Неравномерный износ резины причины - Авто журнал Волгино Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неравномерный износ шин

Неравномерный износ шин

Автомобильные шины испытывают огромные нагрузки во время движения транспортного средства. Им приходится терпеть безобразное состояние отечественных дорог, агрессивную манеру вождения своих владельцев, нежелательные соприкосновения с дорожными камнями, мусором, зимой – с химическими реагентами. По этим причинам, а также потому, что покрышки машин имеют свой срок службы, их можно считать расходным материалом.

При нормальной эксплуатации автомобиля рисунок протектора стирается одинаково по всей площади. Замена резины проводится через два – четыре года, в зависимости от интенсивности использования авто. Однако встречаются случаи, когда покрышки изнашиваются неравномерно, резиновый материал стирается быстро. Это одинаково относится к любому типу резины: летней, зимней, универсальной, низкопрофильной, с камерой или без нее.

В этой статье рассмотрим причины неравномерного износа автомобильных шин, расскажем о том, какие меры нужно предпринимать водителям, чтобы предотвратить подобное стирание.

Неравномерный износ шин – что это такое?

Неравномерный износ – это не только незапланированные расходы на приобретение новой резины. Он сигнализирует о неполадках в автомобиле, некорректной эксплуатации авто. Движение на таких покрышках может привести к созданию аварийной ситуации на дороге, усугублению критического состояния повреждённого узла, серьёзным финансовым затратам на ремонт.

Поэтому перед началом движения автолюбитель обязан осмотреть не только на степень накачки шин, но и на рисунок протектора. Определить, что с покрышкой не все в порядке можно визуально. Легко заметить, что какая-то ее часть стерлась больше другой. Это может быть центральная часть протектора, боковые зоны. Иногда неравномерный износ заметен на всей ширине покрышки. В этом случае стирание может быть ступенчатым или продольным, а также гребенчатым, пятнистым.

Нередко сопутствующим фактором при неравномерном износе является ухудшение управляемости машиной. Это указывает, что необходимо провести диагностику ходовой части авто.

Виды неравномерного износа и причины стирания автомобильной резины

Существует несколько видов «неправильного» стирания покрышек. Начнем с самых распространенных, и укажем их причины.

Стирание по центру. Изнашивается середина протектора по причине повышенного давления в шинах, излишней нагрузки при перевозке груза, несоразмерности дисков и шин.

Износ плечевых зон. Края стираются из-за недостаточного давления в покрышках, а также опять-таки по причине неправильно подобранных шин и дисков. Стирание самой кромки плечевого участка говорит о неисправности в ходовой авто.

Повышенный износ внешней или внутренней стороны резины. Виновата неправильная установка колес, то есть, нужно срочно делать развал-схождение. По этой же причине происходит двухстороннее ступенчатое стирание плечевых зон, а также гребенчатое изнашивание резины поперек протектора.

Волнообразный износ одной плечевой зоны. Подобное стирание происходит по причине неисправности деталей подвески, разбалансировки осей автомобиля.

Продольное гребенчатое стирание. В этом случае виноват сам водитель, использующий агрессивную или спортивную манеру вождения. В нее входят: кик-даун – резкий старт на светофоре, прохождение поворотов на высокой скорости, «рваный» скоростной режим движения. Также нужно проверить давление в шинах, разбалансировку осей авто.

Износ протектора пятнами. Следует проверить резину, находящейся на колесах одной оси, на соответствие друг другу. Если с этим все в порядке, причину следует искать в подвеске. Также подобный износ может появиться после длительной стоянки машины на одном месте, при неправильной балансировке колеса.

Стирание по диагонали. Здесь проверяют парность покрышек или ищут дефекты в подвеске.

Эксцентричный износ. Возможно, произошла деформация диска при наезде на препятствие, попадания в яму, он потерял правильную форму.

Можно ли предотвратить неравномерный износ шин?

Несмотря на большое количество видов износа увеличить срок эксплуатации автомобильных покрышек достаточно легко.

Для этого необходимо:

  1. Держать давление в шинах согласно рекомендациям производителей своего автомобиля, периодически проводить контрольные замеры, особенно при сильных морозах, перепадах температур.
  2. Содержать ходовую часть в исправном состоянии, проводить техническое обслуживание, делать диагностику.
  3. Любителям спортивной езды нужно привести в норму свою манеру передвижения.
  4. После наезда на препятствие, участия в ДТП, движения по плохим дорогам следует произвести развал-схождение колес.
  5. Соблюдать парность установки шин одного размера и модели на ось автомобиля.
  6. Использовать для своей марки машины диски требуемого производителями размера.

Владельцу автомобиля следует уяснить, что установка новых покрышек взамен испорченных не изменит ситуации, резина также будет неравномерно стираться до тех пор, пока не устранить причину.

Как продлить ресурс покрышек?

Чтобы предотвратить общее быстрое стирание резинового компаунда автолюбители должны выполнять следующие правила:

  • избегать движения по каменистым дорогам, крупнозернистому асфальту;
  • нужно помнить, что поездки по горячему покрытию автомагистралей в жаркую погоду также увеличивают изнашиваемость шин;
  • при обнаружении первых признаков неравномерного стирания необходимо обращаться на СТО для проведения диагностики ходовой или развал-схождения;
  • соблюдать скоростной режим, так как при движении на большой скорости покрышки изнашиваются намного быстрее;
  • проводить балансировку колес;
  • обязательно использовать резину по сезону.

Немаловажным фактором является использования шин от надежных производителей.

Соблюдая перечисленные рекомендации, можно существенно увеличить ресурс автомобильной резины. Это поможет сохранить деньги владельцу автомобиля, а также благоприятно скажется на безопасности.

Причины и последствия неравномерного износа шин

Для многих автомобилистов начало осени – любимая пора. В это время вопрос о смене резины пока ещё не актуален, но, тем не менее, работает она сейчас в непростых условиях. Это связано с низкими ночными температурами и обильными осадками. Поэтому особое значение в этот переходный период имеет состояние покрышек. Что делать, если при их осмотре на передних колёсах вы обнаружили явно выраженный неравномерный износ по краям.

В чём причина неравномерного износа?

Основные беды две. Самая распространенная – наша небрежность, когда мы долго не проверяем давление в шинах. Если этот показатель ниже нормы, они неравномерно прилегают к дорожному покрытию и соответственно неравномерно изнашиваются. При этом большинство полагается на электронную систему контроля давления в шинах, которая устанавливается сейчас на многие модели. Но небольшую разницу она может и не заметить. В этом случае как раз имеет значение, даже небольшое отклонение. Поэтому возьмите за правило, хотя бы раз в месяц проверять давление воздуха с помощью манометра.

Но недокаченные шины это не единственная проблема. Ещё одной причиной неравномерного износа передних шин является нарушение геометрии ходовой части, т.е. углов установки колёс. Иными словами, у машины сбит сход-развал. Обычно это происходит из-за удара во время движения на большой скорости, если вы налетите на какое-то препятствие, попадете в выбоину или неаккуратно припаркуетесь к бордюру. Чаще всего это проявляется только на правом переднем колесе.

Как это проявляется во время движения?

У машин с большим пробегом неравномерный износ резины может говорить о неисправности или сильной изношенности деталей подвески: втулок или сайлентблоков. Кроме внешних признаков, всё это проявляется и на ходу. Например, на прямых участках машину явно ведет в сторону, а при резком повороте, даже на небольшой скорости, можно услышать характерный звук. Подробнее здесь.

Чем это грозит водителю?

Из-за уменьшения активно-работающей зоны протектора уменьшается пятно контакта с дорогой. Как следствие, ухудшается управляемость, и увеличивается тормозной путь. Так что проблему надо, однозначно, решать.

Можно ли поменять местами передние и задние шины?

По закону, допустимый минимальный протектор шины составляет 1,6 миллиметра. Кстати, в связи с этим многие производители устанавливают индикатор минимального износа шин. Если процесс износа в самом начале, и на боках покрышки остался ещё «живой» рисунок, можно сделать ротацию. Если же по краям имеются явные залысины, такие покрышки годятся только для запаски.

Но главное, сначала устраните причину неравномерного износа шин. Убедитесь, что всё в полном порядке. В противном случае, вы будете убивать колесо за колесом.

Неравномерный износ шин — в чем причина?

«У меня для вас две новости», — сообщил мастер, выкатывая летние шины после разбортовки. Я попросил начать с хорошей и узнал, что зимние колеса у меня в нормальном, но это ненадолго. Потому что летние сильно и, самое главное, неравномерно изношены.
Получить такие же результаты к концу зимы с почти новыми липучками мне не хотелось, поэтому пришлось разбираться.
Самое главное, сразу развести два понятия: неравномерный износ шин и неравный. Первый диагностируют, когда покрышки стираются не по всей поверхности, а местами. Второй – когда одна шина изнашивается быстрее других. Сегодня обсудим причины проблем с неравномерностью.

Обычно норма износа шин определяется производителем (в протектор ставится специальный индикатор, до его уровня протектор считается «рабочим»). Если в покрышке нет индикаторов, то следует ориентироваться на стандарт. Для летних покрышек это 1,6 мм, для зимних – 4 мм. Игнорировать критический износ шин – нельзя. Это сцепление с дорогой. Но и неравномерный износ покрышек грозит неприятностями, даже если в общем они годны:
— повышенный расход топлива;
— усиленный износ подвески;
— нарушения в управляемости.

Что влияет на износ?
— Место расположения колес. Логично, что колеса на ведущей оси испытывают более сильную нагрузку и стираются в принципе быстрее.
— Состояние схождения колес. Если направление, в котором вращается колесо, не будет совпадать с его плоскостью, то износ неизбежен. С какой стороны будет стираться колесо, определяет крен в регулировке. Соответственно, в зависимости от того, чем вызван неравномерный износ шин, выделяют основные виды деформации.

1. Шина изнашивается сбоку. Это не что иное, как механическое повреждение. Трение о бордюр, наезды на острые камни приводят к грыжам, и мощному стиранию резины. Если на боковой части, значит повлияла не эксплуатация, а условия хранения. Агрессивная езда, а, вернее говорить, неправильное управление автомобилем провоцируют износ покрышек не меньше. Постоянное резкое торможение, заносы, крутые повороты – маневры, на которые не рассчитаны обычные «гражданские» покрышки. С таким стилем придется слишком часто искать, где купить колеса на автомобиль.

2. Шина изнашивается по центру. Основная причина – стабильно нестабильное давление. Игра слов — забавна, но игра с давлением – опасна. Оно может меняться в колесе при скачках температуры или стоянке автомобиля в течение нескольких дней/недель. В процессе езды воздух под покрышкой нагревается, давление повышается, и центральная часть как бы выпячивается. Регулярность таких изменений – гарантия того, что норма износа шин будет достигнута довольно быстро и неравномерно. Также к центральному износу резины приводит постоянный перегруз автомобиля или несоответствие грузоподъемности шин постоянной нагрузке.

3. Шина изнашивается по краям. Опять давление. При заниженном давлении при вращении также будет нагнетаться тепло, и плоскость прилегания к поверхности дороги будет неполной. Но возможно истирание только с одной стороны покрышки. Здесь давление точно ни при чем, нужно проверить сход-развал. Скорее всего, окажется, что колеса стоят неровно, а под углом внутрь или наружу.

Стартовый скрининг на новых шинах можно провести уже через первые 500-600 км. Это делается для того, чтобы заметить проблему сразу же, а не искать потом в срочном порядке, где купить колеса на автомобиль. Мастер с «наметанным» глазом сможет оценить ситуацию визуально: как идет износ и насколько равномерно.

Развитие неправильной деформации шины можно остановить. Причина выясняется на СТО, где проверяются баланс колес, регулировки подвески, рулевой оси, схождения, развала, параллельность колесных осей друг другу и их строгая перпендикулярность продольной оси автомобиля.

Износ шин. Виды и причины износа покрышек

С пробегом техническое состояние шин изменяется, что влияет на эксплуатационные свойства автомобиля и на безопасность движения. Поэтому важно следить за равномерностью износа всех шин, а также не допускать эксплуатации транспортного средства, остаточная высота протектора шин которого ниже минимальной допустимой. Задача предупреждения преждевременного износа и разрушения шин весьма сложна и связана с умением определять их виды, безошибочно выявлять причину, вызвавшую каждое конкретное разрушение шины. На повышенный износ ваших автомобильных покрышек влияет множество факторов, или если прямо говорить, нарушений. Дело в том, что многие автовладельцы не соблюдают элементарных правил технического обслуживания своего или рабочего автомобиля.

Происходит это либо по неведению, либо по своей халатности. Благодаря периодическому и своевременному осмотру шин автомобиля вы сможете получить полную и необходимую информацию о состоянии колес и шин, степени износа, выявить опасные для безопасности движения дефекты, определить причины износа шин и особенности эксплуатации автомобиля.

Кроме безопасности, состояние шин влияет на управляемость, динамику движения автомобиля, а также на расход топлива. Последнее особенно важно для грузовых автомобилей и автовладельцев с большим ежедневным пробегом. Некоторые производители шин в своих рекламных проспектах утверждают, что их шины не только долго прослужат, но и позволят при этом сэкономить топливо. Давайте разберёмся, насколько шины действительно влияют на расход топлива автомобиля. В грузовике это конечно заметнее, чем в легковушке, в связи с большим количеством колес и высокими нагрузками. Сопротивление качению всего автомобиля состоит из целого списка сопротивлений: это сопротивление воздуха, преодоление сил инерции во время разгона, внутреннее сопротивление узлов двигателя и трансмиссии и сопротивление шин. Не будем подробно останавливаться на всех этих факторах и сосредоточим внимание на шинах.

Общее сопротивление качению шин тоже складывается из нескольких компонентов. Вопреки сложившемуся мнению, трение шины о дорожное покрытие составляет всего лишь 5%. Немногим больше (примерно 15%) приходится на сопротивление воздуха. Львиная же доля затрачиваемой энергии (около 80%) расходуется на деформацию шины. Если шину вообще без нагрузки покатить по дороге, то перед тем как остановиться, она будет двигаться достаточно долго. Но если шину нагрузить так, чтобы ее нижняя часть начала деформироваться (сжиматься), после первоначального импульса она очень быстро остановится. Это наглядно демонстрирует, сколько энергии расходуется на постоянную деформацию шин.

Таким образом, у автовладельцев может появиться желание покупать шины, которые будут деформироваться минимально, и, следовательно, создавать меньшее сопротивление качению. Сейчас на рынке такой вариант вполне можно найти. Как правило, это недорогие шины бюджет-класса. Более жесткий каркас хоть и дает некоторую экономию топлива, в то же время может преподнести неприятный сюрприз в виде взрыва шины. Нужно лишь наехать на какой-либо предмет с острыми краями (камень, железку и т. п.). Кстати, подобная ситуация может случиться и с шинами премиум-класса. Некоторые водители, в основном грузовых автомобилей, специально перекачивают колеса, чтобы сэкономить топливо, не задумываясь, что при этом появляется неравномерный износ.

Геометрия ходовой тоже оказывает существенное влияние на потребление горючего. Даже незначительные отклонения влекут за собой лишние затраты. Во-первых, быстрее изнашиваются шины, а во-вторых, больше сгорает топлива. Когда колеса, образно говоря, едут в разные стороны, расходуется дополнительная энергия на их «волочение». Например, если на одном метре колесо «уходит» всего на 2,5 мм, то на километре получается, что колесо «утащит» в сторону на 2,5 м. Через 1000 км получится, что колесо вашего автомобиля «уволокли в сторону» на 2,5 километра при полной нагрузке.

Нормальный износ шин

Осмотр шин автомобиля дает вам возможность получить информацию о состоянии шин и колес, об особенностях использования автомобиля, о его возможных дефектах, а также о стиле вождения. Так, например, спортивный стиль вождения приводит к другой картине износа шин, чем спокойный. Для корректной оценки необходимо осматривать все колеса. Особенно ярко это видно на примере легкового заднеприводного автомобиля, так как в нем по-разному распределяется нагрузка между ведущими и управляемыми колесами.

Износ шин в зависимости от температуры воздуха

Зависимость износа шин от скорости движения

Во время движения шина изнашивается — это определяется с помощью измерения высоты оставшегося протектора. Износ шины должен быть равномерным по всей окружности, при достижении минимальной высоты протектора шина считается изношенной полностью и подлежит замене. Износ шины в первую очередь определяется стилем вождения. Резкое ускорение и торможение изнашивает шину быстрее, чем равномерное движение.

В связи с разной нагрузкой ведущие и управляемые колеса имеют разную картину износа. Управляемые колеса больше изнашиваются по бокам, так как именно на эту часть шины приходится основная нагрузка в повороте. Шины на ведущих колесах изнашиваются больше посередине, так как именно эта часть шины контактирует с асфальтом и передает вращение колеса на дорогу. На автомобилях с передним приводом износ «суммируется» — в этом случае изнашивается вся шина равномерно и ее центральная часть и боковые стороны.

Односторонний износ (возможное снижение ходимости от 15% до 30%) — встречается чаще других, так как причин его появления несколько. Односторонний износ шин может быть вызван ошибкой в геометрии подвески. Для определения причины в этом случае необходимо проверять схождение и развал колес. Износ на внешней стороне шины может быть вызван избыточным положительным схождением или развалом колес. Износ на внутренней части шины наоборот является причиной избыточного отрицательного схождения колес или развала колес. Езда с нулевым развалом приводит к равномерному, но усиленному износу шин. Кроме того, это увеличивает сопротивление шины качению и увеличивает расход топлива. Кроме шин управляемой оси, одностороннему износу могут быть подвержены и шины других осей — снова из-за проблем с геометрией. Это либо отсутствие соосности, либо деформация самих осей. На рулевых шинах для тягачей односторонний износ может появиться в связи с условиями эксплуатации транспортного средства. Ещё одной из причин является прохождение поворотов на повышенных скоростях. Чтобы не допустить появления одностороннего износа, нужно следить за состоянием ходовой, периодически проверять геометрию и отказаться от агрессивного стиля вождения.

Двусторонний и центральный износы (возможное снижение ходимости от 5% до 10%) появляются по одной и той же причине — несоответствие давления в шинах. При давлении ниже нормы шина начинает больше изнашиваться по краям, и получается двусторонний износ. То же происходит и при перегрузе — шина даже с нормальным давлением едет, как приспущенная. Любители перекачивать шины получают другой результат: нагрузка по пятну контакта распределяется не равномерно, а ближе к центру, значит, шина изнашивается быстрее в центральной части протектора. Тот, кто следит за давлением в шинах и не перегружает машину, с такими проблемами не сталкивается.

Многочисленные места износа по окружности

Пятнистый износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) является прямым следствием дисбаланса. Особенно характерен он для шин рулевой оси, но может появляться на всех осях. Если такой износ стало видно невооруженным глазом, проблема налицо. Балансировка исправит ситуацию, но лишь частично: колесо, потерявшее округлость, будет изнашиваться более интенсивно. Поэтому игнорировать балансировку при покупке и установке новых шин себе дороже. Повторяющиеся места износа по окружности шин могут быть причиной неисправности подвески (рычаги, амортизаторы, пружины). После диагностики и ремонта подвески шину нужно заменить, так как такой характер износа больше не обеспечивает ее равномерное вращение, и колесо будет «бить».

Локальный износ в виде пятна

Износ в виде пятна на одном месте — это результат экстренного торможения с заблокированным колесом. Равномерность вращения колеса в этом случае также нарушена и шину придется заменить. Если оставить автомобиль на длительное время на стоянке, то существует риск образования на шинах плоских площадок, которые потом во время движения будут вызывать биение колес. Рекомендуется увеличить давление в колесах, если оставляете автомобиль на длительный срок. Аналогичный эффект может вызвать также остановка автомобиля после интенсивного спортивного вождения — разогретые шины легко деформируются в местах контакта с дорожным покрытием и практически «застывают» в таком состоянии. Этот дефект исправить легко — после прогрева шин они снова приобретут круглую форму.

Гребенчатый (пиловидный) износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) — это одна из форм неравномерного износа. Его часто можно наблюдать у шин ведущей оси с блочным рисунком протектора. Он вызван тем, что во время движения шина деформируется — в месте контакта с дорогой протектор вдавливается внутрь (блоки сминаются и протаскиваются по дорожному покрытию), а по мере вращения колеса дальше снова выпрямляется. Это приводит к тому, что на фронтальной кромке протектор изнашивается больше, чем на задней. Результатом такого износа становится увеличения шума качения шин. Избежать появления гребенчатого износа невозможно, но с помощью перестановок можно снивелировать его негативное влияние на ходимость шины. Водители тоже могут повлиять на ситуацию: если на педаль газа наступать по возможности плавно, гребенчатый износ будет минимальным. Для выравнивания такого износа шины обычно переставляют местами, так как шины на неведущем мосту больше подвержены такому износу. Низкое давление в шинах также увеличивает пиловидный износ.

Езда с неправильным давлением в шинах

Из-за недостаточного давления в шине она прогибается посредине и в результате интенсивно изнашивается по краям. Избыточное давление в шине приводит к обратному эффекту — изнашивается ее средняя часть. Достоверно известно, что идеальную шину создать невозможно. Если сделать ее экономичной, она будет слишком жесткой и небезопасной. И наоборот, мягкая долговечная шина с хорошим сцеплением неминуемо будет обладать повышенным сопротивлением качению. Производители стремятся найти оптимальное решение, но это в любом случае будет компромиссом между долговечностью, надежностью, безопасностью и экономичностью.

Причины неравномерного износа шин на грузовых автомобилях

Владельцам грузовых автомобилей известно, что шины приходят в негодность в зависимости от того, насколько правильно выполняется их эксплуатация, как за ними ухаживают, большое значение имеет и стиль вождения водителя. Одним из негативных факторов, который существенно влияет на долговечность шины – это её износ.

Неравномерный износ шин – что это такое

Неравномерный износ шин на грузовом автомобиле – это износ, который проявляется неодинаково в разных зонах. Нужно уметь отличать его от неравного износа, когда протектор изнашивается равномерно, но с разной скоростью – это зависит от места установки шины.

Неравномерны износ шин – это огромная проблема для грузовых машин, из-за которой часто приходится выполнять ремонт различных повреждений боковой части. Из-за неравномерного износа возникают такие проблемы:

  • Износ шин в целом происходит быстрее;
  • Расход топлива растёт;
  • Элементы подвески изнашиваются быстрее;
  • Увеличивается риск аварий.

Причины неравномерного износа шин

Специалисты выделяют три причины такой проблемы:

  • Занос, иначе боковые силы вращения;
  • Протаскивание либо волочение;
  • Некачественная шина.

Если с последней причиной всё более-менее ясно, это может быть либо брак фирмы, либо неудачная экономия, то две первые стоит рассмотреть подробнее.

Боковые силы вращения возникают, когда шины при вращении постоянно отклоняются в сторону, обратную от линии движения, что усугубляется наличием груза. Такое явление возникает, если неправильно отрегулирована подвеска, существуют отклонения от требований геометрических параметров грузовика, неправильно выполненны развал или схождение, неправильный угол Акермана, оси ТС не параллельны между собой и пр.

Протаскивание либо волочение возникает, когда в колёсной паре присутствуют различия в таких параметрах, как диаметр, давление, остаточная глубина протектора. Если шины разного диаметра, то меньшая постоянно волочится, играя роль тормоза. А из-за различий давления в шинах нагрузка распределяется неравномерно, из-з чего они изнашиваются только в определённых местах.

Для ведушей оси выпускаются шины с блочным рисунком протектора, у них иногда набегающий край изнашивается больше сбегающего. В этом случае нужно просто заменить направление вращения колеса.

Резкие торможения и разгоны также очень травмируют шины, на них возникают микротрещины.

Если Вы заметили износ в заметной стадии, то полностью устранить этот дефект, к сожалению, невозможно, однако можно уменьшить скорость его развития, не запуская его. Регулярно следите за состоянием шин Вашего автомобиля, обращайте внимание на срок эксплуатации — и управление грузовым автомобилем будет слаженным и комфортным.

Что делать при неравномерном износе шин?

Каждый знает, что замена автомобильной резины – это вопрос безопасности, а также… денег. Поэтому мы все хотим не только, чтобы шины обладали высокими показателями качества, но и прослужили как можно дольше. Однако наши желания не всегда могут соответствовать реальности, поскольку существуют различные факторы износа, которые сокращают срок службы шин. Некоторые из этих факторов автовладельцы создают сами, поэтому мы выявили ряд способов износить шину преждевременно.

Как ускорить износ шин? Вредные советы

  • Самый очевидный – тормозить как можно чаще и с как можно больших скоростей. Подобные неоправданные маневры можно наблюдать при резком торможении перед светофором после сильного разгона.
  • Осуществлять резкую смену курса автомобиля. Мало того, что в городе такая манера вождения влетит в копеечку тому, кто почувствовал себя на дрифтинговом треке, так еще и опасна.
  • Совершенно забыть о качестве дорог и правилах эксплуатации шин. Беззаботное вождение по дорожным ямам и наезды на бордюры приведут как к износу, так и повреждению резины, не говоря уже о проблемах с другими частями автомобиля.
  • Не придавать значения своевременной сезонной смене шин. Залогом долгой службы летней резины, к примеру, является ее замена задолго до выпадения снега и наступления холодов.
  • Если о правильном хранении шин Вы не слышали, то этот способ Вы уже используете: нарушение условий сезонного хранения ведет к значительному сокращению срока службы шин.
  • Не следить за давлением в шине. Слишком низкое давление приведет к увеличению деформации резины, следовательно, к увеличению внутреннего трения и повышению температуры шины, что ускоряет износ. Слишком высокое – к истиранию средней части протектора, а также к повреждению корда.
  • Пользоваться обычным воздухом для накачки шин. По сравнению с азотом, которым сейчас многие предпочитают пользоваться, воздух быстрее вызывает коррозию и старение покрышки.

Другие факторы могут не зависеть от водителя и касаются состояния автомобиля и его обслуживания.

  • Неправильный шиномонтаж может сократить срок службы шин, поэтому пользуйтесь услугами квалифицированных специалистов, использующих современное оборудование;
  • Дисбаланс колеса может быть вызван разными причинами, но даже совершенно незначительный на больших скоростях окажет негативное влияние на все детали подвески, а также ускорит износ шин. Поэтому не пренебрегайте балансировкой;
  • Неисправности ходовой части и рулевого управления также значительно сократят срок эксплуатации.

Виды неравномерного износа покрышек

Каждому из перечисленных факторов свойственна та или иная особенность износа. Другими словами, когда возникают силы, обуславливающие неправильную эксплуатацию шин, то это приводит к характерному истиранию протектора. То есть, по тому, где и как происходит неравномерное стирание, Вы можете судить, что именно необходимо исправить.

Нормальный износ характеризуется тем, что на ведущем мосту шины стираются в центре, на ведомом – по бокам. Для равномерного истирания шины обычно меняются местами.

На рисунке представлен нормальный износ шин на переднеприводном автомобиле.

Неправильное истирание, соответственно, будет отличаться:

    Пилообразный или гребенчатый износ (блочного протектора). Это истирание блоков, когда некоторые из них вдавливаются и перестают цеплять дорожное покрытие. При этом они лишь скользят по поверхности и стачиваются.

Как исправить:

Данный тип износа может быть как поперечный, так и продольный. В первом случае имеет место неправильное расположение колес на осях, либо самих осей. Во втором – причиной может быть как геометрия осей, так и неправильный уровень давления. Необходимо пройти диагностику, либо проверить давление, а также произвести замену шин.

Односторонний износ – истирание одной стороны протектора из-за воздействия боковых сил.

Как исправить:

  • Проблема в неправильной геометрии осей или расположения колес на осях. Необходимо провести регулировку осей или колес, а также заменить изношенные шины.
  • Помимо этого на неправильную геометрию колес может влиять дефект или повреждение диска. В таком случае пройдите диагностику и ремонт дисков или замените диски на новые.

  • Двусторонний или центральный износ – заметное истирание боковых или центральной части. Причем, оно возможно как на нескольких, так и на одном колесе.

    На рисунке представлены участки колеса, которые будут истираться при низком давлении.

    Как исправить:

    • Проблема в неправильном давлении в шинах: либо оно слишком высокое (тогда будет быстрее изнашиваться центральная часть), либо оно слишком низкое (тогда будут быстрее изнашиваться плечевые части). Необходимо установить оптимальный уровень давления.
    • Если давление в норме, но центральная или боковые части все равно стачиваются, то проблема может быть в превышении нагрузки. Необходимо подобрать шины большей грузоподъемности.

  • Пятно – истирание шины на одном участке.

    Как исправить:

    Оно возникает в связи с экстренным торможением, либо могут иметь место неисправности подвески. Рекомендуется произвести диагностику ходовой части и замену шин.

    Круговой износ – это износ в виде пятен, расположенных по дуге, как показано на рисунке.

    Как исправить:

    Данное неравномерное истирание возникает в связи с дисбалансом колес. Необходимо провести срочную балансировку, а также диагностику ходовой части, выявив причину и устранив ее, произвести замену шин.

    Сеть шинных гипермаркетов «Колесо» заботится о своих клиентах, поэтому помимо качественных шин и колесных дисков, которые Вы можете приобрести по выгодным ценам, мы предлагаем услуги лазерного шиномонтажа, сезонного хранения, правки литых и железных дисков. Наши специалисты используют только современное оборудование, а хранение шин производится в соответствии со всеми нормами. Это, безусловно, обеспечит купленным Вами шинам долгий срок службы.

    Неравномерный износ резины причины

    • Главная
    • Блог
    • Ремонт и обслуживание
    • Шины и диски
    • Как определить износ шин?
    • Новинки мира авто
    • Новости автомобильного рынка
    • Популярное
    • Двигатель
    • Кузов
    • Салон
    • Система охлаждения
    • Трансмиссия
    • Фильтры
    • Шины и диски
    • Электрооборудование

    Как определить износ шин?

    Контроль за состоянием шин относится к базовому уходу за автомобилем наравне с поддержанием чистоты в салоне и своевременной заменой лампочек в фарах. Но если о том, что пора ехать в химчистку, скажут пятна на обивке, а о визите к электрику напомнит электронный датчик или сниженная видимость ночью, в случае с покрышками придется проявить инициативу, потому что в их арсенале есть только опасные сигналы.

    Рисунок протектора на шине

    Зачем обращать внимание на износ

    Основных аргументов пристально следить за состоянием шин три:

    1. Чтобы вовремя узнать о неисправностях, повлекших определенный тип износа. Например, стертая пятнами шина говорит о разбалансировке колес, которая может не только стать причиной вибрации, но и повлиять на работу и срок службы всей подвески.
    2. Ради безопасности. Глубина рисунка протектора напрямую связана с управляемостью автомобиля: чем мельче становятся ламели, тем хуже покрышка отводит грязь и воду, и поэтому повышается риск аквапланирования. В том же случае становится хуже сцепление с дорогой и увеличивается тормозной путь.
    3. Во избежание штрафа. Ч.1 ст.12.5 КоАП РФ устанавливает наказание в размере 500 рублей за управление ТС, если оно неисправно или состояние отдельных систем не соответствует нормам, указанным в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств ПДД РФ. Прописаны там и минимальные значения глубины протектора шин в зависимости от их типа.

    Срок службы автомобильных шин

    Свойства покрышек разнятся в зависимости от их назначения: например, для производства беспрокольных шин, предназначенных для автомобилей с системой контроля давления и адаптированными подвесками, используют очень жесткую резину, а на внедорожных, часто имеющих дело с глиной и уклонами, делают более глубокие ламели. К ключевому условию эксплуатации, влияющему в том числе и на износ, относится и сезонное назначение.

    Летняя резина

    Отличается жесткостью материала и меньшей глубиной протектора – обычно это 6-8 мм. Это объясняется тем, что шинам не приходится противостоять перепадам температур (в гараже одна температура, на улице – совсем другая) и кардинальной разнице в покрытиях в течение одной-единственной поездки (например: снег, лед, асфальт). А для того, чтобы нивелировать влияние погоды на дорогу, достаточно тонких ламелей, способных отводить воду и грязь.

    В итоге летние покрышки могут оставаться пригодными для поездок в течение всех 10 лет, которые чаще всего заявляют производители (по ГОСТ 4754 этот срок составляет 5 лет).

    Зимняя резина

    Зимним шинам приходится приспосабливаться к более экстремальным условиям: нужно, чтобы резина была устойчива к перепадам температур и к часто изменяющемуся давлению внутри. При этом они должны обеспечить автомобилю надежное сцепление с заснеженными покрытиями и льдом. Соответственно, ламели на покрышках делают шире и глубже (от 9 до 11 мм), а для их производства используют более мягкий и эластичный материал, чем для летних – и он изнашивается заметно быстрее. Особенно внимательно стоит отнестись к «липучке» – резина для нее пластичнее всего.

    Поэтому, несмотря на то, что ГОСТы и нормы для зимних шин не отличаются от норм, предусмотренных для летних, менять их стоит не реже, чем раз в четыре сезона или при пробеге от 40 тысяч км (для российских) до 80 тысяч км (такую максимальную цифру указывают китайские производители).

    Возраст покрышек можно узнать по боковой маркировке: первая и вторая цифры обозначают неделю производства, а третья и четвертая – год.

    Дата производства покрышки

    Из-за чего шины изнашиваются быстрее

    Но на срок годности шин, установленный ГОСТами и заявленный производителями, можно опираться лишь в идеальных условиях. К обстоятельствам, приближающим момент замены покрышек, относятся:

      Неправильное хранение. О таком можно говорить, если шины весь сезон находятся в чрезмерно сухом непроветриваемом месте под прямыми солнечными лучами, в окружении коррозийных металлов, масел, смазок и кислот. Важно и положение покрышек: если они на дисках, лучший способ хранения – подвесить, а резину без дисков правильнее поставить на ребро Такие условия сложно создать на балконе или в гараже, поэтому идеальным вариантом станут услуги автосервисов со специальными хранилищами.

    Правила хранения шин

    Виды износа шин и их причины

    Даже если принято решение приобрести подержанные покрышки, не обязательно опираться лишь на заверения владельца. Условия их эксплуатации и нынешнее состояние можно определить по износу.

    Нормальный

    Говорит о том, что шины хранились правильно, а автомобиль был в хорошем техническом состоянии и не перегружался.

    Центральный

    Свидетельство того, что предыдущий владелец ездил на перекачанных шинах: пятно контакта сместилось в центр и поэтому протектор стерся быстрее именно там. Из-за перепадов температур чаще всего встречается на зимней резине.

    Двусторонний

    Очевидно, что давление в баллонах было ниже необходимого и автомобиль опирался на внешние ребра жесткости, на которых и видны сильные потертости.

    Как образуется и выглядит двусторонний, центральный и нормальный износ покрышек

    Односторонний

    Его причинами могут быть деформированные диски или неправильная геометрия осей.

    Пятнами

    Чаще всего означает, что колеса отбалансированы некорректно. Если проблема не решается балансировкой, искать истоки нужно глубже: стоит проверить амортизаторы или рычаги.

    Схема и причины одностороннего и неравномерного износа шин

    Неравномерный на каждой покрышке из пары с одной оси

    Возможно, эти баллоны из разных партий – это легко определить по дате производства. Если нет, то причина может быть в схождении колес.

    Пилообразный

    Актуален для шин с блочным протектором и появляется после систематических поездок по покрытию плохого качества.

    Пример пилообразного износа шины с блочным протектором

    Как определить, насколько изношены шины

    Если факт износа очевиден, то его степень еще предстоит измерить. Чтобы сделать это правильно, нужно знать нормы глубины протектора для сезонных покрышек и порядок их оценки.

    Допустимый износ протектора летней и зимней резины

    Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

    • для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
    • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
    • для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
    • для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.

    Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

    Обозначения категорий зафиксированы в Приложении №1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Легковые автомобили по этой классификации относятся к категории M1, малотоннажные грузовые – к N1.

    При этом регламент не учитывает особенности летних и зимних шин, поэтому не указывает средние сроки, которые ходит резина до достижения этих отметок.

    Индикатор износа шин

    Отметки, обозначающие минимально допустимую глубину протектора, или показывающие текущую, считаются самым надежным показателем пригодности конкретной резины. И все же, ориентируясь на индикатор, стоит помнить о том, что рисунок на шине может быть стерт неравномерно.

    Пример индикатора износа протектора

    Как измерить протектор?

    Для этой цели подходят несколько инструментов: специальный измеритель, штангенциркуль с линейкой или линейка с глубиномером. Чтобы получить максимально точные данные, измерить протектор нужно в нескольких местах – минимум в шести разных точках на окружности.

    Формула для подсчета износа

    Когда речь заходит о процентном значении износа (например, в объявлениях о продаже б/у покрышек), его часто считают от общей глубины протектора. Но в реальности использовать шины запрещено не с момента полного «облысения» резины, а при определенной высоте рисунка. Поэтому для правильного расчета нужно использовать формулу вида:

    I=(H new -H now )/(H new -H min )*100%

    где I – износ, H new – высота протектора новой шины этой модели и размера, H now – фактическая высота протектора (минимальное значение), а H min – минимально допустимое значение высоты протектора.

    Заключение

    Даже оценивая состояние шин только визуально, можно получить ценную информацию об исправности автомобиля. А более глубокий анализ с измерениями позволит поддерживать его в надлежащем состоянии и избежать неприятных ситуаций на дороге.

    Неравномерный износ шин: каковы причины и что делать?

    Любые шины постепенно изнашиваются, теряя первоначальные свойства. Сильный или неравномерный износ шин приводит к выходу покрышки из строя и повышает риск возникновения ДТП. Поэтому важно регулярно проверять глубину протектора

    Любые шины постепенно изнашиваются, теряя первоначальные свойства. Сильный или неравномерный износ шин приводит к выходу покрышки из строя и повышает риск возникновения ДТП. Поэтому важно регулярно проверять глубину протектора, а при обнаружении отклонений от нормы принимать необходимые меры. Для измерения параметра на протекторе имеется специальный индикатор в виде цифр или рисунка.

    Неравномерный износ шин: причины

    На темпы износа рисунка протектора влияют различные факторы:

    • особенности стиля вождения;
    • некачественное дорожное покрытие;
    • неверное давление внутри шины;
    • чрезмерно активное вождение;
    • превышение допустимых норм использования.

    При этом износ шин грузовых и легковых автомобилей может различаться. Прочность и долгосрочность работы покрышек зависит от производителя, качества материала и других особенностей. Если резина изнашивается, могут возникнуть вибрации или звуки, вызывающие дискомфорт.

    Существуют различные виды износа шин:

    • по краям;
    • с внутренней стороны;
    • c наружной стороны;
    • при неправильном схождении;
    • на передней и задней осях.

    Последние разновидности встречаются особенно часто, поэтому требуют более подробного рассмотрения.

    Неравномерный износ шин на передней оси

    На передней оси чаще всего встречаются равномерный и пилообразный износ внутренней части. Последний тип чаще появляется на задних колесах, но передние тоже подвергаются такому истиранию. Причиной обычно является неправильное схождение или сбивка развала.

    Чтобы убедиться в наличии этой причины, перед поездкой в автосервис на сход-развал нужно проверить подвеску:

    • рычаги;
    • сайлентблоки;
    • стойки;
    • подшипники ступиц.

    Не допускаются деформация, люфт, трещины и т. д.

    Если шины съедаются ступенькой, достаточно просто поменять их местами в пределах одной оси: правую на левую. Действие может не принести должного результата, если резина некачественная. При возникновении стертости только на одной шине причина кроется в ошибочной параметризации геометрии рычагов подвески.

    Износ резины с наружной стороны возникает из-за сбитого развала. Окончательное решение принимается после проверки подвески и диагностики развала. Иногда стирание шины с внешней стороны происходит из-за низкого ее качества. В этом случае необходимо сменить комплект покрышек.

    Неравномерный износ шин на задней оси

    Если происходит неравномерный износ задних шин с внутренней стороны, причины аналогичны передним колесам. Способы определения и решения проблемы идентичны.

    В качестве профилактики рекомендуется регулярно проверять целостность подвески, тщательно следить за допустимыми нормами использования шин и аккуратнее водить. Диагностику в автосервисе тоже нужно проходить периодически, а не только когда возникают явные проблемы.

    Если шина съедается по краям, то дело в пониженном давлении внутри. Стирание посередине означает, что давление в шине повышенное. Если давление в шинах, расположенных на одной оси, разное, неравномерный износ может происходить только на одном из колес или с разной степенью силы. При возникновении бугров следует обратить внимание на балансировку, которая является причиной неполадки.

    Если диагностика показывает, что проблема не в сход-развале, деформации подвески или неверной балансировке, то нужно оценить геометрию кузова. Незначительное искажение приводит к ускоренному изнашиванию покрышки. Деформация кузова возникает даже при небольшом ДТП. После аварии в любом случае нужно осуществить комплексную проверку авто.

    Неравномерный износ шины: признаки

    Своевременное обнаружение неравномерного износа автомобильных покрышек позволяет быстро решить проблему, избежать негативных последствий. Чтобы самостоятельно определить возникновение неравномерного износа резины, нужно ориентироваться на характерные признаки:

    • геометрию подвески;
    • уровень давления внутри шины;
    • качество резины;
    • стиль вождения;
    • балансировку;
    • деформированность покрышки.

    При длительной стоянке автомобиля возникает износ в виде плоскости. Чтобы этого не случалось, рекомендуется перед постановкой авто в гараж на длительный период накачивать колеса. Давление должно быть немного выше стандартной нормы.

    Если регулярно проверять описанные признаки, износ шин не грозит. При обнаружении проблемы в первую очередь стоит определить причину. Исходя из этого, принимаются меры по ее решению. Если самостоятельно исправить неполадку не выходит, рекомендуется обратиться в специализированный сервис. Профессионалы проведут тщательную диагностику и необходимые действия для ремонта.

    Компания GoShina специализируется на выездном сервисе в Москве. Мы работаем круглосуточно и гарантируем качество проделанной работы. Никаких наценок на внедорожники, оплата безналичным способом, а при заказе работ предоставляем комплект пакетов для шин в подарок. При заказе услуг на два и более авто выезд специалистов бесплатный, а при трех и более предоставляется скидка на работы до 15%.

    Наши консультанты всегда готовы помочь в решении проблемы, ответить на интересующие вопросы. С подробной информацией об услугах и ценах можно ознакомиться на официальном сайте компании. Если вам требуется оформить заказ или бесплатно проконсультироваться, звоните по телефону +7 495 508-33-11.

    Причины неравномерного износа шин

    Ресурс современной автомобильной шины при правильной эксплуатации колес достаточно велик, но только если строго контролируются условия работы шины. Ее конструкция задумана производителем для эксплуатации в определенных условиях. Условия работы колеса практически всегда далеки от идеальных, поэтому причин, способных привести к возникновению локального или неравномерного износа резины, всегда достаточно.

    В условиях расчетного режима естественный износ протектора шины существует, но он невелик. Истирание материала от воздействия дорожного покрытия происходит равномерно по всей поверхности протектора шины.

    Если на нем возникает местное повреждение или происходит искажение геометрии, механизм самовыравнивания характеристик колеса нарушается. Если определенными способами не устранить условий возникновения неравномерного износа – опорная поверхность колеса катастрофически быстро выйдет из строя.

    Факторы неравномерного износа шины

    Эксплуатация автомобиля с аномальным давлением в шинах

    Радиальная резина жесткая, при езде на высокой скорости достаточно сильно шумит и вибрирует, очень часто возникает желание понизить давление в колесах для повышения комфорта. Это приводит к ослаблению упругости боковин, плоский профиль протектора, обеспечивающий нормальное удельное давление на поверхность соприкосновения шины с дорогой, преобразуется в вогнутый. Контакт с дорожным полотном осуществляется в районе плечевых зон покрышки – мест соединения протектора и боковины. Удельное давление на колесо возрастает в несколько раз, соответственно ускоряется износ именно этих участков протектора.

    Похожий эффект, но с обратным результатом, возникает при увеличении давления воздуха в шине. Профиль протектора выгибается в дугу, и контактное пятно с дорогой происходит по периметру центральной линии. Неравномерная нагрузка и нерасчетное истирание уничтожает среднюю часть протектора.

    Неравномерный продольный износ резины, связанный с увеличенным дисбалансом колеса. Условием его возникновения, как правило, является неправильная балансировка и потеря диском правильной геометрии. В ходе эксплуатации в центральной части протектора возникают местные участки со сниженной высотой протектора. Устраняют подобные дефекты прокаткой или заменой диска с последующей балансировкой колес

    Влияние низкой квалификации водителя

    Манера езды самым непосредственным образом сказывается на ресурсе шин. Агрессивный, или «спортивный», характер движения приводит к появлению продольного гребенчатого износа. В этом случае центральная часть протектора приобретает гребенчатый рисунок, а плечевая зона будет иметь следы интенсивного истирания резины.

    К значительному неравномерному износу плечевых зон шины приводит манера вхождения в поворот с принудительным заносом. Чем выше скорость вхождения в поворот и больше угол изменения направления, тем сильнее занос, больше участок движения с заблокированными колесами. Эффектный внешне, подобный трюк приводит к поперечному локальному неравномерному износу отдельного пятна протектора. В случае, если длина заноса одномоментно на сухой поверхности асфальта превысила 30 м, практически всегда возникает катастрофическое истирание рисунка протектора , приводящее к появлению дисбаланса колес.

    Влияние технических характеристик авто

    Наиболее распространенные причины неравномерного износа шин зависят от конкретной формы неисправности или отклонения от нормы:

    • нарушение формы и геометрии шины неизбежно возникает под действием веса автомобиля, пассажиров и груза. Если колесо установлено и отрегулировано в соответствии с рекомендациями по установке углов развала и схождения, вертикальная нагрузка от массы автомобиля точно и равномерно распределяется по всей поверхности. Нарушение приводит к неравномерному износу резины в местах примыкания протектора к боковой поверхности покрышки;
    • нарушение геометрии кузова или неисправность ходовой части также может привести к аналогичным нарушениям износа. Установить конкретные отклонения в конструкции кузова и ходовой возможно только на специальных измерительных стендах на СТО;
    • пятнистый износ, или выработка протектора пятнами, проявляется, если в манере вождения водителя присутствуют частые и затяжные торможения с частичной блокировкой колес. При этом происходит интенсивное разогревание местных участков шины с сильнейшим истиранием протектора в конкретном пятне контакта с дорогой.

    Одной из причин неравномерного износа передних шин практически всегда является неисправность амортизаторных стоек и пружин передней подвески, особенно для автомобилей с передним приводом. Аналогично неравномерный износ задней резины выше для машин с ведущим задним мостом. Нарушение сцепления рабочей поверхности покрышки на неровностях дороги вызывает проскальзывание и пробуксовку ведущих колес.

    Неправильное расположение груза меняет равномерное распределение нагрузки на колеса. В случае высокого расположения центра тяжести машины с грузом, раскачивание корпуса автомобиля может возникнуть даже на относительно ровной дороге. Если амортизаторы машины в неважном состоянии, на плохой дороге к нему могут присоединиться хаотичные колебания подвески, значительно усиливающие неравномерный износ протектора шин.

    Износ шин грузового автотранспорта

    Колеса автомобилей, выполняющих грузовые перевозки, находятся в более неблагоприятных условиях эксплуатации, в первую очередь, из-за высокой нагрузки от веса автомобиля и груза. Для магистральных седельных тягачей к факторам, обуславливающим неравномерный износ шин, добавляется сильный перегрев колес при превышении допустимой нагрузки на колесо и высокой скорости движения грузовика. Состав резины подбирается изготовителем, исходя из средней температуры ее эксплуатации. Таким образом, достигается определенный баланс между жесткостью резины и ее способностью обеспечивать необходимое сцепление с дорогой.

    В движении резиновая покрышка испытывает непрерывный процесс одновременного сжатия и растяжения на различных участках поверхности. Выделяемое тепло может нагревать резину до температуры, при которой материал теряет упругость и износостойкость. В таких условиях любые ямы и неровности на дороге, уклоны и одностороннее проседание дорожного полотна провоцируют возникновение бокового заноса и одностороннего неравномерного износа резины колес.

    На различных осях грузового автомобиля, особенно, если речь идет о тягачах с полуприцепами, из-за неодинаковой нагрузки неравномерный износ протектора шины – обычное явление. Нарушение синхронности работы мостов автомобиля, прохождение поворотов с боковым заносом приводят к износу протектора на одной из боковых сторон шины. Зная эти причины, водители используют периодическую перестановку колес с задних и передних мостов, как способ устранения неравномерного и неровного износа резины протектора.

    На видео наглядно показано как изнашиваются шины:

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector