Литиевые аккумуляторы на морозе - Авто журнал Волгино Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литий-ионный аккумулятор на морозе

Литий-ионный аккумулятор на морозе

  1. Чего боятся Li-ion аккумуляторы
  2. Что происходит с Li-ion аккумулятором на морозе
  3. Как решить проблему эксплуатации литиевого аккумулятора на морозе

Литий-ионные (Li-Ion) аккумуляторы стали наиболее распространенными на данный момент. Одной из немногих сфер, где литиевые АКБ не прижились — это транспорт с двигателем внутреннего сгорания, где батарея используется лишь для зажигания и питания основных узлов.

С популяризацией электротранспорта потребность в литиевых аккумуляторных батареях выросла еще сильнее. Под электротранспортом понимаются не только электрокары, но и электровелосипеды, электросамокаты и прочая техника, приводимая в движение при помощи электродвигателя.

Из-за того, что li-ion АКБ используются практически везде, пользователи часто интересуются, чего боятся литий-ионные аккумуляторы. Это полезно знать, особенно если эксплуатируется дорогостоящая сборка из большого количества элементов, которую не хочется менять почти каждый год.

Чего боятся Li-ion аккумуляторы

Каждый тип аккумулятора имеет определенные требования по эксплуатации, которым следует соответствовать для достижения максимально длительного срока службы, близкого к заявленному. Обычно эти требования одинаковы, отличаясь лишь конкретными цифрами. Среди них можно выделить следующие:

  • Ток заряда и разряда. Каждая АКБ имеет максимально допустимый ток заряда и разряда. Для многих литий-ионных аккумуляторов это не очень актуально из-за наличия BMS контроллера, управляющего всеми процессами и защищающего от неправильной эксплуатации;
  • Уровень заряда. Любой аккумулятор можно испортить, разрядив его “в ноль” и оставив в таком состоянии на хранение. АКБ всегда должна быть заряжена. Оптимальный для хранения уровень заряда обычно составляет порядка 60%. На 100% разрядить литиевую АКБ также не получится из-за контроллера BMS, но от саморазряда при хранении ничего не защитит;
  • Температурный режим. Как хранение, так и эксплуатация должны происходить при подходящей для конкретного типа АКБ температуре. В большинстве случаев АКБ эксплуатируется в помещении, либо есть возможность его туда переместить, поэтому литиевые аккумуляторы на морозе эксплуатируются нечасто. Так было раньше до популяризации электротранспорта. Сейчас работа литий-ионных и полимерных АКБ в мороз волнует пользователей куда больше.

Что происходит с Li-ion аккумулятором на морозе

Несмотря на то, что проблема эксплуатации li-ion батарей при отрицательных температурах стала острой относительно недавно, в некоторых сферах она была актуальна уже много лет назад.

Многие, наверное, помнят ситуации, когда смартфон (обычно это касалось уже устаревших поколений iPhone) отключался после длительного нахождения на открытом воздухе в минусовую температуру. Это связано с тем, что литий-ионный аккумулятор на морозе сильно теряет в токоотдаче и уровне заряда.

А теперь представьте, что речь идет не о смартфоне, а, скажем, об электровелосипеде. Да, многие разумно предпочитают подождать до весны, однако любителей зимних велопрогулок быстрая потеря заряда может застать врасплох. С электрокарами ситуация аналогичная. Суть проблемы заключается в том, что многие химические реакции замедляются при низких температурах, а литий-ионный аккумулятор — это как раз химический источник питания. Соответственно, в мороз аккумулятор рискует глубоко разрядиться даже находясь в состоянии простоя. Это стоит учитывать и вовремя заряжать АКБ. Обращаем внимание, что заряжать аккумулятор сразу после мороза не рекомендуется. Он должен естественным образом согреться перед началом процесса.

Если не усмотреть за литий-ионным аккумулятором и допустить саморазряд до критически низких напряжений (ниже 2,5В на элемент), то спустя некоторое время хранения аккумулятор может выйти из строя без возможности восстановления. В рамках, скажем, одного элемента типоразмера 18650 это не кажется проблемой, однако если речь идет о десятках или даже тысячах (в автомобилях Tesla установлено более 7 тысяч ячеек 18650 от Panasonic), потери будут значительными. Поэтому внимательно следите за состоянием аккумулятора и поддерживайте стабильно средне-высокий уровень заряда для его хранения.

Как решить проблему эксплуатации литиевого аккумулятора на морозе

Если избежать эксплуатации литиевой аккумуляторной батареи на морозе не получится, есть пара способов немного облегчить ситуацию.

Очевидным решением является утепление аккумулятора. В роли утеплителя может быть любой теплоизоляционный материал вплоть до пенопласта. Главное, чтобы пространство позволяло. Благодаря изоляции тепло, вырабатываемое аккумуляторами в процессе эксплуатации, будет поддерживать приемлемую температуру. Во время простоя это тепло поможет некоторое время согревать батарею. Таким образом, как минимум процесс эксплуатации и непродолжительный простой будут происходить в более-менее приемлемых условиях.

Второй вариант решения проблемы более радикальный. Он заключается в том, чтобы подобрать другой тип литиевых аккумуляторов, который лучше переносит эксплуатацию при низкой температуре окружающей среды. К таким типам относятся литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO4). Они прекрасно работают даже при температурах -20°C, однако отличаются не самым стандартным напряжением одного элемента. Еще одним крайне перспективным типом литиевых АКБ для электротранспорта являются литий-титанатные аккумуляторы. Они предлагают не только уверенную работу в мороз, но и длительный срок службы (срок службы некоторых моделей может превышать период эксплуатации самого электротранспорта), а также возможность быстрой зарядки. Для литий-титанатной батареи зарядка за 5-10 минут — стандартное явление.

Литиевые аккумуляторы на морозе

В холодное время года у фонаревщиков, активно использующих аккумуляторы на основе лития, могут возникать проблемы и вопросы относительно производительности этих источников питания. Речь идет не о литиевых одноразовых батарейках, а имеются в виду такие аккумуляторы, как:

Li-ion,
Li-ion IMR,
Li-pol,
LiFePo4.

Кроме общей технологии, аккумуляторы еще различаются в зависимости от фирмы и модели, химией и качеством исполнения. Бывают от мировых производителей и «китайские», на небольшой разрядный ток и силовые — узнать разницу между ними при низкой температуре тоже интересно.

Тема создана для сбора и обсуждения практической информации, реального опыта использования форумчанами перезаряжаемого лития на морозе. Таким образом мы точно выясним, какие типы аккумуляторов на что способны, а на что — нет, и пользователи смогут на основании информации в этой теме знать, чего ожидать от своих аккумуляторов в определенных условиях.

Типичный разрядный график литиевых аккумуляторов при разных температурах:

При низких температурах в первое время работы напряжение «проседает» (показано стрелкой), что может привести к срабатыванию защиты в аккумуляторе (если есть) или в самом устройстве — к отключению питаемого устройства.

Следовательно, кроме определения емкости, при тестировании аккумулятора важно обращать особое внимание на его работу в первые секунды и минуты.

Ссылки по теме:
NASA. The Limits of Low-Temperature Performance of Li-Ion Cells
http://trs-new.jpl.nasa.gov/dspace/bitstream/2014/13702/1/00-0068.pdf
(общие сведения о производительности Li-ion при низких температурах)

NASA. Safe Charge Rates for Lithium-Ion Cells. Effects of Lithium Plating
http://trs-new.jpl.nasa.gov/dspace/bitstream/2014/41485/1/08-0012.pdf
(о последствиях зарядки Li-ion при низких температурах)

Фонарь Armytek Predator имеет драйвер, потребляющий примерно одинаковую мощность — то есть если напряжение на аккумуляторе просаживается, ток возрастает. В максимуме у моего фонаря это около 4.5-5 Вт. Сможет ли охлажденный до -18 фонарь с новым (3 цикла) аккумулятором Li-ion Samsung ICR18650-28A (2800 мАч, по даташиту минимальная температура работы -20) светить на максимуме, а аккумулятор отдавать нормальную мощность, пока не прогреется? Заряжен не полностью для большей чистоты эксперимента, напряжение 3.97 В.

Если под нагрузкой аккумулятор просядет до 2.8 В от холода — фонарь помигает и драйвер перейдет в самый слабый режим. Итак, критерий успешного прохождения теста: фонарь светит на максимуме непрерывно от момента включения сразу с морозильной камеры (я держал там фонарь больше 2 часов, этого достаточно) до прогрева до комнатной температуры.

Результат — фонарь «заводился», как старое Жигули при таком же морозе:SmileBulb:. Достаю из морозилки, включаю — через секунду максимум 500 лм слетает в светлячок. Ладно, ставлю 100 лм. Слетает. 5 лм — тоже слетает! Покрутил по кругу все режимы первой линии еще секунд 20, и аккумулятор «завелся». На максимуме больше не слетел, светит ровно, идет на прогрев. Тест как бы пройден с больши-и-ими оговорками:RollEyesBulb:

Так как до того, как заработал максимальный режим, особо нагреться аккумулятор вряд ли успел за полминуты (я держал фонарь кончиками пальцев), наверное холодный аккумулятор в моем случаем просто не сразу выходит на полную отдачу — его надо раскачать сначала хоть каким-то током. Я не ожидал такого, думал наоборот — сначала будет светить, а потом «выдохнется».

Predator из-за своего драйвера оказался хорошим фонарем для теста аккумуляторов на морозе. Если кто-то повторит опыт с другими аккумуляторами и морозилкой, информация будет очень полезной для сравнения!

1.) Брендовый Li-Ion 14500 (какая фирма не помню — этикетку сорвал). Емкость 900 мА. В начале я не верил, но она оказалась реально такой. Тесты на холоде. В холодильнике ровно -15 градусов. Подключил нагрузку 300 мА (0,3С), и смотрел, как будет разряжаться аккумулятор. Напряжение сразу просело с 4,20 В до 3,80 В буквально за пару секунд. Через 10 мин стало 3,60 В, через 40 — 3,51 В, через 130 — 3,07 В. Аккумулятор разрядился ровно за 2,5 часа. Учитывая, что нагрузка — сопротивление, то в конце ток составил 200 мА, и аккумулятор отключился (сработала защита) при 2,45 В. Итого емкость на холоде примерно 700 мА вместо 900 мА. Очень хороший результат.
2.) Обычный Li-Ion (плоский, от коммуникатора) на 3000 мА. Нагрузил сопротивлением примерно 2 Ома. Начальный ток 1,29 А (0,4С). Напряжение СРАЗУ упало до 2,80 В. Повторюсь, температура та же -15 градусов. Отвратительно. Через 5 мин напруга стала 2,67 В, через 15 — 2,79 В, через 20 — 2,85 В и через 40 — 2,83 В. Ток примерно 1,25 А. Т.е. сначала резкий спад, а потом рост напряжения, и затем спад. Очень удивил этот факт. Будто аккумулятор нагрел сам себя, и результат стал лучше.
Ну вот, разное качество аккумуляторов при разряде близкими нагрузками, в частях от емкости. От коммуникатора аккум наверное старый? Тогда у него внутреннее сопротивление выше и он просел быстро. Была бы защита на 2.8 вольт — «не пускала» бы аж 15 минут до 2.8.

Резкий спад заканчивается подъемом наверное таки от прогрева, хотя бы локального где-то внутри аккумулятора, там где сопротивление наибольшее. У меня в опыте было то же самое, только на 30 секунд, а не 15 минут.

На даташитах спад обычно это выглядит так:

Вопрос в том, достигнет ли «дно» спада напряжения срабатывания защиты.

Так что я буду очень благодарен тому, кто подскажет марку или модель 18650 Li-Ion, которая бы себя нормально вела на морозе -20 градусов, учитывая ток разряда 0,5С (стандартный)

Если Благородный Дон живет в Первопрестольной или поблизости, то могу дать для экспериментов довольно симпатичные банки Минамото, которые покупаю периодически мелким оптом. Самому заморачиваться на эксперименты некогда, а знать тоже хоцца. Такой вот симбиоз предлагаю.

2600 мАч (при зарядке до 4.2 В вместо номинала 4.3), среднее (номанальное) напряжение 3.75 В и вес 48 г. Выходит удельная емкость 203 Вт*ч/кг. Если заряжать до номинала 4.3 В, то емкость 2800 мАч и 218 Вт*ч/кг.
A123 APR18650M1-A имеет емкость 1100 мАч, среднее (номанальное) напряжение 3.3 В и вес 39 г. Выходит удельная емкость 93 Вт*ч/кг.
Li-ion запасает энергию плотнее в 2.2-2.5 раз, чем LiFePo4. По весу. На 1 аккумулятор разница еще больше.

Как работает при -18 мой Samsung — я писал, ток был как раз около 0.5 C. Сколько емкости он отдал бы, я не знаю. Но LiFePo4 тоже сильно снижает емкость при морозе, просто не так сильно проседает относительно номинала. При минус 30 по тестам NASA (http://batteryworkshop.msfc.nasa.gov/presentations/Perf_Safe_Eval_High-Rate_18650_Li-IronPhos_Cells_JJeevarajan.pdf страница 17) вообще «фосфаты» отдали 41% емкости при чуть более чем 2 В. Некоторые устройства могут отключиться. Например фонарь Предатор, если его настроить на LiFePo4 с отсечкой 2.5 В, а не на CR123A с отсечкой 2.0 В. Так что хоть LiFePo4 и морозоустойчивее, с учетом емкости — надо думать. И тестить:AgreeBulb:

Холодный аккум даже полезную нагрузку выдать не всегда может. Если греть его, то надо после нажатия кнопки включения фонаря подождать в темноте согрева, и хорошо так подождать: мощность подогрева мала из-за холодного аккума, замкнутый круг:RollEyesBulb:

А у нас цель — на морозе пользоваться фонарем как обычно.

Вообще все аккумы на морозе отдают неполную емкость. Просто разные типы в разной степени холодостойкие. Это надо помнить и выбирать тип аккумов, и брать с собой их больше.

А у нас цель — на морозе пользоваться фонарем как обычно

Но у нас же нет цели пользоваться предварительно вымороженным фонарём?

Если нам нужен фонарь на зиму – можно обмотать его ветошью и для эстетов затянуть поверх в термоусадку. Ну и до включения держать в кармане. Во внутреннем.

Если это фара-налобник – прячем батарейный блок под одежду.

Кажется, вы ищите дополнительных сложностей себе.

(У нас тут -40 обычное дело, такого ни в одном морозильнике не покажут)

Но у нас же нет цели пользоваться предварительно вымороженным фонарём?

Если нам нужен фонарь на зиму – можно обмотать его ветошью и для эстетов затянуть поверх в термоусадку. Ну и до включения держать в кармане. Во внутреннем.

Если это фара-налобник – прячем батарейный блок под одежду.

Кажется, вы ищите дополнительных сложностей себе.

(У нас тут -40 обычное дело, такого ни в одном морозильнике не покажут)В этой теме как раз исследуем возможности аккумуляторов, которые в тепле не держали. Аналогия: нож будет хорошо резать, если его точить каждый раз, но ценится нож, который долго обходится без заточки и прочей правки.

Sanyo UR18650W и здесь есть о них же (обратите внимание на дату). Сейчас они используются DeWalt.Хороший разрядный график при -10, учитывая ток 10 ампер! Но при -10 почти весь li-ion работает, даже для моего фотоаппарата с «квадратным» литиевым аккумом заявлена работа при этой температуре. Производители банок Li-ion любят заявлять работу начиная от -20, а графики приводят при -10, вот в чем засада. Интересно как раз -20 и по возможности ниже — насколько хватит «сил».

Господа, поверьте, у нас холодно очень, вопроса о подогреве, раскачке и даже использовании холодного аккумулятора не возникает (если это не ноутбук). Просто не охлаждаем его и всё.У Вас город Норильск, там хоть бы батарейки CR123A работали:SmileBulb: а у нас вот «немного» южнее, теплая Украина, где -20 редко, а ниже -30 — почти рекорд. Дело не только в этом. Даже если -50 и литиевые аккумы не работают ну вообще, то прятать фонарь во внешнем кармане куртки (где допустим близкая к еще рабочим по даташитам температура) удобнее, чем расстегиваться на морозе для «посветить». А если фонарь крупный? Неудобно, это же не мобила. Так что тема, думаю, актуальна не менее и для далекого севера.

И еще: если -50 и ветер, светодиоду придется очень постараться, чтобы не дать остынуть вынутому из кармана фонарю ниже тех же -20. Перчатки могут не помочь фонарю согреться:SmileBulb: Такая проблема при сильных морозах выходит на первое место — техника замерзает после вынимания из тепла.

Все преобразователи при таком напряжении обладают низким КПД

Сейчас придёт Vaska и в очередной раз будет прав

Похоже, это LiMn2O4, но не уверен

The UR18650W is a hybrid cell with a positive electrode that combines both lithium cobalt oxide and lithium manganese oxide

ну вот что я всегда и говорил, забудте об акумах на мoрозе
Абсолютно здравое рассуждение, подкреплённое жизненным опытом! И не раз уже оговоренное.

И всё равно, через месяц, или после «форматирования народонаселения» (10 дней новогодней пьянки), тема снова возродится, как птица Феникс.

Морозостойкие литиевые аккумуляторы от компании EEMB

Литий-полимерный аккумулятор с возможностью заряда при температуре окружающей среды -10°С, а работы – при температуре до -40°С? Легко! Это стало возможным с новой серией аккумуляторов производства компании EEMB. Их можно отличить по аббревиатуре LC в серийном обозначении.

Первый литиевый аккумулятор, – а именно литий-ионный (Li-Ion), – был продемонстрирован в 1991 году, и в этом же году началось серийное производство. С того момента прошла уже четверть века, и в течение этого времени технические характеристики аккумуляторов развивались и совершенствовались. В основном внимание уделялось увеличению удельной энергоемкости и срока службы, снижению массогабаритных характеристик и стоимости, повышению экологичности и безопасности. Время не было потрачено впустую – в результате развития появились новые разновидности аккумуляторов, например литий-полимерные (Li-Pol) и литий-железофосфатные (Li-FePO4).

Сравнивая указанные типы аккумуляторов по основным параметрам (таблица 1), видим, что каждый из них обладает как преимуществами, так и недостатками. Литий-ионные обладают самой высокой удельной энергоемкостью, средней стоимостью ватт-часа и меньшим количеством циклов «заряд/разряд». Литий-полимерные аккумуляторы обладают наименьшей стоимостью ватт-часа, немного меньшей удельной энергоемкостью и средним значением циклов «заряд/разряд». Литий-железофосфатные имеют максимальную стоимость ватт-часа, меньшую энергоемкость среди литиевых аккумуляторов, но самый длительный срок службы и срок хранения.

Таблица 1. Основные параметры литиевых аккумуляторов

ПараметрыТип аккумулятора
Li-IonLi-PolymerLiFePO4
Номинальное напряжение на ячейку, В3,73,2
Число циклов заряд/разряд до потери 20% емкости300…500500…800Более 2000
Срок хранения до потери 20% емкости, лет1,5 (тип.)5…10
Температурный диапазон разряда тип., °С-20…60-10…60-20…50
Удельная энергоемкость, Вт час/кг (тип.)210…230130…160120…130
Стоимость за ватт-час тип., $0,6…1,10,4…0,60,8…2,3

Учитывая комплекс указанных параметров, можно считать, что на сегодняшний день для подавляющего большинства применений оптимальным типом аккумулятора является литий-полимерный, а литий-железофосфатный аккумулятор имеет очень хорошие перспективы, особенно при снижении стоимости ватт-часа.

Отрицательной потребительской характеристикой всех литиевых аккумуляторов является то, что они весьма плохо приспособлены к минусовым температурам. Как правило, они допускают разряд при температуре не ниже -10…-20°С (с уменьшением емкости и отдаваемого тока), а заряд – только при положительной температуре. Конечно, есть литиевые аккумуляторы, которые можно разряжать при температуре -50°С, а также и заряжать вплоть до -30°С, но это специально разработанные достаточно дорогостоящие аккумуляторы, например, продукция французской компании SAFT. Подобная продукция востребована в авиации, нефтегазовой отрасли, военной технике и там, где требуется повышенная надежность и безопасность.

Во многих приложениях коммерческого и бытового назначения не всегда требуются превосходные характеристики, но важной является приемлемая стоимость проекта, то есть желательно иметь аккумулятор с оптимальным соотношением «цена-качество». Есть ряд приложений, в которых необязательно иметь аккумулятор с возможностью заряда при отрицательной температуре, например, носимая аппаратура, которую можно зарядить в нормальных условиях, но она обязана работать и на улице в зимний период. Это могут быть средства радиосвязи, контрольно-измерительная и контрольно-диагностическая аппаратура, устройства индивидуальной сигнализации (электронный маяк спасателя) и так далее.

Для таких приложений оптимальным образом подходит продукция компании EEMB, которая производит литиевые источники тока промышленного назначения уже с 1995 года. В настоящий момент компания разработала и серийно производит литий-полимерные аккумуляторы с возможностью разряда при температуре до -40°С.

На российском рынке компания известна уже более 10 лет и за это время заработала статус производителя качественной продукции среднего ценового диапазона. Головной офис компании и производство находятся в Китае, имеются представительства в США (Калифорния), Японии (Токио) и в России (Москва).

Рис. 1. Li-Pol-аккумулятор: внешний вид

Компания обладает современным оборудованием и необходимыми специалистами в области разработки и производства литиевых элементов питания, что подтверждается наличием сертификата на производство по стандарту ISO9001 и имеющимися собственными патентами. В частности, новая серия литий-полимерных аккумуляторов (рисунок 1) обладает тремя патентами, один из которых – на изобретение, и характеризуется улучшенными характеристиками при низких температурах. Аккумуляторы обладают повышенной стабильностью емкости, повышенной безопасностью и увеличенным жизненным циклом. Отличить новую серию от существующей стандартной можно по символам «LC» в конце наименования, например LP385590LC, где:

  • LP – тип аккумулятора (Li-Pol);
  • 38 – толщина аккумулятора (3,8 мм);
  • 50 – ширина аккумулятора (55 мм);
  • 90 – длина аккумулятора (90 мм);
  • LC – низкотемпературная версия.

Рис. 2. Зависимость емкости Li-Pol-аккумуляторов при температуре -10/-20°C

Выше упоминалось, что литиевые аккумуляторы плохо приспособлены к отрицательным температурам, и это подтверждается рисунком 2. На нем приведены графики значений емкости и напряжения при температуре -10 и -20°С для стандартной версии аккумулятора (синий и красный цвет), а также для низкотемпературной версии аккумулятора (черный цвет). Приведенные зависимости снимались при разрядном токе 0,2С (C – емкость аккумулятора) до напряжения отсечки 2,75 В. В таблице 2 приведены значения емкости в явном виде при тех же условиях разряда.

Таблица 2. Емкость Li-Pol-аккумуляторов в зависимости от температуры

Версия аккумулятораЕмкость аккумулятора/рабочая температура
60°С25°С-20°С-40°С
Стандартная98%83%нет
Низкотемпературная98%85%72%

На рисунке 3 приведена обобщенная типовая кривая зависимости только для низкотемпературной версии аккумулятора, снятая при температуре уже -40°С.

Рис. 3. Зависимость емкости низкотемператорной версии Li-Pol-аккумулятора при температуре -40°C

Из графиков и таблицы видно, что стандартная версия допускает возможность разряда только до -20°С и при этом потеря емкости составляет 17%. Потеря емкости небольшая, но и предельная температура (-20°С) невелика, особенно для нашего климата.

У новой серии аккумуляторов также снижается емкость при отрицательной температуре, и снижение составляет 25…30%, но уже при температуре -40°С, что является неплохим показателем. Принимая во внимание, что стоимость ватт-часа новой серии аккумуляторов находится на уровне стандартной версии плюс 18…25%, можно утверждать, что у компании EEMB имеется очень интересный продукт для применения в российском климате.

Новая серия аккумуляторов допускает не только разряд при отрицательной температуре, но и возможность заряда. Аккумулятор можно заряжать при температуре не ниже -10°С током 0,2C. Однако зарядить в таких условиях его можно только до 70% от номинальной емкости. Следует оговориться, что в листе данных такая информация отсутствует – это недокументированные данные.

Обычно, выбирая аккумулятор, определяют его емкость, исходя из предполагаемого времени работы устройства. При выборе низкотемпературной версии аккумулятора в случае, если устройство потребляет повышенный ток, следует руководствоваться не только необходимой емкостью, но и возможностью получить требуемый ток при пониженной температуре (имеется ограничение на ток разряда при -40°С не более 0,2С). Может оказаться так, что главным фактором будет выступать уже не емкость, а именно возможность получить нужный ток. Требуемое значение тока всегда можно получить, но за счет увеличения емкости аккумулятора.

Традиционно литиевые аккумуляторы считаются потенциально опасными. В принципе это так, если принимать во внимание первые их образцы. Однако за время развития аккумуляторов их производители существенно повысили их безопасность. Опасность может возникнуть при физическом повреждении, а если аккумуляторы используются в соответствии с техническими условиями – они безопасны. Компания EEMB очень строго относится к этому аспекту и предусматривает различные меры, повышающие безопасность.

Процесс заряда-разряда литиевых аккумуляторов должен контролироваться. При разряде нельзя допускать снижения напряжения до значений менее 2,75 В, а при заряде – превышения значения 4,20 В. При этом необходимо контролировать ток, а в некоторых случаях – и температуру. Контроль можно возложить на специальную схему в составе конечного устройства, но удобнее заказать исполнение со встроенной в сам аккумулятор схемой. Например, если аккумулятор производителя EEMB содержит такую схему (или она входит в его конструкцию согласно условиям заказа), то в обозначении присутствуют дополнительные символы PCM; если требуется иметь аккумулятор с дополнительно установленными проводами (LD) и разъемом (/), то обозначение будет таким: LP385590LC-PCM-LD/.

Компания EEMB изготавливает аккумуляторы новой серии со стандартными или требуемыми параметрами (емкость/напряжение) и размерами. При определении собственных параметров следует руководствоваться величиной удельной энергоплотности, которая не должна превышать значения 100…110 Ач/дм³, если требуются аккумуляторы с индексом LC. Для стандартной версии аккумуляторов допускается несколько более высокая величина энергоплотности (зависит от емкости аккумулятора).

Литиевые аккумуляторы чувствительны к режиму заряда. Для полного и правильного заряда этого типа аккумуляторов используется комбинированный режим CC-CV (Constant Current – Constant Voltage) (см. рисунок 4).

Рис. 4. Режим заряда литиевых аккумуляторов

На начальном этапе продолжительностью два часа аккумулятор заряжается постоянным током, равным 0,5С, до достижения напряжения 4,2 В. Иногда допускается на первом этапе заряд током 1С в течении одного часа. Затем начинается второй этап длительностью 1 час, в течение которого контроллер при постоянном напряжении 4,2 В снижает зарядный ток до величины 0,02С или ниже, и на этом режим заряда считается законченным.

Компания EEMB кроме Li-Pol-аккумуляторов выпускает также Li-Ion, LiFePO4 и Ni-MH. В линейке продукции имеется широкий ряд первичных источников тока (батареек) наиболее популярных электрохимических систем и типоразмеров.

В мире достаточно много производителей литиевых химических источников тока, и подавляющее большинство сосредоточено в Китае. Это объясняется тем, что именно в этой стране находятся основные запасы лития. Однако не все производители имеют в линейке аккумуляторы с возможностью работы при -40°С. Выпустив низкотемпературную версию литий-полимерных аккумуляторов, компания EEMB существенно расширяет возможные области применения и подтверждает статус производителя качественной продукции.

Литий-ионные аккумуляторы: почему они плохо держат заряд на морозе

Минусы и плюсы использования литий-ионных аккумуляторов и их дальнейшее развитие

Не секрет, что батареи не очень хорошо переносят экстремальные температуры – ни жару, ни холод. Но задавались ли вы вопросом: что именно является причиной нестабильного поведения аккумуляторных батарей (поговорим о самой прогрессивной в технологическом смысле массовой продукции – литий-ионных аккумуляторах)? Что приводит к быстрому их разряду, потере емкости и в итоге дискомфортной эксплуатации и невозможности химических процессов?

А ведь проблема насущная и выходит далеко за пределы смартфонов или автомобильной промышленности (гибридных автомобилей и электрокаров с каждым годом становится все больше). Подобные химические элементы, аккумулирующие заряд, используются повсеместно, они есть практически в каждом портативном устройстве – от видеорегистраторов, планшетов и ноутбуков до электровелосипедов и модных сегодня сегвеев и электроскутеров.

Литий-ионные аккумуляторы

«По сравнению с предыдущими типами аккумуляторов литий-ионные заряжаются быстрее, разряжаются дольше, имеют более высокую плотность заряда и меньший вес. Технология перезаряжаемых литий-ионных аккумуляторов самая лучшая из доступных на сегодняшний день», – говорится на сайте apple.com

С одной стороны, звучит очень обнадеживающе. Технологии дошли до такого порога, что можно с уверенностью сказать: мы наконец-то живем в будущем! Но что происходит в реальности? Действительно ли литий-ионные аккумуляторы настолько прогрессивны?

Велосипед с электромотором питающимся литий-ионными аккумуляторами

Возможно, для компактных гаджетов с небольшим потреблением энергии это действительно так. И литий-ионные элементы питания произвели в этой электронной сфере настоящую революцию.

По сравнению с никель-кадмиевыми и никель-металлгидридными АКБ, технология которых была разработана еще в XIX веке, аккумуляторы на основе лития дают целую массу преимуществ, а именно:

отсутствие «эффекта памяти»;
более высокий уровень емкости, что позволяет использовать аккумуляторную батарею дольше;
меньшее время заряда;
меньший вес;
значительно большую компактность при одинаковой максимальной емкости.

Для электронных гаджетов крайне важные параметры, позволяющие увеличить удобство использования и потребительские качества прибора. Но для более технологически сложных систем, работающих в более разнообразных и сложных условиях (автомобили, мотоциклы, электровелосипеды), ими эксплуатационные качества не ограничиваются.

Электрический мотоцикл Harley-Davidson

АКБ в условиях морозов, повышенной влажности, жары, а также интенсивной эксплуатации деградируют быстрее, меньше держат заряд, что явно говорит о не максимальном соответствии технологии реальным эксплуатационным реалиям.

Ярким примером может стать поведение Li-ion аккумулятора при отрицательных температурах.

Tesla — один из самых продуктивных электрокаров современности

При снижении температуры окружающей среды в электролите снижается интенсивность движения ионов, замедляются химические реакции. При полностью исправном литиевом АКБ по мере охлаждения электролита проявляется снижение заряда до 20%.

Данное явление временное, достаточно нагреть аккумулятор до плюсовой температуры (в отапливаемом гараже, если это автомобиль, или занести девайс в комнату) – и его функционал будет восстановлен.

Однако при охлаждении ниже 40 градусов Цельсия в аккумуляторе произойдут необратимые повреждения.

Как живой организм, современная батарея может обеспечить 100 процентов своей емкости при умеренных температурах, номинальной точкой отсчета которых будет 20 градусов Цельсия.

Но Li-ion АКБ боится не только низких температур, но и высоких. К примеру, если температура окружающей среды, в которой работает батарея, увеличится до 30 градусов Цельсия, эффективность ее работы снижается примерно на 20 процентов. Если устройство постоянно заряжается при температуре 45 градусов °C и более, потеря производительности может вырасти до колоссальных 50 процентов!

Впрочем, за короткий временной промежуток эти цифры не обязательно отразятся на потере максимального диапазона движения, но при постоянных сложных эксплуатационных условиях неминуемо приведут к закономерному финалу.

Терморегуляция Li-ion аккумуляторов

Как известно, любой автомобиль (если рассматривать его с технической точки зрения), съезжающий с заводского конвейера, выпускается не просто так, а с учетом будущих условий эксплуатации. Поэтому некоторые автопроизводители интегрируют системы управления температурой на своих электрокарах. Даже несмотря на то, что эти системы «прожорливы» и поглощают достаточно большое количество собственной энергии:

на непрогретом автомобиле в мороз нагреватель батарей может потреблять до 6 кВт энергии, что эквивалентно по расходу заряда движению на автомобиле со скоростью в 40 км/ч;

но даже эти затраты не являются критическими, ведь они помогают урегулировать температуру батареи для оптимизации их долгосрочной емкости, с одновременным поддержанием краткосрочной производительности.

Диаметрально противоположные действия предпринимают автопроизводители, когда за бортом жара, охлаждая батареи при необходимости с помощью системы кондиционирования во время подзарядки или при интенсивном использовании.

Кстати, совсем недавно выяснилось, что даже такой передовой электрокар, как Tesla Model S, в котором применяются самые технологичные аккумуляторные батареи в мире, по причине перегрева блока АКБ не может использоваться в качестве спортивного снаряда.

Подготовленный к гонкам электромобиль Tesla Electric GT Championship смог сделать лишь полтора круга по трассе Формулы 1 на полной мощности, после чего раз за разом происходил перегрев аккумуляторной батареи и критическое падение мощности.

Как видим, при экстремальных температурах никакие датчики, системы нагрева и охлаждения аккумуляторов не способны справиться с поставленной задачей – защитой батарей и сохранением более-менее номинальных показателей электрокара. Пока не способны справиться.

Отсюда можно сделать вывод, который состоит в том, что практически все компании, предлагающие сегодня автомобили с питанием от батарей, отстают в технологиях сохранения электроэнергии, необходимой для движения. Ведь, даже несмотря на серьезный скачок вперед Li-ion аккумуляторов, технология все еще базируется на разработках практически 200-летней давности, упираясь в работы выдающегося итальянского физика и химика Алессандро Вольта. И речь здесь идет более чем о преемственности!

И вновь повторим, что литий-ионные АКБ на сегодняшний день являются наилучшим вариантом для использования не только во всевозможных портативных электронных гаджетах, но и для электрокаров. Такой тип батарей действительно намного лучше, чем старые свинцово-кислотные или NiMh батареи.

«Магия» химии нам в помощь

Поскольку большинство современных гибридов, так называемых подключаемых плагин-гибридов, и полностью электрических автомобилей перешли на литий-ионные батареи, давайте продолжим их рассмотрение для понимания принципов работы.

Рассматривать принципы других использующихся аккумуляторов мы не будем, поскольку остальные технологии откровенно устаревшие.

Итак, давайте посмотрим, по какому принципу работают современные батареи и почему именно Li-ion

Производители техники выбрали их не случайно, главным образом потому, что аккумуляторы обладают плотностью энергии, превышающей любые другие химические батареи примерно в два с половиной раза. Современные литий-ионные батареи могут вместить порядка 150 Вт⋅ч на килограмм веса. Это означает, что они могут быть компактнее и легче, чем конкурирующие продукты, что является одной из их главных положительных особенностей.

Технически аккумуляторы данного типа содержат в своей основе графитовый анод, литий-кобальтовый оксидный катод, который может быть заменен никелем или марганцем, и жидкий карбонатный электролит с растворенными в них солями лития.

Впервые подобный тип аккумуляторов был изобретен японским ученым-химиком Акира Ёсино в 1991 году. В том же году подобные типы аккумуляторов начала выпускать корпорация Sony.

Краткий принцип работы любого литий-ионного аккумулятора следующий:

Когда батарея отдает электроэнергию, ионы лития (положительно заряженные ионы лития являются переносчиком заряда) перемещаются от графитового анода к катоду в так называемом процессе интеркаляции (обратимого включения молекулы или группы между другими молекулами или группами), который подразумевает движение электронов в одном направлении при использовании внешней цепи.

В процессе зарядки ионы лития с катода диффундируют обратно на графитовый анод.

Принцип работы Li-ion аккумулятора

Это электрохимическая реакция, которая нуждается в постоянном количестве переменных для бесперебойной эффективной работы. В противном случае она может замедлиться, прерваться или может произойти даже электрическое короткое замыкание в одном из элементов батареи.

Кратко суть работы Li-ion АКБ заключается в обеспечении оптимальных условий для перемещения ионов металла внутри системы между разнозаряженными электродами.

При этом отрицательные пластины могут производиться из различных металлов, которые позволяют настроить работу аккумуляторов под те или иные условия или необходимые параметры.

К примеру, использование оксидов кобальта позволяет аккумуляторам работать при значительно более низких температурах, повышает количество циклов разряда/заряда одного аккумулятора. А вот распространение литий-железо-фосфатных аккумуляторов обусловлено их относительно низкой стоимостью, говорится в материале о данном типе батарей на Википедии .

При низких температурах производительность значительно падает из-за замедления химической реакции в электролите. Наиболее заметным этот недуг становится не при работе АКБ (отдаче заряда), а при ее зарядке. В некоторых случаях при очень сильных отрицательных температурах заряд может остановиться практически полностью. Плюс в том случае, если аккумуляторная батарея слишком сильно охладилась, система защиты автомобиля, скорее всего, просто не позволит произвести зарядку, так как это может привести к повреждению элемента.

Технологии будущего, когда они придут, и чем заменять литий-ионные аккумуляторы?

Разработок и теоретических выкладок в этом направлении сегодня существует достаточное количество. Однако вариантов применения прорывных технологий на практике за те же 25 лет по факту не происходило. Улучшения и оттачивание технологии были, но эволюционных, и тем более революционных скачков развития – нет.

Возможно, время настало! Эксперты, изучающие пути развития технологий, уверяют, что вторым локомотивом развития автомобильной электрической автономности за последнее десятилетие после Tesla может стать Porsche. Вернее, по всей видимости, уже стал.

Porsche стал первым автопроизводителем в мире, построившим электромобиль на основе 800-вольтовой архитектуры. Тяговая электросистема имеет номинальное напряжение в 723 В, что для красоты было округлено до 800 вольт. Суть при этом не меняется: значительно более высокое напряжение, по существу, означает возможность использования более тонкой проводки, что приводит к сокращению времени зарядки, уменьшению веса и уменьшению занимаемого пространства внутри автомобиля компонентов и в конечном счете к более продуктивной работе.

Впрочем, сам источник энергии остается из прошлого века и в полу Porsche Taycan – литий-ионный.

Так чем его планируют заменить?

К числу наиболее перспективных в ближайшие десятилетия технологий все еще относят аккумуляторы, содержащие ионные жидкости, которые, по существу, являются обычными солями, растворенными при низких и умеренных температурах. Их популярность обусловлена наименее вредоносной для природы утилизацией.

Также, в отличие от других электролитов, они негорючие и обладают термической стабильностью при гораздо более высоких температурах. Поэтому в последующие 10-15 лет нового ждать вряд ли придется.

Более отдаленные исследования альтернатив АКБ рассматривают конструкцию «Li-air», которая использует атмосферный кислород в качестве окислителя, что сможет сделать ее намного легче современных литий-ионных батарей. Кроме того, удельная мощность такого варианта АКБ сравнима с энергией, выделяемой бензином в ДВС, что делает их идеальными для будущих электрокаров.

Еще более высокую удельную отдачу энергии прочат литий-серные батареи. Вероятно, они станут лучшим выбором для действительно революционных электробатарей будущего. Правда, их разработка все еще находится на ранней стадии, и сколько потребуется на ее реализацию, никто точно не знает. 10-20 или даже 30 лет?

Вот и получается, что везде стоит технология 30-летней давности, которая достаточно скоро устареет настолько, что ее использование окажется нерентабельным, а замены ей нет. Так что дело здесь не только в неустойчивости к морозам или боязни Li-ion аккумуляторов жары. Дело – в возможностях создания технологий будущего, с которыми в мире есть значительные проблемы.

Чего не стоит делать, чтобы не убить аккумулятор смартфона

Аккумуляторы смартфонов — вещь тонкая: вот производитель уверяет Вас, что смартфон держит заряд целых двое суток, а на практике оказывается, что каждую ночь аппарат будет отдыхать у розетки. А то и чаще. Что может вывести аккумулятор из строя раньше положенного срока? Почему мороз и солнце — главные враги батареи и так ли полезна калибровка АКБ? Читайте далее.

Заряжать только полностью разряженный аккумулятор

Если пользователь систематически разряжает литий-ионный аккумулятор в ноль, батарея может выйти из строя гораздо быстрее, чем окончится ее срок службы.

В каждом литиевом аккумуляторе есть специальный контроллер, регулирующий правильную работу устройства. Этот микрочип предотвращает переразряд и перезаряд батареи. Но любая микросхема нуждается в питании, поэтому при 0% заряда LI-ion аккумуляторы могут вообще не зарядиться. Лучше всего ставить смартфон на зарядку, когда осталось 30-40% заряда.

Забывать на солнце или использовать смартфон при минусовых температурах

Никакие батарейки и аккумуляторы нельзя держать рядом с огнем или продолжительное время нагревать. Емкость литий-ионного аккумулятора напрямую зависит от температурного режима эксплуатации: на морозе и жаре емкость значительно падает, батарея быстро деградирует.

Температура эксплуатации литий-ионных батарей — от нуля до сорока пяти градусов Цельсия. Аккумуляторам одинаково противопоказаны и мороз и солнце. Если забыть смартфон под прямыми солнечными лучами, оставить под одеялом, батарея может перегреться и взорваться.

Часто ронять смартфон

П остоянные падения грозят не только аккумулятору: рано или поздно можно разбить экран или корпус, повредить устройству внутренние механизмы. В особо плачевных случаях сильный удар может привести к контакту катода и анода, а это — к внезапному взрыву гаджета.

Использовать дешевые зарядные устройства

Неоригинальные зарядные устройства — не приговор, главное, выбирать товары от проверенных производителей, который могут дать гарантию на свою продукцию. Безымянный китайский кабель или зарядка, купленные на ближайшем рынке или задешево в интернет-магазине дядюшки Али, вполне могут спровоцировать взрыв аккумулятора. При этом Вы не сможете направить претензию производителю и добиться от него хоть какой-то компенсации.

Тренировать батарею

Миф, что батарее нужна тренировка или калибровка пришел к нам из тех времен, когда в ходу были никель-кадмиевые аккумуляторы с выраженным «эффектом памяти». Этим старичкам помогала разрядка в ноль и зарядка до 100 процентов. Литиевые батареи имеют другую структуру, и никакая калибровка им не нужна. Чтобы аккумулятор телефона работал дольше, заряжайте АКБ на уровне 30-40% и снимайте с зарядки на уровне 90-95%.

Миф о том как Li-ion аккумуляторы замерзают на морозе

Существует мнение, что Li-ion аккумуляторы «замерзают» на холоде. А следовательно аккумуляторный инструмент и другая техника на Li-ion аккумуляторах зимой на улице работать не будет.

Мнение это ошибочное. Эксперимент, описанный ниже, докажет это.

Тестирование аккумуляторов при отрицательной температуре

Для тестов были выбраны 7 Li-ion аккумуляторов форм-фактором 18650:
Samsung 30Q
Samsung 25R
Sony VTC5
LG HE2
LG HE4
LG HG2
Sanyo NSX

Это наиболее распространенные и доступные аккумуляторы. Все перечисленные модели способны выдерживать постоянный ток разряда до 20А. Используются данные модели в аккумулятором инструменте, электротранспорте, электронных сигаретах и портативных источниках питания.

Тестирование проводилась при температуре -24С. Ток разряда 10А.
В процессе тестирования аккумуляторы не извлекались из морозильной камеры.

Результаты измерений

«Запустились» абсолютно все аккумуляторы. Но с заметно разным результатом.

График разряда аккумуляторов при комнатной температуре и при температуре -24С

При увеличении графика видно, что аккумуляторы ведут себя совершенно по разному.
Samsung 30Q — напряжение опускается до критического значения, а кривая LG HG2 находится в штатном диапазоне напряжений.

Разряд Li-ion аккумуляторов при температуре -24С

Напряжение на Samsung 30Q проседает до минимально допустимого. Устройство работающее на аккумуляторах Samsung 30Q скорее всего не включиться на морозе.

Разряд Li-ion аккумуляторов Samsung 30Q при температуре -24С

Как изменяется напряжение аккумуляторов на морозе.

Аккумуляторы в течение суток находились в морозильной камере при температуре -24С. Для измерения напряжения аккумуляторы не вынимались из морозилки.

Номинальное напряденные аккумуляторов 3,6В. Диапазон рабочих напряжение от 2,5В до 4,2В. Обычно электроника нормально работает в диапазоне напряжений от 2,7В до 4,2В. Фонарики и другие неприхотливые устройства могут работать и в большем диапазоне. От 2,5В до 4,35В.

Результаты измерений
Samsung 30Q — 2,68В
Samsung 25R — 2,78В
Sony VTC5 — 2,6В
LG HE2 — 2,89В
LG HE4 — 2,82В
LG HG2 — 3,16В
Sanyo NSX — 2,67В

Как видно из результата, напряжение всех аккумуляторов выше напряжения разряда.

LG HG2 — напряжение близко к номинальному.

Samsung 25R, LG HE2 и LG HE4 — напряжение ниже номинального, но все еще достаточное для включения большинства устройств.

Samsung 30Q и Sanyo NSX, Sony VTC5 — напряжение близко нижней границе диапазона. Вполне вероятно, что устройство не включиться, а индикация уровня заряда покажет, что аккумуляторы полостью разряжены.

Как отрицательные температуры влияют на время работы Li-ion аккумуляторов

На графике видно, что время работы LG HG2 при комнатной температуре и на морозе одинаковое.

Вывод

1. Li-ion аккумуляторы очень разные. Даже если аккумуляторы имеют сходные характеристики, то на морозе их работа может отличаться кардинально.

2. Проблемы связанные с работой на морозе — это не вина Li-ion технологии в целом. Это особенности конкретный моделей аккумуляторов.

3. Для работы на морозе можно рекомендовать аккумуляторы LG HG2

4. Напряжение на замерзших аккумуляторах растер первые 50-100 секунд. Это связано с тем, что аккумуляторы выделяют тепло в процессе разряда и таки образом нагревают сами себя. Так же аккумуляторы могут нагреваться от электронных схем, которые находятся с ними в одном корпусе.

5. Не стоит сразу использовать на полную мощность замерзшие аккумуляторы. Лучше дать им возможность нагреться на средней мощности.

Литиевый аккумулятор на морозе

Статья обновлена: 2020-08-21

Пользователи литиевых батарей не понаслышке знают, что на холоде заряд исчерпывается быстрее. Это характерно не только для аккумуляторов смартфонов. Любая литиевая батарея на морозе теряет свою емкость, а насколько – зависит от химического состава используемого электролита. Наиболее подходящими для эксплуатации в холодный период считаются батареи типа LiFePO4 – литий-железо-фосфатные. Литиевые элементы питания другого химического состава также используются зимой, но по сравнению с эксплуатацией в теплый сезон эффективность их работы падает.

Что происходит с Li-ion аккумуляторами на морозе?

Из-за снижения температуры электролита уменьшается скорость движения ионов и интенсивность прохождения химических реакций. На практике это выглядит так: при комнатной температуре аккум имеет заряд 100%, а после попадания на улицу и дальнейшего пребывания на холоде падает до 80% и ниже, не считая расходования энергии на питание устройства. Но потеря емкости литий-ионных аккумуляторов на морозе – временное явление. При последующем прогреве до комнатной температуры характеристики накопителей энергии полностью восстанавливаются.

Необратимое повреждение происходит только при охлаждении ниже допустимого уровня в -40 °С. Во избежание негативных последствий для большинства литий-ионных АКБ рекомендуется не превышать нижнюю температурную границу в -20 °С, для литий-железо-фосфатных – минус 30 °С. В целом литиевые аккумуляторы и мороз вполне совместимы. Главное – помнить, что на холоде АКБ разряжаются быстрее, а долгое хранение при глубоком разряде ведет к неминуемой смерти батареи.

Можно ли хранить Li-Ion аккумуляторы на морозе?

В отличие от эксплуатации, длительное хранение литиевых аккумов на морозе недопустимо. При низких температурах временно снижается токоотдача, и увеличивается скорость саморазряда источников питания. Это некритично, если после использования АКБ снова окажется в помещении с плюсовой температурой и после нагрева будет заряжена.

Но при долгом хранении на холоде быстрый саморазряд может спровоцировать критическую разрядку источника питания. А при хранении Li-Ion аккумуляторов на протяжении 3-х месяцев или более длительного срока с напряжением ниже 2,5 В емкость теряется необратимо – АКБ утрачивает способность к восполнению заряда. Поэтому заморозка литий-ионным аккумуляторам противопоказана. Оптимальная температура для их хранения– от +1 до +25 °С, допустимая – от 0 до +40 °С.

Хранить литиевые АКБ нужно в сухом месте, извлеченными из оборудования, с уровнем заряда порядка 40%. Это поможет не допустить критического снижения напряжения при саморазряде. Если же напряжение упадет ниже значения 2,5 В на элемент, последующее хранение АКБ в течение 3-х месяцев или более длительного срока приведет к невосстанавливаемому падению емкости. Может произойти и коррозия элементов. При хранении аккумуляторов более 7 дней с напряжением до2 В на элемент происходит критическое изменение их химической структуры. Такие элементы питания подлежат утилизации.

Можно ли заряжать литиевые аккумуляторы на холоде?

Зарядка литиевых АКБ на морозе недопустима. Более того – после использования при низкой температуре аккумуляторную батарею нужно выдержать в помещении, чтобы она прогрелась. Прогрев должен быть естественным и постепенным, без использования близко расположенных источников тепла.

Оптимальный температурный диапазон для подзарядки литий-ионных АКБ – от +10 до +25 °С. Если зарядить литиевый аккумулятор на холоде, при последующем нагреве накопитель энергии окажется перезаряженным. А перезаряд, как и критический разряд, губительно сказывается на работоспособности батарей и их ресурсе.

Простые правила для сохранения работоспособности АКБ

Уберечь литий-ионные батареи от преждевременного выхода из строя поможет соблюдение нижеприведенных правил:

  1. Заряжайте АКБ, не дожидаясь ее глубокого разряда, при положительных температурах.
  2. Не заряжайте переохлажденные источники питания. Вначале прогрейте их до комнатной температуры.
  3. Используйте оригинальные зарядные устройства, рекомендованные для данной модели АКБ ее производителем.
  4. Не храните литиевые батареи на морозе и при температуре выше 30 °С.
  5. На длительное хранение отправляйте АКБ с уровнем заряда 35–50%.
  6. Не допускайте продолжительного хранения накопителей энергии в состоянии глубокого разряда, иначе они быстро деградируют.
  7. Избегайте перезаряда источника питания. Он неизбежен, если полностью зарядить АКБ в прохладе, а затем внести в более теплое помещение.

Морозоустойчивость литиевых аккумуляторов разных типов

​К эксплуатации в холода наиболее адаптированы аккумуляторы на основе литий-железо-фосфата и литий-титаната (LiFePO4 и Li4Ti5O12). Но для оснащения персонального электротранспорта модели на основе литий-титаната практически не используются из-за высокой цены и низкой удельной энергоемкости. Другое дело – батареи LiFePO4. Они считаются лучшим вариантом для использования в холодное время года, т.к.:

  1. способны работать в широком температурном диапазоне – от -30 до +55°C;
  2. отличаются малым сопротивлением;
  3. долговечны;
  4. термически стабильны;
  5. терпимы к высокому заряду;
  6. могут храниться при высоком напряжении;
  7. максимально безопасны в применении, даже при 100% заряде.

Более чувствительны к низким температурам Li-Ion аккумуляторы типа LiCoO2 (литий-кобальтовые), LiMn2O4 (литий-марганцевая шпинель), LiNiMnCoO2 (литий-никель-марганец-кобальт-оксидные, сокращенно NMC).

Способы защиты литиевых АКБ от холода

Чтобы уберечь аккумуляторную батарею от воздействия отрицательных температур, не оставляйте ее надолго на морозе – по возможности снимайте АКБ и заносите в помещение. Защитить батарею от переохлаждения во время работы позволяет использование термокейса. Для его изготовления можно использовать изолон, пенопласт и другие термоизоляционные материалы. В процессе работы АКБ нагреется, а термокейс не даст ей быстро остыть во время непродолжительной стоянки.

Выводы

Боятся ли литиевые аккумуляторы мороза – зависит от химического состава используемого накопителя энергии и соблюдения правил его эксплуатации. Наиболее устойчивы к воздействию отрицательных температур батареи типа LiFePO4. Остальные литий-ионные АКБ также допустимо использовать зимой (до -20 °С), но желательно поместить их в термокейс из теплоизоляционных материалов.

Дальность хода на одном заряде у одной и той же батареи зимой будет ниже, чем в теплое время года, поскольку при снижении температуры временно уменьшается и емкость АКБ. Заряжать и хранить литиевые АКБ нужно исключительно при положительных температурах. После использования в холодных условиях аккумулятор нужно внести в помещение и выдержать 2–3 часа при комнатной температуре, а затем зарядить.

Литиевые аккумуляторы на морозе

Вот уже наступила зима – а перед ней всегда возникает вопрос: как правильно хранить литиево-ионные батареи в течение длительного срока без эксплуатации. Это важная тема, потому что каждый владелец желает максимально сохранить свойства аккумулятора.

Есть однозначная рекомендация по поводу температуры хранения. Наиболее благоприятная температура – в районе 0°C, но не ниже нуля. В таких прохладных условиях свойства электролита сохраняются максимально долго, поэтому можно завернуть аккумулятор в герметичный пакет и хранить его в холодильнике (но не в морозилке). Но ничего страшного, если у вас нет подходящих условий. Батареи можно хранить и до температуры +20°C. Можно и выше, но это уже менее благоприятно.

А вот по поводу уровня, до которого должна быть заряжена батарея, есть противоречия.

Известный сайт batteryuniversity.com, на который так или иначе ссылаются авторы почти всех статей про хранение литиево-ионных батарей, рекомендует хранить аккумуляторы при уровне заряда 40%. То есть, если говорить об Li-Ion, это примерно 3,5 В на элементе. Сайт утверждает, что таким образом максимально сохраняется восстанавливаемая остаточная ёмкость батареи. Например, при хранении заряженной до 40% батареи при +25°C через год восстанавливаемая ёмкость будет на уровне 96%, а если хранится заряженная на 100% батарея – то восстанавливаемая ёмкость составит 80%.

Откуда они взяли эти цифры, как и какие проводились исследования – сайт умалчивает.

Однако у меня есть большие сомнения насчёт приводимых данных. Дело в том, что я всегда все свои батареи храню заряженными на 100%. Причём по нескольку лет. И хранятся они прекрасно. Я не замечал какой-либо существенной потери ёмкости. Конечно, через какой-то эксплуатационный срок они так или иначе выходят из строя. Но отнюдь не через 5 лет простого хранения.

Поэтому – хоть я и не могу опровергнуть именно цифру 40% (скорее всего, при таком уровне заряда батарея уж точно не испортится) – я всё-таки предпочитаю читать руководства по эксплуатации техники.

Давайте обратимся к рекомендациям производителя. Вот, например, табличка с инструкциями на батарее самоката Airwheel Z3.

В переводе значит: «Полностью зарядите батарею перед хранением и после использования. Это продлит срок службы батареи».

А вот инструкции на аккумуляторе от велосипеда QiCYCLE.

Воспользуемся переводчиком с китайского.

И получим такой перевод.

И здесь то же самое. Производитель рекомендует хранить батарею в сухом прохладном месте и подзаряжать её каждые два месяца в течение двух часов. То есть, речь снова идёт о полном заряде батареи.

Итак, у нас два противоположных мнения: одни источники ратуют за 40%-й уровень заряда, другие – за 100%-й. И конкретных доказательств в пользу той или иной версии нет. Поэтому я не могу назвать единственно правильный вариант. Как уже говорил выше, я для себя решил действовать согласно рекомендации производителя, то есть, полностью заряжать аккумулятор перед хранением. И кстати сказать, в выключенном состоянии у батареи практически отсутствует саморазряд. За месяц убегает всего лишь несколько процентов, так что даже нет особого смысла подзаряжать батарею, достаточно просто изредка контролировать заряд.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

19.11.2018

Пользователи литиевых батарей не понаслышке знают, что на холоде заряд исчерпывается быстрее. Это характерно не только для аккумуляторов смартфонов. Любая литиевая батарея на морозе теряет свою емкость, а насколько – зависит от химического состава используемого электролита. Наиболее подходящими для эксплуатации в холодный период считаются батареи типа LiFePO4 – литий-железо-фосфатные. Литиевые элементы питания другого химического состава также используются зимой, но по сравнению с эксплуатацией в теплый сезон эффективность их работы падает.

Что происходит с Li-ion аккумуляторами на морозе?

Из-за снижения температуры электролита уменьшается скорость движения ионов и интенсивность прохождения химических реакций. На практике это выглядит так: при комнатной температуре аккум имеет заряд 100%, а после попадания на улицу и дальнейшего пребывания на холоде падает до 80% и ниже, не считая расходования энергии на питание устройства. Но потеря емкости литий-ионных аккумуляторов на морозе – временное явление. При последующем прогреве до комнатной температуры характеристики накопителей энергии полностью восстанавливаются.

Необратимое повреждение происходит только при охлаждении ниже допустимого уровня в -40 °С. Во избежание негативных последствий для большинства литий-ионных АКБ рекомендуется не превышать нижнюю температурную границу в -20 °С, для литий-железо-фосфатных – минус 30 °С. В целом литиевые аккумуляторы и мороз вполне совместимы. Главное – помнить, что на холоде АКБ разряжаются быстрее, а долгое хранение при глубоком разряде ведет к неминуемой смерти батареи.

Можно ли хранить Li-Ion аккумуляторы на морозе?

В отличие от эксплуатации, длительное хранение литиевых аккумов на морозе недопустимо. При низких температурах временно снижается токоотдача, и увеличивается скорость саморазряда источников питания. Это некритично, если после использования АКБ снова окажется в помещении с плюсовой температурой и после нагрева будет заряжена.

Но при долгом хранении на холоде быстрый саморазряд может спровоцировать критическую разрядку источника питания. А при хранении Li-Ion аккумуляторов на протяжении 3-х месяцев или более длительного срока с напряжением ниже 2,5 В емкость теряется необратимо – АКБ утрачивает способность к восполнению заряда. Поэтому заморозка литий-ионным аккумуляторам противопоказана. Оптимальная температура для их хранения– от +1 до +25 °С, допустимая – от 0 до +40 °С.

Хранить литиевые АКБ нужно в сухом месте, извлеченными из оборудования, с уровнем заряда порядка 40%. Это поможет не допустить критического снижения напряжения при саморазряде. Если же напряжение упадет ниже значения 2,5 В на элемент, последующее хранение АКБ в течение 3-х месяцев или более длительного срока приведет к невосстанавливаемому падению емкости. Может произойти и коррозия элементов. При хранении аккумуляторов более 7 дней с напряжением до2 В на элемент происходит критическое изменение их химической структуры. Такие элементы питания подлежат утилизации.

Можно ли заряжать литиевые аккумуляторы на холоде?

Зарядка литиевых АКБ на морозе недопустима. Более того – после использования при низкой температуре аккумуляторную батарею нужно выдержать в помещении, чтобы она прогрелась. Прогрев должен быть естественным и постепенным, без использования близко расположенных источников тепла.

Оптимальный температурный диапазон для подзарядки литий-ионных АКБ – от +10 до +25 °С. Если зарядить литиевый аккумулятор на холоде, при последующем нагреве накопитель энергии окажется перезаряженным. А перезаряд, как и критический разряд, губительно сказывается на работоспособности батарей и их ресурсе.

Простые правила для сохранения работоспособности АКБ

Уберечь литий-ионные батареи от преждевременного выхода из строя поможет соблюдение нижеприведенных правил:

  1. Заряжайте АКБ, не дожидаясь ее глубокого разряда, при положительных температурах.
  2. Не заряжайте переохлажденные источники питания. Вначале прогрейте их до комнатной температуры.
  3. Используйте оригинальные зарядные устройства, рекомендованные для данной модели АКБ ее производителем.
  4. Не храните литиевые батареи на морозе и при температуре выше 30 °С.
  5. На длительное хранение отправляйте АКБ с уровнем заряда 35–50%.
  6. Не допускайте продолжительного хранения накопителей энергии в состоянии глубокого разряда, иначе они быстро деградируют.
  7. Избегайте перезаряда источника питания. Он неизбежен, если полностью зарядить АКБ в прохладе, а затем внести в более теплое помещение.

Морозоустойчивость литиевых аккумуляторов разных типов

​К эксплуатации в холода наиболее адаптированы аккумуляторы на основе литий-железо-фосфата и литий-титаната (LiFePO4 и Li4Ti5O12). Но для оснащения персонального электротранспорта модели на основе литий-титаната практически не используются из-за высокой цены и низкой удельной энергоемкости. Другое дело – батареи LiFePO4. Они считаются лучшим вариантом для использования в холодное время года, т.к.:

  1. способны работать в широком температурном диапазоне – от -30 до +55°C;
  2. отличаются малым сопротивлением;
  3. долговечны;
  4. термически стабильны;
  5. терпимы к высокому заряду;
  6. могут храниться при высоком напряжении;
  7. максимально безопасны в применении, даже при 100% заряде.

Более чувствительны к низким температурам Li-Ion аккумуляторы типа LiCoO2 (литий-кобальтовые), LiMn2O4 (литий-марганцевая шпинель), LiNiMnCoO2 (литий-никель-марганец-кобальт-оксидные, сокращенно NMC).

Способы защиты литиевых АКБ от холода

Чтобы уберечь аккумуляторную батарею от воздействия отрицательных температур, не оставляйте ее надолго на морозе – по возможности снимайте АКБ и заносите в помещение. Защитить батарею от переохлаждения во время работы позволяет использование термокейса. Для его изготовления можно использовать изолон, пенопласт и другие термоизоляционные материалы. В процессе работы АКБ нагреется, а термокейс не даст ей быстро остыть во время непродолжительной стоянки.

Выводы

Боятся ли литиевые аккумуляторы мороза – зависит от химического состава используемого накопителя энергии и соблюдения правил его эксплуатации. Наиболее устойчивы к воздействию отрицательных температур батареи типа LiFePO4. Остальные литий-ионные АКБ также допустимо использовать зимой (до -20 °С), но желательно поместить их в термокейс из теплоизоляционных материалов.

Дальность хода на одном заряде у одной и той же батареи зимой будет ниже, чем в теплое время года, поскольку при снижении температуры временно уменьшается и емкость АКБ. Заряжать и хранить литиевые АКБ нужно исключительно при положительных температурах. После использования в холодных условиях аккумулятор нужно внести в помещение и выдержать 2–3 часа при комнатной температуре, а затем зарядить.

Большинство аккумуляторов группы Li-Ion на морозе теряют емкость. Внутри таких устройств находится электролит. Его температура влияет на подвижность ионов, быстроту протекания химических реакций и в целом на эффективность работы АКБ. Источники питания различных типов отличаются друг от друга составом электролита и поэтому по-разному реагируют на отрицательные температуры.

Низкие температурные значения не ухудшают параметры аккумуляторов, а только временно снижают токоотдачу и повышают скорость саморазряда. Но длительное пребывание на холоде нежелательно для Li-Ion батарей, поскольку ускоренный саморазряд может привести к полной разрядке АКБ.

Если же литий-ионную батарею 3 месяца или дольше хранить с напряжением меньше 2,5 В, произойдет необратимая потеря ее емкости – устройство станет незаряжаемым.

Какие литиевые батареи меньше боятся холодов?

Наиболее ощутимо влияние мороза на Li-Ion аккумуляторы таких видов как LiCoO2, LiMn2O4, LiNiMnCoO2 (сокращенно NMC). Более устойчивы к потере емкости в холодное время некоторые разновидности литий-железо-фосфатных аккумуляторов LiFePO4. К тому же, они имеют:

  • хорошие электрохимические характеристики;
  • низкое сопротивление;
  • долгий срок службы;
  • термическую стабильность;
  • терпимость к полному заряду;
  • возможность длительного хранения при высоком напряжении;
  • высокие показатели безопасности, даже при полном заряде.

Самая стойкая к снижению емкости на морозе литиевая батарея Li4Ti5O12 (литий -титанат). Она безопасна в эксплуатации, быстро заряжается, имеет большой эксплуатационный ресурс и широкий диапазон рабочих температур. Но такие источники питания редко используются для оснащения электротранспорта из-за высокой стоимости и малой удельной энергоемкости.

Как защитить литиевый аккумулятор на морозе?

Для защиты аккумулятора от низких температур обычно используется утепление – АКБ прикрывается подходящим теплоизоляционным материалом. Эта защитная мера помогает сохранить емкость и продлить ресурс источника питания. Некоторые энтузиасты даже делают на зимний сезон подогрев литий-ионных батарей.

Если вы планируете использовать свой электротранспорт зимой, учтите следующие рекомендации:

  1. Боятся ли литиевые аккумуляторы мороза – зависит от типа батареи и значения температуры. Источники питания на основе LiMn нежелательно использовать при значениях ниже -20 °С, а батареи LiFePO4 – ниже -30 °С. При этом стоит помнить, что при холоде и встречном воздушном потоке, возникающем при движении электротранспорта, температура АКБ будет еще на 3–5 °С ниже, чем окружающего воздуха. Поэтому без утепления батареи допустимая температура ее эксплуатации снижается до -15 °С для LiMn и до -25 °С для LiFePO4 аккумуляторов.
  2. Нельзя заряжать Li-Ion аккумуляторы на улице, в гараже и других помещениях с отрицательной температурой воздуха.
  3. После поездки на электротранспорте в холодную погоду нужно на протяжении 2–3 часов выдержать аккумулятор в теплом помещении, чтобы он прогрелся до плюсовой температуры, и только после этого заряжать его.
  4. При поездке на электротранспорте в зимнюю пору следует помнить, что дальность пробега при холоде и наличии снежного покрова обычно в 1,5-2 раза меньше, чем в теплое время года. Это объясняется снижением емкости литий-ионного аккумулятора в мороз и наличием дополнительного сопротивления при езде по снегу.

Подробнее о разновидностях литий-ионных аккумуляторов читайте в нашем предыдущем материале.

Что лучше, литий-ионный или литий-полимерный аккумулятор?

Портативные зарядные устройства стали неотъемлемым элементом современного обихода. Качество аккумуляторов – главное условие их работоспособности, эффективности и безопасности. Производители зарядных устройств используют в конструкции два вида аккумуляторов – литий-ионный и литий-полимерный. Для рядового потребителя, незнакомого с особенностями разных видов, часто становится проблемой выбрать тот или иной тип аккумулятора.

В чем отличие между этими разновидностями, какой из них выбрать будет правильнее – все эти вопросы требуют детальных знаний о каждом типе. В этой статье мы раскроем особенности литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов, познакомим с их техническими свойствами, методами зарядки, сроком службы.

↑Отличия литий-ионного и литий-полимерного аккумуляторов

Чтобы понять, что лучше — Li-polymer или Li-ion, рассмотрим подробно каждый вид в отдельности. Сравнивать типы аккумуляторов и делать выбор в сторону того или иного вида следует по следующим показателям:

  • цена;
  • соотношение веса и емкости;
  • безопасность;
  • целевое использование в устройстве конкретного назначения;
  • температурный режим эксплуатации.

Выбирая один из двух видов, учитывайте сферу применения и финансовые возможности.

↑Литий-ионные аккумуляторы: особенности и характеристики

Изначально модели на базе лития выпускались с применением марганца и кобальта в качестве основного элемента (активный электролит). Современные батареи литий-ионного типа претерпели конструктивные изменения. Их продуктивность зависит не от использованного вещества, а от порядка размещения элементов в блоке. Составные части современной батареи Li-Ion – электроды и сепаратор. Материалы – алюминий и медь (медные аноды и алюминиевая фольга в качестве катодной основы).

Специальные клеммы-токосъемники обеспечивают внутреннее соединение анода и катода, а электролитная пропитка массы сепаратора задает благоприятную среду для обслуживания заряда. Положительные заряды ионов лития запускают химические реакции, формируют связи и обеспечивают выход энергии. Принцип действия источника питания на литий-ионной базе напоминает работу полноформатной гелевой АКБ.

Литий-полимерные батареи

Поскольку литий-ионные модели не справляются со многими современными задачами, постепенно их начали вытеснять полимерные элементы. Батареи Li-ion не обладали высоким уровнем безопасности и довольно дорого стоили. Чтобы устранить эти недостатки и проблемы эксплуатации, сделать батареи более эффективными, разработчики приняли решение о смене электролита. Вместо пропитки пористого сепаратора в конструкции батареи применили полимерные электролиты.

Литий-полимерный элемент имеет толщину 1 мм, что позволяет сделать размеры аккумулятора компактными. Замена жидких электролитов полимерными пленками исключило высокий риск воспламенения батареи и сделало ее безопасной. Представленная ниже сравнительная таблица поможет наглядно определить, чем отличается Li-ion от Li-Pol.

низкая, количество циклов заряда и разряда меньше

высокий выбор, независимость от стандартного формата ячеек

почти в два раза выше при одинаковом размере

Риск взрыва и возгорания

встроенная защита от утечки электролитов и перезарядов

до 0,1% ежемесячно

Конструкция полимерно-литиевых аккумуляторных устройств полностью исключает присутствие электролита в форме жидкости или геля. Наглядно представить себе разницу технологий можно при рассмотрении принципа работы современных автомобильных питающих устройств. Интересы безопасности стали причиной исключения из повседневной практики жидкостных электролитов. Но в автомобильных АКБ до последнего времени использовались пористые структуры с пропиткой.

Внедрение полимерно-литиевых элементов предполагало уже твердотельную основу. Характерным отличием от литий-ионных аккумуляторов является процесс контактного действия пластины активного вещества с литием и предотвращение образования дендритов во время циклирования. Именно эта особенность защищает аккумуляторные элементы от возгорания или взрыва.

↑Срок службы

Как литий-ионные, так и литий-полимерные аккумуляторы подвержены интенсивному старению. Они обеспечивают около девятисот полных циклов зарядки, после чего становятся непригодными. При этом не имеет значение, насколько активной была эксплуатация устройства. Если батарею длительное время вообще не использовали, сокращение ресурса, тем не менее, будет иметь место.

Уже через год емкости становятся существенно уменьшенными в ресурсе, а через два или три года можно констатировать, что батарея и вовсе вышла из строя. Это общий недостаток литиевых аккумуляторов, и выбирать более долговечную модель стоит только в зависимости от репутации производителя и отзывов о конкретных моделях.

↑Дополнительная защита

Если рассматривать вопрос о том, в чем разница Li-ion от Li-Pol аккумуляторов, стоит обратить внимание на встроенные защитные системы. Модели, работающие на полимерно-литиевой основе, требуют использования дополнительных функций внутренней защиты. Для них характерны случаи перегорания из-за перегрева элементов. К таким последствиям приводит внутреннее напряжение различных рабочих участков.

Для того, чтобы обезопасить устройство от несанкционированных перезарядов, от перегрева деталей и перегорания, в конструкции использована специальная стабилизирующая система и механизм ограничения тока. Это повышает безопасность литий-полимерных моделей, но ощутимо повышает стоимость аккумулятора за счет использования защитных элементов.

Частично в конструкции задействованы электролитические компоненты в гелевой формации. Комбинированные элементы питания используются во многих портативных приборах. Они крайне чувствительны к температурным перепадам и требуют строгого соблюдения правил эксплуатации. Аккумулятор на полимерной базе можно использовать в устройствах с нагревом в диапазоне 60-100 градусов.

Производители заключают внутреннюю часть в корпус с теплоизолирующими свойствами – использовать такие аккумуляторы удобно в жарком климате. В условиях, где температурный режим не соответствует требованиям эксплуатации, элементы с полимерной составляющей применяются как резервные.

↑Особенности зарядки аккумуляторов

Подключать аккумулятор необходимо только к стабильно работающей электросети, без перепадов напряжения и помех. Эксплуатировать следует только соответствующие зарядные приборы, совпадающие по заявленным в описании характеристикам. Важный момент: в процессе зарядки все разъемы должны быть подключены корректно, нельзя допускать размыкания. Элементы Li-Pol крайне чувствительны ко всевозможным перегрузкам, превышенным показателям тока, механическим ударам и переохлаждению. Следует следить за герметичностью твердотельных элементов.

Элементы Li-ion заряжаются примерно по таким же принципам, как и полимерные, но являются более чувствительными и менее надежными в отношении безопасности. Время зарядки у обоих типов примерно одинаково, но полимерный элемент «капризнее» к качеству точки энергоснабжения.

↑Чем лучше литий-ионный аккумулятор

Литий-ионные аккумуляторы более привычны для потребителя, у них есть ряд эксплуатационных преимуществ:

  • цена ниже литий-полимерного аккумулятора;
  • стандартизированные типоразмеры позволяют не ошибаться при выборе модели;
  • распространенная сфера применения.

Мощные литиевые аккумуляторы эффективно используются для устройств, требующих кратковременного высокого потребления тока. Температурный режим, как и у устройств на полимерной базе, имеет ключевое значение при эксплуатации.

Ощутимой разницы рядовой пользователь не ощущает, но, с точки зрения рациональности сферы применения, этот вид аккумуляторов удобен в зарядных устройствах для следующей техники:

  • аккумуляторные инструменты (шуруповерты, пилы, болгарки);
  • ноутбуки;
  • мобильные телефоны;
  • электромобили;
  • электроквадроциклы;
  • домашние роботы;
  • инвалидные коляски.

Прежде чем выбрать оптимальный тип зарядки, нужно точно знать, для какого прибора она будет использоваться. Особенно это важно, если планируется универсальное применение и обслуживание сразу нескольких портативных устройств.

Литий-полимерные аккумуляторы рационально применять там, где важными факторами являются вес и температура. Они «боятся» мороза и не очень удобны для переносных инструментов и гаджетов. Поэтому основная область использования:

  • квадрокоптеры;
  • страйкбольные ружья;
  • игрушки;
  • камеры видеонаблюдения.

Выбирая подходящий тип зарядного устройства, обратите внимание на сферу использования, стоимость и уровень безопасности. Читайте отзывы пользователей о товарах разных производителей и делайте выбор.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector