0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для глубины вкуса и яркости блюда: три рецепта с гранатом

Для глубины вкуса и яркости блюда: три рецепта с гранатом

Спелый и свежий гранат — размером с апельсин, тяжелый и твердый на ощупь, с алой блестящей кожурой без вмятин и царапин. Помню, в детстве гранат непременно напоминал мне лето, хотя самый сезон его — это глубокая осень. Нравилось даже чистить этот плод — как будто разбираешь необычный пазл.

Гранат всегда считался ЗОЖ-продуктом. Но если раньше его в основном предпочитали есть просто так или делали сок, то сейчас все чаще добавляют в блюда: для большей пользы, глубины вкуса, яркости и аппетитного контраста. Кстати, блеклые и розовые плоды рекомендую не брать — с большой вероятностью они не успели дозреть.

Рекорд Гиннесса и пуникалагины

В переводе со средневековой латыни гранат — «яблоко с семенами». Родина этих плодовых деревьев — район от современного Ирана до Северной Индии. Оттуда их завезли в Средиземноморье и начали культивировать с древних времен. Гранат был очень популярен в Древней Греции: Гомер упоминает его в «Одиссее», а Геродот рассказывает об особом войске, солдаты которого несли на острие копий по золотому плоду — наивысшему знаку почести.

Он также символизирует вечную жизнь, плодородие и процветание, причем в абсолютно разных культурах. Эту концепцию взял за основу Сальвадор Дали в картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», про которую говорил: «Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната».

В ноябре 2017 года плод попал в Книгу рекордов Гиннесса — в китайской провинции Сычуань вырастили самый большой гранат: весом 2,5 кг и охватом 59 см.

О лечебных свойствах продукта говорили еще врачи в Древней Греции и Риме. В одном гранате содержится половина дневной нормы витамина С — мощного антиоксиданта и защитника нашего иммунитета. Для его получения плод лучше есть сырым, потому что микронутриент разрушается при термообработке.

Больше всего в продукте витамина К, который способствует свертыванию крови, твердости костей и гибкости кровеносных сосудов. Высокое содержание и фолиевой кислоты — для производства новых клеток и «ремонта» уже существующих, а также синтеза ДНК. Также в гранате хорошее количество калия и магния для здоровья сердечно-сосудистой системы и фосфора — структурного компонента костей и зубов.

Но особенным плод делают пуникалагины — мощнейшие антиоксиданты, которые содержатся в гранатовом соке и кожуре. Сама по себе шкурка, в отличие от семян и тонких белых перегородок, несъедобна, но из нее часто делают экстракт и пудру. За счет этих веществ гранат обладает сильными противовоспалительными свойствами и защищает от хронических заболеваний, в том числе онкологии и диабета. Также исследования показали, что всего 150 мл гранатового сока в день способны уже за две недели сильно снизить давление людям, страдающим гипертензией. Поэтому сейчас гранат причисляют к суперфудам.

Салат с руколой, гранатом и пряной заправкой без масла

Этот салат я люблю за гармонию вкусов: аппетитной пряности руколы, аккуратной горчинки радиккьо, сладости яблока и груши, неповторимости граната, легкой кислинки лимонного сока и острой нотки имбиря. Оливковое масло в заправке заменяет авокадо, а большей жирности добавляют грецкие орехи. Оба продукта — источники самых редких и жизненно-важных омега-3 жирных кислот.

Что нужно (на 4 порции):

  • Гранат — 1 шт.
  • Рукола — 80 г
  • Радиккьо или цикорий — 20 г
  • Груша «Вильямс» (очень спелая) — 1 шт.
  • Яблоко «Гала» — 1 шт.
  • Авокадо «Хасс» — 1 шт.
  • Свежевыжатый лимонный сок — 1 ч. л.
  • Дижонская горчица — 1 ч. л.
  • Имбирь — кубик 1 х 1 см
  • Фильтрованная вода — 150 мл
  • Грецкие орехи — 20 г
  • Розовая соль — по вкусу
  • Свежемолотый черный перец — по вкусу

Что делать:

  • Помыть и просушить руколу и цикорий. Если листья очень крупные, порвать их руками.
  • Очистить гранат.
  • Почистить имбирь и порезать мелким кубиком (можно пропустить через чеснокодавилку).
  • Очистить авокадо и удалить косточку. Порезать крупным кубиком.
  • Добавить в чашу измельчителя или блендера авокадо, воду, имбирь, дижонскую горчицу, лимонный сок, щепотку соли и перца и измельчить до однородной консистенции.
  • Порубить грецкие орехи.
  • Почистить яблоко и грушу, удалить сердцевины и порезать средним кубиком.
  • Положить зелень в салатник, добавить яблоко, грушу и гранатовые зерна (оставить горсть для сервировки) и аккуратно перемешать.
  • Полить салат заправкой зигзагом, сверху «разбросать» оставшиеся зерна граната и грецкие орехи.

Вместо томатов и бальзамика

Гранат на Ближнем Востоке использовали вместо… томатов. Он так же, как и помидоры, сразу придает блюдам интересный, глубокий и насыщенный вкус. Обязательно попробуйте иранский фесенджан — кусочки любого мяса или птицы в соусе из выпаренного гранатового сока и измельченных грецких орехов с куркумой, корицей, кардамоном и апельсиновой цедрой. Я готовлю растительную версию — с баклажаном, а белый рис, который обычно подают к этому горячему, заменяю на более полезный бурый. Хорошо получается и с зеленой чечевицей — густой ароматный осенний боул.

Кстати, гранатовый соус — один из самых быстрых способов «оживить» многие блюда: даже рыбу и гарниры. А в салате он может заменить бальзамический уксус. Самая популярная версия — традиционный персидский наршараб, который стал частью азербайджанской кухни. Добавьте в сотейник гранатовый сок, нерафинированный тростниковый сахар «демерара» и свежевыжатый лимонный сок и выпаривайте, периодически помешивая. В конце приготовления можно положить базилик, корицу, кориандр и перец. А если добавить немного наршараба к клюквенному соусу — получится очень интересная и необычная приправа.

Персидский гранатовый суп

Каждый гранатовый сезон я хотя бы один раз готовлю аш-э анар – традиционный суп иранской и иракской кухонь. Он «уютный», легкий и быстро готовится. А сочетание гороха и риса делают его сытным и не хуже мясного — они создают «полный» белок со всеми девятью незаменимыми аминокислотами.

Горох рекомендую замочить на ночь — чтобы избавиться от фитиновой кислоты, которая мешает усвоению витаминов и минералов. И обязательно добавить перец, чтобы получить куркумин — полезное активное вещество куркумы.

Что нужно (на 4 порции):

  • Репчатый лук (средний) — 3 шт.
  • Морковь (маленькая) — 1 шт.
  • Сельдерей — 1 стебель
  • Чеснок — 5 зубчиков
  • Желтый колотый горох — 200 г
  • Бурый рис — 40 г
  • Гранатовый сок — 300 мл
  • Куркума — 1 ч. л.
  • Фильтрованная вода — 700 мл
  • Листья петрушки — 20 г
  • Листья кинзы — 20 г
  • Листья мяты — 20 г
  • Зеленый лук — 20 г
  • Нерафинированное оливковое масло extra virgin — 1 ст. л.
  • Розовая соль — по вкусу
  • Свежемолотый черный перец — по вкусу
  • Зерна граната для сервировки

Что делать:

  • Очистить лук, чеснок, морковь. Порезать их средним кубиком, а чеснок — мелким.
  • Нарезать сельдерей — тонкими ломтиками.
  • Добавить ½ лука, морковь и сельдерей в чашу измельчителя и измельчить до консистенции пюре. Можно сделать это в чаше блендера, дополнительно добавив воду.
  • Добавить в кастрюлю оливковое масло, разогреть на среднем огне, добавить 2/3 репчатого лука, посолить и тушить в течение 10 минут.
  • Добавить чеснок и куркуму и готовить в течение 1 минуты, постоянно помешивая.
  • Добавить овощное пюре и воду и хорошо размешать.
  • Добавить горох и рис, посолить, довести до кипения, снять пенку, накрыть крышкой и варить до готовности крупы и бобового около 30 минут.
  • Промыть и посушить зелень. Нарезать зеленый лук кольцами. Петрушку, кинзу и мяту мелко порубить, отложить немного для сервировки.
  • Добавить в суп гранатовый сок и зелень и готовить еще 30 минут.
  • Подавать суп в боулах, посыпав оставшейся зеленью и зернами граната.

Детокс-смузи и начинка для батата

Если не нравятся косточки в гранате, рекомендую сделать смузи или более густую версию — смузи-боул на завтрак. Единственное, понадобится мощный блендер, чтобы их перемолоть. Я люблю сочетание граната с апельсином, кокосовым йогуртом и ягодами — клубникой, черникой, голубикой, вишней или малиной. Летом готовлю освежающий детокс-вариант — с очищенным огурцом, имбирем и лимонным соком. Для сладости добавляю в смузи банан и корицу или несколько фиников. Иногда кладу щедрую горсть зелени — шпината или романо, но в этом случае жертвую аппетитным цветом ради пользы.

«Мы до сих пор враги». Армяне Карабаха привыкают к жизни рядом с фронтом

В Лачинском коридоре остались населенные пункты, населенные армянами

Российские миротворцы ежедневно продолжают сообщать о все новых мирных жителях, возвращающихся в Карабах после окончания боевых действий. В Степанакерте (Ханкенди) жизнь, кажется, и правда, окончательно вернулась в мирное русло. Но в некоторые места жители не спешат возвращаться, не понимая, что с ними будет дальше.

Корреспонденты Русской службы Би-би-си провели несколько дней в Нагорном Карабахе.

«Снимать можно все, кроме блокпостов и военных», — инструктируют перед въездом в Лачинский коридор российские миротворцы. После осенней войны Лачинский район вернулся под контроль Азербайджана, но в соответствии с мирными соглашениями, которые заключили Ильхам Алиев, Никол Пашинян и Владимир Путин, сама трасса и пятикилометровая зона вокруг нее превратились в буферную зону, по которой армяне могут добираться до Степанакерта.

И если армяне, жившие в семи районах, которые вернулись к Азербайджану, были вынуждены покинуть свои дома, то в Лачинском коридоре остались населенные пункты, населенные армянами.

Когда машина только начинает спускаться с горы к погранпункту, на котором дежурят миротворцы, справа открывается вид на небольшое село Забух (местные жители называют его Ариаван). Шесть рядов одинаковых белых домиков с красными крышами были построены в свое время для армян-переселенцев из Ливана.

До осенней войны 2020 года тут проживало около 300 человек, после нее в село вернулись 87 жителей, рассказывает глава села Андраник.

  • «Надо жить, пустить корни и держать землю». Как живут ливанские армяне в Карабахе
  • «Обмен болью». Можно ли примирить азербайджанцев и армян после войны в Карабахе
  • Лачин: жизнь под надзором российских миротворцев

Когда мы заезжали в это село в дни войны и встречались с Андраником, он положил на стол плод граната и боевую гранату со словами: «Это жизнь и смерть. Мы выбираем жизнь».

Андраник решил остаться в Лачинском коридоре, несмотря на то, что формально это территория Азербайджана

«Я исхожу из того, о чем договорились Алиев, Путин и Эрдоган: все остаются на своих местах. Значит, и мы остаемся в своих домах», — объясняет он логику, по которой решил остаться жить в Ариаване, хотя формально это теперь территория Азербайджана.

За 44 дня войны четверо жителей села погибли, еще четверо были ранены. Один из снарядов упал рядом с домом Андраника в тот момент, когда его мама вешала во дворе сушиться белье.

«Я выскочил из дома в одной футболке проверить, все ли с ней в порядке, а она невозмутимо смотрит на меня и говорит: надень свитер и иди поешь», — смеется он, вспоминая тот случай.

Андраник уверен, что армяне «не те люди, которые смирятся с поражением». Он считает, что со временем контроль над районом снова перейдет армянам. Но пока их возвращение представляется мало реалистичным, мужчины Ариавана регулярно ведут патрулирование Лачинского коридора.

«Рая без людей быть не может». Как живут ливанские армяне в Карабахе

«Два раза мы фиксировали попытки нарушить границы коридора и обращались к российским миротворцам: мы здесь встали, чтобы нас защищать, если вы не будете выполнять эту работу, нам придется самим их прогонять. Больше попыток нарушить границы коридора не было», — рассказывает он.

Если в Ариаван после войны вернулась почти треть жителей, то в Лачине, где до войны жило почти 3,5 тысячи человек, теперь, по словам одного из местных жителей, осталось около сотни.

Оставшаяся в Лачине Аида говорит, что они с мужем не намерены уезжать отсюда, если только их не заставят принимать азербайджанское гражданство.

Андраник говорит, что ни Алиев, ни Пашинян, ни Путин не могут заставить людей покинуть свои дома, и уезжать из Ариавана не планирует. Впрочем, ему и его односельчанам, в отличие от жителей других армянских сел, повезло оказаться в пятикилометровой зоне вокруг Лачинского коридора, а что будет по истечении переходного периода, никто не знает.

За прошедшие с окончания войны три месяца в селе достроили школу. Учиться в нее теперь приезжают и немногочисленные дети, оставшиеся в Лачине, поскольку в городе работающих школ больше нет.

Шрус — граната автомобильная

Начните с выбора автомобиля:

1990-е1990199119921993199419951996199719981999
2000-е2000200120022003200420052006200720082009
2010-е2010201120122013201420152016201720182019
2020-е20202021

    Страна производитель: КНР
  • Сторона установки : передний мост
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 23
  • Диаметр прокладки [мм] : 63
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 27
  • Количество : 7

    Страна производитель: КНР
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Сторона установки : передний мост
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 29
  • Диаметр прокладки [мм] : 52
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 22
  • Вес [кг] : 2,095
  • Количество : 8

    Страна производитель: КНР
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Сторона установки : передний мост
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 22
  • Диаметр прокладки [мм] : 49
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 23
  • Вес [кг] : 1,687
  • Количество : 7

    Страна производитель: Дания
  • Сторона установки : со стороны коробки передач
  • Тип соединения / сочленения : Диск шарнира
  • Наружный диаметр [мм] : 100
  • Внутреннее зубчатое соединение со стороны дифференциала : 33

    Страна производитель: Дания
  • Сторона установки : передний мост
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Тип соединения / сочленения : Шарнир равных угловых скоростей
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 22
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 33

    Страна производитель: КНР
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Сторона установки : передний мост
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 28
  • Диаметр прокладки [мм] : 56
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 24
  • Число зубцов кольца ABS : 48
  • Вес [кг] : 1,815
  • Количество : 7

    Страна производитель: Дания
  • Сторона установки : передний мост
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Тип соединения / сочленения : Шарнир равных угловых скоростей
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 22
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 22

    Страна производитель: КНР
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Сторона установки : передний мост
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 25
  • Диаметр прокладки [мм] : 56
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 29
  • Вес [кг] : 2,782
  • Количество : 8

    Страна производитель: КНР
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Сторона установки : передний мост
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 32
  • Диаметр прокладки [мм] : 52,2
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 25
  • Вес [кг] : 1,881
  • Количество : 7

    Страна производитель: Дания
  • Тип соединения / сочленения : Диск шарнира
  • Внутреннее зубчатое соединение со стороны дифференциала : 25

    Страна производитель: КНР
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Сторона установки : передний мост
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 23
  • Диаметр прокладки [мм] : 55
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 25
  • Число зубцов кольца ABS : 42
  • Вес [кг] : 2,183
  • Количество : 7

    Страна производитель: КНР
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Сторона установки : передний мост
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 19
  • Диаметр прокладки [мм] : 46
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 23
  • Число зубцов кольца ABS : 40
  • Вес [кг] : 1,54
  • Количество : 7

    Страна производитель: КНР
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Сторона установки : передний мост
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 19
  • Диаметр прокладки [мм] : 46
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 23
  • Вес [кг] : 1,535
  • Количество : 7

    Страна производитель: Дания
  • Сторона установки : передний мост
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Тип соединения / сочленения : Шарнир равных угловых скоростей
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 30
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 33
  • Число зубцов кольца ABS : 45

    Страна производитель: Дания
  • Сторона установки : передний мост
  • Сторона установки : со стороны коробки передач
  • Тип соединения / сочленения : Шарнир равных угловых скоростей
  • Наружный диаметр [мм] : 84
  • Внутреннее зубчатое соединение со стороны дифференциала : 22

    Страна производитель: КНР
  • Сторона установки : со стороны колеса
  • Сторона установки : передний мост
  • Внутренне зубчатое соединение со стороны колеса : 22
  • Диаметр прокладки [мм] : 52
  • Внешнее зацепление со стороны колеса : 33
  • Вес [кг] : 1,785
  • Количество : 7
  • « Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • Дальше »
  1. Интернет-магазин автомобильных запчастей
  2. ШРУС

У нас есть ШРУС на следующие автомобили:

Коробка передач

У нас есть ШРУС таких брендов:

Переднеприводная техника занимает доминирующее положение на дорогах страны. Поэтому не стоит удивляться, что ШРУС автомобильный стал одной из самых востребованных деталей. Если говорить коротко, то благодаря этим элементам происходит передача крутящего момента непосредственно на колеса. Ресурс автомобильных гранат достаточно высок и превышает 300 тыс. км. при нормальном режиме эксплуатации. Стремительному износу нередко способствует сам водитель, подвергающий машину экстремальным нагрузкам. Мы говорим о резком старте с места с пробуксовкой, с прохождением поворотов с заносом на пределе возможностей авто. К негативным моментам, ускоряющим износ гранат относится и перегрузка автомобиля — поездки по дорогам с выбоинами без снижения скоростного режима.

ШРУС автомобильный

Постараемся разобраться в возможности самостоятельной диагностики, ведь поломки не всегда выявляются в ходе очередного ТО. Итак, приведем заслуживающие внимания факты, касающиеся неполадок:

  • Определить неисправность наружного автомобильного ШРУСа несложно, для этого надо выбрать свободную тихую площадку. Достаточно максимально вывернуть колеса и затем резко нажать на педаль акселератора для того, чтоб услышать звук надвигающейся проблемы. Он проявит себя в виде характерного хруста под нагрузкой.
  • Немного иначе проверяются внутренние гранаты. Есть два способа и можно воспользоваться любым из них. Первый заключается в проезде по ровной дороге со значительными выбоинами, в которых не надо снижать скорость. Естественно, сила воздействия не должна быть чрезмерной, чтобы не повредить подвеску. Возникающий стук и станет свидетельством поломки. Скорее всего, вас вскоре заинтересует цена на ШРУС. Другой способ не столь рискованный. Загрузите багажный отсек, заднее сиденье до такой степени, чтобы передняя ось немного поднялась. В таком положении ось гранаты сильнее нагружается в движении и выдают себя хрустом.
  • Теперь перейдем к причинам, которые способствуют преждевременному отказу деталей. Среди них выделим отсутствие смазки, ее недостаток. В ходе движения частенько рвутся пыльники, особенно по плохому дорожному полотну. Если вскоре не выявить эту проблему, то вода, грязь быстро «добьют» важный узел. Установка комплектующих сомнительного качества также ведет к скорой необходимости вновь заниматься поиском запчастей.

Каталог ШРУСов

Никогда не останавливается на достигнутом интернет магазин автозапчастей, изыскивая новых производителей, поставщиков. В результате у нас наряду с оригинальной продукцией можно купить десятки заменителей. Конечно же не стоит рассчитывать, что автомобильный ШРУС малоизвестной фабрики прослужит столько же, как образцы именитых брендов. Если хотите разумно сэкономить не в ущерб качеству, обратитесь за содействием в одному из продавцов. Менеджеры выделят для вас бренды, на которые есть смысл обратить особое внимание.

Если ты оказался в заложниках

Если ты оказался в заложниках, знай — ты не один. Помни: опытные люди уже спешат к тебе на помощь.
Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно — террористы могут отреагировать агрессивно. Постарайся успокоиться и жди освобождения.
1. Настройся на долгое ожидание. Специалистам требуется время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть.
2. Постарайся мысленно отвлечься от происходящего: вспоминай содержание книг, художественных фильмов, мультфильмов, решай в уме задачи. Если веришь в Бога, молись.
3. Старайся не раздражать террористов: не кричи, не плачь, не возмущайся. Не требуй также немедленного освобождения — это невозможно.
4. Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Помни: это вынужденная мера, ты спасаешь себя и окружающих.
5. Помни, что, возможно, тебе придётся долгое время провести без воды и пищи — экономь свои силы.
6. Если в помещении душно, постарайся меньше двигаться, чтобы экономнее расходовать кислород.
7. Если воздуха достаточно, а по зданию передвигаться запрещают, делай нехитрые физические упражнения — напрягай и расслабляй мышцы рук, ног, спины. Не делай резких движений.
8. Помни: если заложник проводит много времени с террористами, ему может показаться, что они вместе, а весь мир — против них. Это очень опасная ошибка! Знай: в любой ситуации террорист — это преступник, а заложник — его жертва! У них не может быть общих целей!

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАЛОЖНИКОВ (ШТУРМ)

Не всегда переговоры с террористами заканчиваются успешно. Иногда твоё освобождение требует штурма. Помни: для бойцов спецназа главное — жизнь заложников, а не их собственная жизнь. Они сделают всё возможное, чтобы освободить людей без потерь.
1. После начала штурма старайся держаться подальше от террористов.
2. По возможности, спрячься подальше от окон и дверных проёмов.
3. При штурме могут использоваться свето-шумовые гранаты: яркий свет бьёт в глаза, звук ударяет по ушам или чувствуется резкий запах дыма. В этом случае падай на пол, закрой глаза (ни в коем случае не три их), накрой голову руками и жди, когда сотрудники спецназа выведут тебя из здания.

После освобождения
Не спеши сразу уйти домой. Сначала надо связаться с сотрудниками специальных служб и врачами. Врачи помогут тебе выйти из шока и, если нужно, по их совету ты получишь необходимое лечение. Помни: после того, как тебя спасли, тебе необходима медицинская помощь.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТ ДЕТИ

Эти вопросы дети задали сотрудникам Федеральной службы безопасности России.

Если у меня есть газовый баллончик, как его лучше использовать против террористов?
Детям не стоит применять газовые баллончики, электрошокеры и другие средства против террористов. Это взрослые и очень злые люди, которым ребёнок не в силах оказать сопротивление.

Может ли такими средствами воспользоваться взрослый?
Нет, если он не имеет специальной подготовки.

Что нужно делать, если на тебя (или на другого заложника) повесили бомбу?
Если на человеке находится бомба, если он прикован наручниками, нужно без паники голосом или движением руки дать знать об этом сотрудникам спецслужб. При планировании спецопераций мы осуществляем контроль мест содержания заложников, поэтому если человек регулярно будет повторять: «На мне бомба, на мне бомба», то те, кому надо, это услышат.

Что делать, если тебе угрожают пистолетом?
Только одно: выполнять требования террориста и ждать, когда его обезвредят. Главная цель заложника в такой ситуации — спасти собственную жизнь.

Что делать, если в помещение попала газовая шашка?
Упасть на пол. Если есть какая-нибудь влажная ткань, накрыть ею лицо, чтобы было легче дышать.

Материал предоставлен:
Краевым государственным казённым образовательным учреждением «Учебно-методический центр
по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям
и пожарной безопасности Красноярского края»
Адрес: 660100, г. Красноярск, ул. Пролетарская, 155

Гранат: польза и вред для организма

История граната

В древние времена гранат считался символом плодовитости и средством от бесплодия. Слово «гранат» с латыни переводится как «зернистый», что объясняется его строением.

Родиной граната является Северная Африка и Средняя Азия. Сейчас это растение выращивают во всех странах с субтропическим климатом.

Из цветков граната производят красители для тканей, так как они содержат ярко — красный пигмент. Корочки используются для различных лекарственных отваров.

В древности его называли пуническим, карфагенским или гранатным яблоком из — за сходства формы и цвета. Некоторые считают, что именно гранат был тем самым запретным плодом, которым соблазнилась Ева.

Польза граната

Зерна граната содержат множество витаминов: С, В6, В12, Р. Также высока концентрация микроэлементов: кальций, магний, калий, марганец, фосфор, йод, железо, натрий.

Сок граната насыщен растительными кислотами: лимонной, яблочной, винной, щавелевой, янтарной. Благодаря им этот плод возбуждает аппетит и помогает пищеварению при пониженной кислотности желудка.

Полезен гранат для сердечно – сосудистой системы: укрепляет сосуды, нормализует артериальное давление, способствует кроветворению, активному синтезу гемоглобина и эритроцитов. Поэтому гранатовый сок часто назначают при анемиях В12, пониженном гемоглобине и общей слабости в восстановительный период после болезней и операций. Полезен всем пожилым людям как профилактика заболеваний сердца и сосудов.

Вред граната

Применение граната в медицине

В медицине используют практически все части растения: кожуру, цветки, кору, косточки, мякоть. Из них делают различные препараты, настойки и отвары для лечения малокровия, диареи и воспалительных заболеваний кожи и слизистой.

Белые перемычки, которые находятся внутри плода, сушат и добавляют в горячие растительные настои. Это помогает уравновесить нервную систему и избавиться от бессонницы.

Из косточек добывают вещества, обладающие противовоспалительными свойствами, а также стимулирующие перистальтику кишечника. Также из косточек получают гранатовое масло, богатое витаминами F и Е. Они способствуют омоложению и являются профилактическим средством против раковых заболеваний. Это позволяет рекомендовать это средство людям, работающим в условиях повышенной радиации.

Гранатовый сок – эффективная профилактика цинги, так как содержит витамин С в высокой концентрации.

Зерна граната рекомендуют включать в рацион гипертоников, поскольку он способствует снижению артериального давления. Этот плод в целом положительно влияет на сердце и сосуды, а также на кроветворение.

При диарее может помочь гранатовый сок, ведь он обладает закрепляющими свойствами. С этой же целью используют отвар кожуры.

«Гранат низкокалориен, поэтому его можно употреблять в том числе для диетического питания. Однако стоит помнить, что он стимулирует аппетит и эффект может быть обратным», – предупреждает Александр Войнов.

Сок граната содержит множество аминокислот. Половина их них есть только в мясе. Поэтому гранат незаменим в питании вегетарианцев.

Пушкой не пробьешь: 7 лучших бронированных автомобилей

Уже скоро российская марка Aurus начнет продажи роскошных седанов и лимузинов Senat, доступных в том числе и в тяжелой броне. Но пока «Аурусы» еще проходят испытания на полигонах ФСО, мы решили вспомнить другие дорогие и необычные автомобили, которые не боятся взрывов гранат и очередей из калашникова.

Cadillac Escalade — одна из самых популярных моделей, на базе которой создают броневики. Один из последних подобных проектов подготовила компания AddArmor, основанная экс-сотрудниками силовых структур США. В конструкции использовали пуленепробиваемое стекло толщиной более пяти сантиметров, выдерживающее огонь крупнокалиберных штурмовых винтовок и мощных пистолетов. Кузов защитили специальными углепластиковыми панелями, которые в десять раз прочнее, но при этом на 60% легче стандартной баллистической стали. Внедорожник оценили в 350 000 долларов (примерно 23 млн рублей).

Американская компания Rezvani, известная своими мелкосерийными спорткарами, предлагает «военную» версию своего единственного внедорожника Tank — Military Edition. Оснащение у автомобиля действительно боевое. Помимо пуленепробиваемых стекол и бронекапсулы, «Танк» укомплектован противопожарной перегородкой, «зубастыми» внедорожными шинами и специальной подвеской, позволяющей автомобилю оставаться на ходу даже после наезда на мину. Кроме того, в случае нападения автомобиль может выпустить дымовую завесу, чтобы скрыться от неприятеля. В салоне имеется комплект противогазов и медицинский набор для оказания первой помощи.

Огромный шести тонный броневик Karlmann King от китайской фирмы IAT, построенный на платформе тяжелого пикапа Ford F-550, претендует на звание самого роскошного и дорогого внедорожника в мире. Ведь базовый автомобиль с кузовом в стиле самолетов «Стелс» оценили примерно в 2 млн долларов (132,4 млн руб.), тогда как стоимость подвергнутой персонализации машины может доходить до 3,8 млн долларов (251,6 млн рублей). А доплатить есть за что. Скажем, в оформлении интерьера можно использовать кожу, алькантару, натуральное дерево и золото, а в список доступного оборудования входит, например, холодильник, планшеты, мощнейшая аудиосистема, караоке с трехмерным дисплеем и даже стробоскоп.

Не успел Rolls-Royce выпустить свой первый серийный внедорожник, как немецкая компания Klassen подготовила проект превращения модели Cullinan в шестиметровый бронемобиль стоимостью два миллиона долларов. Длина автомобиля увеличилась более чем на один метр, до 6,36 метра. Степень баллистической защиты соответствует уровню VR9. Это значит, что Cullinan способен выдерживать выстрелы автоматического оружия калибра 7.62 со стальным сердечником и взрывы мощностью 15 кг в тротиловом эквиваленте.

Бронемобили можно создавать не только на базе больших седанов и внедорожников. Скажем, немецкая фирма Trasco из Бремена доработала суперкар Aston Martin DB11, который способен обеспечивать защиту от «нападений с легким огнестрельным оружием и попыток грабежа». В конструкции дверей купе применили броневую сталь, дополнительные композитные материалы и пуленепробиваемые стекла. Общая масса защитных компонентов не превышает 150 килограммов. Как отметили разработчики, столь незначительная прибавка в весе никак не повлияла на динамику автомобиля.

Американцы из Armormax и вовсе утверждают, что создали самый быстрый бронированный автомобиль в мире. Конструкцию электрического лифтбека Tesla Model S P100D усилили особым баллистическим сплавом и специальным слоистым синтетическим волокном, которое приблизительно на 80% легче традиционной стальной брони. Как отмечают в компании, после доработки электрокар прибавил в весе всего 250 кг, тогда как «другие фирмы, как правило, добавляют до полутора тонн брони». При этом автомобилю не страшны выстрелы мощной винтовки и пистолета. Электрокар способен ускоряться с места до 96 км/ч за 2,3 секунды, а его максимальная скорость ограничена отметкой 250 км в час.

Созданием бронированных электрокаров Tesla занимается компания Centur Security из Мексики, где продажи пуленепробиваемых машин бьют все рекорды. Впрочем, это неудивительно: Латинская Америка удерживает лидирующие позиции по уровню преступности с применением огнестрельного оружия. В конструкцию кроссовера Tesla Model X добавили сталь, легкие баллистические материалы и особые стекла, способные выдерживать выстрелы «Магнума». Но самое главное, что электрокар потяжелел только на 250 кг, что снизило его максимальный запас хода всего на 3–5%.

Замена пыльника ШРУСа и самого ШРУСа — Энциклопедия японских машин — на Дром

Проверить состояние пыльников ШРУСов достаточно легко — выверните колеса до упора в нужную сторону и загляните за переднее колесо. Гофрированная резинка в центре колеса должна быть целой, вокруг нее не должно быть следов разбрызганной смазки. Если это не так, резинка требует срочной замены. Если упустить этот момент и продолжать ездить, внутрь пыльника попадет вода и песок, на деталях ШРУСа образуется выработка и его придется менять. Если на резинке видны трещины, то в этом случае тоже следует подумать о ее замене, жить ей осталось недолго. Если сам ШРУС неисправен, это можно установить даже без осмотра — при движении на крутых поворотах он будет издавать весьма характерный треск. В принципе, если пыльник цел и внутри ШРУСА нет воды и песка, можно ездить некоторое время и с «хрустящим» ШРУСом. И достаточно долго. И хотя были случаи, когда ШРУС полностью выходил из строя — трескался сепаратор, вываливались шарики и ШРУС проворачивался, такие случаи наблюдались на Фольксвагенах, но не на Тойотах (Toyota). На Тойотах (Toyota) про такие случаи ничего неизвестно.

Если необходимо заменить пыльник ШРУСа или сам ШРУС, это нужно делать следующим образом. Для начала, нужно запастись достаточно мощными ключами — нужно откручивать гайку ступицы, а обычными инструментами тут не обойтись, слишком она хорошо затягивается. Также, может потребоваться некоторое количество жидкости (масла) для коробки передач.

Для начала, нужно поднять переднюю часть автомобиля, установить ее на надежные опоры и снять колеса. После этого нужно ослабить гайки ступицы. Для этого нужно снять с них предохранительные шпонки и колпачки, попросить помощника изо всех сил держать тормоз, и ослабить гайку. Усилие при этом нужно прикладывать очень большое. На Тойотах (Toyota) резьба там обычно стандартная и гайку нужно откручивать как обычно. Далее, необходимо открутить болты крепления шаровой опоры к нижнему рычагу. После этого, можно полностью открутить гайку ступицы, отвести ступицу немного на себя, и слегка постукивая по оси ШРУСа вынуть его из подшипника ступицы. После этого, внешний конец приводного вала полностью освободится. Далее, необходимо отсоединить приводной вал от КПП. Сделать это можно тремя способами. Можно, вставив монтировку между внутренним шарниром и корпусом КПП слегка надавить на нее, после чего приводной вал полностью выйдет из КПП. Но в этом случае, из КПП может вылиться часть жидкости (масла), поскольку уровень жидкости должен быть выше, чем сальник приводного вала. Это значит, что нужно принять меры к тому, чтобы заранее слить жидкость из КПП, и соответственно, потом залить новую. Другой способ состоит в том, что на некоторых Тойотах (Toyota) внутренний ШРУС состоит из двух частей — собственно шарнира, и внутреннего вала с фланцем, который вставляется в КПП. Внутренний вал прикрепляется к шарниру через фланец шестью шпильками, которые можно открутить, и тогда внутренний вал останется в КПП, блокируя вытекание жидкости, а сам шарнир будет снят вместе с приводным валом. Этот способ не очень удобен, но на мой взгляд является оптимальным. Третий способ состоит в том, чтобы, сняв пыльник внутреннего шарнира, разобрать внутренний шарнир прямо на месте, таким способом легко разобрать, но довольно трудно обеспечить при последующей сборке необходимую чистоту деталей и надежность посадки внутреннего пыльника.

Далее, если необходимо поменять только пыльник, это лучше делать со стороны внутреннего конца вала. Для этого, нужно разобрать внутренний шарнир, сняв с него пыльник, руками снять корпус внутреннего шарнира, затем три подшипника. После этого нужно снять стопорное кольцо, фиксирующее трехлучевик на валу, и снять трехлучевик. После этого, можно через весь вал снимать пыльник внешнего шарнира.

После разборки все детали необходимо тщательно промыть, удалив с них любую грязь и остатки смазки. Если внешний шарнир исправен, необходимо наполнить его новой смазкой для ШРУСов, через весь вал надеть новый чехол и надежно его зафиксировать хомутом большего размера. На приводном валу большего размера имеется динамический демпфер, прикрепленный к валу хомутом. Соответственно, перед заменой пыльника его придется снять, а перед сборкой внутреннего шарнира — поставить обратно.

Если необходима замена внешнего шарнира, то это можно сделать и без разборки внутреннего. В этом случае необходимо снять пыльник с внешнего шарнира и отодвинуть его по валу как можно дальше. Далее, необходимо снять внешний шарнир. Он крепится на приводном валу при помощи пружинного стопорного кольца, но поскольку это кольцо находится внутри шарнира, эта операция часто вызывает вопросы. Однозначного ответа на эти вопросы нет, но мне например, всегда удавалось разобрать этот узел без особых проблем. Желательно иметь для этого помощника. Я обычно стараюсь найти рядом что-то типа высокого бордюрного камня. Затем, помощник должен держать приводной вал на весу, внешним концом вниз, рядом с этим бордюрным камнем, чтобы внутренняя плоскость шарнира находилась вровень с ним. Большой рожковый ключ, например на 30-32 кладется одним концом на внутреннюю плоскость шарнира, а другим на бордюрный камень. После этого, по этому ключу следует несколько раз, не очень сильно ударить кувалдой. Помощнику удержать вал в руках на весу не составит особого труда, хоть и кажется, что это не так. Если после нескольких ударов шарнир не сдвинулся с места, нужно перевернуть его, и несильно стукнуть по нему молотком или кувалдой в обратную сторону. Это нужно для того, чтобы шарнир не «закусил» заусенец металла на шлицах вала. Если это произойдет, то при продолжении сбивания шарнира заусенец может только увеличиваться, и тогда сбить шарнир будет очень трудно. Обычно, после 3-4 таких ударов шарнир успешно снимается с вала.

Дальнейшие операции очевидны — промыть все старые детали, заменить все, что необходимо, собрать обратно. При установке на вал нового шарнира, не нужно бить по нему до упора. Он должен одеваться на вал достаточно легко, причем именно до момента, когда зафиксируется пружинное стопорное кольцо, не дальше, иначе можно повредить конец вала о внутреннюю поверхность шарнира. После того, как внешний шарнир установлен и наполнен смазкой, нужно надежно закрепить на нем пыльник большим хомутом. Меньший хомут можно пока не затягивать, чтобы потом выровнять давление в пыльниках. В дальнейшем, при сборке внутреннего шарнира и установке приводного вала на место, может возникнуть еще одна небольшая неприятность. При вводе трехлучевика с подшипниками внутрь корпуса внутреннего шарнира, подшипники могут не попасть в направляющие канавки в корпусе шарнира. Обычно, после прокручивания приводного вала на несколько оборотов, они благополучно встают на положенные места.

Затем, когда приводной вал уже стоит на своем месте, полезно выровнять давление внутри пыльников, подсунув небольшую неострую отвертку в малое отверстие пыльника. После этого нужно зафиксировать малые хомуты на обоих пыльниках. При затяжке гайки ступицы, конечно, хорошо было бы иметь подходящий динамометрический ключ и затягивать ее с тем моментом, с каким положено, однако я обычно затягиваю ее насколько смогу, тем же инструментом, что и откручиваю. Если при откручивании я прикладываю максимум возможных усилий, то тот же максимум усилий при затяжке должен обеспечить необходимый момент.

  • Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник

Граната на крыше и обстрел из снайперской винтовки. Как испытывали бронированный ЗИЛ-4105

Обзоры 01.07.2019 25

Обстрел из советской винтовки СВД бронированный лимузин Cadillac Fleetwood не выдержал — несколько пуль пробили кузов и попали в салон. А вот ЗИЛ-4105 справился не только с выстрелами из винтовки, но и с подрывами гранат РГД-5 на крыше и под днищем.

«Кадиллак» и ЗИЛ сравнивали на огневых испытаниях, которые провели в 1985 году в одной из подмосковных войсковых частей. Американский лимузин был бронирован компанией O’Gara Hess & Eisenhardt из штата Огайо, а вот сделанный самим заводом ЗИЛ-4105 имел так называемую бронекапсулу, интегрированную в конструкцию кузова. Разные подходы к защите и повлияли на результаты испытаний.

Cadillac Fleetwood на огневых испытаниях

После завершения производства «сталинского» ЗИСа-115 в 1955 году завод продолжил работу над темой скрытого бронирования, хотя уже и не выпускал защищённых машин. А запрос на поставку ЗИЛов для руководителей Республики Куба стал толчком для проекта по созданию бронеавтомобилей нового поколения. Первые два экземпляра защищённого представительского автомобиля ЗИЛ-4105 построили в 1983 году.

Внешне автомобили не отличались от стандартной модели ЗИЛ-115 (она же ЗИЛ-4104), но салон «ноль пятого» был надёжно защищён бронекапсулой, которую изготавливал Курганский машиностроительный завод. Продуманная конструкция, специальная сталь толщиной до 10 мм, пулестойкие стёкла толщиной 43 или 47 мм — в теории всё выглядело надёжно, но без испытаний, естественно, было не обойтись.

Взрывы ручной гранаты РГД-5 на крыше и под днищем ЗИЛ-4105 выдержал, перед обстрелом из винтовки СВД пулями калибра 7,62 мм со стальным сердечником автомобиль тоже не «спасовал». В обшивке кузова зияли отверстия, но сквозного пробития не было даже в тех случаях, когда пуля попадала в края дверных или оконных проёмов.

Фрагмент из протокола испытаний: сверху ЗИЛ, снизу — «Кадиллак». Чёрными точками отмечены места сквозного пробития кузова

А вот у «Кадиллака», который привезли на испытания для сравнения с ЗИЛом, места крепления стёкол и дверные стыки оказались слабыми — несколько пуль пробили защиту. К гранатам «американец» тоже оказался не готов: после подрыва РГД-5 на крыше в кузове появилось сквозное отверстие. Подрыв гранаты под днищем — осколки попали в салон, топливная система и электрические кабели повреждены.

Одинаково успешно оба автомобиля противостояли только обстрелу из винтовки по пулестойким стёклам.

Всего Курганский завод сделал 20 бронекапсул для установки в автомобили ЗИЛ-41051 и ЗИЛ-41052 (версии отличались внешним оформлением). Плюс — две капсулы для опытных образцов с индексом ЗИЛ-4105.

Восстановленный прототип ЗИЛ-4105

Первый прототип после описанных выше испытаний уничтожили, второй долго хранился на заводе в полуразобранном виде, но несколько лет назад автомобиль отреставрировали и показали на одной из «Олдтаймер-Галерей». На заднем стекле машины намеренно оставили характерные следы от выстрелов, с которыми ЗИЛ-4105 успешно справился.

Благодарим Степана Александровича Доронина за помощь в подготовке материала.

• Это было интересно? Подпишитесь на наш телеграм-канал — там есть наши новости, рассказы про интересные машины и фотографии с курьёзами.

«Не хотим платить налоги, на которые закупают гранаты для ОМОНа»: почему IT-компании вывозят сотрудников из Белоруссии

IT-компании с офисами в Белоруссии начали переводить сотрудников в другие страны. Это происходит на фоне политической нестабильности: протесты в Минске после президентских выборов не прекращаются уже более двух недель, неудобства создают и проблемы с интернетом (его скорость снижена по требованию властей).

  • 25 августа стало известно, что «Яндекс» вывез в Киев часть сотрудников, работавших в Минске. Об этом написал The Bell со ссылкой на источники и подтвердил собеседник Forbes, близкий к «Яндексу». Этому предшествовал визит силовиков в офис «Яндекса» и Uber в Минске 13 августа.
  • Британская Godel Technologies тоже перевезла некоторых сотрудников с семьями в Киев «для минимизации рисков в связи со сложившейся ситуацией в стране», писал белорусский портал dev.by.
  • Разработчик софта EPAM из Белоруссии, чьи акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже, провел «временную релокацию» небольшого числа ключевых сотрудников, занятых на клиентских и корпоративных позициях, передал через представителя президент и гендиректор EPAM Аркадий Добкин. EPAM не уточнила, куда перевели сотрудников. По словам Добкина, компания «постоянно мониторит обстановку в Белоруссии и продолжает работать в стране».
  • Из-за визита силовиков в минские офисы «Яндекса» и Uber свой офис, расположенный неподалеку, временно закрыла компания Viber. Сотрудникам Viber вновь разрешили посещать офис с 19 августа. Глава Viber Джамел Агауа рассказал Forbes, что компания может прекратить инвестиции в Белоруссию, если ситуация не улучшится.
  • Разработчик игр Wargaming формирует план по «возможной релокации части сотрудников и членов их семей в другие страны в случае форс-мажорных обстоятельств», писал портал 42.tut.by со ссылкой на внутреннюю переписку в компании.

Побег из инкубатора

IT-компании в Белоруссии сконцентрированы в Парке высоких технологий (ПВТ) в Минске, где действует особый налогово-правовой режим для технологичных компаний. ПВТ создан экс-кандидатом на пост президента Белоруссии Валерием Цепкало.

В парке зарегистрировано более 750 компаний. Его резиденты освобождены от всех корпоративных налогов: налога на прибыль (18%) и НДС (20%), у них особая форма исчисления взносов в Пенсионный фонд, сотрудники платят подоходный налог по пониженной ставке (9% вместо 13%), им доступна облегченная процедура найма иностранных граждан.

Но сейчас белорусские айтишники заметно чаще хотят найти работу: количество размещенных гражданами Белоруссии резюме в сферах ИТ и интернета выросло в августе 2020 года на 29% к прошлому году, сообщил HeadHunter. У белорусов зафиксирован «взрывной рост» в поиске работы в России, сообщил представитель сервиса по поиску работы SuperJob. В августе этого года прирост соискателей по всем специальностям к августу 2019 года составил 56% среди мужчин и 72% среди женщин, уточнил он. Это больше, чем и в июле 2020 года: на 43% и 30% соответственно.

Рост числа желающих сменить работу совпал с увеличением числа компаний, раздумывающих о сворачивании бизнеса в Белоруссии. «Я знаком с руководителями примерно полусотни компаний. Думают о закрытии белорусских офисов практически все, активно действуют около 20%, т. е. это достаточно массовое явление», — говорит Кирилл Атстаров, CEO медтех-стартапа Skinive.com. Часть компаний уже отправляет сотрудников в неоплачиваемые отпуска. «Интернета все равно нет, да и сезон отпусков», — объясняет он.

Некоторые компании планируют и выход из ПВТ, что Атстаров называет «фактически открытой конфронтацией» с властью. Такую возможность сейчас обсуждают сразу несколько руководителей, уточнил он. «Мы не хотим платить налоги, на которые закупают пули и гранаты для ОМОНа», — объясняет Атстаров, чья компания также является резидентом ПВТ. Заявлений о желании выйти из ПВТ не поступало, сообщили Forbes в пресс-службе ПВТ.

Но покинуть ПВТ не так просто. «В некоторых случаях компания, которая выходит из ПВТ, должна вернуть в бюджет сэкономленные за счет налоговых льгот деньги. Для тех, кто долго состоит в ПВТ, эти суммы весьма внушительные — сотни тысяч и миллионы долларов», — указывает Атстаров. По его словам, некоторые предприниматели не исключают банкротств своих белорусских компаний, чтобы избежать необходимость возврата денег в бюджет.

В том числе благодаря работе ПВТ экспорт компьютерных услуг из Белоруссии увеличился в 2019 году на 33,3% по сравнению с 2018 годом и превысил $2 млрд. Доля высоких технологий в ВВП страны достигла 6,5%. В 2019 году отрасль обеспечила половину роста ВВП, который по всем отраслям составил 1,2%, отчитывался Белстат. Поэтому возможный исход резидентов из ПВТ может иметь серьезные последствия для белорусской экономики, предупреждает Атстаров.

Куда эвакуируются айтишники

Разработчик ПО для документооборота PandaDoc, являющийся сейчас резидентом ПВТ с головным офисом в США, начал подготовку к релокации, рассказал Forbes сооснователь и CEO компании Микита Микадо. По его словам, опрос сотрудников PandaDoc показал, что 83% респондентов хотят уехать из страны. Остальные могли бы остаться работать в Белоруссии на контрактной основе. По предварительным подсчетам, затраты в случае переезда не превысят 20% от общего зарплатного фонда на год, оценивает Микадо.

Релокация делается из соображений безопасности, объясняет Микадо, несколько лет назад переехавший в Кремниевую долину и недавно ставший героем фильма Юрия Дудя. Для переезда Микадо рассматривает Украину, Латвию, Кипр, Португалию. «Россию не рассматриваем, потому что может быть повторение белорусского сценария. Хочется переехать в страны, в которых сменяется власть», — объясняет он.

Похожим образом поступают сейчас около десятка компаний, хотя «план Б» продумывают все, говорит Микадо. По его оценке, большинство работников сферы IT «все еще ждет падения режима». Если смены власти не произойдет, то миграция будет массовой, а это «развал страны, последний гвоздь в гроб экономики Республики Беларусь», категоричен Микадо.

Пока Украина и Россия являются самыми простыми вариантами для релокации, полагает Атстаров. «Наши партнеры уже перевезли часть сотрудников в Украину из-за перебоев с интернетом, еще несколько аутсорсинговых компаний, как я знаю, также ведут переговоры о переезде в эту страну », — рассказывает он.

Его компания еще до политического кризиса планировала переносить головной офис в европейскую юрисдикцию. «Это в принципе нормальная практика для большинства IT-компаний — таким образом они становятся более привлекательными для зарубежных инвесторов. В Беларуси представительства компаний остаются в качестве центров разработок и исследований, которые тут платят налоги и зарплаты. Но протесты длятся больше двух недель, начались провокации и порча имущества, например, разрисовывают машины, бьют секла и как мы видим — напряжение пока будет только нарастать. Поэтому мы задумались еще и о безопасности наших сотрудников и обсуждаем релокацию ключевых сотрудников в более спокойные страны, рассматриваем как ЕС, так и Россию», рассуждает он.

«Сильный удар по офисному рынку Белоруссии»

Ряд компаний уже перевезли или перевозят часть сотрудников в Россию, Украину, Турцию и иные страны, рассказал управляющий директор, партнер Colliers International в Белоруссии Денис Четвериков. При этом решение о закрытии офиса в стране не принимается, но рассматриваются различные потенциальные сценарии: от переезда части или всей команды с сохранением юридического лица либо с закрытием офиса в Беларуси. Официально девелоперы не заявляли о корректировке своих планов и начатые офисные проекты по-прежнему находятся в стадии реализации, говорит эксперт.

IT-компании – основной арендатор качественных офисных площадей на рынке Минска в последние годы. По оценке Colliers, они занимают 37-39% от всего стока качественных офисов города. А в последние три года IT-сфера целиком доминировала на рынке аренды, потребляя более 70% от вводимых офисных площадей.

Текущая ситуация резко снизила спрос на офисные помещения в Минске. Если в последние год-два Colliers оценивала текущий неудовлетворенный спрос на офисы на уровне 70-120 000 кв. м, то сегодня этот показатель снизился примерно в 10 раз. При этом в большинстве своем компании продолжают платить за полупустые офисы: де-юре вакантность выросла несущественно, с 3,5% до 4,2%. Ставки аренды оценивать сложно, говорит Четвериков, поскольку сделок практически нет, но на начало августа новые договоры аренды подписывались по ставкам на 10-20% ниже по сравнению с началом года.

Многие новые проекты бизнес-центров были ориентированы на IT-компании с точки зрения количества и качества площадей, объясняет Четвериков. Но сейчас в вопросе аренды недвижимости большинство IT-компаний находятся на паузе, полагает он. «С одной стороны, льготы ПВТ пока еще никто не отменял, с другой стороны, насилие и несоблюдении базовых прав граждан, демотивация коллективов компаний и готовность рядовых сотрудников уехать из страны, обыски и отключения интернета, а также репутационные риски многих заставляют задуматься о дальнейшей судьбе офисов компаний», — объясняет эксперт. Уход IT-компаний будет сильным ударом для белорусского офисного рынка, заключает он.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector