0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Максимальный угол подъема автомобиля

Максимальный угол подъема автомобиля

Ну так как я на газу езжу, уровень в поплавковой камере мне как то побоку. Это же газ. А подъем и правда был крутой. ИМХО УАЗ как всегда рулит. 😎

И грузу было не мало, под тонну тянуло. И резина стандартная 225/75, слегка изношенная.

если я ничего не путаю, то 30 градусов по мануалу, это не максимальный угол подъема, а геометрический «стартовый».
на котором машинка может начать движение, а потом, когда она заедет всеми 4-мя колесиками на плоскость в 30 градусов относительно горизонта, этот угол (подъема), явно можно и увеличивать.
жаль не знаю на сколько. -(
N. B.:
«стартовый» угол увеличится при замене резины на бОльшую, а так же при лифтовке.
только при этом уменьшится угол склона, по которому может подниматься автомобиль, из-за приподнятого центра тяжести.

Полностью согласен- недавно была ситуация, ездили тремя УАЗиками- что-то типа покатушек- козел на воен.мостах, обычная бухань и моя лифтованая,(блокировок ни у кого нет), по проходимости моя и козел- где-то на равных,8-) но вот переезжали глубокий крутой овраг- они проехали на раз, а я с пол подьема просто стоял и шлифовал колесами глину- ну ни в какую!:-( 5 раз пробовал забраться- никак! :-(Потом козел меня на лямке подтянул- я заехал. :rolleyes:Долго:confused: думал- как же так?, думаю это получилось из-за повышенного центра тяжести и измененной развесовки- штатные баки убраны, самодельный на 100л- вместо запаски. А вообще есть хороший приборчик- креномер, купил-бы, да чего-то не вижу в магазинах- поставил и гляди какой угол преодолеваешь. А то были такие ситуации- пёрли по танковой (!) колее, жарищща,лампа давления масла моргает,пассажиры сбоку, снаружи в борт крыши упирались, чтобы машина на бок не легла, чистейший адреналин. D

А вообще есть хороший приборчик- креномер, купил-бы, да чего-то не вижу в магазинах- поставил и гляди какой угол преодолеваешь. А то были такие ситуации- пёрли по танковой (!) колее, жарищща,лампа давления масла моргает,пассажиры сбоку, снаружи в борт крыши упирались, чтобы машина на бок не легла, чистейший адреналин. D

о нем?
http://www.4wd.ru/dictionary/dictionary_27.html

если я ничего не путаю, то 30 градусов по мануалу, это не максимальный угол подъема, а геометрический «стартовый».
на котором машинка может начать движение, а потом, когда она заедет всеми 4-мя колесиками на плоскость в 30 градусов относительно горизонта, этот угол (подъема), явно можно и увеличивать.
жаль не знаю на сколько. -(
N. B.:
«стартовый» угол увеличится при замене резины на бОльшую, а так же при лифтовке.
только при этом уменьшится угол склона, по которому может подниматься автомобиль, из-за приподнятого центра тяжести.

да по руководству это троганье с места причем ты стоишь уже под углом в 30 градусов ,а на пониженой будет еще больше. И не надо путать с углом вьезда где у военного 51 градус . (определяется предел троганья мощностью двигателя ,точнее крутящим моментом колес)

Максимальный угол подъема автомобиля

Вы чё, народ. 50 градусов — это стена! Об неё разбиться можно!

Это работа для фуникулёров!

Вы чё, народ. 50 градусов — это стена! Об неё разбиться можно!

Это работа для фуникулёров!

а у тебя опыт есть подъемов крутых?поделись??прошу.

[Михаил
[/quote]
если въезжает,то не парься:-)
[/quote]

ну пока еще машины нет. вот и думаю. подойдет ли этот гараж под эту машину. а вьехать мона и с обрыва,в 90 градусов. а вот выехать только вертолетом:)

[quote name=’Беспечный Ангел’ date=’23.5.2008, 16:28′ post=’77501′]
[quote name=’Мишутка’ post=’77477′ date=’23.5.2008, 15:23′]
Здраствуйте.
у меня возник такой вопрос,хочу приобрести подержанный авто 2106(иными словами классику).интересует максимальный угол подъема авто для выезда из подземного гаража,причем в градусах а не %,как обычно пишут.в гараже соответственно горизонтальный пол,интересует именно максимальный градус подъема,для ваз 2106(классика,другие модели пока не интересуют),(имеется в запасе 2 метра для набора мощности двигателя и скорости перед подъемом),если это важно для вашего ответа.
В данный момент угол выезда из гаража составляет 30 градусов,но везде пишут что предел для этого авто 36% что равно где-то 16-20 градусам,но с полной загрузкой по массе,а мне хоть бы без загрузки выехать. ).В 2007 году побывал под Сочи,в Лоо,там жил рядом с морем,5 мин ходьбы,и была трасса,прямо с трассы поворот направо и крутой подъем,градусов 30-40 там точно было. и 2106

Вы чё, народ. 50 градусов — это стена! Об неё разбиться можно!

Это работа для фуникулёров!

Да вытянет она главное в начале подъема в него мордой не воткнуться(или не вывесить машину когдаперед уже заехал а зад еще нет), а на верху на пузо не сесть. Как я понимаю это выезд из подземного гаража, да?

Если % показывают относительно ветикали то (90гр. / 100%) * 36% = 32,4гр

Да вытянет она главное в начале подъема в него мордой не воткнуться(или не вывесить машину когдаперед уже заехал а зад еще нет), а на верху на пузо не сесть. Как я понимаю это выезд из подземного гаража, да?

Если % показывают относительно ветикали то (90гр. / 100%) * 36% = 32,4гр

да из подземного.
а на счет относительно чего указывают % в характеристиках не знаю. где то прочел что 34-36%,это около 16 град. значит не по вертикали. а если по горизонтали считать?то это 16 град.
но не верю в это. бред!так как сам был свидетелем на юге,как на горку шестерки,причем не одна,значит не тюнингованная,взбирались на такие подъемы. градусов под 30-40,и ниче. все супер. почему же тогда в паспорте пишут заниженные данные,может для того чтобы не перегружать агрегаты и там указано с полной загрузкой а не один водила. )))

Незнаю как там у вас, а у меня такой расклад — если машина стоит на подъеме, то ее там может оставить только недостаточное сцепление с трассой.
Ибо мощности двигателя с запасом хватает для того, чтобы начать шлифовать.

Поэтому, если есть достаточный градус, чтоб не упереться мордой и не посадить машину на пузо на выезде, то заедет без проблем.

Право читать такие глупости про шестерочный мотор — смешно.

Паспортные данные указаны в пределах того, что автомобиль загружен и должен тронуться без пробуксовки и с достаточной комфортностью для водителя.

А если там мотор подуставший до нельзя, то всегда можно выехать на задней скорости, ибо там передатка еще более тяговая.

Становись обладателем шестерочки.

если относительно горизонтали то Шестерочка может практически по стенам ездить
(180/100)*36=64градуса

Покупай, хорошая машина, да и из гаража она выйдет

Устройство автомобилей

Продольная устойчивость автомобиля

Под продольной устойчивостью автомобиля подразумевается максимальный угол преодолеваемого подъема без буксования колес, вызывающего сползание автомобиля.
Продольное опрокидывание автомобиля через передний или задний мост – событие маловероятное из-за большого плеча вертикальной составляющей силы тяжести. Такое опрокидывание может иметь место лишь при чрезвычайно нерациональном расположении груза на автомобиле, что может привести к чрезмерному подъему центра тяжести над поверхностью дороги или значительном смещении центра тяжести к одному из мостов или даже за его пределы к передней или задней части кузова.
Эти ситуации не характерны для нормальных условий эксплуатации автомобилей, поэтому расчеты условий опрокидывания автомобиля через передний или задний мост, как правило, не выполняются.

Условие сползания рассмотрим для автомобилей с одним ведущим мостом и с двумя ведущими мостами (со всеми ведущими колесами).

Заднеприводный автомобиль

Для одиночного автомобиля с задними ведущими колесами, находящегося на грани сползания, уравнение моментов, действующих на автомобиль относительно точек О и О1 (рис. 1) имеет вид:

Исходя из условий равновесия ( Pφ = G sin α ) имеем:

где L – база автомобиля (расстояние между мостами).

Из этих уравнений получаем угол наклона α , при котором автомобиль будет находится на грани сползания (неустойчивое равновесие):

Уравнения (1) — (4) составлены без учета сил сопротивления воздуха, качению и инерции. Из уравнения (4) следует, что продольная устойчивость автомобиля с задней ведущей осью увеличивается, если центр тяжести расположен ближе к задней оси (увеличивается расстояние l1 ), если уменьшить базу автомобиля L или увеличить высоту центра тяжести hц , а также при увеличении коэффициента φx сцепления шин с дорогой.

Переднеприводный автомобиль

Составив уравнение моментов для переднеприводного автомобиля, преодолевающего подъем, и произведя с ним аналогичные действия, что и для заднеприводного автомобиля, получим критический угол подъема:

Анализ этого уравнения показывает, что для переднеприводного автомобиля критический угол подъема по условиям буксования будет увеличиваться с ростом l2 (со смещением центра тяжести ближе к переднему мосту) и уменьшением высоты центра тяжести hц . Увеличение базы L , так же, как и для заднеприводного автомобиля, приведет к уменьшению критического угла подъема.

Практический опыт эксплуатации автомобилей в условиях преодоления крутых затяжных подъемов показал, что заднеприводные автомобили справляются с такой задачей значительно лучше благодаря увеличению нагрузки на ведущий мост при подъеме.
У переднеприводных автомобилей наоборот, при подъеме нагрузка на передний (ведущий) мост уменьшается, что приводит к снижению способности преодолевать препятствие. По этой причине некоторые водители переднеприводных автомобилей даже используют для преодоления затяжного подъема движение задним ходом, расположив, таким образом, ведущий мост сзади автомобиля.

Полноприводный автомобиль

Для двухосного автомобиля со всеми ведущими колесами уравнение продольной устойчивости примет вид:

Сопоставляя уравнения (1) и (6) получим величину критического угла подъема α для полноприводного автомобиля:

Таким образом, критический угол по продольному сползанию полноприводного автомобиля зависит только от коэффициента φx сцепления шин с дорогой.

Устройство внедорожников. Углы съезда и рампы

Какая конструкция

Нужна основа. Это должен быть проверенный временем внедорожник, который обладает хорошими геометрическими параметрами и при должной доработке способен покорять любое бездорожье. В качестве примеров используют такие машины, как Лада Нива (упрощенный вариант), УАЗ Патриот (доступный вариант), ГАЗ-66 (проверенный вариант) или такие экзотические, как ГАЗ Тигр. Подойдет любой надежный внедорожник с рамой (например, Ленд Крузер 80).

Двигатель. Важным показателем здесь является не столько мощность, сколько крутящий момент. При чем максимальное значение он должен принимать при как можно меньших оборотах, т.е двигатель должен «тянуть на низах». Таким требованиям удовлетворяют дизельные моторы.

Коробки передач устанавливаются механические с ручным переключением. Ставят также автоматические, но для опытного «джиппера» важнее не комфорт, а проходимость. Он знает, когда лучше подоткнуть вторую передачу, а когда преодолеть препятствие на четвертой. Автоматические коробки — агрегаты дорогие, ремонт не дешёв, а на бездорожье может случиться всякое. Поэтому лучше остановится на «механике». Также обратите внимание на передаточные числа всех элементов: КПП, главная передача, раздаточная коробка.

Раздаточная коробка обязательно должна иметь понижающую передачу , которая увеличивает крутящий момент. Например, попали с проселочной дороги на песчаный участок. Будьте любезны, вот понижающая! Тогда разницы между грунтовкой и песком не заметите, разве что в скорости.

Дифференциалы бывают межколесные и межосевые. При повороте машины его передние, управляемые колеса проходят разное расстояние, поэтому требуется немного мощности передать от одного колеса другому. Для этого нужны межколесные дифференциалы и межосевые. Но на бездорожье они только мешают: одно колесо застряло и стоит как мертвое, а другое крутится.

Какой должен быть кузов

Несущим элементом внедорожника должна быть рама как наиболее прочная и неуязвимая. Есть машины с несущим усиленным кузовом — «паркетники». Но такая конструкция не обладает солидным запасом прочности, который есть у рамы.

Снизу все агрегаты должны быть надежно защищены от попадания травы, грязи, камней. Производители предлагают владельцам стальные, а иногда даже кевларовые листы для защиты моторного отсека. От конструкции кузова напрямую зависят геометрические показатели проходимости: клиренс, углы въезда-съезда и угол рампы.

Пример переделки УАЗ Патриота

Перед постройкой демонтировали стандартные мосты и установили «гибридные» под колёса большого диаметра. Они имеют размер 1300х700 R21 со сверхнизким давлением 0,2-0,25 кг/см2 (для перемещения по болотистой местности). Для примера, человек оказывает давление на грунт приблизительно 0,35 кг/см2.

Установка системы автоматической подкачки шин обойдется в сто тысяч рублей. Обычное давление в покрышках для перемещения по дорогам составляет для данного джипа 0,5 атмосферы, для грунта — 0,3. А перед покорением болот нужно стравливать давление до 0,2 атмосфер. Иначе застрянете.

Подшипники и сальники заменили на импортные, главную пару с передаточным отношением 2,78 поставили от УАЗа. Машина получилась тихоходной, но на бездорожье это помогает. Не забыли про усиление рамы в местах крепления подвески.

На переднюю подвеску установили специальные амортизаторы, которые обеспечивают лифт подвески на 50 мм. Высота автомобиля достигла 2,5 метра. Сзади поставили усиленные рессоры от «Газели». Раздаточная коробка от БТР-60. Всё это делается, ради увеличения хода подвески, чтобы было невозможно вывесить колесо в глубоких ямах.

Что такое угол въезда и рампы

Углы съезда-въезда

Характеризуют крутизну подъема которую можно преодолеть без контакта каких либо элементов кузова с грунтом. Чем короче свесы кузова — бампера, фаркоп, лебедка — тем круче подъемы, которые сможет преодолеть внедорожник.

Угол рампы (переката)

Максимальный угол эстакады, которую сможет преодолеть автомобиль, не касаясь днищем верхнего перелома этой эстакады. На угол рампы влияет размер базы машины (расстояние между передней и задней осью). Чем больше база, тем меньше угол переката.

Подвеска внедорожника должна быть энергоемкой, чтобы гасить большие удары о неровности грунта. Вальяжность некоторых конструкций, которой увлекаются американские инженеры, на бездорожье не уместна. При прохождении участков с наклонами такая подвеска может сыграть злую шутку и привести к опрокидыванию автомобиля.

Ход подвески должен быть большим для снижения вероятности диагонального вывешивания, когда от земли отрываются два колеса разных осей по диагонали. Такое условие позволяет внедорожнику проходить траншеи внушительных размеров.

Максимальный угол подъема автомобиля

Угол максимально преодолеваемого подъема — это, в общем-то, характеристика из тяговых показателей автомобиля. Это значение, которое может быть достигнуто на покрытии, обеспечивающем надежное сцепление колес с дорогой. На практике вы можете встретить крутые подъемы вдалеке от твердых дорог. Их склоны либо покрыты травой, либо на них грузовиками или тракторами накатана грунтовая колея. В этой ситуации способность автомобиля в преодолении подъема определяется коэффициентом сцепления — состоянием поверхности и сцепными свойствами шин.

На дорогах уклоны (спуски и подъемы) обозначаются только в процентах. И самое большее, что вы можете встретить на дорогах общего пользования, это лишь 12%, что составляет нечто среднее между 6 и 7 градусами. С более крутыми уклонами в городе вы можете столкнуться при въезде в подземный гараж или на эстакаду. Здесь эти величины могут достигнуть 30% (17 градусов).

В инструкции «Нивы» дотошный владелец может найти значение максимального подъема, преодолеваемого автомобилем — 58%. В процентах обозначают соотношение между высотой подъема по вертикали. Это тангенс угла подъема, выраженный в процентах. А при переводе в более привычные значения эти 58% составят всего лишь 30 градусов. Но не надо тешить себя школьными воспоминаниями 30 градусов выглядит совсем безобидным только в тетрадке.

Убежден, что подавляющая часть владельцев «Нив» не представляет ее возможностей по части преодоления подъемов. Давайте будем пробовать вместе. Но прежде чем начать «бороться» с подъемами, научитесь преодолевать спуски.

Перед спуском лучше остановиться и осмотреть его. Чем круче спуск, тем дольше в его начале вы не будете видеть, что находится перед автомобилем. Передняя кромка капота будет закрывать дорогу, пока вы преодолеваете перелом спуска. А увидеть, что же вас ждет впереди, сможете, лишь когда автомобиль окажется всеми колесами а линии спуска. Перед спуском заранее заблокируйте дифференциал и выберете передачу, на которой смогли бы подняться, двигаясь сразу вверх. Сомнения в выборе передач решаются в пользу низшей. Автомобиль направляйте вниз по кратчайшему пути, чтобы исключить боковые крены. Скорость движения ограничит двигатель и включенная передача. Не выжимайте сцепление! При необходимости можно очень плавно притормаживать, категорически избегая блокировки колес: она приводит к потере управляемости, боковому скольжению и опрокидыванию.

В случае очень скользкого спуска возможно скольжение автомобиля вниз из-за недостаточного сцепления. При потере управляемости в такой ситуации лучше добавить «газ», чтобы обрести возможность руления. Ни в коем случае не спускайтесь, выжав сцепление или выключив передачу. Работающий (!) двигатель должен быть соединен с колесами, это обеспечит контроль над автомобилем и ситуацией.

Эксперименты с подъемами начинайте на местности, ровной у основания склона. Здесь не должно быть ям, канав, деревьев и т.п., что способно помешать свободному скатыванию автомобиля назад вниз в случае необходимости . Перед «штурмом» подъем стоит осмотреть, причем тщательней, чем спуск. Проверьте, нет ли скрытых в траве ям. Камней, корней деревьев, способных перекосить автомобиль так, что одно из колес оторвется от поверхности и потеряет контакт с ней. Таких «подарков» старайтесь избегать. Поищите самый короткий путь наверх, «в лоб». Это вам гарантирует минимальные крены и предохранит от возможности бокового опрокидывания. Опрокидывания вперед или назад можно не бояться, так как оно возможно на уклонах свыше 45 градусов. Заодно уточните, что вас ждет на вершине подъема и за ней, не подстерегает ли там обрыв или нечто подобное.

Итак, осмотр подъема и вершины произведен, траектория движения определена. Для начала заблокируйте дифференциал, так как на крутом подъеме возможна значительная разгрузка передней оси, что приведет к пробуксовке передних колес и остановке автомобиля. Выберите нужную передачу, чтобы преодолеть подъем без переключений. Слишком «высокая» приведет к тому, что мотор «задохнется», а на крутом подъеме даже очень быстрое переключение приведет к остановке автомобиля. Слишком «низкая» не позволит обеспечить достаточный разгон и может привести к буксованию колес от избытка крутящего момента. Чем хуже сцепление колес с грунтом, тем больший нужен разгон. Как правило, это вторая или первая передача при пониженном ряде раздаточной коробки. Не забудьте сбросить «газ» в конце подъема, как только почувствуете, что двигателю стало легче и он начинает увеличивать обороты. И нажимать на педаль акселератора стоит лишь тогда, когда капот опустится «с неба» и вы увидите, что впереди.

Может случится, что передача выбрана неверно. Рассмотрим варианты.

Случай первый: мотор «задохнулся» и заглох. Ничего страшного. Выжмите сцепление и нажмите на педаль тормоза. Удерживая автомобиль на тормозах, запустите двигатель, включите заднюю передачу. Плавно отпустите педаль тормоза и чуть позже или одновременно педаль сцепления и, очень плавно (!) притормаживая, спустите автомобиль назад, аккуратно удерживая его рулем на линии кратчайшего спуска. Ни в коем случае не скатывайтесь на нейтрали или с выжатой педалью сцепления — это приведет к разгону автомобиля, и при малейшем неверном движении рулем его может развернуть поперек склона и опрокинуть. Не тормозите резко и интенсивно, так как это приведет к блокировке колес и потере управляемости, что может кончиться переворотом на крышу. Помните, что при блокировке хотя бы одного из колес автомобиль начинает вести себя подобно ваньке-встаньке, стоящему на голове и всеми силами старающемуся встать на ноги, — двигатель как самая тяжелая часть, будет заставлять автомобиль развернуться «носом» вниз у уже никакая сила не сможет противостоять закону всемирного тяготения. И только заранее включенная передача и работающий на холостом ходу двигатель удержат автомобиль от разгона и предотвратят блокировку колес при торможении, сохранив тем самым его управляемость.

И еще одно. Не стоит на крутых склонах пользоваться стояночным тормозом. Как правило, его эффективности хватает. Чтобы удержать автомобиль на уклонах не более 30 процентов. А вот сослужить дурную службу и заставить скользить задние колеса — это запросто. К чему это может привести, мы уже говорили.

Случай второй: автомобиль, буксуя, «завис» на подъеме, так как двигатель выдает тяги больше, чем способны реализовать колеса. Если колеса буксуют на сырой траве, то можно подождать 2-3 секунды, пока протектор срежет траву, и шины докопаются до грунта. Если это не помогло, попробуйте плавно приотпустить педаль акселератора, с тем чтобы поймать положение «золотой середины» между «много» (автомобиль не движется из-за пробуксовки колес от избытка крутящего момента) и «мало» (автомобиль останавливается из-за нехватки мощности), чтобы продолжить движение. Но не переусердствуйте, а то заглушите двигатель, и мы вернемся к первому случаю. Если и теперь ничего не получается, то выжимайте сцепление, удерживая автомобиль на месте нажатием на педаль тормоза. Спускаемся назад так же, как и в предыдущем случае.

Случай третий, самый неприятный. Подъем оказался вдруг неожиданно скользким настолько, что автомобиль не только забуксовал на нем, но даже при заторможенных колесах не удерживается на склоне, а сползает вниз все быстрее и быстрее. Не пытайтесь в такой ситуации удержать контроль над автомобилем с помощью руля, вспомните ваньку-встаньку. Выход единственный — как можно быстрее включите заднюю передачу, как только почувствуете, что автомобиль начинает сползать. В такой ситуации возможны осложнения — включена пониженная задняя, педаль «газа» отпущена, а автомобиль все-таки скользит и начинает разворачиваться. Выход в такой ситуации один, хотя это психологически очень неприятно, но вы должны добавить «газ». Плавно добавить, ровно настолько, чтобы колеса перестали «юзить» и автомобиль начал слушаться руля.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ:

1. Осмотрите подъем (спуск), вершину, выберите кратчайший путь, который позволит вам иметь минимальные крены.

2. Включите блокировку дифференциала и пониженный ряд в раздаточной коробке.

3. Включите вторую или первую передачу в коробке передач (при «нижнем» ряде в «раздатке») в зависимости от крутизны склона.

4. На спуске тормозите очень плавно и аккуратно, не доводите колеса до блокировки. На уклонах свыше 30% (17 градусов) не полагайтесь на стояночный тормоз — он «Ниву» не удержит.

5. В случае неудачной попытки преодоления подъема спускайтесь назад на передаче заднего хода с работающим на холостом ходу двигателем. Помните, что резкие действия рулем или тормозом могу спровоцировать боковое скольжение автомобиля и его опрокидывание.

1.5. Расчет максимального угла подъема для автомобиля с приводом на переднюю или заднюю ось

В настоящее время получили распространение переднеприводные легковые автомобили с приводом на переднюю ось. Они обладают известными преимуществами по сравнению с заднеприводными автомобилями классической компоновки при движении на хороших дорогах. Однако при движении на подъеме переднеприводные автомобили уступают заднеприводным.

Целью задачи является изучение методики сравнения проходимости переднеприводных и заднеприводных автомобилей.

В справочных данных приводятся значения масс автомобиля M 1 , M 2 , кг, при-

ходящихся на переднюю и заднюю его оси /1/. По ним легко найти расстояния от

центра масс до передней a и задней b , м, осей автомобиля /5/:

/ M ; a = L M 2 / M (масса M П ); M = M 1 + M 2 ,

где L – база автомобиля, м.

Составляем расчетную схему автомобиля (рис. 4), движущегося на подъеме с

углом подъема γ , рад.

Рис. 4. Расчетная схема автомобиля

Тяговую силу прикладываем в точках A или B по ходу автомобиля парал-

лельно покрытию дороги. Задаем коэффициент ϕ сцепления шин, который ограничивает величину тяговой силы. Для автомобиля с передним приводом тяговую силу P КП связываем с нагрузкой R Z 1 на переднюю ось, для автомобиля с задним приводом тяговую силу P КЗ связываем с нагрузкой R Z 2 на заднюю ось /2, 3/:

P КП = ϕ R Z 1 ; P КЗ = ϕ R Z 2 .

Для упрощения расчетных формул принимаем угол γ малой величины, что упрощает формулы проекций силы веса автомобиля G = g M , Н:

G Z = G cos ( γ ) = G ; G X = G sin ( γ ) = G γ ,

где G Z – проекция силы веса на ось OZ ; G X – проекция силы веса на ось OX .

Принимаем за положительное направление крутящего момента направление, противоположное вращению часовой стрелки, и составляем суммы моментов сил относительно точек A , B контактов колес передней и задней осей с дорогой (см. рис. 4). Составляем систему двух уравнений при условии движения автомобиля с постоянной скоростью:

Σ M A = G Z a + G X h – R Z 2 L = 0;

Σ M B = R Z 1 L – G Z b + G X h = 0,

где h – высота центра масс автомобиля, м.

Решаем последнюю систему уравнений и находим формулы для нагрузок:

R Z 1 = G b / ( L + ϕ h ); R Z 2 = G – R Z 1 .

Составляем уравнения, выражающие суммы моментов сил относительно точки C :

Σ M C = R Z 1 a – R Z 2 b + ϕ R Z 1 h = 0; Σ M C = R Z 1 a – R Z 2 b + ϕ R Z 2 h = 0,

где верхнее уравнение – для переднеприводного, а нижнее – для заднеприводного

Подставляем в уравнения выражения нагрузок, преобразуем и получаем

формулы для расчета максимальных углов подъема автомобиля γ П , γ З при применении переднего и заднего приводов:

γ П = ϕ b /( L + ϕ h );

γ З = А ϕ a /( L – ϕ h ).

Исходные данные к расчету приведены в табл. 5: МА – модель автомобиля б ;

мобиля M , 1 кг , M ; 2 – массы, приходящиеся на переднюю и заднюю оси груженого авто- ϕ – коэффициент и сцеплен я;

h , м – высота центра масс, м; L – база автомоб С ля, м.

Выполнение задачи включает три пункта.

1. Расчет угла подъема автомобиля с передним приводом.

Вычислите расстояния от центра масс автомобиля до передней a и задней b осей автомобиля. Изобразите расчетную схему автомобиля (эскиз).

Вычислите максимальный угол подъема автомобиля с передним приводом, используя параметры автомобиля и заданный коэффициент сцепления. Найдите величину угла в градусах.

2. Расчет угла подъема автомобиля с задним приводом.

Вычислите максимальный угол подъема автомобиля с задним приводом, используя параметры автомобиля и заданный коэффициент сцепления. Найдите величину угла в градусах.

3. Заключение по результатам решения задачи.

Примите в качестве базового значения величину угла подъема γ З для автомобиля с задним приводом. Вычислите отклонение ∆ γ угла подъема γ П от угла γ З в процентах: ∆ γ = 100 ( γ П – γ З ) / γ З .

Напишите заключение, включающее ответы на следующие вопросы:

1. На сколько изменяется проходимость автомобиля при переходе от заднего привода к переднему приводу?

2. Каким образом максимальный угол подъема зависит от коэффициента

3. Каким образом максимальный угол подъема зависит от высоты h расположения центра масс автомобиля?

Максимальный угол подъема автомобиля

3. проходимость автомобиля

База легкового аптомобилм 2,8 м; расстояние от низшей тонки, расположенной посередине базы, до поиерхпости дороги 0,28 м. Найти продольный радиус проходимости.

Расстояние от картера иедущего моста грузового автомобиля до поверхности дороги 0,25м; колея ведущего моста со сдвоенными шинами колес 1,85 м; размер шин 280-506. Определить поперечный радиус проходимости.

Габаритная длина городскою автобуса 11,54 м; база 5,92 м; задний свес составляет 51,4% балы; расстояния наиболее выступающих точек в передней и задней частях автобуса от поперхпости дороги соответственно 0,55 и 0,48 м. Рассчитать передний и задний углы слеса.

Рассчитать максимальный угол подъема, который может преодолеть автопоезд по сцеплению ведучцих колес с опорной поверхностью. Полная масса тягача с колесной формулой 6×4 — 18,425 т, в том числе приходящаяся па переднюю ось, 24%; масса прицепа 14 т; база тягача 4^35 м; высота центра масс тягача 1,3 м: высота тягово-сnetihoi о устройства прицепа 0,94 м. Коэффициент сцепления 0,6; коэффициент сопротивления качению 0,011; статический радиус колес 0,49 и.

У ] гол iioi|ри водного легкового автомобиля с базой 1,8 м на переднюю ось приходится 690 кг, на заднюю ось 670 кг полной массы; высота центра масс 0,6 м. Определить максимальные углы подъемов, которые можег преодолеть автомобиль при движении по до-poie с коэффициентом сцепления 0,5. если включен привод: а) ко всем колесам; б) к передним колесам; в) к задним колесам.

У легкового автомобиля с приводом на задние колеса расстояния от центра масс до передней оси 1,29 м, до задней оси 1,11 м, до опорной поверхности 0,6 м. Определить максимальный угол подъема, который может преодолеть автомобиль по сцеплению ведущих колес с дорогой при коэффициенте сцепления 0,7.

Как надо изменить положение центра масс по длине, чтобы автомобиль с приводом на передние колеса преодолевал такой же максимальный подъем, как автомобиль, данные по которому приведены н задаче 3.6. База, вы соча центра масс и коэффициент сцепления переднеприводного автомобиля и автомобиля с приводом на задние колеса одинаковые.

Какой высоты препятствие может преодолеть передними ведомыми колесами автомобиль, если толкагошее усилие 22 кН; диаметр колеса 0,89 м; полная масса автомобиля 5590 кг, в том числе при ходя г цан с я на заднюю ось, 3500 кг,

Какую часть от свободного радиуса колеса составляет высот стенки, преодолеваемой передними ведущими колесами передне при водного легкового автомобиля полной массой 1340 кг? 11а переднюю, ось приходится 50,4% полной массы; толкающая сила 4 кМ; свободный диаметр колес 0,568 м; коэффициент сцепления 0,7.

ЗЛО. Определить усилие, необходимое для преодоления передними ведомыми колесами автомобш^ иучшитсткин высотой 0,25 м, если диаметр колеса 1,12 м; вес, приходящийся на ведущие колеса, и полный вес автомобиля составляют соответственно 176 кН и 220 кН.

При каком коэффициенте сцепления возможно преодоление препятствия?

Рассчитать полную массу м аги страл г. п ого автопо езда с iiEiipyriKOH на тележку идущих осей тягача 18 т из условия возможности движения на подъеме с уклоном 5%, когда коэффициент сцепления равен 0,2 и коэффициент сопротивления качению 0,012.

Ав [‘о VI oil ил b4iiii:tfq толпой массой 12т движется с прицепом массой 11,5 т на подъеме с уклоном 6%. Найти сцепной все тягача, если коэффициент сцепления 0.2; коэффициент сопротивления качению 0,02.

Определить максимальные углы подъема, которые может преодолеть ipy:jouoti автомобиль с колесной формулой 4×2; при движении с полной нагрузкой и без нагрузки, если коэффиниент сцепления равен 03: коэффициент сопротивления качению 0,03. Полная масса автомобили 2700 кг, в том числе на переднюю ось 1200 кг; масса автомобиля без нагрузки 1700кг, в том числе па переднюю ось 1000 кг.

Легковой автомобиль с колесной формулой 4×4 движется на подъеме с коэффициентом сцепления 0,5. Массы, приходящиеся ни переднюю и .чидиюю оси автомобиля ,соо1 нететвещю равны 750 и 800 кг; база 2,2 м; высота центра масс 0,7 м. На автомобиле установлен симметричный межосевой дифференциал, имеющий блокировку. Пренебрегая еолротиш пениям и качению и воздуха, определить максимальный подъем, который может jгреодолеп. автомобиль: а) при н ез аб л о к и ро на н и о м; б ) l i р и :*аб л о к и р о ва 111 ю м м еж1 ее л ом д иф ф еренциа л е.

Автомобиль движется по дороге с поперечным уклоном 7П. Масса, приходящаяся на ведушую ось, 10000 кг; колея ведущих колес 1,87 м; высота нептра масс 1,4 м; наиболее нагруженное ведущее колесо взаимодействует с асфальтом (коэффициент сцепления 0,6), наименее нагруженное — с обледенелой поверхностью (коэффициент сцепления 0,2). Определить тяговую силу на ведущих колесах для двух случаев: а) при наличии шестеренчатого меж колесного дифференциала; б) при блокироике дифференциала. Трепием в дифференциале пренебречь.

3.16. Масса грузового автомобиля повышенной проходимости

5800 кг; oata 3.3 м; расстояние от центра масс до передней оси

1,75 м. При движении на прямолинейном горизонтальном участке дорога,

когда выключен привод переднего моста, коэффициенты сцепления левого

заднего колеса с дорогой 0,7, правого заднего — 0,2.

Рассчитать тяговую силу на ведущих колесах при установке в ведущем мосту: а) шестеренчатого дифференциала; о) дифференциала повышенного внутреннего трения с коэффициентом блокировки 0,75; в) блокируем о i о д иффере! i циа11 а,

3.17. Легковой автомобиль со всеми ведущими колесами имеет

межосевой симметричный дифференциал. |j;m автомобиля 2,87 м; высота

центра масс 0,62 м. 11ри каким расположении центра масс по

jLiiniie автомобиля вероятность буксования колес при движении но

дороге с коэффициентом сцепления 0,6 будет наименьшей?

3.18. Двухосный автомобиль с колесной формулой 4×4 имеет

блокирова [й привод ведущих мостов. Полная масса автомобиля 7400

кг; фактор обтекаемости 3 Нс2/м2; радиусы передних колес 0,5 м, задних -0,49 м; коэффициент сопротивления качению 0,02; коэффициент снепления 0,5. Рассчитать величины мощности, затрачиваемой на буксование ведущих колес, и паразитной мощности, циркулирующей в трансмиссии автомобиля, при условии, что колеса жесткие в тангенциальном направлении, при скорости 15 м/с. Нормальная реакция на передних колесах 33 кН,

Автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 4×4 с блокированным приводом ведущих мостов движется по дороге с коэффициентом сопротивления 0,12 с постоянной скоростью 5 м/с. Масса автомобиля 2620 кг; фактор обтекаемости 1,9 11c7mz: радиусы передних колес 0,37 м, задних — 0,368 м; коэффициент тангенциальной эластичности шин 0,003 м/(кП* м). Найти отношение тяговых сил на передних и задних колесах автомобиля,

Полная масса грузовой) автомобиля с колесной формулой 4×2 — 7400кг, в том числе па переднюю ось приходится 24,5% полной массы. Площадь контакта одинарного колеса с твердой опорной поверхностью 390 см*. Определить давление передних и задних колес па дорогу; На сколько процентов отличаются давления падких и передних колес?

У грузового автомобиля с повышенной проходимоетыо с колесной формулой 6×6 полная масса 13000 кг, is том числе па переднюю ось 3800 кг. IJ лоща’1ь контакта неех ком ее с твердой опорной поверхностью одинакова и в сумме равна 2К80 см . Определить давление колес переднего, сред i г его и заднего мостов на дорогу при условии, что длина штанг балансирной подвески среднего и заднего мостов одинакова.

Масса грузовою автомобиля с колесной формулой 4×2 5300 кг; база 3,3 м; расстояние до передней оси от центра масс 2,3 м; площадь контакта заднего колеса с дорогой 500см», Определить величину давления задних колее на дорогу, если на них вместо тороидных шин установлены арочные шины. Пдошадь контакта арочной шины в четыре раза больше площади контакта сдвоенных тороидных тин.

Рассчитать и проанализировать величины сопротивлений сжатию и сдвигу при статическом погружении жестко го колеса диаметром 1,5м на величину, равную 0,1 диаметра колеса, в два различных грунта: а) связанной (С=20; ц=0,5; С0=0.06 МПа; i.#|>0-0-53); б) сыпучий (С=0.325; |1=0,5; С0=0 МПа; tgcp0=0.53).

Рассчитать деформацию колеса и статическое давление в зоне контакта при установке иа него шины с регулируемым давлением с конструктивными параметрами: свободный радиус колеса 0,575 м; ширина и высота профиля недеформироваппой шипы соответственно 0,337 м и 0,351 м; ширина протектора 0,28 м; максимальное давление воздуха 0,25 МПа при нагружении его нормальной силой 10 к11 и рабочем давлении воздуха 0,05 МПа; K’lt— 0,5×10 : коэффициент, учитывающий жесткость каркаса^О, 15.

Определить, во сколько раз изменяется деформация Kojjeca и статическое давление в зоне контакта шины с регулируемым давлением с конструктивными параметрами, приведенными в задаче 3.24 при: а) увеличении нормальной силы в 1,5 раза и давлении воздуха в шине 0,05 МПа; б) увеличении давления воздуха в шине до 0,25 МПа и сохранении той же нормальной силы.

Определить статическое погружение в грунты с параметрами С и р., приведенными в задаче 3.23, колеса с шиной регулируемого давления, конструктивные и рабочие параметры которой даны в задаче 3.24.

3.27. Найти осадку тру та, нормальную деформацию, длину и

ширину зоны контакта колеса с опорной поверхностью при статическом

погружении его в грунт с параметрами С и и, приведенными в пункте 1’а»

задачи 3,23 для шины с конструктивными и рабочими параметрами,

приведенными в задаче 3.24.

3.28. Найти давление, напряжение сдвига и осадку грунта при

взаимодействии колеса с полотном пути, если оно движется со скоростью

2,7 м/с и коэффициентом буксования 0,2 по грунту с параметрами С; ц; Со; tgtpO) принедеипыми в пункте V задачи 3.23, Модуль сдвига грунта 1,6 МПа. На колесо установлен а шина, конструктивные и рабочие параметры которой приведены в задаче 3.24,

Решить задачу 3.28: а) при движении колеса со скоростью 1,35м/с и коэффициенте буксования 0,2; б) при статическом взаимодействии колеса с фунтом. Используя результаты решения задач 3.26 и 3.29, проанализировать влияние па параметр и взаимодействия скорости движения колеса и коэффициента буксования.

Автомобиль движется прямолинейно со скоростью 2,7 м/с по грунтовой поверхности, физико-механические параметры которой С; р; С0; t.g(p0, дань] в пункте «а» задачи 3.23. Коэффициент трения резины протектора шины по группу 0,6; коэффициент насыщенности протектора 0,6; модуль сдвига 1,6МПа. На колеса установлены шины с регу’лируемЫхМ давлением с конструктивными и рабочими параметрами как в задаче 3.24. Определить полную чягоную силу, развиваемую колесом автомобиля, если оно имеет коэффициенты буксования: а) 0,01; б) 0,2; в) 0,5; г) 0,8. ■■

Используя решение задачи 3.30 при всех значения коэффициента буксования, проанализировать изменение тяговой силы в зависимости от проскальзывания колеса,

Рассчитать полное сопротивление движению переднего колеса автомобиля. Колесо равномерно движется по горизонтальной грунтовой поверхности с параметрами; С=0,5; ц=0,5; Со-0,056 МПа; tg

■’■каркасаг0,15; коэффициент- гистерезисных потерь 0,4; К]М_0,5х10″4. Скорость движения 2,7 м/с; коэффициент буксования 0,5; нормальная нагрузка на колесо 0,1 кН: давление воздуха в шипе 0,1 МПа. Силой сопротивления воздуха пренебречь; крюковая нагрузка отсутствует.

3.33. По результатам решения задачи 3.32 найти процентное соотношение составляющих сопротивления движению колеса по деформируемому грунту,

Найти полное сопротивление движению первого колеса автомобили при условиях движения и конструктивных параметрах колеса, приведенных в задаче 3.32. если ширина профиля и протектора шины будут увеличены в два раза. Проанализировать влияние ширины профиjj м и i ipoTcicropa вины на сопротивление движению по результатам решения задач 3.32 и 3.34.

Решить задач>-7 3.32 при движении автомобиля на подъеме с углом 5°. Полную силу сопротивления движению выразить через коэффи[|Heiit coiгротивлепия движению.

Решить задачу 3.32. Зачтем при приведенной в ней величине нормальной нагрузки рассчитать тяговую силу, развиваемую колесом, при коэффициенте сцепления с грунтом 0,5. Определить возможность движения колеса в заданных грунтовых условиях.

Автомобиль с колесной формулой 4×4 и полной массой 6000 кг движется со скоростью 2,8 м/с по горизонтальной грунтовой поверхности с коэффициентом буксования колес 0,1. Распределение веса по колесам автомобиля равномерное. Силами coi[ротивления воздуха и рачтну пренебречь. Осадка в грунт меньще дорожного просвета автомобиля. Необходимые для расчета параметры грунта и вин взять из условия задачи 3.32. Найти значение показателя проходимости автомобили и оценить возможность ею движения в заданных грунтовых условиях при коэффициенте сцепления 0,5,

По результатам решения задачи 3.37 определить максимально возможный угол подъема 7 преодолеваемого автомобилем в заданных грунтовых условиях.

По результатам решения -задачи 3.37 определить массу прицепа, который может буксировать автомобиль в заданных условиях, если сила сопротивления движению прицепа 2 кН.

3.40. По результатам решения задач 3.37 и 3.39, увеличив значение

коэффициента буксования колес автомобиля в 5 раз , определить,

как изменится масса буксируемого им прицепа. Сила сопротивления

движению прицепа такая же, как в задаче 3.39.

3.41. По результатам решения задачи .1,37. считая, что автомобиль

оснащен несущим корпусом шириной 2,5 м, который погрузился в грунт на глубину 0,1 м, определить, во сколько раз изменится полное сопротивление движению по сравнению с автомобилем, данные по которому приведены и задаче 337, Найти показатель проходимости.

3.42, По условию и результатам реп гения задачи 3.37, заменив колесную формулу актом обил н 4×4 на 6×6, определить, как изменится показатель его проходимости.

Преодоление затяжных подъемов и спусков

Рег.: 02.07.2012
Сообщений: 10
Откуда: Россия, Краснодар
Возраст: 45
Авто: ВАЗ-21213 1996 г. в.

Имя: Ярослав
Рег.: 21.03.2012
Тем / Сообщений: 3 / 8252
Откуда: Таганрог
Возраст: 30
Авто: ВАЗ-21214-50-120 (01.06.2012), SHTAT UniComp 400L (прошивка 3.3.1), ВАЗ-11173 2012, ВАЗ-21112 2006

При максимальной снаряженной массе (1610 кг) так и есть. Голая Нива берет немногим больше. В статье же из фака в расчет берется именно максимальная снаряженна масса, причем не коротыша, а крока.

Добавлено спустя 2 минуты 15 секунд:

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 36
Авто: 21213, 1994г

для понимания «на пальцах», 45 градусов- метр вперед и метр вверх.
ни одна колесная техника не способна брать такие уклоны в принципе.
не зря на знаках пишут проценты уклона (доля превышения от расстояния), а не градусы- это субъективно понятней человеку, 45 градусов это 100% уклон.

но вопрос то не в уклоне, если ехал четко на ровном газу без косяков и начала прыгать- значит уклон избыточен и равномерно в него не заедешь, разве что с разгона. и не надо тут искать откровений.

Рег.: 15.06.2008
Тем / Сообщений: 3 / 4567
Откуда: Сосновоборск Красноярский край 24rus
Возраст: 34
Авто: нива 214 2003. гранта лифтбэк 2019

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 36
Авто: 21213, 1994г

Рег.: 14.11.2007
Тем / Сообщений: 1 / 1238
Откуда: Днепропетровск
Возраст: 54
Авто: Нива 21213, 2002 г.в. карб.

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 36
Авто: 21213, 1994г

Рег.: 23.08.2009
Тем / Сообщений: 2 / 12332
Откуда: Нижегородская область Выксунский р-он
Возраст: 37
Авто: ВАЗ-2121 1985 г.в.

Рег.: 22.10.2012
Сообщений: 13
Откуда: Россия, Севастополь
Возраст: 39
Авто: ВАЗ 21214.

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 36
Авто: 21213, 1994г

«нервы водителя не выдерживают гораздо раньше, чем наступаетреальная опасность переворота»

если уж так хочешь, возьми отвес и транспортир (горный компас вряд ли есть) и при случае замерь искомые уклоны, поверь — будешь удивлен, насколько ты субъективно завышаешь уклон.

Рег.: 23.08.2009
Тем / Сообщений: 2 / 12332
Откуда: Нижегородская область Выксунский р-он
Возраст: 37
Авто: ВАЗ-2121 1985 г.в.

Рег.: 04.12.2010
Тем / Сообщений: 1 / 3143
Откуда: Новокузнецк
Возраст: 36
Авто: 21213, 1994г

Рег.: 02.07.2012
Сообщений: 10
Откуда: Россия, Краснодар
Возраст: 45
Авто: ВАЗ-21213 1996 г. в.

Рег.: 28.11.2007
Тем / Сообщений: 50 / 4686
Откуда: МоскваЭлектроугли.
Возраст: 68
Авто: Нива боевая, она же-бульдозер для уборки снега. УАЗ-буханка — кемпер для дальних рейдов. И Шнива

Рег.: 14.11.2007
Тем / Сообщений: 1 / 1238
Откуда: Днепропетровск
Возраст: 54
Авто: Нива 21213, 2002 г.в. карб.

Что такое геометрическая проходимость автомобиля

Владельцы серьезных внедорожников ругают современные кроссоверы за низкую проходимость – в том числе и геометрическую. И зачастую, надо сказать, вполне заслуженно. Что же такое геометрическая проходимость, и на что она влияет?

Геометрическая проходимость – это совокупность геометрических параметров автомобиля, влияющих на его способность преодолевать препятствия.

Если говорить о полной геометрической проходимости, то она складывается из нескольких групп параметров, которые можно условно обозначить как базовые и внедорожные.

Базовые параметры – это собственно габаритные размеры автомобиля: длина, ширина, высота и размер колесной базы. От них зависят как непосредственные показатели проходимости, так и геометрические внедорожные параметры.

Как уже было сказано выше, геометрическую проходимость во многом определяют именно параметры автомобиля: общая длина и длина колесной базы, высота и ширина автомобиля, а также ширина колеи и длина переднего и заднего свесов. Длина, ширина и высота машины в объяснении не нуждаются, а об остальных можно сказать пару слов. Так, длина колесной базы – это расстояние между осями передних и задних колес, ширина колеи – это расстояние между центрами колес одной оси в пятне контакта с поверхностью, передний свес – это расстояние между осью передних колес и крайней передней точкой автомобиля, а задний свес – соответственно, расстояние между осью задних колес и крайней задней точкой автомобиля.

Обычно, говоря о геометрической проходимости, рассматривают пять основных параметров:

  • клиренс, или дорожный просвет автомобиля;
  • угол въезда;
  • угол съезда;
  • угол рампы, или продольный угол проходимости;
  • угол опрокидывания.

Кратко поясним каждую из этих величин. Клиренс, или дорожный просвет – это расстояние от самого нижнего элемента автомобиля до поверхности земли. По ГОСТ это расстояние измеряется в центральной части автомобиля, но зачастую наиболее низкорасположенный элемент может быть смещен относительно центра: к примеру, им может являться резонатор глушителя или кронштейн амортизатора. Поэтому обычно клиренсом считают именно расстояние от этой нижней точки до горизонтальной поверхности, на которой стоит автомобиль.

Угол въезда – это угол между горизонтальной поверхностью и линией, проведенной между пятном контакта передних колес и нижней точкой передней части автомобиля. Иными словами, это максимальный угол рампы, на которую может въехать автомобиль, не коснувшись ее передней частью кузова. Несложно догадаться, что он зависит от клиренса и длины переднего свеса: чем больше клиренс и меньше передний свес, тем выше будет угол въезда.

Угол съезда – это то же самое, но для задней части кузова: угол между горизонтальной поверхностью и линией, проведенной между пятном контакта задних колес и нижней точкой задней части автомобиля. Иными словами, это максимальный угол рампы, на которую может въехать автомобиль при движении задним ходом, не коснувшись ее задней частью кузова. Он, очевидно, зависит от клиренса и длины заднего свеса: чем больше клиренс и меньше задний свес, тем больше будет угол съезда.

Угол рампы, или продольный угол проходимости – это максимальный угол, который может преодолеть автомобиль, не касаясь поверхности днищем. Он, в свою очередь, зависит от сочетания клиренса и длины колесной базы: чем больше клиренс и короче база, чем больше будет угол рампы. Его изменение, к примеру, можно наглядно увидеть в трехдверной и пятидверной версиях Lada 4 X 4: углы въезда и съезда у них одинаковы, а вот угол рампы у трехдверки больше, потому что у нее короче колесная база.

Угол опрокидывания, или угол поперечной статической устойчивости – это максимальный угол поворота автомобиля вокруг продольной оси, при котором он может не опрокинуться набок. Он зависит от сочетания ширины и высоты автомобиля, ширины его колеи, а также его центра тяжести: чем больше ширина автомобиля и его колеи, меньше высота и ниже центр тяжести, тем выше угол опрокидывания.

Кроме этих основных параметров геометрической проходимости есть и еще некоторые, определенно относящиеся к геометрии, но не связанные напрямую с габаритами автомобиля. Это максимальный преодолеваемый уклон, глубина преодолеваемого брода, ходы подвески и артикуляция подвески.

Максимальный преодолеваемый уклон – это предельный угол относительно горизонта той поверхности, по которой способен двигаться автомобиль без посторонней помощи, то есть, предельная крутизна уклона, на который может въехать автомобиль.

Глубина преодолеваемого брода – это максимальная глубина водного препятствия, которое автомобиль может преодолеть без негативных последствий для его технической части. Глубина брода прежде всего ограничена высотой расположения точки забора воздуха двигателем: если вода поднимется до нее, то проникнет во впускной тракт и далее в цилиндры, что может спровоцировать гидроудар и серьезную поломку мотора. У обычных автомобилей точка воздухозабора расположена под капотом, что ограничивает максимальную высоту преодолеваемого брода. Специально подготовленные же внедорожники оснащаются шноркелем – патрубком, выводящим точку забора воздуха на уровень крыши, что позволяет преодолевать более глубокие броды без риска гидроудара.

Ход подвески – это максимальное расстояние, которое может проделать колесо в вертикальном направлении от точки максимального сжатия подвески до момента ее полной разгрузки на грани отрыва от поверхности. Чтобы оценить этот параметр, автомобиль можно загнать одним из передних колес на препятствие такой высоты, чтобы заднее колесо на той же стороне оторвалось от поверхности – это называется диагональное вывешивание, поскольку второе переднее колесо в этом случае тоже будет на грани отрыва от земли. Ну а расстояние по вертикальной оси между высотой подъема переднего и заднего колеса на одной стороне автомобиля в таком положении – это и есть артикуляция подвески. Ходы подвесок колес и артикуляция оказывают косвенное влияние на показатели геометрической проходимости.

Выше мы обозначили и объяснили практически все параметры, характеризующие геометрическую проходимость автомобиля. На практике же, в «бытовом» понимании и беглом сравнении под геометрической проходимостью обычно понимают четыре из них: клиренс, а также углы въезда, съезда и рампы. Для описания возможностей своих кроссоверов и внедорожников автопроизводители используют именно эти цифры – и по большому счету, они вполне исчерпывающе характеризуют эксплуатационные показатели машины.

Однако ключевые слова здесь – «эксплуатационные показатели»: цифры геометрической проходимости – далеко не единственное, что определяет реальную проходимость. На нее в не меньшей степени влияют тип привода (а если привод полный – то тип его технической реализации, наличие межосевой и межколесных блокировок, а также характеристики используемых покрышек. И как показывает практика, именно последние становятся главным ограничением внедорожных способностей современных серийных автомобилей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector