить резистор мультиметром

При работе с электрической схемой возникают ситуации, когда необходимо проверить сопротивление резистора. Это может понадобиться при проверке исправности или подгонке его величины под требуемое значение, которое отличается от номинального. Проверять сопротивление можно, не выпаивая резистор, или после его выпайки. В этой статье я расскажу, как правильно проверить резистор мультиметром.

Содержание статьи

  • Особенности измерения сопротивления резистора мультиметром
  • Как визуально определить работоспособность резистора
  • Как настроить тестер для проверки резисторов
  • Как определить номинал резистора по маркировке
  • Таблица кодов для прецизионных резисторов
  • Как узнать сопротивление постоянного резистора
  • Как узнать сопротивление переменного резистора
  • Видео: как проверить резистор мультиметром

Особенности измерения сопротивления резистора мультиметром

Для того, чтобы узнать сопротивление резистора, нужно воспользоваться обычным мультиметром. Принцип измерений основан на законе Ома, который гласит, что сила тока находится в прямой пропорциональной зависимости от напряжения и обратно пропорциональной от сопротивления. Определение сопротивления происходит косвенным путем по формуле R = U/I. То есть, при известных напряжении и силе тока легко определить сопротивление.

Если ранее применялись стрелочные тестеры, то сегодня радиолюбители для проверки исправности резисторов чаще всего используют цифровые мультиметры с круговым переключателем, с помощью которого выставляется тип рабочего режима и диапазон измерений.

Цифровой тестер для проверки резисторов

Для измерения величины R переключатель выставляют в диапазон Ω. В комплекте к такому прибору идет один комплект щупов, имеющих разную расцветку. Принято красный щуп вставлять в отверстие com, а черный – VΩCX+.

Как проверить резистор не выпаивая: визуальная проверка

Процесс проверки резистора на работоспособность непосредственно на плате без полной выпайки является довольно трудоемким занятием, поэтому предварительно можно определить сгоревшую деталь визуально. Прежде всего осматривают корпус на предмет повреждений и сколов, надежности закрепления выводов.

О неисправностях свидетельствуют:

  • Потемнение корпуса. Сгоревший резистор имеет потемневшую поверхность – полностью или частично в виде колечек. Слабое потемнение не свидетельствует о неисправности, а только о перегреве, который не привел к полному выходу детали из строя.
  • Появление характерного запаха.
  • Стирание маркировки.
  • Наличие на плате сгоревших дорожек

Если условия позволяют, то неисправный резистор выпаивают, а на его место впаивают новый с таким же номиналом.

Внимание! Осмотр не гарантирует точного определения исправности, резистор может выглядеть как новый даже при оборванном контакте.

Подготовка мультиметра к проведению измерений: какие установить настройки

Перед измерениями прибор готовят к работе. Для этого его включают и концы щупов закорачивают между собой. Если на дисплее появляются нули, то прибор исправен и в цепи нет обрыва. На дисплее могут отражаться не нули, а доли Ома.

Подготовка прибора к проверке

При разомкнутых щупах на исправном мультиметре отображается цифра 1 и диапазон измерений. Кабельные шнуры подключают в соответствии с тем режимом, который вам необходим, – «Прозвонка» или «Измерение».

Как прозвонить резистор

Режим «Прозвонка» (имеется не во всех тестерах) применяется, чтобы убедиться, что в цепях, идущих через резистор или параллельных ему, отсутствует короткое замыкание. Для его установки регулятор поворачивают к значку диода. Если между точками установки щупов есть токопроводящая цепь, то через динамик генерируется звуковой сигнал.

Этот режим применяют только для резисторов, номинал которых не превышает 70 Ом. Для деталей с большим номиналом его использовать не имеет смысла, поскольку сигнал настолько слаб, что его можно не услышать.

Как определить номинал резистора по маркировке

Для определения работоспособности желательно знать номинал. Как определить номинал резистора по цветовой маркировке, мы подробно рассказали в этой статье.

Немного дополним информацию о способах маркировки SMD резисторов. Из-за малого размера на них практически невозможно нанести традиционную цветовую маркировку, поэтому предусмотрена особая система идентификации. В обозначение входят: 3 или 4 цифры, 2 цифры и буква.

В первой системе первые две или три цифры характеризуют численное значение резистора, а последняя является показателем множителя, обозначающим степень, в которую возводят 10 для получения окончательного результата. Если сопротивление ниже 1 Ом, то для определения местонахождения запятой служит символ R. Например, сопротивление 0,05 Ом выглядит как 0R05.

Высокоточные (прецизионные) резисторы имеют очень малые размеры, поэтому нуждаются в компактной маркировке. Она состоит из трех цифр – первые две являются кодом, а третья – множителем. Каждому коду соответствует трехзначное значение сопротивления, определяемое по таблице. Такая маркировка выполняется в соответствии со стандартом EIA-96, разработанным для резисторов с допуском по сопротивлению не выше 1%.

Таблица кодов для прецизионных резисторов

КодЗначениеКодЗначениеКодЗначениеКодЗначениеКодЗначениеКодЗначение
011001714733215493166546481681
021021815034221503246647582698
031051915435226513326748783715
041072015836232523406849984732
051102116237237533486951185750
061132216538243543577052386768
071152316939249553657153687787
081182417440255563747254988806
091212517841261573837356289825
101242618242267583927457690845
111272718743274594027559091866
121302819144280604127660492887
131332919645287614227761993909
141373020046294624327863494931
151403120547301634437964995953
161433221048309644538066596976

Проверка сопротивления постоянного резистора

После подготовки прибора к работе приступают к измерениям. Для этого выпаивают одну из ножек сопротивления. Один из щупов подсоединяется к запаянной ножке, второй – к свободной. Если резистор исправен, то на дисплее появится показание, соответствующее номинальному значению в пределах допуска.

Как проверяют сопротивление резистора

При обрыве цепи на экране горит «1».

Внимание! Регулятором перед измерением выставляют переключатель на ближайшее к номиналу значение большего достоинства. Если регулятором была выполнена настройка на значение, меньшее, чем номинал детали, то на дисплее результаты измерений отображаться не будут, поскольку срабатывает внутренняя блокировка тестера.

Если с одной стороны от резистора в схеме впаян конденсатор, то ножку с этой стороны условно можно считать свободно висящей. И в этом случае можно провести измерения, не выпаивая резистор.

СМД-резисторы – компоненты поверхностного монтажа, измерение сопротивления которых осложняется их малыми размерами. Их обычно проверяют, как и все постоянные резисторы, выпайкой одной ножки.

Проверка переменного резистора

Проверка без выпайки из схемы переменных резисторов, имеющих как минимум три ножки, более сложная, по сравнению с проверкой постоянного резистора.

Наиболее легким вариантом является положение резистора в самом начале схемы, поскольку одна из крайних «ножек» подключается через емкость. Поэтому по постоянному току приравнивается к свободно висящей. Такой способ измерения позволяет определить общее сопротивление, которое присутствует между крайними контактами.

Провести точные измерения сопротивления резистора позволяет его выпайка из схемы. Аналогично выпаянной, проверяется и новая деталь. Этапы измерений:

  • Мультиметр включают в режим измерения.
  • Щупальца подсоединяют к крайним ножкам. Это позволяет определить общее сопротивление. Значение на дисплее не должно отличаться от номинала более чем на положенный допуск. Величина допуска характеризуется последним кольцом в цветовой маркировке. Она выражается в процентах от номинального значения.
  • Если общее сопротивление соответствует номинальному, то измеряют сопротивление между средней и крайней ножками. После подсоединения «крокодилов» вращают ручку переменного резистора в одном из направлений. Сопротивление либо плавно возрастает до ранее установленного общего значения, либо снижается до нулевого значения. При самой частой неисправности (пропадании контакта токосъемника) прибор показывает бесконечность.

Видео: как проверить резистор мультиметром

Была ли статья полезна?

Другие материалы по теме

Комментарии

Оптовая продажа электронных компонентов и радиодеталей с доставкой по всей России

Как проверить резистор мультиметром

Проверку резистора мультиметром предварите чтением инструкции, многое станет понятно. Задача простотой превзойдет другую класса радиотехнических. Традиционно пользуются режимом измерения сопротивления, либо – проверки диодов. Тот и другой помечаются на лицевой панели, соответственно, значками греческой буквы омега (Ω) и символом, взятым с электрических схем (жирная стрелка с поперечной чертой, касающейся острия). Каждый из этих режимов удобен. Если брать, допустим, мультиметры Атлантик, которые заполонили прилавки, то в них различий никаких нет. И в режиме прозвонки (диодный), и при измерении сопротивлений на экране появляется номинал сопротивления.

Полезные проверке резисторов режимы мультиметра

Новички считают: лишено смысла мерить сопротивление проводника при прозвонке, проще зафиксировать обрыв, короткое замыкание. Вопрос тривиальный, дадим ответ: дело вкуса или удобства ситуации. Вообще говоря, при прозвонке диода падение напряжение в прямом направлении известно. Номинал, формируемый неидеальностью тестера плюс известное значение, прибавляемое материалом (кремний, германий). На клеммах присутствует некий уровень напряжения, начиная сотнями милливольт, заканчивая единицами вольта, пользуясь помощью которого проводятся измерения параметров. Касаемо нелинейных элементов (диодов, транзисторов) знание недокументированных сведений позволит на вольт-амперной характеристике отыскать соответствующую точку, проверить, соответствуют ли эмпирические (измеренные) числа теоретическим (справочные). Выполненный аудит позволит оценить исправность диода.

Проверка мультиметром резистора

Известный номинал делает доступным проводить необычные операции оценки:

  1. Собственная емкость. Импеданс резистора не чисто активный за малым исключением. Выбор элементов цепей высокой частотой (мегагерцы, гигагерцы) учитывает особенность. Сопротивление реактивной части напрямую определено круговой частотой, определяемой формулой ω = 2Пf (П = 3,14 – число Пи, f – частота, Гц). Понятно, сложно одним мультиметром обойтись, формирует постоянное напряжение измерений. Реактивная (мнимая) часть импеданса становится нулем, согласно формулам Z = R + i (ωL – 1/ωC), где L – собственная индуктивность резистора, С – емкость. Внимательный читатель заметит: на фиксированной частоте индуктивная и емкостная составляющие уравновешиваются взаимно, импеданс Z станет чисто активным. Резонансная частота резистора, лучше будет изделие работать. Таким образом, нет правила, чем меньше емкость, индуктивность радиоэлемента, тем лучше, действует закон золотой середины. Определить границу не сложно: ω = √LC – известная формула.
  2. Собственная индуктивность. Прославленные МЛТ резисторы, частый гость аппаратуры, на высоких частотах неприменимы. Керамическое основание наматывается высокоомной жилой (константан, манганин, нихром). Образуется, форменная индуктивность. Отличие ограничено материалом сердечника. Причем типичными формулами, зная количество витков, индуктивность резистора вычислим, заручившись помощью стандартных методик.

Опишем процесс работы. Первый взгляд представляет задачу неразрешимой. Многим невдомек: тестер неспособен обработать напрямую параметры высокочастотных цепей. Зафиксирован некий верхний предел, выше которого мультиметр безбожно врет. Решая проблему, радиолюбители предлагают спаять специальную схему, сформированную несколькими пассивными элементами, посредством которой ведутся измерения. Плата выступит мостиком между измеряемым переменным напряжением и щупом. Работы проводятся на соответствующем диапазоне напряжений (обозначается тильдой

Приставка, расширяющая границы тестера

Схема невероятно проста. Давайте кратко обсудим вопросы, тревожащие начинающих:

  • Зачем нужна приставка мультиметру. Прибор перестанет врать, смущенный высокими частотами. Сможете работать с широким кругом электроники. Собираемся провести тест измерения импеданса резистора. Понадобится цепь переменного высокочастотного тока.
  • Где взять землю для этой схемы. Значок горизонтальной черты украшает лицевую панель тестера, даст ответ на вопрос. Схема требует наличия красного, черного щупов, профи тривиальные аспекты пропускают. Электрически соедините землю. Черный щуп мультиметра – горизонтальная черточка электрической схемы.
  • Отсутствуют диоды КД522Б, необходимы варианты замены. Граничная частота радиоэлементов составляет 100 МГц. Подберем аналоги, руководствуясь очевидным соображением: новый элемент пригоден быть составной частью импульсных цепей. Поставьте 1N4148 (импортный эквивалент).
  • Назначение косых черточки схемы, пересекающих резисторы. Максимальная рассеиваемая мощность. Две косые черты соответствуют 0,125 Вт. Посчитать параметр можно просто – ток резистора помножите на приложенное напряжение. Параметр вряд ли сыграет великую роль, входное сопротивление мультиметра традиционное высокое (1 МОм). Сравните: сопротивление изоляции цепи не менее 20 МОм. Ток потребления будет низким, мощности резисторы рассеивают мало (закон Джоуля-Ленца).
  • Принцип действия приставки. Простейший интегратор. Будет брать высокочастотные импульсы, формируя постоянное напряжение. Номиналы резисторов образуют делитель, служа целям согласования с входным сопротивлением тестера. Приготовьтесь подбирать опытным путем. Проще найти высокочастотный генератор с регулируемой амплитудой, выполняя проверку.

Измерение собственных индуктивности, емкости резистора

Будем предполагать вначале, имеем необходимые средства измерения. Тогда порядок действий установлен:

  1. Берем генератор первой частоты. Например, 15 МГц. Параллельно сопротивлению включается переменная емкость (целая батарея). Номиналы конденсаторов (паразитной резистора, подобранной пользователем) складываются. Суммарная емкость образована переменной, собственной (резистора). Сформирован параллельный колебательный контур.
  2. Последовательно включаем чисто активную нагрузку. Другой резистор схожего номинала. Выполненная мера формирует делитель напряжения. Дальнейшей регуляцией будем пытаться получить резонанс. Чтобы зарегистрировать факт достижения схемой заданного состояния, нужно обязательно собрать делитель.
  3. Путем подбора номинала переменной емкости добиваемся резонанса системы. Крутим туда-сюда, тестером измеряем напряжение колебательного контура, вставив описанную выше приставку. Минимальная разница потенциалов указывает точку резонанса.
  4. Запомним номинал переменной емкости. Традиционно присутствует ручка регулятора, шкала отсутствует. Посмотреть показания невозможно. Схему разберите, сохраняя настройки, измерьте номинал. Проще всего использовать мультиметр, снабженный соответствующей шкалой (F). В противном случае потребуется ряд косвенных замеров. Отдельная тема.

Вот как это выглядит:

(f1/f2) 2 = (C + C2) / (C + C1); f1, f2 — частоты проведения опытов (Гц), С – собственная емкость резистора; С1, С2 – переменные емкости, соответственно, первой и второй частот опыта. Пользуясь формулой, потрудитесь найти собственную емкость, идя проторенным путем, вычислите индуктивность резистора. Обратите внимание: важно найти непременно минимум напряжения. Способ сделать задуманное – отдельная тема разговора.

Нахождение минимума напряжения резонансной цепи

Будь собственные емкость, индуктивность резистора малы, резонансная частота выйдет высокой. Зачастую параметрами можно вовсе пренебречь. В случае успеха при варьировании переменной емкости можно будет наблюдать: показания мультиметра снижаются, увеличиваются. Частотная характеристика в этом случае показывает один горб (точнее провал). Нужно двигаться в сторону, куда потенциал контура падает.

Поскольку мультиметр цифровой, скоро будет ясно: нами найден интервал емкостей, где показания дисплея минимальные. Нужно записать оба края (каждый измерить тестером, изъяв конденсатор из схемы). Затем нужное значение находится как среднее арифметическое между этими двумя (складываем и делим пополам).

Иногда удобно спаять тестировочную схему. И проверять резистор мультиметром на плате. Целесообразно включить туда различные тумблеры, связки емкостей и все в том же духе.

Проверить резистор на годность мультиметром

Мы так много сказали об экзотических параметрах, что многие не понимают, наверное, как проводится стандартная проверка резистора мультиметром. Обычно происходит так:

  1. Оценивается примерный номинал резистора. Используется чтение маркировки. Гораздо проще измерить сопротивление резистора мультиметром, если заранее можешь выбрать диапазон. Маркировка сейчас преимущественно цветовая, причем в интернете можно найти онлайн калькуляторы, которые любезно переведут череду полос в искомое значение. Трудно перепутать направление, потому что серебряный и золотистый цвета, например, могут быть только с одного края.
  2. Затем выставляется нужная шкала из диапазонов, помеченных буквой Ω, читается показание дисплея. Полярность щупов при проверке резистора не важна.
  3. Затем определяется точность резистора. Она также задана цветовой маркировкой. И если проверка работоспособности показывает: переменный резистор укладывается в допустимый диапазон, элемент на 100% годен. В противном случае нужно проводить дополнительные исследования наподобие тех, что были указаны выше.

Случается, требуется проверить резистор мультиметром, не выпаивая. В этом случае все зависит от схемы. Во-первых, оценивается наличие короткого замыкания, потом проводится тест на обрыв. При параллельном соединении активные части резисторов и индуктивностей складываются. Емкости являются разрывами в любом случае, потому что для измерения мультиметр использует постоянный ток.

Зная эти особенности, умело применяя законы Ома и Кирхгофа, можно в большинстве случаев проверить резистор мультиметром на плате, не выпаивая.

Как проверить резистор отопителя

Завел вечером машину, чувствую паленным пахнет. Печка была включенна на первой скорости и когда заводил, видимо вся энергия ушла чтоб завести двигатель, а мотрочик печки не запустился. Вот в итоге и сгорел резистор отопителя печки. Включил 4-тую, работает. А вентилятор печки и без резистора на 4-работает. Только незнай зачем она вообще нужна турбосамолетная )

На фото видно, что термопредохранитель расположен путем загибания как можно ближе к катушке резистора отопителя. Если резистор нагреть до 117 градусов, ево внутренняя цепь оплавляется и разывается. То же самое может произойти при впайке нового. Но на самом деле он перегорает не от температуры, а от возрастающей силы тока, когда вентилятор печки не может тронуться. Когда вентилятор не может тронуться нагрузка на этот предохранитель возрастает до 17 ампер.

На самом деле сам резистор перегорает редко, перегорает впаянная на контакте 4 блестящая деталька, которая называется термопредохранитель. Такие предохранители еще ставятся в утюгах, холодильниках. А раз это предохранитель, то рабочий ли сам резистор проверить очень просто, возьмите любой кусок провода и попробуйте закоротить «мостиком». Я так и сделал. Включил печку на первую, коротнул, работает сцука на всех скоростях. Если работает, то дело в предохранителе. Идем в магазин радиодеталей (в Уфе «Мир электроники») и покупаем новый на 15 ампер 117 градусов за 25 рублей. Впаиваем новый предохранитель. Когда припаиваете не перегрейте, от перегрева более 117градусов — предохранитель выйдет из строя! Паять надо с теплотводом. От перегрева деталь придет в негодность. Ставим на место под полку бардачка. Вуаля, работает печка на всех 4-х.

Как еще можно замутить, например если эта хрень в дороге сгорела? Берем большой пластиковый авто предохранитель на 20А, раздербаниваем корпус, отрезаем с резистора термопредохранитель так, чтобы потом загнув усики можно было обжать клеммы. Только сразу не запихнув на место под бардачок не включайте, расплавится без обдува. А с обдувом работает.

Если скажете, что это колхозный вариант, то можно постепить так, припаять клеммы мама и вставить маме раздербанненный предохраниль на 20А

Вариант с впайкой новых предохранителей самый лучший. Да вот только быстро их раскупают в магазине электроники. Я два магазина объехал. А как вы думаете куда девают заменённые резисторы в сервисах? Сидят, паяют. Калым!

Вопрос к гуру в радиоэлектронике. Что еще можно впаять вместо этого термопредохранителя? Может лампочку, сделав подсветку полки? Слышал еще, что в грузовых авто вместо этого термопредохраниля стоит термореле или многоразовый самовостанавивающийся термопредохранитель. Интересно название детали? У газели резистор отопителя очень похож на наш, но он трехконтактный и вместо термопредохранителя там впаяна какая-то большая черная квадратная деталька. Что за деталь, можна в наш впаять?

С момента покупки авто не работают 1-2 скорости печки. Прочитал на форуме, что это блок резисторов+ термопредохранитель.

есть контакт только м-ду 1и 4 выводом (видимо через терморезистор) и все.

Как быть то должно?

QUOTE (proskurow @ Dec 8 2008, 10:20 AM)
Обрыв проволочных резисторов где то внутри, должны все звониться, только с небольшим сопротивлением, если в электронике ты не бум бум то ниче не сделаешь.
QUOTE (Driver SEAT @ Dec 8 2008, 03:47 PM)
да, один резистор перегорел,
значит, пойду на разборку искать весь узел, примерную цену никто не скажет?

по exist’y новый:
VAG 7M0 959 263 G Датчик сопротивления моторчика печки — $29.35

сходил в Минске на Ждановичи купил бу, по внешнему виду брал. Сказали от T3.
Просили 15-20$. Сторговал до $13 (30 тыс. бел. руб.) Взял. Фото:

на нем код запчасти 701 959 263 A

по exist’y новый:
VAG 701 959 263 A Резистор кондиционера $41.11

заменители:
Hans Pries 104 117 755 Резистор кондиционера $11.70
Delka VG-79-0003 Резистор отопителя $12.04
и далее до 47$

почему сразу не поискал ?

Расположен он у шарана за бардачком. Чтобы его снять нужно потянуть крышку бардачка вверх, далее фото:

QUOTE (DIXIs @ Dec 22 2008, 07:46 PM)
А какие номиналы резисторов там стоят и на сколько ватт рассчитаны?
QUOTE (Roma A4 @ Dec 22 2008, 01:44 PM)
над вентилятором печки. надо снять справа нижнюю часть под перчаточным ящиком, и сам перчаточный ящик, а дальше разберешся сам.
QUOTE (Sabretoothed Hare @ Oct 6 2010, 04:19 AM)
Уважаемый,а не скажете ли — где эта тварь на Toledo 1L ?

у меня была такая проблема: на только что купленом гэлакси работали только 3 и 4 скорость, соответсвенно 1 и 2 не работали, путем исключения пришел к тому, что неисправна как раз таки эта штуковина. бу у нас стоила 90 т.б.р. дороговато я вам скажу, поэтому решил эту прблему другим путем: подвернулась такая же штуковина, только от сиерры за бесплатно! поэтому покумекав припаял её к своей естественно заизолировав все, что нужно и можно было, все работает.

а звониться по-моему должны два крайних между собой и два средних между собой. по-моему. может и ошобаюсь.

если кому интересно..могу выложить фото этого реставрированного девайса. за одно и посмотрю, как тама дела, работает с лета эта штуковина у меня

у меня была такая проблема: на только что купленом гэлакси работали только 3 и 4 скорость, соответсвенно 1 и 2 не работали, путем исключения пришел к тому, что неисправна как раз таки эта штуковина. бу у нас стоила 90 т.б.р. дороговато я вам скажу, поэтому решил эту прблему другим путем: подвернулась такая же штуковина, только от сиерры за бесплатно! поэтому покумекав припаял её к своей естественно заизолировав все, что нужно и можно было, все работает.

а звониться по-моему должны два крайних между собой и два средних между собой. по-моему. может и ошобаюсь.

если кому интересно..могу выложить фото этого реставрированного девайса. за одно и посмотрю, как тама дела, работает с лета эта штуковина у меня

у меня была такая проблема: на только что купленом гэлакси работали только 3 и 4 скорость, соответсвенно 1 и 2 не работали, путем исключения пришел к тому, что неисправна как раз таки эта штуковина. бу у нас стоила 90 т.б.р. дороговато я вам скажу, поэтому решил эту прблему другим путем: подвернулась такая же штуковина, только от сиерры за бесплатно! поэтому покумекав припаял её к своей естественно заизолировав все, что нужно и можно было, все работает.

а звониться по-моему должны два крайних между собой и два средних между собой. по-моему. может и ошобаюсь.

если кому интересно..могу выложить фото этого реставрированного девайса. за одно и посмотрю, как тама дела, работает с лета эта штуковина у меня

Затем элемент устанавливается в автоматический режим, а нагрев смотрят по градуснику. Сколько можно регулировать блок управления печкой САУО ВАЗ-21102 по времени? Что касается возможности ремонта неисправностей, то блок управления печкой ВАЗ-2110 нового образца ремонту не поддается (впрочем, как и старого).

Чтобы проверить работоспособность отопителя нужно снять центральные дефлекторы. Тут читайте подробнее как менять радиатор.

Первый ее элемент — сам отопитель — блок, отвечающий за подготовку поступаемого воздуха. Следующий элемент — распределитель воздуха, воздуховоды которого расположены в салоне авто на приборной панели. Для десятки производится специальный отопитель «2110-01», который отличается присутствием испарителя в климатической установке. Любая из этих поломок приводит к некорректной работе отопительного прибора. Если из строя вышел контролер отопителя, то может не подаваться команда на выдвижение заслонки. В зимнее время рекомендуется использовать два положения регулировки установленного отопителя.

Замена и доработка печки

При плохом поступлении теплого воздуха по вине воздуховода напрашивается небольшая модернизация печки ВАЗ, каналов для воздуха. Так, достаточно эффективно показали себя отопители 2112-01 и 2112-02. Самостоятельная наладка и доводка печки ВАЗ позволит обеспечить нужный комфорт.

Печка была включенна на первой скорости и когда заводил, видимо вся энергия ушла чтоб завести двигатель, а мотрочик печки не запустился. Вот в итоге и сгорел резистор отопителя печки. Включил 4-тую, работает. Только сразу не запихнув на место под бардачок не включайте, расплавится без обдува. У газели резистор отопителя очень похож на наш, но он трехконтактный и вместо термопредохранителя там впаяна какая-то большая черная квадратная деталька. Думаете блок сопротивлений у меня аналогичный и проблема скорее всего такая же?А по вопросу, рекомендую поискать самовосстанавливающиеся темопредохранители на основе биметалла.

Я такие термопредохранители не раз менял в разных устройствах. То есть он одноразовый.Для чего он тогда нужен,для защиты корпуса печки от плавления? На ВАЗ 2112 2004 года моторчик печки какого образца, нового или старого? Четвертая скорость не работала потому, что появились кольцевые трещины по пайке в блоке САУО. Пропаял и все стало работать. Мерил на снятом двигателе отопителя 2111 так запомнилось.

Система печка имеет 2 заслонки. Поломки заслонки печки могут быть разного характера во-первых часто закусывает заслонку или она клинит, а во-вторых выходит из строя привод заслонки (микромоторедуктор). Поэтому если не слышно как заслонка движется, то можно пошевелить её рукой, сняв дефлектор в центральной панели.

Как проверить датчик температуры воздуха в салоне?

При этом если выставить ручки контроллера системы автоматического управления отопителем в положениях «MIN» и «MAX» в соответствующих точках (синяя и красная), то вентилятор вращаться не должен.

Если механизм работает недостаточно эффективно, первым делом проверяют количество охлаждающей жидкости. Смотрят расширительный бачок: на нем есть советующие отметки, а на блоке системы – индикатор.

Однако чаще можно видеть сломанные выступы на корпусе блока отопителя. В этом случае специалисты рекомендуют выполнить замену мотора печки или его втулки. Иногда вентилятор шумит из-за шайб, с помощью которых устраняют осевые люфты. Элемент нужно снять и почистить.

Блок получает информацию о температуре в салоне от датчика, размещенного на потолке и снабженного микровентилятором. При необходимости блок может задействовать микродвигатель, управляющий заслонками отопителя.

Поломка потолочного датчика температуры. Следовательно, надо проверить, горячий ли радиатор. Сложности с обогревом могут появиться по причине отсутствия жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля. Когда температуру в салоне не удается контролировать, причинами могут стать отклонения в работе блока управления или неисправность заслонки. Доступ к заслонке возникает через отсек двигателя.

ММР (микромоторедутора) (9), информация о положении заслонки отопителя. Если при закрытых дверях и окнах после 15мин в салоне температура не будет соответствовать заданной, тогда блок управления печкой следует отрегулировать. Для этого следует подключить заведомо рабочий блок управления отопителем (взять у друга или в магазине). Устанавливаем регуляторы в положение 0 и снимаем, а затемснимаем с защлок переднюю крышку и стекло. Не редко из-за высокой температурыплата сильно нагревается и контакт отпаивается. Если видимых дефектов нет, тогда искать причину нужно в разберите (указан на фото). Другой причиной может быть плохой контакт в блоке предохранителей.

У меня проблема, видимо пустяковая, но решить не могу. На 2111, 2004г.в (как я понял печка нового образца. Подозрительно нагревается панель около левой колени пассажира и внутри бардачка. САУО 1333.3854 никак не реагирует на положение ММР. Включаешь зажигание — ММР 13 секунд крутится в одну сторону, независимо от положения регулятора температуры. Замерил сопротивление ММР, при вращении плавно меняется от 0 до 5 кОм (и обратно от 5 кОм до 0 при повороте регулятора температуры на холод) — то есть датчик положения в ММР исправен.

Когда приходит зима, вопрос эффективности отопительной системы более актуален. Рассмотрим типичные неисправности, с которыми чаще всего сталкиваются владельцы ВАЗ-2110.

Спонсор жизни форума https://www.bhperformance.kz

Группа: NISMO-CLUB
Сообщений: 168
Регистрация: 28.1.2011
Пользователь №: 20146
Автомобиль: S12 rb26dett 4wd

Здравствуйте, приобрел двс и проводку 26детт, но штекер для подключения дроп резистора не обнаружил, разные другие есть, но не что надо, видел фото с дроп резистором. подскажите от куда идут провода к нему, и может у кого есть этот кусок косы для продажи? Или фото подсказка)) из какого разъема идут к нему провода?

Сообщение отредактировал gvadim78 — 10.5.2015, 20:11

Группа: NISMO-CLUB
Сообщений: 1397
Регистрация: 4.1.2011
Из: Москов
Пользователь №: 19856
Автомобиль: nissan skyline r334 Rb26dett

Группа: NISMO-CLUB
Сообщений: 168
Регистрация: 28.1.2011
Пользователь №: 20146
Автомобиль: S12 rb26dett 4wd

Группа: NISMO-CLUB
Сообщений: 1369
Регистрация: 15.5.2010
Из: Москва ЮЗАО
Пользователь №: 17625
Автомобиль: BNR34 Race Breed RB30/26 GTX4202R

Группа: NISMO-CLUB
Сообщений: 168
Регистрация: 28.1.2011
Пользователь №: 20146
Автомобиль: S12 rb26dett 4wd


один из этих черных разъемов прозванивается на мозг, управление форсунок(минус), от этого разъема нужно потянуть провода к минусы форсунок? А после нахождения + от зажигания, пропустить через самодельный дроп и на + форсунок? Блин, тогда куда же выходят провода со штекеров форсунок, они же подключены. и плюс и минус каждой форсунки через разъем, где выходят?

Сообщение отредактировал gvadim78 — 11.5.2015, 15:53

Группа: NISMO-CLUB
Сообщений: 1369
Регистрация: 15.5.2010
Из: Москва ЮЗАО
Пользователь №: 17625
Автомобиль: BNR34 Race Breed RB30/26 GTX4202R

Группа: NISMO-CLUB
Сообщений: 168
Регистрация: 28.1.2011
Пользователь №: 20146
Автомобиль: S12 rb26dett 4wd

Спасибо за развёрнутый и понятный ответ!)) Завтра попробую заново прозвонить провода.

Сообщение отредактировал gvadim78 — 11.5.2015, 19:59

Группа: NISMO-CLUB
Сообщений: 1869
Регистрация: 3.12.2007
Из: Кандалакша-Краснодар
Пользователь №: 8725
Автомобиль: ER33 RB26DETT MT + EXY10 5EFHE AT

на мозг не должно звониться. снимай с форсунок коннекторы и прозванивай с этим разъемом. там должно получится 6 проводов и один провод плюсовой. если прозвонишь на каждом коннекторе форсунки провод, то это плюс который должен приходить с дроп-резистора. а второй провод на коннекторе форсунки как раз должен звонится с мозгом, тк мозг управляет форсунками минусовым сигналом.

вот такую схемку накидал

Сообщение отредактировал Валдис — 12.5.2015, 0:35

если руки золотые, неважно откуда они растут

Как проверить бегунок трамблера несколькими способами

Исправность бегунка или ротора трамблера можно проверить несколькими способами. Обычно, на этот элемент падают сомнения в том случае, когда на все свечах зажигания отсутствует искра. Прежде, чем диагностировать бегунок, его нужно будет снять.

Функция устройства под названием бегунок

Бегунок расположен в распределителе зажигания. Прямо под крышкой его можно найти. По своей конструкции бегунки – довольно простые устройства, состоящие из пластинок (центральной и разносной). Несмотря на то, что модели бегунков трамблера бывают разные, конструкция у всех аналогичная, схожая.

На эти устройства возлагается важная функция, касающаяся искрообразования. Можно сказать, что от бегунка напрямую зависит исправная работа ДВС.

Следует знать, что ротор трамблера – это деталь старых машин, оснащенных карбюраторной системой двигателя. Изготовлен бегунок из пластика, имеет высоковольтный контакт внутри. При функционировании трамблера, его вращении, контакт бегунка непосредственно соприкасается с контактами крышки. Таким образом, выставляется настолько нужная для автомобиля искра.

Если говорить техническим языком, то ротор распределителя нужен для передачи тока высокого вольтажа. Передача идет от катушки зажигания до свечей через бронепровода.

Ротор фиксируется непосредственно к трамблерному приводу (валу), а вращение выставлено таким образом, что на 1 оборот бегунка приходится 2 оборота коленвала. Именно таким способом и обеспечивается передача разряда на свечи в строго определенном порядке.

На трамблерном приводе бегунок зафиксирован бывает жестко, чтобы не соскакивал при вращении вала. Боковой контакт ротора при вращении контактирует с КГ (контактной группой), запрессованной в крышку распределителя.

Интересно. Крышка трамблера находится в одном и том же положении регулярно. Она не двигается, но бегунковый контакт, «пробегая» рядом с электродами крышки, образует попеременную и кратковременную электродугу. Таким образом тоже объясняется передача разряда.

На некоторых автомобилях системы зажигания подразумевают два рабочих контакта бегунка. Это, в принципе, рабочая классическая схема зажигания Твин Спарк итальянской фирмы Фиат. Один из контактов реализован ближе к центру, другой – как можно дальше. Этим способом контакты соответствуют электродам крышки, расфасованным по тому же принципу. И самое главное: такая схема обеспечивает полную изоляцию КГ друг от друга.

Твин Спарк считается одной из первых систем, применяемых для эффективного дожига горючего в камере сгорания авто. Отличается система простейшей конструкцией, но весьма эффективной и экономичной.

Виды неисправностей

Как правило, если бегунок трамблера в порядке, то автомотор запускается с первого раза, без каких-либо проблем. А вот когда наблюдаются сложности с заводом, то это указывает на испорченный или пробитый ротор (при условии, что проблемы не в другом).

Самая распространенная неисправность трамблерного бегунка – это его пробой. Он может быть внешний или внутренний. Очевидно, что внешний определяется по заметным признакам – черной метке, внутренний – надо проверять наличием искры (подробно ниже).

Пробой получается из-за металлизации канала. В профилактических целях металлизацию надо проверять регулярно. Делается это с помощью мультиметра или другого аналогичного прибора. Канал проверяется на момент сопротивления. Щупы прибора соединяются с в том месте бегунка, где есть сомнение на пробой.

Следует знать, что по образованному каналу искра может уходить либо полностью, либо частично.

Способы проверки бегунка трамблера

Первый способ проверки бегунка подходит для всех моделей устройства.

Элемент проверяется в том случае, если на главном бронепроводе имеется искра. Другими словами, надо проверить, есть ли напряжение на главном проводе катушки. Если нет, то причину проблемы надо искать в катушке, проводе, но никак не в роторе.

Первое, что нужно сделать, это снять крышку распределителя:

  • Крышка фиксируется 2-я защелками. Их надо будет отстегнуть отверткой либо рукой.
  • Потянуть затем крышку наверх и на себя.
  • Обязательно отсоединить провода (в целях безопасности).

В наше поле зрения попадает бегунок. Проверка осуществляется следующим образом:

  • Сдвигается резиновый колпачок с главного бронепровода катушки зажигания. Таким образом, оголяется контакт бронепровода.

Внимание. Для безопасности рекомендуется приклеить скотчем к сухой деревянной палке этот самый провод, ближе к наконечнику.

  • Теперь следует поднести медный контакт бронепровода к центральной пластине ротора.
  • Включить зажигание и прокрутить ДВС.

Если последуют разряды электрического тока, т.е, между контактом бронепровода и центральной пластиной будет бить искра, значит, ротор пробит. Надо будет его заменить или починить (о ремонте пробитого бегунка подробнее ниже).

Если же разряда между контактом бронепровода и центральной пластиной происходить не будет – проверку надо продолжать.

Следующий этап проверки будет подразумевать снятие самого бегунка. Выходит он легко, достаточно потянуть его вверх. Вот, что следует сделать дальше:

  • Взять какой-нибудь провод, зачистить его конец и обернуть им разносную пластину снятого бегунка.
  • Второй конец провода тоже зачистить и зафиксировать к массе.
  • Таким же способом, описанном выше, поднести к центральной пластине бегунка наконечник катушечного бронепровода.

В данном случае уже искра должна появиться между наконечником и пластиной. В противном случае, если ее не будет, это будет свидетельствовать о пробое помехоподавительного резистора, соединяющего две пластины ротора. Решение то же – заменить бегунок на исправный.

Попробовать починить пробитый элемент можно так:

  • Вдеть внутрь бегунка (снятого) с обратной стороны какой-либо диэлектрик (диэлектрический материал: полиэтилен, слюду от сигаретной пачки и т. д).

Важно не перестараться. Слой диэлектрического материала, вдетого внутрь бегунка, не должен быть чересчур толстым. Иначе на валу, при вращении, этот материал будет мешать.

Диэлектрик поможет доехать до первого автосервиса или магазина автотоваров. Пробитый бегунок в любом случае придется заменить на новый, рабочий.

Реанимировать на время можно и элемент с испорченным помехоподавительным резистором. Но для этих целей подойдут только те модели роторов, на которых помехоподавительные резисторы съемные.

Резистор держится на пружинке. Снять его можно кончиком отвертки, слегка надавив снизу.

Итак, вот что надо сделать:

  • Вытащить резистор.
  • Обернуть его фольгой от сигаретной пачки. Обязательно запаковать с обеих концов, как конфетную обертку.
  • Вставить резистор обратно на место.

Известны и другие способы проверки бегунка. Например, многие автолюбители, правда, только самые опытные, умеют определять неисправность бегунка по оттенку цвета свечной искры. Так, если оттенок желтоватый – бегунок неисправен. Напротив, если он рабочий, оттенок должен отдавать синевой.

Также удается определить неисправность бегунка по работе ДВС. Не всегда он просто «молчит» и не заводится. Случается, что при сломанном роторе мотор завести удается, однако он функционирует неравномерно, снижается его мощность, повышается расход горючего.

Состояние контактов – это «болевая точка» ротора, впрочем, и самого трамблера с его элементами. В современных автомашинах распределитель и ротор, как таковые, вообще отсутствуют. Что касается владельцев авто, оснащенных трамблером, то им можно порекомендовать только одно – регулярно содержать бегунок и другие элементы трамблера в чистоте. А при образовании на контактах нагара или окиси, зачищать мелкой шкуркой.

Проверка диодов мультиметром

И для любителей, и для профессионалов электроники очень важным умением является способность определить полярность (где катод, а где анод) и работоспособность диода. Так как мы знаем, что диод, по сути, является не более, чем односторонним клапаном для электричества, то вероятно, мы можем проверить его однонаправленный характер с помощью омметра, измеряющего сопротивление по постоянному току (питающегося от батареи), как показано на рисунке ниже. При подключении диода одним способом мультиметр должен показать очень низкое сопротивление на рисунке (a). При подключении диода другим способом мультиметр должен показать очень большое сопротивление на рисунке (b) (некоторые модели цифровых мультиметров в этом случае показывают «OL»).

Определение полярности диода: (a) Низкое сопротивление указывает на прямое смещение, черный щуп подключен к катоду, а красный – к аноду. (b) Перемена щупов местами показывает высокое сопротивление, указывающее на обратное смещение.

Конечно, чтобы определить, какое вывод диода является катодом, а какой – анодом, вы должны точно знать, какой вывод мультиметра является положительным (+), а какой – отрицательным (-), когда на нем выбран режим «сопротивление» или «Ω». В большинстве цифровых мультиметров, которые я видел, красный вывод используется, как положительный, а черный, как отрицательный, в соответствии с соглашением о цветовой маркировке электроники.

Одна из проблем использования омметра для проверки диода заключается в том, что мы имеем только качественное значение, а не количественное. Другими словами, омметр говорит вам, только в каком направлении диод проводит ток; полученное при измерении низкое значение сопротивления бесполезно. Если омметр показывает значение «1,73 ома» при прямом смещении диода, то число 1,7 Ом не представляет для нас, как для техников или разработчиков схем, никакой реально полезной количественной оценки. Оно не представляет собой ни прямое падение напряжения, ни величину сопротивления материала полупроводника самого диода; это число скорее зависит от обеих величин и будет изменяться в зависимости от конкретного омметра, используемого для измерения.

По этой причини, некоторые производители цифровых мультиметров оснащают свои измерительные приборы специальной функцией «проверка диода», которая показывает реальное прямое падение напряжения на диоде в вольтах, а не значение «сопротивления» в омах. Эти измерительные приборы работают, пропуская через диод небольшой ток и измеряя падение напряжения между двумя измерительными щупами (рисунок ниже).

Мультиметр с функцией «Проверка диода», вместо низкого сопротивления, показывает прямое падение напряжения 0,548 вольт.

Показание прямого напряжения, полученное таким образом с помощью мультиметра обычно меньше, чем «нормальное» падение в 0,7 вольта для кремниевых диодов и 0,3 вольта для германиевых диодов, так как ток, обеспечиваемый измерительным прибором, довольно мал. Если у вас нет мультиметра с функцией проверки диодов, или вы хотели бы измерить прямое падение напряжения на диоде при другом токе, то можно собрать схему из батареи, резистора и вольтметра.

Измерение прямого напряжения диода с помощью мультиметра без функции «проверка диода»: (a) Принципиальная схема. (b) Схема соединений

Подключение диода в этой тестовой схеме в обратном направлении просто приведет к тому, что вольтметр покажет полное напряжение батареи.

Если эта схема была разработана для обеспечения протекания через диод тока постоянной (или почти) величины, несмотря на изменения прямого падения напряжения, то она может быть использована в качестве основы для инструмента, измеряющего температуру: измеренное на диоде напряжение будет обратно пропорционально температуре перехода диода. Конечно, ток через диод должен быть минимален, чтобы самонагревания (значительного количества рассеиваемой диодом мощности), которое могло бы помешать измерению температуры.

Помните, что некоторые цифровые мультиметры, оснащенные функцией «проверка диода», при работе в обычном режиме «сопротивление» (Ω) могут выдавать очень низкое тестовое напряжение (менее 0,3 вольт), слишком низкое для полного схлопывания (сжатия) обедненной области PN перехода. Суть в том, что тестирования полупроводниковых приборов здесь должна использоваться функция «проверка диода», а функция «сопротивления» – для всего остального. Использование очень низкого тестового напряжения для измерения сопротивления облегчает процесс измерения сопротивления неполупроводниковых компонентов, подключенных к полупроводниковым компонентам, так как переходы полупроводникового компонента не будут смещены такими низкими напряжениями в прямом направлении.

Рассмотрим пример резистора и диода, соединенных параллельно и припаянных к печатной плате. Как правило, перед измерением сопротивления резистора необходимо было бы выпаять его из схемы (отсоединить резистор от остальных компонентов), в противном случае любые параллельно подключенные компоненты будут влиять на полученные показания. При использовании мультиметра, который выдает на щупы очень низкое тестовое напряжение в режиме «сопротивление», на PN переход диода не будет подано напряжение, достаточное для того, чтобы он был смещен в прямом направлении, и, следовательно, диод будет пропускать незначительный ток. Следовательно, измерительный прибор «видит» диод, как разрыв, и показывает сопротивление только резистора (рисунок ниже).

Омметр, оснащенный очень низким тестовым напряжением (

Если использовать такой омметр для проверки диода, он покажет очень высокое сопротивление (много мегаом), даже если подключить диод в «правильном» (для прямого смещения) направлении (рисунок ниже).

Омметр, оснащенный очень низким тестовым напряжением, слишком низким для прямого смещения диодов, не видит диодов.

Величина обратного напряжения диода измеряется не так легко, так как превышение обратного напряжения на обычном диоде приводит к его разрушению. Хотя существуют специальные типы диодов, разработанные для «пробоя» в режиме обратного смещения без повреждения диода (так называемые стабилитроны), которые тестируются в той же схеме источник/резистор/вольтметр при условии, что источник напряжения обеспечивает величину напряжения, достаточную для перехода диода в область пробоя. Более подробную информацию об этом читайте в одной из следующих статей этой главы.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию