1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные неисправности бесконтактной системы зажигания и способы их устранения

Основные неисправности бесконтактной системы зажигания и способы их устранения

На автомобилях семейства ВАЗ-2108, 2109 применяется система зажигания высокой энергии с широким использованием электроники. Поэтому, чтобы не получить травм и не вывести из строя электронные узлы, необходимо соблюдать следующие правила:

  • при работающем двигателе не касаться элементов системы зажигания и не проверять их работоспособность «на искру» между наконечниками проводов свечей зажигания и «массой». Это опасно для проверяющего и может привести к повреждению электронных узлов;
  • не прокладывать провода низкого напряжения системы зажигания в одном жгуте с проводами высокого напряжения;
  • следить за надежностью соединения с «массой» коммутатора и контроллера (в цифровой системе зажигания) через винты крепления. Это влияет на их бесперебойную работу;
  • не отсоединять от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании, так как при этом на отдельных элементах схемы коммутатора может возникнуть напряжение до 400 В и коммутатор будет поврежден.

Поиск неисправностей в системе зажигания затруднен применением таких электронных узлов, как коммутатор и бесконтактный датчик в датчике-распределителе зажигания. Для точности диагностики этих узлов необходим осциллограф и генератор прямоугольных импульсов, которых нет у подавляющего большинства автолюбителей. Поэтому ниже приводятся доступные автолюбителям методы проверки узлов системы зажигания с помощью простейших приборов: контрольной лампы, самодельного индикатора и вольтметра. Однако такими приборами нельзя проверить форму и параметры импульсов (величину и длительность), выдаваемых коммутатором. А они могут серьезно влиять на работу двигателя, особенно при высокой частоте вращения коленчатого вала. В связи с этим точную и квалифицированную проверку системы зажигания можно произвести только на станции технического обслуживания автомобилей.

Для проверки работоспособности бесконтактного датчика потребуется индикатор, собранный по схеме на рис. 116. В индикаторе использованы резисторы типа МЛТ, 1 Вт; конденсатор С1 — типа КЛС1, а С2 — типа К53-14. В качестве индикаторной лампы HL1 взята автомобильная лампа А12, мощностью до 3 Вт. Вместо транзистора КТ816Б можно применить транзистор типа КТ814Б. Провода индикатора припаивают к трехклеммовой колодке Ш1 такого же типа, какая присоединяется на автомобиле к датчику-распределителю зажигания.

Индикатор подключается к датчику-распределителю зажигания вместо жгута проводов системы зажигания. Двигатель проворачивается стартером или специальным ключом за болт на коленчатом валу. Если лампа HL1 «мигает», то бесконтактный датчик исправен.

Более точно проверить бесконтактный датчик можно с помощью вольтметра с пределом шкалы не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм. Вольтметр 2 (рис. 117) необходимо включить в переходный разъем между штепсельным разъемом датчика-распределителя и разъемом пучка проводов, идущих к коммутатору. Затем включить зажигание и, проворачивая коленчатый вал за болт крепления шкива, измерить величину импульсов напряжения, выдаваемых бесконтактным датчиком. Максимальное напряжение Umax (см. рис. 108, II) должно быть не более чем на 3 В меньше напряжения питания. Минимальное напряжение Umin должно быть не более 0,4 В.

Для проверки цепей высокого напряжения требуется простейший разрядник из двух металлических заостренных стержней, зазор между которыми можно регулировать. Стержни закрепляются па пластине из электроизоляционного материала (пластмасса или керамика).

Двигатель не пускается

Убедившись, что стартер с аккумуляторной батареей выполняют свои функции, что топливо поступает в карбюратор, а электромагнитный клапан карбюратора срабатывает при включении зажигания, приступают к поиску неисправностей в системе зажигания.

Прежде всего с помощью лампы типа А12, 3 Вт необходимо проверить, выдает ли коммутатор импульсы тока на катушку зажигания. Для этого отсоединить от катушки зажигания коричневый провод с красными полосками, идущий к клемме «1» коммутатора, и подключить наконечник провода к лампе. Другой вывод лампы присоединить к клемме «+Б» катушки зажигания, включить зажигание и провернуть двигатель стартером. При этом могут наблюдаться два случая.

а) Контрольная лампа не «мигает». Следовательно, коммутатор не выдает импульсы тока.

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с датчиком-распределителем зажигания. Зачистить наконечники проводов, поврежденные провода заменить;
  • обрыв в проводах подвода питания к коммутатору. Отсоединить колодку проводов от коммутатора, соединить наконечник голубого провода с красной полоской через лампу А12, 3 Вт с «массой» и включить зажигание. Если лампа не горит, то проверить провода и их соединения от клеммы «87» реле зажигания до клеммы «4» коммутатора. Зачистить наконечники проводов, поврежденные провода заменить;
  • не замыкаются контакты «30/1» и «15/1» выключателя зажигания или контакты «30» и «87» реле зажигания. В этом случае не будут работать также контрольные приборы и указатели поворота. Необходимо снять контактную часть выключателя зажигания и проверить замыкание ее контактов, а также проверить реле зажигания. Поврежденную контактную часть или реле заменить;
  • обрыв в первичной обмотке катушки зажигания. Для проверки отсоединить провода от катушки зажигания и через контрольную лампу А12, 3 Вт соединить зажим «+Б» катушки зажигания с «плюсом» аккумуляторной батареи, а другой зажим с «минусом» батареи. Если лампа не горит, то в обмотке имеется обрыв. Такую катушку зажигания необходимо заменить;
  • не вращается валик датчика-распределителя зажигания из-за повреждения муфты валика или выпадения фиксирующего штифта муфты. Снять крышку датчика-распределителя зажигания и, провернув двигатель стартером, проверить, вращается ли валик. Если валик не вращается, то снять датчик-распределитель зажигания и заменить поврежденные детали;
  • неисправен бесконтактный датчик. Отсоединить от датчика-распределителя зажигания колодку проводов и подключить вместо нее индикатор, собранный по рис. 116, или переходный разъем с вольтметром (см. рис. 117) Включить зажигание и провернуть коленчатый вал двигателя. Если лампа не «мигает» или величина импульсов напряжения, замеренная вольтметром, не соответствует норме, то заменить бесконтактный датчик или датчик-распределитель зажигания;
  • неисправен коммутатор. Если предыдущие проверки показали, что провода и датчик-распределитель зажигания исправны, то, следовательно, неисправен коммутатор и его необходимо заменить.

б) Контрольная лампа «мигает». Следовательно, цепь низкого напряжения системы зажигания исправна, а неисправность необходимо искать в цепях высокого напряжения.

Прежде всего надо осмотреть провода и приборы зажигания. Они должны быть сухими и чистыми. После мойки автомобиля или преодоления брода на проводах и приборах системы зажигания, а также внутри крышки и на роторе датчика-распределителя зажигания может быть влага, которая сильно затрудняет пуск двигателя. Поэтому их надо насухо протереть чистой замшей или другим материалом, не оставляющим волокон. Снять крышку датчика-распределителя зажигания, протереть ее внутри, а также ротор. Убедившись, что все провода и приборы сухие и чистые, необходимо отсоединить наконечник провода от любой свечи зажигания и соединить его с электродом разрядника. Второй электрод разрядника подключить к «массе» автомобиля и установить воздушный зазор между электродами разрядника 7. 10 мм. Провернуть коленчатый вал двигателя стартером. При этом могут наблюдаться два случая.

а) Искра сильная и пробивает зазор.

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к гнездам крышки датчика-распределителя зажигания. Проверить и присоединить провода в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя 1—3—4—2;
  • неплотно посажены в гнездах или оторвались наконечники проводов высокого напряжения. Проверить провода и надежность их присоединения к свечам и датчику-распределителю зажигания, поврежденные провода заменить;
  • неправильная установка момента зажигания. Проверить и отрегулировать момент зажигания;
  • зазор между электродами свечей зажигания не соответствует норме или замаслились свечи зажигания. Очистить свечи и отрегулировать зазор между электродами. Зазор должен быть 0,7. 0,8 мм. Он проверяется круглым проволочным щупом. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор регулируется подгибанием только бокового электрода свечи. Центральный электрод подгибать не допускается, так как этим можно вызвать поломку керамического изолятора;
  • повреждены свечи зажигания (трещины на изоляторе, выгорание электродов свечи). Осмотреть свечи зажигания, поврежденные заменить новыми.

б) Искра отсутствует.

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • утечка тока через трещины или прогары в крышке или роторе датчика-распределителя зажигания, износ, повреждение или зависание угольного электрода в крышке датчика-распределителя зажигания. В этом случае отсутствует искра при подключении всех проводов свечей зажигания к разряднику, в то время как при подключении к разряднику центрального провода новообразование нормальное. Проверить крышку и ротор датчика-распределителя зажигания, состояние угольного электрода. Заменить поврежденные детали;
  • обрыв во вторичной обмотке или внутренние разряды в катушке зажигания. При присоединении к разряднику провода высокого напряжения от катушки зажигания искрообразование отсутствует. Заменить катушку зажигания.

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Неисправность проявляется в неравномерном звуке выхлопа и внезапных остановках двигателя на холостом ходу. Причины неисправности и способы ее устранения:

  • слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя. Проверить, при необходимости отрегулировать момент зажигания;
  • большой зазор между электродами свечей зажигания. Проверить и отрегулировать зазор между электродами свечей зажигания.

Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала

Причина неисправности — ослабление пружин грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе зажигания. Эту причину неисправности можно обнаружить только на станции технического обслуживания автомобилей, проверив на стенде характеристику центробежного регулятора опережения зажигания.

Перебои в работе двигателя на всех режимах

Неисправность проявляется в неравномерном звуке выхлопа и снижении мощности двигателя как при низкой частоте вращения коленчатого вала, так и при высокой.

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники; повреждены помехоподавительные наконечники проводов высокого напряжения. Осмотреть провода, их соединения, поврежденные провода заменить. Провода высокого напряжения проверить с помощью разрядника, как описано выше;
  • замасливание, нагар или повреждение свечи зажигания. Неисправную свечу зажигания можно обнаружить, отсоединяя по очереди провода от свечей зажигания и пуская двигатель. Если после отсоединения провода перебои в работе двигателя увеличиваются (или он вообще не пустится), то эта свеча исправна. При отключении неработающей свечи перебои в работе двигателя останутся неизменными. Кроме того, неисправную свечу можно найти и по температуре изолятора после остановки двигателя. У неработающей свечи он будет заметно холоднее, чем у работающей. Снять неисправную свечу, очистить и отрегулировать зазор между электродами. Поврежденную свечу (с трещинами на изоляторе, выгоревшими электродами) заменить;
  • трещины, загрязнение или прогары в роторе или крышке датчика-распределителя зажигания, осмотреть ее и ротор, очистить от грязи и влаги, поврежденные крышку и ротор заменить;
  • износ или повреждение угольного электрода в крышке датчика-распределителя зажигания, ослабление пружины этого электрода, сильное подгорание центрального контакта ротора датчика-распределителя зажигания. Проверить, не поломан ли угольный электрод и легко ли он перемещается в своем гнезде, зачистить центральный контакт ротора. В случае повреждения или износа угольного электрода заменить крышку датчика-распределителя зажигания;
  • неисправен коммутатор — форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме. Эту неисправность необходимо проверить на станции технического обслуживания. Неисправный коммутатор заменить.

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью

Эта неисправность проявляется в уменьшении скорости движения и замедленном разгоне автомобиля.

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • неправильная установка момента зажигания. Проверить и отрегулировать момент зажигания;
  • заедание грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе зажигания, ослабление пружин грузиков. Необходимо обратиться на станцию технического обслуживания для проверки характеристики центробежного регулятора опережения зажигания;
  • неисправен коммутатор — форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме. Проверить коммутатор на станции технического обслуживания, неисправный коммутатор заменить.

Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Порой при диагностике карбюраторного бензинового двигателя легкового автомобиля возникают сложности при определении причины той или иной неисправности.

Происходит это из-за того, что симптомы их проявления весьма схожи. Например, практически одинаково будут сказываться на работе двигателя неисправности карбюратора и неисправности системы зажигания. В этой статье попробуем разобраться какие проблемы в работе двигателя автомобиля возникают по причине неисправности системы зажигания.

Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Двигатель автомобиля не запускается

— Неисправен аккумулятор (АКБ)

— «Пробита» изоляция высоковольтных проводов

— «Пробита» крышка трамблера или сильно окислены, разрушены ее контакты

— Прогорел ротор распределителя зажигания (бегунок)

— Неисправна катушка зажигания или «пробита» ее крышка

— Высоковольтные провода подсоединены в неправильном порядке

— Дефектные свечи зажигания, «пробита» их изоляция, зазор между их электродами не соответствует норме

— Неправильно выставлен момент зажигания

Зажигание либо слишком раннее, либо слишком позднее. Как правильно установить момент зажигания на двигателях ВАЗ 2108, 21081, 21083 подробно описано на странице «Установка момента зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 « .

— Неисправна цепь низкого напряжения системы зажигания (окислились контакты, переломаны провода, соскочили разъемы…)

Подробнее о невозможности запустить карбюраторный двигатель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 в статье «Карбюраторный двигатель не запускается (причины связанные с системой зажигания)».

Для сравнения можно посмотреть какие существуют причины того, что двигатель невозможно запустить связанные с неисправностью карбюратора.

— Двигатель автомобиля работает неустойчиво (троит) или глохнет на холостом ходу

— Зазор между электродами свечей не соответствует норме

— Сильный нагар на электродах свечей зажигания

— Дефектные свечи зажигания («пробит» изолятор)

— Неправильно установлен момент зажигания

— Неисправен центробежный регулятор опережения зажигания в трамблере (грузики заедают, ослабли или сломались их пружинки, потеряны демпферные колечки)

Причины неустойчивого холостого хода связанные с карбюратором изложены на странице «Неустойчивый холостой ход».

— Провалы и рывки в работе двигателя

— Неверно установлен момент зажигания

— Зазоры между электродами свечей зажигания не соответствуют норме

— Дефектные свечи зажигания

— Сгорел помехоподавительный резистор в роторе (бегунке) трамблера

— Износ или повреждение контактного уголька в крышке трамблера

— Утечка тока через «пробитые» изоляцию высоковольтных проводов, изолятор свечи, крышку катушки зажигания

Причины неисправности связанные с карбюратором смотрите на странице «Провал при нажатии на педаль «газа» .

— Двигатель не развивает полную мощность, снижена его приемистость

Все вышеперечисленные причины неисправностей приводят к потере мощности, приемистости двигателя автомобиля, повышенному топливному аппетиту. Можно лишь добавить

— Нарушение в работе вакуумного регулятора опережения зажигания в трамблере в следствии заедания его пластины

Неисправности системы зажигания

Система зажигания автомобиля, как несложно догадаться, предназначена для воспламенения горючей смеси в камере сгорания бензинового двигателя. Системы зажигания подразделяются на следующие основные типы:

  • контактная;
  • бесконтактная (ее еще называют транзисторная);
  • электронная (микропроцессорная).

Основные неисправности в системе зажигания

Все поломки системы зажигания, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации автомобиля, делятся следующим образом:

  • отказ свечей зажигания;
  • неисправность в катушке зажигания;
  • разрыв соединений в цепях (высоковольтных и низковольтных).
  • выход из строя электронного блока управления (применительно к электронной системе зажигания).

В случае системы зажигания бесконтактного типа, к перечисленным неисправностям стоит добавить еще поломки транзисторного коммутатора, крышки датчика-распределителя, а также центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания.

Причины неисправностей

Причинами возникновения неисправностей системы зажигания может быть как банальное нарушение правил эксплуатации, так и использование некачественных деталей. Не стоит исключать и внешние факторы, такие как атмосферные воздействия или механические повреждения.

Чаще всего причины выхода из строя системы зажигания кроются в различных дефектах свечей зажигания. Это самый простой случай, который можно легко устранить собственными силами.

В процессе развития автомобильных технологий, машины с контактными системами зажигания уходят в прошлое, а вместе с ними и львиная доля проблем автолюбителей, которые складывались во многом из-за низкого качества элементов контактной системы.

Основные признаки неисправной системы зажигания

Основным внешним признаком неисправностей системы зажигания является отказ или нестабильная работа двигателя. Также о проблемах в зажигании могут свидетельствовать понижение мощности двигателя, а также увеличенный расход топлива. Стоит отметить, что не редко проблемы в системе зажигания связываются с дефектами топливной системы автомобиля или неисправностями системы впрыска. Именно поэтому при диагностике автомобиля и выявления причин поломки необходимо проводить комплексную проверку всех перечисленных систем.

Диагностика системы зажигания

Наиболее оптимальным вариантом диагностики всех систем зажигания является проверка при помощи осциллографа, который позволяет выявить практически все виды неисправностей:

  • пробой высоковольтного провода;
  • межвитковое замыкание катушки;
  • отсутствие сигналов с датчиков;
  • дефект свечей зажигания.

Безусловно, есть и «народные» способы диагностики, которые не столь эффективны, но общую картину могут показать:

  1. В темном помещении (или же ночью) завести автомобиль и открыть капот. Если будет наблюдаться свечение «бронепроводов», так называемый эффект «северного сияния», то необходимо заменить провода.
  2. Внешний осмотр свечей также может многое рассказать о состоянии системы зажигания.
  3. Осмотр на наличие трещин и пробоя трамблера и распределителя зажигания.

Если ваш автомобиль оборудован электронной системой зажигания, то проверка искры дедовским способом (сняв со свечи высоковольтный провод), приведет к выходу из строя катушки и электронного блока.

Присутствие дыма в глушителе может говорить о многих неисправностях автомобиля, в том числе систем охлаждения, питания, управления впрыском, зажигания, и .

Двигатель автомобиля является основным агрегатом и требует к себе большого внимания во время эксплуатации. Не вовремя произведенная замена моторного масла .

Чтобы не произошло непредвиденных ситуаций с автозапуском, к каким относится, например, самостоятельное движение авто, следует пользоваться данным устройством правильно. Есть .

Диагностика системы зажигания

    21 0 29k
    39 0 56k

Зачастую причиной того, что машина не заводится, являются проблемы с ее системой зажигания. Для того, чтобы выявить проблему, нужно выполнить диагностику зажигания. Порой бывает сделать это нелегко, поскольку, во-первых, велико количество диагностируемых узлов (проблемы могут быть в свечах, различных датчиках, трамблере и других элементах), а во-вторых, для этого нужно пользоваться дополнительным оборудованием — мотор-тестером, омметром, сканером для выявления ошибки на машинах, оборудованных ЭБУ. Далее рассмотрим эти ситуации детальнее.

Система зажигания автомобиля

Общие рекомендации при поломке

Чаще всего поломки в системе зажигания автомобиля связаны с нарушением качества электрических соединений в цепи, либо утечкой тока в высоковольтных проводах. Кратко перечислим, на что в первую очередь необходимо обращать внимание при возникновении проблем в работе системы зажигания автомобиля, а также по какому алгоритму действовать.

  1. Проверьте состояние заряда аккумуляторной батареи с помощью вольтметра. Напряжение на нем должно быть не ниже 9,5 В. В противном случае аккумулятор нужно зарядить или заменить.
  2. Проверьте качество контактов на катушечного модуля на всех свечах зажигания.
  3. Проведите ревизию всех свечей. Они не должны иметь значительный черный нагар, а расстояние между электродами должно составлять около 0,7. 1,0 мм.
  4. Снимите и проверьте датчики распределительного и коленчатого валов. В случае необходимо нужно провести их замену.

Чаще всего проблемы кроются в нарушении качества контактов или утечке тока в высоковольтных проводах. Проверьте их изоляцию, состояние катушки зажигания, замка зажигания, предохранителя катушки.

Распространенные причины неисправностей

Поврежденный высоковольтный провод зажигания

Чаще всего неисправности в системе зажигания возникают в контактных соединениях электрических цепей, в том числе на высоковольтных проводах. Часто вследствии разрушения их изоляции искра пробивает на корпус, из-за чего возникают проблемы в работе двигателя. Пробитую изоляцию высоковольтных проводов хорошо проверять в темноте. Тогда появляющуюся искру хорошо видно.

Всегда следите за чистотой изоляции высоковольтных проводов. Дело в том. что попадающее на их поверхность масло сильно размягчает изоляцию, и притягивает к ней частицы пыли и грязи, которая может стать причиной пробоя искры.

На изоляторах свечей могут возникнуть “дорожки”, по которым проходит пробой. Если питание не подходит к высоковольтным проводам, то необходимо проверить низковольтные части системы зажигания, в частности, подачу напряжения от аккумулятора на катушку зажигания. Возможными неисправностями могут стать выключатель зажигания или выход из строя предохранителя.

Свечи зажигания

Электроды на свече зажигания

Часто причинами неисправностей в системе являются проблемы со свечами зажигания. На исправной свече:

  • электроды на ней не подгорелые, а зазор между ними составляет 0,7. 1,0 мм;
  • нет черного нагара, сколов изолятора на корпусе;
  • на наружном изоляторе свечи нет следов прогара, а также трещин или механических повреждений.

Информацию о том, как по нагару свечи определить ее состояние и провести диагностику двигателя вы можете почитать в отдельной статье.

Пропуски зажигания

Появление отдельных пропусков зажигания может возникнуть по двум причинам:

  • нестабильные контактные соединения или непостоянный дефект в низковольтной части системы зажигания;
  • неисправность высоковольтного контура системы зажигания или повреждение бегунка.

Бегунок и крышка трамблера

Причинами пропуска зажигания могут быть неисправности в работе датчиков положения коленчатого и распределительного валов (как проверить датчик Холла вы можете посмотреть в отдельном материале).

На карбюраторных автомобилях проблемным местом является крышка трамблера. Часто на ней возникают трещины или повреждения. Диагностику необходимо выполнять с обеих сторон, предварительно протерев ее от пыли и грязи. Нужно обратить внимание на возможное наличие трещин, угольных дорожек, прогоревших контактов и других дефектов. Также нужно проверить состояние щеток, и плотность их прижимания к контактной поверхности бегунка. По окончании ревизии желательно побрызгать поверхность системы влагопоглотителем.

Катушка зажигания

Частой причиной проблем в системе становится катушка зажигания (далее КЗ). Ее задача — образование высоковольтного разряда на свече зажигания. Конструктивно катушки бывают разными. На старых машинах использовались катушки с одной обмоткой, на более современных — сдвоенные или монолитные модули, содержащие высоковольтные провода и наконечники. В настоящее время чаще всего устанавливают катушки для каждого цилиндра. Они монтируются непосредственно на свечи, их конструкция не предусматривает использование высоковольтных проводов и наконечников.

На старых автомобилях, где КЗ устанавливалась в единственном экземпляре, ее выход из строя (обрыв обмотки или короткое замыкание в ней) автоматически приводил к тому, что машина попросту не заводилась. На современных автомобилях в случае возникновения проблем на одной из катушек двигатель начинает “троить”.

Выполнить диагностику катушки зажигания можно различными методами:

  • визуальным осмотром;
  • с использованием омметра;
  • при помощи мотор-тестера (осциллографа).

При визуальном осмотре необходимо внимательно осмотреть токоизоляционные части. На них не должно быть следов нагара, а также трещин. Если в процессе осмотра вы выявили подобные дефекты — это значит, что катушка однозначно подлежит замене.

Диагностика неисправностей зажигания подразумевает замер сопротивления изоляции на первичной и вторичной обмотках катушки зажигания. Измерить его можно с помощью омметра (мультиметра, работающего в режиме замера сопротивления), произведя измерения на выводах обмоток.

Подробная информация о проверке представлена в статье о том, как проверить катушку зажигания. А наиболее точный и совершенный метод диагностики катушки зажигания и всей системы проводится при помощи мотор-тестера (осциллографа).

Диагностика модуля зажигания

Модуль зажигания двигателя

Упомянутую диагностику необходимо проводить при возникновении следующих неисправностей:

  • нестабильный холостой ход двигателя;
  • провалы мотора в режиме разгона;
  • двигатель троит или двоит.

В идеале для диагностики модуля зажигания необходимо использовать профессиональный сканер и мотор-тестер. Однако поскольку это оборудование стоит дорого и используется лишь на профессиональных СТО, то для рядового водителя остается возможным проверить модуль зажигания лишь подручными средствами. В частности, методов проверки существует три:

  1. Замена модуля на заведомо рабочий. Однако тут существует ряд проблем. Первая — отсутствие машины-донора. Вторая — другой модуль должен быть точно таким же, как и проверяемый. Третья — высоковольтные провода должны быть заведомо исправны. Поэтому этот метод используют очень редко.
  2. Метод шевеления модуля. Для диагностики узла необходимо всего лишь пошевелить колодку проводов, а также сам модуль. Если при этом режим работы двигателя заметно меняется — это значит, что где-то имеется плохой контакт, который необходимо исправить.
  3. Замер сопротивления. Для этого вам понадобится омметр (мультиметр, работающий в режиме измерения электрического сопротивления). Щупами прибора замеряют сопротивление на выводах между 1 и 4, и также 2 и 3 цилиндрами. Значение сопротивления должно быть одинаковым. Что касается его величины, то оно может быть разным у разных машин. Например, у ВАЗ-2114 это значение должно находиться в районе 5,4 кОм.

Электронная система управления двигателем

Практически все современные автомобили снабжены электронным блоком управления (ЭБУ). Он автоматически подбирает оптимальные рабочие параметры для двигателя на основании поступающей от датчиков информации. С его помощью можно диагностировать возникшие поломки в различных автомобильных системах, в том числе в системе зажигания. Для диагностики необходимо подключить специальный сканер, который в случае возникновения ошибки покажет вам ее код. Зачастую ошибка в работе системы может возникнуть из-за поломки одного из электронных датчиков, дающих информацию для ЭБУ. Об ошибке вам сообщит электронный сканер.

Диагностика системы зажигания с помощью осциллографа

Часто при профессиональной проверке системы зажигания автомобиля используют прибор под названием мотор-тестер. Его основная задача — мониторинг осциллограммы высокого напряжения в системе зажигания. Кроме этого, с помощью этого прибора можно посмотреть следующие рабочие параметры в реальном времени:

Полный набор мотор-тестера для диагностики авто

  • напряжение искры;
  • время существования искры;
  • пробивное напряжение искры.

Вся информация выводится на экран в виде осциллограммы на экран компьютера, что дает исчерпывающее представление о рабочих характеристиках свечей и других элементов системы зажигания автомобиля. В зависимости от системы зажигания диагностика проводится по разным алгоритмам.

В частности, классическое (трамблерное), индивидуальное и DIS системы зажигания проверяются с помощью осциллографа по-разному. Подробную инструкцию об этом вы можете найти в отдельной статье посвященной проверке зажигания осциллографом.

Выводы

Неисправности в системе зажигания автомобиля порой могут обернуться большими проблемами в самый неподходящий момент. Поэтому рекомендуем вам периодически проводить процедуру осмотра ее основных элементов (свечей зажигания, высоковольтных проводов, катушки зажигания). Проверка эта несложная, и вполне под силу даже неопытному автомобилисту. А в случае возникновения сложных поломок рекомендуем обратиться за помощью на СТО для того, чтобы провести детальную диагностику с помощью мотор-тестера и другого диагностического оборудования.

Устройство, работа и основные неисправности бесконтактной системы зажигания

Главная > Курсовая работа >Транспорт

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГОУ СПО СО Уральский колледж технологий и предпринимательства

Тема: Устройство, работа и основные неисправности бесконтактной системы зажигания

студент 2 курса

Назначение системы зажигания

Устройство элементов системы зажигания

Высоковольтные провода зажигания

Центробежный (ЦБ) регулятор и вакуумный регулятор

Снятие и установка распределителя зажигания. Замена датчика Холла

Что такое УОЗ и на что он влияет. Установка УОЗ

Бесконтактная и контактная системы зажигания

Диагностика и устранение неисправностей

Список ресурсов, предоставивших данный материал

Система зажигания — это совокупность всех приборов и устройств, обеспечивающих появление искры в момент, соответствующий порядку и режиму работы двигателя. Эта система является частью общей системы электрооборудования. Первые двигатели (например, двигатель Даймлера) в качестве системы зажигания имели калильную головку. То есть воспламенение рабочей смеси осуществлялось в конце такта сжатия от сильно нагретой камеры, сообщающейся с камерой сгорания. Перед запуском калильную головку надо было разогреть, далее ее температура поддерживалась сгоранием топлива. В настоящее время таким воспламенением обладают часть микродвигателей внутреннего сгорания, используемые в различных моделях (авиа-, авто-, судомодели и тому подобное). Калильное зажигание в данном случае выигрывает своей простотой и непревзойдённой компактностью.

По-настоящему на бензиновых моторах прижилась искровая система зажигания, то есть система, отличительным признаком которой является воспламенение смеси электрическим разрядом, пробивающей воздушный промежуток свечи зажигания. Было создано большое количество систем зажигания. Все основные типы таких систем можно встретить и в настоящее время.

Система зажигания на основе магнето

Одной из первых появилась система зажигания на основе магнето. Идея такой системы — генерация импульса зажигания при прохождении рядом с неподвижной катушкой магнитного поля постоянного магнита, связанного с вращающейся деталью двигателя. Достоинством такой конструкции является простота, отсутствие каких-либо батарей. Такая система всегда готова к работе. Применяют её в данное время более всего на силовой продукции — например, на бензопилах, газонокосилках, маленьких бензогенераторах и тому подобной технике. Недостатками является дороговизна изготовления (катушка с большим количеством витков весьма тонкого провода, высокие требования к изоляции, качественные мощные магниты), конструктивные сложности с регулированием момента зажигания (необходимо перемещать довольно массивную катушку). Для повышения надёжности нередко применяют конструкции с выносными трансформаторами. В этом случае первично генерируется низковольтный импульс, когда магнит проходит рядом с катушкой. Данная катушка изготавливается из небольшого количества витков более толстого провода, поэтому она проще, дешевле, и компактнее. Далее низковольтный импульс поступает на катушку зажигания, с которой и снимается высоковольтный импульс, идущий уже на свечи зажигания. В такие и подобные им системы зажигания в настоящее время вводят различные электронные компоненты с целью улучшения характеристик и смягчения недостатков, но неизменной остаётся идея генерации импульса с помощью постоянного магнита.

Система зажигания с внешним питанием

Вторым, наиболее распространённым типом систем зажигания на автомобильных моторах, являются системы с «батарейным», то есть с внешним питанием. В этом случае питание системы осуществляется от внешнего источника электроэнергии. Неотъемлемой частью системы зажигания является катушка зажигания, представляющая собой импульсный трансформатор. Основная функция катушки зажигания — генерация высоковольтного импульса на свече. Долгие десятилетия катушка на двигателе была одна, а для обслуживания нескольких цилиндров применялся высоковольтный распределитель. В последнее время типичным становится катушка на пару цилиндров или на каждый цилиндр (что позволяет разместить катушку непосредственно на свече как колпачок и отказаться от высоковольтных проводов). Также существуют системы зажигания автомобильных двигателей с двумя свечами, и, соответственно, двумя катушками на каждый цилиндр. Две свечи на цилиндр применяются исходя из соображений сокращения длины пробега фронта горения в цилиндре, что позволяет немного сдвинуть момент зажигания в раннюю сторону, и получить немного большую отдачу от двигателя. Также повышается надёжность системы. В свою очередь, системы зажигания можно разделить на системы с накоплением энергии в индуктивности, и системы зажигания с накоплением энергии в ёмкости.

Системы с накоплением энергии в индуктивности занимают доминирующие положение на технике. Основная идея — при пропускании тока от внешнего источника через первичную обмотку катушки зажигания катушка запасает энергию в своём магнитном поле, при прекращении этого тока ЭДС самоиндукции генерирует в обмотках катушки мощный импульс, который снимается со вторичной (высоковольтной) обмотки, и подаётся на свечу. Напряжение импульса достигает 20-40 тысяч вольт без нагрузки. Реально, на работающем двигателе напряжение высоковольтной части определяется условиями пробоя искрового промежутка свечи зажигания в конкретном рабочем режиме, и колеблется от 3 до 30 тысяч вольт в типичных случаях. Прерывание тока в обмотке долгие годы осуществлялось обычными механическими контактами, сейчас стандартом стало управление электронными устройствами, где ключевым элементом является мощный полупроводниковый прибор: биполярный или полевой транзистор.

Системы с накоплением энергии в ёмкости (они же «конденсаторные» или «тиристорные») появились в середине 70-х годов в связи с появлением доступной элементной базы и возросшим интересом к роторно-поршневым двигателям. Конструктивно они практически аналогичны описанным выше системам с накоплением энергии в индуктивности, но отличаются тем, что вместо пропускания постоянного тока через первичную обмотку катушки к ней подключается конденсатор, заряженный до высокого напряжения (типично от 100 до 400 вольт). То есть обязательными элементами таких систем являются преобразователь напряжения того или иного типа, чья задача — зарядить накопительный конденсатор, и высоковольтный ключ, подключающий данный конденсатор к катушке. В качестве ключа, как правило, используются тиристоры. Недостатком данных систем является конструктивная сложность, и недостаточная длительность импульса в большинстве конструкций, достоинством — крутой фронт высоковольтного импульса, делающий систему менее чувствительной к забрызгиванию свечей зажигания, характерному для роторно-поршневых двигателей.

Существуют также конструкции, объединяющие оба принципа, и имеющие их достоинства, но, как правило, это любительские или экспериментальные конструкции, отличающиеся высокой сложностью изготовления.

Важнейшим параметром, определяющим работу системы зажигания, является так называемый момент зажигания, то есть время, в которое система поджигает искровым разрядом сжатую рабочую смесь. Определяется момент зажигания как положение коленвала двигателя в момент подачи импульса на свечу относительно верхней мёртвой точки в градусах. Позднее зажигание приводит к падению мощности двигателя из-за недогорания топлива, что ухудшает экологические характеристики выхлопа и приводит к снижению экономичности (уменьшение мощности не уменьшает расход топлива). Раннее зажигание приводит к детонации, особенно при резком нажатии на педаль газа. Регулировка опережения зажигания заключается в выставлении наиболее раннего момента зажигания, еще не приводящего к детонации.

Это основные типы систем зажигания, которые используются в разных областях и по сей день.

В своей работе я хочу рассказать о устройстве, работе, основных неисправностях и пути их устранения бесконтактной системы зажигания на примере автомобиля ВАЗ – 21213 (Нива) и его модификациях.

Назначение системы зажигания

В автомобилях Нива и её модификаций с двигателями объемом 1,7 л. и 1,8 л. применяется бесконтактная система зажигания высокой энергии.

Назначением СЗ является:

создание между электродами свечей зажигания искры, необходимой для воспламенения горючей смеси в бензиновых двигателях;

подача напряжения зажигания на свечи в определённом порядке (1-3-4-2);

регулировка момента возникновения искры.

После поворота ключа в замке зажигания через контакты замка, подается напряжение на обмотку реле зажигания, контакты 85-86. Реле срабатывает и подаёт через свои контакты 30-87 напряжение +12 В на клемму катушки зажигания и на 4-й контакт коммутатора. С контактов коммутатора снимается напряжение для питания датчика Холла. При дальнейшем повороте ключа в положение «старт» валик трамблёра и экран , который жёстко закреплен на валике, начинает вращаться по часовой стрелке (экран имеет четыре окошка по количеству цилиндров двигателя). В тот момент, когда прорезь экрана находится напротив датчика Холла, на его центральном, зелёном проводе возникают управляющие импульсы тока. Они подаются на 6-ой контакт коммутатора, в котором они преобразуются в импульсы тока для первичной обмотки катушки зажигания, контакт К. Коммутатор работает как ключ, включая и отключая цепь первичной обмотки катушки зажигания своим выходным транзистором. В момент выключения происходит прерывание тока в цепи первичной обмотки катушки. В этот же момент во вторичной обмотке катушки зажигания индуцируется ток высокого напряжения, не менее 20 кВ, который по высоковольтному проводу подаётся на центральный контакт крышки распределителя зажигания. Далее ток проходит по угольку на центральный контакт ротора. С центрального контакта проходит через помехоподавляющий резистор к наружному контакту ротора. От наружного контакта ротора к боковым электродам . От боковых электродов на высоковольтные провода и далее к свечам зажигания. Между электродами свечей образуется электрический пробой. Возникает искра, которая поджигает топливовоздушную смесь.

Рис. 1. Принципиальная схема зажигания. 1 — свечи зажигания 2 — датчик-распределитель 3 – коммутатор 4 – генератор 5 – аккумулятор 6 — замок зажигания 7 — реле зажигания 8 — катушка зажигания

Проблемы, связанные с системой зажигания

Современные автомобили характеризуются установкой различных систем зажигания: контактной, бесконтактной, электронной. Их эксплуатация со временем вызывает различные неисправности системы зажигания, среди которых выделяются:

  • отклонения функциональных задач свечей зажигания;
  • нарушение функциональных особенностей катушки зажигания;
  • погрешности соединения высоковольтных и низковольтных цепей.

К этому списку со стороны электронной системы зажигания присоединяются:

  • отклонения в работе электронного блока управления;
  • изъяны входных датчиков.

Со стороны системы зажигания присоединяются факторы отклонения:

  • коммутатора;
  • крышки датчика-распределителя;
  • центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания.

Дефекты свечей зажигания — это самая распространенная поломка этой автомобильной системы. Однако, она легко устраняется, так как свечи на современном рынке автомобильных запчастей находятся в свободном доступе. А их замена не требует особых знаний либо усилий от автомобилиста. Большинство проблем в ремонте этой автомобильной системы отошли на второй план вместе с контактной системой зажигания и низким качеством ее элементов.

  1. Причиннные факторы отклонений в системной работе
  2. Способы обнаружения системных отклонений
  3. Современный метод поиска проблемной зоны

Причиннные факторы отклонений в системной работе

Среди основных факторов неисправности системы зажигания выделяют:

  • Пренебрежение правилами эксплуатации. Например, работа автомобиля на бензине низкого качества, несвоевременное техническое обслуживание и его проведение неквалифицированными механиками.
  • Применение неоригинальных конструктивных элементов системы: от свечей до высоковольтных проводов.
  • Действие факторов внешнего типа. К ним относятся механические повреждения и атмосферное воздействие.

Способы обнаружения системных отклонений

Диагностика системы зажигания на предмет неисправностей может быть проведена на основании внешних признаков, среди которых:

  • моторный запуск не с первого раза;
  • неустойчивость работы двигателя на холостом ходу;
  • снижение мощности двигателя;
  • повышение расхода топлива.

Обратите внимание, что отклонения этой автомобильной системы свойственны похожие внешние признаки с неисправностями топливной системы и системы впрыска. Поэтому их поиск должен проводиться комплексно.

Современный метод поиска проблемной зоны

Поиск в высоковольтной части этой системы каких-либо отклонений осуществляется с помощью мотор-тестера, который основывается на анализе осциллограммы вторичного напряжения.

Ключевым элементом современной интерпретации этого теста выступает цифровой осциллограф. В его силах отобразить диаграмму высокого напряжения в режиме онлайн.

Как дополнение было встроено программное обеспечение, рассчитывающее следующие параметры импульсов зажигания: пробивное напряжение, время и напряжение горения искры. Освоив интерпретацию результатов осциллограммы, с легкостью распознаются все происходящие процессы. Благодаря чему вычислить характер неисправности не составит особых усилий.
Метод осциллограммы отображает 4 ключевые фазы:

  • Накопление энергии. Представлена в виде фиксации временного интервала от зарождения замыкания катушки относительно земли и до момента стартующего движения через нее тока к разряду искрового типа исходящего от ЭДС самоиндукции агрегата, по факту завершения процесса цепного разрыва. Так называемый процесс перехода предоставляет возможность вычислить конечную грань продуктивного заряда катушки. В итоге её нагрев током заряда расценивается необоснованным в силу отсутствия свойств запаса энергии.
  • Момент пробоя. Источником этого процесса выступает процесс размыкания первичной цепи катушки зажигания. Именно в этот момент зарождается напряжение самоиндукции, которое служит своеобразным толчком к быстрым темпам нарастания напряжения во вторичной обмотке. Увеличение напряжения не останавливается, пока напряжение пробоя не достигнет свечного зазора. Его число характеризуется пропорциональной зависимостью от промежутка между электродами свечи и диэлектрических свойств среды, заполняющая этот пробел. Когда давление повышается или значение топливной смеси в общей массе уменьшается, тогда наблюдается рост напряжения пробоя.
  • Горение искры. В зазоре свечи отображает ход протекания постоянного тока.
  • Затухающие колебания. Наблюдаются в самом конце фазы горения искры. Его слабое проявление или отсутствие свидетельствует либо о неисправности конденсатора, либо катушки зажигания.

Как найти и устранить неисправности в системе зажигания

Статья о возможных неисправностях системы зажигания автомобиля и способах их утсранения. В конце статьи — видео о проверке системы зажигания. Статья о возможных неисправностях системы зажигания автомобиля и способах их устранения. В конце статьи — видео о проверке системы зажигания.

Система зажигания современных автомобилей приходит в неисправность нечасто, но иногда это все же случается, и тогда перед водителем возникает вопрос ремонта данного узла.

Можно обратиться за помощью в СТО, но многие водители стараются решать подобные вопросы собственными силами. Однако сначала нужно найти саму поломку, что, впрочем, не является такой уж большой проблемой. Здесь мы будем говорить о разновидностях неисправностей, об их проявлениях и о том, как можно их устранять собственными силами.

Общие неполадки

Различают системы зажигания следующих видов:

  • контактные.
  • Наибольшую популярность в последнее время приобрели бесконтактные, то есть электронные системы. Во время эксплуатации любой из них появляются определенные проблемы.

    Кроме тех из них, что присущи только определенному виду, есть еще и поломки общего типа, к которым можно отнести:

      проблемы, связанные со свечами зажигания;

    неисправности катушек зажигания;

  • проблемы с проводной системой.
  • Если говорить об электронике, то здесь можно прибавить еще проблемы блока управления. В электронике иногда выходят из строя транзисторы, ломается распределительная крышка. Конечно же, проявление всех этих поломок может происходить по-разному.

    Признаки неисправностей

    Внешними признаками некорректной работы системы зажигания любого вида может быть неровная работа двигателя — он в этом случае может не запускаться совсем, а может и заводиться очень долго. На холостых оборотах обязательно будут наблюдаться периодические сбои, а во время движения может происходить дефицит мощности.

    В системе электронного типа у данных проявлений причины следующие:

      Могла пробиться крышка распределительного датчика или оборваться провода.

    Не стоит упускать из вида и неисправность свечей зажигания или транзисторов.

    Обрыв проводной системы.

    Плохой контакт или полное его отсутствие (наличие данной неисправности определяют по хлопкам глушителя).

    Наличие значительного зазора в свечах зажигания.

  • Чрезмерный расход топлива. В этом случае можно констатировать неисправность регуляторной системы или свечей.
  • Электронная система предусматривает отсутствие большого количества контактов, что исключает появление неисправности, основанной на их прерывании. Теперь вместо контактов используется датчик. У него есть масса преимуществ, основными из которых является невозможность износа, е еще его не нужно все время регулировать.

    Но в электронной системе зажигания, конечно, есть свои проблемы, и в первую очередь они отражаются на функционировании двигательной системы — мотор начинает работать неустойчиво, а иногда его просто невозможно запустить. А вот некоторые причины данных явлений:

      обрыв проводной системы;

    поломка блока управления;

    поломка свечей (в некоторых случаях виновниками могут являться катушки);

    сбой датчиков, отвечающих за фиксирование оборотов коленвала;

  • сбой датчика Холла.
  • Если мощность двигателя стала заметно меньше, а расход топлива сильно увеличился, то это явные свидетельства того, что блок управления неисправен. Также проблемы могут быть в датчиках или свечах. Но все они вполне разрешимы. При этом совершенно необязательно, что детали придется менять, иногда проблема решается регулировкой некоторых системных частей.

    Прежде всего, следует подвергнуть проверке топливную систему. Если карбюратор принимает бензин с перебоями, мотор не будет работать корректно. Кроме этого, поломки двигательной системы иногда связаны с плохим соединением усилительного шланга с впускной трубой. Вполне может быть неисправен и тормозной усилитель.

    Нахождение неисправностей и ремонт

    Свечи — один из самых главных узлов системы зажигания. От их корректной работы и нормального состояния и зависит функционирование двигателя. Чтобы данные узлы работали как можно дольше, специалисты рекомендуют демонтировать распределительную крышку и протирать ее ветошью через 10 000 км. Ветошь должна быть смочена в бензине. А после 20 000 км нужно еще и смазывать маслом распределительный вал — для этого будет достаточно всего несколько капель.

    На то, в каком состоянии находятся свечи, также нужно периодически обращать внимание. Если на них будет обнаружен нагар, свечи следует на некоторое время замочить в бензине, а после этого обработать их металлической щеткой.

    Но можно и не заниматься чисткой свечей — гораздо легче их просто заменить на новые. Производить замену свечей рекомендуется через 30 000 км.

    При этом не нужно спешить с уничтожением старых свечей — они вполне могут пригодиться летом. В это время они будут работать корректно.

    Но профилактика — это, конечно, хорошо, но все же иногда приходится производить полную замену системы. Большинство автолюбителей доверяют эту работу только профессионалам, но некоторые решаются провести ее своими руками. Ниже мы рассмотрим некоторые варианты неисправностей системы зажигания и способы их решения.

    Другие поломки и их устранение

    Если при включенном зажигании мотор не заводится, то, прежде всего, надо отключить систему зажигания и постараться опять запустить двигатель через нескольку секунд. Если все это не дало никаких результатов, возможно, есть смысл проверить правильность установки свечей — она вполне могла оказаться некорректной. Если все эти действия не дадут никаких результатов, тогда придется подвергнуть доскональной проверке всю систему.

    Может оказаться и так, что причина неисправности находится в крышке распределителя. Ее нужно аккуратно демонтировать и подвергнуть доскональной проверке обе ее стороны. Кроме этого, надо обследовать графитный уголек — он вполне мог стереться. В случае износа крышки, когда ее поверхность потрескалась или покрылась нагаром, крышку лучше заменить, ремонту она не подлежит. То же следует проделать и с графитовым угольком.

    Короткое замыкание может произойти из-за попадания на проводку рабочих жидкостей. Поэтому, диагностируя состояние системы зажигания, следует обращать особое внимание на состояние проводки. Обнаружив на них влагу, следует обязательно ее вытереть, ведь именно это вполне может стать причиной некачественного запуска двигателя.

    Если на проводке обнаружены царапины или другие механические повреждения, ее обязательно нужно заменить. Если сделать это пока нет возможности, следует замотать проблемные места изолентой. Катушку зажигания проверяют омметром. Сопротивление должно находиться в соответствии с нормой, иначе катушку придется заменить.

    Замок зажигания подвергать ремонту собственными силами крайне не рекомендуется. Можно только проверить контакты и очистить их, если будет обнаружено окисление.

    Стоит подумать и о коммутаторе, ведь поломки в этом узле довольно часто являются причиной некорректной работы катушек зажигания. Коммутатор проверяют переносной лампой. Делают это следующим образом: от катушки отсоединяется провод, который идет от коммутаторной клеммы, а потом его конец соединяется с переноской. Другой провод переноски соединяют с катушечной клеммой. Затем включается зажигание, а машина заводится посредством стартера. Для этого коленчатый вал придется прокрутить пару раз. Если лампочка в переноске будет гореть бесперебойно, значит, коммутатор и в самом деле неисправен. Тогда проблему можно решить только его заменой.

    Может случиться и так, что вся проводка исправна, а импульсы все равно не поступают на коммутатор. Скорее всего, здесь неисправен бесконтактный датчик. Его проверяют вольтметром. Делается это следующим образом: при выключенном зажигании начинают осторожно прокручивать коленчатый вал. При этом нужно следить за приборами. Если датчик исправен, то их показания будут резко изменяться. Если этого не происходит, можно констатировать неисправность датчика, тогда его обязательно надо заменить.

    Свечи зажигания проверяют «искрой». Для этого со свечи нужно снять провод и поднести его конец к массе на расстояние 5-6 мм. После этого следует прокрутить коленчатый вал и посмотреть на зазор. Если будет видна искра, значит, сама система исправна, и остается только поменять или очистить свечи. Во время проведения этой процедуры не получится обойтись без помощника, который должен будет крутить коленвал.

    Таким образом можно проверить и крышки распределительной системы. От нее отключают центральный провод, и его конец подводят к массе, оставляя зазор в 5-6 мм. При этом нужно также вращать коленвал. При появлении сильной искры можно констатировать факт нормальной работы цепи, а проблема может находиться в крышке или в роторе.

    Отремонтировать ротор уже не получится, его можно только заменить. Но при перегорании резистора проблема вполне решаема кусочком проволоки. Можно использовать алюминиевую и медную проволоку. Из нее делают перемычку, которую вставляют между контактами роутера. Конечно, мера эта временная, и прибегать к ней следует только тогда, когда решить вопрос установкой полноценного резистора не представляется возможным. Например, такое может произойти во время движения. Не забывайте еще и о том, что кусок вставленной проволоки становится причиной появления радиопомех, которые могут распространяться не только в салоне, но и рядом с ним.

    Причиной отсутствия искры может оказаться и плохой контакт прерывателя. Некачественный контакт довольно часто является причиной сбоя цилиндра. Совершая проверку контактов, нужно следить за тем, чтобы они плотно соприкасались друг с другом. Любое загрязнение контактов ржавчиной или нагаром обязательно уменьшит касательную площадь, а это обязательно станет причиной полной утрате контакта.

    Иногда контакты следует подвергать неагрессивной чистке. Для этого используют надфиль. Можно почистить контакты ветошью. После чистки контактов следует прокрутить коленвал до полного их замыкания. Если какой-то контакт прилегает неплотно, нужно подогнуть его стойку.

    Как видим, самые разные поломки системы зажигания можно устранить и своими силами. Но если вы не чувствуете полной уверенности в себе, тогда лучше обратиться за помощью к специалистам, которые сделают все профессионально.

    Видео о проверке системы зажигания:

    Изучаем неисправности системы зажигания

    • Изучаем неисправности системы зажигания
    • 1. Общие неполадки систем зажигания
    • 2. Типичные признаки наличия поломки
    • 3. Диагностика и устранение неисправностей

    Как правило, современные системы зажигания довольно редко ломаются, но если такое случилось, то вопрос ремонта лучше доверить опытным мастерам специализированных СТО. Однако не все машины, которые встречаются сегодня на дорогах нашей страны, подпадают под категорию «новых», поэтому их владельцы зачастую сами берутся за проведение ремонтных работ. Так, найти неисправность на автомобиле с устаревшей системой зажигания – не такая уж большая проблема, однако надо еще знать, что искать. В этой статье мы расскажем, какими бывают неисправности указанной системы, в чем они проявляются и как с ними справиться в «домашних условиях».

    • 1. Общие неполадки систем зажигания
    • 2. Типичные признаки наличия поломки
    • 3. Диагностика и устранение неисправностей

    1. Общие неполадки систем зажигания

    На выпускаемых сегодня автомобилях устанавливают разные системы зажигания: контактные, бесконтактные или электронные, которые обретают все большую популярность. Со временем, в ходе использования любой из них, у владельцев транспортных средств возникают определенные проблемы, и хоть у каждого вида они могут иметь свои особенности, все же можно выделить и общие неполадки, к которым относят:

    1. Выход из строя свечей зажигания;

    2. Поломка катушки зажигания;

    3. Нарушение соединений цепи (окисление контактов, обрыв проводки, неплотное соединение и т.д.)

    2. Типичные признаки наличия поломки

    Основными внешними признаками неисправностей в бесконтактной системе зажигания (как, впрочем, и в контактной) являются сбои в работе автомобильного мотора: либо он вообще не запускается, либо запускается через раз и характеризируется последующей рабочей нестабильностью в режиме холостого хода, либо не может в полной мере развить мощность. В случае бесконтактной системы, причин таких проявлений может быть несколько:

    1. Обрыв высоковольтных проводов или пробой крышки датчика, который отвечает за распределение;

    2. Неисправность свечей, катушки зажигания, датчика или транзисторного коммутатора;

    3. Обрыв от датчика обмотки статора;

    4. Отсутствие контакта на выходе датчика распределителя;

    5. Нарушение контакта соединения проводов с аппаратами системы (наличие этой проблемы можно определить и по характерным «выстрелам» из глушителя);

    6. Слишком большой зазор в свечах зажигания.

    Кроме того, неисправная бесконтактная система зажигания может «выдавать» себя повышенным расходом топлива, причинами чего, как правило, служат неисправности обоих регуляторов (центробежного и вакуумного) или поломка свечей.

    Основной особенностью системы зажигания указанного типа является прохождение небольшого тока управления транзистором по контактам прерывателя, но с появлением электроники необходимость в применении таких контактов отпала, а их место занял бесконтактный датчик. Преимущество данного прибора в том, что он не подвергается механическим износам и не нуждается в постоянных регулировках.

    Проблемы в электронной системе зажигания (так же, как и в бесконтактном варианте таких систем), в первую очередь, сказываются на работе мотора: появляются трудности при запуске и неустойчивость в работе на холостых оборотах. Тут причинами могут быть:

    — пробой (обрыв) высоковольтных проводов;

    — неполадки в электронном блоке управления;

    — неисправности свечей зажигания или катушки;

    — проблемы в работе входных датчиков, которые отвечают за частоту вращения коленвала;

    — рабочие сбои в функционировании датчика Холла.

    Снижение мощности силового агрегата и повышение расхода бензина чаще всего обусловлено неполадками в электронном блоке управления или его датчиках, либо проблемами со свечами зажигания.

    Все указанные проблемы – вполне решаемы, причем не только способом замены, но также и путем восстановления или регулировки отдельных составляющих частей системы. Однако помните! Не стоит все списывать на неполадки в системе зажигания, так как многие признаки могут свидетельствовать и о проблемах других систем. Так, к примеру, прежде чем переходить к поиску проблем в системе зажигания, проверьте работоспособность системы подачи топлива, ведь если топливо не будет поступать в карбюратор, то двигатель точно не сможет начать свою работу. Более того, проблемы с автомобильным мотором могут быть следствием неплотного соединения шланга усилителя с клапаном или впускной трубой, а также результатом неисправности вакуумного усилителя тормозов.

    3. Диагностика и устранение неисправностей

    Наиболее важными составляющими частями современной системы зажигания являются свечи и распределитель, так как именно от их состояния зависит работоспособность силового агрегата. Чтобы продлить «жизнь» указанной системе, специалисты рекомендуют через каждые 10 000 километров пробега снимать крышку распределителя и при помощи смоченной в бензине тряпки очищать ее от грязи и следов масла, а спустя 20 000 – еще и смазывать распредвал несколькими каплями масла (достаточно снять крышку и просто капнуть на него смазочной жидкостью). Также следует регулярно проверять состояние свечей, и если на них образовалось большое количество нагара, детали нужно замочить в бензине, после чего счистить грязь металлической щеткой.

    Кроме того, облегчить задачу запуска мотора может замена свечей зажигания. Специалисты рекомендуют проводить замену хотя бы раз в каждые 30 000 километров пробега автомобиля, а также зимой (при низких температурах «свежие» свечи зажигания обеспечивают быстрый запуск мотора). Если старые свечи на машине еще не сильно износились, не надо их выбрасывать, ведь когда на улице потеплеет, они могут пригодиться.

    Конечно, одной профилактикой обойтись не получится, и время от времени все же придется проводить полноценный ремонт системы зажигания. На новых транспортных средствах, где такая система не отличается особой простотой конструкции, лучше доверить работу специалистам, однако владельцы автомобилей с более старым вариантом зажигания вполне могут справиться с появившейся проблемой своими силами. Давайте рассмотрим несколько вариантов неполадок таких систем и способы их устранения.

    Если зажигание включено, но запустить двигатель не получается, то попробуйте выключить зажигание и, подождав примерно полминуты, постарайтесь снова завести мотор (причем стартер не должен работать больше 10-15 секунд). Если три таких попытки окажутся безрезультатными – проверьте свечи и правильность установки момента зажигания. Если проблему так и не удастся обнаружить, придется проверять всю систему.

    Возможно, неисправность связана с поломкой крышки распределителя (нужно снять ее и хорошенько рассмотреть с двух сторон), загрязнениями гнезд высоковольтных проводов или сильным износом скользящего графитового уголька. В первом случае, если Ваши подозрения подтвердились, и крышка оказалась покрыта трещинами или следами нагара, лучше всего ее заменить, так как часто изоляция тоже повреждена. Гнезда проводов и сами провода следует прочистить наждачной бумагой, а изношенный графитовый уголек – заменить на новый.

    Обратите внимание! Все провода подкапотного пространства должны быть надежно зафиксированы, так как при взаимодействии с соседними деталями их изоляция может быстро стереться. Кроме того, нельзя исключать и возможность химических повреждений: попадание на проводку капель горячей воды, топлива, электролита или моторного масла. Любое такое повреждение – верный путь к короткому замыканию в электроцепи машины. Если при диагностике Вы заметили, что изоляция проводки влажная, или на ней заметны следы масла, не поленитесь ее вытереть, ведь, возможно, именно это и есть причиной плохого старта мотора.

    Обнаружив на проводах повреждения (царапины, трещины и т.д.), такие места нужно тщательно перемотать изолентой и в ближайшее время постараться заменить проводку. Катушка зажигания проверяется с помощью специального прибора – омметра. Если сопротивление окажется ниже установленной нормы, указанной в руководстве пользователя, то катушку тоже придется менять. Только помните! В системе зажигания бесконтактного типа нельзя использовать деталь, предназначенную для контактной системы, так как это может вывести из строя электронный датчик.

    При неисправности в замке зажигания, разбирать его и пытаться самостоятельно ремонтировать крайне нежелательно, лучше всего просто проверить состояние контакта на клеммах на предмет окисления. При необходимости их можно почистить.

    Не стоит сбрасывать со счетов и коммутатор, так как поломка этого элемента блокирует подачу импульсов тока на катушку зажигания, вызывая неполадки в ней. Проверить его исправность можно с помощью переносной лампы: вначале от катушки отключают идущий от клеммы коммутатора провод, а затем соединяют наконечник провода с проводом переноски. Второй провод лампы подсоединяется к клемме катушки. Выполнив указанные действия, включите зажигание и попробуйте завести машину с помощью стартера, пару раз провернув коленвал. Если переноска «не моргает», значит, проблема действительно в коммутаторе, и его необходимо заменить. Неисправная деталь часто становится причиной потери мощности и нестабильной работы силового агрегата, вызывая повышенный расход топлива.

    Если же все провода подкапотного пространства находятся в исправном состоянии, но импульсы на коммутатор все равно не поступают, вполне возможно, что неисправность кроется в бесконтактном датчике, конечно, при условии использования именно такой системы зажигания. Проверку его работоспособности осуществляют с помощью вольтметра: необходимо выключить зажигание и, медленно проворачивая коленвал, наблюдать за показаниями прибора. При исправном датчике показания должны резко меняться (от 0,4-3 В), если этого не происходит – устройство неисправно и его нужно заменить.

    Работоспособность свечи зажигания контактной системы можно проверить методом «искры». Для этого с проверяемой свечи снимают высоковольтный провод и делают зазор (примерно 6 мм) между его наконечником и «массой». Затем с помощью стартера или специальной рукоятки (тут нужен будет помощник) проворачивают коленвал и смотрят на зазор. Если в процессе вращения коленчатого вала там появляется искра – значит, система работает нормально, и нужно лишь заменить или почистить свечи зажигания и отрегулировать зазоры между боковым и центральным электродами.

    С помощью данного метода можно проверить и исправность крышки распределителя. Все, что требуется – это достать из гнезда крышки центральный провод, тем самым убрав распределитель из электроцепи высоковольтного напряжения. Затем, как и в предыдущем случае, между наконечником высоковольтного провода и «массой» необходимо сделать зазор. Если в результате вращения коленчатого вала в зазоре появится мощная искра – высоковольтная цепь в порядке, но работоспособность крышки распределителя вызывает некоторые сомнения. Правда, в некоторых ситуациях неисправность может скрываться не в крышке распределителя, а в роторе. Если это и правда так, то его придется заменить.

    Иногда в роторе перегорает резистор, что может произойти даже в процессе движения автомобиля. В таком случае, для того чтобы временно устранить неисправность, нужно найти небольшой кусочек алюминиевой или медной проволоки и поместить его в качестве перемычки между центральным и боковым контактами ротора. Правда, надо сказать, что до замены резистора такой способ решения проблемы вызовет повышенные радиопомехи, как в самом автомобиле, так и в непосредственной близости от него.

    Также обратите внимание на то, что немаловажным фактором, влияющим на топливную экономичность езды, есть исправная работа контактов прерывателя, и если какой-то из них не работает должным образом, то это, в свою очередь, вызывает проблемы в работе одного из цилиндров, причиной чего является отсутствие искры. Проверяя состояние контактов, обращайте внимание на то, чтобы они плотно прилегали друг к другу и не были сильно загрязненными, ведь любой налет – будь то ржавчина, грязь или нагар – существенно уменьшает площадь соприкосновения и в конечном итоге приводит к полной потере контакта.

    В случае необходимости следует зачистить контакты. Сделать это можно плоским надфилем или каким-нибудь другим, похожим инструментом. Также, не лишним будет протереть их тряпкой, смоченной в бензине, а затем насухо вытереть сухой. После того, как все контакты будут очищены, нужно повернуть коленвал мотора в то положение, при котором они замкнутся, только не забудьте удостовериться, что их поверхности максимально соприкасаются. Если какой-то из контактов немного отошел, следует должным образом подогнуть стойку неподвижного контакта.

    Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

    Определение неисправностей в системе зажигания

    Определение неисправностей в системе зажигания

    Неисправности системы зажигания приводят к тому, что либо двигатель не запускается, либо работает с перебоями на холостом ходу или на всех режимах, либо не развивает полной мощности.

    По вине системы зажигания двигатель может не запускаться по следующим причинам:

    обрыв или короткое замыкание в цепи низкого напряжения;

    неисправность свечей, распределителя, катушки или коммутатора зажигания;

    неправильное подсоединение проводов к свечам;

    загрязнение или обрыв высоковольтных проводов;

    неправильная установка момента зажигания;

    повреждение бегунка и крышки распределителя.

    Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана увеличенным зазором между электродами свечей или неправильной установкой момента зажигания. Причинами, из-за которых двигатель неустойчиво работает на всех режимах, могут быть повреждение или ненадежное соединение высоковольтных проводов, замасливание или неисправность свечей, неисправность коммутатора, бегунка или крышки распределителя.

    Причиной, из-за которой двигатель работает неустойчиво на высоких оборотах, может быть неисправность распределителя зажигания.

    Двигатель не развивает полной мощности из-за неисправности коммутатора или распределителя зажигания либо неправильной установки момента зажигания.

    При работе коммутатора зажигания выделяется большое количество тепла.

    Чтобы не вывести из строя электронные приборы системы зажигания, а также во избежание возможных травм, выполняйте следующие правила:

    1. Не касайтесь руками высоковольтных проводов и узлов системы (катушки, коммутатора и т.д.) при работающем двигателе, так как бесконтактная система зажигания имеет более высокое напряжение по сравнению с контактной системой.

    2. Не проверяйте работоспособность системы “на искру”, держа наконечник свечи или высоковольтный провод в руках. Для проверки используйте специальный разрядник.

    3. Запрещается прокладывать в одном жгуте провода низкого и высокого напряжения системы зажигания.

    4. Не отсоединяйте провода от клемм аккумуляторной батареи при включенном зажигании: это выведет из строя электронные узлы системы зажигания.

    5. Запрещается отсоединять колодку с проводами от коммутатора при включенном зажигании: коммутатор выйдет из строя.

    6. Не допускайте ослабления затяжки винтов крепления коммутатора: через эти винты он соединяется с “массой”.

    Во время проверки не касайтесь проводов и приборов системы зажигания при работающем двигателе.

    Отсоединяйте и подсоединяйте провода системы зажигания только при выключенном зажигании.

    Для проверки на “искру” нужно пользоваться специальным разрядником с зазором между электродами 5–7 мм. При зазоре более 10 мм электронные приборы системы зажигания могут выйти из строя. В качестве разрядника можно использовать старые работоспособные свечи. Зазор между электродами свечей должен быть 0,7–0,8 мм.

    Неисправности в системе зажигания ведут к неустойчивой работе двигателя, возможны также проблемы с пуском.

    Прежде чем начинать поиск неисправностей в системе зажигания, убедитесь в работоспособности топливной системы. Если бензин не поступает в карбюратор, двигатель не запустится. Для проверки снимите шланг с карбюратора, идущий от топливного насоса, и подкачайте топливо рычагом ручной подкачки, при этом из шланга должно выплескиваться топливо. Двигатель может работать с перебоями из-за высокого уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, неисправного вакуумного усилителя тормозов или негерметичного соединения вакуумного шланга усилителя с впускной трубой двигателя либо с обратным клапаном усилителя.

    3.10.1. Причины неустойчивой работы двигателя:

    1. Грязные или поврежденные высоковольтные провода. Это особенно проявляется в сырую дождливую погоду.

    2. Высоковольтные провода не до конца вставлены в гнезда крышки распределителя зажигания или катушки зажигания, а также в наконечники свечей.

    3. Неисправны свечи зажигания либо не отрегулированы зазоры между электродами свечей.

    4. Неправильно отрегулирован угол опережения зажигания.

    5. Неисправность бегунка или его резистора.

    6. Повреждения крышки распределителя зажигания (особенно проявляется в сырую и дождливую погоду).

    7. Неисправность коммутатора зажигания.

    8. Неисправность катушки зажигания.

    Периодически очищайте от пыли и грязи высоковольтные провода, наконечники свечей, катушку зажигания, крышку распределителя и коммутатор с основанием.

    3.10.2. Двигатель не запускается

    1. Проверьте, подается ли напряжение на свечи зажигания. Для этого выньте высоковольтный провод из центрального гнезда крышки распределителя и подсоедините его к разряднику. Включите на несколько секунд стартер, при этом между электродами разрядника должна периодически проскакивать искра. Если искры нет, то напряжение на свечи не подается. Если искра есть, таким же образом проверьте работу свечей, поочередно снимая с них наконечники с проводами. Если на какой-либо свече нет искры, замените ее провод. Если искра есть на всех проводах, а двигатель не запускается — замените свечи.

    2. Если напряжение не подается на свечи (нет искры на всех четырех свечах), замените бегунок распределителя. Иногда выходит из строя резистор бегунка. Проверить его работоспособность можно с помощью омметра: сопротивление резистора должно составлять 0,9–1,1 кОм. Если сопротивление отличается от указанного, замените бегунок. Если после замены бегунка напряжение на свечи не подается, замените крышку распределителя зажигания. Если после этого двигатель не запускается, замените последовательно катушку зажигания, коммутатор и распределитель зажигания.

    3.10.3. Двигатель работает неустойчиво

    1. Очистите высоковольтные провода и проверьте их состояние. Повреждение изоляции высоковольтных проводов и крышки распределителя зажигания можно определить в тем- ноте. Для этого запустите двигатель и осмотрите моторный отсек. В поврежденном месте будет видно характерное свечение.

    2. Чтобы определить, какая из свечей неисправна, отсоедините от нее провод при выключенном двигателе, после чего запустите двигатель. Если перебои в работе двигателя увеличились, значит свеча исправна. После этого остановите двигатель и подсоедините провод к свече. Снимите провод с другой свечи и снова запустите двигатель. Если характер вибраций не изменился, данная свеча неисправна и ее надо заменить. Если двигатель продолжает работать с перебоями, замените провод свечи.

    3. Если все свечи и провода исправны, а двигатель продолжает работать неустойчиво, замените бегунок и крышку распределителя зажигания.

    4. Если после замены крышки и бегунка перебои в работе двигателя продолжаются, замените коммутатор зажигания.

    5. Если после этого характер работы двигателя не изменился, проверьте установку угла опережения зажигания или обратитесь на автосервис.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector