0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Назначение, устройство и принцип работы масляного фильтра

Назначение, устройство и принцип работы масляного фильтра

Масляный фильтр является частью системы смазки двигателя, главная задача которого – очистка поступающего в насос масла от твердых частиц и осадочных отложений, накапливающихся в поддоне картера.

В современных автомобилях используются различные конструкции фильтров: полнопоточные, частичнопоточные и комбинированные. Каждая из них имеет свои особенности применения и срок службы.

  1. Назначение фильтра в системе смазки двигателя
  2. Устройство масляного фильтра
  3. Виды фильтров для моторного масла
  4. Центробежный масляный фильтр
  5. Особенности обслуживания

Назначение фильтра в системе смазки двигателя

В процессе работы системы смазки масло циклично проходит через основные узлы и механизмы двигателя, смывая с них нагар, сажу и другие продукты износа деталей. Удаленные загрязнения вместе с излишками масла попадают в поддон (в системах с мокрым картером) или в специальный бак (в конструкциях с сухим картером). Чтобы такое масло могло использоваться в последующих циклах, очень важно предотвратить повторное попадание отходов в систему.

Определить, где находится в системе масляный фильтр, несложно. Как правило, он расположен в нижней части корпуса двигателя таким образом, чтобы его можно было легко заменить. Внешне он представляет собой цилиндрический корпус с резьбой (черного, синего, белого или зеленого цветов), внутри которого находится фильтрующий элемент.

Устройство масляного фильтра

Конструктивно фильтры для моторного масла состоят из следующих элементов:

  • Цилиндрический корпус с крышкой. Он имеет несколько входных отверстий и одно выходное с резьбой для крепления.
  • Фильтрующий элемент. Задерживает частички загрязнений, пропуская далее в систему только очищенное масло. Чаще всего его изготавливают из специального картона. Чтобы увеличить полезную площадь фильтрующего элемента, его складывают в форме гармошки или скручивают в рулон. Для более эффективной службы картон также имеет специальную пропитку, не дающую ему разрушаться под воздействием масла.
  • Перепускной клапан (нижний) масляного фильтра. В экстренных случаях он выполняет перенаправление потока масла напрямую в систему, минуя фильтрующий элемент. Логика проста – пусть лучше двигатель работает на неочищенном масле, чем вовсе без него. Такая ситуация может возникнуть, например, зимой: из-за действия пониженных температур масло становится более вязким, а потому не может пройти через фильтрующий элемент до момента выхода двигателя на рабочую температуру. Либо клапан срабатывает, если фильтрующий элемент “забит” и не справляется с объемом проходящего масла.
  • Обратный клапан (противодренажный). Препятствует сливу масла из системы назад в фильтр. Это сделано для мгновенной подачи масла к вращающимся деталям при запуске двигателя.
  • Прижимная пружина. Удерживает обратный клапан при отключенном двигателе.
  • Уплотнитель (резиновая прокладка). Необходим для того, чтобы масло не вытекало в местах крепления.

На практике принцип работы стандартного масляного фильтра заключается в следующем: в момент запуска двигателя насос начинает всасывать из поддона (бака) моторное масло, которое проходит в отверстия фильтрующего элемента и затем поступает в магистраль системы смазки. Частицы нагара, сажа и другие отходы задерживаются в фильтре.

Виды фильтров для моторного масла

Основными параметрами при выборе фильтра являются пропускная способность (сколько масла пройдет за единицу времени) и его объем (размер). Эти характеристики определяют, как быстро и насколько эффективно будет выполняться очистка. В зависимости от конструкции масляного фильтра и схемы его установки выделяют три группы устройств:

  • Проточный (полнопоточный). Наиболее распространенный вариант. Он имеет простую конструкцию и устанавливается последовательно с другими элементами системы смазки. Это означает, что через него проходит все масло, всасываемое насосом, и очистка осуществляется максимально быстро. Когда такой фильтр засоряется, срабатывает перепускной клапан и неочищенное масло в полном объеме поступает в двигатель.
  • Частично проточный (частичнопоточный). Он подключается в систему таким образом, чтобы через него проходила только часть масла. Преимущество данной схемы установки – в более качественной очистке. С другой стороны, скорость прохождения масла в систему уменьшается.
  • Комбинированная схема фильтрации. Она используется преимущественно на дизельных двигателях. В этом случае в системе устанавливается и полнопоточный, и частичнопоточный фильтры. Через первый проходит до 90% смазки, а второй выполняет очистку лишь 10%. Это позволяет получить преимущества обеих схем: высокое качество очистки и защищенности мотора.

Помимо этого различают:

  • одноразовые конструкции (неразборные);
  • разборные масляные фильтры со сменным фильтрующим элементом.

Одноразовый и разборной масляный фильтр

Внешне такие конструкции почти не отличаются, но у разборного на верхней крышке расположена специальная гайка. Она откручивается и позволяет выполнить промывку или замену внутренней части фильтра.

Центробежный масляный фильтр

Кроме перечисленных типов в системе смазки тяжелых машин (тракторов, внедорожников, строительной техники) могут применяться центробежные масляные фильтры. Конструктивно они состоят из корпуса, внутри которого находится ротор и ось. Нагнетание масла внутрь центрифуги осуществляется через отверстия в оси (радиальные и продольные). Это обеспечивает попадание смазки на ротор.

Поскольку скорость подачи масла достаточно высока, оно ударяется о крышку центрифуги и провоцирует вращение ротора под действием реактивных сил.

Возникающая в этот момент центробежная сила выталкивает из масла примеси и загрязнения, которые задерживаются в виде осадков на крышке фильтра. После этого очищенное моторное масло подается в основную магистраль системы.

Особенности обслуживания

Как правило, замена масляного фильтра (фильтрующего элемента) осуществляется одновременно с заменой масла, но это необязательное условие. Согласно рекомендациям производителей, менять масло и фильтр необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля. На практике лучше делать это чаще: примерно каждые семь тысяч. При эксплуатации в сложных условиях, а также при использовании некачественного топлива или масла интервал замены следует сократить на 30%.

Для легковых автомобилей нормальной фильтрацией считается удержание 50% твердых фракций размером свыше 45 мкм или 0,05 мм.

Чтобы точно определить сроки эксплуатации, нужно учитывать тип масляного фильтра, а также его марку. Неоригинальные комплектующие прослужат значительно меньше, а иногда потребуется осуществлять замену поддельного масляного фильтра каждые 2-3 тысячи километров. Проблема кроется в качестве, а также в количестве фильтрующего элемента, на которых стараются экономить нелегальные производители. Конечно, оригинальный масляный фильтр стоит дороже, но и служит он намного дольше.

Ключи для снятия масляного фильтра

Для замены фильтра моторного масла его необходимо снять с двигателя, что бывает нелегко сделать, поскольку уплотнительное кольцо под действием высоких температур нередко “прикипает” к картеру двигателя. Для решения этой проблемы используются специальные ключи:

  • Специальная накидная головка (имеет определенный размер) – наиболее правильный способ.
  • Накидной ключ – имеет подвижный округлый захват с зубьями.
  • Ключ в размер – представляет собой округлый хомут с зазубринами фиксированного размера. Такой ключ подбирается под конкретную модель фильтра.
  • Ключ-краб – универсальный вариант, имеющий три ножки, обхватывающие и зажимающие корпус.

Помимо ключей, могут применяться съемники ленточного и цепного типа, которые накидывают на корпус и плотно затягивают. Если специальных приспособлений нет, существуют способы, как открутить масляный фильтр без использования ключа:

  • Веревка (ремень) и рычаг. Первой обматывают фильтр и привязывают рычаг, в качестве которого может быть использована отвертка или гаечный ключ.
  • Отвертка и молоток. Этот способ применяют для одноразовых конструкций. Корпус просто пробивается отверткой, которая далее используется как рычаг для отвинчивания.

Нормальное состояние фильтра для очистки моторного масла обеспечит правильность работы и длительный срок эксплуатации двигателя автомобиля. Не стоит пренебрегать своевременной заменой и использованием оригинальных деталей.

Двигатель, масло, фильтрация

Начнем с бесспорного тезиса: чистота масла – одно из условий надежности и долговечности двигателя. А чистота масла зависит в первую очередь от работы масляного фильтра.

Давайте вспомним, как происходит очистка в обычном фильтре spin-on с перепускным клапаном. Пока клапан закрыт, всё вроде хорошо: масло проходит через фильтрующую штору, загрязнения задерживаются, очищенное масло продолжает свой путь в двигатель, к парам трения.

Но вот штора забивается и теряет пропускную способность. Или происходит холодный пуск двигателя, что при активной эксплуатации дело обычное. Или водитель резко «газует» при старте или обгоне, что тоже не редкость. Итог во всех случаях один: давление в системе смазки резко возрастает, перепускной клапан открывается, и в двигатель поступает неочищенное масло, смывая со шторы изрядную часть старых загрязнений.

Вот и получается, что обычный фильтр чистит масло периодически. Как в том анекдоте про «мигалку»: работает – не работает, работает – не работает. А такое непостоянство означает одно: обычный фильтр очищает масло неэффективно. Есть ли выход из этой ситуации?

Оказывается, есть. Его более 20 лет назад нашел талантливый изобретатель и подвижник из Полтавы А.Н. Колтунов (1938–2002). Смотря далеко вперед, Анатолий Николаевич создал масляный фильтр с защитой перепускного клапана. Это изделие (кстати, названное «КОЛАН» по имени изобретателя), имеет два фильтрующих элемента: основную гофрированную штору и дополнительный элемент из нетканого материала, установленный перед перепускным клапаном. И когда клапан открывается. правильно, работает дополнительный элемент, благодаря чему очистка масла успешно продолжается. Но это еще не всё. Однако, чтобы продолжить, нам придется сделать небольшое отступление.

При сборке двигателей за рубежом блоки цилиндров тщательно моют с помощью специального оборудования под высоким давлением. Это операция сложная, энергоемкая и стоящая баснословных денег, поэтому наши моторные заводы внедрять ее, скажем так, не спешат. А для СТОА, выполняющих капитальный ремонт, ее освоение вообще невозможно.

Поэтому беда наших моторов, как новых, так и отремонтированных – технологическая грязь и продукты приработки трущихся пар. В частности – стружка. Все это означает, что в масло попадают металлические и прочие абразивные частицы с «габаритами» в несколько миллиметров. Это не опечатка: не микрон, а именно миллиметров!

И вот представьте: гигантские (с точки зрения зазоров) куски металла подхватываются маслом. А дальше – либо направляются в фильтр, либо стремятся проникнуть в зазоры прецизионных пар. И сталкиваясь с движущимися деталями, перемалываются, будто кофе в кофемолке.

Что получается, если на двигателе установлен обычный масляный фильтр с одним фильтрующим элементом и двумя клапанами – перепускным и антидренажным? Штора задерживает металлические загрязнения и кварцевую пыль, пропущенную воздушным фильтром, и это хорошо. Но вот открывается перепускной клапан, и стружка с абразивной пылью вновь идет в двигатель, и это уже плохо.

Часть стружки опять попадает в фильтр, часть перемалывается в более мелкую, попадая и в фильтр, и в пары трения. А поскольку перепускной клапан открывается часто и надолго, мелких частиц образуется все больше, и они вредят всем: и двигателю, и масляному фильтру, и моторному маслу.

Сначала о двигателе. Перемолотая стружка рано или поздно проникает в прецизионные пары трения и резко ускоряет их износ, оставляя глубокие борозды на трущихся поверхностях, в частности – на подшипниках скольжения. Вы разбирали моторы? Значит, наверняка видели борозды на вкладышах 0,5–1,5 мм глубиной – они-то и приблизили ремонт агрегата.

Теперь о моторном масле. Перемалываясь в «жерновах» двигателя при 3–5 тыс. об/мин и пытаясь внедриться в трущиеся детали, крупные частицы начинают «гореть» на входе в зазоры прецизионных пар, т.е. окисляться при высоких температурах. А это способствует быстрому срабатыванию антиокислительных присадок масла и, следовательно, его старению. Кроме того, из-за атак абразивных загрязнений на пары трения расходуются противоизносные присадки, а благодаря большому количеству перемолотой «пыли» снижается ресурс моющих и диспергирующих присадок. Так сбалансированная композиция присадок стремительно «теряет силы».

И наконец, о фильтре без защиты перепускного клапана. Те же мелко перемолотые частицы, попав на штору, забивают поры фильтровального материала, сокращая ресурс фильтроэлемента. И вместо положенных 10–15 тыс. км пробега фильтр может отработать лишь 3–4 тыс., а то и меньше. Но водитель об этом не догадается! Ведь при забитой шторе перепускной клапан открывается, и неочищенное масло идет напрямую, давление держится, контрольная лампочка не загорается. Но подчеркнем еще раз: всё описанное происходит, если на двигателе установлен обычный масляный фильтр.

С фильтром «КОЛАН» картина иная. Крупная стружка, попав однажды в фильтр, остается в нем навсегда. Она не циркулирует по системе, не возвращается в двигатель через открытый клапан, поскольку тот надежно защищен дополнительным фильтрующим элементом. А фильтрации задержанная стружка не вредит – ведь относительно крупная частица всегда имеет сложную асимметричную форму и прилегает к фильтрующей шторе с зазором.

Итак, стружка не возвращается. Следовательно, в двигателе ничего не перемалывается. Отсюда следуют три оптимистичных вывода:

• во-первых, прецизионные пары двигателя не страдают от внедрений постороннего металла;

• во-вторых, поры фильтровального материала не забиваются интенсивно абразивной «пылью» – ведь благодаря полтавским фильтрам перемалывания не происходит;

• в-третьих, стружка не «горит», «гореть» тут нечему, поэтому и масло окисляется не так быстро, да и вся композиция присадок срабатывается гораздо медленнее. Иными словами, масло в течение длительного времени сохраняет свой ресурс.

Кстати, полтавские специалисты основательно изучили поведение масла при фильтрации. Основываясь на эксплуатации нескольких десятков автомобилей, они собрали любопытную статистику. При использовании обычного фильтра моторное масло чернеет через 3–4 тыс. км пробега. А с фильтрами «КОЛАН» через 8–9 тыс. км оно лишь незначительно темнеет, приобретая оливковый цвет. Это не потому, что моющие присадки (детергенты) работают плохо. Просто с фильтрами «КОЛАН» они работают по назначению, а не устраняют последствия горения стружки.

Подводим итоги. Мы стали свидетелями рождения новой философии фильтрации «КОЛАН». У потребителя появился фильтр, позволяющий:

• очищать масло непрерывно на все 100%, а не периодически, в зависимости от положения клапана;

• хоронить в своем корпусе стружку и прочие загрязнения, не пропуская их назад в двигатель;

• продлевать ресурс двигателя, резко уменьшая атаки загрязнений на прецизионные пары;

• продлевать жизнь моторному маслу за счет уменьшения расхода (срабатываемости) композиции присадок;

• продлевать ресурс самого фильтра за счет отсутствия мелких «помолотых» загрязнений, забивающих поры фильтрующих элементов;

• упростить техпроцесс изготовления или капитального ремонта двигателя, значительно снизить затраты по промывке блока, а также упразднить обкатку – фильтр «КОЛАН» сам соберет всю технологическую грязь и продукты приработки деталей;

• контролировать водителю степень загрязненности масляного фильтра в салоне автомобиля по наличию или отсутствию давления в системе смазки двигателя.

Список этот можно продолжить – например, вспомнить о диагностических возможностях фильтров «КОЛАН» и рециклинге этих изделий. Но сейчас важнее другое – осознать, что стандартный масляный фильтр spin-on, принципиально не менявшийся более полувека, наконец-то получил мощный, по-настоящему качественный скачок в развитии. И многие потребители уже оценили это по достоинству.

  • Юрий Буцкий
  • Владимир Волков, канд. техн. наук, директор ИЦПА ФГУП «НАМИ»

Вот как устроен масляный фильтр двигателя

Вот почему моторное масло и фильтры настолько уникальны.

Наверняка, если вы даже не разбираетесь в устройстве автомобиля, вам знакомо что такое моторное масло и масляный фильтр. Многие из вас также знают какую роль выполняют моторное масло в машине? Но к сожалению, не многие знают, что делает масляный фильтр двигателя? Зачем он нужен и почему так важно выбирать качественные оригинальные фильтры или их качественные аналоги?

Вы не поверите, но масляный фильтр в автомобиле имеет интересное устройство, которое ничего общего не имеет с фильтрами для воды, как думают некоторые автолюбители. Сегодня мы решили подробно поговорить об этом компоненте в автомобиле, которому, к сожалению, владельцы автомобилей часто уделяют не достаточное внимание.

Сегодня на рынке существует большой выбор, как моторных масел, так и фильтрующих элементов. И если к маслу большинство из нас относятся внимательно, тщательно выбирая какое масло приобретать, то при выборе масляных фильтров многие считают, что не столь важно какой масляный фильтрующий элемент будет стоять на машине. Ведь для нас главное это масло. Но это ошибка, так как только качественный фильтр может обеспечить вашему двигателю хорошую смазку.

В первую очередь мы хотим отметить, что не все масляные фильтры для двигателя одинаковы. На рынке существует огромное количество брендов, которые выпускают эти фильтрующие автомобильные элементы, в различных исполнениях (разные внутренние элементы и конструкция).

Как правило стоимость фильтра зависит от компании, которая его производит и от его внутреннего устройства. В итоге, чем дороже внутренние компоненты фильтров, тем больше они стоят в автомагазинах.

Вот интересный англоязычный видеоролик, в котором его автор рассказывает нам о различиях современных масляных фильтров для двигателей. Благодаря этому ролику вы сможете узнать, чем отличаются фильтры друг от друга. Если не знаете английский язык включите субтитры и их перевод.

К сожалению, как мы уже сказали, многие автолюбители уделяют внимание масляному фильтру в своем автомобиле недостаточное внимание, считая, что он как фильтр для воды, который можно менять не вовремя. Но фильтр для двигателя намного сложнее, чем фильтр для воды и выполняет в машине важную задачу.

Дело в том, что внутри двигателя не должно находится мелких частиц грязи, частиц металла и т.п., которые, попав между трущимся деталями мотора, могут привести к выходу его из строя.

Откуда же в двигатели может появится грязь? На самом деле источников загрязнения двигателя много. Все мы знаем, что внутренние компоненты двигателя состоят из металла. Большинство внутренних деталей силового агрегата механически взаимодействуют друг с другом во время работы двигателя. К сожалению, это приводит к износу деталей и образованию металлической стружки.

Именно для того чтобы уменьшить трение компонентов двигателя и используется моторное масло, которое снижает износ деталей. Но все мы знаем моторное масло не вечно и уже через 5000-15000 км теряет свои защитные свойства и не обеспечивает внутренним компонентам двигателя достаточную смазку.

В итоге в масле начинают образовываться мелкие частицы износа металлических элементов (стружка и т.п.). Появление мелких частиц в масле еще больше способствуют быстрому износу мотора.

Также внутрь двигателя может попадать и грязь, песок. Например, песок может попасть в двигатель из-за поврежденной системы впуска воздуха.

В том числе, грязь в мотор может попасть через масляный щуп, а также из поврежденного, изношенного воздушного фильтра. Особенно вы рискуете загрязнить двигатель если используете неоригинальный подозрительно дешевый фильтр, который произвела мало кому известная компания. Кроме того, грязь также может попасть через воздушный фильтр, который не соответствует заводским размерам.

К счастью для того чтобы защищать двигатель от грязи, песка и частиц металла, в автопромышленности придумали использовать систему очистки моторного масла от различных посторонних фракций. Это и происходит за счет масляного фильтра.

Вот почему вы должны при выборе масляного фильтра отнестись к этому процессу очень серьезно, а также помнить, что нельзя затягивать с плановой заменой этого элемента. И естественно при смене масла не думайте о том, чтобы оставить старый фильтр. Ведь фильтр также не вечен и быстро загрязняется.

Как работают масляный фильтр

Масляный насос вашего двигателя вталкивает моторное масло в фильтр, который герметично крепится к корпусу масляного фильтра двигателя.

Давление, генерируемое масляным насосом, достаточно, чтобы масло под давлением попадало через радиальные отверстия внутрь масляного фильтра, где находится обратный клапан с обратным ходом. То есть, давление масла открывает клапан фильтра и жидкость попадает внутрь фильтрующего элемента.

Внутри фильтра моторное масло попадает в металлический цилиндр с отверстиями (основание фильтра), за которыми находится синтетические или бумажные складчатые волокна (в зависимости от типа, марки и стоимости масляного фильтра), которые и выполняют главную задачу фильтрации масла, задерживая грязь, частицы металла и другие мелкие фракции, которые появляются в масле в процессе эксплуатации автомобиля.

Также в качестве фильтрующего элемента внутри масляного фильтра в последние годы некоторые производители стали использовать пластиковые складчатые структуры, которые намного лучше справляются с очисткой масла от грязи. Кроме того, такие фильтра более долговечны.

Две наиболее интересные части масляного фильтра двигателя — это клапан с обратным ходом (клапан не дает маслу вытекать из масляной системы) и байпасный клапан.

Клапан с обратным ходом, показанный ниже, позволяет задерживать масло в двигателе, когда машина не работает. Этот односторонний обратный клапан представляет собой силиконовую или нитриловую мембрану, которая и не дает жидкости свободно выливаться вниз.

Также этот клапан, удерживая масло в системе, позволяет при запуске двигателя почти мгновенно получить нужное давление масла в системе, для эффективной смазки (т.е. вы рискуете что запустите мотор на «сухую»).

Второй интересный клапан — это байпасный клапан (переливной клапан), задача которого стабилизировать давление внутри фильтра в случае его роста.

Этот клапан, например, также может сделать так, чтобы моторное масло обходило фильтрующий картридж, протекая без фильтрата.

Почему же в фильтре может увеличится давление масла? Все дело в том, что если, например, фильтр сильно засорился грязью или уже долгое время используется в автомобиле, то масло не сможет течь так быстро как раньше.

В итоге в системе образуется избыточное давление.

Кроме того, давление в фильтре может вырасти из-за увеличения вязкости моторного масла (особенно в холодных погодных условиях).

Чтобы снизить давление и используется байпасный клапан. В этом случае клапан открывается и моторное масло начинает циркуляцию в обход фильтрующего картриджа фильтра.

В результате такой системы обеспечивается достаточная смазка двигателя в любых условиях.

Также внутри масляного фильтра расположена листовая или цилиндрическая пружина, которая помогает клапану с обратным ходом удерживать герметичность фильтра предотвращая вытекание масла из системы, когда машина стоит с выключенным мотором.

Еще одна важная вещь любого масляного фильтра, это его рейтинг эффективности. Помните, что не все фильтры одинаково и соответственно одинаково справляются с очисткой масла. Поэтому в мире существует специальный рейтинг эффективности масляных фильтров.

Обычно подобный рейтинг эффективности фильтров основан на их способности удерживать определенный процент частиц грязи (как правило размером

20 микрон) в течение определенного периода времени.

Так что, как видите, масляные фильтры интересны по своему устройству, и выполняют очень важную роль в автомобиле. Так что не советуем вам забывать об этом важном компоненте вашей машины. Меняйте фильтр вовремя, вместе с моторным маслом.

Также не советуем вам использовать дешевые масляные фильтры, которые, скорее всего, будут не эффективны при очистке масла от грязи, а также не смогут служить долгий срок.

Если вы хотите еще узнать, как работают масляные фильтры в автомобилях, то вот вам еще несколько интересных видео:

Мы убедили вас что автомобильные масляные фильтра удивительны и очень важны в любом автомобиле оснащенный двигателем внутреннего сгорания?

Так фильтровали моторное масло: от железных сеток до сменных катриджей

На заре автомобилестроения двигатели выпускались без картера, поэтому в ходу была капельная смазка или пресс-масленки. Даже первые конструкции с блок-картером «Де Дион-Бутон» 1896 года смазывались «по старинке». Но вскоре состоялся переход на агрегаты с масляной ванной, в которых смазка осуществлялась уже разбрызгиванием: щеки коленвала зацепляли масло и создавали внутри картера масляный туман, который уже смазывал все детали двигателя. А как же масло очищали от продуктов сгорания и прочих примесей? А никак. Каждые 600-800 км порция масла заменялась новой: старое сливалось, заливалось свежее, и машина ездила дальше. Увеличить срок эксплуатации масла догадались только спустя несколько десятилетий.

Поскольку моторы начала ХХ века не отличались точностью — как изготовления, так и рабочего процесса, масло загрязнялось быстро — и продуктами сгорания, и продуктами износа двигателя. Единственный метод фильтрации масла, который фактически применялся в первых конструкциях моторов, — гравитационный, известный по принципу «грязь оседает». Все загрязнения просто опускались на дно картера, а поскольку масляных насосов у основной массы серийных моторов до середины 20-х годов не было, то сверху масло было чище, чем внизу. Подобная схема смазки и примитивная система гравитационной фильтрации применялись на недорогих двигателях до 30-х годов. Достаточно вспомнить, что моторы на Ford T и Ford A довольствовались смазкой разбрызгиванием без всяких фильтров, да и рядная шестерка Chevrolet тех лет обходилась без масляного насоса.

Преимущества смазки подшипников под давлением были вполне очевидны еще со времен паровых машин. Один из пионеров двигателестроения, компания De Dion-Bouton («Де Дион-Бутон») оказалась и одной из первых в использовании закрытого блок-картера. К 1903 году она в своем 1-цилиндровом моторе перешла на использование принудительной системы смазки с шестеренчатым насосом, но пока без давления — смазка просто подавалась непосредственно к подшипникам коленвала и шатуна.

De Dion-Bouton начала ХХ века

В 1905 году в моторах Delaunay-Belleville («Делоне-Бельвиль») стала использоваться система принудительной смазки под давлением, правда, насос был поршневой. Превосходство такой системы позволило вытеснить системы капельной смазки в мощных 4-тактных двигателях уже к середине 20-х годов. Еще одним важным преимуществом было то, что масло можно было пропустить через фильтры, а это заметно увеличивало срок его службы.

Первопроходцы

Традиционно одним из первопроходцев в использовании фильтров в автомобилях считается Эрнест Свитленд (Ernest Sweetland), с именем которого связаны американские патенты на систему механической фильтрации масла и торговая марка Purolator. В 1924 году на машинах Chrysler Six установили новинку — масляный фильтр, который позволял увеличить интервал замены масла до 8000 миль (против 800-2000 миль в моторах без фильтров). Фильтровальный элемент изначально был тканевый, но по мере развития ткань вытеснили прессованные материалы на основе целлюлозы. Фильтр был неполнопроточный, система дроссельных отверстий пропускала большую часть масла в обход системы. К 1939 году почти все массовые американские двигатели имели принудительную систему смазки со сменным фильтром, и многие использовали продукцию и патенты Purolator. А годом ранее Свитленд запатентовал и выпустил сменную картонную вставку для масляного фильтра, что снижало стоимость обслуживания до минимума.

В Европе развитие масляной фильтрации шло другим путем, точнее путями. Многообразие технических решений и отсутствие унификации в этой сфере были обусловлены наличием как минимум двух больших конкурирующих школ двигателестроения во время Первой мировой войны, большой востребованностью авиамоторов и ориентацией компаний на национальные решения.

Необходимость в фильтрации масла была понятна конструкторам еще на заре XX века, но каждый решал ее по-своему. Почти во всех двигателях с принудительной смазкой использовался «особо грубый» фильтр масла в виде сеточки маслоприемника. Еще до Первой мировой войны компании Lancia и Berliet применяли механическую фильтрацию с тканевыми и целлюлозными фильтрами, а Renault — центробежный фильтр с приводом от коленвала.

Немецкие производители к 20-м годам в основном перешли на схему с пластинчатым фильтром грубой очистки с неполнопроточным фильтром тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом. К 30-м годам оформились основные схемы фильтрации масла в автомобилях, обеспечивающие требуемое качество: механическая фильтрация, при которой поток масла проходит последовательно через фильтры грубой и тонкой очистки, выполненные из пластин, ткани и целлюлозы, и центробежная, при которой масло подается в центрифугу, где тяжелые частицы загрязнений отделяются от капель чистого масла.

Две конкурирующие технологии фильтрации

Механическая очистка кажется самым простым решением, но материалы и технологии до 60-х годов не позволяли создать фильтры, которые обеспечили бы полнопроточную фильтрацию, когда через фильтр проходит весь поток масла, требующийся двигателю. Проблему решали разными путями. Свитленд в Purolator использовал схему, при которой лишь 10-15% масла внутри фильтра проходило через систему очистки.

Европейские производители больше склонялись к схеме, в которой использовались несменный очищаемый полнопроточный фильтр грубой очистки, обычно состоящий из пластин, и внешний фильтр тонкой очистки, в который, в зависимости от режима работы двигателя, поступало до 10-20% объема масла.

Надо заметить, что в то время автомобилестроение развивалось быстро и многие машины и моторы в процессе производства модернизировались как раз с целью изменения системы фильтрования. Так, мотор Ford V8 Flathead, появившийся в 1932 году, оснащался системой смазки под давлением, но изначально не имел масляного фильтра — в нем использовалась оригинальная схема фильтрации центробежного типа: в щеках коленвала были оформлены полости, в которых скапливались загрязнения. Но с 1939-го компания стала предлагать фильтр Purolator в качестве дополнительного оборудования для легковых машин и стандартного — для грузовиков.

На престижных европейских автомобилях фильтры механической очистки в массе появились даже раньше: так, Mercedes 630K 1927 года и все 8-цилиндровые варианты с подобным мотором оснащались пластинчатым фильтром грубой очистки на блоке цилиндров и внешним неполнопроточным фильтром тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом на основе целлюлозы.

Системы механической фильтрации были простыми в устройстве и обслуживании, сравнительно компактными, но, к сожалению, не очень приспособленными для больших потоков масла. Именно по этой причине использовали конструкции с двумя степенями фильтрации и неполнопроточными фильтрами или применяли альтернативные методы.

На фоне систем механической фильтрации центрифуга, предложенная Renault, выглядела даже интереснее. Система была полнопроточной, обеспечивала очистку всего объема масла, поступающего в мотор, и не имела сменных элементов. Нужно были лишь снимать и мыть корпус центрифуги и сливать жидкость из отстойника фильтра. В отличие от механической фильтрации, ограничений на пропускную способность у подобных фильтров нет, так что для больших моторов это очень удачное решение, правда, довольно объемное.

Работа подобных систем основана на разнице в массе между частичками масла и загрязнений. Тяжелые частицы «отжимает» к внешней стороне корпуса, и они либо налипают на стенки центрифуги, либо опускаются вниз, в отстойник. Чистое масло через отверстия в центральной части центрифуги идет обратно в двигатель. Вращение обеспечивается либо приводом от коленчатого вала, либо за счет реактивного действия струи масла.

Подобные системы были очень популярны на французских машинах и на тяжелых грузовиках во всем мире. В почти неизменном виде их можно увидеть на таких автомобилях, как ЗАЗ 968 всех модификаций, где используется система с приводом от коленвала, или ЗиЛ 130, где привод центрифуги реактивный. На грузовых моторах центробежная фильтрация позже использовалась и в сочетании с механической. Правда, в отличие от механической фильтрации, где отсеиваются частицы определенного размера, центробежная отделяет фракции по плотности, и, с одной стороны, ряд загрязнений через подобный фильтр проходит легко, например частицы сажи, а с другой — центробежный фильтр способен постепенно «вычищать» из масла даже полезные присадки, размер которых слишком мал, чтобы причинить вред мотору.

Полным потоком

Сделать масляный фильтр полнопроточным удалось не сразу. В 1926 году компания Purolator выпустила первые гофрированные фильтровальные элементы, что позволило повысить качество фильтрации. В 1943-м запустила в производство первый в мире серийный полнопроточный фильтр. К 1946 году подобные фильтры стали доступны и для «гражданской» продукции, постепенно вытеснив все варианты неполнопроточных на новых машинах. В 1953-м полнопроточный фильтр был стандартным оснащением моделей Lincoln V8, но на машинах в базовой комплектации Ford все еще предлагался старый вариант.

Почти современные

Уже в 1955 году масляный фильтр приобрел форму, хорошо известную нам и сейчас: цилиндрический корпус, накручивающийся на трубу подачи, со сливом по краям и уплотнением резиновой лентой. Так называемый фильтр Spin-on стал практически стандартом для всех автомобилестроителей в течение пары десятков лет и успешно применяется и поныне наряду со сменными картриджами. В дальнейшем совершенствование фильтров шло в основном за счет изменения фильтрующих материалов.

«Салют-Фильтр»: правильная очистка масла в двигателях Lada

Каждому автолюбителю приходится сталкиваться с заменой масляного фильтра в своём автомобиле. На данный момент на рынке есть множество производителей фильтров очистки масла, и зачастую мы не придаём значения тому, какой именно масляный фильтр будет отвечать за надёжную и долговечную работу мотора нашего авто.


Двигатель — это сердце автомобиля, главная составляющая, работающая на износ. Чтобы «сердце» служило долго и эффективно, ему нужны правильные уход и защита. Гарантом в данном случае выступает качественный масляный фильтр.

В ходе эксплуатации автомобиля масло загрязняется мелкими частицами металла и продуктами сгорания. Масляный фильтр — это единственная гарантия от попадания этого «мусора» к рабочим поверхностям двигателя. Вдумайтесь — этот небольшой незаметный цилиндр способен обеспечить нормальную работу двигателя в разных условиях — как в штатном режиме, так и при экстремальных условиях эксплуатации, например, при запуске во время зимних холодов.

Давайте начнём с того, каким требованиям должен отвечать качественный масляный фильтр:

  • Фильтрующий элемент должен накапливать и удерживать в себе всевозможные загрязнения и микроскопические частицы металла;
  • Конструкция должна обеспечивать непрерывную циркуляцию масла в системе, даже при полном загрязнении фильтрующего элемента, за данную функцию отвечает перепускной клапан;
  • Препятствовать оттоку масла из системы в картер заглушенного двигателя — для незамедлительной подачи масла в магистраль и защиты двигателя от «сухого» пуска. Это обеспечивает смазку трущихся поверхностей. Эту функцию выполняет антидренажный клапан.


Для автомобилей LADA предлагается множество масляных фильтров различных производителей. Все они визуально мало чем отличаются друг от друга, но если заглянуть внутрь и рассмотреть их конструкции, то мы увидим совершенно другую картинку.

На что стоит обратить внимание при выборе масляного фильтра?

В случае с двигателями автомобилей LADA, имеется ряд конструктивных особенностей. Масляный фильтр располагается не вертикально, дном вниз, а под углом, близким к горизонтальному положению. По этой причине требования к конструкции масляных фильтров несколько жестче.


Обратите внимание — в разобранном виде масляные фильтры для автомобилей Lada содержат разное количество составных частей. Это тот случай, когда упрощение может обернуться меньшей надёжностью и эффективностью. Нижний ряд деталей — масляный фильтр «Салют-Фильтр».

Итак, рассмотрим особенности и функционал конструкций масляных фильтров, распространенных марок. За основу мы берем фильтр производства Самарского завода «Салют-Фильтр» как один из наиболее качественных на сегодняшний день на рынке, который конструктивно был разработан при участии НТЦ АВТОВАЗа с учётом всех особенностей двигателей автомобилей марки Lada.


Это «взрыв-схема» фильтра «Салют-Фильтр». Так детали из предыдущего снимка собираются в один надёжный узел.

Штора фильтрующего элемента. Это полоса из специальной фильтровальной бумаги, которая укладывается внутрь в виде своеобразной «гармошки». Складки на большинстве фильтрующих элементов имеют Л-образный профиль, а в конструкции «Салют-Фильтр» применён оригинальный М-образный профиль, позволяющий увеличить площадь фильтрующей поверхности почти в два раза — до 110 000 мм2, при этом сохранив компактный размер. Сверху и снизу штора фиксируется прочными и герметичными металлическими крышками.


М-образный профиль фильтрующей шторы «Салют-Фильтр».

Антидренажный клапан — механизм, не позволяющий маслу стекать из двигателя в картер. Это важно, потому что иначе каждый запуск двигателя будет происходить «насухую» — что, кстати, зачастую и происходит, если использовать некачественный фильтр, а как известно, основная доля износа двигателя происходит именно в момент запуска и первые минуты работы. Визуально качественную работу клапана можно определить по лампочке давления масла, которая должна гаснуть сразу после запуска двигателя. Некоторые производители фильтров используют антидренажные клапаны из формованной резины, которая со временем теряет эластичность. «Салют-Фильтр» производит и устанавливает антидренажный клапан собственной пружинной конструкции, который позволяет обеспечить работоспособность антидренажного клапана в течение всего срока службы фильтра.

Антиндренажный клапан «Салют-Фильтр» (слева) и самая распространенная «конструкция»
антидренажного клапана (справа).

Перепускной клапан. Эта деталь обеспечивает непрерывный поток масла в систему, что исключает масляное голодание двигателя. Масло в двигатель должно поступать даже если оно загустело от низкой температуры или фильтрующий элемент полностью забился. Неоспоримое преимущество конструкции клапана «Салют-Фильтр» в том, что он расположен в непосредственной близости от входных отверстий, поэтому при его открытии поток масла не смывает накопленную грязь в магистраль. Давление открытия клапана имеет определённую величину (0.8-1.0 кгс/см2), которая контролируется предприятием «Салют-Фильтр» на 100% выпускаемых фильтров.


Так выглядит процесс фильтрации масла. Верхний клапан, через который втекает масло — антидренажный. Под ним — перепускной клапан (на фото — в закрытом положении). Принцип работы вы можете посмотреть в видео, расположенном ниже.

Хорошая конструкция — залог успеха, но важен и контроль качества каждого изготовленного изделия. Продукция «Салют-Фильтр» проходит проверку качества по следующим параметрам: внешний вид узла, герметичность закатного шва, а также качество резьбы. Отсутствие конструктивных недочётов вкупе со 100% контролем качества гарантировало масляным фильтрам «Салют-Фильтр» отличную репутацию, успешность на рынке и положительные отзывы потребителей.

Завод-изготовитель «Салют- Фильтр» основан в 1997 году, долгое время являлся единственным поставщиком масляных фильтров на конвейер АВТОВАЗа, неоднократно признавался лучшим поставщиком Волжского Автозавода и по сегодняшний день является дипломантом конкурса «100 лучших товаров России».

Двигатель вашего авто — это сложный механизм, в работе которого важен каждый элемент. И то, что на первый взгляд кажется незначительным в (его) работе двигателя, подчас играет главную роль. Рекомендуем вам ответственно подходить к выбору комплектующих, чтобы «сердце» вашего авто билось ровно.

Устройство масляного фильтра, как часто нужно менять

Двигатель внутреннего сгорания имеет большое количество трущихся деталей. К ним, тем или иным способом, подводится смазка для уменьшения силы трения и удаления продуктов износа, непременно образующихся во время работы. Чтобы удаленная грязь не попадала снова на детали, масло необходимо очищать, для чего применяется специальный фильтр. Устройство масляного фильтра может быть различным, однако его предназначение неизменно – постоянная очистка смазочного материала.

Фильтр по мере эксплуатации автомобиля постепенно забивается, и его время от времени необходимо менять. Как правило, замена производится одновременно с заменой масла. Автопроизводители сами определяют периодичность замен, в зависимости от устройства двигателя и условий эксплуатации. Для современных бензиновых моторов интервал обычно составляет около 15000 км, для дизелей – вдвое меньше.

  1. Конструкция масляного фильтра
  2. Типы масляных фильтров
  3. Что такое масляная центрифуга
  4. Как часто нужно менять масляный фильтр

Конструкция масляного фильтра

Масляные фильтры, применяемые на легковых автомобилях, имеют схожее устройство. Внутри корпуса, имеющего форму стакана, размещен фильтрующий элемент, пружина, перепускной и обратный клапаны. Он имеет несколько входных отверстий, расположенных по периметру верхней части, и одно выходное. На выходном отверстии имеется резьба для монтажа масляного фильтра. Снаружи также располагается резиновое уплотнительное кольцо, единственная задача которого – не допустить утечки масла через соединение.

Фильтрующий элемент обычно изготавливается из специального картона с пропиткой, который сложен гармошкой и закручен в рулон. Делается это для того, чтобы увеличить площадь рабочей поверхности, ведь чем она больше, тем качественнее очищается масло, и дольше прослужит фильтр.

О наличии перепускного клапана в фильтре многие даже не подозревают, однако он является необходимым элементом. Он нужен для того, чтобы в определенных условиях напрямую направлять неочищенное масло в систему смазки. Например, при запуске мотора в сильный мороз, когда оно загустевает и не может пройти через фильтрующий элемент (в противном случае поток густого масла разрушит фильтр). Благодаря этому двигатель, во время работы, не останется без смазки.

Задача обратного клапана – не допустить стекания смазывающего материала из масляной магистрали в картер заглушенного двигателя. В противном случае при следующем запуске мотор окажется без смазки, что не продлит ему жизнь. О том, как хорошо работает обратный клапан, можно судить по продолжительности горения индикатора давления масла на приборной панели, после запуска двигателя (изображение масленки). В идеале он должен гаснуть сразу же, но нормой считается время до семи секунд.

Типы масляных фильтров

Существует три типа масляных фильтров:

  • полнопоточный;
  • частичнопоточный;
  • комбинированный.

Они отличаются между собой способом фильтрации.

  1. Полнопоточный масляный фильтр подключается к системе смазки последовательно, и пропускает через себя весь объем масла, какой закачивает масляный насос. Его конструкция наиболее проста. Главное преимущество – высокая скорость очистки масла, а недостаток в том, что он быстро забивается. Наибольшее внимание в таком фильтре уделяется перепускному клапану. Когда фильтр сильно засоряется, давление в нем возрастает, и клапан открывается. Таким образом, масло перестает очищаться, однако исключается перегрев мотора в результате масляного голодания.
  2. Частичнопоточный фильтр подключается к смазочной системе параллельно. Через него, в отличие от полнопоточного, проходит только часть масла. Таким образом, скорость очистки значительно уменьшается, но фильтрация проходит лучше. В целом, степень защиты силового агрегата от продуктов износа, у частичнопоточного масляного фильтра и полнопоточного одинакова. Правда, первый снижает риск резкого перепада давления вследствие критического загрязнения.
  3. Для масляного фильтра комбинированного типа характерно наличие в системе смазки и полно- и частичнопоточного фильтров. Принцип его работы следующий: через полнопоточный фильтр проходит 90 % смазки, а через частичнопоточный – оставшиеся 10 %. Такое решение позволяет добиться практически полной очистки масла, увеличения его ресурса и более надежной защиты двигателя. Применяется данный тип фильтров, как правило, на дизельных моторах грузовиков и строительной техники.

Что такое масляная центрифуга

Центробежный масляный фильтр, или центрифуга – это фильтр, в котором очистка масла от примесей происходит под действием центробежных сил. Его основные составляющие – ротор и ось, ввернутая в корпус фильтра нижней частью.

Принцип его работы выглядит следующим образом. Масляный насос нагнетает масло внутрь ротора, через продольное и радиальное отверстия в оси. Далее оно, через трубки поступает в жиклеры, проходит через них с большой скоростью и бьют в крышку фильтра; реактивные силы вызывают вращение ротора. В результате примеси, содержащиеся в смазочном материале, оседают на крышке, а очищенное масло стекает в масляную магистраль.

Применяется центробежный масляный фильтр в двигателях грузовых автомобилей и тракторов. Ранее его устанавливали и на легковые автомобили, однако впоследствии от такой практики отказались, ввиду возрастающих требований к качеству очистки моторного масла, а также из-за необходимости не реже одного раза в 2000 км удалять отложения со стенок масляного фильтра.

Как часто нужно менять масляный фильтр

Как упоминалось в начале статьи, то, насколько часто автомобилю требуется замена масляного фильтра и масла, устанавливают производители. При этом учитываются особенности моторов, условия эксплуатации и климат той страны, в которой используется машина. Разумеется, чем более напряженные условия работы мотора (гористая местность, сильная запыленность дорог, высокие температуры, движение по пробкам в крупных городах), тем чаще следует менять фильтр. Производители рекомендуют в таких ситуациях сокращать периодичность техобслуживания на 30 – 50%. То, как часто нужно обслуживать машину, зависит и от стиля езды – если он агрессивный, лучше менять расходные материалы с меньшими интервалами.

Некоторые автомобилисты предпочитают их менять еще чаще, в среднем раз в 5 – 7 тысяч км, ориентируясь по цвету масла. Однако это как раз та ситуация, когда чаще – не значит лучше, потому что моторное масло к этому моменту обладает полным набором эксплуатационных свойств. То, что оно быстро темнеет, говорит не о том, что его пора менять, а лишь о хороших моющих свойствах.

Многих автовладельцев волнует вопрос, можно ли менять фильтр без замены масла. Ответ прост: можно. Так как почти вся смазка в неработающем двигателе находится в картере, и его уровень находится ниже патрубка, на который накручивается масляный фильтр, при выполнении такой операции теряется только то, что находится в снятом фильтре (у легковых автомобилей примерно 200 мл). Если уровень масла в норме, то после замены даже не придется доливать его в мотор.

Данную процедуру можно провести, например, если есть сомнения в качестве фильтра. Если же через 2-3 тысячи предстоит менять и масло, то лучше сделать все сразу.
» alt=»»>

Как работает и устроен масляный фильтр. Разберем обычный автомобиль, его двигатель. Плюс подробное видео

Масляный фильтр, это очень важная составляющая любого двигателя автомобиля. НЕ смотря, на простоту конструкции, этот элемент продлевает жизнь силового агрегата как минимум в три раза, он банально очищает масло, а также убирает (я бы сказал — аккумулирует) всю грязь из двигателя (стружку, копоть, нагар и т.д.). Но многие из нас с вами не знают — как он работает, как он устроен. Сегодня я постараюсь убрать этот пробел, расскажу «что и как», конечно же будет текстовая версия, плюс видео …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Типы масляных фильтров
  • Из чего устроен?
  • Как работает?
  • Можно ли не менять фильтр при смене масла?

Если хотите масляный фильтр это печень автомобиля, именно он собирает все вредные вещества в двигателе, которые однозначно образуются в процессе работы. Если вы думаете что грязи просто не откуда браться, то вы ошибаетесь, стружка возникает в любом случае, от притирания металлических деталей, таких как – кольца поршней, вкладыши коленвала, клапана и т.д. Конечно металл очень прочный, да его еще и масло смазывает, однако микростружка все равно появляется от повышенных оборотов, нагрузки и прочего. Также от температуры масло пригорает, в масле начинает появляться грязь. Все это также отрицательно влияет на ресурс двигателя в целом.

Стоит отметить, что если бы не было масляного фильтра, то ресурс силового агрегата, снизился бы как минимум в 2 – 3 раза.

Так что ставить и главное вовремя менять его обязательно! ЗАПОМНИТЕ – долговечность мотора зависит от этого элемента, можно сказать напрямую.

Типы масляных фильтров

Стоит отметить, что на современных авто, фильтрующие элементы могут быть неодинаковы. Я сейчас не имею в виду сам принцип фильтрации, я имею в виду исполнение.

  • В металлическом отдельном корпусе, такие обычно прикручиваются к двигателю. Они имеют свой корпус, не зависимый от корпуса силового агрегата. Это самый распространенный тип.

  • Просто фильтрующий элемент или погружной фильтр. Он устанавливается в специальные «стаканы» либо как еще называют «чашки». То есть его туда погружают отсюда и название. Здесь нет своего корпуса, то есть меняется сам «картридж», который собрал грязь. Такие варианты также имеют место быть, однако они не так распространены, хотя в последнее время все больше производителей смотрят в эту сторону. Все потому что «стакан» можно сделать и пластиковый, а ведь это реально экономия.

Какой вариант лучше, сейчас выяснять не будем, возможно будет отдельная статья, сейчас все же хочется поговорить именно – как работает фильтрующий элемент, но для начала давайте подумаем из чего он состоит.

Из чего устроен?

Зачастую мы видим металлический корпус, который выполнен в форме цилиндра. Верхняя часть это просто купол, а вот нижняя с мелкими отверстиями по кругу, а также с центральным под резьбу.

Но фильтрующего элемента не видно, он находится внутри.

Если честно то — масляный фильтрующий элемент, это очень простая конструкция, всю основную работу выполняет специальная бумага, которая и работает в качестве фильтра. Она находится внутри нашего цилиндрического корпуса, она банально там заперта.

Также есть два клапана – антидренажный (который препятствует вытеканию масла из фильтра) и перепускной (он сбрасывает давление, когда масло холодное и не может нормально фильтроваться через бумагу).

Вот собственно и все устройство, повторим еще раз:

  • Фильтрующий элемент, обычно это специальная бумага
  • Два клапана, перепускной и антидренажный
  • Цилиндрический, металлический корпус
  • Нижняя часть с специальными отверстиями, через которые заходит грязное масло и подается чистое, также центральное отверстие служит еще и для крепления (в нем нарезается резьба)

Отдельно стоит упомянуть погружной вариант, там меняется только сам фильтр (то есть бумажный картридж), а также уплотнительные резинки.

Как работает?

Принцип работы прост. Грязное масло заходит через мелкие отверстия, которые идут по кругу, его туда закачивает масляный насос, который качает смазку из поддона двигателя. Далее оно «отгибает» антидренажный клапан и проходит в полость между бумагой и фильтрующим элементом. Стоит отметить если антидренажный клапан, не работает так как нужно, либо порвался (разрушился), у вас будет гореть лампа давления несколько секунд, на холодную. Перейдите по ссылке, в той статье мы подробно разобрали проблему.

Если смазка горячая, то есть разогрелась от двигателя, то она начинает фильтроваться через бумагу, на бумаге остаются частички грязи, стружка и т.д.

Если смазка холодная (особенно зимой), то ее пропускная способность падает в разы, ибо она густая и не может должным образом проходить через бумажную часть. Поэтому открывается перепускной клапан, он открывается только тогда, когда давление в фильтре вырастает выше 0,8 атмосферы. И масло проходит через него.

После разогрева, до + 60, +80 градусов Цельсия, смазка становится жидкой и уже способна просачиваться (фильтроваться) через поверхность. Поэтому перепускной клапан закрывается, и процесс фильтрации идет по полной.

После того как фильтрация произошла, чистое масло сбрасывается в центральное основное отверстие и уже дальше поступает в двигатель.

Можно ли не менять фильтр при смене масла?

НЕТ! Его нужно обязательно менять! Почему? ДА очень просто, за интервал в 10 – 15 000 км, масляный фильтр, достаточно сильно забивается всякими элементами загрязнения. Его поверхность просто закупоривается, если его не менять, то получается — что процесс фильтрации падает, что может привести уже через 20 000 км, к масляному голоданию мотора. А ЭТО ОЧЕНЬ ПЛОХО!

Чтобы восстановить фильтрацию должным образом, нужно сменить фильтрующий элемент, это обязательное условие запомните!

Собственно это все, сейчас для тех кто не хочет читать видео версия статьи, полезно, смотрим.

НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.

(13 голосов, средний: 4,54 из 5)

Похожие новости

Нужно ли прогревать двигатель. Перед поездкой? Разберем зиму и л.

Датчики на инжекторный двигатель. Разберем на примере ВАЗ

Не заводится машина. Очень подробно про стартер, а также другие .

avtoexperts.ru

Масляный фильтр – обязательный составной элемент любого транспортного средства. Его задача – очистка масла, смазывающего двигатель, от посторонних включений и мусора. Важно выбирать только качественные изделия и своевременно выполнять их замену в соответствии с техническим регламентом. Как устроен масляный фильтр? Где он находится? Когда нужно заменить фильтр для обеспечения бесперебойной работы ДВС? Ответы на эти вопросы в нашей сегодняшней статье.

История создания фильтра

Впервые масляный фильтр для двигателя внутреннего сгорания был использован в 1923 году. Его установили инженеры Эрнст Свитленд и Джордж Гинхалд. Первоначально они не фильтровали все масло, которое использовалось для смазки двигателя, то есть были неполнопоточными. Основной объем смазки шел по контуру, минуя фильтр. Поэтому ДВС того времени имели очень маленький ресурс работы и быстро выходили из строя из-за повреждения внутренних деталей.

Полнопоточный фильтр был изобретен спустя двадцать лет и используется в автомобилях с незначительными изменениями и сейчас.

Конструкция фильтра

Современный автомобильный фильтр состоит из следующих элементов:

1. Фильтрующий элемент. Основная часть фильтра. Изготавливается из пористого материала, бумаги или войлока. Задерживает частички мусора, которые попадаются в масле. В зависимости от модели и производителя фильтра могут меняться высота и уровень фильтрующего элемента, но диаметр, как правило, остается неизменным.

2. Перепускной клапан. Необходимо для того, чтобы во время запуска ДВС зимой незагустевшая часть смазочного материала попала в двигатель, минуя фильтрующий элемент. Хотя мотор и будет небольшой промежуток времени работать на неочищенном масле, это лучше, чем работа вовсе без него.

3. Противодренажный клапан. Представляет собой резиновое кольцо с отверстием посередине, которое препятствует утечке масла из фильтра в случае снижения его давления в моторе. Этот клапан должен сохранять эластичность независимо от температуры и плотно прилегать к корпусу фильтра.

4. Крышка фильтра. Она плотно соединена с корпусом с помощью сварки или вальцовки. Второй вариант предпочтительнее, так как сварочное соединение в некоторых случаях может терять герметичность и приводить к протечкам.

5. Уплотнитель. Имеет вид резинового кольца, которое устанавливается на горловине масляного фильтра и служит для герметизации места соединения фильтра и двигателя.

Принцип работы фильтра прост. Циркулирующее в двигателе внутреннего сгорания масло проходит через фильтрующий элемент фильтра и очищается от попавшего в него мусора, металлической стружки и других возможных загрязнителей.

Где находится масляный фильтр?

Единого стандарта на размещение масляного фильтра в автомобиле не существует. Каждый производитель самостоятельно принимает решение о том, где на двигателе установить эту деталь. Кроме того, на место установки влияет компоновка двигателя, марка автомобиля и то, является он передне- или заднеприводным.

Тем не менее, учитывая специфику работы фильтра, он должен быть размещен как можно ближе к нижней части силового агрегата. Следовательно, искать его в своем автомобиле нужно внизу ДВС неподалеку от картера. Обычно он расположен таким образом, чтобы обеспечить доступ для замены с верхней части машины, без необходимости ее подъема на эстакаду.

Если у вас переднеприводной автомобиль с поперечной компоновкой двигателя, то фильтр будет расположен в передней части двигателя (ближней к вам) в районе левой фары ближе к ремню ГРМ. Однако возможны и другие варианты размещения. Ищите небольшой цилиндр с резьбовым соединением, который по цвету отличается от двигателя (фильтры обычно красятся в яркие цвета). Скорее всего, это и будет масляный фильтр.

Разновидности масляных фильтров

Механические масляные фильтры, которые используются для установки в двигателях внутреннего сгорания автомобилей, бывают двух разновидностей:

1. Неразборные. Состоят из цельного металлического корпуса, в котором размещается фильтрующий элемент. Во время замены меняется весь фильтр, никаких действий по ремонту и очистке проводить с фильтром не нужно.

2. Со сменными картриджами (встречаются очень редко). Состоят из корпуса и вставленного в него фильтрующего картриджа. При необходимости замены картридж удаляется, а в корпус вставляется новый фильтрующий элемент. Обычно такие фильтры встречаются в других системах автомобиля (например, системе объемного гидропривода).

Отличаются друг от друга фильтры еще и конструкцией фильтрующего элемента. Существует два вида:

• Фильтры тонкой очистки – в них фильтром выступает бумага или войлок. Они очищают масло от включений очень маленьких размеров.

• Фильтры грубой очистки – имеют пластинчатые фильтрующие элементы или элементы, сделанные из проволоки или сетки. Используются для очистки масла от крупных загрязнителей.

В автомобилестроении применяются также магнитные масляные фильтры. Они выделяют из масляной массы элементы, которые притягиваются магнитом. Очень редко встречаются гравитационные устройства, в которых фильтрация производится за счет силы тяжести.

Как выбрать масляный фильтр?

Очень важно при покупке фильтра выбрать качественное изделие. Хороший масляный фильтр, который будет выполнять возложенные на него задачи в течение всего срока эксплуатации, должен иметь такие признаки:

• Иметь жесткий корпус и не прогибаться, даже если к нему прикладывается значительное усилие.

• Иметь хороший фильтрующий материал и качественную резинку для уплотнения соединения.

• Иметь качественную резьбу для установки его на место.

• Иметь работоспособный перепускной и обратный клапан (если предусмотрен). Они должны срабатывать при прикладывании значительного усилия.

Не приобретайте фильтры, имеющие толстую фильтрующую бумагу и разорванное или деформированное уплотнительное кольцо. Кроме того, откажитесь от приобретения изделия, имеющего дефекты на корпусе.

Процедура замены

Масляный фильтр автомобиля меняется вместе со сменой масла, которое смазывает двигатель. Периодичность замены масла зависит от его типа и указано на упаковке. Опытные владельцы транспортных средств советуют менять масло каждые 7-15 тыс. километров пробега.

Если автомобиль эксплуатируется мало, то менять масло и фильтр лучше всего один раз в год.

Сама процедура замены масляного фильтра выглядит следующим образом:

1. Через сливное отверстие в картере двигателя с ДВС сливается отработанное масло. Для этого под днище желательно подставить поддон или другую емкость, куда стечет вся смазка.

2. Затем необходимо снять старый масляный фильтр. Для этого нужно пододвинуть под него емкость (в фильтре будут находится остатки масла), затем открутить деталь. Обычно это можно сделать вручную. В редких случаях – с помощью специального инструмента (выкручивателя) или другими подручными средствами. Не бойтесь помять корпус фильтра, он больше не пригодится.

3. После этого следует установить на горловину фильтра резиновое уплотнительное кольцо, которое идет в комплекте с фильтром. Его нужно промазать маслом, которое вы будете заливать в двигатель.

4. Затем заполните чистым маслом сам фильтр. Его нужно залить столько, чтобы поверхность находилась вровень с отверстием в центре масляного фильтра.

5. После этого нужно поставить фильтр на предназначенное для него место. Его нужно прикрутить достаточно плотно, но вручную. Не прикладывайте чрезмерных усилий и не пользуйтесь подручными средствами, чтобы не повредить корпус фильтра.

6. Затем нужно залить масло в двигатель до нужного уровня, запустить ДВС и дать ему поработать на холостых оборотах. Это позволит вовремя обнаружить протечку масляного фильтра и устранить ее при необходимости.

Замена масляного фильтра – не слишком трудоемкий, но достаточно грязный процесс. Кроме того, для удобства машину необходимо размещать на эстакаде или подъемнике. Поэтому рекомендуется доверять эту процедуру специалистам СТО. Они имеют нужные знания, опыт и инструменты для выполнения этой операции, тем более что она всегда совмещается с заменой масло.

Фильтр масляный: устройство и принцип работы

Система смазки двигателя внутреннего сгорания является одним из важнейших решений в устройстве ДВС. При этом циркулирующее по системе моторное масло защищает детали от сухого трения, предотвращая быстрый износ, перегрев и заклинивание.

Также масло очищает двигатель и накапливает в себе продукты естественного износа. Чтобы такие загрязнения дальше не циркулировали по системе, в систему дополнительно интегрирован так называемый масляный фильтр (oil filter).

При этом основными задачами, которые выполняют фильтры масляные, являются:

  • качественная очистка масла от механических загрязнений, улавливание мелких частиц и продуктов износа;
  • сохранение максимальной пропускной способности, чтобы не допустить критического падения давления масла в системе смазки.

С учетом таких особенностей важно знать, как работает фильтр для масла, когда менять масляные фильтра, а также какой масляный фильтр лучше выбрать для замены. Подробнее читайте в нашей статье.

Устройство масляного фильтра

Чтобы понять, где стоит масляный фильтр двигателя и как он выглядит, на подавляющем большинстве авто достаточно открыть капот и заглянуть на переднюю или боковую часть двигателя в нижней части.

Обычно фильтр очистки масла представляет собой металлическую «колбу» с внутренней резьбой и накручивается на специальный шток масляного фильтра (шток имеет наружную резьбу). В месте прилегания фильтра к двигателю также на корпусе фильтра обычно установлена резиновая прокладка.

Устройство масляного фильтра двигателя следующее:

  1. Металлический корпус. Решение конструктивно простое, корпус выполнен в виде металлической чаши, на которой выполнены грани под специальный ключ для снятия масляного фильтра. Также есть передняя «крышка» корпуса, оснащенная монтажной резьбой и несколькими отверстиями. Также на крышке закреплен уплотнитель (резиновая уплотнительная прокладка).

Обратите внимание, некоторые автомобили имеют несъемный масляный фильтр. Если точнее, корпус таких фильтров не снимается, при этом параллельно замене моторного масла в двигателе меняется только картридж масляного фильтра. При этом такие решение менее распространено по сравнению с фильтрами, которые накручиваются по резьбе на специальный шток и меняются целиком.

  1. Фильтрующий элемент масляного фильтра. Как правило, данный элемент изготовлен из специального картона, который «укреплен» при помощи синтетического волокна. В самом корпусе фильтра картон уложен «гармошкой». Это сделано для максимального увеличения площади фильтрации, так как физические размеры масляного фильтра небольшие.
  1. Перепускной и дренажный клапан масляного фильтра. Перепускной клапан нужен для того, чтобы выполнить аварийный сброс избыточного давления масла в корпусе фильтра. Если просто, рост давления в фильтре означает, что масло не может прокачиваться в должном объеме и мотор может начать испытывать масляное голодание. В этом случае фильтрация масла отодвигается на второй план, клапан осуществляет перенаправление потока смазки в обход фильтрующего элемента.

Дренажный клапан (противодренажный) необходим для того, чтобы удерживать «столб» масла в заборной магистрали уже после того, как двигатель остановлен и маслонасос не работает. В результате масло на заглушенном двигателе не стекает в поддон полностью, что позволяет сразу подать смазку в мотор после запуска силового агрегата (исключено масляное голодание в первые секунды после пуска ДВС).

Как работает маслофильтр

В целом, система смазки двигателя на большинстве моторов и принцип работы масляного фильтра не отличаются сложностью.

  • Сначала масляный насос забирает масло из поддона, после чего создает давление и подает под давлением смазку в фильтр. Моторное масло поступает в фильтр масла через периферийные отверстия, которые выполнены в передней крышке. За счет напора жидкости происходит открытие противодренажного клапана. После того, как клапан открывается, масло проникает внутрь и происходит заполнение полости корпуса.
  • Далее, под давлением смазка проходит через фильтрующий элемент (картон) и подается к центральному каналу. Пока масло проходит через фильтрующий элемент, картон удерживает мелкодисперсные частицы (по размеру до 3 мкм). При этом частицы мельче такого размера не опасны для мотора и фильтр их пропускает.

  • Для предотвращения критического износа в результате масляного голодания перепускной клапан позволяет потоку масла поступать в систему смазки напрямую, минуя картонный фильтрующий элемент. Для разных двигателей и фильтров масла к ним, перепускной клапан настроен на срабатывание при определенном давлении.
  • После того как мотор остановлен, маслонасос прекращает работу и давление масла падает. В результате также закрывается противодренажный клапан в фильтре, так как масло больше не создает давления. При этом после закрытия клапан удерживает часть масла в корпусе фильтра, чтобы оно не стекало обратно в поддон.
  • Рекомендации

    1. Сегодня в продаже представлены различные фильтра масляные, как оригинальные, так и многочисленные аналоги для разных авто. При этом лучшие масляные фильтры – оригинал от производителя автомобиля или качественные аналоги известных брендов. Оптимально приобретать масляные фильтры и другие «расходники» только у официальных поставщиков. Дело в том, что значительная доля рынка заполнена подделками различного качества.
    2. Также важно правильно подбирать масляный фильтр для двигателя. Лучший масляный фильтр будет в полной мере соответствовать всем требованиям производителя автомобиля. Также оригинальное изделие имеет надежный и прочный корпус, качественный уплотнитель (резинку), оптимальный по составу фильтрующий элемент и точно настроенные клапана.
  • Напоследок отметим, что замена масляного фильтра должна выполняться вместе с заменой моторного масла. Увеличение интервала замены масла и/или фильтра неизбежно приведет к износу силового агрегата и заметному сокращению его планового ресурса. Также важно использовать только такие моторные масла, которые рекомендует сам производитель автомобиля. Изменение вязкости масла и ряда других характеристик может стать причиной некорректной работы системы смазки в целом и масляного фильтра двигателя в частности.
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector