1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обслуживание и корректировка работы карбюратора Нивы

Обслуживание и корректировка работы карбюратора Нивы

  • Особенности обслуживания аппаратов ДААЗ-21073
  • Регламент юстировки карбюратора на ВАЗ 21213

Наличие двухпоплавковой камеры обеспечивает бесперебойную подачу смеси независимо от режима езды. Но заводские настройки не всегда отличаются точностью и иногда отклонения от эксплуатационных нормативов достигают 15%.

Поэтому практически каждый карбюратор ВАЗ 21213 нуждается в регулировке. Еще одним немаловажным условием безотказной работы узла является своевременное проведение технического обслуживания.

Особенности обслуживания аппаратов ДААЗ-21073

Всевозможные нарушения в работе устройства напрямую зависят от качества и периодичности сервиса. Несмотря на конструкционные различия «вазовского» ДААЗ-21073 с *карбюратором ДААЗ-4178 на УАЗ*, их обслуживание мало чем отличается. В число технически необходимых работ входят:

  • наружная очистка;
  • мойка сетчатого фильтра поплавковой камеры;
  • очистка поплавковой камеры;
  • очистка жиклеров;
  • наладка поплавкового устройства;
  • корректировка пускового устройства;
  • стабилизация системы ХХ.

Мойка наружных и внутренних частей карбюраторного узла осуществляется при помощи керосина, уайт-спирита или препаратов в аэрозольных баллонах. Аэрозольный состав впрыскивается в камеры и жиклеры при работающем моторе. Очищенный аппарат обдувается сжатым воздухом.

Регламент юстировки карбюратора на ВАЗ 21213

Любые работы, которые связаны с двигателем или системой питания на ВАЗ 21213 должны заканчиваться регулировкой параметров карбюратора. После проведения вышеописанных процедур следует последовательно выполнить ряд настроек:

  1. Привода дроссельных заслонок
  2. Привода воздушной заслонки
  3. Пускового устройства
  4. Автоматического пускового устройства
  5. Системы холостого хода
  6. Концентрации CO и CH выхлопных газов

Некоторые юстировки могут быть выполнены как на снятом устройстве, так и непосредственно на машине. В случае провисания или большой натянутости приводного троса дроссельных заслонок — регулировочной гайкой выставить нужное положение, предварительно открутив контргайку. Стоит проверить расстояние между центрами наконечников поперечной тяги, оно должно быть в пределах 80 мм. В итоге при полностью нажатой педали акселератора заслонка абсолютно открыта, а при отпущенной педали – закрыта.

Тяга привода воздушной заслонки должна свободно перемещаться в оболочке, а рычаг без усилий вращаться вокруг оси. Утопленная до упора ручка в салоне автомобиля соответствует полностью открытой заслонке (вертикальное положение). При вытягивании рукоятки площадь входного отверстия камеры должно быть перекрыто. Отклонения от этих требований устраняются путем корректировки крепления оболочки троса или ремонтом рычага привода.

Следующим этапом идет наладка пускового устройства. Методом принудительного открытия отверткой воздушной заслонки на 1/3 необходимо установить обороты 3200 – 3300. Затем убрать отвертку и регулировочным винтом снизить частоту вращения коленвала до 2800-3100 об/мин. На этом регулировка карбюратора ВАЗ 21213, можно сказать, практически закончена.

Наладку системы ХХ и концентрации углеводородов в выхлопе можно провести одним этапом. Запустив двигатель, необходимо винтом качества установить максимально возможные обороты холостого хода. Далее винтом количества уменьшить обороты так, чтобы они на 50-100 единиц превышали нормальные показатели ХХ. После этого винтом качества добиться нужного значения.

Качественная настройка карбюраторного узла доступна автолюбителю с начальными знаниями принципов работы ДВС и минимумом инструментария.

Особенности регулировки карбюратора Солекс 21073

Совершенствование системы питания автомобиля – процесс постоянный, но эволюция подобных устройств сопровождается усложнением их конструкции. И какими бы не были их преимущества, надёжность всегда коррелирует с этим показателем. С этой точки зрения карбюратор был и остаётся самым простым, недорогим и достаточно надёжным компонентом системы питания, который всё ещё исправно служит на миллионах отечественных автомобилей и иномарок, хотя карбюраторные модели не выпускаются достаточно давно.

В качестве примера можно привести карбюратор «Солекс» 21073, который устанавливался на вазовскую классику, на переднеприводные «восьмёрки» и «девятки», и некоторое время – на модели десятого семейства.

В связи с этим вопрос, как самостоятельно отрегулировать этот карбюратор, до сих пор является актуальным, и данная статься посвящена его детальному рассмотрению.

Устройство Солекс 21073

Базовый вариант карбюратора был создан конструкторами французской компании Soleks. Позже Димитровградским авторемонтным заводом была приобретена лицензия на его изготовление, и в дальнейшем совершенствование конструкции осуществлялось уже местными специалистами.

Одной из самых моделей стал Солекс 21073, отличающийся простотой конструкции, хорошей надёжностью и возможностью регулировки.

Это карбюратор эмульсионного типа, формирующий воздушно-топливную эмульсию, подаваемую в камеру сгорания. Используется на автомашинах, оснащённых системой зажигания бесконтактного типа, имеет двухкамерную конструкцию, каждая из камер оснащена дозирующими механизмами и набором дроссельных заслонок (ДЗ). В первой камере присутствует система холостого хода, в то время как переходные системы наличествуют в обеих.

Солекс 21073 выполнен в виде двух цельных блоков. Нижняя половина содержит большинство конструктивных элементов карбюратора, верхний блок в основном служит крышкой устройства. Нижняя часть обеих камер оснащена поворотными заслонками, которые управляются посредством простого механического привода. Первичная камера (ПК) содержит также заслонку, служащую для подачи наружного воздуха. Она используется только на этапе запуска холодного двигателя, и приводится в движение приводом, который тросиком связан с рукояткой подсоса, расположенной в кабине автомобиля.

Солекс 21073 вместе со всеми модификациями состоит из следующих подсистем:

  • главных дозирующих систем (ГДЗ), присутствующих в двух экземплярах;
  • поплавковой камеры, регулирующей уровень топлива в Солексе посредством двойного поплавка. Конструкция камеры такова, что уровень бензина будет неизменным при наклонах автомобиля (продольных, поперечных);
  • системы холостого хода, интегрированной с первичной камерой;
  • системы удаления картерных газов;
  • экономайзера ХХ;
  • механизма, стопорящего открытие ДЗ второй камеры;
  • двух переходных систем с разным назначением и одинаковым принципом функционирования;
  • ускорительного насоса;
  • системы подогрева Солекс 21073.

Следует упомянуть экономайзер с электромагнитным клапаном (ЭМК). Наконец, одной из самых важных деталей является пусковое устройство (ПУ).

Схема, принцип функционирования

Когда происходит пуск холодного силового агрегата, первым начинает работу пусковое устройство, управление которым осуществляется водителем из салона машины. Если рукоятка подсоса вытянута полностью, воздушная заслонка в ПК полностью закрывается, а ДЗ приоткрывается в пределах установленного пускового зазора. Этот зазор можно изменять в небольших пределах регулировочным винтом.

ПУ представляет собой полость, соединяющуюся с впускным коллектором специальным каналом, с диафрагмой, а также через шток – с ВЗ (воздушной заслонкой). Когда водитель производит запуск мотора, во впускном коллекторе формируется разрежение, которое передаётся на диафрагму. В результате шток толкает воздушную заслонку ПК, приоткрывая её на величину регулируемого винтом ПУ пускового зазора.

Когда рукоятка подсоса задвигается в исходное положение до упора, уровень пусковых зазоров становится минимальным. В промежуточном положении рукоятки подсоса пусковые зазоры зависят исключительно от конструкции рычага. Отметим, что при вытягивании рукоятки подсоса дроссельная заслонка вторичной камеры посредством системы рычагов полностью закрывается. Когда педаль акселератора выжата, вторая камера в формировании топливно-воздушной смеси (ТВС) не участвует, дабы не провоцировать провалы мотора.

Система ХХ Солекса предназначена для снабжения двигателя ТВС на минимальных оборотах. Бензин подаётся в камеру СХХ через главный топливный жиклёр, проходит через жиклёр ХХ, затем образует смесь с воздухом, поступающим из воздушного жиклёра ХХ и диффузора первой камеры (вернее, его широкой части).

Подобная конструкция СХХ позволяет обеспечить устойчивый и стабильный переход силового агрегата на функционирование в режиме ХХ. ТВС движется через отверстие, конструктивно расположенное под ДЗ, в первичную камеру Солекса. Канал, по которому горючая эмульсия следует в выходное отверстие ХХ, перекрывается винтом качества на расстояние, равное ширине зазора ДЗ, и этот параметр поддаётся регулировке.

Когда происходит плавное нажатие педали акселератора, начинает функционировать переходная система первичной камеры посредством частичного открытия дроссельной заслонки. В результате через образовавшуюся щель в канал поступает дополнительная порция топлива, и смесь получается обогащённой. Таким образом, основное назначение переходной камеры – обеспечить плавный переход с режима ХХ во время трогания транспортного средства, не допуская провалов в работе мотора.

Во второй камере также имеется переходная камера, принцип работы которой такой же, но обогащение происходит при переходе с режима средних оборотов на высокие. Выходное отверстие у неё имеет больший диаметр.

Когда водитель нажимает на педаль акселератора резко, избежать провалов силового агрегата помогает экономайзер. Он производит отбор дополнительного горючего прямо из поплавковой камеры (ПлК). Работа экономайзера управляется через разрежение, образующееся во впускном коллекторе.

Если заслонка закрыта, величина разрешения возрастает, и диафрагма остаётся в покое. Когда заслонка начинает открываться, разрешение падает, диафрагма реагирует и приводит в действие пружину, воздействующую на шариковый клапан, перекрывавший подачу горючего из ПлК. Как результат, порция горючего через жиклёр экономайзера направляется в эмульсионный колодец, обогащая воздушно-топливную смесь без участия главного топливного жиклёра.

Когда двигатель функционирует на оборотах, близких к максимальным, двигатель постоянно нуждается в дополнительном горючем, подача которого осуществляется эконостатом второй камеры, и тоже непосредственно из ПлК.

Кроме экономайзера, в обогащении эмульсии при разгоне автомобиля участвует ускорительный насос (УН) Солекс 21073. Его конструкция включает диафрагму, тягу в виде рычага, и распылитель. Смонтированный на оси ДЗ кулачок при утоплении педали акселератора и открытии ДЗ толкает рычаг, воздействующий на диафрагму, способствуя подаче в 1-ю камеру карбюратора дополнительной порции горючего через распылитель. УН оснащён двумя обратными клапанами. Один из них, расположенный в канале между полостью ускорительного насоса и ПлК, срабатывает, когда полость насоса полностью заполняется бензином, то есть работает по принципу поршня шприца. Закрытие клапана происходит при нагнетании насосом бензина в распылитель, то есть когда происходит нажатие на педаль газа.

2-й клапан УН находится в распылителе. Его открытие происходит при нагнетании горючего, и закрывается, когда подача топлива прекращается, что позволяет избежать подсоса воздуха и вытекания горючего. Производительность УН зависит исключительно от конфигурации кулачка.

Система холостого хода Солекса 21073 включает электромагнитный клапан, входящий в состав экономайзера принудительного ХХ. Данный клапан предназначен для перекрытия каналов ХХ в первичной камере Солекса, то есть он прекращает подачу бензина при выключении мотора. Он также срабатывает при торможении двигателем (так называемый принудительный режим ХХ), чтобы экономить горючее и для снижения уровня токсичного выхлопа автомобиля при движении машины в данном режиме. Экономайзер принудительного ХХ состоит из блока управления, собственно ЭМК и концевого выключателя.

Когда водитель поворачивает ключ зажигания, ДЗ первичной камеры находится в закрытом состоянии, при этом винт качества вместе с концевым выключателем электрически замкнут на корпус машины. Включение зажигания индуцирует напряжение, подаваемое на ЭМК, и в этот момент он срабатывает, открывая топливный жиклёр СХХ.

Когда двигатель начинает трудиться на ХХ, напряжение на ЭМК подаётся через блок управления. Когда водитель нажимает на педаль акселератора и обороты коленвала достигают значения 2100, цепь между корпусом авто и концевым выключателем разрывается, то есть питание блока управления прекращается. Но на сам электромагнитный клапан напряжение ещё подаётся, пока не произойдёт замыкание концевого выключателя экономайзера на массу.

В режиме принудительного ХХ, когда происходит резкое закрытие ДЗ, концевой выключатель тоже замыкается на массу, в результате чего электромагнитный клапан остаётся без питания, а игла перекрывает поступление ТВС.

Когда частота вращения коленвала снижается до уровня 1950 об/минуту, БУ снова включается, приводя в действие ЭМК – он открывает топливный жиклер, в итоге стартует поступление эмульсии из системы ХХ.

Как осуществляется регулировка карбюратора

По мнению большинства автовладельцев, Солекс 21073 является достаточно надёжной моделью карбюратора, но рекомендуется дважды в год выполнять процедуру тонкой настройки, чтобы оптимизировать расход бензина и улучшить работу силового агрегата.

В состав настроечных работ включается регулировка качества ТВС, количества оборотов ХХ и уровня бензина в ПлК.

Перед началом работ по регулировке карбюратора Солекс 21073 нужно выставить рычаг КПП в нейтральное положение, завести мотор на 3-5 минут, чтобы бензонасос успел накачать топлива в камеру. Затем нужно выключить зажигание и отсоединить топливный шланг, подставив под него ёмкость, дабы исключить выливание оставшегося в топливопроводе бензина.

Затем нужно отсоединить тросик, управляющий воздушной заслонкой, и открутить винты, которыми верхняя часть крепится к корпусу. Во время снятия крышки проследите, чтобы не задеть крепления поплавком и не повредить прокладку.

Когда крышка снята, можно приступать к регулировке поплавка Солекс 21073. Сначала замеряем уровень штангенциркулем, оснащённого глубиномером (можно воспользоваться и металлической линейкой). От верхней кромки камеры до жидкости должно быть 2,4-2,5 см. Если это расстояние больше или меньше, необходимо выполнить корректировку уровня, подогнув язычок поплавка куда нужно. Затем выполнить все операции в обратном порядке, снова запустить мотор, наполнить бензином камеру и произвести повторную проверку уровня горючего в ПК.

Регулировка ХХ Солекса выполняется на прогретом силовом агрегате. Разборка производится, как описано выше. Затем плоской отвёрткой необходимо до конца закрутить винт качества (против часовой стрелки, поскольку на нём присутствует левая резьба), после чего сделать ровно пять оборотов за часовой, и завести мотор.

Подсос следует убрать, при этом обороты будут минимальными, а силовой агрегат будет работать неустойчиво. Откручиваем винт качества ещё на полтора оборота, этого должно хватить для стабильного, без провалов, функционирования силового агрегата.

Настройка количества оборотов в отечественном карбюраторе Солекс 21073 до рекомендуемого значения производится винтом количества, это несложно.

Кроме регулировочных работ, может возникнуть необходимость в чистке карбюратора, если он, несмотря на все ваши усилия, продолжает неустойчиво работать на ХХ, или при резком увеличении расхода топлива и прочих нештатных режимах работы мотора.

Выполнить эту операцию можно и без разборки карбюратора Солекс, с использованием специального аэрозоля-очистителя.

  • демонтируем воздушный фильтр, закрывающий доступ к карбюратору;
  • откручиваем электромагнитный клапан;
  • обрабатываем очистителем отверстия воздушных жиклёров ГДЗ, а также обе камеры карбюратора;
  • впрыскиваем аэрозоль в отверстие ЭМК;
  • распыляем очиститель на ту область нижней части, где расположены привод ДЗ первичной камеры, рычаг привода ВЗ;
  • ждём 3-5 минут;
  • запускаем мотор при вытянутой рукоятке подсоса;
  • повышаем обороты мотора и снова впрыскиваем очиститель в камеры, в отверстия ЭМК и каналов дозирующих систем;
  • желательно повторить эту процедуру несколько раз.

Итак, мы узнали, как отрегулировать карбюратор Солекс (вне зависимости от того, где он установлен, на «Ниве», «семёрке» или классике). Подобная настройка позволяет стабилизировать функционирование двигателя на всех режимах, включая холостой ход, а для выполнения регулировок требуется минимальный набор инструментов.

Регулировка карбюратора 21073-1107010 автомобиля Нива ВАЗ-21213

Регулировка привода карбюратора

Выполняется при замене карбюратора, а также при износе или замене деталей привода

При полностью нажатой педали «газа» дроссельные заслонки должны быть полностью открыты, а при отпущенной – закрыты.

Если это не так, отсоединяем наконечник продольной тяги привода от кронштейна на клапанной крышке (см. Снятие карбюратора с двигателя).

Ключом «на 8» ослабляем контргайку наконечника (для наглядности операцию показываем на снятой тяге).

Отворачивая или заворачивая наконечник, добиваемся правильной регулировки.

Проверяем также расстояние между центрами наконечников поперечной тяги, которое должно быть 80 мм.

Если диапазона регулировки не хватает (заслонки не открываются полностью), подгибаем вверх педаль «газа».

Регулировка уровня топлива в поплавковой камере

Выполняется при замене игольчатого клапана, поплавка. Снимаем крышку карбюратора (см. Разборка карбюратора).

Положив крышку карбюратора горизонтально поплавками вверх, измеряем штангенциркулем расстояние от прокладки крышки до самой удаленной точки каждого поплавка.

Оно должно быть в пределах 34– 35 мм для обоих поплавков.

Зазор регулируем подгибанием язычка или рычагов поплавков

Опорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана и не должна иметь вмятин и зазубрин.

При установке крышки на место проверяем, не задевают ли поплавки за стенки поплавковой камеры, при необходимости подгибаем рычаги поплавков.

Регулировка пускового устройства

При повороте рычага управления воздушной заслонкой против часовой стрелки до упора воздушная заслонка должна полностью закрыться.

Если она не закрывается, устраните причину заедания (или выправьте деформированную заслонку).

При полностью закрытой воздушной заслонке дроссельная заслонка первой камеры должна быть приоткрыта на пусковой зазор «С», равный 1,1 мм.

Зазор измеряем подходящей по диаметру проволокой.

Этот зазор регулируем, поворачивая ключом «на 8» (или шлицевой отверткой) винт на рычаге привода дроссельной заслонки

При полностью закрытой воздушной заслонке нажимаем пальцем на шток пускового устройства до упора – при этом воздушная заслонка должна приоткрыться на пусковой зазор «В», равный 3,0±0,2 мм.

Зазор измеряем сверлом

Для регулировки зазора ключом «на 8» ослабляем контргайку винта, расположенного на крышке пускового устройства.

Вставив в прорезь тонкую шлицевую отвертку, отворачиваем (для увеличения зазора) или заворачиваем (для уменьшения зазора) винт, после чего затягиваем контргайку

Проверка работы механизма блокировки второй камеры

Поворачиваем рычаг управления воздушной заслонкой против часовой стрелки до полного закрытия заслонки.

Затем поворачиваем рычаг управления дроссельными заслонками до полного открытия дроссельной заслонки первой камеры.

Дроссельная заслонка второй камеры должна при этом остаться закрытой.

Поворачиваем рычаг управления воздушной заслонкой по часовой стрелке до упора (воздушная заслонка должна полностью открыться), а рычаг управления дроссельными заслонками – до полного открытия заслонок.

Если дроссельная заслонка второй камеры при этом останется закрытой, необходимо устранить заедание рычага блокировки второй камеры (причиной может быть и отсоединение пружины рычага блокировки).

Регулировка системы холостого хода

Выполняется при ТО, а также при нарушениях в работе двигателя.

Регулировку выполняем на прогретом двигателе.

Вращая пальцами регулировочный винт количества смеси холостого хода (из пластика черного цвета), устанавливаем частоту вращения коленчатого вала 800±50 мин –1 (для наглядности корпус воздушного фильтра снят), а вращая шлицевой отверткой винт качества, – содержание в отработавших газах оксида углерода не более 3%.

При нажатии на педаль «газа» двигатель должен без перебоев увеличивать частоту вращения коленчатого вала, а при отпускании педали – не глохнуть.

При повороте винта количества по часовой стрелке частота вращения коленчатого вала увеличивается. При повороте винта качества по часовой стрелке содержание СО в отработавших газах уменьшается.

Проверка и регулировка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором 21073 Солекс

За работу двигателя с карбюратором Солекс 21073 на холостом ходу (ХХ) отвечает система холостого хода (СХХ). На режиме холостого хода топливо в двигатель поступает только через нее.

Условия для проверки и регулировки оборотов холостого хода

— Двигатель автомобиля прогрет до рабочей температуры 80-90º

— Воздушная заслонка карбюратора полностью открыта («подсос» утоплен до упора)

— Дроссельные заслонки первой и второй камер полностью закрыты

— Корпус воздушного фильтра с фильтрующим элементом не демонтирован

Проверка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором 21073 Солекс

Обороты холостого хода двигателя с карбюратором Солекс 21073-1107010 должны находится в пределах 750-800 об/мин (для автомобиля «Нива»). Проверяется по штатному или подключенному внешнему тахометру. На холостом ходу двигатель должен работать ровно, без перебоев. При резком нажатии на педаль «газа» двигатель обороты ХХ увеличиваются без «провалов», а при сбросе «газа» уменьшаются, двигатель при этом не глохнет.

Если картина не соответствует требуемой, проводим регулировку оборотов холостого хода.

Самая элементарная регулировка оборотов холостого хода автомобильного двигателя с карбюратором 21073-1107010 Солекс сводится к вращению винта регулировки «количества» топливной смеси. По часовой стрелке – обороты увеличиваются, против – уменьшаются. Винт «количества» своим наконечником двигает рычаг дроссельной заслонки первой камеры и тот приоткрывает или наоборот прикрывает дроссельную заслонку. Тем самым регулируется количество топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя (См. «Принцип действия системы холостого хода карбюратора Солекс»).

Регулировка оборотов холостого хода автомобильного двигателя с карбюратором 21073 Солекс

— Подключаем тахометр

или используем штатный в щитке приборов

Подключение тахометра перед регулировкой оборотов ХХ

— Запускаем двигатель

Несколько раз нажимаем на педаль «газа» доводя обороты до 2500-3000 об/мин перед началом регулировки.

— Винтом «количества» устанавливаем минимальные устойчивые обороты холостого хода

Наконечник винта при этом слегка нажимает на рычаг дроссельной заслонки и чуть-чуть приоткрывает ее. Разрежение в трубке от вакуумного регулятора опережения должно отсутствовать.

— Винтом «качества» повышаем их до максимально возможного значения

Шлицевой отверткой с тонким лезвием вращаем винт «качества» в разные стороны, добиваясь максимальной частоты вращения коленчатого вала (ориентируемся по тахометру).

При заворачивании винта количество топливной эмульсии попадающей в топливную смесь уменьшается, и она становится бедной, при отворачивании топливная смесь наоборот обогащается.

Исходное положение винта «качества»: 1-1,5 оборота от полностью завернутого состояния.

— Винтом «количества» устанавливаем обороты в пределах 950 об/мин

Так же ориентируемся по тахометру. Винт заворачиваем — дроссельная заслонка приоткрывается — обороты растут.

— Винтом «качества» устанавливаем обороты ХХ в пределах 750-800 об/мин

Заворачиваем его по часовой стрелки при помощи шлицевой отвертки.

Проверяем работу двигателя (см. выше).

При необходимости регулировку повторяем.

Примечания и дополнения

Если обороты холостого хода двигателя с карбюратором Солекс 21073 не поддаются регулировке, либо после нее двигатель все равно работает с перебоями и глохнет, следует обратить внимание на следующие моменты:

— Правильность установки и исправность электромагнитного клапана карбюратора

— «Подсасывание» лишнего воздуха в карбюратор (колечко на ЭМК, прокладка под карбюратором и пр.)

— Загрязненность системы холостого хода

— Правильность установки поплавков в поплавковой камере карбюратора

— Правильность установки угла опережения зажигания

— Исправность двигателя (зазор в клапанах)

— Исправность системы зажигания (свечи, бронепровода, крышка трамблера, бегунок, резистор)

Регулировать обороты холостого хода двигателя автомобиля можно на слух, но для этого необходим определенный опыт ремонта и обслуживания автомобилей.

Карбюратор Солекс: настройка, регулировка, снятие

Карбюраторные системы давно ушли в прошлое, уступив место инжекторным – это правда. Автомобили с карбюраторами до сих пор ездят по нашим дорогам – тоже правда. И последнее утверждение верно как для 20-летних иномарок, так и для такого же возраста ВАЗов. Если автомобиль любить, холить и вовремя ремонтировать, он прослужит на зависть новым.

До того, как ВАЗ начал выпускать автомобили с инжекторными двигателями, на некоторые модели ставился карбюратор солекс (solex). Такими карбюраторами оснащалась, например, переднеприводная «восьмерка» (2108) и «девятка» (2109), на которые не подходили карбюраторы предыдущей модели. И поскольку автомобили, оснащенные Солекс, до сих пор активно используются, интерес к этим карбюраторам остается довольно высоким.

  1. Немного истории
  2. Устройство карбюратора солекс 21083
  3. Как снять карбюратор Солекс
  4. Регулировка карбюратора солекс
  5. Настройка карбюратора солекс
  6. Основные неисправности
  7. Преимущества и недостатки

Немного истории

Новый карбюратор понадобился, когда разрабатывался проект ВАЗ с передним приводом. Поперечное расположение двигателя не давало возможности ставить старый карбюратор ОЗОН, который шел на «классику». Зато разработка французской компании Solex после небольшой «доработки напильником» встала просто на ура. Выпуск новых карбюраторов начался на Димитровградском заводе (ДААЗ), на котором было установлено французское оборудование и запущен производственный процесс по лицензии Solex.

Конструкция карбюраторов солекс позволила устанавливать их на разные по типу и мощности двигатели, слегка меняя некоторые параметры. Так, самым распространенным стал Солекс модели 21083, который ставился на двигатель 1,5 л. ВАЗ 2108, 2109. Для «классики» с двигателем 1,45-1,6 л. была разработана модификация 21053, конструктивно схожая с солекс 21073, рассчитанным на Ваз 21213 Нива с мощным двигателем 1,7 л. И даже на Москвич с двигателем 1,5 л. ставился солекс 21041, а на 1,8 л. – модификация 21041-10, подходящая и для Волги, и для УАЗа.

Устройство карбюратора солекс 21083

Задача solex, как и любого карбюратора, готовить топливно-воздушную смесь и подавать ее в двигатель в нужном количестве и пропорции. Условно его схема делится на две отдельные конструктивные части: корпус и крышку.

Принцип работы.

  1. Топливо из поплавковой камеры поступает в главную дозирующую систему. В эмульсионных колодцах бензин смешивается с потоком воздуха, и уже в виде жидкостно-воздушной эмульсии втягивается в диффузоры смесительных камер. При этом может быть задействована только одна камера или обе, в зависимости от режима работы двигателя.
  2. Эконостат добавляет топливо при максимальных нагрузках на двигатель, когда дроссельная заслонка открыта на максимум. При этом дополнительная порция топлива подается во вторую камеру главной дозирующей системы.
  3. Экономайзер компенсирует пульсацию давления под дроссельной заслонкой, чтобы поддерживать постоянную пропорцию воздуха и топлива.
  4. Система холостого хода обеспечивает приготовление смеси при закрытых дроссельных заслонках. Она отключается экономайзером принудительного холостого хода, когда двигатель выходит на высокие обороты, и снова включается, когда частота оборотов снижается.

При старте сначала включается система запуска холодного двигателя, которая обеспечивает подачу обогащенной смеси.

Как снять карбюратор Солекс

Как и любое достаточно сложное устройство, карбюратор солекс выходит из строя. Чтобы починить, его нужно сначала демонтировать. Сделать это сравнительно несложно, нужно отсоединить несколько смежных элементов. Ниже, на видео-уроке, пошагово показано как снять карбюратор solex.

  1. В первую очередь – выключить зажигание;
  2. Затем снять корпус воздушного фильтра;

Установка нового или отремонтированного карбюратора делается в обратной последовательности: сначала установить сам карбюратор, затем закрепить обратно тросы, пружину дросселя, поставить на место корпус фильтра.

Регулировка карбюратора солекс

Сначала о том, зачем вообще регулировать карбюратор. Солекс завоевал репутацию самого надежного среди карбюраторов ВАЗ, так что его начали устанавливать на другие марки, в частности, на Оку. И, конечно, после такого тюнинга нужна регулировка подачи топлива.

Эта процедура необходима также после того, как была проведена чистка или ремонт, когда карбюратор демонтировали и разбирали.

Что именно регулируют в солексе:

  • Наполнение поплавковой камеры;
  • Обороты холостого хода.

Ниже, на видео, доходчиво объясняется как сделать простые регулировки солекса без приборов.

Уровень топлива в поплавковой камере важен для бесперебойной подачи во время движения. Недостаток или перелив чреваты сбоями в работе двигателя, повышением расхода бензина, работой двигателя на переобогащенной смеси. Для регулировки карбюратор не нужно демонтировать. Порядок действий:

  1. Завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры;
  2. Заглушить мотор и отсоединить трос подачи топлива. Проследить, чтобы бензин при этом не перелился обратно в карбюратор, заранее позаботиться о емкости для него;
  3. Открутить крепления крышки карбюратора, отсоединить трос подсоса, и только после этого снять крышку;
  4. В каждой камере будет определенное количество бензина. Нужно измерить высоту пустого пространства камер, от поверхности жидкости до верха. Поскольку наполнение камер будет, скорей всего, разным, вычисляется среднее арифметическое — показатели сложить и поделить на два;
  5. Нормальная цифра – 24-26 мм. Если бензина больше или меньше, регулируется поплавок (аккуратно отгибается в нужную сторону), после чего измерения нужно провести заново.

Холостой ход (ХХ) регулируется с помощью установки оборотов холостого хода и регулировки оптимальной подачи топлива на ХХ. Последовательность регулировки:

  1. Запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры, заглушить;
  2. Винт «качества смеси» (находится в нижней части корпуса) повернуть вправо до упора, а потом на 3-6 оборотов послабляем;
  3. Запустить двигатель и убрать подсос;
  4. Выставить обороты на холостом ходу с помощью «винта количества». Оптимальная частота оборотов 800-900 об/мин, но не более 1200 об/мин;
  5. После этого «винт качества» закручиваем до того момента, пока двигатель не начнет работать с перебоями. Как только слышим перебои в работе, откручиваем винт на 1-1,5 оборота, до тех пор пока не слышим стабильные обороты мотора, без рывков.

Настройка карбюратора солекс

Помимо основных регулировок, карбюратор солекс можно дополнительно настраивать и тюнинговать:

  1. Менять диаметр жиклера холостого хода в электромагнитном клапане. В зависимости от потребностей двигателя, можно подобрать оптимальный вариант от 0,39 до 0,42 мм в сечении;
  2. Отрегулировать подачу топлива с помощью замены распылителя топливного насоса. Есть носики распылителей с разным сечением (0,35; 0,40; 0,45 мм), и при правильном подборе двигатель получит дополнительную мощность без лишнего расхода топлива;
  3. Устранить сопротивление дроссельной заслонки при резком открытии. Это немного улучшит приемистость двигателя на высоких оборотах;
  4. Можно заменить носик ускорительного насоса, поставив модификацию с двумя трубками в одну камеру (а не по одной трубке на каждую из камер). В некоторых случаях такой тюнинг позволяет устранить «провалы» двигателя при нажатии на педаль газа;
  5. Проверить и поправить установку тросика подсоса. В норме он должен полностью перекрывать воздушную заслонку. Если остаются щели, трос необходимо поправить.

Настройка карбюратора поможет довести его параметры до оптимальных показателей для каждого конкретного двигателя. В зависимости от того, какие цели у владельца авто, правильные настройки способны значительно снизить потребление топлива, добавить мощности, улучшить режим работы мотора.

Основные неисправности

Несмотря на то что солекс считается чуть ли не самым надежным карбюратором, он тоже периодически выходит из строя. Основные неисправности:

  1. Засоряется жиклер главной дозирующей системы;
  2. Засоряется жиклер холостого хода в электромагнитном клапане;
  3. Перегревается и деформируется корпус карбюратора;
  4. Выходит из строя ускорительный насос (трещины и разрывы диафрагмы);
  5. Сходит с резьбы электромагнитный клапан;
  6. Расшатываются диффузоры в корпусе.

Засор жиклеров устраняется прочисткой и продувкой. Это, пожалуй, самое простое, что может приключиться с карбюратором, и на ремонт не понадобится тратить какие-то особые деньги или время.

Деформация корпуса – проблема более серьезная. В некоторых случаях помогает шлифовка верхней плоскости, чтобы устранить подсос воздуха. Но если корпус «повело» сильно, поможет только замена, никакой шлифовкой дело не обойдется.

Проверить состояние диафрагмы можно визуально, и это тоже несложно, поскольку ускорительный насос расположен на корпусе под отдельной крышкой. Снять крышку, осмотреть диафрагму насоса и при необходимости заменить ее – задача под силу даже неспециалисту.

Электромагнитный клапан имеет свойство «самооткручиваться», из-за чего под резьбу начинает подсасываться бензин, а значит, смесь переобогащается. Причин несколько: расшатывается резьба, выходит из строя резиновый уплотнитель, или клапан изначально не был довернут до упора. Если сам клапан в порядке, нужно довернуть его до конца. Если при этом менять уплотнитель, то закручивать клапан придется ключом, чтобы наверняка посадить на место.

Один из распространенных вариантов тюнинга карбюратора – замена или растачивание диффузоров. Так можно добиться лучшего наполнения цилиндров топливно-воздушной смесью, а значит, большей отдачи мощности от двигателя. При этом сами диффузоры страдают от вибрации, и периодически могут расшатываться в посадочных местах. В этом случае понадобится разборка и калибровка карбюратора, иногда с заменой самих диффузоров.

Преимущества и недостатки

У Солекс есть определенные неизбежные недостатки, но есть и положительные качества, за которые их любят владельцы отечественных автомобилей:

  1. Качественная сборка. Сюда можно отнести всё, что касается материалов и точности изготовления всех деталей. Нет необходимости «дорабатывать напильником» то, что и так добротно сделано;
  2. Лучший показатель смешивания топлива. Поскольку конструкция диффузоров продумана намного лучше, чем в карбюраторах ОЗОН, при грамотной настройке можно добиться лучшей отдачи мощности при меньших затратах топлива;
  3. Возможность дорабатывать и настраивать карбюратор, добиваясь оптимальных параметров работы;
  4. Ремонтопригодность и низкая стоимость запчастей. По сравнению с современными инжекторными двигателями, ремонт карбюратора солекс делается на порядок легче и дешевле;

Ну а главный недостаток – чувствительность к засорам, неизбежная для любого точно подогнанного устройства. Грязь попадает из бензина, который у нас, как известно, не самого высокого качества. И пыль может закачиваться из воздуха минуя воздушный фильтр, если есть деформация и щели в корпусе, а также через отверстия в поплавковой камере.

Сегодня можно слышать, что карбюраторные автомобили – давно уже прошлый век. Отчасти так и есть, ведь новые стандарты, в том числе экологические, да и достижения прогресса давно диктуют и новое восприятие удобства и комфорта. Инжекторы работают экономичней, более точно подстраиваются под внешние условия, отвечают новым требованиям. Но невозможно просто так перечеркнуть огромное количество вполне нормальных автомобилей, работающих хоть и с морально устаревшей, но весьма эффективной топливной системой.

Как долго карбюратор солекс (solex) останется актуальным? Учитывая его надежность и удобство, автомобили с этой системой подачи топлива еще долго будут использоваться. Пока что интресс к обслуживанию и ремонту солекс не угасает, поскольку машин с ним достаточно много.

Как отрегулировать и настроить карбюратор СОЛЕКС

До автомобилей с двигателями, работающими под управлением компьютера, использовались двигатели с карбюратором. Карбюратор — это устройство, которое обеспечивает подачу топливно-воздушной смеси в цилиндры в ДВС.

Устройство карбюратора Солекс

Карбюратор солекс имеет несколько моделей, а именно, это:

  • 21053;
  • 21083;
  • 21073;
  • 21041.

Основной модификацией такой марки карбюраторов является СОЛЕКС 21083. У этой модели самое маленькое сечение диффузора. По строению все модели Солекса одинаковые, есть лишь некоторые отличия (для разных марок и моделей авто своя модификация). Поэтому настройка солекса всех моделей одинакова.

Тип карбюратора Солекс относится к эмульсионному. Он устанавливается только на машины с двигателями с бексонтактным зажиганием.

Устройство солекса:
  • две камеры с дроссельными заслонками;
  • дозировочная система камер;
  • переходные системы для обоих камер;
  • система холостых оборотов только для первой камеры.

Классификация Солекс карбюраторов по комплектации:
  1. Система пускового устройства типа полуавтомат.
  2. Ускорительный насос карбюратора.
  3. Экономайзер режимов по мощности.

Слышали об автомобильном устройстве, которое может уменьшать расход топлива, экономитель топлива FuelFree?

Как настроить карбюратор Солекс

Самый лучший карбюратор — это СОЛЕКС. Поэтому многие водители меняют свои штатные карбюраторы на устройства этого типа. Солекс четко работает даже, если был сильный перелив топлива.Как оказалось, у многих возникают трудности по правильной настройке карбюратора СОЛЕКС. Он должен быть настроен так, чтобы расход топлива был минимальным, а мощность максимальной, поэтому надо искать «золотую середину». Поэтому, кто не желает познавать тонкости и нюансы по настройке, отдают эту работу профессионалу.

Но, для тех, кто хочет научиться регулировать и настраивать карбюратор Солекс, распишем правильный порядок действий:
  1. Надо выставить уровень в поплавковых камерах. В мануале (инструкции) указано, что уровень можно выставить при помощи спецшаблона. В этом есть трудность, если заводской настройки нет. При отсутствии заводской настройки, надо сделать ее самому. Как это сделать? Для это запускаем мотор ДВС и прогреваем минут 10. Далее, выключаем двигатель и отсоединяем шланг подачи топлива. При отсоединении шланчика, бензина нормально выливается, при этом нельзя, чтобы топливо залилось в камеру, иначе показания будут испорчены. Далее, откручиваем болтики крышки карбюратора и снимаем трос подсоса. После отсоединения тросика, надо очень аккуратно и горизонтально снять крышку карбюратора Солекс. Если сделать это неаккуратно, то, возможно, повредятся поплавки. Теперь надо измерить расстояние от крышки Солекса до поверхности бензина. Измерять надо в каждых камерах, уровень топлива в них может быть разным. Чтобы определить нормальный уровень или нет, надо сложить два полученных расстояния и поделить на 2, то есть (расстояние 1 камеры + расстояние 2 камеры)/2. Если замеренное расстояние в пределах от 25 до 35 мм, то все в норме. Если уровень выходи за пределы вверх либо вниз, то надо отрегулировать уровень. Для этого отгибаем поплавок в нужную сторону и сливаем часть топлива.
  2. Настраиваем холостой ход ДВС. Часто бывает, что при нажатии на педаль сцепления, обороты двигателя сразу падает — это говорит о том, что пропал холостой ход. Для этого прогреваем двигатель автомобиля до нормальной рабочей температуры. Далее, заглушаем мотор. В отверстии подошвы Солекса ищем винт качества смеси и поворачиваем его направо до упора. Теперь надо запустить ДВС и задвинуть (убрать) подсос. Этим винтом делают установку допустимого минимального числа оборотов. Такое количество оборотов должно обеспечивать стабильную, устойчивую работу мотора, при этом разряжение должно быть минимальным. Хорошо настроенный карбюратор Солекс должен обеспечивать работу двигателя на холостом ходу с оборотами от 500 до 1200 об/мин. После того, как двигатель начал работать стабильно, продолжаем вращать винт качества смеси до тех пор, пока ДВС начнет работать не стабильно, после этого вращаем обратно на 1-2 оборота. Далее приступаем к выставлению нормально числа оборотов двигателя, надо сделать так, чтобы обороты были в пределах от 800 до 900 об/мин. Крутим винт до того, пока двигатель не начнет работать стабильно.
  3. Во время настройки холостого хода, у новичков часто возникают трудности. Бывает такое, когда вращаешь винт качества, работа двигателя не изменяется, но качество работы ДВС должно изменяться. Когда двигатель работает нестабильно, винтом качества смеси можно отрегулировать. Если двигатель не реагирует на изменение регулировки этого винта, значит продолжает поступать топливо в канал холостого хода, винт не может перекрыть его. Это может быть из-за увеличенного жиклера (отверстия для дозированной подачи топлива) или из-за плохо завернутой заглушки, а также при деформированном жиклере. Это можно провести путем проведения простой диагностической процедуры: при работающем двигателе надо открутить клапан — здесь мотор должен заглохнуть. Если проблема в увеличенном жиклере, то ДВС резко выключится, а, если ДВС вообще не глохнет, значит бензин поступает не через жиклер. При таком исходе дел, когда мотор не глохнет со снятым клапаном карбюратора, то проверяем винт стопора второй камеры. Стопорный винт служит для плавного открытия дроссельной заслонки.

Как проверить Солекс

Для качественного проведения работ по регулировке и настройке карбюратора, следует следить, чтобы на дроссельные заслонки не попали частицы песка и т.д. При попадании твердых частичек в карбюратор, это может привести к дорогостоящему капитальному ремонту ДВС (из-за какой-то мелочи).

После того, как правильно настроили карбюратор, надо проверить ускорительный насос. Когда приоткрывается дроссельная заслонка распылитель должен разбрызгивать бензин. Вот здесь ответ на вопрос: почему автомобиль дергается при движении? Если струя бензина из распылителя появляется с опозданием, то это, как раз, и приводит к торможению когда давишь на газ и дерганию машины.

Для очистки карбюратора, его требуется разобрать. Сначала выкручиваем топливные и воздушные жиклеры, также эмульсионные трубки. Если трудно запомнить, что где находится в устройстве карбюратора, то удобнее всего фотографировать каждый шаг.

Чтобы определить цела ли диафрагма, откручиваем крышку экономайзера мощностных режимов.

Признаки сломанной диафрагмы карбюратора:
  1. ДВС не глохнет при завернутом винте.
  2. Если выключить зажигание, двигатель продолжает работать еще некоторое время, то есть происходит самовоспламенение.
  3. Нестабильная работа ДВС.
  4. Увеличенный расход бензина при нормальном, умеренном вождении.

ЭКТО или ЕВРО? Топливо какой маркировки лучше заливать? Топливо ЭКТО не рекомендуется использовать для автомобилей с большим пробегом.

После того, как проверили целостность диафрагмы, делаем чистку СОЛЕКС. Для очистки применяем напор воздуха (нужен компрессор или насос). Если грязь твердая и не отлетает струей воздуха, то аккуратно медной проволокой очищаем прилипшую грязь. Использую очистку напором воздуха, не повреждаются поверхности деталей карбюратора. После этого, закрываем крышку и, теперь надо смазать все трущиеся поверхности деталей карбюратора. Следует смазывать после промывки внешней части.

Тюнинг карбюратора Солекс

Тюнинг, то есть улучшение, доработку карбюратора осуществляют для повышения мощности двигателя и улучшение динамики движения.

Важно! Для того, чтобы добиться мощности по максимуму, на впуске карбюратора должно быть минимум сопротивления. При высоком сопротивлении, качество смеси не всегда «на высоте» (иногда «бедная», иногда «богатая»).

Если резко открыть дроссельную заслонку при настроенном заводом карбюратора Солекс, скорость воздушного потока уменьшается, в следствие чего, бензина подается в карбюратор меньше. Из-за этого значительно падает мощность на низких оборотах.

Порядок действий по повышению мощности двигателя путем тюнингования карбюратора Солекс:
  1. Делаем осторожную разборку карбюратора.
  2. Промываем и продуваем, и разделяем на две половинки.
  3. Обращаем внимание на ось воздушной заслонки. На этой оси есть выступающие винтики из-за которых появляется дополнительное сопротивление во время движения авто. Любые мелочи при тюнинге важны, поэтому эти выступающие винты надо сгладить.
  4. Достать в верхней части ось и воздушную заслонку. Ось надо заточить.
  5. Из нижней части надо вытащить дроссельные заслонки с их осями. На этом этапе, с помощью напильника делаем заслонки больше. Шляпки винтов прячем внутрь оси. Существую винтики с конусными шляпками, можно использовать их. Дроссельную заслонку надо собрать.
  6. Теперь делаем тюнинг диффузоров. Чтобы улучшить аэродинамику диффузоров, надо сделать ножки в форме крыльев. Проверяем еще выступы заводской отливки, если они есть, их надо сточить.
  7. На ускорительный насос надо устанавливать 2 трубочки в одну камеру. Есть мнение некоторых, что использую по две трубке на каждую камеру, могут появиться «провалы», то есть давишь на газ, а авто не едет.

В общем, основой тюнинга — это сглаживание, стирание выступов, неровностей. Любая неровность камеры смешивания топлива и воздуха, создает сопротивление.

Видео

В этом видео показывается, как нужно чистить Солекс карбюратор

Это видео о тюнинге малого диффузора карбюратора Солекс

Это общее видео по усовершенствованию карбюратора SOLEX.

Карбюраторы Солекс 21083 и других модификаций

Карбюраторы типа «Солекс» используются на отечественных автомобилях с середины 80-х годов. За это время с ними успели познакомиться многие автомобилисты. Посмотрим же, что собой представляет эта часть автомобиля, каковы её возможности – и как её обслуживать.

  • Устройство карбюратора солекс 21083 для автомобилей ВАЗ
    • Пусковое устройство и заслонка для воздуха
    • Схема поплавкового механизма и уровень топлива
    • Жиклеры, диффузоры и другие сменные детали
    • ГДС камер и холостой ход двигателя
    • Экономайзеры
    • Ускорительный насос
  • Нажимаем на газ: принцип работы Солекс 21073 и других моделей
  • Характеристики и цена карбюратора
  • 21073-1107010 и другие модификации карбюратора Солекс
  • Настройка и регулировка карбюратора
  • Обслуживание карбюратора Солекс: отрегулировать или заменить?
  • Ремкомплект Солекс и настройка карбюратора

Устройство карбюратора солекс 21083 для автомобилей ВАЗ

За время производства этой марки сменилось несколько модификаций. Базовой моделью сейчас является Солекс 21083, поэтому рассматривать устройство карбюратора этого типа имеет смысл рассматривать именно на её примере.

Прежде всего надо сказать, что Солекс – карбюратор, предназначенный для двигателей с бесконтактным зажиганием. Хотя тарировочные данные карбюратора Солекс 21083 рассчитаны именно на двигатели, устанавливаемые на карбюраторные автомобили ВАЗ-2108, однако после небольшой доработки (с помощью ремкомплекта) и настройки карбюратор 21083 можно установить на большинство отечественных двигателей объёмом не более 1500 куб. см. Практически все модификации взаимозаменяемы без существенных проблем с работой двигателя.

Устройство карбюратор Солекс 21083 имеет следующее:

  • основной корпус, соединяющий в себе диффузоры, ГДС, систему для обеспечения хода в холостом режиме, насос и экономайзер;
  • крышка, в которой имеются заслонка для воздуха, поплавки, ЭМ-клапан и пусковая часть для запуска холодного ДВС.

А теперь разберём устройство карбюратора Солекс подробнее.

Пусковое устройство и заслонка для воздуха

Задача пусковой системы двоякая:

  1. Она должна готовить богатую топливную смесь в момент запуска «холодного» двигателя.
  2. Но сразу после этого она должна обеднить смесь, чтобы свечи не намокали от паров топлива (явление, известное всем автомобилистам как «заливание свечей»).

Устройство, которое содержит Солекс карбюратор 21083, действует следующим образом:

  • Водитель, заводя остывший двигатель после долгой стоянки, вытягивает на себя рукоятку «подсоса» — ручного управления пусковым устройством.
  • Пусковое устройство под действием тяги взводится, проворачиваясь против часовой стрелки.
  • Паз особой формы освобождает штифт управляющего рычага, и воздушная заслонка полностью закрывается, отсекая первую камеру.
  • Открывается на необходимый угол (пусковой зазор) дроссельная заслонка Солекс.
  • Начинается работа пусковой системы. Под напором воздуха после запуска двигателя заслонка начинает смещаться, обедняя топливную смесь и спасая свечи от заливания.

Схема поплавкового механизма и уровень топлива

Другой важной частью, которую содержит карбюратор, является поплавковый механизм. Его задача – поддерживать необходимый уровень топлива в карбюраторе Солекс 21083. Уровень поддерживается автоматически с помощью клапана, который перекрывается запорной иглой. Когда уровень падает, поплавки опускаются, игла освобождается – и отверстие в клапане открывается, пропуская новую порцию топлива.

Необходимо отметить, что уровень бензина должен изменяться в зависимости от режима работы. В частности, при запуске и на холостом ходу двигателя уровень максимальный, а во время штатной работы он на несколько миллиметров снижается. Когда проведена точная регулировка уровня топлива, карбюратор Солекс 21083 обеспечивает оптимальный режим работы двигателя.

Жиклеры, диффузоры и другие сменные детали

С точки зрения пользователя важной частью любого карбюратора являются детали, которые полагается регулярно менять. В карбюраторах марки Солекс к ним относятся:

  • Жиклеры – «пробки» с калиброванными отверстиями, пропускающие строго дозированные порции топлива в единицу времени. От их пропускной способности зависит, будет ли карбюратор обеспечивать двигатель должным количеством топливной смеси. При этом жиклёры топлива должны иметь небольшое сечение, а воздушные – напротив, значительно большее. Заводской комплект жиклеров рассчитан на экономный расход топлива, и потому их сечение мало. В том случае, если требуется повысить мощность двигателя, пусть даже и ценой перерасхода бензина, можно приобрести другой комплект, увеличив пропускную способность узлов. Кроме того, замена и новый подбор жиклеров требуется, если карбюратор Солекс используется не на «родном» двигателе ВАС, а на автомобилях марок ГАЗ, УАЗ и т. д.
  • Диффузоры – это сужения в патрубках каналов у карбюратора. Если большие диффузоры у Солекса обычно являются непосредственной частью корпуса смесительных камер, то малые – это сменные детали ГДС карбюратора. Особенностью работы диффузоров является следующее: чем больше их сечение, тем выше мощность двигателя – но при этом менее эффективно распыляется топливная смесь. Поэтом подбор диффузора должен исходить из этих взаимоисключающих правил, и настройка карбюратора Солекс 21083 предусматривает подбор сечения исходя из ожидаемого режима работы. В частности, правильно подобрав сечение, можно повысить мощность двигателя на высоких оборотах и высоких скоростях автомобиля. Поэтому смена малых диффузоров – один из важных элементов тюнинга автомобиля.
  • Распылители УН. Это не только сменная деталь, но ещё и один из элементов, подлежащих замене при тюнинге. В частности, любители быстрой езды заменяют штатные распылители теми, которые входят в ремкомплект от карбюратора 21073-1107010. С минимальными доработками удаётся добиться того, что ценой повышенного расхода топлива заметно растёт и ускорение.
  • Нажимной кулачок УН. В карбюраторах Солекс используются два основных типа этой детали с маркировками «4» и «7». Для повышения динамики и ускорения автомобиля, приемистости на высоких оборотах обычно меняют «седьмой» на «четвёртый». Там же, где «4» стоит штатно, ничего трогать не надо.

ГДС камер и холостой ход двигателя

Главные дозирующие системы (ГДС) нужны для подачи горючей смеси в двигатель во всех режимах, кроме холостого хода. Если ГДС участвует в работе карбюратора на холостом ходу, то требуется регулировка карбюратора Солекс 21083 или других моделей.

  • воздушных и топливных жиклёров;
  • диффузора;
  • распылителя;
  • эмульсионных трубок;
  • эмульсионного колодца.

Система холостого хода необходима для работы в режиме, когда нет нагрузки на двигатель, когда трансмиссия не используется и разъединена. Схема и устройство карбюратора Солекс и его системы для холостого хода включает в себя (согласно отметкам на чертеже выше):

  1. Винт «качества», определяющий состав топливной смеси.
  2. Переходное отверстие.
  3. Топливный жиклер.
  4. Воздушный жиклер.
  5. ЭМ-клапан.
  6. Игла ЭМ-клапана.
  7. Отверстие жиклера топлива.
  8. Эмульсионный колодец ГДС.
  9. Топливный жиклер ГДС.
  10. Воздухозабор в систему холостого хода.
  11. Дренаж.
  12. Канал эмульсии.

Экономайзеры

В устройство карбюратора Солекс также входят экономайзеры:

  • принудительного холостого хода (ЭПХХ). Он отключает подачу бензина при торможении двигателем и после того, как выключено зажигание, принудительно запуская холостой ход карбюратора 21073 и других моделей. В итоге снижается расход топлива (в среднем экономится около 0,5 л на 100 км хода), сокращается выброс токсичных веществ при неполном сгорании смеси и предотвращается дизелинг двигателя.
  • мощностных режимов. Его задача – обогащение смеси на режимах, требующих дополнительной мощности двигателя.

Ускорительный насос

При открытии дроссельной заслонки горючая смесь обедняется. Связано это с тем, что воздух во много раз менее плотен, чем бензин, и расход воздуха в итоге увеличивается быстрее, чем топлива. Чтобы избежать этого, используются дополнительные устройства. Применительно к карбюраторам Солекс таким устройством является ускорительный насос (УН).

УН при нажатии педали газа принудительно подает в карбюратор принудительно подает топливо в камеры Солекса. Он не готовит смесь, а лишь обогащает имеющуюся.

Нажимаем на газ: принцип работы Солекс 21073 и других моделей

Сам по себе принцип, на котором основана работа любых модификаций карбюратора Солекс любых модификаций, неизменен уже много лет.

Схема карбюратора состоит из двух основных частей:

  1. Поплавковая камера.
  2. Смесительная камера.

В поплавковой камере топливо, поступающее из бензобака, накапливается для оптимальном количестве для работы карбюратора. По мере расходования уровень его меняется – и впускной клапан пропускает новые порции бензина.

В смесительной камере через жиклер и распылитель топливо смешивается с воздухом. Во время впускной фазы давление в камере падает – и воздух засасывает бензин внутрь. Испаряясь и смешиваясь с воздухом, топливо превращается в горючую смесь, которая в дальнейшем поступает в цилиндры двигателя и воспламеняется там. Энергия, выделяющаяся при воспламенении (фактически – взрыве) топлива в цилиндре, заставляет работать как двигатель, так и через него и электросистему – в конечном итоге все остальные механизмы автомобиля.

Характеристики и цена карбюратора

Карбюраторы марки Солекс имеют следующие характеристики:

  • Диаметр камер смешения – 32 мм.
  • Сечение диффузора – 21 мм (1 камера) и 23 мм (2 камера);
  • Зазор воздушной заслонки – 2,5 мм;
  • Зазор дроссельной заслонки – 1,1 мм;
  • Диаметр перепуска – 0,7 мм;
  • Диаметр игольчатого клапана – 1,8 мм.

По состоянию на апрель 2017 года цена карбюратора составляет от 4050 р. до 7000 р. – в зависимости от модификации и комплектности.

21073-1107010 и другие модификации карбюратора Солекс

На сегодняшний день на рынке автозапчастей присутствуют следующие модели карбюраторов:

  • 21083 – универсальная модель, подходящая для любого двигателя объёмом не свыше 1500 куб. см. На более объёмные движки его ставить не имеет смысла: на высоких оборотах он «задушит» двигатель, сечение диффузоров не позволяет создавать топливную смесь надлежащего состава. Однако настройка карбюратора Солекс этой модификации, использование дополнительных деталей из ремкомплекта и механическая проточка позволяет создать на базе 21083 любую другую модель Солекса.
  • 21053 – модель, более подходящая для продольного двигателя от ВАЗ-2105. С минимальной настройкой может применяться на любом двигателе соответствующего объёма.
  • 21073 – «Нивовский» двигатель, может применяться на двигателях объёмом до 1700 куб. см. Главное отличие – это два штуцера для рециркуляции.
  • 21041 – единственный Солекс, подходящий для двигателей свыше 1800 куб. см. Выпускается в нескольких модификациях, главное отличие между которых – это наличие или отсутствие штуцера под вакуумный определитель зажигания.

В целом же при наличии времени и желания регулировка карбюратора Солекс позволяет использовать их на любых двигателях. Разница лишь в том, на каком уровне оборотов они перестанут справляться со своей работой. Так, к примеру, если требуется приемистый и мощный двигатель для низких оборотов – можно ставить 21083 даже на объём свыше 1,5 л, но при этом на оборотах свыше 4,5 тыс. двигатель просто задохнётся.

Карбюратор «Солекс 21073» на Ниву: регулировка

Отечественный внедорожник ВАЗ-2121, он же легендарная «Нива», начиная с 1977 года, без устали колесит по просторам нашей необъятной родины и за ее пределами. В настоящее время этот автомобиль не только не утратил своей популярности, а даже наоборот – спрос автолюбителей на это чудо автопрома с каждым годом только растет.

Почему же «Нива» стала таким популярным автомобилем? Все просто. Высокая посадка авто, полный привод, простота в обслуживании и сравнительно дешевые цены на запчасти – вот и весь секрет. Рыбалка, охота, путешествия, экспедиции и даже спортивные гонки – все это стихия для «Нивы».

С 1994 года началось серийное производство модели ВАЗ-21213 под названием «Тайга».

Данная модель ВАЗа комплектуется карбюраторным бензиновым двигателем объемом 1,7 литра, механической пятиступенчатой коробкой передач, а также бесконтактной системой зажигания. Устанавливают на «Ниве» карбюратор «Солекс 21073». В современном мире, когда прогресс не стоит на месте, карбюратор под капотом автомобиля, да к тому же еще и внедорожника, смотрится печально. При покупке б/у автомобиля большинство автомобилистов предпочитают отдать свой выбор инжекторному варианту, нежели карбюраторному. А нынешняя молодежь и вовсе удивленно смотрит на карбюратор, совершенно не понимая, что это такое. Но если человек хотя бы немного разбирается в технике, то вникнуть в суть устройства карбюратора «Солекс 21073» не составит проблем. Достаточно ознакомиться с некоторой информацией.

Устройство карбюратора «Солекс 21073» на «Ниву»

Данный механизм представляет собой устройство для смешивания топливно-воздушной смеси. Этот механизм очень упрощен, в отличие от инжектора. Карбюратор состоит всего из двух основных частей, одна из которых является корпусом, а другая крышкой. В состав карбюратора также входит поплавковая камера, насос, экономайзер, отвечающий за регулировку подачи топлива в целях его экономии. Внутри корпуса имеются две топливные камеры и диффузоры, в которых образуется топливно-воздушная смесь. На крышке карбюратора установлены специальные штуцеры для подачи бензина в карбюратор и шпильки для крепления воздушного фильтра. Также в крышке карбюратора «Солекс 21073» имеется игольчатый клапан поплавковой камеры. При помощи этих частей и регулируется уровень расхода топлива.

Внутри карбюратора установлена воздушная заслонка, которая механическим путем регулирует подачу воздуха в камеры. Как видим, карбюратор «Солекс 21073» на «Ниве» имеет довольно простое устройство. При должном уходе он не доставит проблем автовладельцу и не подведет его в дороге.

Принцип действия

Как уже было сказано, карбюратор «Солекс 21073» на «Ниве» 1,7 л смешивает бензин с воздухом и в результате приготовленная топливно-воздушная смесь попадает в двигатель, где она сгорает. Водитель запускает двигатель и самостоятельно закрывает воздушную заслонку. Топливный насос закачивает бензин в поплавковую камеру карбюратора. Количество бензина в этом случае зависит от положения игольчатого клапана. Из поплавковой камеры бензин попадает в жиклер, а потом непосредственно в смесительную камеру. При этом, обе камеры начнут работать только при большой нагрузке на двигатель. Например, если водитель резко увеличит обороты, нажав на педаль газа. Рабочий режим двигателя на холостом ходу поддерживает электромагнитный клапан. Благодаря чему двигатель не троит и происходит экономия топлива на холостом ходу.

Поплавковый механизм

На Ниве поплавковая камера в карбюраторе состоит из двух отделов, расположенных по бокам от камер приготовления топливно-воздушной смеси. В общем виде поплавковой механизм представляет собой два поплавка, выполненных из эбонита, установленных на специальном рычаге, который маячит на оси, впрессованной в крышку карбюратора «Солекс 21073». Суть поплавкового механизма заключается в регулировке подачи топлива.

Главные дозирующие системы

Камеры в карбюраторе «Солекс 21073» имеют диффузоры, а также устройства распыления. Через топливный канал они соединены с эмульсионными колодцами, которые также присоединяются к поплавковой камере. Внизу эмульсионных колодцев установлены жиклеры для равномерной подачи топлива. Также в колодцах имеются трубки, в верхней части которых установлены воздушные жиклеры. Воздух к воздушным жиклерам поступает из горловины карбюратора.

Принцип действия главной дозирующей камеры

В процессе сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя воздух поступает в камеры через воздушный фильтр. В связи с тем, что поток воздуха увеличивается, на распылители оказывается давление. В результате топливо поднимается из колодцев в распылитель. Параллельно воздух через воздушный жиклер сверху подается в эмульсионную трубку. В камере топливо перемешивается с воздухом и уходит в карбюраторные каналы, где под большим давлением направляется дальше в двигатель. Таков принцип работы практически всех карбюраторов «Солекс».

Система холостого хода

Карбюратор имеет систему холостого хода, благодаря которой двигатель автомобиля может работать на малых оборотах. При малых оборотах двигателя задействована всего одна камера. Давление в диффузорах карбюратора небольшое. Через жиклер воздух поступает в камеру и смешивается с топливом. Малые обороты двигателя позволяют автомобилю плавно трогаться с места.

Эконостат

Эконостат служит для обогащения топливно-воздушной смеси при задействовании обеих камер в карбюраторе на высоких оборотах двигателя.

Диагностика неисправностей карбюратора «Солекс 21073» на «Ниве»

Любой механизм подвержен физическому износу в процессе его эксплуатации. Так и карбюратор «Солекс 21073» на «Ниве» нуждается в периодическом осмотре и обслуживании. При обнаружении любой неисправности для начала необходимо провести диагностику. Причины неисправности карбюратора могут быть разные. Это и заправка некачественным бензином, и грязный воздушный фильтр. В результате, мелкие частицы грязи попадают в камеру карбюратора. Отсюда появляются неполадки в системе в виде повышенного расхода топлива и плохой работы механизма в целом. Не нужно спешить менять карбюратор на новый. Простая чистка и регулировка поможет устранить перечисленные симптомы.

Как восстановить работу карбюратора?

Для очистки или настройки карбюратора «Солекс 21073» на «Ниве» его необходимо снять. Снимаем корпус воздушного фильтра и убираем все трубки и провода, мешающие достать механизм на поверхность. Откручиваем гайки и снимаем карбюратор.

Лучше всего разбирать его на столе в хорошо освещенном и проветриваемом помещении. В карбюраторе много мелких деталей, поэтому, чтобы не запутаться что и откуда, рекомендуется складывать все детали по порядку. Возможно, придется приобрести в магазине автозапчастей ремкомплект карбюратора «Солекс 21073» на «Ниву». Он поможет быстро устранить поломку, к тому же, стоит он недорого. Промывают карбюратор специальными средствами либо обычным бензином.

Регулировка карбюратора «Солекс 21073» на «Ниву»

Регулируют карбюратор на месте после его промывки и монтажа. Внизу карбюратора «Солекс 21073» есть винт, контролирующий уровень подачи топлива. Плоской отверткой крутим этот винт до упора на заглушенном двигателе. После чего винт откручиваем на пять оборотов назад и запускаем двигатель. Далее винт необходимо закручивать и откручивать до того момента, пока работа двигателя не станет равномерной. После того, как обороты двигателя нормализуются в пределах 900, винт выставляют на один оборот до упора.

В заключение

Вышеперечисленные действия помогут решить возникшие проблемы с карбюратором «Солекс 21073». Как видно, нет ничего сложного. Обслуживание и ремонт карбюратора «Солекс 21073» на «Ниве» возможно произвести самостоятельно. Иногда достаточно лишь заправляться на проверенных автозаправочных станциях рекомендуемой маркой бензина и своевременно менять расходники на автомобиле. И тогда не придется устранять поломки в самый неподходящий момент. Любая техника требует ухода.

Надеемся, что данная статья окажется полезной и каждый сможет найти всю необходимую информацию о карбюраторе «Солекс 210732 на «Ниве».

Как отрегулировать карбюратор на ваз 2121

Проверка и регулировка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором 21073 Солекс

За работу двигателя с карбюратором Солекс 21073 на холостом ходу (ХХ) отвечает система холостого хода (СХХ). На режиме холостого хода топливо в двигатель поступает только через нее.

— Двигатель автомобиля прогрет до рабочей температуры 80-90º

— Воздушная заслонка карбюратора полностью открыта («подсос» утоплен до упора)

— Дроссельные заслонки первой и второй камер полностью закрыты

— Корпус воздушного фильтра с фильтрующим элементом не демонтирован

Проверка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором 21073 Солекс

Обороты холостого хода двигателя с карбюратором Солекс 21073-1107010 должны находится в пределах 750-800 об/мин (для автомобиля «Нива»). Проверяется по штатному или подключенному внешнему тахометру. На холостом ходу двигатель должен работать ровно, без перебоев. При резком нажатии на педаль «газа» двигатель обороты ХХ увеличиваются без «провалов», а при сбросе «газа» уменьшаются, двигатель при этом не глохнет.

Если картина не соответствует требуемой, проводим регулировку оборотов холостого хода.

Самая элементарная регулировка оборотов холостого хода автомобильного двигателя с карбюратором 21073-1107010 Солекс сводится к вращению винта регулировки «количества» топливной смеси. По часовой стрелке – обороты увеличиваются, против – уменьшаются. Винт «количества» своим наконечником двигает рычаг дроссельной заслонки первой камеры и тот приоткрывает или наоборот прикрывает дроссельную заслонку. Тем самым регулируется количество топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя (См. «Принцип действия системы холостого хода карбюратора Солекс»).

Полная регулировка оборотов холостого хода автомобильного двигателя с карбюратором 21073 Солекс

— Подключаем тахометр или используем штатный в щитке приборов

— Запускаем двигатель

Несколько раз нажимаем на педаль «газа» доводя обороты до 2500-3000 об/мин перед началом регулировки.

— Винтом «количества» устанавливаем минимальные устойчивые обороты холостого хода

Наконечник винта при этом слегка нажимает на рычаг дроссельной заслонки и чуть-чуть приоткрывает ее. Разрежение в трубке от вакуумного регулятора опережения должно отсутствовать.

— Винтом «качества» повышаем их до максимально возможного значения

Шлицевой отверткой с тонким лезвием вращаем винт «качества» в разные стороны, добиваясь максимальной частоты вращения коленчатого вала (ориентируемся по тахометру).

При заворачивании винта количество топливной эмульсии попадающей в топливную смесь уменьшается, и она становится бедной, при отворачивании топливная смесь наоборот обогащается.

Исходное положение винта «качества»: 1-1,5 оборота от полностью завернутого состояния.

— Винтом «количества» устанавливаем обороты в пределах 950 об/мин

Так же ориентируемся по тахометру. Винт заворачиваем — дроссельная заслонка приоткрывается — обороты растут.

— Винтом «качества» устанавливаем обороты ХХ в пределах 750-800 об/мин

Заворачиваем его по часовой стрелки при помощи шлицевой отвертки.

Проверяем работу двигателя (см. выше).

При необходимости регулировку повторяем.

Примечания и дополнения

Если обороты холостого хода двигателя с карбюратором Солекс 21073 не поддаются регулировке, либо после нее двигатель все равно работает с перебоями и глохнет, следует обратить внимание на следующие моменты:

— Правильность установки и исправность электромагнитного клапана карбюратора

— «Подсасывание» лишнего воздуха в карбюратор (колечко на ЭМК, прокладка под карбюратором и пр.)

— Загрязненность системы холостого хода (см. «Прочистка системы холостого хода карбюратора Солекс»)

— Правильность установки угла опережения зажигания (см. «Установка угла опережения зажигания на карбюраторном двигателе автомобиля Нива»)

— Исправность двигателя (зазор в клапанах)

— Исправность системы зажигания (свечи, бронепровода, крышка трамблера, бегунок, резистор)

Регулировать обороты холостого хода двигателя автомобиля можно на слух, но для этого необходим определенный опыт ремонта и обслуживания автомобилей.

Еще статьи по карбюратору Солекс 21073-1107010

Регулировка карбюратора 21073-1107010 автомобиля Нива ВАЗ-2121

Регулировка привода карбюратора

Выполняется при замене карбюратора, а также при износе или замене деталей привода.

При полностью нажатой педали «газа» дроссельные заслонки должны быть полностью открыты, а при отпущенной – закрыты.

Если это не так, отсоединяем наконечник продольной тяги привода от кронштейна на клапанной крышке (см. Снятие карбюратора с двигателя).

Ключом «на 8» ослабляем контргайку наконечника (для наглядности операцию показываем на снятой тяге).

Отворачивая или заворачивая наконечник, добиваемся правильной регулировки.

Проверяем также расстояние между центрами наконечников поперечной тяги, которое должно быть 80 мм.

Если диапазона регулировки не хватает (заслонки не открываются полностью), подгибаем вверх педаль «газа».

Регулировка уровня топлива в поплавковой камере

Выполняется при замене игольчатого клапана, поплавка. Снимаем крышку карбюратора (см. Разборка карбюратора).

1. Положив крышку карбюратора горизонтально поплавками вверх, измеряем штангенциркулем расстояние от прокладки крышки до самой удаленной точки каждого поплавка.

Оно должно быть в пределах 34– 35 мм для обоих поплавков.

2. Зазор регулируем подгибанием язычка или рычагов поплавков

Опорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана и не должна иметь вмятин и зазубрин.

При установке крышки на место проверяем, не задевают ли поплавки за стенки поплавковой камеры, при необходимости подгибаем рычаги поплавков.

Регулировка пускового устройства

При повороте рычага управления воздушной заслонкой против часовой стрелки до упора воздушная заслонка должна полностью закрыться.

Если она не закрывается, устраните причину заедания (или выправьте деформированную заслонку).

При полностью закрытой воздушной заслонке дроссельная заслонка первой камеры должна быть приоткрыта на пусковой зазор «С», равный 1,1 мм.

2. Зазор измеряем подходящей по диаметру проволокой.

3. Этот зазор регулируем, поворачивая ключом «на 8» (или шлицевой отверткой) винт на рычаге привода дроссельной заслонки

При полностью закрытой воздушной заслонке нажимаем пальцем на шток пускового устройства до упора – при этом воздушная заслонка должна приоткрыться на пусковой зазор «В», равный 3,0±0,2 мм.

4. Зазор измеряем сверлом

5. Для регулировки зазора ключом «на 8» ослабляем контргайку винта, расположенного на крышке пускового устройства.

Вставив в прорезь тонкую шлицевую отвертку, отворачиваем (для увеличения зазора) или заворачиваем (для уменьшения зазора) винт, после чего затягиваем контргайку

Проверка работы механизма блокировки второй камеры

Поворачиваем рычаг управления воздушной заслонкой против часовой стрелки до полного закрытия заслонки.

Затем поворачиваем рычаг управления дроссельными заслонками до полного открытия дроссельной заслонки первой камеры.

Дроссельная заслонка второй камеры должна при этом остаться закрытой.

Поворачиваем рычаг управления воздушной заслонкой по часовой стрелке до упора (воздушная заслонка должна полностью открыться), а рычаг управления дроссельными заслонками – до полного открытия заслонок.

Если дроссельная заслонка второй камеры при этом останется закрытой, необходимо устранить заедание рычага блокировки второй камеры (причиной может быть и отсоединение пружины рычага блокировки).

Регулировка системы холостого хода

Выполняется при ТО, а также при нарушениях в работе двигателя.

Регулировку выполняем на прогретом двигателе.

Вращая пальцами регулировочный винт количества смеси холостого хода (из пластика черного цвета), устанавливаем частоту вращения коленчатого вала 800±50 мин –1 (для наглядности корпус воздушного фильтра снят), а вращая шлицевой отверткой винт качества, – содержание в отработавших газах оксида углерода не более 3%.

При нажатии на педаль «газа» двигатель должен без перебоев увеличивать частоту вращения коленчатого вала, а при отпускании педали – не глохнуть.

При повороте винта количества по часовой стрелке частота вращения коленчатого вала увеличивается.

При повороте винта качества по часовой стрелке содержание СО в отработавших газах уменьшается.

Регулировка холостого хода

Регулировка холостого хода двигателя осуществляется винтом 2 (рис. 2-87 и 2-88), определяющим состав, смеси, и винтом 1, управляющим количеством смеси.

Рис. 2-87. Винты регулировки системы холостого хода карбюраторов 2106-1107010: 1 — винт регулировки открытия дроссельной заслонки; 2 — винт регулировки состава смеси

Рис. 2-88. Винты регулировки системы холостого хода карбюратора 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20: 1 — винт количества смеси; 2 — винт состава (качества) смеси

Чтобы владелец автомобиля не нарушал,заводской регулировки, у карбюратора 2107-1107G10-10 и 2107-1107010-20 на винты 1 и 2 (у карбюратора 2106-1107010 только на винт 2) напрессованы ограничительные пластмассовые втулки, позволяющие поворачивать винты только на пол-оборота. Если со втулками не удается отрегулировать содержание СО в отработавших газах, то вывертывая винты, сломайте головки втулок, выверните винты, снимите с них втулки и снова заверните винты в карбюратор

Примечание. На заводе устанавливается втулка синего цвета, а на станциях технического обслуживания — красного.

Регулировка холостого хода проводится на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 90-95°С или масла 75-90°С) с отрегулированными зазорами в механизме газораспределения и с правильно установленным углом опережения зажигания.

Для карбюраторов 2106-1107010 регулировку проводите в следующем порядке:

  • винтом 1 (рис. 2-87) установите по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала в пределах 720-800 мин -1 ;
  • винтом 2 добейтесь концентрации СО* в отработавших газах в пределах 1,5-2,5% приданном положении дроссельной заслонки;
  • винтом 1 восстановите частоту вращения коленчатого вала до 720-800 мин -1 ;
  • при необходимости винтом 2 восстановите концентрацию СО до 1,5-2,5%;
  • напрессуйте на винт 1 ограничительную пластмассовую втулку, как показано на рис. 2-89,в.

Для карбюраторов 2107-1107010-10 и 2107-1107010-20 регулировку проводите в следующем порядке:

  • винтом 1 (рис. 2-88) установите но тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала в пределах 850-900 мин -1 ;
  • винтом 2 добейтесь концентрации СО* в отработавших газах в пределах 0,5-1,2% при данном положении винта 1;
  • винтом 1 восстановите частоту вращения коленчатого вала до 850-900 мин -1 ;
  • при необходимости винтом 2 восстановите концентрацию СО до 0,5-1,2%;
  • напрессуйте на винты ограничительные пластмассовые втулки, ориентируя шлицы втулок относительно установочных выступов, как указано на рис. 2-89.

* Приведенной к 20°С и 1013 гПа (760 мм. рт. ст.)

Рис. 2-89. Установка ограничительных втулок на винты регулировки системы холостого хода: а — на винт количества смеси; в — на винт качества смеси

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector