0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик уровня топлива: топливо — под контролем

Датчик уровня топлива: топливо — под контролем

Вся современная техника, оснащенная двигателями внутреннего сгорания, имеет систему контроля уровня топлива, в основе которой лежит встроенный в бак датчик. О датчиках уровня топлива, их существующих типах, конструкции и функционировании, а также об их грамотном подборе и замене — читайте в статье.

Что такое датчик уровня топлива

Датчик уровня топлива (ДУТ) — чувствительный элемент системы контроля уровня топлива в топливном баке (баках) транспортных средств.

На транспортных средствах, оснащенных бензиновым или дизельным ДВС, предусмотрена емкость для хранения запаса топлива — топливный бак. В процессе эксплуатации таких ТС необходимо отслеживать запас топлива в баке, чтобы своевременно его пополнить. Для этого используется система, построенная на двух основных компонентах — датчике и индикаторе уровня топлива.

ДУТ располагается в баке, он отслеживает количество топлива, формируя соответствующий электрический сигнал. Сигнал подается к индикатору — стрелочному или цифровому прибору, который отображает измеренный объем топлива. В некоторых автомобилях датчик уровня топлива подключен и к электронике автомобиля (контроллеру двигателя, системам самодиагностики и другим компонентам). В дальнейшем речь пойдет о ДУТ без подробного описания индикаторов и других связанных компонентов.

Какими бывают, как устроены и работают датчики уровня топлива


Поплавковый датчик рычажного типа


Принцип работы потенциометрического датчика уровня топлива


Поплавковый датчик трубчатого типа

В настоящее время используется множество различных ДУТ, отличающихся принципом работы и типом формируемого выходного сигнала.

Все датчики можно разделить на группы по лежащему в основе их работы физическому принципу:

  • Поплавковые потенциометрические (резистивные);
  • Емкостные;
  • Ультразвуковые;
  • Поплавковые магнитные.

Каждый тип ДУТ имеет свои конструктивные особенности и области применения, о чем нужно рассказать подробнее.

Поплавковые потенциометрические ДУТ

Это наиболее распространенный тип датчиков, их популярность обусловлена простотой конструкции и дешевизной. Существует две разновидности данных ДУТ:

  • Рычажные;
  • Трубчатые.

Рычажный датчик уровня топлива состоит из корпуса с закрепленным на нем резистивным датчиком (потенциометром) и двуплечего качающегося рычага. На коротком плече рычага расположен контакт («бегунок»), движущийся по потенциометру, а на длинном рычаге — пустотелый пластиковый или латунный поплавок. Резистивный датчик обычно выполнен в виде пластины из изоляционного материала (стеклотекстолита, реже — различных пластиков), на которой нанесен сектор из материала с высоким удельным электрическим сопротивлением. Один вывод потенциометра и подвижный контакт рычага включены в одну измерительную электрическую цепь. Для усиления и преобразования выходного сигнала на ДУТ может устанавливаться соответствующая электронная схема, она располагается в корпусе датчика за пределами топливного бака.

Рычажные датчики можно разделить на два типа по способу монтажа в бак:

  • Отдельные ДУТ — датчик монтируется в отдельное посадочное место в баке;
  • ДУТ, интегрированные в единый блок с топливным насосом — в качестве корпуса датчика выступает топливный насос, поэтому он устанавливается и вынимается из бака только вместе с насосом.

Работает такой датчик просто: поплавок всегда удерживается на поверхности налитого в баке топлива, от положения поплавка зависит угол наклона рычага, а значит — положение подвижного контакта на потенциометре. При изменении положения рычага подвижный контакт тоже движется по резистивному датчику, что приводит к изменению силы тока в цепи — ток на выходе устройства и используется для расчета уровня топлива в баке.

Трубчатые датчики уровня топлива устроены следующим образом. Основу датчика составляет трубка, внутри которой располагается шток и два провода из материала с высоким удельным сопротивлением. На шток насажен поплавок с двумя металлическими кольцами, замыкающими проводники. В нижней части трубка открыта, либо в ней присутствуют отверстия для доступа топлива. В верхней части трубки находится крепежный фланец с выводными клеммами. Работает датчик так же, как и рычажный: поплавок в зависимости от уровня топлива поднимается или опускается, это увеличивает или уменьшает общую длину проводников — в результате меняется сопротивление и, как следствие, ток в цепи, что и используется для выполнения расчетов.

О выходных сигналах датчиков рассказано ниже.

Емкостные ДУТ


Емкостной датчик уровня топлива


Устройство емкостного датчика уровня топлива

Основу конструкции ДУТ емкостного типа составляет металлическая трубка, внутри которой расположен металлический стержень (в изоляции или без) — эти детали образуют обкладки электрического конденсатора (так называемый коаксиальный конденсатор с жидким диэлектриком). В верхней части датчика находится корпус (обычно выполнен в виде фланца), в котором установлена плата усилителя и преобразователя сигнала, а иногда и датчик температуры.

Датчик устанавливается в бак вертикально, поэтому топливо внутри трубки находится на том же уровне, что и в баке. Наличие топлива в трубке ДУТ приводит к изменению его емкости — это и используется для вычисления степени заполненности бака. В процесс измерений вносится коррекция с помощью датчика температуры и заложенных в прибор алгоритмов.

Нужно отметить, что емкостные датчики уровня топлива подходят только для работы с непроводящими электрический ток жидкостями, в том числе бензином и дизельным топливом. Попадание в датчик воды и иных проводящих жидкостей приводит к нарушению показаний (чаще всего в этом случае прибор «видит», что бак полный), поэтому использование емкостных ДУТ ограничено.

Ультразвуковые и магнитные ДУТ

Датчики этих типов сегодня используются редко, и в основном в транспортных средствах, работающих на спирте, метаноле и некоторых других типах топлив.

Ультразвуковой датчик состоит из преобразователя (включает в себя пьезоэлектрический излучатель и приемник ультразвука), который монтируется с наружной стороны на дно бака, и соединенного с ним электронного блока. Датчик излучает ультразвук, который проходит через бак, частично отражается от верхнего уровня топлива (от границы жидкости и воздух), и возвращается к приемнику — по времени, прошедшему от излучения волны до приема отраженной волны, и измеряется уровень топлива.

Магнитные датчики (magnetic passive positioning sensor, MAPPS) конструктивно похожи на рычажные поплавковые, однако в них вместо резистивного элемента используется магнитный. Как правило, это плата с нанесенными на ней металлическими полосками различной длины, рядом с которыми двигается закрепленный на коротком плече рычага постоянный магнит. По изменению магнитного поля производится вычисление уровня топлива в баке. В таком датчике нет подвижных электрических контактов, поэтому он защищен от коротких замыканий и может работать в электропроводящих и многих химически активных жидкостях.

Типы выходных сигналов датчиков уровня топлива

ДУТ могут формировать выходной сигнал трех типов:

  • Аналоговый;
  • Аналоговый с частотной модуляцией;
  • Цифровой.

Аналоговый сигнал — наиболее простое и доступное решение. Такой сигнал формируется потенциометрами поплавковых датчиков, это просто изменение выходного напряжения, которое подается на усилитель и на индикатор. Аналоговые датчики конструктивно просты, однако они дают большую погрешность и для точных измерений не подходят.

Для повышения точности измерений в датчик может вводиться схема преобразования сигнала, в частности — его частотной модуляции. Такие датчики сложнее аналоговых и сегодня используются редко, их практически полностью вытеснили цифровые устройства.

Цифровой сигнал — наиболее современное решение. Этот сигнал формируется на основании показаний датчиков встроенными в них аналого-цифровыми преобразователями (АЦП) на основе микропроцессоров. Цифровые датчики обладают повышенной точностью измерений, так как они на основе данных, полученных с других датчиков (температуры, режима работы двигателя, положения автомобиля и бака, и т.д.), могут вносить корректировки в результаты измерений.

Нужно отметить, что ДУТ с аналоговым, частотным и цифровым сигналом не взаимозаменяемы, что следует учитывать при их подборе и ремонте.

Как верно выбрать и заменить датчик уровня топлива

Датчик уровня топлива постоянно работают в сложных условиях, поэтому вероятность их выхода из строя всегда высока. О поломке датчика могут говорить неправильные или нестабильные показания прибора, либо их полное отсутствие. Чаще всего это связано с ухудшением электрических контактов в цепях датчика, износом резистивного датчика и механическими повреждениями его подвижных частей. Чтобы провести диагностику, датчик необходимо демонтировать и осмотреть — обычно это сводится к вывертыванию нескольких винтов и выемке устройства из бака. Если ДУТ неисправен, его необходимо отремонтировать или заменить.

На замену следует использовать ДУТ только того типа, что был использован автопроизводителем, либо рекомендованные аналоги. При монтаже датчика нужно соблюдать инструкцию по ремонту транспортного средства. Обязательно необходимо использовать все предусмотренные конструкцией уплотнительные элементы и крепеж. После ремонта некоторые датчики требуют калибровки и настройки.

При верном подборе и замене ДУТ вся система измерения уровня топлива будет надежно работать, обеспечивая правильные показания на любых режимах эксплуатации транспортного средства.

Что такое датчик уровня топлива и зачем он нужен?

Одна из составляющих мониторинга работы автотранспортного средства – датчик уровня топлива. Он размещается непосредственно в емкости с топливом. Устанавливается непосредственно при производстве автомобиля, а также в процессе эксплуатации – по инициативе собственника транспорта. Такой датчик может применяться и на других передвижных объектах (например, морских судах или поездах).

Зачем необходим ДУТ

Расходы на приобретение топлива – одна из самых больший статей при содержании транспорта. Использование датчика уровня топлива помогает не только фиксировать количество топлива на данный конкретный момент времени, но также:

  • определить расход топлива за определенный временной промежуток;
  • подсчитать усредненный расход топлива, например, на сотню километров;
  • контролировать своевременность дозаправок топливом;
  • выявить несанкционированные сливы топлива, факты нецелевого использования служебного автотранспорта.

Все это позволяет вести строгий контроль расхода топлива, находить способы экономии, планировать маршруты, исходя из имеющегося количества горючего. Такие меры способствуют снижению затрат на покупку топлива и содержание автопарка в целом.

Как он работает

Общий принцип работы датчика уровня топлива достаточно прост. Рабочий элемент данного прибора расположен непосредственно в баке. Он передает сигналы на преобразователь, который преобразует их в единицы объема. Информация отображается на указателе уровня топлива, размещенном на приборной панели. Точность показаний зависит от типа и модели прибора. Оптимальным показателем погрешности датчика считается 1–2%.

Основные типы оборудования

Самыми распространенными датчиками уровня топлива на сегодняшний день считаются такие:

  • поплавковые или потенциометрические датчики;
  • емкостные (в данном случае название датчиков происходит от понятия «диэлектрическая емкость»);
  • ультразвуковые датчики.

Поплавковый ДУТ: особенности

Поплавковые датчики являются штатными и устанавливаются в рамках производства автотранспорта. Рабочий элемент прибора представляет собой поплавок, который погружен в топливо и соединен с потенциометром. При снижении или повышении уровня горючего меняется сопротивление потенциометра, а соответственно – напряжение на выходе. Данные о количестве горючего передаются на указатель, размещенный на приборной панели.

Потенциометрические датчики делятся на рычажные и трубчатые. В первом случае поплавок соединяется с контактом резистора с помощью стального рычага. Такой прибор интегрируют в блок подачи топлива, поэтому он считается универсальным – может использоваться в любых топливных системах. В конструкции трубчатого предусмотрена специальная трубка, в которой поплавок перемещается по направляющим. На нем расположены контрактные кольца, которые замыкаются на параллельно расположенных проводах сопротивлений. Такой прибор считается более точным по сравнению с рычажным, но подходит только для баков с определенными геометрическими параметрами.

Основной минус потенциометрических датчиков уровня топлива – способность показывать только относительный уровень топлива. Погрешность достаточно высока – от 10 до 30%. Поэтому большинство автомобилистов предпочитают не ограничиваться таким прибором, а дополнительно установить современное высокотехнологичное оборудование, позволяющее вести точный контроль уровня горючего.

Емкостной ДУТ: особенности

Емкостной датчик уровня топлива устанавливается по желанию владельца автотранспортного средства. Он представляет собой электроконденсатор. Измерительным элементом такого прибора являются две трубки, вставленные друг в друга, но не соприкасающиеся. Промежуток между ними заполняется топливом. В верхней части трубки крепятся к плате датчика, на них подается ток, горючее играет роль диэлектрика. Уровень топлива в пространстве между трубками равен уровню в баке. Чем больше горючего – тем быстрее выполняется зарядка конденсатора.

С помощью платы подсчитывается время зарядки, на основании этих данных определяется уровень горючего в пространстве между трубками, а соответственно – в баке. Данные передаются на указатель уровня топлива.

К преимуществам емкостного датчика уровня топлива относятся:

  • более высокая точность показаний по сравнению со штатным поплавковым прибором;
  • возможность подключения к GPS-трекеру и интеграции в систему мониторинга транспорта. Такое решение дает возможность осуществлять дистанционный контроль расхода топлива как в режиме реального времени, так и за определенный период.

Ультразвуковой ДУТ: особенности

Ультразвуковой датчик уровня топлива представляет собой излучатель ультразвуковых волн. Он устанавливается на внешней поверхности дна емкости с горючим и создает импульсы на частоте ультразвука. Волны проходят через металл и толщу горючего, на рубеже сред «горючее – воздух» они отражаются. Отраженная волна улавливается прибором. Вычислительный механизм рассчитывает уровень топливного столба, исходя из времени с момента отправки волны до момента возвращения отраженного сигнала.

Как и емкостной, ультразвуковой прибор может стать элементом системы мониторинга транспорта. При установке датчика топлива следует учесть такие особенности:

  • нужно обеспечить идеальный контакт прибора с внешней поверхностью емкости. При нарушении данного условия сигналы могут искажаться, а соответственно – показания уровня топлива будут неточными;
  • на качество сигнала способны влиять наличие перегородок внутри бака, материал этих перегородок, наличие неровностей на внутренней поверхности дна, наличие на дне воды, льда, мусора.

Использование ультразвукового датчика уровня топлива станет оптимальным вариантом для автотранспортных средств, переведенных на газ.

Виды ДУТ по интерфейсам подключения

По выходному сигналу различают такие приборы для замера уровня топлива:

  • аналоговый. Данные о количестве горючего передаются в формате величины напряжения выходного сигнала. Например, чем больше топлива – тем выше напряжения. Для перевода данной величины в единицы объема применяется тарировка. Например, напряжение 2 В соответствует 10 литрам бензина. Достоинством такого прибора является возможность использования в тандеме с самыми простыми, доступными по цене трекерами. Однако аналоговому датчику присуща достаточно высокая погрешность – около 4%, поэтому он не подходит для высокоточных измерений;
  • цифровой. В конструкцию прибора интегрирована электронная плата, которая анализирует данные измерительного элемента. Данные передаются в формате условных чисел, с помощью тарировки они переводятся в единицы объема. Стоимость цифрового датчика уровня горючего выше по сравнению с аналоговым. Однако такой прибор отличается высокой точностью показаний, поэтому может стать эффективным элементом системы мониторинга. Кроме того, он использует независимое питание, благодаря чему сбои в работе по причине выхода из строя аккумулятора либо генератора исключены;
  • частотный – передает данные в формате частоты импульсов. Например, чем выше показатель уровня топлива – тем выше частота импульсов. С помощью тарировки данные переводят в единицы объема. Например, частоте 2000 Герц соответствует 30 литров. Частотные датчики уровня горючего – это некое промежуточное звено между аналоговыми и цифровыми моделями. Они отличаются более высокой точностью и помехостойкостью по сравнению с аналоговыми, но уступают цифровому датчику по этим параметрам. На сегодняшний день частотные приборы измерения уровня топлива встречаются достаточно редко, однако такой сенсор может быть установлен при невозможности использования оборудования с другими интерфейсами.

Как подобрать ДУТ

При выборе датчика уровня топлива обязательно следует учитывать высоту и геометрию бака. Длина измерительного элемента должна быть немного больше высоты емкости. Если она меньше, малое количество горючего не будет фиксироваться датчиком. Лишнюю часть измерителя уровня топлива всегда можно обрезать. Конец элемента должен находиться на расстоянии примерно 3 см от дна емкости. Это позволит выполнять максимально точные замеры и при этом минимизировать риски короткого замыкания из-за воды или мусора.

Для большинства автотранспортных средств подходят приборы для контроля топлива с длиной измерительного элемента 70 см. Однако на рынке представлен широкий выбор измерителей разной длины, вплоть до 3 м.

Когда необходимо несколько ДУТов

Бывают случаи, когда на одно транспортное средство нужно установить сразу несколько приборов для контроля топлива:

  • наличие нескольких топливных емкостей. На грузовом транспорте обычно используется по два или даже три бака. В этом случае датчики уровня топлива устанавливаются во все емкости, что позволяет получить точную и полную картину о расходе топлива;
  • бак отличается вытянутой формой (обычно устанавливаются на автотрейлерах). В этом случае минимальные колебания топлива могут негативно повлиять на точность показаний. Поэтому целесообразно установить два (возможно, больше) датчика на разных участках;
  • бак имеет сложную конфигурацию (устанавливаются на сельскохозяйственной технике). Установка нескольких приборов, измеряющих уровень топлива, обеспечит высокую точность показаний.

Что касается интерфейса подключения, то здесь собственник принимает решение сам, исходя из своих запросов и финансовых возможностей.

Указатель уровня топлива. Принцип действия

Указатель уровня топлива электромагнитного принципа действия состоит из приемника, расположенного в комбинации приборов, и датчика (бензореостата) БМ134-А, установленного в верхней части топливного бака. Устройство и схема указателя уровня топлива показаны на рисунке.

Датчик указателя представляет собой реостат 3, один конец обмотки которого соединен с массой, а другой — с обмотками катушек указателя. По обмотке реостата скользит подвижный контакт 4 (щетка), который укреплен на оси рычага поплавка 5, плавающего на поверхности топлива.

Приемник состоит из двух катушек 7 и 10, расположенных под углом 90° одна к другой. В точке пересечения геометрических осей катушек установлен на оси железный якорь 8 со стрелкой 11. Обмотка левой катушки включена последовательно в цепь батарея — реостат, а обмотка правой катушки — параллельно реостату. Направление витков обмоток выполнено так, что одноименные полюсы обеих катушек расположены соответственно вверху и внизу.

Приемник указателя уровня топлива имеет шкалу с ценой деления, равной V4 емкости топливного бака. На шкале нанесены обозначения: 0 (бак пустой), 0,5 (половина емкости бака) и буква П (бак полный).

Рис. Схема указателя уровня топлива Москвич-408:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — датчик; 3 — реостат; 4 — подвижный контакт; 5 — поплавок; 6 — приемник указателя уровня бензина; 7 — правая катушка; 8 — якорь; 9 — противовес; 10 — левая катушка; 11 — стрелка; 12 — замок зажигания

Принцип действия указателя уровня топлива

Указатель уровня топлива работает следующим образом.

Когда бак пустой, поплавок опущен вниз, а щетка реостата находится в крайнем левом положении (сопротивление реостата равно нулю). В этом случае ток по обмотке правой катушки почти не идет, так как щеткой реостата катушка соединена с массой; поэтому почти весь ток проходит через обмотку левой катушки, вследствие чего якорь под действием магнитного поля поворачивается в сторону левой катушки, и стрелка указателя становится против цифры 0 шкалы прибора.

Когда бак полный, поплавок занимает крайнее верхнее положение, и щетка включает все сопротивление реостата. Ток проходит через обмотку правой катушки, создает магнитное поле, под действием которого якорек поворачивается, и стрелка указателя становится против буквы П.

При частичном заполнении бака топливом в цепь включается часть сопротивления реостата, и ток при этом одновременно поступает в обмотки обеих катушек. В этом случае положение якорька, а следовательно, и стрелки указателя определяется совместным действием магнитных полей обеих катушек.

В зависимости от соотношения магнитных полей катушек и определяемого уровнем топлива в баке, стрелка указателя занимает промежуточные положения между делениями 0 и П шкалы прибора. Указатель работает только при включенном зажигании. При выключенном зажигании стрелка прибора стоит на нуле. Указатель служит для приблизительного контроля расхода топлива и не пригоден для определения точного расхода, так как точность его показаний недостаточна.

Чтобы не перегорела обмотка реостата при ремонте электропроводки или при смене приборов, нельзя допускать замыкания клемм приемника и перепутывания концов проводов, присоединенных к клеммам.

Исправный и правильно отрегулированный прибор при напряжении 12,5 в и температуре 20° С обеспечивает точность показаний в точках шкалы 1/4 и 1/2 примерно 7% от емкости бака, а в точке П (полный) — примерно 10%. При этом смещение стрелки от оси деления шкалы на ширину стрелки принимается за погрешность, равную 7%. В остальных точках шкалы точность показаний прибора не нормируется. При изменении напряжения в цепи прибора, а также при изменении температуры окружающей среды погрешность прибора может несколько увеличиться.

Датчик уровня топлива: типы, конструкция, принцип работы, ремонт неисправностей

Датчик уровня топлива (ДУТ) предназначен для контроля степени заполнения бака. Прибор отслеживает имеющийся объем бензина или солярки и отправляет информацию на индикатор.

Типы ДУТ и принцип их работы

Популярные конструкции ДУТ: рычажный, трубчатый и электронный. Принцип работы у всех одинаковый. Контролер считывает положение поплавка и передает информацию на индикатор. Точность и надежность работы зависит от устройства оборудования.

Рычажный

Состоит из поплавка, подвижного соединительного рычага и потенциометра (бегунок с резисторными пластинами).

При полном баке, поплавок располагается на верхнем уровне. Через рычаг он соединен с потенциометром. Последний, через индикатор, с бортовой электросетью. Сопротивление равно 7 Ом., заполнение отражается в показаниях прибора на панели.

По мере сжигания бензина, уровень падает. Поплавок опускается. Соединенный с ним бегунок двигается по резисторным пластинам и увеличивает сопротивление потенциометра, максимально до 230-240 Ом. Когда он доходит до этого значения, индикатор показывает, что бак пустой.

Конструкция очень надежная. Единственный недостаток связан с износом деталей, из-за чего падает точность.

Трубчатый

В конструкцию входят поплавок, полая трубка и контактная группа. Датчик работает аналогично предыдущему, но есть конструктивные отличия. Поплавок имеет контактные кольца. В корпусе есть резистивный провод и направляющая стойка. Для подключения управления, предусмотрен крепежный фланец.

Бензин поступает в корпус снизу. При полном баке, поплавок располагается наверху. В этой точке, на него замкнут минимальный отрезок контактного провода, сопротивление – наименьшее. По мере расходования топлива, поплавок опускается, резистентность увеличивается. Внизу она будет максимальной.

Преимущество системы в том, что поплавок находится в ограниченном пространстве. Колебания машины сглаживаются, показания намного точнее, чем у рычажной схемы. Но, есть ограничения по установке.

Электронный

Это современная модель, в которой детали не соприкасаются с топливом. Считывающий узел соединяется с рычагом через магнитное поле. Погрешность измерений – не более 1%. Подобные устройства применяются, когда машина заправляется бензином на основе метанола, этанола либо биодизеля. Другие конструкции в таких случаях малоэффективны.

Исполнительный узел датчика располагается в герметичном корпусе. В контакт с топливом вступает только рычаг и магнитный поплавок. Высота поплавка меряется по импульсам магнитного поля. Фиксация изменений ведется по установленным отрезкам. Их прохождение меняет амплитуду обратного сигнала. Индикатор обновляет показания после того, как датчик пройдет очередную отметку.

Неисправности ДУТ

Все неисправности ДУТ можно разделить на две группы. К первой относятся неполадки, из-за которых система выдает некорректные показания. Во вторую входят нарушения работы, характеризующиеся поломками деталей, вплоть до полного отказа.

Некорректные показания

Визуальные признаки, из-за которых датчик топлива «врет»:

  • Стрелка индикатора постоянно двигается, в большинстве случаев — скачкообразно.
  • Прибор показывает частичную заправку или даже пустой бак, тогда как водитель точно знает, что емкость заполнена до предела.
  • Мотор долго работает, но стрелка остается в исходном положении, не становится на фактический уровень.
  • При явно малом количестве бензина, не загорается контрольная лампочка.

Причины могут быть разные: перегорел предохранитель, нет контакта на питающем проводе и т.п. Возможно, поломка механической части системы.

Выход из строя механизма

Механизм ДУТ может сломаться по таким причинам:

  • Разгерметизировался поплавок. Топливо попало вовнутрь. Индикатор показывает, что бак пустой или частично полный, независимо от реального количества бензина.
  • При длительных поездках по плохим дорогам и, как следствии, воздействии на систему ударных нагрузок, проволочный держатель теряет исходную геометрическую форму. В результате, подвижность поплавка нарушается, прибор работает некорректно.
  • Из-за ударных нагрузок при аварии, либо в процессе длительного применения топлива низкого качества, падает сопротивление прибора. Стрелка индикатора стоит на отметке полного или пустого бака.
  • По какой-либо причине, вышли из строя резисторные элементы. Признаки — аналогично предыдущему пункту.
  • Повреждено крепление датчика. Обычно в таких случаях в багажнике и салоне чувствуется запах топлива.

В качестве профилактики подобных повреждений, рекомендуется время от времени осматривать электрические контакты и крепления.

Проверка датчика и его снятие для ремонта

Чтобы проконтролировать работу ДУТ без снятия, надо к проводу обратного сигнала и к «массе» присоединить переменный резистор с диапазоном 100-200 Ом. Затем, поворачивая рукоятку, менять сопротивление. Получается аналогия с действием на индикатор двигающегося поплавка. Если положение стрелки изменяется, а включенный датчик не реагирует, значит, он не работает.

Демонтаж ДУТ

Несмотря на то, что особенности креплений узла на разных моделях авто различны, общая схема работы для всех случаев одинаковая:

  • Отключить АКБ (снять провод с минусовой клеммы).
  • Убрать часть пластиковой обшивки. Если надо – еще и заднее кресло.
  • Очистить от грязи и влаги прибор и пространство вокруг него.
  • Отключить провода.
  • Открутить крепеж, снять ДУТ.

Установка

Монтаж отремонтированного ДУТ (или нового, если пришлось заменить полностью) делают в обратном порядке. При этом, надо обратить внимание на некоторые моменты:

  • Посадочное место должно быть чистым. Старый герметик надо убрать так, чтобы частицы не падали в емкость.
  • Обязательно поставить прокладку. Если новой в комплекте нет, можно взять старую, но промазать герметиком.
  • Затягивать болты крепления равномерно.
  • Присоединяя провода, надо следить за правильностью схемы («минус» — на АКБ). А также за тем, чтобы были хорошие контакты.
  • Перед установкой обшивки, проверить работу системы.

С новым ДУТ желательно проехать около 50 км., после чего – снова продиагностировать систему. Заодно – подтянуть крепления.

Заключение

Датчик уровня топлива – прибор относительно несложный. Обладая необходимой информацией, можно самостоятельно продиагностировать его работоспособность. А, если потребуется, то и заменить, не обращаясь в сервисную службу.

Видео:Приборы контроля уровня топлива KUS

Что делать, если указатель неправильно показывает уровень топлива?

Эксплуатировать автомобиль становится крайне неудобно, если врет или не работает указатель уровня топлива на приборной панели. Чтобы не попасть в безвыходную ситуацию с пустым баком, водителю приходится записывать показания одометра и вычислять приблизительный пробег по расходу горючего. Другой вариант – постоянно возить в багажнике запасную канистру, наполненную бензином или соляркой. Избавление от перечисленных неудобств — поездка на автосервис либо самостоятельная диагностика и устранение неисправности.

Как функционирует прибор?

Чтобы самому разобраться в проблеме, нужно понимать, как осуществляется замер уровня горючего и передача информации указателю прибора. Схема, реализованная в большинстве транспортных средств, включает следующие основные элементы:

  • поплавок, изготовленный из легкого полимера, погружен в бензобак и зачастую совмещен с блоком насоса;
  • датчик бензина – потенциометр (иначе – реостат) рычажного типа;
  • стрелка указателя со шкалой;
  • соединительные провода.

Во многих современных автомобилях к системе подключен электронный блок управления.

Классический реостат представляет собой открытую катушку из проволоки повышенного сопротивления. Рычаг, оснащенный контактом и прикрепленный к поплавку, поднимается либо опускается вместе с уровнем горючего в баке, а контакт перемещается по виткам обмотки. Классическая схема работает просто:

  1. Реостат и стрелочный прибор включен в цепь последовательно, оба питаются от автомобильной бортовой сети.
  2. При перемещении поплавка с рычагом сопротивление потенциометра меняется.
  3. Изменение сопротивления вызывает повышение либо снижение силы тока в цепи, на что реагирует стрелка указателя. Шкала проградуирована по значениям сопротивления, соответствующим наполнению бензобака.

Обновленная версия системы работает с участием контроллера. Стрелка уровня топлива получает обработанный цифровой сигнал от электронного блока, подающего питание на потенциометр. Принцип работы не меняется, но схема позволяет получать более точные показания.

Распространенные неполадки

Система контроля над объемом топлива в бензобаке подвержена таким неисправностям:

  • стрелочный указатель лежит на нуле независимо от количества оставшегося в баке горючего;
  • прибор неправильно показывает уровень топлива – врет в большую либо меньшую сторону;
  • стрелка «скачет» или меняет показания за короткий промежуток времени;
  • не горит желтый индикатор минимального остатка топлива.

Справка. В некоторых отечественных моделях машин топливный датчик врет еще с завода. Пример – внедорожник Chevrolet Niva первых выпусков, где прибор сильно занижает реальный уровень бензина. Водитель, ориентируясь на указатель, заезжал на заправку, но обнаруживал доверху полный бак.

Причин падения стрелки на ноль встречается несколько:

  1. Заедание либо заклинивание рычага.
  2. Поплавок потерял герметичность и опустился на дно.
  3. Разрыв электрической цепи из-за окислившихся контактов или проблемы с проводкой.
  4. Поломка самого индикатора либо рычажного датчика – потенциометра.

Обычно неправильные показания и «скачки» стрелки – это следствие загрязнения реостата и бегунка. На автомобиле с большим пробегом эти детали могут износиться – тонкий слой на пластинах истирается, отчего между ними и бегунком пропадает контакт.

Датчик уровня топлива в баке посылает противоречивые сигналы, отражающиеся на приборной панели.

Одна из причин неработающего индикатора минимального уровня – перегоревшая лампочка на панели приборов. Реже встречаются проблемы с концевым контактом, находящимся внутри бака, либо обрыв электропроводки. В новейших системах лампа и вовсе загорается по команде контроллера, когда сопротивление рычажного потенциометра достигнет определенного значения.

Диагностика и способы ремонта

Чтобы осуществить проверку и выявить неисправность, выполните ряд подготовительных работ:

  1. Отыщите в автомобиле технологический люк, открывающий доступ к блоку электробензонасоса и поплавкового механизма. Обычно располагается под задним диваном, где установлен топливный резервуар.
  2. Открутите прижимной фланец и вытащите узел через отверстие. Почистите все контакты и пластину реостата, установите блок на место.
  3. Подготовьте «контрольку» с лампочкой и мультиметр.

Первым делом нужно точно определить «виновника» – проверить отдельно датчик и указатель. Работоспособность прибора диагностируется следующим образом:

  1. Включите зажигание и подсоедините один зажим мультиметра или контрольной лампочки к массе авто.
  2. Второй контакт подключите к плюсовой клемме провода, выходящего в технологический проем. Измеритель должен показать напряжение бортовой сети.
  3. Снимите плюсовую клемму и замкните ее на массу. Если прибор на панели исправен, стрелка покажет полный бак. Значит, не работает датчик уровня топлива.
  4. Если к бензобаку приходит 2 провода, поочередно соединяйте их с массой автомобиля. От одного должна загореться контрольная лампа, от второго – указатель переместиться на максимум. Если наблюдаются перечисленные признаки, меняйте датчик.

Также неисправность датчика уровня топлива можно диагностировать с помощью автомобильного сканера Rokodil ScanX.

После диагностики сканер выдаст следующие коды ошибок: P0460 – P0464. Помимо этого, на некоторых автомобилях с помощью сканера можно провести корректировку уровня или расхода топлива, если система исправна, а показания неточные. Сканер прост в эксплуатации и совместим с большинством автомобилей начиная с 2000 года выпуска.

В том случае, когда на проводах имеется напряжение 12 вольт, но после замыкания на массу стрелочный указатель не реагирует, придется разбирать торпедо и снимать прибор. Аналогичные действия предпринимаются при нерабочем индикаторе минимального остатка бензина.

Самостоятельно проверить обновленную систему, устанавливаемую в машины последних лет, несколько сложнее, простое замыкание клемм ничего не даст. С помощью мультиметра убедитесь, что на проводах присутствует напряжение питания, а затем нужно подключить к ним другой, работоспособный датчик. Если при шевелении поплавка стрелка на приборной панели реагирует, элемент следует заменить.

Тщательная очистка бегунка и витков реостата помогает в том случае, когда банально врет датчик уровня топлива. Подвижный контакт можно аккуратно перегнуть, чтобы он проходил по неизношенной части витков. Очищайте токонесущие полоски потенциометра мягкой тканью, пропитанной спиртом, чтобы не повредить поверхность элемента.

Некоторые неисправности бензинового датчика можно устранить в гаражных условиях:

  • «утонувший» поплавок с трещиной меняется в сборе с рычагом либо отдельно (зависит от марки авто);
  • оторвавшиеся проводники соединяются с помощью обычного паяльника;
  • поврежденная пластинка реостата меняется на новую при условии, что запчасть к вашему автомобилю найдется в продаже.

На данный момент ремонт датчика уровня топлива становится неактуальным. Учитывая стоимость нового элемента, проще и надежнее поменять нерабочую деталь.

Если указатель и измеритель остатка бензина исправен, но стрелка прибора врет, попробуйте произвести регулировку. Аккуратно подогните штангу поплавка в нужную сторону и снова проверьте показания. Чтобы добиться максимальной точности, операцию наверняка придется повторить несколько раз.

Датчик уровня топлива: виды, принцип работы, устройство

Датчик уровня топлива (ДУТ) — функциональное устройство топливной системы автомобиля, единственным предназначением которого является определение уровня и объема горючего (дизтоплива, бензина, солярки, масла) в топливном баке.

Датчик располагается в баке для подачи топлива, а указатель топливного уровня выводится на приборной панели в салоне автомобиля. Подобные датчики контроля отличаются очень низкой погрешностью (не более 1%), их конструкция не имеет движущихся и быстро изнашиваемых элементов.

ДУТ также могут применяться в системах контроля заправок и слива топлива, а также в системах проведения спутникового мониторинга автомобилей.

Как устроен датчик уровня топлива

Современный датчик уровня топлива — это не что иное, как датчик-потенциометр перемещения. Подобное устройство обладает рядом преимуществ, таких как: доступность, надежность и простота конструкции датчика; высокая точность проводимых измерений и низкая цена. Среди недостатков стоит выделить наличие отдельных элементов, восприимчивых к окислению и частым поломкам.

В топливной системе автомобиля могут использоваться датчики-потенциометры двух видов – трубчатые и рычажные. Основным элементом конструкции подобных датчиков является т.н. поплавок, для изготовления которого может использоваться тонколистовой металл, полая пластмасса и пенопласт.

Рычажный топливный датчик

В таком типе устройства поплавок соединяется с контактом датчика при помощи небольшого рычага, изготовленного из металла. Рычажный датчик представляет собой сектор, который разделен на полосы металла резистивного типа. Основой конструкции являются надежные износостойкие резисторы с толстой пленкой.

Подобный датчик может устанавливаться как отдельно, так и в блоке, который отвечает за подачу топлива. Блок может состоять из ТН и заборника топлива.

Благодаря своей исключительной универсальности рычажные датчики могут применяться практически на всех топливных баках.

Трубчатый топливный датчик

В данном типе датчика поплавок двигается внутри полой трубки. Параллельно установлены и провода, создающие сопротивление, на концах которых имеются контактные кольца для поплавка. Трубчатые датчики отличаются высоким уровнем устойчивости к различным колебаниям ТС.

ДВС, которые применяют новые виды топлива, оснащаются специальными бесконтактными ДУТ. Наиболее известным из таких датчиков является магнитный датчик неактивный (MAPPS).

Основной элемент подобного устройства является закрытым, что полностью предотвращает его непосредственный контакт с горючей смесью. Поплавок в магнитном датчике соединяется с рычагом при помощи магнита (отсюда и название).

Передвижение магнита осуществляется исключительно по сектору, на котором устанавливаются металлические пластины, имеющие разную длину. Сформированное магнитное поле создает электрический сигнал на поверхности пластин, который определяет существующий уровень топливной смеси в баке.

Как работает датчик уровня топлива

Принцип действия ДУТ основан на следующем – для определенного значения уровня горючего в баке создается собственный сигнал на датчике.

Замеры уровня топлива поплавком осуществляются только при снижении уровня ТС в баке. При этом изначально указатель уровня показывает на заполнение бака, и только спустя некоторое время происходит плавное снижение указателя. В этот временной интервал датчики уровня могут допускать некоторую погрешность в измерении, которая зачастую не превышает 1%.

В большинстве топливных систем устанавливаются датчики уровня с цифровым и аналоговым сигналом. Датчик аналогового типа определяет степень изменения напряжения на потенциометре. Подобные датчики дают большую степень погрешности в измерениях в сравнении со своими цифровыми аналогами.

Датчик цифрового типа предназначен для преобразования аналогового сигнала в соответствующую цифру с дальнейшей корректировкой и выравниванием значения, с учетом возможных колебаний уровня ТС. Датчики данного типа отличаются высокой точностью, с допустимым уровнем погрешности в 0,5%.

Не работает датчик уровня топлива

Если стрелка уровня топлива на приборной панели при включении зажигания не меняет свое положение, это еще не значит, что нужно вытаскивать из бака топливную секцию и менять измеритель. Вполне вероятно, что причина не в датчике, а в указателе или проводке. В статье рассмотрим принцип работы указателя и датчика уровня бензина/дизеля, их частые поломки и способы их устранения.

Принцип работы датчика поплавкового типа

Поплавок соединен с тягой, которая перемещает ползунок по резистивной дорожке, закрепленной на корпусе насосной секции. Изменение положения ползунка ведет к увеличению или уменьшению сопротивления резистора. На вход датчика подается опорное напряжение в 5 или 12 В. Сила тока на выходе прямо зависит от сопротивления резистора.

Возможные поломки:

  • износ резистивного слоя, образование налета, окислов между контактными пластинами. Из-за постоянного трения между ползунком и резистивным слоем в месте контакта токопроводящее покрытие стирается, из-за чего пропадает контакт. Также со временем ослабляется нажим подвижного контакта;
  • искривление тяги, соединяющей поплавок с ползунком, Случается при неаккуратном извлечении колбы топливного насоса из бака. Указатель при этом будет работать, но уровень бензина в баке отобразит некорректно. Реже встречается трещина в корпусе поплавка, из-за чего последний наполняется топливом и стремится погрузиться в крайнее нижнее положение.

На карбюраторных моделях ВАЗ можно встретить ДУТ трубчатого типа. Принцип его работы также построен на изменении силы тока в цепи.

Сигнализатор критического уровня топлива

В зависимости от модели авто, при остатке в баке от 5-10 л на приборной панели загорается лампочка критически низкого остатка топлива. Сигнализация реализуется двумя вариантами конструкции:

  • Лампочка в приборной панели подключена через контакт на ДУТ. Один из контактов лампочки через предохранитель подключен к плюсовому выводу АКБ. С уменьшением уровня топлива ползунок датчика уровня замыкает второй контакт лампочки на массу.
  • В баке устанавливается терморезистор, изменяющий свое сопротивление при изменении температуры. Терморезистор постоянно запитан от бортовой сети и погружен в топливо. При падении уровня бензина/дизеля чувствительный элемент перестает охлаждаться. Изменение силы тока – сигнал для зажигания контрольной лампы на панели приборов.
Электромагнитный УУТ

Принцип работы указателя основан на явлении электромагнитной индукции. В конструкции применены две катушки индуктивности. При прохождении тока по обмоткам катушек создаются два взаимно пересекающихся магнитных поля, которые воздействуют на якорек подвижной системы, поворачивая его вдоль магнитных силовых линий результирующего магнитного поля. Разница в силе тока на выводах катушек определяет угол отклонения стрелки указателя.

Описанный УУТ имеет большую погрешность и в современных комбинациях приборов больше не используется.

Указатель на основе бимметалической пластины

Стрелка указателя закреплена на одной оси с бимметалической пластиной. Пластина обмотана нагревательной нитью, на которую при включении зажигания подается ток. Сила тока зависит от напряжения на сигнальном проводе датчика уровня в баке. При нагреве бимметалическая пластина отклоняется в заданном направлении, перемещая при этом стрелку по шкале. Чем выше сила тока, тем выше температура нити и тем сильнее выгнута пластина. Именно таков принцип работы простейшего указателя уровня топлива, встречающегося на многих старых иномарках.

  • перегорание нагревательной нити;
  • неплотное прилегание нити к бимметалической пластине. Указатель при этом будет врать в сторону меньшего количества топлива.

Системы с функцией самодиагностики

На всех современных авто сигнал с ДУТ обрабатывается электронной микросхемой внутри приборной панели. Обработанный сигнал может быть трансформирован в силу тока для отклонения аналоговой стрелки либо пересчитан математически для отображения на графической шкале.

Значительно проще найти причину неработающего датчика уровня топлива на авто с приборной панелью, оснащенной функцией самодиагностики. При полном баке на сигнальном выводе ДУТ будет 4,5 В, а при минимальном – 0,5 В. Пол вольта у нижнего и верхнего уровней сигнала позволяют блоку управления регистрировать короткое замыкание на «+» и обрыв цепи. Факт обнаружения неисправности записывается в энергонезависимую память в виде кода и может быть считан через разъем OBD-II при помощи мультимарочного или специализированного сканера.

Проверка питающего напряжения
  1. Проверьте предохранитель. Взамен сгоревшей вставки допустима установка только предохранителя с рекомендованным заводом-изготовителем номиналом.
  2. Доберитесь до разъема топливной секции и найдите на нем контакты ДУТ. На большинстве авто доступ к технологическому отверстию открывается после откидывания сиденья для задних пассажиров.

Для примера проверки питания возьмем схему подключения ДУТ на ВАЗ 2108, 2109, 21099.

На схеме мы видим, что с топливного бака к приборной панели уходит сигнальный провод ДУТ розового цвета. Напряжение на выводе при включенном зажигании должно изменяться в соответствии с уменьшением/увеличением уровня бензина в баке. Мультиметром в режиме измерения постоянного тока проверьте напряжение на контакте розового провода. Если таковое присутствует, проблема в датчике. Проверьте прижим ползунка, состояние резистивных дорожек, а также правильность подключения контактов.

Допустим, что напряжение на выводе есть, а стрелка не сдвинулась с места. В таком случае проверьте провод на предмет обрыва. Если обрыва нет, на разъеме приборной панели проверьте надежность минусового вывода на клемме №5, наличие «+» на клемме №12. Если все указанные пункты не вызвали у вас подозрения, скорее всего, проблема в окислах на контактах или перегоревших дорожках на плате.

Датчик уровня топлива

Чтобы не остаться посреди дороги без горючего, необходимо знать уровень топлива в баке. Это поможет определить, пора ли посетить заправку, или запас топлива позволяет ехать дальше. В основе работы датчика топлива лежит принцип определения объема при изменении высоты (уровня). Размеры топливного бака неизменны, поэтому определенной высоте уровня солярки или бензина соответствует какое-то количество топлива.

Устройство и принцип работы датчика уровня топлива

Основа датчика – поплавок, который всегда находится на поверхности топлива. Поплавок с помощью стального прутка связан с установленным внутри корпуса датчика резистором с переменным сопротивлением. При увеличении или изменении уровня топлива меняется и сопротивление датчика. Используются также датчики, где пруток (проволочный держатель) напрямую не связан с резистором, а передает ему информацию с помощью магнита и чувствительных к нему элементов.

Встречаются также датчики, которые определяют наполнение бака по принципу радара – посылают в бак ультразвуковой импульс и засекают время и количество отражений от стен и топлива. Но такие устройства применяют только на новых достаточно дорогих автомобилях. Для того, чтобы устранить неисправность такого датчика необходима серьезная диагностика с использованием специализированного компьютерного стенда.

Еще один достаточно распространенный на дорогих машинах датчик уровня топлива работает по принципу электрического конденсатора. Он состоит из двух трубок вставленных одна в другую, и большого количества отверстий, чтобы ускорить наполнение датчика топливом. Бензин и солярка по электропроводности отличаются от воздуха, поэтому попавшее между трубок топливо меняет емкость конденсатора.

Поэтому при снижении уровня топлива емкость конденсатора, образованного двумя трубками, испарениями и жидким топливом увеличивается. Точность таких устройств заметно выше, чем механических (с поплавком), но для того, чтобы отслеживать уровень топлива, необходим не только датчик, но и соответствующий программируемый индикатор. Поэтому для настройки всей системы необходимо специализированное компьютерное оборудование. Но у таких датчиков есть и плюсы – технология снятия и установки такая же, как и для механических.

В машинах без бортового компьютера сигнал с датчика топлива обрабатывается электронной схемой и уровень топлива отображается на индикаторе приборной панели.

Точность такого подсчета уровня топлива невелика, поэтому погрешность достигает 20 процентов. В автомобилях с бортовым компьютером сигнал с датчика уровня топлива поступает на аналогово-цифровой преобразователь, где преобразуется в цифровой код. Бортовой компьютер обрабатывает преобразованный сигнал и выводит показания на приборную панель. Погрешность такого способа определения количества горючего в топливном баке не превышает 5 процентов.

Неисправности датчика топлива

Наиболее частые неисправности топливного датчика:

  • потеря герметичности поплавка;
  • изгиб проволочного держателя;
  • нарушение герметичности корпуса и вызванное им снижение сопротивления;
  • обрыв переменного резистора;
  • потеря герметичности крепления датчика к корпусу топливного бака.

Когда поплавок теряет герметичность, датчик даже при залитом под крышку баке показывает неполный уровень топлива. При сильной потере герметичности индикатор всегда показывает минимальный уровень топлива, вне зависимости от его реального количества. Чтобы устранить эту неисправность, необходимо снять датчик и заменить поплавок. Если поплавок невозможно приобрести, придется полностью заменить датчик.

Во время езды по пересеченной местности, при ударах по топливному баку и аварии, возможно повреждение проволочного держателя поплавка. Поведение индикатора уровня топлива зависит от того, в какую сторону изогнулся держатель. Если вверх, то количество топлива по индикатору всегда будет увеличенным. Если вниз, то уменьшенным. Чтобы устранить неисправность необходимо выпрямить держатель, придав ему изначальную форму или заменить датчик

Нарушение герметичности корпуса датчика уровня топлива происходит после аварии или при использовании некачественного топлива. В зависимости от настроек системы индикации, попадание топлива в датчик приводит к увеличению или снижению показаний индикатора. Для устранения неисправности необходимо заменить датчик.

Обрыв переменного резистора приводит к тому, что вне зависимости от количества топлива индикатор показывает абсолютно пустой или наполненный под завязку бак. Такие же симптомы наблюдаются при обрыве сигнального провода от датчика к блоку индикации. Прежде чем снимать датчик, необходимо подсоединить к сигнальному контакту и кузову автомобиля переменный резистор сопротивлением 100–200 Ом и вращая его ручку, убедиться, что показания индикатора изменяются. Чтобы устранить неисправность, необходимо заменить датчик.

Признаком потери герметичности в месте соединения датчика и топливного бака является появившийся в салоне машины запах горючего.

Чтобы убедиться, что проблема в потере герметичности, снимите коврики багажника и осмотрите место установки датчика. Если вокруг видны следы топлива, необходимо восстановить герметичность. Помимо потери герметичности сильный запах горючего в салоне может давать повреждение топливных трубок и шлангов.

Замена ДУТ

Как снять датчик

На бензиновых автомобилях отключите минусовую клемму аккумулятора. На дизельных машинах эта процедура желательна, но необязательна. Откройте багажник и выгрузите из него все содержимое. Снимите все коврики, чтобы добраться до днища. На некоторых автомобилях поверх датчика уровня топлива и места выхода топливных трубок установлена защитная пластина. Выкрутите болты и снимите ее.

Очистите от грязи, пыли и ржавчины датчик и пространство вокруг него. Отсоедините все провода датчика (обязательно промаркируйте их, чтобы не перепутать при установке). Выкрутите болты, которыми датчик прикреплен к топливному баку и извлеките его. На некоторых автомобилях датчик закреплен пластмассовой завинчивающейся крышкой. Чтобы извлечь его необходимо открутить крышку, после чего осторожно, чтобы не повредить поплавок или держатель, вытащить датчик из бака.

Как установить датчик

Очистите от остатков герметика посадочное место датчика. Если вы купили новый датчик и с ним в комплекте резиновая прокладка, то положите ее на топливный бак, чтобы совместить отверстия под болты, затем вставьте датчик в бак (не перепутайте направление поплавка). Закрутите все болты, затем затяните их. Если в комплекте с датчиком нет нового уплотнителя, то используйте старый. Для этого намажьте место для установки датчика тонким слоем автомобильного герметика, положите сверху уплотнитель, совместите отверстия под болты.

Сверху также намажьте герметиком, затем вставьте датчик, совместите отверстия под болты и закрутите их. Если автомобилю больше 15 лет, желательно даже с новым уплотнителем пользоваться герметиком. Подключите все провода, подключите аккумулятор, включите зажигание и посмотрите показания индикатора. Чтобы проверить датчик на утечку, необходимо проехать не менее 30 км, после чего снова снять коврики багажника и еще раз осмотреть его. Если утечки нет, вы все сделали правильно. Залейте бензин по максимуму и поглядите, изменились ли показания индикатора? Если индикатор сообщит что бак полный, вы все сделали правильно.

Видео — Замена сеточки бензонасоса и ДУТ на ВАЗ

Блог, Мониторинг транспорта, контроль расхода топлива

Датчик уровня топлива привлекает взгляды каждого автовладельца чаще, чем другие показатели. За его работой стоит следить внимательно. В этой статье мы расскажем как его проверить.

Принцип работы датчика уровня топлива в автомобиле

Чтобы узнать, как проверить датчик уровня топлива, нужно сначала понять принцип его работы. Датчик уровня топлива устанавливается в бензобак автомобиля через специальное отверстие. Наиболее распространены цифровые приборы. В старых моделях авто еще встречаются аналоговые. Но они имеют ряд недостатков, из-за которых их вытеснила цифра.

В современных авто с большой вероятностью используются цифровые потенциометрические датчики – рычажные или трубчатые. Оба варианта работают за счет поплавка из пенопласта или другого легкого материала, соединенного рычажком или плавающего в трубке. Чем выше поплавок, тем больше сопротивление току. Если же уровень падает – сопротивление тоже уменьшится. Эти показания и выводятся на приборную панель.

Для новых видов топлива: метанола, биодизеля придумали бесконтактные датчики, поскольку обычные быстро ломаются.

Основные неисправности в работе датчика

Любая техника имеет свойство изнашиваться и ломаться. В том числе и ДУТ. Но если не работает датчик уровня топлива, то это чревато остановкой в самом неподходящем месте. Потому нужно знать, как проверить и отремонтировать его. Большинство проблем можно устранить самостоятельно, некоторые – на СТО, но некоторые приведут к полной замене датчика.

  1. Если показания датчика постоянно разнятся и колеблются – высока вероятность износа контактов на плате из-за постоянной работы бегунка. Можно попытаться вручную подогнуть контакт, чтобы он касался неповрежденной части. Если площадь износа большая – датчик нужно менять.
  2. Если бак полон, а ДУТ указывает на «0», значит, неверно установлен ограничитель хода поплавка. Лечится калибровкой.
  3. Если датчик не подает признаков жизни при запущенном двигателе, причин может быть несколько:
    • сгоревшая проводка;
    • перегорел предохранитель;
    • окислились контакты.
  4. Если указатель постоянно колеблется, часто падает на «ноль» – вероятны проблемы с токосъемником. Он может быть плохо прикреплен. Могут быть и проблемы с обмоткой потенциометра.
  5. Проверить потенциометр нужно и в случае, если не работает сигнальная лампа. Она должна загораться, если объем топлива близится к критическому уровню.
  6. Стоит проверить герметичность поплавка, если датчик показывает неправильное количество бензина.

Самостоятельно проверить и заменить ДУТ возможно при наличии хорошо оборудованного гаража и инструментов. Но лучше все же обратиться к профессионалам.

Обслуживание датчиков уровня топлива от «Омникомм»

Датчик уровня топлива меняется при установке GPS-мониторинга. Новый ДУТ Omnicomm LLS позволяет контролировать количество горючего в баке и выводить его не только на панель управления, но и на монитор диспетчеру или смартфон завгара и директора.

Такой датчик чинить самостоятельно или в СТО-хозяйстве крайне нежелательно.

Специалисты «Омникомм» ежедневно проверяют, как работают не только ДУТ, но и все остальные приборы и оборудование на всех машинах. В стандартный отчет входят проверка напряжения в сети автомобиля, показания датчика уровня топлива, контроль построения трека. Если с одним из показателей беда – мониторинговый центр сразу же сообщит ответственному. В кратчайшие сроки представитель «Омникомм» выезжает в хозяйство, проводит диагностику на месте и устраняет все неисправности. Если деталь ремонту не подлежит, она меняется на новую.

Датчик уровня топлива показывает, насколько ваш автомобиль готов к поездке. Состояние ДУТ важно, если рейсы предстоят длинные, ведь если сломался датчик уровня топлива, то это приведет к простою без горючего. Поэтому стоит уделить внимание этой детали. К тому же есть возможность переложить эту заботу на плечи представителей «Омникомм».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector