0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить аккумулятор

Как проверить аккумулятор?

Хороший аккумулятор — важная составляющая бесперебойной и беспроблемной работы любого современного устройства. Особенно это важно для автомобилей, так как аккумулятор, переставший работать посреди дороги, может ощутимо осложнить жизнь и водителю, и пассажирам. Проверка аккумулятора — несложное, не требующее специальных навыков действие, которое поможет избежать подобных казусов. Знания о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, пригодятся при покупке подержанного авто, батарейки с рук или выборе АКБ в магазине, не внушающем особого доверия, при выявлении причин неработоспособности какого-либо устройства.

Общая информация

Сейчас существует три основных вида аккумуляторов: свинцово-кислотные, литиевые и щелочные. Из них чаще всего требуется проверить АКБ на свинцово-кислотной основе, так как этот тип источников питания обычно используется в автомобилях, мотоциклах и мопедах.

Время наибольшей уязвимости такой батареи — зима, так как электролит, состоящий из смеси серной кислоты и воды, чувствителен к холоду, и исправность аккумулятора может оказаться под угрозой. Не стоит забывать и о том, что сочетание отрицательной температуры и глубокого разряда могут прикончить батарею в кратчайшие сроки. Поэтому лучше не пренебрегать проверкой заряда аккумулятора и его работоспособности, тем более, что это не самая сложная процедура, в отличие от того, как проверить аккумулятор автомобиля на замыкание.

Методы проверки заряда автомобильных АКБ

Индикатор

Существует три распространенных способа проверки того, достаточное ли количество энергии находится в аккумуляторе автомобиля. Все методы можно применить в домашних условиях при соблюдении техники безопасности. Первый и самый простой подойдет только счастливым обладателям необслуживаемых устройств, оснащенных специальным индикатором (этот же способ используется для оценки уровня электролита). Для этого достаточно открыть капот и посмотреть на АКБ.

Там расположены три индикатора:

  • зеленый — все хорошо, устройство заряжено, электролит в норме;
  • черный — на автомобиле разряжается аккумулятор;
  • белый — электролита недостаточно для корректной работы.

Дальше источник питания нужно подзарядить или пополнить в нем уровень электролита. Или же обратиться в сервис, если автовладелец против применения народных методов к машине.

Такие источники питания дороже обслуживаемых и требуют установки очень хорошего генератора, так как чувствительны к перепаду напряжения.

Мультиметр

Метод №2 тоже не требует особых усилий. Это использование прибора для проверки состояния аккумуляторной батареи. Прибор этот называется мультиметром и в базовой комплектации сочетает в себе функции вольтмера, амперметра и омметра. В дорогих моделях еще больше функций, но эти три — базовые, их вполне достаточно, чтобы оценить уровень заряда АКБ. Обычно мультиметр — компактное портативное устройство, приобрести которое можно без особых проблем в любом специализированном магазине.

Перед проверкой аккумулятора мультиметром нужно внимательно осмотреть корпус устройства. Если обнаружены потеки электролита — места утечек заряда, скорее всего, будут именно там. Отклоняясь от темы, стоит отметить, что пыль, грязь и потеки масла и электролита в принципе не способствуют улучшению работоспособности батареи. Лучше потратить немного времени, регулярно протирая корпус устройства, чем постоянно его подзаряжать.

После проверки внешнего вида аккумулятора можно приступать к измерению заряда. Основная задача автовладельца при использовании мультимера — правильно подсоединить его к проверяемой АКБ и выбрать нужный режим.

Если диагностика производится на неработающем аккумуляторе автомобиля, порядок действий будет таким:

  1. Выключить все потребители энергии.
  2. Выставить режим вольтмера.
  3. Прикоснуться красным щупом к положительной клемме, черным — к отрицательной. Иногда провода бывают одинакового цвета, но даже если перепутать, каким куда прикасаться, ничего страшного не случится. В таком случае число окажется отрицательным, но цифры будут верными.
  4. Оценить полученный результат диагностирования, высветившийся на экране.

Примерная таблица результатов будет выглядеть так:

  • 12,5–13,2 В — аккумулятор заряжен на 100%;
  • 12,1–12,4 В — половинный заряд;
  • 11,7 В — АКБ успел разрядиться почти полностью.

Проверка аккумулятора мультиметром при работающем двигателе используется реже, такая методика диагностики АКБ покажет заряд, передающийся на батарею от генератора, и исправность устройства, регулирующего напряжение. Если эти данные тоже нужны, то порядок действий будет таким же.

Таблица результатов:

  • 13,5–14,0 — все в порядке;
  • 14,2 — обычно означает, что АКБ разряжен, в холодное время этот показатель может наблюдаться в первые 10-15 минут работы;
  • меньше 13,4 — батарея не способна полностью зарядиться.

Если по каким-то причинам возможно измерить только напряжение автомобильного аккумулятора, эти данные могут помочь определить уровень его заряда. Эти показатели будут не так точны, но оценить ситуацию помогут. Начинать тестирование нужно, выключив все потребители электричества, но включив двигатель. Нормальный показатель при такой нагрузке — 13,6 В. Дальше нужно по очереди включать потребители (фары, освещение, магнитолу и др.). Напряжение должно постепенно падать на очень маленькие величины (0,1–0,2). Резкие скачки этого параметра — показатель некорректной работы генератора. Идеальное значение при всех работающих электроприборах — 12,8–13,0. Меньший результат достоверно показывает низкий уровень заряда и возможный износ аккумулятора.

Нагрузочная вилка

Проверка аккумулятора на работоспособность методом нагрузочной вилки требует наличия специального прибора, имеющего менее широкое распространение, чем мультиметр. Он создает батарее нагрузку, аналогичную той, которую она испытывает при работе. Диагностика аккумулятора под нагрузкой позволяет получить, пожалуй, самые объективные данные об изношенности АКБ и уровне заряда. Сама нагрузочная вилка состоит из вольтиметра, клемм и нагрузки. Эту полезную вещь можно приобрести в магазине или собрать собственноручно.

Во втором случае схема сборки устройства выглядит так:

  1. Убедиться в наличии доступа к отдельным банкам аккумулятора. Вычислить необходимую нагрузку по формуле R=U/I. R — сопротивление, U — напряжение, I — сила тока. Все необходимые данные можно взять в инструкции к АКБ. Обратите внимание — формула рассчитывается отдельно на каждую банку.
  2. Выбрать резистор, рассчитав его мощность с помощью формулы P=UI. P — мощность. Эта деталь обязательно должна быть изготовлена из проволоки.
  3. Клеммы и провода, использующиеся для проверки АКБ нагрузочной вилкой, должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать ток необходимой мощности. Все места соединений должны быть надежно запаяны. Расстояние между клеммами рекомендуется сделать равным расстоянию между полюсами батареи.
  4. Подключить вольтметр, заизолировать места соединений, сделать жесткий каркас из огнеупорного материала, не проводящего электричество.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой может проводиться под нагрузкой и без нее. В первом случае батарея должна быть полностью заряжена. Тогда до подачи нагрузки прибор покажет от 12,6 до 12,9 В. Если этого не произошло — АКБ нужно зарядить. Возможна ситуация, когда заряд полон, но требуемых цифр все равно не появляется. Это надежный признак того, что одна или несколько банок безнадежно испорчены.

Если все в порядке и правильные показатели появились, нужно включить нагрузку и на пятой секунде измерить напряжение. Идеальный показатель — 10,2 В. Число меньше 9 — показатель изношенности батареи. Необходимо точно соблюдать время подачи нагрузки и снятия показаний. После пяти секунд работы нагрузочной вилки будет получен самый достоверный результат. Для более наглядного понимания, как собрать устройство и воспользоваться им для проверки аккумуляторной батареи, можно посмотреть обучающее видео.

Методы проверки электролита АКБ

Электролит — важная составляющая любой АКБ. При его недостаточно высоком уровне батарея может безвозвратно испортиться, при слишком высоком — окисляются клеммы, может быть поврежден двигатель. Проверка уровня электролита в аккумуляторе может производиться разными способами. Все зависит от конструктивных особенностей нуждающегося в проверке источника питания.

Все, что было сказано выше о необслуживаемых, в полной мере относится и к измерению количества электролита. На других моделях часто бывает шкала, показывающая текущий уровень заполнения батареи, максимальное и минимальное количество электролита, необходимого для корректной работы.

Проще всего провести проверку аккумулятора автомобиля визуально, открутив крышки банок и заглянув внутрь. Иногда производители оставляют часть корпуса прозрачной. Более надежный метод — использование специальной полой стеклянной трубочки небольшого диаметра. Ее опускают внутрь каждой банки до упора на дно и достают, предварительно зажав пальцем отверстие. Так можно получить самые точные данные о количестве водного раствора серной кислоты внутри банок. Проводя эту процедуру, главное не забыть о том, что в трубочке окажется крайне едкое вещество, и допускать его попадания на кожу и одежду не рекомендуется.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе — важная процедура, которая дает представление не только о состоянии батареи, но и об уровне заряда (косвенно). Чтобы определить соотношение воды и серной кислоты понадобится прибор, называемый ареометром (более точное название — денсиметр). Состоит он из колбы с грушей на конце, внутри которой есть резервуар с дробью или ртутью.

Проверкой плотности электролита в аккумуляторе нужно заниматься спустя два часа после его полной зарядки. Так же, как и уровень, плотность раствора проверяют отдельно в каждой банке. Для этого нужно открыть емкость, набрать столько электролита, сколько нужно, чтобы поплавок поднялся, отметить результат на нанесенной на колбу шкале. Правильные цифры — 1,27-1,29 г/см 3. Для разных банок допустимы разные показатели. Если результат выше нормы — добавить туда дистиллированной воды, при слишком низких показателях — забрать часть электролита и добавить раствор с нормальной плотностью. Подробнее о плотности аккумулятора зимой и летом →

Методы проверки других распространенных АКБ

Проверка технического состояния аккумуляторных батарей нужна не только для автомобилей. Источники питания, обслуживающие другую технику, особенно долго находившиеся в нерабочем состоянии, также нужно проверять перед эксплуатацией. Для щелочных АКБ часто применяется такая же нагрузочная вилка, как и для кислотных.

Чтобы проверить емкость литиевой батарейки, можно или воспользоваться специальным тестером, или проверять аккумулятор под нагрузкой, используя подходящий резистор. Далее нужно довести его до полной разрядки, подбирая и записывая напряжение и силы тока. Результатом испытаний является график, показывающий реальную емкость АКБ. Обратите внимание: этот метод подходит для технически подкованных пользователей.

Итак, при покупке свинцово-кислотных аккумуляторов в непроверенном магазине или с рук обязательно нужно внимательно изучить приобретаемую вещь. Во-первых, важен тщательный визуальный осмотр. Потеки, трещины, иные механические повреждения — повод отказаться от покупки. В дальнейшем они могут оказаться причиной полной неработоспособности батареи.

Во-вторых, нужна проверка напряжения на клеммах аккумулятора автомобиля. Для 12 В АКБ этот параметр должен быть не менее 13–13,5 В. Если ниже — это разряженный источник питания, и покупать его не рекомендуется. Вы имеете право попросить продавца проверить новый аккумулятор в магазине, чтобы точно знать, какое у него состояние.

И напоследок о дате выпуска. За рубежом эта информация важной не считается, но в России, особенно, если покупать у непроверенного продавца, лучше обращать внимание и на неё. Единых стандартов нанесения этой маркировки не существует, так что, возможно, придется поискать. На аккумуляторы заграничных производителей, попавшие в Россию законным путем, обязательно дается гарантия от 12 до 24 месяцев, поэтому после приобретения нового товара стоит хранить гарантийный талон с печатью магазина и чек до тех пор, пока не истечет время обслуживания.

Как проверить аккумулятор мультиметром на работоспособность

Как проверить аккумулятор мультиметром

Современные автомобили снабжены функцией контроля заряда аккумуляторной батареи. Эти данные дают понять, какие резервы есть ещё у АКБ. Но когда он снят для подзарядки, как узнать уровень заряда? В каждом доме практически есть этот мультиметр, с помощью которого можно протестировать источник питания. О том, как проверить аккумулятор мультиметром, подробно рассказывается в этой статье.

Проверка АКБ мультиметром

Что такое мультиметр

Мультиметр является комбинированным измерительным прибором, выполняющим функции нескольких приборов:

  • амперметра;
  • вольтметра;
  • омметра.

Сегодня популярны цифровые приборы, но также актуальны и аналоговые.

Схема устройства

Прежде чем рассказать, как протестировать батарею тестером, рассмотрим схему его устройства. На самой простой схеме устройства представлены 3 резистора с шунтами для определения сопротивления в Ом: 0.5; 4.6; 46.3.

Схема прибора

При переключении к другим выходам устройство производит определение силы тока по 3 показателям в аМ: 3, 30, 300. Шунты – это своеобразная защита при измерении различных размеров тока.

Измерение показателя – напряжение тока в трёх диапазонах в В: 3, 30, 300 производится дополнительными резисторами: 950 Ом, 10 и 100 кОм. Прибор используется исключительно для тестирования данных постоянного тока.

Для чего используется

Мультиметр является многофункциональным универсальным тестером. Он заменяет сразу три измерительных прибора, таких как: омметр, вольтметр и амперметр, поэтому с помощью него можно измерить такие показатели на участке электроцепи, как:

  1. Сопротивление.
  2. Напряжение.
  3. Силы тока.

Таким образом, с помощью устройства измеряют постоянное и переменное напряжение, постоянный ток.

Обратите внимание! С помощью этого прибора проверяются ещё различные радиодетали, а также неразрывность электрической цепи.

Какие параметры может измерять мультиметр

С помощью мультиметра можно с точностью определить при проверке АКБ напряжение, емкость, ампераж и др. Рассмотрим подробно по одному.

Измерение емкости

Как правильно проверить емкость аккумулятора мультиметром? Для этого нужно сделать контрольную разрядку АКБ, но перед этим она должна быть максимально заряжена. Следует убедиться, что зарядка полная, и только после этого можно производить замер плотности электролитного состава и напряжения.

В дальнейшем подключается прибор с определённой мощностью, например, лампочка.

Важно! Заметить время, когда начался эксперимент.

Когда напряжение полностью заряженного источника питания снизится до уровня 50%, лампу накаливания нужно отключить. Емкость вычисляется по следующей формуле: сила тока в цепи при дополнительной нагрузке умножается на часовой период, при котором длился контрольный разряд аккумулятора.

Если результат в ампер-часах соответствует номинальной цифре, то состояние АКБ отличное.

Напряжение

Иногда возникают проблемы, АКБ новая, а транспортное средство не заводится. Для этого нужно рассмотреть, как цешкой проверить аккумулятор при измерении напряжения. Для этого активируем устройство в режим измерения постоянного напряжения с завышенным значением DCV – 20, а заряженная батарея имеет норматив 12.7 вольт. Чёрный щуп прибора – к минусу, а красный – к плюсу батареи.

Значение должно быть не меньше 12.6 В. Когда напряжение аккумулятора менее 12, его требуется срочно зарядить, так как потенциал – менее 50%. При значении менее 11.5 – АКБ разряжена. Из-за плохих контактов и повреждения проводов в бортовой системе автомобиля возможна просадка напряжения.

Важно! Проверка мощности в вольтаже и просадка напряжения для аккумуляторной батареи проводится с помощью тестирования мультиметром.

Ампераж

АКБ может сама по себе разряжаться, если нет питания, это естественная процедура. Большие потери несут при этом кислотные аккумуляторы. Допустимые показатели тока утечки от 50 до 80 мА. Так охранная сигнализация потребляет 20 мА, магнитола – 3, впрыскивающая система – 5 и т.д. Если ток расходуется в норме, то батарея проработает не один год. Утечка может также возникнуть из-за неисправности, если:

  • есть влажные участки электрической цепи;
  • присутствуют отрезки с истонченной изоляцией.

При этих ситуациях может совсем разрядиться аккумулятор, и произойти возгорание в местах слабой электропроводки. Проверяя АКБ на утечку мультиметром в режиме изменения силы тока (ампер), смотрите, чтобы показатель не превышал цифру 80, так как аккумулятор быстро сядет.

Чтобы подготовить автомобиль к тестированию, отключите: освещение, все приборы, магнитолу и пр.

Измерение утечки тока

Пошаговая схема подсоединения измерительного устройства:

  1. Первым делом измерительное устройство ставится в положение – на 10 ампер.
  2. Разъём красного цвета – в гнездо «10 ADC».
  3. Убираем клемму с источника питания и подключаем к нему красный провод амперметра.
  4. Черный провод тестирующего устройства помещаем на отсоединённую клемму.

После всех манипуляций на экране прибора должны отсутствовать все показатели. Если вдруг появятся какие-то цифры, то ток утечки – значительный, нужно диагностировать бортовую систему транспортного средства.

Внимание! При проверке АКБ на замыкание также используйте мультиметр, если контакты заискрятся, нужно срочно отсоединить прибор, так как можно его «спалить».

Другие

При помощи универсального измерительного устройства проверяется напряжение аккумуляторных батарей мобильных телефонов, для этого измерительный прибор устанавливается в положение 20 В для постоянного тока, точность этих показаний – до 0.01 В.

Аккумуляторная батарея шуруповёрта и других электроинструментов тоже проверяется мультиметром, цифровые значения номинального напряжения всегда есть в паспортах. Если результаты при тестировании меньше нормы, батарею следует подзарядить.

Для проверки внутреннего сопротивления АКБ подключают электролампу на 12 В, через несколько секунд измеряется напряжение на клеммах. Затем осветительный прибор отключают и опять смотрят значение измеряемой величины. При разнице показателей не более 0.05 В – источник питания в норме.

Обратите внимание! При проверке зарядки и нагрузки напряжения в АКБ при разных условиях также используется мультиметр.

Преимущества и недостатки устройства

Перечислим преимущества цифровых устройств от аналоговых:

  1. Не нужно выставлять «ноль».
  2. Повышенная точность.
  3. Автонастройка.
  4. Высокое входное напряжение.

Цифровой и аналоговый прибор

  1. Зависимость яркости дисплея от зарядки.
  2. За нагревом счётчика следуют погрешности.
  3. Предельное напряжение.
  4. Высокая стоимость.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром в домашних условиях

Емкость АКБ можно узнать с помощью проверки мультиметром тестером двумя способами без нагрузки и с нагрузкой.

Инструкция по замеру без нагрузки

Измерения показателей совершают с помощью нагрузочной вилки в состоянии покоя, для этого:

  1. Батарея извлекается из автомобиля на 7 часов.
  2. После нагрузочная вилка присоединяется «+» к аккумулятору, «минусы» не соединяются.
  3. Касанием штыря «-» к клемме «минус» получают значение заряда аккумулятора.
  4. Цифры на дисплее означают: 13 – полный заряд, меньше 11.7 – источник питания разряжен.

Инструкция по замеру с нагрузкой

  1. Прибор с дополнительной нагрузкой подключается «+» к электроклемме «+» батареи.
  2. Соединяются штырь и клемма «-» АКБ на 5 секунд.
  3. Снятие данных с дисплея вилки: больше 9 В – устройство в норме, меньше 9 В – нужно перезарядить.

Как проверить аккумулятор мультиметром на работоспособность

У многих владельцем автомашин порой нет времени на то, чтобы отсоединять аккумуляторную батарею, тестировать бортовое оборудование, они определяют уровень заряда источника питания не снимая его с авто. Делается это так:

  1. Останавливаем машину, вытаскиваем ключ зажигания.
  2. Мультиметр подключаем к батарее: «+» к «+», «-» к «-».
  3. Норматив зарядки -12.7 Вольт.
  4. После автомашина заводится.
  5. При работе двигателя показатель увеличивается до 14.7.
  6. Подключаем сетевые приборы – цифра должна быть 14.6.

В статье даны советы, как заменить аккумулятор или зарядить его по показаниям мультиметра. Измерить напряжение, емкость, утечку тока с помощью этого универсального прибора очень легко, с ним справятся даже новички-автолюбители. Эти знания пригодятся для работы с другой электротехникой.

Как проверить батарейку мультиметром?

  1. Как проверить заряд без нагрузки?
  2. Проверка элемента на заявленную ёмкость
  3. Исследование на ток короткого замыкания
  4. Заключение

От батареек и аккумуляторов функционирует подавляющее большинство переносных приборов. Они в основном различаются по ёмкости и по типоразмеру – не будь данной классификации, вряд ли они получили бы такое широкое распространение в быту, оставшись лишь одним из оплотов резервного электропитания на производстве и в различных учреждениях. Однако их все объединяет общее свойство – способность к разряду: какими бы они ни были энергоёмкими, каждый такой элемент содержит в себе конечный объём электролита.

Как проверить заряд без нагрузки?

Для всех способов проверки понадобится мультиметр – измерительный прибор, работающий в качестве вольтметра и амперметра. Какой из этих двух режимов понадобится, покажет конкретный способ проверки пригодности питающего элемента.

Чтобы проверить заряд без нагрузки, понадобится выполнить определенную последовательность шагов.

  1. Переключите мультиметр в режим измерения постоянного тока. Если речь идёт о батарейке или аккумуляторе, не превышающем по напряжению 1,5 вольта в заряженном состоянии, выберите режим «2000 милливольт» (это и есть измерение напряжения до 2 В).
  2. Прежде чем измерить напряжение, убедитесь, что мультиметр исправен и работоспособен, а щупы подключены.
  3. Приложите красный щуп к выводу «+», а чёрный – к «минусу». Если вы перепутаете полярность – мультиметр покажет то же самое напряжение, но с минусом. Никаких нежелательных последствий ни для самого прибора, ни для элемента питания не наступит.

У сухих алкалиновых батареек оптимальным считается напряжение до 1,2 В. Если прибор показывает меньше – «доживать свой век» такая батарейка отправится в карманный радиоприёмник, часы или велокомпьютер. Литиевые батарейки не должны иметь значения меньше 2 В – при показаниях ниже этого предела электрический элемент считается непригодным. Свинцово-кислотные аккумуляторы считаются негодными при падении напряжения ниже 1,8 В. У литий-ионных разновидностей, применяемых в гаджетах, а также у моделей 14650, 18650 минимально допустимым является 2,5 В – при падении ниже этого предела происходит необратимая деградация рабочего слоя, а полностью заряженный элемент покажет 4,2 В. Что касается аккумуляторов с электрохимией на основе никеля – допустимым является напряжение 1… 1,5 В. Частично саморазрядившиеся (при простое) элементы часто показывают 1,2 В.

Недостаток проверки заряда без нагрузки – неточная оценка. Батарейка, простоявшая в безмоторных настенных часах, работающих по импульсно-шаговому принципу и в момент ежесекундных импульсов потребляющих 100 микроампер, может выдавать 1,3 В и считаться пригодной.

Но, запитав от неё лампочку или карманный фонарь, вы убедитесь, что она не держит требуемую нагрузку – светодиод или лампочка накаливания после короткой вспышки тухнет.

Проверка элемента на заявленную ёмкость

Для проверки заряда под нагрузкой вам потребуется любой потребитель тока – лучше всего использовать любое эквивалентное сопротивление, потребляющее 100… 200 миллиампер в час. Это может быть либо лампочка от карманного фонаря, либо светодиодная головка от другого похожего фонаря. Можно использовать любой гаджет, например карманный FM-радиоприёмник, звук в котором включён негромко.

  1. Соберите цепь из выключателя, потребителя и батарейки.
  2. Включите параллельно батарейке мультиметр в режиме вольтметра. Можно использовать второй тестер, включённый последовательно в цепь на измерение тока в режиме «200 мА» или «10 А».
  3. Оставьте цепь в рабочем состоянии и засеките время.

Задача – вовремя засечь момент, когда напряжение на каждой из батареек или аккумуляторов упадёт до 1 В. Если используются две батарейки (или два аккумулятора такого же типоразмера) – падение напряжения должно быть до 2 В. У потребителей 9-вольтовых батареек – до 6 В, но, если элемент одноразовый (неперезаряжаемые аккумуляторы), можно разряжать «до победного конца», пока гаджет не перестанет работать. Проверять одноразовые элементы смысла нет – их просто используют и выбрасывают, чего не скажешь об аккумуляторах. Даже если аккумулятор изношен и запущен, он подвергается тренировке, т. е. разрушению металлических кристаллов в рабочем слое. Его ёмкость частично можно восстановить – и использовать его далее в маломощных потребителях.

Быстрая проверка проводится с помощью потребителя, равного ёмкости аккумулятора. Если, к примеру, тестируется никель-металлгидридный «пальчиковый» аккумулятор (типоразмер AA) на 1000 миллиампер-часов, то потребитель должен использовать столько же тока (в миллиамперах за час). Подключение производится не более, чем на минуту. Злоупотреблять быстрым разрядом аккумулятора не следует: виды на основе никеля «не любят» быстрый разряд – для них предпочтительно время разряда от 5 часов до суток. Литий-ионные, разряжаемые с 4,2 до 2,5 В, отдают заряд быстрее – не менее чем за 2 часа, без особо разрушительных последствий.

Когда любой из аккумуляторов запущен настолько, что восстановление ёмкости даже путём тренировок (медленный заряд и несколько обычных циклов разряда-заряда) не помогает – смело утилизируйте его. Никель-кадмиевые образцы, используемые в шуруповёртах, при тренировке разряжаются до 0,4 В на каждый элемент по «короткоимпульсному» методу.

  1. Подключить нагрузку – и держать её включённой, пока напряжение не упадёт до 0,4 В.
  2. Сразу же отключить её.
  3. Выждать требуемое количество секунд (или минуту), пока напряжение не поднимется свыше 1 В, например до штатных 1,2 В.
  4. Повторять этот шаг, пока напряжение не перестанет подниматься больше 1 В. Если сомневаетесь – повторите эти же действия, например, 3 раза.
  5. Поставить аккумулятор в режим медленного (с током на 1/24 его ёмкости) заряда. Теоретически он зарядится не за 10 часов, а за сутки.

Сегодня эту работу выполняют анализаторы аккумуляторов, в которых заложены все программы тренировок для каждого из типов – а в качестве «балласта» используется тест-нагрузка. Эти аккумуляторы ещё можно попытаться «поднять» – но и им рано или поздно придёт конец.

Категорически запрещается помещать отработавшие своё элементы в городские отходы. Вредные для окружающей среды кадмий, никель, литий, щёлочи и кислоты подлежат специальной утилизации. Сдавайте этот «мёртвый груз» в пункты, откуда они отправляются на повторную переработку.

То же самое относится и к измерительным приборам, гаджетам, в состав которых могут входить несъёмные литий-ионные батареи.

Исследование на ток короткого замыкания

Этот варварский метод, использующий параллельное подключение мультиметра в режиме «10 А» к батарейке или аккумулятору, категорически не рекомендуется. Померить ток таким способом – значит, замкнуть полюса аккумулятора накоротко, это можно было бы сделать обычным проводом с толстым сечением без каких бы то ни было измерений. Даже измерение тока короткого замыкания на пару секунд заметно подпортит аккумулятор, после чего ему как минимум потребуется полный цикл тренировки. Запомните: аккумуляторы тестируются только под адекватной нагрузкой, не приводящей к падению напряжения ниже минимального порога менее, чем хотя бы за несколько минут. Не слушайте горе-мастеров, советующих замерять токи таким способом. Если источник мощный (на 3 и более ампер-часов) – велик риск сжечь шунт и повредить прибор.

Заключение

В основном батарейки проверять смысла нет – ими нужно пользоваться, «выжимать» из них весь заряд, а после они выбрасываются. Аккумуляторы можно протестировать лишь под нагрузкой или вхолостую. Других адекватных способов проверить их нет.

И неважно, что питает аккумулятор: смартфон или стартер автомобиля – на пригодность он тестируется при верно подобранной нагрузке, не превышающей его ёмкость по выдаваемому току.

О том, как проверить батарейку мультиметром, смотрите в следующем видео.

Как проверить аккумулятор мультиметром, нагрузочной вилкой и другими приборами?

От состояния аккумуляторной батареи зависит удобство эксплуатации авто – надежная заводка двигателя, хороший свет, комфорт в салоне. Владельцы автомобилей надеются на ее безупречную работу, но случается, она подводит. Как избежать такой ситуации, расскажет статья.

1 Проверка аккумулятора – предупреждение неисправностей

Проверить аккумулятор вовремя и правильно – значит быть уверенным, что он не подведет. Ведь ситуация, когда аккумулятор вдруг перестает работать, крайне неприятна. Полбеды, если такое случилось в гараже, его можно поставить на зарядку. Но если это приключилось в дороге, тут уже не позавидуешь. Большинство автолюбителей ездят до тех пор, пока аккумулятор крутит, а затем покупают новый. Своевременный уход может значительно продлить его жизнь и поможет избежать неприятных ситуаций.

Похожие статьи

На работоспособность аккумулятора влияют, кроме естественного старения, и другие факторы. Режим работы двигателя, состояние электрооборудования сказываются и на состоянии АКБ. Ряд причин могут привести к недозаряду или перезаряду. Батарея недозаряжается, когда автомобилем пользуются, передвигаясь на короткие расстояния. Включенный зимой подогрев, вентилятор отопления тоже могут стать причиной недозаряда. Неисправный регулятор напряжения с малым током не дает АКБ возможности нормального заряда при движении.

Систематический недозаряд автомобильного аккумулятора приводит к сульфатации пластин, что после падения емкости ведет к короткому замыканию и выходу из строя батареи.

Постоянно перезаряженный аккумулятор – тоже не долгожитель. Перезаряд появляется, чаще всего, из-за неисправности регулятора напряжения. Он выдает повышенный зарядный ток, электролит начинает кипеть. В необслуживаемом аккумуляторе выкипает вода, оголяются пластины, проходит их деформация. В других АКБ они осыпаются. Как следствие, аккумулятор становится неработоспособным. Также причиной перезаряда могут быть длительные затяжные поездки, когда двигатель постоянно работает на повышенных оборотах.

Чтобы увеличить срок службы недешевого оборудования, рекомендуем периодически проверять аккумулятор, придерживаясь такой последовательности:

  • осмотреть состояние клемм, внешний вид;
  • проверить электролит: состояние уровня и плотности;
  • измерить вольты на клеммах;
  • проверить его нагрузочной вилкой.

2 Внешний осмотр – пользуйтесь любым удобным случаем

Возьмите себе за правило: подняли капот автомобиля – осмотрите аккумулятор. Времени это займет немного, а польза может быть большая. Грязная поверхность становится причиной саморазряда. Грязь – это не только слипшаяся пыль. При эксплуатации на крышку попадает электролит, превратившийся в жидкое состояние из паров. Если к грязному аккумулятору добавить окисленные клеммы, утечку тока, вовремя не подзарядить – разряд батареи обеспечен. Частые и глубокие разряды грозят сульфатацией пластин.

Можно самому определить, что грязная поверхность приводит к саморазряду. Подключаем вольтметр одним щупом к клемме, а другим проводим по крышке аккумулятора. Видим, что прибор показывает наличие некоторого напряжения. Грязь, электролит на крышке проводят ток между клеммами, батарея саморазряжается. Уход за поверхностью совсем не сложен. Поверхность промываем щелочным раствором, который нейтрализует электролит (немного пищевой соды растворить в воде). Зеленый налет на клеммах промываем горячей водой, вытираем насухо. Можно использовать мелкую наждачку для зачистки. Контакт должен быть надежным. Проверяем крепление: если оно ненадежное, корпус, особенно зимой, может дать трещины.

3 Электролит – проверка уровня и плотности

От саморазряда по поверхности избавились, пора переходить к внутреннему содержимому. В обслуживаемых аккумуляторах проверяем электролит на уровень, используя стеклянную трубку. Вставляем ее в банку до упора в сепаратор пластин, закрываем пальцем и вынимаем. Высота жидкости над пластинами должна составлять 10–12 мм. Если она недостаточна, доливаем дистиллированную воду, которая выкипела.

Доливка электролита – частая ошибка автомобилистов. Он не выкипает. Единственный случай, когда его необходимо долить – если АКБ перевернулась, и из нее вытек электролит.

Приступая к дальнейшей проверке, следует оценить заряженность батареи. Делают это двумя способами: проверкой плотности или измерением напряжения. Плотность проверяется прибором под названием ареометр. Его трубку помещаем в банку, грушей засасываем электролит, чтобы поплавок внутри начал плавать, и смотрим на его шкалу. Ниже приведена таблица с показателями плотности полностью заряженного аккумулятора в зависимости от климатических зон, где он эксплуатируется..

Отклонение от номинальной плотности в сторону понижения на каждые 0,01 г/см 3 означает падение напряжения на 5–6 %. Обычный показатель плотности нового аккумулятора – 1,27 г/см 3 . Допустим, проверка плотности показала 1,21 г/см 3 . Это значит, что емкость аккумулятора недостаточна, он разряжен на 30–36 %, и его следует подзарядить. В исправном аккумуляторе происходит восстановление плотности, что сигнализирует о его заряде. Не следует допускать разряда больше 50 %. Особенно опасно это при морозах. Кроме того, что батарея не будет работать, возникает угроза, что треснет корпус: с понижением плотности электролит замерзает.

4 Использование мультиметра – оценка состояния батареи

Мультиметр – недорогой многофункциональный прибор, работающий от пальчиковой батарейки. Им можно производить различные измерения своими руками, но нас интересуют показатели напряжения. Такой прибор нелишне иметь в арсенале каждому автолюбителю. Включаем его в режим измерения постоянного напряжения DCV, диапазон выставляем 20 V. Черный щуп подключаем к минусу, красный – к плюсу, и снимаем показания. Полностью заряженный аккумулятор должен показать 12,6 В. Показатель 12 В и менее говорит о разряде на 50 % и более, требуется срочная подзарядка. Если мультиметр показывает 11,6 В – батарея полностью разряжена.

Измерения лучше проводить, когда автомобиль некоторое время не работал. Если снять показания сразу после поездки, они будут одними, на утро следующего дня – другими. Заряженный аккумулятор способен держать напряжение несколько дней. Оно не сильно падает, даже если автомобилем не пользовались неделями. На разряженном АКБ падение напряжения стремительное, и может случиться, что, когда придется срочно выехать, двигатель не заведется. Поэтому совет: перед длительным перерывом в поездках обязательно полностью зарядите аккумулятор.

Проверка мультиметром при заведенном двигателе позволит не только оценить работоспособность АКБ, но и проверить исправность электрооборудования. При работающем двигателе прибор должен показать 13,5–14,0 В. Показатели, повышенные до 14,2 В и больше, говорят о плохо заряженной батарее. Генератор работает усиленно, чтобы ее зарядить. При значительных морозах повышение напряжения возможно потому, что ночью аккумулятор разрядился, или электроника допускает больший ток из-за очень холодного воздуха.

Повышение напряжения в начале работы двигателя не таит в себе опасности. Если электрооборудование исправно, то минут через 10 все придет в норму, установятся обычные 13,5–14,0 Вольт. Но если оно постепенно не возвращается к оптимальному уровню, возникает опасность перезарядки. При максимальном зарядном напряжении, особенно при длительной поездке, электролит постепенно выкипит, батарея придет в негодность.

Теперь о пониженном напряжении на работающем автомобиле. Если оно составляет 13,0–13,4 В – аккумулятор не получает достаточной подзарядки. Следует отключить все энергопотребляющие приборы и опять замерить. Если напряжение нормализовалось, все в порядке, в противном случае возможна неисправность генератора, особенно, если показатель ниже 13,0 В. Не спешите его ремонтировать, проверьте контакты. Если они окислены, будет ощущаться нехватка напряжения.

Узнать состояние аккумулятора можно еще одним способом. Заводим двигатель при выключенных потребителях, подключаем мультиметр и следим за показаниями. Постепенно, по одному, включаем потребителей: магнитолу, ближний свет и так далее. При каждом включении наблюдаем падение напряжения на 0,1–0,2 В. Значительное падение говорит о неисправности автомобильного генератора, скорее всего, износе щеток. Если включить все потребители, падение напряжения не должно быть ниже 12,8–13,0 В, иначе АКБ сильно разряжается и прослужит недолго.

5 Измерение нагрузочной вилкой – полная оценка работоспособности

Случается, что аккумулятор имеет нормальное напряжение, измеренное тестером, но крутить стартер он не хочет. Проверка состояния нагрузочной вилкой даст полную и ясную картину. Прибор представляет собой вольтметр с нагрузочным сопротивлением. Нагрузочная вилка подсоединяется с соблюдением полярности к клеммам на короткое время – 5 секунд. Показания засекаем в конце этого времени. Следует заметить, что при подсоединении наблюдается искрение. Ничего страшного нет, ведь подсоединяется нагрузка. Проверку следует проводить нечасто, чтобы не навредить батарее.

Показатели оцениваем по таблице или берем сведения из инструкции к нагрузочной вилке. Если аккумулятор заряжен на 100 %, показатель напряжения под нагрузкой составит 10,2 В. Меньший показатель указывает на необходимость подзарядки. Если измерения вольтметром без вилки показали нормальное состояние, а с нагрузочной вилкой видна сильная разница, аккумулятор имеет неисправность: сульфатацию, замыкание пластин и некоторые другие. Если возможно, неисправность устраняют или покупают новую АКБ.

Случается, что под рукой нет никаких приборов, а требуется оценить состояние аккумуляторной батареи. В домашних условиях подключаем нагрузку, равную половине емкости. Для аккумулятора 60 А/час она равна 30 Ампер. Можно взять 6–7 лампочек на 55 Вт и подключить их параллельно. Через 5 минут оцениваем яркость света. Если он потускнел, аккумулятор не справляется со своими обязанностями.

Не ленитесь ухаживать за аккумулятором, периодически проверять его, тогда он будет служить долго и надежно!

Проверка работоспособности батареи ноутбука

Не многие пользователи знают, что некорректное функционирование аккумулятора может быть причиной немалого количества проблем, касающихся работы самого компьютера. Поэтому очень важно следить за состоянием АКБ. Если батарея вашего ПК не заряжается, прежде всего проверьте кабель питания и драйвера, а уже потом переходите к аккумулятору. В этой статье подробно рассмотрим, как проверить батарею ноутбука на работоспособность. Давайте разбираться. Поехали!

Какие же есть основные причины проблем с батареей ноутбука? Их довольно много. Наиболее частая — банальный износ. Аккумулятор не вечен и имеет срок службы (как правило, 2–3 года) и по его истечении работает уже не так хорошо. Так что не стоит забывать об этом обстоятельстве. Ведь если у вас старый ноутбук, наверняка время замены батареи пришло уже давно. АКБ — это расходный материал, который без проблем можно заменить.

Существует несколько правил, которые позволят вам максимально продлить срок службы батареи. Первое — извлекайте аккумулятор, когда ноутбук работает от сети. Очень часто люди используют ноутбуки как стационарное устройство, при этом не вынимают батарею, что сокращает срок её службы. Второе правило — рекомендуется осуществлять полную разрядку/зарядку АКБ как минимум раз в пару недель, а лучше каждую неделю. В противном случае проблемы могут начаться гораздо раньше указанного срока.

Другие причины плохой работоспособности батареи:

  • Вышел из строя какой-либо компонент аккумулятора;
  • Произошло короткое замыкание;
  • Была нарушена работа контроллера питания;
  • Возникли проблемы с контактами АКБ;
  • Было нарушено питание материнской платы;
  • Драйвера работают некорректно;
  • Повредился кабель питания.

Если вы по какой-то причине не хотите обращаться к мастеру или в сервисный центр, можно провести самостоятельную диагностику батареи ноутбука. Для этого вам понадобится скачать и установить специальную утилиту BatteryCare. С её помощью вы сможете посмотреть всю основную информацию по работе и текущему состоянию аккумулятора. Также BatteryCare предлагает пользователю советы и рекомендации по улучшению работы АКБ и уменьшению потребляемого заряда. В общем, программа очень полезная, при этом совершенно бесплатная. Так что обязательно скачайте.

Ещё одна отличная утилита, предлагающая аналогичные возможности — Battery Optimizer. Из достоинств и особенностей можно выделить то, что Battery Optimizer позволяет повысить время автономной работы ноутбука, путём внесения изменений в работу некоторых служб. При этом программа сама рассказывает всё это пользователю. Помимо этого, здесь вы найдёте обширную и детальную информацию по работе АКБ.

Также можно обойтись и без использования программ. Нужен только мультиметр. Переведите его в режим постоянного тока и подсоедините к аккумулятору, предварительно разобрав его. Перед тем как разбирать АКБ, обязательно полностью разрядите её. Чтобы открыть батарею, вставьте нож в продольный шов корпуса и раздвиньте крышки. После этого проверьте напряжение в цепи при помощи мультиметра. На дисплее должно высветиться значение, равное числу элементов питания, умноженному на 3,7. Если напряжение отдельной ячейки меньше чем 3,7, то это говорит о том, что её пора заменить.

Проверка батареи мультиметром

Теперь вы знаете, как проверить батарею ноутбука на работоспособность. Пишите в комментариях была ли полезной для вас эта статья, делитесь собственным опытом с остальными пользователями, и задавайте любые интересующие вопросы по рассмотренной теме.

Правильная проверка автомобильного аккумулятора мультиметром

Мультиметр – практически универсальное устройство для проверки аккумулятора автомобиля: напряжения, силы тока, ёмкости. Причём совсем не важно, какой прибор у вас есть: новый или старый, цифровой или аналоговый – подойдёт любой, главное, чтобы он хорошо работал. Далее вы узнаете, как его использовать.

Как измерить напряжение мультиметром

Начнём с того, как проверить напряжение аккумулятора мультиметром:

  1. Поставьте переключатель в положение DC (V) – это означает, что вам нужны замеры постоянного тока. Иногда параметр обозначается другими буквами: V- В- или U -, и под чертой изображено ещё три точки.
  2. На этом же поле выберите напряжение (подходящий вольтаж), которое соответствует вашей АКБ. Будьте внимательны, чтобы не перепутать с сопротивлением.
  3. Присоедините чёрный проводок к минусу аккумулятора, а красный – к плюсу.
  4. Посмотрите на дисплее значение.

Таким тестером можно как определить в целом работоспособность батареи и её соответствие требованиям, так и проверить заряд аккумулятора. Вот критерии значений:

  • 12,72В – 100%;
  • 12,50В – 75%;
  • 12,35В – 50%;
  • 12,10В – 25%.

Теперь вы знаете, как проверить зарядку аккумулятора, используя мультиметр.

Измерение силы тока

Теперь попробуем проверить силу тока:

  1. Установите рычажок на отметке A – (также могут быть обозначения DCA или I -), поскольку нам нужно знать величину постоянного тока.
  2. До того, как проверить ампераж аккумулятора с помощью мультиметра, нужно обязательно подыскать третий объект электрической цепи – проще всего для этих целей взять обычную лампочку 24 Вт. Без неё ни в коем случае нельзя обойтись, иначе вы получите короткое замыкание.
  3. Металлический наконечник с красным проводом присоединяется к ветви, ведущей к плюсу АКБ, а с чёрным — к минусу.
  4. Теперь можно проверить амперы на дисплее.

Этот метод также подойдёт, если вы искали способ, как измерить силу тока обычных батареек – мультиметр прекрасно справляется с этой задачей.

Как измерить ёмкость

С помощью мультиметра можно также проверить ёмкость аккумулятора. Для этого снова понадобится лампочка, такая же, как описано в предыдущем разделе. Последовательность действий:

  1. Полностью зарядите АКБ.
  2. Измерьте напряжение.
  3. Создайте электрическую цепь с лампочкой и засеките время.
  4. Как только напряжение снизится вполовину, уберите лампочку.
  5. Умножьте силу тока на количество потраченного времени (в часах), и вы получите показатель ёмкости.

Теперь вы понимаете, как измерить ёмкость мультиметром, если у аккумулятора нет специальной шкалы.

Проверить внутреннее сопротивление

Если АКБ стала хуже работать, нелишним будет проверить внутреннее сопротивление:

  1. К аккумулятору нужно подключить лампочку 12 Вт.
  2. Как только она загорится, померяйте напряжение в зажимах батареи.
  3. Уберите лампочку и снова проверьте то же самое.
  4. Умножьте сопротивление на первую цифру и вычтите произведение сопротивления и второй цифры, а затем разделите полученное на значение напряжения без лампочки – должно получиться не более 0,05 Вт, в противном случае аккумулятор считается неисправным.

Техника замера утечки тока

С помощью мультиметра можно также проверить, нет ли утечки тока. Вообще-то определённая часть заряда расходуется, даже когда аккумулятор не служит источником питания, а просто стоит, это нормально. Но иногда сырость, плохая изоляция, неисправности в бортовой сети и другие факторы заставляют АКБ тратить ещё больше энергии в состоянии покоя. Это не только неприятно, но и опасно, поскольку достаточно небольшой искорки от спички во время курения или активации какого-то прибора, чтобы в машине начался пожар.

Посмотрите на самом аккумуляторе показатели допустимого расхода и сравните с результатами своих измерений. Как их произвести:

  1. Выключите зажигание автомобиля и всё, что может работать в автономном режиме: аудиосистему, подсветку, противоугонную систему и т. п.
  2. Поставьте вращающийся указатель мультиметра в положение 10 ADС.
  3. Снимите провод с клеммы «+».
  4. Подключите чёрный щуп мультиметра к «-», а красный – к снятому проводу.
  5. Прибор не должен показывать никаких цифр. Если они появились, значит, утечка есть.

Быстрая проверка показателей аккумулятора

Можно произвести быструю проверку аккумулятора, не снимая его:

  1. Выключите зажигание и все приборы, дождитесь полной остановки машины.
  2. Подключите красный щуп к «+», а чёрный – к «-».
  3. В идеале прибор должен продемонстрировать 12,7 В напряжения.
  4. Заведите двигатель, показатель должен увеличиться до 14,7 В.

Проверка аккумулятора

Каждый собственник автомобиля стремится к тому, чтобы его авто служило как можно дольше, поэтому старается проводить техническое обслуживание всех узлов и агрегатов в соответствии с нормативами. За снабжение электрической энергией системы зажигания двигателя и вспомогательных приборов отвечает аккумуляторная батарея, которая бывает различного вида и так же, как и другие части, требует периодического обслуживания. В данной статье рассмотрен вопрос, как проверить заряд аккумулятора в домашних условиях, а также перечислены способы проверки, и описан процесс.

Как проверить АКБ

Классификация АКБ

На каждый автомобиль производители устанавливают определенный вид аккумулятора, который монтируется на конвейере в специальное посадочное место, но внешний корпус у большинства транспортных средств одинаковый, поэтому при выходе из строя АКБ можно заменить его на универсальный. В зависимости от конструкции, аккумуляторные батареи бывают:

  1. Обслуживаемые – это приборы, которые имеют смотровые окна, при желании их можно открыть для производства ремонта. Как правило, такая конструкция расположена преимущественно на универсальных батареях, которые используются в различных сферах;
  2. Не обслуживаемые. В данном случае изделие имеет полностью литой корпус, без доступа к емкостям с жидкостью. Такая батарея не подлежит обслуживанию, ее невозможно отремонтировать, но определить уровень заряда и проверить внутреннее состояние свинцовых пластин можно.

К сведению. Срок службы обоих видов АКБ примерно одинаков, отличие состоит в том, что первый тип после выработки своего ресурса можно восстановить путем проведения диагностики и замены электролита.

Также существует классификация батарей по внутреннему веществу, которое хранит, а также генерирует электричество. По данному признаку бывают аккумуляторы кальциевые, гибридные и гелиевые, каждый из перечисленных деталей имеет пластиковый корпус и работает по схожей технологии.

Проверка

Проверить аккумулятор можно несколькими способами, но начинать всегда стоит с внешнего осмотра агрегата, который можно проводить, не снимая его с посадочного места. Во время осмотра нужно обратить внимание на корпус батареи: если на нем имеются трещины или сколы, то данный узел не подлежит ремонту, и его придется полностью заменить. Проверка автомобильного АКБ, тем более ее внешний осмотр, должны проводиться не реже чем раз в месяц, так как при вытекании электролита из банок происходит окисление всех окружающих деталей, а в воздух попадают пары серной кислоты, что очень опасно для человека.

Также перед осмотром стоит обратить внимание на качество соединения клемм – часто бывает, что из-за слабого контакта происходит окисление медных проводов и образование «накипи». Это препятствует свободному протеканию напряжения по проводнику. Вода, грязь или остатки электролита на верхней крышке также могут привести к выходу прибора из строя, так как во время замыкания контактов ток будет теряться на проводниках.

Диагностика мультиметром

Проверить аккумулятор можно специальными приборами, например, мультиметром. Этот инструмент позволяет определить внутреннее состояние свинцовых пластин, степень их распада, а также уточнить уровень заряда АКБ. Для работы с ним необходимы определенные знания, поэтому перед тем, как приступить к действиям, нужно внимательно изучить рекомендации производителя.

Для определения напряжения и уровня зарядки необходимо установить мультиметр в положение измерения, затем присоединить красный контакт к плюсовой клемме, а черный – к минусовой. Далее обратить внимание на монитор инструмента, который выведет цифры с номинальным напряжением внутри АКБ.

Важно! Все манипуляции с батареей нужно проводить с отсоединёнными проводами и при заглушенном двигателе, в противном случае табло будет показывать не емкость АКБ, а степень ее зарядки через генератор. Нормальным для правильной работы батареи напряжением считается диапазон от 12,6 до 12,9 В, если этот норматив меньше, это говорит о том, что заряд АКБ теряется где-то на линии, или она не заряжается совсем.

Стоит отметить, что мультиметром можно определить только емкость тока внутри батареи, для уточнения работоспособности детали понадобится более серьезный инструмент.

Диагностика нагрузочной вилкой

Для того чтобы проверить аккумулятор под рабочим напряжением, понадобится специальный прибор, который называется нагрузочная вилка. Это инструмент, в состав которого входит вольтметр, устройство для подачи напряжения и две клеммы. Допускается проводить работы прямо на машине, главное – отсоединить провода от посадочного места.

На клеммы АКБ подключается прибор, при этом важно следить, чтобы соблюдалась полярность проводников. Табло инструмента должно показывать нагрузку 12,6-12,9 В, если она меньше, то батарею необходимо подзарядить до нормального состояния. Затем подается напряжение на время не больше 5 секунд, по истечении этого промежутка падение тока должно быть в рамках 10,2 Вольта. В случае если напряжение упало ниже 9 Вольт, то реанимировать батарею уже не получится и придется ее заменить.

Бывают случаи, когда вольтметр показывает напряжение меньше 12 В даже после полной подзарядки. Это говорит о том, что батарея полностью потеряла работоспособность, вследствие разрушения одной из банок или соприкосновения свинцовых пластин разной полярности.

Чтобы определить состояние емкостей, можно воспользоваться мультиметром. При замерах напряжения, если показания равны 10,4-10,7 В, то скорее всего одна из банок разрушилась. Так как напряжение одного стакана равно 2,1 Вольта, то чем ниже общая цифра батареи, тем меньше осталось целых емкостей.

Для того чтобы определить точно, какая банка вышла из строя, необходимо померить плотность электролита в каждой. Для этого нужен специальный прибор – ареометр.

Проверка плотности жидкости

Как проверить аккумулятор на плотность электролита? Для этого нужно открыть пробку каждой из банок и опустить в нее колбу ареометра, затем с помощью груши набрать немного жидкости, до момента, когда поплавок коснется воды. По центру колбы расположен кусочек свинца или ртути, запаянный в стеклянный цилиндр, а на наружном корпусе имеется шкала, показывающая уровень плотности. Нормальной считается плотность электролита, равная 1,27-1,29 грамм/см3.

Если этот показатель выше, то для исправности в работе необходимо разбавить электролит дистиллированной водой до нормального значения. В случаях, когда плотность ниже норматива, нужно полностью заменить жидкость на новую.

Стоит отметить! Диагностика АКБ с помощью ареометра возможно только на обслуживаемых агрегатах, имеющих смотровые отверстия. На полностью запаянных батареях такой возможности нет, их проверка осуществляется только с использованием мультиметра или вилкой напряжения.

Для того чтобы батарея служила как можно дольше, необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Периодически проводить наружный осмотр АКБ и проверять, как заряжается деталь от генератора;
  2. На обслуживаемой батарее производить замеры плотности электролита и при необходимости добавлять жидкость в банку;
  3. Содержать изделие в чистоте, а клеммы периодически смазывать пастой с медной крошкой, которая усилит контакт клемм и предотвратит образование «накипи» и окисления;
  4. Использовать АКБ только надежных и проверенных производителей, имеющие технический паспорт качества и гарантию;
  5. Следить за состоянием электрической проводки авто, а также генератора. Дополнительное оборудование, такое как нагревательные элементы двигателя или автозапуск, могут потреблять слишком много энергии, поэтому перед их монтажом стоит внимательно изучить технические характеристики изделий;
  6. Периодически производить подзарядку АКБ с помощью выпрямителя тока от бытовой сети. Такая профилактика позволит обеспечить нормальное напряжение внутри батареи и снимет нагрузку с генератора.

Таким образом, если соблюдать правила эксплуатации АКБ и следовать алгоритму действий, то вопрос, как проверить зарядку аккумулятора, становится вполне решаемым. Все работы можно выполнить самостоятельно в домашних условиях, имея под рукой необходимый для этого инструмент.

Видео

Как проверить батарейку мультиметром

Большинство видов современной техники не будет работать без малогабаритных источников питания, даже если они устанавливаются только в пульт дистанционного управления.

Для этого используются различные виды батарей и аккумуляторов. Поэтому причиной того, что техника отказывается работать, в некоторых случаях является неисправная или потерявшая заряд батарейка.

Для проверки этих элементов существуют специальные приборы, но если это приспособление отсутствует, то можно применить обычный тестер. Но для этого необходимо знать, как проверить батарейку мультиметром.

Виды батареек

Существуют различные виды одноразовых источников питания, отличающихся удельной ёмкостью и ценой:

  • Солевые батареи. Маркируются буквой «R» и отличаются низкой ценой, но при этом малой ёмкостью. Имеют малый срок хранения, при отрицательных температурах теряют до 40% ёмкости, поэтому в холодное время года эти элементы желательно приобретать в отапливаемых магазинах. Рекомендованы для установки в часы, пульты управления и другую аппаратуру с низким током потребления.
  • Щёлочные, или алкалиновые. На корпусе этих элементов нанесены буквы «LR» и слово «Alkaline». Имеют достаточно большую ёмкость при доступной цене, поэтому такие батарейки используют в фотоаппаратах, МП3-плеерах, детских игрушках с мотором и других аппаратах с большим потреблением электроэнергии.
  • Ртутные. Имеют маркировку «РЦ». Отличаются большой удельной ёмкостью, могут работать при низких температурах, но из-за наличия оксида ртути в быту не используются.
  • Литиевые. Маркируются буквами «CR», отличаются стабильными параметрами, низким током саморазряда и большим сроком хранения, до 12 лет. Используются литиевые батареи в электронных приборах, недостаток этих элементов — высокая стоимость.
  • Серебряные. На корпусе таких батарей нанесена аббревиатура «SR». Имеют очень высокие показатели ёмкости и срока хранения, но при этом из-за наличия серебряного катода эти элементы отличаются большой ценой, поэтому они применяются только в часах и высокоточной электронике.

Кроме одноразовых элементов для питания электроприборов используются аккумуляторы. Они дороже аналогичных одноразовых батарей, но установка таких источников питания выгодна в долгосрочной перспективе.

Существуют разные виды аккумуляторных батарей, из которых для питания мобильных и малогабаритных устройств используются:

  • Никель-кадмиевые (Ni-Cd). Морально устаревший тип аккумуляторов, заменяются более современными элементами, имеющими бОльшую ёмкость.
  • Никель-металлогидридные (Ni-Mh). Более современные батареи, применяются в большинстве переносных аппаратов и инструментов.
  • Литий-ионные или литиевые (Li-ion). Самые современные аккумуляторы, первоначально использовались только в мобильной технике, но в последнее время цена на такие элементы падает, поэтому они применяются и в других местах. Имеют высокую ёмкость и низкий ток саморазряда.

Проверка заряда батарейки

Для проверки имеющегося заряда и работоспособности батарейки можно использовать многофункциональный тестер. Естественно, для этого необходимо знать, как пользоваться мультиметром.

Как проверить заряд без нагрузки

Без нагрузки получится измерить только выходное напряжение батареи. В электротехнике этот параметр носит название ЭДС — электродвижущая сила.

В отличие от аккумуляторной батарейки в одноразовых источниках питания при разряде падает не только напряжение, но и выходной ток, поэтому проверка без нагрузки должна сопровождаться другими видами измерений.

Перед тем, как померить батарейку 1.5 v мультиметром, её необходимо отключить или достать из корпуса прибора, после чего измерить потенциал на контактных площадках элемента и по результатам измерений можно сделать вывод об исправности элемента:

  • более 1,35 В — батарейка исправна и пригодна для дальнейшей эксплуатации;
  • 1,2-1,35 В — элемент имеет признаки разряда, но его допускается устанавливать в аппаратуру с низким током потребления;
  • менее 1,2 В — батарею следует заменить новой.
Информация! В никелевых аккумуляторах номинальным напряжением полного заряда является 1,2 В.

Проверка батареек под нагрузкой

После измерения ЭДС в холостом режиме необходимо проверить этот параметр под нагрузкой. По степени падения выходного напряжения в рабочем режиме можно определить исправность элемента. Поэтому, перед тем, как проверить батарейку на работоспособность, необходимо провести измерения в отключенном состоянии.

Проверка под нагрузкой элемента АА производится в следующей последовательности:

  1. 1. к выводам батареи подключается резистор 3,9-4,2 Ом;
  2. 2. измерить напряжение на клеммах.

У исправной батарейки показания прибора практически не отличаются от номинала, но по мере разряда напряжение под нагрузкой падает и у разряженной батареи оно будет около 0,9В.

Информация! Существуют мультиметры со встроенной функцией проверки батареи под нагрузкой.

Измерения тока короткого замыкания

В процессе эксплуатации батарейки её напряжение меняется незначительно, но при этом растёт внутреннее сопротивление и падает ток в цепи. Поэтому простая проверка батарейки мультиметром может производиться путём измерения тока короткого замыкания.

Перед тем, как проверить батарейку мультиметром, необходимо установить переключатель прибора на измерение постоянного тока и присоединить щупы к выводам источника питания.

Показания тестера могут отличаться в зависимости от модели батареи, но при этом они должны быть стабильными. Медленное, а тем более быстрое падение тока короткого замыкания указывает на неисправность элемента. Величина тока короткого замыкания зависит от типа батареи и может достигать 5 А и более.

Важно! Измерения проводятся в течение 2-3 секунд, чтобы предотвратить перегрев батареи.

Как проверить аккумулятор

Ни одно устройство не служит вечно, но чаще всего первым из строя выходит аккумулятор. Для того чтобы точно знать, нуждается ли электронный прибор в ремонте, необходимо знать, как проверить емкость батарейки.

В чем правильно измерять емкость аккумулятора

На корпусе аккумуляторных батарей указывается ёмкость элемента, выраженная в миллиампер-часах (мАч). Это произведение силы тока подключённого к батарее электроприбора на время, которое он может отработать до полной разрядки аккумулятора. Это не совсем верно.

В некоторых электронных приборах устанавливаются преобразователи, изменяющие напряжение батареи до необходимой величины, а в характеристиках других аппаратов указывается мощность устройства. В этих случаях важно знать запас мощности, имеющейся в элементе.

Измерение ёмкости в ампер-часах не учитывает выходное напряжение источника питания и, соответственно, не показывает количество энергии, запасённой в батарее. Для определения этих данных необходимо умножить параметры, указанные на корпусе батареи между собой и измеряется полученная величина в Втч.

Например, в аккумуляторе АА ёмкостью 2,2 Ач или 2200 мАч и напряжением 1,2 В запас энергии будет 2,2х1,2=2,64 Втч, что может быть меньше, чем у элемента с меньшей ёмкостью и бОльшим напряжением, такого, как акумулятор кнопочной NOKIA ёмкостью 1100 мАч или 1,1 Ач и напряжением 3,7 В и запасом энергии 1,1х3,7=4,07 Втч и при установке их в светодиодные фонари одинаковой мощности последний будет светить почти в два раза дольше.

Определение емкости

Определить ёмкость аккумулятора можно при помощи мультиметра и секундомера:

  1. 1. зарядить батарею;
  2. 2. определить напряжение на клеммах;
  3. 3. подключить к элементу через амперметр резистор номиналом около 100 Ом или другую нагрузку;
  4. 4. включить секундомер;
  5. 5. измерить выходной ток аккумулятора;
  6. 6. засечь время до полной разрядки батареи.

Для расчёта ёмкости умножить выходной ток на время работы.

Измерение параметров аккумулятора смартфона

Измерение параметров аккумуляторной батареи мобильных приборов путём прямого измерения производится только после извлечения источника питания из корпуса, однако не все производители смартфонов предусматривают такую возможность.

В этих случаях необходимо использовать USB-тестер, который вставляется в гнездо USB аппарата и на собственном экране показывает параметры батареи.

Можно так же установить на аппарат одну из программ для контроля батареи, например, AccuBattery или Battery Monitor Widget. Они позволяют производить контроль заряда и разряда аккумулятора, определить самые энергоёмкие приложения и имеют другие функции по контролю режимов работы батареи и энергосбережению.

Сколько заряда осталось в батарейке

В некоторых ситуациях может быть необходимо определить количество оставшегося заряда в источнике питания.

Для аккумулятора необходимо определить соотношение следующих величин:

  1. Фактическое напряжение на клеммах батареи Uф. Измеряется вольтметром.
  2. Полный заряд Uн. Указан на корпусе устройства.
  3. Напряжение отключения Uот. Для батарей мобильных гаджетов составляет обычно 2,7В, для элементов с номинальным напряжением 1,2, заменяющих батарейки 1,5В Uот составляет 1В.

Определение оставшегося заряда рассчитывается по формуле (Uф-Uот)/(Uн-Uот)*100%.

Совет! Для аккумуляторов с номинальным напряжением 1,2В можно использовать формулу (Uф-1)/200.

Вывод

Знать, как проверить батарейку мультиметром необходимо, что бы не приобретать новый элемент питания взамен исправного или не ремонтировать электроприбор в том случае, если необходимо только поменять батарею.

Как проверить акб на замыкание банок

Аккумулятор в автомобиле играет важную роль. Именно без него нельзя завести двигатель. Аккумуляторная батарея обеспечивает электроэнергией стартер, который прокручивает детали мотора. Также он подпитывает электрооборудование в автомобиле, если генератор не может покрыть затраты энергии во время запущенного мотора.

Некоторым владельцам авто известна ситуация, когда с утра автомобиль не заводится. Это чаще всего происходит зимой, особенно после ночной стоянки на улице в сильный мороз. Скорее всего, аккумулятор уже не может выполнять свои функции полноценно. Его следует протестировать. И возможно заменить. Как же проверить аккумулятор на замыкание в домашних условиях?

Почему подводит аккумулятор? Основные причины

Взрыв автомобильного аккумулятора в результате его перезаряда

Перезаряд и недозаряд

Основной причиной неисправностей аккумуляторной батареи является недозарядка или перезарядка.

Первая причина в основном проявляется при езде на короткие дистанции. Аккумулятор просто не успевает заряжаться до номинального значения. При неисправности в проводке или электрооборудовании происходит утечка заряда, что ослабляет аккумулятор. Не стоит забывать и про включение магнитолы или лампы ближнего света. Это также приводит к разрядке аккумулятора. Подробнее в статье: Причины быстрой разрядки автомобильного аккумулятора.

Низкая плотность электролита

Вторая причина плохой работы автомобильной батареи – это низкая плотность электролита. Проверить её можно специальным прибором аэрометром. Но выполнить эту проверку можно только на обслуживаемых аккумуляторах, где есть доступ к банкам батарей. Таких аккумуляторов выпускают уже меньше. В продаже в основном необслуживаемые аккумуляторы.

Таблица плотности электролита

Видео о том, как проверить плотность электролита

Проверка аккумулятора на замыкание

Нельзя просто так взять и проверить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора автомобиля Лифан Х60, до него сначала надо добраться

Состояние автомобильной батареи можно проверить обычным вольтметром. Снимать показания лучше с утра перед тем, как заводить двигатель. Вольтметр поставить в режим измерения постоянного тока и прикоснуться к клеммам измерительными щупами. Если стрелка показывает 10,5 -10,8 Вольт, то рекомендуется заменить аккумулятор, при условии, что Вы уверены в том, что нет утечки тока — как измерить и проверить ток утечки аккумулятора?

Видео проверки автомобильного АКБ мультиметром


Если нет измерительного прибора, то можно обойтись способом по проще.

Для этого понадобится 5-7 лампочек ближнего света. Их надо соединить параллельно и подключить к аккумулятору. Это обеспечит нагрузку по току примерно в 30 Ампер. Если батарея сможет обеспечить 5 минут нормальной работы такой гирлянды, то с аккумулятором все в порядке.

Учитывая состояние автомобильных дорог в нашей стране, которое приводит к постоянной тряске и вибрации, рекомендуется приобретать необслуживаемые аккумуляторы. Это обеспечит защиту от замыкания батареи.

Следите за аккумулятором, периодически проверяйте его состояние и он отплатит безотказной работой даже в лютый мороз.

Добрый день всем.
Ни как не мог определится какую информацию нужно вносить в блог, чтобы общественности было интересно и самое главное полезно. Решение пришло само собой. В моём 2111 сдохла АКБ. Теоретически правильно писать об этом её в бортовом журнале. Но процедура проверки АКБ будет интересна и другим моим подписчикам. Итак теперь я в своём блоге буду делится информацией на околоавтомобильную/гаражную/инструментальную тематику или спрашивать у Вас совета по разным вопросам. Попробуем, что из этого выйдет, может это и будет кому нибудь интересно.

Итак, как я уже упоминал, в моём ВАЗ 2111 после четырёх дней простоя сдох АКБ. Решено максимально проверить состояние АКБ и оценить её жизнеспособность. У меня обычная обслуживаемая АКБ и её проверить и обслужить не составляет труда. В большинстве, те сервисы которые проверяют АКБ, они и продают их. Им гораздо выгодней продать новую батарею. Поэтому буду проверять сам. Использовать буду методику, которую мне давно рассказал один работник сервиса по аккумуляторным батареям. Методика очень простая и доступна практически всем. Прошу гуру не пинать сильно, если всё это вам давно известно. Просто я хочу поделится с теми кому это может быть полезно и интересно.
Инструмент и приспособления
Для проверки нам понадобится:
1. Цифровой мультиметр (по умолчанию должен быть у каждого автолюбителя). У меня их два, потому что были случаи неправильных показаний в дешёвых китайских мультиметрах. Если мультиметра нету, то его нужно купить — благо цена на него начинается от 3 долларов до …(необязательно покупать Fluke — они уж сильно дорогие))))) и он может быть полезным для решения многих других вопросов по электрике, в томи числе и домашней.
2. Ареометр — цена от 3 долларов.
3. Кусочек проволоки 1-3 мм (сталь, медная- пофиг) длиной 50-100 мм
4. Огрызок многожильного провода медного (подойдёт от автопроводки) длиной до 100 мм.
5. Желательно иметь нагрузочную вилку (но если её нет — ну и ладно)
6. Зарядное устройство для АКБ (я пользую старый – добрый выпрямитель ВСУ-5К)

Начало
Самое первое необходимо проверить зарядку АКБ. Для этого на заведённом двигателе в режиме изменения постоянного напряжения проверяем напряжение на клеммах. Должно быть не менее 13.9V.
Дальше, снимаем АКБ с авто, выкручиваем пробки и заглядываем внутрь. Тут обращу внимание на то что в АКБ присутствует кислота. Я не буду петь дифирамбы про технику безопасности, просто скажу — народ действуем осмотрительно и внимательно! Итак проверяем количество электролита. Он должен покрывать пластины.
Если его мало или нет совсем:
1. Осматриваем на наличие механических повреждений на корпусе АКБ и предмет утечек.
2. Если утечек нет, доливаем дистиллированную воду! Дело в том, что в процессе эксплуатации АКБ выкипает вода, а не кислота.
После того как проверили уровень электролита ( либо долили воду до уровня) проверяем плотность электролита. Проверку идеально проводить при температуре 20С. Методика простая: нажимаем грушу ареометра, вставляем в банку АКБ и отпускаем грушу. Всплывший поплавок ареометра укажет на плотность. Обращаем внимание на прозрачность электролита.

«Как определить короткое замыкание между пластинами в автомобильном аккумуляторе? Какие признаки короткого замыкания? Какие последствия при эксплуатации батареи с КЗ? Возможен ли ремонт замкнутой банки?»

Короткие замыкания между отрицательной и положительной пластинами могут возникнуть в результате повреждения сепаратора, который создан именно для предотвращения контакта между разнополюсными электродами. Также нежелательный контакт возникает при накоплении осадка на дне или над верхушками сепараторов наростов (дендритов) свинца, которые могут вызывать соединение отрицательных пластин с положительными. Также «коротким замыканием» обычно называют и поломку пластины-электрода или отлом пластин от перемычки-держателя.

Признаки короткого замыкания внутри батарей:

а) уменьшение плотности электролита, несмотря на то, что батарея получает нормальный заряд;
б) быстрая потеря емкости после полного заряда, высокий саморазряд;
в) низкое напряжение в разомкнутой цепи 10,4-10,8 Вольт при КЗ или 11,4-11,8 Вольт в случае обрыва.

Тесты после проведения которых диагностируется короткое замыкание АКБ:

1) резкое падение напряжения ниже 9-10 Вольт иногда вплоть до 0 Вольт при испытании нагрузочной вилкой. Важен именно тот факт, что АКБ «не держит» напряжение, т.е. напряжение «падает»;
2) кипение электролита в замкнутой банке во время испытания нагрузочной вилкой. Если батарея без пробок и нельзя увидеть кипение, то его можно услышать (бульканье) приложив ухо к корпусу;
3) кипение электролита в замкнутой банке, либо «кипение» во всех банках кроме замкнутой, во время подачи зарядного напряжения 14,4 В

Если аккумулятор сильно разряжен из-за утечки тока через мостик КЗ, то перед тестами его необходимо предварительно зарядить. Иногда мостик КЗ (обычно в начальной стадии его формирования) имеет достаточно высокое сопротивление и поэтому не происходит быстрого разряда АКБ Тогда вышеперечисленные тесты не «покажут» наличия короткого замыкания. В этом случае признаком КЗ будет то, что батарея в течении 1-3 суток будет терять свою емкость после полного заряда. Зарядили – оставили на сутки – измерили напряжение, если напряжение ниже 11,8 Вольт значит КЗ или сломанная пластина!

В случае подтверждения короткого замыкания между пластинами или отрыва пластины в банке аккумулятора, его требуется заменить. И хотя интернет пестрит «волшебными» советами, что нужно, к примеру, уронить акб на пол с небольшой высоты (с надеждой что перемычка отпадет) или подать мощный ток кратковременно от источника в 50-200 Вольт, практика показала, что замкнутая банка ремонту и восстановлению все-таки не подлежит, так как ПОРВАН СЕПАРАТОР, а мостик КЗ даже если и удасться разрушить, то наростет новый, ведь дырка в сепараторе никуда не делась.

Проверить аккумулятор на короткое замыкание можно самому, имея под рукой нагрузочную вилку, а можно воспользоваться услугами сервисно-диагностического центра , которые предоставляют технические специалисты Oil-Ok.

Уважаемые посетители! При желании, в форме ниже Вы можете оставить свой комментарий. Внимание! Рекламный спам, сообщения не относящиеся к теме статьи, оскорбительного или угрожающего характера, призывающие и/или расжигающие межнациональную вражду будут удалены без объяснений

Не повлияет Скорее всего тестером случайно попытались измерить пусковой ток АКБ, который обычно выше 500 Ампер – это в 50 раз выше, чем можно измерить тестером.

Здравствуйте, у нас при проверке аккумулятора автоэлектрик не правильно выставил параметры на тесторе и тестор замкнул и провода нагрелись, повлияет ли это на состояние аккумулятора в дольнейшем. Хотя машина завелась и мы своим ходом уехали домой.

КЗ в одной из банок аккумулятора – это не КЗ в нагрузке генератора. Маловероятно, что «сгорит» реле-регулятор.

Вопрос . реле регулятор напряжения на генераторе может сгореть из-за кз в аккумуляторе?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector