Стук в рулевой рейке: как убрать, причины появления, профилактика
Стук в рулевой рейке: как убрать, причины появления, профилактика
Такая проблема как стук в рулевой рейке знакома даже владельцам автомобилей от знаменитых немецких брендов. Данная неисправность появляется в машинах, которые оснащаются реечным рулевым управлением. Оно довольно простое и надежное, но его неверная эксплуатация может привести к возникновению проблемы. В рамках данной статьи мы разберемся, из-за чего возникает стук в рулевой рейке, а также посмотрим, что можно сделать, чтобы избежать неисправностей в системе управления автомобилем.
Стук в рулевой рейке: причины возникновения неисправности
Реечное рулевое управление довольно простое в плане конструкции, и оно состоит из нескольких основных компонентов: зубчатая рейка, шестерня, рулевой вал, рулевой механизм и рулевой наконечник.
В тот момент, когда автомобилист начинает вращать рулевое колесо, рулевой вал передает усилие на шестерню, что приводит рейку в движение. В свою очередь, зубчатая рейка выполняет задачу по преобразованию поступающего вращательного движения в прямолинейное поступательное движение, которое передается на рулевой наконечник.
Исходя из принципа устройства реечного рулевого управления, можно сделать вывод, что не так много компонентов в системе могут привести к возникновению стуков. Всего можно выделить две основные причины, из-за которых появляется стук в рулевой рейке:
- В месте зацепления компонентов рулевого управления возник серьезный люфт. Чаще всего причиной его появляется становится неадаптированная к российским дорогам подвеска автомобиля. Кроме того, постоянные передвижения по бездорожью так же приводят к тому, что компоненты рулевой системы автомобиля сильно изнашиваются;
- Изношены защитные чехлы в рулевой рейке. Сильный износ защитных элементов конструкции приводит к тому, что внутрь реечного механизма забивается песок с дороги и различная грязь. Из-за этого на рейке и шестерне начинает проявляться коррозия. Это приводит к плохому соединению компонентов и возникновению стуков при движении.
Как можно видеть, всего две причины могут привести к тому, что появится стук в рулевой рейке, но полностью исключить возникновение подобной неисправности довольно сложно.
Как избежать возникновения стука в рулевой рейке
Полностью избежать риска возникновения стука в рулевой рейке нельзя. При этом есть 3 рекомендации, которые позволят минимизировать вероятность проявления подобной проблемы на автомобиле:
- Паркуйте автомобиль аккуратнее. Постарайтесь во время установки автомобиля на стоянку не биться колесами о бордюры. Удар передается напрямую в механизмы рулевого управления, что может привести к повреждению защитных элементов конструкции и возникновению люфтов;
Преодолевайте препятствия на дороге на минимальной скорости. Не стоит резко тормозить перед препятствием и резко ускоряться перед ним. Постарайтесь подъехать к «лежащему полицейскому» или другому препятствию на дороге на минимальной скорости, которой хватит, чтобы его преодолеть. Помните, что заезд на препятствие и съезд с него – это стресс для рулевого управления, и он особенно сильно проявляется на повышенных скоростях;
Само собой, езда автомобиля по бездорожью так же может привести к возникновению стука в рулевой рейке и другим проблемам. Постарайтесь выбирать максимально качественные и ровные дороги при движении на автомобиле.
Как убрать стук в рулевой рейке
Если предотвратить появление стука в рулевой рейке не удалось, то следует готовиться к дорогостоящему ремонту. Проблема в том, что стук в рулевой рейке уже указывает на серьезные неисправности, которые можно устранить только полной заменой рулевого механизма.
Удалить стук в рулевой рейке некоторые автомобилисты стараются путем затягивания регулировочного винта. Это действительно помогает избавиться от проблемы, но ненадолго. Зажимая регулировочный винт, водитель прижимает рейку, что ухудшает отзывчивость рулевого управления и может привести к возникновению больших проблем.
Стучит рулевая рейка. Почему и что делать?
После езды по нашим дорогам, подвеска автомобиля начинает рассыпаться, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Но это факт! Проявляется очень много стуков, которые могут быть вызваны десятками причин. Но пожалуй, самый неприятный, это когда стучит рулевая рейка. Проявляется на мелких и крупных кочках, а также при движении по щебню (мелкой гальке). При езде по ровной дороге, сутки отсутствуют. ТО есть если подвести итог — могут проявляться почти всегда. Но важно отметить, что при поворотах могут быть слышны, особенно сильно. Сегодня будем разбираться — почему такое происходит и что собственно делать …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Строение рулевой рейки
- Почему появляется стук?
- Можно ли подтянуть?
- Почему рейка выходит из строя, основные причины
- Что делать?
Многие пугаются при одном только слове рулевая рейка, хотя строение последней не такое сложное, как кажется на самом деле. Для понимания нам нужно вспомнить строение.
Строение рулевой рейки
Постараюсь рассказать простым и доступным языком, что говорится для общего понимания, поэтому немного утрирую.
- Корпус рулевой рейки, если можно выразиться — это длинная труба.
- Основной вал с нарезанными зубьями
- Вал с червячной шестерней
- Две рулевых тяги с наконечниками по бокам
- Направляющие втулки
- Сальники
- Пыльники
Сейчас небольшая схема.
Специально взял упрощенное изображение, чтобы вам понять, что и где находится.
Принцип работы простой – вы крутите руль, через червячный вал, переходит усилие на основной вал, он начинает ходить вправо или влево в зависимости от того куда вы крутите рулевое колесо. Для того чтобы основной вал не «люфтил» внутри, он прижимается специальными направляющими, которые делаются из прочного полимера.
Почему появляется стук?
Здесь есть несколько причин, я бы сказал всего три, теперь более подробно:
- Износ полимерных направляющих. Это самая распространенная причина. Простыми словами, изнашиваются втулки, по которым ходит основной вал. Он начинает вибрировать и появляется стук. Кстати с валом могут изнашиваться и сальники, которые держат давление внутри рейки. Поэтому «рулевая» может течь.
- Износ шаровых наконечников. Иногда стучат наконечники, а не сама рейка, для начала нужно проверить их. Поэтому если нет подтеков, то возможно стук проявляется от шаровых наконечников.
- Износ зубьев валов, как основного, так и червячного. Происходит это крайне редко, потому как износ происходит только от попадания грязи, песка, пыли внутрь. А если такое произошло, это говорит о том — что сальники, втулки и т.д. — имеют просто огромную выработку. Однако в моей практике было такое, когда заменили весь ремкомплект, а стуки остались, особенно сильно происходило при повороте руля. После разбора выяснилось, что изношены оба вала. Но стоит отметить, что скорее всего, по неровностям, стучать не будет, либо очень не сильно.
Можно ли подтянуть?
Про это у меня уже есть подробная статья, да при стуках — можно подтянуть. Все дело в том, что у средней втулки, есть специальная гайка. Которая, позволяет немного подтянуть вал. Берем специальный ключ и подтягиваем. Таким образом, изношенная втулка плотнее прижмется к валу и уберет «люфт». Однако тут стоит ловить грань, нельзя очень сильно затягивать эту гайку, иначе руль будет очень сложно вращать, либо он может вообще заблокироваться.
Однако даже при максимальной «подтяжке», через какое время рейка все равно может стучать. Тут уже ничего не сделать, нужен ремонт.
Почему рейка выходит из строя, основные причины
Конечно же здесь, есть также два основных пункта. Однако один банальный, а вот второй вполне себе серьезный:
- Это механическое воздействие. На наших дорогах легко залететь в яму, конечно большую часть удара на себя возьмут стойки. Но некоторая часть энергии пройдет до «рулевой». Гасят такие удары именно полимерные втулки, именно от ударов они могут немного деформироваться. Вот вам и стук.
- Износ пыльников. Это самая частая причина выхода из строя. Что делают пыльники — они сохраняют герметичное пространство внутри. Не давая попадать внутрь – грязи, пыли, влаги. Если он рвется, все это легко проникает на основной вал. Начинается коррозия, ржавчина, поверхность ставится шероховатой. Она работает как наждачная бумага, стирая сальники и втулки. Скажу так, уже после небольшого пробега в 500 – 700 километров, после прорыва пыльника, рейка может застучать.
Поэтому основная задача, всегда наблюдать за состоянием резиновых защитных чехлов – «пыльников», именно они залог долгой работы рулевой рейки, если порвались – нужно сразу же менять.
Что делать?
Можно поменять агрегат полностью, то есть купить новый. Однако стоимость зачастую просто зашкаливает, купить аналог не всегда выгодно, он может оказаться китайского качества – а это просто выброшенные деньги на ветер. Через год рейка опять потечет или застучит.
Можно попробовать ее отремонтировать. Это реальный выход, если обратиться к нормальному мастеру, то после ремонта она может прослужить долгие тысячи километров, можете почитать вот этот полезный материал.
В любом случае если рейка застучала, ее нужно либо менять, либо ремонтировать. Ведь в совсем запущенных случаях ее просто может заклинить, что не безопасно.
Сейчас полезное видео, смотрим.
НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ
(6 голосов, средний: 4,33 из 5)
Похожие новости
Что такое опорный подшипник. Разберем переднюю стойку (амортизат.
Устройство шаровой опоры. Как она работает и где находится в авт.
Что такое пыльник. Разберем в автомобиле + живые фото
Советы от гуру
Диагностика рулевой рейки
Своевременная диагностика рулевого управления позволяет избежать больших затрат, связанных с проведением сложного ремонта.
Почему стучит рулевая рейка
Рано или поздно, любой владелец автомобиля начинает задумываться, почему стучит рулевая рейка?
Устройство рулевой рейки
Устройство рулевой рейки с гидроусилителем, устранение проблем рулевого управления.
Замена сальников рулевой рейки
Сальники препятствуют вытеканию смазки из рулевой колонки, а также защищают узел от внешнего воздействия, поэтому важна их периодическая замена.
Течь рулевой рейки
Наглядным признаком течи узла, является появление пятен жидкости под машиной после достаточно продолжительных стоянок.
Аналоги рулевых реек
Аналоги рулевых реек стоят на порядок дешевле, чем продукция официальных производителей.
Датчик рулевой рейки
Только один из них относится непосредственно к системе электрической рейки – датчик крутящего момента.
Демпфер рулевой рейки
Качественный и правильно установленный демпфер не должен создавать сопротивления при рулении.
Диагностика рулевой рейки своими руками
Первичная диагностика дает возможность составить общую картину того, в каком состоянии находится рулевая рейка.
Электрическая рулевая рейка
Электромотор активируется только в тот момент, когда осуществляется поворот руля.
Как подтянуть рулевую рейку
В случае нарушения привычного управления транспортным средством, стоит отправить автомобиль на диагностику.
Как проверить рулевую рейку
Чтобы с высокой точностью определить причину неисправности рейки, необходимо снять ее с автомобиля, выполнить разборку и дефектовку запчастей.
Как правильно снять рулевую рейку
Перед тем как снять рулевую рейку с автомобиля, необходимо позаботиться о подготовке всех необходимых инструментов.
Клапаны рулевой рейки в насосе гидроусилителя
Перепускной (переливной) клапан рулевой рейки представляет собой деталь, которая дает возможность избежать образования слишком большого давления, тем самым обеспечив нормальную работу гидросистемы.
Крепление рулевой рейки
В этой статье мы рассмотрим ситуацию, когда постукивание объясняется тем, что расшаталось или оторвалось крепление корпуса механизма, а также расскажем о том, как решить эту проблему.
Масло в рулевую рейку
При выборе масла для гидроусилителя рулевой рейки следует руководствоваться рекомендациями автопроизводителя.
Особенности разборки рулевой рейки-взгляд профессионалов
Все составные части агрегата должны быть исследованы на предмет естественного износа и механических деформаций.
Переборка рулевой рейки
Переборка рулевой рейки – единственный способ точно определить причину неисправности данного механизма.
Размеры рулевой рейки
Стоит ошибиться при покупке на несколько миллиметров, и деталь нельзя будет установить, придется менять, что не очень приятно, учитывая, сколько стоит эта деталь.
Нюансы и сложности замены рулевой рейки
При снятии рейки с гидравлической системой особую сложность представляет работа с насосом. Чтобы демонтировать узел, необходимо отключить насос и слить жидкость.
Установка рулевой рейки
При проведении установки рулевой рейки важно точно соблюдать последовательность операций и знать небольшие нюансы, несоблюдение которых может привести к плачевным последствиям.
Вал рулевой рейки
От него требуется одновременно жесткость и устойчивость к механическим повреждениям, потому что этот агрегат испытывает повышенные нагрузки, особенно в сложных ситуациях управления.
Восстановленные рулевые рейки
Восстановленные рулевые механизмы получают путем реставрации устройств бывших в употреблении по специальной заводской технологии.
Замена подшипника рулевой рейки
Чтобы заменить подшипник, придется полностью демонтировать рулевую рейку и разобрать ее.
Замена сайлентблоков рулевой рейки
Чаще всего неисправность сайлентблоков рулевой рейки проявляется впервые в сильные морозы.
Замена сальников рулевой рейки
Сложность замены сальников в рулевой рейке заключается в необходимости снятия узла с автомобиля и полного его разбора.
Чем опасен люфт в рулевой рейке
Одной из причин возникновения посторонних шумов или стука в приводе управления автомобилем является образовавшийся люфт в рулевой рейке.
Как определить люфт рулевой рейки
Чаще всего этой «болезнью» страдают механизмы, расположенные в начале ходовой и в самом ее низу.
Как убрать люфт в рулевой рейке
Чтобы отрегулировать механизм, необходимо понимать, какая именно деталь агрегата требует внимания.
Как выбрать рейку
Узнать, подходит ли механизм для вашего автомобиля, можно по номеру рулевой рейки (коду) – идентификатору любой детали.
Люфт на рейке, как устранить неисправность
Правила дорожного движения предусматривают возможный зазор между элементами управления машиной не более 10 градусов.
Люфт рулевой рейки
Если люфт рулевой рейки начинает превышать пределы нормы — машина с опозданием реагирует на повороты руля.
Люфт тяги рулевой рейки
Появление и увеличение люфта тяги рулевой рейки — серьезная проблема, с которой сталкивается большое количество автовладельцев.
Настройка рулевой рейки после замены
Если на автомобиле установлена рулевая рейка с гидроусилителем — автомобилист может столкнуться с завоздушиванием системы ГУР.
Назначение и устройство рулевой рейки
Основная функция механизма управления заключается в повороте задних или передних колес, в зависимости от устройства привода автомобиля.
Пыльники рулевой рейки
Пыльники устанавливаются на рулевые тяги с целью их защиты от грязи, пыли и влаги.
Признаки неисправности рулевой рейки
Основной причиной неисправности механизма управления автомобилем является естественный износ, которому подвержены абсолютно любые агрегаты.
Ремкомплект для рулевой рейки
Отметим, что перечень комплектующих для восстановления узла может отличаться в зависимости от конструкции рулевой системы.
Ремонт рулевой рейки своими руками
Чтобы упростить эту задачу, предлагаем ознакомиться с инструкцией, составленной профессиональными автомеханиками.
Сальник рулевой рейки, как сделать замену
Протекание смазочной жидкости снизу машины является одним из «сигналов», указывающих на образование неисправности.
Стук в рулевой рейке
В случае износа шаровых наконечников посторонние звуки доносятся не от самой рейки.
Течь рулевой рейки
Поломка в виде течи характерна для агрегатов с установленным гидроусилителем руля.
Тяжелое рулевое после замены рейки
Тяжелое рулевое после замены рейки чаще всего объясняется чрезмерной затяжкой винтов, которые фиксируют конические подшипники.
Втулка рулевой рейки
Замена втулки рулевой рейки — сложное, трудоемкое мероприятие, несмотря на довольно простую конструкцию агрегата и несложный принцип его работы.
Закусывание рулевой рейки
Чтобы обеспечить нормальную работу гидравлической рейки, необходимо регулярно проверять уровень технической жидкости в бачке ГУР.
Все права защищены и охраняются законом. © 2014-2020 «Вольтаж-Ремонт реек».
Вся информация на данном сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
г. Москва, ул. Карьер, 2А
тел. (495) 215-04-69
Карта сайта
Стучит рулевая рейка: проверяем диагноз и выполняем ремонт
Автор: Дмитрий Сапко
Стуки в системе управления автомобиля — это самые опасные показатели неполадок, ведь данные узлы отвечают за безопасность поездки. Если в один ужасный момент машина не отреагирует на поворот руля, последствия могут быть плачевными. Потому нужно всегда обращать внимание на нормальную работу рулевой рейки и вовремя проводить все необходимые ремонтные работы. Стук в рулевой рейке — это самый распространенный симптом проблем с системой рулевого управления. Нередко приходится слышать оправдания нерадивых водителей, что нужно давно уже починить рейку, но все как-то руки не доходят. Если на вашем авто стучит рулевая рейка, лучше выполнить ремонт сегодня и сейчас.
Вы не можете определить по звуку, какой конкретно узел рейки подвергся поломкам. Если разболтались наконечники, может произойти отсоединение рулевых тяг от систем поворота колеса. Если же причина во внутренней части рейки, руль может начать проворачиваться без эффекта на управление. Также стучать может корпус механизма, если поломались его крепления. Любые стуки рулевой рейки следует сразу же диагностировать и устранять путем выполнения ремонта. Рассмотрим основные стадии диагностики и исправления неполадок с рейкой.
Диагностика рулевой рейки — самостоятельные и профессиональные возможности
Диагностировать любые неполадки с рулевым механизмом необходимо крайне осторожно. Многие владельцы машин любят проводить ручную диагностику, повернув колесо и подергав за тяги, а затем пошатав саму рейку. Мало того, что такая диагностика ни к чему хорошему не приведет, она может надолго вывести из строя ваш автомобиль. В частности, проблемы с рейкой могут перерасти в проблемы с рулевыми тягами. Если вы услышали странные стуки при поездке, под капотом что-то гремит, выполните следующие процедуры:
- остановитесь и не продолжайте движение до выявления неполадки и оценки ее влияния на безопасность;
- попробуйте на заглушенном автомобиле повернуть руль в стороны, проверив его свободный люфт;
- если люфт увеличен, налицо повышенный износ внутренней части рулевой рейки и необходимость замены;
- если на крайних моментах люфта вы слышите постукивания, дело может быть в рулевых наконечниках;
- далее можно открыть капот и визуально оценить состояние рейки, целостность резиновых пыльников;
- остальные стадии проверки лучше проводить в СТО, до которого можно осторожно доехать и со стуками в рейке;
- профессиональная экспертиза расскажет вам все о неполадках рулевого механизма вашего авто.
Достаточно найти хорошего мастера, который за считанные минуты проведет диагностику и вынесет свой вердикт. В современных автомобилях ремонт рулевой рейки выполняется достаточно редко. Зачастую на сервисе рекомендуют замену. Несмотря на финансовые неприятности от этого процесса, лучше повиноваться и выполнить замену рулевой рейки. Так вы сможете вернуть нормальную работоспособность рулевого механизма и гарантированно получить высокое качество работы вашей рейки на ближайшие годы.
Когда можно выполнить ремонт рулевой рейки?
Сразу скажем, что на современных автомобилях немецких и японских производителей, а также корейских брендов ремонт рулевой рейки не выполняет практически никто. В данном случае ремонт возможен только в том варианте, если виновником стука были наконечники или изогнутые тяги, которые можно заменить отдельно от рейки. В остальных ситуациях выполняется полная замена. Но владельцы бюджетной техники, отечественных или старых автомобилей могут сэкономить средства и выполнить ремонт рейки в таких условиях:
- внутренняя часть механизма не повреждена и не нуждается в замене важных деталей;
- корпус рулевой рейки не изогнут, не деформирован и не имеет прочих повреждений;
- рулевой механизм можно восстановить путем смены периферийных запчастей;
- есть возможность выполнения восстановительных работ путем смазки и замены пыльников;
- выполняется первый ремонт, можно подтянуть рулевую рейку с помощью регулировочного болта;
- путем выполнения ремонтных работ можно лишь продлить ненадолго жизнь рейки;
- любые вмешательства во внутреннюю часть механизма чреваты очередной быстрой поломкой.
Есть определенное количество водителей, которые постоянно ремонтируют рулевую рейку в своем автомобиле. Такая экономия приводит к тому, что вам приходится выбрасывать ежемесячно сумму, равную стоимости новой рейки, только на ремонты и эвакуаторы. Потому целесообразнее заменить такую рейку на новый механизм и забыть о такой поломке на ближайшие годы. Эта процедура полностью избавит от проблем и опасностей с конструкцией автомобиля.
Замена рулевой рейки — стоит ли выполнять самостоятельно?
Если вы обладаете определенными навыками в слесарном деле, замена рулевой рейки не станет для вас особой проблемой. Практически во всех автомобилях, в которых этот процесс можно выполнить без участия специалистов, рейка крепится и работает одинаково, потому ее замена не представится большой сложностью. Доверить специалистам лучше замену реек на современных иномарках, которые обладают усилителями руля различного типа. В остальных вариантах машин замена выполняется достаточно просто:
- для начала отсоедините рейку от рулевых тяг — сделать это можно под капотом с использованием ключа-головки;
- далее открутите крепление внутри салона, которое является страховочным для рулевой рейки (обычно находится под ковриком водителя, под педалями);
- потом можно выполнить откручивание основных крепежных болтов для окончательного демонтажа рейки;
- вынуть механизм рулевой рейки можно на яме, эстакаде или на домкрате, сняв левое переднее колесо;
- таким же образом можно вставить новую приобретенную рулевую рейку и выполнить ее крепление;
- главной задачей исполнителя является закрепить все болты максимально качественно, не перетянуть и не оставить незатянутыми;
- после выполнения процесса нужно все тщательно проверить, подергать и покрутить рулем.
Если никаких стуков в системе нет, значит, вы все выполнили правильно и можете эксплуатировать автомобиль. В том случае, если у вас нет особых навыков выполнения ремонтных работ с автомобилем, не следует выполнять замену рулевой рейки самостоятельно. Лучше доверить работу специалистам, тем более, что замена не будет стоить слишком дорого. В таком случае вы получите гарантию нормального функционирования механизма и сможете без опаски эксплуатировать свой транспорт в нужных вам режимах. Предлагаем посмотреть подробное видео о конструкции и работе рулевой рейки на визуальном примере:
Подводим итоги
С помощью рулевой рейки функционирует вся система управления, поэтому данный механизм является одним из наиболее важных в автомобиле. Если вы услышали стуки или громыхания со стороны рейки, не стоит продолжать эксплуатацию автомобиля до проведения базовых проверок. Лучше уделить время рейке и немного изучить процесс ее работы, а также убедиться в том, что дальнейшая поездка полностью безопасная. Для этого существует небольшой набор проверок, который был описан выше в тексте публикации.
После определения типа неполадки нужно в самые короткие сроки принять решение о выполнении ремонтных работ. Даже если неполадка не самая опасная, ездить с ней не стоит. Замена рулевой рейки — наиболее разумный процесс, который поможет вам получить необходимые условия эксплуатации машины. Но выполнить замену лучше всего в мастерской, ведь в этом процессе на современных авто существует много тонкостей. Приходилось ли вам менять рулевую рейку с ГУР и другими технологиями своими руками?
Рулевая рейка Ваз 2114 – как устранить стук своими руками
Стук в рулевой рейке Ваз 2114 заставит понервничать любого водителя, поскольку это может не только ударить по кошельку, но и ударить буквально – ездить с возможно неисправным рулевым не самое безопасное занятие. Следовательно, надо разобраться, почему стучит рулевая рейка на Ваз 2114.
- Почему стучит рулевая рейка Ваз 2114 – основные причины
- Как подтянуть рулевую рейку Ваз 2114 и зачем это необходимо
- Люфт рулевой рейки Ваз 2114 – как устранить
- Видео: Нюансы подтяжки рулевой рейки Ваз 2114
- Рулевая рейка Ваз 2114 – симптомы поломки
- Как подтянуть рулевую рейку ВАЗ-2114 – пошаговая инструкция
- Видео: Как избавиться от стука в рулевой рейке Ваз 2114
Почему стучит рулевая рейка Ваз 2114 – основные причины
Если стучит рулевая рейка Ваз 2114, на то может быть несколько причин:
- Слабо затянуты крепежные соединения рулевого.
- Износилась пластмассовая опорная втулка, и образовался люфт.
- Люфт в подшипниках первичного вала.
- Из-за выработки увеличился зазор между зубьями рулевой рейки, что привело к люфту и глухому стуку.
- Болтается поджимной сухарь, который стучит по корпусу рулевой рейкииз-за выработки и износа антифрикционной накладки.
Важно определить, откуда идет стук. В движении может показаться, что стучит рулевая рейка, но дело может быть и в рулевых тягах или рулевом наконечнике. К слову, определить, что виноват наконечник, можно по порванному пыльнику.
Как подтянуть рулевую рейку Ваз 2114 и зачем это необходимо
Перед тем как на ВАЗ-2114 подтянуть рулевую рейку, стоит рассмотреть предпосылки, которые подскажут, что пришло время заняться её ремонтом или подтяжкой.
Люфт рулевой рейки Ваз 2114 – как устранить
В первую очередь — это люфт.
Ключ для устранения люфта рулевой рейки
В принципе, АвтоВАЗ гарантирует достаточно длительное время эксплуатации рулевого механизма, а именно десять лет. Однако надо понимать, что речь идёт об идеальных условиях эксплуатации. Это предполагает ровные асфальтовые дороги, постоянное наличие качественной смазки в картере рейки и щадящий стиль вождения.
Устранение люфта рулевой рейки
В обычных условиях эксплуатации этот срок практически недостижим. Неважные дороги, неважное качество запчастей и зачастую жёсткий режим эксплуатации автомобиля приводят к тому, что механизм даёт о себе знать гораздо раньше.
Видео: Нюансы подтяжки рулевой рейки Ваз 2114
Рулевая рейка Ваз 2114 – симптомы поломки
Первые симптомы неисправности рейки или необходимости подтяжки понятны:
- Стук под капотом в районе моторного щитка, особенно при проезде неровностей.
На ВАЗ-2114 стук при проезде неровных участков дороги может возникнут из-за ослабшей гайки на болту, который сжимает хомут кардана
- Увеличенный люфт рулевого колеса.
- Слишком тугое или слишком свободное вращение рулевого колеса.
- Утечка смазки через сальники и кожухи рейки.
- Внезапное закусывание рулевой рейки во время движения.
Последнее может рассматриваться, как вопиющий сигнал о неисправности и может привести к серьёзным неприятностям во время движения.
В этом случае, скорее всего, подтяжкой уже ситуацию не исправить, тем не менее делать выводы рано, можно попробовать её отрегулировать. Сделать это можно двумя способами — как на автомобиле, так и при снятой рейке.
Полная разборка рулевой рейки и замена ремкомплекта
Во втором случае регулировка производится уже после замены ремкомплекта и полного ремонта механизма. Мы же постараемся обойтись малой кровью и просто отрегулировать зазор в зацеплении шестерня-зубчатая рейка , тем самым ликвидировав люфты и стуки.
Как подтянуть рулевую рейку ВАЗ-2114 – пошаговая инструкция
Чаще всего все работы по подтяжке рейки сводятся только к выбору люфта в зацеплении и регулировке люфта рулевого колеса. В том случае, если износ деталей механизма (втулки, сама зубчатая рейка, шестерня, сальники и пыльники) критический, без ремонта и установки ремкомплекта не обойтись. Тем не менее самый простой способ это проверить — подтяжка рейки прямо на автомобиле.
Для регулировки рейки понадобится специальный ключ, который вставляется в регулировочную гайку в корпусе рулевого механизма. Этот ключ можно сделать самому, однако он продаётся в любом магазине, стоит копейки, а иметь его в арсенале инструментов никогда не помешает. К тому же он существенно облегчит работу не только при регулировке, но и при разборке рейки при необходимости.
Регулируется рейка ВАЗ-2114 следующим образом:
- Желательно установить автомобиль либо на эстакаду, либо на подъёмник. Можно отрегулировать рейку и из-под капота, но придётся работать практически наощупь.
Устанавливаем автомобиль на подъёмники или эстакаду
- Демонтируем защиту картера и брызговик двигателя снизу.
- Очищаем рулевую рейку от грязи и проверяем её состояние визуально. На ней не должно быть потёков смазки, пыльники должны быть целыми.
- Рейка должна быть прочно зафиксирована к моторному щитку, рулевые тяги не должны иметь люфта в месте крепления к рейке.
- Находим регулировочную гайку, очищаем её от пыли и грязи. С завода на ней установлена пластиковая заглушка. Её нужно демонтировать.
- Специальным ключом дожимаем регулировочную гайку, которая вкручена в картер рулевого механизма. Гайка может быть законтрена керном, поэтому после регулировки необходимо также её зафиксировать.
Затягиваем регулировочную гайку специальным ключем
- Регулировка осуществляется затяжкой гайки до упора, после чего проверяется люфт на рулевом колесе. Если усилие на нем слишком сильное, гайка отпускается на несколько градусов.
- После регулировки гайка обязательно фиксируется путём завальцовки, иначе есть вероятность, что она открутится самопроизвольно.
Выбрав люфт, не прячем инструмент, а делаем пробную поездку, в ходе которой оцениваем работу рулевого механизма. Если руль вращается свободно, а люфта нет, регулировку можно считать законченной. Если вращение руля слишком тугое, лучше регулировочную гайку немного ослабить, провернув на несколько градусов против часовой стрелки.
Видео: Как избавиться от стука в рулевой рейке Ваз 2114
Почему стучит рулевая рейка и как это ремонтируется
Как часто приходится слышать от хондаводов грустную фразу: «у меня застучала рейка рулевая, придется менять, наверное… она же дорогая?». На такие вопросы всегда хочется с радостью ответить: «Очень дорогая!» при этом, нисколько не обманув человека. Действительно, рулевая рейка, или рулевой редуктор, является очень-очень дорогостоящим узлом автомобиля. Бывало так, что цена, выставляемая поставщиком за эту деталь, достигала четверти реальной стоимости автомобиля на рынке. После оглашения ее клиенту, нередко в его глазах возникало острое желание заняться «самодепиляцией» разных точек тела, и немудрено, — например для Honda H-RV стоимость рулевого редуктора в сборе составляет более 50 000 рублей при сроке доставки более месяца!
А в чем же тогда наша радость, при возникновении такого вопроса? Думаете в жажде наживы? Ошибаетесь, уважаемые! Сейчас мы расскажем вам, как избавиться от стука в рулевой рейке Honda как минимум своими силами, а как максимум, вернувшись на сервис, диагностировавший вам замену рейки, и победоносно ткнув их в эту статью, укажете правильный путь действий. 🙂 Заинтриговали? Уже хорошо. Давайте тогда разбираться. Начнем мы, как это у нас водится, с самого начала, то есть с того, что у нас есть рулевая рейка и откуда берется стук в рулевой рейке.
Итак, рулевая рейка, или по правильному «редуктор гидроусилителя руля», это важнейшая составляющая часть системы ГУР, той самой, которая помогает вращать рулевой колесо, прикладывая минимальные усилия. Те, кто учился в автошколах на российских автомобилях, не оборудованных системой ГУР, прекрасно должны помнить, как туго поворачивается руль в них. Гидроусилитель призван облегчить эту операцию. А ключевой частью гидроусилителя и является сама рулевая рейка. Фактически, рейка это и есть гидроусилитель. Давайте посмотрим сначала на эту конструкцию в сборе.
Итак, Вы видите картинку из официального каталога. Давайте разберем, что на ней нарисовано. Наиболее интересные для нас элементы выделены красными кружками. Итак, начнем с конца. Под номером «14» мы видим собственно редуктор гидроусилителя, он же рулевая рейка в сборе. С каждой стороны к нему крепятся рулевые тяги (на рисунке под номером «1«). К рулевым тягам крепятся рулевые наконечники («12«), которые в итоге крепятся к колесу. Вся эта простая, но очень эффективная конструкция позволяет вам управлять поворотом колес своего автомобиля.
Диагностику стука следует начинать именно с этой картинки, поскольку первое, что может стучать в этой схеме, Вы уже знаете, — это рулевые наконечники и рулевые тяги. Если наконечники диагностировать крайне просто, — как правило, вышедший из строя наконечник имеет порванный пыльник, отчего шаровое соединение пальца пришло в негодность, то с тягой все чуть-чуть сложнее.
Как правило, тяга выходит из строя также из-за порванного пыльника (на рисунке они изображены под номерами «9» и «10«), но бывает и так, что предыдущий владелец тягу «убил», но пыльник поменял, набив в нее новой смазки. В результате, тяга какое-то время поработала и окончательно вышла из строя, начав стучать. Диагностировать ее в таком случае чуть сложнее, чем рулевой наконечник, необходимо снять пыльник тяги и проверить саму тягу на люфт в горизонтальной плоскости. Если люфт присутствует, — ура, источник стука найден, можно менять и собирать все обратно.
Во всей этой схеме есть один существенный минус, — пропустить стук в рулевой тяге, или наконечнике, и рекомендовать заменить рулевую рейку могут только неспециалисты. Как правило, хороший мастер «ловит» подобную поломку сразу же, указывая на необходимость замены детали. Другое дело стук внутри самой рейки. Давайте вместе посмотрим на ее конструкцию, и разберемся, что же там может стучать.
Вы видите скриншот из официального каталога Honda, на нем изображена рулевая рейка в разборе. Среди всех деталей на этой картинке нас интересуют больше всего под номером «7″, «10″, и «11«. Давайте вместе разберемся, что же в них особенного.
Начать следует с детали под номером «10«, это вал рулевой рейки, — ключевой элемент всей конструкции. Именно движением вала внутри корпуса рейки осуществляется поворот колес, — рабочая жидкость давит на вал в горизонтальной плоскости, а он уже передает силу на колеса автомобиля, посредством тяг и наконечников. Источником стука внутри рейки является он же. Но сам по себе, он стучать не может (на новой машине, же не стучит!), соответственно должны быть другие детали, провоцирующие этот звук. И они действительно есть.
Посмотрим на деталь номер «7«. В разных каталогах из-за разницы переводов эта деталь может называться «втулка рулевой рейки», «направляющая рулевой рейки», «направляющая втулка рулевой рейки», «прижимная втулка рулевой рейки». Однако, как бы она ни называлась, смысл и рабочее предназначение у нее одно, — обеспечивать фиксированное рабочее положение вала в определенной плоскости, не давая ему отклоняться от нее. Втулка как бы на половину охватывает сам вал, а внутренняя сторона, отвечающая за соприкосновение с валом, покрыта специальным материалом на основе фторопласта, обеспечивающее минимальное трение при контакте.
Обратите внимание, сама втулка не зафиксирована, а напротив, является подвижной деталью (при жесткой фиксации она бы быстро деформировала вал), подталкиваемой вперед мощной пружиной, регулируемой специальным болтом с контргайкой (на рисунке детали № «5«,»6«,»8«). Как правило, в большинстве случаев, именно эта втулка и является причиной стука в рулевой рейке, после диагностики которой, многие «мастера» в том числе и официальные дилеры Honda в некоторых городах, выдают вердикт о необходимости замены всего узла. И вот тут надо остановиться и подумать.
Дело в том, что среди оригинальных запчастей Honda действительно встречаются детали, которые меняются только в сборе, например ступичные подшипники с магнитным кольцом, но это, — не тот случай. Данная втулка спокойно продается отдельно и часто в специализированных магазинах их может быть достаточно широкий выбор для большинства моделей! Поэтому не торопитесь менять рейку! Поищите сначала втулку!
Хотя, на самом деле, есть и еще более простой вариант решения проблемы, правда требующий предварительной диагностики на сервисе, специализирующимся на Honda. Часто, для полного устранения стука требуется выполнение очень простой операции, — отвинчивание болта, зафиксированного контргайкой, и… Правильно! Чистка пружины, за годы покрывшейся ржавчиной и отложениями. Пружина просто перестает выполнять свои «поджимные» свойства из-за накопившейся грязи, а сама втулка бывает заблокирована этими же отложениями.
Для восстановления рабочих свойств всего этого элемента (и, как следствие, устранения стука) потребуются следующие действия:
- Отвинтить контргайку «8» и болт «6«. Иногда до них непросто добраться, но это уже технические вопросы. Успокаивайте себя тем, что менять рейку дороже.
- Вытащить пружину и втулку из места посадки.
- Очистить пружину при помощи щетки и химических очистителей типа «очиститель карбюратора» или Profoam 1000, или при помощи обычной солярки. После чистки смажьте пружину любой смазкой, для предохранения от попадания воды.
- Внимательно осмотрите рабочую (покрытую фторопластом) поверхность втулки. На ней не должно быть глубоких царапин, выбоин, или вытертых до металла мест. В случае, если таковые имеются, — замените втулку.
- Аккуратно протрите посадочное место втулки от грязи.
- Смажьте втулку густой смазкой и установите ее на место.
- Соберите в обратном порядке узел. Желательно смазать еще и болт с контргайкой.
- Отрегулируйте момент затяжки. Данная операция осуществляется при помощи напарника, который должен сесть за руль автомобиля и короткими движениями качать руль влево-вправо. Находящийся внизу человек регулирует болтом натяжение пружины до пропадания стука в руле, затем фиксирует положение болта контргайкой.
Внимание! Исполняя данную операцию необходимо не переусердствовать, чтобы не сделать натяжение слишком сильным. Это приведет к выходу из строя всего узла! Если все смазано и почищено хорошо, — большого усилия при регулировке не потребуется!
Вуаля! В итоге Вы получаете практически идеально работающую рейку (износ все равно есть, но он устранен разумным подтягиванием), практически даром!
Следует остановиться на «усовершенствовании» процесса, которое иногда предлагают «мастера». Долгое время мы не могли понять, почему клиенты, ссылаясь на форумы, избегают этой процедуры. Как оказалось, причина в следующем.
Многие мастера понимают процедуру «подтяжки» буквально. Они ослабляют контргайку и закручивают винт до упора, пока не пропадает стук, после этого фиксируют результат контргайкой. Получается, что вся грязь и ржавчина, которую надо было вычищать из-под болта не только остаются на месте, но и загоняются дальше в узел, а сама втулка, которая, в общем-то, должна быть подвижной, упирается в вал с такой силой, что иногда даже выгибает его. Естественно, что эксплуатация рейки с такой «фиксацией» быстро выводит из строя уже весь механизм, а выгнутый вал разбивает все уплотнения на своем пути, отчего узел начинает еще и протекать. Ремонт после такой «подтяжки» уже невозможен, поэтому, пожалуйста, будьте аккуратны при выборе сервиса. Стоять над душой и следить за работой мастера, — некорректно. Но спросить о том, как будет делаться эта процедура, — лишним не будет.
Возвращаемся к рисунку с разобранным узлом. Если Вы еще не забыли, у нас осталась еще одна деталь, обведенная кружком, — № «11«, — выходная втулка рулевой рейки. О ней также стоит поговорить. Случается, что при диагностике рейки, замечается очевидный люфт самого вала на выходе из корпуса. Это происходит при износе самой выходной втулки, центральная часть которой (вкладыш) сделана из более мягкого металла, нежели сам вал. Образовавшийся внутри люфт также может приводить к эффекту стука в рейке. Заменить эту втулку, обычно, еще проще, чем прижимную, — выкручиваете старую, закручиваете новую, и все. Ремонт без замены, в данном случае, невозможен, поскольку люфт появляется в результате естественного износа.
В любом случае, пока в рейку не попала грязь, и не разрушила сам вал и уплотнения, рейка вполне ремонтопригодна.
Кстати, стук в системе электроусилителя руля (ЭУР) устраняется точно также как и в гидроусилителе, за одним исключением, — в ЭУР нет возможности поменять выходную втулку. Производитель считает, что проблем с ней быть не может. На самом деле, к сожалению, это не так. Нередко, владельцам электрореек предлагают менять рейку в сборе, хотя существуют технологии восстановления, или замены рулевых втулок.* Прижимная же втулка регулируется обычным образом.
Итак, теперь Вы владеете знаниями по ремонту рулевых реек. Как видите, никакого волшебства в том вопросе нет, — стук в рейке убирается просто и без проблем, если знать, где его искать.
* Выход из положения, когда требуется замена выходной втулки электрорейки, на самом деле есть. Саму втулку можно выкрутить при помощи специального инструмента, и не смотря на все ее протесты, в большинстве случаев это удается. А вот далее можно действовать в двух направлениях.
Первое — изготовление фторопластовых вкладышей в старую, изношенную втулку. Вполне себе надежный способ, если у изготовителя есть опыт работы в этом направлении.
Второе, — восстановление оригинальной выходной втулки. Этим «джедайским» искусством владеют очень немногие сервисы, и как правило, хранят его в секрете, поскольку конечное качество продукта получается очень близким к оригинальному исполнению, и служит достаточно долго, при условии целостности вала рейки. К сожалению (для проекта , разумеется) мы связаны обещанием хранить молчание о тонкостях этой технологии. Но, мы можем помочь читателям из Новосибирска, подсказав при личном запросе сервис, в который можно обратиться по поводу процедуры восстановления. То есть, при всем желании, подробно рассказать о технологии мы не имеем права, но куда обратиться, — подскажем!
Хонда водам.ру
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Стук в рулевой рейки: почему появляется и как убрать?
Стучит рулевая рейка – что делать?
При эксплуатации транспортного средства на неровных дорогах или в условиях бездорожья автолюбители рано или поздно начинают слышать стук в рулевой рейке. Проблема может возникнуть и из-за того, что водитель предпочитает агрессивный стиль вождения.
Независимо от причины возникновения стук нужно немедленно устранить. Если рейка издают тревожные звуки, это первый «симптом». Если не отреагировать на него своевременно, снизится управляемость авто – а это уже риск аварии.
Конструкция рулевой рейки
Рулевые рейки разных видов имеют и конструкцию различную. Выделают рейки таких типов:
- механическая;
- гидравлическая;
- электрическая.
Важно учитывать вид соединения стойки с колесной базой (переднеприводный, заднеприводный).
Механическая конструкция состоит из:
- зубчатой рейки;
- шестерни;
- вала;
- рулевого механизма;
- наконечников.
Во время вращения «баранки» на шестерню от вала передается усилие, приводящее в движение рейку. Зубчатая рейка преобразовывает вращательное движение в поступательное и передает его на колеса.
В механической конструкции зубчики меняют свой шаг от центра к краям, в результате чего управлять рулем на высокой скорости становится тяжелее, маневренность автомобиля снижается. На современные авто, которые отличаются безопасностью даже при высоких скоростях, ставят гидравлические и электрические механизмы.
Гидравлическая рейка крепится к кузову или к двигателю – если расположена в верхней части. Если рейка находится в нижней части, она может крепиться на подрамник, балку или кузов. Отличает ее от механической конструкции наличие гидроусилителя, облегчающего повороты руля при маневрах на высокой скорости.
Электрическая рейка отличается наличием электромотора, расположенного в левой части узла рулевого управления автомобилем. Электрическая модель отличается более высоким коэффициентом полезного действия по сравнению с гидравлическим аналогом. Ее функциональность не зависит от условий внешней среды. В ей конструкции нет сальников, прокладок и шлангов, требующих постоянной замены из-за износа. Не нужно постоянно обновлять смазку, как у механики, которая то и дело ломается из-за нехватки смазочных материалов.
Стук рейки: причины
Самая распространённая причина — постоянная езда по бездорожью. Под воздействием сильных нагрузок происходит ускоренный износ деталей и трущихся элементов. Внутрь рейки попадают грязь и влага — начинается коррозия металлических деталей. Ржавчина ухудшает качество сцепления — потому рулевая рейка и стучит во время движения.
Стук могут издавать рулевые тяги и наконечники. Причину неисправности этих деталей сложно обнаружить самостоятельно, без проведения диагностики. Проблема наверняка заключается в следующем:
- Течь, появившаяся в результате коррозии на вторичном валу или износа сальников рейки.
- Увеличенный зазор между зубьями валов, приводящий к образованию люфта. Из-за него при преодолении препятствий на дороге зубья издают глухой стук.
- Износ центрирующей втулки вторичного вала.
- Люфт в подшипниках первичного вала.
Устранение стука в рулевой рейке
Самым простым способом избавиться от стуков в рулевой рейке является подтягивание регулировочного винта. Простое решение позволит еще некоторое время ездить на машине без особых проблем.
Только не затягивайте винт слишком сильно. Иначе нарушится точность управления, ухудшится отклик руля. Вам придётся прилагать большие усилии для поворотов руля. Вы будете уставать больше обычного во время поездок.
Есть ли другие способы избавиться от стука? Эксперты рекомендуют провести демонтаж вала. Разборка производится в зависимости от того, какого типа рулевая колонка установлена на автомобиле. При механической реечной конструкции потребуется выкрутить крепления рулевых наконечников, потом можно будет снять зацепление.
Для демонтажа рулевого управления с гидроусилителем нужно сначала слить жидкость и открутить трубки высокого давления. Самостоятельный ремонт системы сложен — требуются определённые знания и опыт проведения аналогичных работ. Также нужен надёжный помощник. Ремонтные работы проводятся по такому порядку:
- По завершении демонтажа проточите снятый вал. Это позволит убрать с него следы коррозии и выработки.
- Изношенные элементы восстановите и обработайте тонким слоем хрома.
- После восстановления выполните полировку всех деталей.
Если износ узла слишком велик из-за коррозии, потребуется замена деталей.
Даже если вы уверены, будто знаете, в чем проблема, проведите диагностику на специальном оборудовании. Лучше сделать это в автосервисе.
Как избежать стука в дальнейшем?
Во избежание повторной поломки соблюдайте ряд правил:
- Избегайте резких торможений и стартов, а также агрессивной манеры езды. Ведь это приводит к быстрому износу механизма.
- Не используйте бордюр в качестве отсечки во время парковки, так как даже несущественные удары колесом о препятствия негативно сказываются на рулевом механизме.
- Не наезжайте на препятствия на скорости. Преодолевать неровности и препятствия в виде ям, ухабов, «лежащих полицейских» нужно только на минимальных скоростях.
- Откажитесь от езды по кочкам, ведь это приводит к быстрому износу механизмов рулевой колонки.
- Следите за состоянием сальников и пыльников узла.
- Проводите регулярную диагностику рейки в автосервисе.
Следуя простым правилам, вы продлите срок эксплуатации механизма рулевого управления в автомобиле любой марки и сократите риск попадания в аварию вследствие поломки этого узла.
Стук в рулевой рейки при повороте руля
Рулевая рейка — один из самых дорогостоящих узлов автомобиля. В некоторых сервисах стоимость её замены может достигать 100 000 рублей. Чаще всего такая поломка возникает в автомобилях марки «Хонда». Больше всего данной неисправности подвержена Honda H-RV.
Тем не менее в большинстве импортных автомобилей используется именно реечное управление. Дело не в том, что производители хотят нажиться на своих клиентах. Рулевая рейка отлично себя показывает на хороших дорогах, но плохое покрытие приводит к её быстрой поломке.
К сожалению, в России хорошее асфальтное покрытие есть только в мегаполисах и на основных трассах. Стоит же отъехать от главных транспортных развязок и качество дорог падает в разы. В результате рулевая рейка начинает стучать.
Несмотря на надёжную конструкцию, несколько лет эксплуатации на плохих дорогах и рулевая рейка стучит при каждом повороте. Обычно данный звуковой эффект возникает при движении по неровной поверхности.
Вот только 100 тысяч это совсем не маленькие деньги. К тому же доставка нужных запчастей может занимать порядка двух месяцев. Тем не менее есть недорогой и надёжный способ устранить стук рулевой рейки, если знать, как чинить.
Конструкция рулевой рейки
Чтобы понять методику ремонта стоит немного узнать об особенностях самой детали. Это поможет вам быстро понять, почему стучит рулевая рейка и устранить данный дефект с минимальными затратами.
Конструкция не отличается особой сложностью. Рулевая рейка или редуктор контролирует движение колес. Эта деталь перемещает шестерню, которая связана с рулевым колесом. Именно поэтому во время поворотов она может стучать, если какая-то часть конструкции неисправна.
При перемещении влево или вправо рулевого колеса, рейка приводит в движение тягу привода. Из-за этого колёса поворачиваются в нужную сторону. Тем не менее простой и надёжный механизм начинает стучать, если машина на протяжении многих лет ездила по бездорожью и не была предназначена для этого.
Несмотря на высокую надёжность при нормальных условиях эксплуатации, рулевая рейка имеет свои недостатки, к ним относят:
- чувствительность к ударным нагрузкам;
- повышенную нагрузку, создаваемую на все детали конструкции во время поворотов;
- сложность установки;
- склонность к виброактивности.
Неудивительно, что езда на некачественных дорогах приводит к тому, что рулевая рейка начинает стучать.
Почему стучит?
Безусловно, основной причиной выхода из строя рулевой рейки являются плохие дороги. Но чтобы осуществить ремонтные действия необходимо знать, что именно сломалось в конструкции. В действительности причин, вызывающий стук может быть довольно много, вот основные из них:
- Слабая затяжка крепёжных соединений.
- Выход из строя пластмассовой опорной втулки.
- Повреждение пыльников.
Рулевая рейка начинает стучать из-за того, что в её конструкции используется мягкий материал, который не рассчитан на эксплуатацию в условиях плохих дорог. Он просто сминается. Мало того, коррозия и износ могут стать причиной увеличения зазора между зубьями.
Когда изнашивается опорная втулка, то во время движения образуется люфт, как результат рулевая рейка начинает стучать. Всё дело в коррозии, что подтачивает втулку. Защитные чехлы просто стираются в процессе эксплуатации. В них появляются повреждения, через которые внутрь попадает пыль и грязь, изнашивая весь механизм.
Ремонт
Диагностика
Вначале нужно убедиться в самом наличии проблемы. Для этого необходимо выключить двигатель, предварительно поставив машину на смотровую яму. Затем нужно несколько раз повернуть руль до упора в одну сторону и другую.
При этом чтобы определить неисправность необходимо как минимум два человека. Один будет поворачивать руль, другой оценивать работу рейки снизу. Это позволит проверить наличие зазоров в шарнирах. Если стук остался даже после отсоединения тяг и рычагов, узел придётся заменить.
Причин, почему стучит рулевая рейка, может быть множество. Поэтому огромную роль в ремонте играет диагностика. Чаще всего стучат рулевые наконечники и тяги. Главным признаком порванного наконечника является повреждённый пыльник. Именно из-за этого шаровое соединение приходит в негодность. Диагностировать поломку тяги гораздо сложнее.
К сожалению, убедиться в том, что стучит рулевая рейка именно из-за тяги сложно, ведь если машина была куплена с пробегом, то предыдущий владелец вполне мог заменить порвавшуюся запчасть, не утрудив себя более серьёзным ремонтом.
В большинстве случаев причиной того, что стучит рулевая рейка, является втулка. Это деталь под номером 7 на рисунке. Она не имеет жёсткой фиксации и подталкивается вперёд пружиной, которая регулируется болтом с контргайкой.
Чаще всего подобная политика сервисных центров связана с банальным желанием разжиться на автомобилисте. Действительно, существуют детали, которые меняются только при сборке. Но это не тот случай. Втулка для автомобилей Honda есть в открытой продаже. Мало того, её можно сделать самостоятельно, если в наличии будут чертежи.
Устранение стука в рулевой рейке
Если в рулевой рейке стучит, это не повод бежать в сервисный центр и тратить десятки тысяч рублей на покупку нового узла. Иногда достаточно просто отвинтить болт, фиксирующийся на контргайке и очистить пружину.
За годы эксплуатации на пружине скапливается огромное количество грязи, ржавчины и других отложений. Как результат деталь оказывается заблокированной, и втулка перестаёт двигаться. Чтобы восстановить работоспособность нужно совершить такие действия:
- Отвинтить контргайку и болт (на рисунке они обозначены номерами 8 и 6).
- Достать пружину и втулку.
- Произвести очистку. Для этого понадобятся химические средства и щётка. В крайнем случае можно использовать обычную солярку. Но нужно соблюдать придельную осторожность, она может нанести вред деталям. Перед чисткой пружина покрывается смазкой.
- Особое внимание нужно уделить втулке. На ней не должно быть повреждений, если такие имеются, деталь подлежит замене.
- Перед установкой посадочное место втулки подлежит чистке. Потом деталь смазывается и устанавливается на место.
- Осуществляется обратная сборка.
В конце работы понадобится отрегулировать затяжку. Для этого вам понадобится напарник, который сядет за руль. Болт натяжения нужно настроить так, чтобы рулевая рейка не стучала. После того как оптимальное положение найдено, оно фиксируется контргайкой.
Также причиной того, что стучит рулевая рейка, может быть выходная втулка. Это деталь под номером 11 на рисунке. Диагностировать её поломку крайне просто. Люфт вала на выходе является весомым доказательством неисправности. Заменить её не составит труда. Достаточно выкрутить старую и поставить новую.
Полная замена всего узла необходима только тогда, когда внутрь конструкции рейки попала грязь, и это привело к разрушению вала и уплотнителя. Демонтаж начинается с освобождения рулевых наконечников. Также нужно снять болтовые и карданные крепления. После этого осуществляется установка.
Как уберечь рулевую рейку от повреждений?
Чтобы рулевая рейка не стучала нужно выбрать максимально плавный и спокойный стиль вождения. Эта предосторожность продлит срок эксплуатации детали на много лет. Также стоит воздержаться от экстренного торможения или слишком быстрого ускорения.
Во время парковки нужно избегать ударов колёс о бордюр. Подобные удары наносят вред рулевой рейке, и она начинает стучать. Не стоит забывать и о периодическом техническом обслуживании.
Старайтесь ездить только по хорошим дорогам, избегая проблемных участков. Это позволит продлить срок эксплуатации не только рулевой рейки, но и всего автомобиля. Если же вы услышите, как что-то стучит, сразу приступайте к диагностике и починке.
Итоги
В большинстве случае причиной того, что рулевая рейка стучит, является повреждение одной из втулок. Замены и чистки вполне достаточно, чтобы избавиться от данного дефекта. Цена таких восстановительных работ минимальная.
Почему стучит рулевая рейка и чем опасен стук
- Почему стучит рулевая рейка и чем опасен стук
- Может ли стучать рулевая рейка
- Почему стучит рулевая рейка
- Какие могут быть последствия стука
- Как определить, что стучит — рейка или тяга
- Что надо сделать, когда стучит
- Как устранить стук рейки
- Что сделать, чтобы не стучала в будущем
- Если стучит ещё с завода
Рейка — основополагающая деталь рулевого механизма. Её задачей является осуществление поворота колёс. Крутящий момент проходит через вал руля и карданную передачу, а затем передаётся к шестерне, которая приводит в движение рейку. Рейка, двигаясь вправо-влево, через тяговую систему заставляет колёса поворачиваться. Таким образом выглядит схема работы рулевого механизма.
- Может ли стучать рулевая рейка
- Почему стучит рулевая рейка
- Какие могут быть последствия стука
- Как определить, что стучит — рейка или тяга
- Что надо сделать, когда стучит
- Как устранить стук рейки
- Что сделать, чтобы не стучала в будущем
- Если стучит ещё с завода
Может ли стучать рулевая рейка
Посторонние звуки во время движения должны настораживать. Причин глухих стуков, которые издаёт автомобиль, может быть множество. Среди них — сбой в работе рулевого механизма, проявляющийся в нарушении функций рейки. Повреждённая рейка может стучать либо «стрелять» при езде по ровной поверхности и усиливаться при наезде на кочки. Если были замечены шумы, не характерные для нормальной работы автомобиля, необходимо обязательно определить точную причину нарушений, ведь любое повреждение чревато опасными последствиями.
Почему стучит рулевая рейка
Рулевой механизм начинает «греметь», когда между его деталями образуются люфты (зазоры). Шум возникает в результате столкновения частей механизма в этом свободном пространстве.
Допустимые показатели люфтов:
- грузовые автомобили — до 25°;
- автобусы — до 20°;
- микроавтобусы и легковые автомобили — до 10°.
Определить самостоятельно степень образовавшихся трещин невозможно. Провести качественную проверку могут только квалифицированные специалисты автосервиса.
Причины возникновения зазоров в рулевой системе:
- Превышение скорости при вождении на дорогах, усеянных рытвинами и кочками.
- Износ, приводящий в процессе эксплуатации к расширению допустимого уровня люфтов.
- Узел наполняется частичками пыли и грязи в результате износа ремней защитных чехлов и образовавшихся дыр в пыльниках.
Прежде чем полностью менять рейку, нужно убедится, что проблема заключается именно в ней, а не в тяге или изношенных вкладышах, например.
Какие могут быть последствия стука
Игнорирование посторонних шумов в системе управления рулевым механизмом грозит потерей контроля во время движения. Устранять причины стука нужно при проявлении первых признаков нарушений, так как зазоры в процессе дальнейшей эксплуатации будут увеличиваться и в итоге могут вывести из строя элементы системы управления колёсами.
Дело в том, что рулевой механизм — сложный комплекс взаимосвязанных компонентов, и повреждение одного из них неизбежно повлечёт сбой в работе других элементов (от руля до наконечника тяги). Крайне опасно водить автомобиль, рулевая система которого нарушена, так как в любой момент можно не справиться с управлением.
Как определить, что стучит — рейка или тяга
Нарушения в работе рулевой системы происходят комплексно. В первую очередь повреждениям подвергаются те детали, на которые приходится основная нагрузка, то есть наконечники правой и левой тяги. Причина заключается в том, что именно колёса контактируют с рытвинами на дороге, в результате чего вибрация расширяет люфты. Далее нагрузка идёт на опоры, причём в большей степени на левую.
Затем нарушения затрагивают тяги, втулки стабилизаторов, стабилизаторы и только в последнюю очередь рейки. Проверить наличие нарушений в работе рулевой рейки можно только в специализированном автосервисе в подходящих для диагностики условиях. Однако на повреждения именно этой детали могут указывать косвенные признаки. Среди таковых наблюдаются шумы, напоминающие стук, во время поворотов руля и при тряске на ухабистых дорогах.
Что надо сделать, когда стучит
При появлении подозрительных стуков необходимо прекратить эксплуатацию транспортного средства, так как посторонние шумы указывают на нарушения в работе рулевого механизма и могут угрожать безопасности. Затем сделать диагностику автомобиля и установить причину стука. После того как будут выявлены нарушения, требуется начинать ремонт. Категорически не рекомендуется доверять ремонт автомобиля неквалифицированным специалистам, так как велика вероятность того, что диагностика будет проведена некорректно и, как следствие, причина стука не будет устранена, а проблема в дальнейшем усугубится.
Как устранить стук рейки
Устранить стук, который издаёт рейка, можно, обратившись в специализированный сервис. Специалисты проведут качественную проверку, определят и уберут причину шума. Некоторые автолюбители предпочитают ремонтировать рулевой механизм своими силами, не прибегая к помощи квалифицированных механиков. В таком случае превышающий норму люфт определяется избирательно, «на глаз», и зажимается.
Подобные меры являются крайне неэффективными, так как зазоры устраняются путём прижатия друг к другу элементов, например, шестерни и рейки. В результате между зажатыми частями системы начинает происходить интенсивное трение, что ведёт к их быстрому износу. Кроме того, управление рулём в таком случае требует больше усилий. Но самая большая опасность состоит в том, что изношенные детали могут выйти из строя в неопределённый момент, что угрожает жизни и безопасности.
Что сделать, чтобы не стучала в будущем
Учитывая причины возникновения шума, продлить срок службы рейки и рулевой системы в целом можно, принимая меры профилактики.
Замедлить процесс износа деталей помогут следующие простые правила:
- Повороты руля должны совершаться плавно, не нужно резко выкручивать руль.
- Тормозить и трогаться с места нужно постепенно.
- На неровных дорогах рекомендуется аккуратно объезжать ямы, кочки и прочие препятствия.
- Парковаться стоит, не доезжая до края бордюра, и стараться на соприкасаться с ним. Удар, даже лёгкий, может создать вибрацию, которая пройдёт от руля по всей системе и расшатает люфты.
- Обязательно проводить регулярный техосмотр рулевого механизма.
- Важно контролировать состояние защитных деталей (пыльники, сальники) и своевременно менять их.
Профилактика всегда обходится дешевле, чем ремонт.
Если стучит ещё с завода
Автозаводом предусмотрен допустимый уровень люфта (см. выше), необходимый для того, чтобы между частями механизма оставалось достаточно свободного пространства для избежания трения. Однако бывают ситуации, когда буквально сразу после покупки автомобиля во время движения появляется характерный стук. Это говорит о том, что уровень зазора превышен и в системе начинается цепочка нарушений. В таком случае можно сделать вывод о наличии в авто заводского брака.
Как правило, при покупке машины оформляется гарантия. Ею можно воспользоваться для устранения причин поломки. Для этого нужно обратиться в сервисный центр, указанный в гарантийном талоне. Специалисты обязаны провести диагностику рулевой системы и устранить проблему. Рулевой механизм является активной частью системы безопасности автомобиля.
От корректной работы всех его компонентов, включая рейку, зависит жизнь, поэтому нужно внимательно относиться к шумам подозрительного происхождения. Если таковые были замечены, необходимо прекратить эксплуатацию автомобиля и отправить его на диагностику в сервисный центр. Специалисты после подтверждения наличия нарушений качественно отремонтируют повреждённую рейку и устранят зазоры.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.