Как правильно собрать поршня с шатунами - Авто журнал Волгино Авто
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструкция; Установка поршня и шатуна Установка поршня и шатуна

инструкция » Установка поршня и шатуна

Установка поршня и шатуна

Разборка

1. Снимите поршневые кольца как описано в разделе «Поршневые кольца, Снятие».

2. Сделайте отметку на поршне, указав номер цилиндра, приведенный на шатуне. Сделайте отметки на той же стороне, на которой указан номер шатуна. См. рис. 52.

3. Снимите упорные кольца, которые держат поршневой палец в поршне. Пальцем вытолкните поршневой палец из поршня. Если он не выходит, нагрейте поршень и шатун до 40-50 ºС (104-122º по Фаренгейту) для того, чтобы было легче извлечь поршневой палец.

Проверка

1. Очистите и проверьте все детали на предмет изношенности и повреждений. Проверьте совмещение шатуна с контрольной оправкой.

2. Проверьте зазор втулки шатуна и поршневого пальца. Если зазор больше, чем 0.043 мм (0.0017 д.) или если она повреждена, установите новую втулку.

ПРИМЕЧАНИЕ: В данный момент в наличии имеются комплекты для шатунов, в состав которых входит новая втулка для меньшего конца, установленная и обработанная до нужной степени. См. раздел «Правильная замена деталей» для получения информации о верных размерах деталей шатуна.

Также в наличии имеется частично обработанная втулка для меньшего конца, которую можно устанавливать на первичный шатун и подвергать механической обработке для достижения необходимых величин.

3. Если втулка шатуна износилась, снимите ее при помощи пресса.

4. Очистите исходный паз шатуна и удалите любые острые кромки.

! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не используйте развертку для работы с частично обработанными втулками. Для этого необходимо специальное оборудование и обученный персонал.

5. При помощи пресса установите частично обработанную втулку в шатун. Убедитесь в том, что отверстие для смазки во втулке совпадает с отверстием ля смазки в шатуне.

ПРИМЕЧАНИЕ: Меньший конец имеет форму клина. После установки втулки, обработайте ее таким образом, чтобы она имела такую же форму, как и конец, и удалите все острые кромки.

6. Обработайте втулку таким образом, чтобы она соответствовала параметрам шатуна.

! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не используйте почтовых штемпелей для маркировки шатуна.

7. Убедитесь в том, что буква, обозначающая величину шатуна, верна. Если нет – уберите ее и выгравируйте новую.

Правильная замена деталей

! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Важно, чтобы поршень не вступал в контакт с крышкой цилиндров. Убедитесь в том, что высота поршня над блоком цилиндра соответствует ограничениям.

Убедитесь в том, что шатуны установлены в соответствующий цилиндр. Записывайте позицию шатуна и соответствующего ему цилиндра при снятии его с двигателя.

Для проверки высоты поршня по отношению к блоку цилиндров, у двигателя может быть до шести категорий длины устанавливаемых шатунов (от F до L).

Идентификация длины производится посредством нанесения букв-символов на каждую сторону шатуна. См. рис. 54. Буква «F» обозначает максимальную длину шатуна, а буква «L» — минимальную. Разница между степенями длины составляет 0.046 мм (0.0018 д.)

Если букву, которая обозначает длину, или цветовую маркировку невозможно различить, длину можно проверить путем измерения расстояния «х», указанного на рис. 54. Перед тем, как измерять длину шатуна, убедитесь в том, что зазоры в большем конце являются квадратными и параллельными, см. рис. 53. Длина проверяется при снятом вкладыше большего конца, пи этом втулка меньшего конца должна присутствовать. Размерные данные каждой степени длины приводятся в таблице:

Установка

1. Убедитесь в том, что все части чистые. Смажьте их машинным маслом при установке.

2. Установите новое упорное кольцо в пазы для крепления поршневого пальца.

3. Поверните поршень так, чтобы установить шатун. Установите шатун в его положение в поршне. Если вновь устанавливается исходный поршень, убедитесь в том, что отметка на нем совпадает с отметкой на шатуне, как указано на рис. 52. Убедитесь в том, что поршень и шатун устанавливаются в тот же цилиндр.

4. При установке нового поршня или шатуна убедитесь в том, что индексная канавка шатуна для вкладыша головки находится с той же стороны шатуна, что и упор для поршневого пальца. См. Рис.55.

5. Установите поршневой палец для укрепления шатуна в поршне. Если поршневой палец тугой, нагрейте поршень до 40-50ºС (104-122ºF) для того, чтобы установить его было легче.

6. Установите другое упорное кольцо, удерживающее поршневой палец в поршне.

7. Установите поршневые кольца так, как описано в разделе «Поршневые кольца, Установка».

* Также наша компания готова поставить запчасти следующих марок спецтехники: Case, Liebherr, New Holland, Grove, Bobcat, Komatsu, Bauer, Putzmeister, Kato, Caterpillar, Terex, Volvo, HBM-Nobas, Fiat Kobelco, Fiat Allis, Atlas, Hydrema, Hamm, Bomag, Wirtgen, IR, Vogele, Marini, Hoffman. Уточните наличие через форму.

инструкция » Установка поршня и шатуна

«Моторист-конструктор» или как правильно собрать двигатель? ч. 2

Не проверишь — не поедешь

Лакмусовой бумажкой, позволяющей отличить моториста-профессионала от дилетанта, является отношение к контрольно-измерительным операциям при сборке узла. И дело не только в том, что измерение геометрии каждой детали требует терпения и скрупулезности. Необходимо понимать смысл этих операций, а для этого моторист должен четко знать технологию ремонтных операций, не входящих непосредственно в процесс сборки двигателя, например, как шлифуют коленчатый вал или растачивают и хонингуют блок цилиндров.

Зачем, спросите? Ведь расточник по размеру поршней может сам определить диаметр цилиндров, а после обработки блока проконтролировать результат.

Действительно, может. Только ответственность за сборку, а значит, и за работу двигателя после ремонта несет моторист-механик. Так что делайте выводы, стоит ли тратить время на контрольные замеры, или ими можно пренебречь.

Это должен знать каждый

Как правило, специалист начинает сборку шатунно-поршневой группы с проверки блока цилиндров. И не случайно: блок цилиндров — основа всего двигателя. На него монтируется большинство моторных деталей и узлов. Брак, допущенный при ремонте цилиндров, может существенно затормозить процесс сборки двигателя.

Как известно, изношенные цилиндры растачивают и хонингуют в увеличенный (ремонтный) размер. При этом, помимо необходимой точности размеров, обязательным являются определенная микроструктура и рельеф поверхности цилиндров. Об этом нередко забывают, а зря. Идеальный с точки зрения геометрии цилиндр склонен к ускоренному износу при нарушении технологии хонингования или использовании несоответствующего инструмента. Та же участь уготована и другим деталям ЦПГ — в первую очередь поршневым кольцам.

Растачивание цилиндров обычно выполняют на вертикально-расточном станке. При этом необходимо обеспечить перпендикулярность поверхности цилиндра к оси постелей коленчатого вала. Особое внимание уделяется окончательному размеру после расточки. Величина припуска под хонингование должна быть не менее 0,06-0,08 мм. Дело в том, что при растачивании резец деформирует поверхность металла, завальцовывая графитовые зерна, содержащиеся в чугуне (графит, выходящий на поверхность, обеспечивает низкое трение поршневых колец и, соответственно, малый износ колец и самих цилиндров). Если припуск окажется слишком малым, то после хонингования графитовые зерна не вскроются.

Препятствовать открытию зерен графита могут и неправильно выбранные режимы хонингования, условия подачи смазки в зону хонингования, тип смазывающего материала.

Хонингование цилиндров выполняют на вертикально-хонинговальных станках. Суть этой операции вовсе не в заглаживании рисок от резца, как ошибочно полагают некоторые механики. При хонинговании за счет вращения и возвратно-поступательного движения головки с абразивными брусками на поверхности цилиндров намеренно создается шероховатость в виде сетки рисок определенной глубины, способных удерживать масло и тем самым смазывать поршневые кольца и поршни.

Очень важен угол хонингования — угол между рисками, образованными при поступательном движении головки. Оптимальные значения угла хонингования — 40-80 o , что обеспечивается правильным подбором соотношения частоты вращения и скорости возвратно-поступательного движения хонголовки. При малом угле не удается добиться нужного профиля поверхности, что ведет к полусухому трению и возрастанию износа деталей. Большие углы обычно дают увеличение расхода масла.

Для получения необходимого микропрофиля поверхности, а именно сравнительно глубоких впадин и сглаженных выступов, хонингование выполняется в несколько операций (переходов). Черновое хонингование выполняют абразивными брусками с зернистостью 150, съем металла составляет около 0,06 мм. Далее следует чистовое хонингование брусками с зернистостью 280 (съем приблизительно 0,02 мм). И, наконец, отделочное хонингование брусками зернистостью 400-600 со съемом менее 0,005 мм (так называемое платохонингование).

Именно такая технология обеспечивает сглаживание выступов, фактически приближая профиль поверхности к той, какая будет после приработки деталей. В последние годы финишные операции хонингования стали заменять обработкой поверхности с помощью специальных абразивных щеток, дополнительно заглаживающих заусеницы на краях впадин (рисок).

Как проверить блок цилиндров?

Качество ремонта поверхности цилиндров (например, микропрофиль поверхности и выход графита на ней) в условиях авторемонтного предприятия проверить проблематично — для этого требуется специальное дорогостоящее оборудование (включая специальный прибор для определения шероховатости и микропрофиля поверхности). Поэтому ремонт цилиндров обычно осуществляется в специализированных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием. А задача автосервиса — проверить размеры цилиндров на соответствие нормативным требованиям.

Начиная сборку шатунно-поршневой группы, моторист обязан проверить геометрические размеры — диаметр цилиндра в трех поясах (верхней, средней и нижней части цилиндров), причем в двух направлениях — продольном (вдоль оси коленвала) и поперечном. Измерения проводятся при помощи нутрометра. Все погрешности, включая любые отклонения формы, должны укладываться в допуск 0,011-0,018 мм в зависимости от величины диаметра цилиндра.

Для блоков с установленными в нем гильзами требуется еще ряд проверок. Верхняя плоскость бурта гильз должна выступать над плоскостью блока на 0,05-0,1 мм для «мокрых» и 0-0,1 мм для «сухих» гильз. Кроме того, опорные поверхности бурта на гильзе и выточки в блоке должны быть плоскопараллельны, а фаска на выточке должна быть больше, чем радиус перехода от бурта к цилиндрической части на гильзе (в противном случае гильза может треснуть). «Мокрые» гильзы, помимо этого, должны легко вставляться в свои гнезда на блоке (поверхность гнезд необходимо предварительно хорошо очистить). «Сухие» гильзы, напротив, запрессовываются в блок с натягом около 0,05 мм, причем поверхности сопряжения гильзы и блока должны быть гладкими, чтобы обеспечить хороший тепловой контакт и герметичность.

Верхний край цилиндров после ремонта может быть острым, что затрудняет установку поршней с кольцами и даже может спровоцировать поломку колец. Поэтому этот край следует обязательно притупить, сделав с помощью шабера небольшую фаску.

После всех проверок следует убедиться, что блок чистый, а на поверхности цилиндров не осталось грязи и абразивных частиц. Последние особенно опасны — плохо промытый после хонингования блок цилиндров не «проедет» и половины своего ресурса. Эффективные способы мойки цилиндров — ультразвук, керосин, масло, содовые растворы и специальные моющие средства. Бензин применять нельзя — абразив он не удаляет, зато весьма пожароопасен.

Как проверить поршень и шатун?

При сборке требуется правильно измерить размер юбки поршня, чтобы определить рабочий зазор поршня в цилиндре. Для этого используют микрометр или более точный прибор — измерительную скобу.

У подавляющего большинства поршней иностранного производства (поставляемых производителями комплектующих для двигателей) размер поршня выбит на днище, причем нередко указывается и минимально допустимый зазор поршня в цилиндре. Так что задача моториста — проверить, насколько замеры соответствуют нормативам (проверка обязательна, поскольку иногда встречаются отклонения). Отечественные поршни требуется проверять «с пристрастием» — разброс размеров в одном комплекте может оказаться весьма значительным.

Разница между диаметром цилиндра и размером поршня составляет искомый зазор: практика показала, что оптимальной является величина зазора, превышающая минимально допустимое значение на 0,01-0,02 мм.

Иная ситуация с поршнями, имеющими антифрикционное графитовое покрытие юбки (оно имеет характерный черный цвет). Если у поршня покрытие сплошное, то истинный размер юбки будет меньше измеренного на толщину слоя покрытия 0,015-0,02 мм. Поршни с покрытием, нанесенным трафаретным способом, замеряются в специальных точках, где графитовый слой отсутствует.

Шатун перед сборкой проверяют на отсутствие деформации стержня: оси отверстий верхней и нижней головок должны быть параллельны. Допустима непараллельность осей 0,02 мм на измерительной базе 100 мм. Лучше всего использовать для этого специальное измерительное приспособление. Другие способы проверки (на плите, с помощью стержня, вставляемого в отверстия верхней головки сразу нескольких шатунов, лекальной линейкой) не обеспечивают необходимой точности. Кроме того, проверяют посадку пальца в шатуне: у «плавающих» пальцев зазор обычно лежит в пределах 0,01-0,02 мм, а у фиксированных пальцев натяг составляет в среднем 0,02-0,04 мм.

Сборка поршней с шатунами выполняется различными способами в зависимости от того, какой тип пальцев используется. «Плавающий» палец входит в отверстие бобышки поршня «от руки». Важно только не перепутать направление установки деталей и не забыть смазать палец маслом. Далее следует установить в канавки новые стопорные кольца, причем их стыки должны быть ориентированы в направлении движения поршней, иначе кольцо может выскочить из канавки при работе двигателя. По этой же причине нельзя использовать стопорные кольца, бывшие в употреблении.

У некоторых старых отечественных двигателей посадка пальца в поршне может быть слишком плотной. Использовать молоток для «заколачивания» пальцев нельзя, достаточно прогреть поршни до 60-80 o С, и пальцы войдут «от руки».

В конструкциях с фиксированным пальцем сборка сложнее. Во-первых, необходима оправка, обеспечивающая точную установку пальца по середине поршня. Кроме того, шатун следует нагреть в муфельной печи или в крайнем случае на электроплите до 280-320 o С, чтобы палец свободно вошел в отверстие его верхней головки. Ни в коем случае нельзя использовать открытое пламя для нагрева шатуна, а также «забивать» палец молотком, что иногда практикуется в некоторых мастерских.

Проверка поршневых колец

Бывает, что производители поставляют поршни без поршневых колец. Учитывая большое количество модификаций, которые имеют некоторые двигатели, желательно проверить высоту и радиальную ширину поршневых колец на предмет их соответствия канавкам поршней.

Зазор между торцами кольца и канавки можно определить различными способами, но проще всего установить кольцо в канавку и воспользоваться набором щупов. Торцевой зазор должен составлять в среднем 0,05-0,1 мм. Если зазор оказывается свыше 0,12 мм, то это означает, что кольцо или канавка поршня имеют недопустимые отклонения размеров.

Не менее важно проверить зазор в замках колец, для чего кольца поочередно устанавливают в верхнюю часть цилиндра. Зазор в замке замеряют с помощью набора щупов. Он составляет в среднем 0,4-0,6 мм.

Установка колец на поршень

Это простая, но ответственная операция — неаккуратность может привести к поломке кольца (чаще всего ломаются средние кольца) или значительному росту расхода масла у отремонтированного двигателя (если нарушить ориентировку колец).

На верхних кольцах направление сборки обычно обозначается словом ТОР (вершина). Стороной с этой надписью кольцо должно быть обращено к днищу поршня. Средние кольца скребкового типа монтируются скребком вниз. У колец с фаской на внутренней поверхности фаска чаще всего обращена вверх.

При установке колец особое внимание следует обращать на наборные маслосъемные кольца с двухфункциональным пружинным расширителем — важно, чтобы при монтаже дисков кольца звенья расширителя у стыка не встали внахлест.

Среднее и верхнее кольца устанавливают на поршень после монтажа маслосъемного. Для того чтобы не сломать и не деформировать кольца, желательно пользоваться специальными клещами. После установки колец необходимо проверять легкость их вращения в канавках.

Установка поршней в блок цилиндров

Прежде чем начинать этот этап сборки, следует установить кольца так, чтобы их замки располагались под углом 120 o . При этом стык пружины коробчатого маслосъемного кольца должен быть развернут на 180 o относительно замка самого кольца, а стык расширителя — на 120 o относительно замков дисков наборного кольца.

Поверхность цилиндра, юбки поршней, кольца и шатунные вкладыши смазывают маслом, после чего кольца обжимают с помощью специальной оправки — ленточной или конической. Устанавливая поршни с шатунами в цилиндр, следует проверить направление сборки (обычно на поршнях иностранного производства ставится стрелка, указывающая на передний носок коленвала). Далее поршни проталкиваются в цилиндр легкими ударами рукоятки молотка. При этом надо следить, чтобы поршень продвигался без усилий, иначе можно сломать кольца (чаще всего ошибки на этой операции приводят к поломке коробчатого маслосъемного кольца или недопустимой деформации дисков наборного кольца).

После затягивания болтов крышек шатунов обязательно контролируется величина выступания днища поршней над верхней плоскостью блока (при положении поршней в ВМТ). Это значение определяется заводом-изготовителем двигателя. Если таких данных нет, то, с учетом толщины прокладки, зазор между поршнем и головкой блока не должен быть меньше 1 мм.

На этом сборка шатунно-поршневой группы закончена. Однако деталям ЦПГ еще предстоит обкатка на пониженных оборотах и нагрузках. При этом детали взаимно прирабатываются, загрязняя масло частицами износа, вследствие чего первую замену масла и масляного фильтра проводят не позднее, чем через 500 км пробега после ремонта.

Сборка и установка шатунно-поршневой группы на двигатель

Поршни с шатунами

На днище поршня нанесено обозначение группы поршня по диаметру юбки, на передней части поршня — ремонтной группы и ремонтного размера поршня. Для облегчения индивидуального подбора поршней к цилиндрам каждый из размеров ремонтной группы подразделяют на размерные группы, в которых размеры поршней по диаметру юбки следуют через 0,01 мм. Все операции подбора поршней по цилиндрам необходимо проводить при температуре окружающей среды 17… 23 °С.

Для облегчения индивидуального подбора поршневых пальцев поршни по диаметру отверстия под поршневой палец подразделяют на четыре размерные группы. Маркировку размерной группы по диаметру отверстий под поршневой палец осуществляют нанесением краски на бобышку поршня.

При замене поршней без замены гильзы цилиндров верхнюю кромку (буртик) гильзы, которая образовалась в результате износа гильзы под верхним поршневым кольцом, целесообразно обработать шабером или мелкозернистым шлифовальным кругом, установленным на пневматической или электрической дрели.

Поршни к цилиндрам следует подбирать так, чтобы зазор между стенкой цилиндров и юбкой поршня был 0,03…0,05 мм. Зазор определяется лентой-щупом толщиной 0,08 мм, шириной 10… 13 мм и длиной не менее 200 мм. Ленту-щуп протягивают через зазор между поршнем и цилиндром при неподвижном поршне с усилием 25… 45 Н, При этом поршень должен быть обращен днищем вниз, а лента-щуп должна находиться в плоскости, перпендикулярной оси отверстия под поршневой палец. Подбор поршней можно проводить не выпрессовывая гильзы из блока или после их выпрессовки. После подбора поршней к гильзам цилиндров необходимо на днищах поршней выбить порядковые номера цилиндров.

Посадку пальца в бобышках поршня выполняют с натягом 0,0025… 0,0075 мм. Допуск цилиндричности пальца равен 0,00125 мм в радиусном выражении. Стопорные кольца поршневого пальца следует устанавливать в канавках поршня с некоторым натягом, т.е. они не должны проворачиваться от усилия руки. Кольца, потерявшие упругость, следует заменить.

Шатуны

Нижнюю головку шатуна обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому при разборке, контроле и сборке следует сохранять комплектность шатуна и крышки шатуна. Крышки шатунов центрируют по шлифованным поверхностям шатунных болтов. Ремонт верхней головки шатуна обычно заключается в выпрессовывании, запрессовывании и растачивании втулки. Усилие запрессовки втулки должно быть не менее 7 000 Н, При ремонте верхней головки шатуна размеры под втулку и палец должны соответствовать размерам, рекомендованным заводом-изготовителем. Для подбора пары поршневой палец — шатун размеры верхней головки шатуна (диаметр от-верстия под втулку) подразделяют на размерные группы, которые отличаются друг от друга на 0,0025 мм.

Рис. Подбор поршня к гильзе с помощью ленты-щупа:
а — гильза запрессована в блок цилиндров; б — гильза выпрессована из блока цилиндров

Сборка шатунно-поршневой группы

Для сборки шатуна с поршнем нужно подобрать поршневой палец к втулкам верхней головки шатуна и бобышкам поршня. Для соединения с шатуном поршень нагревают в масле или в электронагревательном приборе до температуры 55 °С. При этом палец в отверстие бобышки нагретого поршня должен входить плавно от усилия большого пальца правой руки. В таком соединении после охлаждения поршня появляется необходимый натяг 0,0025 …0,0075 мм.

Затем нужно сверить порядковые номера поршней и шатунов. Шатун закрепляют в тисках, устанавливают поршень, их соединение фиксируют пальцем. Поршень при сборке с шатуном должен быть установлен так, чтобы метка на днище поршня была направлена к передней части двигателя. Бобышка, выштампованная на шатуне для левой группы цилиндров, также должна быть направлена к передней части двигателя, т.е. в одну сторону с меткой на поршне. Для правой группы цилиндров при сборке поршня с шатуном бобышка шатуна должна быть направлена к задней части двигателя, а метка на днище поршня — к передней части.

После соединения и проверки шатунно-поршневой группы следует закрепить стопорными кольцами палец в бобышках поршня, затем тщательно протереть подобранные по канавкам и подогнанные к цилиндрам поршневые кольца и установить их на поршни с помощью специального приспособления. Поршни в сборе с шатуном необходимо проверить по массе. Детали комплекта, установленного на одном двигателе, не должны отличаться по массе более чем на 12 г, т.е. шатуны должны соответствовать по массе одной группе. Для установки поршней с шатунами в цилиндры блока нужно выполнить следующие операции:

  • повернуть блок двигателя, установить его на стенде вертикально, передней частью вверх;
  • последовательно, один за другим брать поршни с шатунами в сборе;
  • тщательно протереть салфеткой постель под вкладыши в нижней головке шатуна;
  • отвернуть гайки и снять крышку шатуна;
  • установить шатун с поршнем.

При этом рекомендуется надеть на шатунные болты специальные колпачки из латуни или меди, предохраняющие зеркало гильзы цилиндров от повреждений.

Затем необходимо проверить и продуть отверстие в нижней головке шатуна, служащее для разбрызгивания масла на стенки цилиндра, вставить вкладыши в шатун и в крышку, протереть салфеткой верхние вкладыши шатуна и поршень, установить на поршень кольца, располагая внутреннюю выточку вверх, развести стыки компрессионных колец по окружности поршня примерно на 120°. После установки развести стыки компрессионных колец на 180°.

Далее следует протереть салфеткой гильзы цилиндров блока и шатунную шейку, смазать чистым маслом, применяемым для двигателя, поверхность шатунного вкладыша, поршня, поршневых колец и гильз цилиндров, вставить поршень с шатуном в цилиндр, направив метку на днище поршня к передней части двигателя с помощью специального приспособления, довести подшипники шатуна до шейки коленчатого вала, продвигая поршень по цилиндру с помощью деревянной оправки, смазать маслом шейку вала и подтянуть нижнюю головку к ней, снять предохранительные наконечники с шатунных болтов и поставить на место нижнюю крышку шатуна, закрепив ее шатунными гайками.

Перед окончанием сборки нужно проверить суммарный осевой зазор между торцами шатунов и шатунной шейки коленчатого вала с помощью щупа и окончательно затянуть болты шатунных подшипников динамометрическим ключом. После затяжки каждой пары шатунных подшипников следует проворачивать коленчатый вал. Момент прокручивания вала при правильно подобранных радиальных зазорах в подшипниках должен быть не более 100 Нм. Аналогичные операции нужно провести при установке в цилиндры остальных поршней с шатунами.

Лада Приора эксплуатация и ремонт

практическое руководство

Поршень и шатун — замена

Чрезмерно изношенные поршни подлежат замене. Замена поршня и шатуна может потребоваться при соударении клапана с поршнем, вызванном нарушением фаз газораспределения или обрывом ремня привода ГРМ.

Для выполнения работы потребуются нутромер и оправка для поршневых колец.

Разборка

1. Снимаем с поршня поршневые кольца.

2. Шилом или отверткой с тонким лезвием поддеваем и вынимаем из проточки стопорное кольцо поршневого пальца.

Рекомендация

Если канавки стопорных колец замятые, в забоинах и кольца в них ненадежно фиксируются, поршень следует заменить.

3. Прутком из мягкого металла диаметром 16—18 мм выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень с шатуна.

У новых двигателей зазор между поршнем и цилиндром составляет 0,025—0,045 мм и задается установкой поршней того же класса, что и цилиндров. Класс поршня и цилиндра обозначаются латинскими буквами, которые выбиты на нижней привалочной плоскости блока цилиндров

и на днище поршня. Стрелка на поршне указывает направление на передний конец коленчатого вала.

Замечание

Как пользоваться нутромером, см. прилагаемую инструкцию или специальную литературу.

1. Нутромером проверяем износ стенок цилиндров.

Измерения проводим в четырех поясах (3, 10, 60 и 112 мм от верхней кромки цилиндра) в продольном и поперечном направлениях двигателя. В верхнем поясе цилиндр не изнашивается. По разнице показаний нутромера в разных поясах определяем степень износа каждого цилиндра.

2. Микрометром измерив диаметр юбки поршня, определяем его износ.

Рекомендация

Небольшой равномерный износ цилиндра (в пределах 0,05 мм) можно попробовать компенсировать установкой поршня другого класса с большим диаметром. Если максимальный износ составляет 0,15 мм и более, требуется расточка цилиндров и установка поршней ремонтного размера.

Сборка

Собираем поршень с шатуном в обратной последовательности. При этом стрелка на днище поршня и метки на шатуне и его крышке должны быть обращены в одну сторону.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.

Как правильно собрать поршня с шатунами

Снять головку блока цилиндров

Снять картер двигателя и прокладку картера

Снять масляный насос.

4. Отвернуть гайки 1 шатунных болтов и снять крышку 2 шатуна.

Так как крышка сидит плотно, сбить ее несильными ударами молотка.

Вынуть из крышки вкладыш шатунного подшипника.

5. Протолкнуть поршень в цилиндр так, чтобы он вышел из цилиндра, и затем вынуть его вместе с шатуном.

Вынуть из шатуна вкладыш шатунного подшипника.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра.

Проверить метки на шатуне и крышке шатуна.

Если метки не видны — пометить шатун и крышку номером цилиндра.

6. Таким же образом вынуть остальные поршни с шатунами.

7. С помощью съемника снять поршневые кольца.

8. Снять стопорные кольца с двух сторон поршня.

9. Выпрессовать специальным приспособлением поршневые пальцы.

Если приспособления нет, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1.

Вынуть шатун 2 из поршня 3.

10. Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.

11. После разборки промыть все детали в бензине.

Очистить поршни от нагара.

Прочистить канавки под поршневые кольца старым поршневым кольцом или обломком кольца.

Размерные группы поршней, шатунов и пальцев

Диаметр пальца, мм

Диаметр отверстия, мм

в верхней головке

в бобышке поршня

Осмотр, проверка и ремонт

1. Осмотреть поршни.

Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, поршни заменить.

Измерить диаметр поршня. Если он меньше 91,9 мм, поршень заменить.

Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже оси поршневого пальца.

Поршень установлен в цилиндре с зазором 0,024–0,048 мм.

Для того чтобы обеспечить величину зазора, поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп А, Б, В, Г и Д.

Буквенная маркировка выбивается на днище поршня.

При подборе поршня к цилиндру нужно обеспечить указанный выше зазор.

Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром равен 0,25 мм.

Зазор между поршнем и цилиндром можно определить промером поршня и цилиндра.

В запасные части поставляются поршни двух ремонтных размеров: с увеличенным на 0,5 мм диаметром и на 1,0 мм.

На одной из бобышек под поршневой палец отлита надпись «406» (поршень номинального размера), «406АР» (поршень, увеличенный на 0,5 мм), «406БР» (поршень, увеличенный на 1,0 мм).

2. Измерить зазор между поршневым кольцом и канавкой на поршне в нескольких местах по окружности поршня.

Зазор должен быть в пределах 0,05–0,087 мм для компрессионных колец и 0,115–0,365 мм для маслосъемного кольца.

Если зазоры превышают указанные, нужно заменить кольца или поршни.

3. Измерить зазоры в замках поршневых колец.

Для этого вставить кольцо в цилиндр и продвинуть поршнем как оправкой, чтобы кольцо встало в цилиндре ровно, без перекосов.

Измерить щупом зазор в замке кольца, он должен быть в пределах 0,3–0,6 мм для компрессионных колец и 0,5–1,0 мм для дисков маслосъемных.

Если зазор превышает указанный, кольцо заменить.

Если зазор меньше, можно спилить концы кольца напильником, зажатым в тисках.

При этом кольцо перемещают по напильнику вверх- вниз.

4. Проверить посадку поршневого пальца в верхней головке шатуна.

Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть в пределах 0,0045–0,0095 мм.

Пальцы, поршни и шатуны разбиты на четыре размерные группы и маркируются краской.

Палец маркируется на внутренней поверхности с одного конца, шатун — на стержне, поршень — на нижней поверхности одной из бобышек или выбивается римская цифра на днище поршня.

Размерные группы поршней, шатунов и пальцев приведены в таблице. Слегка смазать поршневой палец моторным маслом и вставить в верхнюю головку шатуна.

Палец должен входить в головку от усилия большого пальца руки ровно, без заеданий. Шатун должен проворачиваться на пальце под действием собственного веса из горизонтального положения.

Палец не должен выдвигаться или выпадать из головки шатуна под действием собственного веса, если шатун повернуть так, чтобы палец встал вертикально.

Поршневой палец и шатун должны быть одной или соседних размерных групп.

5. Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и шатунами в сборе подбирают по массе. Разница по массе для одного двигателя должна быть не больше 10 г.

6. Осмотреть шатунные вкладыши. Если на них имеются задиры, риски, выкрашивания и т.д., их нужно заменить.

7. Установить на шатуны крышки и измерить диаметр отверстия в нижней головке шатуна. Номинальный диаметр отверстия 60 +0,019 мм, предельно допустимый — 60,03 мм.

Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, заменить шатун с крышкой.

Измерить диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна. Номинальный диаметр отверстия 22 +0,007 и 22 –0,003 мм, предельно допустимый — 22,01 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, заменить шатун. Размеры шатунно-поршневой группы приведены в таблице.

Сборка и установка

1. Собрать поршень 4 с шатуном 3. Перед этим нагреть поршень до температуры 60–80°С. Затем быстро вставить шатун в поршень так, чтобы надпись: «Перед» на поршне и выступ «А» на шатуне были с одной стороны, и запрессовать поршневой палец 6.

Установить стопорные кольца 5.

Надеть с помощью съемника поршневые кольца на поршень.

На верхнем компрессионном кольце имеется надпись: «Верх», кольцо должно устанавливаться на поршень этой надписью к донышку поршня.

На нижнем компрессионном кольце с внутренней стороны есть проточка, кольцо должно устанавливаться этой проточкой вверх к донышку поршня.

Вставить вкладыш 7 в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ на вкладыше должен войти в выемку в нижней головке поршня.

Вставить вкладыш 1 в крышку 2 шатуна, при этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в выемку в крышке.

Смазать цилиндр, поршень 4, шатунную шейку коленчатого вала и вкладыши 1 и 7 моторным маслом.

Повернуть поршневые кольца так, чтобы замки компрессионных колец расположились под углом 180° друг к другу, замки дисков маслосъемного кольца также под углом 180° друг к другу и под 90° к замкам компрессионных колец, замок расширителя маслосъемного кольца под углом 45° к замку одного из дисков маслосъемного кольца.

Повернуть коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка того цилиндра, в который устанавливается поршень, находилась в н.м.т.

Вставить поршень с шатуном в цилиндр, при этом надпись: «Перед» на бобышке поршня должна быть обращена вперед двигателя (к приводу распределительных валов).

Чтобы не повредить зеркало цилиндра, рекомендуется на шатунные болты надеть втулки из мягкого материала (например, обрезки резиновых или пластмассовых шлангов).

С помощью специальной обжимки обжать поршневые кольца и легкими ударами рукояткой молотка протолкнуть поршень в цилиндр, при этом обжимка должна быть плотно прижата к блоку, иначе можно поломать поршневые кольца.

Продвинуть поршень вниз, чтобы нижняя головка шатуна села на шатунную шейку коленчатого вала, снять с шатунных болтов обрезки шлангов.

Установить крышку 2 шатуна на шатунные болты, при этом уступ Б на крышке шатуна должен быть с той же стороны, что и выступ А на нижней головке шатуна, а номера цилиндра, выбитые на шатуне и крышке, располагались с одной стороны.

2. Завернуть гайки шатунных болтов и затянуть моментом 68–75 Н·м (6,8–7,5 кгс·м).

3. Таким же образом установить остальные поршни с шатунами.

4. Несколько раз провернуть коленчатый вал, он должен вращаться легко, без заеданий.

5. Установить масляный насос, масляный картер и головку блока цилиндров.

Рассмотрим подробно:

1. Обозначение «406» на поршне указывает, что поршень для двигателя ЗМЗ-406

2. При ремонте с расточкой цилиндров требуемые зазоры обеспечиваются в процессе расточки и хонингования под заранее приобретенные поршни ремонтного размера.

На днище поршня выбито два обозначения. По букве, нанесенной краской, на новом блоке поршень подбирается к цилиндру.

3. Диаметры отверстий в бобышках поршня, головке шатуна и наружные диаметры поршневого пальца делятся на четыре группы, помеченные краской: I— белой, II—зеленой, III—желтой, IV— красной.

Римская цифра указывает требуемую группу пальца.

На пальцах номер группы обозначен краской на внутренней поверхности или торцах. Он должен совпадать с группой, указанной на поршне.

4. На шатуне номер группы тоже обозначается краской. Он должен либо совпадать, либо быть соседней с пальцем группы.

5. Смазанный моторным маслом палец должен с небольшим усилием перемещаться в головке шатуна, но не выпадать из нее.

6. Нагреваем поршень до температуры 60 — 80°С. Вводим головку шатуна между бобышками поршня и запрессовываем смазанный поршневой палец.

Если нет приспособления, запрессовать палец можно медным или обычным молотком, через оправку из мягкого металла, удерживая поршень на весу.

7. После сборки выступ на нижней головке шатуна должен находиться с той же стороны, что и надпись «ПЕРЕД» на поршне.

8. Фиксируем поршневой палец с обеих сторон стопорными кольцами

9. Надеваем кольца на поршень.

Проверяем поршневые кольца. Установленные в цилиндр на глубину 20 — 30 мм компрессионные кольца должны иметь зазор в замке — 0,3 — 0,6 мм, маслосъемное — 0,5 — 1 мм.

Раздвинув замок расширителя маслосъемного кольца, надеваем его на поршень в нижнюю канавку, и сводим замок.

Надеваем на расширитель маслосъемное кольцо. Угол между замками кольца и расширителя при неразъемном кольце – 45˚, разъемном – 90˚.

Надеваем нижнее компрессионное кольцо надписью «Верх» к днищу поршня

Последним надеваем верхнее компрессионное кольцо.

Кольца поворачиваем так, чтобы замки верхних компрессионных колец находились с противоположных сторон поршня.

Как правильно собрать поршня с шатунами

Сборка шатуна с поршнем двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 — часть 3

Ось отверстия под поршневой палец должна быть перпендикулярна образующей юбки поршня, а боковые стороны канавок поршневых колец — параллельны этой оси.

Очень важно, чтобы торцы поршневого кольца были перпендикулярны к оси зеркала гильзы цилиндра. Такое положение может иметь место только в том случае, если канавки под поршневые кольца в поршне будут параллельны оси отверстия под поршневой палец.

Для контроля параллельности указанных элементов рекомендуется применять прибор, изображенный на рис. 72*.

Верхние плоскости шлифованных пластин I прибора строго параллельны установочным плоскостям 2, от которых настраивают прибор по концевым мерам или образцовому поршню. Правая пластина закреплена на салазках и может перемещаться при помощи рукоятки 4, шестерни и зубчатой рейки; на

стойках 3 закреплены в требуемом положении индикаторы 5. Параллельность канавок под поршневые кольца и

оси отверстия под поршневой палец контролируют следующим образом. Оба индикатора устанавливают в нулевое положение по концевым мерам на размер от оправки до установочной плоскости 2. В отверстие контролируемого поршня вставляют оправку слегка конусную в средней части, но

строго цилиндрическую и одного и того же размера по краям. Замеряемый поршень подвешивают на пластины 1 боковыми сторонами канавки под поршневые кольца. Слегка поворачивая поршень, замечают предельные отклонения стрелок индикатора. Разность отклонений стрелок определяет непараллельность оси

отверстия под поршневой палец относительно боковых сторон канавок (на длине 100 мм). По техническим условиям непарал-лельность этих элементов не должна превышать 0,05 мм. Прибор пригоден для контроля поршней всех карбюраторных двигателей.

Поршни, входящие в комплект одного двигателя, должны иметь веса, отличающиеся один от другого не более чем на
±2 г.

Поршни по весу можно контролировать на циферблатных весах, обеспечивающих надлежащую точность взвешивания. Если поршни отличаются по весу на величину больше указанной, то следует подогнать их веса путем снятия примерно одинакового количества металла с обоих приливов бобышек поршня.

Поршни с шатунами, укомплектованными по межосевому расстоянию отверстий нижней и верхней головок и весу шатунов, собирают с поршнями и поршневыми пальцами, имеющими одну и ту же размерную группу по посадочным элементам (отверстиям в бобышках поршня и шатуна и по наружному диаметру поршневого пальца). При сборке шатуна с поршнем поршень нагревают до температуры 60°С и собирают при помощи приспособления (см. рис. 68, поз. 4) для запрессовки поршневого пальца. После запрессовки поршневого пальца необходимо установить в канавки бобышек поршня стопорные кольца.

При сборке поршней с шатунами двигателей 3M3-53 необходимо следить, чтобы маркировка «назад» на поршне и на шатуне — 66-1004050 — были направлены в одну сторону, если поршни предназначены для установки в левый

ряд гильз блока цилиндров (№ 1, 2, 3 и 4) ив противоположную сторону , если поршни будут устанавливать в правый ряд гильз (№ 5, 6, 7 и 8).

При сборке поршня с шатуном у двигателя ЗИЛ-130 необходимо обеспечить, чтобы стрелка на поршне — перед — и бобышка на шатуне для левой группы цилиндров (№ 1, 2, 3 и 4) были направлены в одну сторону, а для правой группы (№ 5, 6, 7 и 8) в разные стороны.

После сборки поршней с шатунами их взвешивают. Разница в весе собранных поршней с шатунами в комплекте не должна превышать 10 г.

Рис. 72. Прибор для контроля поршней

Рис. 73. Приспособление для надевания колец: а — I положение; б — II положение; в—III положение

Подбор и подгонка поршневых колец по гильзами поршням. В поршни устанавливают поршневые кольца соответствующего поршням и гильзам номинального или ремонтного размера. Поршневые кольца поочередно заводят в гильзу или кольцевой калибр и проверяют пластинчатым щупом величину теплового зазора в замке.

Величины зазоров для компрессорных и маслосъемных колец различны и должны находиться в пределах, приведенных в табл. 21. Если величина зазора окажется меньше указанной, то допускается припиловка бархатным напильником стыков разъема кольца, образующих зазор, которые после припиловки должны быть параллельны.

Подобрав кольца по гильзам, проверить свободу их проворачивания в канавках поршня. Кольцо должно свободно перекатываться без заедания и заметного люфта в канавке поршня. Зазор между стенкой канавки и торцом поршневого кольца проверяют щупами (см. рис. 35) в соответствии с данными табл. 21. Если зазор недостаточен, то следует (убедившись сначала, что торцы поршневых канавок в поршне свободны от забоин и заусенцев) отшлифовать кольцо при помощи мелкозернистого наждачного полотна, положенного на плоскую плиту или стеклянную плоскую пластину, до получения необходимого зазора.

Для установки поршневых колец в поршни, подогнанные по поршневым канавкам, применяют специальные щипцы (см. рис. 12) или приспособления. В качестве простого и надежного приспособления для надевания колец рекомендуется приспособление, изображенное на рис. 73. При помощи этого приспособления на втулку 1 надевают 2—3 комплекта колец (по два компрессионных и одному маслосъемному в комплекте), затем поршень устанавливают в отверстие той же втулки головкой вниз. При установке маслосъемного кольца нажатием руки на поршень опускают втулку 1 вниз, а кольцо, упираясь в торец нижележащих колец, остается на месте. Как только кольцо окажется против канавки, оно заходит в канавку (рис. 73, а). Для надевания второго компрессионного кольца следует вставить шайбу 3, снова толкнуть поршень вниз, и кольцо попадает

в паз (рис. 73, б). Для надевания первого компрессионного кольца на шайбу 3 следует положить шайбу 4 и снова толкнуть поршень вниз. Первое компрессионное кольцо попадает в свой паз (рис. 73, в).

Втулки 1 и 2 — сменные, их размеры соответствуют ремонтным размерам поршней.

AUTOFIZIK.RU / авторемонт

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ.Сборка шатунно-поршневой группы

Все детали шатунно-поршневой группы делятся на категории и подбираются индивидуально друг к другу.

Группа допуска, обозначенная буквой и выбитая на днище поршня,…


Значения диаметров отверстий в бобышках поршня, головке шатуна и наружных диаметров поршневого пальца делятся на группы, и обозначаются краской.

На поршневом пальце группа обозначена краской, нанесенной на его торце или внутренней поверхности. Она должна совпадать с группой,…

…указанной на бобышке поршня.


На шатуне группа отверстия под поршневой палец также обозначается краской. Она должна либо совпадать, либо быть соседней с пальцем группы.
Правильность подбора шатуна и поршневого пальца проверяем следующим способом.

Смазанный моторным маслом палец должен перемещаться в головке шатуна под усилием большого пальца руки, но не выпадать из втулки.

На боковой поверхности нижней головки шатуна и крышке нанесен порядковый номер цилиндра, в котором он был установлен.

Номера на крышке шатуна и на самом шатуне должны совпадать и находиться с одной стороны.


Поставляемые в запасные части шатуны такой маркировки не имеют, поэтому, перед тем как разбирать их, сделайте маркировку шатунов и крышек аналогично заводским, чтобы не перевернуть и не перепутать крышки при сборке.
Нагреваем поршень до температуры 60–80 °C. Допускается нагревать поршень в горячей воде.
Вводим головку шатуна между бобышками поршня…

…и молотком через оправку или приспособлением запрессовываем смазанный моторным маслом поршневой палец.

Фиксируем поршневой палец с обеих сторон стопорными кольцами.

ВНИМАНИЕ
Выступ на крышке шатуна должен находиться с той же стороны, что и надпись…

ВНИМАНИЕ
…«ПЕРЕД» на поршне.

Посадочные места гильз тщательно очищаем от накипи и коррозии.
Уплотнительные медные шайбы гильз цилиндров заменяем новыми.

Гильзы запрессовываем легкими ударами молотка через деревянный брусок.

Набором щупов проверяем выступание гильзы над плоскостью блока, которое должно быть 0,02–0,10 мм.


Подбираем поршневые кольца к цилиндрам.

Поочередно устанавливаем кольца в цилиндр на глубину 20–30 мм и щупом измеряем зазоры. Компрессионные кольца должны иметь зазор в замке 0,3–0,6 мм, маслосъемные — 0,3–1,0 мм.


Если замена поршней не предполагается, проверяем ширину канавок при помощи новых поршневых колец.

Зазор проверяем в нескольких точках по окружности поршня. Величина бокового зазора для компрессионных колец должна быть 0,050–0,082 мм, для сборного маслосъемного кольца 0,135–0,335 мм.


В изношенные цилиндры можно установить кольца ближайшего ремонтного размера и при необходимости, подпилить торцы для получения зазора 0,3 мм.
Надеваем кольца на поршень, начиная с маслосъемного кольца.

Раскрыв замок расширителя маслосъемного кольца, устанавливаем его в нижнюю канавку кольца, после чего сводим концы расширителя.

Надеваем на расширитель маслосъемное кольцо…

…надписью к днищу поршня.


Угол между замками расширителя и кольца — 45 градусов.

Устанавливаем нижнее компрессионное кольцо…

…надписью и фаской с внутренней стороны кольца к днищу поршня.

Устанавливаем верхнее компрессионное кольцо.

Размерные группы пальцев, поршней и шатунов

Как правильно собрать поршня с шатунами

В двигателе поршень с шатуном образуют так называемую шатунно-поршневую группу. При этом необходимо выделить отдельно поршневую группу, состоящую из поршня, поршневого пальца и поршневых колец. Сами поршневые кольца в свою очередь делятся на компрессионные (два верхних кольца) и маслосъемные (одно нижнее кольцо) кольца. Маслосъемные кольца могут быть выполнены цельными, либо разборными.

Существует два вида соединения поршня с шатуном:

• с плавающим пальцем;
• с фиксированным пальцем.

Соединение поршня с плавающим пальцем

При таком соединении шатуна с поршнем поршневой палец может проворачиваться как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня. Поршневой палец фиксируется при помощи стопорных колец, для которых выполнены специальные проточки в бобышках поршня. При сборке необходимо всегда устанавливать только новые стопорные кольца.
В верхнюю головку шатуна в таких соединениях запрессовывается бронзовая втулка.

При сборке правильно подобранный поршневой палец, смазанный маслом, должен проходить в головку шатуна от усилия большого пальца руки.

В бобышки поршня палец должен входить с небольшим натягом и не выпадать из него при переворачивании. Для соединения поршня с шатуном поршня нагреваются в горячей воде с температурой 65-85 &#176С.

Поршневой палец подбирается к поршню одного класса (группы). Группы метятся цветной меткой на бобышках поршня или его днище, а на поршневом пальце не его торце. Необходимо подбирать поршня и пальцы одной группы, допускается применение соседней группы, но с обязательной проверкой соединения пальца с поршнем.

Соединение поршня с фиксированным пальцем

В данном случае поршневой палец неподвижен в верхней головке шатуна, но поршень подвижен в соединении с поршневым пальцем. Это всем известные моторы АвтоВАЗа. Для соединения с поршневым пальцем шатун нагревают до температуры 240 &#176С и с помощью специального приспособления быстро соединяют с пальцем, так как шатун быстро остывает. Остывший шатун «намертво» зажимает палец в своей головке (натяг 0.01-0.042мм) и потому нет необходимости в какой-либо фиксации поршневого пальца. В таких шатунах бронзовая втулка не устанавливается.

В соединении поршня с шатуном, поршневой палец служит осью качания шатуна. Это необходимое условие, так как при возвратно-поступательном движении поршня, необходимо, чтобы верхняя и нижняя головки шатуна имели шарнирное соединение.
Например, в верхней головке шатуна это бронзовая втулка (плавающий палец), а в нижней головке – вкладыш шатуна на шейке коленчатого вала.

Поршневой палец воспринимает все силы, возникающие между поршнем и шатуном. Это сила инерции, появляющаяся во время изменения направления движения поршня, сила давления сжимаемой топливной смеси или воздуха в дизелях, а также и огромная сила давления расширяющихся газов (до 4 тонн). Дополнительно палец получает еще и изгибающее усилие, и усилие среза.

Подобные нагрузки могут привести к тому, что палец может получить овальность, что приведет к его заклиниванию в бобышках поршня или верхней головке шатуна. Овальность поршневого пальца может служить и причиной возникновения трещин в бобышках поршня и его разрушения.

Большинство современных двигателей имеют в своей конструкции соединения поршня с шатуном плавающие пальцы.

Устройство и обслуживание автомобилей Тойота

  • Home
  • Сборка узла «поршень — шатун»

Сборка узла «поршень — шатун»

1.(1ZZFE, 2ZZGE) Соберите шатунно-поршневую группу.

а) Используя отвертку, установите новое стопорное кольцо с одной сто­роны в отверстие бобышки поршня.

Примечание : убедитесь, что замок стопорного кольца не совпадает с прорезью бобышки.

б) Постепенно нагрейте поршень до температуры 80 — 90°С.

в) Нанесите немного моторного масла на поршневой палец и в от­верстия бобышек поршня.

г) Совместите метки «перед» поршня и шатуна и установите поршневой палец.

д) Используя отвертку, установите второе новое стопорное кольцо с другой стороны отверстия бобышки поршня.

2.
(1NZFE, 2NZFE) Соберите шатунно-поршневую группу.

а) Нанесите немного моторного масла на поршневой палец и в от­верстие бобышек поршня. Совмес­тите метки «перед» поршня и шатуна.

б) Запрессуйте поршневой палец помощью спецприспособления.

в) Убедитесь, что поршень свободно поворачивается на поршневом пальце.

3. Установите поршневые кольца,

а) Установите расширитель и два скребка маслосъемного кольца.

б) Экспандером для монтажа порш­невых колец установите два ком­прессионных кольца; причем метки колец (если есть) должны быть об­ращены вверх, как показано на ри­сунке.

Метка:

1компрессионное кольцо:

2компрессионное кольцо:

в) Установите поршневые кольца в канавках так, чтобы их замки распо­лагались, как показано на рисунке.

Примечание : не совмещайте замки колец.

(1NZ-FE, 2NZ-FE, 2ZZ-GE)

1 — замок компрессионного кольца №1, 2 — за­мок нижнего скребка маслосъемно­го кольца, 3 — замок компрессионно­го кольца №2, 4 — замок верхнего скребка маслосъемного кольца.

1 — замок компрессионного кольца №2, 2 — замок нижнего скреб­ка маслосъемного кольца, 3 — замок компрессионного кольца №1, 4 — за­мок верхнего скребка маслосъем­ного кольца.

2. Установите вкладыши шатунных подшипников.

а) Совместите выступ вкладыша с выточкой в нижней головке шатуна и с его крышкой.

б) Вставьте вкладыши в нижнюю го­ловку шатуна и в крышку шатуна.

Поршни с шатунами

На днище поршня нанесено обозначение группы поршня по диаметру юбки, на передней части поршня — ремонтной группы и ремонтного размера поршня. Для облегчения индивидуального подбора поршней к цилиндрам каждый из размеров ремонтной группы подразделяют на размерные группы, в которых размеры поршней по диаметру юбки следуют через 0,01 мм. Все операции подбора поршней по цилиндрам необходимо проводить при температуре окружающей среды 17… 23 °С.

Для облегчения индивидуального подбора поршневых пальцев поршни по диаметру отверстия под поршневой палец подразделяют на четыре размерные группы. Маркировку размерной группы по диаметру отверстий под поршневой палец осуществляют нанесением краски на бобышку поршня.

При замене поршней без замены гильзы цилиндров верхнюю кромку (буртик) гильзы, которая образовалась в результате износа гильзы под верхним поршневым кольцом, целесообразно обработать шабером или мелкозернистым шлифовальным кругом, установленным на пневматической или электрической дрели.

Поршни к цилиндрам следует подбирать так, чтобы зазор между стенкой цилиндров и юбкой поршня был 0,03…0,05 мм. Зазор определяется лентой-щупом толщиной 0,08 мм, шириной 10… 13 мм и длиной не менее 200 мм. Ленту-щуп протягивают через зазор между поршнем и цилиндром при неподвижном поршне с усилием 25… 45 Н, При этом поршень должен быть обращен днищем вниз, а лента-щуп должна находиться в плоскости, перпендикулярной оси отверстия под поршневой палец. Подбор поршней можно проводить не выпрессовывая гильзы из блока или после их выпрессовки. После подбора поршней к гильзам цилиндров необходимо на днищах поршней выбить порядковые номера цилиндров.

Посадку пальца в бобышках поршня выполняют с натягом 0,0025… 0,0075 мм. Допуск цилиндричности пальца равен 0,00125 мм в радиусном выражении. Стопорные кольца поршневого пальца следует устанавливать в канавках поршня с некоторым натягом, т.е. они не должны проворачиваться от усилия руки. Кольца, потерявшие упругость, следует заменить.

Шатуны

Нижнюю головку шатуна обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому при разборке, контроле и сборке следует сохранять комплектность шатуна и крышки шатуна. Крышки шатунов центрируют по шлифованным поверхностям шатунных болтов. Ремонт верхней головки шатуна обычно заключается в выпрессовывании, запрессовывании и растачивании втулки. Усилие запрессовки втулки должно быть не менее 7 000 Н, При ремонте верхней головки шатуна размеры под втулку и палец должны соответствовать размерам, рекомендованным заводом-изготовителем. Для подбора пары поршневой палец — шатун размеры верхней головки шатуна (диаметр от-верстия под втулку) подразделяют на размерные группы, которые отличаются друг от друга на 0,0025 мм.

Рис. Подбор поршня к гильзе с помощью ленты-щупа:
а — гильза запрессована в блок цилиндров; б — гильза выпрессована из блока цилиндров

Сборка шатунно-поршневой группы

Для сборки шатуна с поршнем нужно подобрать поршневой палец к втулкам верхней головки шатуна и бобышкам поршня. Для соединения с шатуном поршень нагревают в масле или в электронагревательном приборе до температуры 55 °С. При этом палец в отверстие бобышки нагретого поршня должен входить плавно от усилия большого пальца правой руки. В таком соединении после охлаждения поршня появляется необходимый натяг 0,0025 …0,0075 мм.

Затем нужно сверить порядковые номера поршней и шатунов. Шатун закрепляют в тисках, устанавливают поршень, их соединение фиксируют пальцем. Поршень при сборке с шатуном должен быть установлен так, чтобы метка на днище поршня была направлена к передней части двигателя. Бобышка, выштампованная на шатуне для левой группы цилиндров, также должна быть направлена к передней части двигателя, т.е. в одну сторону с меткой на поршне. Для правой группы цилиндров при сборке поршня с шатуном бобышка шатуна должна быть направлена к задней части двигателя, а метка на днище поршня — к передней части.

После соединения и проверки шатунно-поршневой группы следует закрепить стопорными кольцами палец в бобышках поршня, затем тщательно протереть подобранные по канавкам и подогнанные к цилиндрам поршневые кольца и установить их на поршни с помощью специального приспособления. Поршни в сборе с шатуном необходимо проверить по массе. Детали комплекта, установленного на одном двигателе, не должны отличаться по массе более чем на 12 г, т.е. шатуны должны соответствовать по массе одной группе. Для установки поршней с шатунами в цилиндры блока нужно выполнить следующие операции:

  • повернуть блок двигателя, установить его на стенде вертикально, передней частью вверх;
  • последовательно, один за другим брать поршни с шатунами в сборе;
  • тщательно протереть салфеткой постель под вкладыши в нижней головке шатуна;
  • отвернуть гайки и снять крышку шатуна;
  • установить шатун с поршнем.

При этом рекомендуется надеть на шатунные болты специальные колпачки из латуни или меди, предохраняющие зеркало гильзы цилиндров от повреждений.

Затем необходимо проверить и продуть отверстие в нижней головке шатуна, служащее для разбрызгивания масла на стенки цилиндра, вставить вкладыши в шатун и в крышку, протереть салфеткой верхние вкладыши шатуна и поршень, установить на поршень кольца, располагая внутреннюю выточку вверх, развести стыки компрессионных колец по окружности поршня примерно на 120°. После установки развести стыки компрессионных колец на 180°.

Далее следует протереть салфеткой гильзы цилиндров блока и шатунную шейку, смазать чистым маслом, применяемым для двигателя, поверхность шатунного вкладыша, поршня, поршневых колец и гильз цилиндров, вставить поршень с шатуном в цилиндр, направив метку на днище поршня к передней части двигателя с помощью специального приспособления, довести подшипники шатуна до шейки коленчатого вала, продвигая поршень по цилиндру с помощью деревянной оправки, смазать маслом шейку вала и подтянуть нижнюю головку к ней, снять предохранительные наконечники с шатунных болтов и поставить на место нижнюю крышку шатуна, закрепив ее шатунными гайками.

Перед окончанием сборки нужно проверить суммарный осевой зазор между торцами шатунов и шатунной шейки коленчатого вала с помощью щупа и окончательно затянуть болты шатунных подшипников динамометрическим ключом. После затяжки каждой пары шатунных подшипников следует проворачивать коленчатый вал. Момент прокручивания вала при правильно подобранных радиальных зазорах в подшипниках должен быть не более 100 Нм. Аналогичные операции нужно провести при установке в цилиндры остальных поршней с шатунами.

NSP — Качественные автозапчасти

спрашивайте в магазинах вашего города

Центр поддержки партнеров с 9:00 до 18:00 (МСК)

Замена поршневой группы

Цилиндро-поршневая группа – это важная часть двигателя любого транспортного средства. Именно от этих деталей во многом зависит стабильная работа ДВС. Состояние поршней и гильз влияют на такие показатели, как компрессия и мощность мотора, а также обеспечивают уверенный его запуск.

Замена цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) – достаточно сложная процедура, имеющая свои особенности. О том, как сделать такую работу качественно, мы расскажем в данной статье.

Когда меняют ЦПГ

Поршни и гильзы двигателя автомобиля могут получить серьезные повреждения в следующих случаях:

  • лопнули кольца;
  • заклинил мотор;
  • износились цилиндры.

Если что-то из выше перечисленного произошло с машиной, то тут без вариантов – необходимо менять поршневую группу. Но делают это не только в случае обнаружения дефектов ЦПГ. Меняют поршня также с целью повышения мощности двигателя.

В полный комплект ЦПГ входят:

  • поршни;
  • гильзы цилиндров;
  • кольца;
  • пальцы.

Все это нужно приобрести при замене изношенных деталей на новые.

Особенности подборки комплектов поршень-шатун

Одним из важных параметров комплекта поршневой группы или, как ее еще называют, гильзо-поршневой группы, является вес отдельных элементов. Поэтому, при покупке новых деталей обязательно нужно знать их вес. Если вы решили оставить старые шатуны, их так же нужно взвесить. Допустимые отклонения комплекта не должны превышать пяти граммов. Если разница будет более десяти грамм, двигатель будет заметно трясти. А увеличение веса на двадцать грамм значительно сократить рабочий ресурс мотора.

Обычно, если вес шатуна или поршня отличается от оригинала, этот недостаток компенсируют, подбирая к тяжелому шатуну легкий поршень, или к легкому шатуну – тяжелый поршень.

Как правило, меняют поршневую группу на двигателе, который снят с машины. Без демонтажа мотора выполнять данную работу можно в том случае, если есть возможность выбить гильзы поршней. Во всех остальных случаях потребуется снять блок, шлифовать или полностью удалять старые гильзы на специальном оборудовании. Сделать это может только опытный токарь. Новые гильзы вставляют, предварительно разогрев блок цилиндров. Но данный процесс лишь временно поможет восстановить работоспособность двигателя, так как если мотор не рассчитан на смену гильз, после расточки его ресурс заметно уменьшится.

Если запасные части приобретаются отдельно (не комплектом), то блок все равно придется растачивать, подгоняя гильзы под цилиндры. Поэтому лучше всего покупать уже подогнанные комплекты.

Этапы работы

Последовательность выполнения работ по замене ЦПГ должна быть такая:

  • поставьте автомобиль на яму;
  • отключите аккумулятор, сняв сначала минусовую клемму, а затем плюсовую. Уберите АКБ с автомобиля;
  • слейте с двигателя масло и охлаждающую жидкость;
  • при наличии возможности, снимите двигатель с автомобиля;
  • снимите с двигателя все навесные агрегаты, раскладывая болты, гайки, прокладки и другие мелкие детали по заранее приготовленным коробочкам;
  • снимите ГБЦ;
  • демонтируйте масляный поддон;
  • снимите бугеля, отвернув соответствующие гайки;
  • выньте поршни, аккуратно постукивая по ним деревянной рукояткой молотка;
  • положите поршни в банку с керосином (если планируете поменять вместе с ними шатуны, вымачивать поршня в керосине не нужно);
  • скомплектуйте поршневые группы, подбирая детали по весу;
  • извлеките гильзы из блока цилиндров. Для этого понадобятся специальные съемники;
  • установите новые гильзы. Перед и после установки гильз, может понадобиться проделать дополнительную работу, специфика которой зависит от модели двигателя машины;
  • соберите комплекты поршень-шатун. Закрутите бугеля. Взвесьте комплекты. Разница в весе не должна превышать 5 граммов. Если все нормально, разберите группы, предварительно пометив гайки и бугеля;
  • аккуратно наденьте на поршни кольца. Допустимый зазор между кольцом и гильзой 0,2/0,9 мм;
  • установите поршни в свои гнезда блока цилиндров, обращая внимание на совпадение выемок на поршнях с выемками клапанов;
  • смажьте вкладыши, установите их в постели шатунов;
  • шатуны разместите на коленвале;
  • поставьте бугеля на шатуны и затяните их;
  • установите новую прокладку БЦ;
  • прикрутите готовку блока цилиндров;
  • прикрутите масляный поддон;
  • прикрутите к двигателю все снятое оборудование;
  • залейте расходные жидкости;
  • поставьте и присоедините АКБ;
  • обкатайте двигатель. Данная процедура сначала выполняется на холостых оборотах. Двигатель заводят, нагревают до температуры 80 градусов. Затем глушат и дают остыть до температуры 40 градусов. Повторяют 10 таких циклов. Затем можно обкатывать двигатель в движении на 2500 оборотах.

Заменить поршневую группу может каждый автолюбитель. Главное – соблюдать порядок действий и не потерять мелкие запчасти. Не торопитесь и у вас все получится.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector