0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прохождение сход-развала

Прохождение сход-развала

Проверка и регулировка углов установки колёс

Вероятно, о сход-развале слышали все владельцы автомобилей, но, возможно, не все представляют, как эта работа выполняется на автомобиле.

Обращаем ваше внимание, что все работы выполняются квалифицированными специалистами, прошедшими обучение и сертификацию в учебных центрах Volkswagen.

1. Для того, чтобы регулировка была правильной необходимо соблюсти ряд условий. Это исправность ходовой части автомобиля, шины должны быть не изношены, высота протектора шин одной оси не должна различаться более чем на 2 мм, давление в шинах должно соответствовать предписанным величинам, масса автомобиля должна соответствовать снаряженной массе (топливный бак и бачок стеклоомывателя/омыва фар наполнены, багажник должен быть пустой, только штатное запасное колесо и штатный комплект инструментов).

2. Перед въездом автомобиля на стенд сход/развала подвижные платформы и поворотные круги должны быть зафиксированы стопорами в среднем положении.

Автомобиль должен заезжать на стенд по прямолинейной траектории, чтобы исключить предварительный натяг в резинометаллических элементах подвески, возникающий при криволинейном движении и интенсивных торможениях.

3. После въезда на стенд механиком запускается программа стенда, в программу вносятся данные клиента, механика и автомобиля. На колеса автомобиля устанавливаются датчики (зеркала).

Перед началом измерения необходимо учесть имеющиеся боковое биение колёсных дисков, т. е. сделать компенсацию. В противном случае результаты измерения будут неточны. На многих стендах компенсация выполняется путём прокатывания автомобиля.

4. Далее необходимо подвеску «прожать» чтобы подвеска автомобиля установилась в среднее положение. После этого устанавливается распорка на педаль тормоза, чтобы зафиксировать автомобиль на стенде.

5. Механик вводит значения уровня кузова. Измерение уровня кузова выполняются с помощью рулетки при этом измеряются расстояния от центров колёс до краёв колёсных арок, измеренные значения вносятся в программу стенда. Стопора с подвижных платформ и поворотных кругов снимаются.

6. На данном этапе рулевое колесо поворачивается механиком согласно указаниям стенда и фиксируется в прямолинейном положении. После этого стенд выдаёт данные с текущими значениями углов установки колёс. Текущие значения сравниваются со значениями, заданными заводом – изготовителем. Если все текущие значения находятся в допустимых диапазонах (зелёных зонах), то регулирование не требуется. Если какие-либо текущие значения находятся вне допустимых диапазонов (красных зонах), то в этом случае необходимо проводить регулировку.

При выполнении регулировки механик добивается, чтобы все регулируемые величины находились в допустимых диапазонах (зелёных зонах), а также, чтобы соблюдался принцип симметрии, т. е., например, схождение левого переднего колеса было равно схождению правого переднего колеса, и величина значения схождения лежала внутри предписываемого диапазона.

Регулировки выполняются сначала на задней оси автомобиля, а затем на передней оси. После окончания регулировки механик распечатывает отчёт, в котором имеются данные углов установки колёс до регулировки и после регулировки. Регулировка считается выполненной успешной, если все значения углов установки колёс находятся в допустимых диапазонах, предписанных заводом-изготовителем. Отчёт подкалывается к заказ-наряду и может быть передан владельцу автомобиля.

7. Если какие-либо величины углов установки колёс в процессе регулировки не удаётся привести к допустимым диапазонам, то это говорит о возможном деформировании элементов подвески или кузова. В этих случаях потребуется ремонт.

При правильных углах установки колёс автомобиль сохраняет прямолинейное движение (автомобиль не тянет в сторону), равномерно изнашиваются шины, снижается расход топлива, автомобиль имеет хорошую динамику, управляемость. Все эти факторы способствуют комфорту и безопасности движения в целом.

Сколько по времени делается развал схождение колес

Часто любители авто думают о правильной работоспособности своего транспортного средства, и это неслучайно, ведь этот фактор напрямую связан со сроком службы. Часто владельцам машин интересен вопрос: когда нужно делать развал схождение. Здесь существует очень много советов, разногласий. Попытаемся рассмотреть эту ситуацию подробнее.

Большинство станций, проводящих техническое обслуживание, анализируют автомобильные данные с халатностью, так как это облегчает им работу. Часто не учитывается, что авто, в котором багажник часто нагружен, ведет себя иначе. Здесь необходимо проводить тесты, как в легком положении, так и при увеличении нагрузки. Другим важным показателем работоспособности авто является уровень давления в колесах, однако и тут механики часто пускают всё на самотек.

Когда вы обращаетесь к мастерам по техническому обслуживанию, старайтесь, чтобы они тщательнее проверяли колеса и выполняли все процедуры.

Через какое время пора задуматься о развале сходе?

Данный тип процедуры лучше всего делать, когда присутствуют очевидные недостатки в управлении авто (то есть машину часто водит в сторону), при замене важных составных частей, а также при езде на плохом дорожном покрытии, ну и конечно в случаях, при которых образовался солидный пробег без обслуживания.

Ответственные автолюбители часто спрашивают у мастеров — через какое время нужно заняться сход развалом? На что получают ответ, что раз в полгода, а то и чаще. Не секрет, что от числа посещений автомобилиста в мастерскую, растет доход мастеров по техническому обслуживанию.

Если же задаться тем же самым вопросом в салоне, где продают авто, то наверняка вам ответят, что сход развал делается раз в несколько лет, ведь тем самым продавец показывает сильные стороны машины и говорит о минимальных затратах на авто. Поэтому каждый водитель должен сам приглядывать за своим авто. Ведь только он может четко понимать, как ведет себя машина, не ведет ли колеса из стороны в сторону, какой пробег образовался, и по какому типу дорог приходилось ездить на машине.

Через сколько времени пора произвести сход развал — это вам подскажет само транспортное средство, хотя тест на целостность его деталей вы можете проводить раз в полгода.

Главные правила, позволяющие понять, когда требуется развал схождение

  1. Когда вы покупаете автомобиль, то мастера на СТО внутри магазина обязаны произвести развал-схождение, однако на деле это не всегда так. Часто этот тип процедуры производится в отдельных салонах, из-за этого люди порой обращаются в другие СТО. Про этот момент лучше узнать заранее, возможно даже лучше приходить в салон, именно для того, чтобы сделать контроль над этим процессом.
  2. Когда на колесах меняется резина, рекомендуется проверить схождение. Но тут стоит понимать, что проверить и делать — это разные вещи, ведь машина бывает в отличном состоянии.
  3. Если вы по стилю езды понимаете, что одно из колес манит в сторону, то необходимо сделать проверку конструкции колес. Это самая вынужденная мера, при которой очевидно требуется развал схождение. Следует также сделать проверку самому на предмет того, как работает рулевое колесо без удержания. Так вы поймете, в какую сторону ведется ваш автомобиль.
  4. Когда необходимо сделать сход развал, бывает понятно и при износе резины на авто. Если вы чувствуете, что вот-вот потребуется замена — то и этот параметр авто нужно проверить.
  5. Допустим, у вас еще имеется гарантия ТО, тогда вам обязаны сообщать о сроках проверки развала схождения. Как правило, пробег будет составлять от 15 до 20 тысяч км.

Заключение

Если ваш автомобиль уже старый, то развал схождение требуется проводить чаще, если новый — редко. Тут важно понять, что если произошел износ колеса, то пора задуматься и о других важных характеристиках машины, ведь они тоже могут нуждаться в тщательном осмотре, только вот их не всегда видно сразу.

В нашей мастерской, измерение и регулировка, в среднем занимают около 40 минут. Однако существует огромное количество нюансов, которые могут как ускорить этот процесс, так замедлить его на довольно-продолжительное время.

Очень сильно сокращает время измерения использование современных 3D стендов сход-развала, где процедура компенсации биения колесных дисков выполняется прокаткой автомобиля назад и вперед, а не как на более ранних моделях, когда необходимо было поднимать автомобиль и производить компенсацию каждого колеса отдельно.

Любое соединение, подвергшееся коррозии, может не только замедлить процедуру регулировки, но и отложить ее на неопределенный срок. Например — намертво закисшие регулировочные болты в сайлентблоках, которые нельзя греть газом, т.к. это приведет к разрушению резинометаллического шарнира.

Ниже попробуем составить небольшую схему, чтобы примерно показать сколько по времени делается сход-развал.

Если вы следите за подвеской автомобиля и отправляетесь на сход-развал после слесарного ремонта ходовой, то, скорее всего это займет не более 30-40 минут. В противном случае желательно иметь хотя бы полтора часа свободного времени, поскольку любая спешка при измерении и регулировке крайне противопоказана.

Статья о том, как правильно выполнить развал-схождение колес машины — тонкости выполнения процедуры. В конце статьи — видео про сход-развал автомобиля.

  • Определяемся с формулировками
  • Признаки нарушения положения колёс
  • Самостоятельное выполнение корректировки
  • Видео про сход-развал

Положение колёс машины играет очень важную роль при движении как прямолинейном, так и в ходе выполнения поворотов. Сегодня, пожалуй, нет такой СТО, в которой не выполняли бы настройку углов развал-схождения. Но эту операцию вполне можно выполнить самостоятельно.

Определяемся с формулировками

Показатель развала колёс

Угол развала колёс – это величина угла, образованного вращающейся плоскостью колеса и его условной вертикалью. От величины данного показателя зависит, в каком положении будут находиться колёса автомобиля при прохождении поворотов, и, соответственно, насколько чётко машина будет проходить поворот.

Различают отрицательное и положительное значение данного показателя: в первом случае верхняя плоскость колеса является внутренней относительно плоскости его вращения, во втором случае она соответственно будет находиться с наружной стороны.

Показатель схождения колёс

Показатель угла схождения колёс определяется как величина между вектором направления движения машины (если смотреть на неё сверху) и плоскостью, в которой происходит вращение колёс. От этого значения будет зависеть, насколько транспорт управляем и стабилен на дороге.

Наклон колёс «внутрь» кузова машины (если рассматривать проекцию авто сверху) называют положительным схождением, наружу – отрицательным.

Кастер

Ещё одна характеристика положения колёс автомобиля – кастер, который составляет угол между амортизатором в Макферсоновой подвеске и наклоном колёсного поворотного кулака. Также кастер определяют как наклонный угол поворотной оси колеса. Проводя аналогию с передним колесом велосипеда, это угол наклона рулевой вилки: чем более вилка «лежит», тем больше велосипедный руль будет тяготеть к тому, чтобы принять положение «прямо».

Большинство моделей авто сконструированы таким образом, что кастер составляет 6 градусов и не подлежит корректированию, поэтому далее будем рассматривать только работу со сходом-развалом.

Важность правильного положения колёс автомобиля

Настройка схождения и развала колёс имеет очень большое значение. От того, насколько правильно отрегулировано положение колёс автомобиля, будет зависеть целый ряд характеристик авто:

  • устойчивость машины к заносам и переворачиванию в ходе движения;
  • маневренность и управляемость автомобиля;
  • экономичность в плане расхода топлива;
  • ресурс автомобильных шин.

Положение колёс автомобиля изменяется, если:

  • были выполнены ремонтные операции, затронувшие подвеску или систему рулевого управления автомобилем;
  • машина на дороге «поймал» яму, вследствие чего деформировался диск;
  • автомобиль получил сильный удар;
  • машина долгое время передвигалась по неровной дороге;
  • пришли в негодность тяги и рулевые наконечники;
  • увеличился люфт продольных и поперечных тяг и сайлент блоков рычагов;
  • погнулся мост (в случае моделей с неразрезным мостом);
  • износился ступичный подшипник;
  • неисправна шаровая опора поворотного кулака;
  • неисправна опора амортизатора в кузовной чашке.

Признаки нарушения положения колёс

В техническом руководстве к модели авто, как правило, указывается, через сколько километров пробега рекомендовано провести плановую диагностику показателей развала и схождения.

Но на практике данная цифра становится очень условной, поскольку автомобиль может эксплуатироваться в различных условиях. Поэтому для того, чтобы определить необходимость проведения диагностики, следует руководствоваться следующими признаками:

  • если колёса занимают прямое положение, перекладина руля остаётся смещенной в какую-либо сторону от горизонтали;
  • на прямом ровном участке дороги, если отпустить руль, машина уходит в сторону;
  • на прямом курсе автомобиль «рыскает» и ведёт себя неустойчиво;
  • поворот руля отрабатывается с запозданием;
  • рулевое управление слишком неподатливо («тугой руль»);
  • при исправных тормозах машина при заносится в сторону на резком сбросе скорости;
  • на длительных поворотных радиусах колёса касаются подкрылков;
  • руль не принимает нормальную позицию при завершении автомобилем поворотного маневра;
  • в процессе движения авто покрышки нетипично шуршат;
  • шины автомобиля изнашиваются неравномерно (при том условии, что давление в них поддерживается в пределах требуемой нормы).

Самостоятельное выполнение корректировки

Подготовка к выполнению замеров и последующей настройки

Для проведения самостоятельных работ по корректировке углов положения колёс транспортного средства потребуется максимально ровная горизонтальная площадка, оборудованная смотровой ямой. Также нужно приготовить следующий инструмент и вспомогательное оборудование:

  • набор водительских инструментов;
  • отвесный шнур либо строительный уровень, кусок мела;
  • складная измерительная линейка или рулетка;
  • моток прочной верёвки или гибкой проволоки;
  • два бруса с ровной поверхностью, по 60 см длиной;
  • две скользящие опоры под автомобильные колёса (можно изготовить из 4 металлических пластинок, смазав каждую пару пластин между собой солидолом, чтобы обеспечить наилучшее скольжение).

Наличие скользящих опор крайне важно для выполнения операции регулировки, поскольку при настройке второе колесо должно быть неподвижно!

Диагностику подвески также лучше выполнить до корректировки углов развала-схождения.

Машина устанавливается на размещённые на одном уровне скользящие опоры. На данном этапе крайне важно убедиться, что машина стоит на абсолютно ровной поверхности, в противном случае измерения будут проводиться с существенной погрешностью, что недопустимо. Руль автомобиля должен стоять ровно; лучшим решением будет его зафиксировать. Машину установить на стояночный тормоз.

Развал

Как правило, необходимость корректировки развала передних колёс возникает у авто, имеющих многорычажную подвеску.

Если показатель неудовлетворительный, положение колеса следует скорректировать, применяя ключи и используя регулирующие механизмы.

Схождение: работа с передним мостом

Для передних колёс корректировка показателей схождений выполняется за счёт корректировки длин рулевых тяг. Изменение рулевых тяг осуществляется путём вращения рулевого наконечника и муфты.

Второй способ – измерение дистанций от натянутой бечёвки до колеса. Нормальное схождение для легковых авто составляет в среднем 0 – 0,25 градуса, что для каждого колеса составит 0-1 мм.

Для корректировки отпустить контрагайку и, вращая рулевую тягу, нужно выставить нужное расстояние, которое составит необходимый угол.

Схождение: работа с задним мостом

Схождение задних колёс можно отрегулировать только в той ситуации, если модель машины оснащена задней подвеской независимого типа. Регулируются колёса корректирующими расстояние тяги эксцентриковыми болтами, или вращение муфт с той же целью. Схождение задних колёс должно быть 0-0,5 градусов.

Окончание настройки

После того, как все манипуляции выполнены и углы развала и схождения скорректированы, следует в обязательном порядке сместить машину на один метр назад и вперёд. Назначение данной технологической операции – сбросить возможное напряжение в системе подвески и в автомобильных шинах. После этого нужно повторно установить автомобиль в горизонтальное положение, закрепить руль, активировать стояночный тормоз и выполнить все контрольные измерения. Если показатели остались неизменными или «поплыли» незначительно, при этом оставаясь в пределах нормы, – работа выполнена.

Корректировка показателей схождения и развала с использованием специального оборудования

Первый стенд, на котором производились корректировки углов положения колёс авто, был внедрён в США инженером-автопроектировщиком Ли Хантером. Он получил название оптического, поскольку в нём для определения углов наклона колёс применялись сфокусированные лучи. В 1969 году стенд перевели на компьютерные технологии, а спустя четверть века на смену оптическому стенду пришли 3D технологии.

Важную роль в процессе наладки играет опыт и квалификация специалиста, проводящего настройку. Зачастую «ручное» квалифицированное выполнение работ оказывается гораздо более качественным, чем применение «умной» техники.

Итак, настроить развал-схождение автомобильных колёс вполне возможно своими руками. Но в случае, если вы не слишком уверены в своих силах, или же имеете дорогую машину с недешёвыми шинами, лучше после самостоятельной настройки обратиться к профессионалам, которые смогут выполнить качественную диагностику.

Видео про сход-развал:

Как сделать развал-схождение колес

  1. Что такое развал-схождение колес
  2. Зачем необходимо делать развал-схождение
  3. Признаки необходимости регулировки развала-схождения колес
  4. Способы регулировки развала-схождения
  5. Как сделать развал-схождение колес своими руками
  6. Видео

Рано или поздно в автомобилях любой модели или страны-производителя возникает необходимость ремонта передней подвески. Связано это может быть практически с любым нюансом: от замены сайлентблока или шруса до замены амортизаторов или пружин к ним. Если ремонт производится самостоятельно, то велика вероятность нарушить схождение колес очень велика.

Что такое развал-схождение колес

Что такое развал и схождение колес

Термин по сути состоит из двух разных понятий:

  • Развал колес – отклонение колеса от вертикальной оси плоскости вращения. Например, при положительном угле развала нижняя часть колеса будет направлена наружу.
  • Схождение колес – это отклонения плоскости вращения колеса от направления движения.

Соответственно обобщенный термин развал-схождение позволяет оценить насколько неровно установлено колесо относительно продольной и поперечной оси движения.

Зачем необходимо делать развал-схождение

Положительный и отрицательный развал

Правильно выставленные углы развала и схождения колес необходимы для:

  • Повышения безопасности движения. При неправильно выставленном угле ухудшается чувствительность колес к манипуляциям рулем.
  • Снижение износа покрышек – при значительном отклонении колес по горизонтальной или продольной оси автомобиля уменьшается площадь соприкосновения покрышки колеса с дорожной поверхностью. Соответственно покрышка быстрее изнашивается.
  • Улучшения стабилизации автомобиля на дороге. При неверно выставленном угле развала или схождения автомобиль начинает «тянуть» в одну из сторон, и его приходится постоянно контролировать.

Признаки необходимости регулировки развала-схождения колес

Иногда неправильный развал-схождение определяется на глаз

Признаков, при которых необходимо обязательно проверить углы развала и схождения множество, но стоит упомянуть наиболее часто встречающиеся:

  • Автомобиль при движении прямо на ровной дороге начинает существенно «тянуть» в одну из сторон. Для движения прямо автовладельцу необходимо постоянно поправлять траекторию движения автомобиля или компенсировать уход постоянным выворотом руля.
  • При осмотре покрышек колес автомобиля заметны явные признаки истирания с одной из сторон. Обычно заметнее всего эти следы видны на кромке покрышки.
  • Стоит также назвать не совсем признак, а следствие. Развал-схождение необходимо сделать при замене покрышек, произведенном ремонте передней или задней подвески. При этом развал-схождение задней подвески необходимо проверять для иностранных автомобилей, потому как в отечественных автомобилях такая регулировка не предусмотрена.

Вообще процедуру проверки угла развала-схождения необходимо периодически контролировать, даже если на автомобиле не производились ремонтные работы, а он просто передвигался по дорогам.

Способы регулировки развала-схождения

Профессиональная регулировка развала-схождения

Способов на самом деле несколько, но стоит описать наиболее популярные. Вообще, все способы осуществления работ с подвеской автомобиля можно разделить на две части:

  • Доверить свой автомобиль специалистам станции технического обслуживания.
  • Обслуживать и производить все виды ремонтных работ самостоятельно.

Для того чтобы определиться какой из способов выбрать и как сделать развал-схождение колес, необходимо сперва понять для себя, насколько вы готовы оплачивать чужую работу. Если лишних денег в наличии нет, то стоит выбрать способ самостоятельной регулировки развала и схождения.

Как сделать развал-схождение колес своими руками

Болт-эксцентрик

Этот материал будет полезен тем автолюбителям, которые решили произвести ремонтные работы самостоятельно, но не знают, как сделать развал-схождения своими руками. Следует действовать нехитрой последовательностью и у вас все получится.

  • Установите автомобиль на ровную поверхность, предварительно обеспечив доступ к рулевым тягам и рулевой рейке. Как вариант может подойти гараж со смотровой ямой или эстакада. Переднюю часть автомобиля можно немного поддомкратить, чтобы на колеса не полностью действовала масса автомобиля, тогда будет проще производить доводку.
  • Затем колеса выравниваются как для езды прямо. Руль желательно закрепить, если нечем, то для исправления развала-схождения понадобятся два человека, один из которых будет держать руль в одном положении.
  • После выставления колес в прямом положении понадобится мел, отвес и точная линейка или штангенциркуль. При помощи мела делаются отметки по диаметру колеса. Затем при помощи линейки и отвеса измеряются расстояния у верхней и нижней отметки относительно края крыла автомобиля. Замеры лучше произвести несколько раз чтобы быть уверенным в правильности результата.
  • Затем необходимо ослабить кронштейн крепления стойки амортизатора и провернуть кулачек крепления на полученную разность между верхней и нижней меткой, и отвесом в предыдущем измерении. Затем колесо закрепляется.

Можно приступать к регулировке схождения колес для этого можно воспользоваться линейкой или специальной раздвижной штангой.

  • Руль необходимо продолжать удерживать в положении для прямолинейного движения автомобиля.
  • На внутренней стороне колес ставится мелом метка, и замеряется между ними расстояние.
  • Колеса проворачиваются на 90 градусов и проводятся 4 замера.

Если расстояния, измеренные линейкой отличаются, то они поправляются при помощи регулировки длины рулевых тяг – устраняем разницу в измерениях.

Видео

А так можно отрегулировать развал-схождение в гаражных условиях:

Как сделать развал-схождение колес?

Ходовая система любого авто работает без нареканий, если показатели развала и схождения колес находится в норме. Отклонение параметров приводит к проблемам:

  • покрышки быстро и неравномерно изнашиваются;
  • машина теряет курсовую устойчивость и «не слушается» при управлении;
  • появляется люфт рулевой рейки. Руль смещает положение при движении авто по прямой траектории. Чтобы сохранить прямолинейность движения, приходится с силой держаться за руль;
  • штоки амортизаторов испытывают дополнительную нагрузку;
  • быстро изнашиваются детали и расходники: шрус, сайлентблок, рулевая рейка.

Избежать негативных последствий можно только благодаря своевременным техобслуживанию и ремонту. Попробуем разобраться, как сделать развал-схождение колес, какие нюансы нужно учитывать и с чего начать процедуру «настройки».

Развал-схождение колес: расшифровка понятий

Изменение угла положения колес относительно друг друга и дорожного полотна ведет к потере управляемости транспортного средства. Каждый производитель устанавливает для авто свои значения углов.

Схождение, развал и кастер — углы установки колес. Эти параметры имеют регламентируемые значения.

    Развал

Угол, указывающий на положение шины по отношению к дорожному покрытию. Если угол в минусе, шины становятся «домиком» — «M». Если угол в плюсе, верх шины смотрит наружу, а нижняя часть — внутрь «W».

При положительном угле плоскость вращения шины пересекается впереди авто. При отрицательном угле плоскость вращения пересекается сзади — покрышка уходит назад.

Продольный угол образуется вертикалью и осью поворота шины на продольную плоскость транспортного средства. Если кастер в плюсе, ось наклоняется назад, а если в минусе — вперед.

Когда требуется регулировка развала-схождения

Сход-развал задних и передних колес проверяют ежегодно: весной, когда зимние покрышки меняются на летние, и зимой, когда летняя резина меняется на зимнюю.

За сезон колесо машины может неоднократно заскочить в яму, налететь на лежачего полицейского или ухабину. Все это приводит к расшатыванию подвески и изменению углов положения колес.

Своевременная регулировка стоит дешевле, чем капремонт ходовой.

Делать развал-схождение передних колес нужно и при обнаружении неисправностей: отклонение в траектории при прямолинейном движении, потеря управляемости, преждевременный износ автопокрышек и другие признаки изменения угла установки шин.

Важно. Проверку углов проводят сразу же после ДТП или попадания в глубокую яму. Специалисты также рекомендуют проверять колеса после 20–30 тысяч километров пробега.

Как сделать развал-схождение колес самому

Услуги автомастерских — недешевое удовольствие. Поэтому опытные автовладельцы часто регулируют углы расположения колес в условиях, далеких от профессиональных.

Гаражная диагностика бывает эффективной, но только при условии, если вы обладаете необходимыми знаниями, опытом и владеете методиками. В остальных случаях рационально обратиться к квалифицированному специалисту, что позволит сэкономить время и получить качественный результат.

Чтобы проверить схождение колес своими руками, транспортное средство поставьте на ровный твердый пол.

  • Руль должен стоять прямо — «на нуле». Это позволит выставить колеса в положение, в котором они прибывают, когда движутся по прямой.
  • Не допускается дополнительно нагружать подвеску: поднимать машину на домкрате, ставить на подъемник. При подъеме подвеска разгружается, а во время опускания на пол колеса становятся неровно. Погрешность устраняют специальными сдвижными платформами, но в обычном гараже такие приспособления редко имеются.
  • Замеры начинают с регулировки схождения колес. Значение определяют для каждой шины, сравнивают с указанием производителя.

Последовательность действий зависит от конструкции ходовой системы. Регулировка развала и схождения колес состоит из нескольких этапов:

  1. Поставить транспорт на ровный пол с ямой.
  2. Проверить работоспособность подвески и рулевой части. Устранить неполадки, а изношенные расходники заменить.
  3. Измерить давление в покрышках и целостность дисков, размерность колес. Устранить неточности.
  4. Поставить колеса ровно.
  5. Приступить к замерам.

Советы по развал-схождению колес своими руками

Регулировка начинается с проверки ходовой системы машины. Все неисправности нужно отремонтировать. Только после устранения неполадок начинают работу по настройке углов колес.

Помните и о факторах, которые определяют углы положения колес:

  • исправность ходовой системы;
  • уровень давления в автопокрышках;
  • загруженность машины.

Давление в шинах предварительно выравнивают. Авто ставится на диагностику без дополнительной нагрузки.

Если проводился ремонт ходовой системы, желательно перед разбором подвески выделить все соединения, которые разъединятся. Рекомендуется также посчитать обороты при выворачивании руля.

Эти простые советы используют не только гаражные мастера, но и квалифицированные автомеханики, которые используют для развала-схождения задних и передних колес метод компьютерной диагностики.

Зачем нужно делать развал-схождение?

Развал-схождение необходимо делать по нескольким причинам:

  • первая — автомобиль после регулировки развал-схождения будет обладать лучшей курсовой устойчивостью, то есть машину не будет уводить в сторону;
  • вторая — машиной будет легче управлять, она станет более манёвренной и менее склонной к заносам;
  • третья — наличие правильных параметров развала-схождения экономит топливо и увеличивает ресурс шин.
  • Что означает кастeр, развал и схождение?

Угол продольного наклона шкворня (Caster) — способствует стабилизации передних колес в направлении прямолинейного движения автомобиля.При нарушении этого угла вследствие удара (например в бордюр), как правило, деформируется подрамник(балка) или нижний рычаг подвески.

Угол развала колес — способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески.Угол развала колес регулируется с помощью ослабления болтов на стойках. При этом поворотный кулак вместе с колесом перемещается в направлениях стрелок как показано на рисунке — следовательно угол развала либо увеличивается, либо уменьшается.

Схождение колес — способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля. Схождение колес регулируется изменением длины боковых рулевых рулевых тяг закручиванием тяги в наконечник.

Что лучше перекачать или не докачать давление в колесах?

Шины с низким давлением снижают управляемость, увеличивают тормозной путь, приводят к повышенному износу внешних кромок. При этом на повороте на большой скорости покрышки могут слететь с дисков, такие случаи бывали в моей практике. Шины с повышенным давлением снижают сцепление с дорогой, уменьшают устойчивость автомобиля при торможении, удлиняют тормозной путь, ухудшают управляемость и изнашиваются по средней кромке. Сильно перекаченные шины могут «взорваться» при попадании в яму. Так что выбирайте сами, что лучше.

Почему руль стоит криво при движении по прямой?

Если помимо наклона руля на автомобиле одновременно присутствует увод в сторону, то сначала нужно найти и устранить причину увода, а затем уже смотреть истинное положение руля.

Возможные причины:
1. Повышенный свободный ход в рулевом механизме.
2. Автомобиль имеет некоторое смещение заднего моста (задней оси) или деформации задней балки. Особенно, когда одно колесо имеет положительный развал, а другое — отрицательный.
3. Неисправность гидро- или электро- усилителя руля
4. Большая разница в давлении колес на одной оси.
5. Имеются скрытые дефекты ходовой части, которые по какой-либо причине не были обнаружены перед регулировкой «сход-развала».
6. Возможны дефекты резины. Нужно поменять местами правое и левое колеса, если руль изменил свое
7. положение в зеркальном отображении — перевернуть покрышку на одном из передних колес.

Машину уводит в сторону, а регулировка развала не предусмотрена, можно ли что-то сделать?

Регулировка развала-схождения колес на автомобилях с подвеской МакФерсон (Macpherson) осуществляется стойками. Если на стойках отверстия овальные, то ослабляются болты и поворотный кулак вместе в колесом перемещается на заданный угол. Но на многих автомобилях (Mitsubishi, Nissan, Hyundai, Kia и др.) угол развала не регулируется, так как отверстия на стойках круглые, а не овальные. В этом случае нужно расточить отверстия и отрегулировать развал.

Как правило, эту проблему приходится решать таким способом на автомобилях с правым рулем, угол развала на которых «установлен» под левый уклон дороги, или на автомобилях с деформированными поворотными кулаками. К сожалению, на opel vectra, ford, peugeot и некоторых других автомобилях такой возможности нет. На таких автомобилях стойка и кулак — одно целое.

Почему при торможении машину уводит в сторону вправо или влево?

Если машину уводит в сторону при торможении — нужно проверить тормозную систему автомобиля. Как правило причиной увода является воздух в тормозной системе или неисправный тормозной цилиндр с одной стороны. Для начала нужно прокачать тормоза, если это не поможет — проверить тормозные цилиндры. Если при нажатии на педаль тормоза поршни цилиндров не выходят или, наоборот не «растормаживаются», или видны следы подтекания тормозной жидкости, значит цилиндры неисправны.

Еще одной причиной увода автомобиля в сторону при торможении может быть большая разница в углах установки колес. Если сильно нарушены углы развала и продольного наклона, причем с противоположными знаками, то руль при торможении может разворачиваться в сторону меньшего угла продольного наклона (кастера). Но при движении по прямой машину не уводит за счет компенсации одного угла другим, то есть из-за развала тянет в одну сторону, а из-за кастера в другую, углы уравновешиваются — машина едет ровно.

Почему при разгоне машину тянет (уводит) вправо?

Увод переднеприводной машины может быть если стоят проставки на передних пружинах (или на 2109 стойки от 2110), причем тянуть будет в сторону более длинного привода ( полуоси начинают работать под углом, а на длинном приводе вектор центробежной силы будет больше). В этом случае увод ощущается при разгоне, а при прямолинейном равномерном движении — нет. На отечественных ВАЗ 2108 — ВАЗ 2115 увод вправо заложен «по умолчанию». Повлиять на это можно путем изменения продольного наклона стойки (кастра). Т.е. справа нужно вытащить одну, а иногда и две шайбы или вложить столько же слева. На многих иномарках (VW, Mazda, Ford) для компенсации этого эффекта на полуоси производитель ставит демпфер.

Почему автомобиль уводит в сторону после развала-схождения?

1. Проверьте влияние резины на увод. Для этого поменяйте местами левое и правое передние колеса. Если увод при этом изменит свое направление, то причина в резине. Езжайте в шиномонтаж и переоденьте одно из передних колес задом наперед, т.е. чтобы внутренняя сторона стала внешней. Если резина направленная, то можно поменять местами колеса на время, чтобы проверить, что проблемы в резине. Если это, действительно так, то поменяйте колеса с задними и ищите пару , на которой машина поедет ровно. Данная причина увода в последнее время встречается очень часто(и, как не удивительно, даже на импортной резине) Проблема в качестве изготовления. — это нарушения каркаса покрышки, вследствие чего возникают различные упругие деформации (грубо говоря с одной стороны резина мягче чем с другой). Кстати, биение руля может возникать по той же причине.

2. Повышенный дисбаланс колес. Кривизна колесных дисков — сделайте балансировку или замените диски.

3. Была проведена диагностика и регулировка только передней оси автомобиля. Нужно проверить задний мост. Возможно причина кроется в нем (деформации даталей, нарушения регулировок).

4. Имеются скрытые дефекты ходовой части, которые не были обнаружены перед регулировкой «сход-развала».

До регулировки машину никуда не уводило, был сильный износ резины. После регулировки «развала-схождения» появился увод в сторону.

Скорее всего причина в резине (см. пункт выше). Автомобиль раньше ехал ровно потому, что увод создаваемый резиной был уравновешен уводом создаваемым неправильными углами «развала» в др.сторону. Устранили эту причину — появился увод.

Машину не ведет и протектор не «жрет», но автомобиль туговат в управлении («тугой» руль).

1. При ремонте установлены тугие шарниры шаровых опор и рулевых тяг, затянут маятник или рулевой редуктор (рулевая рейка). Со временем шарниры станут легче когда попадет смазка в соединения (если конечно смазка там есть). Если смазки под пыльниками не было шарнир будет издавать скрип.

2. Неправильно отрегулирован «развал» (углы развала одинаковы, но слишком большие).

3. Ширина шин не соответствует рекомендованной изготовителем, вследствие чего пятно контакта с дорогой увеличиваетя и увеличивается трение.

4. Низкое давление воздуха в шинах (давление меньше 1 атмосферы).

Проблемы 2,3,4 — увеличение пятна контакта с дорогой — как следствие «тугой руль».

Почему со временем нарушаются углы установки колес на автомобиле, даже если не было никакого ремонта ходовой и автомобиль не попадал в аварийные ситуации?

1. Наверно, всем известно, что углы установки колес напрямую зависят от клиренса автомобиля (дорожного просвета) А клиренс, в свою очередь, имеет особенность уменьшаться с возрастом автомобиля. Это происходит из-за просадки упругих элементов подвески: пружины, резинки, элементы кузова.

2. Появление и накапливание микроскопических зазоров в шарнирах подвески, которые складываясь между собой, дают ощутимые изменения углов.

3. Естественное старение кузова (для автомобилей с несущим кузовом), ввиду того, что он испытывает в процессе эксплуатации постоянные изгибающие и крутящие моменты ,что приводит к постепенному изменению его «геометрии» и в свою очередь — к изменению углов развала-схождения. Например, на новых Жигулях продольный наклон шкворня (кастер) устанавливается 3,5-4°, но уже через 2-3 года этот показатель будет составлять 2-2,5°. Кстати, такая же тенденция видна на всех автомобилях, независимо от производителя, разница только в величине углов.

Развал — схождение авто. Когда делать

Схождение колес

Перед автомобиля (вид сверху). Схождение — разность расстояний А и Б. Если А больше Б, то схождение считается положительным. Если А меньше Б — отрицательное. Для переднеприводных машин схождение на передней оси делают нулевым или немного отрицательным.

Нормальное схождение передних колес — важный фактор устойчивости автомобиля. Его определяют, подсчитав разность между кромками шин в их заднем и переднем положениях, замеренных на высоте центра колес между одними и теми же точками обода. Если разность отличается от рекомендованной, схождение нуждается в регулировке.

Точную установку схождения выполняют только на СТО, предварительно проверив надежность крепления рычага рулевой трапеции к поворотной стойке, соединения конусов пальцев шаровых шарниров рулевых тяг, крепления сошки и маятникового рычага. Если проводили ремонт ходовой части, необходимо провести регулировку углов подвески.

Развал колес

Это угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса машины. Если верхняя часть колеса наклонена наружу автомобиля, то угол развала положительный, а если внутрь — отрицательный. Наглядней видно на картинке (вид спереди авто). На большинстве автомобилей производители делают развал нулевой или немного положительным. Для гоночных авто — выставляют отрицательное значение, чтобы улучшить управляемость.

Для проверки развала нужно, чтобы давление воздуха в шинах было нормальным, диски не погнуты, свободный ход рулевого колеса должен соответствовать норме. Перед проверкой убедитесь в исправности шарниров рычагов передней подвески, шаровых опор, штоков амортизаторов.

Когда делать

  • После замены деталей подвески (амортизаторы, рулевые тяги).
  • Шины неравномерно изнашиваются с внутренней или внешней стороны.
  • Попали в яму, наехали на бордюр, после аварии.
  • Часто ездите по плохим дорогам, не устраивает управляемость машины.
  • Руль стал крутиться туго, чувствуется «увод» в сторону при прямолинейном движении.

Как правильно

Для проверки развала-схождения может использоваться различное оборудование. От современных 3D стендов с лазерными датчиками до дедовских методов с зеркалами. Важнее — опыт и квалификация специалиста, чем стоимость оборудования. Например, перед работами нужно обязательно проверить давление в шинах. Если этого не сделать — вся работа будет бесполезной. Также нужно разгрузить машину или использовать таблицы для частичной нагрузки автомобиля.

Далее нужно устранить биение колеса машины и погрешности прибора. При этом не забыть проверить состояние подвески. Например, если сайлент-блок имеет большой люфт — то регулирование углов подвески — бесполезное дело. Потом мастер должен найти данные вашего конкретного автомобиля (если регулировка компьютерная) и по ним делать проверку углов. По результатам вам должны дать распечатку показаний до и после.

Регулировка угла развала и схождения своими руками

Узнать о том, как делать развал-схождение, мечтают многие автомобилисты, волею судьбы оказавшиеся за городом. Что делать им, если они оказались там, где нет стенда для регулировки колёсной базы и ничего о нём даже не слышали. А знаете ли вы, что буквально несколько лет назад развал проводился своими руками и являлся обыденной операцией на автомобиль. Хотя в те времена машины были попроще, но всё же.

Регулировка развала-схождения в автосервисе

Информация, которую обязательно нужно знать

Если вдруг вы оказались в далёком населённом пункте, где отсутствует автосервис, и произошла поломка, не отчаивайтесь. Даже если нужно будет собственноручно заменить амортизатор или отремонтировать подвеску, после чего провести обязательно развал-схождение колёс, воспользовавшись этой инструкцией, можно всё проделать самому.

В первую очередь необходимо будет найти какой-нибудь гараж. Подойдёт, например, помещение бывшего совхоза, где, правда, стенда не отыскать, но линейку, хоть и стародавнюю, для регулировки угла схождения найти будет можно.

Для чего это нужно

Прежде чем провести операцию, следует знать, а зачем это нужно. Разве нельзя, не регулируя угла, доехать до ближайшего города, где в автосервисе опытные мастера за дело возьмутся? Оказывается, всё не так просто. Доехать можно, но вот каким образом? Неправильный развал приведёт к тому, что даже несколько километров езды способны привести к облысению протектора на одном колесе.
Кроме этого, управлять таким автомобилем очень сложно и опасно.

Что такое положительный и отрицательный развал-схождение

Параметры, которые обязан знать каждый водитель

Что такое развал? Не каждый автомобилист, даже проехавший много километров, это знает. А между прочим, развалом колёс называют угол, находящийся поперёк плоскости вращения и вертикалью колеса. Если этот угол будет меньше нормального значения, колесо будет направлено внутрь вертикали верхней части. Если же угол будет больше, колесо будет смотреть наружу, относительно вертикали.

Что касается схождения колёс, то им называют угол, находящийся между плоскостью вращения колеса и направления движения. Измеряется такой угол в градусах или же в миллиметрах.

Поперечный и продольный угол

Кроме вышеописанных параметров, водитель должен знать и о различных углах наклона оси.

Так, поперечным углом наклона называется величина, которая измеряется между проекцией оси поворота относительно вертикали поперечной плоскости колеса.

Напротив, продольным углом наклона оси называют величину, которая находится между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольной плоскости. Такой угол ещё называют кастром, и он должен быть равен 6 градусам. И после проведения правильной регулировки кастр обеспечит самовыравнивание колёс за счёт скорости.

Инструкция — как провести операцию своими руками

Стенд регулировки развала-схождения

Для проведения операции понадобятся следующие инструменты и составляющие:

  • стандартный набор инструментов автомобилиста;
  • ровная бетонная площадка, желательно со смотровой ямой;
  • шнур-отвес;
  • линейка;
  • мел.

Для начала выставляем колёса в положение прямо. Регулируем рулевым колесом, стоя сбоку автомобиля и следя за колёсами. Делаем мелом отметки сверху и снизу колеса по диаметру.

Далее, берём шнур-отвес и прикладываем его к крылу, измеряя расстояние от верхнего и нижнего края диска до места прикладывания отвеса.

Разница между величинами расстояния должна быть равной плюс/минус 3 мм.

После этого нужно будет прокатить автомобиль немного вперёд так, чтобы меловые метки повернулись на 90 градусов. Снова повторяем замер, таким же образом, как и ранее.

В видео рассказывается о том, что такое развал-схождение и как происходит регулировка:

Эта повторная процедура проводится в целях чистоты замера, ведь ни крыло, ни площадка, ни само колесо идеально ровной точкой отсчёта считаться не может.

После этого нужно будет снять колесо. А затем отпустить болты крепления кронштейна поворотного кулака и амортизатора. Поворотный кулак после этого нужно сдвинуть наружу или внутрь на то расстояние, которое мы получили в процессе замера.

После чего колесо и кронштейн ставим на место.

Проведённая процедура поможет правильно установить угол развала колеса. И даже здесь погрешности разрешаются, но они должны быть следующими:

Угол схождения колёс и его регулировка

Сход-развал проводят и путём регулировки схождения колёс. Для этого используют специальную телескопическую линейку. Опять же нужно работать на идеально ровной площадке и установить колёса в направлении «прямо».

Теперь уже на внутренней стороне покрышки, ближе к диску, ставим метки мелом. Устанавливаем линейку таким образом, чтобы она не касалась никаких деталей подвески, кузова и т. п., но упиралась концами в метки. Затем линейку фиксируем. При этом «0» нужно будет сопоставить с неподвижным указателем шкалы.

Видео — как правильно делается развал-схождение:

Автомобиль прокатываем немного вперёд, и линейка смещается при этом назад, опять же не касаясь никаких деталей. Проверяем показания. Если расстояние между колёсами стало меньше, нужно укоротить рулевые тяги. Если же стало больше, рулевые тяги нужно удлинить. Длина тяг регулируется с помощью специальной муфты.

Проведённая таким образом регулировка позволит благополучно добраться до ближайшего автосервиса.

Когда нужно проводить регулировку угла?

Вышеописанная инструкция поможет провести самостоятельно замеры и регулировку. Но знать, когда нужно проводить такую операцию, тоже очень важно.

Обычно после замены любой детали подвески автомобиля эта операция должна быть проведена. Незаметный невооружённым глазом крен вызывает, к примеру, замена верхней опорной чашки даже одной стойки. Около двух миллиметров даёт такой крен, а это уже повод к незамедлительной операции по регулировке угла.

Если есть возможность, то автомобиль следует регулярно ставить на стенд, где специалисты проведут необходимые измерения. Незаметные на ощупь люфты и многое другое мастер на таком стенде быстро найдёт и предложит провести соответствующие работы.

Подвеска

Подвеска автомобиля — важная его деталь. И если даже вы ничего с ней не делаете и ездите сверхаккуратно, всё равно со временем она просядет. Из-за этого уменьшится дорожный просвет. Сама подвеска устроена таким образом, что от положения колеса будет зависеть и угол схождения и развала. Поэтому раз в год, обычно весной, опытные водители всегда проверяют и при необходимости регулируют угол развала.

Новые пружины

В случае если на автомобиль были поставлены новые пружины, развал следует отрегулировать сразу же после ремонта. А потом опять через месяц. Это делается из-за того, что дорожный просвет за это время уменьшается на два-три сантиметра. И желательно менять пружины до зимы, чтобы из-за постоянно меняющихся углов развала свести к минимуму износ протектора.

Клиренс

Регулировку углов развала следует проводить и после изменения клиренса с помощью проставок или других приспособлений. После того как колёса сменяются на размер больше или меньше, проводить развал не нужно, так как от этого углы не меняются. Но ставить на автомобиль колёса или диски разного размера крайне не рекомендуется!

Кроме того, развал-схождение принято делать, после того как на автомобиль и его заднюю ось было установлено тяжёлое оборудование весом 30 кг и больше. Или в случае когда был установлен груз весом 100 кг на переднюю ось, регулировка углов также должна быть проведена.

Вышеописанная инструкция поможет не только научиться делать развал своими руками, но и неплохо сэкономить. Как известно, цена на такие услуги в автосервисах высокая. Хотя раз год можно провести осмотр на 3D-стенде развала-схождения, где специалисты выявят неисправности.

Камбер, кастер, трекинг: что такое сход-развал и когда его делать

Одна из самых востребованных услуг автосервиса — регулировка схода-развала колес. Особенно актуальной эта процедура становится в межсезонье, когда водители массово начинают менять резину. Понимание базовых механизмов устройства и работы подвески поможет самостоятельно диагностировать возможные причины плохой управляемости автомобиля и своевременно принять меры по их решению.

Термином «сход-развал» называется процедура регулировки углов установки колес автомобиля. Ее нужно производить после любого вмешательства в ходовую часть автомобиля или по достижении определенного пробега автомобиля. Иногда для обозначения данной процедуры сервисмены используют ряд английских терминов: Camber (развал), Caster (продольный наклон оси поворота) и Toe-Tracking (схождение).

Схождение — это продольное положение колес по отношению друг к другу. Если при условном взгляде сверху колеса любой из осей установлены параллельно друг другу, значит все в порядке. Если же передние кромки колес обращены друг другу, мы имеем дело с положительным схождением, а если смотрят в разные стороны — с отрицательным. В первом случае повышается стабильность на высоких скоростях, а в последнем — улучшается управляемость, колеса быстрее реагируют на руль. Но при отклонении от норм производителя все показатели будут ухудшаться.

Развал — это угол между условной вертикальной линией и плоскостью вращения колеса. Визуализировать развал можно, представив прямые линии между нижними и верхними точками шин передней оси. В идеале должен получиться прямоугольник. Развал может быть нейтральным или нулевым (идеальный прямоугольник), положительным (когда верхние точки колес наклонены от кузова наружу) и отрицательным (когда верхние точки колес наклонены к кузову).

Развал может изменяться при движении, это характерно для машин с адаптивными подвесками и подвеской типа макферсон. Например, отрицательный развал улучшает управляемость на поворотах, а положительный бывает при сильной загрузке автомобиля.

Кастер — это угол продольного наклона оси поворота, который обычно не превышает величины 1–4 градуса на автомобилях. Когда все в норме, боковые силы будут стремиться вернуть руль в нейтральное положение, если отпустить его в повороте. Правильный угол также обеспечивает стабилизацию машины на поворотах.

Есть несколько отклонений в работе автомобиля, по которым можно понять, что машине требуется сход-развал. Косвенных признаков нарушений углов установки колес несколько: при движении по прямой руль автомобиля стоит неровно, машину уводит в сторону и приходится подруливать, при наборе скорости машину ведет в сторону, а также если при торможении автомобиль стремится уйти в занос.

Кроме того, отправиться в сервис нужно при неравномерном износе резины. Например, если покрышки быстрее стираются с внутренней или внешней стороны. Причина изменения углов также может быть в износе деталей подвески, например сайлентблоков, рулевых тяг, пружин и амортизаторов. Также насторожить должен визг покрышек в поворотах и повышенный расход топлива из-за сильного сопротивления качению передних колес.

Процедуру нужно обязательно проводить при замене шаровых опор, рулевых наконечников, приводов колес. Делать сход-развал не требуется, если выполнялись работы по замене амортизаторов, стабилизаторов или переброска колес. Регулировку можно выполнить самостоятельно при наличии абсолютно ровной площадки и простого набора инструментов, но непрофессионалу это сделать сложно. Наиболее быстро и точно регулировку можно провести в сервисе на специальном оборудовании.

Стоимость проверки углов установки колес обычно не превышает 700 рублей. Ее рекомендуется проводить после замены шин и дисков или ремонта деталей подвески. Если требуется регулировка, то придется потратить от 1500 до 2500 руб. в зависимости от автомобиля и объема работ.

Регулировка включает в себя установку правильных углов схождения, развала, продольного наклона шкворня, поперечного наклона шкворня, осевого смещения и включенного угла. Вся процедура не превышает 30 минут.

В зависимости от типа подвесок автомобиля развал-схождение требуется делать только на передней либо на передней и задней осях. Как правило, при ремонте задней подвески процедура не требуется для зависимых или полузависимых типов подвесок, но является обязательной после ремонта, например, многорычажной задней подвески.

Своими руками отрегулировать развал и схождение можно, но ювелирной точности, как на стенде в сервисе, самостоятельно не добиться. Процедура подробно описана в соответствующей литературе, но на практике требует абсолютно ровной площадки, точной измерительной аппаратуры и безошибочной точности со стороны оператора. В техцентрах применяют откалиброванные лазерные или оптические стенды с компьютерным контролем.

Развал-схождение на ВАЗ 2110 своими руками

Самостоятельный ремонт автомобиля – это способ не только сэкономить семейный бюджет, но и хорошо выполнить работу, так как не всегда работники автомастерских проводят качественный ремонт. Также можно осуществить сход-развал своими руками ВАЗ 2110, и для этого совсем не обязательно посещать автосервис.

Если автомобиль располагается далеко за городом, отсутствует возможность посетить специалистов. В таком случае придётся произвести временную регулировку, чтобы потом доехать до мастерской.

Что такое «развал-схождение»

Колёса автомобиля должны располагаться относительно горизонтальной плоскости под определённым углом (развал), это же касается и вертикальной плоскости (схождение). Это требуется для достижения лучшего сцепления шин с земной поверхностью и приемлемой управляемости транспортного средства.

Правильная установка углов развала и схождения обеспечивает стабильную управляемость и устойчивость транспортного средства

Схождение

Данная величина может быть как «плюсовой» (когда воображаемые линии, идущие параллельно ведущим колёсам, будут иметь точку пересечения перед «носом» ТС), так и «минусовой»(когда точка пересечения расположена сзади). Нужно понимать, что чем ближе к нулю угол схождения, тем меньше у ТС сопротивляемость эффекту качения.

Отрицательный угол схождения – это плохо. В данном случае будет наблюдаться ухудшенная управляемость и плохой отклик при вращении руля. Ко всему прочему это приведёт к рысканию машины во время поездок (особенно на высокой скорости). Значительно вырастет риск возникновения неуправляемого заноса.

При «плюсовом» схождении передних колёс ТС более отзывчиво в управлении, и автолюбителю будет легче входить в повороты. Колёса задней оси тоже рекомендуется устанавливать с положительным значением схождения, тогда машина станет максимально устойчивой при езде прямо.

При сильном несоответствии углов сходимости заводским настройкам наблюдается повышенный износ резины:

  • При положительном – на его наружной части;
  • При отрицательном – внутренних поверхностей.

Поэтому не рекомендуется экспериментировать с этим углом.

Развал

Развал — это угол между воображаемой вертикальной плоскостью и боковой плоскостью колеса. Если верхние части колёс «смотрят» в центр машины, угол развала считается отрицательным, а если наружу, то положительным. Значительное несоответствие углов развала параметрам, установленным производителем, приведёт к быстрому износу шин. Более того, машину начнёт «тащить» в сторону колеса, которое имеет максимальный угол развала.

Кастер

На поведение ТС во время вождения оказывает влияние кастер – угол между воображаемой вертикалью и осью поворота колёсных дисков во время поворота руля.

Его значение может иметь как положительные, так и отрицательные значения. Из-за этого угла ведущие колеса будут неизменно возвращаться в исходное (нейтральное) положение. От его значения зависит изменение развала колёс при повороте руля и стабилизация машины в момент передвижения по дуговой траектории. Чем больше это значение, тем значительнее будет стабилизирующий эффект.

Угол кастера — отклонение угла продольной оси от мнимой вертикальной линии

Углы развала и схождения следует постоянно контролировать, однако кастер устанавливается производителем при разработке ТС, и изменять его в большинстве случаев не приходится.

Важно, чтобы углы были одинаковы с обеих сторон ТС. В противном случае автомобиль может вести себя на дороге непредсказуемо – машину будет «уводить» в одну из сторон.

Заводские настройки – 1 градус 30 минут (плюс/минус 30 минут).

Для чего нужны углы установки колёс

Для чего необходимо устанавливать правильные углы расположения колёс:

  1. Развал – угол влияет на надёжность сцепления резины с асфальтом, особенно это важно для переднеприводных автомобилей;
  2. Схождение – определяет параметры управляемости, особенно при прохождении автомобилем поворотов.

Когда нужно делать

Углы рекомендуется проверять и регулировать в следующих случаях:

  1. Машина проехала около 10-15 тыс. км (касается отечественных моделей) или 20-45 тыс. (для импортных марок).
  2. Транспортным средством стало сложно управлять, резина начала быстро и неравномерно изнашиваться.
  3. Рулевое колесо не возвращается самостоятельно в нейтральное положение после вывода ТС из поворота.
  4. После ремонтных работ, связанных с подвеской, элементами рулевого управления и несущих частей кузова, а именно: замены ШРУСа(шарнир равных угловых скоростей), установки новых рулевых наконечников и шаровых опор, замены передних лонжеронов.
  5. Если ТС побывало в аварии, также рекомендуется проверить углы развала и схождения.

Следует отметить, что до начала производства работ по измерению и установке углов, необходимо выяснить:

  • Исправны ли узлы рулевого управления;
  • Не следует ли поменять ступичные подшипники;
  • Нет ли проблем с элементами передней подвески.

Ещё следует обязательно отбалансировать диски (при наличии биения).

Компьютерный сход-развал позволяет наиболее точно установить углы наклона колёс

Варианты установки углов

Чаще всего автовладельцу не требуется изменять заводские настройки, но следует знать, как положение колёс влияет на управляемость переднеприводного автомобиля.

Первый вариант

При отрицательном касторе колёса сдвигаются максимально назад, в данной ситуации машина станет более чувствительной к манипуляциям с рулевым колесом. А это значит – более требовательной к уровню вождения владельца. На скоростях превышающих 70 км/час проявится стремление ТС к «рысканию», будет сложнее удержать траекторию на крутых поворотах.

Второй вариант

Кастор «плюсовой», а углы развала и схождения — «в нулях». Крутить руль станет труднее физически, но при этом ТС будет отлично «держать» дорогу при езде по прямой линии.

Третий вариант

Эти настройки можно условно назвать спортивными. Если при «плюсовом» касторе развал и схождение поставить в «минус», руль крутить будет тяжелее, но управляемость улучшится. ТС станет проще вводить в повороты даже при скоростях выше среднего.

«Сход-развал» на автомобиле ВАЗ 2110 своими руками

Проверить и скорректировать соответствующие углы на ТС можно в гараже или на любой ровной плоской поверхности, например, на асфальте. Перед началом следует измерить давление в шинах, его значение должно соответствовать норме:

  • Для 13 дюймовой резины – 1,9 бар;
  • Для 14 – 2-2,1 бар.

Из автомобиля нужно вытащить все тяжёлые предметы – разгрузить его. Для работы понадобится элементарный инструмент и несколько вспомогательных предметов.

Это важно! Перед выставлением углов развала и схождения рекомендуется сначала отрегулировать кастер.

Оборудование

Для проведения работ понадобится:

  1. Набор гаечных ключей;
  2. Короткий строительный уровень;
  3. Рулетка (3-5 м);
  4. Штангенциркуль (можно заменить на стальную линейку);
  5. Мел;
  6. Отвес со шнурком;
  7. Специальное приспособление — линейка для проверки схождения (можно изготовить самодельное устройство из двух трубок, одна из которых входит в другую).

Для выверки схождения рекомендуется использовать яму (подойдёт и эстакада).

Регулировка угла развала

В руководстве для владельца автомобилем фигурируют следующие цифры: 0 градусов ±30 минут.

Это интересно! Рекомендуется заранее смочить крепёжные гайки керосином или составом типа «Жидкий ключ», чтобы они свободно крутились.

Угол наклона развала удобно измерять при помощи строительного уровня

Процесс регулировки выглядит так:

  1. Мелком ставятся 2 чёрточки на поверхности обода – в верхней и нижней части колеса.
  2. Шнурок с отвесом, прикрепить (можно использовать магнит) к крылу ТС. Теперь следует померить интервал от колеса до шнурка в районе от верхней, а потом от нижней метки. Значения должны различаться не более чем на ±1 мм.
  3. Так как геометрия колёс не может быть абсолютно идеальной, следует прокатить машину вперёд так, чтобы чёрточки (метки) передвинулись на 90. Теперь следует сделать две дополнительные риски, и опять произвести замеры.
  4. Пункты 2,3 и 4 придётся повторить и для второго колеса.
  5. Далее нужно поставить ТС на 180 о по сравнению с предыдущим положением и повторить измерения.
  6. Используя колёсный ключ и автомобильный домкрат следует снять одно из колёс. Парой ключей на 19 приотпустить 2 болта, которые держат кронштейн стойки амортизатора на поворотном кулаке.
  7. Ключом на 19 передвинуть поворотный кулак на требуемое расстояние внутрь или наружу, передвигая эксцентрик головки болта. Это позволит изменить угол развала.
  8. Затем следует закрепить контр-болты, внедрить колесо обратно и покачать автомобиль, надавив 3-4 раза на соответствующее переднее крыло. Повторить замеры углов.
  9. Проверить измерения и производить регулировку до тех пор, пока не будет достигнут приемлемый результат.

На большинстве отечественных переднеприводных автомобилей (включая ВАЗ 2110) следует устанавливать развал -1/+1 мм.

Регулировка угла схождения

Хотя этот параметр иногда регулируют с использованием ниточки, более точным вариантом является применение специального приспособления (линейки). Для начала загоняем автомобиль на эстакаду или яму, а руль ставим ровно. Далее необходимо выполнить следующую последовательность действий:

Значение угла необходимо контролировать при помощи линейки

  1. Мелком начертить две чёрточки на резине – с внутренней стороны и рядом с дисками.
  2. Используя линейку, установить её так, чтоб кончиками она прикоснулась к поставленным чёрточкам. Другие части линейки не должны касаться ничего, кроме колёс.
  3. Если используется заводское измерительное устройство, нужно посмотреть на подвижную шкалу, совместить 0 с указателем, после чего зафиксировать её. При применении самодельной линейки придётся производить все манипуляции вручную – то есть рулеткой измерять линейку каждый раз и записывать значения.
  4. Протянуть ТС вперёд, чтобы сдвинуть его на несколько десятков сантиметров, линейка при этом должна переместиться (если линейка сделана самостоятельно, нужно просто ещё раз произвести замеры).
  5. Проконтролировать значение на линеечной шкале.
  6. Дистанция между колесами на задней оси и аналогичное расстояние между передними колесами не одно и то же, хотя должны иметь равные значения. Скорее всего необходимо будет отрегулировать длину рулевых тяг в плюс или минус (сделать их более длинными или короткими).
  7. С использованием ключа на 27 отдать контрящие гайки рулевых тяг.
  8. Ключом на 24 можно изменять длину рулевой тяги (поворачивать следует исключительно за муфту).
  9. Теперь следует поставить шкалу заводской линейки таким образом, чтобы была возможность регулировки схождения на 0, после этого слегка сдвинуть ТС назад.
  10. Когда показания будут равны -1/+1 миллиметра, установка считается законченной. Очень важно ещё раз передвинуть ТС вперёд и произвести контроль измерений.
  11. Особое внимание нужно обратить на рулевое колесо. Если вдруг оно оказалось смещённым в бок, значит длина тяг выставлена неверно, и какая-то из них на данный момент смещена. Для исправления придётся изменить длину (например, увеличить) одной (любую) тяги на определённое количество оборотов, а вторую изменить (например, уменьшить) на это же число оборотов. Если рулевое колесо примет нормальное положение, то проблема решена.

Советы по изменению кастера от профессионалов

Некоторые мастера и автолюбители всё-таки рекомендуют увеличить кастер на пару-тройку градусов. Выполнить это довольно просто: нужно лишь убрать заводские регулировочные шайбы, которые установлены на «саблях» (элемент передней подвески автомобиля — растяжка) перед их креплением к рычагу с одной и с другой стороны. В результате этого низ стоек сместится немного вперед.

Чем больше угол кастера, тем больше эффект стабилизации при выворачивании колёс

Плюсы данного тюнинга:

  1. Улучшается устойчивость авто на высоких скоростях (от 100 км/ч и более). Даже при неправильно установленном схождении будет проще «держать» дорогу, ВАЗ будет сам стремиться выровнять колёса по отношению к продольной оси кузова (это похоже на поведение велосипеда при езде без рук, следует обратить внимание на кастер у мотоциклов и прочих двухколёсных ТС).
  2. Благодаря тому, что угол между вектором силы удара по колесу и осью стойки в момент налёта на яму или кочку стал меньше 90 о , стойки работают в более выгодном режиме.
  3. Передние колёса перестают задевать подкрылки, это может происходить со стороны салона (важно для тех автовладельцев, которые ставят широкую резину с низким профилем)

Минусы: руль становится «тяжелее», особенно на широкой резине.

  1. Открутить гайки на растяжках спереди и сзади, от ступицы открутить шаровую опору (два болта) и болт на рычаге. Снять три регулировочные шайбы.
  2. Полностью демонтировать рычаги и растяжки.
  3. Убрать оставшиеся шайбы.

После этого можно собрать переднюю подвеску в обратном порядке.

Установить углы развала и схождения может практически каждый автолюбитель. Однако для более точной регулировки рекомендуется использовать современное оборудование – соответствующий стенд. Несвоевременная или ошибочная настройка углов установки ведущих колёс может привести к аварии, а также к повышенному износу автомобильных шин.
Поэтому рекомендуется хотя бы раз в полгода проводить проверку развала-схождения, а заодно – профилактику ходовой части машины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector