1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История марки ГАЗ

История марки ГАЗ

ГАЗ, или Горьковский автомобильный завод — одно из крупнейших российских автомобилестроительных предприятий, которое изготавливает легковые, грузовые автомобили, микроавтобусы, спецтехнику и силовые агрегаты.

ГАЗ был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод им. В. М. Молотова. Этому предшествовало заключение соглашения между ВСНХ СССР и Ford Motor Company, согласно которому американцы организовали техническую помощь в налаживании изготовления легковых и грузовых автомобилей в СССР. В качестве базы производственной программы служили модели Ford-A и Ford-АА.

1 января 1932 года был открыт автомобильный завод, а уже в конце января он выпустил 1,5-тонный грузовик АА. С декабря предприятие начало изготавливать пятиместный легковой автомобиль А.


ГАЗ-А (1932–1936)

В 1933-м выходит 17-местный автобус ГАЗ-03-30 с деревянным каркасом и деревометаллической обшивкой. Он стал самым массовым автобусом довоенного и раннего послевоенного периода на дорогах СССР.

Выпускаемые на заводе автомобили пользовались таким спросом, что всего спустя пару лет после открытия, 17 апреля 1935 года, с конвейера сошел стотысячный легковой автомобиль ГАЗ-А.

В течение пяти лет после открытия ГАЗ получал техническую поддержку от Ford Motor. В частности, предприятие владело документацией на Model B 1933 года выпуска. Американский автомобиль потребовал существенной переработки для эксплуатации в условиях СССР. Так, две поперечные рессоры заменили на четыре продольные, а мощность четырехцилиндрового мотора увеличили до 50 л.с.

В 1936 году стартовало производство четырехдверного седана ГАЗ-М-1, который еще называли «Эмкой». Он был самым популярным советским автомобилем довоенного времени, на базе которого создано несколько модификаций, в том числе полноприводный фаэтон и внедорожник с закрытым кузовом типа седан.


ГАЗ-М-1 (1936–1943)

В преддверии Великой Отечественной войны на заводе создается армейский полноприводный внедорожник ГАЗ-64. Первый серийный экземпляр появился в августе 1941 года. Этот автомобиль имел открытый кузов и вырезы вместо дверей. Он строился на шасси ГАЗ-61, укороченном по базе на 755 мм, что позволяло не использовать карданный вал.


ГАЗ-64 (1941–1943)

Кроме автотехники для армии, на ГАЗе выпускались также танки. Известно, что в 1936 году на заводе была изготовлена серия плавающих танковТ-38. Их было выпущено всего 35 штук, после чего конструкторы пытались усовершенствовать модель. В результате появился прототип «Танка Молотова». Однако к осени 1941 года производство этих танков на ГАЗе было приостановлено.

Во время войны все производство ГАЗа было ориентировано на военные нужды. В октябре выпускается танк Т-60, а позднее — усиленный и бронированный Т-70. С декабря 1942-го производился усовершенствованный танк Т-80 с двухместной башней. Кроме того, ГАЗ выпускал легкую самоходно-артиллерийскую установку СУ-76, миномёты, двигатели и прочее.

Весной 1942 года с конвейера сходит бронированный автомобиль БА-64, построенный на основе ГАЗ-64. Он был разработан В. А. Грачевым, который за это получил Сталинскую премию. В 1943 году появляется армейский легковой автомобиль повышенной проходимости — ГАЗ-67Б.

Заводы ГАЗ подвергались неоднократной бомбардировке и получали сильные разрушения. Чтобы восстановить производство, в июне 1943 года 35 000 человек работали по 18–19 часов в сутки. Всего за 100 дней они сумели отстроить предприятие.

Однако разрушения привели к отказу от выпуска грузовика ГАЗ-ААА, а также временному приостановлению производства БА-64 и некоторых других моделей.

Труд работников предприятия во время войны был оценен по достоинству: завод наградили орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.

После войны ГАЗ сосредотачивается на обновлении своего модельного ряда. В 1946 году выходит «Победа» М-20, гусеничный снегоболотоход и грузовик ГАЗ-51 грузоподъемностью 2,5 тонны.

В 1948 году появляется грузовик ГАЗ-63, а годом позднее — ГАЗ-69, первые опытные образцы которого получили название «Труженик». Автомобиль выпускался серийно с 1953 по 1956 год, а позднее его изготовление передали Ульяновскому автомобильному заводу. Модель стала основой для создания множества модификаций, экспортировалась в 56 стран мира. Документацию на ее сборку передали в Румынию и Северную Корею.


ГАЗ-69 (1952–1972)

В 1950-м вышел в свет представительский большой шестиместный седан ЗИМ длиной в 5 530 мм с колесной базой в 3 200 мм. Он предназначался для партийной и правительственной номенклатуры, лишь в редких случаях продавался для личного пользования. Эта машина стала первой в мире, в которой в несущем кузове было расположено три ряда сидений. Кроме того, это первый автомобиль в СССР, использовавший гидромеханическую трансмиссию, которая позволяла машине плавно трогаться с места.


ЗИМ (1948–1960)

В 1956 году устаревшую внешне и в техническом плане «Победу» сменяет седан среднего класса — ГАЗ-21 «Волга», ставший целой эпохой в отечественном автомобилестроении. Над созданием модели работали такие конструкторы, как Н. И. Борисов, А. М. Невзоров, В. С. Соловьев и другие. Они смогли соединить в дизайне машины черты, присущие американской и европейской школе конструирования.

ГАЗ-21 комплектовался новым двигателем с клиновидной камерой сгорания и выдавал до 70 л.с. Автомобиль мог разогнаться до 130 км/час. Со временем «Волга» получила множество модификаций, в том числе с кузовом универсал, «люксовые» для экспорта и машины скорой помощи.


ГАЗ-21 (1956–1970)

В 1959 году появляется новый флагман — ГАЗ-13 «Чайка». Внешность семиместного автомобиля была схожа с топовыми американскими моделями. Конструкция содержала ряд технических новшеств, среди которых V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 195 л.с., гидроусилитель руля, четырехкамерный карбюратор и гидромеханическая коробка передач. Управление переключением передач осуществлялось с помощью кнопок, автомобиль оснащался омывателем ветрового стекла, электрическими стеклоподъемниками, радиоприемником с автоматической настройкой, противотуманными фарами и прочим. Наряду с седанами выпускались кабриолеты и лимузины.


ГАЗ-13 (1959–1981)

В 1958 году «Волга», «Чайка» и грузовик ГАЗ-52 получили Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. В этом же году руководителем ГАЗа становится И. И. Киселев, занимавший свой пост на протяжении 25 лет. Создавая специализированные заводы, он превратил Горьковский завод в одно из крупнейших производственных объединений.

На заводе работают над модернизацией грузовых автомобилей, в результате чего появляются ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-66. Последний был отмечен знаком качества благодаря своим отличным эксплуатационным характеристикам.

В 1970 году появляется ГАЗ-24 с улучшенными динамическими характеристиками, просторным салоном, удобным управлением и вместительным багажником. С 98-сильным мотором новая «Волга» разгонялась до 140 км/час.

В конце 79-х выходит третье поколение моделей большого класса. ГАЗ-14 «Чайка» с местами для семи пассажиров комплектовался V-образным 8-цилиндровым 220-сильным двигателем, позволявшим развивать скорость до 175 км/час.

В это время ГАЗ сосредотачивается на переходе грузовых моделей с бензина на дизель. В 1984 году появляется ГАЗ-4301 — первый автомобиль с дизельным двигателем воздушного охлаждения.

Начинается серийный выпуск «Волги» ГАЗ-3102, которая отличалась от своей предшественницы более солидной внешностью, обновленным интерьером, усовершенствованной тормозной системой и новой приборной панелью. В течение долгого периода эта модель использовалась партийной номенклатурой только как служебная.


ГАЗ-3102 (1981–2009)

В 1992 году ГАЗ преобразован в ОАО, а его президентом выбран Н. А. Пугин. Предприятие сосредотачивается в основном на выпуске легковых авто. Появляется усовершенствованная «Волга» — ГАЗ-31029 с новым дизайном передней и задней частей кузова.

В 1994 году выходит малотоннажный грузовик «Газель», со временем разросшийся до целого семейства авто и ставший очень популярным во всех странах СНГ. За первые 11 лет производства был выпущен 1 млн «Газелей».

В 1997 году появляется модернизированная «Волга», а компания выкупает лицензию у австрийской фирмы Steyr, по которой производит малолитражные дизельные двигатели для легковых автомобилей, легких грузовиков и микроавтобусов.

Осенью 2000 года контрольный пакет акций ОАО «ГАЗ» покупает компания «Базовый элемент». В следующем году Горьковский автозавод входит в состав холдинга «РусПромАвто», который в 2005-м был преобразован в «Группу ГАЗ».

Компанию ожидала существенная реорганизация: заново создаются дилерские сети, пересматривается структура, оптимизируется модельный ряд. Основные усилия завода сосредотачиваются на выпуске легких коммерческих автомобилей, автомобилей класса Е и двигателей.

В 2006 году «Группа ГАЗ» приобретает английскую LDV Group, выпускающую фургоны Maxus. С 2008 года на заводе стартует выпуск микроавтобусов и фургонов Maxus из британских SKD комплектов. Однако этот проект был свернут уже в 2009 году.

В 2008 году на оборудовании концерна DaimlerChrysler налажен выпуск модели Volga Siber, который завершен в 2010-м из-за низкой популярности автомобиля.

В 2010 году «Группа ГАЗ» подписывает соглашение с концерном Daimler, согласно которому на предприятии налаживается выпуск автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. В этом же году появляется «ГАЗель-БИЗНЕС» — обновленный, более надежный, безопасный и комфортабельный автомобиль. Спустя несколько месяцев после выхода он стал комплектоваться газобалонным оборудованием.

Год спустя компания договаривается с концерном GM о сборке нового поколения Chevrolet Aveo.

Еще одно важное соглашение было подписано с Volkswagen Group. Оно предусматривает выпуск не менее 110 тысяч автомобилей ежегодно. На мощностях ГАЗа будут изготавливаться такие модели, как Skoda Yeti, Skoda Octavia и VW Jetta.


ГАЗон Next (2014)

В 2014 году появляется пятое поколение среднетоннажных автомобилей «ГАЗон Next», которое пришло на смену ГАЗ-3309. Он отличается более просторной и эргономичной кабиной, позаимствованной у «ГАЗель-Next». Автомобиль комплектуется 153-сильным 3,7-литровым турбодизелем Cummins ISF 3.8 e4R или двигателем российского производства ЯМЗ-5344-20 объемом 4,4 литра и мощностью 149 л.с.

История горьковского автомобильного завода

ПМГ-1

03-30

(1933-1941 гг, 1945-1950 гг.)

05-193 и 05-194

М1

410

21

Прототипы Газ

История создания ГАЗ

Во многом благодаря усилиям Н. Осинского, который лично бывал на заводе Форд, в ноябре 1928 года был поднят вопрос автомобилизации в СССР.

О проекте автомобилизации СССР готовится отдельная стать.

Решение о строительстве

4 марта в советских газетах был опубликован соответствующий приказ председателя высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ) В. Куйбышева под номером №498 о строительстве автомобильного завода на 100 тыс. автомобилей в год. Через месяц определили и место строительства – деревня Монастырка под Нижним Новгородом.

Нижний Новгород в качестве строительной площадки выбрали исходя из следующих важных факторов:

  • Нижний Новгород уже являлся промышленно развитым, соответственно в городе проживали и квалифицированные специалисты.
  • Город стоит на слиянии двух крупнейших рек Европы — Оки и Волги. Доставка материалов для строительства завода не стало бы проблемой.
  • Железнодорожная связь с другими городами страны в которых создавались смежные с автомобильным производства.

В том числе и «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи» (КИМ), который позже, на некоторое время, становится филиалом ГАЗа.

Партнерство с компанией Форд

В качестве партнера выбрали американскую компанию Форд, которая производила до 1-1,5 млн автомобилей в год. К началу 1927 года в США насчитывалось 23 млн 431 тыс. автомобилей, что составляло 85% всего автопарка планеты! В Советском Союзе было только 12 тыс. машин и 40 место в мире.

Кроме того, советский союз привлекло и то, что Форд производил на одной базе легковые и грузовые автомобили.

Изначально Генри Форд пытался навязать свои условия – якобы он продает только готовые автомобили, но советские дипломаты намекнули, что ведут переговоры и с компанией GM. Генри Форд не мог допустить, чтобы его обошли конкуренты и 31 мая 1929 года договор между советским правительством и компанией Форд был заключен.

По договору Форд предоставляет лицензию на производство автомобилей марки Форд А и Форд АА, а также техническую помощь в организации процесса.

Сумма сделки 72 млн. золотых рублей.

Кстати, в 1958 году поднимется вопрос о том, были ли эти деньги действительно выплачены, об этом готовится статья.

Строительство завода

2 мая 1930 года был заложен первый камень будущего Нижегородского автомобильного завода имени В. М. Молотова (НАЗ).

К строительству были привлечены местные жители, жители с окраин Нижнего Новгорода, крестьяне из голодающих деревень приезжали со всей страны. Во время строительства даже были организованны специальные классы, в которых людей обучали грамоте.

В стройке принимали участие и американские рабочие, для которых даже построили целый американский поселок.

Ударными темпами автозавод был построен всего за 18 месяцев.

Первый выпущенный автомобиль

Первый выпущенный автомобиль – НАЗ-АА сошел с конвейера нового предприятие 1 января 1932 года, а в декабре того же года было налажено производство ГАЗ-А в кузове фаэтон.

С 1932 по 1938 гг. Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, освоил и выпустил 17 моделей и модификаций автомобилей, производил 68,3 % всех выпускаемых в стране автомашин.

Переименование – НАЗ, ЗИМ, ГАЗ

Нижний Новгород с 7 октября 1932 года (и до 22 октября 1990 года) носил название — Горький. С конца 1932 года, вместе с запуском в производство модели А, модельный ряд был переименован из НАЗ в ГАЗ.

Сам же завод переименовали в 1935 году в «Завод имени Молотова» (ЗИМ), а в 1957 году в «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ).

Первый собственный автомобиль

16 марта 1936 года с конвейера сошли первые образцы модели М-1, которую можно считать по настоящему первым советским легковом автомобилем, её разработал главный конструктор завода А. А. Липгарт, который к слову, стажировался на заводах Форда.

Репрессии 30-х годов

Репрессии 30-х годов ударили и по автозаводу.

В 1937 году главный строитель завода и первый директор Степан Семёнович Дыбец был арестован по обвинению в шпионаже.

В 1938 году арестован и расстрелян второй директор — Сергей Сергеевич Дьяконов.

Так к концу 1938 года почти все специалисты, которые стажировались в Америке, были арестованы, многие из них расстреляны. Так в 1938 году, идеолог создания и строительства автозавода Н. Осинский был приговорен к высшей мере наказания.

Под репрессии попали и многие Американцы, которые жили в заводском американском поселке.

Интересно, большинство арестов в то время проводилось именно на автомобилях М-1.

Краткая история Газ до наших дней

В военные годы завод выпускал грузовики, вездеходы, бронеавтомобили и легкие танки, а также самоходные орудия и боеприпасы.

За годы Великой отечественной войны было выпущено:

  • Автомобилей — 176 221 шт. (в том числе и ленд-лизовские комплекты грузовиков Ford G8T и Chevrolet G7107);
  • Танков — около 12 000 шт.;
  • Самоходных установок — более 9 000 шт.;
  • Миномётов — 24 000 шт.;
  • Автомобильных моторов — 232 000 шт.;
  • Снарядов для ракетной установки «Катюша» — 30 000 шт.

Дальнейшая история до наших дней, кратко:

  • 6 января 1946 года, началось производство ГАЗ-51;
  • 28 июня 1946 года, началось серийное производство ГАЗ М-20 «Победа»;
  • Октябрь 1956 года – производство ГАЗ-21;
  • 1958 года — на всемирной выставке в Брюсселе автомобили ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-52 были отмечены высшей наградой – Гран-при;
  • 16 января 1959 года — начало производства автомобиля представительского класса ГАЗ-13 «Чайка»;
  • 1 июля 1964 года, производство ГАЗ-66;
  • 1968 год – собрана первая партия самой массовой волги – ГАЗ-24;
  • Декабрь 1978 года, выпуск нового автомобиля представительского класса – ГАЗ-14;
  • 22 декабря 1980 года собрана первая партия автомобилей ГАЗ-3102;
  • Октябрь 1989 года, освоен выпуск ГАЗ-3307;
  • 26 ноября 1992 года. Преобразование Горьковского автомобильного завода в акционерное общество;
  • 16 июля 1994 года началось производство автомобилей «Газель»;
  • 15 декабря 1996 года началось производство следующего поколения автомобилей волга – ГАЗ-3110;
  • 10 сентября 1998 года начался выпуск автомобиля «Соболь»;
  • Декабрь 2000 года – Вход в состав группы «Базовый элемент»;
  • В 2001 году ГАЗ вошел в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто»;
  • 8 января 2003 года начали выпускать рестайлинговую версию «Гезели» и «Соболя»;
  • Декабрь 2004 года, налажено производство среднетонажного грузовика «Волдай»;
  • 2005 год — В ходе реструктуризации произошло преобразование в холдинг «Группа ГАЗ»;
  • 2006 год – покупка у концерна DaimlerChrysler сборочного предприятие «Стерлинг-Хиллз», производившего среднеразмерные седаны Chrysler Sebring и Dodge Stratus на оборудовании, вывезенном из США.
  • В середине 2006 года «Группой ГАЗ» приобретена английская фирма LDV Group, специализирующаяся на производстве лёгких переднеприводных фургонов Maxus;
  • 25 июля 2007 года началось производство Volga Siber. Предполагалось выпускать до 65 тыс. автомобилей в год;
  • В мае 2008 года ГАЗ приступил к сборке в фургонов и микроавтобусов Maxus из английских SKD комплектов. По мере локализации и перехода на технологию CKD сборки, объём производства Maxus должен был составить 50 тыс. в год;
  • Конец 2008 года – производство устаревших моделей ГАЗ 3110 и 3102 остановлено;
  • В середине 2009 года из-за кризиса и банкротства проект по производству Maxus был свёрнут;
  • 4 февраля 2010 года, очередная модернизация и выпуск «Газель — Бизнес»;
  • Конец 2010 года, после выпуска 8,7 тыс. автомобилей Volga Siber сборка была остановлена. Автомобиль не пользовался спросом. Легковые автомобили больше не выпускаются;
  • Апрель 2013 года, выпуск «ГАЗель NEXT».
  • Октябрь 2014 года, начался выпуск среднетонажного грузового автомобиля «ГАЗон NEXT».

История горьковского автомобильного завода

История ГАЗ

С именем Горьковского автозавода связан переход в стране на автомобильный транспорт, оснащение сельского хозяйства мощными грузовиками, обеспечение армии военными автомобилями, танками, бронетранспортерами, организация пассажирских таксоперевозок.

Автомобили «ГАЗ»:
  • в 1933 году в числе первых покорили пустыню Каракумы;
  • были основными машинами на «Дороге жизни» блокадного Ленинграда;
  • первыми прошли испытания на российском полюсе холода в поселке Оймякон Якутии;
  • успешно обслуживали советскую полярную экспедицию в Антарктиде на Южном полюсе Земли;
  • первыми во время пробега Горький — Владивосток прошли своим ходом по считавшимися непроходимыми в летнее время болотам Забайкалья и Читинской области;
  • автомобиль ГАЗ-66 первым в России стал обладателем государственного знака качества.

За 78 лет своей истории Горьковский автозавод разработал и освоил в производстве шесть поколений грузовых автомобилей, шесть поколений легковых автомобилей среднего класса, три поколения представительских легковых автомобилей большого класса, шесть поколений колесных бронетранспортеров и гусеничных машин.

Всего коллективом предприятия разработано более 40 базовых моделей грузовых и легковых автомобилей, а также военных и специальных автомобилей и автобусов, сотни их модификаций и опытных конструкций. За эти годы завод выпустил свыше 17 миллионов легковых и грузовых автомобилей. Все автомобильные заводы страны (ВАЗ, КАМАЗ, УАЗ, ЗАЗ, ПАЗ и другие) создавались и оснащались при непосредственном участии специалистов «ГАЗа».

Среди наиболее известных моделей Горьковского автомобильного завода – знаменитый и легендарный ГАЗ-66, грузовые автомобили ГАЗ-52 и ГАЗ-53, легковые автомобили «Победа», «Волга», «Чайка», лёгкие коммерческие автомобили «ГАЗель» и «Соболь», среднетоннажный грузовик «Валдай».

Автомобили «Чайка» ГАЗ-13 и «Волга» ГАЗ-21 получили Гран-при на Международной автомобильной выставке в Брюсселе.

6 апреля 1929 г. Принято постановление президиума ВСНХ СССР о постройке автомобильного завода в Нижегородской области.

31 мая 1929 г. ВСНХ СССР и американская фирма «Ford Motor Company» заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-A» и грузовых автомобилей типа «Ford-AA».

2 мая 1930 г. Под Нижним Новгородом заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Благодаря удачному проекту, умелому руководству, энтузиазму строителей завод был построен за 18 месяцев.

29 января 1932 г. С конвейера сошел первый автомобиль — грузовик НАЗ-АА.

6 декабря 1932 г. Собраны первые легковые автомобили ГАЗ-А.

16 марта 1936 г. Начало выпуска первой отечественной модели легкового автомобиля ГАЗ-М1 — знаменитой «Эмки».

С 1932 по 1938 гг. Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, освоил и выпустил 17 моделей и модификаций автомобилей, производил 68,3 % всех выпускаемых в стране автомашин.

Первая продукция завода — грузовые и легковые автомобили — летом 1933 года прошла проверку во время испытательного пробега протяженностью 10 тыс. км. Сочетая использование фордовских разработок с поиском и внедрением своих решений, конструкторы создали немало успешных автомобилей. Дальнейшее развитие предприятия шло по пути совершенствования моделей, наращивания производства, освоения новых технологических процессов и роста творческой инициативы работников.

С началом Великой Отечественной войны вся автомобильная промышленность была переведена на обеспечение обороны страны. Уже в первые дни производство ряда моделей пришлось свернуть. Ускорился темп проектирования и подготовки к производству новых моделей военного назначения, развернулось изготовление оружия и боевой техники.

В годы войны ГАЗ выпускал грузовики «ГАЗ-ММ», санитарные машины «ГАЗ-55», полугусеничные автомобили «ГАЗ-60», штабные автобусы «ГАЗ-05-193», легковые автомобили «ГАЗ-61» и созданные перед началом войны джипы «ГАЗ-64», на базе которых был разработан бронеавтомобиль. ГАЗ в годы войны играл роль не только ведущего поставщика автомобилей, но также и легких танков Т-60, Т-70, самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения. В частности, автозаводцы разработали и внедрили в массовое производство технологию изготовления штампо-сварного варианта снаряда «Катюша».

Противник не раз пытался вывести ГАЗ из строя. Наиболее тяжелые бомбардировки он произвел в 1943 году накануне Курской битвы, когда с 4 по 22 июня фашисты совершили семь налетов на завод.

В результате бомбардировок серьезно пострадали 50 зданий и сооружений завода и района, 9 000 единиц оборудования было выведено из строя. В рекордно короткие сроки, всего за «100 дней и ночей» усилиями ремонтников, монтажников, строителей, работавших по 18-19 часов в сутки, завод фактически был поднят из руин. Самоотверженный труд автозаводцев.

В годы войны не раз отмечался высшими правительственными наградами. В декабре 1941 года — Орденом Ленина за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции, в сентябре 1945 года — Орденом Отечественной войны I степени за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску артиллерийских самоходных установок для Красной Армии.

За годы войны ГАЗ выпустил более 170 000 автомобилей, около 12 000 танков, более 9 000 самоходных установок, более 10 000 минометов, около 30 000 снарядов для реактивных установок «Катюша» и 232 000 моторов всех типов.

Война еще не закончилась, когда на Горьковском автозаводе начали создавать новые модели грузовых и легковых автомобилей, в первые послевоенные годы изменившие практически весь модельный ряд завода. Такое обновление стоило поистине гигантских усилий. Стоит сказать, что всего за год было установлено заново и перемонтировано 4 036 единиц оборудования.

Первым в ряду новинок был грузовик ГАЗ-51. В июне 1946 года начался его массовый выпуск. Этот автомобиль вошел в историю как безупречно надежный, рациональный, экономичный. Он продержался на конвейере 29 лет. Вторым был освоен автомобиль ГАЗ М-20, знаменитая «Победа». В июне 1946 года завод собрал первую партию. Этому автомобилю суждено было стать не просто этапным, а вписать яркую страницу в историю не только отечественного, но и мирового автомобилестроения.

«Волга» ГАЗ-21, вставшая на конвейер в конце 1956 года — особый, классический для нас автомобиль. «Двадцать первая» стала символом целой эпохи. Передовая для своего времени, она и сейчас имеет немало поклонников. В последние годы наблюдается даже определенное повышение интереса к этой модели. Машины попадаются на глаза на улицах, лишний раз подтверждая, что «Волга» относится к числу самых прочных и долговечных автомобилей.

С 1932 по 1938 гг. Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, освоил и выпустил 17 моделей и модификаций автомобилей, произвел 68,3 % всех выпускаемых в стране автомашин.

6 января 1946 г. — начало производства грузового автомобиля ГАЗ-51 — самого массового отечественного грузовика. Выпускался до 1975 года. Всего было произведено 3 480 167 машин этой марки.

28 июня 1946 г. — собран легковой автомобиль ГАЗ — М20 «Победа» — первый в мире серийный автомобиль с кузовом «бескрылой» формы.

октябрь 1956 г. — начало производства популярной родоначальницы «волжской династии» — ГАЗ-21 «Волга».

1958 г. — на всемирной выставке в Брюсселе автомобили ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-52 были отмечены высшей наградой – Гран-при.

16 января 1959 г. — начало производства легковых автомобилей большого класса ГАЗ-13 «Чайка».

1 июля 1964 г. — начало производства полноприводных автомобилей ГАЗ-66.

1968 г. — собрана первая партия самой массовой модели легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Выпускался до 1993 года. Всего было выпущено 1 479 389 автомобилей.

декабрь 1978 г. — начало производства легковых автомобилей большого класса ГАЗ-14 «Чайка».

22 декабря 1980 г. — собрана первая партия автомобилей ГАЗ-3102 «Волга».

октябрь 1989 г. — освоен выпуск грузового автомобиля ГАЗ-3307.

Горьковский автозавод сумел успешно войти в рыночную экономику, освоив выпуск малотоннажных автомобилей «ГАЗель» и «Соболь» в бортовом и фургонном исполнении. Впервые в России при подготовке производства автомобиля ГАЗ-3302 «ГАЗель» была применена сквозная компьютерная технология проектирования производства и аналитических расчетов штампов и пресс-форм. За комплексную разработку и промышленное освоение в массовом производстве семейств малотоннажных автомобилей «ГАЗель» и «Соболь», создание на их базе нового поколения автомобилей скорой медицинской помощи семь представителей ОАО «ГАЗ» были удостоены премии Правительства РФ в области науки и техники. Лауреатами стали А.М. Бутусов, Б.П. Видяев, Ю.В. Кудрявцев, В.А. Малофеев, В.Л. Четвериков, В.М. Чураев, В.Н. Шабаров.

Практичные и недорогие легкие грузовики, обладающие исключительной маневренностью, оказали незаменимую поддержку российскому бизнесу в тяжёлых условиях перехода от плановой к рыночной экономике.

Сегодня автомобили семейства «ГАЗель» являются самыми покупаемыми коммерческими автомобилями в России и занимают более 50% рынка в своём классе. На «ГАЗе» производится более 200 модификаций и комплектаций семейства «ГАЗель».

Благодаря универсальности конструкции, на базе «ГАЗели» выпускаются бортовые грузовики, фургоны, грузопассажирские версии «комби», микроавтобусы; реализовано большое разнообразие спецкузовов и надстроек; созданы специальные комплектации автомобилей для коммунальных служб, оборудованные подъемными механизмами, автофургоны и автоцистерны, автолавки и др. На базе фургонных модификаций «ГАЗели» выпускаются автомобили «скорая помощь», автомобили для МВД, лаборатории, инкассаторские машины. Всего с начала производства выпущено свыше 1 500 000 автомобилей семейства «ГАЗель» всех модификаций.

26 ноября 1992 г. — Автомобильный завод «ГАЗ» преобразован в открытое акционерное общество.

16 июля 1994 г. — начало производства полуторатонного грузовика «ГАЗель», не имеющего аналогов в России.

15 декабря 1996 г. — начало производства автомобиля ГАЗ-3110 «Волга».

10 сентября 1998 г. Начало производства автомобилей нового семейства «Соболь».

декабрь 2000 г — Горьковский Автомобильный завод вошел в состав группы «Базовый элемент».

8 января 2003 г. — начало производства рестайлинговых легких грузовиков «ГАЗель» и «Соболь».

декабрь 2004 г. — начало производства среднетоннажного грузовика городского типа ГАЗ-3310 «Валдай».

2005 г. — Горьковский автомобильный завод входит в крупнейший автомобилестроительный холдинг «Группа ГАЗ».

25 июля 2007 г. — начало серийного производства легкового автомобиля Volga Siber.

4 февраля 2010 г. — начало производства модернизированного автомобиля «ГАЗель-БИЗНЕС». Это продукт с принципиально новым уровнем качества, надежности, безопасности, комфорта и сниженной стоимостью владения.

апрель 2010 г. — «ГАЗель-БИЗНЕС» с битопливным газобензиновым двигателем стал первым в России автомобилем в своём классе, который серийно комплектуется газо-балонным оборудованием.

июль 2010 г. — начало производства «ГАЗель-БИЗНЕС» с дизельным двигателем американской фирмы Cummins.

сентябрь 2010 г. — начало производства среднетоннажного грузовика «Валдай» с дизельным двигателем Cummins.

апрель 2013 г. — стартовало серийное производство автомобилей нового поколения «ГАЗель NEXT». Высокая функциональность, надежность, ресурс, рабочий комфорт, низкие инвестиционные и операционные затраты делают автомобили нового семейства оптимальным выбором для профессионалов рынка коммерческих перевозок.

март 2014 г. — Горьковский автомобильный завод «Группы ГАЗ» приступил к производству автобуса . Отличительными особенностями данной модели являются просторный пассажирский салон высотой 190 см, панорамная обзорность, богатое базовое оснащение и широкий набор дополнительных опций. Удобные пассажирские сиденья, автономный отопитель, современная тормозная система с ABS делают поездку приятной и безопасной.

октябрь 2014 г. — начало серийного производства среднетоннажного автомобиля ГАЗон NEXT. Новое поколение среднетоннажных автомобилей отличается повышенной грузоподъёмностью и пассажировместимостью, увеличенным ресурсом, европейским уровнем надежности, высоким уровнем комфорта и отличной управляемостью, расширенной функциональностью и лучшей в своём классе стоимостью владения.

Данный интернет-сайт носит информационный характер и не является публичной офертой. Для получения подробной информации о технических характеристиках и условиях договора обращайтесь по указанным контактам СЗАО «ФИРМА «ОМЕГА».

История горьковского автомобильного завода

Телефон: (831) 290-86-98

Адрес: 603004, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пр. Ленина, 95 (здание Корпоративного университета «Группы ГАЗ»)

Проезд: Автобусом, трамваем, метро до ост. «Комсомольская проходная»

Режим работы:* Временно закрыта для посещений.

Интернет:
www.museum.ru/M2547 — официальная страница
Музей истории ГАЗ — W1095, официальный сайт museum.gaz.ru

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Музей истории ГАЗ>»>

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата открытия — 10.10.1965

Описание:

Музей обладает уникальныой коллекцией автомобилей и документальным фондом, включающем архивы работников завода. Он знакомит посетителей с традициями ГАЗа и автомобильной культурой, используя свою уникальную коллекцию. Кроме автомобилей, музей собирает и хранит всё, что связано с жизнью автозаводцев.

Музей — лицо компании. Музейная экспозиция, справочный апппарат, работа с посетителями — всё это способствует формированию общественного мнения о предприятии. Особый интерес посетителей вызывает автомобильное наследие ГАЗа. Все аватомобили приобретены в результате большой и систематической поисковой работы. Все они прекрасно отреставрированы и поддерживаются в рабочем состоянии

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

ГАЗ — каталог техники

Официальные дилеры ГАЗ

Модельный ряд ГАЗ

  • Грузовые автомобили ГАЗ
  • Бортовые грузовики ГАЗ
  • Грузовые фургоны ГАЗ
  • Изотермические фургоны ГАЗ
  • Рефрижераторы ГАЗ
  • Самосвалы ГАЗ
  • Шасси ГАЗ
  • Малый коммерческий транспорт ГАЗ
  • Бортовые грузовики менее 3,5 т ГАЗ
  • Грузовые фургоны менее 3,5 т ГАЗ
  • Изотермические фургоны менее 3,5 т ГАЗ
  • Пикапы ГАЗ
  • Рефрижераторы менее 3,5 т ГАЗ
  • Шасси менее 3,5 т ГАЗ
  • Специальные автомобили ГАЗ
  • Вездеходы, снегоболотоходы ГАЗ
  • Эвакуаторы ГАЗ
  • Тягачи седельные ГАЗ
  • Автобусы ГАЗ
  • Городские автобусы ГАЗ
  • Микроавтобусы ГАЗ
  • Грузопассажирские микроавтобусы ГАЗ
  • Пассажирские микроавтобусы ГАЗ
  • Автоцистерны ГАЗ
  • Топливозаправщики ГАЗ

КОММЕРЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ — ГРУППА ГАЗ, ООО — история компании

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) был основан в 1936 году. В настоящее время ГАЗ — это главное предприятие крупной холдинговой компании «Группа ГАЗ».

Самая популярная и наиболее востребованная продукция Горьковского автомобильного завода — коммерческие автомобили легкой и средней грузоподъемности. Модельный ряд ГАЗ данного сегмента состоит из бортовых автомобилей и фургонов, стандартных и удлиненных платформ, однорядных и двухрядных кабин, маршрутных, семейных, вахтовых и корпоративных микроавтобусов, грузовых и грузопассажирских, заднеприводных и полноприводных модификаций. Сегодня производство легких моделей автомобилей марки ГАЗ занимает 50 процентов рынка легких автомобилей в России.

Серийные модели ГАЗ используются и для изготовления спецтехники. Данного вида продукции выпускается более 300 наименований. Среди них – фургоны для перевозки промтоваров, изотермические фургоны, самосвальная техника, эвакуаторы, цистерны пищевые и для транспортировки топлива, автобусы для перевозки школьников и кареты «скорой помощи», а также специальная техника для военных, милиции, спасателей. Немаловажно то, что всю линейку производимых автомобилей автозавод комплектует как бензиновыми, дизельными, так и газово-бензиновыми двигателями.

Предприятие «ГАЗ» идет по пути совершенствования и расширения модельного ряда. Одной из ярких новинок является «ГАЗель-БИЗНЕС». На очереди — производство коммерческих автомобилей нового поколения «ГАЗель NEXT». Базой для этого грузовика стала «ГАЗель-БИЗНЕС». Конструкция «ГАЗели NEXT» состоит из лонжеронной рамы и внушительного списка других элементов.

ГАЗ успешно занимается изготовлением запасных частей и автомобильных комплектующих — эта линейка производства включает в себя более 5 тысяч наименований изделий. Этот перечень состоит из мостов, осей и подвесок, колесных дисков, элементов выхлопной системы, чугунного литья, он также включает в себя продукцию кузнечного производства и инструменты. На сервис и продажу автомобилей ГАЗ работают больше чем 100 центров продаж и 170 центров сервиса.

ГАЗ сотрудничает с известными мировыми производителями автомобилей — такими, как Фольксваген, Дженерал Моторс и Даймлер. Кроме того, ГАЗ развивает партнерство с зарубежными производителями автомобильных комплектующих. В данный момент успешно работает СП с Bosal, который занимается производством систем выпуска отработанных газов в мировом масштабе.

История

История Автозаводского района начинается с 1931 года. В сентябре этого года Президиум Нижегородского Краевого Исполнительного Комитета рассмотрел вопрос об организации Райсовета в Автозаводском районе. К тому времени на территории Автозавода проживало около 30 тысяч человек. Четвертый район города Нижнего Новгорода был образован из земель Канавинского района Нижнего Новгорода и Дзержинского района Нижегородского края.

Первоначально район состоял из рабочего города автозавода с относящимися к нему поселками Американским, Восточным, Северным, Западным и селениями Карповка, Монастырка, Малышево.

Деревня Монастырка 30-е годы ХХ века

Занимаемая районом площадь к началу 1933 года составляла 27,7 кв.км. В 1934 году территория увеличивается за счет включения в черту г. Горького селений Гнилицы, Стригино, Нагулино, а немного позднее — поселка Н.Доскино.

В 1932 году вступил в строй автомобильныйзавод, давший жизнь району и ставший его неотъемлемой частью.

История открытого акционерного общества «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод») берет свое начало в 1929 г. 4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. 6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе территории строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода. 1 января 1932 года Горьковский автозавод вступил в строй действующих предприятий страны,а уже 29 января с конвейера сошел первый грузовик ГАЗ-АА. Строительство, создание производства и обучение персонала велись в тесном сотрудничестве с американской фирмой «Форд». ВСНХ СССР и американская фирма «Ford Motor Company» заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-А» и грузовых автомобилей типа «Ford-АА». Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой «Ford Motor Company». Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой «Austin & K».

Строительство Горьковского автозавода 1930 г.

В начале 30-х годов, одновременно со строительством завода, строится крупный жилой массив — Соцгород автозавода, Северный и другие поселки. Одни из первых улиц района — проспекты Кирова и Ильича.

Строительство жилых домов 30-е годы ХХ века

В 1931 году были заселены первые пять жилых домов Соцгорода, началось строительство хлебозавода (ныне – ОАО «Колос-3»), фабрики-кухни, школы №1 (сейчас Лицей №36), прачечной, бани, клуба, столовой.

Острейшая нужда в жилье в те далекие годы привела к тому, что наряду с капитальным жильем было построено большое количество временных жилищ барачного типа.

Жилой дом барачного типа 1934 г.

Одновременно с такими постройками был возведен ряд зданий, до сих пор поражающих своей величественной красотой, своеобразной архитектурой. К ним, в первую очередь, нужно отнести так называемый Радиусный дом (построен в 1935-1937 гг.), а также Квартал архитектора Голосова в границах улиц Лоскутова – Комсомольской – пр. Октября – пер. Моторный (годы застройки 1935-1937), который входит в число памятников истории и культуры Нижегородской области, здание кинотеатра «Мир» (1937 год), станция «Счастливая» Детской железной дороги (1940год, в настоящее время Дворец бракосочетания Автозаводского района) и Дворец культуры (1961 год).

Квартал архитектора Голосова

Суровые испытания легли на плечи автозаводцев в годы Великой Отечественной войны. Особенно сильный ущерб от налетов вражеской авиации был причинен Автозаводу. Было разрушено и повреждено 50 зданий и сооружений. 35 тысяч горьковчан пришли восстанавливать лежащие в развалинах корпуса Автозавода и сумели сделать это всего за 100 дней.

За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации и непрерывный выпуск продукции 9 марта 1944 года автозавод по праву был награжден орденом Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску артиллерийских самоходных установок коллектив завода в сентябре 1945 года был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В 1980 году в ознаменование боевых и трудовых подвигов автозаводцев в годы ВОВ 1941-1945 гг. был открыт Монумент Славы с Вечным Огнем.

Война прервала на время застройку района. В послевоенные годы пришлось потратить много сил и средств на ликвидацию причиненных войной разрушений.

В начале 50-х годов развернулось строительство крупных массивов двухэтажных 8-16 квартирных домов, что позволило в какой-то мере ослабить остроту нужды в жилье.

В конце 50-х годов произошли резкие изменения в масштабах и в характере жилищного строительства. Почти полностью прекращено строительство малоэтажных домов. В основном начали производиться дома в 4-5 этажей.

Жилые дома на пр. Ильича

Из года в год район все больше благоустраивался: строились новые кварталы, прокладывались дорожные магистрали, расширялся городской транспорт, велись работы по озеленению, освещению.

Площадь перед ДК ОАО «ГАЗ» является композиционным центром района, к которому сходятся основные автомагистрали.

Площадь им. И. И. Киселева

Сегодня Автозаводский район – это территория качественного проживания, перспективный деловой центр с хорошо развитой промышленной, социальной и транспортной инфраструктурой. Здесь проживает ¼ населения Нижнего Новгорода. Из года в год район все больше благоустраивался. На протяжении многих лет Автозаводский район в лидерах по чистоте и благоустройству.

Одной из особенностью современного Автозаводского района является строительство жилых микрорайонов с обязательным комплексным благоустройством прилегающих территорий. Так за последние годы построены и введены в эксплуатацию такие жилые микрорайоны, как «Юг», «Молодежный», «Водный мир». Впервые именно на территории района разработан и реализован проект «Антикризисный дом», в рамках которого построен микрорайон «Спутник».

Введен в эксплуатацию детский сад в микрорайоне «Юг», «Водный мир», два семейных детских сада на ул. Хлебосольная, детский сад на пр.Ильича и ул.Лескова. В районе открыты три новых спортивных комплекса «Лидер», «Новое поколение» и «Северная звезда». Проведена реконструкция стадионов «Северный», «Строитель». Построен Храм им. Святителя и Чудотворца Николая и др.

Микрорайон «Водный мир»

Детский сад микрорайона «Водный мир»

Дворец спорта «Северная звезда»

Храм им. Святителя и Чудотворца Николая

Наиболее значимые предприятия

Горьковский автомобильный завод — крупнейшее предприятие, прославившее Автозаводский район и Нижний Новгород далеко за пределами области. За годы существования освоено более 100 различных моделей автомобилей.

Главная проходная ОАО «ГАЗ»

Известные люди района

Бусыгин Александр Харитонович — кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении, Герой Социалистического Труда. Вся жизнь А.Х. Бусыгина неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом. В 1931 году он приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приемов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.

В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем — 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.Даже Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского.

В героической летописи Великой Отечественной войны значатся дела и подвиги автозаводцев. 39 из них стали Героями Советского Союза, 35 619 человек награждены орденами и медалями.

Автозаводский район богат культурными и спортивными традициями. Именем легендарного автозаводского хоккеиста, Олимпийского чемпиона Виктора Коноваленко назван Дворец спорта с ледовой ареной.

Дворец спорта им. В. Коноваленко

Среди известных нижегородских спортсменов много автозаводцев: Олимпийская чемпионка по метанию диска, Заслуженный мастер спорта России Наталья Садова, многократный победитель Чемпионатов Мира по самбо Раис Рахматуллин и другие.

Горьковский автомобильный завод и «Лига здоровья нации» подписали соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья

Горьковский автомобильный завод и «Лига здоровья нации» подписали соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья

Москва, 29 мая 2019 года, – Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» и Горьковский автомобильный завод подписали соглашение о сотрудничестве в реализации проектов, направленных на охрану здоровья граждан России. Соглашение предусматривает совместную работу по широкому спектру направлений, включая развитие мобильных медицинских технологий, совершенствование материально-технической базы учреждений здравоохранения, пропаганду здорового образа жизни и проведение диагностических обследований на Горьковском автомобильном заводе. Соглашение подписано на Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России», организованном «Лигой здоровья нации» и Министерством здравоохранения России.

Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» открылся сегодня подписанием соглашения между Горьковским автомобильным заводом и Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации». Соглашение предусматривает сотрудничество сторон по самым разным направлениям, главным из которых является разработка и продвижение медицинской техники, предназначенной для ранней диагностики рисков развития заболеваний, проведения профилактических, научно-образовательных и просветительских мероприятий; создания широкой номенклатуры продуктов, отвечающих требованиям медицинского сообщества на базе автомобилей ГАЗ; пропаганду здорового образа жизни, а также проведение диагностирования сотрудников Горьковского автомобильного завода.

История сотрудничества «Лиги здоровья нации» и Горьковского автомобильного завода насчитывает почти десятилетие. Стороны совместно разработали и сертифицировали мобильный центр здоровья на базе внедорожника «Соболь 4х4», реализуют проект по созданию и продвижению передвижного комплекса «Мобильный кабинет здорового образа жизни». Автомобили ГАЗ участвуют в оздоровительных и образовательных акциях Лиги, таких как «Волна здоровья».

В ходе Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» Горьковский автозавод представляет современные медицинские автомобили семейства «NEXT». Новинкой, впервые представленной на выставке, является Комплекс передвижной медицинский (КПМ) для мобильной медицинской бригады, изготовленный в соответствии с требованиями приказа Минздрава РФ от 27.03.2019 № 164н «О внесении изменений в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». КПМ, созданный на базе микроавтобуса «ГАЗель NEXT», предназначен для оказания как доврачебной, так и полноценной врачебной помощи (проведение выездных медицинских осмотров, профилактических, диагностических и лечебных мероприятий). Комплекс оснащён медицинским оборудованием в соответствии с потребностями медицинского сообщества и требованиями Министерства здравоохранения РФ.

В рамках форума также представлен автомобиль скорой медицинской помощи класса С – реанемобиль «ГАЗель NEXT». Комплектация машины обеспечивает максимальное удобство персонала при транспортировке пациентов и подготовке к выездам.

Олег Марков, директор по реализации и маркетингу Горьковского автозавода:

— За последние десять лет ГАЗ совместно с «Лигой здоровья нации» разработал целую серию автомобилей, предназначенных для мобильного медицинского обслуживания. Среди них – полноприводные модификации для труднодоступных районов, компактные медицинские центры на базе «ГАЗель NEXT», автопоезда, позволяющие проводить осмотр или лечение сразу нескольких пациентов по разным направлениям, и другие модели. Недавно был принят приказ Минздрава об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, который позволит существенно ускорить внедрение нестационарных форм диагностики и лечения пациентов по всей стране. Мы надеемся, что опыт и наработки Горьковского автозавода, который был пионером в этой области, будут востребованы медицинским сообществом.

Горьковский автомобильный завод: из истории становления автогиганта

30-е годы XX века занимают особое место в истории Советского государства. Именно тогда был осуществлен «индустриальный рывок», заложены основы, опираясь на которые, наша держава смогла одержать победу в Великой Отечественной войне.

Одной из важнейших задач партия и правительство выдвинули создание отечественного автомобилестроения. Автотранспорт в СССР находился на чрезвычайно низком уровне. В 1927 году в США было 22 137 000 автомобилей и автобусов, в Англии — 1 023 700, в Германии — 319 000, а в СССР имелось лишь 20 000 автомашин и автобусов.

6 апреля 1929 года было принято постановление Президиума ВСНХ СССР о строительстве близ Нижнего Новгорода крупного автомобильного завода. Первый камень в фундамент будущего автозавода был заложен 2 мая 1930 года. 31 мая ВСНХ СССР заключил с американской фирмой «Ford Motor Company» соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-A» и грузовых автомобилей типа «Ford-AA».

Нижегородский крайком ВКП (б) обязал все организации края оказывать Автострою всемерную помощь. При крайисполкоме был создан «Комитет содействия строительству автозавода». На строительство направлялась рабочая сила и опытные руководящие кадры. В январе 1930 года Нижегородские крайкомы комсомола и профсоюзов приняли решение о шефстве над строительством.

На II Нижегородской краевой партконференции в июне 1930 года В.В. Куйбышев говорил: «Экономические преимущества Нижегородского края общеизвестны, — здесь должен быть создан центр машиностроения, благодаря огромному опыту по переработке металлов и наличию квалифицированных кадров. Совершенно не случайно, что мы выбрали для автозавода Н. Новгород».

Трудности возникали немалые. Работать приходилось и в трескучий мороз, и по ночам при свете прожекторов. Выручал ударный труд, помогал энтузиазм.

Перед коллективом Автостроя стояло много серьезных задач. Надо было завершить прокладку подземных коммуникаций, для чего следовало прорыть траншеи до 8 метров глубиной. Работали вручную. Чтобы выполнить такую работу срочно, при фактическом отсутствии механизмов, требовалось дополнительно около 7 тысяч рабочих. Крайком комсомола в сентябре 1931 года провел чрезвычайную мобилизацию комсомольцев. Из них сформировали ударную дивизию, подразделявшаяся на полки, батальоны, роты, взводы и отделения. К 20 сентября в ней насчитывалось до 3 тысяч человек. В первые же дни работы дивизия показала невиданные темпы. На земляных работах 16 сентября задание было выполнено на 112%, 18 сентября — на 178%. Затем комсомольцев направили на строительство Соцгорода, сборку щитовых домиков, прокладку внутризаводской железной дороги и везде показывали ударные темпы.

В легендарную историю строительства автозавода вошли имена бригадиров комсомольско — молодежных бригад В.П. Сорокина и Г. А. Переходникова. Обычными стали «штурмы», субботники и воскресники, в которых принимали участие жители Нижнего Новгорода и окрестных деревень. Да и сама бригада-коммуна Переходникова называлась «Штурм». Каждое утро молодежь шла на работу с песней:

«Никто пути пройденного у нас не отберет — Дадим в 17 месяцев правительству завод!»

Исключительно благодаря усилиям автостроевцев к 1 ноября 1931 года строительство в основном было закончено.

Энтузиазм творил чудеса. Автозавод получил лучшее по тому времени отечественное оборудование и станки, прессы, машины из США и стран Европы (Германии, Англии, Италии, Франции). Для пуска первой очереди предстояло смонтировать 4,5 тысячи разных агрегатов, 8 тысяч электромоторов. Наряду с иностранными специалистами молодые отечественные инженеры и техники, которым задачи оказались по плечу, за очень короткий срок до 20 дней — смогли создать эскизные проекты магистралей пара, газа, нефти, компрессорного воздуха, масла, бензина.

1 января 1932 года Нижегородский автозавод, созданный практически за 18 месяцев, вступил в строй действующих предприятий. 29 января 1932-года с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик НАЗ-АА, 6 декабря 1932-го — собраны первые легковые автомобили ГАЗ-А.

Подготовка рабочих осуществлялась на собственных учебных базах, в школах ФЗУ, на других предприятиях страны. Основная масса стала получать профессиональную подготовку в 1934-м и последующих годах, что позволило качественно изменить ситуацию на заводе. Большим достижением явилась замена стали американских марок на отечественные.

Новая техника требовала от рабочих и более высокого мастерства. Важным фактором форсированной индустриализации страны с середины 1930-х годов стало стахановское движение. В Горьковском крае оно возникло именно на автозаводе и было связано с именем Александра Бусыгина. 10 сентября 1935 года его бригада кузнецов отковала за смену 966 коленчатых валов при норме 675. В дальнейшем А.Х. Бусыгин вырабатывал в смену до 1146 валов. А в 1937 году его соперник С.А. Фаустов отковал за смену уже 1774 вала.

В конце 1930-х годов возникло движение многостаночников. На ГАЗе, например, стругальщик штамповочного цеха Г. Гурьев работал сразу на трех станках, выполняя норму на 600%-700%.

В апреле 1935 года началось строительство второй очереди Горьковского автозавода. Вступил в эксплуатацию колесный цех, снабжавший в то время колесами все автозаводы страны. В 1936 году начался монтаж громадного ремонтно-механического цеха, завершены пристройки к механосборочному и прессовому корпусам. Развернулось строительство инструментально-штампового, литейного, арматурного, кузовного, моторного корпусов, кислородной и ацетиленовой станций, базисного склада запасных частей и других объектов.

В связи с освоением первой отечественной модели легкового автомобиля ГАЗ-М1 — знаменитой «эмки» — с октября 1935 года проводился перемонтаж имевшегося и монтаж прибывшего оборудования (всего прибыло 1793 единицы). Общее количество единиц оборудования к 1936 году возросло до 15 тысяч, то есть в два с лишним раза. В связи с его освоением возрастало количество кружков и курсов для подготовки новых специалистов, росли ряды изобретателей и рационализаторов, действовали ячейки «Общества за овладение техникой».

Перед Великой Отечественной войной Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, производил 68,3% всех выпускаемых в СССР автомашин. В процессе создания и модернизации автомобилей (разработано до 17 типов) выросли замечательные кадры конструкторов (во главе с А.А.Липгартом).

С конвейера сходили новые машины, необходимые не только для народного хозяйства, но и для оснащения Красной Армии: грузовые с высокой проходимостью, с двумя ведущими осями, легковой автомобиль повышенной проходимости. Было освоено производство пригодившихся в войну газовых генераторов и 6-цилиндровых моторов мощностью 76 лошадиных сил.

В годы Великой Отечественной войны (1941−1945) автогигант сыграл одну из ключевых ролей в обеспечении армии . В короткий срок предприятие перешло на массовый выпуск военной продукции — танков, бронеавтомобилей , минометов, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов. Н е считаясь со временем и не щадя своих сил, т рудовой коллектив ковал оружие для фронта. Автозаводские танки Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года, наряду с танками Т-34 стали одним из символов нашей Победы под Москвой , а автомобили «ГАЗ» — основными машинами на «Дороге жизни» к блокадному Ленинграду. З ащищая Родину , м ногие рабочие и инженеры ГАЗа, сражавшиеся на фронте, отдали свои жизни …

За годы войны на заводе было выпущено: 176 221 автомобилей, 12 000 танков, 9000 самоходных установок, 232 000 автомобильных моторов. Летом 1943 года в результате налетов фашистской авиации завод был сильно разрушен, его восстановление заняло сто дней и ночей.

Тысячи автозаводцев были награждены орденами и медалями. З а самоотверженный труд в годы войны к оллектив предприятия был отмечен орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Ему 33 раза присуждалось переходящее Красное З намя Г осударственного К омитета О бороны .

В послевоенный период завод перешел на выпуск новы х модел ей грузовых и легковых машин. Они участвовали в восстановлении предприятий, разрушенных во время войны, поднятии целины, в строительстве Байконура и БАМа. Путь, пройденный автозаводом, стал неразрывной частью истории страны. По автомобилям ГАЗа можно проследить историю становления и развития отечественного автомобилестроения. Как невозможно представить себе 1930-е годы без «эмки», так и послевоенные 1940-е — без «Победы». В течение почти 30 лет — с 6 января 1946 года — с конвейера сходили поистине легендарные грузовики ГАЗ-51 (всего было произведено 3 480 167 машин этой марки).

Символом 1960-х стала «Волга» ГАЗ-21 , а наиболее массовый полноприводный грузовик ГАЗ-66 — первый в России обладатель государственного знака качества. Разработка и промышленное освоение 16 базовых и 2 унифицированных моделей семейства автомобилей и машин «ГАЗ» были удостоены Государственных премий и Государственных премий РСФСР в области науки и техники. За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей завод в 1971 году был награжден орденом Ленина.

В 19 90-е годы полуторка «ГАЗель» сыграла огромную роль в становлении рыночной эко номики, поистине спасла страну от транспортных перегрузок, дала импульс развитию предпринимательства. Одновременно автозавод оставался крупным промышленным центром по производству военной продукции.

Продукция Горьковского автозавода экспортировалась в о многие стран ы , автомобили предприятия можно было встретить в любых уголках мира . Их главной отличительной чертой являлось высокое качество, надежность, неприхотливость. Там , где другие «сдавали», оставалась одна надежда — на машины марки «ГАЗ».

Переживая порой нелегкие времена, автозавод всегда являлся промышленны м символ ом России. В минувшие 80 лет автозаводц ы разработа ли около 300 моделей и модификаций, опытных конструкций грузовых и легковых автомобилей, а также военных и специальных автомобилей и автобусов ( освоено и запущено в производство около 200 ). В октябре 2011 года с конвейера ГАЗа сошел 18-миллионный автомобиль.

Горьковский автозавод сегодня — ключевое предприятие «Группы ГАЗ» — выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили (микроавтобусы, фургоны и фургоны-комби, шасси, бортовые автомобили) , свыше 300 видов спецтехники . Самые популярные автомобильные бренды завода — «ГАЗель» , «Соболь» , «Валдай» и «Садко». В 2011 году была разработана новая линейка сельскохозяйственных автомобилей «Ермак», отличающихся высокой проходимостью и сокращением расходов на их обслуживание. Важным направлением развития компании является сотрудничество с ведущими мировыми автопроизводителями .

З авод традиционно оказывает помощь 40 подшефным школам и 50 детским дошкольным учреждениям Нижнего Новгорода , шефств ует над базовыми учебными заведениями, входя щими в систему фирменного образования по подготовке собственных квалифицированных кадров.

Хочется верить, что крылатые слова любимой первостроителями автогиганта песни «…Страна встает со славою навстречу дня» всегда будут сопровождать уверенную поступь автомобилестроителей, их стремление идти в ногу со временем.

Материал подготовлен В.А. Харламовым, главным архивистом Центрального архива Нижегородской области.

Горьковский автозавод: показательная модернизация

Автомобили под маркой «ГАЗ» бороздят необъятные пространства России, стран СНГ и смело отправляются в международное ралли. За более чем 80 лет Горьковский автомобильный завод выпустил более 18 миллионов легковых и грузовых автомобилей. Фургоны «ГАЗ» различных модификаций развозят почту и товары, различные модификации микроавтобусов доставляют детей в школы, пациентов в больницы, грузовики востребованы в строительных, энергетических компаниях и на предприятиях авиапрома. Высокие качественные характеристики, маневренность и универсальность конструкции позволяет использовать их в коммерческих, социальных и промышленных целях.

История Горьковского автомобильного завода началась в 1932 году, первым «выпускником» конвейера стал грузовик ГАЗ-АА. С тех пор конструкторы пред- приятия разработали более 40 базовых моделей грузовых и легковых автомобилей, спецавтомобилей и автобусов, еще больше их модификаций и опытных конструкций. Сегодня модельный ряд ГАЗ представлен легкими коммерческими автомобилями «ГАЗель» и «Соболь» (семейств «БИЗНЕС» и NEXT), среднетоннажными грузовиками «ГАЗон NEXT» и «Валдай», машинами повышенной проходимости «Садко». ГАЗ занимает лидирующее место в России по выпуску легких коммерческих автомобилей: доля ГАЗа на российском рынке легких коммерческих автомобилей — около 50%, в сегменте среднетоннажных грузовиков — около 70%. ГАЗ также является одним из лидеров отечественного автокомпонентного рынка.

Путь к лидерству в своей нише дался Горьковскому автозаводу нелегко: переход от плановой экономики к рыночной поставил завод перед угрозой кризиса. Адаптируясь к новым рыночным условиям, уже в ноябре 1992 года Горьковский автомобильный завод был преобразован в акционерное общество открытого типа (ОАО). Президентом ОАО «ГАЗ» был избран Н. А. Пугин. В постперестроечный период ГАЗ сделал упор на выпуске легковых автомобилей «Волга» взамен среднетоннажных дизельных моделей четвертого поколения: ГАЗ-4301, ГАЗ-3306 и ГАЗ-3309. Объем производства знаменитой «Волги» увеличился с 70 до 125 тысяч машин в год.

Новое десятилетие внесло свои коррективы в деятельность завода: в 2001 году ГАЗ вошел в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто» (с 2005 года — Группа ГАЗ) и стал его базовым предприятием. Реструктуризация позволила повысить показатели рентабельности завода.

После ряда экспериментов с выпуском различных модификаций легковых автомобилей ГАЗ полностью сосредоточился на грузовых автомобилях и автобусах. Присутствие в легковом сегменте обеспечивается за счет сборки иностранных брендов.

Так, помимо разработки и выпуска собственного модельного ряда автомобилей, ГАЗ ведет сотрудничество с международными автопроизводителями Volkswagen и Daimler. С 2013 года на ГАЗе в режиме контрактной сборки выпускаются автомобили Skoda Yeti, Volkswagen Jetta и Skoda Octavia, а также коммерческие автомобили Mercedes-Benz Sprinter. Выпуск автомобилей организован в режиме полного цикла, включая все основные технологические этапы: сварку, окраску, сборку.

На заводе также налажено производство автокомпонентов (системы PowerTrain, системы управления, элементы кузова, оснастка, детали кузнечного производства, чугунное и цветное литье). В этом направлении ГАЗ также работает совместно с европейскими автокомпонентными предприятиями: Bosal (системы выпуска отработанных газов) и Bulten (детали крепежа), идет выпуск штампованных деталей для компании Daimler и отливок коленвала для производства рядных четырехцилиндровых двигателей Ford. Благодаря индустриальному партнерству были модернизированы мощности предприятия, освоены лучшие стандарты мировой автоиндустрии и созданы новые возможности для локализации комплектующих.

В отечественном автомобилестроении ГАЗ занимает особое место — это единственный завод в России, выпускающий самую широкую гамму грузовых автомобилей, спецтехнику и автокомпоненты.

ГАЗ как бренд

Продукция Горьковского завода находит применение в России СНГ и дальнем зарубежье. Среди клиентов ГАЗа в сегменте компонентов — более 200 компаний: не только автопроизводители и машиностроители, но также транспортные и строительные компании, предприятия авиапрома, электроэнергетики и других.

По результатам исследования крупнейшего в мире бренд-консалтингового агентства Interbrand, бренд «ГАЗель» признан одним из самых сильных российских брендов. Уже три года подряд ГАЗ занимает первое место в рейтинге удовлетворенности дилеров, который проводит компания Ernst&Young. Благодаря широкой распространенности сервисных центров, запасных частей, высокой квалификации специалистов в 93% случаев ремонт автомобилей ГАЗ проводится за один день.

Автомобили ГАЗ регулярно тестируют свою выносливость, участвуя в ралли-рейдах «Шелковый путь». В этом году автомобиль «ГАЗель NEXT» стал серебряным призером V этапа Чемпионата России по ралли-рейдам.

Смена поколений

ГАЗ ведет непрерывную работу над внедрением в производство собственных разработок. В 2013 году началось производство автомобилей нового семейства NEXT. Новая линейка техники разработана с применением передовых технических решений международного автомобилестроения и с учетом особенностей эксплуатации в сложных погодных и дорожных условиях. Производство нового семейства началось в 2013 году с выпуска легкого коммерческого автомобиля «ГАЗель NEXT», с бортовой модели со стандартным и удлиненным вариантами платформ. На основе базовой модели к 2016 году была создана полная линейка коммерческой техники полной массой от 2,8 до 5 тонн, в том числе грузопассажирские модификации с двухрядной кабиной, каркасные автобусы на 19 мест, цельнометаллические фургоны и микроавтобусы, а также спецтехника.

Роботы Fanuc в процессе сборки автомобиля.

На международной выставке IAA-2016 в Ганновере была представлена линейка продукции нового семейства NEXT, предлагающая многофункциональные транспортные решения для различных видов бизнеса, промышленности и пассажирских перевозок: бортовой автомобиль «ГАЗель NEXT», грузоподъемностью 1,5 тонны, «ГАЗон NEXT» — среднетоннажный грузовой автомобиль нового поколения, предназначенный для перевозки грузов в городе и на междугородних маршрутах, грузоподъемность автомобиля — до 5 тонн, «ГАЗон NEXT CNG» — среднетоннажный грузовой автомобиль с двигателем, работающим на сжатом природном газе.

Еще одна гордость завода — микроавтобус «ГАЗель NEXT» на базе цельнометаллического фургона. Автобус с просторным салоном с панорамным остеклением вмещает 17 пассажиров. За их комфорт отвечают заниженная подножка и сдвижная дверь с электроприводом в высоком проеме. Автобусы будут производиться с тремя типами двигателей: дизельным, бензиновым и газово-бензиновым. Автобус создан в рамках программы «Доступная городская среда».

В 2016 году «Цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT» был отмечен в сегменте малотоннажной техники в конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России-2016».

Составляющие успеха

За последние несколько лет предприятие, в рамках подготовки выпуска новых моделей, серьезно модернизировалось на всех основных производственных этапах: штамповки, сварки, окраски и сборки техники.

Автоматизированная линия штамповки крупногабаритных деталей оборудована новейшими многофункциональными шестиосевыми роботами KUKA последнего поколения и прессами со специально выполненной под проект штамповой оснасткой LG. Создание новой линии позволило обеспечить высокую точность изготовления деталей и высокую производительность.

Новая линия сварки позволяет в автоматическом режиме производить кузова различных модификаций фургонов. На участках установлены современные роботы Fanuc грузоподъемностью до 700 килограммов. Каждый робот самостоятельно меняя оснастку, способен выполнять операции по транспортировке деталей, сварке, офланцовке, нанесению клеев и герметиков. Сварочная линия включает в себя также новые трассы подвесных толкающих конвейеров и автоматизированные системы подачи комплектующих.

«ГАЗель NEXT» — лучший коммерческий автомобиль 2016 года в России.

Окраска автомобилей семейства NEXT проводится в новейшем комплексе, оснащенном оборудованием немецкой компании Eisenmann. Для каждой модификации автомобиля разработана специальная программа окраски, которая предусматривает определенную траекторию движения роботов по шести координатам во всех плоскостях, что позволяет равномерно окрашивать кузов и обеспечивать высокую защиту от коррозии.

Работа завода выстраивается по специальной производственной системе ГАЗ, внедренной в 2003 году. Система, разработанная на основе принципов Toyota Product System, позволяет повышать эффективность производства с максимальной ориентацией на потребителя, исключая все виды потерь и вовлекая каждого сотрудника в организацию улучшений на производстве. Лидеры различных отраслей экономики России изучают опыт внедрения производственной системы на ГАЗе.

Модернизируя производство и модифицируя продукцию, на Горьковском заводе не забывают отдавать дань уважения ветеранам конвейера.

Читайте далее:

Горьковский автозавод: показательная модернизация

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию

Здание(я):

Основные экскурсии:
История и развитие ОАО «ГАЗ»
Автомобили и их создатели

Образовательные услуги:
«Школа юного краеведа» для учащихся района
Краеведческие чтения, лектории

Поблизости имеются:
места группового питания

Местные достопримечательности:
Архитектурные памятники г. Н. Новогорода — XVII-XIX вв.
Лучшие образцы отечественной гражданской архитектуры 30-40-х гг. ХХ в.

профессионалу

Основные должностные лица:*
Директор: Колесникова Наталья Витальевна, тел. (831) 290-86-98

Тел. дирекции:
(831) 290-86-98

Адрес дирекции:
603004, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пр. Ленина, 95 (здание Корпоративного университета «Группы ГАЗ»)

Даты открытия и основания:
открыт: 10.10.1965

Бюджетный статус:
Ведомственный

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 2000м 2
временных выставок 72м 2
фондохранилищ 100м 2

Количество сотрудников:
8, из них 4 научных

Среднее кол. посетителей в год:
более 20000

В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека, экспертная группа

Единиц хранения:
40000, из них 24000 предметов основного фонда

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

информация от: 30.07.2020
данные заверены

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .