Как управлять автомобилем на скользкой дороге - Авто журнал Волгино Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности управления автомобилем зимой

Особенности управления автомобилем зимой

Основными и неотъемлемыми элементами зимней эксплуатации автомобиля являются зимние шины, незамерзающая жидкость для омывателя стекла и исправная светотехника.

Что касается шин, то ставить шипованные или нет – должен решить водитель, в зависимости от того? В каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, главное не ездить зимой на летней резине. Летняя резина при низких температурах становится «дубовой» и не может обеспечить безопасной езды.

Теперь перейдем к особенностям управления автомобилем зимой. Основное правило, которое нужно запомнить – управлять автомобилем на льду и заснеженной дороге нужно плавно. Это относится и к обращению с педалями и к вращению руля, и к работе с коробкой передач. Не газуйте, старайтесь держать газ на минимуме. На скользкой дороге запас тяги вам не понадобится, при резком добавлении оборотов колеса только напрасно будут шлифовать скользкое покрытие, к тому же автомобиль станет хуже слушаться руля. Трогаться с места лучше на второй передаче, кстати, поэтому же принципу работает большинство автоматических коробок передач при включении зимнего режима. Для облегчения троганья с места на скользком покрытии можно использовать способ, часто применяемый спортсменами – раллистами, а именно трогаться с затянутым стояночным тормозом, постепенно его отпуская, и одновременно добавляя газ, так, как при троганьи на уклоне.

Теперь о таком важном элементе, как торможение. По возможности применяйте торможение двигателем. Используя тормоз, помните, что замедляться машина будет значительно хуже, чем летом. Выехав из гаража, попробуйте несколько раз затормозить, чтобы понять поведение автомобиля на данной дороге и приспособиться к нему. Если автомобиль не оборудован АБС, то научитесь ее имитировать, применяя прерывистое торможение, попеременно нажимая и отпуская педаль тормоза, не допуская блокировки колес.

При прохождении поворотов старайтесь заранее снизить скорость, перейти на пониженную передачу, чтобы двигаясь по дуге, не приходилось нажимать тормоз, ведь это может вызвать занос. К заносу все равно нужно быть готовым, и если он произойдет уметь с ним справиться. Изучите правила возждения авто в гололед.

Если возник занос, то нужно сразу же, и, причем резко повернуть руль в сторону возникшего заноса, после чего, не дожидаясь реакции машины повернуть руль в обратную сторону, выравнивая колеса. К сожалению, теоретических знаний тут будет мало, и без тренировок на каком нибудь безопасном участке дороги навык вывода автомобиля из заноса не усвоить. Если машину закрутило на дороге, то опытные автогонщики рекомендуют сразу же не раздумывая нажимать «в пол» сцепление и тормоз. Это поможет остановить вращение и не заглушить двигатель, что в свою очередь позволит вам быстро съехать со встречной полосы движения, если вас на нее вынесет.

Не забывайте, что с педалью газа тоже нужно обращаться осторожно. Если резко убрать газ даже на ровном участке дороги, то это может вызвать вращение автомобиля.

Очень важно научиться прогнозировать развитие событий на дороге, и «играть на опережение». Нужно просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед, и постоянно знать какое на данный момент сцепление у колес с дорогой.

Осторожно, скользкая дорога

Последнее обновление: 27.07.2021
Комментариев нет

Что такое скользкая дорога

Первое, что приходит в голову, когда вы слышите выражение «скользкая дорога», это дело происходит зимой, вокруг лежит снег, а на дороге гололед.

Еще возникает ассоциация с поздней дождливой осенью с ночными заморозками, либо с дневной оттепелью ранней весной, когда сверху асфальта — вода, а под ней — лед.

В холодные времена в природе именно так и происходит, но, на самом деле, на скользком участке дороги можно оказаться в любое время года.

Дождь, туман, утренняя роса покрывают дорожную поверхность тонкой водяной пленкой, которая способна в определенных условиях, пусть, не надолго, превратить дорогу в «каток». Только это будет летний «каток», ничего общего с его зимним вариантом.

Это явление объясняется тем, что вода для резины (из чего изготовлены шины) является лучшим смазочным материалом.

Таким образом, атмосферные осадки в виде дождя, снега, тумана, росы делают дорогу скользкой и, соответственно, в какой-то степени опасной.

Степень опасности зависит от того, на сколько ваш автомобиль подготовлен к движению в этих условиях, а также от ваших умений управлять автомобилем на скользкой дороге.

Ниже приведены обстоятельства, при которых на дороге становится скользко. Соответственно, оказавшись в этих или похожих условиях, есть смысл быстро перестроить стиль вождения, и подготовиться к движению по скользкой дороге.

Дорожная пыль и грязь с дождевой водой образуют что-то вроде скользкой прослойки, которая снижает сцепление колес с дорожным покрытием. Особенно опасны первые капли дождя на асфальте.

В местах пересечения асфальтированной дороги с грунтовой очень часто остаются глина, песок, земля. Во время дождя эта дорожная «смесь» раскисает, и приобретает свойства смазывающей консистенции. На таких участках всегда есть шанс «подскользнуться».

Поздней осенью, когда температура воздуха держится около нуля, лужи на дороге еще не успевают замерзнуть — их постоянно «раскатывают» колесами проезжающие машины. Но за лужами, где остаются мокрые следы от шин, образуется наледь, порой, очень длинная.

Такие места также являются довольно опасными участками, особенно, если наледь образовалась на повороте дороги.

Ранней весной ситуация почти аналогичная. Днем на солнце снег и лед начинают таять — на дорогах появляются лужи. К ночи или к утру опять наступают заморозки, и вода на дороге снова превращается в лед.

Подобных примеров можно привести множество, но их объединяет одно — на таких участках дороги, хоть и непродолжительное время, но скользко.

Ну и конечно же зимой, когда устанавливается стабильная минусовая температура, и дороги покрываются снегом. Снег раскатывается колесами, тает, снова замерзает и т.д.

Возможно вам известно природное явление под названием «ледяной дождь». Это когда на границе нулевой температуры воздуха идет дождь, и все вокруг почти сразу замерзает и покрывается слоем льда — на дорогах образуется сплошной гололед.

Несмотря на то, что почти повсеместно зимнюю дорогу обильно посыпают реагентами, это не делает ее «сухой» и безопасной. По такой дороге, бесспорно, ехать намного легче, чем по голому льду, но, как говорят, внешность обманчива.

На обработанной дороге также скользко, как и на необработанной, только грязи в несколько раз больше. И вообще, от обработки реагентами «минусов» больше, чем «плюсов», но это уже другая тема.

Чем опасно движение по скользкой дороге

Слово «опасно» в данном контексте как бы не совсем уместно, ведь, транспорт ездит круглый год, и ничего, все нормально. Опасно становится тогда, когда вы к ситуации оказываетесь НЕ готовы, и она «выходит» из-под вашего контроля. Дальше станет понятно, почему это так.

Автомобиль контактирует с дорогой через колеса, шины обеспечивают сцепление колес с дорожным покрытием. Благодаря хорошему сцеплению колес с дорогой автомобиль движется и остается управляем. В таком случае говорят: колеса катятся.

Когда сцепление у колес с дорогой ослабевает или вовсе теряется, то либо возникает вероятность их срыва в скольжение, либо срыв в скольжение происходит. Другими словами, вы поворачиваете руль, а автомобиль продолжает ехать по инерции, не реагируя на повороты руля.

Про такое говорят: колеса заскользили, и перестали слушаться руля. В результате потери сцепления колес с дорогой автомобиль становится неуправляем.

Движение автомобиля по скользкой дороге без возможности управления может привести к любому финалу, даже если потеря сцепления кратковременная. Финал зависит от ситуации, и от вашей готовности действовать в данной ситуации.

Необходимые действия — это принять меры для того, чтобы восстановить сцепление колес с дорогой, соответственно, вернуть потерянную управляемость. Но чтобы ничего не пришлось восстанавливать, целесообразно не допускать срыва колес в скольжение.

Каким образом обеспечить себе безопасное движение по скользкой дороге — ответ ниже.

Автомобиль ведет себя совершенно одинаково и на сухом асфальте, и на любом скользком покрытии дороги. Одинаково в том смысле, что колеса имеют одно и то же хорошее сцепление (если установлены соответствующие шины по сезону).

Автомобиль разгоняется, тормозит, поворачивает, он одинаково устойчив и на летней, и на зимней дороге. Разница лишь в том, что на скользкой поверхности дороги колеса теряют сцепление при гораздо меньшей скорости, чем на сухой и не скользкой дороге.

Машину очень легко пустить в занос (скольжение задней оси) на абсолютно сухой дороге, но для этого придется как следует разогнаться.

На скользком покрытии контакт колес с дорогой потеряется при значительно меньшей скорости движения автомобиля, чем на сухой дороге. Т.е. решающий фактор в разных условиях — скорость.

Более подробно эта тема рассмотрена в статье Пришли холода – меняем стиль вождения.

Главная ваша задача на скользкой дороге – не допускать скольжения колес. Это относится и к началу движения (старту), и непосредственно к движению, и к замедлению (торможению) автомобиля.

Все, что изложено ниже по тексту, имеет прямое отношение к движению на зимней скользкой дороге, когда под колесами автомобиля утрамбованный снег или обледенелая поверхность дороги.

Рассмотрены ниже приемы вождения целесообразно использовать круглый год, независимо от состояния дороги. Тогда вам не придется перестраиваться с летней (расслабленной) езды на зимнюю (сосредоточенную).

Начало движения на скользкой дороге

Как трогаться с места на скользкой дороге?

До начала движения необходимо выровнять передние колеса автомобиля. На «прямых» передних колесах значительно легче тронуться с места, тем более, если колеса «стоят в снежной колее».

Первый оборот ведущих колес должен произойти без серьезной пробуксовки (легкая пробуксовка на льду допускается, это почти естественно). Серьезная пробуксовка на льду может «отбросить» автомобиль в сторону, а на рыхлом снегу поможет «закопать» ведущие колеса.

Трогание с месте «внатяг» достигается на минимальных устойчивых оборотах с обязательной задержкой педали сцепления в точке схватывания, для того, чтобы обеспечить плавный старт.

Если ведущие колеса пробуксовали, то это значит, что вы поторопились. Нужно будет выключить сцепление и повторить попытку заново.

В процессе начала движения (по скользкой дороге — особенно) необходимо учитывать механизм загрузки-разгрузки автомобиля по осям. Этот механизм описан в статье Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля.

Если коротко. На заднеприводном автомобиле при первом импульсе (включении сцепления) загружаются задние колеса (задок «приседает»), затем происходит их разгрузка из-за реакции подвески (задок «приподнимается»). Этот момент чаще всего способствует пробуксовке. Поэтому, чем плавне отпускаете сцепление, тем лучше.

На автомобиле с передним приводом первым включением сцепления разгружаются передние колеса (передок «приподнимается»), тем самым ослабляя контакт передних (ведущих) колес с дорогой. В этот момент, как раз, и происходит пробуксовка.

На автомобиле с передним приводом во время старта на скользкой поверхности есть смысл делать двойной выжим сцепления.

При первой попытке тронутся (отпуская сцепление) автомобиль чуть качнется вперед, затем еще раз быстро выжимаете педаль и снова отпускаете до момента схватывания — теперь на колеса поступит тяга именно в тот момент, когда автомобиль уже качнулся, и он тронется с места.

Движение по скользкой дороге

Во время движения по скользкой дороге, как только автомобиль наберет необходимую скорость, следует (по возможности), поддерживать ее постоянной. Для чего это нужно?

Если вы находитесь на относительно свободной дороге, то скорость незачем менять просто так. Чем меньше манипуляций за рулем вы делаете, тем стабильнее и безопаснее движение вашего автомобиля.

Срыв колес в скольжение происходит, в основном, во время разгона или торможения. А если в это время еще резко качнуть руль, то уход автомобиля с линии движения будет обеспечен.

Поэтому лучше всего ехать с постоянной скоростью и не допускать резких движений рулем. Это правило относится к движению как по скользкой дороге, так и по обычной сухой.

Другое дело, если изменение скорости или направления движения требуют ПДД или дорожная обстановка. В таком случае нужно действовать очень внимательно и осторожно. Есть смысл заранее плавно снизить скорость, приготовиться к маневру и выполнить поворот на ровном «газу».

Въезд на скользкий участок дороги

Если, например, на пути движения внезапно сухой участок дороги сменился ледяной коркой (в начале текста оговорен подобный случай при выезде из лужи), следует продолжать движение с той же скоростью, как ни в чем не бывало.

Торможение и руление в данном случае могут привести к скольжению колес.

Если же скользкий участок располагается на повороте дороги (на ее изгибе, на перекрестке), и вам необходимо будет повернуть, то к повороту следует подготовиться заблаговременно.

Целесообразно плавно, замедлить автомобиль, по необходимости перестроиться, и переключиться на нижнюю передачу, если этого требует дорожная обстановка.

Как целесообразно работать «рычагами» на изгибе дороги или как правильно осуществить поворот — в статье Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота.

Как тормозить на скользкой дороге

Основное правило торможения на скользкой дороге — это не допустить блокировки колес и тем самым сохранить управляемость автомобиля.

Во время движения «прямо» наиболее рациональный способ торможения — это импульсное торможение на включенной передаче.

Если этого недостаточно, можно переключиться на низшую передачу, и помочь торможению работой двигателя. Процесс торможения двигателем описан в статье Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка.

Переключить передачу необходимо так, чтобы этот процесс не вызвал рывок автомобиля (требование для МКПП).

В реальных дорожных условиях не бывает идеально однородного покрытия, одинакового срабатывания всех колес, одинаковых по качеству шин. Следовательно, на автомобилях без АБС почти всегда процесс торможения сопровождается рысканьем передних колес и скольжением задних.

При высокой интенсивности торможения (экстренном торможении) этот процесс может перейти в снос, занос и вращение автомобиля.

Поэтому начинать тормозить нужно коротким импульсом, а затем постепенно увеличивать тормозное усилие. В момент растормаживания колес (когда педаль тормоза не нажата) необходимо рулем стабилизировать направление движения (на авто без АБС).

При экстренном торможении на скользкой дороге на автомобиле с АБС увеличивается тормозной путь, но колеса при этом не блокируются. Это позволит рулить, и хоть как-то объехать препятствие.

Как тормозить на поворотах на скользкой дороге

Как правильно тормозить на повороте дороги, если на ней скользко? Любой способ можно считать правильным, если достигнута цель, и при этом никто не пострадал.

На дуге поворота на автомобиль действует центробежная сила, которая стремится за пределы дуги, по которой движется автомобиль. Подробности — в статье Как автомобиль поворачивает.

Если в момент торможения на повороте произойдет блокировка колес, то эта центробежная сила направит скользящий автомобиль по прямой (за пределы дороги или на соседнюю полосу).

Поэтому, на скользкой дороге скорость автомобиля нужно гасить ДО начала поворота, а скользкий поворот целесообразно проехать с постоянной скоростью, не меняя положения «газа». Непосредственно на дуге поворота нужно постараться избегать торможения.

В повороте целесообразно только подтормаживать легким и постоянным нажатием на педаль тормоза. Но лучше вообще не тормозить.

Вот такие неприятности таит при себе скользкая дорога. Это, пожалуй, необходимый минимум, который нужно знать для того, чтобы безопасно двигаться по любым дорогам — заснеженным, мокрым после дождя или в гололед. Любую ситуацию лучше всего предупредить, чем потом исправлять ее последствия.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 27.07.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Скрытая опасность: как управлять полноприводным авто на скользкой дороге

  • Скрытая опасность: как управлять полноприводным авто на скользкой дороге
  • Порноактриса после группового изнасилования разоткровенничалась в больничной палате
  • Россия эвакуировала дипломатов из Кабула
  • Пенсионеры получат по 10 тыс. рублей в сентябре
  • Петербургская школа может остаться без учителей из-за конфликта педагогов с завучем
  • Самый разочарованный и несчастный народ: итоги 30-летней независимости Украины
  • Житель Тюмени признался в убийстве и изнасиловании девочки
  • Природный апокалипсис: ученые ждут катастрофических изменений
  • Подозреваемый в убийстве девочки задержан в Тюмени
  • Убийство школьницы в Тюмени: ДНК задержанного совпала с образцами с ее тела
  • Пассажира метро, который спас упавшего на пути человека, наградили в Москве
  • «Вписка удалась»: в Сети обсуждают секс-видео с 15-летней школьницей на вечеринке
  • Учительница из Ярославля пожаловалась Путину на Снежану Денисовну из шоу «Наша Russia»
  • Катастрофические последствия: метеоролог дал страшный прогноз на 2100 год
  • Байдену отключили микрофон после вопроса об эвакуации из Афганистана
  • автомобили
  • Главная дорога. Школа вождения
  • зима

Многие водители думают, что зимой на скользкой дороге полный привод — это спасение. Но мнение меняется после того, как машина уходит в занос.

У полного привода есть неоспоримые преимущества — проходимость и быстрый набор скорости на скользкой дороге, но нужно уметь правильно работать педалью газа. Тормозит и скользит полноприводный автомобиль так же, как передне- или заднеприводные машины. Если на скорости в 60 километров при повороте отпустить газ и резко повернуть руль, машину снесет на обочину.

Многие водители чувствуют себя уверенно на полном приводе. Вот эта уверенность зачастую и подводит. На полном приводе снос развивается легче, так как задние колеса толкают передние.

Чем тяжелей и больше автомобиль, тем ниже должна быть скорость подхода к повороту инерции машины, а если дорога скользкая, то заход должен быть максимально широким. Когда передние колеса повернуты на небольшой угол, у шин больше пятно контакта, они лучше цепляются. Угол поворота больше — зацеп меньше.

Снос — это потеря управляемости, когда автомобиль с повернутыми колесами летит мимо поворота, а занос — потеря устойчивости, когда задняя ось обгоняет переднюю. Снос опаснее, ведь машина идет мимо поворота. Самое сложное — не нажать на тормоз, побороть собственный инстинкт самосохранения. К тому же в повороте нельзя переключать передачи и двигаться накатом.

Управление полным приводом требует тренировок. Программа «Главная дорога» напоминает: даже самый современный автомобиль со всеми системами безопасности должен быть всегда под вашим контролем.

Как правильно управлять авто при наличии системы АБС?

За последнее десятилетие на дорогах практически не осталось автомобилей, которые бы не были оснащены системой АБС. Кроме того, автоматические коробки передач постепенно вытесняют «механику», а системы курсовой устойчивости устанавливаются в базовые комплектации на вполне бюджетные модели. Советы, касающиеся управления автомобилем типа «вывернуть руль в сторону заноса и выжать сцепление» уже потеряли свою актуальность. Электроника на сегодняшний день гораздо лучше может справиться с задачей сохранения контроля над машиной в критических ситуациях. Следует упомянуть, что в США и в Европе машины без АБС уже давно не выпускают. Это попросту запрещено на законодательном уровне.

Некоторые «отечественные» водители искренне считают, что могут справиться с управлением авто гораздо лучше без всяких там АБС и ESP, считая данные системы помехами. В реальности же машина без АБС на скользкой дороге представляет собой неуправляемый болид. Что касается технических нюансов, антиблокировочная система распределяет тормозные усилия таким образом, что колеса на передней оси блокируются позже, чем на задней. Благодаря этому сохраняется устойчивость авто при торможении. Без системы АБС даже опытный водитель может улететь в кювет.

Следует знать, что антиблокировочная система помогает сохранять устойчивость «железного коня» при торможении на неоднородных покрытиях, когда одно колесо едет по асфальту, а другое по грунтовой дороге. В этом случае правые и левые колеса растормаживаются по-разному, за счет чего сохраняется прямолинейность движения при нажатии на педаль тормоза. Но антиблокировочная система не лишена недостатков. Так, ее эффективность в разы снижается на сыпучих поверхностях.
В данном случае торможение с заблокированными колесами гораздо эффективнее. Но это единичный случай. По сути, можно долго говорить о недостатках и преимуществах системы АБС, но следует заострить внимание на некоторых особенностях управления автомобилем, которые появились с ее появлением.

Итак, универсальным советом для всех авто является не тормозить в поворотах. Особенно это опасно на скользкой либо мокрой дороге, поскольку велика вероятность ухода в занос. Это справедливо для машин без АБС. Наличие этой системы позволяет вполне безопасно пользоваться тормозами в поворотах.
Так, можно и поворачивать, и тормозить одновременно, не боясь потерять управление.

Крайне неприятно может сложиться ситуация, если автомобиль уходит в ритмический занос. Под ритмическим заносом подразумевается ситуация, когда задние колеса начинают идти юзом, машину «болтает» из стороны в сторону, а амплитуда колебаний растет. В этом случае главная задача водителя — не дать машине влететь на встречную полосу. Согласно общепринятой методике, следует вывернуть руль в сторону заноса и добавить тяги. Однако контраварийная подготовка водителей зачастую находится на очень низком уровне. И здесь, пожалуй, было бы лучше, если бы горе-водитель с самого начала пустил все на самотек. Тогда бы и последствия аварии были бы не столь тяжкими. Здесь нужно понимать, что электронные помощники водителя в подобных случаях работают гораздо лучше людей. АБС в любом случае «заточена» так, чтобы сохранить курсовую устойчивость машины. Поэтому резкое нажатие на педаль здесь не спровоцирует занос, а поможет машине выровняться. Система АБС полезна не только при прямолинейном движении.

В случае заноса она попытается выровнять траекторию движения авто, регулируя скорости вращения колес. На современных машинах в систему АБС включен еще и датчик положения руля, что способствует большей «согласованности» действий между рулем и колесами. Говоря проще, при наличии вышеописанной системы сохранить прямолинейное движение при заносе гораздо проще, чем при использовании «дедовских» методов торможения, которые на машинах с АБС просто неприменимы.

Вождение в разные времена года

Мнение, что весной и летом ездить проще, ошибочно. К тому же, в теплое время года существенно увеличивается количество машин на дорогах, появляются многочисленные «подснежники», что также затрудняет движение и резко увеличивает шансы попасть в пробку. Так что нелишним будет внести коррективы в свой ежедневный маршрут, выезжать заранее или поискать объезды тех мест, где велика вероятность возникновения заторов.

Весна

Ранней весной опасность подстерегает и тех водителей, которые решили остановиться на обочине загородной дороги: здесь колеса нередко вязнут в грунте, а если в сторону кювета есть уклон, машина может запросто сползти. Поэтому для остановки лучше использовать асфальтированные площадки для отдыха и стоянки в стороне от трассы. Если же нужно съехать на обочину, выбирайте участки, засыпанные щебнем, а оказались на грунте — трогайтесь с места аккуратно и плавно.

В загородных поездках обращайте внимание на трактора и грузовики на дороге. С началом весенних полевых работ такой техники появляется все больше. И эти «тихоходы» могут неожиданно выехать вам наперерез, даже на скоростной магистрали. А помимо этого, нанести на дорогу глину и грязь, на которой можно «поскользнуться».

Часто при попытке выбраться с обочины на дорогу колеса упираются в кромку асфальта, скользкую от грязи. Если в данной ситуации попытаться еще больше вывернуть колеса, вполне возможно, что автомобиль резко выбросит поперек проезжей части. Выровняйте колеса, а затем резким движением руля влево-вправо въезжайте на дорогу. Не добавляйте газу, пока оба ведущих колеса не заедут на асфальт. Не забывайте, что дифференциал отключит именно то колесо, которое уже соприкоснулось с асфальтом, а то, что осталось на грунте, будет буксовать.

У любителей природы и дачников — свои проблемы. Далеко не все садовые кооперативы могут похвастаться хорошими дорогами — иногда приходится добираться до места отдыха по грунту. Хуже всего дороги, проложенные по чернозему и глинистым почвам. Чернозем очень вязкий и налипает на колеса, а глина — скользкая. Так как дорога редко бывает строго горизонтальной, машина может сползти в сторону наклона, возможен ее занос и даже разворот. Лучший способ вождения в данной ситуации — медленное плавное движение «в натяг» на пониженных передачах без остановок. Короткие сложные участки можно преодолевать с разгона, но только если вы уверены в отсутствии под водой глубоких ям.

Остерегайтесь луж — они могут скрывать под собой глубокие промоины. Лучшими грунтами в весеннюю распутицу считаются песчаные. Вода легко впитывается в песок, и дорога вполне проходима. Но если на песчаной дороге вы увидели лужу, не пытайтесь форсировать ее сходу. Если вода не ушла вглубь, значит, очень близко слой глины. Проезжающие машины быстро вымывают колесами частицы песка, и с каждым разом колея становится все глубже. При движении по колее самые опасные участки — те, которые скрыты под водой. Поэтому когда есть сомнения в надежности дороги, лучше выбрать другой путь.

Сошедший снег не только обнажил сухой асфальт, но и открыл многочисленные выбоины и вымоины, «начинка» которых сошла вместе с весенними ручейками. Так что знакомая, казалось бы, дорога превращается в неизведанную трассу для слалома.

То же происходит во время ямочного ремонта. При этом следует быть готовым к тому, что водители других машин, объезжая вырезанные куски дороги, могут резко маневрировать и выскакивать на встречную полосу. Если же вы попадаете в такую ситуацию, лучше все же проехать по яме, чем вылетать кому-то в «лоб».

Одиночные препятствия во всю ширину дороги или трамвайные рельсы лучше пересекать под острым углом. Это ослабит удары, передаваемые на кузов. Так же следует проезжать и серию таких препятствий. Но сделать это подчас довольно проблематично — например, не позволяет теснота потока или ПДД. В этом случае оттормаживаться с высокой скорости следует перед выбоиной, а не в ней. Иначе сила инерции загрузит переднюю ось (автомобиль «клюнет носом»), все упругие элементы подвески окажутся максимально сжаты — в результате сильного жесткого удара может пострадать не только подвеска, но и кузов с двигателем.

Осень.

Осенью мокрая листва на дороге существенно снижает коэффициент сцепления, «работая» не хуже банановой кожуры под ногой. Причем зависимость практически прямая — чем больше листьев, тем хуже сцепление. Нормальной работе шины мешают даже сухие листочки. Как следствие — растет тормозной путь, увеличивается риск возникновения заноса при резких разгонах и торможениях. Особенно опасны такие сюрпризы в темное время суток, когда мокрые листья не очень заметны на асфальте.

Стоит ветру подуть сильнее, и листья летят вихрем — иногда создается впечатление, что едешь в снегопад. А пара листочков, попавших под щетки «дворников» во время дождя, может практически полностью лишить вас обзора, так как стеклоочистители будут скользить на них, как на подкладках, и совершенно перестанут выполнять свою функцию. Иногда листья прилипают к поверхности стекла. Один-два «удачно» расположенных листочка могут закрыть обзор через зеркало.

Одно дело — любоваться ковром из листьев в парке, и совсем другое — идти по улице, когда листва летит в лицо. Отворачиваясь, пешеходы могут не заметить автомобиль, выходя на дорогу. Во дворах и возле парков можно встретить мам с маленькими детишками, увлеченно собирающих осенние букеты и совершенно не обращающих внимания на едущие автомобили. Моменты острых ощущений доставляют и владельцы собак, отпускающие своих любимцев побегать в парках. Догоняя листик, собака может внезапно появиться на дороге. Пытаясь уклониться от наезда на животное, водитель нередко разбивает свою (и не только свою!) машину или совершает наезд на пешеходов.

Как правило, при плавном притормаживании опавшая листва не опасна для водителя — до скольжения колес дело не доходит.

А лучше — не тормозить. Ездить в осеннюю пору будет легче, если на мокрой дороге количество торможений снизить до минимума. Перед перекрестками нужно замедляться заблаговременно, используя торможение двигателем, не набирать большую скорость, если впереди — очередное пересечение дорог, запрещающий сигнал светофора или затор.

Если листьями укрыто не все дорожное полотно, а только его фрагменты, целесообразно повременить с торможением несколько секунд и нажимать на тормоз, когда автомобиль съедет на чистую поверхность.

Зима.

Чередование морозов и оттепелей, дождя и снега, смещение средней зимней температуры в «плюсовую» сторону — все это делает эксплуатацию транспорта в зимних условиях крайне непростой, заставляя водителей менять манеру управления автомобилем по нескольку раз за сезон, а то и за день.

Самое большое количество ДТП происходит в момент перехода осени в зиму, после наступления первых заморозков, когда за одну ночь мокрая дорога может превратиться в скользкий ледяной каток, а водители еще не готовы поменять свою летнюю манеру вождения на зимнюю. Но на этом проблемы не заканчиваются, погода в течение зимы не раз еще будет менять мокрый или сухой асфальт на снег или лед.

На скользкой дороге никогда не надо спешить и делать резкие маневры, то есть нельзя резко прибавлять газ и тормозить, выворачивать руль на большой скорости, необоснованно выжимать сцепление и тем более одновременно тормозить. Другими словами, двигаться надо так, как если бы на капоте вашего автомобиля стоял стакан с водой, который вы должны довезти до места назначения, стараясь не расплескать. Особенно надо следовать этому правилу, если приходится ездить на нешипованных шинах, тем более на всесезонных или летних.

Чтобы движение было плавным и размеренным, без резких рывков и торможений, водитель должен выработать у себя умение правильно прогнозировать дорожную ситуацию и принимать соответствующие меры заранее, не допуская критического положения. В свою очередь, для этого надо постоянно «видеть» себя на дороге в окружении других транспортных средств (в том числе и по зеркалам заднего вида), постоянно оценивать свою скорость и скорость соседей, предугадывать свои и чужие маневры в соответствии с получаемой вами информацией и связывать все это с дорожной обстановкой (покрытие, светофоры, повороты, подъемы, спуски и так далее). Светофоры, перекрестки и повороты надо держать в зоне внимания, как только они появятся в поле зрения. Надо помнить, что на спусках, особенно крутых, выполнять любые маневры гораздо опаснее, так как в процесс активно вмешивается вес автомобиля, снижающий эффективность торможения, маневренность и управляемость. Правильный выбор скорости движения — главная составляющая безопасности в этих условиях.

Однако предугадать всё невозможно. Рано или поздно, но каждый водитель попадает в критическую ситуацию, когда счет идет на секунды. Самое главное здесь — иметь до автоматизма отработанные навыки экстренного торможения, выхода из заноса и для начинающих водителей не лишним будет постоянно отрабатывать их на безопасной скользкой площадке, пока не появится уверенность в собственных силах.

Фото 3. Зимнее вождение в сумерках.

И наконец, труднее всего для начинающих водителей, да и для остальных тоже, двигаться в темное время суток по скользкой дороге, когда видимость ограничена и вдобавок ослепляют фары встречных автомобилей.

Вообще говоря, перед зимней эксплуатацией надо с особым вниманием отнестись к техническому состоянию своего автомобиля: следует регулярно проверять его, заправлять системы всеми необходимыми расходными материалами, отрегулировать все световые приборы и системы отопления салона, проверить тормоза, запастись химпрепаратами, облегчающими эксплуатацию автомобиля (размораживатели, антизапотеватели и антиобледенители, незамерзающие жидкости для омывателя лобового стекла и так далее). Надо помнить, что зимой видимость ночью гораздо лучше, когда дорога покрыта снегом, и значительно хуже на мокром и темном асфальте в оттепель. Нужно обращать особое внимание на обзор с водительского места, никогда не начинать движение с запотевшими или обледеневшими стеклами и зеркалами. Лучше подождать а во время движения регулярно останавливаться и очищать стекла от грязи. А чтобы избежать сильного обледенения во время ночной стоянки, вечером надо проветрить салон и довести температуру в нем до температуры окружающей среды.

Нестабильность погоды в последнее время — скорее правило, чем исключение. Как только природа вспоминает, что на дворе все-таки зима, на дорогах появляется целый ряд мест, откуда тяжело выехать. Учитывая быстроту изменения погодных условий, лучше избегать парковаться в следующих местах:

  • на скользкой или заснеженной дороге — на подъемах, в глубоком снегу и на обочине — колесами одной стороны (тронуться очень сложно, а иногда и невозможно);
  • на раскатанных ледяных дорожках (если одно колесо попадет на «каток», дифференциал «перебросит» на него крутящий момент, и тронуться не получится);
  • в местах возможного падения сосулек (падающая сосулька легко разбивает стекло и может серьезно повредить кузов);
  • во время оттепели в луже на ночь (замерзнет вода — не выедешь!);
  • в тесных дворах прямо напротив въезда (чтобы не создавать помехи другим и уберечь свою машину, если коллегу занесет);
  • слишком близко от остановок автобусов, троллейбусов и маршруток (там скользко, автобус может занести);
  • на проезжей части улиц на ночь (после работы снегоуборочных машин свою придется откапывать).

Из-за скопившихся сугробов водителям приходится парковаться дальше от бордюров — тем самым они сокращают число полос для движения, и пробки образуются даже там, где обычно можно проехать спокойно. Маленькие улочки становятся практически непроходимыми из-за неубранного снега, образуются колеи, в которых многие автомобили с маленьким клиренсом просто застревают. Парковка во дворах превратилась во внедорожное «трофи» — автомобили невозможно откопать с утра, а вечером еще труднее заехать обратно на парковочное место (фото 4).

Фото 4. Зимняя парковка.

Для парковки нужно выбрать по возможности ровный участок дороги или площадки. При парковке вдоль тротуара дистанция до впереди стоящего автомобиля должна быть больше, чем обычно, ведь при выезде круто повернуть не всегда удается — существует опасность сноса машины и буксования на скользком покрытии. Ставим машину под небольшим углом к бордюру, так, чтобы «нос» смотрел в сторону середины проезжей части. Лучше избегать ситуаций, когда выезжать придется задним ходом (задние стекла могут обледенеть, и видимость ухудшится).

Боковой интервал нужно оставлять больше, чем летом, так как зимняя одежда не даст возможности протиснуться в едва открытую дверь.

Основные правила зимнего троганья (не «газовать», трогаться плавно) уже известны.

На скользком участке дороги машины ведут себя по-разному в зависимости от типа привода. На дорогах с боковым уклоном заднеприводные автомобили стремятся «забросить» в сторону наклона дороги заднюю ось, а у переднеприводных может сместиться передняя часть. Такие же «маневры», только в обе стороны, возможны при выезде со стоянок с накатанными колеями. Особенно неприятно это при движении в городских пробках и выездах с тесных стоянок, поэтому по возможности нужно увеличить боковой интервал и быть готовым парировать смещение в самом начале движения. На заднеприводных авто для этого нужно слегка сбросить газ и погасить начинающийся занос поворотом руля в сторону заноса. Переднеприводные машины требуют поворота руля в ту сторону, куда нужно ехать, с одновременным плавным добавлением «газа», чтобы ведущие колеса «вытянули» автомобиль в нужном направлении.

Бывает, что две-три попытки тронуться ни к чему не приводят. Если под колесами лед, на стоянке можно увеличить коэффициент сцепления, подсыпав под ведущие колеса песок или подложив резиновый коврик.

Как управлять автомобилем на скользкой дороге

Управление автомобилем на скользкой дороге.

При движении по увлажненной, покрытой пленкой грязи или свежевыпавшим снегом, а особенно обледеневшей дороге сила сцепления колес с дорогой значительно уменьшается (иногда в несколько раз) по сравнению с силой сцепления в условиях движения по сухой дороге. Вследствие этого, на скользкой дороге часто возникает буксование ведущих колес, движение колес юзом (при торможении) и заносы автомобиля.

Буксование ведущих колес затрудняет трогание автомобиля с места, особенно на подъемах и в случаях, когда колёса находятся в углублении. Буксование наступает, если подводимый к колесам от двигателя крутящий момент создает окружную силу, превышающую силу сцепления колес с дорогой. Поэтому буксование тем вероятнее, чем ниже включенная передача и чаще всего происходит на первой передаче. Чтобы предотвратить буксование при трогании автомобиля с места, начинать движение следует с наименьшим открытием дросселей карбюратора. Целесообразно также, если из-за буксования колес невозможно тронуть автомобиль с места на первой передаче, начинать движение сразу со второй, а на особо скользкой дороге даже на третьей передаче. Если эти приемы трогания с места не дают результата, необходимо увеличить силу сцепления колес с дорогой, подсыпая под колеса песок, щебень, грунт или подкладывая под них ветки, солому и другие подручные материалы.

Аналогично возникновению буксования движение колес юзом начинается в случаях, когда создаваемая при торможении сила на окружности колес превышает силу их сцепления с поверхностью дороги. Как уже говорилось, юз колес увеличивает путь торможения и вызывает заносы автомобиля. Поэтому при торможении на скользкой дороге сила нажатия на педаль тормоза должна быть очень умеренной.

Занос — это боковое скольжение колес, вследствие которого автомобиль начинает двигаться в направлении, не соответствующем положению его колес, и теряется возможность нормального управления им. Если своевременно не прекратить занос, он может вызвать столкновение с другим, движущимся сбоку транспортным средством или сход с полотна дороги в кювет и последующее опрокидывание автомобиля.

Занос происходит под действием боковых сил, стремящихся переместить автомобиль в поперечном направлении. Эти силы возникают: при поворотах вследствие инерции автомобиля; наличии поперечного уклона полотна дороги или даже отдельных неровностей на ее поверхности под действием силы тяжести автомобиля; торможении в результате неодинаковой эффективности действия тормозных механизмов колес правой и левой сторон автомобиля.

Силам, стремящимся вызвать скольжение колеса как в продольном (буксование или движение юзом), так и в поперечном (занос) направлении, противодействует сила его сцепления с дорогой, равная, как известно, произведению силы давления колеса на дорогу и коэффициента сцепления колеса с ее поверхностью. Сила сцепления имеет вполне определенную ограниченную величину. Например, если часть веса автомобиля, приходящая на колесо, равна 300 кг, а коэффициент сцепления—0,7, сила сцепления составит 300X0,7 = 210 кГ. Для предотвращения скольжения колеса в обоих направлениях необходимо, чтобы сила сцепления С превышала равнодействующую R продольной Т и поперечной В сил или по меньшей мере была равна сумме этих сил (рис. 2). Чем больше величина продольной (тяговой или тормозной) силы, стремящейся вызвать скольжение колеса в направлении движения автомобиля, тем меньше величина допустимой по условию отсутствия бокового скольжения поперечной силы. Поэтому, если приложить к колесу тормозную силу, способную вызвать движение юзом (в приведенном выше примере силу, равную или превышающую 210 кг), вся сила сцепления колеса с дорогой будет использована для противодействия продольному скольжению колеса и любая, даже очень небольшая поперечная сила вызовет боковое скольжение, т. е. занос, так как ей ничто не будет противодействовать. На скользкой дороге сила сцепления колес с поверхностью дорожного покрытия очень мала, а поэтому даже небольшая окружная (тяговая или тормозная) сила, приложенная к колесу, может вызвать его скольжение в продольном направлении. При этом почти неизбежно возникает занос, так как на автомобиль практически всегда действуют боковые силы.

Для предотвращения заносов необходимо вести автомобиль так, чтобы возникающие при движении боковые силы, а также приложенные к колесам тяговая или тормозная силы не превышали предела, при котором может начаться скольжение колес. Скорость движения на поворотах следует снижать в соответствии с величиной радиуса поворота и состоянием дороги: чем круче поворот (меньше его радиус) и чем меньше коэффициент сцепления колес с поверхностью дороги, тем ниже должна быть скорость. Рулевое колесо нужно поворачивать плавно, так как резкие повороты вызывают значительное увеличение боковых сил. Во время движения желательно поддерживать постоянную окружную (тяговую) силу на ведущих колесах и избегать резкого нажатия и отпускания педали управления дросселями карбюратора. Для замедления хода автомобиля рекомендуется применять прерывистое торможение, которое производят, попеременно нажимая, а затем на короткое время отпуская педаль тормоза. При таком торможении, если и возникает юз колес, он не приводит к заносу, так как торможение периодически прерывается и автомобиль успевает выравниться.

Начинающийся занос можно быстро ликвидировать, правильно действуя рулевым колесом и педалями. Для этого при начале заноса рулевое колесо быстро, но плавно поворачивают в сторону заноса (рис. 3) и одновременно уменьшают (или, наоборот, увеличивают) открытие дросселей, чтобы прекратить буксование или юз колес, вызванные предшествующим резким изменением положения педали управления дросселями. Если занос возник вследствие торможения, необходимо отпустить педаль тормоза. Нередко после выравнивания автомобиля начинается его занос в другую сторону, который устраняют таким же способом.

Поверхность дороги становится наиболее скользкой при гололеде. Образование ледяной корки на дороге происходит при температурах на поверхности почвы от 0 до —5° С после снегопада, дождя или оттепели. Поэтому при таких условиях водители должны быть особенно внимательными.

ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДЕЛИСЬ ИМ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦ.СЕТЯХ

Вождение автомобиля зимой

Начало движения

Повышенного внимания водителя требует трогание с места на скользкой дороге. Ни в коем случае не буксуйте при начале движения автомобиля с места. Пробуксовка колес это заведомый проигрыш на старте рядом стоящей машине. Ведущие буксующие колеса автомобиля при старте теряют сцепление с дорожным покрытием, и машина начинает произвольно скользить в сторону. В городе, в связи с плотным трафиком и загруженностью дорог автотранспортом, велика вероятность столкновения с рядом стоящими машинами.

Для исключения пробуксовки колес Вашего автомобиля в начале движения, старайтесь плавно отпускать сцепление. При начале движения с места в гололед можно попробовать трогаться со второй передачи. Возможно, применить способ, при котором, добавляя газ до момента задержки сцеплении, после чего следует ослабить нажим на педаль газа или полностью отпустить. В любом случае начала пробуксовки колес следует немедленно ее прекратить, что позволит колесам получить более надежное сцепление с дорогой и начать движение.

Торможение и остановка

Существует большое количество способов остановки автомобиля на скользкой дороге, но в их основе лежат 3 основных принципа.

  1. Наиболее высокий коэффициент сцепления колес с дорогой в момент перед началом полной блокировки колес
  2. Полностью заблокированные колеса почти полностью теряют сцепление с дорогой, соответственно ни о каком торможении автомобиля говорить не приходится
  3. скорость автомобиля напрямую влияет на сцепление колес с дорогой (динамический коэффициент сцепления с дорогой). Чем выше скорость автомобиля, тем меньше сцепляются с дорогой колеса автомобиля, и соответственно при снижении скорости наоборот, сцепление колес с дорожным покрытием повышается.

Если Вы осознаете, что сильное нажатие педали тормоза, не лучший вариант для остановки автомобиля, так как приводит к блокировке колес (автомобили не оснащенные ABC). Разберемся в антиаварийных приемах вождение и управления автомобиля в экстремальных условиях. Заметим, однако, что подобное происходит не так уж и редко даже летом, на, казалось бы, идеальном покрытии дорожного полотна.

Блокировать колеса нельзя, но как избавится от вредной привычки?! Следует вырабатывать меру торможения. Предположим, Вы начали торможение и ощутили что колеса заблокированы (шелест или шипение, из под колес). Что дальше? Если ничего не предпринимать и далее вдавливать педаль тормоза в коврик, то высока вероятность того, что Вашу машину занесет и развернет в неизвестном положении, возможно поперек проезжей части или навстречу транспортному потоку.

Чтобы такого не произошло, следует разблокировать колеса! Ослабьте нажим на педаль тормоза до момента, когда колеса разблокируется и начнет крутиться. После этого снова нажать педаль тормоза и пытаться снизить скорость автомобиля. Если блокировка появляется вновь, то снова ослабьте давление на педаль и снова нажимайте. Действие нужно производить до полной и безопасной остановки автомобиля. Если опасная зона или пешеход уже совсем близко от Вашего автомобиля, ни в коем случае не следует давить на педаль тормоза изо всех сил, нужно продолжать останавливать свой автомобиль. Не сдавайтесь!

Особенности зимнего вождения

Большинство автомобилей в зимнее время колесят по заснеженным дорогам, лишь 8 часть от всего числа автолюбителей оставляют на зиму свои машины в гаражах и паркингах. Но не всем оставшимся на дорогах водителям по зубам препятствия воздвигнутые русской зимой. Приходится выталкивать буксующие на снегу автомобили, выкапывать из сугробов, а также справляться с заносами автомобиля на скорости. Неприятности лучше предвидеть, чем предотвращать.

Польза от «джентльменского набора»: лопата, песок, коврики и цепи, на зимней дороге очевидна. Использовать перечисленные предметы следует во время, не дожидаясь пока автомобиль окончательно «зароется». Но не так часто встретишь автолюбителя, который возит с собой все эти аксессуары, в таком случае приходится проявлять водительское мастерство и смекалку.

Самые «тяжелые», заснеженные участки дороги, преодолевать лучше всего на скорости. Если в зимнее время используете шипованную резину, то проходимость автомобиля повышается, но на чистом асфальте «шиповка» увеличивает тормозной путь автомобиля на 15–20%.

Если при движении по снегу, Вы замечаете, что машина начинает двигаться все медленнее, а мотор работает на высоких оборотах, колеса пробуксовывают, а участок заснеженной дороги, который следует преодолеть, не дает уверенности в том, что удастся проехать его «с ходу». В данном случае попытка разогнаться и проскочить участок может усугубить ситуацию. Увеличивая скорость, нажимая газ, машина беспомощно начнет вращать колесами, а скорее всего, одним, у которого наименьшее сцепление с дорогой. Наилучший вариант остановить автомобиль и выйти визуально оценить ситуацию. Но останавливать машину в данной ситуации следует, переключившись на нейтральную передачу дождаться полной остановки, и крайне избегать торможения педалью!

У переднеприводного автомобиля проходимость улучшается, если в салоне, водитель и пассажир на переднем месте, сзади никого ни должно быть.

У заднеприводного автомобиля пассажиры на заднем сиденье способствует повышенной нагрузке на ведущую заднюю ось, и лучшему сцеплению задних колес с дорогой.

В крайнем случае улучшит проходимость автомобиля можно путем уменьшения давления воздуха в шинах.

При заносе автомобиля на скорости, не следует жать на педаль тормоза, так как это приведет к полной потери контроля над машиной. При попадании в занос заднеприводного автомобиля следует сбросить скорость, убрать ногу с педали газа, при этом руль нужно поворачивать в сторону заноса.

При заносе переднеприводного автомобиля, как можно быстрее нажать на газ. Руль и соответственно колеса машины также нужно вывернуть в сторону заноса.

Даже при самом осторожном вождении автомобиля в зимнее время, неизбежно возникают ситуации, когда на скользкой дороге автомобиль будет неподконтролен водителю. Это могут быть различные заносы, случаи, когда машина «не слушается» управления, или скольжение при торможении при приближении к перекрестку, пешеходному переходу или перед другими препятствиями. Каждый водитель продолжающий эксплуатацию автомобиля зимой, сам для себя вырабатывает меры, чтобы справляться с этими явлениями, оттачивая свой стиль вождения зимой, но свидетельство малой эффективности этих, повышенная аварийность на дорогах при выпадении первого снега и гололеде, да и на всем протяжении зимы.

Отточив навыки управления автомобилем зимой, большинство водителей перестают совершенствовать водительское мастерство.

Не плохо справляясь с управлением на зимней дороге в условиях города, водители теряются, когда попадают в экстремальные дорожные условия. Достаточно большой процент водителей до конца своей жизни остаются непрофессионалами.

Водитель, максимально подготовленный к управлению автомобилем в зимнее время года:

  1. Знание опасности дороги зимой, и особо опасные места
  2. Грамотный с точки тактики и стратегии дорожного движения
  3. С отличными практическими навыками вождения автомобиля на скользкой дороге, также и в режиме заноса

Эти качества большинство водителей могут выработать самостоятельно, по крайней мере, до уровня, когда движение по гололеду не будет вызывать у Вас нервной дрожи в руках.

К потенциально опасным участкам зимней дороги (перекрестки, остановки общественного транспорта, съезды с дорог, въезд во дворы), приближаться и проезжать следует очень осторожно, так как тормозящий и набирающий скорость автотранспорт отполировывает шинами неубранный, но также и наличием пешеходов. Следует соблюдать осторожность, даже когда Вы двигаетесь по главной дороге, высока вероятность что автомобиль, движущийся по примыкающей, второстепенной дороге, не сможет во время затормозить на укатанном снегу и уступить Вам дорогу.

При движении по загородным трассам и дорогам следует быть внимательными на перекрестках дорог и развилках, а также до и после поворотов. На данных участках дорог водители часто притормаживают, а впоследствии набирают скорость, от чего может образоваться снежный накат.

Стратегия дорожного движения зимой, как и вождение, отличается от тактики в летний период. Зима требует большего внимания за другими участниками дорожного движения, будь то машина или пешеход переходящий дорогу. Следует осознавать то, что пешеход может поскользнуться, переходя проезжую часть, или оказаться под колесами Вашего автомобиля соскользнув со снежного сугроба, где стоял, дожидаясь возможности перейти дорогу.

Соседний или встречный автомобиль из-за ошибки управления, а также условий движения по дороге, может стать потенциальной опасностью, преградой на пути. Зимой на дороге следует держать дистанцию от других автомобилей и быть готовым не только нажать на тормоз, но при явной угрозе маневрировать, уходить от столкновения сохраняя пассажиров и себя.

При обгоне на скользкой дороге, заранее продумать вариант ухода от столкновения, в случае если обгоняемое транспортное средство станет помехой. Ну и всегда придерживаться правила – «Не уверен — не обгоняй».

Как известно мастерство это совокупность опыта и навыков. Мастерство водителя также можно приобрести. Управления автомобилем летом не требует особенных навыков вождения, за исключением прерывистого торможения, иное дело вождения зимой. Для того чтобы уверенно ездить по заснеженной или скользкой дороге, следует понять и выучить на практике технику управления автомобилем в заносе и вождения по гололеду.

Для практических навыков вождения в зимнее время можно использовать даже небольшую площадку с одним поворотом, но с достаточным расстоянием от границ, куда может сносить потерявший управление на повороте автомобиль. Имея возможность тренировки на просторной площадке, советуем наметить несколько типов трасс: восьмерку, змейку, а также трассу в виде ипподромного кольца с прямолинейными участками между виражами.

Основная цель тренировок не только приобретение навыков удерживания автомобиля в контролируемом заносе, а прежде всего, научится чувствовать телом начало, направление и интенсивность заноса и выработать привычку поворачивать руль для его гашения. Слабо подготовленные водители поздно замечают, что автомобиль в заносе, доверяя глазам, на этом этапе часто уже поздно предпринимать действия для выравнивания автомобиля.

Такие тренировки первые несколько лет подобные нужно проводить несколько раз за зимний сезон, в дальнейшем, по мере приобретения будет достаточно и одного раза, но полностью прекращать их все жене следует.

Одна тренировка в течении часа придаст Вам уверенности на скользкой дороге. Для того чтобы не испортить шины автомобиля, перед тренировочным заездом проводят осмотр площадки и убирают вмерзшие в лед камни и посторонние предметы. Не стоит боятся за износ шин после часа тренировочного заезда по льду или укатанном снегу, он примерно равен износу покрышек при поездке на машине летом по времени равной такой же продолжительности.

Как ездить на автомобиле зимой

Большое количество неубранного снега, колеи, суженная до предела проезжая часть повышает требования к навыкам водителю и вниманию на дороге. В сильный мороз клубы пара из выхлопных труб автомобилей, также резко ухудшается видимость.

Зимой за белой пеленой иногда с трудом видно остановившийся автомобиль или перебегающего проезжую часть пешехода. Чтобы обеспечить безопасность следует вспомнить ПДД. «При движении в условиях недостаточной видимости на автомобиле должен быть включен ближний или дальний свет фар». Даже в солнечный морозный день лучше двигаться на автомобиле с включенными фарами ближнего света или противотуманными фонарями. Что сделает машину более заметной для пешеходов и заранее увидят Ваш автомобиль в зеркалах впереди едущие водители, а сзади идущий транспорт во время затормозит.

Свет фар предпочтительней перед габаритными огнями, особенно во время сумерек. Рекомендуется использовать свет фар при любом, даже незначительном ухудшения видимости.

Следует избегать езды по трамвайным путям, так как в зимнее время это наиболее опасно.

Под движущийся посередине улицы автомобиль часто попадают пешеходы. Переходя проезжую часть, у них не остается островка безопасности. Зимой, при попытке водителя перестроиться в другой ряд через трамвайные пути, обледенелая колея может захватить колесо, вследствие чего водитель стремится покинуть колею, и тогда машину выбрасывает по непредсказуемой траектории.

Если дорожная ситуация не предоставляет Вам выбора, кроме того как объехать препятствие по трамвайным путям, то следует перестраиваться на пути аккуратно, заранее снизив скорость, медленно пересечь рельсы, и также осторожно вернуться обратно на полосу движения. Заблаговременно до совершения такого маневры, не лишним будет включения аварийного сигнала, так поступают при вынужденном снижении скорости автомобиля или остановке на полосе движения.

На неубранных от снега городских улицах проезжая часть представляет собой две обледеневших колеи. При движении на данном участке, соблюдайте осторожность. При движении на автомобиле по колее Вы не сможете объехать внезапно появившегося пешехода или иное препятствие, так как крайне ограничено маневрирование. Попытка выезда из колеи на полосу встречного движения может обернуться разворотом автомобиля. Во избежание таких последствий, выезд из колеи на автомобиле требуется осуществлять на пониженной передаче, (вторая или первая) и при движении на малой скорости.

Владельцам автомобилей с небольшим клиренсом (дорожный просвет) следует внимательно оценивать глубину колеи, особенно важно при движении по малознакомым дорогам. Колея может нанести фатальный удар по поддону картера или по коробке передач. Преодоление колейности участков дорог по верхушкам, нужно двигаться без ускорений и торможения, внатяжку, пропуская колею между колес автомобиля.

Сложную обстановку на городских дорогах зимой осложняют вышедшие из строя светофоры. Если вы выезжаете на главную дорогу с второстепенной, то не пытайтесь начинать движение перед приближающимся автомобилем, неверная оценка ситуации: состояние дороги, пробуксовка колес, неверно оцененная ситуация скорости и расстояния приближающегося автомобиля из-за плохой видимости, может привести к аварии.

Внимание нужно также уделять огромным сугробам на обочине дороги. Внезапное появление пешехода, ребенка «вываливающегося» на дорогу из-за заснеженной обочины является полной неожиданностью. Также не следует объезжать «пробки на дорогах» по полосе, предназначенной для движения во встречном направлении. Переходящий дорогу пешеход, пробираясь между застрявшими в дорожном заторе машинами и часто не подозревает о том, что левее самой крайней полосы может оказаться нестись 2 тонны железа на колесах.

Зимой спешка на дороге за рулем, неуместна вдвойне. Не осознающие водители попадают в сводки ДТП. Старайтесь придерживаться пословицы: «Тише едешь — дальше будешь».

Как правильно управлять автомобилем на зимней дороге

Статья хороша тем, что представляет собой набор практических советов об управлении машиной на скользкой дороге. Она будет полезной для любой категории водителей.

Можно обойтись без советов, секретов и отправиться в дорогу, запастись телефонами эвакуатор в Волоколамске на дороге М9 или просто отменить поездку в гололед. Если же ехать необходимо, то тактику управления строим в зависимости от типа привода авто. Передний привод будет лучшим выбором в такой поездке. Хорошая зимняя резина придаст уверенности водителю. Предельная собранность и осторожность при движении не позволят ему допустить ошибку.

Не каждый владелец автомобиля решится выезжать в поездку по обледенелой дороге.

А вы бы поехали? Если решаетесь на такое, то какой-то опыт вождения уже имеется.

А вот, что говорит обобщенный опыт многих водителей о секретах управления автомобилем на обледенелой дороге:

• Чтобы почувствовать машину на скользкой дороге и правильно выбрать скорость передвижения можно провести проверочный тест. Попробуйте резко ускоряться и тормозить. Поведение автомобиля покажет, при каких действиях водителя он лучше двигается и удерживается на проезжей части. Такая проверка проводится на участке дороги, где нет другого транспорта и пешеходов.

• На скользкую дорогу выезжаем на небольшой скорости, которую не меняем резко на всем участке.

• Создаем себе свободную зону для маневрирования и торможения. Это делаем путем увеличения интервала и дистанции с соседними машинами.

• Движения рулевого колеса выполняем плавно и не под большим углом поворота.

• Если проезжая часть дорожного покрытия посыпана песком, скорость увеличиваем не резко. Не нужно думать, что вся проезжая часть дороги стала идеальной.

• Ускорение и замедление машины проводим больше двигателем. Это можно обеспечить включением пониженных передач.

• Использование тормозов на скользкой дороге сводим к минимуму. Торможение может вызывать занос и изменение направления движения.

• Перед движением на подъем или спуск, нужно заранее выбирать передачу для преодоления всего участка без переключений.

• При въезде на скользкий участок скорость движения изменять не нужно. Лучше преодолеть его в том же режиме.

• Понижаем скорость при подъезде к пересечениям автодорог, пешеходным переходам, закруглениям дороги, остановкам общественного транспорта.

• При переключениях передач педаль сцепления отпускаем плавно.

• Внимательно следите за маневрированием, идущего впереди транспортного потока. Не нужно допускать сокращения с ним дистанции.

• Останавливать автомобиль лучше на более безопасном участке дороги или за ее пределами.

• Если есть возможность, то обледенелую трассу легче проехать днем. В темное время суток ледяная дорога будет слепить глаза от света фар встречных авто.

Практика поведения водителей в аварийных ситуациях на скользкой дороге:

• При опасности столкновения нужно включить пониженную передачу и несколько раз коротко нажимать на педаль тормоза. Не надо давить на нее непрерывно. Это вызывает быстрый занос.

• Предпринимаем попытки отвернуть машину в сторону от людей и машин.

• Включаем аварийные огни, предупреждая других водителей об опасности.

Помним, что осторожное поведение за рулем будет залогом успеха в пути.

КАК УЦЕЛЕТЬ НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ

Время, когда на зиму автолюбители ставили своих железных коней в гараж, прошло безвозвратно. Большинство водителей ездят теперь в любой сезон, в том числе и зимой. Однако зимняя езда требует особого внимания, аккуратности и определенных навыков. На некоторых особенностях управления автомобилем на скользкой дороге мы и остановимся.

Известно, что зимой безопаснее и проще ездить на полноприводном автомобиле, чем на машине с приводом на одну ось, а из последних для зимы предпочтительнее переднеприводные машины. Однако ни полный, ни передний привод не помогут, если водитель ошибается в элементарных ситуациях. Заметим, что приемы управления полноприводными машинами имеют массу особенностей и в экстренных случаях значительно отличаются от методов управления автомобилем с приводом лишь на одну пару колес.

На зимней дороге многие ситуации, которые летом на сухой дороге можно было просто проигнорировать, чреваты самыми серьезными последствиями.

Все дальнейшие рассуждения и рекомендации построены исходя из того, что во время движения колеса автомобиля должны вращаться (как бы банально это ни звучало). Дело в том, что у катящегося колеса пятно контакта с дорогой неподвижно, следовательно, сила трения, возникающая в этом месте, максимальна (величина силы трения покоя, как известно, максимальна). Стоит колесу заскользить, как сила трения резко падает — на льду на несколько порядков по сравнению с сухим асфальтом — и никакого воздействия на машину уже оказать не может.

Итак, разберем несколько наиболее типичных ситуаций, ошибки в которых могут привести к аварии.

На обледеневшей или просто скользкой дороге автомобиль не реагирует на поворот руля и продолжает двигаться прямо (рис. 1). Обычно в такой ситуации возникает желание повернуть руль еще круче. Делать этого нельзя! Круто повернутые колеса еще легче заскользят по дороге, и это приведет к полной потере управляемости. В этом случае верните руль в исходное положение и попробуйте еще раз плавно повернуть. Обычно получается.

Многие водители, помня уроки в автошколе, стараются в повороты входить плавно, постепенно увеличивая угол поворота колес (рис. 2а). Но достаточно чуть ошибиться в выборе скорости прохождения поворота, и передние колеса могут сорваться в скольжение. В такой ситуации ошибка заключается в неправильно выбранной траектории движения. Правильнее в момент входа в поворот повернуть руль на больший угол (рис. 2б), а на дуге либо его не менять, либо уменьшить. Чтобы на входе в поворот передние колеса не сорвались в скольжение, нужно «загрузить» их весом автомобиля. Сделать это несложно: в последний момент перед поворотом резко закройте газ или включите пониженную передачу. (Открыть или закрыть газ — нажать или отпустить педаль акселератора, соответственно увеличить или уменьшить подачу топлива и увеличить или уменьшить обороты двигателя.) Машина как бы «клюнет носом», пружины передней подвески сожмутся, сцепление передних колес с дорожным полотном достигнет максимума. В этот момент (он длится около 0,1 сек) и надо начать поворот. Сразу после начала поворота слегка открывают газ (чуть-чуть нажав на педаль акселератора). В совокупности такой прием называется «загрузка — поворот — тяга» (рис. 3).

На скользкой дороге нужно очень осторожно пользоваться тормозами, особенно в поворотах. Во многих случаях тормозную педаль лучше совсем не трогать. Например, если в повороте уже допущена ошибка, описанная выше, и колеса повернуты до упора, торможение с блокировкой колес (как его иногда называют — юз) приведет к полной потере управляемости. Машина просто будет скользить по дороге, как деревенские салазки. Если автомобиль попал в глубокий (по амплитуде) занос, торможение переведет его в боковое скольжение. Если же машина начала вращаться, то лучше на короткое время выжать сцепление, чем нажать на тормоз. Еще раз повторим: пока машина движется — колеса должны вращаться.

Как о страшном сне, забудьте о движении накатом на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением. На ведущих колесах должен всегда оставаться «запас тяги». Управляют «тягой» педалью газа, это знает любой школьник, но приемов работы педалью акселератора существует много, и они различны для машин с приводом на передние, задние или все колеса. Особенно важно при езде в сложных условиях научиться действовать синхронно рулем и педалью газа.

При заносе заднеприводного автомобиля на скользкой дороге руль поворачивают в сторону заноса и полностью закрывают газ. Ведущие колеса замедлят вращение, и развитие заноса прекратится. На полноприводной машине нужно, повернув руль в сторону заноса, лишь прикрыть газ, то есть оставить некоторую тягу на колесах. Задние колеса замедлят вращение, развитие заноса прекратится, а на передних останется запас тяги, и они «вытянут» машину. На переднеприводном автомобиле следует «добавить газ». Здесь возможны два сценария: первый — передние колеса начнут проскальзывать, занос стабилизируется (машина поедет боком), а затем выровняется. Второй вариант — при нормальном сцеплении передних колес с дорожным покрытием при добавлении газа они попросту вытянут машину на нужную траекторию. На переднеприводном автомобиле передние колеса должны быть направлены в ту сторону, куда нужно двигаться. На скользкой дороге педалью газа работают очень плавно, избегая без необходимости резких нажатий.

Весьма полезной на скользкой дороге может оказаться и педаль сцепления. Оказывается, ею можно пользоваться не только для переключения передач, но и для управления машиной на скользкой дороге:

— если после заноса машина начала вращаться, кратковременное (!) выключение сцепления может остановить вращение;

— при трогании с места на льду сцепление поможет избежать пробуксовки ведущих колес: придерживая педаль, следите за тем, чтобы колеса не проскальзывали;

— при потере тяги в снежной целине (когда обороты двигателя начинают сильно падать) кратковременное выключение сцепления поможет поднять обороты;

— при экстренном торможении сцепление смягчит включение низших передач.

На последнем моменте остановимся чуть подробнее.

Такой прием называется торможением двигателем. Когда требуется снизить скорость, прикройте газ, обороты двигателя упадут, и машина поедет медленнее. Затем сделайте перегазовку, включите пониженную передачу, например после IV-й — III-ю, и опять прикройте газ.

Перегазовка — прием, который используется при переключении передач с высших на низшие. С ее помощью удается исключить резкое замедление ведущих колес и срыв их в скольжение. Последовательность выполнения приема такова: выключить сцепление, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить сцепление (попросту отпустить педаль), резко на короткое время открыть газ, затем одновременно вновь выжать сцепление и убрать газ, включить пониженную передачу, плавно включить сцепление. Последовательно переходя на низшие передачи, вплоть до I-й, можно замедлить движение машины почти до полной остановки, даже на льду. Этот прием очень полезен на скользких спусках, для замедления перед крутыми поворотами и даже просто перед светофорами в городе, где зимой очень часто бывает так называемый снежный накат.

Что же касается собственно торможения, то на скользких дорогах нужно применять только импульсный метод. Исполнять этот прием придется поучиться, но «овчинка стоит выделки». Существуют два метода импульсного торможения: прерывистое и ступенчатое. В случае прерывистого торможения нужно очень коротко, резко и многократно нажимать на педаль тормоза (рис. 4а). Колеса будут останавливаться лишь на мгновение и станут вращаться медленнее, чем перед каждым предыдущим нажатием на тормоз. В результате машина остановится быстрее, чем при торможении «на юз». Научиться этому приему несложно — выберите безопасную скользкую площадку и потренируйтесь сначала на небольшой скорости, увеличивая ее постепенно, по мере того, как научитесь чувствовать момент срыва колес в скольжение. Это один из важнейших элементов водительского мастерства.

Когда вы научитесь безошибочно определять грань усилия на тормозной педали, после которой колеса начинают скользить, можно перейти к отработке приема ступенчатого торможения. Суть его сводится к многократному быстрому нажатию на педаль тормоза с постоянно возрастающим усилием (рис. 4б). Каждый раз, немного не доводя до срыва колес в скольжение, нужно слегка отпускать педаль и мгновенно повторять нажатие с чуть большим усилием. Прием этот не прост, требует серьезной тренировки, но с его помощью удается уверенно остановить машину даже на самом скользком покрытии.

На переднеприводных автомобилях желательно освоить прием «газ — тормоз» — одновременное нажатие на педали (на тормоз — левой ногой, на педаль газа — правой). Этот прием не дает заглохнуть двигателю, и самое главное — позволяет легко поворачивать автомобиль на дуге задними (!) колесами. Если передние колеса автомобиля при входе в поворот заскользили и автомобиль перестал «слушаться руля», не отпуская педали газа, левой ногой слегка нажмите на тормоз. Задние колеса соскользнут в занос, машина займет правильное положение в повороте, одновременно несколько потеряв скорость. После этого плавно откройте газ. Передние колеса «вытянут» машину. Несколько упорных тренировок помогут поймать ощущение заноса, научат его контролировать. Тогда притормаживание левой ногой даст возможность ездить на переднеприводном автомобиле в «управляемом заносе». Таким способом удается уверенно проходить даже очень крутые и опасные повороты. Освоить прием тоже не просто, но не менее полезно, чем импульсное торможение. Сначала у вас будет постоянно глохнуть двигатель, но, когда вы научитесь дозировать усилие левой ноги на педали тормоза, все получится. Потренируйтесь.

В зимних условиях рычаг стояночного тормоза в умелых руках превращается из пассивного органа управления в активный. Особенно это важно для машин с автоматической коробкой передач и переднеприводных автомобилей. Он может заменить торможение левой ногой. Кратковременное притормаживание задних колес «ручником» вызовет их занос, и машина займет правильное положение на траектории поворота. Этот прием тоже требует тренировки. Здесь нужно научиться действовать рычагом уверенно, энергично и очень быстро, точно дозируя время его включения. В длинных плавных поворотах достаточно того, чтобы задние колеса только начали соскальзывать в занос, а чтобы вписаться в крутой поворот, иногда нужно заставить машину заскользить «веером», тогда «ручник» нужно придерживать заметно больше.

На скользкой дороге переходить на высшие передачи желательно с небольшой паузой на «нейтрали», чтобы сделать разгон более мягким. При включении пониженных передач рекомендуется пользоваться перегазовкой. Зимние условия требуют применения комбинированного торможения с последовательным включением пониженных передач, что позволит противодействовать возникновению заноса. Особенно важно комбинированное торможение для переднеприводных автомобилей.

Теперь поговорим о шинах, от них во многом зависит, насколько успешно будет выполнен тот или иной маневр. Уважающий себя водитель должен иметь два комплекта шин (летний и зимний), желательно с дисками, чтобы не создавать себе проблем на шиномонтаже при смене времени года.

Повысить устойчивость и управляемость на скользкой дороге помогут специальные зимние шины. Жесткие покрышки со стандартными шипами противоскольжения подойдут для загородных, сильно обледеневших дорог или дорог с укатанным снегом. Шипы должны располагаться на четырех дорожках, желательно, чтобы в пятне контакта шины с дорогой их было не менее 10-12. Для езды в городе, где дороги чистят и основную опасность представляет снежно-солевая каша, лучше подойдут более мягкие шины с высокими грунтозацепами. Шипованные колеса не должны быть широкими, чтобы повысить давление на грунт. А более широкие мягкие профилированные покрышки увеличивают пятно контакта с дорогой. Использовать зимой шины шире рекомендованных заводом — изготовителем автомобиля нельзя. Из-за малого удельного давления на грунт они будут постоянно скользить по дороге.

Некоторые водители устанавливают зимой на ведущую ось шипованные покрышки, а на второй оси оставляют летние шины. Так делать ни в коем случае не следует. Все четыре покрышки автомобиля должны быть одинаковой модели. «Разноколесица» приводит иногда к парадоксальным результатам. Например, у заднеприводного автомобиля появляется склонность к скольжению передних колес, а у переднеприводного — к заносу задних.

Зимой, еще больше, чем летом, опасно перекачивать колеса. Жесткое колесо с повышенным давлением имеет меньшее, чем предусмотрено заводом-изготовителем, пятно контакта с дорогой и может легко срываться в скольжение.

Зимой, как и летом, предпочтительнее использовать бескамерные шины. Они надежнее шин с камерами, не боятся мелких проколов проволоками от металлических щеток и даже гвоздями, мягче ведут себя на неровностях, легче шин с камерами и, следовательно, оказывают меньшее инерционное воздействие на подвеску.

Владельцы дорогих и не очень дорогих иномарок, оборудованных антиблокировочными системами (АБС), имеют некоторое преимущество при езде по скользким дорогам. АБС препятствует блокировке колес, и это позволяет тормозить в повороте, часто спасает автомобиль от возникновения заноса, дает преимущество в городском движении при дефиците дистанции.

Но вместе с плюсами АБС имеет и недостатки. Например, при попадании колес одного борта на лед или подбросе машины на неровности АБС, сохраняя устойчивость автомобиля, ухудшает его тормозную динамику.

Чтобы избежать таких ситуаций, на неровных скользких дорогах (например, раскатанное заснеженное загородное шоссе, по которому недавно проехал гусеничный трактор) используют импульсное торможение, хотя это и противоречит инструкциям. Импульсная работа педалью тормоза заставляет АБС включаться на максимальные тормозные усилия и в значительной степени снижает ослабление тормозной динамики.

На наших дорогах становится все больше современных импортных автомобилей, оснащенных дополнительными управляющими системами: автоматическими коробками передач, АБС, гидро- или электроусилителями руля и тормозов, противобуксовочными системами, круиз-контролем, дифференциалами повышенного трения и др. Однако любой водитель, управляющий таким автомобилем, должен понимать, что надеяться только на автоматику нельзя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector