0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличаются водительские права на автомат и механику

Чем отличаются водительские права на автомат и механику?

В 2017 году национальное водительское удостоверение Российской федерации привели в соответствие с Венской Конвенцией «О дорожном движении».

В документе появились дополнительные подкатегории транспортных средств и отметка о том, что водитель обучался на автомобиле, оснащённом автоматической коробкой передач.

Лицевая сторона у прав на автомат и механику идентична, отличия на обороте: в левом нижнем углу ставится отметка «АТ», если обучение проводилось на машине, оборудованной АКПП.

Оборотная сторона, где в правах указывается автомат или механика.

Зачем нужна отметка

Установка АКПП во всех классах легковых автомобилей, минивэнов, внедорожников, позволило смягчить требования к навыкам курсантов автошкол по переключению передач в механической коробке.

Если курсант не желает изучать «механику», планируя использовать только «автомат», то обучение проводят на автомобиле с АКПП, и на водительском удостоверении ставят отметку «АТ», которая является ограничением в открываемой категории, и запрещает водить автомобиль оборудованный МКПП.

На вопрос, можно ли ездить на «механике», если учился на «автомате», ответ однозначный — запрещено. Для управления машиной с «механикой», водитель обязан переучиваться и дополнительно сдавать переэкзаменовку в ГИБДД.

Обучение вождению на «механике» сложнее, чем на «автомате», требует освоения дополнительных навыков управления автомобилем с использованием сцепления, знания соотношений передачи, скорости машины и оборотов двигателя, понимания режима работы двигателя и трансмиссии в различной дорожной обстановке и на различном рельефе.

Обучившись управлению машиной с ручной механической коробкой передач, перейти на управление машиной с АКПП легко, и не требует освоения дополнительных навыков. Права без отметки «АТ» считаются универсальными.

Поэтому на вопрос, можно ли ездить на «автомате», если учился на «механике», ответ положительный — разрешено.

Категории и подкатегории нового удостоверения

Категории новых водительских прав с отметкой «автомат или механика» расширены подкатегориями, и теперь их шестнадцать.

Шесть больших категорий:

  • А — мотоциклы;
  • B — легковые автомобили;
  • C — грузовые автомобили;
  • D — автобусы;
  • М — мопеды;
  • Трамваи и троллейбусы.

Четыре подкатегории: A1, B1, C1, D1.

Специальные подкатегории, для управления автомобилями с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.

На оборотной стороне водительского удостоверения они расположены в следующем порядке:

  1. А — мотоциклы;
  2. А1 — лёгкие мотоциклы с двигателем от 50 до 125 см 3 ;
  3. В — легковые машины до 3,5 тонн, не более восьми мест, кроме водителя;
  4. В1 — трициклы и квадрициклы;
  5. С — грузовики, в том числе с лёгким прицепом;
  6. С1 — грузовики до 7,5 т;
  7. D — автобусы, в том числе с лёгким прицепом;
  8. D1 — микроавтобусы до 16 сидячих мест;
  9. ВЕ — легковые автомобили с прицепом, массой свыше 750 килограммов;
  10. СЕ — грузовики категории C, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  11. С1Е — грузовик категории C1, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  12. — автобус категории D, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  13. D1Е — автобус категории D1, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  14. М — мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с двигателем до 50 см 3 ;
  15. Tm — трамвай;
  16. Tb — троллейбус.

На базовых курсах водителей открывают категории и подкатегории А, В и М, из них отметка про обучение на машинах с АКПП актуальна для категории В.

На чем лучше обучаться и на чём лучше сдавать экзамен

Обучение на автомобиле с механической коробкой даёт дополнительные навыки управления и универсальные права, с которыми можно ездить и на машине с «механикой» и на машине с «автоматом».

Но обучиться на «механике» по сравнению с «автоматом» сложнее, больше времени уйдёт на наработку базовых навыков, которые, возможно, никогда не пригодятся в дальнейшем.

Общий принцип обучения сформулировал Суворов в своей максиме «тяжело в ученье, легко в бою». Поэтому при выборе, на чём лучше учиться, на механике или на автомате, даже если нет намерения в дальнейшем управлять машиной с МКПП, учиться лучше на ней.

Универсальное водительское удостоверение позволит пересесть на любую машину открытой категории без переэкзаменовки.

Этап экзаменов ГИБДД в городском движении сдавать лучше на «автомате». В потоке машин основное внимание уделяется перестроениям, соблюдению дистанции, светофорам, пешеходам и нестандартным ситуациям.

В такой напряжённой обстановке неопытный водитель отвлекается на переключение передач и может совершить ошибку. Избегайте этого, особенно если вы планируете в дальнейшем использовать только АКПП.

Если учился на «механике», можно сдавать на «автомате». Препятствий со стороны ГИБДД не будет.

Фото прав категории в

  • Главная
  • Блог
  • F. A. Q.
  • Как получить водительское удостоверение: пошаговая инструкция
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Как получить водительское удостоверение: пошаговая инструкция

Независимо от того, какой вид транспорта предпочитает человек — мопед, мотоцикл, автомобиль, квадроцикл или спецтранспорт, для управления ТС потребуются права соответствующей категории. О получении водительского удостоверения и трудностях, с которыми можно столкнуться на этом пути рассказываем в этой статье.

Как получить права водителя

Возраст, в котором ВУ можно получить впервые

Ограничения по возрасту, опыту вождения и другим критериям зависят от того, за руль какого транспортного средства собирается сесть человек.

Классификация водительских прав

По категориям ВУ для ТС нового образца классифицируются на:

Категория и подкатегорияТип транспорта
АМотоциклы
A1Легкие мотоциклы с мощностью двигателя от 50 до 125 куб.см и максимальной мощностью до 11кВт
BАвтомобили с максимальным весом, не превышающим 3,5 тонны и числом мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
B1Трициклы и квадрициклы
BEАвтомобили категории В с прицепом, масса которого составляет более 750 килограммов.
CАвтомобили с массой свыше 3,5 тонны, в том числе с прицепом до 750 кг
C1Автомобили с максимальным весом от 3,5 тонн до 7,5 тонн
CEАвтомобили категории С с прицепом, масса которого составляет от 750 кг до 3,5 тонн
С1ЕАвтомобили категории С1 с массой свыше 3,5 тонн, но не превышает 7.5 тонн сцепленных с прицепом, масса которого превышает 750 кг, при общей сумме не более 12 тонн
DАвтомобили для перевозки пассажиров, которые имеют более 8 сидячих мест, помимо места водителя, в том числе с прицепом массой до 750 кг.
D1Автомобили с количеством мест 8-16, помимо места водителя
DEАвтомобили категории D с прицепом массой от 750 кг до 3,5 тонн
D1EАвтомобили категории DE с прицепом, масса которого не менее 750 кг, но не более 12 тонн
MМопеды, скутеры и квадроциклы объемом до 50 куб.см
TmТрамваи
TbТроллейбусы

Условия получения

Управление легкими квадроциклами, мопедами и мотоциклами (объем мотора до 125 куб. см) разрешено с 16-ти лет. Права на управление легковым авто, трицикл, тяжелый квадроцикл не выдадут раньше 18-летнего возраста. А транспорт для перевозки пассажиров, в том числе общественный (трамваи и троллейбусы) доверят только водителю от 21 года.

Некоторые категории прав на управление ТС помимо определенного возраста требуют водительского стажа от 1 года.

Например, автомобили, рассчитанные на перевозку 9-16 пассажиров и с правом езды с прицепом (категории ВЕ, СЕ, DE, C1E, D1E)

Порядок получения водительского удостоверения

Даже если будущий получатель прав садился за руль с детства и уверенно управляет отцовской машиной, для подтверждения квалификации ему придется пройти обучение, доказать, что здоровье позволяет обеспечить безопасность движении. Для этого потребуется несколько шагов.

1. Выбрать автошколу

Аккредитованные ГИБДД автошколы представлены на официальном сайте ведомства. Обучение в коммерческих учреждениях, не имеющих аккредитации — выброшенные деньги. Заключения таких инструкторов в расчет при сдаче экзаменов не принимается. Итак, из списка на портале ГИБДД следует подобрать автошколу и обратиться в нее с пакетом документов:

  • гражданским паспортом;
  • мед.справкой (форма 003-В/у);
  • фотографиями 3*4 (3 шт.)

Для военнообязанных граждан, не достигших 27-летнего возраста необходим еще один документ — военный билет или приписное свидетельство.

2. Заключить договор и пройти курсы в автошколе

Если документы в порядке, нормальное физическое и психическое здоровье подтверждено специалистами, ученику будет предложено заключить договор на обучение, оплатить учебу.

Программа обучения утверждена органами ГИБДД, одинакова в любой школе.

А вот разница в стоимости учебы возможна. Строгой фиксации суммы за автообучение в законе не существует, поэтому каждая школа оставляет за собой право назначать свою цену за курсы вождения.

Нужны водительские права, но нет времени/возможности посещать автошколу «вживую». Сегодня учиться теории вождения можно дистанционно. Для этого существуют онлайн-автошколы. Обязательное условие при выборе интернет-ресурса — проверка аккредитации на сайте ГИБДД. Программа курсов в онлайне идентична «реальной», для приема требуется аналогичный пакет документов.

Отличие одно — не нужно посещать уроки, ученик получает видеолекции и тесты, общается с преподавателями посредством интернета. А вот «откатать» практические часы придется. Для этого филиал онлайн-школы в городе, где проживает ученик, предоставляет учебный автомобиль и инструктора.

Длительность обучения стандартна — около 2,5 месяцев, после чего сдается внутренний экзамен на знание теории и практических навыков. По результатам экзаменирования автошкола подает документы в ГИБДД.

3. Как и где пройти медицинскую комиссию

Образец справки по форме 003-В/у

Для вождения даже учебного транспортного средства необходимо хорошее состояние здоровья. От этого напрямую зависит безопасность пешеходов и участников дорожного движения. Чтобы человека допустили к вождению, необходимо заключение:

  • терапевта (специалиста общей врачебной практики);
  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • нарколога;
  • невролога.

Водители, которые хотят получить права категорий C, D, CE, DE, Tm, Tb помимо вышеперечисленных врачей обязаны пройти электроэнцефалографию.

Исследование активности работы головного мозга необходимо для подтверждения внимательности человека, что важно при управлении ТС с пассажирами.

Справка выдается не бесплатно. В среднем ее стоимость составляет 2,5-3 тысячи рублей. Разрешение проводить освидетельствование и ставить диагноз годен/не годен к управлению ТС предоставляется врачам государственных и частных медучреждений, работающих с ведомством ГИБДД.

4. Сдать квалификационный экзамен в Госавтоинспекции

Как только получена медсправка и автошколой переданы документы в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения, человек может сдавать экзамены на получение ВУ. Контроль знаний проводится в два этапа:

  1. Сдача теории. Дается тест с 20-ю вопросами, на которые нужно правильно ответить за 20 минут. Допускается две ошибки, не более.
  2. Проверка «практики».Вождение на специальном автодроме и в городской черте. Инструктор за каждый этап начисляет баллы, по которым в итоге дается вердикт «сдал/не сдал».

Экзамены принимаются бесплатно. Если экзамен «провален» разрешена пересдача. Первую попытку получить права можно совершить через неделю, еще две разрешены также с недельным интервалом. Последующие попытки допускаются через месяц. Если за полгода не удается сдать практическое вождение, придется пересдавать теорию.

Когда после сдачи экзамена можно получить права

Если тестирование и вождение сданы успешно, в течение пяти (семи) рабочих дней ученику должны выдать водительское удостоверение. Права выдаются водителю в руки при предоставлении паспорта. Посторонние лица получить ВУ не могут.

Как получить ВУ после прохождения экзамена

Онлайн

Выдача водительского удостоверения посредством портала госуслуг — способ сэкономить время. В интернете нет очередей и «злых» сотрудников, а заполнение и загрузка документов занимают 10-15 минут. Алгоритм действий следующий:

  1. Зайти на сайт и зарегистрироваться.
  2. Создать личный кабинет.
  3. Перейти в разделы «Транспорт и вождение» / «Водительское удостоверение»/«Получение водительского удостоверения после прохождения профессионального обучения на право управления транспортными средствами».
  4. Заполнить все пункты заявления.
  5. Внести данные о медицинской справке:серию, номер и дату выдачи, наименование клиники, выдавшего документ и разрешенную категорию для управления ТС.
  6. Записаться в удобное подразделение ГИБДД.
  7. Оплатить государственную пошлину с карты, мобильного телефона, электронного кошелька.
  8. В назначенную дату/время явиться в выбранный филиал Государственной инспекции безопасности дорожного движения с оригиналами документов, сфотографироваться и получить пластиковую карту — права водителя.

В ГИБДД

Для получения ВУ следует явиться в отделение, где сдавался экзамен. Помимо водительского удостоверения на руки обязаны выдать: свидетельство об окончании автокурсов, медсправку и экзаменационную карту.

Несовершеннолетние лица (до 18-ти лет) могут получить удостоверение водителя только с письменного разрешения родителей или опекунов.

Образец водительского удостоверения нового образца

Фотографии для получения прав не нужны. Электронный снимок сделают в отделении ГИБДД бесплатно. При получении не нужна и квитанция на уплату госпошлины, сотрудники ведомства обязаны проверить оплату еще до оформление ВУ.

Как получить международное водительское удостоверение

Международные права выдаются на основании действующего национального удостоверения.

Образец международных прав

Алгоритм действия такой же, как при получении российских прав:

явиться в ГИБДД с паспортом, национальным ВУ, заполнить заявление на выдачу МВУ. Отличие — необходима матовая фотокарточка 35*45 мм, электронное фото на международное удостоверение не делают.

Повторно сдавать экзамен не придется, квалификацию водителя подтверждают предъявленные российские права.

Срок действия прав

Согласно действующему законодательству, национальные права выдаются сроком на 10 лет. МВУ действуют 3 года, после чего их необходимо заменить.

Как заменить права или восстановить при утере

Заменить/восстановить утерянные права можно в отделении ГИБДД обратившись в МФЦ или воспользовавшись сайтом госуслуг. Для замены водительского удостоверения потребуется паспорт, справка по форме 003-В/у (если истекает срок действия утерянных прав), квитанция на оплату госпошлины.

Как получить права после лишения

Алгоритм замены ВУ после лишения

Получить права, которые изъяли по решению суда, разрешено только по истечении срока назначенной административной/уголовной ответственности. Перед получением прав водитель должен оплатить назначенные штрафы, возместить нанесенный ущерб (если он был причинен), пройти медицинское обследование (получить регламентированную справку), сдать экзамены в ГИБДД.

Чтобы написать заявление на восстановления прав после лишения необходимы паспорт, справка из суда о лишении ВУ, копия решения суда.

Водительские права: все, что нужно знать при получении или замене

Для того чтобы обзавестись главным водительским документом, нужно пройти обучение в автошколе. Самостоятельная подготовка у нас упразднена.

Виды и подвиды

  • М — мопеды (мопедом можно управлять при наличии любой другой категории в правах);
  • А1 — мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров;
  • А — мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 кубических сантиметров;
  • В1 — трициклы и квадрициклы (легкие трех- или четырехколесные автомобили);
  • В — легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. По этой же категории можно управлять и машиной с прицепом, если:

— максимальная масса прицепа не превышает 750 кг;
— если масса прицепа превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса прицепа и автомобиля не должна превышать 3,5 т.

  • ВЕ — легковые автомобили, с тяжелым прицепом (свыше 750 кг и когда общая масса прицепа с автомобилем больше 3,5 т);
  • С — средние грузовые (разрешенная максимальная масса которых составляет от 3,5 до 7,5 т) и большие грузовые автомобили (более 7.5 т). Можно управлять автомобилем с легким прицепом (до 750 кг);
  • СЕ — автомобили категории «С» с прицепом, масса которого составляет от 750 кг до 3,5 т;
  • С1 — средние грузовые автомобили (разрешенная максимальная масса которых составляет от 3,5 до 7,5 т). Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг);
  • С1Е — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т;
  • D — позволяет управлять автомобилями, которые предназначены для перевозки людей и имеют, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест. Можно управлять автомобилем категории D, сцепленным с прицепом, масса которого не превышает 750 кг;
  • — это автомобили категории D, сцепленные с прицепом, масса которого не менее 750 кг, но не более 3,5 т. Под эту категорию попадают также сочлененные автобусы;
  • D1 — «средний автобус», предназначен для перевозки пассажиров и имеет более 8, но не более 16 пассажирский мест. Помимо этого разрешено использование прицепа, масса которого не превышает 750 кг;
  • D1Е — дает возможность управлять «средним автобусом» с прицепом, масса которого превышает 750 кг, но при этом общая масса транспортного состава не должна превышать 12 т.

Особенности категорий

Категории М и А1 можно получить с 16 лет. Для обычных мотоциклов (А), легковых автомобилей (В1, В), грузовых автомобилей (С1, С) права выдаются с 18 лет;

Для «автобусных» (D1, D) минимальный возраст получения водительского удостоверения — 21 год;

Если вам нужны права «с прицепом» (BE, CE, DE), необходимо иметь опыт управления транспортными средствами категории B, С или D не менее 12 месяцев;

А для подкатегорий C1E и D1E, требуется опыт управления в течение года либо автомобилями подкатегорий C1 и D1, либо автомобилями старших категорий C и D.

Открываем новые категории

Допустим, у вас есть категория «В», а вам нужны мотоциклетные права. Или, к примеру, у вас легковая категория, а нужны права на грузовик;

Во всех перечисленных случаях водителю придется проходить обучение и сдавать экзамены для открытия новой категории или подкатегории водительского удостоверения.

Не забудьте, что в некоторых случаях, как я уже отмечал, требуется достижение определенного возраста и стажа вождения.

Замена прав

Срок действия водительского удостоверения составляет 10 лет с момента выдачи. По истечении этого срока удостоверение считается недействительным.

Если вас остановит инспектор ДПС, а права у вас закончились пару дней назад, то для сотрудника полиции вы человек, не имеющий прав. А раз так, то накажут вас штрафом (от пяти до пятнадцати тысяч рублей), и машину на штрафстоянку заберут.

Кроме истечения срока действия, необходимость замены прав может возникнуть из-за потери или повреждения водительского удостоверения либо после смены фамилии.

Процедура замены несложная и не занимает много времени. Сделать это можно в любом отделе ГИБДД независимо от места жительства.

Для замены вам потребуется: заявление, паспорт, медицинская справка (с февраля 2016 года справка нужна только при замене водительского удостоверения в связи с окончанием срока действия или при изменении состояния здоровья водителя), квитанция об уплате госпошлины.

Многие водители спрашивают, за какое время до окончания срока действия прав можно обратиться в ГАИ?

Формально этот срок нигде не прописан. Но в ГИБДД, к примеру, установлен полугодовой срок. То есть за шесть месяцев до окончания действия прав можно получить новое удостоверение. Если придете раньше, вам выдадут новое удостоверение с прежним сроком действия.

Перенос категорий в новые права

При замене водительского удостоверения все имеющиеся ранее категории переносятся в новый документ.

Кроме этого, новую категорию «М» вам поставят вне зависимости от имеющейся «взрослой» категории.

При наличии только легковой «В» вам поставят «В1» (со специальной отметкой AS —Automotive Steering — автомобильный тип рулевого управления).

Если у вас была открыта более старшая категория, то младшую вы получите автоматически. Например, была у вас «С», значит при замене вам подарят «С1».

Больше всего вопросов возникает при замене прав с категорией «Е».

Раньше любители прицепов довольствовались отдельной отметкой «Е». С ней можно было управлять любыми машинами с прицепом.

Затем в особых отметках стали выделять, какими именно транспортными средствами водитель может управлять при наличии прицепа. Например, «E к B», «E к C», «E к D», «E к BC», «E к BD», «E к CD», «E к BCD».

Сейчас же в правах стали проставлять отдельные категории — BE, CE, DE, C1E и D1E.

В ГИБДД очень часто при замене старых прав, в которых отмечены категории «В, С, D, Е», выданных до июля 2000 года, в новых открывают только «СЕ» и «DE». То есть использовать прицеп для легкового автомобиля водитель уже не может.

Но это все незаконно. Если у вас была открыта категория «Е», то в новых правах вам обязаны открыть все имеющиеся ранее категории с возможностью использования прицепа. Отказа ГИБДД бояться не стоит, судебная практика на нашей с вами стороне.

Для наглядности приведу примеры, какие категории вы должны получить при замене старых прав на новые.

Была категория А — в новом удостоверении будут А, А1, B1 (с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), М.

Была категория В — в новом удостоверении будут В, В1 (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), М.

Были категории В, С — в новом удостоверении будут В, В1 (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), С, С1, М.

Были категории В, С, D — в новом удостоверении будут В, В1 (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), С, С1, D, D1, М.

Были категории В, С, D, Е — в новом будут В, В1 (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), С, С1, D, D1, ВЕ, СЕ, С1Е, DЕ, D1Е, М.

Были категории А, В, С, D, Е — в новом удостоверении будут А, А1, В, В1, С, С1, D, D1, ВЕ, СЕ, С1Е, DЕ, D1Е, М.

Полный список категорий и подкатегорий водительских прав 2021 года с расшифровкой

Главная » Блог » Категории водительских прав с расшифровкой

01.05.2021
Комментариев нет

Водительское удостоверение разрешает автомобилисту управлять тем видом транспорта, категория которого указана в правах. Ведь автомобили отличаются между собой по объему двигателя, грузоподъемности, наличию пассажирских мест, сложности и степени опасности управления. Чтобы управлять определенным видом автотранспорта, следует получить удостоверение с соответствующей пометкой. В этой статье мы рассмотрим все категории водительских прав с расшифровкой с учетом всех нововведений.

Классификация периодически изменяется, в 2020 году действует список, утвержденный законом РФ «О безопасности дорожного движения», он состоит из 16 подвидов. За передвижение на транспорте, на который не оформлена водительская категория, к нарушителю применяется штраф в размере 5-15 тысяч рублей.

Прежде чем получать ВУ, следует решить, за руль какого транспорта вы хотите сесть. От этого будет зависеть категория прав, на которую предстоит пройти обучение. Самые легкие – это мотоциклы и легковые автомобили. Права на эти виды транспорта можно получить во всех автошколах. Тем же, кто хочет стать профессиональным водителем, придется поискать автомобильные курсы, на которых готовят учеников по расширенной программе.

Внешний вид водительских прав

Водительские удостоверения в России изготавливают в виде пластиковой карточки, с нанесением персональных сведений о водителе. Автоправа защищены голографическими знаками. Фотография не вклеивается, изображение лица и подпись наносятся при изготовлении документа.

На лицевой части прав изображена фотография и указаны личные данные:

  • фамилия, имя – на русском языке и латиницей;
  • год рождения, страна происхождения;
  • дата выдачи и срок действия прав;
  • наименование подразделения Госавтоинспекциии, выдавшего удостоверение;
  • серийный номер документа;
  • город проживания;
  • разрешенные категории;
  • личная подпись.

Отметка о разрешенной категории ТС указана непосредственно в ВУ, с обратной стороны. Внизу печатаются особые отметки: об ограничениях по медицинским противопоказаниям, дата открытия и срок действия. Водительские права выдаются на десять лет. Просроченный документ подлежит обязательной замене.

Напротив открытой категории, кроме даты получения и срока действия ВУ, указываются специальные отметки:

  • GCL – водитель должен находится за рулем ТС в очках или линзах. Примечание вносится на основании заключения окулиста из медицинской справки. При этом на фотографии водитель должен быть изображен в очках или линзах.
  • ML – медицинские ограничения.
  • AS – указывается в графе с категорией В, при закрытой категории А. Означает, что владелец может управлять ТС только с автомобильным рулем и при наличии сиденья.
  • MS – противоположна аббревиатуре AS. Сообщает о том, что водителю разрешено управлять мотоциклом, без права вождения автомобиля. Разрешается водить трициклы и квадрициклы, оснащенные мотоциклетным рулем.
  • АТ – автоматическая трансмиссия. Разрешено управлять лишь автомобилями с коробкой «автомат». Ездить на «механике» водителю запрещено.
  • МС – разрешено вождение автомобиля, оснащенного ручным управлением. Отметка ставится водителям-инвалидам на основании медицинских предписаний.
  • APS – управление только транспортом, оборудованным автоматической системой парковки.
  • HA/CF – вождение машины с использованием слухового аппарата.

Серия и номер документа дублируются с обеих сторон пластика. В примечаниях указывается справочная информация – стаж водителя, год первичного получения удостоверения.

Категории ТС

Категория водительского удостоверения свидетельствует о виде транспорта, которым разрешено управлять автолюбителю:

  • А – позволяет управлять обычными мотоциклами, с боковой коляской, 3-х-колесными и 4-х-колесными транспортными средствами, со снаряженной массой не более 400 кг.
  • А1 – распространяется на легковесные мотоциклы, с объемом двигателя до 125 см3, мощностью до 11 кВт (открывается по умолчанию при наличии категории А).
  • В – на легковые машины, весом до 3,5 тонн, предназначенных для перевозки не более 8 человек кроме водителя. Сюда же относятся джипы, внедорожники, небольшие пикапы.
  • ВE – легковые авто с габаритным прицепным устройством (от 750 кг до 3,5 т).
  • В1 – трициклы и квадрициклы;
  • С – разрешение на грузовой транспорт (от 3,5 тонн). Категория понадобится для управления «тяжеловесами», типа «Хаммер», ГАЗ «Тигр».
  • СE – грузовые автомобили с прицепом. Категория CE, полученная до появления подкатегорий, разрешает управлять грузовиками с прицепами.
  • С1 – грузовой транспорт с грузоподъемностью 3,5-7,5 тонн.
  • С1E – средние грузовые машины с прицепным устройством, вес которого превышает 750 кг. Суммарная масса авто и прицепа должна быть до 12 тонн.
  • D – автомобили, приспособленные для перевозки более 8 человек, микроавтобусы, маршрутные такси и автобусы. В категорию не входят сдвоенные автобусы- «гармошки».
  • DE – автобусы с прицепом, масса которых более 750 кг, сцепленные автобусы.
  • D1 – небольшие автобусы, вместимостью пассажиров от 8 до 16 человек.
  • D1E – микроавтобусы с прицепом, с максимальным весом не более 12 тонн. В прицепе нельзя перевозить людей.
  • М – мопеды и легкие квадрициклы. Открывается вместе с одной из других категорий.
  • Tm – трамваи.
  • Tb – необходима для вождения троллейбусов. Ранее для управления троллейбусом или трамваем требовались особые отметки в водительских правах.

Приведенная классификация содержит подкатегории с цифровой приставкой. Они выделены для использования облегченных вариантов транспортных средств – с меньшей грузоподъемностью и мощностью двигателя. Подкатегории открываются по умолчанию, как дочерние, при открытии основных категорий.

Возрастные ограничения для получения прав

Российское законодательство устанавливает ограничения по возрасту для открытия в водительском удостоверении разных категорий. Подкатегории А1, М разрешены в 16-летнем возрасте. В 18 лет можно получить права категорий A, B, В1, C и С1, для управления легковыми и грузовыми автомобилями небольшой массой. ВЕ, С1Е, СЕ разрешено открывать с 19 лет. С 21-летнего возраста разрешается получать права на микроавтобус, автобус, троллейбус и трамвай.

Управлять машинами с прицепами можно лишь спустя год после открытия основной категории. То есть у водителя должен быть стаж вождения автомобилем от одного года, чтобы он мог получить право на управление транспортом с прицепом.

Подростки в возрасте 17 лет могут пройти обучение в автошколе на категории В и С. Но после сдачи экзаменов они не смогут самостоятельно водить машину, права выдаются лишь с 18 лет.

Открытие дополнительных категорий

Если водитель захочет открыть новые категории в правах, ему придется пройти обучение в автошколе и сдать квалификационные экзамены по теории и практике. Для каждой предусмотрены разные экзамены. Самостоятельно подготовиться к сдаче экзаменов нельзя, для допуска на экзамен требуется свидетельство от автошколы об окончании курса.

Чтобы открыть категории A, А1, М и B1, необходимо пройти теоретический экзамен и сдать вождение на автодроме:

  • выполнить габаритную восьмерку, змейку, продемонстрировать скоростное движение;
  • сдать парковку и выезд с парко-места;
  • правильно остановить транспорт для посадки или высадки пассажиров.

Для открытия категории В необходимо дополнительно выполнить упражнение «Регулируемый перекресток» на автоматизированном автодроме, инструктор попросит проехать по эстакаде, тронутся «под горку», сдать задним ходом в условный гараж, припарковаться, выполнить повороты под 90 градусов, развернуть авто в ограниченном местности.

Чтобы открыть C, D и подкатегории C1, D1, кроме теории, требуется продемонстрировать навыки езды на грузовом транспорте на площадке и в реальных городских условиях: выполнить стандартные упражнения на учебном транспорте запрошенной категории, сцепление и расцепление, парковку у платформы на разгрузку.

Если вы учились в автошколе на машине с АКПП, но возникла необходимость управлять автомобилем с «механикой», придется пересдавать экзамен по вождению на автодроме. Только после успешной пересдачи, вы получите права без отметки АТ.

Правила получения прав с новыми категориями для иногородних граждан

Те, кто проживают не по адресу регистрации, вполне могут получить новую категорию в другом городе. Иногородние жители должны подать в отделение ГИБДД расширенный пакет документов:

  • паспорт гражданина России;
  • медицинскую справку;
  • документ, подтверждающий местную регистрацию;
  • справка из ГИБДД по месту прописки, подтверждающая, отсутствие нарушений и лишений водительских удостоверений.

Процедура замены прав

Не нужно проходить экзамены тем водителям, которые переоформляют удостоверение в связи с окончанием срока их действия. Водительские права выдаются на 10 лет. Автомобилист должен самостоятельно следить за годностью документа, и вовремя переоформить удостоверение. КОАП предусматривает ответственность за управление транспортом с просроченным удостоверением в виде штрафа.

Для замены просроченного удостоверения следует обратиться в отделение Госавтоинспекции, МФЦ, или оформить заявление через портал Госуслуг. За обмен документов необходимо оплатить госпошлину в размере 2000 руб. Если воспользоваться услугами сайта Госуслуг, можно получить скидку 30% от суммы сбора.

Для замены документа водитель должен предъявить:

  • заявление по установленной форме 003-В/у;
  • старое удостоверение;
  • паспорт;
  • справку о прохождении медицинского осмотра;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Фотографию сдавать не нужно, вас снимут непосредственно в подразделении ГИБДД или МФЦ. Не понадобится медсправка тем, кто меняет права по причине, не связанной с истечением срока действия: из-за их износа, утери документа, смены фамилии, других персональных данных, изменения медицинских показаний.

Расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца

Категории в водительском удостоверении нового образца указаны на обороте документа — их 16. Эти категории нужны, чтобы подготовка водителей точно соответствовала транспорту, на котором они будут ездить. Рассказываем о категориях прав 2021 года, как их получить и сколько это стоит.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • Новые категории прав
  • Как выглядит новое удостоверение
  • Расшифровка категорий
  • Подкатегории прав
  • Расшифровка категорий для езды с прицепом
  • Как открыть новую категорию
  • Что если удостоверения не соответствует типу ТС

Новые категории водительских прав в 2021 году

В 2021 году новых категорий не появилось. C 2013-го действуют 6 новых категорий в правах:

  • М,
  • А1,
  • С1,
  • D1,
  • C1E,
  • D1E.

Как выглядит новое водительское удостоверение

Внешний вид. Первые российские права были желто-розовыми, двух видов:

  • бумажные 148×105 мм;
  • ламинированные 85×55 мм.

С 2009 года выдают новые ламинированные права 85,6×54 мм, они розовые.

Данные о водителе. Вот что есть в документе:

  • фотография,
  • фамилия, имя и отчество владельца;
  • дата и место рождения;
  • дата выдачи и срок действия прав;
  • подразделение, выдавшее удостоверение;
  • номер документа;
  • регион, где живет водитель;
  • открытые категории — латинскими буквами;
  • подпись.

На лицевой стороне удостоверения основная информация о водителе

Сзади информация об открытых категориях и крупный номер прав. Отметка AS позволяет водить мототранспорт, у которого сиденье и руль, как у машины

Расшифровка водительского удостоверения нового образца

Категория

Вид транспорта

Вес прицепа

Машина до 3,5 т и до 8 мест

более 750 кг, но меньше веса авто
без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 3,5 т

Грузовик массой более 3,5 т

Автобус от 8 мест

Подкатегории водительских прав

Категория

Вид транспорта

Вес прицепа

Мотоцикл с двигателем не более 125 см³

Трицикл или квадрицикл

Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т

Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т

более 750 кг, но меньше веса авто без
нагрузки.
Общая масса машины с прицепом не более 12 т

Автобус на 8-16 мест

Автобус на 8-16 мест

более 750 кг, но меньше веса авто
без нагрузки.
Общая масса машины с прицепом не более 12 т

Квадрицикл — маломощный автомобиль. В отличие от квадроцикла, на нем стоят ремни безопасности, педали газа, тормоза и сидения, как у авто. Квадрициклы регистрируют в ГИБДД , а квадроциклы — в Гостехнадзоре.

Расшифровка водительских категорий нового образца для езды с прицепом

Категория

Вид транспорта

Вес прицепа

более 750 кг, при этом масса
машины с прицепом более 3,5 т

Грузовик более 3,5 т

Как открыть новую категорию прав

Достичь 16-21 года и получить нужный стаж. Получить права может водитель определенного возраста и с нужным стажем вождения — других ограничений нет. Условия такие:

Категория

Условие

стаж вождения с категориями
В, С и D — год

стаж вождения с категориями
С, D или С1, D1 — год

Пройти обучение в автошколе. Знания и количество часов обучения для разных категорий отличаются. Например, обучение на категорию «А» занимает около 130 часов, а на категорию «D» — почти 300. Обучение на категорию «В» займет 190 часов.

В зависимости от категории цена обучения меняется: чем сложнее и крупнее техника, тем больше навыков управления придется освоить. Плюс стоимость горючего — мотоцикл будет потреблять за час учебной езды меньше топлива, чем КАМАЗ с прицепом. Вот средние цены на обучение в Москве:

Категория

Цена, руб.

Сдать экзамен в ГИБДД. Экзамен состоит из трех частей:

  1. теория — знания об устройстве транспорта, на котором планирует ездить курсант, о правилах дорожного движения, безопасности на дороге и первой помощи при ДТП;
  2. площадка — набор упражнений, который имитирует реальные ситуации на дороге. Например, объезд препятствий, заезд в гараж или парковка. Этот набор постоянно дорабатывается. С 1 апреля 2021 года планируется убрать эту часть из процесса получения прав;
  3. езда по городу с инспектором.

Если ученик пройдет все испытания успешно, то в тот же день получит права.

Какие категории прав открываются автоматически. Если гражданин уже получил права категории «А», «В» или «С», ему автоматически открываются подкатегории. Такое возможно, если водитель получил права до введения подкатегорий — до 5 ноября 2013 года.

Категория

Подкатегория открывается автоматически

Требования к фотографиям на права в 2021 году

Оформление ВУ осуществляется по определенным правилам. Именно они определяют, какими должны быть в 2021 году фото на водительские права.

Поскольку с 1 марта 2011 года в России стали выдавать водительские права нового образца, а требования к фото на водительское удостоверение определяется Ознакомиться с содержанием Приказа на правовом портале www.consultant.ru Приказом МВД РФ № 365 , рассмотрим, что в этом акте говорится о фотографиях для ВУ.

Благодаря нововведениям фото на водительское удостоверение можно сделать прямо в помещении ГИБДД. Таким образом, вы:

  • сэкономите своё личное время;
  • будете иметь снимки, которые точно будут соответствовать всем требованиям и стандартам.

Требования к фотографиям на права в 2021 году

Сейчас снимки делают согласно установленного порядка. Давайте рассмотрим, какие в 2021 году существуют требования к фото на водительские права. Если вы делаете фото в фотостудии, то здесь специалист должен учитывать Ознакомиться с содержанием Приказа на правовом портале www.consultant.ru Приказ МВД РФ №206 :

  • общий размер;
  • масштаб лица на снимке;
  • величину полей;
  • фоновый цвет.

Фото на права подразумевает расположение лица строго по центру кадра. Взгляд должен быть направлен в объектив, улыбка и другие изменения черт лица не допускаются. Также на фото на документы нельзя прищуривать глаза, а также запрещено фотографироваться в любых головных уборах, солнцезащитных очках.

Что касается основных требований для фото на водительские права, то размер фото на водительское удостоверение должен быть 3×4 сантиметров. На такой фотографии уже давно не делается белый уголок для печати ни с правой стороны, ни с левой. Фотографироваться на права желательно в строгой одежде без открытого декольте. Также на такой фотографии должно хорошо быть видно и лоб, и подбородок. Поэтому рекомендуется сделать правильную причёску перед тем, как сделать фото на водительское удостоверение.

Для получения водительских прав необходимо сделать две фотографии хорошего качества. А именно, контрастность снимка должна быть средней. Если на них будут присутствовать тени или они будут слишком светлыми или слишком тёмными, в ГИБДД просто могут не принять такие фотографии.

Если раньше фон фото был белым, то сейчас основной фон фотографии на правах — красный. Также фотографии на водительские права обязательно должны быть цветными. Чёрно-белый вариант здесь не допускается.

Где делать фото на водительское удостоверение

Сделать фотографию на водительское удостоверение можно в ГИБДД или в фотостудии. Однако логичнее всего обратиться за услугой в ГИБДД — это гарантия, что снимки не забракуют. Цветные фотографии на водительские права печатаются цифровым способом на сером фоне в специально отведенном месте удостоверения.

Как правильно фотографироваться на права — в очках или без

В 2021 году можно сфотографироваться на права в очках, но при одном условии — когда их прописал доктор. Если вы носите очки все время, то фотографироваться можно и в них, но только при условии, что они не будут загораживать большую часть лица. Не рекомендуется фотографироваться в очках с мощной оправой. Очки должны быть без тонированных стекол. Если вы носите линзы, то стоит проследить, чтобы не было бликов на снимке в области глаз. В любом случае, вы имеете право как снять их для фотографии, так и оставить. Единственное требование, чтобы очки не загораживали большую часть лица и чтобы они не были затемнёнными. Если же вы сфотографируетесь на права без очков, но вы их постоянно носите в повседневной жизни, то внизу должна быть сноска: «очки или линзы обязательны».

Если же вы сфотографировались с очками, но у вас восстановилось зрение после коррекции, то эта запись останется до следующей замены водительских прав. Если вас остановят и спросят после проверки документов, почему вы без очков, то всегда можно ответить, что вы перешли на линзы. А проверить это довольно сложно.

Согласно приложению №3 Ознакомиться с содержанием Приказа на правовом портале www.consultant.ru Приказа МВД РФ №355 , водители даже имеют право фотографироваться в головном уборе, если он не закрывает большую часть лица. Это право распространяется на людей, чьи религиозные убеждения не позволяют им ходить без головных уборов.

Приложение №3 Приказа МВД РФ №355:

(с изменениями на 20 октября 2015 года)

Оформление водительского удостоверения (далее — удостоверение) производится с использованием автоматизированных рабочих мест.

Нумерация разделов удостоверения печатается сиреневым цветом, остальная вводимая информация, в том числе таблица категорий, подкатегорий на оборотной стороне, — черным цветом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2014 года Ознакомиться с содержанием Приказа на правовом портале www.consultant.ru Приказом МВД России от 9 января 2014 года N 6 .

Цветная фотография владельца выполняется в процессе оформления удостоверения цифровым способом на сером фоне и печатается в специально отведенном месте удостоверения.

Фотография должна иметь четкое изображение лица строго в анфас без головного убора. Допускается изготовление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов.
Для граждан, постоянно носящих очки, допускается фотографирование в очках без тонированных стекол.

Все записи в водительском удостоверении выполняются на русском языке и дублируются способом транслитерации (простого замещения русских букв на латинские), учитывая рекомендованный ИКАО международный.

Заполненное удостоверение фальцуется по линии сгиба, помещается в ламинационный пакет, состоящий из трех слоев: верхнего и нижнего прозрачного ламината, а также среднего слоя из непрозрачного материала, помещаемого внутрь удостоверения, а затем ламинируется и вырезается в установленном формате.

Имейте в виду, что оформление водительского удостоверения — это равноценно что и получение паспорта. Ведь права можно использовать как удостоверение личности. Поэтому человека на фото должно быть хорошо видно. В противном случае, они просто будут считаться недействительными.

Если вы за рулём много лет, но по каким-то причинам вам необходимо переделать права, например, вы их потеряли или они испортились, то вам уже выдадут новый вариант удостоверения. Согласно Ознакомиться с содержанием Приказа на правовом портале www.consultant.ru Приказу МВД №390 , приложение 1, новые водительские права полностью соответствуют самым строгим требованиям международной конвенции о дорожном движении, к которой присоединилась и наша страна.

В правах нового образца, помимо категорий А, B, C, D и E есть категории ВЕ, СЕ и . Эти новые права действуют так же, как и старые — в течение 10 лет. Но старые ВУ водители имеют права не менять на новые, до полного окончания их срока действия. Хотя по вашему личному желанию, обменять документы на новые можно в любом отделе ГИБДД.

Новое удостоверение международного образца делается в течение нескольких минут благодаря современным инновационным технологиям. Новые водительские права по размерам равны банковской карточке. Их внешний вид сейчас более привлекательный.

Несмотря на то, что изменились правила выдачи новых водительских удостоверений, требования к фотографиям никак не изменились. Исключение — такие фотографии сейчас преимущественно делаются в ГИБДД, поскольку там имеется специальная оптико-электронная техника, позволяющая сделать мгновенное фото по всем требованиям и стандартам.

К тому же фотографии на пластиковое удостоверение сейчас наносятся при помощи специальной компьютерной аппаратуры. Этот процесс автоматизирован полностью. Если же делать фото на ВУ в ГИБДД, то вся ответственность за соблюдение норм и стандартов прав также ляжет на плечи сотрудников полиции.

Требования к фотографиям международных прав

Для езды за рубежом есть отличия. Они касаются и снимков. Какие именно фотографии нужны на водительское удостоверение международного образца прописано в приложении №2 Приказа МВД РФ №206.

В специально отведенном месте («Photographie«) вклеивается фотография владельца размером 35 x 45 мм, выполненная на матовой фотобумаге в черно-белом или цветном исполнении. Фотография должна иметь четкое изображение лица строго в анфас без головного убора. Допускается предоставление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов. Для граждан, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол. Под фотографией на месте специальной отметки («Signature du titulaire«) специальными чернилами или пастой черного цвета проставляется личная подпись владельца.

Внесенные записи и вклеенная фотография заверяются круглой печатью Госавтоинспекции, применяемой для международных водительских удостоверений.

Фото для замены водительского удостоверения тоже больше нет в списке обязательных документов для подачи в МРЭО. Ведь работники полиции сделают его самостоятельно прямо на месте. То есть, теперь нет такой необходимости идти заранее делать фото и потом с ним отправляться в ГИБДД. Подавайте все документы, приходите в ГИБДД, и фото для замены старых прав на новые вам сделают уже прямо на месте.

Ксения Крылова, публицист, журналист, автор сайта

Окончила Академию управления МВД РФ (44.07.01 Образование и педагогические науки, 2009 год). Основное направление профессиональной деятельности – публицистика, касающаяся вопросов автомобильного права и деятельности МВД в целом.

Водительские права категории «B» дают право ездить не только на машине

Какими транспортными средствами можно управлять с правами категории «В»?

Иногда каждому из нас предоставляется возможность сесть за руль не только своего легкового автомобиля. Особенно в выходные, праздничные дни или во время отпуска. Но можно ли с правами категории «В» управлять другими транспортными средствами? Оказывается, самая популярная водительская категория «В» дает множество возможностей очутиться за рулем не только легкового автомобиля.

Естественно, с правами категории «В» вы можете сесть лишь за руль некоторых транспортных средств. В остальных случаях, чтобы иметь законную возможность управлять нелегковым автомобилем, вам необходимо получить соответствующую транспортному средству категорию или подкатегорию водительских прав, пройдя обучение в автошколе и сдав экзамены в ГИБДД. Не забывайте, что, если вы сядете за руль, например, грузового автомобиля с правами, в которых открыта только категория «В», вы можете быть привлечены к административной ответственности за управление транспортным средством без водительского удостоверения (статья 12.7 КоАП РФ, грозит штрафом от 5 000 до 15 000 рублей).

Мало того, если вы, сев за руль транспортного средства без наличия в правах соответствующей категории, попадете в ДТП, в котором не будете виноваты, то не сможете получить страховое возмещение, поскольку, скорее всего, вас признают виновником аварии, независимо от обстоятельств дорожного происшествия. В этом случае страховая компания выплатит ущерб другим участникам ДТП, а к вам подаст регрессивное требование с целью получить с вас выплаченную ранее сумму.

То же самое, если вы с правами категории «В» сели за руль мотоцикла. Не забывайте, что согласно законодательству для того чтобы управлять мотоциклом, вы должны иметь права с открытой категорией «А». В противном случае, сев за руль мотоцикла с правами с категорией «В», вы, по сути, будете управлять мотобайком без водительского удостоверения со всеми отсюда вытекающими.

Какими транспортными средствами можно управлять с водительскими правами категории «B»?

Во-первых, напомним, что водительские права категории «В», предназначенной для допуска к управлению легковыми транспортными средствами, не ограничиваются только легковыми машинами. С такими правами вы также можете управлять и некоторыми другими транспортными средствами.

Для начала давайте вспомним, что же такое категория «В» в водительских правах и о каких транспортных средствах идет речь. Как все мы знаем, водительские права категории «В» дают право на управление легковыми транспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест в салоне автомобиля (помимо сиденья водителя) не превышает 8.

Также водителям с правами категории «В» разрешается управлять легковыми автомобилями сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

В том числе водителям категории «В» разрешается управлять легковыми транспортными средствами, сцепленные с прицепом разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки. Правда это возможно только при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств (автомобиля+прицеп) не превышает 3,5 тонны.

Стоит также отметить, что водительские права с открытой категорией «В» допускают управление мотоколяской.

Но и это не все виды транспортных средств, к управлению которыми вам разрешено приступать с водительской категорией «В». Ведь есть еще и подкатегория «В и «М», с которыми можно также управлять на законных основаниях при наличии водительских прав, в которых открыта лишь одна «В»-категория.

Итак, согласно действующему законодательству, при получении прав категории «В» водителю автоматически открываются категории М и В1, что дает право управлять следующими транспортными средствами:

  • Категория В1
  • Трициклы
  • Квадрициклы
  • Категория М
  • Мопеды
  • Легкие квадрициклы

КвадрИциклы ≠ КвадрОциклы

Обратите внимание, что квадрициклы – это не одно и то же, что квадроциклы. Квадрициклы – это, по сути, мотоколяски, которые были распространены во времена СССР. Сегодня эта категория транспортных средств практически забыта. Так что вряд ли у вас появится возможность сесть за руль этих необычных транспортных средств.

Квадроцикл – это уже другая категория транспортных средств, представляющих собой внедорожные мотовездеходы, для управления которыми нужно получать специальные права, причем не в ГИБДД. В настоящий момент их в России выдает Гостехнадзор.

В каких случаях с водительскими правами категории «В» нельзя управлять мопедом (скутером)?

К сожалению, несмотря на то что «В»-категория водительских прав автоматически открывает водителям легковых автомобилей управление скутерами, мопедами (то есть автоматически присваивается категория «М»), не во всех случаях разрешено садиться за руль мопеда.

Все дело в том, что иногда в водительских правах в 12 столбце обратной стороны водительского удостоверения, напротив открытой категории прав, ставится служебная отметка в виде латинской аббревиатуры «ML».

Например, если в строчке с открытой категорией «В» в столбце 12 стоят подобные буквы, это означает, что водителю запрещено управление мопедами и скутерами. То есть буквы «ML» в водительских правах прямо запрещают водителю садиться за руль мопеда. Обычно подобная отметка проставляется тем водителям, которые по медицинским показателям не могут осуществлять управление транспортным средством категории «М».

Самое интересное, что отметка «ML» может быть проставлена даже у тех водителей, у которых нет противопоказаний для управления этим видом транспортных средств.

Но как подобное происходит? Почему многим водителям с категорией «В» запрещают допуск к мопедам/скутерам?

Все дело в том, что категории прав и различные служебные отметки в водительском удостоверении проставляются на основании предъявленной водителем медицинской справки, которую нужно иметь при первичном получении прав или при их замене.

В медсправке обычно указываются все категории водительских прав, к которым у водителя нет противопоказаний для управления транспортными средствами соответствующих категорий. К сожалению, многие медцентры просто не ставят в медсправках отметку о категории «М», считая, что те, у кого уже открыта категория «В», автоматически имеют право управлять транспортными средствами категории «М».

Но в некоторых подразделениях ГИБДД подобное действие медцентров расценивается как запрет на управление мопедами. В итоге при первичном получении прав или при их замене по сроку водителю выдается удостоверение с отметкой, запрещающей управлять транспортными средствами категории «М».

Интересно получается, правда? Ведь сотрудники ГИБДД, не увидев в справке разрешения, считают, что раз нет прямого разрешения на управление мопедом, значит, медицинское учреждение запретило управлять мопедами. Но это, конечно, не так.

Так что если в вашем водительском удостоверении напротив категории «В» стоит отметка «ML», но вы на самом деле не имеете медицинских противопоказаний для управления мопедами и скутерами, вам необходимо обратиться с заявлением к начальнику любого подразделения ГИБДД, где выдают водительские права, с просьбой устранить нарушение ваших прав.

Правда, чаще всего на такие заявления люди получают отказ. Однако попытка не пытка. Но лучший вариант – это обратиться в медицинский центр, в котором вы получили водительскую медсправку, с просьбой изменить ее, поставив отметку, что вам разрешено управлять транспортными средствами категории «М». После этого обратитесь в ГИБДД с целью снять запрет на допуск к управлению мопедами. В этом случае согласно законодательству вам не могут отказать. Если откажут, обращайтесь в суд, который вы 100% выиграете.

Водительское удостоверение

Примеры водительских удостоверений (лицевая сторона)

Води́тельское удостовере́ние — документ, подтверждающий право на управление соответствующими категориями транспортных средств.

Выдача регламентируется национальными законодательствами и международными соглашениями. Основными условиями являются соответствие кандидатов в водители ограничениям по возрасту (как минимальному, так и максимальному) и состоянию здоровья, а также сдача специальных экзаменов (теоретических и/или практических) в уполномоченных органах (в России — РЭО ГИБДД МВД).

В некоторых странах профессиональным водителям (шофёрам, дальнобойщикам) для осуществления трудовой деятельности дополнительно требуется специальное разрешение (например, Driver CPC [en] в Великобритании). Участие в некоторых автоспортивных соревнованиях предусматривает получение гонщиками специальных лицензий (например, суперлицензия в «Формуле-1»).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Формат Венской конвенции о дорожном движении
    • 2.1 Российская Федерация
    • 2.2 Белоруссия
    • 2.3 Румыния
  • 3 Европейское водительское удостоверение
  • 4 Азия
    • 4.1 Таиланд
  • 5 Австралия
  • 6 Международное водительское удостоверение
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История [ править | править код ]

Автомобиль «Моторваген» Карла Бенца был шумным и дымным. Из-за жалоб горожан в 1888 году власти герцогства Баден дали ему письменное разрешение на использование его несовершенного транспортного средства на общедоступных дорогах. Впрочем, это разрешение ещё не считалось водительским удостоверением.

Первым в мире водительским удостоверением стала «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором», вручённая 14 августа 1893 года префектом полиции Парижа Луи Лепином ныне неизвестному французскому автомобилисту.

Тогда подобные справки выдавались без каких-либо экзаменов, для их получения кандидат был должен лишь продемонстрировать умение управлять собственным автомобилем.

Обязательный экзамен был впервые введён в 1899 году в Чикаго. В Великобритании подобный экзамен был введён только в 1934 году [1] .

Первый российский шофёр получил удостоверение на управление автомашиной в 1900 году. Документ был введён постановлением Санкт-Петербургского градоначальника «О порядке пассажирского движения на автомобиле».

Как сообщает ИТАР-ТАСС, дореволюционные удостоверения содержали сведения об их владельце и его фотографию. Для их получения уже надо было сдавать экзамены, притом проверялось не только умение управлять автомобилем, но и знание городской географии.

В 1909 году Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей», и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа.

В 1923 году Совнарком утвердил новое «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая из них предполагала стаж вождения не менее 6 лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Это приносило определённые неудобства: свидетельства, выданные в Петрограде (Ленинграде), например, не признавались в Москве.

Лишь в 1936 году выдавать «права» стали органы внутренних дел, и они приобрели единую форму, а также новое название — «удостоверение шофёра». В 1963 году СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении, и в стране появилось международное водительское удостоверение. С 1970-х годов было введено пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определёнными транспортными средствами.

Время от времени вводились и упразднялись талоны предупреждений к водительским удостоверениям. Они выполняли двойную функцию: накопительный учёт баллов за правонарушения и роль временного водительского удостоверения при изъятии основного (требовался паспорт или иное удостоверение личности). В талоне, выдаваемом совместно с водительскими правами, имевшими вид отдельной книжки, указывались 8 видов грубых нарушений правил движения, за совершение любого из которых производилась отметка о предупреждении. Отметка производилась посредством перфорации соответствующего пронумерованного сектора талона.

Водительские права, выданные в Москве капиталисту Юлию Гужону (1908). Эти права привязаны к единственному автомобилю «Ла-Буир» в 15 л. с. У Гужона была ещё машина, 20-сильный «Вестингауз», и соответственно, другие права.

Водительское удостоверение, выданное заключённому ГУЛАГа, январь 1941

Удостоверение шофера, 1955

Обложка удостоверения шофёра, 1955

Талон предупреждений, 1974 г.

Обложка водительского удостоверения СССР, 1985 г.

Формат Венской конвенции о дорожном движении [ править | править код ]

Венская конвенция о дорожном движении 1968 года установила для стран-участников общие требования к водительским удостоверениям и порядку допуска водителей к дорожному движению [2] . С 29 марта 2011 года вступили в силу поправки, определившие в том числе внешний вид и необходимые сведения для национальных водительских удостоверений [3] .

Статья 41 Конвенции обязывает каждого водителя автомобиля иметь водительское удостоверение. Страны-участники Конвенции обязаны обеспечить выдачу ВУ только лицам, обладающим необходимыми знаниями и навыками, после успешной сдачи ими теоретических и (или) практических экзаменов компетентным органам. Условия для успешной сдачи экзаменов должны быть предусмотрены в национальном законодательстве.

Любое национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям и предписаниям Конвенции, признаётся действительным на территории всех государств-участников Конвенции (кроме удостоверений ученика-водителя [en] ). При этом государства-участники могут не признавать действительным на своей территории водительское удостоверение, владельцу которого не исполнилось 18 лет (или 21 год для категорий «C», «D», «CE», «DE»).

Требования к внешнему виду ВУ перечислены в Приложении 6 Конвенции. Согласно им, национальное водительское удостоверение должно представлять собой документ размером 54×86 мм (формат ID-1 ИСО/МЭК 7810 [en] ). Удостоверение может изготавливаться из пластика или бумаги. Цвет — предпочтительно розовый. На передней стороне удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке (или национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также её название и/или отличительный знак.

В удостоверении указываются:

  • Фамилия;
  • Имя, другие имена;
  • Дата и место рождения (место рождения может быть заменено другими точными сведениями, определёнными национальным законодательством);
  • Дата выдачи удостоверения;
  • Дата истечения срока действия удостоверения;
  • Наименование или печать органа, выдавшего удостоверение;
  • Идентификационный номер[en] для целей регистрации;
  • Номер удостоверения;
  • Фотография владельца;
  • Подпись владельца;
  • Обычное место жительства;
  • Категории (подкатегории) транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения;
  • Дата выдачи удостоверения для каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Дата окончания действия удостоверения для каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Дополнительная информация или ограничения в кодированном виде, касающиеся каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Информация для целей регистрации в случае изменения страны обычного местожительства;
  • Информация для целей регистрации либо другая информация, касающаяся безопасности дорожного движения.

Места, отведённые для внесения записей, определяются национальным законодательством, но предпочтительно, чтобы пункты 1—7 указывались на одной и той же стороне удостоверения. Также национальным законодательством на удостоверении может предусматриваться место для хранения информации, вводимой электронным образом (штрихкод, чип, машиночитаемая запись и т. п.).

Все записи в удостоверении должны выполняться буквами латинского алфавита или транслитерированы латиницей.

Российская Федерация [ править | править код ]

Белоруссия [ править | править код ]

С 1 февраля 2011 года в Белоруссии были введены водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции о дорожном движении. Обмен — по заявительному принципу [4] .

Румыния [ править | править код ]

11 октября 1913 года в Румынии было выдано первое водительское удостоверение [5] .

ГИБДД поменяла правила сдачи экзамена на водительские права

Россиянам, которые получают водительские права, больше не надо будет сдавать практическую часть экзамена на площадке. Об этом говорится в новом административном регламенте МВД, который вступил в силу с 1 апреля, и в постановлении правительства «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами».

  • «площадка» исчезнет — теперь сдавать на права будут в два этапа: теория и вождение в городе. При этом часть элементов площадки в экзамене останется — заезд в бокс, выполнение параллельной парковки и разворота в ограниченном пространстве, «горку» нужно будет выполнять. Но если раньше они были частью «площадки», то теперь испытуемый будет сдавать эти элементы на закрытой площадке, а потом сразу же выезжать в город на вождение, писал Autonews;

  • во время сдачи экзамена появятся неизвестные маршруты. Еще одно нововведение касается маршрута сдачи экзамена. Ранее у каждого экзаменационного подразделения ГИБДД был свой утвержденный маршрут, включающий в себя перекрестки, пешеходные переходы, развороты и другие дорожные элементы, позволяющие оценить навыки будущего автомобилиста. Теперь будет утверждаться лишь перечень улиц и проспектов, на которых допускается проведение экзамена. Сам же маршрут каждый раз будет меняться — его будет определять экзаменатор прямо во время движения;
  • поменяется штрафная система. Ошибки будут разделены на группы по одному, двум или трем штрафным баллам. За грубые ошибки, которые вынесены в отдельный блок, сдача экзамена сразу будет приостановлена. Так, теперь за ошибки «не пристегнул ремень безопасности» или «использование телефона во время движения» желающий получить права автоматически будет удален с экзамена. Также экзамен будет не сдан, если набрать пять штрафных баллов;

    споры из-за проведения экзамена — теперь комиссии, которые рассматривают жалобы на сдачу экзамена, будут просматривать видеозаписи, сделанные во время испытаний. Съемка для этого будет храниться 30 дней, заявлял начальник управления организации регистрационно-экзаменационной деятельности, технического надзора и оказания государственных услуг Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России Роман Мишуров;

новые требования к документам: теперь желающему сдать экзамен нужно будет только предоставить документы, проверить заявление и поставить подпись. Заполнять и распечатывать заявление будет сотрудник ГИБДД. Такие изменения направлены на сокращение времени приема заявителя, а также минимизацию ошибок при заполнении заявления;

  • Также ГИБДД прописала основания для аннулирования водительских прав. Смерть владельца водительского удостоверения является основной из них. В таком случае такие изменения внесут в базу данных Госавтоинспекции в течение десяти рабочих дней, в том числе в автоматизированном режиме. Также их можно будет аннулировать из-за истечения срока действия, изменения персональных данных, выдачи новых прав и медицинских противопоказаний.
  • Во время подготовки нового регламента и дискуссий о нем в 2019 году Госавтоинспекция объявила, что планирует вообще отменить штрафные баллы при сдаче практического экзамена на водительские права. Заместитель начальника отдела организации регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД России Николай Гиляков заявил тогда: «Предварительно предполагаем, что от штрафных баллов мы уйдем. Как это будет выглядеть на бумаге, вопрос ближайших нескольких месяцев».

    Представители автошкол выступали с критикой отмены практического вождения на площадке. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутылева отмечала тогда, что в городе возникнет риск тотальной отмены экзаменов. Например, основанием для этого станет невозможность выполнить обязательное упражнение «разворот» на дороге, на которой коммунальщики не успели убрать снег. В ДОСААФ также заявляли, что будет «затруднительно» выполнить специальные маневры в городских условиях. Там указали на возможную необъективность сотрудников полиции — если на площадке границы упражнений обозначены разметкой и конусами, то в городе этого не будет. Следовательно, существует риск того, что реформа спровоцирует рост коррупции.

    Особенно сильные критические отзывы получило предложение отказаться от штрафных баллов и выставлять кумулятивную оценку «сдал» и «не сдал». Тогда представители автошкол и общественности заявили, что это решение станет поводом для коррупции при сдаче экзаменов. «У нас достаточно невысокий уровень сдачи экзаменов с первого раза. И это не говорит о том, что у нас плохо автошколы учат. Это говорит о многих других вещах, в том числе о коррупции при сдаче экзаменов. Ликвидировать право на ошибку при экзамене совсем — это несколько странно», — заявил тогда РБК заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто.

    Предыдущие изменения в регламент вступили в силу с 1 сентября 2016 года. Тогда ввели правило, что при сдаче теории кандидатам в водители, допустившим одну либо две ошибки в разных тематических блоках, придется ответить на дополнительные вопросы, по пять за каждую ошибку. До этого нужно было ответить правильно на 18 из 20 экзаменационных вопросов. При сдаче вождения на автодроме кандидатов в водители обязали пройти не три упражнения, как раньше, а пять.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector