0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ДТП без страховки: кто заплатит за аварию

ДТП без страховки: кто заплатит за аварию

Задний ход с поддельной страховкой

26 мая 2016 года Олег Душнарев* ехал на Renault Logan, который принадлежал индивидуальному предпринимателю Афанасьевый. Водитель включил заднюю передачу и нажал на педаль газа, но в зеркало не посмотрел — и врезался в Тоуотa Саrib. Ущерб составил 172 000 руб.

На месте ДТП Душнарев предъявил поддельный полис ОСАГО — согласно результатам проведенной экспертизы, бланк для него напечатал не «Гознак». Но пострадавшая от невнимательности Душнарева «Тойота» тоже не была застрахована в установленном законом порядке. Поэтому участники аварии оказались в суде.

Страхует собственник, а не арендатор

Первая инстанция пришла к выводу, что материальный ущерб за ДТП должен возместить не Душнарев, который находился за рулем, а собственник автомобиля Афанаськина — ведь на момент аварии транспорт не был застрахован (дело № 2-7/2018). При этом обязанность по страхованию машины лежит на собственнике, отметил суд. Поэтому передача авто Душнареву в аренду не может рассматриваться как законная передача права владения в гражданско-правовом смысле, решил суд. Апелляция согласилась с этими выводами (№ 33-2468/2018). Тогда Афанаськина и ее представитель пожаловались в Верховный суд.

Нет. Страхует все же арендатор

Спор рассмотрела коллегия ВС по гражданским делам. Судьи указали: ответственность за причиненный источником повышенной опасности (автомобиль) вред несет его собственник — если не докажет, что передал кому-то другому право владения авто на законных основаниях

В этом деле судам в первую очередь следовало установить одно существенное обстоятельства: было ли у Душнарева право владения машиной, на которой он совершил ДТП, и на каком основании водитель его получил.

Верховный суд: оформить полис ОСАГО на арендованный автомобиль должен арендатор, а не собственник.

Автомобиль находился у Душнарева в аренде, но суды проигнорировали этот факт — хотя он имеет непосредственное значение для разрешения спора. ВС не согласился с выводами нижестоящих инстанций, что обязанность по страхованию авто лежит на собственнике машины. Согласно нормам Гражданского кодекса арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства и его страхование — в том числе страхование своей ответственности (ст. 646 ГК). Кроме того, арендатор несет также и расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Произошла авария, после которой виновник поехал к страховщику и оформил ОСАГО постфактум. Верховный суд разрешил выплаты по такому полису («Суд обязал страховую заплатить по выданному после ДТП полису»).

Во время аварии за рулем застрахованной по КАСКО машины был человек, не указанный в полисе. ВС указал: это не страховой случай («Не вписан в страховку – не получишь возмещение за ДТП»).

Если в результате столкновения двух машин пострадал человек, то обе страховые должны заплатить ему возмещение – при этом размер выплаты не зависит от суммы убытков («Пассажир пострадал в ДТП: как получить компенсацию»).

А еще, чтобы не растеряться в сложной ситуации после аварии, поможет простая инструкция. Сохраните ее у себя, но надеемся, она вам никогда не пригодится.

Без ОСАГО ездят 3 млн водителей

В России резко увеличилось количество автомобилистов, которые не покупают полисы ОСАГО. Согласно данным, предоставленным «Известиям» в МВД, в 2017 году количество штрафов за езду без полиса автогражданки увеличилось на 40%, до 2,8 млн штук. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили, что примерно 3 млн автомобилистов ездят по дорогам без ОСАГО либо с фальшивыми полисами. Эксперты считают, что отказников куда больше, а их мотивация обусловлена растущей стоимостью обязательной страховки.

Ситуация с массовыми отказами автомобилистов от покупки обязательного полиса страхования гражданской ответственности усугубляется третий год подряд. Впервые за всю историю ОСАГО резкий спад заключения договоров был зафиксирован в 2015 году. Тогда, по данным ГИБДД, было выписано около 189 тыс. штрафов за это нарушение, в 2016 году этот показатель скакнул до 1,9 млн штрафов. По итогу прошлого года было уже выписано до 2,8 протоколов (+40%).

Страховщики со своей стороны также фиксируют отрицательный тренд. Начиная с 2015 года наблюдается резкое снижение общего числа заключенных договоров ОСАГО, которое на фоне увеличения автопарка может объясняться лишь реализацией и использованием автовладельцами поддельных бланков полисов ОСАГО либо эксплуатацией транспортных средств без полиса, рассказали «Известиям» в РСА.

В 2013 году было заключено 42,7 млн договоров ОСАГО, в 2014-м — 42,6 млн, в 2015-м — 39,9 млн, в 2016-м — 39,1 млн, в 2017-м — 39,2 млн.

При этом парк легковых и грузовых автомобилей страны за это время значительно увеличился: с 44,6 млн автомобилей в 2014 году до 50 млн. По данным РСА, не менее 3 млн автовладельцев эксплуатировали машины без автогражданки или по поддельным документам.

Доверие к ОСАГО катастрофически снижается, констатирует автомобильный адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

— Прежде всего за последние несколько лет средняя стоимость страховки выросла более чем вдвое — это самый главный стимул отказа от ОСАГО. В то же время сама страховая услуга становится всё хуже — речь идет о последних поправках, связанных с ограничением выплат наличными деньгами автомобилисту при наступлении страхового случая. Кроме того, водители зачастую становятся жертвами мошенничества, добросовестно покупая фальшивые страховки, — считает Радько.

При ДТП отсутствие полиса ОСАГО у водителя несет потенциальные проблемы невиновному участнику аварии: взыскание средств придется производить через суд. По оценкам адвоката Сергея Радько, за последние три года в среднем количество таких разбирательств выросло на 15–20%.

— Если человек не нашел деньги на полис ОСАГО, то с большой долей вероятности у него нет средств и на оплату ремонта пострадавшей машины. Взыскания через суд могут длиться годами. Иногда судья выносит решение, приставы приходят конфисковать имущество, ничего стоящего не находят и выносят отказ в компенсации, — объясняет адвокат.

По мнению автомобильного эксперта Сергея Иванова, снижение количества заключенных договоров ОСАГО стремительно набирает обороты. При накоплении критической массы (8–10 млн автомобилистов) может возникнуть кризис доверия ОСАГО, который по принципу домино перерастет в повальный отказ граждан от обязательной страховки. Решением проблемы должно быть скорейшее снижение тарифов ОСАГО, убежден Сергей Иванов.

В РСА же полагают, что штрафы за езду без полиса недостаточно высоки. В союзе рассчитывают, что законодатели их пересмотрят. Также в объединении страховщиков настаивают на реализации проекта по взиманию штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения.

Нужно ли КАСКО, если есть ОСАГО

КАСКО
  • Преимущества
  • Страховые риски
  • Дополнительные опции
  • Как купить полис
  • Как продлить полис
  • Как сэкономить
  • Как внести изменения в полис
  • Расторжение
  • Страховой случай
  • МиниКАСКО
    • Как купить полис
    • Как внести изменения в полис
    • Расторжение
    • Страховой случай
  • МикроКАСКО
    • Как купить полис
    • Как внести изменения в полис
    • Расторжение
    • Страховой случай
  • Hyundai КАСКО
    • Страховой случай
  • ОСАГО
    • Страховые риски
    • Как купить полис
    • Страховой случай
    • Как продлить полис
    • Как внести изменения в полис
    • Недействительные полисы ОСАГО
    • Вопросы-ответы
  • Страхование водителей и пассажиров
    • Как купить полис
    • Страховой случай
  • Скидка на ремонт в ДЦ
    • Как купить полис
  • Зеленая карта
    • Как купить полис
    • Страховой случай
  • Статьи

    В рассрочку и
    без переплат

    МикроКАСКО

    Программа лояльности

    Cкидка 30% на полис за рубеж

    У многих автолюбителей возникает вопрос: если есть ОСАГО, надо ли делать КАСКО?

    Предназначение и преимущества ОСАГО

    Согласно статье 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40, ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности. Легально управлять автомобилем без оформления полиса ОСАГО нельзя: это, как и водительские права, обязательный документ.

    Остановив автомобиль, сотрудник ГИБДД вправе проверить у водителя полис ОСАГО. Его отсутствие влечёт наложение административного штрафа в размере 800 рублей. Сумма штрафа может показаться многим автовладельцам некритичной. Но отсутствие ОСАГО при наступлении страхового случая способно привести к куда более серьёзным расходам.

    ОСАГО страхует не само транспортное средство (ТС), а гражданскую ответственность водителя в случае, если он стал виновником ДТП, в результате которого пострадали люди или имущество третьих лиц. Это означает, что, если в аварии виноваты вы, то страховая компания возмещает ущерб пострадавшему вместо вас. Свою же машину восстанавливать необходимо самостоятельно.

    Пострадавший получает выплату по страховому случаю, только если страховая компания точно знает, кто стал виновником аварии. Понять, кто компенсирует ущерб, поможет таблица.

    Кто возмещает ущерб

    Страховая компания, с которой заключён договор у потерпевшего *

    Кто возмещает ущерб

    Страховая компания, в которой застрахован виновник аварии

    Кто возмещает ущерб

    Страховая выплата не осуществляется

    Кто возмещает ущерб

    Взыскать компенсацию с виновника ДТП можно только через суд.

    * за исключением бесконтактного ДТП и случаев причинения вреда иному имуществу. В этом случае компенсацию выплачивает страховая компания потерпевшего.

    Размеры компенсаций выплат в каждом страховом случае рассчитываются индивидуально согласно договору. Установленный государством лимит на восстановление повреждённого транспортного средства — не более 400 000 рублей. Часто этой суммы недостаточно для покрытия убытков. Тогда пострадавший может подать заявление в суд и требовать, чтобы ущерб возмещал виновник ДТП.

    Компенсация каждому пострадавшему — не более 160 000 рублей при заключении договора страхования до 1 апреля 2015 года и не более 500 000 рублей после указанного срока.

    Для оформления полиса ОСАГО необязательно обращаться в офис страховой компании — можно оформить электронный полис онлайн и распечатать из личного кабинета или сохранить на смартфоне в виде электронного документа.

    Стоимость полиса для каждого автовладельца индивидуальна. Для расчёта стоимости ОСАГО необходимо указать:

    • регион регистрации собственника транспортного средства;
    • информацию об автомобиле: марку, модель, мощность;
    • сведения о водителях, допущенных к управлению.

    Если у владельца транспортного средства нет водительского удостоверения или неизвестно, кто может управлять машиной, необходимо выбрать опцию «Водители без ограничений», указать данные собственника и расширенную информацию об автомобиле. В этом случае можно доверять управление ТС любому человеку, имеющему водительские права.

    Предназначение и преимущества КАСКО

    КАСКО — добровольное страхование автомобиля. В случае ДТП владелец автомобиля с оформленным полисом получает компенсацию ущерба независимо от своей роли в аварии. Третьим лицам, которым застрахованный мог причинить вред, страховые выплаты не положены. Важно понимать, что КАСКО страхует только автомобиль. Если вы хотите застраховать свою жизнь и здоровье при ДТП, необходимо оформить специальный страховой полис.

    КАСКО гарантирует возмещение ущерба в виде выплат или ремонта не только после аварий, но и в результате других страховых случаев:

    • угон или хищение автомобиля, отдельных элементов;
    • повреждение или гибель ТС в результате возгорания, стихийных бедствий, производственной аварии, опрокидывания или падения самого автомобиля или предметов на него, действий животных или третьих лиц, в том числе сотрудников государственных служб, и в других ситуациях;
    • наезд на припаркованную машину, другие предметы, животных, людей;
    • неумышленная порча автомобиля страхователем.

    Добровольный страховой полис КАСКО от Совкомбанк Страхование покрывает более 20 рисков. Можно подключить и дополнительные опции, например, возмещение полной стоимости автомобиля без учёта его амортизационного износа при угоне или полной гибели машины, страховые выплаты при хищении колёс.

    На стоимость полиса КАСКО влияет целый ряд факторов, среди которых:

    • год выпуска автомобиля: для машин 2012–2016 гг. выпуска в Совкомбанк Страхование действуют варианты условий со скидкой до 12%;
    • тип кузова, марка и модель ТС;
    • охранные системы и противоугонные комплексы при страховании от угона: их наличие позволяет получить скидку до 50%;
    • реальная стоимость автомобиля на рынке;
    • количество водителей, которые имеют право управлять автомобилем, их семейное положение, стаж и возраст:

    а) если водителей несколько, они молодые, не так давно получили водительские права или уже попадали в ДТП, применяется повышающий коэффициент;

    б) если водитель один и у него большой стаж безаварийного вождения, он может получить скидку до 15%.

    При расчёте стоимости КАСКО учитывается больше 20 факторов. Это помогает предоставлять справедливую цену каждому автовладельцу. Чтобы рассчитать стоимость полиса в вашем случае, воспользуйтесь онлайн-калькулятором. Оформить и оплатить полис можно всего за несколько минут: онлайн-оплата полиса в личном кабинете даёт возможность сэкономить 5% от его стоимости.

    Какую страховку использовать при ДТП

    Если у вас оформлены оба полиса, выбор одного из них зависит от конкретной ситуации.

    1. В ДТП виновен другой водитель, пострадал ваш автомобиль. В этом случае вы можете выбирать любой полис. Если сумма ущерба меньше лимита в 400 000 рублей, можно воспользоваться ОСАГО. В случае выбора КАСКО помните, что при оплате полиса в следующем году к вам применится повышающий коэффициент, т. к. вы стали пусть не виновником, но участником аварии.
    2. Виновником ДТП стал застрахованный. В этом случае ОСАГО покрывает ущерб, причинённый пострадавшей стороне (до 400 000 рублей), а вы получаете компенсацию ущерба как владелец полиса КАСКО, согласно условиям договора.

    Важно. Если во время ДТП за рулём находился водитель:

    • не указанный в полисе;
    • без прав или с недействительными правами;
    • в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

    страховщик КАСКО признаёт такие случаи нестраховыми и имеет право отказать в выплате компенсации. Страховщик ОСАГО в любой из этих ситуаций обязан возместить ущерб, но может выдвинуть регрессионные требования, т. е. взыскать с виновного выплаченную сумму.

    Таким образом, обязательный полис ОСАГО необходим независимо от того, планируете ли вы оформлять добровольное страхование КАСКО или нет. ОСАГО экономит ваши деньги на возмещение ущерба потерпевшей стороне в случае аварии. И вам гарантированно выплачивают компенсацию, если в результате ДТП пострадали вы или ваш автомобиль. А полис КАСКО в свою очередь позволяет покрыть расходы на ремонт вашей машины как при аварии, так и при других форс-мажорных обстоятельствах. То есть покупать полис КАСКО при наличии ОСАГО не обязательно, но желательно. Оформление обоих видов страхования позволяет автовладельцу чувствовать себя максимально защищённым.

    Штрафы для автомобилистов могут вырасти в несколько раз с 2021 года

    Штрафы за превышение скорости вырастут и будут начинаться от 3000 рублей. За отказ от освидетельствования санкция составит 40 000, за перевозку детей без автокресел – 5000, за опасное вождение – 5000, за отсутствие ОСАГО – 1000. Впервые вводится накопительная система для злостных нарушителей ПДД. Таковы нормы, заложенные в проекте нового КоАП, разработанного по поручению экс-премьера Дмитрия Медведева и предложенного Минюстом. Нововведения должны заработать с 1 января 2021 года.

    Как пишет «Коммерсантъ», проекты новых КоАП и процессуального КоАП (вводится впервые) вечером в четверг опубликовал на портале общественной экспертизы нормативных правовых актов Минюст. Документ содержит ряд существенных нововведений для водителей.

    Превышение скорости

    Штраф за превышение на 20-40 км/ч составит 3000 рублей (сейчас 500).

    Штраф за превышение на 40-60 км/ч составит 4000 рублей (сейчас 1000-1500).

    Наказание за превышение скорости более чем на 60 км/ч будет включать штраф 5000 рублей или лишение прав на срок до шести месяцев (в действующем КоАП за превышение на 60-80 км/ч применяется штраф 2000-2500 рублей или лишение, за превышение более чем на 80 км/ч – штраф 5000 или лишение).

    Наказание за повторное превышение скорости на 40-60 км/ч (или более чем на 60 км/ч) будет включать штраф 10 000 рублей или лишение прав на срок год.

    Пьяное вождение

    Наказание за отказ от освидетельствования будет включать штраф 40 000 рублей (сейчас 30 000) и лишение прав на срок до трех лет (сейчас – до двух).

    Вводится новый состав правонарушения: управление авто в состоянии опьянения (или отказ от освидетельствования) при условии, что в салоне машины находится ребенок в возрасте до 16 лет. Наказание составит штраф 50 000 рублей и лишение прав на 2-3 года. Сейчас за пьяное вождение суды (независимо от присутствия ребенка в салоне) штрафуют на 30 000 и лишают прав на 1,5-2 года.

    Вводится также залог за транспортное средство. При выявлении пьяного водителя машина задерживается на штрафстоянке, забрать ее можно только за 30 000 рублей. Впоследствии эта сумма будет учитываться судом при назначении наказания: штраф за нетрезвую езду составляет 30 000, его платить не надо, если ранее за авто был заплачен залог. С этой инициативой Минюст выходил несколько лет назад, в первом чтении поправки приняли в 2016 году.

    Вводится возможность для судов наказывать за состояние опьянения, вызванное не только алкоголем, наркотиками и психотропными веществами, но и при «наличии в организме человека иных вызывающих опьянение веществ». Речь идет, скорее всего, о лекарственных веществах, при выявлении которых сейчас нельзя наказывать водителей, на что ГИБДД жаловалась еще в 2018 году. Также вводится запрет на употребление «новых потенциально опасных психоактивных веществ», но понятие это не расшифровывается.

    Железнодорожные пути

    Наказание за пересечение железнодорожного пути вне переезда, выезд на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора, остановку или стоянку на переезде – штраф 5000 рублей (сейчас 1000) или лишение прав на срок до шести месяцев. При повторном нарушении будет применяться лишение прав на срок до одного года, при фиксации камерой – штраф 10 000 рублей.

    Перевозка детей и тонировка стекол

    Штраф за перевозку детей без автокресел составит 5000 рублей для водителей (сейчас 3000), 30 000 для должностных лиц (сейчас 25 000), 150 000 для юрлиц (сейчас 100 000). Вводится также штраф 35 000 рублей за перевозку детей без автокресел для ИП (сейчас не существует). Впервые вводится штраф за повторное в течение года управление автомобилем с чрезмерной тонировкой – он составит 3000 рублей (сейчас санкция за пленку на стеклах составляет 1500).

    Накопительная система нарушений

    Водитель впервые может быть лишен прав на срок до полутора лет в случае, если он ранее три и более раз был наказан за превышение скорости на 60 км/ч; проезд через железнодорожный переезд при закрывающемся шлагбауме или на красный свет; проезд на красный свет; отказ уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимуществом в движении; разворот или движение задним ходом в запрещенном месте; выезд на встречную полосу; поворот или разворот в местах, запрещенных знаками; непредоставление преимущества в движении пешеходу.

    Нарушения, зафиксированные автоматическими камерами, накопительной системой не учитываются.

    Законопроект о подобной системе обсуждался еще в 2016 году, был принят в первом чтении, но с тех пор находился без движения.

    Опасное вождение и ОСАГО

    Штраф за опасное вождение составит 5000 рублей. Термин был введен в ПДД еще в 2016 году, но санкцию за новый вид нарушения так и не ввели.

    Штраф за управление автомобилем в период пользования, не предусмотренный страховым полисом, или с нарушением условий управления автомобилем, указанных в страховке, составит 800 рублей (сейчас 500). Штраф за управление автомобилем без полиса ОСАГО составит 1000 рублей (сейчас 800).

    Конфискация авто и отказ остановиться по требованию полиции

    Согласно новой статье, если водитель, ранее уже наказанный за нарушения ПДД, совершил аварию с жертвами на чужой машине, в результате чего было возбуждено уголовное дело по ст. 264 УК, то автомобиль конфискуется у владельца в пользу государства. С подобной нормой МВД выступало еще в мае 2019 года.

    Санкция за «невыполнение неоднократного законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства и попытка скрыться, повлекшие создание угрозы жизни или здоровью граждан» будет состоять из лишения прав на 2-3 года или штрафа в 40 000 рублей (по действующему кодексу за подобное нарушение применяется штраф в 500-800 рублей).

    Безопасность опасных объектов

    Аварии на предприятиях, эксплуатирующих опасные объекты, могут иметь серьезные последствия, при этом крупные аварии могут повлечь причинение вреда большому количеству не только населения, но и работников самого предприятия.

    В случае масштабных техногенных катастроф количество пострадавших может достигнуть нескольких тысяч человек.

    Практически любое предприятие, эксплуатирующее опасные объекты, особенно крупные промышленные предприятия, горнодобывающие и ресурсоснабжающие, подвержены риску возникновения аварий с серьезными последствиями.

    По этим причинам требования к безопасности предприятий, которые эксплуатируют опасные объекты, и безопасности предприятий, которые эксплуатируют гидротехнические сооружения, строго регламентируются рядом нормативных актов и законодательством РФ, в частности Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральным законом от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

    С 01.01.2012 организации, эксплуатирующие опасные объекты, обязаны застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
    Внимание! Эксплуатация опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию.

    Юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся владельцами (эксплуатантами) опасного объекта, обязаны на условиях и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора ОС ОПО со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

    С 1 апреля 2012 г. вступила в силу ст. 5 Федерального закона № 226-ФЗ о финансовых санкциях за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности ГТС и обязательному страхованию.

    Согласно положениям КОАП:

    А) санкции за несоблюдение требований по обязательному страхованию.

    ст. 9.19 КоАП. Эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 15 000 руб. до 20 000 руб., на юридических лиц — от 300 000 руб. до 500 000 руб.

    Б) санкции за нарушения требований промышленной безопасности и безопасности ГТС.

    п. 1 статьи 9.1 КоАП. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб.; на должностных лиц — от 20 000 руб. до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 200 000 руб. до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    ст. 9.2 КоАП. Нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 руб. до 1 500 руб.; на должностных лиц — от 2 000 руб. до 3 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 2 000 руб. до 3 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 20 000 руб. до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Страховщик, осуществляющий деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте должен иметь лицензию на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и быть членом профессионального объединения страховщиков, действующего на основании Федерального закона от 27.07.2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

    ПАО СК «Росгосстрах» имеет лицензию на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ОС №0001 — 04 , выдана Центральным банком Российской Федерации (Банком России) 23.05.2016 г. и является членом Национального союза страховщиков ответственности (НССО) — Свидетельство №038 от 10 мая 2016.

    По вопросам, связанным с заключением договоров страхования ответственности владельцев опасных объектов, обращайтесь в Департамент страхования непромышленных рисков Блока корпоративного страхования:

    Новые разъяснения по ОСАГО от Верховного Суда

    Адвокаты и юристы о Постановлении Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Просим читателей ответить на несколько вопросов о содержании «Адвокатской газеты»

    • Адвокатура
    • Адвокатская деятельность
    • Правосудие
    • Законодательство
    • Судебная практика
    • Legal tech
    • История адвокатуры
    • Юридический рынок
    • Юридическая наука
    • Юридическое образование
    • «АГ-эксперт»
      • Права автовладельцев
      • Семейные правоотношения
      • Отношения с органами государственной и муниципальной власти
      • Наследственные правоотношения
      • Вопросы недвижимости, ЖКХ и земельных правоотношений
      • Трудовые правоотношения
      • Защита и правовое сопровождение бизнеса
      • Защита прав потребителей
    • Новости
      • Главные новости
      • Новости партнеров
      • Прислать новость
    • Мнения
      • Все авторы
      • Стать автором
    • Спецпроекты
      • АГ-эксперт
      • АГ-Ракурс
      • Защитники, которых никто не защитил
    • Обзоры и аналитика
    • Интервью
    • Дискуссии
    • Мероприятия и объявления
    • Фоторепортажи
    • Подписка
    • Выпуски «АГ»
    • Редакция
    • Авторам
    • Контакты

    © 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
    © 2017—2021 «Адвокатская газета»

    Учредитель – Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
    Главный редактор – Мария Вениаминовна Петелина

    Периодическое печатное издание «Новая адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 13 апреля 2007 г., перерегистрировано Роскомнадзором под наименованием «Адвокатская газета» 23 ноября 2017 г., свидетельство ПИ № ФС77-71704.
    Сетевое издание «Адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 23 ноября 2017 г., свидетельство Эл № ФС77-71702.

    Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. При воспроизведении материалов необходима ссылка на источник публикации – «Адвокатскую газету». Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.

    Редакция «Адвокатской газеты» не предоставляет юридические консультации, контакты адвокатов и материалы дел.

    Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

    Наказание за отсутствие осаго в 2016 году

    Для заключения договора автогражданкой ответственности больше не потребуется документ о прохождении техосмотра.

    В ближайшее воскресенье, 22 августа, всем, кому нужно заключить договор ОСАГО, можно будет обойтись без диагностической карты. Также не потребуется вбивать номер этого документа при покупке электронного полиса. Такая обязанность отменяется в связи со вступлением в силу поправок в законы о безопасности дорожного движения и об ОСАГО.

    Таким образом, начиная с 22 августа 2021 года до 1 марта 2022 года у владельцев легковых машин, а также мотоциклов вообще никто не будет проверять наличие техосмотра, поясняет «Российская газета». Предполагается, что с 1 марта вступит в силу ответственность владельцев такой техники за отсутствие техосмотра в виде штрафа в 2 тыс. рублей.

    Председатель челябинского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов Николай Живец отметил, что это, несомненно, упростит жизнь водителей, а страховым компаниям позволит не лишиться доходов.

    «Российский союз автостраховщиков решает свою проблему. С учетом того, что они развалили техосмотр с 2012 года, теперь они испугались, что новый порядок техосмотра остановит продажи полисов. Главное для страхования — это доход от продажи. Для автомобилистов эта отмена немного упростит жизнь, потому что можно будет ездить без диагностической карты. Никаких критических изменений я не вижу. За автомобилем нужно следить, проходить технический осмотр. Здесь только шкурный интерес страховых компаний защищается. Они испугались и решили не ставить свои доходы в зависимость от сложности проведения реформы техосмотра», — прокомментировал Николай Живец.

    «Российская газета» также отмечает, что на днях стало известно содержание протокола совещания в минэкономразвития, посвященного техосмотру. В нем предлагается сократить саму процедуру. Эту инициативу выдвинуло МВД. Таким образом, считают в ведомстве, удастся сократить время, отпущенное на осмотр автомобиля, а также снизить затраты операторов на закупку необходимого оборудования для проверки этих, как бы ненужных для обеспечения безопасности на дороге элементов. Из практически 90 пунктов предлагают исключить десять. В том числе содержание загрязняющих веществ в отработанных газах и уровень шума выпускной системы.

    Челябинский эксперт в сфере безопасности дорожного движения Юрий Панченко не придает особого значения предлагаемым изменениям. Он считает, они не будут эффективны в ситуации, когда техосмотр можно оформить, фактически его не проходя.

    «Есть вещи, которые проверить на техническом осмотре просто невозможно. Проверить уровень шума от автомобиля, как это сделать? Это же нужно отсечь все посторонние шумы. Делать все в замкнутом пространстве, где посторонний шум никак не может появиться. Все надо контролировать. Состояние тормозов, состояние нижних световых приборов. Это все нужно делать и обязательно. Другое дело, что это все превратилось в какую-то процедуру, абсолютно необязательную, никто ничего не контролирует. Проще купить технический осмотр, чем его проходить. Вот это, конечно, ужасно», — сказал Юрий Панченко.

    Эксперты отметили, что количество пунктов техосмотра продолжит сокращаться. И перед 1 марта, когда ГИБДД начнет штрафовать за отсутствие диагностических карт, на техосмотр будут выстраиваться огромные очереди.

    Страховое бессилие. Почему водители отказываются от ОСАГО

    Согласно статистике, предоставленной МВД, количество штрафов за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО выросло в 2017 году до 2,8 млн. Это на 40% больше, чем годом ранее. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас в России насчитывается более 3 млн автовладельцев без полиса.

    Страховщики фиксируют рост числа таких водителей третий год подряд. В РСА считают, что штрафы за езду без полиса недостаточно высоки. Кроме того, объединение страховщиков настаивает на реализации проекта по взиманию штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения. Это стремление выглядит попыткой преодолеть несостоятельность действующей системы ОСАГО, суть которой должна состоять в предоставлении качественного сервиса автомобилистам.

    Явление того же порядка — законопроект, который внесли в Госдуму в январе 2018 года. Этот документ предлагает повысить штраф за отсутствие полиса с 800 до 5000 рублей. Однако повышение ответственности — борьба со следствием, а не с причиной.

    Цена растет, качество — нет

    За последние годы серьезно выросла стоимость страхового полиса для автомобилистов. В 2015 году цена ОСАГО увеличилась на 57% из-за повышения страховых тарифов. Это произошло параллельно с падением продаж полисов. Вместе с этим в 2015-2016 годах сократилась доступность полисов для населения: страховщики начали искусственно уменьшать доступность полисов в так называемых токсичных регионах. Сотрудники офисов страховых компаний ссылаются на отсутствие бланков полисов либо на технические проблемы при оформлении. Другая крайность — навязывание автолюбителем дополнительных услуг в виде страхования жизни или иного имущества.

    В ответ на проблему недоступности полисов 10 июня 2016 года был принят закон, обязывающий страховые компании оформлять электронный ОСАГО через интернет. Закон вступил в силу 1 января 2017 года, но до настоящего момента нельзя назвать систему электронного ОСАГО исправно работающей. При попытках оформления полиса через интернет автовладелец может столкнуться с многочисленными «техническими проблемами», возникающими после того, как он внесет в форму довольно большое количество данных. Это отбивает всякое желание связываться с электронным ОСАГО в дальнейшем. Некоторые страховые компании при технических ошибках любезно сообщают автомобилисту о возможности приобрести полис при личном посещении офиса.

    Параллельно с этим страховщики придумали так называемый «Агент РСА». Это система, позволяющая автомобилисту купить полис случайно выбранной страховой компании в «токсичном регионе» в специальном офисе РСА.

    Тем не менее до настоящего момента проблема с доступностью полисов не решена. Владельцы автомобилей по-прежнему сообщают об отсутствии бланков полисов, о навязывании дополнительных страховок и услуг, что повышает и без того растущую цену полиса ОСАГО. Оформление ОСАГО через интернет вызывает непреодолимые трудности.

    Конечно, страховые компании обязаны оформить полис каждому, кто к ним обратится. Однако помимо «технических проблем» и «отсутствия полисов» существуют вполне легальные способы отказать автомобилисту — даже при личном обращении в офис.

    Согласно правилам ОСАГО, утвержденным Центробанком России, страховщик вправе при заключении договора произвести осмотр транспортного средства. Кроме того, страховщик обязан оформить полис в течение тридцати дней с момента получения заявления. При этом бланк такого заявления страховщик предоставляет автомобилисту по его требованию (если есть бланк). Указанного срока вполне достаточно, чтобы отбить желание у автомобилиста, не прошедшего внутреннюю сегрегацию в страховой компании, приобретать полис. Но даже по истечении этого срока страховая компания может не предоставить полис, а понуждение к заключению договора страхования в судебном порядке займет у автомобилиста не менее шести месяцев.

    Кроме того, за эти временные потери автомобилист не получит по сути ничего, кроме полиса, — суды повсеместно взыскивают мизерные компенсации морального вреда и в десятки раз снижают компенсацию оплаты юридических услуг. Обращение в суд по этому основанию становится для автовладельцев совершенно невыгодным.

    Охлаждение отношений

    В ответ на навязывание страховщиками дополнительных услуг Банком России ввел так называемый «период охлаждения» — пятидневный срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от страховки и вернуть деньги. С 1 января 2018 года указанный срок продлили до 14 дней. Частично это решило проблему с навязыванием дополнительных услуг, но не все страховые компании готовы возвращать деньги за страховку добровольно. Единственным выходом вновь остается суд — долгий, дорогой и невыгодный.

    На стоимость полиса ОСАГО влияет и коэффициент «бонус—малус», который представляет собой систему скидок на страхование за безаварийную езду. Система расчета коэффициента запутанна и внутренне противоречива, поскольку привязывается и к фамилии человека, и к автомобилю. В результате любое изменение паспортных данных, водительского удостоверения или страхование автомобиля на неограниченное число лиц может полностью обнулить «бонус—малус» при новом обращении к страховщику.

    Для исправления этой ошибки не обойтись без заявления в РСА или страховую компанию, а это неизбежно влечет за собой потери времени или денег. Перед человеком встает дилемма: либо страховаться за более высокую цену, либо отказаться от страхования вовсе.

    Доверие к системе ОСАГО частично подорвали новые поправки в законодательство. Под эгидой борьбы с автоюристами 24 апреля 2017 вступили в силу поправки в закон об ОСАГО о безальтернативном ремонте («натуральное возмещение»). Теперь автовладелец не может потребовать выплату деньгами, если страховая компания сама этого не захочет. Вместо этого водителя направят на ремонт автомобиля.

    При этом страхователь ограничен в праве выбора места проведения ремонта, поскольку круг сервисных центров определяется страховщиком. Если автомобиль старый, страховщику легче выплатить ущерб деньгами — во-первых, не каждый сервисный центр возьмется ремонтировать такой автомобиль, а во-вторых такой ремонт становится невыгоден самим страховщикам. При натуральном возмещении страховщик оплачивает стоимость ремонта без учета износа запчастей, который может составлять до 50% от их стоимости, а при выплате деньгами страховщик учитывает износ. Таким образом, страховая компания сама определяет, хочет ли она получить скидку до 50% от суммы страхового возмещения без учета мнения автовладельца.

    Кроме того, оказалось, что ОСАГО по закону не покрывает полностью ответственность автовладельца. Речь идет не о том, что ответственность автовладельца страхуется на сумму до 400 000 рублей (все, что выше, он возмещает самостоятельно). 10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление №6-П, в котором разъяснил, что в действительности по закону об ОСАГО страховая компания не выплачивает сумму износа (до 50% от суммы выплаты), однако от такой выплаты виновник ДТП не освобождается — он обязан компенсировать убытки пострадавшего в части износа самостоятельно, даже если вред составляет менее 400 000 рублей.

    Таким образом, в указанной части ответственность виновника и вовсе оказывается незастрахованной. Получается, что в случае выплаты в виде «натурального возмещения» виновник аварии может получить иск от страховой компании о возмещении убытков, а в случае выплаты деньгами — иск от пострадавшего о выплате разницы между суммой, выплаченной страховой компанией, и реальным ущербом. Спрашивается, а что же мы страхуем по ОСАГО?

    Повышение штрафов — не панацея для лечения падающего спроса. Нужно поворачивать систему ОСАГО лицом к автомобилистам, сделать сервис удобным, доступным и, главное, полезным, а не превращать ОСАГО в еще один налог для граждан, соблазн уйти от которого столь велик.

    Минюст и МВД намерены ужесточить наказания для нарушителей в новом КоАП

    Водителя, совершившего в течение года три грубых нарушения ПДД, таких как выезд на встречную полосу или проезд на красный свет, смогут лишить прав на срок до полутора лет. Как выяснил “Ъ”, этой нормой и рядом других ужесточений Минюст планирует дополнить проект нового КоАП. В частности, будут усилены санкции за пьяное вождение: нетрезвого водителя можно будет лишить прав на срок до трех лет, если тот вез ребенка. В документе также уточняются методика наказания водителей без полиса ОСАГО и вводятся санкции для пользователей электросамокатов, нарушивших правила.

    Детали разработки нового КоАП “Ъ” раскрыли в Минюсте. Ведомство, напомним, представило проект кодекса год назад. Первая редакция предполагала серьезное ужесточение санкций для водителей, например, повышение штрафа с 500 руб. до 3 тыс. руб. за превышение скорости на 20–40 км/ч. Документ подвергли критике руководители партии «Единая Россия» и премьер Михаил Мишустин. Минюст в июне представил новую версию (“Ъ” рассказывал о ней), после чего дорабатывал проект.

    Водителя смогут лишить прав на срок до полутора лет, если ранее в течение года он был трижды наказан за превышение скорости на 60 км/ч, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет и другие виды грубых нарушений (будет учитываться комбинация из трех любых грубых нарушений, перечень которых будет закреплен в кодексе). Зафиксированные автоматическими камерами нарушения в новой «накопительной» системе учитываться не будут. Инициатива принадлежит МВД, ведомственный законопроект схожего содержания был принят Госдумой в первом чтении в 2016 году.

    По инициативе полиции также вводится усиленное наказание для пьяных водителей, перевозящих детей до 16 лет. За пьяную езду, напомним, сегодня штрафуют на 30 тыс. руб. и лишают прав на срок до двух лет. Перевозка ребенка чревата для нетрезвого гражданина штрафом в 50 тыс. руб. и лишением прав на срок до трех лет.

    Уточняются правила наказания водителей, которые ездят без ОСАГО: если нарушение зафиксировано на камеру, автовладелец будет привлекаться к ответственности (штраф составляет 800 руб.) не чаще одного раза в сутки. 24 часов достаточно для оформления полиса, считают в Минюсте. Систему автоматического наказания водителей без ОСАГО, напомним, начали тестировать в августе 2019 года в Москве — водителям рассылали письма-уведомления без штрафов (“Ъ” рассказывал об этом). Спустя несколько месяцев рассылка прекратилась и неизвестно, когда возобновится, хотя бывший вице-премьер Максим Акимов обещал штрафовать с камер за отсутствие ОСАГО в первом квартале 2020 года.

    По действующим правилам они приравниваются к пешеходам, поясняют в Минюсте, и несут ответственность по ст. 12.18 КоАП (штраф от 500 руб. до 1,5 тыс. руб.). «Управление данными средствами передвижения в состоянии опьянения увеличивает риск наезда на пешеходов, столкновения с другими транспортными средствами»,— поясняют в ведомстве. Нарушения, допущенные пьяными пользователями, будут отнесены к категории «грубых» — на них не будет распространяться скидка при уплате штрафа, нельзя будет ограничиться предупреждением.

    Не стоит торопиться усиливать наказание для пользователей электросамокатов и моноколес, считает глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов, сначала нужно определиться с их правовым статусом в ПДД. Пешеходами они не являются, уверен эксперт: «Человек едет по проезжей части с помощью электромотора на скорости автомобиля — какой это пешеход?» Минтранс, напомним, готовит проект поправок, выделяющий пользователей так называемых средств индивидуальной мобильности (СИМ) в отдельную категорию участников движения (“Ъ” рассказывал про этот проект). Нужно приравнять СИМ к транспортным средствам, только потом править КоАП, считает Владимир Соколов. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов поддержал идею нового подхода к наказанию пьяных граждан на элекросамокатах: «Весной-летом 2020 года в Москве у каждого бара можно было видеть по 5–8 электросамокатов, на которых пьяные потом разъезжались по домам на огромных скоростях». При этом, считает он, действующий штраф даже без дисконта нарушителей не остановит — нужно повышать санкцию до 5 тыс. руб. В Российском союзе автостраховщиков заявили “Ъ”, что поддерживают принцип вынесения штрафов за отсутствие ОСАГО «раз в сутки».

    Перед новым годом многие автовладельцы были введены в заблуждение, получив сообщения через соцсети о якобы уже принятом новом кодексе, повышающем штрафы с 1 января. «Разработка нового КоАП оказалась достаточно сложной, мы не предполагали, что столкнемся с таким массивом вопросов»,— заявлял в декабре 2020 года глава Минюста Константин Чуйченко, не исключив вынесения новой версии кодекса в начале 2021 года на общественное обсуждение. Документ опубликуют еще раз, если в проект будут внесены изменения, «имеющие высокую или среднюю степень регулирующего воздействия», пояснили “Ъ” в пресс-службе Минюста.

    На ЦКАД начали штрафовать за проезд без оплаты

    С 10 января в связи с вступлением в силу поправок к КоАП в России начал действовать новый вид штрафа — за бесплатный проезд по платной дороге. Санкция составляет 1,5 тыс. руб. для владельцев легковых автомобилей, 5 тыс. руб.— для владельцев грузовиков и автобусов. Ространснадзор применяет санкцию не чаще одного раза в сутки для одной машины. Если в течение 20 дней водитель закрывает долг перед оператором автодороги, постановление отменяется.

    Новые штрафы предназначены прежде всего для Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье, где будет налажена безбарьерная системы оплаты free-flow: шлагбаумов нет, деньги списываются со счетов водителей с помощью камер и бесконтактных транспондеров. Тарифы за проезд для легковых авто варьируются от 2,5 до 5 руб. за 1 км. Санкция по новой статье 12.21.4 КоАП сможет применяться и на платных дорогах без free-flow (М11 «Нева», обход Одинцово, Западный скоростной диаметр и т. д.), к примеру, если водитель проехал бесплатно, сломав шлагбаум или пристроившись вплотную за грузовиком.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector