0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему на АЗС нельзя наливать топливо в пластиковую канистру

Почему на АЗС нельзя наливать топливо в пластиковую канистру

На любой заправке висит предупреждение о том, что наливать бензин в пластиковую канистру запрещено. «Ерунда и несправедливость» – утверждают некоторые водители.

Как же по-другому заправить лодочный мотор, газонокосилку или мотокультиватор? К тому же эти ёмкости легкие и грохота от них куда меньше. Давайте разберемся, справедлив данный запрет или нет.

Что скажет наука

Оказывается, наливать топливо можно в пластиковую тару, если она сделана по специальной технологии для нейтрализации статического заряда и имеет надпись «бензин» или «gazoline». Такие товары реализуют компании «Септер корпорейшн» и «Хюнерсдорфф».

Так в чем же провинились тары из обычного пластика? К причинам запрета относятся следующие факторы:

  1. Растворение пластика. Большинство ёмкостей из дешевого пластика не способно удерживать едкий бензин. Материал может просто раствориться, лопнуть или деформироваться. Не верите? Налейте бензин в бутылку из-под минеральной воды.
  2. Повышение давления. Некоторые канистры из пластика могут лопнуть под давлением бензина. Летучая жидкость увеличивается в объеме при повышении температуры на улице. Кому бы хотелось отмывать багажник от бензина?
  3. Быстрая воспламеняемость. Во время наполнения пластиковой тары может возникнуть небольшой разряд. Этого будет достаточно для пожара на заправочной станции.

Таким образом не стоит подозревать заправщиков в заговоре.

Народные доводы

На российских АЗС не наливают топливо в емкости из пластика. В народе на этот счет бытует свое мнение. Сотрудники АЗС не хотят наполнять бензином пластиковую тару, потому что в ней покупателям хорошо видны качество топлива и недолив.

На самом деле определить качество бензина по одному лишь цвету или консистенции очень сложно. Стальные канистры также имеют литраж, и они не запрещены по закону.

Поэтому не стоит устраивать скандал с работниками заправки. Лучше почитать Правила технической эксплуатации АЗС. Подобные запреты основаны не на желании обмануть, а на безопасности.

В сети интернет встречаются отзывы и истории об использовании бензина, находящегося в пластиковой канистре. Так, например, после того, как ёмкость занесли с мороза в теплый гараж, топливо загорелось само.

Можно всю жизнь наливать бензин в бутылку и ничего, а можно 1 раз заправиться и «Бах». Не нужно пренебрегать правилами безопасности. Наверняка они написаны на основе плачевного опыта прошлых лет.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Досадные ситуации на заправке, в которых может оказаться каждый

С любым автомобилистом на автозаправочной станции может произойти непредвиденная ситуация, при которой он не всегда знает как себя вести.

Списание денег с карты произошло, но бензин в бак не залит. Водителю сразу нужно обратиться к оператору заправки. Банк отменит операцию, по которой клиент не получил товар. Автоматические колонки фиксируют данные о технических ошибках и статусе проведенного платежа. Запрос на выписку потребитель должен сделать сам. Звонок в службу поддержки автоматического сервиса позволит решить ситуацию.

Аналогично ведут себя, если оплата производилась наличными, аппарат принял банкноту, но не произвел операцию. После звонка в службу поддержки, инкассаторы произведут выемку денег и обнаружат лишние купюры.

После залива топлива выясняется, что денег на оплату полученного объема бензина не хватает. Такая ситуация бывает когда человек заправляется до полного бака, а предоплаты не хватило. Если водитель заказал больший литраж, чем способен оплатить, решать проблему придется исходя из человеческих взаимоотношений. Можно попросить друзей, родственников срочно перекинуть на карту нужную сумму денег. Оператор имеет право вызвать полицию. Чтобы не создавать конфликта, следует оставаться на месте.

Деньги списались дважды. В результате ошибки оператора, сбоя системы, неисправности терминала, сигнал на списание может быть отправлен дважды. В такой ситуации звонят в банк, выпустивший карту, обращаются в службу поддержки заправки, разговаривают с кассиром. Для отмены списания нужно сообщить:
— полное имя;
— адрес, название станции;
— время совершения оплаты;
— стоимость услуг, товара;
— номер операции.

Клиент повредил пистолет, шланг аппарата. Нужно оставаться на месте, вызвать ГИБДД и оформить происшествие.
Или же, чтобы возместить нанесенный ущерб, нужно обратиться в администрацию АЗС и заключить соглашение. Документ закрепляют подписями и печатью.

После заправки автомобиль сломался. В случае возникновения неисправности ТС, делают экспертизу и направляют жалобу в Роспотребнадзор. Претензия составляется в 2 экземплярах. Потребовать возмещения убытков можно через суд.

Чтобы ответчик не смог уйти от наказания, можно направиться повторно на АЗС, залить бензин в канистру в присутствии свидетелей. Затем товар следует отвезти в лабораторию. Процесс фиксируют на камеру.

Диспетчер случайно заправил полный бак. Автомобилист такой объем не заказывал, следовательно, вина ложится на работника АЗС. Требовать с водителя оплату за лишний залитый бензин оператор не имеет права, хотя зачастую требует.

Заправщик случайно залил вместо бензина дизельное топливо. Нужно сразу обратиться к администратору, составить акт. Все расходы, связанные с промывкой системы, должна оплатить компания, работник которой допустил оплошность. Прежде, чем залить бензин, оператор повторяет вслух заказ покупателя. После того, как потребитель выразил согласие, производится отпуск топлива.

Итог. Исходя из всех вышеописанных ситуаций, нужно помнить о том, что на заправке важно вести себя правильно и следить за каждым своим действием. Это позволит избежать всех досадных ситуаций, которые могут произойти с водителем из-за его невнимательности и рассеянности.

Как залить бензин в канистру на заправке

Взгляните на шутливый рисунок, который мы позаимствовали из № 6 «КиЯ» за 1966 г. Увы, за тридцать пять лет ситуация практически не изменилась. Береговая бензоколонка, к которой можно подойти на катере и мотолодке, или плавучий бункеровщик — явление по-прежнему экзотическое. К примеру, на весь многомиллионный Петербург имеется одна-единственная баржа-бензоколонка, да и ту порой не находишь на привычном месте. Так что водномоторникам по-прежнему приходится добывать бензин на обычных автомобильных заправках, заливая его в канистры (доставляемые нередко на собственных плечах). Нередки трудности и другого порядка: например, работники автомобильных заправок по-прежнему не в состоянии перебороть предубеждения даже к «фирменной» пластиковой таре, и заправлять те же пластмассовые баки для импортных подвесников приходится втихаря, не вынимая их из багажника или прицепа. В общем, манипуляции с воронками и шлангами — дело для нас привычное. Сложного в нем вроде ничего нет, однако и здесь, как и везде, есть свои маленькие хитрости, повышающие удобство и безопасность.

КАНИСТРА Какой водномоторник хотя бы раз не держал в руках этот знакомый до боли предмет, конструкция и дизайн которого остаются неизменными на протяжении вот уже многих десятилетий? Кстати, если судить по заграничным каталогам сопутствующих товаров, отечественные производители снабжают канистрами «классического» образца если и не весь мир, то уж всю Европу точно.

Казалось бы, нет ничего проще, чем вылить содержимое канистры в бак мотолодки или катера. Однако не всем удается справиться с этой задачей быстро, непринужденно и элегантно — канистра начинает вдруг булькать, плеваться и поводить боками, словно загнанная лошадь. Умение заправить бак из канистры, не облив при этом половину лодки и собственные брюки, относится к таким же чисто мужским качествам, как способность не порезаться при бритье. А фокус всего-навсего в том, как держать канистру во время заправки.

При опорожнении канистры освобождающееся пространство заполняется воздухом. Если держать канистру так, как показано на рис. 1, воздуху не остается ничего другого, как пробиваться внутрь через слой бензина навстречу его току. В результате жидкость не льется непрерывной струей, а выплевывается отдельными порциями, часть которых теряется в виде неизбежных брызг. Кроме того, зря тратится драгоценное время.

Поэтому стоит запомнить несложное правило: канистру во время заправки надо держать плашмя горловиной наверх (рис. 2) — наверняка вы обращали внимание, что горловина расположена не строго посередине, а смещена к одной из боковых стенок. В этом случае воздух беспрепятственно проникает внутрь, и бензин льется непрерывной широкой струей, да и держать канистру удобней — например, на вытянутых руках. Кстати, трубка воздушного дренажа, которой снабжена горловина «классической» канистры, наилучшим образом работает именно в таком положении. Когда останется менее трети содержимого, канистру можно перевернуть, чтобы слить остатки.

ВОРОНКА Все сказанное про влияние воздуха справедливо и по отношению к заправляемому баку — с одной лишь разницей, что в данном случае вместо вакуума образуется избыточное давление, и воздух выходит наружу, замещаемый топливом. Как правило, при заправке мы пользуемся обычной воронкой. Если она слишком плотно входит в горловину бака (да еще и прижата горловиной канистры, как это нередко бывает), воздух прорывается непосредственно через слой бензина в воронке — опять брызги и зря потраченное время (рис. 3). Поэтому между воронкой и горловиной бака необходимо оставить пространство для воздуха (рис. 4). На некоторых воронках с этой целью сделаны специальные выступы, а если их нет, можно попросту положить в зазор какую-нибудь палочку (главное — не утопить ее баке!).

Менее распространены специальные трубки, напоминающие «нос» заправочного пистолета, которые надеваются непосредственно на горловину канистры и крепятся таким же «рогатым» замком, что и крышка. При всем своем внешнем удобстве малая популярность таких приспособлений вполне объяснима — заправка отнимает больше времени, чем при грамотном обращении с воронкой (дренажная трубка, если она есть вообще, обычно слишком тонка и пропускает в канистру недостаточно воздуха), а кроме того, соединение нередко течет из-за подсохшей или порванной прокладки.

Если вы все же пользуетесь подобным приспособлением, держите канистру так, чтобы трубка воздушного дренажа располагалась сверху.

СИФОН Далеко не всегда можно опорожнить емкость, попросту наклонив ее набок — например, в случае с неподъемной 200-литровой бочкой или со стационарно закрепленным в лодке баком. Решение тоже наверняка всем известно — задействовать так называемый сифон, в основе работы которого лежит принцип сообщающихся сосудов. Единственно, что для этого требуется, это обыкновенный шланг (в случае с топливом — бензомаслостойкий).

Чтобы «запустить» сифон, необходимо заполнить шланг жидкостью и опустить его открытый конец ниже уровня жидкости в опорожняемой емкости — дальше жидкость потечет сама, причем чем ниже опустить шланг, тем больше будет напор (рис. 5).

Единственная проблема — как заполнить шланг. Большей частью наши соотечественники не мудрствуют и попросту засасывают бензин ртом. Если шланг прозрачный и бензин в нем хорошо виден, такой способ может обойтись и без неприятных последствий для здоровья, однако большей частью приходится потом битый час отплевываться и полоскать рот.

Большинство предложенных умельцами приспособлений для заполнения сифона имеют, увы, скорее теоретическую, нежели прикладную ценность. Например, закрепленный на тросе шарик при протаскивании сквозь шланг действительно может исполнить роль поршня, но больно уж с ним много возни. Продававшиеся одно время на автомобильных рынках «колокольчики» с клапаном, заполняющие шланг при энергичном подергивании вверх-вниз, оказались применимы далеко не ко всем бакам и заливным горловинам, а кроме того, наличие клапана заметно снижает производительность сифона.

А между тем, вовсе не обязательно глотать бензин или изобретать какие-то хитроумные устройства — достаточно просто длинного шланга. Погрузите его в бак, дождитесь, пока большая часть его заполнится топливом, заткните открытый конец большим пальцем, резко вытащите наружу и опустите вниз (рис. 6). Воздушная пробка не позволит бензину раньше времени слиться из шланга, и сифон заработает.

Бывает, конечно, когда из-за хитроумной конфигурации заливной горловины или недостаточной длины шланга такой способ неприменим. Однако если у вас есть под рукой любой воздушный насос — например, «лягушка» для накачивания надувных лодок — можно «запустить» сифон и при помощи избыточного давления в баке (рис. 7). Горловину, в которую вставляются воздушный и топливный шланги, необходимо при этом уплотнить — например, тряпкой или скомканным полиэтиленовым пакетом.

Главное — не переборщить с давлением, особенно если вы используете автомобильный насос или компрессор, поскольку стенки бака могут попросту не выдержать. А если вы таким образом удаляете топливо из стационарного катерного бака, имейте в виду, что помимо сифона бензин начнет активно вытесняться и в штатную топливную магистраль, не рассчитанную на повышенное давление — возможен «перелив» карбюратора (даже несмотря на исправный клапан поплавковой камеры) или сползание шлангов, закрепленных ненадежными хомутами. В случае со стационарным баком следует помнить и о наличии трубки воздушного дренажа, которую придется либо заглушить, либо наоборот — использовать для подачи воздуха.

Кстати, описанный способ хорош еще и тем, что позволяет перекачать бензин из одной емкость в другую и без «сифонного эффекта» — например, когда невозможно обеспечить необходимый перепад высот.

РАСХОДНЫЙ БАК Конструкция баков, которыми комплектуются подвесные моторы, примерно одинакова, и отличаются они одним общим свойством: слить из них при необходимости бензин достаточно затруднительно — горловина расположена далеко от стенок, так что лучше использовать сифон. Тут у расходного бака есть серьезный плюс: во-первых, сифоном он уже оборудован (трубка бензоприемника со шлангом), а во-вторых, «запустить» этот сифон проще простого — достаточно наклонить бак, и топливо польется само без всяких дополнительных усилий (рис. 8). Единственно, что придется сделать, это снять часть штатного шланга с «грушей» и соединительным штуцером (в них установлены клапана). Хоть сечение штатного шланга и невелико, бензин через него сливается достаточно бодро, да и балансировать с баком на руках над воронкой при этом не требуется — достаточно лишь приглядывать за процессом.

Кстати, если вам по какой-то причине пришлось временно снять часть шланга с клапанами, не забудьте поставить ее на место и надежно затянуть хомуты. Если бак с завернутой крышкой выставить на солнце, испаряющийся бензин создаст в нем повышенное давление, отчего сифон способен заработать сам собой (рис. 9). Чем это чревато — догадайтесь сами.

И, напоследок, несколько слов о технике безопасности. Главная неприятность, которая грозит в процессе заправки — это пожар. Поэтому запрет на курение и использование открытого огня во время заправки должен быть непреложным правилом! От разложенного на берегу костра следует удалиться на почтительное расстояние — чтобы поджечь клубящиеся над открытой горловиной пары бензина, достаточно одной шальной искры. Двигатель должен быть заглушен. Лучше воздержаться и от включения электроприборов, особенно снабженных искрящими щеточными электродвигателями — например, электродрели или водоотливной помпы.

Зона абсурда.

Всем доброго времени суток, давно ничего не писал, писать пока просто нечего. Но вот не дано произошла со мной одна история, которую я считаю просто абсурдной, конечно может со мной кто то не согласиться и даже сможет мне объяснить что я не прав, я не против.
Каждая история имеет начало, с этого и начнем.
Не так давно, учитывая что работа на Газель по городу полностью сдохла, на свой страх и риск решил немного прокатиться по межгороду, взял не большой рейсик Орел-Тула и обратно. Поездка прошла почти отлично, если бы не то что у меня заглючил датчик топлива. Что с ним было я не знаю, так как после того как залил бензин, все заработало и работает до сих пор.

Он не отключился совсем, он просто застыл в одном положении, и я как то не сразу обратил на это внимание, только потом когда ехал уже назад, понял что то то не так, проехал я уже не мало, а уровень топлива не меняется. Прикинув сколько я заправил в бак и сколько уже проехал, понимаю что мне на самом то деле надо срочно на заправку, но хен там, до заправки я в итоге не доехал километров 10 и встал. Ну не велика проблема, беру канистру, пластиковую из под масла, которую всегда на всякий случай вожу с собой. Почему не железная? Ну во первых моя железная от старости сгнила, а новые стоят очень даже не хило. Во вторых, так как свободного полезного пространства в газеле не много, железную канистру с собой возить не удобно, с пластиковой проще, она не большая и легкая, возить ее приходиться в основном в будке, и даже если ты загружен по самые на балуйся, ее можно положить сверху на любые вещи, и она не принесет ни какого вреда в отличие от железной.

Ну так вот взял канистру, поймав попутку, еду на АЗС. Парень на кассе уже из далека заприметил меня, и как только я вошел в помещение с кассой он мне с порога, я вас не буду заправлять!
Почему?! Потому что у вас пластиковая канистра, выйдете на улицу, там на двери все написано.
Выхожу, читаю, ( сто раз конечно я уже это читал ) да действительно согласно какому то там закону, нельзя отпускать бензин в пластиковую и стеклянную тару. Ну со стеклянной такой все понятно, и тут я полностью согласен, но почему в пластиковую нельзя? Мне начинают объяснять какие то там законы физики из школьного курса, про которые я если честно никогда не слышал, видимо проспал))) В этот момент у меня возник вопрос,
Я: Получается, если я приеду на заправку на машине, ее вы тоже не имеете права заправлять?
К: Почему?
Я: Ну потому что у меня на газеле стоит ПЛАСТИКОВЫЙ! бензобак.
К: В смысле пластиковый бензобак? Вы его себе сами поставили?
Я: Нет, это машина шла с таким бензобакам с завода, таких газелей много. Ну так что имеешь право заправить меня?
К: Ну конечно! Это же безобак.
Я: Ну так он же пластиковый! У вас сказано, что запрещается отпускать в пластиковую тару, и нет пометок в какую можно, а в какую нельзя, а раз так то получается, что в любую пластиковую тару отпускать нельзя! А бензобак это такая же тара. Так ?
К: Ну получается что так!
Я : Ты не находишь что это полный бред?
К: Я согласен с вами, но законы придумываю не я, у нас везде камеры, если увидят, то… сами понимаете!
Я: Понимаю, скажите а в железную тару в любую можно заправлять? Даже в железное ведро?
К: В принципе да, даже в ведро если оно железное.
Так и вышли из ситуации, касир дал мне из сарая железное ведро, я налил в него бензина и перелил в свою канистру.
Всю оставшуюся дорогу мне не давали покоя эти мысли, что за бред? Что за абсурд! Значит в железное ведро которое не имеет ни какой герметичности бензин налить можно, и не важно что он, точно будет из него выливаться, что не способствует безопасности, а в герметичную пластиковую канистру нет! Значит на заводе посчитали что пластиковый бак это безопасно, и машина очень даже себе прошла сертификацию.

Значит изготовители мобильных заправочных комплексов используют обычные пластиковые кубы в качестве емкости, и так же проходят сертификацию, это тоже считается безопасно, а пластиковая канистра нет! Абсурд, вы не находите?
Я уверен что кто то мне сейчас начнет говорить, о том что бензобаке и в мобильной заправке есть отвод для скопившихся зазов, а в канистре его нет, и то что в канистре из под масла очень тонкий пластик и он может не выдержать давления, которое скапливается внутри. Так вот для таких людей скажу, что большую часть своей водительской жизни использую пластиковые канистры для дозаправки, да я больше чем уверен что не только я, таких людей очень много ничего с ними не случается, или кто то скажет что нам всю жизнь просто везло?!

И на последок, сейчас в магазине спокойно можно купить пластиковую канистру для бензина, на которой так и указанно! При этом такая канистра имеет все необходимы сертификаты и допуски ( я специально спрашивал ) А толщина стен этой канистры почти не чем не отличается от канистры из под масла.
И получается что даже если вы приобретете такаю канистру, и даже если будете возить с собой копии всех сертификатов и допусков, бензин вам в нее не нальют, ведь по закону в пластиковую тару бензин отпускать нельзя, ни в какую, а в обычное железное ведро можно, ведь оно железное!

Почему на АЗС не заправляют в пластиковые канистры — эксперимент «За рулем»

Клиент — это тот, кто платит нам зарплату.

Пластиковых канистр, в которые нельзя заливать топливо, полным-полно: одни пропускают через свои стенки топливные пары, другие вовсе растворяются от бензина. Но существуют и такие пластиковые канистры, которые специально предназначены для хранения топлива. Никаких технических проблем с их изготовлением нет. Ведь современные топливные баки тоже делают из пластмассы.

Нас пугают другим. При использовании любой пластиковой канистры (даже сертифицированной для хранения топлива) возникает статическое электричество, и, дескать, случайно проскочившая искра может стать причиной пожара. Интересно, кто-нибудь когда-нибудь фиксировал подобные происшествия?

Мы обратились в Центр испытаний НАМИ: известны ли прецеденты? Руководитель центра Денис Загарин дал четкий ответ: ни одного такого случая не зафиксировано. И в интернете не нашлось страшных роликов с воспламенением горючего при наполнении пластиковой канистры.

А еще существует свежий ГОСТ Р 58404–2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации». Цитируем пункт 8.2.5: «Не допускается отпуск нефтепродуктов в стеклянную тару. Отпуск нефтепродуктов в тару, выполненную из полимерных материалов, допускается только при наличии на ней маркировки предприятия-изготовителя о возможности ее использования для хранения нефтепродуктов. Объем тары должен быть больше минимальной дозы, выдаваемой ТРК, установленной ее производителем в эксплуатационно-технической документации».

ГОСТ Р 58404–2019 на АЗС разрешает отпуск топлива в пластиковые канистры, предна­значенные для хранения нефтепродуктов, — ­ с соответствующей маркировкой

Иными словами, если канистра предназначена для хранения нефтепродуктов, никакой заправщик не должен воротить от нее нос. Но ведь воротит! И наш недавний рейд за дизтопливом это подтвердил. В частности, на АЗС компании «Роснефть» отпускать топливо в пластиковую канистру категорически отказались. Мол, мы слышали про этот ГОСТ, но начальство запрещает.

Внутренний запрещающий документ от 23 сентября 2019 года говорит вот что: про ГОСТ знаем, однако риск воспламенения от статического электричества велик, а потому отпуск топлива в пластиковую тару считаем невозможным.

Странная ситуация. ГОСТ разрешает заправку, а внутренний циркуляр запрещает. Но по закону противоречия нет, ведь ГОСТ не требует обслуживать пластиковые канистры в обязательном порядке, а всего-навсего разрешает это делать. Типично российская ситуация, когда левая рука не желает знать, чем занята правая.

Проведем эксперимент: попробуем поджечь бензин с помощью статического электричества. В армии раз в году и палка стреляет, — может быть, и нам удастся спровоцировать опасный эффект?

Наэлектризовать канистру оказалось несложно: бумажки на столе она легко заставляет шевелиться. Но любой шерстяной свитер делает это еще лучше. Вас никогда не било током от собственной одежды? Куда логичнее обязать появляться на АЗС раздетыми!

Канистру-то наэлектризовали, но получить хоть какую-то искру с ее помощью нам так и не удалось. Именно поэтому обладателей хороших пластиковых канистр (сертифицированных для хранения топлива) на большинстве фирменных АЗС безоговорочно обслужат. В частности, это нам официально подтвердили на заправках ЛУКОЙЛа и «Газпромнефти». А в компанию Роснефть мы направили запрос с просьбой прояснить ситуацию. Придет ответ — сообщим о результатах. А пока заправлять топливо в пластиковые канистры придется у других.

  • А что будет, если подсыпать сахар в бензобак?
  • В нашем магазине представлен широчайший ассортимент различных полезных аксессуаров для Лады Весты: сетки защиты радиатора, багажники, фаркопы и многое другое.

Как налить бензин в канистру на заправке

На российских АЗС запрещено наливать бензин в пластиковую тару. Главная причина запрета кроется в том, что пластик имеет свойство накапливать статическое электричество. При заправке автомобиля бензином из пластмассовой канистры может произойти самовоспламенение топлива. Дело в том, что пластик и бензин являются диэлектриками, и если их потереть друг о друга, то появляется статическое электричество. Его чрезмерное накопление может вызвать образование электрических искр.

«Из-за трения топлива о стенки пластиковой канистры происходит накапливание статического напряжения, впоследствии может возникнуть искра, а бензин от нее может мгновенно вспыхнуть, вызвав тем самым настоящий взрыв. Поэтому продажа топлива в такую тару запрещена правилами пожарной безопасности», — говорит глава Российского Топливного Союза Евгений Аркуша.

На рынке сегодня можно найти канистры под бензин из бензостойкого пластика со специальными добавками для нейтрализации статического заряда. В таких емкостях можно спокойно хранить топливо, однако сотрудники заправок не станут определять спецификацию канистры, а будут следовать нормам законодательства. Согласно пункту 14.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, выдача нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару запрещается.

«В пластик не заправляем!» — гласят объявления почти на каждой АЗС. Но почему? Автор проверил больше десятка канистр.

Зачем нынче покупают канистры? Чтобы заправить мотокультиватор, газонокосилку или лодочный мотор. Ведь самостоятельно эти агрегаты до АЗС не доберутся. Еще есть автотуризм, не тот, который Москва — Питер, а настоящий, в стороне от цивилизации. Тут без НЗ не обойтись. А пластиковая емкость при этом еще и легкая, да и грохоту от нее куда меньше.

Купить канистру просто — хоть в магазине, хоть на АЗС. Но в большинство заливать бензин нельзя! Моторное масло — пожалуйста, а вот бензин — никак. Неправильная канистра почти сразу же начнет вонять залитым в нее бензином. Запах просочится не только сквозь разного рода неплотности и щели, но и сквозь пористые стенки! Последнее настолько важно, что удостоилось отдельного норматива в международном соглашении ДОПОГ*. Кроме того, корпус неспециализированной емкости может растворяться, ломаться, лопаться.

Поэтому канистру под бензин делают только из бензостойкого пластика со специальными добавками для нейтрализации статического заряда. Такие изделия поставляют на наш рынок, к примеру, канадская «Септер корпорейшн» и немецкий «Хюнерсдорфф».

К сожалению, даже запомнив название нужной фирмы, можете нарваться на неприятность. И всё потому, что одна и та же компания имеет полное право производить изделия разной ценовой категории: скажем, для воды, для моторного масла, для бензина. Продавцы часто этим пользуются, закупая самые дешевые изделия: дескать, бери — фирма! Несколько правил помогут отсеять негодный товар на стадии выбора. Ничего сложного: повертеть в руках, понажимать пальцами, открутить пробку. Все подробности — на фото.

Шершавый корпус — верный признак того, что канистру делали не под бензин.

Правильная маркировка выглядит примерно так: круглый значок и номер сертификата.

Канистра легко проминается? Не пойдет. Разве что для воды.

С ПЛАСТИКОВОЙ ТАРОЙ НА АЗС

Запрет заправлять топливо в пластиковые канистры, с нашей точки зрения, неумная самодеятельность. В Европе подобных ограничений нет. Ведь сами автомобили давно оснащают пластмассовыми баками! Но для очистки совести мы обратились с запросом к ЛУКОЙЛу.

«Заправка на АЗС ООО „ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт“ разрешена в пластиковые канистры, предназначенные для хранения и транспортировки нефтепродуктов. В частности, такие канистры можно купить в магазинах на наших АЗС».

Руководитель группы по связям с общественностью

ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» К. Вороненко

Иными словами, если ваша канистра «правильная», то вопросов не будет.

1 no copyright

2 no copyright

3 no copyright

4 no copyright

*ОГНЕОПАСНО

ДОПОГ («Дорожная перевозка опасных грузов») — это международное Соглашение об общих правилах перевозки опасных грузов. Оно регулирует, в частности, хранение и перевозку опасных веществ в предназначенной для этого таре, упаковка и маркировка которой должна иметь сертификат класса UN. При этом для перевозки бензина обязательны дополнительные испытания, результаты которых непременно включаются в сертификат UN. Надпись на ярлыке типа «Для технических жидкостей» вовсе не является свидетельством того, что в такую канистру можно заливать бензин. Производители это прекрасно знают и особо оговаривают сей момент в своих сертификатах: мол, за исключением бензолов, толуолов, ксилолов и т. п. Но продавцы это, конечно же, не афишируют. А чаще просто не понимают, о чем речь.

В какую тару, емкость разрешено наливать бензин на заправке?

В каком законе написан это момент?

Действительно, у многих наверняка были такие случаи, когда приходилось захаживать на АЗС с канистрой, и многие получали отказ залить топлива из-за неправильной тары.

Запретными тарами для АЗС являются стеклянными и пластиковыми, ибо стеклянные — хрупки, а пластиковые — источники статического напряжения, поэтому приемлимы металлические, хотя существуют и пластиковые, специально изготовленные для хранения нефтепродуктов.

На многих автозаправках, особенно региональных заправках можно найти надпись, что бензин и другие нефтепродукты не отпускаются в стеклянную или пластиковую тару. Но многие кассиры на АЗС не могут внятно объяснить, почему такой запрет. На самом деле тут все просто пластиковая тара накапливает статическое напряжение, что в итоге может стать причиной пожара. Также стоит обратить внимание, что имеется документ РД 153-39.2-080-01. В данном документе, в пункте 14,3 сказано следующее:

Именно на этот пункт должны ссылаться кассиры АЗС. При этом стоит сказать, что сейчас продают канистры, которые не образуют статическое напряжение, но про них ничего не сказано в данном документе.

Поэтому выбираем металлические канистры.

Несмотря на то, что в продаже существует множество образцов канистр из пластика, на которых обозначено, что они пригодны для перевозки и хранения горючих жидкостей, на многих бензозаправках отказываются наливать в них бензин. Все дело в том, что существуют правила по эксплуатации автозаправочных станций, где четко прописано, что нельзя наливать бензин в

О наличии пластиковых емкостей, которые не накапливают на своем корпусе статическое электричество (а это главная причина, по которой нельзя отпускать нефтепродукты в пластмассовую тару), во времена написания этих правил не знали, а новых правил еще не придумали.

Правда, на многих станциях в специальные пластиковые канистры бензин все-таки отпускают — это уж как повезет.

Но металлическая канистра даст 100%-ю гарантию, что без бензина вы не останетесь.

Можно ли залить бензин в пластиковую тару на заправке?

С каждым в дороге может случиться непредвиденная ситуация. За несколько сотен метров до АЗС мотор вдруг чихнул-пыхнул в последний раз и безнадёжно замолк. Не дотянул… Что же делать?

Берёте в багажнике канистру и пешочком топаете на заправку, чтобы прикупить горючего и заправить стального коня. Но неожиданно получаете категорический отказ. Почему работники автозаправки не отпускают бензин в пластиковую тару?

Пластиковая тара — табу

В ответ на ваше возмущение кассир молча укажет на объявление, в котором значится, что в пластиковую и стеклянную тару топливо не отпускается, а только в стальную или алюминиевую. Но почему? Ведь у вас в наличии не какая-то бутылка из-под питьевой воды, а специальная сертифицированная тара, предназначенная для хранения нефтепродуктов. Но работники АЗС останутся глухи к вашим мольбам: у них строгая инструкция.

Словоохотливый заправщик объяснит подобное решение угрозой воспламенения. Причём приведёт сразу несколько аргументов:

  • едкое горючее способно растворять пластик;
  • пары бензина под высоким давлением могут разорвать тару;
  • статическое электричество от трения жидкости о полиэтиленовые стенки даст искру, и произойдёт возгорание.

Может быть, такое и возможно. Но кто-то видел хоть один ролик на YouTube, где бензин самовоспламенился в пластике? Проведите эксперимент: наэлектризуйте канистру кусочком шерсти, залейте бензин. Случился пожар? Конечно же, нет!

Кстати, частенько, надевая или снимая свитер, вы замечаете искры. Так может, есть смысл и работникам АЗС запретить находиться в одежде на рабочем месте? А то вдруг их статика приведёт к плачевным последствиям.

Что разрешено — запрещено

Согласно ГОСТу Р 58404–2019, отпуск нефтепродуктов запрещён только в стеклянную тару, а на сертифицированную полиэтиленовую и специально предназначенную для этого запрет не распространяется. В документе уточняется, что объём тары должен превышать уровень горючего.

Другими словами, в 6-литровую пластиковую канистру разрешается заливать только 5 л бензина, а 20% ёмкости как раз и предназначено для выхода паров.

Но ГОСТ для заправщиков не указ. Даже если он разрешает эксплуатацию пластиковой тары, то никому не возбраняет её запрещать по собственному желанию.

Почему возник запрет?

Как видите, вразумительного объяснения запрета пластиковых канистр не существует в природе — остаётся только строить догадки.

Возможно, работникам АЗС не нравится, что такие канистры прозрачные, а значит, будет чётко виден недолив. Да и некачественное топливо можно легко рассмотреть невооружённым взглядом.

А вдруг производители стальных и алюминиевых канистр на самом высоком уровне лоббировали подобное мероприятие, чтобы распродать залежалую продукцию? Ведь стоимость подобной тары в разы превышает полиэтиленовых сородичей, а потому товар не пользуется особым спросом.

Кстати, оксиды алюминия способны загрязнить мелкодисперсными окислами залитое внутрь топливо, если его хранить долго. Производители проводят специальную протравку ёмкости из этого материала изнутри. А что если работа проведена недостаточно тщательно или с нарушением технологии?

И если пластик действительно так опасен при соприкосновении с топливом, то почему же тогда в современных авто топливные баки изготовляют именно из этого материала? Неужели производители жаждут трагической смерти потребителей?

Бережёного Бог бережёт

В одном работники АЗС правы: горючее — материал опасный и обращаться с ним следует очень аккуратно. Хранить бензин в любой предназначенной для этого ёмкости можно не более 5 лет. При этом следует соблюдать меры предосторожности:

  • не наливать в тару под самое горлышко;
  • не оставлять канистру возле батареи или открытого огня;
  • не выставлять канистры друг на дружку;
  • использовать пробку с резиновым уплотнителем;
  • плотно закручивать пробку.

Что же остаётся делать автомобилисту? В гараже спокойно хранить топливо в пластиковой таре, а с собой в дорогу обязательно брать алюминиевую или стальную канистру. Только не заливайте бензин в тару, в которой до этого хранились другие компоненты, например масло, антифриз, тормозная жидкость. В этом случае действительно возможны непредсказуемые последствия.

Как залить бензин в канистру на заправке

Возможно, вы сталкивались с необходимостью залить бензин в пятилитровую бутылку или любую другую пластиковую емкость для бензина, а оператор АЗС утверждает, что заправлять в пластик запрещено и отказывает в заправке. Попробуем разобраться прав ли оператор АЗС и как можно заправить пластиковую емкость на АЗС.

Запрет на использование пластика на АЗС обусловлен нормативным документом «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)» (утв. Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229) (ред. от 17.06.2003), пункт 14.3. которого гласит: «Запрещается выдача нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару«.

Суть в том, что нефтепродукты сами по себе являются диэлектриками и при трении о поверхность на может возникать заряд статического электричества и в целях безопасности всё оборудование на АЗС заземлено.

Политетилен для обычных пластиковых бутылок способен электризоваться и при наливе нефтепродуктов в такую тару возможно появление искры при контакте с топливораздаточным краном-питолетом, что может вызвать воспламенение. Баки для топлива и современные канистры для топлива изготавливают из специального безопасного антистатического полимера. На их поверхности не накапливается заряд статического электричества. Как быть?

Метод №1

Используйте безопасную тару для топлива. Незачем подвергать себя риску. Для того чтобы налить топливо в пластиковую канистру вам потребуется промежуточная тара. Для этого подойдёт мерник объёмом 10 литров, его используют для контроля точности отпуска топлива на АЗС. Можно также попросить металлическое ведро, скорее-всего у персонала АЗС оно есть. Топливо сначала наливаете в промежуточную тару, а затем в стороне от раздаточной колонки переливаете в свою тару.

Метод №2

Поставьте пластиковую бутылку для бензина на площадку, где установлена топливораздаточная колонка. Это конечно сложно назвать полноценным заземлением, но всё же лучше чем оставлять бутылку в багажнике. Риск воспламенения бензина и вашего автомобиля слишком велик чтобы пренебрегать этим простым правилом.

Метод №3 — Современное решение

Используйте мобильные резервуары из полиэтилена для дизельного топлива, бензина и масла Emilcaddy.


Особенности

  • Изготовлены в Италии по технологии литейного производства, из антистатичного полиэтилена высокой плотности, отсутствие сварных швов, позволяет добиться 100% герметичности резервуара.
  • Резервуары Emilcaddy идеально подходят для заправки техники небольших и средних размеров.
  • Обладают, уникальным дизайном, компактными размерами, эргономичной ручкой, оснащены колесами для удобства перемещения.
  • Различают два вида резервуаров по объему 55 и 110 литров, все они оборудованы сливной пробкой со встроенным воздухоотводчиком, ручным пистолетом, 3-х метровым шлангом и шаровым краном безопасности. В зависимости от комплектации оборудуются ручным или электрическим насосом подачи топлива.


Резервуары Emilcaddy, благодаря своей универсальности и простоте использования позволяют применять их в любой сфере деятельности, как в профессиональной, спортивной так и для отдыха.

Чего нельзя делать на заправке? Глупые и опасные поступки на АЗС

Этому не учат как положено в автошколах, и новички иногда не знают, с какой стороны подойти к топливораздаточному крану на АЗС. Досконально правила эксплуатации на заправках вообще мало кто знает. И нет ничего удивительного в том, что даже опытные автомобилисты совершают необдуманные поступки: закуривают сигарету прямо возле открытого бензобака, тянут что есть силы шланги, забывают пистолет в горловине бензобака. Сотрудники АЗС рассказали о самых опасных поступках на автозаправочных станциях.

На каждой заправке есть знаки, таблицы, наклейки с напоминаниями. Но кто на них обращает внимание? Хотя это не просто предупреждения, а отсылка к правилам технической эксплуатации АЗС, утвержденных постановлением №38 МЧС (от 4 декабря 2003 г.). Предполагается, что их должен знать и соблюдать каждый водитель. Но соблюдают и знают ли?

Курение убивает

Тот самый случай, когда курение может убить сиюминутно. По словам сотрудников АЗС, типичная картина такая: водитель в ожидании очереди подходит к автомату с кофе, выбирает напиток, затем. достает зажигалку и закуривает. Чем это чревато, объяснять, наверное, не надо: горит ведь не бензин, а концентрация его паров, которых на заправке достаточно. Конечно, за соблюдением правил должен следить оператор АЗС. Но если он не успеет среагировать?

— Средний объем резервуаров на наших заправках — 120 кубометров. Можете представить, что произойдет при самом плохом сценарии, — говорит главный механик «Белоруснефть-Минскавтозаправка» Павел Кондратенко. — Любой открытый источник огня на заправке (зажигалка, спичка, да что там говорить — даже искра) может привести к печальным последствиям. Знаю, на одной из минских АЗС зимой был случай. Мужчина попытался открыть лючок бензобака своего автомобиля, у него это получилось не с первого раза. Уже в момент заправки он решил с помощью зажигалки подогреть механизм. Только быстрая реакция сотрудников спасла ему жизнь. Загоревшуюся одежду удалось быстро потушить, он даже ожогов не получил.

Пару недель назад на YouTube разместили видеозапись с одной из российских заправок. Ситуация — точь-в-точь. Водитель Skoda Fabia то ли хотел что-то рассмотреть в горловине бака, то ли попытался отогреть замерзший механизм с помощью зажигалки. Затем все произошло стремительно: мгновенная вспышка и возгорание. Благо сотрудник АЗС находился рядом и смог потушить огонь.

Кстати, и на наших заправках возле каждой колонки стоят огнетушители объемом 50 литров и ящик с песком. А сотрудники АЗС обязаны регулярно участвовать в тренировках по пожарно-техническому минимуму.

Канистра «бьется» током

Куда только ни заливают бензин на заправках — в трехлитровые банки, бутылки из-под газировки, даже в пожарные ведра! Но чаще всего используют пластиковые канистры. В чем опасность? Дело не в химической реакции, как думают некоторые.

— Это физика. Отпуск светлых нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару запрещен из-за заряда статического электричества, который может возникнуть в любой момент. Для воспламенения паров топлива достаточно одной искорки, — напоминают в одной из белорусских сетей АЗС. — Откуда взяться заряду? Вариантов много. Вспомните, ведь многих «бьет» током при выходе из машины. Так же и с канистрой. Более того, это опасно не только непосредственно на АЗС. Ведь тару вы отправляете в багажник своей машины. Во время движения топливо плещется в канистре и опять-таки образуется статическое электричество. Вспышка может произойти на парковке, трассе, где угодно. Несколько лет назад по этой причине взорвался гараж в Витебске: водитель решил заправить автомобиль.

А на прошлой неделе мы сообщали о страшном случае в Бобруйске. По данным МЧС, при заправке машины бензином из пластмассовой канистры произошло самовоспламенение паров бензина. Пострадала молодая семья, двухлетний ребенок через несколько дней скончался в больнице.

Но это не значит, что заливать топливо можно только в бак автомобиля. Например, железные канистры с этой точки зрения безопасны. А вот использовать емкости из антистатической пластмассы или нет, решать самим автомобилистам. «Дело в том, что сертифицировать их необязательно. А проходить эту процедуру у нас не спешат. Поэтому доверять или нет словам производителя — такое право предоставлено покупателю», — рассказал помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский.

Не забывайте доставать пистолет!

Напрасно многие думают, что достать заправочный пистолет из горловины бензобака забывают только женщины. Это не единичные случаи, и такие глупые ДТП (данные происшествия оформляются сотрудниками ГАИ) совершают водители разного пола и возраста. Только на 26 АЗС «Белоруснефть-Минскавтозаправка» каждый год фиксируется около 70 поломок оборудования по этой причине.

— Иногда люди не замечают и уезжают прямо с пистолетом в бензобаке, иногда скрываются на большой скорости. Это бесполезно, потому что на всех заправках установлены видеокамеры и установить личность водителя — вопрос времени, — рассказывает Павел Кондратенко. — Оборудование у нас застраховано, поэтому ущерб компенсируют, а потом страховая компания выставляет счет виновнику ДТП. Сколько? Ну например, в одном случае ремонт обошелся примерно в 6 млн рублей. Ведь повреждается не только пистолет, но и шланг, топливораздаточные трубы, система рекуперации, корпус колонки и т. д.

Шланг тянут-потянут да и вытянуть могут

Частая ситуация: водитель подъезжает не к «своей» колонке, чтобы ускорить процесс. Поскольку люк бензобака в его машине расположен с обратной стороны, он начинает тянуть шланг, например, через крышу автомобиля. Это тоже нарушение правил технической эксплуатации АЗС.

— На наших заправках есть наклейки с информацией о том, что автомобиль нужно подавать со стороны расположения лючка бензобака, — говорит Павел Кондратенко. — Минимальная длина шланга по стандарту — три метра. Сделать больше? Но тогда на него будут наезжать колесами. Один водитель потянет, другой, а третий шланг в итоге порвет. Последнему повезет меньше других: оплачивать ремонт придется именно ему. Кстати, еще один момент. Движение на территории заправки — одностороннее, о чем также сказано в Правилах технической эксплуатации АЗС. Многие объезжают колонку, и автомобиль оказывается против движения. Никто штрафовать за это, конечно, не будет. Сложно представить, чтобы хрупкая девушка, работающая оператором АЗС, учила двухметрового детину. Это вопрос культуры вождения.

Еще одно требование, которое многие игнорируют, — между автомобилем, который заправляют, и следующим расстояние должно быть не менее трех метров. Это позволит во время экстренной ситуации быстро эвакуировать другие машины.

На одной из заправок припомнили случай: водитель фуры заехал на АЗС, а когда вышел из автомобиля, увидел, что из-под капота идет дым. Он успел отогнать машину на 50 метров, как произошла вспышка. Оказалось, забыл тряпку на двигателе, и она загорелась. Можно только представить, что бы было, если бы отогнать автопоезд не удалось.

Топливо бьет фонтаном из бака

Большинство автомобилистов заправочный пистолет отправляют в горловину бака, жмут на фиксатор и идут оплачивать топливо. И снова неверно!

— Это грубое нарушение правил, — считают сотрудники АЗС. — Пока водитель ходит по магазину, ведет расчет с оператором, шланг под давлением может упасть на землю. И хотя при ударе пистолет блокируется, а у оператора есть кнопка блокировки, топливо все равно может разлиться. Водитель должен сам контролировать процесс до полной заправки.

— А как быть с ситуациями, когда водитель пытается залить топливо в бак даже при срабатывании автоматической отсечки?

— В правилах это не оговорено. Но здесь ничего страшного нет. Из-за особенностей конструкции бака некоторых автомобилей, например в BMW, отсечка может сработать даже в случае, если он пустой. Главное, не допустить разлива топлива.

Гроза заправок

А вы знаете, что все заправки в грозу должны быть закрыты? Даже если молнии сверкают где-то далеко на горизонте. Многие водители возмущаются, если им отказывают в заправке топлива, случаются конфликтные ситуации.

— Однажды на АЗС возле станции метро «Автозаводская» водитель уговорил оператора заправить автомобиль, мол, грозовой фронт где-то далеко, возле Шабанов, — вспомнили сотрудники одной из белорусских сетей АЗС. — Молния ударила прямо в навес. Никто не пострадал, но некоторое оборудование было повреждено. А водитель уехал. Поэтому мы просим автомобилистов с пониманием относиться к ситуациям, когда вынуждены прекратить отпуск топлива.

Держитесь за металл

Будете на заправке, обратите внимание — сотрудники АЗС одеты в хлопчатобумажную одежду, в которую может быть вставлена металлическая нить. Все из-за статического электричества. Персонал заправок, можно считать, находится в группе риска, и он защищен. А как быть автолюбителям?

— Был случай, когда на водителе загорелась одежда именно от заряда статического электричества. Тогда обошлось — потушили очень быстро, — рассказали на одной из заправок. — Совет простой: перед тем как открывать бензобак, дотроньтесь до чего-нибудь металлического. Например, ручки двери.

Осторожно: ограничение скорости

На территории АЗС обычно устанавливается ограничение в 5 км/ч. Конечно, все ездят быстрее. Сотрудника ГАИ с радаром там ведь нет, штрафовать никто не будет.

— Как-то двое ребят на стареньких «Жигулях» шустро заезжали на территорию заправки, не справились с управлением и снесли колонку для подкачки колес. Это было на пр. Жукова в Минске. А если бы было повреждено другое оборудование? — задают риторический вопрос представители одной из белорусских сетей АЗС. — Во-первых, во время любого столкновения могут быть искры, что приведет к воспламенению. Во-вторых, на площадке всегда есть люди — водители, их пассажиры, персонал заправки. Человек, управляющий автомобилем, должен быть готов в любой момент остановить машину.

Анахронизм для мотоциклов

В правилах технической эксплуатации АЗС есть требование заглушить двигатель скутера или мотоцикла за 15 м до колонки, заводить его можно откатив на те же 15 м. Байкеры считают это устаревшим правилом — ножных педалей у современных моделей нет. Однако сотрудники заправок настаивают, что требование до сих пор актуально, и вспоминают случай: приехал мотоциклист на стареньком аппарате, а когда стал заводить, произошло искрение и возгорание. Жизнь человека тогда также удалось спасти.

Неисправные машины попросят

Ремонтировать автомобиль на территории АЗС строго запрещено. Даже заливать технические жидкости и стеклоомыватель вам не разрешат. Во-первых, из-за возможного образования заряда статического электричества. Во-вторых, неисправная машина сама по себе может представлять опасность. А в-третьих, из-за возможного блокирования путей эвакуации.

Глушить или не глушить?

Заправка автомобилей с заведенным двигателем запрещена. Об этом предупреждают наклейки практически на всех АЗС.

— Вы представьте, что будет, если бензин попадет на раскаленный металл, — продолжает Павел Кондратенко. — Хотя часто зимой, чтобы машина не остывала, водители оставляли двигатель заведенным. Тут есть и другой нюанс: осадок, который есть в баке любого автомобиля, во время заправки поднимается и это может привести к некорректной работе мотора.

Поджечь бензин. мобильником

Про телефоны в правилах технической эксплуатации АЗС ничего не сказано. Зато есть предупреждение в инструкциях ко многим мобильникам: запрещено использовать в самолете и на заправках. Почему?

Ответ дан в этом видеоролике. Во время эксперимента на сковороду положили смятую фольгу и полили бензином. Телефон находился рядом. С него сделали много звонков, и произошло возгорание. Такое может повториться и на АЗС, считают специалисты.

Впрочем, есть предположение, что во время эксперимента смошенничали — звонивший постоянно тер мобильник пальцем и в определенный момент мог возникнуть заряд статического электричества. Ведущие известной передачи «Разрушители легенд» этот миф, кстати, опровергли.

Несмотря на все перечисленные выше страхи и угрозы, крупных пожаров на АЗС в 2011-м в Беларуси зарегистрировано не было, рассказали нам в МЧС. Там считают, что жесткие правила работают и оправданны. Хотя в прошлые годы было зарегистрировано несколько серьезных ЧП. В том числе взрыв на одной из газозаправочных станций под Минском. Тогда обошлось без жертв.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector