0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Допустимый люфт ступичного подшипника

Допустимый люфт ступичного подшипника

Ступица – элемент ходовой части автомобиля, обеспечивает соединение колеса с осью. За счет ступичных подшипников, выступающими промежуточным звеном между ступицей и осью, колесо вращается с минимальным сопротивлением.

Конструкция и принцип работы

Ступичные подшипники являются одними из самых высоконагруженных частей машины. На них приходится давление полной массы авто, разнонаправленные нагрузки, возникающие при ускорениях, торможениях, движения по неровностям. Поэтому к этим узлам выдвигаются очень серьезные требования, поскольку от них напрямую зависит безопасность движения.

В конструкции авто в ступицах используются подшипники качения. В автомобильных ступицах применяются разные виды подшипников, хотя конструктивно они идентичны и состоят из нескольких частей:

  • обоймы, они же кольца (наружное и внутреннее);
  • тела качения;
  • сепаратор;

Кольца подшипников выступают в качестве опорных поверхностей для тел качения, которые помещаются между обоймами. Наружным кольцом подшипник устанавливается в отверстие ступицы, а внутренним он садится на ось.

Для равномерного распределения тел качения по окружности обойм используется сепаратор. В задачу сепаратора входит также исключение контакта этих тел между собой.

Дополнительно в конструкции некоторых видов ступичных подшипников применяются пыльники, предотвращающие попадание пыли и грязи внутрь узла. Такие узлы считаются закрытыми.

Разновидности

Классификация подшипников качения

В качестве тел качения в подшипниках ступицы выступают шарики, так и ролики (цилиндрические или конические). Количество рядов тел качения – один или два.

Наибольшее распространение получили радиальные (шариковые и роликовые цилиндрические) и радиально-упорные (роликовые конические) подшипники.

В современных моделях, оснащаемых АБС, подшипник является составной частью самой ступицы. Он является закрытым и необслуживаемым, его ресурс равен сроку службы автомобиля. В случае выхода из строя узла менять приходится ступицу в сборе.

Радиальные подшипники устанавливаются по одному на ступицу. Они закрыты и необслуживаемые, регулировка для них не предусматривается, а возможные люфты устраняются путем посадки в ступицу и на ось с сильным натягом.

Что касается радиально-упорных подшипников, то они часто устанавливаются по два на ступицу. Такие узлы открыты и посадка у них с небольшим натягом. Такая конструкция позволяет осуществлять регулировку для устранения люфтов.

На ведущей оси применяются радиальные ступичные подшипники, а на ведомой – радиально-упорные. К примеру, на ВАЗ-2107 сзади на установлены по одному шариковому ступичному подшипнику, а впереди – по два конических узла. А вот на ВАЗ-2108 цилиндрический элемент, причем двухрядный, используется на передней оси, а конические установлены сзади.

Признаки износа ступичного подшипника, диагностика

Ресурс подшипников составляет порядка 100 тыс. км. Но на срок службы напрямую влияют особенности эксплуатации авто, качество изготовления узлов и своевременное обслуживания.

Частая езда по плохим дорогам и игнорирование регулировки для устранения люфта (в конических подшипниках) приводят к усиленному износу тел качения и их дорожек на кольцах. Попадание внутрь пыли и песка сокращают ресурс подшипников.

При этом допускать критического износа и разрушения узлов нельзя, иначе возникает вероятность разрушения подшипника, сопровождающееся срывом колеса с оси или его заклиниванием.

Основным признаком износа ступичных подшипников является появление отчетливого гула со стороны колес во время движения. При незначительном износе гул негромкий, но постепенно он будет нарастать. Эксплуатация авто при таких признаках возможна, но лучше в кратчайшие сроки провести диагностику состояния и заменить или отрегулировать ступичные подшипники.

Сигналом критического износа является появление хруста. Это указывает на разрушение подшипника. Эксплуатировать автомобиль при таких признаках нельзя, а поврежденный узел требует замены.

Диагностика ступичных подшипников – операция не сложная, выполнить может каждый. Нужно вывесить колесо, повращать его для определения, нет ли заеданий и подклиниваний. Далее необходимо пораскачивать колесо, держась за него вверху и внизу. На радиальных цилиндрических подшипниках люфт не допускается. А вот в радиально-упорных изделиях он присутствовать может, но незначительный.

Видео: Как проверить ступичный подшипник?

Люфт в цилиндрических узлах сигнализирует об сильном износе и необходимости в замене, поскольку они нерегулируемы. А вот люфт в конических подшипниках устранить можно.

Регулировочные работы

Для проведения регулировочных работ потребуется стандартный набор ключей, молотка и отвертки. Регулировка на всех авто практически идентична и отличаться может лишь в некоторых деталях. Технология регулировки такая:

  • Послабляем колесные болты на ступице, которую необходимо отрегулировать;
  • При помощи домкрата вывешиваем и снимаем колесо;
  • Используя молоток и отвертку сбиваем защитный колпачок, установленный по центру ступицы;
  • Пассатижами отгибаем усики стопора и вытаскиваем его;
  • Заворачиваем ступичную гайку до упора, а после отворачиваем обратно на ¼ оборота;
  • Проверяем легкость вращения ступицы. Крутиться она должна легко и без заеданий;
  • Собираем все обратно и снова проверяем люфт.

Если путем регулировки устранить люфт не удалось, или при вращении есть подклинивания и хруст, подшипник подлежит замене.

Как уже отмечено, цилиндрические подшипники не регулируются, поэтому появление гула и обнаружение люфта указывает на необходимость замены.

Нюансы при замене

Технология замены ступичного подшипника не сложная, но требует наличие специального оборудования – пресса или хотя бы мощных слесарных тисков.

Способ с забиванием узла при помощи молотка с наставкой при работе со ступицами не подходит, поскольку высокая вероятность повреждения посадочного места подшипника в ступице или перекос узла.

При установке нового подшипника обращайте внимание на легкость посадки. Узел должен садиться в ступицу очень туго, небольшое же сопротивление указывает на износ посадочного места. В таком случае замене подлежит и она.

Если после установки нового подшипника и сборки ходовой части люфты в ступице с цилиндрическим подшипником остались, это также указывает на износ посадочного места.

В процессе посадки нового узла особое внимание уделяйте центрированию подшипника, иначе при установке он может пойти на перекос и повредить поверхность посадочного места.

Недавно пришлось помогать знакомому с регулировкой ступиц на его свежей Шниве. Он был уверен, что на ТО у дилера ему всё сделали как надо. Я предложил проверить и ожидаемое подтвердилось — люфт в обеих ступицах такой, что слышен явный стук при покачивании колеса. Вот, решил записать.

Когда я стал обладателем 213 Нивы, то понял, что о жизни не знаю ничего 🙂 Много читал всяких форумов, дабы понять, что я всё же должен уметь делать сам, а что можно доверить ремонтникам. И вот как раз про регулировку ступиц я понял, что это одно из интимнейших действ. Это подтвердилось много раз. Во-первых, если это не специализированный нивский сервис (я стараюсь обращаться именно в такой), то, с большой вероятностью, там вообще не знают, как нужно регулировать ступицы — перетянут как пить дать. Даже если отрегулировали всё по уму, то велика вероятность, что через небольшое количество километров люфт будет больше допустимого и потребуется регулировка. Так было у меня раз, когда я был уже в 300 км. от города, а перед этим на сервисе механик минут 5 распинался на тему, как он всё классно сделал, как это важно и что самому трогать ни-ни. Но навык регулировки у меня был, так что проблем это не вызвало. Что касается самого процесса регулировки, то я полностью поддерживаю, когда всё делается по науке, т.е. спец инструмент, динамо ключ и т.п. Но сам делаю всё немного по-деревенски. Что касается нагрева ступиц, то в не очень жаркую погоду они не должны быть ощутимо тёплыми. Колесо должно вращаться свободно и не останавливаться сразу при провороте в воздухе рукой. Проверять температуру следует только после полной остановки без использования тормоза. Опишу свой способ регулировки, может быть кому-то будет полезно.

— У меня всегда с собой подкатной домкрат на 2.5 т. 🙂 Поднимаю сторону под пружину или под мост весь перед.
— Снимаем декоративный колпачок (плоской отвёрткой).
— Откручиваем старую гайку. Повтороно не используем (знаю, что некоторые этим грешат).
— Убираем из резьбы и из паза грязь/смазку/куски гайки.
— Расшатываем руками колесо.
— Накручиваем новую гайку. Я кручу колесо рукой влево, а на гайке держу ключ. Крутим до появления ощутимого усилия.
— Беру кувалдочку и обстукиваю колесо (по покрышке, берегите диски) со всех сторон несколько раз, потихоньку проворачивая его. После этого, как правило, подтягиваю ещё чуть-чуть.
— Теперь начинаем отпускать. Наша задача поймать очень тонкую грань, где люфт практически отсутствует. Это достигается тренировками. Сначала времени может уйти прилично, но потом становится минутным вопросом. Для проверки люфта качаем колесо двумя руками в вертикальной плоскости. Многие сервисмены качают колесо за низ (понятно, машина-то на подъёмнике, опускать лень), я считаю, что в таком случае чувствительность гораздо хуже. Отпускаем гайку совсем по чуть-чуть. После каждого ослабления, проворачиваем и обстукиваем колесо вышеуказанным способом. Люфт должен быть едва ощутим, никаких стуков и явного биения. Как только почувствовали люфт, не спешим контрить гайку. Снова хорошенько стучим по колесу и едва ощутимо подтягиваем. И снова стучим, качаем колесо, стараемся максимально уловить люфт. Добиваемся момента, когда ещё чуть-чуть и он появится (здесь нужно проявить максимальную внимательность и сконцентрироваться на руках). Не стесняйтесь стучать по колесу в разных местах. Не забывайте следить, чтобы колесо вращалось в воздузе без особой натуги. Если она есть, то убедитесь, что дело не в тормозе. Когда убедились, что всё хорошо, то контрим гайку.
— Контрим гайку. Я делаю в два этапа. Первым делом сплюшиваем её молотком чётко над пазами с обеих сторон. Будьте внимательны и держите молоток строго вертикально. После каждого шага убеждайтесь, что регулировка не сбилась при ударе. На следующем этапе наставляем зубило строго вертикально над пазом и точным ударом молотка заминаем край гайки. Повторяем с другой стороны.
— В конце регулировки ещё раз внимательно проверяем люфт, он должен быть еле-еле уловимым.
— Через 500 км рекомендую ещё раз провести ревизию.

Ногами прошу не пинать, как писал выше, способ деревенский и без всяких приспособ. Для меня он отлично работает. Но это уже результат тренировки, по началу, признаюсь, было тяжеловато. Также не забывайте своевременно смазывать ступицы исходя из регламента.

Люфт ступичного подшипника – должен ли он быть или нет

У многих автовладельцев, приезжающих на СТО, возникает вопрос: «А должен ли быть люфт в ступичном подшипнике или его наличие свидетельствует о начале разрушения ступичного подшипника»? Бывает такое, что некоторые клиенты возвращаются к нам с обвинениями, что мы некачественно отрегулировали подшипник, оставив люфт.

Чтобы сразу отмести будущие подобные вопросы к работникам СТО, хочу расставить все точки над «Ё» и ответить на все возможные вопросы, чтобы автомастера не были в глазах возмущенных владельцев автомобилей людьми с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Так должен ли быть люфт в ступичном подшипнике?

В зависимости от моделей авто он должен присутствовать. Какой? – на Жигулях в пределах 0,02-0,08 мм (по стрелочному микрометру), на других – свой. Без прибора, его можно ощущать чисто на мышечном уровне. Если при диагностике передней подвески колесо сильно люфтить, это видно визуально, счет идет уже в сантиметрах, нужно либо его регулировать, либо менять подшипник.

Как правильно регулировать и в каких случаях это нужно делать?

Опять таки, все зависит от модели. Если используются конические роликовые подшипники – нужно регулировать степень затяжки ступичной гайки. В других случаях ее затягивают полностью.

К чему приводит увеличенный люфт ступичного подшипника, или его отсутствие, причины его возникновения и пошаговая инструкция регулировки ступичного подшипника на примере классических Жигулей ВАЗ 2101-2107 читайте на сайте: Автоютуб.

Будут вопросы – задавайте их в комментариях на сайте, ссылка которого указана выше.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Неисправности заднего ступичного подшипника

  • Неисправности заднего ступичного подшипника
  • Функции заднего ступичного подшипника
  • Неисправности заднего ступичного подшипника
  • Как проверить задний ступичный подшипник

Если вы однажды во время поездки услышали какой-то посторонний и подозрительный гул, то, скорее всего, вам придется проверять ступичные подшипники. Такие шумы несомненно вызовут беспокойство у любого добросовестного водителя, ведь бездействие может обойтись гораздо дороже. Как уже говорилось, проблема может быть в ступичных подшипниках. Именно из-за их износа могут появляться различного рода шумы, от которых нужно в срочном порядке избавляться.

  • Функции заднего ступичного подшипника
  • Неисправности заднего ступичного подшипника
  • Как проверить задний ступичный подшипник

Функции заднего ступичного подшипника

Ступица является очень важной деталью любой машины. В ней есть отверстие, которое создано для того, чтобы насаживать деталь на вал или ось. Главная функция ступицы – передавать крутящий момент от коленчатого вала на колесо, благодаря чему последнее вращается, то есть машина движется. Не менее важную роль в ходовой части авто играет ступичный подшипник. Он представлен в виде однорядного или двухрядного шарикового подшипника качения. Они сцепляются вместе для того, чтобы все меры безопасности во время езды были соблюдены. Посему ясно, что любая поломка подшипника чревата тем, что передвижение на авто становится небезопасным.

Разница между подшипниками передней и задней ступицы заключается только в конструкции, но выполняемые функции полностью совпадают. Задняя ступица независимой подвески сконструирована практически также, как и передние ступицы, но разница будет только в поворотном кулаке. У задних колес в зависимости от конструкции ходовой части могут быть следующие виды подшипников:

1) Радиальные шариковые или роликовые в случае зависимой подвески;

2) Конические в случае независимой подвески.

Любой из видов подшипников задней ступицы подвержен износу, причем причины могут быть самыми разными.

Неисправности заднего ступичного подшипника

Главная проблема, которая может возникать с задними ступичными подшипниками, — это износ. Предпосылок для такого явления несколько, причем они самые разные – чрезмерная нагрузка, низкая эффективность уплотнения, слишком небольшой зазор из-за большого натяга в посадке.

Треть подшипников автомобиля повреждается из-за нормального процесса усталости. Другая треть ломается из-за неправильной или некачественной смазки. Оставшаяся часть подшипников выходит из строя из-за загрязнений, неправильной эксплуатации или же из-за неправильной установки. Специфика эксплуатации машин такова, что позволяет выделить несколько причин, по которым задние ступичные подшипники могут выходить и строя:

1) Плохое смазывание узлов. Смазочные материалы могут «деградировать» из-за чрезмерного нагревания подшипников, поврежденных уплотнителей, использования неподходящего масла или материала низкого качества для смазывания узлов, где расположены ступичные подшипники.

2) Плохие уплотнители. Подобная проблема чревата попаданием в подшипники воды и грязи, вследствие чего образуется абразивная смесь.

3) Естественный износ. Первые признаки усталостных повреждений зависят от величины нагрузки, частоты вращения элемента, чистоты смазки и эффективности ее применения. Износ может появляться и развиваться из-за переменных сдвигов в верхних слоях дорожек качения, отчего появляются трещины, которые идут по направлению к поверхности. Тела качения перекатываются по трещинам, отчего происходит скалывание частиц металла, из которого делают подшипник. Изначально данный процесс, который называется «шелушением» или «выкрашиванием», практически не проявляется. Но «шелушение» постоянно развивается и усиливается из-за кромочных напряжений, а также из-за наличия продуктов износа, которые наносятся смазкой.

Сам процесс усталостного «шелушения» элементов подшипников развивается достаточно медленно, при этом сопровождается увеличением уровня вибрации и шума во время работы. Именно благодаря этим признакам можно заметить подобную проблему и вовремя произвести замену подшипников до того, как они полностью разрушатся. Имейте в виду, что из-за слишком большого слоя смазочного материала в сравнении с величиной неровности поверхности, повреждения практически не появляются. Но из-за чрезмерной нагрузки, которая приходится на подшипник, через какое-то время начнет развиваться вполне естественное усталостное разрушение.

Как проверить задний ступичный подшипник

Ранее уже было сказано, что наличие неисправного подшипника можно определить по избыточному шуму, который появляется во время езды. Точнее определить, в каком состоянии находятся задние ступичные подшипники, можно посредством поворотов вправо и влево. При повороте налево крен кузова переносится на правую сторону. То есть нагрузка переходит с левого колеса на правое и наоборот. Если на скорости в 10-15 км/ч резко повернуть руль влево, после чего этот посторонний шум исчезнет, то значит, что шум исходит от левого колеса, а точнее, от подшипника его ступицы. Если же шум пропадает при повороте вправо, то придется менять подшипник на правом колесе.

Для того чтобы провести более точную диагностику, нужно поднять машину с помощью подъемника или домкрата. После этого запустите двигатель, «разгоните» машину до скорости в 70-80 км/ч на четвертой передаче, выжмите сцепление и выключите передачу. После этого нужно будет на слух определить, от какого колеса исходит шум. Если колесо не ведущее, то раскрутить его можно руками.

После остановки колеса нужно взяться одной рукой за верхнюю часть, в второй – за нижнюю. Попытайтесь раскачать колесо в вертикальной плоскости. Если есть даже самый небольшой люфт, то будьте уверены в том, что подшипник придется менять. Аналогичным образом попытайтесь расшатать колесо в горизонтальной плоскости. Для этого нужно взяться колесо за левую и правую части, после чего попытайтесь его раскачать.

Бывает так, что люфт появляется из-за неисправностей элементов подвески или же по причине износа системы рулевого управления. Попросите кого-нибудь с усилием вдавить педаль тормоза, а сами а этот момент попытайтесь раскачать колесо по вертикали. Если люфт не пропал, то искать причину нужно в подвеске. Если люфт все-таки исчез, то причина наверняка в ступичном подшипнике.

Запомните один принцип – если ступичный подшипник колеса исправен, то никакого люфта быть не должно. После того как вы выясните, в чем причина, можно отогнать машину на сервис к специалистам или же заменить подшипник собственноручно. Когда вы будете работать, нужно обязательно поддерживать чистоту, обязательно выставить зазор во время установки подшипника конического типа, также желательно не использовать острые инструменты, которые могут повредить уплотнения.

Чтобы максимально продлить жизнь подшипникам, нужно точно соблюдать правила из монтажа и обслуживания. Время работы этих деталей также зависит от правила выбора самого элемента и от использования правильного инструмента для его монтажа. Ни в коем случае не роняйте подшипник в грязь или воду, он должен быть правильно смазан и установлен. Во время установки соблюдайте следующие рекомендации:

1) Доставайте подшипник из упаковки прямо перед установкой.

2) Поддерживайте чистоту: закрывайте те детали авто, на которые будет ставиться подшипник, покройте пленкой, парафинированной бумагой или чистой сухой тканью новый подшипник, который вы еще не установили.

3) Не стоит устанавливать подшипники около станков, которые режут металл, или же около устройств, которые создают загрязнения.

4) Не производите по подшипнику удары.

5) Используйте специальную втулку для запрессовки подшипника.

6) Выбирайте правильный смазочный материал. Наносите его в нужном количестве. Вовремя смазывайте подшипники.

7) Применяйте специальные гидравлические или нагревательные инструменты.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Как легко узнать, что ступичный подшипник вышел из строя без поездки на СТО

Все попытки определить тот факт, что неисправен именно ступичный подшипник, по характеру издаваемых звуков часто обречены на провал. Дело в том, что неисправные ступицы не всегда звучат одинаково.

В зависимости от конструкции, типа применяемых подшипников, характера их износа, наличия заводского брака или просто контрафактного изделия, акустические эффекты могут быть самыми разнообразными, вплоть до маскирующих, когда самый опытный мастер начнёт по звуку выбраковывать ни в чём не повинные редукторы мостов, ШРУСы или трансмиссию.

Не всегда надо верить своим ушам, какими бы музыкальными они ни были. Тем не менее, существуют вполне объективные методики определения точной локализации умирающего подшипника. Звук в данном случае является лишь поводом к ним приступить, но никак не основным инструментарием.

Разные конструкции ступичных узлов имеют сильно отличающиеся друг от друга диапазоны допустимого люфта. Вообще без зазора подобные подшипники работают крайне редко, поскольку применение в них консистентных видов смазок подразумевает отсутствие натяга. А нулевой зазор – это уже натяг, поскольку геометрические параметры не могут быть стабильными при изменении температуры.

Допустимую величину люфта ступиц своей машины желательно знать. Особенно там, где использованы регулируемые пары ступичных подшипников. В крайнем случае, можно попытаться запомнить люфт по ощущениям, покачав вывешенное колесо такой же, но заведомо исправной машины. Опытный мастер легко оценивает зазоры на любых автомобилях.

Когда подшипник изношен, у него неизбежно растёт люфт. И если колесо, грубо говоря, уже чрезмерно болтается на оси – детали надо менять, будь это подшипники или ступица в сборе. Избежать ошибок при замере люфта покачиванием за обод колеса поможет одновременное с этим нажатие на тормозную педаль. На люфт в узлах подвески это никак не повлияет, а вот подшипник будет зажат, и зазор исчезнет.

Температура

Как у живого существа, у приболевшего автомобиля может подняться температура. Но не вообще, а локально, в месте расположения изношенной детали. Например, ступичного подшипника.

Неисправный узел качения работает с повышенным трением, а значит, выделяет больше тепла. Простое измерение температуры здесь вряд ли поможет, а вот сравнить левую и правую стороны машины будет полезно. Только не надо перед этим пользоваться тормозами, и обжечься можно, и разницу почувствовать не получится.

Ручное вращение

Если вывесить машину на подъёмнике и вращать колесо вручную, то отклонения от плавного хода ступицы можно заметить как по звуку, так и по ощущаемым рукой вибрациям.

Подшипники, у которых начался эффект питтинга (лунный пейзаж на беговых дорожках), не смогут работать беззвучно и равномерно. К тому же, можно сравнить подозрительное с другими колёсами, все четыре находятся в удобном доступе.

Надо только обратить внимание, что в случае изучения ведущих колёс, вращению подвергаются ещё и многие другие детали, которые способны создавать аналогичные эффекты, даже будучи исправными. Тут тоже поможет метод сравнения.

Разгон колёс двигателем

Когда исследуются именно ведущие колёса, то на том же подъёмнике их можно раскрутить естественным образом, вплоть до третьей-четвёртой передач. Затем рычаг коробки переводится в нейтраль, и двигатель выключается. Быстро вращающиеся по инерции колёса смогут достаточно громко выдать неисправный подшипник.

И ещё два момента. Первоначально определить с какой стороны находится гудящий подшипник можно пустив машину последовательно по правой и левой дугам. Нагруженная ступица всегда расположена с внешней стороны поворота, соответственно если проблема там, то звук усилится, в противном случае он почти пропадёт.

Не надо расстраиваться, если после вычисления и замены подшипника ничего не изменилось. Ошибки тут вполне возможны, и так было заменено уже очень много деталей, которые бы ещё поездили.

Ступичные даже полезно менять парами, если они и не кончаются одновременно, то временной промежуток между началом гудения слева и справа обычно очень мал. Вот перепутать гул со стороны задних ступиц с передними очень нежелательно. Хотя и такое часто случается, особенно при диагностике на слух. Акустика – достаточно неточная наука.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Ступичный подшипник: устройство и признаки неисправности

Ступица – элемент ходовой части автомобиля, обеспечивает соединение колеса с осью. За счет ступичных подшипников, выступающими промежуточным звеном между ступицей и осью, колесо вращается с минимальным сопротивлением.

Конструкция и принцип работы

Ступичные подшипники являются одними из самых высоконагруженных частей машины. На них приходится давление полной массы авто, разнонаправленные нагрузки, возникающие при ускорениях, торможениях, движения по неровностям. Поэтому к этим узлам выдвигаются очень серьезные требования, поскольку от них напрямую зависит безопасность движения.

В конструкции авто в ступицах используются подшипники качения. В автомобильных ступицах применяются разные виды подшипников, хотя конструктивно они идентичны и состоят из нескольких частей:

  • обоймы, они же кольца (наружное и внутреннее);
  • тела качения;
  • сепаратор;

Кольца подшипников выступают в качестве опорных поверхностей для тел качения, которые помещаются между обоймами. Наружным кольцом подшипник устанавливается в отверстие ступицы, а внутренним он садится на ось.

Для равномерного распределения тел качения по окружности обойм используется сепаратор. В задачу сепаратора входит также исключение контакта этих тел между собой.

Дополнительно в конструкции некоторых видов ступичных подшипников применяются пыльники, предотвращающие попадание пыли и грязи внутрь узла. Такие узлы считаются закрытыми.

Разновидности

Классификация подшипников качения

В качестве тел качения в подшипниках ступицы выступают шарики, так и ролики (цилиндрические или конические). Количество рядов тел качения – один или два.

Наибольшее распространение получили радиальные (шариковые и роликовые цилиндрические) и радиально-упорные (роликовые конические) подшипники.

В современных моделях, оснащаемых АБС, подшипник является составной частью самой ступицы. Он является закрытым и необслуживаемым, его ресурс равен сроку службы автомобиля. В случае выхода из строя узла менять приходится ступицу в сборе.

Радиальные подшипники устанавливаются по одному на ступицу. Они закрыты и необслуживаемые, регулировка для них не предусматривается, а возможные люфты устраняются путем посадки в ступицу и на ось с сильным натягом.

Что касается радиально-упорных подшипников, то они часто устанавливаются по два на ступицу. Такие узлы открыты и посадка у них с небольшим натягом. Такая конструкция позволяет осуществлять регулировку для устранения люфтов.

На ведущей оси применяются радиальные ступичные подшипники, а на ведомой – радиально-упорные. К примеру, на ВАЗ-2107 сзади на установлены по одному шариковому ступичному подшипнику, а впереди – по два конических узла. А вот на ВАЗ-2108 цилиндрический элемент, причем двухрядный, используется на передней оси, а конические установлены сзади.

Признаки износа ступичного подшипника, диагностика

Ресурс подшипников составляет порядка 100 тыс. км. Но на срок службы напрямую влияют особенности эксплуатации авто, качество изготовления узлов и своевременное обслуживания.

Частая езда по плохим дорогам и игнорирование регулировки для устранения люфта (в конических подшипниках) приводят к усиленному износу тел качения и их дорожек на кольцах. Попадание внутрь пыли и песка сокращают ресурс подшипников.

При этом допускать критического износа и разрушения узлов нельзя, иначе возникает вероятность разрушения подшипника, сопровождающееся срывом колеса с оси или его заклиниванием.

Основным признаком износа ступичных подшипников является появление отчетливого гула со стороны колес во время движения. При незначительном износе гул негромкий, но постепенно он будет нарастать. Эксплуатация авто при таких признаках возможна, но лучше в кратчайшие сроки провести диагностику состояния и заменить или отрегулировать ступичные подшипники.

Сигналом критического износа является появление хруста. Это указывает на разрушение подшипника. Эксплуатировать автомобиль при таких признаках нельзя, а поврежденный узел требует замены.

Диагностика ступичных подшипников – операция не сложная, выполнить может каждый. Нужно вывесить колесо, повращать его для определения, нет ли заеданий и подклиниваний. Далее необходимо пораскачивать колесо, держась за него вверху и внизу. На радиальных цилиндрических подшипниках люфт не допускается. А вот в радиально-упорных изделиях он присутствовать может, но незначительный.

Видео: Как проверить ступичный подшипник?

Люфт в цилиндрических узлах сигнализирует об сильном износе и необходимости в замене, поскольку они нерегулируемы. А вот люфт в конических подшипниках устранить можно.

Регулировочные работы

Для проведения регулировочных работ потребуется стандартный набор ключей, молотка и отвертки. Регулировка на всех авто практически идентична и отличаться может лишь в некоторых деталях. Технология регулировки такая:

  • Послабляем колесные болты на ступице, которую необходимо отрегулировать;
  • При помощи домкрата вывешиваем и снимаем колесо;
  • Используя молоток и отвертку сбиваем защитный колпачок, установленный по центру ступицы;
  • Пассатижами отгибаем усики стопора и вытаскиваем его;
  • Заворачиваем ступичную гайку до упора, а после отворачиваем обратно на ¼ оборота;
  • Проверяем легкость вращения ступицы. Крутиться она должна легко и без заеданий;
  • Собираем все обратно и снова проверяем люфт.

Если путем регулировки устранить люфт не удалось, или при вращении есть подклинивания и хруст, подшипник подлежит замене.

Как уже отмечено, цилиндрические подшипники не регулируются, поэтому появление гула и обнаружение люфта указывает на необходимость замены.

Нюансы при замене

Технология замены ступичного подшипника не сложная, но требует наличие специального оборудования – пресса или хотя бы мощных слесарных тисков.

Способ с забиванием узла при помощи молотка с наставкой при работе со ступицами не подходит, поскольку высокая вероятность повреждения посадочного места подшипника в ступице или перекос узла.

При установке нового подшипника обращайте внимание на легкость посадки. Узел должен садиться в ступицу очень туго, небольшое же сопротивление указывает на износ посадочного места. В таком случае замене подлежит и она.

Если после установки нового подшипника и сборки ходовой части люфты в ступице с цилиндрическим подшипником остались, это также указывает на износ посадочного места.

В процессе посадки нового узла особое внимание уделяйте центрированию подшипника, иначе при установке он может пойти на перекос и повредить поверхность посадочного места.

Как определить какой ступичный подшипник гудит

Если во время эксплуатации автомобиля, кроме шума, создаваемого покрышками, появляется громкий дополнительный шум, что значит ступичный подшипник изношен и его необходимо заменить.

Но возникает вопрос, какой именно подшипник требует замены? Есть три способа, позволяющие водителю определить изношенный подшипник, не обращаясь к специалистам автосервиса. Давайте рассмотрим, как именно это сделать.

Гудит ступичный подшипник как определить какой

Есть несколько проверенных способов как определить какой ступичный подшипник гудит, и в зависимости от проблемы, то и способы подходят не во всех ситуациях.

Раскрутить колесо

Прежде всего, нужно поднять автомобиль на подъёмник, либо поднять колёса домкратом. Всё зависит от того, где вы проводите осмотр автомобиля. Если проверка производится на площадке, то следует поставить на колёса сзади противооткатные башмаки. Потом, заводим двигатель, используя четвёртую передачу, и разгоняем передние колёса до скорости 70-80 км/ч. Далее, выжимаем сцепление и включаем передачу, переходя на нейтралку.

Если ступичный подшипник изношен, то вы услышите соответствующий шум и поймёте, что его требуется заменить.

У переднеприводных машин так проверяют ступицы на колёсах, находящихся спереди. В случае с заднеприводными авто, производится проверка задних колёс.

Как проверить люфт ступичного подшипника

Следует по очереди проверить каждое колесо на люфт. При этом, колесо следует поднять при помощи домкрата и покачать в разные стороны. Потом, нужно прокрутить колесо и если подшипник изношен, то возникнет люфт колеса. Также, в момент прокручивания вы услышите звук, явно напоминающий перекатывание шариков.

Но следует учитывать, что люфт может свидетельствовать и о других неисправностях. Это неполадки с подвеской или в рулевом управлении. Чтобы точно выяснить причину, вам понадобится помощь. Другой человек должен нажать на тормоз и удерживать его. А вы в это время выполните проверку люфта, вертикально раскачивая колесо. Если он останется, то причина в подвеске, а если нет, тогда испорчен ступичный подшипник.

Стоит помнить, что при наличии хороших подшипников в колёсах никогда не возникает люфт.

Какой ступичный подшипник гудит при повороте на право

В этом случае мы будем использовать повороты. Если вы входите в поворот, то кузов машины будет наклоняться. К примеру, если включается левый поворот, автомобиль наклоняется вправо и большая часть веса машины оказывает давление на правое колесо, а левое в это время разгружается.

При езде на скорости 15 км/ч резко поворачиваем руль влево и если исчезнет шум, то значит в негодность пришёл левый подшипник. Также можно проверить подшипник и с правой стороны.

Проверку ступичного подшипника следует выполнять, если появятся такие признаки:

  1. Дополнительный шум во время эксплуатации.
  2. Выявление люфта колеса во время проверки.
  3. Вибрация руля.

Гудит ступичный подшипник сколько можно ездить

Если не обращать внимания на шум и продолжать использовать машину, то в итоге это станет причиной заклинивания ступицы колеса. А впоследствии пострадает рычаг подвески и деформируется приводной вал. И если это случится при передвижении на большой скорости, то водителя ожидают плачевные последствия.

Поэтому следите за своим автомобилем и будьте внимательны к появлению какого-либо дополнительного шума.

Как проверить люфт ступичного подшипника

27.09.2015 50

Для вращения колеса необходима ось, на которой это колесо будет вращаться. Просто одеть колесо на ось и заставить вращаться, в принципе, можно, так оно и было несколько сотен лет назад, однако сегодняшнее колесо вращается на оси совсем по другому принципу.

Чтобы колесный диск смог вращаться на оси необходим подшипник, который будет соединять ось и колесо через промежуточное звено под названием ступица. Ступичный подшипник, о котором сегодня и пойдет речь, как уже понятно из названия располагается в ступице и позволяет ей беспрепятственно вращаться и тем самым приводить в движение колесо.

Чем опасна неисправность ступичного подшипника?

Неисправности ступичного подшипника как и любого другого подшипника недопустимо и чревато большими неприятностями, в данном случае действительно большими если речь идет о больших скоростях. Неисправный ступичный подшипник во время движения издает гул и создает вибрацию (в случае критического износа), но гул и вибрация — далеко не самое плохое чего следует опасаться. Критический износ может привести к разрушению подшипника или его заклиниванию, что повлечет за собой ряд неприятностей: неисправность шаровой, деформацию рычага а также полуоси. А теперь представьте себе все вышеперечисленное на скорости больше 80 км/час. Я думаю не нужно объяснять, что может случиться приключись такое на скоростной оживленной трассе.

Причины неисправности ступичного подшипника

Ступичный подшипник по типу относится к категории подшипников качения, которые славятся надежностью и долговечностью. Однако в условиях высоких нагрузок и большого срока эксплуатации эти подшипники подвергаются преждевременному износу и выходу из строя.

Собственно, прямые причины:

  • Удары, поступающие от колес при попадании колеса в яму (состояние дорог в общем. );
  • Естественный износ, который так или иначе наступает после того как подшипник исчерпает свой ресурс;
  • Отсутствие надлежащего ухода (недостаток смазки или ее низкое качество, попадание влаги вовнутрь, некачественные уплотнители и сальники и т. д.);
  • Нарушение правил установки ступичного подшипника (перекос, зажатие и т. д.).

Теперь собственно о том, как проверить ступичный подшипник?

Проверка ступичного подшипника — довольно простое мероприятие, которое под силу произвести любому желающему, главное иметь «зеленое понятие» о том, что это такое и где это находится. Для проверки необходимо иметь подъемник, если его нет это не проблема, берем домкрат и вывешиваем колеса по очереди. Хотя в большинстве случаев вывешивается только то колесо, подшипник которого «подозревается» в неисправности. Руками аккуратно пытаемся раскачать колесо в вертикальной плоскости, надавливая поочередно на нижнюю и верхнюю часть колеса. Люфта быть не должно, если он имеется, скорее всего, ступичный подшипник под замену. То же самое нужно проделать только уже в горизонтальной плоскости, раскачивая колесо со стороны в сторону, здесь, как и в предыдущем случае, наличие люфта будет признаком неисправности.

Видео как проверить ступичный подшипник

Важное примечание! В некоторых случаях люфт может быть не в ступичном подшипнике, а в других узлах ходовой части (шаровые, наконечники, рейка и прочее. ). Поэтому прежде чем выносить вердикт убедитесь, что люфтит именно ступичный подшипник.

Проверка ступичного подшипника во время движения. Если вы задались вопросом как проверить ступичный подшипник, то скорее всего уже предполагаете какой именно неисправен. Для того, чтобы подтвердить предположение, во время движения попробуйте повилять, поворачивая руль влево и вправо по очереди, как правило, при таких маневрах гул усиливается, так как во время крена вес автомобиля приходится поочередно то на одну, то на другую сторону.

Как проверить ступичный подшипник на подъемнике? Если у вас имеется подъемник, можно поднять машину с сидящим в ней водителем, затем попросить его завести мотор и включить передачу. Во время вращения колес неисправный ступичный выдаст себя характерным звуком, если же колесо, на котором слышен гул не является приводным, то раскрутить его можно вручную, принцип диагностики тот же.

После диагностики если предположение о неисправном ступичном подтвердится, необходимо выполнить его замену, для этого рекомендую обратиться в сервис или заменить ступичный подшипник самостоятельно. В первом случае от вас требуется просто найти серьезное СТО с квалифицированным персоналом. В случае с самостоятельной заменой, от вас потребуется: опыт, наличие инструмента (ключи, домкрат, оправки, смазка и т. д.), много свободного времени. Во время выполнения работ необходимо соблюдать правильность установки ступичного подшипника, нужно будет выставить зазор, а также аккуратно запрессовать его на место.

Существуют также и альтернативные варианты, например, замена ступичного вместе со ступицей. Есть немало производителей, которые предусматривают замену ступичного исключительно вместе со ступицей, что существенно упрощает весь процесс.

Подвеска автомобиля – достаточно сложная конструкция. Её элементы постоянно меняются и ремонтируются. Но при этом есть одна деталь подвески, которая требует особого внимания – ступичный подшипник. Почему же эта деталь передней подвески так быстро изнашивается, и как проверить ступичный подшипник?

Для чего служит ступичный подшипник?

Данная деталь являет собой особый связующий механизм, он находится между осью и ступицей. К последней крепится диск с покрышкой. Такая деталь выполнена из двух колец, а между ними вставлены конические элементы, изолированные резиновой частью. Этот элемент причисляют к подшипникам качения. Ресурс ступичного подшипника достаточно велик и в среднем составляет 150 тысяч км пробега. Деталь можно не менять на протяжении 5 лет.

Как понять, что ступичный подшипник неисправен? В подобном случае к стандартному шуму покрышек во время движения прибавляется неприятный и очень низкочастотный гул. Помимо постоянного гула во время движения авто поломка ступичного подшипника может сопровождаться следующими «симптомами»:

  1. Авто тянет в сторону – это происходит из-за того, что неисправная деталь как будто стопорится. Как результат, машину тянет вправо или влево, как при неисправности сход-развала.
  2. При изношенном подшипнике обычно появляется вибрация, она во время езды отдает в руль и в кузов. Это один из явных признаков неисправности ступичного подшипника. Важно как можно скорее заменить этот элемент, так как обойма сильно изношена, и вот-вот произойдет «клин».

Ещё один из признаков поломки подшипника качения – своеобразный хруст при движении авто. Это случается из-за того, что обойма практически полностью развалилась и сферические элементы расположены неправильно. Узнать такой хруст легко, его хорошо слышно салоне.

Чем же опасен неисправный подшипник?

Если проигнорировать появившийся гул, свойственный поломке ступичного подшипника, то он будет усиливаться. Как итог, его будет замечать не только водитель, но также и все пассажиры. Неприятный шум при неисправности ступичного подшипника не самая главная проблема.

Намного хуже, что, если не предпринять никаких мер, элемент может заклинить ступицу колеса. В итоге полуось полностью деформируется, а шаровая опора рычага моментально выходит из строя. Особенно опасно, когда такая поломка происходит при движении на повышенной скорости, к примеру, за городом.

Как проверить ступичный подшипник на ходу

Во время движения автомобиля, если появился посторонний шум в салоне, он становится раздражителем слуха для водителя. Найти источник шума порой сложно, потому что издавать звук могут многие узлы и детали машины. Попробуйте разогнать автомобиль. Некоторые шины на высокой скорости могут создавать гул, и тем самым дезинформировать водителя.

Узнать с какой стороны неисправность можно способом маневрирования:

  1. Поверните влево, нагрузка на левую ось уменьшится, если звук исчез или ослаб – значит проблема с левой стороны.
  2. Поверните вправо нагрузка на левую сторону увеличится, появится гул, значит предположение, что неисправность с левой стороны – верно.
  3. Попробуйте изменять скорость и чередование поворотов влево и вправо.
  4. Прислушайтесь, как будут изменяться частота и тон звука. Он может снижаться, повышаться, а иногда исчезать вовсе.

Разогните на ровной дороге автомобиль, сбросьте газ, двигайтесь по инерции. Пусть пассажир прислушается откуда идет гул. Проверьте свои предположения. Сделайте диагностику на вывешенных колесах автомобиля, используя домкрат.

Советы по обслуживанию и эксплуатации подшипников

  1. Как смазать подшипник ступицы.
  • Не допускайте попадания пыли в смазку и подшипники. Смазка наружных поверхностей предотвращает образование коррозии. Для наружной смазки проделайте такие операции:
  • Сначала требуется чисто промыть керосином посадочное место обоймы, вытереть насухо, затем смазать тонким слоем смазки посадочную поверхность. Наденьте чистую резиновую перчатку, нанесите на ладонь смазку и втирайте в подшипник, затем вставьте деталь внутрь и дополнительно протрите поверхность ветошью, которая смочена смазкой.
  • Использовать можно любую антикоррозионную смазку, на рынке продаются специализированные смазки для подшипниковых узлов. При нанесении соблюдайте количество смазки – не должно быть подтёков с узла.
  • Смазка подшипника внутри возможна, если он открытого типа или имеет резиновые уплотнения. Добавите смазку внутрь, но тут так же необходимо соблюдать важное правило – не должно быть излишков смазки (неоднократно прокрутите обоймы, лишняя смазка выйдет, её следует убрать).

Рекомендуемая смазка представлена в таблице:

Марки смазкиПроизводителиЗагустительБазовое масло

RareMax AF-1Kyodo Yushi Co., Ltd.КарбамидМинеральное масло
6459 Grease NShowa Shell Sekiyu, K.K.КарбамидМинеральное масло
Pyronoc Universal N-6CNisseki Mitsubishi Oil CorporationКарбамидМинеральное масло
HB-1Kyodo Yushi Co., Ltd.КарбамидМинеральное масло
Ronex MPExxon/MobilЛитийМинеральное масло
  1. Как продлить срок службы.

Затягивайте гайку оси с рекомендуемым моментом. Чрезмерный натяг вызовет избыточное трение, смазка нагреется, высохнет, трущиеся детали деформируются. Недостаточный момент крепления вызовет люфт больше допустимого, что приведет к преждевременному износу. Используйте для ремонта подшипников оригинальные запасные части (гайку, шплинт, стопорыне кольца и т.д).

Какой подшипник ступицы выбрать по производителю, и на что обращать внимание при покупке.

Оригинальный номер указан на корпусе, его рекомендует устанавливать производитель. Если нет возможности достать оригинал, есть бренды на замену. Главное, чтобы совпали размеры и технические характеристики. На упаковке смотрите надписи, штрих код, выбитый номер на корпусе, комплектацию.

Комплект ступичного подшипника — что в него входит.

Рем комплект включает расходные детали: ступичные гайки 1 или 2 шт., колесные болты – комплект, стопорное кольцо 2 шт. шплинт. Возможны сальники, наружные обоймы и даже смазка.

Что использовать пресс или съемник.

Для качественной работы используйте пресс, снимите узел в сборе, отвезите на СТО, за небольшую плату произведут замену деталей узла за 1-1,5 часа. Съемник применяют при замене самостоятельно, покупают или берут в аренду. Рука помощника пригодится для задержки ключа.

Важный момент:Не давите на внутреннюю обойму подшипника, так как это может привести к повреждению элементов подшипникового узла.

Подшипники с АБС.

Наличие импульсного кольца легко проверить металлическим предметом, приложенным к одной из сторон уплотнений. Намагниченную сторону ставят внутрь отверстия кулака к разъему считывающего датчика.

Как проверить люфт ступичного подшипника

  • Регистрация
  • Вход
  • В начало форума
  • Правила форума
  • Старый дизайн
  • FAQ
  • Поиск
  • Пользователи

  • Список форумов AUTOLADA.RU
  • Семейство «Самара»
  • 1
  • 2
  • 3
  • >

Тока один момент- когда раскручиваешь колесо, то разгоняй и тормози плавно![/url]

шуметь еще может

вывешивать то надо оба передних колеса?

По одному пробывал но разгонял не сильно боюсь что0то сломается (ведь одна полуось крутится а другая нет, а тут предлогают до 150кмч разогнать!?

Пока не могу найти ( уже заднии поменял и в поржняк) мне уже говорят может коробка гудит?
Кстати стало резко гудеть во всех режимах!

вывешивать то надо оба передних колеса?

По одному пробывал но разгонял не сильно боюсь что0то сломается (ведь одна полуось крутится а другая нет, а тут предлогают до 150кмч разогнать!?

Пока не могу найти ( уже заднии поменял и в поржняк) мне уже говорят может коробка гудит?
Кстати стало резко гудеть во всех режимах!

вывешивать то надо оба передних колеса?

Это как угодно- можно оба, можно одно. Гавное- резко не газовать и не тормозить, когда по одному. Стартовать можно вообще с 4-й передачи, ведь нагрузки почти нет.

а тут предлогают до 150кмч разогнать

Кстати стало резко гудеть во всех режимах!

я как amtel nordmaster зимний переобул — так точно как самолете. водилы если садились ко мне — офигевали просто))) один кричал даже что все подшипники шумят — срочно мол меняй)))

По одному пробывал но разгонял не сильно боюсь что0то сломается (ведь одна полуось крутится а другая нет, а тут предлогают до 150кмч разогнать!?

я когда вывешивал одно колесо и крутил его двигателем — то у меня пыльник шруса порвался.
ведь при поддомкрачивании подвеска колеса растянулась, угол под которым привод входит в шрус стал слишком большой.

Дык ничего удивительного! В таком положении пыльник об рычаг терться начинает. Рычаг нужно прогружать хотябы чуток. Я об этом писал в посте выше по ссылке.

Вологодские подшипники все знают. А такой, кто-нибудь ставил? По цене, чуть ли не в два раза дороже других продают.
http://avtopasker.ru/goods/35435.htm

У меня такой стоял, когда я ступицу всборе менял. Где-то через год , когда менял резину, прокрутил колесо (я всегда проверяю для профилактики при переобувке) и заметил небольшой шум, правда на ходу он не ощущался, люфтов тоже не было. Я таких непоняток не люблю, поэтому решил его сменить. Когда начал снимать, то тогда и увидел, что там ролики . Поэтому снял аккуратно, промыл его и смазал. Сейчас держу в зипе. Думаю, что не сильно его покалечил, и он ещё продюжит. А шум у него просто из-за роликов. У меня сейчас подобная картина с подшипником SKF. Уже больше года как зашумел (так же, когда рукой прокручивешь), но люфтов нет, поэтому не дёргаюсь.
Так что мне кажется, что неплохие подшипники, хоть и шумноватые.

До 80 ти крутни и всё -это будет 160 на колесе- то есть за глаза. .

Люфт подшипника ступицы

  • Ответить
  • Перейти к первому непрочитанному сообщению

#1 Driver

  • Свои люди
  • 681 сообщений
  • 0 спасибо
    • Город ВАЗ 21074 , Нижегородская область ,
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата
    • Вставить ник или цитату

    #2 andreich1137

  • Легенды
  • 2860 сообщений
  • 1 спасибо
    • Город : Вологда
    • Авто: ВАЗ-21074 инжектор
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата
    • Вставить ник или цитату

    #3 andreich1137

  • Легенды
  • 2860 сообщений
  • 1 спасибо
    • Город : Вологда
    • Авто: ВАЗ-21074 инжектор
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата
    • Вставить ник или цитату

    #4 andreich1137

  • Легенды
  • 2860 сообщений
  • 1 спасибо
    • Город : Вологда
    • Авто: ВАЗ-21074 инжектор

    1. Подготавливаем автомобиль к выполнению операций («Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).

    2. Снимаем колесо («Колесо – замена»).

    3. С помощью зубила снимаем защитный колпак ступицы.

    4. Устанавливаем колесо без защитного колпака на место и крепим его двумя диаметрально расположенными болтами. Зубилом или бородком расправляем замятый буртик гайки ступицы и отворачиваем гайку торцовым ключом на 27 мм.

    5. Затягиваем новую регулировочную гайку моментом 1,9–2,0 кгс·м, при этом вращаем колесо в обоих направлениях для правильной установки роликов подшипников.

    6. Ослабляем гайку и снова затягиваем ее моментом 0,7 кгс·м.

    7. Постепенно отпускаем на 20–25° регулировочную гайку и покачиваем колесо в вертикальной плоскости, добиваясь появления едва заметного люфта.

    8. Стопорим гайку в этом положении зачеканкой буртика в пазы на конце цапфы поворотного кулака.

    9. Удаляем из защитного колпака ступицы старую смазку и закладываем 25 г новой пластичной смазки Литол-24 или ее аналога.

    10. Устанавливаем защитный колпак ступицы.

    11. Устанавливаем колесо («Колесо – замена»).

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector