0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как понять что катализатор вышел из строя

Как понять что катализатор вышел из строя

Катализатор, или как его еще нередко называют специалисты, нейтрализатор является одной из составных частей выхлопной системы многих современных автомобилей. Основная функция данного узла, как известно, заключается в снижении токсичности выхлопных газов, производимых автомобильным двигателем. Таким образом, можно сказать, что главная задача любого автомобильного катализатора – защита экологии.

В большинстве случаев производители автомобилей помещают нейтрализаторы в промежутке между глушителем и коллектором. Однако, могут встречаться и другие варианты. Механизм работы и основные проблемы от этого, к сожалению не меняются. Профессионалы, занимающиеся ремонтом и обслуживанием автомобилей, хорошо знают, насколько много сложностей скрывает в себе этот малоприметный элемент выхлопной системы. Вопросов и проблем, связанных с неправильным функционированием нейтрализатора стоит признаться немало. Именно поэтому многие водители хотят определить неисправность катализатора автомобиля по признакам. Специально для вас мы решили написать материал, полностью посвященной данному вопросу.

Признак №1 – Ухудшение разгонной динамики

Наиболее характерным и частым признаком, свидетельствующим о том, что с вашим нейтрализатором начались какие-либо проблемы, является заметное снижение мощности двигателя транспортного средства. Свои ощущения водители описывают по-разному: «пропала мощность», » Двигатель стал слабее», «Ушла прежняя динамика разгона». Однако смысл «жалоб» при этом остается неизменным. Показатели разгона, а также максимальной скорости при этом несколько ухудшаются. Особенно явно данная проблема становится заметна при работе мотора на пониженных передачах (на высоких оборотах). Причиной всему является засорение ячеек катализатора сажей и продуктами топлива. Таким образом, выхлопные газы вынуждены преодолевать дополнительное сопротивление на своем пути. Подводя итог, можно сказать, что ухудшение мощности является наиболее важным признаком неисправности катализатора автомобиля.

Признак №2 – Проблемы с запуском двигателя машины

Машина плохо заводится? Двигатель глохнет, практически сразу после запуска? Данные проблемы наверняка знакомы многим автолюбителям, которые сталкиваются с забитым сажей катализатором. Дело в том, что при повреждении внутренних элементов нейтрализатора происходит существенное повышение сопротивления во всей выпускной системе вашего автомобиля. Таким образом, катализатор является своеобразной «пробкой», мешающей процессу естественного удаления отработанных газов. Очевидно, что ничего хорошего это не сулит.

СОВЕТ: Существует относительно простой способ проверки этого «недуга». Он заключается в создании временного отверстия, через которое будут удаляться выхлопные газы. Сверлить ничего не надо. Достаточно выкрутить кислородный датчик. Если после этого проблемы с запуском двигателя исчезли, то причиной неполадки являются забившееся или оплавленные соты нейтрализатора.

Самостоятельно устранить данную поломку довольно сложно. Именно поэтому мы рекомендуем воспользоваться услугами нашего сервисного центра, где опытные мастера смогут произвести замену катализатора или его удаление.

Признак неисправности катализатора автомобиля №3 – Увеличенный расход топлива

Еще одним признаком того, что ваш нейтрализатор забился, является частичное увеличение расхода топлива. Однако не стоит рассматривать данный симптом отдельно от других признаков. Для более-менее точной диагностике необходимо обязательно учитывать и другие важные особенности поведения автомобиля.

Признак №4 – Слабый поток выхлопных газов

В случае, если ваш катализатор забит это неминуемо скажется на скорости истечения газов из выхлопной трубы. Убедиться в этом можно довольно простым способом, без использования дорого оборудования и приборов.

Как определить неисправность катализатора автомобиля?

Все что вам для этого потребуется – попытаться закрыть выхлопную трубу автомобиля рукой (перед этим желательно одеть перчатку). Рекомендуем запомнить одно простое правило, которое поможет вам самостоятельно произвести мини диагностику данного узла – выхлопные газы, даже на холостых оборотах обладают довольно большой скоростью и энергией. Таким образом, если ваш катализатор исправен, то закрыть трубу рукой будет практически невозможно. Если в результате данного теста вам спокойно удается создать препятствие выхлопным газам, знайте – ваш катализатор неисправен!

Еще один совет по определению неисправности катализатора вашего автомобиля

Стоит отметить, что существует еще один тест, позволяющий определить состояние установленного нейтрализатора. Для его проведения вам потребуется приобрести манометр, а также специальный переходник. Суть его довольно простая и заключается в проверки показателей давления. Ранее мы уже писали о том, что при забитом катализаторе давление в выхлопной системе автомобиля неминуемо увеличивается, что и фиксируется нашим манометром. Что необходимо сделать:

  • Выкрутить первый кислородный датчик
  • Установить манометр
  • Поднять обороты двигателя до отметки 2700-3000
  • Зафиксировать данные давления

Нормальным давлением в системе можно считать показатели в 0,3 кгс/см2. Если значение выше – есть повод обратиться в сервис. Можете не сомневаться – наши специалисты точно смогут определить неисправность катализатора любого автомобиля.

Задачей катализатора является снижение выбросов вредных веществ в выхлопных газах. Он установлен на выхлопной системе на всех современных автомобилях. У катализатора, как и у большей части деталей автомобиля, есть срок службы, это примерно 150 — 200 тысяч километров, но низкое качество бензина снижает его срок службы очень быстро. Как же узнать вышел ли катализатор из строя? Конечно в первую очередь должна загореться ошибка двигателя Check Engine, и кодом этой ошибки будет P0420. Если ошибка загорелась не стоит паниковать, ведь его можно попытаться прочистить, сейчас продается большое множество специальных присадок в топливо. Но эта ошибка не всегда загорается и если к примеру ситуация такая, что вы хотите приобрести автомобиль на вторичном рынке.

Симптомы когда забит катализатор на авто

Существует несколько характерных признаков забитого катализатора. Первый, это снижение максимальной скорости, если вы владеете своим авто долгое количество времени вы знаете его, как свои пять пальцев. Так как катализатор забивается не сразу, а постепенно, вы должны почувствовать нехватку мощности на большой скорости. Допустим вы на своем автомобиле раньше с легкостью достигали скорости в 150 км/ч. То со степенью загрязнения катализатора вашему автомобилю будет тяжелей набрать эту скорость, и со временем эта скорость будет падать до 120 км/ч, потом и вовсе до 90 км/ч. О чем это говорит?А том, что на выходе из мотора выхлопные газы упираются в забитые соты катализатора и начинают возвращаться обратно в мотор, создается так называемое анти давление. Конечно при этом анти давлении должна загореться ошибка, но по тем, или иным причинам ошибка не загорается.

Второй косвенной причиной выхода катализатора из строя являются провалы при ускорении, так называемый эффект турбо ямы. То есть при резком нажатии педали газа происходит задержка двигателя и после небольшого промежутка времени начинается ускорение.

Третьей причиной является увеличенный расход топлива. Вы пытаясь достигнуть нужной вам скорости жмете педаль газа, а автомобиль попросту не едет и вам приходится постоянно держать мотор на высоких оборотах. Если на вашем автомобиле есть эти характерные признаки выхода из строя катализатора, то вам необходимо начать его тестировать.

Тестирование катализатора

Первый способ, это конечно снять катализатор и посмотреть. Если он забит, попробовать его почистить, если такой возможности нет, тогда его необходимо менять.
Второй способ, проверить катализатор, замерив анти давление. То есть не снимая катализатор, выкручиваем датчик лямбда-зонд и вкручиваем туда манометр. Необходим манометр, который измеряет давление до 1 кг/см3. Даже при исправном катализаторе есть небольшое анти давление, но его величена не такая максимальная. Допустимым давлением является от 0.35 до 0,5 кг/см3, если давление превышает эти показатели, то это говорит нам о том, что ваш катализатор уже забит.

Как самому проверить катализатор

Есть способ проверки катализатора своими руками, он возможно не такой точный, как замер манометром, но его сможет сделать каждый. Для этого вам необходимо завести автомобиль и на холостых оборотах попытаться заткнуть выхлопную трубу рукой.

При нормальной работе катализатора вы не сможете удерживать газы более пяти секунд. Но если вам удается удерживать отработавшие газы рукой длительное время, то это явный признак выхода из строя катализатора.

Катализатор в современном автомобиле – это важная деталь выхлопной системы. Данный элемент решает две задачи. Это очистка отработанных газов, прежде чем они попадут в атмосферу, а также снижение сопротивления для их выхода. От катализатора зависит мощность, которую будет выдавать двигатель. Если вдруг автомобиль уже не может ехать так быстро, как раньше, или повысился расход топлива, тогда на лицо такая проблема, как забитый катализатор. Симптомы эти могут быть и при других неисправностях, но чаще всего они связаны именно с катализатором. Рассмотрим и другие признака загрязнения элемента, а также способы решения проблем.

Основные признаки неисправности элемента

Водители даже с небольшим опытом без каких-либо проблем смогут определить, что в выпускной системе есть неисправности. Если выхлопные газы плохо проходят через систему, это неизбежно отразится на поведении автомобиля и звуках работы двигателя.

Потеря мощности

Автомобиль будет с большим трудом набирать скорость.

Chek Engine

Это также один из симптомов, который может указывать на катализатор.

Высокий расход топлива

Из-за чрезмерного загрязнения катализатора может значительно повысится расход горючего. Стоит обратить внимание на тот факт, что расход будет сообщать о проблемах в выхлопной системе только в том случае, если наблюдаются и другие симптомы забитого катализатора – потеря мощности и медленный набор скорости.

Почему элемент выходят из строя

Автомобильный нейтрализатор не может выйти из строя просто сам по себе. Если с этой деталью наблюдаются проблемы или двигатель не хочет набирать обороты и потерял свою мощность, то это говорит о том, что в системе деформированный, либо забитый катализатор.

Некачественное горючее

Если смесь бензина и воздуха не полностью сгорает в цилиндрах двигателя, то горение завершается в катализаторе или в выпускном коллекторе. Затем происходит оплавление основных деталей выхлопной системы. Продукты сгорания оседают в нейтрализаторе и мешают газам проходить с необходимой скоростью. В результате система просто забивается.

Катализатор низкого качества

Автопроизводители комплектуют автомобили качественными деталями и расходными материалами. Но если что-то в машине менялось, то не факт, что владельцу продали качественные запчасти. Если в автомобиле установлен некачественный или неоригинальный нейтрализатор, то существует большой риск, что ячейки катализатора слишком маленького размера. Вследствие недостаточного размера они легко забиваются продуктами сгорания топлива.

Проблемы с работой двигателя

Это еще одна причина. В результате владелец получает забитый катализатор. Симптомы каких-то проблем в работе двигателя незаметны, а максимально точно сказать, что именно приводит к росту продуктов горения топлива в выхлопной системе без серьезной компьютерной диагностики, очень сложно. Проверяются «мозги» автомобиля и считываются все коды ошибок.

Плохие дороги

Если автомобиль регулярно эксплуатируется на дорогах плохого качества, тогда есть большой риск, что он может деформироваться. Достаточно даже незначительного удара, чтобы соты начали разрушаться или деформироваться. Чтобы не заменять дорогостоящую деталь, лучше аккуратнее пересекать препятствия, к примеру, лежачих полицейских.

Дизельные двигатели

На таких силовых агрегатах никакого катализатора нет. Там вместо него есть сажевый фильтр, он выполняет ту же задачу, что и каталитический нейтрализатор в бензиновом двигателе. Еще одно отличие – это цена. Сажевый фильтр обойдется в три раза дороже бензинового элемента.

Как протестировать катализатор на автомобиле

Провести диагностику этой детали можно и самостоятельно при условии, что имеются необходимые знания, умения и оборудование. Также проверяют нейтрализатор в любом сервисе. Существует три метода диагностики.

Визуальный способ

Здесь предполагается простой осмотр. Проблемы в работе этой системы можно определить, просто взглянув на него. Если на корпусе имеются различные деформации, есть большая вероятность того, что соты повреждены. Выяснить, что катализатор забит снаружи – нельзя. Его придется демонтировать.

Тест противодавления

Этот метод не требует демонтажа. Принцип проверки заключается в измерении давления выхлопных газов. Затем данные сравнивают с идеальными параметрами. Для проведения операции нужен манометр и переходник для его включения в систему. Автомобиль следует установить на эстакаду или яму. Далее снимают первый лямбда-зонд, а вместо него подсоединяют манометр. Важно соединить его в систему так, чтобы все было максимально герметично.

Далее заводят мотор и поднимают обороты до 2500-3000, а также фиксируют показатели манометра. Если давление примерно 0,3 кгс/см 2 , то с нейтрализатором все нормально. Если 0,35 кгс/см 2 , тогда (если мотор не модифицировался) стоит на него обратить внимание. Когда уровень составляет 0,5 кгс/см 2 и выше – нейтрализатор неисправен.

В заключение

Обычно в современных автомобилях компьютер сам сообщает водителю, если забит катализатор. Какие симптомы будут на автомобилях без диагностической системы – описано выше. Лучшее решение проблемы – замена. Но это очень дорого, поэтому на многих СТО предлагают установить пламегаситель.

Как узнать что катализатор вышел из строя

Сервис: Обновленная услуга – удаление неисправного катализатора бесплатно

Не секрет, что срок службы каталитического нейтрализатора, заявленный производителями автомобилей, около 150 000 километров пробега, но многие сталкиваются с выходом из строя этого элемента и на меньших пробегах техники, а затем автовладельцы прибегают к услугам сервисов для удаления неисправного катализатора. Мы предлагаем услугу «удаление неисправного каталитического нейтрализатора…» провести бесплатно, с условием последующей утилизации отработанного картриджа нами. Предложение действительно для любых моделей автомобилей марок Subaru и Mitsubishi.

Что такое катализатор и почему он выходит из строя?

Каталитический нейтрализатор или конвертер – это устройство в виде дополнительного блока в выхлопной системе автомобиля, ячеистой структуры из керамических или металлических компонентов, призванное дожигать угарный газ и недогоревшие углеводороды (топливо) для снижения токсичности отработавших газов и снижения количества окиси углерода в них. Проще говоря, это своеобразный химический «фильтр», где при высокой температуре остатки топлива в виде соединений вступают в реакцию и нейтрализуются. С ним в паре работает лямбда зонд (кислородный датчик), который контролирует поток выхлопных газов и использует эту информацию для управления системой впрыска топлива.

Принципиальная схема работы каталитического нейтрализатора, картинка из сети Интернет

Из-за «сотовой» ячеистой структуры и общей хрупкости материала иногда достаточно простого легкого удара, чтобы керамические соты осыпались в результате механического воздействия. Также другие возможные неисправности связаны с ограничением пропускной способности этих сот в результате, например, использования нестабильного и этилированного топлива; неисправностей системы зажигания, когда большое количество топлива в смеси попадает в приемную трубу (переобогащённой топливо-воздушной смеси); попадания масла, антифриза или других технических жидкостей в приемную трубу в результате изношенности прокладок или маслосъемных колпачков.

Как определить, что катализатор вышел из строя?

По косвенным признакам: у автомобиля ухудшаются динамические характеристики – он перестал «тянуть», может увеличиться расход топлива, на холостом ходу нестабильна работа двигателя и «плавают» обороты. Двигатель во время работы может непрогнозируемо заглохнуть, а на контрольной панели могут зажечься лампы, сигнализируя об ошибках в работе двигателя.

Самый главный момент – катализаторы не подлежат ремонту, а только замене на аналогичный, выпускающийся, как заводская деталь или ее заменитель. Также возможна замена неисправного катализатора на пламегаситель*.

Что мы предлагаем, говоря, что сделаем это бесплатно?

Чаще всего в японских автомобилях используются каталитические нейтрализаторы магистрального типа, то есть встроенные в выхлопной тракт автомобиля, но бывают и коллекторные, располагающиеся непосредственно в выпускном коллекторе. Список производимых работ во время удаления неисправного каталитического нейтрализатора:

  • Демонтируем приемную трубу или выпускной коллектор;
  • Вскрываем корпус, где расположен «сотовый» блок катализатора;
  • Удаляем неисправный блок нейтрализатор;
  • Можем установить новый картридж катализатора или пламегаситель*;
  • С помощью сварочных работ восстанавливаем целостность корпуса катализатора;
  • Устанавливаем на рабочее место приемную трубу или впускной коллектор;
  • Забираем неисправный картридж и безопасно утилизируем его;

Во время проведения работ мы рекомендуем замену уплотнительных прокладок и графитовых колец для сборки с последующим герметичным прижатием плоскостей собираемых узлов**. Каждый раз мы проводим визуальный контроль прорывов газа в соединениях узлов, а также осмотр графитовых колец на предмет разрушений.

Отличные примеры уплотнительных прокладок, которые перестали выполнять свою прямую функцию. Отработанные газы оставили четкие следы прорывов

Дополнительные виды работ, которые могут потребоваться при выполнении основной услуги**

В связи с тем, что выхлопной тракт работает в условиях высоких температур и непосредственного контакта с окружающей средой, поскольку расположен на днище автомобиля, нередки случаи, когда может потребоваться:

  • Замена крепежных элементов, которые вышли из строя в результате коррозии и перегревов;
  • Восстановление резьб, когда, например, шпилька настолько «прикипела» и окислилась, что разрушилась при попытке ее демонтажа;
  • Восстановление мест заводской точеной сварки креплений тепловых экранов выпускного коллектора или приемных труб;

Шпилька и гайка, ставшие единым элементом

Вне зависимости от того, установите вы новый катализатор, пламегаситель взамен неисправного или не установите ничего, может потребоваться:

  • Коррекция программы управления блоком двигателя;
  • Отключение ошибок;

* — примите во внимание, что работы по установке нового блока катализатора или пламегасителя оплачиваются в соответствии с действующим прейскурантом и в услугу «удаление неисправного каталитического нейтрализатора с последующей утилизацией» не входят.

** — сопутствующие работы, расходные материалы, крепежные элементы – оплачиваются в соответствии с действующим прейскурантом.

Предложение не является публичной офертой.

Умер катализатор. Что будет, если вырезать его

Как это работает?

Каталитический нейтрализатор призван очищать выхлопные газы методом доокисления до водяного пара и углекислого газа. Процесс проходит на поверхности керамических сот, покрытых тончайшей пленкой благородных металлов (платины, родия и палладия). Перед блоком каталитического нейтрализатора установлен первый, управляющий, датчик кислорода (лямбда-зонд). Он измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах, и блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания в цилиндрах так, чтобы кислорода оставалось достаточно для доокисления вредных веществ в нейтрализаторе. За нейтрализатором ставят второй, диагностический, лямбда-зонд. Он проверяет, как прошел процесс нейтрализации — много ли осталось кислорода.

Почему вообще возникает идея вырезать каталитический нейтрализатор отработавших газов? Ведь очень немногие отключают сами у себя климат-контроль или, например, систему АБС. Чем же это сравнительно новое устройство помешало?

Пока каталитические нейтрализаторы располагались под днищем автомобиля, они были безопасны для двигателей. Они честно очищали выхлоп от вредных примесей. Скончавшись, начинали мешать нормальной езде — и их вырезали. Керамический блок нейтрализатора при этом либо разваливался на куски, либо запекался коркой. В обоих случаях проход отработавших газов был затруднен.

Под днищем вместо нейтрализатора обычно вваривали трубу либо просто выбивали керамическую начинку. Пустая «бочка» могла «бубнить», придавала басовитости звуку выхлопа, и тогда в нее вваривали трубу с отверстиями, за которыми располагалась стальная проволока-путанка или стекловата. Это смягчало неприятный звуковой эффект.

Но прогресс не стоит на месте. Для более быстрого прогрева каталитический нейтрализатор стали устанавливать как можно ближе к двигателю. Все процессы нейтрализации, идущие при высокой температуре, при этом начнутся раньше. Нейтрализатор, совмещенный с выпускным коллектором, называется катколлектором.

Так вот в близости катколлектора и двигателя заключена главная опасность. Керамическая основа со временем начинает крошиться — образовавшиеся частички могут попадать в цилиндры двигателя. А цилиндропоршневая группа и абразивные частицы керамики — вещи несовместимые. Возникают большие износы пары цилиндр-поршень и даже задиры. Мотор может потребовать капитального ремонта задолго до выработки среднего ресурса. Виновны в выкрашивании керамической основы нейтрализатора и низкое качество керамики, и плохое топливо, догорающее в катколлекторе, и присадки к бензину, которые использовал владелец автомобиля.

У разных производителей степень опасности повреждений моторов очень различается.

Решение или вредительство?

Каталитические нейтрализаторы на некоторых моторах начинают разрушаться при пробегах меньше 50 000 км. И владельцы, начитавшись страшилок, едут их ликвидировать. Удалить «каталик» можно двумя способами. Просто извлечь всю керамическую начинку и слои пристеночного уплотнителя. Только надо делать это на снятом устройстве, потому что можно затолкать частицы в цилиндры через открытые клапаны. Звук выхлопа после такой процедуры может стать несколько громче на определенных режимах. Кому это не нравится, вскрывают катколлектор и вместо керамических блоков вваривают пламегаситель.

Все проблемы решены? Конечно, нет — перечислим, что будет не так:

Система управления двигателем покажет ошибку «Check engine». Ведь второй лямбда-зонд будет видеть то же количество кислорода, что и первый. Выходом может быть перепрошивка блока управления на Евро-2 или установка так называемой обманки на второй датчик кислорода. Обманка — это резьбовая втулка, ограничивающая прохождение газов к кислородному датчику либо содержащая в себе кусочек керамического наполнителя нейтрализатора, способного очищать газы.

Ваша машина станет очень вонючей. И сами этого хлебнете: во время прогрева во дворе и в медленно текущей пробке нанюхаетесь. Соседи по дому и по потоку тоже карму вам не улучшат. Еще, если вы возите детей, а также домашних животных, то помните, что они больше чувствительны к запаху и ездят сзади, где концентрация вредных веществ выше.

Честно получить диагностическую карту не получится. Ведь фактически у вас нет даже Евро-2, вместо записанного в ПТС значения Евро-4 или Евро-5.

Если машина еще на гарантии, то с ней (по крайней мере, с гарантией на двигатель), придется распрощаться.

Рекомендация «За рулем»

Есть три варианта решения проблемы с вышедшим из строя нейтрализатором — от хорошего и дорогого до простого и дешевого.

  1. Самое правильное — заменить вышедший из строя катколлектор новым. Но цена вопроса, как правило, негуманна. На Рио или Солярис новый катколлектор стоит около 50 000 рублей.
  2. На наше счастье, ряд фирм выпускает ремонтные каталитические блоки. Вид — как у пламегасителя, только внутри цилиндра — полноценная керамическая основа с напылением драгметаллов. А еще, на радость запуганным автовладельцам, основа бывает не керамической, а металлической. Вот эта точно не разрушится, превратившись в пыль. Устанавливаются такие блоки вместо штатного нейтрализатора либо внутрь его корпуса, в зависимости от модели автомобиля. Сама деталь обойдется в 6000–9000 рублей. С металлической основой — самые дорогие. Работа по установке — еще 1500–2000 рублей.
  3. У владельцев некоторых моделей есть еще один вариант решения проблемы. К примеру, почти у всех корейских машин помимо основного каталитического нейтрализатора в выпускном коллекторе предусмотрен дополнительный — под днищем. Он значительно уступает в эффективности основному нейтрализатору и не сможет восполнить его потерю. Зато на его место (под днищем машины) можно установить дешевенький, но полноценный каталитический нейтрализатор, например, от ВАЗ-2107 с впрысковым мотором. Обойдется он чуть дороже трех тысяч рублей. Для небогатых автовладельцев это спасение. Только имейте в виду, что темп прогрева нейтрализатора под днищем будет уже не тот. И чтобы второй кислородный датчик не врал, потребуется перепрошивка блока управления двигателем.

Каталитический нейтрализатор — не враг автовладельца. Он, по мере возможности, сохраняет для нас с вами чистый воздух. Поэтому, если он вышел из строя, постарайтесь восстановить работу одним из перечисленных способов.

  • Самые надежные двигатели (из тех, что еще продаются) — тут.

Как понять, что катализатор вышел из строя

Катализатор выхлопных газов – это неотъемлемая часть выхлопной системы современного автомобиля. Если он забит, то частично или полностью утрачивает свою функцию по нейтрализации выпускаемых автомобилем вредных веществ. Если катализатор забит, как это проявляется в автомобиле?

Признаки, свидетельствующие о забитости катализатора выхлопных газов:

  • понижение динамики авто и заметное проседание мощности двигателя (максимально развиваемая скорость снижается, машина вяло разгоняется, что особенно заметно в моменты обгона или при старте на светофоре, при нажатии на педаль газа чувствуется сопротивление);
  • двигатель тяжело стартует как на горячую, так и на холодную, при этом появляется посторонний звук;
  • если катализатор забит основательно, то это чревато полным отказом двигателя;
  • появление резкого и неприятного запаха выхлопных газов, напоминающего запах тухлых яиц, что свидетельствует о повышении в выхлопе концентрации сероводорода;
  • загорание на приборной панели индикаторной лампочки «CheckEngine»;
  • самопроизвольные скачки оборотов двигателя.

    Причины засорения катализатора:

  • Наличие определенных дефектов в двигателе или системе выхлопа – это может быть связано с повышенным расходом масла в двигателе, как следствие – превышение содержания масляных веществ в самом выхлопе, а следовательно, и нагара на внутренностях катализатора.
  • Низкокачественное топливо, которое не способно полноценно сгореть в объеме цилиндров, а уже будет догорать в выпускном коллекторе. За счет этого катализатор постоянно перегревается и может даже оплавляться.
  • Изначально мелкие пропускные соты катализатора, которые склонны к быстрой закупорке.
  • Некачественное дорожное покрытие, когда от частых ударов о неровности могут возникать механические повреждения внутренних компонентов устройства.

    Последствия промедлений с неисправным катализатором для автомобиля

    Каждый опытный автовладелец знает, насколько опасными для автомобиля могут быть последствия длительной езды с забитым катализатором. Как известно, этот неисправный элемент выхлопной системы приводит к появлению следующих проблем:

  • заметно повышается эксплуатационный расход топлива по причине увеличенного сопротивления выхлопного тракта движущемуся через него потоку отработанных газов;
  • существенное снижение мощности двигателя, что в целом негативно отражается на ощущении комфортности от езды;
  • выхлопные газы, проходящие через вышедший из строя катализатор не очищаются от вредоносных компонентов, поэтому являются небезопасными для окружающей среды;
  • основная проблема длительной эксплуатации машины с испорченным катализатором – это высокая вероятность полной поломки бензинового двигателя, когда он может просто заглохнуть при движении в какой-то момент и потом вообще не сможет завестись.

    Одним из наиболее опасных для двигателя вариантов поломки катализатора является механическое разрушение его внутреннего наполнителя. В случае если начинка катализатора представляет собой керамику, то образующиеся при этом твердые абразивные частички керамики могут проникать внутрь цилиндров и забиваться между поршнем и их внутренней поверхностью. Это неизбежно приводит к быстрому появлению характерных повреждений на зеркале, которые возможно убрать только с помощью тщательной шлифовки с последующим хонингованием.

    Как своевременно выявить проблемы с катализатором, не разбирая его?

    Существует три наиболее общепризнанных метода, позволяющие выяснить, что катализатор забился:

  • Полный демонтаж катализатора и его последующий внешний осмотр на предмет наличия визуальных признаков засорения. В отдельных случаях снятие рабочего узла может быть проблематичным поскольку крепление может намертво прикипеть за длительное время эксплуатации авто. В данном случае помочь снять устройство может обычная болгарка.
  • Измерение давления газов внутри выпускной системы при работающем двигателе. Для этого, следует установить манометр в зону размещения 1-го кислородного зонда, после чего зафиксировать показания давления при разных режимах работы двигателя. Оптимальным считается давление на уровне 0,3 кгс/см², при показаниях тахометра 2,5 тысячи оборотов в минуту. Недостатком данного метода является сложность в съеме кислородного датчика, который также может сильно прикипеть к посадочному месту.
  • Измерение противодавления с помощью специального тестирующего устройства, когда в цилиндр двигателя вместо свечи зажигания устанавливается датчик, который фиксирует показания давления газов в системе в виде осциллограммы в режиме увеличенных оборотов двигателя.

    Если давление газов в выхлопной системе превышает 200 кПа, т.е. 2 кгс/см², в этом случае вашему катализатору однозначно требуется замена или его капитальный ремонт.

    Что предполагает ремонт вышедшего из строя катализатора?

    Итак, если проведенная диагностика показала наличие проблемы с катализатором, что делать в этом случае? Существует несколько альтернативных вариантов:

  • Попробовать самостоятельно очистить внутреннее содержимое рабочего узла от нагара и твердых частиц. Данный способ возможен только на ранних стадиях закупоривания катализатора, когда в работе машины еще не успели проявиться характерные признаки неисправностей.
  • Удалить внутренности катализатора из корпуса, после чего установить пламегаситель и эмуляторы на замену кислородным датчикам. Данный способ позволит полностью устранить проблемы с выхлопом, однако следует понимать, что это серьезное вмешательство в конструкцию выпускной системы, полностью лишающее автомобиль способности нейтрализовать вредные газы, выбрасываемые двигателем в окружающую среду.
  • Также возможен вариант замены старого катализатора на новое устройство – это способ весьма накладный, поскольку приобретение и установка нового каталитического нейтрализатора может обойтись в несколько десятков тысяч рублей, в зависимости от марки автомобиля.

    Как понять, что катализатор вышел из строя?

    Выход катализатора из строя

    Чем дольше автомобиль находится в эксплуатации, тем токсичнее у нее выхлоп. Первые признаки повышенной токсичности выхлопа можно заметить уже после пробега в 150 000 километров. Нередко данную проблему можно обнаружить и у автомобилей, не достигших данной отметки. Причин на это может быть несколько, но лидирующие место среди них занимает брак при сборке и неправильная работа силового агрегата авто.

    Признаки забитого катализатора

    Как понять, что катализатор вышел из строя? Определить это несложно, это заметно, прежде всего, по ухудшившейся работе двигателя. Существенно снижается его мощность, автомобиль все сложнее разогнать до необходимой скорости. Смена скоростей и краткосрочные остановки, к примеру, на светофоре также даются сложнее.

    Помимо этого, у транспортного средства заметны также такие неполадки как:

    • самопроизвольное уменьшение и увеличение оборотов двигателя;
    • зловонный запах из выхлопной трубы;
    • значительно увеличивается вероятность полного отказа силового агрегата;
    • завести мотор одинаково сложно и в «холодном» и в «горячем» состоянии.

    Система автомобиля сигнализирует о подобной проблеме при помощи датчика Check Engine. Находится она на приборной панели. Загорается датчик и в случае, когда происходит повреждение контактов датчика, таким образом датчик передает информацию о неисправности.

    Датчики установлены для контроля активного кислорода в узле. Располагаются они по бокам от патрубка узла, на входе и на выходе. Примечательно, что при постепенном засорении катализатора система не оповещает о засоре. Датчик загорается при экстренной ситуации.

    Удостоверившись, что устройство стало негодным, не спешите его выкидывать. Можно выгодно продать старый катализатор за вполне достойную денежную компенсацию!

    Причины забитого катализатора

    На профессиональном языке полное название данного устройства звучит как каталитический нейтрализатор выхлопных газов. Это довольно сложная конструкция. На катализатор фото найти можно без проблем в интернете.

    Устройство представляет собой некую емкость из стали, в которую помещен носитель (наполнитель). Последний изготавливают из керамики либо металла. От этого зависит вес катализатора. По своей структуре наполнитель напоминает соты, это ряд мелких упорядоченных отверстий. Месторасположение катализатора — рядом с выпускным коллектором. Прямо перед ним распложены резонатор, глушитель и выхлопная труба.

    В автомобилях со значительным сроком использования, как правило, в данном приборе можно найти нагар. Местами он имеет весьма твердую структуру, которую удалить достаточно трудно.

    Вот наиболее распространенные причины образования нагара:

    • некачественное топливо, которое в процессе сгорания образует налет сажи. Длительное применение подобных марок бензина и дизеля приводит к быстрому выходу из строя катализатора;
    • применение этилированного бензина либо тетраэтилсвинца. Они наиболее губительны для катализатора;
    • неровности на дороге, которые провоцируют удары и механическое повреждение корпуса узла;
    • износ маслосъемных колец и колпачков клапанов и как следствие значительный угар масла.

    В идеальных условиях сбой в работе катализаторов наступает после десятилетий использования автомобиля. На практике, в реальных условиях, фильтр изнашивается намного быстрее. Обезопасить свой автомобиль от подобной проблемы можно. Необходима плановая диагностика, особенно если заметны первые симптомы «заболевания». Диагностировав проблему на ранних сроках, можно восстановить работу узла без существенных финансовых потерь

    Как проверить, забит ли преобразователь выхлопов

    Проверить это можно как самостоятельно, так и пригнав автомобиль на техосмотр. Наиболее точным считается способ, при котором есть возможность демонтировать и осмотреть состояние узла. Возможен данный способ лишь в условиях автомобильного сервиса.

    Для этого необходимо аккуратно снять болты креплений. Поддаются они этой процедуре крайне сложно. Первый признак разрушенного катализатора — высыпающийся порошок из узла. В такой ситуации узел должен быть заменен. Если же следы порошка не обнаружены, необходимо проверить соты при помощи луча фонарика. Свет должен легко проходить сквозь отверстия.

    К менее трудоемким способам проверки узла можно отнести следующие манипуляции.

    Проверка выхлопной трубы с помощью перчатки. Отверстие закрывается, в этот момент двигатель автомобиля должен работать вхолостую. При нормальной работе узла сделать это будет сложно, так как будет ощущаться сильные толчки.

    Еще один способ — определение уровня давления в выпускном коллекторе. Для этой цели используют специальное устройство (манометр + штуцер). Последний элемент выступает как датчик, определяющий уровень остаточного кислорода. Располагается прибор при входе в катализатор. В том случае, когда уровень остаточного кислорода будет выше 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин -1 — это означает, что работе каталитического нейтрализатора наблюдаются проблемы.

    Еще один способ позволяет воспользоваться мотор-тестом. На одной из свечей располагают датчик давления. Его показания выводят на осциллограф. Задача специалиста проанализировать работу узла при высоких оборотах работы силового агрегата. В случае, если давление в выхлопной системе равно более 2 кгс/см2 можно говорить о засоренности катализатора.

    Какой способ будет оптимальным для автомобиля водитель должен решать самостоятельно. Наиболее точным считается мотор-тест и диагностика в автосервисе.

    Возможно ли продолжать поездки, если нейтрализатор забит?

    Управлять автомобилем с засоренным катализатором не рекомендуется, так как это скажется на состоянии самого двигателя.

    Стоит знать, что засорившийся катализатор провоцирует:

    • образование вредных веществ в выхлопных газах;
    • существенно сокращается мощность двигателя;
    • увеличивается расход топлива;
    • повышенная вероятность выхода из строя двигателя во время движения;
    • двигатель может не завестись.

    Особенно пагубно сказывается на работе двигателя разрушение катализатора. Если его частицы попадают в пространство между цилиндром и поршнем, то образуются серьезные повреждения. Восстановить их крайне сложно. Для этого потребуется проведение капитального ремонта, который состоит из шлифовки и хонингования (абразивная обработка поверхности цилиндров). Поэтому крайне важно вовремя диагностировать данную поломку. Это поможет сэкономить финансы и не допустить аварийную ситуацию на дороге.

    Как проверить катализатор на машине

    В борьбе за экологичность все больше повышаются стандарты по вредным выбросам автомобилей. Из-за этого автопроизводителям приходится оснащать машины системами, которые эти самые выбросы снижают.

    Одним из самых распространенных способов по снижению вредных веществ в выхлопных газах является оснащение автомобилей каталитическим нейтрализатором.

    С одной стороны, наличие катализатора оправдано, он действительно способен уменьшить вредные выбросы за счет химических реакций, которые вредные вещества расщепляют на безопасные.

    Но, с другой стороны, нейтрализатор вещь капризная, и выход его из строя может здорово попортить жизнь автовладельцу.

    Устройство катализатора и его неисправности

    Вначале немного теории по устройству катализатора. Устройство состоит из корпуса, внутри которого помещены специальные бобины.

    Бобина состоит из большого количества сот и зачастую изготовлена из керамики. Вся поверхность сот покрыта благородными металлами или их сплавами.

    Именно эти металлы и вступают в реакцию с вредными элементами, содержащимися в выхлопных газах, нейтрализуя их.

    Катализатор является элементом системы отвода выхлопных газов и размещен он сразу за коллектором.

    Работа устройства контролируется двумя лямбда-зондами, один из которых установлен перед нейтрализатором, а второй – за ним.

    Сверяя показания этих датчиков электронный блок контролирует работу устройства.

    Именно конструкция катализатора и является его слабым местом. Соты бобины имеют достаточно мелкие размеры, поэтому забиться они могут достаточно быстро.

    Рассмотрим самые распространенные неисправности каталитического нейтрализатора.

    Данная проблема возникает зачастую из-за использования некачественного топлива, или же из-за неисправности двигателя, в результате которой в цилиндры попадает масло.

    Большое количество сажи в выхлопных газах, образованной в результате неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе, начинает оседать на стенках сот, приводя к их забиванию.

    Разрушение бобины в результате сильного удара по корпусу.

    Встречается эта неисправность хоть и редко, но она является очень опасной.

    В результате удара по катализатору, к примеру, во время поездок по пересеченной местности, бобина разрушается. При этом мелкие части ее могут попасть в ЦПГ, приводя к еще большим проблемам, можно полностью «убить» двигатель.

    Внутренние составляющие катализатора хоть и рассчитаны на работу в среде высоких температур, но превышение их выше критической точки приводит к оплавлению керамической основы.

    Исчерпан ресурс катализатора.

    Даже если на авто ездили бережно, заправляли его только качественным топливом, со временем устройство все равно выйдет из строя.

    Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают слой металла, нанесенного на керамическую основу. Поэтому после длительной эксплуатации слой металла полностью растворяется, и катализатор перестает выполнять свои функции.

    Признаки неисправностей

    Если с катализатором автомобиля возникли проблемы, то появятся определенные признаки, указывающие на это, причем их не так уж и мало.

    Самый первый признак.

    Он же самый явный – это загорание контрольной лампочки «Check engine» на приборной доске, а сканер при диагностике выводит код ошибки, указывающий на проблемы с системой отвода выхлопных газов.

    Но этот признак не может указать, действительно ли катализатор забит или оплавлен. Просто электронный блок основывается на показаниях лямбда-зондов, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может стать причиной загорания лампочки.

    Потеря динамики авто при достижении определенной скорости. К примеру, при разгоне до 140 км/ч авто начинает «тупить». Причем со временем скоростная планка будет снижаться, динамика будет резко ухудшаться при достижении 140 км/ч, затем – при 120 км/ч, после – при 90 км/ч.

    Объясняется это просто – из-за забития катализатора выхлопные газы не могут полностью выйти из камер сгорания, часть из них остается, в результате чего они «задавливают» силовой агрегат.

    И чем больше соты будут забиваться, тем на меньшей скорости газы будут «задавливать» мотор.

    Если вовремя не обратить внимание на такой признак, то это приведет к тому, что в один не очень хороший момент двигатель не сможет завестись. Оплавление катализатора имеет те же признаки, что и забитие.

    Один из самых явных признаков, это разрушение бобины катализатора. При заведенном двигателе из-под авто будет явно прослушиваться шум и дребезжание.

    Появление сильного запаха сероводорода (еще он называется запахом «тухлых яиц») в выхлопных газах.

    Другие признаки неисправностей катализатора читайте здесь.

    Способы проверки

    Но перед тем как грешить на устройство, следует точно убедиться, что проблема скрыта в нем.

    Проверка катализатора выполняется двумя способами – не снимая с авто, и после его демонтажа.

    Проверка без снятия.

    Без снятия с авто проверка устройства выполняется двумя способами – диагностикой выхлопной системы на газоанализаторе и тестирование на противодавление в системе отвода газов.

    Проверка на газоанализаторе хоть и является отличным вариантом, но вот только далеко не все СТО оснащены таким оборудованием. А в небольших городах такой прибор и вовсе не найдешь.

    Суть такого способа – к выхлопной трубе автомобиля подсоединяется газоанализатор, и проводятся замеры.

    На основе химического анализа выхлопных газов определяется, забит ли катализатор или нет.

    Второй способ проверки – на противодавление более распространен и не требует наличия сложного оборудования.

    Суть такой проверки – определение давления на входе в нейтрализатор. Если он забит, давление перед ним на определенных оборотах мотора возрастет.

    Официально этот метод проверки делается так – в трубе, подходящей к нейтрализатору проделывается отверстие, к котором нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подсоединяется медная трубка.

    Нужна она для рассеивания тепла, получаемого от выхлопной системы. На конец медной трубки надевается резиновый шланг, подсоединенный к манометру.

    Сделав такое приспособление, приступают к замерам. Выхлопная система тестируется на всех режимах работы мотора, а по показаниям манометра определяют, забит ли катализатор.

    Кстати, продаются специальные наборы для проверки методом противодействия.

    На такой способ несколько сложен в исполнении – необходимо сверлить трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.

    Самостоятельная проверка на противодавление

    Но можно проверить катализатор на противодавление несколько проще, причем протестировать описанным ниже способом даже самостоятельно, не прибегая к услугам СТО.

    Итак, нам понадобится наличие манометра, причем нужен точный прибор, измеряющий давление до 1 кгс/см 2 . Также потребуется штуцер и длинная резиновая трубка.

    Имея все это, можно приступать к замерам:

    1. Автомобиль ставим на смотровую яму и обездвиживаем.
    2. Находясь под авто выкручиваем лямбда-зонд, установленный перед катализатором.
    3. Вкручиваем на его место датчика штуцер. Важно заранее подобрать штуцер, по размерам соответствующий отверстию.
    4. На штуцер надеваем подготовленную резиновую трубку. Сразу необходимо закрепить соединение хомутом.
    5. К другому концу трубки подсоединяем штуцер и тоже закрепляем хомутом.
    6. Просим помощника завести двигатель и установить обороты холостого хода. При запуске на приборной панели загорится «Check engine», но внимание на него не обращаем.
    7. После помощник должен довести обороты до 3000 и удерживать их на протяжении 5-7 секунд, затем снова повышаются обороты – уже до 5000 и тоже удерживаются.
    8. В это время манометром снимаются показания давления на входе в катализатор при всех режимах работы мотора.

    Если катализатор не забит или не оплавлен, то показания манометра даже на 5000 об/мин не должны превышать 0,35 кгс/см. куб. И то — это значение больше подходит для авто, в которых силовая установка подвергалась доработка в ходе тюнинга. Для «стоковых» моторов нормальными будут и показания манометра до 0,5 кгс/см. куб.

  • Такой способ можно делать и самому, заведя трубку с манометром в салон. Чтобы более точно произвести замеры, лучше их делать во время движения. То есть, авто выгоняется на трассу, двигается надо на всех режимах, а с манометра в это время снимаются показания.
  • Проверка со снятием.

    Если не хочется заморачиваться с подсоединение трубок и т. д., то можно нейтрализатор попросту снять с авто и провести визуальный осмотр на свету.

    Делается это просто – устройство демонтируется с авто, с одной его стороны ставиться источник света (лампа, фонарь), а с другой смотрится, как соты пропускают свет.

    Этот способ проверки точно даст понять, забит ли катализатор, вот только при снятии его можно столкнуться с сильными проблемами. За время эксплуатации гайки крепления часто прикипают к болтам и сорвать их бывает сложно.

    Неотъемлемой частью катализатора является датчик кислорода, который тоже требует дополнительной диагностики — подробнее читайте как проверить лямбда зонд.

    Способы решения проблемы

    Одной проверки катализатора недостаточно, ведь если он забит – проблему нужно решать.

    Вариантов устранить неисправность несколько:

    • Попытаться прочистить или промыть устройство. Это действительно может помочь, но только в случае несильного забития. При оплавлении, разрушении и полной закупорки сотов таким способом проблему не решить.
    • Замена нейтрализатора на оригинальный. Выполнить проще всего – сняли, установили новый и все. Вот только стоит оригинальный аналог очень дорого, поэтому не всегда целесообразно его покупать.
    • Замена на универсальный нейтрализатор. Некоторые фирмы, занимающиеся производством автозапчастей и аксессуаров, выпускают каталитические нейтрализаторы, которые можно устанавливать на разные авто. Стоит такой элемент дешевле оригинального, но придется «помучиться» с подбором и подгонкой;
    • Замена нейтрализатора на пламегаситель. Самый простой способ, позволяющий навсегда забыть о проблеме катализатора.

    Пламегаситель врезается в систему вместо нейтрализатора и все. Но для корректной работы ЭБУ придется его либо перепрошивать, либо использовать обманки. Стоит отметить, что на авто, в котором вместо нейтрализатора стоит пламегаситель, в некоторые из стран Европы уже не въедешь.

    Как решать проблему с каталитическим нейтрализатором – решать автовладельцу. Мы же рассказали, как проверить данный элемент разными способами, и что можно предпринять в случае его неисправности.

    Как понять, что катализатор в машине вышел из строя?

    Выхлопная система автомобиля играет важную роль в работоспособности силового агрегата, а значит, необходимо держать ее в исправном состоянии, чтобы машина вдруг не встала без движения посреди дороги. Каталитический нейтрализатор, лямбда-зонд и другие элементы выхлопной системы теперь должны проверяться во время прохождения инструментального технического осмотра. Онако не всегда их повреждения бывают заметны водителю. Спекшийся катализатор или врущий сенсор не выдают себя посторонними шумами или разноцветным дымом, как это бывает с мотором или трансмиссией. Как же водителю понять, что машину пора чинить?

    Почему ломается катализатор?

    Внутри нейтрализатора расположен пористый керамический блок с сотовой структурой, на поверхность которого нанесен промежуточный слой активаторов, а поверх него — каталитически активное напыление из платины, палладия и родия. Под действием высокой температуры оксиды углерода и оксиды азота превращаются внутри сот в диоксид углерода и азот, а углеводороды — в углекислый газ и водяной пар.

    Срок службы устройства очень большой и при правильной эксплуатации неограничен. Однако при применении некачественного бензина или из-за повреждений системы зажигания нейтрализатор быстро ломается. Причиной тому догорание горючего на выпуске и рост температуры отработавших газов. При пропусках зажигания не сгоревшее в одном цилиндре топливо выбрасыается в трубу и горит в нейтрализаторе, создавая в нем повышенную температуру. При достижении 900 °C соты оплавляются и спекаются в плотную корку, закупоривающую проход для отработавших газов.

    Также технический узел можно повредить ударами днищем о кочки на бездорожье и прочими механическими воздействиями.

    В выхлопной системе растет давление, и часть отработавших газов вместе с керамической пылью засасывается обратно в цилиндры. В итоге керамический абразив выводит из строя нежное напыление на стенках цилиндров. Езда с разрушающимся катализатором чревата капитальным ремонтом мотора.

    Как диагностировать неисправность?

    Катализатор при мелких оплавлениях почти никак не проявляет себя. Если водитель ездит спокойно, без резких разгонов и торможений, то повреждения ячеек остаются незамеченными. Только уже при сильных повреждениях начинает ощущаться потеря динамики транспортного средства.

    Автомобиль набирает скорость вяло, мощность мотора падает. Сначала с трудом преодолевается рубеж скорости в 120 км/ч, а через некоторое время машина уже не может разогнаться до 100 км/ч.

    Газам некуда выходить, и они мешают работе мотора. Другими словами, часть выхлопа «застревает» в цилиндрах. Но это уже в крайних случаях. Гораздо чаще на приборной панели просто загорается желтый «чек» ошибки, мешающий прохождению ТО. Мастера в поисках неисправности перебирают половину системы зажигания, но не могут найти неисправность. А начинать лучше с системы выхлопа.

    На некоторых машинах снять каталитический нейтрализатор трудно. Иногда он помещается в моторном отсеке рядом с двигателем и закрыт кожухами и термоизоляционными листами.

    На других моделях технический узел стоит под днищем и его демонтаж облегчен, но тоже непрост. Поэтому визуально определить состояние ячеек невозможно. Для проверки работоспособности системы часто применяют замер давления на входе в нейтрализатор без его демонтажа.

    Выкручивается кислородный датчик, и на его место через переходник ставится манометр со шкалой. После запуска мотора можно увидеть, какое давление создают выхлопные газы. При превышении допустимых значений катализатор придется менять.

    Проверка работоспособности с выкручиванием датчика занимает несколько минут и достаточно информативна, так как помогает определить степень загрязнения и повреждений ячеек даже на начальной стадии.

    Некоторые народные умельцы предлагают удалить каталитический нейтрализатор и ездить без него, предварительно перепрошив электронный блок управления мотором на стандарты Евро-3. Причем сделать это предлагается бесплатно. Однако такая операция приведет к невозможности пройти техосмотр. Кроме того, даже поврежденный нейтрализатор стоит больших денег из-за высокого содержания драгоценных металлов. Сейчас за ними идет охота у приемщиков цветмета. Поэтому лучше сдать старую деталь в утиль самостоятельно. Вырученные деньги частично окупят покупку нового катализатора.

    Признаки забитого катализатора

    Катализатор — важный элемент выхлопной системы автомобиля. Представляет собой фильтр, который очищает отработанные газы от вредных примесей. От состояния катализатора напрямую зависят расход топлива и динамические характеристики двигателя. Если устройство забивается, это отрицательно влияет на работе автомобиля.

    Почему это происходит?

    В теории автомобильный катализатор рассчитан на 100-120 тысяч километров пробега. Затем деталь, как правило, выходит из строя — со временем слой металла, нанесенный на керамическую основу, истончается, и катализатор перестает выполнять свои функции.

    Но бывает так, что катализатор требует ремонта и замены намного раньше положенного срока. Перечислим основные причины возникновения преждевременных неполадок:

    • Некачественное топливо. В плохом горючем повышено содержание свинца, который способен быстро «убить» катализатор.
    • Увеличенный расход моторного масла. Чаще всего возникает в случаях, если неисправен двигатель или его системы. Лишнее масло горит в цилиндрах, активно попадает в выхлоп и тем самым разрушает катализатор.
    • Пропуски зажигания. Топливо не сгорает в цилиндре, остатки горючего и масло попадают в выхлопную систему, загрязняя и выводя из строя фильтр.
    • Механические повреждения, поломки выхлопной системы. Катализатор — достаточно хрупкая деталь, поэтому его можно повредить при агрессивной езде или небрежной эксплуатации.

    Как результат — забитый катализатор может сильно навредить двигателю. Если устройство начинает физически разрушаться, его частички могут попасть в цилиндры, что становится причиной серьезных неисправностей. В 80% случаев эксплуатация автомобиля с неисправным катализатором приводит к замене ДВС.

    Основные симптомы забитого катализатора

    Чтобы предотвратить поломку, важно регулярно проводить диагностику автомобиля. Кроме того, существуют конкретные признаки износа катализатора, которые помогут выявить проблему на ранних стадиях:

        Двигатель заводится с трудом и глохнет после запуска.
        На приборной панели горит индикатор Check Engine, или, как его еще называют, «чек» двигателя.
        Выхлопные газы еле-еле выходят из трубы. Этот признак говорит о том, что катализатор серьезно забился.
        Автомобиль теряет в мощности и динамике, слабо откликается при нажатии на газ, при этом увеличивается расход топлива и моторного масла.
        Во время холодного пуска двигателя появляется едкий запах, которого раньше не было. Обычно этот признак свидетельствует о разрушении катализатора.
        При разгоне или перегазовке слышен неприятный металлический звук.

    Как проверить состояние катализатора?

    Диагностировать поломку самостоятельно можно с помощью визуального осмотра, посветив мощным фонарем внутрь детали. В идеале — вообще снять катализатор и рассмотреть его на свету. Правда, во время эксплуатации гайки крепления могут прикипеть к болтам, и демонтировать деталь будет довольно сложно.

    Кроме того, о неполадке скажет запах сероводорода, исходящий из глушителя. Ну и, наконец, третий способ — подставить руку к работающей выхлопной трубе. Симптомом умирающего катализатора станет отсутствие сопротивления.
    Более точную проверку могут провести специалисты. Диагностика в мастерских осуществляется двумя способами:

    • проверка на газоанализаторе. К выхлопной системе автомобиля подключается специальный прибор, который проводит химический анализ выхлопных газов;
    • тестирование на противодавление — осуществляется с помощью манометра. При наличии нужного оборудования подобную диагностику можно провести самостоятельно.

    Что делать, если катализатор вышел из строя?

    Если признаки сломанного катализатора налицо, использование такой машины чревато негативными последствиями. Лучше заранее решить проблему, пока она не повлекла за собой другие. Существует несколько способов:

        Попытаться промыть или прочистить устройство. Это может помочь только в случае несильного засорения. Если катализатор оплавлен или разрушен, либо его соты полностью закупорены, этим способом решить проблему не получится.
        Заменить устройство на новое. Тут есть два нюанса: оригинальная деталь будет стоить очень дорого, а дешевый универсальный катализатор довольно сложно правильно подобрать.
        Установить пламегаситель вместо катализатора. Правда, для корректной работы электронного блока управления его придется либо перепрошить, либо использовать так называемые обманки.

    Попробовали прочистить катализатор, но все симптомы указывают на то, что проблема не решена? Значит, единственный выход — демонтировать устройство, чтобы заменить на новое или установить пламегаситель. Но есть и хорошая новость — неисправную деталь можно выгодно продать.

    Плюсы сотрудничества с компанией «Автокатализатор»

    Мы принимаем в скупку катализаторы, снятые с машин отечественного и импортного производства. Сгоревшие, колотые, битые, измельченные, в корпусе и без него — состояние детали не имеет никакого значения.

    Если все симптомы указывают на то, что катализатор осыпался, сгорел или вышел из строя по другой причине — смело звоните нам. Мы предлагаем максимально выгодные условия сотрудничества:

        Покупаем катализаторы в любых количествах — от одной штуки до бесконечности.
        Работаем с физическими и юридическими лицами, частными фирмами и государственными структурами.
        Посредникам, перекупщикам и оптовым продавцам начисляем бонусы при каждой сделке (при условии регулярных поставок).
        Самостоятельно выезжаем на дом, если нет возможности привезти катализатор к нам в офис, и организовываем бесплатную доставку для тех, кто находится за пределами Воронежа.
        Рассчитываем стоимость катализатора строго в присутствии клиента.
        Для проверки используем метод спектрального анализа, который позволяет с высокой точностью установить справедливую стоимость катализатора.

    Итоговая сумма зависит от содержания в катализаторе драгоценных металлов — платины, палладия и родия. Также на цену влияет год выпуска автомобиля и объем двигателя. Чем они выше, тем дороже можно продать неисправный катализатор. В среднем стоимость составляет от 2000 рублей для отечественных авто, от 2500 — для иномарок.

    Расчеты осуществляются любым удобным для вас способом — наличными, переводом на банковскую карту (Visa, MasterCard, Maestro, МИР), с помощью электронных платежей (системы Webmoney, Яндекс Деньги, Qiwi, Paypal).

    Налицо симптомы того, что катализатор неисправен? Не беда — его можно удалить или заменить на новый, а демонтированную деталь выгодно продать! Свяжитесь со специалистами компании «Автокатализатор» по телефону, с помощью онлайн-чата или через форму обратной связи — выслушаем, проконсультируем и предложим максимально выгодные условия сотрудничества!

    На моей машине вышел из строя катализатор, и в сервисе вместо него предложили поставить обманку. Не повредит ли это двигателю?

    Все современные автомобили изначально оснащены каталитическим нейтрализатором, который призван очищать выхлопные газы, выбрасываемые в атмосферу двигателями внутреннего сгорания. Сделано это для того, чтобы меньше загрязнять окружающую среду вредными выхлопами автомобильных моторов. Сегодня в России действуют экологические нормы не ниже Евро-5. Все это, конечно, хорошо. Но сложные системы вывода отработавших газов с катализаторами служат обычно 100 000 — 200 000 км пробега, да и стоят довольно дорого. Поэтому владельцам подержанных машин при выработке ресурса нейтрализатора сервисмены предлагают несколько вариантов решения проблемы.

    Первая версия — традиционная замена детали на новую. Казалось бы, все банально и просто: заказывай нужный комплект запчастей и вперед… Однако замена оригинального катализатора выливается, как правило, в немалую сумму — около 70 000-120 000 рублей в зависимости от марки, модели и возраста автомобиля. Выложить такие деньги владелец видавшей виды иномарки, цена которой немногим больше заменяемой детали, порой не в состоянии. Поэтому в этой ситуации предлагается второй, на наш взгляд, весьма приемлемый и если угодно, вполне компромиссный, вариант: установка универсального нейтрализатора, совместимого с выхлопными системами большинства иномарок. Такие устройства обеспечивают экологическую чистоту на уровне Евро-4 и Евро-5, а также относительную доступность при установке. Например, замена вышедшего из строя штатного элемента на универсальный на машинах с одним катализатором обойдется в 12 000-19 000 рублей. Вот только ресурс такой замены не очень продолжительный — в российских условиях деталь обычно изнашивается через 4-5 лет эксплуатации.

    Поэтому у нас наиболее распространен третий способ — установка вместо отработавшего своё нейтрализатора так называемой обманки. Она представляет собой пламегаситель, вживленный либо в корпус родного катализатора, либо функционирующий в качестве отдельного устройства. После монтажа пламегасителя необходимо внедрить обманное устройство и на второй датчик лямбда-зонда. Дело в том, что в электронном блоке управления двигателем изначально прописана программа работы мотора с катализатором. А его демонтаж без перепрограммирования ЭБУ приводит к неправильному функционированию ДВС и системы выхлопа. Поэтому вкручиваемый вместо лямбда-зонда специальный датчик, называемый мини-катализатором, обеспечивает нужные сигналы для электронного блока управления двигателем. Кроме механического вмешательства специализированные мастерские предлагают установку электронного контроллера, корректирующего сигнал в соответствии с заложенной в нем программой.

    Понятно, что последствия такого вмешательства дают двойственный эффект. С одной стороны, за счет прямотока пламегасителя увеличивается мощность мотора, а с другой — и расход топлива нередко становится выше, да и разговор об экологии носит уже чисто прикладной характер. Хотя двигатель от такого апгрейда вовсе не страдает. Хотя всегда лучше все же ставить родную деталь вместо вышедшей из строя. Да и административное наказание за подобное деяние предусмотрено, пусть и не столь существенное — штраф в размере 500 рублей.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию