0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Притирка клапанов

Притирка клапанов

Машины нет в журнале, но она у меня есть. MAZDA 626 GE, двигатель FS 2.0 Ездит отец… ездил, пока не прогорела прокладка гбц.
После разборки гбц для замены маслосъемных колпачков решил попробовать притереть клапана, вид у них был ужасный.

Никогда раньше этого не делал и начал выбирать пасту. Т.к. из интернета нихрена не ясно, то взял ВМП профессиональная, алмазная и ФАБО, так сказать, попробовать в сравнении.
smazka.ru/production/prit…sionalnaya-dlya-klapanov/
smazka.ru/production/prit…-almaznaya-dlya-klapanov/
smazka.ru/production/prit…pasta-fabo-dlya-klapanov/
На фото слева направо: непритертый убитый клапан, 2 раза алмазная+ФАБО, два раза алмазная.

Сразу скажу, профессиональная не понравилась, притирать дольше, чем алмазной, и шероховатость (на мой субъективный взгляд через очки) показалась больше, но это соответствует маркировкам на тубах с пастой. Может это из-за прочной стали седел клапанов 1993 года из Японии.
Алмазная — вполне неплохо, шершащий звук притирки исчезает минуты через 4 работы. И на мои мертвые клапана с раковинами хватало в среднем двух обработок алмазной пастой.

ФАБО — не знаю, стоит или нет. НО! отлично работает, как индикатор качества: если после работы с алмазной ты видишь ровный серый пояс клапана и седла, шириной миллиметра 3, то после обработки этой медной пастой видишь лишь поясок в 1 мм… значит нужно еще пилить алмазной, ну или той, что притираете. Но такого ровного медного пояса, как в рекламе, у меня не вышло, и после того, как голова разобранная и притертая провалялась месяц в гараже, покрытие потускнело (нужно сразу собирать, видимо).

Что делать не надо при притирке — пользоваться дрелью! Времени не сэкономите, а вот борозд наделаете на седле и клапане.
По идее, сильно убитые клапана и гбц лучше отдать на проточку и фрезеровку на станке, но кто ж сделает это хорошо и бесплатно.
После неудачной попытки с дрелью я приобрел деревяшку с резиновыми присосками типа такой:
mnogotools.ru/catalog/mot…itirki-klapanov-jtc-1113/
Обработал каждый клапан два раза алмазной и один раз ФАБО. Получилось красиво, но силы ушли и все было заброшено.
Вконтакте увидел промо-акцию от ВМП с тестом новой притирки. Списался с ними, ребята любезно предоставили новую тестовую пасту за спасибо)

Позиционируется как аналог профессиональной. Даже цвета такого же. Но она показалась мне даже лучше алмазной.

Как правильно притереть клапаны.

В статье ремонт двигателя, которую можно почитать, кликнув вот по этой ссылке, я описал капитальный ремонт двигателя (а ремонт двигателя японского мотоцикла, можно найти вот здесь). Но на многих двигателях потеря компрессии возникает не из-за износа поршневой группы, а всего лишь от не герметичности или прогара клапанов, ну или от неправильных тепловых зазоров (если зазор маленький, то клапан не полностью закрывается). И многие начинающие водители не знают, как правильно и легко сделать притирку клапанов. Об этом мы и поговорим в этой статье.

Перед тем как разбирать двигатель (снимать головку цилиндров), убедитесь сначала, что на вашем моторе нормальные зазоры клапанов, так как если зазор большой, то в моторе будет неприятный стук, клапан будет закрываться с опозданием и детали будут интенсивно изнашиваться. А если зазор наоборот меньше нормы, то клапан при нагреве двигателя будет закрываться не полностью, и естественно от этого нормальной компрессии в моторе не будет.

Кстати, из-за неправильных зазоров и происходит потеря герметичности клапана и седла или их прогар, поэтому советую следить за зазорами (если конечно на вашем двигателе нет гидрокомпенсаторов зазоров). Как отрегулировать зазоры на обычных моторах, а так же определить отчего пропала компрессия — от не герметичности клапанов или всё же от износа поршневой, можно почитать вот здесь, а как отрегулировать зазоры клапанов на более современных моторах- читаем вот тут.

Если всё таки вы определили, что причина плохой компрессии от не герметичности клапанов, то тогда смело демонтируйте головку цилиндров, для последующей притирки. Сняв головку с двигателя, закрепляем её на верстаке так, чтобы можно было залить в впускной патрубок (или патрубки, если мотор многоцилиндровый) керосин, но при этом должно быть хорошо видна камера сгорания головки (или головок).

Закрепив головку в нужном положении, начинайте потихоньку заливать керосин во впускные патрубки. Те клапаны, которые негерметичны, сразу же потекут, а те которые герметичны, должны быть сухими в течении 5 минут. Пять минут проверки обычно хватает, и больше терять время нет смысла, так как керосин имеет свойство проникать везде. Определившись какие клапаны негерметичны, помечаем их для дальнейшей притирки. Те клапаны которые не текут, не потеют и абсолютно сухие в течении 5 минут проливки керосином, желательно не трогать и не притирать лишний раз, так как притирка снижает немного ресурс ремонтопригодности клапана.

самодельный разсухариватель клапанов

Далее те клапаны, которые следует притереть, необходимо рассухарить, то есть освободить их от пружины (или двух пружин) и тарелки пружины. Для этого существуют множество приспособлений, но я сделал очень простое, которое можно использовать в разных моторах, только отверстия крепления к плоскости головки пересверливаются на площадке (та, что из 10 мм стальной пластины) для конкретного двигателя (см. фото слева).

Этот рассухариватель можно использовать, если снят распредвал и его постели. К тому же, чтобы рассухарить клапана, нужно приложить к рычагу усилие и держать его в нажатом положении, пока помощник не извлечёт сухарики.

Но есть более удобный рассухариватель, с которым можно работать без помощника. Как изготовить такой своими руками, я подробно написал вот в этой статье.

Закрепляем на головке разсухариватель, надеваем на него стальную трубку-рычаг и надавив на тарелку пружины клапана, подцепляем шилом или пинцетом сухарики и извлекаем их. Затем переставляем разсухариватель на другой клапан, и так далее. Процесс сборки (засухаривание) будет происходить так же, но в обратной последовательности.

Разсухарив необходимые для притирки клапаны (советую пометить где какой был, и впоследствии вернуть их на свои места при сборке — это важно), остаётся их притереть к седлу. Для этой цели многие пользуются обычным куском резинового шланга, одетого на стержень клапана и зажатого между ладонями. Или используют деревянную палочку с присоской (стрелу с присоской от игрушечного лука), которую прилепляют к тарелке клапана. Но ребята, вообще то 21 век на дворе, и глупо пользоваться для работы способом, натирающим мазоли на ладонях, которым наши далёкие предки добывали огонь. Некоторые могут предложить использовать шруповёрт, но работать им не получится, так как ниже вы узнаете почему клапан при притирке нельзя крутить вкруговую постоянно.

Рис.№1
Коловорот в сборе: 1 — рукоятка, 2 — стальной шарик, 3 — упругое стальное колечко, 4 — коленчатый стальной стержень, 5 — стальной штифт.

Предлагаю изготовить очень простую приспособу для притирки, называемую коловорот (см. рисунок №1 слева), который можно изготовить за часик-полтора. Коленчатый стержень коловорота изгибаем из подходящего стального прутка, диаметром примерно 10 мм. Упорная рукоятка коловорота может быть выточена из текстолита, полипропилена, твёрдого дерева, а может быть использована готовая, от какого то старого инструмента (например отвёртки-матрёшки или от бытовой закаточной машинки для консервирования).

Что бы упорная рукоятка вращалась легко, не забудьте смазать её Литолом, и между ней и стержнем коловорота, вставить металлический шарик (см. рисунок№1 слева). Ещё, что бы рукоятка не слетала при работе, на стержне и в отверстии рукоятки, желательно сделать кольцевые проточки (канавки), в которые при сборке нужно будет вставить колечко из пружинной проволоки.

При сборке, колечко сначала вставьте в отверстие и проточку рукоятки, и оно там защёлкнется (если диаметр колечка выгнут и подобран правильно). Затем при надевании рукоятки на стержень, колечко защёлкнется и в проточке стержня, и рукоятка зафиксируется на стержне (неразъёмное, но подвижное соединение).

Ручку для вращения коловорота (в средней части), можно очень быстро изготовить из куска полипропиленовой сантехнической трубки. Трубку разрезаем вдоль, одеваем и затем обматываем изолентой. Полипропилен сам по себе скользкий материал, поэтому здесь смазка не нужна, к тому же она может впоследствии пачкать руки. Теперь нужно будет в самом низу стального стержня коловорота просверлить радиальное отверстие, диаметром примерно 3 мм. Затем в это отверстие запрессовываем стальной штифт, отрезанный от куска 3 миллиметровой стальной проволоки.

Чтобы передать при притирке клапанов крутящий момент от коловорота к клапану, советую выточить стальную насадку переходник, изображённую на рисунке №2 . А в трубчатой части насадки нужно будет сделать продольную прорезь для штифта коловорота, шириной примерно 3,5 мм. На рисунке №2 показана насадка с формой пятака диаметром 30 мм, под крепление насадки к тарелке клапана с помощью жидкого гудрона. То есть гудрон размягчают нагреванием, затем обмазывают пятак насадки жидким гудроном и точно устанавливают её на тарелку клапана, слегка прижимают.

Всё это дело охлаждаем и получаем систему клапан и насадка как одно целое. А когда клапан и насадку нужно будет разделить, то их нужно будет просто немного нагреть. Опять же это один из вариантов, так как можно ещё выточить насадку не с пятаком на конце насадки, как на рисунке №2, а с штырём на конце насадки, или вообще не точить насадку (если найдёте такую присоску, которая наденется на стержень вашего коловорота) На штырь можно будет надеть присоску, а саму присоску прилепить к тарелке клапана. Каким способом вы воспользуетесь, выбирать вам, отмечу только, что и тот и тот способ нормально работает.

Кстати, у кого есть токарный станок, то присоски можно выточить самому, из куска эластичной резины, по чертежам помещённым слева. Только диаметр на 11 мм, куда будет вставляться стержень вашего коловорота, точите согласно диаметру вашего стержня или насадки.

С правильным инструментом разобрались, теперь нужно будет разобраться с правильной притиркой. Перед притиркой, советую вначале удалить с тарелки клапана, с седла, да и с камеры сгорания грязь и нагар, с помощью мягкой проволочной насадки на дрель или болгарку.

Далее на плоскость тарелки (которая прилегает к седлу) уже чистого клапана, наносим притирочную пасту, которая может состоять из двух флакончиков, один грубый образив, другой более мелкий. Естественно пользуемся сначала грубым, а в конце работы — мелким. Паст для притирки сейчас в продаже очень много, но советую использовать современные пасты для притирки — на водной основе.

собранная констркуция для притирки клапанов: 1 — насадка переходник, 2 — слой гудрона, 3 — тарелка клапана, 4 — пружина.

В процессе притирки, клапан не должен постоянно соприкасаться с седлом, и для этого можно подложить под клапан слабую пружину, которая поможет периодически поднимать клапан над седлом в процессе работы.

Усилие пружины должно быть небольшое (можно использовать пружину от старого зонтика). Опять же, пружина поможет в работе начинающим, многие, в том числе и я, пружиной не пользуются, а периодически приподнимают клапан с помощью самого коловорота (если клапан приклеен).

Нельзя вращать коловорот (естественно и клапан) вкруговую, иначе можно сделать кольцевую канавку на рабочем пояске (тот который соприкасается с седлом), и эту канавку потом очень трудно будет вывести, а ресурс ремонтопригодности клапана устремится к нулю.

Поэтому проварачивать клапан при притирке следует не более чем на 90 градусов, а затем приподнять клапан и слегка провернуть его в холостую (в воздухе). То есть, при работе получится, что одни и те же точки на пояске тарелки клапана, не будут дважды подряд попадать на одни и те же точки на пояске седла. Это всё также благоприятно действует на эффективность притирочной пасты, которую периодически необходимо обновлять (удалять ветошью старую пасту и наносить свежую).

В итоге, на рабочем пояске (который соприкасается с пояском седла) тарелки клапана, должен получиться круговой матовый след, шириной примерно 0,5 мм, и этот след должен быть абсолютно сплошной (без разрывов) по всему периметру пояска тарелки клапана.

Если у вас не достаточно опыта и вы не можете определить на глаз, сплошной у вас притирочный след на клапане или с разрывами, то советую прочертить по кругу матового следа карандашом (см. фото), а затем вставить клапан на своё место и прокрутить рукой клапан в седле. Прочерченный графитом след от карандаша должен полностью стереться.

Если вы делаете притирку клапанов в первый раз и не уверены в качестве своей работы, то после притирки советую собрать клапана (засухарить) на свои места в головке, и затем пролить керосином клапаны ещё раз. Это позволит вам проверить качество и эффективность своей работы, и только после этого устанавливать головку назад, на ваш двигатель. Удачной работы!

Как правильно притирать клапана на примере Ваз 2109

Притирка клапанов — зачем нужна

Главная задача притирочной процедуры — организовать правильное функционирование клапанов. Если притирку игнорировать на постоянной основе, то на качественную работу клапанов можно не рассчитывать. Воздух и горючее будут внедряться в цилиндры не совсем корректно, ну а последствия этого несоответствия не заставят себя долго ждать: двигатель станет давать сбои, а после некоторого периода времени, очень вероятно, движок обрадует вас банальным выходом из строя.

Притиркой клапанов достигается максимально возможная герметизация механизма. Клапаны притираются как после внедрения новых элементов, так и при продолжительной эксплуатации силового агрегата. За пример можно взять дёрганье авто на холостых, которое происходит по причине разницы компрессии. После притирки подобное недоразумение должно неизбежно исчезнуть.

Методики и приспособления для притирки клапанов

Обрабатывать клапана можно по-разному: вручную или станками. В то же время нужно помнить, разница в итоговом результате двух этих методов будет значительная. Самую точную работу выдаст станок, самое же низкое качество, приписывают ручной работе с применением специальной притирочной пасты.

Станок обеспечивает жёсткую центровку, что позволяет сделать выверенное сопряжение, а также нарезку фаски клапана и его седла. Подобная процедура обеспечивает высококачественный результат, остаётся только промыть головку блока и установить её на место.

Если отсутствует высокотехнологичное оснащение, на помощь приходит ручная фреза. Под конкретную модификацию силового агрегата подбираются инструменты с соответствующим диаметром. На сёдлах можно вырезать всего 3 фаски — 30, 45 и 60 градусов. По такому методу обрабатываются исключительно старые элементы.

Притирка собственными руками

При этом применяется абразивный состав, а процедура осуществляется в том случае, когда поверхность нужно просто обработать, не прибегая к сложным манипуляциям. Подобная методика подразумевает нанесение спецпасты по всей окружности изделия, после чего запчасть устанавливается на своё место. Далее, клапан упирают в седло и начинают вращать вокруг оси. Благодаря этому манёвру, все погрешности плоскости основательно стираются. По завершению манёвра вся паста скрупулёзно смывается.

Притирочная паста

Отдельной темы заслуживает такая составляющая процесса как специальная притирочная паста, которая может быть как фабричного, так и кустарного происхождения. Стоит сразу отметить, большинство домашних мастеров отдаёт предпочтение именно фирменным составам, тем более что сейчас на рынке представлен огромный ассортимент. Почему магазинная продукция оказалась в фаворитах? Здесь есть два фактора: первый — фирменные изделия обладают куда большей эффективностью, второе — у многих просто нет желания, времени, умения, а также компонентов, чтобы произвести полноценное средство у себя в гараже.

Предназначение состава для притирки — эффективное обеспечение контакта между тарелкой клапана и его седлом. Что конкретно обеспечивает качественная притирочная паста:

  • повышение КПД силового агрегата;
  • герметичность клапанов повышается до высокого уровня — 90-100%;
  • двигатель усмиряет «аппетит» на масло;
  • повышение компрессии ДВС.

Нюансы

Зернистость — вот что является одним из главных показателей притирочной пасты. Разделение идёт на крупнозернистую и мелкозернистую. Предназначение крупнозернистого состава — нейтрализовать самые крупные дефекты, а в обязанности мелкозернистой пасты входит завершающая стадия обработки, когда устраняются самые мелкие повреждения поверхности. Из этого проистекает вполне естественный вывод: самая большая отдача от притирки будет в том случае, если приобретены два варианта пасты — крупнозернистая и мелкозернистая. Также следует соблюдать правильный порядок обработки: первая в ход идёт крупнозернистая паста, замыкает же процесс, мелкозернистый состав. Нюансы правильной притирки клапанов:

  • каждый клапан притирается к своему конкретному месту, менять их уже нельзя;
  • для притирки применяют абразивные составы разного сорта;
  • по окончанию притирки все элементы скрупулёзно промываются;
  • в обязательном порядке проводится проверка на герметичность.

Для осуществления процесса притирки ГБЦ снимается. Перед началом работы нужно учесть несколько моментов:

  • перед снятием клапанов изымаются пружины, так их легче извлекать из втулок;
  • перед тем как притирать клапана, их следует внимательно изучить. Если они дефективны, то потребуется замена на новые изделия, если имеет место нагар, то с ним расправляемся посредством щётки по металлу.

Как притереть клапана в домашних условиях

Притирка клапанов в домашних условиях может развиваться по нескольким сценариям. Здесь лучшим выходом из положения будет фреза, однако, она мало у кого имеется. Тогда нам в помощь метод под номером два — ручной.

Инструмент для притирки клапанов вручную

Электрическая дрель

Данная методика возымела популярность в кругах мастеров по той простой причине, что ранее не было специализированных приспособлений для осуществления манёвра притирки. Насадка на дрель для притирки клапанов представляет собой присоску, устанавливаемую на тарелку клапана. Но существуют и другая разновидность присадки, которая представляет собой ничто иное, как подходящий по диаметру ко всем составляющим шланг.

Притирка клапанов вручную с помощью специального стержня

Это дедовский метод и работает он посредством присоски. Что и говорить, «каменный век»: не комфортно и утомительно, а кроме того, на один клапан у вас уйдёт в среднем 15-20 минут! Конечно, с таким инструментом вы вряд ли что-то попортите, но зато уморитесь основательно!

Машинка для притирки клапанов

Пневмоинструмент позволяет упростить, автоматизировать манипуляции и во много раз сократить временные затраты на притирку клапанов вручную. К штифту прилагаются присоски разных размерностей, которые предназначаются для фиксации на тарелке клапана. Если планируете использовать пневмомашинку, обязательно учитывайте то обстоятельство, что вам понадобится источник сжатого воздуха. Сразу скажу, данная машинка является идеальным вариантом для ручной обработки.

Как притереть клапана на Ваз 2109

Итак, поговорим далее о том, как правильно притереть клапана на примере ВАЗовской «девятки». Для данного действа мы возьмём дрель и тут нужно уточнить почему именно. В интернете можно найти много мнений, что дрель стоит применять только тогда, когда вы обладаете необходимыми навыками притирки и делали это неоднократно той же дрелью. Суть проблемы такова: при неумелом ведении процесса, в разы возрастают шансы нанести на притираемые поверхности повреждения, которые вскоре, во время работы двигателя, дадут о себе знать неисправностями.

В то же время это самый доступный инструмент для обсуждаемого в теме процесса, ведь дрель есть дома у каждого хозяина. Единственная задача, найти подходящий кусок шланга, который будет мягко соединять патрон дрели со штоком клапана. Впрочем, можно предпочесть ещё более упрощённый вариант, когда шток клапана будет фиксироваться непосредственно в патроне электроинструмента. Конечно, в этой ситуации риск повредить притираемые поверхности повышается, особенно у неумелого мастера, поэтому шланг всё-таки предпочтительней.

Ещё один нюанс: работать нам придётся на низких оборотах, поэтому и дрель нужна соответствующая, а некоторые мастера и вовсе отдают предпочтение шуруповёрту. Кроме того, инструмент должен быть оборудован ещё и реверсом.

Не забываем перед мероприятием приобрести пасту двух разновидностей: крупнозернистую и мелкозернистую. Переходим непосредственно к работе:

1. Первое что нам нужно сделать, снять ГБЦ, а клапана, рассухарить и изъять.

2. Перед притиркой специалисты советуют обезжирить клапан и седло, воспользовавшись растворителем.

3. На рабочую фаску клапана нужно равномерно нанести небольшое количество пасты. Здесь есть очень важный нюанс: паста ни в коем случае не должна попасть на шток клапана. Её абразивная составляющая может повредить его, что приведёт к ускоренной поломке маслосъёмных колпачков и параллельно возрастёт расход масла.

4. Устанавливаем клапан обратно, а на шток натягиваем шланг, если вы его используете или фиксируем шток непосредственно в патроне электроинструмента.

5. Начинаем притирать поверхности используя пониженную скорость вращения. По ходу дела деталь нужно будет двигать вперёд—назад. Чтобы этот манёвр выполнялся легче, можно применить пружину на клапане, установив её соответствующим образом. Трём поверхность несколько секунд в одну сторону, а затем переключаем дрель на противоположное вращение и притираем поверхности вращая их в другую сторону. Как правило, на подобные манипуляции у вас уйдёт не больше 2-х минут.

6. Не забываем, что начинаем мы притирку с крупнозернистой пасты, а завершаем мелкозернистой.

7. А теперь главный вопрос — как узнать, что притирка дошла до своего логического завершения? Что будет являться показателем? На фото ниже справа, приведён как раз этот показатель — серая полоска шириной несколько миллиметров по кругу тарелки клапана. Подобное обрамление будет и у фаски седла.

8. После процедуры притирки все детали, участвующие в процессе следует тщательно вымыть керосином и вытереть мягкой тряпкой. Данному моменту нужно уделить особое внимание, так как абразивы, содержащиеся в притирочной пасте могут нанести непоправимый ущерб силовому агрегату, оказавшись не в тех местах. Кроме того, притирочная паста для клапанов должна наноситься в минимальных количествах. Свою функцию она всё равно выполнит, но проблем в случае чего будет меньше. На фото ниже приведён клапан ВАЗ 2109, притёртый и вымытый:

Как проверить герметичность клапанов после притирки

Здесь я предложу три варианта проверки: керосин, карандаш и воздух.

Данный способ самый лучший! Приспособление будет создавать процессы, протекающие в ДВС, а пропускаемый газ вырвется через все возможные щели. Со стороны обоих коллекторов (впуск/выпуск) присоединяется спецприбор, вследствие чего создаётся вакуум и если притирка клапанов вышла неудачной, манометр зафиксирует низкое давление.

Керосин

Выставляем головку блока камерой сгорания вверх и наливаем сверху керосин. В кругах автомастеров существует такое поверье, что если притирка была проведена на неприемлемом уровне, оставленная на ночь головка должна протечь. 100-процентным эффектом данная методика не обладает, зато и приспособлений специфических вам для этого действа не понадобится.

Посредством карандаша, фломастера либо маркера, наносим на всю окружность клапана радиальные риски. Устанавливаем элемент на его место, прижимаем и прокручиваем. Извлекаем клапан и исследуем узор на нём образовавшийся. Если рисунок стёрся и всё разукрасилось остатками краски равномерно, значит притирка удалась.

Как правильно притирать клапана, видео

Кто не понял, как осуществляется эта незамысловатая манипуляция, предлагаю ознакомиться с притиркой клапанов дрелью видео:


Заключение

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод: притирка клапанов, манёвр безусловно нужный, так как он обеспечивает более правильную и адекватную работу ГБЦ. Данные манипуляции не являются сверхсложными, а материалы для работы общедоступны. Тем не менее притирку клапанов рекомендуется доверить профессиональным мастерам, так как подобный ручной труд, требует специальной сноровки и если вы будете делать это впервые, на 100-процентно положительный результат рассчитывать не стоит.

Как правильно сделать притирку клапанов

Притирочная паста

Она в процессе работы наноситься на кромку клапана и служит как мелкая шкурка, которая притирает клапан к его гнезду. Существует множество вариантов притирочной пасты. Например, как на рисунке в форме клапанов. Её следует выбирать из своих финансов и предпочитаемого производителя.

Притирочная паста отличается по степени обработки: от крупнозернистой (для первоначальной обработки) до мелкозернистой (для окончательной обработки). Последнюю рекомендуют специалисты по ремонту двигателей, т.к. с ней процесс пойдет быстрее. Все зависит не от самой пасты, а от состояния клапанов, фасок и правильности процесса. Для кого-то обычный тюбик за 100 рублей сойдет, другим подавай только профессиональную.

«Шарошка» для снятия металла

Данный инструмент применяется для восстановления седел клапанов. Она представляет насадку для клапанного гнезда, сделанную по форме посадки клапана. Закрепляется в дрели как сверло и имеет малые размеры.

Нужны ли шарошки? Смотрим на сёдла, которые запрессованы в головке. Если не повреждены, то можно приступать к притирке, но если повреждены (прогаром), тогда нужно обработать специальными шарошками. В общем, технология такая — сперва лучше поменять направляющие клапанов, далее притирка.

Новые клапана

Не всегда нужны. Если обнаружили, что клапана несколько изогнуты, то попытка их выпрямить ни к чему не приведет, за исключением потраченных сил и времени. Более правильным будет приобрести новый комплект клапанов для двигателя.

Инструмент

Можно использовать дрель и резиновый шланг. Процесс выглядит следующим образом: одеваем на дрель шланг (можно с помощью сверла, а закрепляем хомутами), а на этот шланг одевается клапан двигателя (крепим с помощью хомутов) с нанесенной притирочной пастой.

Далее вставляем клапан в гнездо и начинаем процесс притирки. Главное не давать максимальных оборотов дрели, процесс должен происходить на малых оборотах (400-500 об/мин). Если больше оборотов, есть риск перегреть седла или пояски клапанов. Не надо совершать круговые движения, а лучше имитировать работу клапана вперед и назад. Данный способ занимает много времени.

Процесс притирки клапанов

У клапанов и седел встречаются два вида дефектов:

  • рабочие фаски покрыты раковинами и налетом нагара, но имеют правильную форму;
  • рабочие фаски c раковинами и нагаром, но их коническая форма нарушена — на них образовалась ступенчатая поверхность, а коническая фаска закруглилась.

В первом случае клапан достаточно притереть. Во втором — перед притиркой рабочую фаску протачивают на токарном станке, а седло клапана обрабатывают коническими шарошками. Притирают с помощью дрели, при вращении которой клапан автоматически повертывается в ту или другую сторону и постепенно вращается по окружности. Можно делать ручной дрелью или отверткой, но займет дольше времени.

На фаску клапана и седла для грубой притирки наносят слой притирочной пасты для клапанов. Клапан вращают на 120° и в противоположную сторону при легком нажатии на головку клапана.

Видео — как сделать своими руками

Методы проверки качества

Чтобы узнать, выполнена притирка или нет — обратите внимание на поверхность клапана – на ней образуется дорожка серого цвета шириной около двух миллиметров. Если таковая имеется, значит, процесс притирки завершен.

Еще одной деталь — использование масла как финальной пасты. Его нужно нанести, предварительно смыв пасты всех слоев. Данная процедура позволяет определить степень притирки, поскольку все раковины, если будут — станут видны.

Как бы не притирали клапана, двигатель «доведет его под себя». Можно потратить уйму сил, обеспечить абсолютную герметичность, но через пару часов работы мотора уплотнение клапанов ухудшится. Можно притереть клапаны небрежно, например керосин будет выступать из-под клапана, но не рекой. И через несколько дней работы мотора герметичность улучшится.

Если начать измерять на протекание, то окажется что в обоих случаях мотор приработал клапаны до оптимального состояния. Поэтому «выделывания» с притиркой разными пастами, финишной доводкой пастой ГОИ можно назвать лишней тратой времени .

Как притереть клапана

В двигателе внутреннего сгорания клапана регулируют подачу топливно-воздушной смеси в цилиндр в определённый момент времени. Для правильной работы двигателя необходимо, чтобы каждый клапан плотно прилягал к своему седлу. Таким образом предотвращается утечка газов и в двигателе обеспечивается необходимая компрессия на такте сжатия. Также правильное сопряжение клапана и седла обеспечивает надёжную работу двигателя, ведь через зазоры между клапаном и седлом прорываются отработавшие газы при высокой температуре, а так как тепло от клапанов в основном отводится через сопряжение клапан-седло, то при плохом сопряжении возможен прогар клапанов и оплавление сёдел.

Для чего необходимо притирать клапана

Впускные клапана открывают доступ в камеру сгорания для топливно-воздушной смеси, а выпускные клапаны выводят отработавшие газы. Закрывая доступ в камеру сгорания, клапаны дают возможность создать давление внутри камеры сгорания, при отсутствии плотного сопряжения клапана с седлом, в двигателе пропадёт компрессия на такте сжатия, помешав двигателю завестись, но даже если двигатель и заведётся, то прорвавшиеся через щели газа помогут выпускному клапану прогореть в ближайшее время.

Отвод тепла от клапана

При сгорании топлива выделяется большое количество тепла, которое отводится от двигателя. Наиболее подвержены перегреву- клапана, поэтому очень важно отвести от них тепло. Через впускные клапана проходит холодный воздух, который их охлаждает и оберегает от перегрева. Через выпускные клапана проходят горячие газы от сгоревшего топлива, и при недостаточном отводе теплоты от них клапана подплавляются и прогарают. Максимальное количество теплоты от клапанов отводится через сёдла, и плохое сопряжение будет отрицательно сказываться на тепловом режиме. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо обеспечить правильную геометрию клапана и седла.

Методы формирования геометрии сопряжения

Придать правильную форму клапану и седлу можно как вручную, так и на специальном станке, но при этом точность размеров будет отличаться на порядок. Наибольшую точность даёт станок для обработке сёдел и клапанов, наименьшую- ручная притирка клапана об седло при помощи абразивной притирочной пасты.

Клапана притирают при замене клапанов, а также притирают старые клапана при текущем ремонте, когда износ в пределах допустимого.

Станки. Станок для притирки клапанов на самом деле ничего не трёт, он предназначен для нарезания фаски седла и клапана позволяет сделать максимально точное сопряжение за счёт жёсткой центровки. Таким образом, получается высокоточный нарезанный профиль, который даёт максимальное качество. После данной обработки не требуется больше никаких действий, просто помыть и собрать головку.

Ручные фрезы. За неимением возможности обработать детали на высокоточном оборудовании можно воспользоваться ручными фрезами. Они бывают разного диаметра для разных моделей двигателей. На сёдлах нарезают три фаски- под 30 и 60 градусов, а сверху них- под 45 градусов. Новые клапана в таких случаях не обрабатывают, а если используются старые, то их нужно направить или притереть.

Притирка клапанов абразивной пастой- приспособления для притирки клапанов своими руками.
Притирка поможет только в том случае, если плоскость ответных деталей- клапана и седла- совпадает и не надо ничего править, а требуется лишь убрать некоторые неровности, иначе поможет только правка фрезой. В этом случае на кромку клапана, в местах сопряжения по всему периметру наносится притирочная паста. Клапан вставляется в своё посадочное место. Далее клапан надо одновременно слегка прижимать к седлу и в то же время вращать вокруг оси, тем самым давая стираться неровностям на поверхности.

После притирки обязательно смойте все абразивные частицы с деталей!

Видео: притирка клапанов Daewoo Lanos

Инструмент для притирки клапанов, методы проверки качества притирки

Есть два типа приспособлений для притирки- первое зажимает клапан сверху- за стержень и является как бы продолжением клапана с удобной ручкой на конце. Клапан стоит лишь потянуть с помощью данной приблуды и вращать за ручки в обе стороны.

Второе приспособление представляет из себя присоску, которая крепится к тарелке клапана и имеет аналогичную ручку. В данном случае клапан надо придавить к тарелке, нажав на него и также вращать в обе стороны. Результат будет тот же, только в одном случае тянут, в другом- толкают.

Можно автоматизировать немного процесс, используя дрель или шуруповёрт.

Стандартный набор инструментов для притирки клапанов

  • Абразивная или алмазная паста для притирки клапанов, permatex- один из лучших производителей
  • Держатель клапана- фиксатор стержня либо присоска
  • Дрель, шуруповёрт, либо пневмомашинка для притирки клапанов- для ускорения процесса
  • Керосин

Чем притирать клапана, если нет пасты? Можно изготовить пасту самостоятельно, для этого нужна мелкая наждачка, с неё снимаются камушки, которые и выступят в роли абразива, потом этот абразив смешивается с солидолом, либо другой смазкой, можно взять обычное моторное масло. Всё, паста готова, можно наносить на клапан.

Сколько тереть?

Как понять, когда клапан притёрт? Есть несколько способов

  • проверка воздухом
  • керосин
  • карандаш

Лучше всего показал себя вакуум-тестер, что и неудивительно, ведь принцип работы вакуум-тестера схож с процессами, протекающими в двигателе. В двигателе газы прорываются сквозь щели, что мы этим тестом и проверим.

Прибор присоединяется поочерёдно ко всем отверстиям- со стороны впускного и выпускного коллектора и создаётся вакуум. Если клапана плохо притёрты, то будет недостаточное разряжение на манометре, так как через клапаны прорывается воздух. Такого не должно быть.

Другим способом проверки, который доступен в любом гараже, является проверка керосином. Клапана вставляются на свои места, головку ложат камерой сгорания вверх, а сверху заливают керосином. По приданию, если за ночь керосин весь не вытечет (или если совсем не вытечет? Ходят разные мнения), то клапана притёрты правильно. Но нестыковка в том, что двигателю нет никакой разницы, прольётся керосин или нет, через сопряжения воздух может как прорываться, так и нет, поэтому данным методом проверки можно пренебречь.

Ещё один простой способ- проверить на равномерность распределения маркирующего вещества. На рабочей кромке седла клапана рисуют радиальные риски по всей окружности. Потом вставляют клапан, прижимают и делают вращательные движения. Потом клапан вынимают и смотрят, какой образовался узор: если риски стёрлись и закрашена вся поверхность седла равномерно, то нормально, может работать, если есть какие-то неровности- продолжаем притирку.

Почему руками плохо?

Минус такой обработки- качество, что значительно влияет на надёжность. Обычно после данного вида обработки двигатель проходит 10-20 000 км, а потом снова надо ремонтировать. Но и этот пробег двигатель будет работать неустойчиво- прорыв газов неизбежен. Это обусловлено тем, что невозможно правильно отцентровать клапан относительно седла при притирке. Поэтому, если есть возможность обработать деталь на профессиональном оборудовании, не стоит искать халявы и делать механическую обработку «на коленке», не забывайте- «Краилово-ведет к попадалову»(с).

Притирка клапанов ВАЗ-01 до 07

Если Вы не хотите переплачивать мастеру за притирку клапанов и дружите со своими руками и головой, то в этой статье с фото, узнаете как можно самому в домашних условиях притереть клапана на ВАЗ-01 до 07, устройство головок этих автомобилей одинаково.

Обычно клапана начинают притирать из-за разной компрессии в цилиндрах когда двигатель начинает дергаться в стороны на холостых (но это при условии, что поршневая группа в норме) или надо заменить прогоревший клапан, прогоревший клапан можно заменить как на новый, так и на хороший рабочий, если имеется такой в запасе.

Для притирки клапанов понадобится притирочный порошок (его можно купить в авто магазине), съемник клапанов, электрическая дрель, и трубка с внутренним диаметром 12,5 – 13мм. для набивки сальников клапанов и шпильковерт.

Первое что надо сделать, это снять головку с двигателя, но не откручивайте карбюратор и коллектора, они не мешают, а Вы не потеряете время на раскручивание и закручивание коллекторов. Также не снимайте сразу все рокера (кулачки которые стоят на клапанах), так как желательно чтобы каждый рокер вернулся на свой клапан, в процессе работы двигателя каждый рокер притирается к кулачку распредвала, и если их поменять местами то возможно появятся нежелательные щелчки в клапанах, даже после тщательной их регулировки. Разбирайте клапана по одному и сразу после притирки соберите клапан и поставьте рокер на место, затем приступайте к притирке следующего клапана.

На фото показана последовательность притирки клапанов.

Фото. Подготовка к рассухариванию клапана, накручена гайка на шпильку для зацепления съемника клапанов, снят рокер, и выкручена шпилька возле клапана.

Фото. Рассухариваем клапан при помощи съемника, но под клапан подложите упор, я обычно под клапан подкладываю подшипник, можно подложить любую железяку главное чтобы клапан в нее упирался.

Фото. Клапан вытащен из головки и намазан притирочным порошком.

Фото. Клапан с притирочным порошком вставлен в головку, и притирается дрелью, но клапан зажимайте патроном дрелью не глубоко чтобы случайно не поцарапать место клапана что двигается по сальнику клапанов. Притирайте дрелью так, старайтесь тянуть дрель ровно без перекосов, сильно притягивать дрелью клапан не надо, и движения при притирке дрелью клапана должны быть верх и вниз, притирайте около минуты.

Фото. После притирки клапана тряпочкой начисто вытрите седло клапана и сам клапан, хорошо притертый клапан и седло будет иметь серый матовый цвет как на фото. Но обязательно просмотрите всю окружность клапана и седла клапана, и если будут разные оттенки цвета по окружности, обязательно повторите притирку клапана, пока вся окружность клапана или седа клапана будет одного цвета.

Фото. Снимаю сальник клапанов при помощи плоскогубцев, схватите сальник плоскогубцами и постарайтесь его прокрутить, если сразу не получилось перехватитесь плоскогубцами и так делайте до тех пор пока сальник клапанов прокрутится и выйдет. Предупреждение, не вздумайте сбить сальник клапанов ударом, отколется место посадки сальника клапанов у направляющей втулки.

Фото. Если край клапана имеет выработку в виде ямки то обязательно обточите край клапана на точиле как показано на фото. Я обтачиваю клапан так, одной рукой направляю клапан на точильный камень, а второй все время вращаю, получается ровно сточенная поверхность края клапана, но может быть с маленькой конусностью, которая не мешает работе клапана.

Фото. Притертый клапан вставлен на свое место и одет новый сальник клапанов. Даже если считаете что ваши сальники клапанов хорошие и их менять не надо, лучше все-таки после притирки клапанов поставить новые сальники, это будет надежней.

Фото. При помощи трубки забиваем сальник клапанов на направляющею втулку. Забивать сальник надо легкими ударами молотка, до появления звука исходящего по всей головке.

Фото. Набитый на свое место сальник клапанов.

Первый клапан притерт, собираем его и приступаем за следующий. После того как все клапана притерты оторвите прилипшую прокладку от головки, (если она прилипла) и аккуратно кухонным ножом удалите прилипшие кусочки прокладки от головки и блока, но не пользуйтесь ножом из крепкой стали так как такой нож будет срезать кусочки метала с головки. Головку и блок обязательно надо тщательно отчистить от кусочков прилипшей прокладки. Также можно пройтись по головке новым точильным камнем (камень обязательно должен быть ровный) положите точильный камень на головку плашмя и рукой водите им вдоль головки до сглаживания поверхности. Если головка хорошая и не было прогара прокладки, то такую головку хватает просто хорошо отчистить от прилипшей прокладки.

После притирки клапанов и установки головки на двигатель не надо сразу тщательно регулировать клапана, отрегулируйте их чтобы они не были зажаты, заведите двигатель и пусть он поработает минут пять, вот только после этого регулируйте клапана. Заметил что клапана лучше всего регулировать не на холодный двигатель (особенно в мороз минус 20) а примерно при температуре градусов 30-40, (положите руку на распредвал он должен быть теплый и не припекать) при этой температуре получается отличные зазоры в клапанах и клапана мягко работают (если конечно хороший распредвал). Затем желательно еще раз клапана после притирки отрегулировать после тысячи километров, они за это время садятся четко на свои места.

Притирка клапанов: как правильно выполнить?

После капремонта двигательной системы, снятия нагара с клапанов или при их замене на новые обязательно проводится притирка клапанов.

Благодаря процедуре удаляются мелкие неровности и повреждения, возникшие в процессе эксплуатации, а также повышается герметичность ДВС.

Для чего нужно притирать клапаны

Новые клапаны притираются для лучшего прилегания к посадочному месту. В процессе эксплуатации на клапанной системе образуется нагар, вследствие чего герметичность прилегания тарелки клапана к седлу нарушается.

Это приводит к нарушению работы топливной системы. Когда выпускной коллектор утрачивает свои первоначальные характеристики, это провоцирует прогар клапанной системы, падение мощности двигателя, износ направляющей втулки, повреждения посадочного седла и другие неприятности. Чтобы наладить четкую работу ГБЦ и снизить риск образования нагара, после очистки клапанов проводится их притирка – как следствие, клапаны и седла хорошо прилегают один к одному.

Когда пора задуматься о притирке

Чтобы понять, необходима ли притирка, можно использовать разные методы проверки – с их помощью можно уточнить степень разгерметизации клапанной системы.

Как проверить притирку:

  1. Производится демонтаж ГБЦ.
  2. Головка очищается от сажи, маслянистой пленки и загрязнений.
  3. Проводится проверка головки БЦ и подшипников. Они должны быть без каких-либо деформаций и механических повреждений.
  4. Проверяются опоры распределительного вала. Они также не должны иметь повреждений, заусенцев и металлических наплывов.
  5. Для контроля герметичности клапанной системы необходимо установить ГБЦ на ровную поверхность, налить в камеры сгорания немного керосина или бензина и оставить на некоторое время. Если уровень керосина начнет понижаться, значит, есть утечка и герметичность клапанной системы нарушена.

При появлении утечки (то есть разгерметизации) мотор работает неравномерно, поэтому необходимо провести притирку.

Стандартный набор инструментов для притирки

Самым важным инструментом является абразивная, или алмазная паста. Ее необходимо наносить на кромку клапана – паста создаст эффект наждачки и позволит быстрее притереть тарелку к седлу.

По типу обработки пастообразный состав отличается размером абразивных элементов – от крупнозернистого до мелкозернистого. Крупноабразивная используется для первичной притирки. Финишная притирка осуществляется с помощью мелкозернистой пасты – тогда головка компонента будет плотно установлена на посадочное место.

Пасты различаются и по цене – от недорогих для личного использования до фирменных составов для профессиональной притирки. Провести самостоятельную обработку можно составом средней стоимости. Важно следить за состоянием самих клапанов и корректностью процесса притирки.

Следующим шагом будет выбор инструмента для работы. Притирка может осуществляться посредством:

  • Электродрели.
  • Деревянного приспособления с присосками.
  • Пневматического инструмента.
  • Специальной пневмомашинки для пристукивания.

У мастером-любителей наибольшей популярностью пользуется электродрель для притирки — из-за своих доступности и универсальности. В ремонтных мастерских может быть использован специальный станок для шлифовки фаски.

Обработка седел и их восстановление требуют применения особого инструмента. Это шарошка для удаления выработки – приспособление, сделанное по форме посадки клапана. Шарошка надевается на дрель, так как сверло обычно имеет некрупные размеры.

Инструмент используется в том случае, если головки клапанов повреждены вследствие прогара.

Также потребуется рассухариватель, чтобы снять «сухари» – детали, соединяющие тарелки пружины с клапаном.

Как правильно притереть клапаны: основные методы

Существует четыре основных метода обработки.

Способ 1. Притирка клапанов дрелью

Для проведения работ потребуется кусок шланга. Один его «хвост» закрепляется на стержне клапана, а второй — на дрели. На сам клапан и посадочное место следует нанести небольшое количество притирочного состава, после чего деталь устанавливается на свое рабочее место в ГБЦ.

Процесс имеет несколько особенностей:

  • Притирка осуществляется на малых оборотах – рекомендуется использовать дрели, способные работать на таких оборотах, или шуруповерты.
  • В момент соприкосновения тарелки и седла необходимо сделать сброс – отпустить курок электродрели.
  • В процессе притирки нельзя прикладывать усилия – это может спровоцировать повреждение элементов клапанной системы.
  • Притирку рекомендуется проводить в несколько этапов – сначала крупнозернистой пастой, затем средне-, а в конце провести финишную обработку мелкозернистым составом.

Важна практика – если такого рода работы будет выполнять любитель, есть риск, что его неквалифицированные действия приведут к тому, что машине понадобится дорогой ремонт.

Метод 2. С помощью ручного инструмента

Такой способ представляет собой что-то вроде процесса добывания огня первобытными людьми – на деревянную палочку крепятся присоски, ими фиксируется стержень, а сама палочка вращается руками. Этот так называемый «дедовский» метод был в ходу, когда не было электроинструмента. Его плюс – минимальный риск испортить клапанную систему. Но времени занимает очень много – до получаса на каждый клапан.

Метод 3. С помощью пневматического инструмента (вращательный метод)

Притирка клапанов своими руками при использовании пневмоинструмента проходит быстро, просто и с минимальными затратами сил. Устройство представляет собой двигатель, соединенный со штифтом. На последний крепится специальная присоска, которой фиксируется клапан. В рабочее состояние система приводится с помощью сжатого воздуха.

Достоинство способа в том, что риск сделать ошибку практически отсутствует, даже если вы не имеете опыта. Инструмент контролирует весь процесс – угол вращения, частоту оборотов и их интенсивность. И все это происходит даже быстрее, чем при использовании электродрели – на один клапан уходит всего пара минут.

Метод 4. С помощью пневмомашинки (метод пристукивания)

Отличие пневмомашинки от предыдущего инструмента – технология притирки. Инструмент работает не вращательными движениями, а имитирует работу клапанов в реальных условиях.

Инструмент прост в использовании и делает притирку наиболее точной и качественной.

Важно! После притирки абразивный состав должен быть тщательно удален. Если он попадет в двигатель, то это выведет из строя цилиндры и другие детали.

Как проверить работоспособность

После того как клапаны были притерты, следует проверить качество притирки. Существует несколько вариантов.

Самый простой и распространенный способ проверки – это положить ГБЦ на ровную поверхность тарелками кверху и налить в камеру сгорания бензин или керосин. Клапан должен удерживать жидкость собственным весом. Засухаривать компонент в этом случае не нужно.

Второй метод аналогичен первому, только клапаны необходимо засухарить, перед тем, как наливать керосин.

Проверка качества притирки третьим способом проводится несколько иначе. Клапаны засухаривают, ГБЦ укладывают на бок, в камеры наливают керосин/бензин. Правильно притертый компонент будет удерживать жидкость только усилием пружины.

Сделать притирку самостоятельно не так уж и трудно – главное, правильно рассчитать усилие при работе с дрелью и частоту вращений. Если же вы опасаетесь нанести вред топливной системе автомобиля, обратитесь к квалифицированным мастерам автосервиса DDCAR. Вам не придётся переживать по поводу того, что вашему любимому «железному коню» будет причинён непоправимый ущерб!

Как притереть клапана своими руками?

Чтобы притереть клапана, не обязательно ставить свою машину на долгий ремонт в автомастерскую, и надеется, что, мастера сделают всё на «отлично», а не спустя рукава. Эту процедуру можно проделать самостоятельно при наличии желания и необходимого инструмента. Более того, большинство настоящих автолюбителей, предпочитают делать ремонт и настройку механизмов (агрегатов) своими руками. Это гарантирует качество работ и доставляет моральное удовлетворение водителю.

Что такое притирка клапанов и для чего она нужна?

В большинстве отечественных автомобилей, особенно старого образца, 1970–1991 годов, стоят четырёхцилиндровые, восьми клапанные двигатели. То есть, на каждый цилиндр приходится по два клапана – впускной, впускающий в камеру сгорания горючую смесь, и выпускной, выбрасывающий отработанные выхлопные газы в коллектор.

Клапан автомобиля, похож на гвоздь с широкой шляпкой, которой он и затыкает отверстие в камере сгорания. Шляпка или правильнее – тарелка клапана плотно прилегает своим краем (фаской) к седлу – кромке отверстия, в которое он установлен. Чем чище и ровнее края тарелки и седла, тем лучше клапан закрывает отверстие, а значит мощность двигателя, без потерь, направляется на движение поршней.

Со временем, края тарелки и седла покрываются копотью и нагаром, что нарушает герметичность камеры сгорания. Это отрицательно сказывается на мощности и экономичности двигателя, увеличивается расход масла.

Если не чистить регулярно клапана, то раскалённые выхлопные газы, рано или поздно расплавляют саму тарелку, приводя клапана в негодность, а следовательно и весь двигатель.

Так как процедура снятия головки двигателя довольно трудоёмкая, имеет смысл объединять работы, проводимые с её узлами и деталями. Например, при замене прокладки головки двигателя, можно заодно поменять маслосъёмные кольца на поршнях и почистить клапана.

Необходимость чистки определить визуально трудно, но есть простой способ понять насколько это необходимо. Нужно налить в камеры сгорания, прямо на тарелки клапанов, керосин или бензин и оставить их так на 12 часов. Если жидкость за это время вытекла, то это означает что она просочилась между тарелкой и седлом, а значит чистка и притирка необходимы.

В целом же, считается, что клапана нужно чистить и притирать каждые 50000 км пробега. Но и эта цифра неточная, так как играет роль манера использования двигателя, ведь он может работать при сильных, спортивных нагрузках, а может и в щадящем режиме на хорошем, чистом топливе.

Что необходимо для притирки?

Притирать клапана можно несколькими способами, в зависимости от выбранного понадобится и соответствующий инструмент. Это может быть обычная электродрель, специальный пневматический инструмент или ручная фреза. Соответственно понадобится специальная притирочная паста, состав которой аналогичен тому, что применяется ювелирами для шлифовки металлов.

Способы притирки

Существует несколько способов притирки. Каждый имеет свои особенности, которые описаны ниже.

Ручные фрезы

Ручная фреза представляет собой палочку с присоской на конце. Процедура проста, как добывание огня. Резиновая присоска устанавливается на тарелку клапана, фаска тарелки и седло предварительно обрабатываются специальной притирочной пастой и начинается вращение полоски между ладонями – влево, вправо. На нормальный клапан, обычно уходит от 15, до 20 минут.

Применяют такой способ самые настоящие ценители раритетных авто, получая от этого процесса моральное удовольствие. При таком способе притирки невозможно испортить саму тарелку, шток клапана или седло. Визуально, после обработки фаска тарелки становится матовой, как и седло.

Станки

Существуют специальные мобильные станки для притирки клапанов. Применяют их профессиональные автослесари, в своих мастерских. Это устройства типа: VM1150, VM1200, VM1350, VM1500 или VM1600. Отличаются они размерами обрабатываемых тарелок и глубиной погружения. Есть также специальные стенды для притирки клапанов, типа Р-23.74, они способны обрабатывать сразу по 8 клапанов, и рассчитаны на самые разные модели автомобилей – от легковых до большегрузов.

Верстак и трубка с Т-образной ручкой

Трубка с Т-образной ручкой – ещё одно устройство используемое для бережной притирки клапанов раритетных авто. В данном случае на конце трубки имеется крепление для стержня, а за ручку производится вращение клапана в седле. Способ не терпит спешки и силы. Он снимает минимальный слой с хрупкой и тонкой тарелки клапана. Но времени при таком способе затрачивается довольно много.

Использование дрели

Использование электрической дрели – самый спорный способ в среде профессиональных автомастеров. При этом способе шток клапана зажимается в самом патроне дрели или через гибкий резиновый шланг. Дрель при этом должна быть реверсивной, с возможностью вращать шток в обе стороны на сверхмалых скоростях. Несомненно, данный способ значительно сокращает время на притирку – на один клапан уходит от 1 до 2 минут. Но есть риск поцарапать тарелку или седло, оставить на них глубокие царапины или вообще, сломать шток клапана.

Важно! Выполнять притирку с помощью электрической дрели могут только профессионалы, на глаз способные определить качество и обладающие твёрдой рукой, привычной к работе с данным инструментом.

Какую притирочную пасту использовать?

На заре автомобилестроения для притирки клапанов использовалась пыль от алмазных кругов, смешанная с машинным маслом. На сегодняшний день данные смеси заменяются разнообразными пастами для притирки. Отличаются они содержанием абразивных элементов, размеров фракций и соответственно ценой.

Выбирается паста в зависимости от степени загрязнения, качества и марки металла клапанов, года выпуска и модели двигателя. Также имеет значение способ притирки – ручной или механический.

Немаловажный фактор выбора пасты – это опыт мастера. К примеру, новичок, используя крупнозернистую пасту, может легко испортить клапан или седло. Поэтому для начинающих мастеров рекомендуется применять мелкозернистую пасту, при этом на притирку таким средством времени уходить будет больше.

В автомобильных магазинах для первичной притирки продается крупнозернистая паста под названиями «Классическая» или «Алмазная». Для финишной притирки используется паста «ФАБО» – финишная антифрикционная безабразивная обработка. Эта паста продаётся в комплекте из двух тюбиков, с крупными фракциями и шлифовочная.

Существуют и многофункциональные пасты типа «ABRO Grinding Paste GP-201». Ей можно не только шлифовать клапана, но и очищать металлические детали от ржавчины и даже использовать для заточки режущих инструментов, например, рубанков. Её цена намного ниже специальной «ФАБО», так что, как говорится, в хозяйстве пригодится.

Пасты «PERMATEX» или «Done Deal» используются также для полировки хромовых деталей, так как в их составе не технический алмаз, а карбид кремния.

Важно! Перед покупкой пасты, нужно внимательно прочитать её состав и спектр применения.

Если ремонт застал водителя без пасты, а притирку отложить невозможно – двигатель уже разобран, можно смешать с маслом абразив счищенный с обычной, мелкой шкурки, а для финишной полировки использовать пасту Государственного Оптического Института или более известную под названием, паста ГОИ.

Проверка качества притирки

Как уже упоминалось, только профессионал сможет на глаз понять, насколько качественна была проведена притирка клапанов. Но даже они, проверяют притирку тарелки с седлом с помощью керосина, бензина или просто солярки. Для этого головка цилиндров устанавливается строго горизонтально на ровной поверхности, а в цилиндры наливается жидкость. Если через 12 часов в одном из цилиндров уровень керосина значительно уменьшился, придётся повторить притирку обоих клапанов ещё раз. Если клапанов в цилиндре 4, то есть 2 впускных и 2 выпускных, то притирку надо будут повторить на всех 4.

Есть мнение, что притирку клапанов, нужно делать не только после 50000-60000 км пробега, но и на новых автомобилях. Понятно, что процедура не требуется на бюджетных седанах или других обычных машинах. Но она обязательна, на спортивных болидах, так как там, играет роль, каждый кПа компрессии, каждая лошадиная сила. Так что, при подготовке спортивного автомобиля к гонкам, без притирки клапанов не обойтись. И вот тут проверка заключается не только в визуальном или керосиновым тесте, но и на гоночном треке.

Притирка клапанов ВАЗ (модели 01 до 07)

Для стабильной работы двигателя и адекватного расхода бензина, требуется четкая работа его составляющих, и клапана не исключение. Они должны четко, и главное вовремя, открываться и закрываться, и плотно сидеть в седлах и обеспечивать герметичность при работе поршней.


После прохождения мотором нескольких сотен или даже десятков тысяч километров на клапанах образовывается нагар, поэтому они неплотно сидят в седлах и не обеспечивают полной герметичности камер сгорания, что приводит к потере мощности и лишнему расходу топлива.
В таких случаях приходится применять процедуру притирки клапанов. На автомобилях импортного производства (дорогих), эту процедуру проводят высококлассные специалисты (на СТО). А на недорогих машинах отечественного производства, таких, как ВАЗ (классика), подобную процедуру проводят в гаражных условиях самостоятельно, что сэкономит семейный бюджет. Из «сложных» инструментов нужна дрель.

Определение состояния клапанов

Чтобы определить состояние клапана без полной разборки головки блока цилиндров, нужно визуально определить, пропускает он или нет. Для этого надо на снятой головке посмотреть на тарелку клапана (его цвет), он должен быть однородного, чаще коричневого цвета. Если в каком-то месте между седлом клапана и тарелкой нет полного прилегания, то в этом месте будет черный нагар.

Это касается выпускных клапанов, впускные прогорают крайне редко, так утверждают многие автолюбители.

Как правильно притереть — процесс выполнения работ

Начинается процесс притирки с рассухаривания клапанов. Сначала подкладываем под тарелку клапана предмет, который служит упором для него.

Чтобы облегчить процесс запоминания и гарантировано исключить ошибку при установке рокеров, опытные автолюбители рекомендуют снимать и притирать клапана по одному.
Популярный способ снятия клапанов – с помощью специального съемника (приобретают в автомагазине или на авторынке), но иногда сухари на конусе прилипают и сразу не снимаются. В этом случае, по утверждению опытных «Кулибиных», можно взять подходящую по диаметру трубку и, приставив ее к верху клапана (сухарику), слегка «тюкнуть» молотком. Легкий удар срывает сухарь, если тот залип, и облегчает процесс снятия клапана съемником.

После снятия пружины вытягиваем клапан из седла и визуально осматриваем. После долгой работы, даже если он не прогорел, все равно на нем есть нагар, поэтому проводим притирку клапанов.
Для этого понадобится специальный притирочный порошок или паста (Permatex® Valve Grinding Compound, паста ГОИ, ВПМ- Авто, М-14 – М-40, и т. д). Пасты применяют сразу, а порошки разводят моторным маслом, при этом получается вязкая субстанция, которая наносится на фаску клапанной тарелки. Пасты и порошки имеют разную величину зерна: крупнее — для первичной притирки, мельче — для финальной.

Намазав фаску седла пастой или разведенным порошком, вставьте его обратно в седло, слегка прижмите и проверните, чтобы паста равномерно распределилась по фаске тарелки и попала на седло. После этого с обратной стороны ГБЦ к штоку клапана присоедините патрон дрели или шуруповерта (дрель лучше, потому что у нее большее чисто оборотов).

Важно! Ни в коем случае не перекашивайте дрель, чтобы притереть клапана правильно. Лучше осторожно тянуть дрель вверх пальцами, упираясь ими в районе патрона, и придерживая ее за ручку.

Сначала дрель должна некоторое время поработать в одном направлении, потом переключите в противоположную сторону (включить реверс).
После нескольких минут работы в каждую сторону ( по 1 минуте в каждую сторону), клапан достают и осматривают. Результат видно невооруженным глазом, седло клапана блестит или имеет матовый серый цвет. Если остаются вкрапления или пятна, процедуру повторите, нанеся финишную пасту. Тоже касается и седла, если оно имеет вкрапления, раковинки или неоднородный цвет, притирку повторяют.
Если клапан правильно притёрт к седлу, его устанавливают на место, предварительно заменив сальник на новый.

Важно! Сальники клапанов менять ОБЯЗАТЕЛЬНО! Это одноразовая деталь. Иначе вся работа пойдет насмарку, клапан будет свободно чувствовать себя в седле, не даст полноценной герметизации, и по нему будет попадать масло в цилиндры.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Сальник снимается при помощи пассатижей. Ими захватывают сальник и, проворачивая его из стороны в сторону, извлекают из паза. Главное — нельзя бить по направляющей втулке, чтобы ее не повредить.

Когда старый сальник снят, ставим новый. Для этого рекомендуют вставить клапан в седло, чтобы он послужил направляющей и облегчил процесс установки. Новый сальник одевается на шток клапана, берется трубка подходящего диаметра, и легким постукиванием молотка по трубке ставим сальник на место. То, что сальник стал на место, определяем по звуку. Сначала он слышен только в районе сальника, а после того как тот станет на место, звук начнет распространяться по всей ГБЦ.

Не стоит забывать, что и в торце штока образуется выработка, которую обязательно убираем. Если ее оставить, то мотор работает с перебоями. Сточить ее можно легко, например, на точильном станке, главное, чтобы поверхность торца штока была ровной (допускается даже слегка выпуклая).

Засухарив клапан, переходим к следующему. Процесс засухаривания несложен, даже если нет специального съемника, воспользуйтесь рожковым ключом, но тогда понадобится посторонняя помощь. Один человек прижимает рожковым гаечным ключом пружину, а другой устанавливает сухарик.

Тщательно вытерев торец клапана и рокер от пыли, грязи и механических частиц, собираем узел, устанавливаем рокер, зафиксировав пружиной. Переходим к следующему клапану, соблюдая ту же последовательность в работе.

После притирки проверяем – болтается клапан или нет? Причиной люфта клапана может быть либо выработка направляющей втулки, либо самого клапана. Если выработка на клапане, то это увидим невооруженным взглядом, и тогда стоит менять его, а если он в порядке, то меняем направляющую втулку.

Видео: Альтернативный вариант — ручная (без дрели) притирка клапанов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector