1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тритон (интервал)

Тритон (интервал)

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — музыкальный интервал величиной в три целых тона. [1]

В элементарной теории музыки, ориентирующейся на мажорно-минорную тональность, тритон интерпретируется как:

  • Увеличенная кварта — интервал шириной в четыре ступени, встречающийся в основном (диатоническом) звукоряде в виде исключения, так как все остальные шесть кварт этого звукоряда являются чистыми и имеют два с половиной тона. Среди хроматических интервалов увеличенная кварта также составляет исключение, так как энгармонически равна уменьшённой квинте, тогда как все другие хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим.
  • Уменьшённая квинта — интервал шириной в пять ступеней, являющийся обращением увеличенной кварты, для которого также справедливо всё вышесказанное.

Содержание

  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Диатонические и гармонические тритоны
    • 1.2 Доминантовые и субдоминантовые тритоны
    • 1.3 Акустика
  • 2 Исторический очерк
  • 3 Примеры звучания
  • 4 Примечания

Общие сведения [ править | править код ]

Тритон является сильным диссонансом и имеет первостепенное значение для мажорно-минорной тональности. Этот интервал входит в состав доминантсептаккорда (между его терцией и септимой) и других неустойчивых аккордов.

Диатонические и гармонические тритоны [ править | править код ]

Диатонические тритоны строятся в натуральном мажоре на IV и VII ступенях, и в натуральном миноре — на VI и II ступенях.

Тритоны гармонического вида строятся в гармоническом мажоре на VI пониженной и II ступенях, и в гармоническом миноре — на VII повышенной и IV ступенях [2] .

Доминантовые и субдоминантовые тритоны [ править | править код ]

Построенные на IV и VII ступенях в натуральном мажоре и на IV и VII повышенной ступенях в гармоническом миноре тритоны называются доминантовыми, так как эти ступени входят в состав доминантсептаккорда. Звуки доминантовых тритонов разрешаются по ладовому тяготению: увеличенная кварта разрешается в тоническую сексту, уменьшённая квинта — в тоническую терцию.

Субдоминантовые тритоны строятся на II и VI пониженной ступенях в гармоническом мажоре и на II и VI ступенях в натуральном миноре, так как являются звуками септаккорда II ступени. При разрешении тритонов, содержащих II ступень, последняя переходит не в тонику, а в III ступень, чтобы избежать нежелательного в двухголосии параллельного движения квинтами или квартами.

Будучи ярким и остро тяготеющим интервалом, тритон часто используется для подчёркивания важных моментов композиции, в том числе при переходе в другие тональности.

Примеры тритонов: c-fis, d-gis, e-ais, f-h, g-cis, a-dis, h-eis

Акустика [ править | править код ]

Частоты звуков тритона по-разному соотносятся в разных строях. В пифагорейском строе увеличенная кварта обладает соотношением 729:512, а уменьшённая квинта (комматический тритон) — 1024:729. В равномерно темперированном строе соотношение всегда 2 : 1 >:1> .

Исторический очерк [ править | править код ]

В истории западной Европы начиная со времён григорианской монодии многие теоретики музыки в своих классификациях интервалики («диастемологиях») оставляли тритон без внимания. В практических руководствах по композиции начиная с позднего средневековья до эпохи барокко включительно мелодический тритон в прямом движении (например, f-g-a-h) был запрещён.

В российском музыкознании закрепилась точка зрения, что именно средневековью обязано известное метафорическое обозначение тритона как «диавола в музыке» (лат. diabolus in musica ). Например, Б. Л. Яворский ещё в начале XX века писал:

Среди двенадцати звуковых отношений есть одно — основное, в зависимости от которого находятся все остальные отношения — это отношение звуков на расстоянии шести полутонов (уменьшенная квинта, увеличенная кварта, тритон, средневековое diabolus in musica).

«Дьявольскому» тритону посвятил пассаж и классик советского музыкознания Б. В. Асафьев в своей монографии «Музыкальная форма как процесс» (1940-е годы):

…консервативно-обывательский слух мещан средневековья мог бояться этого «музыкального дьявола» не менее, чем в наше время музыки «Sacre» Стравинского или его «Свадебки», интеллектуализма Шёнберга, «скифства» С. Прокофьева и т. д.

В действительности, метафора diabolus in musica регистрируется впервые только в XVIII веке (например, в 1725 у И. Й. Фукса и в 1739 у И. Маттезона), раньше всего — в трудах А. Веркмейстера, причём она применяется у Веркмейстера не только к тритону, но и по отношению к хроматическому полутону (апотоме) b-h [3] .

Как построить тритоны в соль мажоре

Постройте тритоны в соль миноре

Ответы:

Во первых! Тритон – характерный интервал тональности, состоящий из трех тонов. К тритонам относятся увеличенные кварты и уменьшенные квинты. Количество тритонов в тональности меняется в зависимости от типа лада (натуральный, гармонический, мелодический, дважды гармонический). 1. Для удобства все тритоны представляйте в рамках тональности, в нашем случае до-мажор. Поскольку при ключе в ней нет знаков, вам будет проще сосредоточиться на самих интервалах. В натуральном мажоре тритоны строятся на четвертой ступени («фа» – «си» – увеличенная кварта) и седьмой («си» – «фа» – уменьшенная квинта). Обратите внимание: второй тритон является обращением первого. Остальные тритоны располагаются попарно, по такому же принципу (обращение). 2. В гармоническом мажоре образуется дополнительная пара тритонов на шестой пониженной ступени («ля-бемоль» – «ре» – увеличенная кварта) и второй («ре» – «ля-бемоль» – уменьшенная квинта). В мелодическом прибавляется пара на седьмой пониженной («си-бемоль» – «ми» – увеличенная кварта) и третьей («ми» – «си-бемоль» – уменьшенная квинта). В дважды гармоническом мажоре понижается вторая ступень. Таким образом, вторая пара тритонов заменяется на пару от второй пониженной («ре-бемоль» – «соль» – увеличенная кварта) и пятой («соль» – «ре-бемоль»). 3. Тритоны минора стройте в тональности ля-минор (параллельная до-мажору тональность, также не имеет знаков). Первая пара тритонов (в натуральном миноре) строится на шестой («фа» – «си» – увеличенная кварта) и второй ступенях («си» – «фа» – уменьшенная квинта). Обратите внимание: эта же пара встречается в до-мажоре, но ступени имеют другую нумерацию. Иначе говоря, этот тритон общий для параллельных тональностей. 4. В гармоническом миноре еще одна пара тритонов строится на четвертой и седьмой повышенной ступени («ре» – «соль-диез» – увеличенная кварта и ее обращение «соль-диез» – «ре» – уменьшенная квинта). Вспомните: в натуральном мажоре тритон строится именно на этих ступенях. 5. В мелодическом миноре возникает дополнительная пара тритонов на третьей и шестой ступенях («до» – «фа-диез» увеличенная кварта и обращение «фа-диез» – «до» – уменьшенная квинта). В дважды гармоническом миноре пара на четвертой и седьмой ступенях заменяется на пару на четвертой повышенной («ре-диез» – «ля» – уменьшенная квинта) и первой («ля» – «ре-диез» – увеличенная кварта). 6. В других тональностях стройте тритоны от ступеней, указанных в статье. Ориентируйтесь на знаки при ключе и знаки, определяющие тип лада. Удачи!

Если твой вопрос не раскрыт полностью, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету Другие предметы.

Другие предметы, опубликовано 1 минуту назад

Другие предметы, опубликовано 3 минуты назад

Другие предметы, опубликовано 11 минут назад

Другие предметы, опубликовано 12 минут назад

Другие предметы, опубликовано 17 минут назад

Тритоны – это интервалы, в которых содержится 3 тона. К ним относятся: увеличенная кварта – ув.4 и уменьшенная квинта – ум. 5. Они состоят из неустойчивых ступеней, звучат напряжённо, являются диссонансами и требуют разрешения: ув.4 разрешается расширением в сексту, ум.5 – сужением в терцию.

В натуральном мажоре и гармоническом миноре

ув.4 строится на IV ступени, разрешается в м.6 в мажоре, в б.6 в миноре.

ум.5 строится на VII ступени, разрешается в б.3 в мажоре, в м.3 в миноре.

В натуральном миноре и гармоническом мажоре

ув.4 строится на VI ступени, разрешается в б.6 в мажоре, в м.6 в миноре.

ум.5 строится на II ступени, разрешается в м.3 в мажоре, в б.3 в миноре.

Каждый тритон можно разрешить в 4 тональности – 2 мажорные и 2 минорные.

Приведи примеры построения и разрешения тритонов в тональности и 4 разрешения тритона от звука.

Ганчина Марина Валентиновна

Тритон — разница в интервалах увеличенная кварта и уменьшенная квинта

Здравствуйте, уважаемые читатели Gorstorehov.com. Сегодня речь пойдет вновь об интервале тритон. Но только здесь мы рассмотрим более детально его особенности, которые выражены в его двух разных записях. Ведь мы рассказывали в статье об интервалах о том, что тритон можно записать как ув 4 или как ум 5, где первый «переводится» как увеличенная кварта, а второй уменьшенная квинта. Наличие двух названий у одного и того же интервала не случайно, можно даже сказать, что это, в какой-то степени, разные интервалы. Давайте разбираться, почему.

О чем говорят цифры в названиях ув 4 и ум 5?

В начале давайте посмотрим с точки зрения нотной грамоты. Когда мы видим запись, ну или нам дают задание самим изобразить интервал ув 4 от такой-то ноты, то правильно будет отсчитать три тона от исходной ноты вверх, понимая, что между двумя образовавшимися звуками должно быть расстояние в четыре ноты(если считать на нотном стане). Если же у нас получится пять, а не четыре ноты, то у нас будет уже интервал ум 5. Для наглядности давайте посмотрим пример. Выберем простую гамму Соль-мажор(в ней фа-диез при ключе) и от ноты «до» построим увеличенную кварту (ув 4) вверх. Просто от ноты «до» отсчитываем три тона и получим соответствующий звук. Звук этот — фа-диез.

Ну вы уже наверное догадались, что нужно этот же самый звук записать как соль-бемоль, в случае если нам нужна уменьшенная квинта.

Однако, есть еще одна особенность у наших интервалов — вот мы отстроили интервал ув 4 от ноты до, а что если сделать обращение этого интервала (об обращениях также читайте здесь)? В этом случае мы должны перенести ноту фа-диез на октаву вниз.

В результате — посчитайте расстояние между получившимися звуками — мы получим интервал ум 5(от «фа-диез» до «до» — пять ступеней), вот так.

Получается, что если мы сделаем обращение интервала ув 4, то получится ум 5. Заметьте, что расстояние между двумя нашими звуками после обращения осталось таким же (три тона). Такой особенностью из всех интервалов — когда при обращении расстояние между двумя нотами, составляющими интервал сохраняется — обладает только тритон.

О чем говорят слова увеличенная и уменьшенная в названиях ув 4 и ум 5?

Назвали эти интервалы как увеличенный и уменьшенный тоже не случайно — эти названия исходят из того в какие ноты разрешается наш тритон — вы ведь помните из статьи о золотой секвенции, что тритон характерен для доминантовых аккордов (и в классической теории музыки он требует разрешения, ибо звучит неустойчиво и резко). Так вот, любой тритон(как ув 4, так и ум 5) тяготеет в другой интервал образующийся двумя устойчивыми нотами. Ув 4 разрешается в больший интервал чем он сам (поэтому он и называется увеличенный — потому что при разрешении увеличивается).

Ум 5 в меньший (он уменьшается при разрешении, поэтому он уменьшенный).

Но куда же разрешаются наши интервалы? В какие ноты? Доминантовый аккорд тяготеет в тонику поэтому и наши интервалы, служащие как раз основой для доминантовых аккордов разрешаются в ноты тоники или просто-напросто устойчивые ноты выбранной нами тональности. В случае с нашей гаммой с одним диезом при ключе (соль-мажор) тритон разрешается в ноты си и соль. Си и соль — главные ноты мажорного трезвучия, они то и говорят нам, что аккорд в тонике соль-мажор (о построении аккордов читайте в этой статье). Тут мы руководствовались ничем иным как принципом ладового тяготения, который мы затрагивали в статье про арпеджио. Если же коротко, то неустойчивые ступени разрешаются в ближайшие устойчивые.

Ох, уж эти тритоны сольфеджио!

Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.

Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.

В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).

В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

Как разрешаются тритоны?

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.

Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.

Как построить тритоны в соль мажоре

Преподаватель Бубнова Елена Юрьевна

Задание на 21.11.2020

Сольфеджио. Стр. 9N16,17.

Последовательность в ре мажоре построить и петь.

Вопросы можно задать в whatsapp по номеру: +7 982 651-27-90

Задание на 14.11.2020

Рабочая тетрадь стр.8 до конца. Номер 15 на стр.8 спеть все гаммы: 3 вида минора+ тоническое трезвучие в каждой тональности. Повторить обращения трезвучий.

Преподаватель Скрыпченкова Надежда Константиновна

Задание на 15.04.2021
1) 1ч 418 наизусть, 415 по нотам.
2) 2ч 81 разобрать каждый голос.

Задание 05.04.2021

1. Построить, играть и петь тритоны в As dur, f moll

2. 2 часть №80 каждый голос играть и петь.

Задание на 15.03.2021

Практический контрольный урок:

1.Наизусть гамму Соль мажор с аккордами и басом
2.Песня «С днем рождения «с басом.

Задание на 01.03.2021

1.Играть с басом мелодию песни:

2.Построить и петь в cis moll все выученные аккорды.

3. 2 часть №77 с инструментом (ф-но)

4. 1 часть №411 по нотам.

Учащиеся, кто не сдал гамму соль мажор с аккордами и басом, сдают.

Задание на 25.02.2021

1.Игра гаммы соль мажор вверх и вниз:

в правой руке — аккорды, в левой — бас.

2. 1 часть №408 по нотам.

3. 2 часть №77 учить каждый голос.

Задание на 18.02.2021

1.Играть Соль мажор с аккордами наизусть на оценку
2.Построить тритоны в As dur u f moll, играть их и петь.
3 2 часть, №78 на оценку

Задание на 15.02.2021

1)Гармонизовать и играть гамму соль мажор, только движение вниз

2)1 часть №372 по нотам, транспонировать в ми минор

3)2 часть №78 нижний голос поём, верхний играем

Задание на 11.02.2021

1)Доучить гамму соль мажор с аккордами

2)1 часть №406 выучить наизусть

3)2 часть №78 на оценку

Задание на 08.02.2021

1) Построить D7 с обращениями и разрешениями в cis moll, играть и петь.

2) 1 часть №371 наизусть.

3)2 часть №78 нижний голос поём, верхний играем.

Преподаватель Шистерова Татьяна Витальевна

Задание от 18.02.2021

Задание от 29.01.2021

Подготовка к контрольной работе:

Повторять хроматическую гамму, 7 септаккордов, тритоны в диатонический ладах, Д7

Строить в тональностях с 3-мя знаками тритоны, Д7 с обращениями, в мажорах хроматическую гамму.

Строить 7 септаккордов от всех белых клавиш.

Домашнее задание по предмету «Музыкальная литература»

Преподаватель Ускова Елена Мударисовна

Задание от 13.05.2021

Подготовка к тесту: виды оркестров, составы оркестров.

Задание от 29.04.2021

Сдать презентацию 13 мая.

Ссылка на материал:

Задание от 22.04.2021

Повторить тему «духовой оркестр» — к 06.05.2021 подготовить

презентацию о любом оркестре(темы распределены).

Задание от 15.04.2021

Знать: оркестр, виды оркестров, состав симфонического оркестра по группам.

Задание от 11.03.2021

Знать все определения по темам «Опера» и «Балет»

Задание от 04.03.2021

Подготовка к музыкальной викторине:

-Чайковский Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»

-Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»

-Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»

-Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»

-Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

-Глинка Рондо Фараафа из оперы «Руслан и Людмила»

Задание от 18.02.2021

Знать определения: балет, увертюра, либретто, балетмейстер, пантомима.

Задание на 11.02.2021

Повторить тему «Балет»

Преподаватель Шистерова Татьяна Витальевна

Задание от 18.02.2021

Задание от 29.01.2021

Джаз, история возникновения стиля, лучшие исполнители.

Задание от 23.12.2020

Подготовка к контрольной работе:

Импрессионизм, творчество К.Дебюсси и М. Равеля

Экспрессионизм, творчество А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна.

Домашнее ЗАДАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Преподаватель Пешкова Юлия Григорьевна

Сольфеджио: мажорные гаммы и интервалы

Из прошлого урока вы уже узнали о мажорных гаммах До, Соль и Фа. Вы также уже знаете, что все мажорные гаммы строятся по принципу: два тона – полутон, три тона – полутон. Поэтому, немного потренировавшись, вы сможете построить мажорные гаммы буквально от любой клавиши. В них будут встречаться диезы и бемоли, причем появление этих знаков возникает по строго определенным правилам.

На этом уроке речь пойдет о мажорных гаммах, в которых постепенно – по одному – прибавляются диезы. В ре мажоре мы должны будем применить два диеза (фа и до диезы), в ля мажоре – три диеза (фа, до, соль), в ми мажоре – четыре диеза (фа, до, соль, ре), в си мажоре их будет пять (фа, до, соль, ре, ля).

Попробуйте подобрать гаммы на клавиатуре. Для того, чтобы научиться играть гаммы быстро, надо освоить незаметное подкладывание первого пальца после трех клавиш, или перекладывание кисти в левой руке после того, как все пять пальцев уже нажали свои клавиши. Пусть Вам это движение покажет кто-то из старших товарищей. Можете посмотреть аппликатурные схемы гамм в «Школе игры на фортепиано» Николаева. Но не забывайте, что при игре рука должна быть мягкой и свободной.

В каждой тональности есть устойчивые и неустойчивые звуки. К устойчивым относятся I, III и V ступени, их одновременно звучание образует тоническое трезвучие.

Среди наиболее популярных мелодических мотивов – поступенное движение, опевание и скачки. Опевание – это красивый мелодический ход, представляющий собой окружение устойчивой ступени двумя неустойчивыми, прилегающими к ней сверху и снизу. Примером может быть начало английской песни:

Тональности с еще большим количеством знаков встречаются редко даже в профессиональной музыке, так что любителям они, скорее всего, не обязательны. Но из любви к музыкальной науке можно выучить скороговорку «фа, до, соль, ре, ля, ми, си» — это порядок постепенного прибавления диезов. Любопытно, что та же скороговорка, прочитанная в обратном порядке – «си, ми, ля, ре,фоль, до, фа» – покажет начинающему музыканту порядок прибавления бемолей.

И еще одно наблюдение. Диезы, так же, как и бемоли, прибавляются по квинтам. В самом деле, от ноты «до» до ноты «соль» – квинта (+1 диез), от «соль» до «ре» – квинта (еще +1 диез), и т.д. Аналогичная картина возникнет с бемолями: от ноты «до» до ноты «фа» – квинта, только вниз. От «фа» до «си-бемоль» (в си-бемоль мажоре 2 бемоля) – тоже квинта и т.д.

В результате, создается квинтовый круг тональностей. Музыканты рисуют красивую схему. До 6 знаков прибавляется в каждую сторону – и в сторону бемолей, и в сторону диезов. А потом квинтовый круг замыкается: фа-диез совпадает с соль-бемолем, до –диез с ре-бемолем, и так далее.

Перейдем к интервалам. Интервалами называют расстояние между нотами, и определяют его по количеству полутонов и ступеней: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

Подсчитать количество ступеней и тонов и построить интервал сравнительно несложно.

Сложнее разобраться с и выразительными характеристиками.

Интервалы бывают гармонические (когда два звука нажимаются одновременно) и мелодические (два звука образуют мотив, исполняются по очереди друг за другом).

Если нужно научиться определять на слух гармонические интервалы, их можно разделить по двум принципам. 1 принцип – по окраске: резкие (диссонансы), мягкие (несовершенные консонансы) и пустые (совершенные консонансы). 2 принцип – это расстояние между звуками, тесные (от примы до кварты) и широкие (от квинты до октавы). Таким образом, если вам кто-то из друзей сыграет одновременно два звука, расположенных близко друг к другу и звучащих мягко, Вы отгадаете, что это терция. Два звука, звучащих резко и при этом занимающих большое пространство, образуют септиму. Звуки «пустых» интервалов хорошо сливаются друг с другом – это прима, октава, квинта, кварта.

Для того, чтобы научиться определять интервалы в последовательном звучании (мелодические), к каждому из них подбирают подходящую мелодию. Например, мелодия песни «В лесу родилась елочка» начинается с большой сексты. В кварты начинаются марши, гимны, в том числе начало мелодии Государственного гимна – это именно кварта. С такими ассоциациями вы настолько хорошо запомните интервалы, что их трудно будет перепутать.

На следующем уроке перейдем к изучению основ записи и чтения нотного текста.

Приглашаем вас на уроки фортепиано в Рок-Академию.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Инструкция по настройке гитары на полтона ниже — проверенные способы

При гитарной игре распространена практика понижения строя. Некоторые экстремальные поджанры диктуют условия, при которых необходимо настроить гитару на полтона ниже для более брутального звучания. Кроме того, многие партии проще исполнять созвучиями на одном ладу. Это легче сделать, выполнив перестроение.

Общая информация

Мы рассмотрим более распространенный метод, чтобы настроить гитару на полтона ниже. Многие рок-группы добавляют в свой репертуар строй ми-бемоль. Это связано с желанием прозвучать чуть ниже, а также с многочисленными переходами через открытую шестую, что добавляет рокерского колорита.

Также, этот прием могут использовать вокалисты, которым проще петь на ½ тона ниже. При этом не потребуется каподастр, перестановки руки через другие позиции.

Что такое тон и полутон

Все это – расстояние между звуками. Проще рассмотреть по клавишам фортепиано. В октаве между двумя белыми («до»-«ре») будет содержаться один тон. Если нажать черную между ними, то получится 1 полутон («до»-«до диез»). Исключение – «си»-«до» и «ми»-«фа». Между ними нет черной, и отсчитывают полтон.

У гитары нет черных и белых клавиш, поэтому, между 2 ладовыми перегородками расположен полутон.

Ноты струн в строе Standart

Стандартный строй предлагает следующий порядок:

Читается слева направо – «ми» – «си» – «соль» – «ре» – «ля» – «ми».

Как видите, строй содержит 2 одинаковые – «ми». Это первая и шестая открытые. При чтении слева направо нумерация идет снизу вверх. Напоминаем, что все они при этом открытые, зажимать ничего не нужно.

Способы настройки гитары

Настроить инструмент можно провести 3 способами.

По тюнеру

Это распространенный способ среди концертирующих музыкантов. Это бывает:

  1. Встроенный темброблок электроакустики.
  2. Прищепка.
  3. Отдельный аппарат, который может встраиваться в педалборд.

При помощи программ

Самый распространенный способ настроить гитару. Существуют десятки сайтов с тюнерами в режиме «онлайн». Для них потребуется микрофон – либо отдельный для настольного компьютера, либо смартфонный. Также для смартфонов есть отдельные приложения. Во многих уже есть пониженный на полтона строй.

На слух

Настоящий специалист пользуется своим опытом и наработанным слухом. Часто к слуховой настройке прибегают классические гитаристы. Тембр нейлона порой некорректно отображается у программных тюнеров, давая ощутимую погрешность. Поэтому они настраиваются по камертону и первой.

Классической гитаре почти не требуется настройка на полтона ниже. По большей части это задача для акустических и электрических инструментов. Вы можете положиться свой слух, зная, что звук 439-441 Гц соответствует «ля» – 1 струна пятый лад.

Инструкция по настройке гитары на полтона ниже

Приведем пошаговые инструкции, как настроить инструмент 2 способами.

По тюнеру или при помощи программы

Как расположить тюнер или гитару?

При тюнере-прищепке достаточно закрепить его голову грифа и отстройка полтона будет происходить адекватно.

Если у вас «напольный» тюнер-примочка, то нужно подключиться через кабель. Акустическую гитару подносим к динамику, который чаще всего находится у передней панели аппарата. Дергайте над розеткой, чтобы получился громкий четкий звук.

Как определить, что струна опускается?

Главное, крутить колок в верную сторону. Понижение происходит от движения по/против часовой стрелки. Стрелка поползет вниз – полтона. Также возможен числовой вариант – герцы, которые будут уменьшаться.

Как определить, какая нота сейчас играет?

Зависит от модели тюнера, она может высвечиваться на экране отдельными буквами (также с бемолем/диезом), либо хроматической гаммой (например, сеткой).

Как определить, что струна настроена верно?

Тюнер может издать сигнал, когда звучание совпадет с искомым звуком. Появится галочка, зеленое поле, обозначающее, что требуемое значение в герцах достигнуто.

У приборов с точной настройкой гитары на полтона ниже необходимо следить за числовыми показателями самостоятельно.

На слух

Как найти на грифе нужную ноту?

Из раздела «Строй Standart» вы уже знаете порядок открытых. Нам нужно настроить гитару на полтона ниже, будем отталкиваться от Eb. Она находится – 4 лад 2.

Как настроить струны относительно других нот?

Воспользовавшись этой информацией, настраиваем на полтона ниже первую (унисон с указанной выше). Теперь достаточно использовать обычный метод настройки:

  • 1 и 6 унисон;
  • 2, 4, 5 – ориентируемся по 5 ладу вышележащей;
  • 3 – по 4 ладу второй.

Проверка настройки по отдельным нотам и флажолетам

В унисон флажолет:

  • 1 струна 7 лад и 2/5 лад;
  • 2/5 – 3/4 (искусственный);
  • 3/7 – 4/5;
  • 4/7 – 5/5;
  • 5/7 – 6/5.

Заключение

Хотя сейчас у каждого есть смартфон с тюнером, но умение настроить гитару ниже по слуху очень важное. Настроить гитару на полтона ниже часто возможно, благодаря вашему опыту и умению слышать инструмент. Этот навык пригодиться не только для настройки, но и для развития музыкальности.

Расскажите в комментариях, каким способом вы пользуетесь, чтобы настроить инструмент.

Как настроить гитару на полтона ниже можно узнать и из видео:

Таблицы

Таблица №1 Слоговое и буквенное обозначение звуков

до

ре

ми

фа

соль

ля

си

СОЛЬ- ДУБЛЬ БЕМОЛЬ

Таблица № 2 Метры и размеры

Таблица № 3 Интервалы

Уменьшенная квинта (тритон)

Таблица № 4 Интервалы в натуральном мажоре и миноре

НАТУРАЛЬНЫЙ МАЖОР

НАТУРАЛЬНЫЙ МИНОР

на всех ступенях кроме IV (ув.4)

на всех ступенях кроме VI (ув.4)

на всех ступенях кроме VII (ум.5)

на всех ступенях кроме II (ум.5)

Таблица № 5 Интервалы в гармоническом мажоре и миноре

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР

Таблица № 6 Тритоны

Таблица № 7 Характерные интервалы

Таблица № 8 Консонирующие и диссонирующие интервалы

м.2, б.2, м.7, б.7, отчасти ч.4, все увеличенные и уменьшенные

Таблица № 9 Главные трезвучия и их обращения

СЕКСТАККОРДЫ

КВАРТСЕКСТАККОРДЫ

Таблица № 10 Аккорды

СЕКСТАККОРДЫ

КВАРТСЕКСТАККОРДЫ

Таблица № 11 Главные трезвучия и их обращения в тональности

Таблица № 12 Доминантсептаккорд с обращениями

НАЗВАНИЕ АККОРДА

ОБОЗНАЧЕНИЕ

Таблица № 13 Вводные септаккорды

НАЗВАНИЕ АККОРДА

ОБОЗНАЧЕНИЕ

МАЛЫЙ ВВОДНЫЙ СЕПТАККОРД

VII натур. мажор

УМЕНЬШЕННЫЙ ВВОДНЫЙ СЕПТАККОРД

Таблица № 14 Аккорды в тональности

СТУПЕНИ ГАММЫ

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ

ДОМИНАНТСЕПТАККОРД С ОБРАЩЕНИЯМИ

ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ И ДРУГИЕ АККОРДЫ

II 7, Ум. 5/3 (гарм. мажор и натур. минор)

Мал.VII 7, Ум.VII 7,

Ум. 5/3 (натур. мажор и гарм. минор)

Таблица № 15 Тональности

Диезные тональности

Бемольные тональности

До мажор/ля минор C-dur a-moll

Таблица № 16 Порядок появления диезов и бемолей

ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ

СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА

Таблица № 17 Виды мажора и минора

НАТУРАЛЬНЫЙ

ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, 3 ТОНА, ПОЛУТОН

ТОН, ПОЛУТОН, 2 ТОНА, ПОЛУТОН, 2 ТОНА

ГАРМОНИЧЕСКИЙ

ПОНИЖАЕТСЯ VI СТУПЕНЬ

ПОВЫШАЕТСЯ VII СТУПЕНЬ

МЕЛОДИЧЕСКИЙ

ПОНИЖАЕТСЯ VI, VII СТУПЕНИ

ПОВЫШАЕТСЯ VI, VII СТУПЕНИ

Таблица № 18 Лады народной музыки

МАЖОРНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

МИНОРНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Таблица № 19 Хроматическая гамма

ПРИ ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ НЕ МЕНЯЮТСЯ III И VI СТУПЕНИ

ПРИ ДВИЖЕНИИ ВНИЗ НЕ МЕНЯЮТСЯ I И V СТУПЕНИ

ПРИ ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ И ВНИЗ НЕ МЕНЯЮТСЯ I И V СТУПЕНИ

Таблица № 20 Родственные тональности

ТОНАЛЬНОСТЬ СУБДОМИНАНТЫ

ТОНАЛЬНОСТЬ, ПАРАЛЛЛЕЛЬНАЯ СУБДОМИНАНТОВОЙ

ТОНАЛЬНОСТЬ ДОМИНАНТЫ

ТОНАЛЬНОСТЬ, ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ДОМИНАНТОВОЙ

ТОНАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОЙ СУБДОМИНАНТЫ (ДЛЯ МАЖОРА)

ТОНАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ДОМИНАНТЫ (ДЛЯ МИНОРА)

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector