0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Летние шины обзоры тесты

Летние шины обзоры тесты

  • Главная
  • Блог
  • Советы автомобилистам
  • Лучшая летняя резина 2021 года
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Лучшая летняя резина 2021 года

Опираясь на отзывы водителей и экспертов, мы собрали список самых надёжных летних покрышек. И сейчас представляем вашему вниманию обзор лучшей летней резины 2021 года.

Лучшая летняя резина

Какие критерии используются для выбора лучших летних шин 2021 года?

Выбирая летние (как и зимние) шины, в первую очередь стоит обратить внимание на размер и рисунок протектора. Размер складывается из трех параметров – ширины, высоты и диаметра.

Рисунок протектора

Он может быть симметрично-направленным: его главное качество – эффективное отведение влаги из резины. Такие шины обеспечивают надежное сцепление с мокрой дорогой.

Рисунок может быть симметрично-ненаправленным – это классический вариант, самый распространенный. Шины с таким протектором подходят для автомобилей, которые часто ездят и в городе, и за его пределами.

Шины с ассиметричным рисунком имеют одинаково хорошее сцепление как с сухой, так и с мокрой дорогой. Это возможно благодаря нанесению разных рисунков на обе стороны покрышки – внешнюю и внутреннюю.

Вес шины

Лучшая летняя резина имеет сравнительно небольшой вес. Для ее изготовления используются прочные и легкие материалы, благодаря чему уменьшается вес колеса в сборе. Соответственно, снижается нагрузка на подвеску и расходуется меньше топлива.

Показатели шума

Прежде всего, на шумность влияет жёсткость материала. Если предстоит ездить по ровным скоростным трассам – выбирайте жесткую летнюю резину, жертвуя акустическим комфортом. Мягкие летние покрышки тише и больше подходят для города. Средняя жесткость – универсальный и самый практичный вариант.

Популярные летние покрышки Ultra High Performance

Аббревиатурой UHP маркируются сверхпроизводительные высокоскоростные покрышки, которые используются исключительно летом. Они справляются с интенсивными нагрузками, практически бесшумны и на асфальте, и на брусчатке. Одна из главных особенностей – летние шины UHP обеспечивают безопасность вождения на очень высоких скоростях.

летние покрышки Ultra High Performance

Dunlop SP Sport Maxx

Одна из самых популярных моделей бренда Dunlop. В линейке представлены покрышки диаметром от 15 до 22 дюймов, шириной — от 195 до 325 миллиметров, высота профиля варьируется от 60 до 30 мм («низкий профиль»).

Из очевидных преимуществ:

  • впечатляющее количество вариаций;
  • шины хорошо показывают себя в любую погоду;
  • резина крепкая: её показатели износоустойчивости и стойкости к порезам на высоте.

Один из негативных моментов связан с жёсткостью резины: шины долговечные, прочные на разрыв, но с ними водитель отчётливее ощущает неровности на дороге. Плюс они несколько шумноватые и рушат акустическую идиллию в салоне авто.

Nokian Tyres Nordman SZ

К 2021 году эти летние шины уже отлично себя зарекомендовали. Размерный ряд – от 16 до 18 дюймов. В данную линейку входят модели с шириной профиля от 205 до 245 мм и высотой — от 40 до 55 мм. Судя по отзывам водителей, эта летняя резина хорошо ведет себя как на сухой, так и на мокрой дорожной поверхности. Она тихая, мягкая, но с высокими показателями прочности. Недостаток, который отмечают автомобилисты: при высокой скорости от 100 км/ч в автомобиле слышен гул от покрышек.

Michelin Pilot Sport 4

Летние шины класса «премиум», имеющие асимметричный дизайн протектора. Они оснащены технологией Dynamic Response – дополнительным слоем арамидно-нейлоновых нитей. Так, даже на сверхвысокой скорости сохраняется площадь пятна контакта резины с дорогой.

В состав резиновой смеси входят силика и эластомеры, за счет чего покрышки Michelin Pilot Sport 4 обладают впечатляющей прочностью и износостойкостью. Они достаточно легкие, что позволяет экономить топливо. К тому же с ними автомобиль плавно и уверенно двигается как по сухим, так и по влажным дорогам.

Лучшие летние шины 2021 года в классе «Стандарт»

Toyo Proxes CF2

В 2021 году японская компания Toyo предлагает оптимальную летнюю резину для городских маршрутов. Отметим, что впервые эти шины были представлены в 2013 году, но не утратили своей актуальности: Proxes CF2 надежны, проверены и занимают топовые позиции в классе «комфорт».

Модельный ряд: диаметры – от 13 до 20 дюймов, ширина — от 165 до 245 мм, профиль от 40 до 80 мм. Сцепление с дорогой – отличное, шума нет, резина мягкая, однако противостоять бордюру сможет.

Среди достоинств летней резины – бесшумность, демократичная стоимость и прекрасное сцепление с сухой дорогой. Без минусов тоже не обошлось: покрышки подламываются, когда автомобиль заезжает в поворот. К тому же на грязной и влажной дороге машина начинает буксовать.

Kumho KL33

Первое, о чем хочется сказать, это универсальность. Летние шины Kumho KL33 – оптимальный вариант и для междугородных путешествий, и для загородных поездок, и для вождения в городе. Всё благодаря особому составу резины – с ним шины становятся прочнее и долговечнее, а машина лучше тормозит.

Сложные дорожные условия нипочем летним покрышкам, которые достойно проходят колею, мокрую трассу или неровности на асфальте. Диаметр шин колеблется от 16 до 20 дюймов. Благодаря рисунку протектора уменьшается шум от асфальта, благодаря составу резиновой смеси – поглощаются вибрации.

Pirelli Cinturato P1 Verde

Бескамерные летние шины имеют радиальную конструкцию и отличаются асимметричным ненаправленным рисунком протектора. Они созданы в научно-исследовательском центре Милана – там, где разрабатываются покрышки для машин Formula 1.

Шины выпускаются в диаметре от 13 до 20 дюймов, с шириной от 145 до 275 мм и профилем от 70 до 30 мм. Машина с летней резиной Cinturato P1 Verde уверенно проходит колею и резкие повороты. Эти покрышки лихо справляются с ямами и неровностями, но стоит быть аккуратнее: на мягких боковинах могут появиться порез или грыжа.

Безусловные плюсы летних шин – в приемлемой стоимости, уверенном движении автомобиля на поворотах и способности противодействовать аквапланированию.

Тест популярных летних шин 2020 года в размере 205/55 R16

Перед началом летнего сезона 2020 года венгерское издание Autonavigator решило выяснить, какая летняя резина лучше, и провело испытания. Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации все тесты прошли за один день, при этом количество участников было минимальным.

Список протестированных шин:

  • Taurus High Performance (Kormoran High Performance)
  • Michelin Primacy 4
  • Michelin CrossClimate+
  • Hankook Kinergy Eco 2 K435
  • Goodyear EfficientGrip Performance 2
  • Firestone Roadhawk
  • Continental PremiumContact 6
  • Bridgestone Turanza T005
  • Barum Quartaris 5

Особенности теста летней резины 2020

Испытание проводилось на трассе автодрома «Хунгароринг». В качестве испытуемого был выбран популярный в Венгрии автомобиль Skoda Octavia.

В эксперименте приняли участие 9 покрышек брендов Michelin, Continental, Goodyear, Taurus, Hankook, Barum, Firestone, Bridgestone. Однако не все из них предназначены для лета – среди участников были и всесезонные модели. Эксперты выбрали шины разных сегментов – как премиального, так и бюджетного. Самым заметным «игроком» стала американская новинка Goodyear EfficientGrip Performance 2.

Кроме того, наряду с новыми моделями в тесте принимали участие изношенные покрышки.

Испытания проходили при хорошей погоде. Однако так как температура асфальта не превышала 20 градусов, эксперты решили повторить опыт чуть позже – при более высоких температурах.

Оценки распределились следующим образом: эффективность торможения на сухом полотне «взяла» сразу 30%, за торможение на мокрой поверхности присуждали 20%, за износоустойчивость 15%, а за акустический комфорт – 5%.

Торможение на сухой и мокрой дороге

Топ летних шин возглавили французские покрышки Michelin серии Primacy 4, которые продемонстрировали не только образцовую управляемость, но и короткий тормозной путь на сухой дороге (12,9 метров при торможении со скорости 60 км/ч) и влажном полотне (14,1 метр).

На сухой поверхности второй результат продемонстрировали «немцы» Continental, на влажной – «японцы» Bridgestone.

Боковая устойчивость

В поворот на сухой поверхности шины из Франции вошли на скорости 37,3 км/ч, на мокром полотне скорость составила 50,2 км/ч. Следующий результат – у новинки от Goodyear (37,1 км/ч и 48,6 км/ч соответственно).

Акустический комфорт

И снова Michelin стали первыми: уровень шума при движении на 60 км/ч составил 60,4 дБ. Второе место заняла продукция Bridgestone, третье – американская новинка.

Топливная экономичность

Если Вы планируете купить экономичную летнюю резину 205 55 r16, присмотритесь к Continental PremiumContact 6 или Firestone Roadhawk. Кстати, Firestone проявила себя и в категории «Управляемость». Французские покрышки оказались лишь третьими.

Прочность, износостойкость

Первую позицию в категории «Износоустойчивость» заняла всесезонная продукция Barum серии Quartaris 5. Она составила достойную конкуренцию премиальным шинам Goodyear EfficientGrip Performance 2. Michelin снова оказался лишь третьим.

Заключение

Победа «французов» оказалась довольно предсказуемой: они становятся победителями в третьем подряд испытании Autonavigator. В пяти дисциплинах шины стали абсолютным лидером, а в двух других вошли в топ-3.

Почетное второе место досталось новинке Goodyear – она немного не дотянула до победы. На третьем месте – Bridgestone.

Продукция Continental продемонстрировала в общем зачете средние результаты, а модели Hankook получили лишь оценку «удовлетворительно».

Отдельно стоит сказать об изношенных шинах. Они могут преподнести немало сюрпризов на непредсказуемой дороге, поэтому лучше выбирать новые модели, тем более что сегодня летнюю резину можно без труда купить в рассрочку.

Тест летних шин 2020-2021 (R16/17/18): выбираем 5 лучших вариантов

Как обычно составляются рейтинги покрышек? Автомобильные издания проводят разнообразные тесты для некоторого количества летних, всесезонных или зимних шин, шипованных или без шипов. На основании таких дорожных испытаний начисляются некие баллы и составляются отчеты. По результатам тестов редакция размещает образцы по порядку.

Что обычно представляет собой тестирование образцов? Проводить шинные испытания довольно сложно. Здесь нельзя добиться абсолютных результатов. Например, разные погодные условия могут кардинально изменять тормозной путь или скорость прохождения круга при тестировании одного и того же образца. А еще результаты сильно зависят от методики испытаний и полигона.

Очевидно, что такой сравнительный тест летних шин (как и зимних) носит субъективный характер. На каждом из этапов результат полностью зависит от конкретного человека. Вначале некий руководитель отбирает какие-то модели покрышек для испытаний. У каких производителей и шинных дилеров берут модели, на каком основании это делается, часто непонятно. Потом водители проходят какую-то трассу и выставляют оценки тестируемым образцам резины. На этом этапе результаты также во многом определяются ожиданиями, опытом, стилем вождения конкретного человека за рулем.

Так что получается, объективный тест летних шин провести в принципе невозможно? Как же объективно оценить их качество? На наш взгляд, правильным критерием для составления рейтинга может быть выбор покупателя. Ведь зачастую люди, голосуя кошельком, ориентируются вовсе не на шины премиум-класса от именитых мировых брендов, например, Бриджстоун, Мишлен, Гудиер, Континенталь, Пирелли, Нокиан.

А какие летние покрышки пользовались наибольшим спросом в 2020 году и останутся актуальными в следующем, 2021? Интересно будет привести наиболее популярные модели для различных категорий цен. Тогда, ориентируясь на результаты тестирования этих образцов солидными журналами, можно будет сделать окончательный выбор.

Тесты автомобильных летних шин в категории R16

В премиум-сегменте запросов бывает больше всего. Это логично. Когда человек готов выложить за шины для легковой машины или для кроссовера немалую сумму, он ищет лучшее качество на рынке.

Топ-5 летних покрышек премиум-класса R16

Первое место – Michelin Primacy 4. Модель относительно новая. Она пришла на смену покрышке Michelin Primacy 3 в 2018-м. Но и 2 года спустя модель лидирует по популярности в Украине. На мокрой поверхности и на дороге с сухим асфальтом шина показывает непревзойденную управляемость.

Журналисты и пользователи отмечают высокую степень комфорта при езде, плавность хода и бесшумность. Тормозные характеристики в разных погодных условиях также хорошие. Благодаря инновационной резиновой смеси, модель лидирует среди конкурентов по износостойкости. Шина может проехать до 47 000 км. Есть индикатор износа протектора. Новый асимметричный дизайн рисунка протектора ориентирован на безопасность при маневрировании.

У Michelin Primacy 4 есть два минуса – во-первых, это дорогая шина, а во-вторых, она недостаточно хорошо сопротивляется аквапланированию.

Вторая позиция у модели GoodYear EfficientGrip Performance. Рисунок протектора также асимметричный. Шина демонстрирует высокие сцепные свойства, хорошую управляемость и надежное торможение на мокром асфальтовом покрытии, а также высокую топливную экономичность.

На рынке покрышки были впервые представлены в 2013 году. Они предназначены для автомобилей высокой производительности. За время своего выпуска модель участвовала в 49 тестах. В 19 из них она входила в тройку лидеров, а трижды была на первом месте. Последний результат в тестируемой группе у этих шин был лишь 4 раза.

Минус покрышки – проявление небольшой недостаточной поворачиваемости в сухих условиях. Производитель GoodYear уже представил замену этой модели. Она называется EfficientGrip Performance 2. Правда, данных о новинке пока маловато.

На третьей строчке – Nokian Hakka Green 2. Предназначение этих шин предполагает эксплуатацию в неблагоприятных погодных условиях. Рисунок протектора асимметричный. Шины демонстрируют хорошую долговечность, экономию топлива, отличную управляемость на мокром покрытии, низкий уровень шума.

Модель участвовала в 12 тестах. В 9 из них она оказалась на 1 месте, в остальных – не опускалась ниже 3-го. Недостатки – средние показатели в категориях тормозного пути на сухой дороге и сопротивления качению.

Четвертое место у Bridgestone Turanza T001. Выпуск модели стартовал в 2012 году. Есть более свежие покрышки от Бриджстоун, например, Turanza T005 (2017). Но проверенная временем универсальная надежная «старушка» 001 все еще производится. Почему? Она выигрывает по цене, гарантируя комфорт и надежность. Сцепление с дорогой выше среднего в любых условиях. Характеристики стабильны на высоких скоростях.

На пятой ступеньке – Michelin Energy XM 2. Асимметричная шина отличается хорошей управляемостью, долговечностью, дарит безопасность, экономию топлива, комфорт и тишину. Она предназначена для езды по грубым абразивным поверхностям (плохому асфальту и бездорожью). Тесты показывают хорошие тормозные характеристики. Модель, появившаяся на рынке в 2011 году, популярна до сих пор, потому что отличается высокими сцепными свойствами и имеет жесткий каркас.

Какой модели из числа лидеров отдавать предпочтение – решать вам. Но по соотношению цена/качество из вышеприведенной пятерки специалисты все-таки советуют выбирать Nokian Hakka Green 2 или GoodYear EfficientGrip Performance.

Результаты тестов в среднем/бюджетном сегменте R16

Топ-5 шин в Украине в этой категории выглядит так:

  1. Sailun Atrezzo Eco. Уникальный состав резины позволяет надежно работать в условиях высокой температуры на раскаленном асфальте. Но гладкий протектор ориентирован на дороги с хорошим покрытиям. На грунтовке, в рыхлом грунте и песке покрышка имеет не самые лучшие показатели.
  2. Sava Perfecta. Это надежная и тихая резина. Модель адаптирована к покрытиям разного типа, не боится и пересеченной местности. Недостаток – повышенный износ при мелкозернистости асфальта.
  3. Hankook Kinergy ECO K425. Материал шин дает высокое сцепление колес с дорогой. Износостойкость хорошая. Пользователи жалуются на некоторую шумность.
  4. Nexen N-Blue HD Plus. Шины по-настоящему универсальны. Превосходно управляются на мокрой трассе и сухом асфальте, малошумные.
  5. На пятом месте не смогли выделить кого-то одного, поэтому еще решили отметить таких, как Kleber Dynaxer HP4, Pirelli Cinturato P7, Kormoran ROAD, Hankook Kinergy Eco 2 K435, а также Rosava Itegro.

Итоги теста летних шин R17 в Украине

Этот размер очень популярен, так как подходит не только для легковых автомобилей, но и для кроссоверов. Для микроавтобуса тоже вполне можно выбирать эту категорию покрышек. Топ-5 для этого размера выглядит так:

  1. Continental Premium Contact 6. Производство модели продолжается с 2017 года. Она заменила как PremiumContact 5, так и SportContact 5. Новинка показывает отличную управляемость и короткий тормозной путь в любых условиях. Рисунок протектора асимметричный. Шина имеет высокую жесткость боковин. Улучшенный состав резины увеличил износостойкость по сравнению с предшественниками. Минусы – недостаточная поворачиваемость на мокром асфальте и высокий ценник.
  2. Nokian Nordman SZ. Эту покрышку производитель позиционирует как скоростную. Она предназначена для средних и крупных автомобилей. Модель отличается асимметричным рисунком протектора. Тестирование выявляет хорошие показатели в управляемости длине тормозного пути, износостойкости. Результаты по сцеплению на сухом асфальте и сопротивлению качению средние. Но существенного отставания от лидера не наблюдается. Недостатки – шумность при движении с большой скоростью и невысокая плавность на плохих покрытиях.
  3. Yokohama BluEarth-A AE-50. Рисунок протектора асимметричный. Модель предназначена для компактных, средних и крупных автомобилей. На мокрой и сухой дороге управляется хорошо. Длина тормозного пути небольшая, сопротивление качению низкое, хорошая износостойкость. Недостатки – слабое противодействие аквапланированию и средняя шумность.
  4. Dunlop SP Sport Maxx. Хорошая износостойкость, высокие результаты по управляемости на мокрой и сухой трассе, низкое сопротивление качению, малошумность, небольшой вес. Модель недостаточно сопротивляется аквапланированию. Но в целом показатели сбалансированные.
  5. Michelin Pilot Sport 4. Сбалансированная шина. Прекрасные показатели по торможению на мокром и сухом асфальте. Высокая износостойкость – модель может проехать почти 50 000 км. Все было бы замечательно, если бы не высокая цена и недостаточная устойчивость к поперечному аквапланированию.

Рейтинг летних покрышек R18 в Украине

В этой категории обычно находятся покрышки для джипа. Наиболее популярными в этом размере являются такие шины:

  1. Hankook Ventus ST RH06. Эта спортивная модель предназначена для внедорожников. Протектор с V-образным рисунком. Высокая устойчивость при маневрах и одновременно комфортность обеспечивается благодаря бесшовному бортовому кольцу. Борт протектора имеет повышенную твердость. Покрышки демонстрируют прекрасное тяговое усилие на траве, песке, гравии и в жидкой грязи. Шины хорошо сопротивляются аквапланированию. Но управляемость на гравийной дороге не дотягивает до конкурентов.
  2. Kumho Ecsta PS71. Шина позиционируется производителем как спортивная. Главные достоинства – безопасность на мокром асфальте, низкий шум. Сокращение тормозного пути обеспечивают оптимизированная форма плечевых блоков и новая резиновая смесь с полимеризированным бутадиен-стирольным каучуком. Благодаря асимметричному рисунку из пятна контакта хорошо отводится вода. Недостаточно хорошими являются результаты по сопротивлению качению.
  3. Nexen N’Fera RU1. Это высокопроизводительная шина для внедорожников. Протектор с четырьмя водоотводящими канавками кольцевой формы надежно удаляет воду. Модель демонстрирует хорошую управляемость в мокрых и сухих условиях, надежное сцепление на песке и гравии, низкий шум, долговечность. Невысокие показатели в длине тормозного пути на мокрой трассе и сопротивлении качению.
  4. Michelin Latitude Sport 3. Модель предназначена для установки на SUV с приводом 4х4. Она устойчива к аквапланированию, имеет хорошее сцепление на траве и песке, низкий уровень шума. «Старушка» появилась в 2014 году. Но по безопасности при любой погоде, экономичности и длительному сроку службы она готова конкурировать с новинками, такими, как Michelin Pilot Sport 4. Недостатки Sport 3 – длина тормозного пути на мокром покрытии, высокая цена.
  5. Pirelli P Zero New. Шины этой модели показывают исключительную управляемость на мокром и сухом асфальте и высокую сопротивляемость аквапланированию. Длина тормозного пути небольшая в любых погодных условиях. Недостатки – высокое сопротивление качению, увеличивающее расход топлива, уровень шума.

Какие параметры могут повлиять на выбор летних шин?

Качественные покрышки – залог безопасности и комфорта при вождении. Выбирая летние покрышки, необходимо учитывать:

  • Износостойкость.
  • Сцепные свойства материала.
  • Глубину протектора.
  • Величину пятна контакта покрышки с дорогой.
  • Тип рисунка протектора (симметричный, асимметричный, направленный).
  • Удобство управления машиной.
  • Устойчивость к боковым нагрузкам.
  • Наличие центрального ребра. Благодаря этому элементу уменьшается тормозной путь в условиях резкого торможения.
  • Сопротивление качению, величина которого влияет на потребление топлива.
  • Способность бороться с аквапланированием.
  • Индекс скорости шины.
  • Показатель допустимой нагрузки на колесо.
  • Мощность автомобиля.
  • Место использования машины.
  • Стиль вождения.

Если вы самостоятельно не можете оценить свойства той или иной модели, или затрудняетесь с определением необходимых размеров – обратитесь к специалистам компании Колесофф.

Мы проконсультируем вас по любому вопросу, касающемуся шин и колесных дисков, и поможем сделать правильный выбор.

Тест летних шин 205/55 R16 – Auto Bild, 2021 год

Организатор:Auto Bild
Типоразмер:205/55 R16
Сезонность:Летние
Производители:Bfgoodrich, Bridgestone, Continental, Debica, Dunlop, Falken, Firestone, Fulda, Goodyear, Hankook, Kleber, Kumho, Maxxis, Michelin, Nexen, Nokian, Pirelli, Semperit, Toyo, Uniroyal

Чарльз Гудьир вулканизировал резину в 1839 году, Джон Бойд Данлоп запатентовал пневматическую шину в 1888 году, а братья Андре и Эдуард Мишлен поставили производство покрышек на поток в 1895 году. «Наша задача в 2021-м – найти лучшие летние шины из огромного и сбивающего с толку ассортимента, – написал Дирк Мёллер (Dierk Möller), автор немецкого еженедельника Auto Bild. – Задача непростая, особенно для размера 205/55 R16, который впору большинству автомобилей компактного класса – от Audi A3 до VW Golf».

Предварительный этап – отбор по торможению

Чтобы как следует разобраться, что сегодня лучше купить в размере-бестселлере, обозреватели Auto Bild с размахом отоварилась: в разных магазинах они приобрели 53 модели шин, причём по нескольку для каждой модели. Далее последовали сотни измерений тормозного пути на сухом асфальте (100–0 км/ч) и мокром (80–0 км/ч).

По мнению экспертов, суммарное торможение больше 76 метров – это слишком слабый результат, поэтому к покупке шин из красной зоны стоит подходить с осторожностью. Результат от 70 до 76 метров нормальный, его показали многие распространённые в Европе шины – от недорогих Sailun Atrezzo Elite и Imperial Ecodriver 5 до недешёвых General Altimax One и Sava Intensa HP2. Отказываться от покупки шин из жёлтой зоны веских причин нет.

В зелёную зону попали шины с суммарным метражом в сухом и мокром торможении менее 70 метров, а таких нашлось 20 моделей. Именно они получили право выступить в основном этапе соревнования и раскрыть таланты по двенадцати критериям.

Основной этап – комплексные испытания

Программа испытаний состояла из девяти полевых дисциплин и трёх лабораторных. Началось всё с заездов по сухом треку и измерению шумности на разной скорости. Комфорт при движении по ухабистому полотну оценивался субъективно.

Когда заработала система орошения, стартовали тесты, которые дали понять, как поведут себя шины, если будет моросить или вовсе польёт как из ведра. Эта часть программы особенно важна, поскольку в ней всё о безопасности да о безопасности.

Если ждёшь от шины долгой службы и содействия в экономии горючего, полезно покопаться в результатах испытаний на потенциальный пробег и сопротивление качению. Важное примечание: пробег рассчитывали в лаборатории, реально он приблизительно в два раза больше.

Таблица с оценками и короткие отзывы

Прежде чем объявить лучшую летнюю шину 205/55 R16 в 2021 году, Дирк Мёллер отметил, что повседневный трафик не зацикливается на хорошей управляемости. Нельзя сбрасывать со счетов ни пробег, ни расход топлива, ни затраты на приобретение. Именно поэтому не все призёры предварительного этапа остались лидерами в основном этапе.

Но вот Kumho Ecsta HS51 это удалось: корейская модель поднялась с третьей строки на первую, что стало сенсацией. Некогда очень популярный бренд из-за проблем с финансами и кредиторами сильно сдал в последнее время, поэтому победа в самом масштабном шинном тесте для него как палочка-выручалочка. Если коротко оценить победителя, придраться можно только к сопротивлению качению.

Continental PremiumContact 6 стала ещё одной шиной, у которой получилось улучшить позицию предварительного этапа. В отзыве о ней пилоты отметили, что выполнить зелёный норматив она не смогла только по устойчивости к поперечному аквапланированию и сопротивлению качению. В остальном характеристики отличные, поэтому можно ставить оценку «образцово». Такой же похвальной оценкой немецкая тест-команда наградила Semperit SpeedLife 3, Debica Presto HP2 и Bridgestone Turanza T005. Последняя из этой тройки выделяется рекордно высокой топливной экономичностью, а это веское конкурентное преимущество.

Вслед за пятью образцовыми шинами в таблице расположились шины-хорошистки. И вот короткие отзывы о них:

  • Hankook Ventus Prime 3 K125. Кротчайшее торможение на мокром и сухом асфальте, а вдобавок точная управляемость и доступная цена. Покупать однозначно стоит, если срок службы не особо заботит.
  • Pirelli Cinturato P7 C2. В любую погоду отлично тормозит и гармонично реагирует на руление, хорошо противостоит аквапланированию. Упрёк за потенциальный пробег и энергоэффективность.
  • Michelin Primacy 4. В топе по торможению, акустическому комфорту, ожидаемому пробегу, при этом вялая в управляемости на сухом треке и дороговатая.
  • Firestone Roadhawk. Очень быстрая на сухой поверхности и самая быстрая на мокрой, плюс к этому мало кто превзойдёт её в устойчивости к аквапланированию. Однако прослужит меньше среднего.
  • Goodyear EfficientGrip Performance 2. Самая выгодная шина, если рассчитать, сколько выходит километр пробега. Качение лёгкое и комфортное, зато немного медлит в реакциях на руление.

Так уж сошлись цифры, что одиннадцатое место в сводной таблице разделили четыре шины. Среди них – BFGoodrich Advantage с превосходным поведением при скоростном движении по сухому асфальту, Maxxis HP5 Premitra с максимальной устойчивостью к поперечному аквапланированию, Toyo Proxes Comfort с убедительной отзывчивостью в солнечную погоду и Uniroyal RainSport 5 с гарантированной безопасностью в дождь.

Замыкать рейтинг летних шин 205/55 R16 по версии Auto Bild выпало шести шинам. Причём если у Falken Ziex ZE310, Nokian Wetproof и Nexen Nblue HD Plus ярких преимуществ немецкие обозреватели не нашли, то Fulda EcoControl HP2 выделяется безопасностью в водном бассейне, а Dunlop Sport BluResponse – положительным влиянием на расход топлива. Что касается Kleber Dynaxer HP4, она выиграла в тесте на шумность.

Автомобили с шинами 205/55 R16

В завершение теста Дирк Мёллер написал: «Современные шины обладают запасом прочности, о котором пионеры автомобилестроения 120 лет назад могли только мечтать. Из 53 протестированных моделей мы безоговорочно рекомендуем пятёрку лучших». Размер-бестселлер 205/55 R16 подходит автомобилям:

Обзор теста летних шин Авторевю 2020

В начале марта 2020 года журнал Авторевю провел тест летних шин для кроссоверов.

«Агрегатоносителем» этого супертеста летних покрышек размерности 255/55 R19 стал электромобиль Audi e-tron 55 quattro — впервые в истории шинных тестов Авторевю мы откатали всю программу, не потратив ни капли бензина или солярки! Однако результаты, само собой, будут релевантны и для владельцев обычных больших кроссоверов. Причем специально для тех, кто желает сэкономить, мы взяли не только породистые европейские и корейские покрышки, но и китайские. Вдруг они не настолько хуже, насколько дешевле? Кстати в апреле 2020 вышел новый тест от За Рулем, а летом 2021 и новый тест Авторевю.

Сперва выставляем давление во всех 40 тестовых колесах: согласно рекомендациям Audi, в передних — 2,7 бара, в задних — 2,9 бара. Все из-за немалой снаряженной массы электрокроссовера: полноприводный e-tron с двумя асинхронными электромоторами суммарной мощностью 360 л.с. (408 л.с. в режиме Boost) и ­литий-ионной батареей емкостью 95 кВт·ч весит аж две с половиной тонны! Бензиновый Audi Q7 крупнее, но на полтонны легче.

Кстати, почти все тестовые шины имеют маркировку Extra Load — индекс нагрузки 111 предполагает, что полная масса автомобиля не должна превышать 4360 кг. Но даже китайские покрышки CST с индексом 107 (975 кг на колесо) подходят с запасом.

Интересно, на сколько хватит батареи? При заявленном расходе электроэнергии 22,5—26,2 кВт·ч/100 км e-tron должен пробежать более 400 км — в идеальных условиях. Но в ходе замеров тормозного пути мы накатали 115 км, а остаточный запас хода всего 70 км: расход энергии, согласно бортовому компьютеру, достиг 50,8 кВт·ч/100 км.

Благо на полигоне компании Nokian Tyres уже готовы к нашествию «электричек»: специальный контейнер на два 60-киловаттных поста позволяет заряжать батареи током 150 А. Чуть больше часа на обед — и e-tron полностью готов к бою.

Правда, на следующий день та же процедура отняла в два раза больше времени: станция выдала вместо положенных 150 ампер лишь 70. Вот они, будни владельца электромобиля: никогда не знаешь, где тебе обрубят или уменьшат ток. Ну а самым энергозатратным видом испытания стали заезды по трассе управляемости: с расходом 99,9 кВт·ч/100 км батареи хватило всего на час! Учитывая проблемы с зарядкой, в этот день пришлось отдыхать больше, чем работать.

Зато результаты стабильные: при езде на время электроника Audi не перегревается и не ограничивает ездовой потенциал. Чтобы в этом убедиться, мы факультативно измерили разгон до 100 км/ч десять раз подряд — восемь попыток показали стабильные 7,0 секунды до «сотни» без активации режима Boost. И только на девятый раз время увеличилось до 8,2 секунды. Неплохо.

Породистые «европейцы» ожидаемо вышли в лидеры. Но интересно, что при торможении на сухом асфальте китайская модель CST Adreno H/P Sport превзошла Nokian и Pirelli! Однако Tristar и Nankang проиграли лидеру, покрышкам Michelin, более пяти метров: тормозной путь длиннее 40 м.

На мокром асфальте неплохо себя показали корейские шины Hankook и Kumho. А испытания на аквапланирование стали неожиданностью: шины Continental PremiumContact 6 по дренажным свойствам уступили азиатским покрышкам!

По управляемости на мокром асфальте серьезной разницы мы не заметили. Да и e-tron не удивил: даже в самом спортивном режиме шасси ­электрокроссовер больше ­скользит передком. А вот по сухому покрытию Audi мчит шикарно — отменно стоит на скоростной дуге, быстро реагирует на доворот руля и охотно ввинчивается внутрь на сброс газа. И вот здесь Nexen, Tristar и Nankang уже заметно проигрывают.

Но в целом прогресс Южной Кореи и Китая в шинных технологиях заметен. Например, нам пришлось исключить из зачета оценку шумности: сколько ни слушали, существенной разницы между тестовыми покрышками не обнаружили. И, несмотря на то, что шины Nankang стали худшими по плавности хода, проигрыш не катастрофический.

Рейтинг летних шин 2020

Michelin Pilot Sport 4 SUV

Шины Michelin Pilot Sport 4 SUV для кроссоверов оказались ничуть не хуже обычных легковых покрышек, которые мы испытывали два года назад, — ­безоговорочное превосходство над конкурентами как на мокром, так и на сухом покрытии. Тяжелый Audi e-tron останавливается с «сотни» за 35,5 метра! И конечно, автопроизводители с распростертыми объятиями принимают шины Michelin на первичную комплектацию — ведь они помогают формировать завидные паспортные данные. Хотя для электромобилей Michelin Pilot Sport 4 SUV как раз не лучший вариант: сопротивление качению на среднем уровне. Но это чуть ли не единственный недостаток — само собой, помимо высокой цены.

Pirelli Scorpion Verde

На мокром асфальте шины Pirelli Scorpion Verde немногим уступают покрышкам Michelin. На трассе управляемости хороший держак, но преобладает снос передка, а перекладки из одного поворота в другой резковаты. Зато на лужах шины Pirelli всплывают позже всех.

На сухом покрытии тормозные свойства средние, а вот управляемость хороша: прекрасный баланс в повороте, прогнозируемое начало скольжений. Часть типоразмеров доступна с усиленными боковинами run-flat, а пять вариантов имеют маркировку Seal Inside: внутренняя поверхность протектора покрыта герметиком, который в случае мелких проколов надежно блокирует отверстия.

Continental PremiumContact 6

Год назад шины PremiumContact 6 превзошли конкурентов в сравнительном тесте 17-дюймовых покрышек, но теперь выступили скромнее. Возможно, причина в том, что, согласно маркировке AO (Audi Original), они предназначены для первичной комплектации автомобилей Audi — и упор был сделан на снижение сопротивления качению, за которое пришлось расплатиться ухудшением дренажных свойств: 19-дюймовые шины PremiumContact 6 всплывают раньше всех.

Но в остальном — хороший баланс характеристик и на сухом, и на мокром асфальте.

Nokian Hakka Black 2 SUV

Компания Nokian Tyres принципиально не поставляет свои шины на первичную комплектацию, но на этот раз модель Hakka Black 2 SUV встала почти на тот же уровень, что и Continental. Причем Audi e-tron демонстрирует на финских шинах идеальный баланс управляемости как на мокром, так и на сухом асфальте. Однако за удовольствие в поворотах приходится расплачиваться не самым мягким прохождением мелких неровностей и невысокой стойкостью к аквапланированию.

Любопытно, что на официальном сайте Nokian Tyres есть отдельный раздел шин, рекомендуемых для электромобилей. В списке — все модели Tesla, Mercedes-Benz EQC, Volkswagen e-Golf и, конечно, Audi e-tron. С данными шинами можно ознакомиться в обзорах шин.

Hankook Ventus S1 evo3

Компания Hankook ­почему-то не спешит выводить на рынок ­SUV-версию своей новой топовой модели Ventus S1 evo3, поэтому в нашем тесте принимают участие шины второй «эволюции». У них хорошие сцепные свойства на мокром покрытии, но в виражах Audi начинает больше скользить передней осью. А вот на сухом покрытии такого эффекта нет: на входе в поворот хороший упор и четкие реакции на повороты руля. Несмотря на «мелкий» рисунок протектора, с аквапланированием особых проблем нет. Да и катятся эти покрышки легко.

Жаль только, что стоят шины Hankook почти столько же, сколько Michelin и Pirelli.

Kumho Crugen HP91

В мировом рейтинге производителей шин фирма Kumho лишь на 16-м месте (Hankook — на седьмом), заводы есть только в Корее и Китае, в последние годы финансовые показатели — в минусе, равно как и результаты в наших тестах. Однако модель Crugen HP91 — приятное исключение. Шины достойно работают на мокром асфальте, а по устойчивости к аквапланированию лучше только Pirelli.

На сухом асфальте комфорт на высоте, но на трассе управляемости e-tron скользит больше и реагирует на руль с ленцой. А еще это самые тяжелые шины в нашем тесте — и бортировать тяжелее, и сопротивление качению высокое. Зато цена — на треть ниже, чем у покрышек Hankook, а финальная оценка одинакова.

Nexen N’Fera RU1

Корейская фирма Nexen в России известна, в частности, шинами N’Fera SU4 китайского производства, которыми комплектуются Solaris и Rio, — причем наши испытания показали, что другой вариант «первички» для Соляриса, покрышки Kumho Ecowing KH27, предпочтительнее. Вот и сейчас шины Nexen N’Fera RU1 заметно уступают ­конкурентам-соотечественникам: на лужах всплывают рано, а по сцепным свойствам на мокром асфальте опережают только «китайцев». На сухом асфальте реакции на руль вялые. Разве что плавность хода хороша.

Но интересно, что шины Nexen N’Fera RU1 размерности 255/55 R18 выпускаются с маркировкой N0, то есть одобрены для установки на Porsche Cayenne! Однако, зная шинную кухню, могу предположить, что эти покрышки кардинально отличаются от массовой продукции, поставляемой на вторичный рынок.

Литеры CST — сокращенное название тайваньской компании Cheng Shin Tire, по итогам прошлого года восьмого крупнейшего производителя шин в мире и абсолютного лидера в производстве велосипедных покрышек. А еще этой фирме принадлежит бренд Maxxis, хорошо известный любителям бездорожья и дрифта.

CST Adreno H/P Sport

В нашем рейтинге покрышки CST Adreno H/P Sport пусть ненамного, но превзошли китайских конкурентов. Если на мокром асфальте эти шины работают посредственно (на трассе управляемости абсолютно худшее время), то на сухом покрытии при торможении со скорости 100 км/ч — третий результат в абсолюте! И в управлении Audi на этих покрышках приятнее и понятнее, чем на двух других шинах китайского происхождения.

Впрочем, это не повод продавать CST по тем же ценам, что и покрышки Nokian или Hankook.

TristarSprotpower SUV

Небольшая бельгийская компания Deldo готовит техническую документацию на шины, регистрирует несколько звучных брендов (Minerva, Fortuna, Imperial, Tristar) — и размещает заказы на изготовление на китайских фабриках. Возможно, кстати, эти конкретные покрышки Tristar изготовлены на одном из производств корпорации Cheng Shin Tire — не зря же по результатам теста они отличаются от шин CST ненамного. Примерно такие же бедные сцепные свойства на мокром асфальте, посредственное поведение на трассе управляемости, но чуть лучшее сопротивление аквапланированию.

На сухом покрытии сцепные свойства невысокие — и при торможении, и в поворотах. Особенно неприятно ввинчивание автомобиля на сброс газа на высокой скорости — словно ­задние колеса приспущены. Так что не стоит портить такими шинами премиальный кроссовер.

Nankang SP-9 Cross Sport

Основанная на Тайване фирма Nankang Rubber Tire имеет более чем полувековую историю и три завода (два на Тайване и один в материковой части Китая). Причем к каждому рынку компания ищет свой подход: на российском сайте, к примеру, есть раздел «Шины на Ниву», где представлены аж десять летних и зимних моделей!

Модель SP-9 Cross Sport, в отличие от других участников теста, более универсальна — с большим количеством поперечных прорезей, что потенциально обещает лучшие показатели на бездорожье и на большой воде. Действительно, с аквапланированием эти покрышки справляются уверенно, но на мокром асфальте работают посредственно — при торможении абсолютно худший результат. На сухом асфальте — опять посредственное торможение, а в предельном повороте — резкие срывы и зависание в скольжениях. А еще это самые жесткие шины в нашем тесте.

Сравнительная таблица летних покрышек Авторевю

В лидерах по комфорту оказались не только Continental и Michelin, но и Nexen. А лучшими в абсолюте мы признали Michelin Pilot Sport 4 SUV и Pirelli Scorpion Verde. Но и те и другие вряд ли по карману владельцам десятилетних BMW X5 или Audi Q7 — тем, кто вынужден искать недорогие шины больших размеров, мы советуем Kumho Crugen HP91. Меж тем ценообразование на китайские покрышки какое-то дикое: например, Nankang всего на 300 рублей дешевле, чем корейский Nexen. А как вам пятизначный ценник на шины никому не известного в России бренда CST — при том что более качественные покрышки Nokian купить выгоднее?

О тестах летних шин

Время на чтение: 6 минут

Множество проведенных тестов летней резины связано с тем, что при выборе нового комплекта этих изделий большинство автолюбителей предпочитают мнения профессионалов, чем рекомендации продавцов в магазине или различные описания в интернете. Дело в том, что на данный момент на рынке представлено просто огромное количество различных моделей покрышек от различных производителей. Профессиональный обзор автошин, или просто тест драйв летней резины, помогает разобраться в ассортименте и приобрести наилучшее предложение по оптимальной цене.

Каждая марка по изготовлению шин имеет свои плюсы и минусы, продукция обладает различными характеристиками. Не всегда качества и свойства определенной модели могут устроить автомобилиста. Например, нет смысла покупать шоссейные покрышки, устанавливать их на внедорожник и ездить по грязи. Каждый автомобиль должен быть укомплектован именно теми шинами, которые максимально на него подходят. Проводятся тесты изделий различных размерностей. Например, тест шин 215/55 R17 (лето) может показать одних победителей, а тестирование изделий иных размерностей — других.

Тест летних шин 195/60 R15 издательством Auto Bild

Наиболее популярным является тест именно зимних шин, поскольку для этой категории существует гораздо больше требований, и они намного важнее, чем к аналогичным летним. Кроме сезонности, покрышки имеют отличия по применяемости на определенную категорию автомобилей. Для кроссоверов и внедорожников они одни, для легковых машин совсем другие.

Обзор летних покрышек

Большое количество всевозможных обзоров и тестирований шин связано именно с тем, что для максимально точного, правильного и качественного выбора продукции данного типа необходимо все тщательно и аргументированно взвесить. Почитать информацию и описание в интернете недостаточно, поскольку там представлена всего лишь одна сторона или мнение. В подобных случаях всегда требуется учитывать огромное количество различных факторов, характеристик и свойств. Кроме этого, тесты летней резины не описывают одновременно качества только одного бренда, обычно на одном мероприятии их представлено не менее десяти.

Необходимо подобрать оптимальные показатели по многим параметрам:

  • курсовая устойчивость,
  • сцепление с дорожным покрытием,
  • динамика и др.

Соблюдать требуется даже столь второстепенное качество, как наименьший уровень шумности для выбранных изделий.

Но, как всегда, в этом деле тоже есть тонкости. Не рекомендуется полностью доверяться различным рейтингам. Чаще всего все подобные испытания и тесты проводятся на одном транспортном средстве. Подбирающий шины автовладелец может иметь совсем неподходящий тип автомобиля, для которого победившие в тесте покрышки могут и вовсе не подойти. Еще необходимо учитывать условия, при которых проводилось данное испытание. В качестве примера можно взять такой — летние покрышки тестировались в Европе при тех климатических и температурных особенностях. Но в России свои погодные условия, и при них победители европейского испытания могут не проявить тех качеств и свойств.

Данный вопрос очень важен, поскольку существуют специальные покрышки для хорошего дорожного покрытия, с повышенным водоотведением для мокрых трасс, плохих дорог и для полного бездорожья. В данном случае важно подбирать наиболее подходящие колеса именно для приоритетных по езде дорог. Просмотрев большое количество обзоров и тест-драйвов, перечитав журналы и интернет-сайты на эту тематику, с учетом всех представленных показателей все равно бывает сложно выбрать конечную марку и модель. Связано это с тем, что каждый тип шин предназначен только для конкретных условий использования.

Для применения транспортного средства вне асфальта создан специальный тип с увеличенной глубиной протектора и более выделяющимся рисунком. Но минус состоит в том, что такие изделия не наилучшим образом подходят по уровням громкости во время использования на дорогах с хорошим асфальтным покрытием. На трассе такие шины настолько сильно шумят, что сложно будет что-либо расслышать. Для повседневной эксплуатации машины в городе требуется получить повышенную мягкость химического состава с увеличенным контактом с дорожным покрытием. Кроме этого, нужно получить более низкую массу таких автошин. В данном случае это будет способствовать снижению показателя расхода топлива и уменьшению общей нагрузки на подрессоренные массы и подвеску.

Германия имеет несколько автомобильных концернов, транспортные средства которых считаются одними из лучших во всем мире. Для хорошего авто важны качественные шины. Поэтому в стране есть несколько изданий и организаций, которые проводят независимые тест-драйвы продукции как ведущих шинных брендов, так и бюджетных марок.

Каким производителям летних автошин стоит доверять

Сложно назвать определенного производителя, поскольку продукция ведущих марок идентична по качествам и характеристикам, а что главное — по цене. Тесты летних шин позволяют определить тонкости и различия. Кроме этого, можно узнать сильные и слабые стороны каждой модели любой марки.

При проведении обзоров и тестов летних покрышек видна следующая тенденция. Она проявляется в том, что почти каждый год определенные производители автошин для теплого периода занимают места в десятке лучших. Дело в том, что конкретная компания может уделять большее внимание и быть более ориентированной именно на летнюю продукцию.

Похвастаться лучшим соотношением цены к качеству может продукция многих марок. Однако можно выделить определенный список лучших производителей по этому показателю:

  • Kumho Ecsta SPT KU-31;
  • Continental ContiEcoContact 3;
  • Nokian Hakka H;
  • Toyo CF1 Proxes;
  • Pirelli P6;
  • Michelin Energy E3A;
  • Bridgestone Turanza GR-80.

Обзор летней резины, преимущества и недостатки

При тщательном рассмотрении летних шин можно получить определенные модели, которые в обзорах показывают хорошие или плохие качества. Для различных размерностей они имеют свои особенности, однако в общем списке это не сильно заметно.

Что касается размерности 185/65 R15, то в зависимости от модели могут проявляться ниже представленные показатели.

Тест летней резины, плюсы и минусы

Kumho Ecsta SPT KU-31

Показали такие плюсы:

  • лучшие тормоза;
  • отличная управляемость на сухом и хорошая на мокром асфальте;
  • хорошее сочетание сцепных свойств и уводных характеристик.

Continental ContiEcoContact 3

  • хорошо тормозят;
  • очень хорошее сочетание поперечных сцепных свойств и уводных характеристик;
  • отличная управляемость.
  • слабо тормозят на грани блокировки на сухом покрытии;
  • замечания по управляемости и плавности хода.

В размерности 205/55 R16 лидирует Nokian Hakka H

Они хорошо тормозят, имеют привлекательное сочетание сцепных свойств и уводных характеристик, экономичны при 90 км/час.

В категории больших размеров 225/55 R17 традиционным победителем является Pirelli P6

Они показывают лучшее сочетание сцепных свойств и характеристик увода, хорошую курсовую устойчивость на прямой дороге и управляемость на мокром покрытии. Однако имеют довольно слабые тормоза юзом на сухом покрытии, есть замечания по комфорту и управляемости, повышенный расход топлива.

Летние шины не имеют к эксплуатации столь строгих требований, как зимние. Однако к покупке их также следует отнестись максимально тщательно. Различные тесты и обзоры в этом помогут.

Тест летних шин 2020

Стоит ли покупать дорогие 15-дюймовые шины? Мы Знаем четкий ответ. Мы протестировали 16 разных по цене и по происхождению моделей — и даем четкий ответ. В апреле 2021 года За рулем выпустил новый тест летних шин.

Размер шин 195/65 R15 — один из самых массовых на российском рынке. Поэтому на тест мы собрали аж 16 моделей из разных ценовых категорий. Самый «дорогой» участник — Continental PremiumContact 6 (от 3400 рублей). Уже два года он присутствует на рынке в более крупных размерах, а в «пятнадцатом» появился только сейчас. Компанию ему составляют: новинка Goodyear EfficientGrip Compact и упорно стремящийся в «премиум» Hankook Ventus Prime 3, а также систематически обновляемые Nokian Hakka Green 2 и Pirelli Cinturato PI Verde.

Средняя ценовая категория (от 2900 до 3400 рублей) представлена новинкой Yokohama BluEarth-Es ES32, а также популярными на рынке моделями Dunlop SP Sport FM800, Toyo Proxes CF2 и Nordman SX2. Хорошо продающийся Matador Hectorra 3 участвует в тестах журнала «За рулем» впервые.

Из эконом-класса взяли несколько шин, которые ни разу не были на наших испытаниях: пользующиеся спросом Kormoran Road Performance и Nexen N’Blue HD Plus, а также двух темных лошадок — Compasal GrandEco и Rapid P309. Дополняет список «бюджетников» хорошо знакомая многим модель Viatti Strada Asimmetrico — обладательница самого скромного ценника в 2400 рублей. Внести своеобразную изюминку нам поможет особенный участник с протектором типа M+S (Mud+Snow, в переводе на русский («Грязь+Снег») — шины Triangle AdvanteX ТС 101. Проверим, как покажет себя «всесезонка» на фоне шин, предназначенных только для асфальта.

  • Держать курс!
  • Девяносто, шестьдесят…
  • Скатертью дорога в тестах 2020
    • Съезжаем с асфальта вместе с За Рулем
    • Самыми робкими оказались Continental, Hankook и Nexen.
  • Ударим по тормозам
  • Какие шины выгоднее покупать в 2020 году?
    • Обезличенный размер в тестах летних шин

Держать курс!

Испытания шин проводили на полигоне АВТОВАЗа в августе-сентябре 2019 года. К этому времени производители уже завершили обновления своих шин, а погода установилась сухая и без значительных перепадов температуры. Во время тестов термометр показывал от +15 до +30°С.

Автомобилем-носителем стала Skoda Octavia. АБС и ESP мы не отключали, дабы не отдаляться от «жизненных» условий. Результаты замеров фиксировал высокоточный измерительный комплекс Vbox Racelogic на основе Гло-насс-GPS.

Начинаем с прогревочного круга по 10-километровому скоростному кольцу Попутно оцениваем курсовую устойчивость и поведение автомобиля при «мягком» маневрировании на скорости 130 км/ч (максимально разрешенные в России).

Самых высоких баллов удостоились Continental, Goodyear и Pirelli. К этой троице претензий у наших экспертов не возникло. Четкие и понятные реакции на действие рулем, надежное и предсказуемое поведение — всё как надо!

В отстающих — Matador и Viatti. Оба вызывают неприятное ощущение: будто рулевые тяги Шкоды стали резиновыми. Замечания в протоколе испытаний как под копирку: задержки реакций, большие углы поворота руля и низкая информативность. Такие шины не позволяют интуитивно понимать траекторию, а потому быстро утомляют в дальних поездках, вынуждая водителя излишне концентрироваться на рулении.

Всесезонный Triangle примкнул к отстающим, разделив с ними не только оценку, но и весь набор претензий.

Девяносто, шестьдесят…

Шины и агрегаты автомобиля прогреты — с ходу приступаем к замерам экономичности на горизонтальном участке дороги. Чтобы исключить влияние даже малейшего ветерка, заезды выполняем дважды — в противоположных направлениях.

Наиболее экономичными как при «загородных» 90 км/ч, так и при «городских» 60 км/ч показали себя Kormoran и Matador.

На высокой скорости явных аутсайдеров нет: ровно половина участников оказалась «прожорливее» лидеров чуть более, чем на 3%. А вот при городском скоростном лимите антирекорд поставила Viatti, увеличив аппетит Октавии почти на 10% — такая разница уже будет заметна в эксплуатации.

Любопытно, что Triangle с протектором M+S сделал по экономичности добрую половину «шоссеек».

Скатертью дорога в тестах 2020

Оценив аппетиты участников, перемещаемся на разбитые дороги, заставляющие колеса шуметь, трястись и пинаться. Здесь-то и выясним, насколько комфортно шины «несут» автомобиль.

Откровенно шумных покрышек среди испытуемых не оказалось. Тише всех катятся Continental, Kormoran и Nexen. Безупречную плавность хода Skoda продемонстрировала лишь на шинах Nordman. Толчки и вибрации на кузов и сиденья активнее всех передавали Viatti и, что самое интересное, Kormoran.

От грубоватого протектора Трайэнгла мы ожидали напрягающей громкости. Но с акустическим комфортом оказалось все в порядке, лишь приглушенный пульсирующий рокот ненавязчиво солировал на фоне умеренного общего шума. А по плавности хода эти покрышки близки к наиболее жестким шинам с асфальтовым рисунком протектора.

Съезжаем с асфальта вместе с За Рулем

Принимаемся за следующее упражнение — преодоление грунтового подъема с уклоном 12%. Оцениваем, как стартует и разгоняется Skoda на тестовых шинах. Систему контроля тяги, естественно, отключаем. Выставленные баллы в зачет не идут — их приводим исключительно для информации.

Увереннее всего на дороге без покрытия чувствуешь себя на шинах Kormoran и Viatti. На них Skoda охотно трогается и эффективно ускоряется даже с умеренным буксованием. Главное -не допускать излишне интенсивного проскальзывания.

Самыми робкими оказались Continental, Hankook и Nexen.

На них приходится тщательно дозировать тягу — стоит пробуксовать, и машина отказывается ехать. На таких покрышках с твердых дорог съезжать не советуем.

А на шинах M+S — запросто! Их «зубастый» всесезонный протектор работает на грунтовке не в пример эффективнее гладкого шоссейного, обеспечивая тягу в любых режимах: как на старте, так и при разгоне.

Ударим по тормозам

Пришло время наиболее значимых упражнений — замеров тормозного пути на мокром (с 80 км/ч) и сухом (с 100 км/ч) асфальте.

Результаты фиксируем до того, как автомобиль полностью остановится — на скорости 5 км/ч. Это позволяет избежать погрешностей измерений, вызванных частичной блокировкой колёс, которую даже современная АБС допускает на малых скоростях.

По мокрому асфальту самое эффективное замедление обеспечивает Hankook. Менее 4% уступили ему Continental и Nokian. Бледнее всех выглядит Rapid. Тормозной путь на нем у Шкоды длиннее на 17%, чем на Ханкуке.

Сухой асфальт покорился Континенталю, оторвавшемуся от Хан-кука лишь на пару процентов. Худший результат у Виатти, отставших от лидера на 18%.

Изрезанный ламелями протектор Трайэнгла, готовый ко встрече не только с грунтом, но и с грязью и снегом, оказался слишком подвижным, чтобы на равных тягаться с «шоссейками» в торможении на асфальте. Только вдумайтесь: проиграть лидеру почти четверть пути на мокром покрытии и одну пятую на сухом… Серьёзный облом!

В России — две беды. И каждая может неожиданно возникнуть прямо перед движущимся автомобилем, заставив водителя уворачиваться и резко маневрировать. Как повлияют испытуемые покрышки на поведение машины в подобной ситуации? Выясним это на «переставке» — однократной смене полосы на дистанции 12 метров. А заодно определим для каждой шины наибольшую начальную скорость успешного выполнения маневра.

На мокром асфальте Шкода быстрее перестраивается на покрышках Hankook. Самым медленным оказался Rapid, несмотря на то, что с английского переводится как «быстрый». Хотя отставание от лидера на 10% не выглядит совсем уж провальным.

Сухое покрытие выводит вперед Nokian. В замыкающих — Viatti. Разрыв между первым и последним в этих условиях менее 8%.

Теперь о поведении. На мокрой дороге безупречно показали себя шины Continental и Pirelli. Незамедлительные реакции, адекватные углы поворота руля, хорошая информативность и обеспечение Октавии нейтральной поворачиваемое™ не дали экспертам поводов для замечаний. А вот посуху подтвердить свою безукоризненность сумел лишь Континенталь.

Какие шины выгоднее покупать в 2020 году?

Выясним это по результатам сравнения средней цены каждой модели со «справедливой», определяемой нами по методу наименьших квадратов (№ 3, 2019).

В урезанном варианте бюджета побеждает Nexen N’Blue HD Plus — это самая рациональная покупка, позволяющая выгадать 12% от справедливой цены. Чуть меньший бонус (8%) можно получить, если приобретете Compasal GrandEco. Покупка Kormoran Road Performance или Viatti Strada Asimmetrico позволит сэкономить 5% и 4% соответственно. Rapid Р309 по нашим меркам стоит своих денег — ни больше ни меньше!

За всесезонку Triangle придется переплатить 11%. Но эта надбавка условная, так как она определена в сравнении с шинами асфальтового назначения.

При средней толщине кошелька максимальную выгоду принесет покупка шин Nordman SX2 — 7% от «справедливой» цены.

Выбрав покрышки Yokohama BluEarth-Es ES32, сэкономите чуть меньше — 4%, а шины Dunlop SP Sport FM800 — лишь 3%.

Toyo Proxes CF2 «своих» денег стоят — переоценённость мизерная, всего 1%.

За Matador Hectorra 3 придется переплатить 11% относительно их справедливой цены, видимо это плата за родство с именитым старшим братом Continental.

У тех, кто любит шины премиальных брендов, тоже есть выбор, хотя выгода от покупки дорогих продуктов невысока. Купив Hankook Ventus Prime 3 или Nokian Hakka Green 2, можно сэкономить, соответственно, 6% и 4% от «справедливой» цены.

Ценник Pirelli Cinturato PI Verde соответствует техническим показателям с погрешностью в 1%. Goodyear EfficientGrip Compact и Continental Premium Contact 6 — самые невыгодные покупки.

За них придется переплатить порядка пятнадцати процентов. Для топов — это нормально.

Обезличенный размер в тестах летних шин

Ныне размер 195/65 R15 стал самым массовым и … бюджетным.

О высоком спросе на эти шины говорит несметное количество предложений на рынке. А его «бюджетность» (минимальная выгода для производителей) ограничивает объем средств в разработку и модернизацию и не стимулирует получение выдающихся показателей. Потому новые модели шинники не опускают до такого размера, предпочитая иметь минимум диаметром 16 или 17 дюймов. Кстати, характерный пример Continental PremiumContact 6 -отличная шина, но до размера 195/65 R15 «спустилась» из более крупных диаметров лишь через несколько лет после появления на рынке.

Плодить дорогих «отличников» в 15-дюймовом сегменте невыгодно: дорого, а много их не продать. С другой стороны, откровенные дешевки выпускать тоже невыгодно: покупатель сейчас уже не тот, что был 10-15 лет назад, на барахло не «клюет».

Потому шины в этом размере становятся тусклыми, скучными и бесхарактерными — стираются даже былые брендовые изюминки. Впрочем, из таких вот безликих обычному покупателю проще выбрать покрышки «на каждый день». А уровень характеристик указан на ценниках: рыночные цены почти всех протестированных нами продуктов не сильно отличаются от «справедливой».

С другой стороны, самый доступный из всех тюнингов — шинный — в этом размере, увы, исчезает. Хотите изменить характер своего автомобиля, ищите в другой размерности — 205/55 R16, а еще лучше-225/45 R17.

Тест летних шин размера 225 45 R17 от Auto Bild

Журнал Auto Bild традиционно протестировал несколько десятков моделей летних шин

В своем новом большом тесте немецкое издание Auto Bild сравнило 53 летние шины от дорогих продуктов премиум-класса до шин от малоизвестных брендов родом из Азии. Как и всегда, тест был поделен на две части, и чтобы пройти в основную, шинам было необходимо продемонстрировать приемлемую эффективность торможения на сухом и мокром покрытии. В квалификации имел значение буквально каждый сантиметр тормозного пути, поскольку дальше могли пройти только 20 претендентов на победу.

Шины от именитых брендов без труда прошли в финальную часть, но кроме того отличные тормозные свойства продемонстрировали и недорогие шины от Apollo (Индия) и Maxxis (Тайвань). Еще более удивительным стало то, что шины от Kenda (Тайвань) заняли седьмое место в квалификации. В основной части Kenda также очень хорошо выступили в тестах на мокрой поверхности, обойдя шины от таких гигантов, как Continental и Dunlop. Как бы ни было, андердог все же не смог занять действительно высокое место, поскольку у Kenda слишком высокий износ, и это как раз тот случай, когда низкая цена еще не означает реальную экономию средств.

Первая часть тестов была проведена на треке ATP в Германии, а основная – на полигоне IDIADA в Испании. Все шины были куплены в свободной продаже.

Шины Nokian, Goodyear и Pirelli продемонстрировали самую высокую устойчивость к боковому уводу, однако в тесте на управляемость имели значение и другие параметры, поэтому лучшими в этой дисциплине стали Michelin. Шины Firestone и Kleber не смогли обеспечить высокий уровень сцепления.

В тесте на сухом покрытии Pirelli снова доказали, что им нет равных в подобных условиях, для которых они подходят просто идеально. В то же время у Pirelli достаточно высокий уровень шума, а самыми тихими в тесте оказались шины Nokian.

Самые дешевые шины далеко не всегда могут обеспечить минимальную стоимость километра пути, а лучшую экономию средств в этом плане обеспечивают шины Sava, опередившие конкурентов с большим отрывом.

Список протестированных шин и результаты тестов:

  1. Michelin Pilot Sport 4
  2. Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5
  3. Falken Azenis FK510, Hankook Ventus S1 evo3 K127
  4. Continental PremiumContact 6
  5. Fulda SportControl 2
  6. Nokian Wetproof
  7. Pirelli P Zero New
  8. Sava Intensa UHP 2
  9. Bridgestone Turanza T005, Apollo Aspire XP, Vredestein Ultrac Vorti
  10. Dunlop Sport Maxx RT2
  11. Yokohama ADVAN FLEVA V701
  12. Toyo Proxes Sport
  13. Kleber Dynaxer UHP
  14. Maxxis Premitra HP5
  15. Firestone Roadhawk
  16. Kenda Emera A1 KR41
  17. Kumho Ecsta PS71

Назад к списку статей

Большой тест 13 моделей летних шин. Результаты — неожиданные

На этот раз мы собрали на тест шины, которые почти все производители представляют как наиболее сбалансированные по всем характеристикам. Высшую ценовую планку задает совсем свежая модель Continental PremiumContact 6, «сваренная» в Мексике. Еще новинка — Michelin Primacy 4, которая сделана (обратите внимание!) в России.

Новая модель Hankook — Ventus Prime 3 венгерского исполнения — призвана продолжить успешное продвижение быстро прогрессирующей корейской компании на российский рынок.

Свежая модель, хотя уже не новинка, — Nokian Hakka Blue 2 финской «варки».

Еще одна премиальная модель — Pirelli Cinturato P1 Verde со штампиком ­«Сделано в России».

Toyo Proxes CF2 малайзийской «сборки» — старая модель, но все еще пользуется спросом. Бюджетный продукт именитой компании Bridgestone — модель Firestone Touring FS100.

В ценовой диапазон 3000–3500 рублей попадают обновленная корейская Kumho Ecsta HS51, тайваньская Maxxis Premitra HP5, сделанная в Китае, Nordman SX 2 финской закваски, но российского производства. А также старая, но с обновленным составом модель Viatti Strada Asimmetrico V‑130 и новинка рынка Cordiant Comfort 2.

Итого — шесть «россиян» по месту изготовления, практически половина состава.

Держать курс

Традиционно тесты летних шин мы проводим на полигоне АВТОВАЗа. Начинаем с оценки курсовой устойчивости на максимально допустимой скорости. Самую высокую оценку поставили шинам Pirelli. С одной стороны, они обеспечивают тестовой Октавии четкие, незамедлительные реакции даже при незначительных углах поворота руля — как на прямой, так и на дуге пологого поворота. А с другой — автомобиль радует плотной, налитой приятной тяжестью баранкой. Возможно, среднестатистическому водителю в дальней поездке она покажется чуть тяжеловатой, но при активном рулении очень информативна — по нарастанию усилия хорошо понятно, на какой угол повернуты колеса.

Полная противоположность — Firestone. На этих шинах строгая в поведении Skoda превращается в разгильдяйку с нечетким, непонятным «нулем», задержками в реакциях и большими углами поворота руля при попытках скорректировать курс. Но самое неприятное другое: на пологой дуге с установившимся ради­усом в какой-то момент возникает подруливание задней оси, норовящее сорвать машину в занос. Неопытного водителя спасет только ESP.

Подогревают аппетит

Не останавливаясь после десятикилометровой пробежки (даже короткая остановка позволит шинам и элементам трансмиссии остыть, что отрицательно скажется на результатах), переходим к оценке экономичности. В загородном режиме (90 км/ч) в лидеры попали пятеро испытуемых — Continental, Cordiant, Firestone, Michelin и Toyo. Особенно удивил успех Кордианта, поскольку предыдущая модель (Comfort первого выпуска) была весьма прожорливой. Больше всего бензина Skoda расходовала на шинах Viatti.

На городских 60 км/ч упомянутая пятерка превратилась в тройку — сохранили лидирующие позиции лишь Firestone, Michelin и Toyo. Viatti и здесь проявила ненасытность.

Кто на свете всех шумнее

Перемещаемся на другие дороги, изобилующие трещинами, выбоинами и даже ямами. Здесь шины шумят, гудят, трясут, передают на кузов и сиденья толчки и вибрации — одни сильнее, другие слабее.

Наиболее высокие оценки по акустическому комфорту эксперты поставили шинам Continental, Cordiant, Hankook, Nokian и Nordman. Покрышки Michelin тоже не издают громких звуков при качении, однако от пятерки лидеров их отличает изменение тональности шума на покрытиях разного качества — они не столько певучи, сколько разноголосны на традиционных для российских дорог заплатках из разнородного асфальта. Именно за это мы снизили шинам Michelin оценку на полбалла.

Рекорд шумности установил Kumho. Шумное, гулкое качение, озвучивание покрытия и дорожных неровностей. Они же оказались самыми жесткими, активно передающими толчки и вибрации на пол кузова, сиденье и органы управления. Особенно неприятно зудят на микронеровностях и грубом асфальте. Лучшие результаты по плавности хода «привезли» Hankook и Cordiant: на них Octavia катится мягко и комфортно.

Проскочим по проселку

На грунтовом 12‑процентном подъеме оцениваем лояльность шин к дорогам без покрытия. Трогание в гору с «газом» и «без газа» и попытки интенсивно разогнаться позволяют выяснить, какие шины хорошо цепляются за грунт, насколько и как резко способствуют потере тяги при буксовании. Противобуксовочную систему, естественно, отключаем.

Увереннее других на грунтовом подъеме ведут себя Viatti. Немудрено! Обратите внимание на рисунок протектора — все шашки мелко нашинкованы, будто у шин M+S, предназначенных только для проселка.

А больше других склонностью к буксованию и недостаточной тягой грешат шины Continental — их «грунтовые» способности мы оценили в четыре балла. С твердых дорог не съезжать!

Результаты вполне закономерны: невозможно сделать шину, которая будет лучшей одновременно и на асфальте, и на грунте.

По тормозам!

В мокром торможении всех обыгрывает Hankook. В затылок ему дышат Continental и Nokian с одинаковыми тормозными путями. В отстающих — Firestone, проигрывающий лидеру почти семь (!) метров. На предпоследней позиции — Viatti с отставанием в 4,3 метра.

На сухом асфальте Octavia лучше всего тормозит на шинах Michelin. Второй результат показывает Continental, проигрывая лидеру всего 30 см. Замыкающие в этом упражнении те же, только теперь позади всех Viatti, а перед ним Firestone.

На мокром асфальте ­наиболее стабильные показатели — у Conti, Nokian и Kumho: разброс не более 20 см. Максимальная разница в результатах, полученных в разных попытках, составила чуть больше метра — отличились Firestone и Pirelli. На сухом самое стабильное торможение обеспечил Michelin: всего полметра разницы за шесть подходов. А вот Firestone, Nordman, Pirelli и Viatti показали максимальный разброс — более двух метров.

На переставке

Этот тест мы выполняем, чтобы оценить поведение шин при экстремальном маневрировании. Skoda, двигаясь с постоянной скоростью на четвертой (прямой) передаче, резко (на дистанции 12 метров) перестраивается на соседнюю полосу. Испытатель начинает упражнение с небольшой, заведомо проходной скорости и с каждым разом наращивает ее на 1–2 км/ч. Кроме того, он выставляет экспертную оценку на основании зафиксированных замечаний к поведению автомобиля и возможности управлять им.

Самую высокую скорость (69,3 км/ч) при переставке на мокром асфальте Skoda показала на шинах Nokian. А наибо­лее скромным результатом (63,7 км/ч) наделил ее Firestone.

На сухой дороге шины Nokian сохранили лидерство, скоростной максимум на них вырос до 71,2 км/ч. Firestone так и остался самым скромным, выше отметки «67,5 км/ч» при выполнении экстремального маневра подняться не смог.

И приятнее всего управляется Skoda на шинах Nokian, причем как на сухом асфальте, так и на мокром. Испытатели отметили четкие реакции, аде­кватные углы поворота баранки и достаточную ее информативность. Баланс управляемости близок к нейтральному.

Шины Firestone заставили попотеть на мокром асфальте. Невысокая скорость объясняется ранним началом скольжений, что в переводе на общедоступный язык означает недостаточное сцепление. Кроме того, практически полное отсутствие информативности на руле не позволяет подобрать требуемые углы его поворота, чтобы заставить автомобиль двигаться по желаемой траектории.

На сухом покрытии в отстающих по поведению остался все тот же Firestone, но уже в компании с Toyo. У Октавии на шинах Firestone столь большие углы поворота баранки и задержки в реакциях, что водитель не успевает повернуть руль на требуемый угол. Ситу­ацию осложняет изменчивый характер — машина скользит мордой наружу на входе в первый коридор, демонстрируя недостаточную поворачива­емость, которая при стабилизации автомобиля на соседней полосе переходит в избыточную, заставляя Шкоду «мести хвостом».

На шинах Toyo первоначальные реакции неплохие, но с увеличением скорости Octavia начинает неожиданно резко срываться в занос, с которым очень сложно справиться. Руль при этом становится настолько «пустым», будто его отсоединили от колес.

Расставляем по местам

На тринадцатом месте нашего рейтинга Firestone Touring FS100, заработавший лишь 796 баллов и попавший в категорию «Слабые шины». Провальные по современным меркам результаты в номинациях «Безо­пасность» и «Поведение». Сильные стороны — средний уровень комфорта и высокая, наравне с мишленовской, топливная экономичность. Возможное применение — неспешная аккуратная езда с постоянно включенной системой стабилизации.

На двенадцатом месте — Viatti Strada Asimmetrico V‑130. Всего лишь 835 итоговых баллов относят их в категорию «Посредственные шины». Слабое торможение, худшие результаты в топливной экономичности, уровень комфорта близок к среднему. На удивление покладисты в управляемости. Подойдут для неспешной езды по твердым дорогам, в том числе по грунтовым.

Десятое и одиннадцатое местá делят Kumho Ecsta HS51 и Toyo Proxes CF2. Несмотря на равное количество набранных баллов, по характеру они совершенно разные. «Корейцы» — откровенно провальные по комфорту, однако в номинации «Безо­пасность» опережают Toyo и даже вышестоящие Cordiant и Nordman. «Японцы» чуть лучше по поведению, к тому же порадуют водителя высокой топливной экономичностью, сравнимой с мишленовской. И те и другие подойдут для езды без фанатизма.

Сумма баллов, набранных в тесте

Марка, модель

Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб.

Экономия (+)* / переплата (-)*, %

Индекс нагрузки и скорости

Индекс износостойкости (Treadwear)

Глубина рисунка по ширине, мм

Твердость резины по Шору, ед.

Самые экономичные; удовлетворительный уровень внутреннего шума

Хорошая управля­емость на сухом покрытии при экстремальном маневрировании; удовлетворительная курсовая устойчивость

Самые экономичные; удовлетворительный уровень внутреннего шума

Торможение выше среднего и на сухой, и на мокрой дороге; высокая скорость при переставке на сухом асфальте

Худшее «мокрое» торможение; проблемные курсовая устойчивость и управляемость при экстремальных маневрах на мокром асфальте

Худшее торможение на сухом асфальте; самый большой расход топлива; замечания по части комфорта

Сложная управляемость при экстремальных маневрах на сухом асфальте; замечания к плавности хода

Самые некомфортные; сложные курсовая устойчивость и управляемость при экстремальных маневрах на мокром асфальте

* Разность между справедливой ценой и средней ценой шин конкретной модели, выраженная в процентах относительно средней цены.

Maxxis Premitra HP5 — на девятой строчке. Ай да Тайвань! Maxxis — компания довольно молодая, но быстро прогрессирующая. Premitra HP5 обошла более именитых японских и корейских соперников. Это не самые лучшие шины для агрессивной езды из-за сложного поведения при экстремальных маневрах. Но для повседневной спокойной езды подойдут, причем обеспечат более высокую безо­пасность, чем стоящие выше в итоговом рейтинге Cordiant, Nordman и Dunlop. Близки к середнякам по комфорту и экономичности.

На восьмой ступеньке — Cordiant Comfort 2. Новая модель ощутимо прибавила относительно представительницы первого поколения. Теперь она оправдывает свое название и по праву завоевала титул самой комфортной шины (правда, в компании с Ханкуком). Еще одно достижение — эти покрышки принадлежат к числу самых экономичных на «загородной» скорости. Ощутимый минус — сложная управляемость при экстремальных маневрах на сухом покрытии. Эти шины созданы не для агрессивной езды, но вполне подходят на каждый день.

Российский Nordman SX 2 с 889 баллами распечатывает группу «Хорошие шины». Крепкий середняк по всем объективным показателям, единственное исключение — «сухое» торможение, в котором дал незначительную слабину. Зато в номинации «Поведение» конкурирует с топами, — Michelin и Hankook ему даже чуток уступают.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector