0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конструкция рулевой рейки с гидроусилителем

Конструкция рулевой рейки с гидроусилителем

До этой записи я уже касался вопроса про рулевую рейку, но все же распишем подробнее.

— Автомобильная рулевая рейка в течение многих лет используется как один из обязательных элементов рулевого управления. Почти все легковые авто, которые выпускаются в наше время, оснащены данной деталью. Сегодня будет идти речь об устройстве рулевой рейки, а также принципе её работы.

Как устроена рулевая рейка?!

— Рулевая рейка автомобиля представляет собой устройство, цель использования которого заключается в том, чтобы преобразовать водительское усилие во время воздействия на рулевое колесо в салоне авто, что необходимо для обеспечения поворота колес машины.

Сегодня существуют три вида рулевых реек, принцип действия которых различается.

Гидравлическая рулевая рейка. Она используется почти во всех легковушках, которые выпускают сегодня. Обеспечивает достаточно комфортное управление автомобилем, поскольку используется гидравлический усилитель руля, благодаря чему водителю нужно прилагать минимум усилий. Механическая рулевая рейка. Устройство данного элемента очень простое. На одном из концов рейки находится зубчатый механизм, который контактирует с зубчатой рейкой. Последняя взаимодействует с приводом руля. Электрическая рулевая рейка. Её отличие от гидравлического аналога состоит в том, что гидравлика не применяется. Для увеличения усилий водителя автомобиль оснащается отдельным электрическим двигателем. Устройство рулевой рейки, а также принцип её работы зависят от характерных особенностей каждого автомобиля. Рулевая рейка может иметь верхнее либо нижнее расположение, что также зависит от модели транспортного средства. Рулевые рейки с верхним расположением устанавливаются сзади мотора, они крепятся к автомобильному кузову. Рулевые рейки с нижним расположением крепятся снизу, их соединяют с кузовом, подрамником либо балкой.

Конструктивные особенности рулевой рейки.

— Конструкция шестерни-рейки, о которой будет идти речь далее, состоит из следующих элементов: алюминиевый картер, внутри которого находится полость, имеющая специальную защиту; пружина, которая прижимает рейку к шестерне, обеспечивая надежное сцепление зубцов рулевой рейки и шестерни; колесо привода с зубцами, которое находится в картере (устанавливается на подшипники); втулка шарнира рулевой тяги и ограничительное кольцо обеспечивают требуемый ход рулевой рейки в заданном интервале. Схема рулевой рейки такого типа отличается невысоким передаточным числом, благодаря чему водитель может быстро поворачивать колеса в требуемую сторону.

Стоит отметить, что в автомобилях производителя BMW применяется модернизированная рулевая рейка, в конструкции которой присутствует планетарный механизм. Эта схема рулевой рейки обеспечивает возможность корректировки передаточного числа с учетом скорости, с которой движется транспортное средство.

Как работает рулевая рейка с ГУР?!

— Информация о принципе работы рулевой рейки с гидравлическим усилителем руля поможет понять, почему крутить такой руль можно без особых усилий.

Насос ГУР работает благодаря соединению с мотором. Для этого применяется ременная передача либо специальные шестерни. Насос гидроусилителя руля обеспечивает подачу гидравлической жидкости в распределитель. Этот распределитель расположен в корпусе рулевой рейки, который ещё называют картером.

Золотниковый распределитель используется для обеспечения контроля усилия на руль и объема гидравлической жидкости, необходимой для поворота рейки. В качестве дозирующего устройства используется торсион, интегрированный в разрез рулевого реечного вала.

Если автомобиль движется без поворотов или стоит на месте, рулевая рейка не движется. По этой причине масло пребывает в резервуаре, а не в дозирующих системах распределителя. Когда водитель поворачивает рулевое колесо, колеса начинают сопротивляться. Во время этого происходит закручивание торсиона, сила которого зависит от усилия, прилагаемого на руль. В этот момент происходит открытие каналов распределителя и подача гидравлической жидкости на рулевую рейку. После этого выполняется распределение масла, которое приводит к движению рейки. Принцип работы рулевой рейки – это не просто теоретическая ненужная информация. Поскольку данный элемент используется постоянно, необходимо контролировать исправность составляющих рейки, то есть сальников, пыльников и трубок. Для этого надо просто следить за тем, не появляются ли капли масла под автомобилем. Теперь вы знаете, устройство рулевой рейки, а также принцип её работы.

Реечный рулевой механизм с интегрированной системой гидроусилителя рулевого управления или, проще говоря, рейка с гидроусилителем – это то, ремонта чего надеется избежать хозяин любого подержанного автомобиля. Иногда при первых признаках неисправности вроде гудения насоса, стука рейки или подтекания жидкости машину и вовсе предпочитают продать, чтобы не связываться с дорогостоящим ремонтом. Если помните, мы уже описывали процесс замены рейки в сборе – но это самый простой вариант при условии неограниченного финансирования. Если же стоимость рейки становится причиной резкого выброса адреналина ввиду ее ценника, то прибегают к ее ремонту. Сегодня мы рассмотрим полный процесс ремонта рулевого механизма с гидроусилителем от момента попадания его в приемку (отдел приема) до момента передачи отремонтированного изделия заказчику, а попутно выясним, насколько это сложная операция, и почему она столь недешева.

Рейки с ГУР: как устроены и какими бывают

П о сути своей все реечные рулевые механизмы с гидроусилителем одинаковы. Однако при более подробном изучении можно выделить некоторые нюансы. Например, насечка зубьев на штоке рулевого механизма может быть прямой, под углом и с переменным шагом зубьев. Достоинства и недостатки каждого из вариантов в рамках этого материала рассматривать не будем.

Итак, принцип действия, как мы уже выяснили, один: шток перемещается во втулках, установленных в корпусе рулевого механизма, и уплотняется сальниками. Также существуют реечные механизмы с треугольным валом, как его называют мастера. Правда, одним и чуть ли не единственным из его достоинств можно назвать лишь возможность более раннего определения износа. В остальном он имеет только недостатки, самым существенным из которых является невозможность замены втулки и сальника штока без снятия поршня гидроусилителя (к этому мы еще вернемся ниже).

Шток рулевого механизма, независимо от исполнения, поджимается специальным упором, с помощью которого регулируется зазор в зацеплении. Вал ведущей шестерни рулевого механизма представляет собой единое целое с золотником. Золотник – это специальный перепускной клапан, который в зависимости от того, в какую сторону вы крутите руль, перенаправляет поток рабочей жидкости в полость справа или слева от поршня, смонтированного на штоке рулевого механизма, помогая тем самым вам во вращении руля. Поршень этот двигается внутри цилиндра, который является частью корпуса всего рулевого механизма.

Отдельно стоит упомянуть о вентиляции внутри рулевого механизма. Дело в том, что пыльники довольно плотно прижимаются к рулевым тягам и корпусу рулевого механизма, а потому при перемещении штока в одном из пыльников может создаться разрежение, что, в свою очередь, чревато ускоренным износом самого пыльника или, что еще хуже, подсосом пыли или грязи снаружи в корпус. Конструкторских решений данной проблемы существует три: вентиляционные каналы в штоке рулевого механизма, вентиляционные каналы в корпусе рулевого механизма, соединенные трубкой, и вентиляционные каналы в пыльниках, которые также соединены трубкой.

Последний подход, надо признать, самый ненадежный. Если трубку сорвет или повредится пыльник в месте подсоединения, рулевой механизм сразу же наполнится водой и грязью, что незамедлительно приведет вас туда, где побывали мы, чтобы создать данный материал.

Насосы ГУР

Прежде чем перейти к нюансам эксплуатации и поломок, стоит отдельно упомянуть один из наиболее дорогостоящих элементов ГУР – его насос. Существует два типа насосов, отличающихся по типу привода – с приводом от коленчатого вала двигателя и с приводом от электродвигателя. Сегодня мы рассматриваем насос в первом исполнении.

Устроен он довольно просто: две плиты, в которых вырезаны каналы забора и подачи рабочей жидкости, накрывают статорное кольцо с эллипсоидным профилем, внутри которого вращается ротор с лопатками.

Рулевая рейка – это узел автомобиля, который предназначен для управления колесами. Водитель поворачивает рулевое колесо, через специальные валы «поворот» передается на рейку, которая передает усилие колесам. Тем самым они отклоняются на нужный угол. Благодаря такой конструкции машина может объезжать препятствия, поворачивать, маневрировать, а не двигаться прямолинейно.

Этот узел эволюционирует вместе с машиной, раньше это была достаточно примитивная конструкция, сейчас все больше технологий закладывается в управление. Но и по сей день существует всего три основных вида рулевых реек. Давайте разберем подробнее.

Типы рулевых реек

  • Обычная, без усилителей. Применялась еще в 70 – 80 года прошлого века на 90% автомобилей. Здесь все усилие поворота руля лежит на водителе, нет никаких усилителей, а поэтому руль провернуть не всегда легко.
  • Рулевая рейка с ГУРОМ или гидроусилитель руля. По сути это такая же обычная рейка только к ней прибавляется специальный насос и замкнутый контур с сальниками (где качается специальная жидкость), который помогает поворачивать руль. То есть водителю не нужно прикладывать много усилий для поворота рулевого колеса. Особенно ценно это на тяжелых машинах (грузовиках, автобусах и внедорожниках).
  • Рулевая рейка с ЭУРОМили электроусилитель руля. Это сухой тип усилителя, здесь не применяется масло, а принцип работы совершенно другой. Рядом с валом находится электрический двигатель с шестерней (питание происходит от бортовой сети), который помогает поворачивать руль. Ему отдает приказание ЭБУ, он видит, куда отклоняются колеса и приказывает электродвигателю помочь в повороте.

Если утрировать, то виды делятся так: — обычная механика со 100% применением мускульной силы, рейка с гидроусилителем и электроусилителем.

Как устроена рулевая рейка?

— Рулевая рейка автомобиля представляет собой устройство, цель использования которого заключается в том, чтобы преобразовать водительское усилие во время воздействия на рулевое колесо в салоне авто, что необходимо для обеспечения поворота колес машины.

— Сегодня существуют три вида рулевых реек, принцип действия которых различается.
Гидравлическая рулевая рейка. Она используется почти во всех легковушках, которые выпускают сегодня. Обеспечивает достаточно комфортное управление автомобилем, поскольку используется гидравлический усилитель руля, благодаря чему водителю нужно прилагать минимум усилий. Механическая рулевая рейка. Устройство данного элемента очень простое. На одном из концов рейки находится зубчатый механизм, который контактирует с зубчатой рейкой. Последняя взаимодействует с приводом руля.

Электрическая рулевая рейка. Её отличие от гидравлического аналога состоит в том, что гидравлика не применяется. Для увеличения усилий водителя автомобиль оснащается отдельным электрическим двигателем. Устройство рулевой рейки, а также принцип её работы зависят от характерных особенностей каждого автомобиля. Рулевая рейка может иметь верхнее либо нижнее расположение, что также зависит от модели транспортного средства. Рулевые рейки с верхним расположением устанавливаются сзади мотора, они крепятся к автомобильному кузову. Рулевые рейки с нижним расположением крепятся снизу, их соединяют с кузовом, подрамником либо балкой.

Поиск неисправности рулевой рейки

Неисправности рулевой рейки довольно распространены, поскольку данный узел и вся рулевая система на отечественных дорогах подвергаются повышенным нагрузкам. Поломку рейки можно обнаружить самостоятельно, руководствуясь рядом признаков:

При появлении данных симптомов выхода рейки из строя, рекомендуется не затягивать с демонтажем рулевого редуктора для осмотра и устранение неисправности, дабы минимизировать расходы на ремонт.

  1. стало тяжелее вращать руль, или его периодически закусывает (затрудненное вращение наблюдается только периодически в определенных положениях руля);
  2. присутствует стук передней подвески, который явственно «отдает на руль»;
  3. шумит насос гидроусилителя;
  4. люфт поворота рулевого колеса, что означает наличие люфта рейки;
  5. протекание масла из рулевой рейки, что часто сопровождается заметным повышением усилия вращения руля и возникающими в процессе данного действия шумами.

Проявление таких признаков свидетельствует о том, что устройство рулевой рейки где-то нарушено и данному механизму требуется диагностика и дальнейший ремонт.

Особенности ремонта

Еще до начала разборки рулевого механизма требуется провести тщательный осмотр рейки и всех сопряженных с ней узлов (шаровые, рулевые тяги, подшипники ступиц и прочее). Это поможет с самого начала локализировать проблему. Далее рулевой механизм полностью или частично демонтируется и поломка устраняется. Рейка является ремонтируемым агрегатом, поэтому при ее выходе из строя полная замена не всегда является обязательным решением.

Исправленная рулевая рейка своими руками – это тоже вполне вероятно за исключением ремонта электронных реек, нуждающихся в специальной настройке. Тем не менее, для достижения оптимального качества всегда лучше доверять данную работу специалистам и отдавать предпочтение замене реек вместо их ремонта, учитывая важность и высокую скорость износа этого узла.

Полезные советы

  • Необходимо следить за состоянием защитных пыльников.
  • Нельзя держать руль в крайнем положении более 5 секунд. Не раскручивайте двигатель в крайнем положении руля. Это приводит к износу насоса гидроусилителя руля, увеличению нагрузки на детали рулевой рейки, рулевого редуктора; загрязнению системы гидроусилителя, пробою уплотнителей гидроусилителя.
  • Зимой не следует выворачивать руль, чтобы выехать с места парковки, сразу после прогрева двигателя. Покрутите руль короткими плавными движениями. Это нужно, чтобы разогреть масло в системе гидроусилителя руля.
  • Лично контролируйте все операции на станции техобслуживания, так или иначе затрагивающие элементы рулевого управления. Часто при регулировке развала-схождения механики ослабляют хомут пыльника, и забывают затянуть обратно. Да еще и работу делают грязными руками! Песок и грязь могут испортить рейку и гидроусилитель буквально за два дня, и даже быстрее.

Устройство рулевой рейки с гидроусилителем, устранение проблем рулевого управления

В принципе, устройство рулевой рейки с гидроусилителем достаточно простое. Стандартная конструкция представляет собой связь с управляемыми колёсами при помощи рулевых тяг, наконечников с помощью обычной зубчатой передачи. Шестерня, которая крепится на рулевом валу, связана зацеплением с зубцами на рейке. При вращении рулевого колеса, шестерня, находящаяся на рулевом валу, начинает двигать рейку в сторону. Непосредственное воздействие на колёса производится с помощью шарниров и рулевых тяг, на которые передаётся усилие от рейки.

В последнее время в стандартном устройстве рулевой рейки с гидроусилителем произошли изменения. Наиболее часто конструкторы применяют гидроусилитель для обеспечения комфортных условий вождения. Теперь в конструкцию входит также исполнительный механизм и насос. Приводится в действие насос ременной передачей. Принцип действия основан на засасывании специальной жидкости из бачка ГУР, после чего она подается в золотниковый распределитель. Рабочий процесс происходит при высоком давлении, достигающем 100 атмосфер.

Распределитель отслеживает, какое прилагается усилие к рулевому колесу. Находящийся в нём торсион не закручен в стандартном состоянии покоя, подаваемая жидкость совершенно свободно стекает обратно в бачок ГУР. С началом вращения руля, начинает происходить закручивание торсиона и через золотник с системой каналов масло подаётся в исполнительное устройство. Закреплённый на рейке поршень под воздействием созданного высокого давления, существенно облегчает поворот колёс в необходимую сторону. Современные ГУР предусматривают наличие предохранительного клапана. При вывернутых до упора колёсах, происходит открытие и сброс в бачок излишнего давления.

Такое устройство рулевой рейки с гидроусилителем, позволяет намного облегчить вращение руля, существенно меньше становится отдача в рулевое колесо при проезде через неровности. Минусом такой конструкции можно считать потерю информативности, а также недостаток реактивного усилия. Как правило, такие недостатки могут сказаться при проявлении экстремального стиля вождения.

Как и любому сложному, дорогостоящему оборудованию, рулевому управлению необходима периодическая диагностика. Иначе придётся производить восстановление рулевых реек. Компания «Вольтаж-Ремонт реек» – узкопрофильное предприятие, более 12 лет осуществляющее квалифицированный ремонт рулевой рейки в Москве. Здесь находится самое передовое оборудование, включающее гидравлический стенд и систему 3D-регулировки развала-схождения. В случае назревшей необходимости, переборка рулевых реек будет осуществлена в минимальные сроки с гарантией и по адекватным ценам. Звоните по телефону +7 (495) 215-04-69, наши специалисты Вас подробно проконсультируют и запишут на проведение диагностических и ремонтных работ.

Вам будет интересно:

  • Цены на ремонт рулевых реек
  • Почему стучит рулевая рейка?
  • Диагностика рулевого управления

Все права защищены и охраняются законом. © 2014-2020 «Вольтаж-Ремонт реек».
Вся информация на данном сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
г. Москва, ул. Карьер, 2А
тел. (495) 215-04-69

Карта сайта

Как работает рулевая рейка с ГУР

  • Как работает рулевая рейка с ГУР
  • Конструкция рулевой рейки с гидроусилителем
  • Принцип работы
  • Как прокачать
  • Симптомы и диагностика поломок
  • Причины неисправностей
  • Как отремонтировать
  • Если течёт
  • Стук рейки
  • Если туго вращается руль
  • Советы и рекомендации по использованию механизма

Конструкция современных автомобилей объединяет множество самых разных деталей и систем в один рабочий механизм, поэтому при поломке отдельного узла приходится тратить время на определение проблемы и поиск путей её решения. Рулевая рейка с гидроусилителем не исключение в этом вопросе, поэтому, как и в случае с другими конструкционными элементами авто, его владельцу нужно точно знать на что именно обращать внимание при диагностике узла и как устранить обнаруженные неполадки.

  • Конструкция рулевой рейки с гидроусилителем
  • Принцип работы
  • Как прокачать
  • Симптомы и диагностика поломок
  • Причины неисправностей
  • Как отремонтировать
    • Если течёт
    • Стук рейки
    • Если туго вращается руль
  • Советы и рекомендации по использованию механизма

Конструкция рулевой рейки с гидроусилителем

Строение рулевой рейки с гидроусилителем во многом похоже на строение стандартной механической, а главным её отличием служит соединение с насосом гидроусилителя, который способствует более лёгкому повороту рулевого колеса при управлении ТС.

Основными деталями такой системы будут следующие:

  • входная часть;
  • золотниковая втулка;
  • колпачок от пыли;
  • стопорное кольцо;
  • тыльник;
  • тыльниковый уплотнитель;
  • золотник;
  • золотниковый сальник;
  • подшипник;
  • сальник штока;
  • поршень и втулка штока;
  • прижимная и золотниковая гайки;
  • пробки и червяк золотника;
  • перепускные патрубки;
  • выходная часть конструкции.

Найти рулевую рейку можно либо в верхней части подкапотного пространства (обычно фиксируется к кузову или мотору авто), либо внизу машины (соединена с подрамником, балкой, кузовом). Конкретное место размещения детали никак не влияет на специфику её работы, уровень изнашивания и другие характеристики элемента. Гидроусилитель может устанавливаться непосредственно рядом с рулём, связываясь с рейкой отдельными соединительными элементами.

Принцип работы

Схема работы гидравлической рулевой рейки не настолько сложная, как может показаться при первом изучении. Благодаря наличию ГУРа давление и прилагаемые на механизм усилия равномерно распределяются на торсион и золотник, которые в дальнейшем направляют полученное давление дальше. В результате при повороте руля сквозь золотник моментально впрыскивается масло, причём точно в зону, отвечающую за выполнение поворота.

Как прокачать

При бережном отношении к машине и правильной эксплуатации рулевого управления прокачка последнего не потребуется в течение многих лет эксплуатации. Однако, если в процессе езды появились шумы со стороны гидроусилителя, в накопительном бачке обнаружилась пена, а руль стал проворачиваться самостоятельно (или же, наоборот, с большими усилиями), тогда всё-таки лучше прокачать ГУР вместе с остальными деталями системы управления.

Сделать это можно с помощью следующих последовательных действий:

  1. Поднятия автомобиля на подъёмнике и вывески его передних колёс.
  2. Проверки целостности шлангов и надёжности фиксации хомутов на них.
  3. Слива старой и заливки новой жидкости до отметки «max.» на бачке.
  4. Прогрева заведённого мотора в течение нескольких секунд, чтобы жидкость лучше распределилась по системе (если её уровень в бачке упал, необходимо ещё раз долить её до максимума и опять завести машину).

Как только уровень масла перестанет падать, покрутите рулём несколько раз в разные стороны, стараясь каждый раз проворачивать рулевое колесо до упора. Заглушив автомобиль, выждите 5–10 минут, а затем повторите все действия ещё раз. Если в процессе проверки не было обнаружено течей или других проблем с гидравлической системой, значит дальнейшая работа рулевой рейки не должна вызвать каких-либо сложностей.

Симптомы и диагностика поломок

Несмотря на наличие разных современных видов рулевых реек, проблемы в работе каждой из них будут иметь общие характерные проявления.

Чаще остальных встречаются следующие симптомы неисправностей в системе:

  • стук во время езды и другие посторонние звуки в передней оси, которые в целом разделяют на внутренние и поверхностные (первые обычно свидетельствуют о выходе из строя поршней и направляющих рейки, а вторые указывают на разорванный пыльник и попадание внутрь механизма уличной грязи, из-за чего наконечник ломается и начинает «стучать»);
  • движение автомобиля рывками при повороте руля при передвижении авто;
  • провалы или затруднённый поворот руля;
  • потеря усилия при центральном размещении рулевого колеса;
  • проблематичный возврат руля в начальное положение после выполнения резких манёвров или поворота ТС;
  • общее снижение управляемости автомобиля;
  • биение в руль;
  • течь масла из гидроусилителя в пыльники рулевых тяг.

Последняя проблема зачастую является основанием для многих предыдущих, ведь утеря смазочной жидкости ГУР нарушает его работу в целом, что и выражается в стуках, изменениях характера движения рулевого колеса и других неприятностях. Как бы там ни было, но автомобилисту стоит как можно быстрее разобраться в вопросе и устранить неисправность, чтобы не допустить усугубления ситуации, с появлением более серьёзных проблем ТС.

Причины неисправностей

Каждый механизм и без дополнительного вмешательства извне со временем изнашивается, поэтому неудивительно, что и ресурс рулевой рейки с системой гидроусиления небезграничен.

Основными причинами появления поломок являются следующие факторы:

  • естественный износ отдельных составляющих деталей, из-за чего в жидкость попадают микроскопические частицы металлической пыли;
  • нарушение герметичности системы;
  • продолжительное воздействие высоких температур, изменяющих химический состав масла ГУР;
  • разрывы шлангов и патрубков как в результате естественных процессов старения, так и в следствии неправильной эксплуатации автомобиля (механическое воздействие извне);
  • потеря формы и физических свойств сальников из-за слишком высокой температуры в системе.

Конечно, от естественных процессов износа деталей машины не застрахован ни один водитель, но продлить срок службы под силу каждому. Регулярный осмотр и своевременная замена расходных материалов поможет минимизировать вероятность серьёзных поломок рулевой рейки, что наверняка устроит каждого автовладельца.

Как отремонтировать

Любые ремонтные действия по отношению к рулевой рейке должны выполняться только после чёткого определения причины неисправности, и тут совсем неважно — оборудована она системой ГУР или лишена её. Особенности ремонта в каждом отдельном случае будут разными.

Если течёт

Обычно причиной появления течи в сальниках выступают коррозийные процессы на узле, особенно если на вал регулярно попадает влага. По мере появления на поверхности ржавчины разрушается рабочая поверхность сальника и жидкость ГУР начинает вытекать. Кроме того, аналогичная проблема актуальна и для тех случаев, когда естественный износ или механическое повреждение привели к разрушению пыльника, а значит, как и в предыдущем случае, потребуется своевременная замена детали.

Ремонтные работы по восстановлению герметичности системы могут включать в себя следующие действия:

  • восстановление целостности вала;
  • удаление следов коррозии (для этого поверхность вала обрабатывают наждачной бумагой);
  • замену изношенного сальника новой деталью (при её выборе стоит обратить внимание на посадочные размеры предыдущего элемента);
  • замену повреждённых шлангов и патрубков, которые так же могут являться основанием для нарушения герметичности системы.

Места утечки масла обычно проявляются при повышении давления в соединительных шлангах (до 100 атмосфер или больше), в частности и в тех случаях, когда крепления в местах соединения нескольких элементов уже неплотно прилегают к поверхности деталей. В некоторых мастерских вместо ремонта можно заказать перепресовку соединений, но тут стоит заранее учесть все плюсы и минусы процедуры, чтобы в скором времени не пришлось повторно тратить деньги на ту же деталь.

Стук рейки

Оснований для стука рейки всего две: это может быть поломка либо стирание центрального зуба детали или же износ опорной втулки. Немного реже встречается неисправность поджимного сухаря, что так же может привести к подобным нарушениям в работе механизма. При износе центрального зуба одной подтяжки рейки будет недостаточно, ведь даже если другие зубья изношены меньше, зажим руля не позволит ему возвращаться в исходное положение из крайних точек.

По возможности лучше сразу заменить деталь на элемент с целым центральным зубом. Опорные втулки сильно разрушаются в процессе движения по неровной поверхности дорожного покрытия, поэтому при частой езде по бездорожью нужно быть готовым к их регулярной замене.

Если туго вращается руль

Рулевое колесо может туго вращаться как в одну, так и в обе стороны, соответственно и причин подобного явления будет несколько. В первом случае стоит проверить состояние уплотнительного кольца в корпусе распределителя, так как во многих случаях неисправность связана именно с пропуском через него жидкости (под давлением). Иногда это объясняется попаданием грязи или пыли в систему и, как результат, непроходимостью жидкости в гидроцилиндр (она напрямую уходит в бачок расширителя). Ремонтные действия в данном случае основываются на шлифовке рабочей зоны детали и замене уплотнительного кольца.

Если же рулевое колесо тяжело вращается в обе стороны, вполне вероятно, что неисправно поршневое тефлоновое кольцо, имеется протечка в двух камерах распределителя, сломался торсион или изношена рабочая пара деталей насоса. Чтобы определить конкретную неисправность, придётся разобрать узел и хорошо осмотреть все его составляющие части. Если же самостоятельно определить неисправность не удастся, стоит привлечь к диагностике грамотного специалиста, который подскажет какую деталь нужно менять.

Советы и рекомендации по использованию механизма

Ни одна рулевая рейка или механизм гидроусилителя руля не застрахованы от износа их составляющих частей и дальнейших поломок, однако, соблюдая определённые рекомендации при эксплуатации транспортного средства, есть все шансы свести к минимуму вероятность поломки.

В первую очередь стоит прислушаться к следующим советам:

  • регулярно проверять уровень масла для ГУР (желательно не реже одного раза в месяц, ведь никогда точно не известно, когда именно начнётся утечка);
  • не забывать периодически осматривать шланги, патрубки и другие детали на наличие течей;
  • контролировать силу натяжения ремня насоса гидроусилителя;
  • ежегодно менять масло и фильтрующий элемент системы;
  • не использовать ТС при сбоях в работе насоса;
  • постараться не фиксировать руль в одном положении дольше пяти секунд (в крайне левом или в крайне правом);
  • при езде поворачивать рулевое колесо плавно, без резких рывков.

Уделив должное внимание профилактике поломок рулевой рейки, вы можете совсем не столкнуться с такой проблемой, особенно при своевременной замене изношенных деталей узла рулевого управления. Неважно, идёт ли речь о детали на механическом устройстве или используемый автомобиль имеет гидроусилитель — в любом случае своевременно обратив внимание на нарушения управляемости ТС можно избежать более серьёзных проблем в будущем, ведь рулевая рейка будет исправно работать.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Конструкция рулевого управления (механизма) и виды рулевых реек

Система рулевого управления обеспечивает движение автомобиля в требуемом направлении. Она состоит из:

  • руля;
  • рулевой колонки, вал которой передает вращение руля на рулевой механизм;
  • рулевого механизма, увеличивающего приложенное к рулю усилие и преобразующего вращательное движение вала рулевой колонки в возвратно-поступательное движение рулевого привода;
  • рулевого привода (поворачивает колеса под разными углами так, чтобы было исключено их боковое скольжение).

Рулевой механизм – это, по сути, механический редуктор с винтовой, червячной или реечной передачей. В легковых автомобилях чаще всего устанавливают реечные рулевые механизмы.

Принцип действия реечного рулевого механизма

Принцип работы реечного рулевого механизма предельно прост: при вращении руля приводная шестерня рулевого вала заставляет зубчатую рейку рулевого механизма перемещаться влево или вправо. Прикрепленные к зубчатой рейке рулевые тяги с шаровыми шарнирами передают усилие на поворотные рычаги, которые поворачивают колеса в нужную сторону.

Зубчатая рейка может иметь переменный шаг зубьев: в средней части – меньший, чем по бокам. Это обеспечивает безопасность управления автомобилем при движении на больших скоростях и легкость маневров при парковке или выполнении крутых поворотов.

Виды рулевых реек

Механические рулевые рейки перемещаются исключительно за счет усилия, с которым водитель вращает руль, что существенно ограничивает маневренность автомобиля. Кроме того, во время движения на руль передаются все удары от колес. Это делает управление автомобилем с механической рулевой рейкой некомфортным и утомительным.

Рулевые рейки с гидроусилителем улучшают управляемость автомобиля за счет меньшего передаточного числа, уменьшают физическую нагрузку на водителя при выполнении поворотов и гасят удары от колес, обеспечивают достаточно высокую информативность руля.

Перемещение рулевых реек с электроусилителем осуществляется электродвигателем по команде с электронного блока управления, благодаря чему автомобиль имеет очень высокую маневренность. А чтобы водитель не терял чувство дороги, электроника моделирует реакцию руля на дорожное покрытие с помощью специальных датчиков.

Рулевое управление с использованием гидроусилителя

Гидроусилитель рулевого управления состоит из насоса, распределителя, рабочего (силового) цилиндра, бачка для рабочей жидкости (масла) и соединительных шлангов.

Во время работы двигателя насос всасывает масло из бачка и нагнетает его в золотниковый распределитель – устройство для дозированной подачи масла в рабочий цилиндр слева или справа от поршня, в зависимости от направления вращения руля. Под давлением масла происходит перемещение поршня и связанной с ним рейки, которая поворачивает колеса. При этом водитель прикладывает минимальные усилия к рулю, даже если автомобиль стоит на месте.

Работой распределителя управляет торсион – связанный с золотниковым клапаном пружинистый металлический стержень, который устанавливается в рулевой вал. Когда руль находится в нейтральном положении, золотник распределителя полностью перекрывает подающие каналы, и масло возвращается обратно в бачок. Во время вращения руля торсион скручивается и проворачивает внутреннюю часть золотникового клапана. В результате дозирующие каналы распределителя открываются, и масло поступает в рабочий цилиндр.

Чем больше угол поворота руля, тем сильнее закручивается торсион, что обеспечивает увеличение пропускной способности каналов распределителя и, соответственно, усилия, действующего на рулевую рейку.

При повороте рулевого колеса до упора срабатывают предохранительные клапаны. Они сбрасывают давление масла, что предотвращает повреждение деталей гидроусилителя.

Важные нюансы при эксплуатации автомобиля с гидроусилителем руля – не оставлять вывернутыми колеса, контролировать уровень масла в бачке и своевременно производить его замену.

Рулевое управление с рейкой ЭУР

Схема рейки ЭУР: 1 – торсион; 2 – датчик момента; 3 – рулевая шестерня; 4 – вторая шестерня; 5 – электромотор; 6 — блок управления.

Рейка ЭУР обеспечивает комфортное управление автомобилем, занимает минимум места под его капотом и существенно уменьшает расход топлива в сравнении с рейкой ГУР (в отличие от насоса, постоянно работающего при включенном двигателе, электропривод срабатывает только при поворотах руля).

Рулевое управление с рейкой ЭУР работает следующим образом: при повороте руля торсион передает приложенное водителем усилие на рулевой механизм. При этом датчик крутящего момента отправляет сигнал о его величине в электронный блок управления (ЭБУ), куда также поступает информация от датчиков коленчатого вала, угла поворота рулевого колеса и скорости (ABS). После обработки полученных данных ЭБУ формирует управляющий сигнал, который включает исполнительное устройство (электродвигатель, установленный на рулевую рейку).

Особенность эксплуатации рулевого управления с рейкой ЭУР заключается в том, что:

  • при повороте автомобиля на малой скорости электродвигатель получает сигнал на создание максимального крутящего момента. Благодаря этому, руль вращается очень легко;
  • когда автомобиль входит в поворот на высокой скорости, электродвигатель выдает минимальный крутящий момент, из-за чего руль становится «тяжелым»;
  • после окончания маневра ЭБУ дает команду на возврат колес в среднее положение;
  • во время движения электронный блок управления контролирует отклонение колес от среднего положения из-за разности давления в шинах или их неравномерного износа, сильного бокового ветра и других неблагоприятных факторов и подает на электродвигатель сигналы, обеспечивающие правильную траекторию движения автомобиля;
  • поскольку одна из шестерен вращается при поворотах руля, автомобилем можно управлять даже при неработающем электроприводе.

Рулевое управление с рейкой ЭУР становится все более совершенным и постепенно вытесняет гидроусилители руля.

5 причин приехать к нам!

  • Гарантия качества

Мы даем всем клиентам гарантию полгода без ограничения пробега

Порядочность

Мы ничего не скрываем, клиент может присутствовать во время ремонта

Новейшие технологии

При ремонте используются только новые технологии и специализированное оборудование!

Честная цена

Цены на сайте соответствует действительности

Опытный персонал

Квалифицированный персонал с опытом работы более 8 лет!

Бесплатная диагностика

Всем нашим посетителям предлагаем провести бесплатную диагностику рулевой

Рулевая рейка: устройство, виды, функционал

Рулевая рейка, это часть рулевого механизма, представляет собой специальный узел в конструкции автомобиля, посредством которого осуществляется управление транспортным средством. С помощью данного устройства механическое усилие, создаваемое водителем при повороте руля, передается на колеса, что приводит к изменению угла поворота.

Исправное состояние рулевого механизма в целом и рейки в частности напрямую влияет на такие важные факторы, как управляемость и безопасность дорожного движения.

Общее устройство

В самом простом варианте исполнения механизм представляет собой шестерню, закрепленную на рулевом колесе. Эта шестерня напрямую связана с рейкой, при вращении руля, шестерня воздействует на рейку смещая ее влево или вправо, тем самым изменяя угол поворота колес. Основные элементы узла:

  • корпус;
  • ведущая шестерня
  • рейка
  • пыльник с хомутом;
  • штуцеры и уплотнители;
  • подшипник качения (роликовый или игольчатый);
  • втулка скольжения;
  • поршень вала (в устройствах с гидравлическим приводом);
  • уплотнительные, стопорные кольца, заглушки.

В современных моделях авто применяются разные конструкции рулевой рейки с учетом используемых усилителей.

Типы рулевых реек

  • Обычная. С механическим приводом, без усилителей.

Это самая простая конфигурация. Была распространена на машинах, выпускавшихся в 70-е года прошлого столетия. Здесь рейка перемещалась исключительно мышечным усилием, создаваемым водителем при вращении руля. Поворот колес на ходу осуществлялся за счет системы тяг и наконечников.

  • С гидравлическим усилителем руля (ГУР).

Наибольшее распространение на современных автомобилях получил именно этот вариант конструкции. Здесь механическое усилие, создаваемое водителем, многократно увеличивается за счет работы ГУР. В результате управлять автомобилем намного легче. Одновременно повышается безопасность дорожного движения. К примеру, даже при попадании колеса в яму последствия удара частично смягчаются за счет работы гидравлики (остальную нагрузку, конечно же, несет подвеска). Благодаря этому руль не выбивается из рук водителя.

Работает данный механизм следующим образом: насос ГУР приводом соединен с двигателем автомобиля. В результате создаваемого давления гидравлическая жидкость поступает в специальный распределитель золотникового типа. Эта деталь контролирует степень прилагаемого водителем усилия и определяет необходимое количество гидравлики, направляющейся на рулевой рейки посредством торсиона (выполняет функции дозатора).

  • С электроусилителем (ЭУР).

Принцип работы данного механизма аналогичен рейке с ГУР. Только тут вместо гидроусилителя используется электрический двигатель. Мотор может иметь различные способы установки:

— встраиваться в рулевую колонку;
— устанавливаться на валу;
— закрепляться прямо на рейке.

Самым надежным считается именно последний вариант.

Рулевая рейка: конструкция, принцип действия, типичные неполадки


В легковых автомобилях используется рулевая рейка в качестве одного из узлов рулевого управления. От ее нормальной работы зависит и комфортное управление автомобилем, и безопасность на дороге, и сама возможность хоть как-то ездить на своей машине. Понимание принципа работы рулевой рейки необходимо для рационального обслуживания автомобиля и, в конечном итоге, снижения стоимости его эксплуатации.

История создания рулевого усилителя

Поскольку первые автомобили ездили медленно и поворачивали по большому радиусу, они не требовали какого-либо усилителя рулевой тяги. В старых автомобилях использовался именно реечный механизм передачи вращения руля на колеса. С развитием автомобилестроения усилие, которое необходимо прикладывать к рулю, постепенно росло. Конструкторы компенсировали это увеличением диаметра руля и уменьшением зубчатой передачи, но эти усовершенствования не могли длиться бесконечно. Разрабатывались новые механизмы передачи, однако со временем стало понятно, что рулевая рейка – оптимальный вариант как по простоте и доступности, так и по совместимости с гидроусилителем рулевой тяги (ГУРом).

На сегодняшний день практически каждая легковая иномарка оснащена рулевой рейкой с гидравлическим усилением, что делает управление автомобилем комфортным и удобным. Тем не менее, прогресс не останавливается на достигнутом, разрабатываются электрические усилители и уже на подходе модели с электронным управлением.

Принцип работы и виды рулевых реек

Назначение рулевой рейки – передача усилия от рулевой колонки на рулевые тяги. То есть она преобразовывает вращательное движение руля в повороты передних колес по горизонтальной плоскости. В рулевой рейке это реализовано с помощью червячной передачи от шестерни рулевой колонки на зубчатую часть рейки.

При вращении руля шестерня перемещает зубчатую рейку влево и вправо, а рейка, в свою очередь, вмещает присоединенные к ней рулевые тяги.

Различают три вида рулевых реек:

  • Механические. Самая простая конструкция, которая устанавливалась на отечественные автомобили. Здесь рейка напрямую передает поворот руля на колеса, без каких-либо дополнительных усилителей. Вождение автомобиля с такой конструкцией рулевого управления – процесс достаточно тяжелый, и это хорошо помнят владельцы старых «москвичей» и «жигулей»;
  • Гидравлические. Самый распространенный сегодня тип рулевого управления – с ГУРом;

Рейка с гидроусилителем подключена к насосу. При повороте руля торсион рулевой колонки открывает доступ к левому или правому цилиндру, в который поступает масло и давлением «доводит» поворот без усилий со стороны водителя. Несмотря на несколько громоздкую конструкцию, ГУР используется на всех легковых и большинстве грузовых машин как надежная и удобная система.

  • Электрические. Новый метод усиления рулевой тяги – элекроусилитель руля (ЭУР).

Двигатель электроусилителя крепится на рулевую колонку или саму рейку и включается в момент срабатывания датчика поворота (датчик величины крутящего момента устанавливается на торсионный вал). Управление работой электромотора осуществляется через ЭБУ (электронный блок управления), на который поступают данные с датчиков поворота, скорости и оборотов коленвала. Эта система только начинает внедряться на новых автомобилях, но уже зарекомендовала себя как более удобная, компактная и быстрая, чем гидравлическая.

Конструкция

Основные конструктивные части рулевой рейки:

  • Картер – алюминиевый корпус, защищающий рулевую рейку.
  • Шестерня (червяк), вращающаяся от движения рулевой колонки. Соединяется с рулевой колонкой через подшипник.

  • Рейка с зубчатым участком, входящим в зацепление с шестерней. Шестерня и рейка изготавливаются из прочной стали с усиленным поверхностным слоем. Плотность зацепления обеспечивается пружинами.

  • Ограничители амплитуды движений: силовой манжет с одной стороны и втулка рулевой тяги – с другой.

К базовой конструкции присоединена система гидроусилителя: два цилиндра (левый и правый), наполняясь маслом от насоса, сдвигают рулевую рейку в нужном направлении синхронно с движением рулевого колеса. При снятии усилия с руля, он под воздействием обратного давления жидкости возвращается в центральное положение.

Ремкомплект рулевой рейки

Несмотря на достаточно простую конструкцию, стоимость рулевой рейки далеко не низкая. Однако ее можно отнести к надежным и долговечным узлам автомобиля, поскольку основные части конструкции выходят из строя редко. Большинство неисправностей устраняются несложным ремонтом и заменой комплектующих.

В ремкоплект рулевой рейки входят детали, подверженные высоким нагрузкам и износу: сальники, уплотнительные кольца, подшипники, опорные втулки, втулки скольжения (тыльники), гидробарьерные кольца (количество деталей в комплекте зависит от конструкции рулевой рейки). Замена ремкомплекта чаще всего решает вопрос мелких неполадок в работе рулевой рейки и избавляет от необходимости менять весь дорогостоящий узел.

К запчастям рулевой рейки относятся и пыльники. Как и любые другие детали автомобиля, в рулевой рейке места шарнирного присоединения рулевых тяг требуют постоянного наличия смазки, отсутствия влаги и грязи. Повреждение пыльника приводит к скорому выходу из строя всей рулевой рейки, которую можно будет только заменить.

Как правило, пыльники продаются вместе с хомутами и смазочным материалом, и менять нужно всё вместе. Форма и размер пыльника зависит от конструктивных особенностей рейки.

Профилактика неисправностей

Сама рулевая рейка – деталь достаточно живучая, если соблюдать правила эксплуатации. Чаще всего причина неисправностей лежит в износе отдельных запчастей (уплотнителей, сальников) и устраняется их заменой. Но при ошибках и небрежном использовании даже сама рейка может выйти из строя.

  • Биение руля (отдача в рулевое колесо на выбоинах);
  • Люфт рулевой колонки;
  • Подтекание жидкости из системы гидроусилителя (масляные пятна на асфальте после стоянки);
  • Тяжелый ход руля;
  • Характерный стук во время движения.

При появлении любого из этих симптомов надо как можно скорей решать вопрос с ремонтом: пока неисправность небольшая, можно отделаться малыми средствами. Дожидаться, пока от вибрации треснет стальная внутренняя рейка – прямой путь к покупке новой.

Чтобы избежать дорогостоящего ремонта, необходимо выполнять несколько простых правил:

  • Не оставлять автомобиль на стоянке с вывернутыми колесами;
  • Не удерживать руль в крайнем положении поворота дольше 5 секунд;
  • Снижать скорость на плохой дороге, перед бордюрами и другими препятствиями;
  • Контролировать уровень гидравлической жидкости в ГУРе, своевременно проводить ее замену;
  • Периодически осматривать пыльники на предмет повреждений и вовремя их менять;
  • Перед поездкой после прогрева двигателя слегка покрутить руль влево-вправо: это даст возможность прогреть и ГУР.

От нормальной работы рулевой рейки зависит не только комфорт, но и безопасность на дороге. Это одна из тех деталей, которая должна работать безупречно.

О том, как выбрать рулевую рейку, читайте наш «Гид покупателя».

Устройство рулевой рейки с гидроусилителем, самостоятельный ремонт

Рулевая рейка служит основным элементом управления большинства современных легковых авто. С ее помощью вращение руля преобразуется в поворот передних колес относительно оси автомобиля. Этот узел отличается простотой конструкции и высоким запасом прочности. Как и все другие агрегаты автомобиля, рейку приходится обслуживать и ремонтировать. Поэтому автовладельцам будет полезно знать ее устройство и принцип работы. А выбрать тюнинг выхлопных систем автомобиля можно по ссылке.

Как устроена рулевая рейка

Конструкции отличаются в зависимости от типа узла и модели автомобиля. Не меняется лишь перечень основных деталей:

  • Картер (цилиндр) — корпус из алюминия.
  • Шестерня, сопрягаемая с валом рулевого колеса.
  • Зубчатая планка с пружиной, которая прижимает приводную шестерню.
  • Фиксаторы, для ограничения хода.
  • Сальники, предотвращающие утечку масла.
  • Подшипники, обеспечивающие легкое передвижение рейки в корпусе и уменьшающие люфт деталей.

Зубчатая планка двигается при повороте шестерни. Она соединена с тягами, которые передают усилие на поворотные кулаки передних колес.

В зависимости от модификации, узел может включать гидравлические цилиндры или электромоторы, облегчающие поворот руля.

Разновидности рулевых реек

На легковых машинах устанавливают механизмы трех типов. Они отличаются наличием или отсутствием вспомогательных устройств, облегчающих управление.

Механическая рулевая рейка

Простейший вариант устройства, в котором управляющие колеса поворачиваются за счет усилий водителя. Чтобы уменьшить нагрузку на руки и одновременно облегчить управление на трассе в машины ставят рейки, у которых переменное число растет с увеличением угла поворота колес. Это облегчает маневры на парковке и обеспечивает «острый руль» на скорости.

Гидравлическая рулевая рейка

Воздействие водителя дополняется гидроусилителем. Это позволяет создать легкое и одновременно «острое» управление.

ГУР смягчает нагрузки, возникающие при движении по неровностям. Единственный недостаток такого устройства — ухудшение «чувствительности». Его компенсируют двумя способами:

  • устанавливают электро-гидроусилитель с обратной связью;
  • изменяют конструкцию подвески.

Электрическая рулевая рейка

В этих устройствах воздействие водителя на руль усиливается за счет двигателя. Он питается от бортовой электросети. В зависимости от места размещения различают три типа узлов, в которых мотор закреплен на рулевом валу, колонке и в корпусе рейки. Последний вариант наиболее надежен.

Конструкция с электродвигателем на валу опасна тем, что в случае поломки она практически перестает работать.

Сегодня на большинстве серийных автомобилей бюджетного и среднего класса устанавливается рейка рулевая с гидроусилителем.

Диагностика и ремонт

От исправности устройства зависит комфорт водителя и безопасность на дороге. Простая конструкция рейки с гидроусилителем позволяет выполнить ремонтно-диагностических работы в домашних условиях. Для обнаружения поломок и замены деталей требуется специальное оборудование и приспособления.

Неисправности рулевой рейки с гидроусилителем: симптомы

Чтобы обезопасить себя на дорогах, необходимо регулярно проводить тщательную проверку техсостояния механизма управления. Серьезные поломки проявляют себя явным образом и не требуют специальных приборов для обнаружения. Просто обратите внимание на следующие признаки:

  • Затрудненное вращение руля или отсутствие в возврате в центральное положение после поворота. Это случается в результате деформации рейки, картера или вала.
  • Стук при езде по неровностям и ямам, снижающийся при установке колес в крайнее положение. Причиной служит износ карданчиков рулевой колонки, шарниров тяг, стирание зубьев центральной шестерни рейки.
  • Повышенная чувствительность — несоответствие угла поворота колес и руля либо ситуация, когда при малейшем движении рук автомобиль «бросает по сторонам». Такое случается в результате неисправностей гидравлической системы ГУРа.
  • Уменьшение уровне жидкости в бачке, появление подтеков и масляных пятен на пыльниках. Утечка происходит в результате коррозии вала и износа резиновых сальников.

Любое из проявлений поломки требует немедленного вмешательства. Выход из строя рулевого управления — одна из самых опасных проблем, с которой не может сравниться даже отказ тормозной системы. Промедления с ремонтом приводят к усугублению неисправности. Несвоевременное устранение мелких проблем станет причиной финансовых потерь и, в худшем случае, аварии.

Ремонт рулевой рейки с гидроусилителем своими руками

Прежде чем снимать узел, нужно попробовать устранить стук путем регулировки. Для этого понадобится специальный ключ, которым подтягивают гайку рулевой рейки. Важно понимать, что таким образом удается устранить стуки, но не утечку жидкости.

Для выполнения работ понадобится стандартный комплект слесарного инструмента и некоторые специальные приспособления:

  • восьмигранный ключ;
  • съемник для подшипников;
  • щипцы для демонтажа и установки стопорных колец.

Чтобы отремонтировать рейку, ее придется снимать с автомобиля. Поэтому нужно запастись жидкостью для ГУРа и полным набором расходных материалов:

  • сальники;
  • уплотнительные кольца;
  • пыльники;
  • гофра;
  • втулки:
  • смазка и подшипник.

Перед началом работ необходимо организовать доступ к узлу снизу, установив автомобиль на смотровую яму или подъемник.

Процедура делится на 5 этапов:

  • Демонтаж.
  • Разборка.
  • Проверка состояния и замена запчастей.
  • Установка.

После снятия рейки с автомобиля необходимо очистить ее корпус от загрязнений. Последовательность операций по разборке механизма выглядит так:

  • Снять рулевые тяги.
  • Выкрутить заглушку, закрывающую зубчатый вал.
  • Открутить гайку и извлечь стопорное кольца.
  • Выбить вал.
  • Снять сальники и удерживающие их штифты.
  • Демонтировать стопорное кольцо, провернув заглушку.
  • Вытащить зубчатую рейку.
  • Снять сальник и пластиковую втулку.
  • Извлечь заглушку и пружину с прижимным механизмом.

После разборки необходимо вымыть детали и проверить их состояние. Заменить те которые вышли из строя.

После ремонта рейку нужно собрать и установить на автомобиль и отрегулировать. Люфт приводит к их преждевременному износу и внеплановому ремонту узла. Поэтому уделите особое внимание подтяжке регулировочной гайки.

Принцип работы рулевой рейки с гидроусилителем

Как работает рулевая рейка – устройство и особенности

Устройство рулевой рейки с гидроусилителем, самостоятельный ремонт

Рулевая рейка служит основным элементом управления большинства современных легковых авто. С ее помощью вращение руля преобразуется в поворот передних колес относительно оси автомобиля. Этот узел отличается простотой конструкции и высоким запасом прочности. Как и все другие агрегаты автомобиля, рейку приходится обслуживать и ремонтировать. Поэтому автовладельцам будет полезно знать ее устройство и принцип работы.

Как устроена рулевая рейка

Конструкции отличаются в зависимости от типа узла и модели автомобиля. Не меняется лишь перечень основных деталей:

  • Картер (цилиндр) — корпус из алюминия.
  • Шестерня, сопрягаемая с валом рулевого колеса.
  • Зубчатая планка с пружиной, которая прижимает приводную шестерню.
  • Фиксаторы, для ограничения хода.
  • Сальники, предотвращающие утечку масла.
  • Подшипники, обеспечивающие легкое передвижение рейки в корпусе и уменьшающие люфт деталей.

Зубчатая планка двигается при повороте шестерни. Она соединена с тягами, которые передают усилие на поворотные кулаки передних колес.

В зависимости от модификации, узел может включать гидравлические цилиндры или электромоторы, облегчающие поворот руля.

Разновидности рулевых реек

На легковых машинах устанавливают механизмы трех типов. Они отличаются наличием или отсутствием вспомогательных устройств, облегчающих управление.

Механическая рулевая рейка

Простейший вариант устройства, в котором управляющие колеса поворачиваются за счет усилий водителя. Чтобы уменьшить нагрузку на руки и одновременно облегчить управление на трассе в машины ставят рейки, у которых переменное число растет с увеличением угла поворота колес. Это облегчает маневры на парковке и обеспечивает «острый руль» на скорости.

Гидравлическая рулевая рейка

Воздействие водителя дополняется гидроусилителем. Это позволяет создать легкое и одновременно «острое» управление.

ГУР смягчает нагрузки, возникающие при движении по неровностям. Единственный недостаток такого устройства — ухудшение «чувствительности». Его компенсируют двумя способами:

  • устанавливают электро-гидроусилитель с обратной связью;
  • изменяют конструкцию подвески.

Электрическая рулевая рейка

В этих устройствах воздействие водителя на руль усиливается за счет двигателя. Он питается от бортовой электросети. В зависимости от места размещения различают три типа узлов, в которых мотор закреплен на рулевом валу, колонке и в корпусе рейки. Последний вариант наиболее надежен.

Принцип работы и типы систем

Устройство рулевой рейки с гидроусилителем и его аналоги можно встретить у большинства современных авто. Принцип работы таков: с помощью воздействия третьей силы осуществлять поворот руля, который преобразовывает движение в поворот колес в ту или иную сторону. Простейший механизм состоял из шестерни на рулевой колонке и рейки с рулевыми тягами.

  • Рулевая рейка механического типа: простой и практичный механизм, но уже становится историей. Главную роль играет сила, передаваемая на руль водителем. Передаточное число также рознится: на середине больший шаг и меньший ближе к концам. Таким путем во время движения по трассе руль становится острее, а в поворотах мягче;
  • Рейка с гидравлическим механизмом: принцип тот же что и механика, только усилие дополняется усилителем, работающим на масляной основе. Обеспечивает простоту и легкость в управлении.

Конструкция рулевой рейки

В конструкцию рулевой рейки входят следующие детали:

  1. Корпус.
  2. Рейка.
  3. Вал рулевой с червяком и подшипником.
  4. Втулка прижимная, которая выполняет функцию регулировки зазора червячной передачи.
  5. Гайка регулировочная.
  6. Втулка опорная левая.
  7. Втулка опорная правая.
  8. Кольцо стопорное. Это кольцо только для левой стороны.
  9. Гайка вала руля.
  10. Ползунок.
  11. Втулка ползунка.
  12. Чехол металлический защитный.
  13. Пыльник пластиковый.
  14. Кольцо стопорное гайки вала руля.
  15. Крестовина рулевого вала.

На рулевом валу размещается торсион, который является основным элементом распределителя. Если никуда не вращать руль, то масло спокойно движется в расширительный бачок, потому что торсион при неподвижном состоянии руля раскручен и вводные каналы распределителя закрыты.

Если начать вращать руль, то, соответственно, торсион начинает закручиваться. При этом через золотник и каналы масло движется в исполнительный механизм из-за чего повышается давление за поршнем или до поршня исполнительного механизма. Созданное при этом давление облегчает поворот руля водителю.

Как устроена и работает рулевая рейка

Рулевое управление почти у всех моделей современных легковых автомобилей представлено в виде рулевой рейки. Это механический узел, предназначенный для преобразования поворота руля в горизонтальное отклонение передних колес. Изначально устройство рулевой рейки не отличалось особой сложностью. В простейшем варианте это механизм, состоящий из шестерни, расположенной на рулевом валу, сопряженной с ней рейки и рулевых тяг.

  1. Типы и варианты исполнения
  2. Механическая рулевая рейка
  3. Гидравлическая рулевая рейка
  4. Электрическая рулевая рейка
  5. Строение
  6. Признаки неисправности

Типы и варианты исполнения

В настоящее время существует три разновидности реечных механизмов. Отличие между ними заключается в принципе действия.

Механическая рулевая рейка

Наиболее простой вариант рулевого управления. Поворот колес осуществляется исключительно за счет физической силы водителя. В целях облегчения работы водителя и повышения удобства управления на многих автомобилях применяется рулевая рейка с переменным передаточным числом. Иными словами, шаг зубьев рейки меняется от середины к краям. Такое устройство при небольших углах поворота руля, что характерно для движения на больших скоростях, обеспечивает большое передаточное число, тяжелый и острый руль. Вместе с этим во время маневрирования на парковке, когда рулевое колесо приходится поворачивать «от края до края», делать это легко, благодаря меньшему передаточному числу. Первым отечественным автомобилем, где была применена такая конструкция, стал ВАЗ-2110.

Гидравлическая рулевая рейка

Отличается от механической тем, что механическое воздействие, которое оказывает водитель на руль, усиливается гидроусилителем. Это позволяет обеспечить одновременно остроту и легкость рулевого управления. Такое устройство чаще всего применяется на современных автомобилях.

ГУР также способствует повышению безопасности вождения, поскольку неровности дороги передаются на руль не так сильно, и в случае, если машина на высокой скорости попадет передним колесом в яму, удар многократно погасится гидроусилителем, и руль не вырвет из рук, как это произойдет на автомобиле с механической рейкой. Однако существует у этой медали и обратная сторона, ведь ухудшение обратной связи ведет к снижению «чувства автомобиля». Компенсировать этот недостаток автопроизводители стараются за счет изменения конструкции подвески, а также путем применения электромотора для привода ГУР (электро-гидроусилитель).

Электрическая рулевая рейка

По принципу действия аналогична гидравлической, только усиление производится электромотором, который либо встроен в рулевую колонку (самый дешевый и более опасный вариант), либо размещается на рулевом валу, либо интегрирован с рейкой (наиболее безопасный вариант, применяется на автомобилях высокого класса).

Вариант с размещением электромотора в рулевой колонке опасен тем, что в случае выхода его из строя автомобиль становится практически неуправляемым, поскольку повернуть руль невозможно. К сожалению, этим порой грешили автомобили Лада Приора первых лет выпуска – ЭУРы на них не отличались высокой надежностью.

Такое устройство имеет немало достоинств:

  • более высокий КПД по сравнению с гидроусилителем;
  • экономичность (электромотор включается только при повороте руля, тогда как масло в ГУР постоянно циркулирует, на что отнимается некоторая часть мощности мотора;
  • независимость от температуры окружающей среды;
  • отсутствие необходимости регулярно обслуживать устройство, т.к. не требуется менять и доливать рабочую жидкость;
  • более высокая надежность в целом, обусловленная отсутствием шлангов, прокладок и сальников, в которых могла бы появиться течь.

Строение

Конструкция механической рулевой рейки выглядит следующим образом. Внутри картера, имеющего в разрезе вид полого цилиндра, размещен защитный гофро-чехол. На подшипниках в картере установлено приводное зубчатое колесо, к которому пружиной прижимается рулевая рейка. Пружина требуется для устранения зазора в паре «шестерня-рейка». Ход рейки ограничивается с одной стороны ограничительным кольцом, а с другой – втулкой шарнира рулевой тяги. Данная схема рулевой рейки отличается предельной простотой и надежностью.

Признаки неисправности

Исправность рулевого управления – это залог безопасного вождения автомобиля, поэтому необходимо следить за его состоянием. Это не значит, что перед каждой поездкой нужно проводить тщательную проверку, ведь поломка происходит не вдруг. Существуют признаки неисправности рулевой рейки, по которым можно судить о необходимости ремонта.

  1. Стук, проявляющийся при езде по мелким неровностям, уменьшающийся при повороте руля в крайние положения.
  2. Отсутствие усилий при вращении руля.
  3. Усилие на руле исчезает в центральном положении.
  4. Самопроизвольное вращение рулевого колеса.
  5. Руль не возвращается или плохо возвращается в центральное положение при выходе машины из поворота.
  6. Повышенная чувствительность автомобиля (его бросает в сторону при незначительном повороте руля, угол поворота колес не соответствует углу поворота рулевого колеса).
  7. Постоянное падение уровня жидкости в бачке гидроусилителя, а также ее появление в пыльниках рулевых тяг.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector