0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Измерение люфта рулевого управления

Измерение люфта рулевого управления

С января 2015 года участились случаи проверки люфта рулевого управления грузового и легкового автотранспорта, экипажи ГИБДД, являющиеся передвижными лабораториями, останавливают автотранспорт и проводят проверку люфта рулевого колеса. В практическом значении это выглядит как навешивание (установку) на рулевое колесо захвата с измерительным блоком и прислонением к колесу датчика движения колеса, как правило, применяют Люфтомер ИСЛ-М или его аналоги, этот же прибор используется при проведении техосмотра, принцип действия прибора основан на измерении угла поворота рулевого колеса АТС посредством преобразования сигнала гироскопического датчика угла поворота, в интервале срабатываний индуктивного датчика движения управляемых колес при выборе люфта рулевого управления в обоих направлениях вращения руля. В 2016 году проблема остановки автотранспорта экипажами ГИБДД для замера люфта руля коснулась уже и автобусов.
С точки зрения юридической силы, все правомерно, инспектор проходит обучение работе с прибором и получает подтверждающий документ. Выдается предписание на выездной контроль

Проведя множество замеров люфта у различных грузовых автомобилей, сбор информации по проблеме в целом и неоднократно «выручая» авто со штрафстоянки, можем выдать следующие рекомендации:
— Замерить реальный люфт: датчик на колесо справа, медленный и плавный поворот руля, как указано в выдержке из «Описания типа средства измерений» Замерить по методике ГИБДД: датчик на колесо справа, руль крутим быстро, такой метод дает + 6-8° и будет понятно, что покажет прибор у сотрудника ГИБДД если остановит для проверки. Можно взять прибор в ремзону (автосервис) определить поэлементного люфт каждого из узлов рулевого управления (датчик на колесо у ИСЛ-М магнитный, срабатывает на металл). После ремонта контрольные замеры.
— Поскольку есть мнение, что ГИБДД часто используют перекалиброванные приборы (показывают в плюс до 15°), вероятность оказаться на штрафстоянке велика, тогда едем с люфтомером и оригиналами паспорта, инструкции, свидетельства о поверке (дата и штамп метролога в паспорте или отдельный документ), на штрафстоянку делать замер. Если люфта реально нет, запрашиваем в ГИБДД выделение инспектора для повторного замера (если есть на территории инспектор, озадачить его сразу), мерить 3 раза, итог будет по среднему люфту, руль крутить плавно, далее написав бумагу об «устранение люфта на месте» уехать своим ходом (в противном случае эвакуатор или жесткая сцепка). Ввиду того, что на штрафстоянке, как правило, нет асфальта, рекомендуется возить в кузове куски (листы) железа или фанеры, (нужна любая ровная, твердая поверхность) чтобы наехать на них передними колесами и замерить, замер на такой поверхности нельзя считать истинным, но в инструкции про асфальт ничего не написано.
— Водителей ознакомить с инструкцией по эксплуатации (паспортом) люфтомера ИСЛ-М и инструкцией по эксплуатации (паспортом) люфтомера ИСЛ-401М и обратить их внимание на следующие моменты при замере инспекторами на трассе:
Каждый прибор в данном случае является средством измерения, необходимо проверить (попросить инспектора показать документы) метрологическую поверку в паспорте (может быть отдельный лист свидетельства), сверить заводской номер на приборе и в паспорте (свидетельстве), межповерочный интервал 1 год. Во время работы инспектора проследить за его действиями, стоит обратить внимание на три важных пункта в руководстве по эксплуатации к ИСЛ-М, а именно п. 2.3.6 «Плавно повернуть рулевое колесо против часовой стрелки. » «Далее необходимо плавно повернуть рулевое колесо по часовой. «, ключевым является слово «плавно». Пункт 2.2.2.3 «Управляемые колеса должны быть приведены в положение, примерно соответствующее прямолинейному движению и должны находиться на сухой, ровной горизонтальной твердой поверхности. Двигатель АТС, оборудованного усилителем рулевого управления (ГУР) должен работать.» Зимой пункт 1.1.1.4 «температура окружающей среды должна быть в приделах от минус 10°С до +40°С». Инспектор при составлении протокола вписывает в него свидетелей, так вот важно, чтобы данные свидетели не просто расписались в бумажке, а реально видели что показал прибор, тем более это должен видеть сам водитель. Чтобы водители имели представление как правильно пользоваться люфтомером, ознакомить с выдержкой из «Описания типа средства измерения ИСЛ-М»

Справочно выдержка из Требований к рулевому управлению согласно ГОСТ Р 51709-2001

Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота.

Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается.

Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, указанных изготовителем АТС в эксплуатационной документации, или, если такие значения изготовителем не указаны, следующих предельных допустимых значений:

— легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые или и автобусы . 10°
— автобусы. 20°
— грузовые автомобили. 25°

Вниманию владельцев автомобилей типа ГАЗЕЛЬ, конструктивно у Ваших автомобилей люфт до 20-25°, это прописано в документации к автомобилям, часто инспектора замеряют как по категории M1 N1, где люфт не должен превышать 10% и это не правомерно. Скачайте документ «Справка Газель» и ознакомьтесь.

Как устранить люфт в рулевом управлении

Зачастую водитель сталкивается с такой неисправностью как люфт рулевого управления. Данная проблема может повлечь за собой серьезные неполадки, поэтому важно вовремя обнаружить и устранить неисправность. Зачастую водитель сталкивается с такой неисправностью как люфт рулевого управления. Данная проблема может повлечь за собой серьезные неполадки, поэтому важно вовремя обнаружить и устранить неисправность.

Рулевое управление одно из главных для езды, а поломка в виде люфта не одна из приятных ситуаций. Часто причиной появления могут быть разные поводы, это и плохая ходовая, износ деталей, ну и чаще всего состояние наших дорог. Поэтому рассмотрим, как выявить люфт в рулевом управлении и как стоит проводить ремонт.

Понятие и причины появления люфта в рулевом механизме

Сама конструкция рулевого управления не сложная. В ней находится специальный шток, который не плотно прилегает к деталям автомобиля. У него обязательно должен быть небольшое зазор для того, чтоб детали не изнашивались в случае трения. Однако если суммарный люфт достигает довольно больших показателей это может стать причиной серьезных неисправностей, что могут привести к авариям на дороге. Допустимой нормой считается люфт в 10°.

Важно помнить, что маленький люфт может перерасти в большой, а поэтому следует внимательно отнестись к этому вопросу, если заметны явные признаки неполадок в рулевом управлении. Этими признаками могут служить стук, скрип, вибрация или необходимость в сильном повороте руля влево или вправо даже по ровной дороге. В таком случае руль перестает «слушаться» водителя или выполняет действия с нескольким опозданием.

Существует несколько причин появлении люфта и все они кроются в самой конструкции рулевого управления. Одной из первых причин может быть то, что наконечник или подшипник вышли из строя в случае изнашивания.Второй причиной может служить недавний ремонт автомобиля, а именно тот факт, что иногда центральную ступичную гайку недостаточно фиксируют. Отсюда и появляется люфт. Также свободный ход руля может сигнализировать о том, что гидравлическое масло становится непригодным и необходима его замена.

В целом, чтобы обнаружить истинную причину технических неполадок водитель обязан проверить каждую деталь всей системы рулевого управления, так как все детали и механизмы взаимосвязаны.

Как определить появление люфта в рулевом управлении

Для того, чтобы проверить автомобиль на наличие проблем с рулевым управлением, а именно присутствием люфта необходимо проделать следующие операции. Прежде всего необходимо перевести двигатель на специальный режим работы на неподвижном автомобиле – холостой ход. После этого, следует начать крутить руль и следить за временем отклика колёс на данные команды. Именно это расстояние и показывает величину люфта.

На сегодняшний день для удобства и точности измерения люфта существует специальное устройство – люфтомер. Он помогает измерить и проконтролировать суммарный люфт.

Устранение люфта в рулевом управлении

Прежде всего, проверку следует начать с карданного шарнира и его винтов. Прокручивайте регулировочный винт до необходимого показателя. После, снова проверьте наличие и величину люфта. В случае неудовлетворительных показателей, проделайте работу снова.

Если и это не помогло, значит причина поломки кроется в другом. Следующим пунктом необходимо загнать автомобиль в смотровую яму. Проблема люфта может быть заключена в шарнирах рулевых тяг. Скорее всего, эти детали изношены и есть необходимость в их замене или же крепкой фиксации. Также следует проверить крепление рулевых тяг и по надобности подтянуть их.

Однако если и это не устранило причину, значит скорей всего придется разобрать всю систему рулевого управления. Сделать это лучше в автосервисах, так как есть риск повредить систему.

Стоимость ремонта по устранению люфта в рулевом управлении

Цена прибора люфтомера достаточно высокая и колеблется в пределах от $400 до $800. Отдельные детали рулевого управления представлены следующими ценами: подшипник – от $12, фиксатор гайки – от $16, шток рулевой рейки – от $50, шарнир рулевой тяги – от $16. В автосервисе осуществление ремонта обойдется в пределах $20 и больше, в зависимости от необходимой услуги.

Видео о люфте рулевого управления:

Как убрать люфт в рулевой колонке

Современный автомобиль представляет собой сложную совокупность узлов и механизмов, которые, к сожалению, подвержены износу. Особенно быстро изнашивается система управления рулевого колеса из-за того, что большинство ее узлов работают в экстремальных условиях, возникает неисправность, как люфт в рулевом управлении. В первую очередь нужно иметь в виду, что ее устранение не стоит откладывать в долгий ящик, так как речь идет о повреждении, связанном с опасностью для жизни не только водителя и пассажиров, но и других участников дорожного движения. И так, рассмотрим причины, из-за которых возникает данная неисправность, а также узнаем, как убрать суммарный люфт в рулевой колонке.

Конструкция рулевого управления

Конструкция системы рулевого управления движением в современных автомобилях практически одинакова для большинства выпускаемых моделей; имеются только непринципиальные отличия.

  1. Рулевое колесо.
  2. Промежуточный шарнир карданного типа.
  3. Рулевой механизм.
  4. Левая и правая тяги.
  5. Внутренние и наружные наконечники.
  6. Регулировочные тяги.

Принцип работы

Чтобы понять, что такое люфт руля, рассмотрим принцип работы систем рулевого управления в современном автомобиле. Рулевое колесо через карданный шарнир соединено с механизмом, представляющим собой полую (как правило, дюралюминиевую) трубу, внутри которой расположена зубчатая рейка, перемещаемая шестерней, соединённой с карданным шарниром. Зубчатая рейка через внутренние наконечники соединена с тягами, которые через наружные шарниры соединяются с рычагами поворотов на передних стойках подвески. Таким образом, всякое перемещение рейки приводит к повороту колес и любой люфт в рулевом управлении может привести к серьезным последствиям от запаздывания реакции на движение до полной потери управления автомобилем.

Причины, от которых возникает люфт в рулевом управлении:

  • плохая затяжка гайки крепления рулевого колеса;
  • износ шлицевых соединений;
  • износ карданных соединений промежуточного вала;
  • ослабление крепления рулевого механизма к кузову;
  • повышенный зазор между зубчатой рейкой и шестерней в механизме;
  • износ наконечников;
  • износ резинометаллических шарниров, крепящих тяги к механизму или ослабление их болтов крепления;
  • ослабление затяжки регулировочных тяг.

Люфт может сопровождаться стуком в рулевой колонке, что может говорить об износе деталей.

Причины люфта рулевого управления

Самостоятельно определить причины люфта автолюбителю довольно несложно. Для этого надо установить машину на ровную площадку, открыть капот, установить колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению и резко поворачивая руль в обе стороны на небольшой угол (для этого Вам понадобится помощник) рукой прощупать все узлы, из-за неисправности которых возникает люфт в рулевом управлении. Ваша рука сразу почувствует неисправный узел по характерному сдвигу во время покачивания колеса.

Ослабление затяжки гайки

Самой «безобидной» причиной появления допустимого люфта руля является ослабление крепления рулевого колеса из-за отворачивания гайки его крепления. Для устранения этой неисправности достаточно снять его декоративную обшивку и торцовым ключом соответствующего размера затянуть гайку рекомендуемым моментом. На большинстве современных автомобилей в обшивке руля установлен модуль подушки безопасности, который надо будет демонтировать, чтобы обеспечить доступ к гайке крепления. Поэтому все работы необходимо проводить с особой тщательностью, отключив клеммы от аккумулятора.

Ослабление затяжки гайки крепления рулевого колеса ведет за собой более неприятную проблему – из-за проворачивания его на оси начинается износ шлицов в месте соединения, что приводит к потере управления. Ремонт, заключающийся в обязательной замене поврежденных деталей, в этом случае надо проводить незамедлительно. Износ карданных шарниров на промежуточном валу приводит к так называемому «эффекту зубчатого колеса», проявляющегося тем, что при вращении руля имеет место его периодическое затирание. Такая неисправность приводит к ухудшению управляемости машиной, особенно на высоких скоростях. В этом случае необходима замена промежуточного вала.

Еще одной причиной, вызывающей люфт руля является ослабление крепления рулевого механизма к кузову или осадка резиновых прокладок между рулевым механизмом и кузовом. При возникновении данной неприятности необходимо произвести подтяжку гаек крепления механизма, либо заменить изношенные резиновые детали. Повышенный зазор в шестернях рейки тоже не сулит ничего хорошего. Он появляется вследствие выработки поверхностей соприкосновения зубчатой рейки и шестерни. Также в этом механизме сравнительно часто увеличиваются зазоры между рейкой и направляющими. Причем процесс износа ускоряется в разы в случае нарушения целостности защитных пыльников.

Износ наконечников тяг

Особенно опасен люфт в рулевом управлении, причиной которого, является износ наружных наконечников тяг. Наконечники тяг, это, пожалуй, самое уязвимое место во всей системе управления. Происходит это оттого, что они работают в непростых условиях, постоянно подвергаясь воздействию воды, грязи и т.п.

Серьезность неисправности заключается в том, что в результате происходит значительное увеличение осевых и радиальных зазоров в шаровом сочленении наконечника, и, в конце концов, он разрушается, вследствие чего автомобиль теряет управление. Предсказать последствия такой неисправности, особенно на большой скорости, нетрудно. В таких случаях необходимо немедленно обратиться в автомастерскую для замены наконечников.

Внутренние концы тяг крепятся к рулевому механизму через запрессованные в их концы резинометаллические шарниры. В случае износа этих шарниров при поворачивании руля слышен характерный металлический стук. Для устранения этой неисправности нужно запрессовать в тяги новые. Эта работа требует наличия прессового оборудования, поэтому ее лучше проводить в условиях автосервиса. Либо происходит откручивание болтов, крепящих тяги к механизму. В этом случае, для уменьшения и устранения люфта достаточно эти болты затянуть моментом указанным изготовителем.

Как отрегулировать люфт руля

Ну и наконец, еще одной причиной вызывающей люфт в рулевом управлении является ослабление затяжки регулировочных тяг, которые предназначены для регулировки схождения колес автомобиля. Это есть следствие плохой затяжки болтов на этих тягах после регулировки угла схождения, и может привести к выскакиванию регулировочной тяги из наконечника.

На некоторых моделях современных автомобилей поворотные рычаги не приварены к стойкам подвески, а сочленены с помощью болтового соединения. Ослабление этих соединений также приводит к появлению описываемой неприятности. Чтобы исключить этот вариант при определении причины, приведшей к ней, нужно поднять переднюю часть автомобиля и сняв колеса проверить затяжку вышеуказанных соединений, тем самым будет выполнена регулировка рулевого управления.

Заключение

Как видно, подавляющее большинство причин, вызывающих появление люфта руля могут привести к очень серьезным, а подчас, даже фатальным последствиям. Чтобы предупредить возникновение такой неисправности необходимо периодически проводить осмотр всех узлов и механизмов рулевого управления. При этом особое внимание при осмотре нужно уделять проверке целостности резиновых пыльников на механизме и наконечниках тяг. Если выяснилось, что эти пыльники порваны, то надо как можно быстрее заменить их. Ну, а если окажется, что момент упущен, и исправить люфт уже нельзя, то мы не рекомендуется пытаться устранять его самостоятельно, Лучшим решением будет обратиться в автосервис, в котором профессиональные мастера проведут все необходимые работы.

Тактика осмотра и проверки рулевого управления автомобиля

Общая проверка работоспособности рулевого управления

То, в каком состоянии находится рулевое управления, должно проверяться регулярно – именно от него может зависеть жизнь водителя автомобиля.
Осматривая рулевое управление, стоит обратить особое внимание на то, в каком состоянии находятся резьбовые соединения, защитные чехлы и колпаки, на степень их износа. В случае если она высока, и данные узлы порваны, потрескались или утратили эластичность, их стоит заменить в обязательном порядке. Дело в том, что вода, грязь или пыль, попав на них, могут быстро вывести данные элементы из строя.

Также в ходе проверки имеет смысл повернуть руль до упора в каждую сторону, при этом визуально, а также на слух проверяются:
– надежно ли закреплены рулевое колесо и рулевой механизм;
– имеются ли в шарнирах рулевых тяг зазоры;
– надежно ли затянуты гайки пальцев на шаровых шарнирах;
– имеются ли заедания или помехи, могущие затруднить вращение рулевого колеса.


1. Проверяется то, в каком состоянии находятся колпаки, защищающие шаровые шарниры у рулевых тяг. В случае если они порваны, потрескались или утратили эластичность, данные колпаки должны быть заменены.


2. Помощник, привлеченный к проверке, должен резко повернуть рулевое колесо как в одном, так и в другом направлении, причем неоднократно. Проверяющий же в это время визуально и на слух определяет надежность закрепления рулевого механизма (не должно быть стуков, на шпильках крепления механизм также двигаться не должен).

5. …А также надежно ли затянуты гайки регулировочных муфт.

6. Чтобы проверить то, в каком состоянии находится маятниковый рычаг на днище автомобиля, стоит его резко и сильно покачать в разные стороны. В случае если будут обнаружены люфты, стоит принять меры.

Как проверить люфт (он же свободный ход) рулевого колеса?

Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимые параметры, управлять автомобилем становится труднее. Дело в том, что транспортное средство начинает реагировать на любые действия водителя с некоторым опозданием. Важно помнить, что если при регулировке рулевого механизма устранить увеличенный ход не получается, это означает, что рулевое управление неисправно (может быть ослаблено крепление механизма руля, маятникового рычага или же рулевых тяг, а равно изношенность составляющих их элементов).

5° — предельно допустимый размер люфта. Для того чтобы рассчитать его, автомобиль необходимо установить на ровной и нескользкой поверхности. При расчете проверяющему потребуются линейка, а также проволока или мел, используемые для нанесения меток. Для того чтобы пересчитать имеющийся люфт в миллиметры, применяется следующая формула:
L=(5°/360°)pD, для целей которой
L – люфт самого рулевого колеса, мм;
p — 3, 14;
D – наружный диаметр данного рулевого колеса, мм.
Максимально возможный люфт для рулевого колеса, чей наружный диаметр равен 400 мм, не должен превышать 17 мм.

Вам потребуются: линейка, мел (или проволока) для нанесения меток.
1. Передние колеса должны быть установлены в такое положение, которое соответствует прямолинейному движению. После того, как передние колеса будут установлены таким образом, стоит обратить внимание на спицы колеса рулевого. Если они расположены не горизонтально, это значит, что регулировка углов, под которыми колеса установлены, нарушена. Или же имеются дефекты в подвеске или рулевом управлении.

2. Линейку нужно установить таким образом, чтобы торец ее уперся в приборную панель, а ребро – дотрагивалось до наружной поверхности автомобильного рулевого колеса. Затем рулевое колесо должно поворачиваться в любую сторону до тех пор, пока не начнут крутиться передние колеса. После этого на ободе рулевого колеса делается отметка или закрепляется проволока.


3. Линейка должна оставаться на прежнем месте, а рулевое колесо – повернуто в другую сторону, также до того, как передние колеса будут поворачиваться. На ободе рулевого колеса делается вторая отметка.

4. Расстояние между сделанными отметками должно быть измерено. В идеале – рассчитанного, оно превышать не должно. В случае, однако, если она превышает рассчитанное и отрегулировать его не получается (см. «Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком»), проверку рулевого управления стоит продолжить для того, чтобы выявить причину, по которым свободный ход увеличен (см. «Тактика осмотра и проверки рулевого управления автомобиля»).

Причины люфта в рулевом управлении и его устранение

Термин «люфт» в механике означает наличие свободного хода у составной части механического устройства. Представляет собой показатель, говорящий о величине смещения или движения управляемого узла, не приводящее к изменениям в механизме. Неисправность в виде люфта в рулевом управлении может привести к серьезным поломкам.

Понятие люфта в рулевом механизме

В отношении рулевого управления автомобиля, люфт – это амплитуда поворота рулевого колеса, при котором авто продолжает движение в прежнем направлении.

Специальный шток, один из элементов рулевого управления, неплотно прилегает к другим деталям, образуя зазор. За счет этого элементы механизма не изнашиваются во время трения. Правилами дорожного движения максимальная величина промежутка установлена не более 10 градусов. Превышение этого значения делает эксплуатацию авто невозможным и требует немедленного устранения.

Причины появления люфта

Спустя длительное время эксплуатации, приходят в негодность рабочие поверхности ролика, подшипника, втулки, шайбы, вала сошки и его Т – образного паза, головки регулировочного винта. Таким образом, зазоры в рулевом устройстве увеличиваются, во время движения автомобиля появляются посторонние стуки и вибрация, колеса становятся неустойчивыми и шатаются. Изначально зазор появляется в месте сцепления ролика и червяка, впоследствии, одновременно с валом руля происходит осевое смещение червяка.

При передвижении на высокой скорости машина становится неуправляемой, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до аварии.

Основной причиной появления люфта – это отвратительное состояние дорог. Подвеска автомобиля берет на себя основную часть нагрузки, которая направлена на колеса, но все же часть из нее приходится на детали рулевого управления. Усугубляет ситуацию использование низкокачественной резины, что значительно сокращает срок эксплуатации рулевой тяги и подвески.

Ослабление затяжки гайки

«Невинной» причиной возникновения неисправности является ослабление гайки крепления рулевого колеса. Регулировка выполняется методом подтягивания винта в торцевой крышке рулевого механизма. Сначала снимается декоративный элемент обшивки крепления, затем гайка протягивается торцовым ключом необходимого диаметра.

Если в обшивке автомобиля (это относится к современным авто) вмонтирован узел подушки безопасности, его предварительно демонтируют, чтобы обеспечить доступ к гайке. Работа проводится при отключенных аккумуляторных клеммах в целях соблюдения техники безопасности.

Важно! Если не выполнить своевременную затяжку гайки крепления, это приведет к износу шлицов в месте крепления руля, повлечет за собой проворачивание руля, потерю управления транспортным средством.

Износ наконечников тяг

Более опасной причиной люфта в рулевом управлении является износ наконечников тяг. В связи с тем, что эти элементы работают в непростых условиях, подвергаясь постоянному воздействию грязи и воды, они приходят в негодность быстрее. В результате увеличиваются осевые и радиальные зазоры в шаровом соединении наконечника, он разваливается и управление автомобилем становится невозможным. Чтобы избежать последствий такой неисправности, следует немедленно обратиться в сервис для замены деталей.

Также, выделяют несколько причин образования свободного хода, кроющихся в конструкции системы рулевого управления.

  • развалившийся подшипник ступицы;
  • послабление или ненадлежащее протягивание гайки крепления рулевого колеса, регулировочных тяг;
  • износ шаровой опоры;
  • амортизация или поломка шарниров, шлицов, соединений карданного вала;
  • завышенный зазор между зубчатой планкой и шестерней, или их износ;
  • непригодное гидравлическое масло.

Как диагностировать неисправность?

Люфт руля особенно ярко выражается при передвижении по прямой дороге на высокой скорости. Признаком поломки является стук при резком повороте руля. Нарастающий стук во время движения по неровной местности указывает на поломку рулевых наконечников и тяг. Отдающий в руль – о неисправности рулевой планки.

Если руль «бьет» при движении, это говорит о выходе из строя шаровой или рулевых наконечников. Причиной также может быть износ втулки, подшипника, крестовины.

Шум неизвестного происхождения во время поворота руля указывает на необходимость проверки уровня жидкости.

Изменение заданного направления движения авто при прямом положении руля, ощущение, что авто «уводит» в сторону, говорит о несбалансированном развале – схождении колес.

Руль проворачивается отрывисто в случае заклинивания рулевой планки. Если он поворачивается с усилием, требуется проверить работу усилителя.

Чтобы выяснить, есть ли проблемы с рулевым управлением, следует провести небольшую проверку:

  1. Завести двигатель и оставить работать на холостом ходу.
  2. Одновременно проверить работу гидравлического усилителя.
  3. Передние колеса выставить параллельно продольной оси авто.
  4. Поворачивая руль в одну и в другую сторону, фиксировать момент, когда передние колеса начинают движение. Люфтом (свободным ходом) будет промежуток, который руль проходит до движения колес.

Для более точного определения зазора используют специальный прибор люфтомер.

Устранение люфта в рулевом управлении

Для регулировки рулевого управления понадобится обычный набор простых инструментов, позволяющих выполнить настройку креплений. Все работы по устранению неполадок проводятся в гараже со смотровой ямой, эстакадой, или с наличием подъемника.

Если люфтомер или ручная диагностика показали неудовлетворительные результаты, переходят к следующим действиям (потребуется помощь напарника):

  1. Определить источник стука и проверить работу подвесок.
  2. Попытаться подтянуть рулевую планку.
  3. Взявшись за руль, поворачивать его из стороны в сторону в пределах свободного хода, одновременно наблюдая работу карданного вала около рейки, шаровых наконечников тяги. А также отслеживать уплотненность сопряжения штанг, которые должны точно входить одна в другую.
  4. Если рулевая планка не повреждена, поворачивая регулировочный винт, устранить люфт в рейке.
  5. Свободный ход в карданном вале возникает чаще всего по причине отсутствия смазки. Устранить его можно, только заменив деталь.
  6. Люфт в месте сопряжения штанг устраняется точечной сваркой, которая сдерживает детали во время работы.
  7. Отремонтировать или заменить шаровые наконечники, если есть необходимость.
  8. Особое внимание уделить исправности наконечников и целостности резиновых пыльников.
  9. Проверить, устранен ли люфт рулевого колеса.

Если все действия не привели к желаемому результату, остается только полностью разобрать рулевой механизм, чтобы определить, какие детали вышли со строя и заменить их.

Безопасность водителя и пассажиров напрямую зависит от исправной работы рулевого механизма. Исправление поломок и регулировку механизмов лучше возложить на профессионалов.

Заключение

Таким образом, появление люфта рулевого колеса может привести к плачевным последствиям. Для предупреждения его появления необходима своевременная диагностика узлов и механизмов рулевого управления, а также своевременное устранение проблемы.

Как проверить люфт руля

ЧТО ТАКОЕ ЛЮФТ РУЛЯ, ЕГО ПРИЧИНЫ И УСТРАНЕНИЕ

Люфт – это свободный ход на соединении двух и более деталей автомобиля. Допустимый люфт – это максимальная величина смещения, которая не имеет критического значения для управляемого элемента.

Это явление может возникать в:

  • рулевом управлении;
  • карданах трансмиссии;
  • элементах ходовой части;
  • узлах подвески.

Разберемся с причинами возникновения свободного хода в рулевой колонке. Затем – как его устранить.

ЧТО ТАКОЕ ЛЮФТ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рулевая колонка – первый узел, в котором может появляться увеличенный свободный ход. Основная ее часть это шток, фиксирующийся на валу с шарнирами.

Соединение этих элементов обеспечивается зубчатой передачей. Еще с завода в ней присутствует незначительный зазор. Он необходим для того, чтобы края зубцов преждевременно не изнашивались из-за силы трения.

Водитель может заметить это явление, поворачивая руль влево и вправо, так чтобы при этом направление колес не менялось. Во время эксплуатации машины свободный ход на соединениях увеличивается. Чаще всего это происходит из-за естественного износа деталей.

Как работает рулевое управление автомобиля – смотрите в видео обзоре:

Урок 37 Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления
Watch this video on YouTube

ПРИЗНАКИ ПОЛОМКИ

Естественный износ зубчатых соединений и шарнирных передач происходит медленно, поэтому водителю сложно заметить, с какого момента люфт начал увеличиваться. Чтобы контролировать этот процесс, автомобилист должен периодически проверять этот параметр. Так, для легковых машин нормой считается, когда свободный ход руля не больше трех сантиметров.

Когда же во время движения автомобиль замедлил отклик на поворот рулевого колеса, водителю необходимо остановиться и проверить, в чем причина. Это явный признак поломки.

Любые скрипы, стуки, вибрации произвольное отклонение машины от заданной траектории – все это признаки неисправности рулевого управления. Из-за этого в экстренной ситуации водитель может не справиться с управлением транспортного средства и создать ДТП.

ДОПУСТИМЫЙ ЛЮФТ РУЛЕВОГО КОЛЕСА

Боясь этого, некоторые автомобилисты вообще стараются устранить свободный ход рулевого колеса. Однако это ускорит износ деталей и их нужно будет менять на новые чаще обычного.

В руководстве по эксплуатации и ремонта автомобиля завод-изготовитель указывает разрешенный люфт рулевого управления. Если эти данные отсутствуют, следует отталкиваться от основных требований, прописанных в ПДД.

Машина должна соответствовать следующим требованиям:

Тип автомобиля:Максимально допустимый люфт (в градусах)Легковой10Грузовой25Автобус20

Как видно, чем больше габариты автомобиля, тем выше величина свободного хода рулевого управления.

КАК ПРОВЕРИТЬ ЛЮФТ РУЛЯ

Проверить люфт руля нужно следующим образом.

  • Поставить автомобиль на твердую ровную поверхность – бетонное или асфальтированное покрытие. Колеса авто – сухие, чистые и поставлены в направлении продольной оси кузова.
  • Перед замерами руль поворачивают влево и вправо, чтобы почувствовать тот момент, когда колеса начинают менять свое направление.
  • На рулевое колесо устанавливают прибор, который показывает градус отклонения от центральной точки.
  • Показатели свободного поворота влево и вправо суммируются.

КАКИМ ИНСТРУМЕНТОМ ПРОВЕРЯЕТСЯ

Самый простой способ замера люфта руля выполняется при помощи обычной линейки. На рулевом колесе наносится отметка. Затем его поворачивают вправо, подставляют линейку шкалой к отметке, а одним краем упирают ее в левую стойку. При свободном повороте влево отметка пройдет несколько делений на шкале. Стоит отметить, что для прохождения техосмотра автомобиля этого показателя будет недостаточно.

Вот еще один способ определения суммарного люфта:

Как проверить люфт руля самостоятельно
Watch this video on YouTube

Для точного определения величины люфта необходимо приобрести люфтомер. Существует два вида этих приборов: электронный и механический. Первые отличаются большей точностью, в них может быть несколько функций и их очень легко использовать. Вторая категория не нуждается в элементах питания, и они отличаются высокой надежностью.

Вот как работает электронная модель:

Как проверить люфт руля прибором ИСЛ-М
Watch this video on YouTube

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ЛЮФТА И ИХ ДИАГНОСТИКА

Помимо естественного износа деталей, причина появления свободного хода в рулевой колонке – следствие неиспраавности деталей, участвующих в управлении автомобиля. Все поломки можно диагностировать следующими тремя способами.

ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОМ ДВИГАТЕЛЕ

Если увеличенный показатель свободного хода ощущается при выключенном двигателе, необходимо проверить всю схему рулевого управления. Вот основные проблемы, которые может выявить диагностика:

  • износились рулевые наконечники;
  • поломка крестовины вала рулевой стойки;
  • выработка на зубьях шестерни рейки;
  • износ верхней или нижней шаровой опоры.

ПРИ ДВИЖЕНИИ

Если руль люфтит во время движения, необходимо обратить внимание на сопутствующие проблемы.

  • Автомобиль уводит в сторону. Причина – не отрегулированный развал-схождение.
  • При повороте рулевого колеса возникают посторонние шумы. Причина – недостаточный уровень жидкости гидроусилителя.
  • Стук в передней части при езде по неровной дороге. Причина – выход из строя рулевых тяг и их наконечников. Если этот стук отдает в руль – нужно проверить рулевую рейку.
  • Вибрация руля. Она возникает при разбалансировке колесных дисков. Помимо этого причиной биения руля может быть поломка шаровых опор или рулевых наконечников.
  • Потеря плавности хода. Поворот руля с рывками свидетельствует об износе рулевой рейки.

ПРИ ТОРМОЖЕНИИ

Свободный ход рулевого колеса, возникающий при торможении, может свидетельствовать о таких проблемах:

  • выход из строя подшипника ступицы. Выявить эту поломку можно, подняв на домкрате авто, и пошатав колесо. Если оно люфтит – значит проблема в ступичном подшипнике.
  • после недавнего ремонта ходовой механики плохо затянули крепление ступицы;
  • плохо затянуты крепежные болты рулевого управления;
  • износ тормозных дисков или колодок.

Любые изменения в поведении автомобиля на дороге достойны пристального внимания автомобилиста. Игнорирование тревожных сигналов чревато не только выходом из строя деталей, но и созданием аварийной ситуации.

КАК УСТРАНИТЬ ЛЮФТ

Во многих случаях люфт руля можно устранить, выполнив правильную регулировку системы управления автомобиля. Стоит проверить затяжку всех крепежных болтов, а также обратить внимание на регулировочные винты. Как убрать рулевой люфт в сложных ситуациях?

В РУЛЕВОЙ КОЛОНКЕ

На валу рулевого управления закреплены карданные шарниры. В стандартных колонках их два. Они фиксируются болтами. Еще одна причина свободного хода в рулевой колонке – выработка в гнездах, куда установлены эти элементы.

Чтобы выполнить ремонт, потребуется поставить автомобиль на эстакаду или загнать в гараж со смотровой ямой. При замене крестовины руль следует зафиксировать. Если после замены шарнира водитель слышит дребезжание, необходимо подтянуть крепежные болты.

РУЛЕВОГО КОЛЕСА

Редко, но случается так, что полная замена всех износившихся деталей не устраняет увеличенный свободный ход. В этом случае следует проверить монтаж самого руля. В некоторых автомобилях зубчатое крепление этой детали выходит из строя из-за некачественного материала, из которого она изготавливается.

Итак, устранение люфта в системе управления автомобиля – не просто вопрос комфорта. От исправности ее элементов зависит безопасность всех, кто находится в машине.

Нормативные требования к рулевому управлению

Требования к элементам рулевого управления транспортных средств регламентируются Правилами ЕЭК ООН №79. Этот документ содержит в основном конструктивные требования к данным элементам. Основные эксплуатационные требования, согласно которым и проводится проверка технического состояния рулевого управления, изложены в СТБ 1641-2006.

Суммарный люфт в рулевом управлении — это угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.

Суммарный люфт в рулевом управлении в регламентированных условиях испытаний не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, а при отсутствии таких данных не должен превышать:

  • 10° для легковых автомобилей и созданных на их базе агрегатов грузовых автомобилей и автобусов
  • 20° для автобусов
  • 25° для грузовых автомобилей

Начало поворота управляемого колеса — это угол поворота управляемого колеса на (0,06 ± 0,01)°, измеряемый от положения прямолинейного движения.

При проверке суммарного люфта должны выдерживаться следующие предварительные условия:

  • шины управляемых колес должны быть чистыми и сухими
  • управляемые колеса должны находиться в нейтральном положении на сухой ровной горизонтальной асфальто- или цементо- бетонной поверхности
  • испытания автомобилей, оборудованных усилителем рулевого привода, проводятся при работающем двигателе

Значение суммарного люфта в рулевом управлении определяют по углу поворота рулевого колеса между двумя зафиксированными положениями начала поворота управляемых колес в результате двух или более измерений.

Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в бачке должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

При органолептической проверке рулевого управления проверяется выполнение следующих нормативных требований:

  • вращение рулевого колеса должно происходить без рывков и заеданий во всем диапазоне угла его поворота, неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии на транспортном средстве) не допускается
  • самопроизвольный поворот рулевого колеса от нейтрального положения при неподвижном состоянии транспортного средства с усилителем рулевого управления и работающем двигателе не допускается
  • максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией транспортного средства
  • не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности не допускаются; резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства
  • применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами не допускается

Повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также не предусмотренное изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы) не допускаются.

Не допускается подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось. Рулевая колонка должна надежно соединяться с сопрягаемыми деталями, не иметь повреждений. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса, а также устройство, предотвращающее несанкционированное использование транспортного средства, должны быть в работоспособном состоянии.

Осевое перемещение и качание плоскости рулевого колеса, качание рулевой колонки определяются путем приложения к рулевому колесу знакопеременных сил в направлении оси рулевого вала и в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке, а также знакопеременных моментов сил в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки.

Взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф определяются поворачиванием рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40…60° в каждую сторону, а также приложением непосредственно к деталям рулевого привода знакопеременной силы.

Люфт рулевого управления

  • Что такое суммарный люфт
  • Люфты в автомобилях
  • При каком значении суммарного люфта допускается эксплуатация транспорта
  • Как производить замер люфта
  • Как не попасть на развод
  • Возможные причины большого люфта
  • Какие признаки поломки
  • Диагностика и применяемые приборы
  • Способы устранения неисправности

Важная и неотъемлемая часть любого транспортного средства – рулевое управление. Исправность этого узла напрямую влияет на комфорт и безопасность эксплуатации автомобиля.

Многие водители уверены, что люфт рулевого колеса недопустим. Однако, в ПДД есть другое требование – этот показатель должен вписываться в установленные пределы. О том, как определить наличие люфта, узнать его величину и устранить неполадку, рассказано ниже.

Что такое суммарный люфт

Люфт – это свободный ход руля, его границы – момент, когда колеса автомобиля начинают поворачивать в ту или иную сторону. На практике, понять это определение можно встав напротив одного из передних колес транспортного средства, в то время как помощник, находящийся в салоне, покрутит рулевое колесо влево-вправо.

В этот момент и можно увидеть, что небольшое отклонение руля не приводит в движения колеса. Такое явление может быть вариантом нормы, так как во время свободного хода рулевого колеса в механизме управления выбираются зазоры и амплитуда движения передается на рулевые тяги. В результате такой «отсрочки» меньше изнашиваются узлы зацепления и исключается чрезмерное трение.

Другой термин, требующий разъяснения – суммарный люфт. Под ним понимается промежуток между одним крайним положением рулевого колеса, при котором начинается движение колес в одну строну, и другим, с противоположного края. Простыми словами – это промежуток в амплитуде движения руля, до момента пока автомобиль поменяет свое направление движения.

При превышении этого параметра выше установленных границ, транспортное средство начинает «вилять» по проезжей части. При этом амплитуда перемещения в поперечном направлении увеличивается и это может привести к созданию аварийной ситуации. Чем выше скорость движения, тем заметнее эффект «виляния».

В результате, водителю приходится постоянно отвлекаться на эту неисправность и терять концентрацию, крайний вариант – полная потеря управляемости автомобилем на большой скорости.

Люфты в автомобилях

Норма свободного хода руля для легкового автомобиля и грузовика отличаются. Эта величина, стандартная для каждой категории транспортных средств, закреплена в ПДД. Кроме того, свои допустимые значения может указывать и автопроизводитель. Соответствующая отметка делается в инструкции по эксплуатации или ПТС.

При каком значении суммарного люфта допускается эксплуатация транспорта

При выявлении допустимой величины во внимание принимается именно суммарный люфт, то есть максимальный угол поворота руля в обоих направления до момента получения отклика от колес и смены направления движения. Точные значения суммарного люфта, при которых допускается эксплуатация транспортного средства указаны в ПДД.

В отдельных случаях, величина, отличающаяся от стандартной, содержится в документации по эксплуатации автомобиля. В стандартных параметрах прослеживается тенденция – чем крупнее по габаритам автомобиль, тем выше его допустимый показатель.

  1. Легкового автомобиля. Для всех легковых транспортных средств, масса которых не превышает 3,5 тонн Правилами предусмотрена максимально допустимая величина в 10 градусов. Для некоторых авто, отечественного производства предусмотрены свои параметры. Например, для ВАЗ-2106, 07, 10, и 21213 – всего 5 градусов.
  2. Грузовика. Автомобили массой более 3,5 тонн имеют максимальную величину допустимого люфта. Стандартно она составляет 25 градусов.
  3. Автобуса. Транспортные средства, относящиеся к категории D, могут иметь свободных ход руля в пределах 20 градусов.

Как производить замер люфта

Измерить суммарный люфт можно на станции техобслуживания или самостоятельно. При выполнении процедуры требуется соблюсти несколько обязательных условий:

  • колеса на передней оси должны располагаться в нейтральной позиции. Под ними должна быть твердая поверхность из бетона или асфальта;
  • резина на колесах должна быть полностью сухой и чистой;
  • мотор должен быть заведен. Этот критерий актуален при выполнении диагностики на автомобиле, оснащенном усилителем рулевого привода;
  • необходимо строго соблюсти требования производителя, касающиеся натяжения приводного ремня гидроусилителя, а также, уровня жидкости в нем.

Определение величины суммарного люфта выполняется путем замера угла поворота руля в промежутке между зафиксированными точками изменения положения колес (справа и слева). Для получения точного параметра измерение необходимо повторить не менее двух раз подряд.

Как не попасть на развод

Всем автолюбителям стоит твердо усвоить, что замер люфта рулевого колеса и запрет на эксплуатацию транспортного средства при наличии показателя выше нормы производится только во время прохождения ТО и получения диагностической карты. Эти знания помогут избежать популярного на отечественных дорогах развода от инспекторов ГИБДД.

Ситуация выглядит следующим образом. Водителя останавливает инспектор ГАИ и сообщает о наличии у него подозрений в превышении показателя люфта рулевого управления. Сотрудник предлагает проверить параметр прямо на месте и решить вопрос.

Для измерения используется заранее приготовленный прибор, который по заверению инспекторов надежен и безошибочен. Результат такой проверки всегда не в пользу водителя. У транспортного средства будет обнаружен недопустимый градус суммарного люфта, а его владельцу предложат эвакуировать авто на штрафстоянку или же «договориться» на месте.

Действия, которые должен предпринять водитель в похожей ситуации:

  1. Отказаться от проверки показателя свободного хода рулевого колеса прямо на дороге (или, например, у стационарного поста ГАИ). Такая экспертиза может производиться только на станции, имеющей лицензию, и при соблюдении всех условий. Подтверждением исправности транспортного средства служит актуальная диагностическая карта. Другие проверки на дороге не допустимы.
  2. Если проверка все же произошла, то важно знать, что инспекторы не вправе эвакуировать авто на штрафстоянку. Водителю стоит настоять на своих правах, не нагнетая конфликта. Важно, записать данные инспекторов, чтобы в будущем обжаловать их неправомерные действия и подать заявление в прокуратуру.

Возможные причины большого люфта

Увеличение градуса свободного хода руля всегда связано с неполадками в работе связки рулевого колеса и колес. Среди основных причин можно выделить:

  • стачивание зубьев шестерни рейки и износ зубчатой планки;
  • выход из строя ступичного подшипника. Однако, причина будет заметна по более серьезным проблемам с управлением, нежели люфт;
  • повреждение наконечников и рулевых тяг;
  • ремонт ходовой части, выполненный с нарушениями технологии. Частая причина – недостаточное затягивание гайки ступичного подшипника;
  • выход из строя шаровой опоры;
  • несвоевременная замена масла в гидроусилителе;
  • не очевидными причинами могут служить:
    • поломка или неверная настройка сцепления «червяка» и роликового механизма;
    • выход из строя оси или втулки маятникового рычага;
    • разболтанность места крепления картера.

Какие признаки поломки

Ещё до проведения диагностики можно определить наличие чрезмерного люфта по следующим побочным симптомам:

  • наличие посторонних шумов в рулевом механизме, чаще всего стуков;
  • ощутимая вибрация руля при движении;
  • поскрипывание на определенных амплитудах поворота;
  • потеря управляемости: автомобиль постоянно отклоняется от заданной траектории, несмотря на то, что руль находится в неизменном положении.

В тоже время, слишком маленький люфт (ниже стандартных параметров) может также быть признаком поломки.

Диагностика и применяемые приборы

Для точного определения величины люфта используется люфтомер. Наиболее распространенные его модели, используемые на большинстве СТО – К-524 М или ИСЛ-М. Этот прибор удобен не только из-за точности измерений, но и из-за оперативности выполнения задачи. Для установки, проведения проверки и снятия люфтомера потребуется не более 2-3 минут.

Инструкция по использованию люфтомера:

  1. Запустить двигатель автомобиля на холостом ходу.
  2. Выставить передние колеса параллельно продольной оси. Убедиться в исправности гидроусилителя.
  3. Закрепить люфтомер на рулевом колесе.
  4. Повернуть руль в одну сторону до момента получения реакции от колес, затем повторить операцию в другую сторону. При выполнении этой процедуры потребуется помощник, наблюдающий за колесами.
  5. Зафиксировать показания прибора на рулевом колесе.

Способы устранения неисправности

Возможные способы уменьшения величины люфта:

  • настройка винтов, усиливающих карданные шарниры;
  • проверка крепления рулевой рейки и подтягивание регулировочной гайки на ней;
  • настройка натяжения шарниров рулевых тяг. Для выполнения этой операции потребуется эстакада или подъемник;
  • при неэффективности перечисленных решений есть только один выход – полный разбор рулевого механизма, поиск и замена сломанной в нем детали.

Люфт рулевого колеса может быть допустим только если его величина не превышает установленного Правилами параметра. Во всех остальных случаях автомобиль с такой неисправностью не сможет получить диагностическую карту, а значит его эксплуатация запрещена.

Как проверить рулевое управление автомобиля

Если вы дошли до материала о том, как проверить рулевое управление машины перед покупкой, значит, авто вы уже подобрали, необходимые вопросы продавцу задали и морально готовитесь к осмотру автомобиля. Значит вы уже в курсе, почему важно проверить состояние рулевого управления перед покупкой авто, и чем грозит его неисправность: угроза безопасности и жизни водителя и пассажиров.

Для начала проверьте осматриваемый автомобиль с помощью сервиса «Автокод». Так вы сможете узнать, бывал ли авто в авариях, которые могли бы повлиять на состояние рейки и управляемости машины. Также вы получите немало полезной информации: от того, не находится ли машина в угоне или залоге, до реального пробега и количества владельцев. Обезопасьте себя при покупке б/у авто – воспользуйтесь простым методом проверки авто по VIN-номеру или по госномеру.

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Методы проверки рулевого управления автомобиля

Проверка рулевого управления автомобиля на слух

Прокатитесь на выбранном автомобиле по ровным и грунтовым дорогам, выключите музыку, закройте окна и прислушайтесь ко всем звукам. Посторонние бряцанья, шумы, лязг, постукивания, скрипы, хрусты сигнализируют о неисправностях машины. При расшатанном рулевом управлении:

    • отчетливо слышен стук рейки — детали передней подвески изнашиваются и разбалтываются из-за низкого качества дорог;
    • появляется шум при повороте колес — как правило, водитель незамедлительно ремонтирует элементы рулевого управления, потому что ездить с такой неисправностью нельзя; если же вы обнаружили шум при осмотре продаваемого автомобиля – это повод задуматься о доверии к продавцу;
    • шум из-за работающего насоса (для автомобилей, на которые установлены гидроусилители) означает, что подошел конец срока его эксплуатации.

Если на ровной дороге никаких шумов вы не услышали, то прокатитесь по препятствиям — лежачие полицейские, поребрики, грунтовые дороги — и прислушайтесь к звукам еще раз.

Тормозная система и рулевое управление — самые важные в вопросах безопасности узлы автомобиля. Не жалейте времени на проверку этих деталей при покупке авто с рук.

Проверка рулевого управления автомобиля на ходу

Вам придется «отрастить» шестое чувство, чтобы не только услышать, но и почувствовать неисправности. Садитесь на водительское кресло и покрутите руль во всех направлениях. Если узел управления машиной уже сдает свои позиции, то:

    • руль крутится с усилием, туго — скорее всего, нарушены углы установки колес, руль при этом не будет стоять ровно;
    • руль крутится слишком легко. Не проверяйте этот пункт на скользкой дороге, потому что на льду даже при исправно работающем узле, руль крутится легко;
    • руль заедает или люфтит – это означает, что пришел конец шарнирам наконечника рулевой тяги или изношен подшипник рулевого вала;
    • руль вибрирует при поворотах – в этом случае также необходимо проверить подшипник рулевого вала.

Обратите внимание, что усилитель руля (если он установлен) на разных скоростях работает с разным усилием: чем выше скорость, тем легче крутится руль, и чем ниже скорость, тем труднее.

На ходу автомобиль должен ехать ровно по прямой дороге и не уходить в сторону. Такой дефект также намекает на неисправность рейки.

Внешний осмотр

Если во время движения не были обнаружены шумы, стуки и люфты, автомобиль хорошо «держал» дорогу, передняя подвеска и рулевое управление не вызвали у вас подозрений, то нет смысла самому ковыряться в наконечниках, болтах и шарнирах – скорее всего, автомобиль исправен. Однако если хоть что-то вас смутило при осмотре, то найдите возможность заглянуть под машину самостоятельно, спустившись в яму или, загнав машину на эстакаду, и посмотрите:

    • нет ли подтеков масла на рейке или насосе ГУР – если рабочие жидкости текут, значит, нарушена герметичность рулевого механизма;
    • имеются ли зазоры в шарнирах рулевых тяг – возможно, ослаблены крепления, это обязательно нужно проверить;
    • крепко ли затянуты гайки на шарнирах;
    • не должны быть видны механические повреждения.

Помимо внимания к стукам, шуму и отклонению машины от заданного курса на ходу, осмотрите колеса. Износ всех шин должен быть равномерным, все колеса должны быть отбалансированы, давление в шинах соответствует норме. Эти характеристики указывают не только на неисправности в рулевом управлении, они могут свидетельствовать об искаженной геометрии кузова, о проблемах с подвеской, со сходом-развалом и т. д., но оставить незамеченными такие повреждения нельзя!

Методы проверки рулевых наконечников

Для осмотра наконечников потребуется подъемник, яма в гараже или эстакада. При неисправностях:

    • пыльник разорван вследствие аварии или отсутствия совести у владельца и нежелании заменять важные узлы;
    • наконечник мокрый из-за вытекающей смазки — не ожидайте лужи под капотом, деталь будет влажной или, как говорят мастера, «запотевшей»;
    • цвет наконечника неестественный из-за перегрева;
    • наконечник деформирован, например, из-за удара.

Проверяйте управляемость перед покупкой б/у авто, чтобы либо отказаться от покупки, либо составить примерную смету расходов на замену деталей.

Если вы не в состоянии самостоятельно определить, исправно ли рулевое управление машины или покупаете автомобиль с рук, и продавец не позволяет вам сесть за руль, то закажите выездную проверку и доверьте осмотр профессионалам. Кроме того, обязательно ознакомьтесь с историей автомобиля. Чтобы не наткнуться на проделки мошенников, воспользуйтесь онлайн-проверкой Автокод. В полном отчете вы узнаете историю регистрационных действий, ограничения ГИБДД, работу в такси, данные ОСАГО и др.

Когда вы найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Защитите себя от обмана! И главное, не покупайте автомобиль с неисправным управлением – берегите свою жизнь!

Рулевой люфт автомобиля: особенности диагностики и ремонта

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Описание рулевого люфта автомобиля
  • Причины и нюансы диагностики рулевого люфта
  • Ограничения по суммарному люфту рулевого управления автомобиля
  • Устранение избыточного рулевого люфта автомобиля
  • Сложности при устранении рулевого люфта
  • Что автолюбители говорят о рулевом люфте автомобиля

Рулевой люфт автомобиля – явление распространенное. Более того, даже в новых автомобилях он присутствует, так как заложен конструктивно и не является неисправностью до тех пор, пока его значение не превышает установленное на заводе. Проблемы начинаются в том случае, когда при движении начинают доноситься посторонние звуки и меняется усилие на рулевом колесе. Все это – признаки поломки.

Само по себе устранение избыточного люфта рулевого управления – процесс несложный, однако имеющий свои особенности. Главная проблема заключается в своевременной диагностике неисправности и ее локализации. В нашей статье мы расскажем, как правильно проводить ремонт и какие существуют в нем подводные камни.

Описание рулевого люфта автомобиля

Первый механизм в авто, где стоит ожидать появления нештатного свободного хода, – это рулевая колонка. Конструктивно она представляет собой шток, зафиксированный на валу, содержащем шарниры.

Все эти составляющие соединяются посредством зубчатой передачи. Даже только что выпущенная с завода, она имеет некоторый зазор. Это конструктивно предусмотренное решение нужно для того, чтобы предотвратить слишком сильный износ краев зубцов в результате трения.

Чтобы убедиться в наличии люфта, нужно вращать руль в разные стороны таким образом, чтобы не менять направление колес. Эксплуатация авто неизбежно вызывает увеличение свободного хода в подвижных соединениях. Причина тому банально проста – естественная амортизация деталей.

Так как по естественным причинам зубчатые и шарнирные передачи изнашиваются постепенно, то заметить увеличение рулевого люфта автомобиля достаточно проблематично. Для контроля над процессом нужно время от времени проводить проверку свободного хода. В случае легковой машины считается допустимым люфт руля в пределах трех сантиметров.

Встречаются ситуации, когда отклик на поворот руля становится более вялым прямо во время езды. Тогда нужно как можно быстрее прекратить движение и выяснить причину такого поведения авто.

Стуки, скрип и вибрация, а также произвольное изменение заданной траектории движения – это также признаки поломки рулевого управления. Все они опасны, потому что водитель с неисправным рулевым механизмом может не справиться с управлением и спровоцировать аварию.

Причины и нюансы диагностики рулевого люфта

Но, кроме ожидаемого износа, в процессе эксплуатации свободный ход в рулевом механизме может возникнуть по причине неисправности отдельных деталей. Подобные неполадки поддаются диагностике тремя нижеперечисленными методами:

1. Когда двигатель заглушен

Если ненормальный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля обнаруживается даже при заглушенном моторе, нужно внимательно продиагностировать все составные части этого узла. Обследование может вскрыть следующие распространенные проблемы:

  • амортизация рулевых наконечников;
  • выход из строя крестовины вала рулевой стойки;
  • износ зубьев шестерни рулевой рейки;
  • при наличии рулевого редуктора (в старых моделях авто он выполнял функцию усилителя руля) люфт может быть следствием его износа;
  • выход из строя шаровых опор (верхней или нижней).

2. Во время езды

Люфт рулевого колеса легкового автомобиля в процессе езды – повод присмотреться к другим имеющимся проблемам.

  • Машина постоянно норовит уйти в сторону с колеи движения. Это происходит по причине неотрегулированного развала-схождения.
  • Посторонний шум при поворотах руля. Вызывается недостаточным количеством масла в системе гидроусилителя.
  • Проезд неровностей сопровождается стуком спереди. Явный признак неисправности рулевых тяг и наконечников. Если удары отдаются в руль, необходима диагностика рулевой рейки.
  • Вибрация рулевого колеса. Свидетельствует об отсутствии балансировки колесных дисков. Также биение руля случается из-за изношенных рулевых наконечников и шаровых опор.
  • Прерывистый ход руля. Если поворот колеса осуществляется не плавно, а рывками, это явный признак износа рулевой рейки.
Рекомендуем

3. В процессе торможения

Люфт в рулевом управлении легкового автомобиля во время торможения может указывать на наличие следующих неисправностей:

  • критический износ ступичного подшипника. Проверить это легко – достаточно поднять на домкрате машину в районе нужно колеса и пошатать последнее. При наличии свободного хода нужно менять подшипник ступицы;
  • недостаточно затянуто крепление ступицы во время последнего ремонта ходовой части авто;
  • отсутствует требуемая затяжка крепежа рулевого механизма;
  • тормозные колодки или диски полностью изношены.

Даже незначительное изменение в поведении транспортного средства во время движения нужно тщательно исследовать. Если же продолжать игнорировать тревожные звоночки, возрастает риск не только поломки узлов и деталей авто, а также попадания в ДТП по причине неисправности машины.

Ограничения по суммарному рулевому люфту автомобиля

Выясним, что подразумевает максимальное значение суммарного люфта рулевого механизма. Это общий угол от максимального левого положения руля при повороте до аналогичного правого.

Для большей ясности рассмотрим конструкцию и работу системы управления.

Какова техническая причина появления люфта? В передаче рулевых тяг есть шток, собранный с зазором 1-2 мм. Это техническое решение нужно для того, чтобы уменьшить силу трения между отдельными узлами зубчатой передачи и тем самым продлить ее долговечность.

Благодаря зазору зацеп находится в нужном положении без контакта с зубцами. Это также повышает точность управления машиной, так как водитель может почувствовать, когда авто меняет траекторию. Люфт – это сектор, который проходит руль до того момента, пока не начинают реагировать колеса, после чего транспортное средство смещается левее или правее.

Бытует мнение о том, что свободный ход в рулевом управлении – нежелательное явление и нужно обязательно заниматься ремонтом по его устранению. Однако это заблуждение. Нормальное управление авто невозможно без некоторого люфта в данном механизме. Но он должен укладываться в рамки допустимых рулевых люфтов автомобилей.

Для определения максимальной величины суммарного люфта в рулевом механизме существует следующая последовательность действий:

  • Машина помещается на твердую и ровную площадку, передние колеса должны быть в нейтральной позиции.
  • Убедиться, что покрышки не мокрые и не грязные.
  • Завести двигатель (в случае, если авто оборудовано усилителем рулевого управления).
  • Проверить натяжку ремня привода насоса гидроусилителя и проконтролировать уровень трансмиссионного масла. Всё должно быть в пределах параметров, рекомендованных заводом-изготовителем.

Величину максимального суммарного допустимого рулевого люфта автомобиля можно узнать из Правил дорожного движения. Также она должна соответствовать требованиям руководства по эксплуатации вашего «железного коня». Если там отсутствуют эти данные, тогда следует руководствоваться следующими значениями:

  • Максимальный люфт рулевого управления для легковых машин — 10°.
  • Максимальный люфт рулевого управления автобуса — 20°.
  • Максимальный люфт рулевого управления грузового автомобиля —25°.

Однако для каждой конкретной модели автомобиля рулевой люфт может иметь небольшие отличия. Так, у ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213 это 5°. У грузовой версии «Газель 3302» – 25°, а у пассажирского аналогичного автобуса люфт допускается до 20°.

Устранение избыточного рулевого люфта автомобиля

Чтобы отрегулировать рулевой механизм, нужен самый простой набор инструментов, с помощью которых возможно настроить крепления. Также необходимо рабочее место, оборудованное подъемником или эстакадой. Подойдет гараж со смотровой ямой.

Если после замера люфтометром или ручной диагностики результаты оказались недопустимыми, необходимо выполнить следующую последовательность операций. При этом потребуется помощь товарища.

  • Выявить причину стука и проверить исправность элементов подвески.
  • При возможности затянуть рулевую планку.
  • Вращать руль в обе стороны в границах холостого хода, наблюдая в это время за работой карданного вала вблизи рейки и наконечников рулевых тяг. Проверить, плотно ли сопряжены штанги – входят ли они точно друг в друга.
  • При отсутствии повреждения рулевой планки убрать свободный ход проворачиванием подстроечного винта.
  • В карданном вале причиной возникновения люфта чаще всего оказывается недостаток смазки. Данный дефект устраним только полной заменой узла.
  • Свободный ход в сопряжении штанг можно устранить путем точечной сварки деталей в нужном положении.
  • Шаровые наконечники при их неудовлетворительном состоянии подлежат ремонту или замене.
  • Повышенное внимание направить на диагностику наконечников и тщательный осмотр пыльников.
  • Провести повторную проверку люфта рулевого колеса легкового автомобиля.

Случается, когда указанная выше работа не дает положительного результата. Приходится выполнять более серьезный ремонт – демонтируют и разбирают рулевой механизм, после чего дефектуют и меняют вышедшие из строя детали.

Рекомендуем

Исправность рулевой системы машины очень важна, так как это напрямую влияет на безопасность передвижения находящихся в ней людей. Поэтому многие автовладельцы совершенно правильно доверяют работу по ремонту и настройке этого механизма рукам опытных мастеров.

Сложности при устранении рулевого люфта

Какие трудности могут ожидать водителя, если он решил самостоятельно выполнить подтяжку рулевого механизма?

Первая сложность – угол поворота. Усилие затяжки рейки напрямую влияет на возможность поворота передних колес, то есть снижает маневренность транспортного средства. Насколько туго будет вращаться руль, тоже определяется степенью затяжки рулевой рейки. Особенно ярко это наблюдается на машинах без гидроусилителя (иномарки начала 90-х и многие отечественные авто).

Если же машина снабжена гидроусилителем, именно на него ложится возрастающая нагрузка после затяжки рейки. Проявляется это в увеличении давления масла внутри системы. Как результат, высока вероятность протечки манжет или шлангов. Поэтому если для вращения руля нужно прилагать значительное усилие и в нейтральное положение он возвращается плохо, то гайку затяжки необходимо ослабить. Категорически не рекомендуется продолжать поездки с перетянутой рулевой рейкой. Иначе результатом будет значительный износ множества других смежных деталей.

Что автолюбители говорят о рулевом люфте автомобиля

1. Целесообразность установки контрактных запчастей

«Контрактная рулевая рейка непредсказуема. Ведь если она хранилась долго, то высока вероятность быстрой поломки. Я сторонник ремонта оригинальной. Например, год назад обращался к хорошему мастеру на СТО. Он заменил мне втулку и все сальники. До сих пор езжу без проблем».

2. Проблемы ремонта в СТО

«Какое-то время ездил с рулевой рейкой, которая текла и дребезжала. Периодически подливал жидкость. Решился на ремонт, установил контрактную рейку. Но неудачно – стал хрустеть рулевой кардан. Так и езжу до сих пор. Обращался в сервис с претензией. Ответ был такой: карданчик хрустел и раньше, но дребезг рейки заглушал этот звук. Ругаться с ними не стал, как и требовать устранения дефекта, ведь теперь не доверяю им. Умудрились подпортить свою репутацию еще и тем, что забыли прикрутить стойки. Авторитет профессиональных СТО теперь сильно хромает у меня».

3. Особенности диагностики свободного хода

«Рулевой люфт автомобиля вы почувствуете без визита на сервис или диагностики в гараже. Ведь это угол, на который вращается руль без влияния на направление колес. Из ямы это можно достаточно просто определить – просто покачать тягу рукой. Если ничего подозрительного не обнаруживается – значит, всё хорошо. Но без обследования при помощи ямы сложно будет определить источник люфта – тяги, рейка или редуктор».

4. Трудности при поиске причин

«Вот как проявляется неисправность:

  • при движении по неровностям – стук;
  • он отдаёт в руль;
  • при маневрировании, когда меняется поворот слева направо или справа налево – происходит щелчок;
  • как бы ни был повернут руль, автомобиль меняет траекторию самопроизвольно;
  • когда машина стоит, небольшой поворот рулем передается только на одно колесо, другое неподвижно. По сути, это и есть люфт рулевого колеса легкового автомобиля.

К сожалению, четко понять нет возможности. Все потому, что свободный ход в рулевом наконечнике и тяге схожи по проявлениям. Также легко спутать люфт тяги с неисправным сайлент-блоком или рейкой. Похоже стучат стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости, в некоторых случаях непосредственно амортизатор или опора стойки».

5. Каким образом стопроцентно определить люфт

«Тяги тоже могут давать люфт, самое слабое место – пластиковая втулка в рейке. Недавно диагностировал рулевую своего авто. Мастер говорил, что люфт справа, а я не верил, так как при дергании ничего не проявлялось. Но стоило снять тягу и зажать в тисках, а затем подергать – свободный ход стал хорошо заметен. Втулка тоже очень разбита, но временно вернул ее на место, зажав хомутом. Потому что нужно ждать доставку новой».

6. Подготовка к ремонту

«Первым делом нужно зажать все крепежи. Когда приобрел свою машину, по дороге из салона до сервиса вела себя непредсказуемо на дороге. После зажатия стала управляться уверенно и четко. Какова бы ни была скорость, можно отпустить руль вовсе, и машина держит курс. Никаких виляний, ничего. Если, конечно, на дороге нет колеи. В любом случае неисправность нужно исследовать по месту».

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию