0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Азбука диагноста

Азбука диагноста. Шина K-line. Обучение диагностике систем VAG.

Каждый начинающий диагност должен знать что-такое шина K-Line и сегодня, наверное, никого уже не удивить утверждением, что диагностика систем автомобиля производства примерно до 2007 года происходит по K-Line. Все слышали, читали, диагностировали, короче говоря — «плавали, знаем». Тем не менее я всегда начинаю свой курс именно с этой темы. Почему? Логика построения шин в VAG Group примерно одинакова, и если разобраться в принципе работы K-Line, то в будущем будет гораздо легче разобраться с другими более современными и скоростными шинами передачи данных.

Итак: K-line — диагностическая шина, с помощью которой происходит обмен данными между блоками управления и диагностическим оборудованием. Более того — до появления шин CAN она использовалась для обмена данными между блоками.

Рис.1 Диагностика через К-линию, схема соединения.

Блок управления двигателем, являясь всегда присутствующим блоком в автомобиле, всегда подключен к К-линии. При более старых системах почти все блоки управления подключены к К-линии. Если в автомобиле не реализована диагностика по CAN шине, то обращение к блокам происходит по К-линии; также по этой линии происходит обращение при работе по протоколу EOBD . В современных концепциях автомобилестроения К-линия отсутствует.

Рис.2 Диагностика через К-линию, принцип коммуникации.

Принцип работы К-линии заключается в создании различными блоками управления пакетов импульсов, формируемых на основе принципа замыкания на массу сигнала с определённой частотой и длительностью. Напряжение в К-линии равно 12В и подаётся в шину через резистор, позволяющий безопасно замыкать её на массу. На рис. 2 приведён пример возможности обмена данными между сканером и блоком управления двигателем, для отправки запроса в блок сканер замыкает с определённой последовательностью встроенный ключ на массу. В ответ блок управления двигателем формирует ответ замыканием на массу собственного встроенного ключа.

Рис.3 Диагностика через К-линию, сигнал при выключенном зажигании.

При выключенном зажигании или в спящем режиме напряжение в К-линии равно 0 В.

Рис.4 Диагностика через К-линию, сигнал при включенном зажигании.

При включении зажигания блок управления через резистор подаёт в шину напряжение 12В, при этом никакой активности в шине не происходит.

Рис. 5 Диагностика через К-линию, процесс обмена данными между сканером и блоком управления.

Сканер посылает определённую последовательность импульсов, в которой зашифрован адрес конкретного блока управления, в К-линию. Все блоки на линии получают эту информацию, но отвечает тот блок, которому предназначен запрос.

Рис. 6 Диагностика через К-линию, блок не отвечает на запрос сканера.

Сканер отправляет запрос по конкретному адресу в шину; все блоки на линии получают эту информацию, но искомый блок на запрос не отвечает. Запрос повторяется; при отсутствии ответа сканер формирует сообщение об отсутствии ответа от конкретного блока или отсутствии его в данном автомобиле.

Достаточно часто встречаемая неисправность автомобилей концерна VAG – отсутствие связи со всеми установленными на ам блоками. Рассмотрим подробнее этот случай для более детального анализа причин данной неисправности и обсудим примерный алгоритм действий для её решения:

Всегда проверяем наличие питания на диагностическом разъёме.

Я всегда рекомендую открыть электрическую схему; сразу предупреждаю: нет необходимости запоминать фрагменты схем, а тем более цвета проводов – они меняются в зависимости от года выпуска автомобилей!

Рис. 7 Фрагмент электросхемы диагностического разъёма автомобиля VW Passat .

Внимательно изучаем схему: Т16 — это диагностический разъём (это обозначение актуально для всех моделей и годов). На него приходит два «плюса» (контакт 16 и 1), две «массы» (контакты 4 и 5), K-линия (контакт 7) и шина CAN ( контакты 14 и 6) ,следовательно при включенном зажигании на диагностическом разъёме всегда должно быть два «плюса» и два «минуса». Это всё. Нет! Если вы внимательно читали вплоть до этого места – то уверены, что должно появиться ещё одно напряжение, а именно: на K-линии (контакт 7) должно появиться напряжение бортовой сети. Только так. Ине как иначе! Если на K-линии нет напряжения, равного напряжению бортовой сети — автомобиль опрашиваться не будет.

Причины отсутствия питания на K-линии:

В этом случае согласно схеме нужно прозвонить провод от комбинации приборов (разъём 32а, 25-й контакт) до диагностического разъёма. Обязательно ли прозванивать от комбинации приборов? Вовсе нет — если посмотреть на схему, то увидим точку соединения K-линии А76. Это точка между комбинацией и диагностическим разъёмом, от которой идут соединения с другими блоками. Можно прозвонить шину от любого удобного блока, к которому есть свободный доступ.

Провод K-линии замкнут на массу .

В этом случае провод прозванивается на вероятность замыкания массу.

Один из блоков управления, подключенных к K-линии, её «завешивает».

Бывают случаи, когда на проводе K-линии может иметься даже некое напряжение, например 7 В. Провод не замкнут на массу, но автомобиль не опрашивается. В случаях 2 и 3 диагноста-электрика ждет интересная и увлекательная работа: придётся по очереди добираться до всех блоков, подключенных к K-линии и отключать их от неё, прозванивая при этом провод на целостность и отсутствие замыкания на массу. Понятно, что в этом случае помогает некая природная лень и способность мыслить: в первую очередь смотрим, что установлено «нештатное»: наиболее часто K-линию «завешивают» нештатные магнитолы. Встречались и такие случаи, когда питание сторонних компонентов брали с K-линии, путая его с клеммой 15! Следующий этап: блоки, к которым легче всего добраться. На втором месте после нештатного оборудования стоит совершенно штатный и законно установленный блок ABS. Ну и так далее, до самого труднодоступного блока, пока не найдем неисправность. В любом случае: когда мы сталкиваемся с такого рода неисправностью — нам нужно морально подготовиться самим к тяжёлой работе, подготовить владельца автомобиля к определенным расходам и надеяться на определённое везение в поиске «виновного» блока.

Очень часто у меня спрашивают – что делать, если владельцу необходимо только устранить неисправности в двигателе, но он не готов оплачивать работы по поиску неисправности шины? Особенно когда после этого поиска понадобится замена дорогостоящего блока, ведь по мнению владельца всякие ABS, AIR BAG и прочая «ерунда» придумана лишь для удорожания автомобиля и «на скорость не влияет». В таком случае тоже есть шанс помочь — можно подключиться к блоку управления двигателя, минуя все остальные блоки, «напрямую». Возвращаемся к схеме:

Рис. 8 Фрагмент электросхемы панели приборов автомобиля VW Passat.

Внимательно смотрим на схему! С диагностического разъёма Т16 провод K-линии приходит на разъём Т32а/25-й контакт (синий 32-х контактный разъём комбинации приборов), а выходит с разъёма Т32b/5-й контакт (зелёный 32-х контактный разъём комбинации приборов).

Рис.9 Фрагмент электросхемы панели приборов автомобиля VW Passat .

Для самопроверки открываем схему блока управления двигателя:

Рис. 10 Фрагмент электросхемы блока управления двигателем VW Passat .

Внимательно смотрим: K-линия присутствует на разъёме Т121/43-й контакт и через переходной разъём Т10d/1-й контакт — попадает в панель приборов, разъём T 32 b /5-й контакт:

Рис. 11 Фрагмент электросхемы панели приборов автомобиля VW Passat .

Мы не ошиблись. Теперь мы можем, минуя все блоки, подключенные к K-линии, подключиться к блоку управления двигателем и его продиагностировать. У нас есть несколько вариантов:

Снять разъёмы с комбинации приборов и соединить контакт 25 в синем разъёме с контактом 5 в зеленом разъёме. Этой манипуляцией мы «убиваем двух зайцев»: подключаемся напрямую к блоку двигателя и проверяем комбинацию приборов на предмет причастности к «завешиванию» других блоков.

Добраться до переходного разъема Т10d/1-й контакт (обозначен синим цветом на рисунке). Этот случай пригоден, когда нам нет необходимости продолжать поиск «завешивания» линии диагностики.

В начале разговора я упоминал, что K-линия служит не только для диагностики, но и для обмена данными между блоками — например осуществляет связь между блоком управления двигателем и иммобилайзером (интегрирован в комбинацию приборов). Данный обмен в принципе может происходить как по к-линии, так и по шине CAN. Самая простая схема иммобилайзера выглядит примерно так:

Ключ зажигания с интегрированным чипом. Чип запрограммирован под свой блок (комбинация приборов), который распознаёт ключ как «свой/чужой». При замене ключа или чипа, его необходимо адаптировать к блоку иммобилайзера (в составе панели приборов).

Возле замка зажигания находится считывающая катушка, которая физически (проводами) связана с блоком иммобилайзера (в составе панели приборов). В момент включения зажигания катушка считывает информацию с ключа и отправляет её блоку иммобилайзера (в составе панели приборов).

Блок иммобилайзера ( в составе панели приборов), который обрабатывает информацию о ключе («свой/чужой») и принимает решение разрешить/запретить запуск двигателя. При замене требуется адаптация. Если вы внимательно смотрели схему, то заметили, что именно блок иммобилайзера разрывает K-линию. Соответственно он также может быть виновником «завешивания» K-Line. Косвенную проверку мы уже обсудили.

Блок управления двигателем получает от блока иммобилайера разрешение на запуск. После разрешения на запуск обмен данными между блоком иммобилайзера и блоком двигателя не происходит. Что это значит? Если нарушить связь между блоком двигателя и иммобилайзером после запуска двигателя — двигатель будет спокойно работать до того момента, пока его не заглушить. Следующий запуск будет невозможен. Соответственно если порвать связь между блоками до запуска, то автомобиль не заведётся! Этот момент необходимо учитывать при диагностике блока двигателя «напрямую» (в случаях, когда K-линия «завешена», а нам очень надо связаться с блоком). Ещё один важный момент: связь между блоками может нарушиться во время движения, а автомобиль спокойно доедет до пункта назначения. Он не заглохнет. Но — после остановки двигателя уже не заведется. В блоке двигателя появится ошибка о блокировке возможности запуска.

Еще раз напоминаю: K-линия может использоваться в качестве шины для обмена информацией между блоками, но это вовсе не значит, что именно она исключительно и используется. Вернее даже так — наличие K-линии не говорит о наличии обмена между блоками по этой линии!

Выше уже упоминалась шина передачи данных CAN. VAG Group примерно с 1998 года активно начала использовать шину CAN, поэтому на автомобиле могут быть как K-линия, так и CAN шины. Причем в зависимости от года выпуска автомобиля обмен данными может происходить как по K-линии, так и по CAN. Как это определить? Для этого необходимо считать сканером блоки измеряемых величин ( datastream ) в блоке иммобилайзера:

Для старых автомобилей:

Определить вид коммуникации между блоками системы ИММО

25-диагностический адрес (ИММО)

Измеряемые величины: группа 1

Если видим число 10400, то обмен по K-линии,

Если Daten-Bus, то обмен по шине CAN.

Для автомобилей с 2001 года выпуска:

Измеряемые величины: группа 25

Если видим число 2, то обмен по K-линии,

Если видим число 1, то обмен по шине CAN.

Надеюсь, что вся предоставленная информация поможет Вам в начале профессионального пути грамотного и высокооплачиваемого диагноста. Ждем Вас на нашем курсе по диагностике систем VAG . До встречи…

К линия что это такое

  • Главная
  • Сеть гипермаркетов «ЛИНИЯ»
  • linia-market.ru
  • ТМК ГРИНН
  • МЕГА ГРИНН
  • ТЦ
  • ЛПЦ
  • Постоялый двор
  • Контакты
  • О корпорации
  • Новости
  • Вакансии
  • Курск
  • Курчатов
  • Железногорск
  • Белгород
  • Старый Оскол
  • Губкин
  • Строитель
  • Воронеж
  • Орел
  • Липецк
  • Грязи
  • Елец
  • Тамбов
  • Брянск
  • Калуга
  • Смоленск
  • Тула
  • Новомосковск
  • Курская область
  • Курск
  • Железногорск
  • Курчатов
  • Белгород
  • Губкин
  • Старый Оскол
  • Строитель
  • Брянск
  • Воронеж
  • Калуга
  • Липецк
  • Елец
  • Грязи
  • Орёл
  • Смоленск
  • Тамбов
  • Тула
  • Новомосковск

Одной из ключевых сфер деятельности Корпорации «ГРИНН» является самая крупная в Черноземье сеть продовольственных гипермаркетов «ЛИНИЯ», география расположения: Россия — ЦФО. Магазины построены и работают в Белгороде, Старом Осколе, Губкине и Строителе Белгородской области, и четыре гипермаркета в Курске, Железногорске и Курчатове Курской области, два в Воронеже, три в Брянске, три в Орле, Липецке, Грязях и Ельце Липецкой области, Калуге и Тамбове, Смоленске, Туле и Новомосковске.

«ЛИНИЯ» вошла в список крупнейших торговых сетей России. Авторитетное федеральное издание «КоммерсантЪ» обнародовало ежегодный рейтинг 50 крупнейших торговых сетей, работающих в России. В этот список, в основном, вошли представители иностранных компаний, Москвы и Санкт-Петербурга. Так называемых федеральных сетей. Поэтому появление в их числе курской торговой сети гипермаркетов «ЛИНИЯ» — единственной, представляющей Черноземье, можно считать настоящим прорывом.

Основная привлекательность магазинов «ЛИНИЯ» заключается в ценовой политике, которую проводит руководство «ГРИННа». Низкие для покупателей цены формируются на множестве этапов. Здесь очень важно такое понятие, как логистика. По сути, это оптимизированный организационный механизм доставки товара: он поступает вовремя, в нужном количестве и нужного качества. Конечно же, руководство стремится максимально укорачивать цепочку «поставщик — покупатель», отказываясь от работы с посредниками: зачем кормить лишнее звено?

Четко организован технологический процесс разгрузки прибывающих автомашин и доставки товаров непосредственно на прилавки, к покупателю. Для этих целей используется высококачественное оборудование: подъемники, штабелеры, электрокары. В сутки приходит до семидесяти автомашин с товарами. На их разгрузку и складирование продукции должны уходить минуты, не больше. И все это — сразу в торговые залы, без промежуточных складов.

Еще один путь минимизации розничных цен — размер закупаемой партии. Чем больше объем закупки, тем дешевле обходится единица товара.

Не менее важен и комплекс современных услуг. Во всех гипермаркетах на глазах у всех выпекается хлеб и горячим подается на полки, в аквариумах плавает живая рыба — покупатель может выбрать любую. Здесь же представлено более 180 видов полуфабрикатов собственного производства — свежайшее мясо разделывается на глазах у покупателей. Площади кондитерского цеха и современное оборудование позволяют производить в сутки до 1,5 тонн тортов, рулетов, пирожных и других сладостей. После посещения такого магазина уже не нужно обивать пороги других торговых точек в поисках необходимого. Да и сопутствующие товары — под рукой.

K-Line

K-Line — Диагностическая линия связи, установлена между электронными блоками управления (ЭБУ) компонентами автомобиля и диагностическим разъёмом. Используется в системах с инжекторным впрыском топлива двигателей внутреннего сгорания (ДВС). K и Л линии применимы в протоколах ISO9141-2 и ISO14230 которые собственно и вошли в стандарт OBDII.

Содержание

Практическое использование K линии

Наряду с CAN интерфейсом, K линия активно используется для диагностики современных систем управления двигателем и другой бортовой электроникой. Используя простой K-Line адаптер можно настроить множество узлов в автомобилях VAG группы. Для этого необходимо знать основные каналы адаптации. [1]

С поддержкой К линии производятся и профессиональные сканеры способные проводить диагностику всех современных автомобилей.

Протоколы ISO9141 и ISO14230 схожи по аппаратной реализации линий передачи данных и различны лишь их использованием (ISO 9141– использует две линии, K и L, а ISO 14230 – только K линию). Поэтому сканеры, использующие стандарт ISO 9141 в состоянии работать и по ISO 14230, но никак не наоборот.

Программное обеспечение для диагностики авто

Существует огромное количество свободно распространяемого и коммерческого программного обеспечения для диагностики различных автомобилей и устройств снабженными К линией. Среди устройств работающих по К линии можно назвать следующие: автомобильные отопители Webasto, кондиционеры, блоки комфорта, сигнализации а также щитки приборов. Для работы с такими устройствами по К линии требуется и специфическое программное обеспечение [2] , краткий список ПО:

  • Volkswagen, Audi, Seat и Skoda: ВАСЯ Диагност 1.1 (VCDS Lite), VAG-COM 3.11, VAG Tool.
  • ВАЗ и ГАЗ: Мотор-тестер, My Tester VAZ, My Tester GAZ, Diagnostic tools, Auto VAZ, kwp_d, icd.
  • Daewoo и ЗАЗ:Sens Diag, Daewoo AKM (T-Monitor), Daewoo Scan, kwp_d и др.
  • Chevrolet: ChevroletExplorer.
  • Cherry Tiggo: (ЭБУ Delphi MT20U) с использованием программы TiggoDiag.

Примечания

  1. Каналы адаптаций на VAG.
  2. K-Line адаптер и программы для работы с автомобилями.

Используемый материал

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Каждую Секунду Пространства
  • Анагенез

Смотреть что такое «K-Line» в других словарях:

Line — Line, n. [OE. line, AS. l[=i]ne cable, hawser, prob. from L. linea a linen thread, string, line, fr. linum flax, thread, linen, cable; but the English word was influenced by F. ligne line, from the same L. word linea. See .] 1. A linen… … The Collaborative International Dictionary of English

Line breeding — Line Line, n. [OE. line, AS. l[=i]ne cable, hawser, prob. from L. linea a linen thread, string, line, fr. linum flax, thread, linen, cable; but the English word was influenced by F. ligne line, from the same L. word linea. See .] 1. A… … The Collaborative International Dictionary of English

Line conch — Line Line, n. [OE. line, AS. l[=i]ne cable, hawser, prob. from L. linea a linen thread, string, line, fr. linum flax, thread, linen, cable; but the English word was influenced by F. ligne line, from the same L. word linea. See .] 1. A… … The Collaborative International Dictionary of English

Line engraving — Line Line, n. [OE. line, AS. l[=i]ne cable, hawser, prob. from L. linea a linen thread, string, line, fr. linum flax, thread, linen, cable; but the English word was influenced by F. ligne line, from the same L. word linea. See .] 1. A… … The Collaborative International Dictionary of English

Line of battle — Line Line, n. [OE. line, AS. l[=i]ne cable, hawser, prob. from L. linea a linen thread, string, line, fr. linum flax, thread, linen, cable; but the English word was influenced by F. ligne line, from the same L. word linea. See .] 1. A… … The Collaborative International Dictionary of English

Line of battle ship — Line Line, n. [OE. line, AS. l[=i]ne cable, hawser, prob. from L. linea a linen thread, string, line, fr. linum flax, thread, linen, cable; but the English word was influenced by F. ligne line, from the same L. word linea. See .] 1. A… … The Collaborative International Dictionary of English

line of battle ship — Line Line, n. [OE. line, AS. l[=i]ne cable, hawser, prob. from L. linea a linen thread, string, line, fr. linum flax, thread, linen, cable; but the English word was influenced by F. ligne line, from the same L. word linea. See .] 1. A… … The Collaborative International Dictionary of English

Line of beauty — Line Line, n. [OE. line, AS. l[=i]ne cable, hawser, prob. from L. linea a linen thread, string, line, fr. linum flax, thread, linen, cable; but the English word was influenced by F. ligne line, from the same L. word linea. See .] 1. A… … The Collaborative International Dictionary of English

Line of centers — Line Line, n. [OE. line, AS. l[=i]ne cable, hawser, prob. from L. linea a linen thread, string, line, fr. linum flax, thread, linen, cable; but the English word was influenced by F. ligne line, from the same L. word linea. See .] 1. A… … The Collaborative International Dictionary of English

Line of dip — Line Line, n. [OE. line, AS. l[=i]ne cable, hawser, prob. from L. linea a linen thread, string, line, fr. linum flax, thread, linen, cable; but the English word was influenced by F. ligne line, from the same L. word linea. See .] 1. A… … The Collaborative International Dictionary of English

Line of fire — Line Line, n. [OE. line, AS. l[=i]ne cable, hawser, prob. from L. linea a linen thread, string, line, fr. linum flax, thread, linen, cable; but the English word was influenced by F. ligne line, from the same L. word linea. See .] 1. A… … The Collaborative International Dictionary of English

К линия что это такое

Технический Бюллетень № 16 : О К-линии и не только (часть 1).

Что имеем на входе: совсем немолодой Фольксваген Пассат, 1998 года выпуска. Не работает ничего из того, что имеет отношение к системе комфорта (центральный замок, электрические стеклоподъёмники, не выполняются функции отпирания/запирания дверей и багажника штатным брелоком и т.п.). Владелец автомобиля уже побывал в нескольких автосервисах, но там помочь не смогли (или не захотели), сославшись на то, что, сканер с автомобилем не связывается. Подключаем наш CarmanScan AT , входим в систему комфорта Convenience Systems , 46 адрес (экран 1).

Экран 1 — Выбор систем комфотра.

Как явствует из экрана 2, связи действительно нет.

Экран 2 — Связь со сканером отсутствует.

Пробуем «постучаться» в систему АБС – ситуация аналогичная (экран 3).

Экран 3 — Связь с АБС отсутствует.

То же самое происходит при обращении к блоку управления двигателем и подушек безопасности. Системы комфорта бездействуют, и отсутствие связи можно объяснить неисправностью блока. Но ведь двигатель и АБС работают. Да и контрольная лампочка «эйрбэга» гаснет. Значит отсутствие связи со всеми системами, и работающими, и неработающими, скорее всего, обусловлено какой-то общей причиной. Что это может быть за причина? Вероятнее всего – проблема с К-линией.

К-линия – это однопроводная шина для передачи цифровых данных от сканера к электронным блокам и обратно. На автомобилях группы VAG К-линии всех электронных блоков, имеющих функции самодиагностики, соединены в одной точке и выведены на ножку №7 16-пинового диагностического разъёма. При включённом зажигании все блоки поддерживают на этой линии напряжение порядка 10.5-11.5 Вольт. Существуют К-линии, на которых напряжение этого уровня появляется только при подключении сканера (так называемая, Pull — up K — line ), но к автомобилям VAG это не относится. Так что первое, что приходит в голову – измерить напряжение на ножке №7 диагностического разъёма.

Подключаем измерительные кабели мультиметра между выводами 4 (масса) и 7, включаем зажигание. Напряжение составляет чуть больше одного вольта (фото 1).

Фото 1 — Подключение к ножке No.7.

Да, при таком раскладе, ни о какой самодиагностике говорить не приходится. Выключаем зажигание, делаем минутную паузу и измеряем сопротивление между этими двумя ножками. Оно составляет примерно 500 Ом. Получается, что К-линия зашунтирована на массу через какое-то сопротивление. Что это за сопротивление, где его искать? С учётом того, что к К-линии подсоединены только блоки управления, можно предположить, что линию «подсаживает» какой-то ECU . Какой? Это пока неизвестно. Проблемным может оказаться любой из блоков, установленных на автомобиле. Для того, чтобы вычислить «виновника», придётся тупо по очереди отсоединять разъёмы от блоков. Логично начать с блока комфорта, поскольку функции комфорта не поддерживаются. Отсоединяем блок (фото 3), ничего не меняется — напряжение на К-линии при включенном зажигании по-прежнему равно 1.2 Вольта.

Фото 2 — Низкое напряжение на К-линии.

Фото 3 — Отсоединён блок комфорта.

Двигаемся дальше. Вторым в этом списке будет блок АБС, потому что он интегрирован в гидроблок, а тот, в свою очередь, легко доступен под капотом. Отсоединяем разъём с гидроблока (фото 4) – эффект ноль.

Фото 4 — Отсоединён блок АБС.

Фото 5 — Отсоединён блок управления двигателем.

Следующий – блок управления двигателем (фото 5). Отсоединяем разъёмы — результат тот же. Но мы не сдаёмся. Ведь по мере того, как отключенных блоков становится всё больше, наши шансы, как у Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, непрерывно растут. Отсоединяем «приборку» (фото 6).

Фото 6 — Отсоединена приборная панель.

Без изменений. Ну вот собственно и всё, подключенным остался только один блок – подушек безопасности. Если бы машина была с автоматической коробкой, то был бы ещё блок управления АКП. Но здесь коробка ручная, так что больше на этом автомобиле электронных блоков нет. Отсоединяем разъём от блока Air Bag (фото 7).

Фото 7 — Отсоединён блок подушек безопасности.

Фото 8 — Напряжение по-прежнему низкое.

И…. ничего не происходит. К-линия по-прежнему имеет потенциал 1.2 Вольта.

Значит, блоки управления здесь ни при чём, и неисправность в К-линии обусловлена её шунтированием через какое-то стороннее сопротивление. Откуда оно взялось и где его искать? И надо ли это делать? Да, мы не можем использовать для диагностики сканер, но это не повод отказываться от диагностики вообще. Ведь ещё каких-нибудь 15 лет назад автомобилей, где самодиагностика была «на уровне плинтуса» было пруд пруди – и ничего, как-то ведь их ремонтировали. Так что решаем всё-таки двигаться дальше. По крайней мере, попробуем разобраться, почему же не работают системы комфорта.

К линия что это такое

Адаптер K‑Line это устройство передачи данных по однопроводной линии, т.е запросы диагностического оборудования и ответы ЭСУД передаются по одной линии. СОМ-порт компьютера имеет раздельные входы для получения и отправки данных, для согласования и предназначен адаптер сигналов СОМ K‑Line.

К‑линия автомобильной диагностики имеет «подтяжку» к 12 вольтам (питание ЭБУ) и размах сигналов от 0 до 12 V (теоретически, реально уровни немного отличаются).

В системах GM используется другой диагностический протокол – ALDL. В адаптере ALDL используется выход с открытым коллектором и 5 ‑вольтовые уровни сигналов. «Подтяжка» в этих системах находится внутри ЭБУ. В подавляющем большинстве случаев для этих систем не используется оригинальный адаптер, для диагностики применяют K‑Line, либо занизив до 5 вольт напряжение «подтяжки», либо подбором резистора для стабильной работы и на 5 и на 12 вольтовых уровнях.

СОМ – порт компьютера имеет (в нашем, простейшем, случае) две линии – по одной идет чтение сигналов, по другой – запись. Уровни сигналов СОМ – порта от ‑ 12 V до + 12 V, то есть, высокий уровень ‑ 12 V, низкий + 12 V. Подробнее здесь или (на русском) здесь.

Для согласования сигналов используются, как правило, специализированные микросхемы. Микросхема МС 33199 служит для согласования с К‑линией и «разделения» и «смешивания» сигналов. МАХ 232 – специализированная микросхема для согласования различных устройств с RS 232 (стандарт СОМ-порта). МАХ 232 содержит в себе интегральные преобразователи напряжения, позволяющие получить нужные для работы порта +/- 12 V и приводит поступающие сигналы к необходимому уровню. Более «продвинутые» специализированные микросхемы – DS 275 выполняет те же функции, что и МАХ 232 , но имеет автоматическую настройку выходных сигналов по уровню входных и, что немаловажно, не требует громоздкой конденсаторной «обвязки».

Существует несметное количество вариантов схем адаптеров, от самых простых, на двух транзисторах, до полнофункциональных адаптеров на специализированных микросхемах. Естественно, желательно использовать хороший адаптер на специализированных микросхемах.

При диагностике иномарок 90 ‑x годов часто возникает необходимость в дополнительной линиии L (K‑L-Line адаптер), более поздние модели, как правило используют только K‑Line. Схемы адаптеров K‑L-Line можно посмотреть здесь.

Один из самых обстоятельных из известных мне «рукодельщиков» ch 0 zen поместил на своем отличном сайте наиподробнейшее, пошаговое описание изготовления адаптера на MC 33199 по «утюжной» технологии. Очень рекомендую. Можно скачать всю информацию целиком здесь.

Простая схема на 2 ‑х транзисторах

Как проверить адаптер не подключая к автомобилю? Очень просто. Дело в том, что поскольку линия после адаптера однопроводная, можно послать в порт сигнал и тут же его прочитать (режим «эхо»). Для этого необходимо подключить адаптер к компьютеру и воспользоваться древней программой диагностики компьютеров – Check It 3 . 0 . Включаем режим диагностики COM и наблюдаем в окнах прием – передачу символов. Если все проходит нормально, это косвенно говорит о том, что схема работает, для полной уверенности необходимо осциллографом проконтролировать сигналы RxD, TxD и K‑Line. Размах сигналов на разъеме СОМ – порта должен быть от + 12 V до 0 V (в идеале, реально чуть поменьше. По стандарту необходим размах от + 12 до ‑ 12 V), а на линии K‑Line от + 12 V до нуля. Проверку адаптера осуществляет так же программа диагностики ICD.

Адаптер K‑LINE © VSM

Более «правильную» схему адаптера для тех, кому проблематично достать дефицитную микросхему MC 33199 D прислал VSM. Здесь для согласования с портом применена всё та же, довольно распространенная микросхема MAX 232 (ICL 232 CPE, HIN 232 ), а согласование с линией диагностики – микросхема 74 ALS 04 ( 74 LS 04 , К 555 ЛН 1 , К 1533 ЛН 1 ).

Схема эксплуатируется в течении полутора лет, опробована на всех типах контроллеров. Защитный диод желателен с малым падением напряжения, второй – любой импульсный, например КД 521 , 522 . VSM поделился также опытом подстройки нагрузочного резистора. На схеме его номинал 2 Ком, это оптимально для тестирования и программирования блоков «Январь», для «Бошей» его номинал около 1 Ком, для GM – больше 2 Ком. От себя замечу, что номинал резистора применяю 510 ‑ 560 Om, как на «больших» схемах, это обеспечивает ток линии около 20 mA, что повышает помехозащищенность. В GM, повторюсь, нагрузочный резистор установлен в блоке и линия диагностики использует пятивольтовые уровни, внешний нагрузочный резистор в адаптерах ALDL не используется. Нумерация выводов по входу соответствует 9 ‑пиновому разъему СОМ, выхода – 9 ‑пиновому разъему адаптера KR‑ 2 от НПП НТС. С этим адаптером стабильнее всего работает спортивная система впрыска J 5 -Sport (Соколов-Спорт). Остальные, даже именитые адаптеры соединялись не с первого раза, рвали связь и пр.

ПРОВЕРКА И НАСТРОЙКА

1 . Ищем какой-нибудь измеритель, хотя бы простейший электрический тестер.
2 . Убеждается в правильности установки элементов схемы и наличии нужных и отсутствии ненужных соединений между ними.
3 . Подаем + 12 В, адаптер к компьютеру не подключен.
4 . Проверяем наличие + 5 В на выводе 16 MAX 232 и выводе 14 логики, если нет – проверяем правильность установки и работоспособность 142 ЕН 5
5 . Проверяем работу конверторов MAX 232 , т.е. наличие + 10 В на выводе 2 и ‑ 10 В на выводе 6 , если нет – проверяем правильность установки и исправность конденсаторов.
6 . Подаем на вход приемника RS 232 ‑ 10 В, т.е. соединяем выводы 13 и 6 МАХ 232 и проверяем прохождение сигнала: (логическая « 1 » на выходе 12 MAX 232 ) -> (логическая « 1 » на входе 5 ЛН 1 ) -> (логический « 0 » на выходе 6 ЛН 1 ) -> (+ 12 В в k‑line) -> ( логическая « 1 » на входе 1 ЛН 1 ) -> (логический « 0 » на выходе 2 ЛН 1 ) -> ( логический « 0 » на входе 3 ЛН 1 ) -> ( логическая « 1 » на выходе 4 ЛН 1 ) -> (логическая « 1 » на входе 11 MAX 232 ) -> (низкий уровень RS 232 , т.е. менее ‑ 5 В на выходе 14 MAX 232 ). При непрохождении сигнала через любой элемент, проверяем правильность установки и работоспособность этого элемента. Удаляем соединение между выводами 13 и 6 МАХ 232 .
7 . Подаем на вход приемника RS 232 + 10 В, т.е. соединяем выводы 13 и 2 МАХ 232 и проверяем прохождение сигнала: (логический « 0 » на выходе 12 MAX 232 ) -> (логический « 0 » на входе 5 ЛН 1 ) -> (логическая « 1 » на выходе 6 ЛН 1 )-(

0 В в k‑line) -> ( логический « 0 » на входе 1 ЛН 1 ) -> (логическая « 1 » на выходе 2 ЛН 1 )- ( логическая « 1 » на входе 3 ЛН 1 )-( логический « 0 » на выходе 4 ЛН 1 )-(логический « 0 » на входе 11 MAX 232 ) -> (высокий уровень RS 232 , т.е. более + 5 В на выходе 14 MAX 232 ). При непрохождении сигнала через любой элемент, проверяем правильность установки и работоспособность этого элемента. Удаляем соединение между выводами 13 и 2 МАХ 232 .
8 . Подключаем адаптер к порту RS- 232 компьютера, соединяем с k‑line и пытаемся установить связь с контроллером. В случае проблем, при отсутствии осциллографа, проверяем: правильность использования программы; параметры COM-порта (может ли он работать на выбранной скорости обмена); величину резистора в нагрузке k‑line; качество линии связи и т.д.

Адаптер K‑LINE © SHURIKEN

Второй вариант «правильной» схемы адаптера для тех, кому проблематично достать дефицитную микросхему MC 33199 D прислал SHURIKEN (CTTeam). Адаптер по этой схеме эксплуатируется более полутора лет, прошел проверку на всех системах впрыска и характеризуется как «железобетонный». Для согласования с СОМ – портом применена всё та же, довольно распространенная и дешевая (в разных регионах цена колеблется от 30 до 50 руб) микросхема MAX 232 (ICL 232 CPE, HIN 232 ), а согласование с линией диагностики – микросхема LM 339 . Каких либо дополнительных особенностей схема не имеет, катушка L 1 служит для фильтрации импульсных помех.

Описание настройки и осциллограммы Вы можете посмотреть здесь. Так же, как и в предыдущей схеме, нумерация выводов по входу соответствует 9 ‑пиновому разъему СОМ, выхода – 9 ‑пиновому разъему адаптера KR‑ 2 от НПП НТС.

K‑LINE: Новый взгляд на привычные вещи.

Прогресс движется вперед семимильными шагами и заглядывает даже за ворота автомастерских, в которых все чаще и чаще можно встретить ноутбуки в качестве диагностического компьютера. Нет слов, ноутбук более мобилен, функционален и в какой-то мере престижен, прибавляя «вес» автосервису. Но… В последнее время участились жалобы либо на неправильную работу адаптеров К‑Line, либо, что еще хуже, выход из строя COM – портов ноутбука. Дело, мне кажется в том, что у некоторых ноутбуков СОМ-порты работают с уровнями сигналов +/- 3 V, в то время как большинство адаптеров, рассчитанные на РС и собранные на микросхемах МАХ 232 выдают полноценные +/- 12 V. То есть, для работы с ноутбуком желательно иметь адаптер, предназначенный именно для этого. Самый простой путь – заменить привычную нам всем МАХ 232 на МАХ 3232 , имеющую пониженные напряжения сигналов. Цена вопроса – 90 рублей, именно столько составляет разница в стоимости этих микросхем в Волгограде.

Другой, и, как мне кажется (IMHO), более прогрессивный способ предложил HASS_ 78 – использование для согласования с портом ноутбука микросхему DS 275 . Данная микросхема работает с теми уровнями сигналов, которые получает, адаптируясь хоть к СОМ-порту РС, хоть к ноутбуку, представляя собой оптимальное решение для реализации K‑Line. Кроме всего прочего, данный способ практически не требует «обвязки» микросхем.

Итак, схема от Hass‑а на DS 275 и MC 33199 .

.… и МС 33290

Схемы не имеют никаких особенностей, и при правильной сборке не требуют никакой настройки. DА 1 – любой стабилизатор, например LM 2931 AZ‑ 5 , 7805 . Вместо 33199 ( 33290 ) при соответствующем изменении схемы можно использовать L 9243 (из иммобилизатора АПС‑ 4 ).

Получится что-то типа этого.…

Все три варианта адаптеров прекрасно умещаются в корпусе переходника 9 – 9 pin

В заключение хочу сказать, что несмотря на то, что этот K‑Line адаптер очень негативно встречен сборщиками-продавцами «адаптеров» на более простой и дешевой элементной базе, это самое лучшее и правильное решение на сегодняшний день.

K-Line или K-L-Line что всетаки нужно для моего авто?

BOPOH
Профессиональный советчик
  • 14.12.2005
  • #1
  • машинка VW GOLF 4 1.4 1998г.

    дело в следующем
    K-Line стоит в 2 раза дешевле чем K-L-Line. Правда не знаю почему.
    Все на COM порту.

    Я здесь живу
    • 14.12.2005
  • #2
  • Pasha@VR6
    2b || !2b
    • 14.12.2005
  • #3
  • ten70
    Оракул
    • 14.12.2005
  • #4
  • Yurkesch
    Просто любитель VW
    • 14.12.2005
  • #5
  • ten70
    Оракул
    • 14.12.2005
  • #6
  • У меня машинка того же года и все линии есть.

    BOPOH
    Профессиональный советчик
    • 15.12.2005
  • #7
  • Я здесь живу
    • 15.12.2005
  • #8
  • BOPOH
    Профессиональный советчик
    • 15.12.2005
  • #9
  • Я здесь живу
    • 15.12.2005
  • #10
  • alex_polo
    Паятель
    • 15.12.2005
  • #11
  • Завсегдатай
    • 15.12.2005
  • #12
  • Я где-то читал:
    K-линия для чтения данных с блока,
    L-линия для записи данных в блок.

    Т.е. если надо провести адаптацию Д. заслонки, надо иметь L

    Я здесь живу
    • 15.12.2005
  • #13
  • Netmaster
    Автомучитель
    • 15.12.2005
  • #14
  • Я где-то читал:
    K-линия для чтения данных с блока,
    L-линия для записи данных в блок.

    Т.е. если надо провести адаптацию Д. заслонки, надо иметь L

    Достаточно К-линии. У меня КЛ адаптер «мастеркита», Л-линию я просто не использую. Люди уважаемые. Не пишите свои предположения и догадки или домыслы, вы вводите не опытных пользователей в заблуждения. Пишите только по существу и то что знаете на 100%, а не то что где-то кем-то что-то сказано.

    Я здесь живу
    • 15.12.2005
  • #15
  • Pasha@VR6
    2b || !2b
    • 15.12.2005
  • #16
  • С адаптером все проще. VAGовский быстрый интерфейс выполнен по стандарту ISO9141 и представляет собой K-L-Line интерфейс. Причем на более свежих машинах и блоках ECU управления L-линией не требуется, эти ECU прекрасно обходятся одной K-Line шиной данных (это двунаправленная шина). L-Line я бы назвал наследием блинковых диагностик. Это однонаправленная шина, управляемая тестером и, грубо говоря, дающая ECU сигнал, что пора начинать передачу. Еще надо заметить, что с 1994 года VAG ставит на свои машины 16-ти контактный разъем OBD-II. Но OBD-II это стандарт интерфейса, а VAG туда просто вначале вывел тот же самый K-L-Line и больше ничего. Но даже если Ваша машина совсем уж новая, и в ней действительно реализован OBD-II, то и в этом случае адаптер пригодится: K-L-Line в OBD-II входит и обмен будет идти по K и L линиям. Просто некоторые функции, которые могут быть реализованы с помощью дополнительных протоколов OBD-II будут недоступны. Или, говоря иначе, машины с OBD-II (не разъемом, а интерфейсом) могут с помощью этого адаптера обслуживаться в том объеме, в котором машина поддерживает K-L-Line интерфейс.

    Так что если Вы обзаведетесь адаптером K-L-Line, то Вы сможете сотворить много чего.

    Диагностика через k-line

    K-line – протокол обмена информацией между ЭБУ и внешними диагностическими модулями. Это однопроводная колодка, имеющая два равнозначных направления, регламент которой задает протокол ISO (9141-2 и 14230). Она входит в обойму стандартного разъема OBD2 c 16-тью контактами. K-line выделен пин №7, через который осуществляется связь канала с ЭБУ и диагностической аппаратурой.

    До массового внедрения протокола CAN, она служила единственной линией общения между самими блоками автомобиля. До 2007 года, практически, единолично властвовала на диагностическом поприще. Сейчас актуальность немного поблекла, однако наряду с КАН, использование ее довольно широко распространено.

    • 1 Программы для диагностики через k-line
    • 2 К — line: протокол связи иммобиллайзера с ЭБУ двигателя
    • 3 Диагностический адаптер k line

    Программы для диагностики через k-line

    Если на автомобиле нет доступа по CAN – шине, то реализуется связь по k-line. Автопроизводители стали постепенно отказываться от этого канала. В свежих концепциях продукции автоконцернов ее уже нет.

    На k-line работают профессиональные автотестеры (сканеры и адаптеры), имеющие возможность диагностики всех современных моделей автомобилей. Для этих устройств разработано множество программ, благодаря которым осуществляется связь с ЭБУ и реализуется возможность обмена информации, с внесением изменений в параметры бортового компьютера. Например, VAG-COM, Вася диагност, Delphi , Daewoo Scan и многие иные. Для каждой модели автомобиля предусмотрено свое программное обеспечение для k-line адаптера. Они имеют разные характеристики, отличаются набором функций и инструментов. С автомобилями группы VAG работает программа VAGCOM, отечественные модели диагностируют с помощью «мотор-тестер». Есть и универсальные программы, предназначенные для нескольких марок авто – «Юнискан».

    С их помощью считываются с памяти ЭБУ коды ошибок и текущих параметров, помогающие оценить состояние систем и деталей автомобиля. Производится расшифровка ошибок, подыскивается и выводится в списке подробные рекомендации и инструкции по их устранению. С их помощью автовладелец вносит коррективы, дополнения или убавления выбранных функций систем электронной сети автомобиля.

    Однако, результаты тестирования, охват диагностируемых систем, выводимая информация и т. д., зависят не столько от ПО адаптера, сколько от возможностей и функционала бортового компьютера

    К — line: протокол связи иммобиллайзера с ЭБУ двигателя

    На основе К- line происходит обмен данными не только с внешним диагностическим оборудованием, но и между блоками внутри конструкции автомобиля. Примером может служить информативный обмен блока управления двигателем с иммобилайзером. Механизм общения выглядит следующим образом:

    • В ключе зажигания автомобиля встроен чип, который распознается программой бортового компьютера.
    • Рядом с замком помещено считывающее устройство, связанное проводами с электронным блоком иммо. Одновременно с включением зажигания, считываются данные с ключа и передаются на иммо.
    • Блок иммо распознает ключ и дает добро на запуск мотора. Когда меняется ключ, нужна адаптация.
    • Блок двигателя получает от иммо добро на запуск.

    Если связь нарушится во время движения – машина спокойно доедет до конца маршрута. Однако после остановки, больше не заведется, компьютер выдаст код блокировки запуска.

    Наличие в автомобиле К- line еще не означает, что связь осуществляется именно по ней. Она может протекать и по CAN-шине. Чтобы определить канал общения блоков, нужно считать сканером блок datastream (изменяемых величин). Проверяем, в списке, группу 25 – если вышло число 1, то используется CAN. Если считалась цифра 2 – это К- line.

    Диагностический адаптер k line

    Этот прибор служит связующим звеном между программными обеспечениями бортового компьютера и персональными электронными устройствами (ноутбук, ПК, планшет), на монитор которых выводится информация с ЭБУ. Его использование снижает вероятность серьезных поломок и сбоев, благодаря своевременной диагностике, только зародившихся, нарушений.

    Некоторые народные умельцы самостоятельно изготавливают К- line адаптеры. Используют схемы из интернета, ненужный телефонный шнур, в качестве необходимого разъема.

    С помощью k line адаптера можно производить мониторинг важных параметров во время движения. Таких, как километраж, время в пути, состояние различных датчиков, скорость, объем выработанного топлива и т. д.

    1. Прописка драйвера на ПК.После приобретения адаптера, нужна установка на ваш комп его драйвера. Он закачан на диск, который идет в комплекте с адаптером. Его можно найти в инете. До установки драйвера, адаптер к компьютеру не присоединяйте. Поставьте диск в дисковод, на экране выйдет его содержимое. Зайти в папку драйвера и запустить “Setup”. Нажав кнопку «Далее», пройти все этапы установщика, попутно соглашаясь на его запросы, и принимая его предложения. Дождаться сообщения об окончании процесса, нажать кнопку «Готово».
    2. Как работает k- line. Говоря электронными терминами, работу k-линии можно охарактеризовать, как передача пакетов импульсов, формированных в электронных блоках. Замыкая сеть на массу, изменяется исходное значение напряжения (12В), импульс которого поступает на k line. При выключенном двигателе и зажигании, напряжение на линии отсутствует (=0).

    Когда подключенный сканер посылает импульсы на k line, где зашифрован конкретный адресат, замыкая цепь (меняя напряжение), k-line посылает сообщение всем блокам. Получают все, а отвечает только адресат, формируя и высылая импульсы напряжения на k-линию. Оттуда сканер считывает эти сигналы, в которых зашифрована информация в виде кодов.

    1. Когда нет ответа на запрос адаптера. Если на запрос адаптера ответа от блока не последует, в первую очередь нужно проверить наличие тока в разъеме ЭБУ, куда подключается k-line адаптер.

    В стандартном разъеме OBD2 16 пинов, каждый из них несет ответственность за ту или иную связь. К-line предоставлен контакт №7. Туда поступает бортовое напряжение, источник силы канала. Отсутствие напряжения на контактах можно объяснить несколькими причинами:

    — провод k линии замкнут на массе

    — k-line зависает, от действий какого-нибудь блока

    Поиск причины и неисправного блока, хлопотное дело. Нужно по очереди отключать от k линии блоки, тестируя провод, пока не наткнетесь на неисправный блок. Чтобы не откладывать диагностику, когда обнаружилась вышеизложенная неисправность, есть способы подключения к ЭБУ напрямую. Все остальные звенья цепи не тестируются.

    1. Функционал адаптера k-line. Конечно же, в зависимости от программного обеспечения, функции адаптера для разных моделей автомобиля сильно различаются. Да и зависят, во многом, от ПО ЭБУ авто. Однако базовым пакетом функций обладают все тестеры этого уровня. К ним относятся:

    считывание кодов ошибки и вывод этой информации на монитор персонального устройства. Отчет представляется в виде списка, с подробным описанием ошибки и в графическом формате. Возле каждого кода есть вставка, с инструкциями по устранению неисправности.

    Сброс ошибок. После ремонта или замены неисправного элемента, производится удаление с памяти бортового компьютера сохраненных кодов ошибок.

    мониторинг текущих показателей работы систем автомобиля. Можно считать не только показания с блоков, но и непосредственно с датчиков. Такая функция помогает анализировать состояние всех компонентов конструкции автомобиля и выявить нарушения, которые не распознал ЭБУ.

    внесение корректив в настройки ЭБУ, что помогает полнее раскрыть, заложенный производителем, потенциал автомобиля. Или, наоборот, отключить лишние функции, которые загружают сеть.

    внешнее управление заключается в возможности задавать необходимые параметры, в обход ЭБУ, работу которого временно блокируется.

    — адаптация, кодирование, перепрограммирование. Эти функции, с различными ограничениями, относятся к спец. возможностям адаптера. Их использование требует навыков и глубоких знаний.

    1. Несколько полезных советов.
    • Программное обеспечение нужно своевременно обновлять.
    • Весь пакет сохраненных данных продублируйте на другой носитель. Дело в том, что при сбоях, важные аспекты можно восстановить, но не память.
    • Придерживайтесь технической документации производителя. Не переоцените ваши силы – не залезайте в малознакомые области, чтобы не повредить электронное оборудование автомобиля.

    «Город-линия — это айфон, растянутый на 170 километров». Что не так с идеей THE LINE

    В январе принц Саудовской Аравии презентовал The Line — проект города, который должен появиться на севере страны, в провинции Табук. Это событие можно сравнить с презентациями Apple, а сам город — с огромным гаджетом. Архитектурный критик Константин Бударин подробно разбирает презентацию принца, чтобы понять, для кого в утопическом городе не найдётся места.

    Почему сегодня не строят города с нуля

    Факт о том, что принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд занимается созданием проекта «фьючеграда», был известен давно. Под проект выделили особую территорию NEOM, арабское «Сколково», где на песках экономических послаблений должен был расцвести амбициозный урбан-проект.

    The Line — это 170 километров девелопмента, вытянувшихся по струнке. Это город, где не будет машин, как, впрочем, и дорог. При этом из одного конца в другой можно будет добраться за 20 минут. The Line — это город, в печах которого жгут только возобновляемые источники энергии. Город, прочерченный в окружении нетронутой и охраняемой природы. Город, где в пятиминутной доступности есть всё что пожелаешь. Наконец, The Line — город инновационной транспортной инфраструктуры, спрятанной в подземельях и управляемой искусственным интеллектом.

    Дизайн презентации впечатляет не меньше вышеперечисленного. Сам факт наличия концептуального дизайна уже чудо для ближневосточного урбанизма. Дубай придумали консультанты из McKinsey, а не архитекторы. В проекте The Line также не обошлось без большой тройки — McKinsey, Bain, BCG. Однако не консалтингом единым жив проект. Полоска The Line напоминает не только о сюрреалистическом капитализме Дубаи, но и о скульптурах Ричарда Серра East-West/West-East, расставленных по катарской пустыне.

    Работа Ричарда Серра East-West/West-East. Фото: Guiding Architects

    The Line можно назвать градостроительным проектом в практически советском смысле слова, что само по себе удивительно. В наше время не то чтобы не строят новых городов, но их не строят в рамках одного градостроительного видения. Города строят девелоперы, а сколько девелоперов — столько и видений. Проекты вроде английского Милтон-Кинса или родного нам Тольятти остались, точнее сказать, застряли в 60-х и 70-х. Их больше не строят, с одной стороны, потому, что тотальный урбанизм не оправдал ожиданий, с другой — потому, что для реализации таких проектов нужна экономика с сильным участием государства. Есть какая-то злая ирония в том, что градостроительный флаг социалистических правительств подобрала абсолютная монархия.

    Сейчас The Line представляет собой видео на Youtube и набор буклетов пресс-релиза. Впрочем, как научил нас Маршалл Маклюэн, «медиум и есть месседж». Имеет смысл поговорить, из какого контента состоит презентация The Line.

    Из чего состоит презентация принца

    Идея советских авангардистов

    Начать проще всего с названия. Линейный город был популярной концепцией ещё в начале XX века. В России главным идеологом строительства вдоль линий был Николай Милютин — нарком финансов, урбанист, человек, для которого Моисей Гинзбург построил виллу на крыше дома Наркомфина.

    Н. Милютин. Поточно-функциональная схема планировки города, 1930. Поселок при сталинградском тракторном заводе

    По мнению Милютина, города его эпохи строили неправильно. Правильно – это так, чтобы жилая и промышленная зоны располагались вдоль двух параллельных прямых. Между ними находилась дорога и буферное озеленение, с края от жилья — парк, за ним –промзоны и железная дорога.

    Саудовский принц наследует недовольство советских авангардистов. Но если Милютина интересовало прежде всего устройство промышленности, расселение рабочих, то принц фокусируется на безопасности и потребительских качествах города. Принца не устраивает то, что города уничтожают природу, а горожане проводят свою жизнь в пробках.

    Ле Корбюзье. Проект ленточной урбанизации Алжира (1929–1930). Общий вид города со стороны Средиземного моря. Вдоль побережья тянется гигантское здание, на крыше которого проходит автострада

    Линейный город, как и многие подобные проекты, видит мир как проблему дизайна. Индустриальный город с его скученностью, антисанитарией, отсутствием адекватной социальной инфраструктуры и транспортным коллапсом оказался не готов к промышленной революции. Линейный город предлагал решение. Например, примиряя индустриальное производство и жильё для рабочих, которое это производство притягивает. Также инновация линейного города заключается в балансе между городской застройкой и его транспортной системой. Его концепция линейного города уравнивает в правах городское движение и стояние.

    The Line наследует видение социальных проблем как проблем дизайна и также делает ставку на инновационный транспорт. Однако Милютин решал проблему расселения рабочих, а The Line — проблему качества жизни среднего класса. В мире The Line нет разделения между домом и работой. Кроме того, утопия The Line ставит не столько на архитектуру, сколько на цифровые технологии и искусственный интеллект.

    Нули и единицы

    Штаб-квартира компании Apple в Купертино — Apple Park. Фото: wiki.commons

    The Line — продукт цифровой культуры и экономики, презентующий его принц — скорее Стив Джобс, чем Ле Корбюзье. Город-линия Ле Корбюзье имел бы пластическую форму. The Line нарочито отказывает себе в пластике, здесь нет акцентов, динамики. Это айфон, растянутый на 170 километров.

    Можно представить, что по мере развития IT городов-гаджетов будет становиться всё больше. Apple строит штаб-квартиру в виде дома-кольца. Цифровая экономика учит, что мир состоит из нулей и единиц. У нуля штаб-квартиры Apple появилась единица The Line.

    Диснейленд

    На презентации также показали несколько диаграмм про то, как всё будет устроено в городе. На одной из картинок видно, что в NEOM нет улиц. Вся поверхность отошла пешеходам, а транспорт закопан под землю. Интересно, что вместе с транспортом под землю ушёл и сервисный уровень. Видимо, чтобы будущий жилец случайно не столкнулся с будущим курьером на будущей улице.

    У идеи про сервисное подземелье есть исторический прототип. Первым закопать синих воротничков догадался Уолт Дисней. Посетители его парков развлечений попадали в сказку, где всё происходит будто само собой, а любой труд скрыт от глаз. Единственные рабочие, которых допускали на поверхность, были одеты в мультгероев. Говорят, что самым страшным грехом было показаться из подземелья в костюме, но без маски. За такое сразу увольняли.

    Остановка — пустыня

    В своей программной книге « Четыре стены и крыша » Рейнир де Грааф жалуется, что архитекторы превратились в маркетологов. Вместо того чтобы работать на общество, архитектура работает на рынок. Дизайн служит лишь соблазнению потенциальных покупателей, а не решению общественных задач. Свою мысль де Грааф разворачивает в контексте Дубая, указывая на то, что новый девелопмент появляется на пустом месте. Для проекта в пустыне нет никаких оснований, кроме рыночных.

    The Line решает проблему, которой нет. В The Line нет пробок, нет деградирующей природы, люди не гибнут в автокатастрофах. Все эти проблемы есть в столице Саудовской Аравии, Эр-Рияде — городе с населением в 7,5 миллиона человек. Но там нет ни Hyperloop , ни даже обыкновенного метро.

    Архитектурные утопии рисовали мир с чистого листа. Их время прошло во многом потому, что мир — не чистый лист. Он больше похож на Эр-Рияд с его пробками и буксующей программой развития общественного транспорта. The Line закрывает глаза на настоящее, чтобы заглянуть в будущее. The Line — гринфилд-утопия, рекламный буклет, написанный на языке гаджетов и цифровой экономики. Надо полагать, что в это будущее позовут не всех.

    Что означает красная линия на земельном участке?

    Красная линия представляет собой границу, отделяющую территорию, определенную под общее пользование, от территории, которая предназначена под отдельные земельные участки индивидуального пользования. Суть красной линии абсолютна та же, что и суть границы земельного участка. Но красная линия наделена более сильной юридической силой, чем обычная граница земельного участка. В чем старшинство красной линии? Данная линия устанавливается в первую очередь. Только после установления красной линии определяется местоположение границ участков земли. Отрезок границы участка земли, примыкающий к территории общего пользования, в обязательном порядке должен соответствовать контурам красной линии. Практика показывает, что не всегда границы координированных земельных участков, прошедших кадастровый учет, соответствуют координации красных линий.

    Красная линия дифференцируется на существующую и проектную. Существующие красные линии – это юридически установленные границы территорий, а проектные – демонстрируют намерения будущих юридических границ.

    Проектная красная линия границ участка

    Проектная красная линия не является границей, наделенной юридической силой. Ее цель – публичное объявление об утвержденных намерениях в области изменения планировки территории. Определенная часть участка, отсекаемая красной линией, в перспективе будет отчуждена в законном порядке для общественных и государственных нужд. Проектная линия не означает требование о немедленном отчуждении, а говорит о начале физического осуществления намерения относительно строительства запланированного объекта общего пользования. Однако между утверждением намерения по началу строительства объекта общественного пользования в виде определения проектных красных линий и непосредственным принятием решения о запуске строительства может быть радикальный временной разрыв. Возможен вариант принятия в будущем решения по корректировке данного намерения или же отказа от него. Следовательно, проектную красную линию нельзя рассматривать как окончательный вариант, то есть не обязательно то, что она будет превращена в существующую линию конкретно в том виде, в каком сформирована первоначально. Проектная красная линия не рассматривается как объект учета кадастровой недвижимости.

    Существующая красная линия на участке

    Существующая красная линия – реализованная линия, вынесенная в натуру. Данная линия закреплена застройкой или фактической планировкой. Она выступает как информационный объект в геоинформационной системе и представляет собой объект кадастрового учета, чего нельзя сказать о проектной красной линии. Существующие красные линии должны регистрироваться как установленные, и взяты на кадастровый учет границ территорий. Данные линии имеют статус юридической значимости.

    Красная линия это не граница отдельно взятого земельного участка коллективного пользования. Это граница территории общественного пользования, включающая в себя совокупность отдельных земельных участков, предназначенных для общего пользования. Красная линия как объект кадастрового учета сохраняет свою юридическую силу и после того, как будут сформированы и взяты на учет все земли, примыкающие к данной линии со стороны территории индивидуального использования земельных участков. Линия, которая будет состоять из отрезков индивидуальных границ, примыкающих к красной линии, обязательно должна абсолютно точно повторять данную красную линию.

    Красная линия выражается в совокупности отрезков границ земельных участков, она воплощается в границы этих участков. Однако она представляет самостоятельный ценный объект. Роль красной границы состоит в охране вынесенного генерального решения, связанного с планировкой территории. Данное решение не должно нарушаться в будущем, в том числе и при локальном перемежевании отдельных территорий ограниченных красной линией. Если пересмотр отдельно взятой границы между смежными участками является внутренним делом только собственников данных участков, то при возникновении пересмотра границы между землями общего и индивидуального пользования главным интересантом выступит общество. Основанием для корректировки и изменения параметров объекта всеобщего пользования является специально разрабатываемая планировочная документация.

    Вокруг некоторых существующих красных линий могут возникнуть проблемные ситуации:

    • Когда красная линия фактически существует, но при этом она отсутствуют в истории проектных решений, согласно которых она установлена. Поэтому данные линии необходимо наделить статусом юридической значимости и поставить на кадастровый учет. К примеру, в старом городе историческая планировка уже давно стихийно сложилась и закрепилась определенной застройкой. Здесь совершенно точно можно указать территорию общего пользования, это улица, а где имеет место территория индивидуального использования, это домовладение и его дворовое место. Эти территории фактически разделены существующими красными линиями, которые никогда никто не устанавливал. Поэтому для того чтобы поставить данную красную линию на учет, необходимо разработать соответствующий проект. Но такую красную линию, даже тогда когда она находится на стадии проекта, не рассматривают как «проектную», потому как она физически существует в реальности и нуждается только в фиксировании.
    • Когда обнаруживается несоответствие ранее установленных красных линий относительно реально существующих. Например, перед проведением разработки проектов межевания некой территории жилых кварталов выявилось, что красные линии, которые были официально установлены, не соответствуют реальной застройке. В этом случае отпадает необходимость создания проектной красной линии. Требуется лишь только определить ее в натуре и зафиксировать исправление в материалах кадастрового учета.
    • Когда отсутствует планировочная документация, которая являлась основанием для установления существующих красных линий. Проблема состоит в том, что давно застроенные территории не имеют отраженных красных линий в учетных системах границ. Это касается по большей части районов исторической застройки, планировочная документация которых частично сохранилась в архивах, но не признается как документация, несущая юридические сведения. В этом случае нет надобности проектировать красную линию, она фактически существует.
    • Когда красная линия пересекается частями строений. Это возникает тогда, когда часть строения выступает из фасадной плоскости. В Правилах землепользования прописаны нормы выступов за красную линию, которые могут быть различны в разных территориальных зонах.

    Видео — Отступы от границ участка при строительстве

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector