4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новый закон о водительском удостоверении категории; В; с 16 лет

Новый закон о водительском удостоверении категории «В» с 16 лет

В Государственную думу внесен законопроект О выдаче прав категории «В» с 16 лет.

В Госдуму РФ внесен неожиданный для всехзаконопроект, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления права управления транспортными средствами категории «В» лицам, достигшим возраста 16 лет. То есть, где законопроектом предусмотрена возможность получения юношеских водительских прав с 16 лет.

В частности, депутат Олег Смолин (член партии КПРФ) предлагает, предусмотреть в России выдачу водительских прав несовершеннолетним, при достижении ими 16 летнего возраста.

Так законопроект предусматривает внесение изменений в статью 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года за № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дополнив ее частью 3.1

Вот текст этой статьи:

«3.1. Право на управление транспортными средствами категории «В» под контролем лиц, имеющих право на управление транспортными средствами категорий «В», «ВЕ» «С», «СЕ», «D», «DE» и (или) подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE» не менее трех лет, предоставляется лицам в возрасте от 16 до 18 лет. Российские национальные водительские удостоверения с пометкой «U» (юношеские) выдаются указанным лицам по достижении ими шестнадцатилетнего возраста. Срок действия такого удостоверения истекает по достижении указанными лицами восемнадцатилетнего возраста».

Также, в случае утверждения выдвинутых нововведений депутат предлагает внести в КоАП РФ и ответственность несовершеннолетнего водителя имеющего юношеские водительские права, за управление автомобилем категории «В» без сопровождения взрослых людей имеющих водительское удостоверение.

Так, предлагается в статью 12.7 КоАП РФ внести новую 4-ую часть в которой будет указано следующее,-

ст. 12.7 часть 4 КоАП РФ: «Управление транспортным средством категории «В» водителем в возрасте от 16 до 18 лет, имеющим право на управление транспортным средством категории «В» под контролем лиц, указанных в Федеральном законе, в отсутствии указанных лиц влечет наложение административного штрафа от двух с половиной до пяти тысяч рублей.»

В пояснительной записке к законопроекту о водительском удостоверении категории «В» с 16 лет сказано, что предлагаемые нововведения в закон О безопасности дорожного движения будут способствовать получению и развитию навыков вождения автотранспортных средств гражданами, достигшими возраста 16 лет.

Так как данный законопроект предусматривает возможность управлять автомобилем несовершеннолетними лицами только в присутствии взрослых водителей, которые имеют действующие водительские права, то это позволит молодым людям не достигших 18 летнего возраста получить ценный опыт вождения в реальных дорожных условиях, которые им не доступны при обучении в автошколах до получения последними водительского удостоверения.

Кроме того депутат напомнил, что подобные юношеские права выдавались еще во времена СССР, это только способствовало увеличению качества подготовки юных водителей и безопасности на дорогах страны.

К сожалению, шансов для утверждения этого законопроекта очень мало. Во-первых, данную норму не так просто ввести в закон, так как помимо федерального закона о безопасности дорожного движения необходимо будет поменять и множество других подзаконных актов и действующих норм законодательства. И еще, давайте не будем забывать и о том, что этот законопроект внес в Госдуму депутат который представляет фракцию КПРФ, которая в Государственной думе РФ численного большинства не имеет.

Хотя стоит признать, что данный законопроект многим интересен и в недалеком будущем наша страна возможно сможет разрешить на законодательном и официальном уровне управлять автомобилями молодым людям, которым уже исполнилось 16 лет. Ведь во многих западных странах подобная норма действует давно и достаточно успешно.

Но есть одно но. мы напомним, что в нашей стране молодые люди становятся дееспособными по закону только с 18 лет. А в случае получения водительских прав в 16 лет молодые люди начинают нести ответственность за свои действия в соответствии, как было предложено, с законодательным актом. Но вот что интересно, в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ лица, не достигшие возраста 18 лет не несут частично ответственности за свои поступки (за исключением Уголовно-наказуемых).

Вряд ли наши законодатели пойдут на такое, чтобы в ближайшее время поменять одни из самых важных и действующих законов страны.

Например, в самих США водительские права на управление легковым автомобилем можно получить с 14 лет. Правда это будет еще неполноценное водительское удостоверение, а так называемые ученические права, которые действительны или будут действовать до 18-летнего возраста.

Например, по достижению 18 лет молодые водители, при движении в темное время суток не имеют права управлять автомобилем без присутствия в машине взрослых людей. В некоторых штатах для молодых водителей до 18-ти летнего возраста действует запрет, на перевозку ими пассажиров младше 20 лет.

В Великобритании права для управления легковым автомобилем можно получить с 17 лет. Заявку на сдачу экзаменов можно подать уже при достижении молодыми людьми возраста 15 лет и 9 месяцев.

В Нидерландах, права для управления легковым автомобилем можно получить также как и в Великобритании, при достижении человеком 17 летнего возраста. Правда управлять машиной молодой водитель до 18 лет должен под наблюдением взрослых лиц, которые должны находиться рядом с ним в машине.

В Канаде водительские права на управление автомобилем выдаются с 16-ти летнего возраста. В некоторых провинциях права можно получить и в 14 лет. Правда согласно местному закону все молодые люди получившие права до достижения ими 18-летнего возраста, обязаны управлять автомобилем только в присутствии взрослых.

МВД утвердило изменения в правах и ПТС. Что это значит?

В МВД утвердили изменения в форме водительских удостоверений и наборе данных, содержащихся в бумажных ПТС. Соответствующий приказ за подписью главы ведомства Владимира Колокольцева опубликован на портале правовой информации.

Изменения в части водительских прав носят исключительно технический характер, о чем ранее Autonews.ru уже рассказывали в Госавтоинспекции и подтвердили в очередной раз. Дело в том, что формат удостоверения должен пройти соответствие нескольким нормативам — при этом сам документ в новом формате уже давно выдают в отделениях ГИБДД.

Все эти изменения были нужны, чтобы привести форму водительского удостоверения в соответствие российскому законодательству и нормам международного права, включая положения Конвенции о дорожном движении, принятой 8 ноября 1968 года в Вене. Согласно правилам конвенции, жители ратифицировавших ее государств могут путешествовать по этим странам с правами национального образца. В число государств входит и Россия.

В верхней части лицевой стороны на правах нового образца расположены надписи: «ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ», «PERMIS DE CONDUIRE», «DRIVING LICENCE», выполненные сиреневым цветом, размещенные в три строки в указанной последовательности.

При этом пока в МВД не рассказывают, планируют ли они оснащать водительские права электронными микрочипами — образец таких продвинутых удостоверений в Госавтоинспекции официально представили в августе 2018 года. Дальше презентации пока дело не продвинулось: на несколько запросов Autonews.ru в МВД России сообщали, что пока проект находится на стадии разработки. Однако некоторое время назад Центробанк одобрил возможность предъявлять водительские права вместо паспорта в банках для получения ряда базовых услуг. Поэтому можно сделать вывод, что все-таки документу потребуется дополнительная защита, а эту роль как раз и может выполнить микрочип.

Согласно данным из презентации ГИБДД от 2018 года, водительское удостоверение нового образца с микрочипом должно соответствовать требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года. Размеры удостоверения составят 85,6 x 54 мм. Такие удостоверения также планируют изготавливать на пластиковой основе — на многослойной структуре из поликарбоната, верхний и нижний слои которой лазероактивны. На лицевой стороне ВУ расположат защитную фоновую сетку, которая будет переливаться из голубой цветовой гаммы в розовую. На документе напечатают изображение отличительного знака Российской Федерации «RUS», а также выполненный сиреневым цветом знак наличия электронного носителя информации.

В качестве дополнительной защиты от подделки на документ нанесут изображение руля, меняющее при изменении угла зрения цвет из розового на зеленый, а также изображение дороги с линиями горизонтальной разметки, выполненное защитной сеткой, имеющей плавный переход из светло-серой цветовой гаммы в серую. Сзади появится поле размером 14 x 14 мм для нанесения QR-кода, предназначенного для автоматизированного учета и повышения сохранности записей, а также для защиты бланка и произведенных в нем записей от подделок.

В случае запуска новых прав с микрочипом сразу же заменять на них текущие не придется — они будут действительны до момента срока их истечения, а после заменяться на новые.

При всем этом уже известно, сколько будет стоить оформление ВУ с чипами. Так, 3 августа 2018 г. вступил в силу закон о повышении пошлин за оформление ряда основных документов. В нем же прописали, что, согласно изменениям в Налоговый кодекс, за оформление водительских прав нового образца придется заплатить 3 тыс. рублей. Оформление обычных прав по-прежнему стоит 2 тыс. рублей.

Что касается ПТС, то теперь в бумажную версию документа будут добавлять данные о количестве мест для сидения, не включая место водителя, а также о технически допустимой максимальной массе и ранее проведенных органами внутренних дел проверках автомобилей. В Госавтоинспекции уточнили, что речь идет только об уже выданных ПТС, поскольку с 1 ноября 2020 года в России выдают только электронные версии документа при регистрации транспортных средства — ЭПТС.

Между тем в приказе есть упоминание о том, что бланки ПТС, изготовленные ранее, будут использованы до полного их израсходования, но не позже, чем до 1 января 2025 года — этот момент идет вразрез с переходом России на ЭПТС. Autonews.ru направил соответствующее уточнение в ведомство.

В АС «Система электронных паспортов» уточнили, что ЭПТС — более функциональный инструмент по сравнению со своим бумажным предшественником, так как содержит максимальный объем информации о транспортных средствах, включая данные о техническом обслуживании, ремонте, страховании, страховых случаях и так далее.

Так, все перечисленные данные, которые в МВД добавили в ПТС уже сейчас можно вносить и в ЭПТС: это масса, мощность двигателя и другие технические характеристики, VIN-номер, данные о пробеге, наличие каких-либо ограничений при покупке/продаже, которые вносят банки, лизинговые компании. Постепенно этот список будет расширяться, например, появятся данные от судебных приставов или информация о внесении изменений в конструкцию — от ГИБДД.

В отличие от бумажного ПТС, электронную версию потерять невозможно, а документ можно вносить самую подробную информацию не опасаясь, что в нем закончится место. В ГИБДД благодаря такому инструменту теперь могут гораздо быстрее обрабатывать данные: не придется ксерокопировать бумажный ПТС, ставить печати, впечатывать в документ какие-либо уточнения. К примеру, при переоформлении машины данные о смене собственника обновляются мгновенно, что избавит продавца от возможных чужих штрафов за уже проданный автомобиль.

О новых правах и новых правилах

Замначальника отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Дмитрий Желтенков рассказал о том, как изменится жизнь российских водителей

Москва. 4 августа. INTERFAX.RU — ГАИ России подготовило поправки в закон «О безопасности дорожного движения», которые должны помочь навести порядок на дорогах. Наряду с этим вскоре в нашей стране начнется выдача водительских прав нового образца. В чем заключается суть нововведений, увеличатся ли очереди в отделах ГИБДД и нужно ли ужесточать ответственность для нарушителей, «Интерфаксу».

Дмитрий Борисович, зачем понадобилось введение новых прав, какие сюрпризы ждут автомобилистов?

Введение новых прав обусловлено необходимостью приведения формы и содержания данного документа в соответствие с требованиями поправок к Конвенции о дорожном движении 1968 года, вступивших в силу 28 марта 2006 года. Согласно данному международному соглашению Российская Федерация должна перейти на выпуск новых водительских удостоверений не позднее 28 марта 2011 года.

Новое водительское удостоверение полностью соответствует международным требованиям и будет признаваться действительным для управления транспортными средствами на территориях 143 стран, подписавших Конвенцию о дорожном движении 1968 года.

В отличие от ранее выдаваемых водительских удостоверений новый документ имеет ряд существенных преимуществ. Повышенную степень защищенности от подделок, специальный штрих-код, позволяющий ускорить процедуру его проверки. Обозначение категорий транспортных средств сопровождается специальными пиктограммами, облегчающими прочтение этого документа при участии в международном движении.

Каждая разрешенная категория транспортных средств будет обозначена датой открытия и датой окончания срока её действия, предусмотрены специальные места для внесения установленных законом ограничений.

Введение нового водительского удостоверения не предусматривает обязательной процедуры обмена ранее выданных водительских документов, поскольку они будут оставаться действительными до окончания указанного в них срока действия.

Стоимость нового водительского удостоверения определяется размером налоговой пошлины и не будет превышать двести рублей.

Появятся ли в правах новые категории транспортных средств?

Пока новых категорий не будет. Для их введения на территории Российской Федерации необходимо внести соответствующие изменения в закон «О безопасности дорожного движения», определяющий перечень существующих категорий в нашей стране.

В настоящее время нами готовятся поправки в закон «О безопасности дорожного движения», предусматривающие введение подкатегорий «А1» (легкие мотоциклы), «С1» (грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 7500 кг), «D1» (автобусы, имеющие не более шестнадцати сидячих мест помимо сиденья водителя), а также соответствующих подкатегорий составов транспортных средств. Планируется, что в законе появится также новая категория — «М» (мопед). Так называемые скутеры будут подпадать под подкатегорию «А1» или категорию «М», в зависимости от их технических характеристик.

Чтобы получить водительское удостоверение обладателям мопедов придется сдавать теоретический экзамен на знание правил дорожного движения. При этом лица, имеющие водительское удостоверение на право управления какой-либо иной категорией транспортных средств будут автоматически иметь право на управление мопедом.

Возможность сдать на категорию «А1» и «М», согласно законопроекту, получат молодые люди, достигшие 16-летнего возраста. Соответственно в более раннем возрасте ездить на мопедах по дорогам будет запрещено.

Обладателям прав придется пересдавать на подкатегории?

Нет. Люди, которые сегодня имеют ту или иную категорию, автоматически получают право на подкатегорию. Новшества коснутся только тех, кто будет обучаться по новым программам.

А форма сдачи экзаменов экстерном сохранится?

Думаю, что экстернат останется только для получения права на управление мопедом. По крайней мере, в поправках к закону о безопасности дорожного движения такая норма предусматривается.

Будут ли новые права содержать персональные данные о водителе и смогут ли они заменить собой паспорт?

Пока штрих-код будет повторять информацию, которая содержится в бланке водительского удостоверения. Хотя возможность внедрения микрочипа в удостоверение также предусмотрена. Кстати, одна из идей внедрения чипа — создание унифицированного документа, удостоверяющего личность. Однако для этого мало создать сам документ, необходима инфраструктура, позволяющая использовать его для считывания необходимой информации во всех местах возможного доступа. Над этим придется работать ещё не один год.

Как избежать ажиотажа при замене прав. Их будут менять одномоментно или по мере истечения срока предыдущих удостоверений?

Никакого аврала не будет. Права будут заменять по мере прекращения действия старых. Естественно, граждане, которые захотят получить новые документы побыстрее, смогут это сделать без проблем. Порядок остается прежний: необходимо представить медицинскую справку, паспорт и «старое» водительское удостоверение.

Когда начнется выдача новых прав?

Выпуск новых водительских удостоверений начнется с весны будущего года, а в некоторых «пилотных» подразделениях, может быть и раньше. Надеюсь, кризис не помешает выпуску новых документов, тем более что мы их максимально упростили.

Водители, которые учились на машинах с автоматической коробкой, будут иметь право на вождение «механикой»?

В новом водительском удостоверении возможность таких ограничений, как управление машиной только с автоматической коробкой передач, предусмотрена, но для этого необходимо внести соответствующие поправки в закон о безопасности дорожного движения.

Таким образом, если водитель сдал экзамен на право управления машиной с «автоматикой», он уже не сможет выехать на дорогу за рулем автомашины с «механикой». После того, как закон будет принят, этот механизм будет реализован на практике.

Какие еще новшества предусмотрены поправками в закон о безопасности дорожного движения? Планируется ли принимать меры по усилению контроля за пассажирскими перевозками?

В качестве одной из таких мер разработанным МВД России проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривается обязательная установка тахографов — приборов контролирующих режим труда и отдыха водителей, не только на автомобилях, осуществляющих международные перевозки, но и на автобусах, предназначенных для внутригородских и пригородных маршрутов, а также грузовиках, выполняющих потенциально опасные виды перевозок (крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов).

В настоящее время завершается согласование и доработка указанного законопроекта.

В целях повышения ответственности перевозчиков соответствующие изменения в дальнейшем будут в установленном порядке внесены и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В какие сроки новая редакция закона будут передана в правительство?

В настоящее время заинтересованные министерства и ведомства — Минобрнауки, Минтранс, Минобороны и др. дали положительные отзывы по законопроекту. Необходимо доработать несколько позиций и документ будет внесен в кабинет министров. Полагаю, это произойдет до конца текущего года.

Нужно, по вашему мнению, ужесточать ответственность за грубое нарушение ПДД?

Думаю, что можно было бы вернуться к обсуждению необходимости введения бальной системы штрафов. Несколько лет назад депутаты решили не будоражить общественность и отложили этот вопрос. Но эта тема остается актуальной. Сама мера позволяет ввести так называемый «второй уровень» подготовки водителей, когда человек, набравший определенное количество баллов, должен будет пройти дополнительный курс обучения. За деньги, естественно. После этого ему уже, возможно, не захочется лихачить.

Когда ГАИ будет взимать штрафы по безналичному расчету?

Такой эксперимент проводится в ряде регионов. Сейчас идет апробация оборудования на отдельных патрульных машинах. Однако данное нововведение требует тщательной проработки всех вопросов, связанных с его повсеместным внедрением. В любом случае за данной формой расчетов будущее.

Прижился ли, по Вашему мнению, специальный знак для «чайников», который был не так давно введен правилами дорожного движения?

Этот знак оказался востребованным. Сегодня он все чаще встречается на дорогах. Его установка — обязательное требование для водителей со стажем до двух лет, хотя никаких административных санкций за его отсутствие не предусмотрено. Цель знака — предупредить водителей в потоке, что за рулем находится начинающий шофер. Это помогает избежать возможных конфликтов.

А такие санкции будут введены со временем?

Такая идея была, но мы решили посмотреть, насколько эта новация приобретет популярность в среде участников дорожного движения без административного принуждения. Кстати, при прохождении техосмотра он необходим, поскольку в ходе ТО проверяется соблюдение требований Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Недавно была утверждена новая методика приема экзаменов. Когда она будет воплощена в жизнь?

Новая методика проведения квалификационных экзаменов для получения права управления транспортными средствами была утверждена начальником Департамента ОБДД МВД России Виктором Кирьяновым 9 июня этого года. Она вводится в действие с 1 ноября 2011 года, при этом предусмотрено ее досрочное применение в тех подразделениях, которые готовы технически. Напомню, что документ предусматривает сдачу первого этапа практического экзамена на автоматизированном автодроме, обязательную процедуру проведения второго этапа — вождения в городе — с применением камер фото- и видеофиксации. Наряду с этим, усовершенствован порядок приема теоретического экзамена. Человеку, допустившему одну ошибку, выдается еще пять вопросов на данную тематику, и он считается не сдавшим экзамен лишь в том случае, если в дополнительных вопросах он ошибся вновь. Таким образом, мы минимизируем возможность случайной ошибки. Там, где видеокамеры применялись в качестве эксперимента, резко сократилось число претендентов, сдавших на права с первого раза, поскольку все действия водителя, инструктора автошколы и экзаменатора были абсолютно прозрачными. Хочу заметить, что серьезных конфликтных ситуаций пока не возникало. Правда, некоторые оппоненты говорят, что использование видеокамер противоречит закону о защите персональных данных, однако мы гарантируем что информация, записанная на пленку, поступит в специальный терминал для хранения информации, и будет выдаваться только по запросу для разбора разногласий.

А много у нас автодромов? В Москве, по крайней мере, я их не видел.

Стоят обычные столбики, вокруг которых ездят начинающие водители, в то время, как инструкторы дремлют в стороне.

В настоящее время работает два таких комплекса в Челябинске, по одному — в Самаре, Кемерово, Иваново, завершено строительство автодрома в Мурманске. В Краснодарском крае автодром полностью оборудован отечественной техникой, идет строительство подобного центра в Ижевске. Как минимум на 15 подобных объектов заключены инвестиционные договоры. В Москве есть сложности с землей, хотя и в столице появились люди, которые высказывают намерение сооружать автодромы, ведь центры, где процесс обучения организован и контролируется в автоматизированном режиме, позволяют качественно готовить в разы больше людей, чем обычная автошкола, а значит, снижаются сроки окупаемости объектов. Конечно, дата введения новой методики приема экзаменов — ноябрь 2011 года — во многом «политическая». Возможно, по всей стране автоматизированные комплексы к этому времени в достаточном количестве по экономическим причинам не успеют появиться, и сроки могут быть отнесены. Но ведь всегда нужно с чего-то начинать.

Существует мнение, что автоматизированные автодромы не нужны автошколам и должны применяться только для сдачи экзаменов в Госавтоинспекции. Однако, по нашему мнению, строительство таких автодромов призвано решить комплексную задачу повышения качества подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении. Ведь каждый такой объект может и должен функционировать как минимум в двух режимах – учебном и экзаменационном (зачетном). Комплексное применение автоматизированных автодромов позволит также оптимизировать общественные затраты на решение этой важной для обеспечения безопасности дорожного движения проблемы.

Сейчас автодромы строит социально ответственный бизнес, который не требует компенсации собственных затрат за использование автодрома при приеме экзаменов.

Понимая необходимость разрешения этой проблемы, мы прорабатываем вопрос о внесении соответствующих изменений в постановление правительства, регламентирующего правила сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений, где были бы урегулированы все вопросы, связанные с предоставлением автодромов и других объектов учебно-материальной базы автошкол для приема экзаменов.

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

С 1 марта 2022 года водительскую справку планируют перевести в электронный вид

02.08.2021

С 1-го марта 2022-го года медицинское заключение, которое подтверждает возможность управления автомобилем (проще говоря, водительскую справку), переведут в электронный вид. По крайней мере, это подразумевает законопроект, подготовленный Министерством внутренних дел и опубликованный на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Такой шаг, кстати, позволит наладить оперативное взаимодействие Министерства здравоохранения и МВД с тем, чтобы информировать МВД о состоянии здоровья водителей.

Иными словами, представленный законопроект предлагает создать систему, при которой водителя с действующим водительским удостоверением, уже прошедшего ранее медицинской осмотр и получившего заключение «годен», смогут «лишить прав» до следующего медицинского осмотра, если при его любом обращении к врачу обнаружатся заболевания, являющиеся противопоказаниями для вождения.

На данный момент, по сути, водители проходят медицинский осмотр раз в десять лет — каждый раз, когда истекает срок действия водительского удостоверения и возникает необходимость его продлить. Однако за десять лет состояние здоровья человека может серьезно измениться. То есть: у него могут развиться болезни, которые не позволяют управлять автомобилем, в то время как он по-прежнему будет иметь права на вождение.

Как подчеркивают в Министерстве внутренних дел, такая ситуация складывается из-за того, что между ГИБДД и медицинскими учреждениями не налажено постоянное информационное взаимодействие. Как правило, сведения о состоянии здоровья водителя в ГИБДД узнают только тогда, когда он приходит за новым водительским удостоверением.

В ответ на это в МВД разработали порядок, в соответствии с которым ведомство сможет оперативно получать информацию о выявленных противопоказаниях к вождению и так же оперативно на их основании приостанавливать действие водительского удостоверения.

Согласно законопроекту, происходить это будет следующим образом. Если у человека, который имеет водительские права, при любом посещении врача обнаружатся заболевания, являющиеся противопоказаниями к управлению автомобилем, то его направят на обследование или лечение, а затем — на внеочередной медицинский осмотр. На это время действие его водительской справки приостановят: врач в электронном виде оформит соответствующее медицинское заключение в электронном виде, направит его в специально созданный реестр медицинских заключений, а через этот реестр информация станет доступна ГИБДД.

В свою очередь, ведомство, получив такие данные, приостановит и действие водительского удостоверения.

Далее, если внеочередной медицинский осмотр покажет, что на самом деле противопоказаний для вождения нет, права тут же восстановят. Если же наличие заболеваний подтвердится, удостоверение будет признано недействительным и водитель должен будет его сдать, о чем его, естественно, уведомят.

Вместе с тем законопроект предусматривает, что впоследствии (видимо, после обследования и лечения) водитель сможет получить новое водительское удостоверение взамен того, которое было признано недействительным. Однако при этом права будут выданы не на 10 лет, а до того срока, который был установлен в прежнем удостоверении.

Такую систему, повторимся, равно как и в принципе «цифровизацию» водительской справки, планируют запустить с 1-го марта следующего года.

В то же время, напомним, с 1-го января 2022-го года должен измениться порядок прохождения медицинского осмотра. В него как минимум собираются включить обязательные тесты на наркотики (экспресс-тесты — на первом этапе, лабораторные исследование — если экспресс-тесты окажутся положительными), однако рассматривается также и вопрос о проведении «анализов на хронический алкоголизм»

Права будут выдавать с 17 лет, а иностранные в/у будут недействительны – это правда?

В сети активно обсуждают поправки в законодательство 2021 года О безопасности дорожного движения. Но многие издания пишут не совсем верную информацию. Так, вы можете прочитать, что по новому закону права можно будет получить с 16 лет (по другим – с 17 лет), все иностранные водительские удостоверения, включая украинские, признают недействительными, а мотоциклистам запретят ездить на тяжёлых двухколёсных. Правда всё это или нет, когда вступают в силу изменения и как всё будет на самом деле, давайте выяснять!

Что за новый закон?

На самом деле, его ещё нет. Если быть точнее, то это проект закона – формальный статус правоустанавливающего акта он ещё не принял, а потому говорить о вступлении в законную силу пока ещё рано.

Действительно, МВД подготовило ряд изменений в ФЗ №196 О безопасности дорожного движения. И вот наиболее распространяемые из них:

  • изменён минимальный возраст, с которого можно будет получить права определённых категорий,
  • в частности, на категорию B для езды на легковых авто можно получить в/у также, как и ранее, с 18 лет (и именно это правда), но допуск будет осуществляться при соблюдении ряда условий с 17 лет,
  • иностранное водительское удостоверение признают недействительным по истечении полугода со дня переезда иностранца в Россию,
  • вводится новая подкатегория A2, а на основную категорию A для управления мотоциклами установят ограничение в 2 года стажа для её получения.

Но главное, так как это ещё только законопроект, он может дополняться, изменяться и правиться в рамках обсуждения даже после внесения в Госдуму. А по состоянию на 2021 года он ещё не зарегистрирован для последующего принятия.

А пока давайте рассмотрим основные изменения.

Права с 17 лет – правда?

Нет, как мы уже указали выше. Никто не будет наделять несовершеннолетних правом управления автомобилями с весом не менее одной тонны. Но всё же хорошие новости для 17-летних автолюбителей есть, а вместе с ними и плохие. И начнём мы с хороших, а плохую приведём сразу ниже!

Водительские права всё также можно получить с 18 лет (со следующего дня за днём рождения), но допуск к управлению легковыми машинами можно будет получить с 17 лет – только в присутствии сопровождающего и при условиях, определённых правительством РФ.

Вот 2 официальные цитаты из новой редакции закона:

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • .
  • транспортными средствами категории B – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи;

До достижения указанными лицами восемнадцатилетнего возраста для получения права на управление транспортными средствами категории «В» самостоятельное управление транспортными средствами категории «В» допускается с сопровождающим при соблюдении условий, определённых Правительством Российской Федерации.

Остаётся вопрос – как определены этим самым правительством условия такого сопровождающего? А ровным счётом никак! Как раз в рамках принятия нового закона о разрешении несовершеннолетним молодым людям ездить на автомобиле с 17 лет и будет разработано соответствующее постановление правительства.

На 2021 год подробностей о таких условиях пока нет никаких. Но таковыми могут быть следующие:

  • наличие стажа не менее определённого количества лет у «инструктора», который будет сидеть рядом и контролировать несовершеннолетнего,
  • возможно, это даже должен быть преподаватель автошколы,
  • но далеко не факт, что саму машину обязуют оборудовать дополнительными педалями.

Таким образом, тот факт, что 17-летних автолюбителей наделят правом управления и выдадут водительское удостоверение – неправда, миф, распространяемый не совсем подкованными изданиями. Правда заключается в том, что их допустят к возможности ездить по дорогам без наличия прав, но со специальными сопровождающим человеком рядом.

А теперь к плохой новости для только ещё обучающихся на права несовершеннолетних.

Пьяным права не будут выдавать. первое время

Если до получения прав впервые вас поймают пьяным за рулём автомобиля либо вы откажетесь от освидетельствования, то получить в/у даже в 18 лет вы не сможете, а только позже – когда закончится срок подвергнутости ответственности; этот срок составляет 1 год с даты полного погашения штрафа либо окончания административного ареста.

Согласно действующему на 2021 год Административному кодексу речь идёт о 2 наказаниях:

  • если водитель, не имеющий прав, попался пьяным за рулём, то его ждёт арест на 10-15 суток либо штраф 30 000 для лиц, в отношении которых не может применяться арест; к таким лицам относят и несовершеннолетних (часть 3 статьи 12.8 КоАП),
  • такая же санкция ждёт водителя, факт опьянения которого не установлен, потому что тот отказался от освидетельствования (часть 2 статьи 12.26 КоАП).

Согласно статьи 4.6 того же Кодекса человек считается подвергнутым наказанию с даты окончания санкции (полной оплаты штрафа или истечения срока ареста) и в течение года после этого. Таким образом, в течение этого срока вы не сможете получить водительское удостоверение, даже если вам исполнилось 18 лет.

Давайте рассмотрим на примере. Допустим, вы закончили автошколу и успешно сдали экзамен в ГИБДД, и вам 17 лет. 10 января 2021 года вам исполняется 18 лет. Но 20 января этого же года вас поймали пьяным за рулём автомобиля и назначили штраф 30 тысяч, который вы оплатили 10 февраля. Таким образом, по новому закону права вы сможете получить только 11 февраля следующего года – ровно через год после исполнения наказания.

Новая подкатегория A2

Изменениями в ФЗ №196 также вводится новая подкатегория мотоциклов, которая по сути заменит собой основную категорию A. А вот эта основная категория уже будет включать тяжёлые и мощные мотоциклы, и для её получения вам должно быть не менее 24 лет или 20 лет при условии наличия стажа от 2 лет другими категориями.

То есть по-новому допуск к езде на мотоциклах будет осуществляться по следующим отметкам в правах:

  • подкатегория A1 – лёгкие мотоциклы с объёмом до 125 см 3 ,
  • A2 – более тяжёлые мотоциклы с мощностью двигателя до 35 кВт, а также соотношением мощности к массе не более 0,2 кВт на кг веса,
  • A – основная категория, которая уже подразумевает мототранспорт, превышающий указанные выше значения.

А получить права с категорией A можно будет 2 видам мотолюбителей:

  • если вам исполнилось полных 24 года,
  • если вам исполнилось 20 лет, но у вас есть права с подкатегорией A2 и им не менее 2 лет стажа.

Официальные трактовки нового закона:

подкатегория A2 – мотоциклы с максимальной мощностью, не превышающей 35 киловатт, и соотношением максимальной мощности к разрешённой максимальной массе не более 0,2 киловатт на килограмм;

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
транспортными средствами категории A – лицам, достигшим двадцатичетырёхлетнего возраста; лицам, достигшим двадцатилетнего возраста и имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории А2 в течение не менее двадцати четырёх месяцев;

Иностранные права: можно ли ими пользоваться в России и как их обменять

Иностранные водительские права в России — это документ, полученный и разрешающий управление транспортным средством в другом государстве. Для граждан РФ и некоторых категорий иностранцев они признаются недействительными и требуют замены.

Кто может использовать в России иностранные права

Ответ на вопрос, можно ли ездить с иностранными правами в России, содержит ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Он же регулирует порядок их использования.

На основании иностранного национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям «Конвенции о дорожном движении» (заключена в Вене 08.11.1968), к управлению транспортным средством допускаются иностранцы, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории России (п.12 ст. 25 196-ФЗ).

Если записи на правах произведены буквами, не совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита, то они признаются действительными только при наличии заверенного перевода на русский язык.

Когда это запрещено

Российские граждане использовать иностранное водительское удостоверение в России не вправе. Об этом свидетельствует судебная практика: решение №7-562/2017 от 31.05.2017 Ленинградского областного суда, постановление Верховного суда РФ от 27.12.2018 №38-АД18-8.

Поправки от 01.06.2017 г. в Закон 196-ФЗ внесли ясность в вопрос, можно ли работать с иностранными правами в России. Иностранцы не вправе осуществлять предпринимательскую и трудовую деятельность, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами на основании иностранного национального водительского удостоверения (это ограничение не распространяется на граждан государств, где русский язык является официальным).

База судебных решений поможет определиться в спорной ситуации. Для работы понадобится доступ в КонсультантПлюс, получите его бесплатно по ссылке ниже.

Как получить российские права

Российские права для иностранных водителей в России в 2020 году выдаются после сдачи соответствующих экзаменов в ГИБДД. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие возраста, установленного ст. 26 Закона №196-ФЗ, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами. Сдача экзамена обязательна как при первичном получении удостоверения, так и при замене на российское. Подробно о том, как получить российские права, если есть иностранные или международные, изложено в постановлении правительства от 24.10.2014 №1097.

Требования к заявителям

  • минимальный возраст, с которого разрешается управление транспортным средством — 16 лет (категория М и подкатегория А1), для категорий В и С — 18 лет, для других категорий — 21 год;
  • отсутствие медицинских ограничений к управлению ТС (подтверждается справкой по форме №003-В/у);
  • знание российских ПДД и обладание навыками вождения (подтверждается сдачей экзамена в ГИБДД).

Необходимые документы

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • медицинское заключение;
  • национальное водительское удостоверение;
  • нотариально заверенные переводы на русский язык вышеуказанных документов.

Образец заявления (фрагмент)

Стоимость и сроки оформления

Государственная пошлина за водительское удостоверение для иностранных граждан в России в 2020 году составляет 2 000 рублей, так же как и для российских. При оплате через портал «Госуслуги» предоставляется скидка 30%.

Срок оформления — 1 день с момента сдачи экзамена.

Кому менять права не надо

  • если иностранец управляет транспортным средством в частном порядке;
  • если иностранец — работник в сфере автоперевозок — гражданин Киргизии, Казахстана, Белоруссии.

Венская конвенция о водительском удостоверении иностранных граждан признает его действительным, если оно:

  • представляет собой официальный документ;
  • его официальное название «Водительское удостоверение» (driver’s license) на одном или нескольких языках);
  • записи внесены буквами латинского алфавита (или же дублируются с их помощью);
  • в документе есть подробная информация о владельце и необходимые реквизиты (Ф.И.О., дата рождения, регистрация, № и срок действия удостоверения, открытые категории и пр.).

Какие права не обменяют

Права не обменяют, если они:

  • не соответствуют требованиям Венской конвенции;
  • утрачены (похищены);
  • просрочены.

В этих случаях получение российского удостоверения производится после прохождения в установленном порядке соответствующего обучения.

Если обнаружатся сведения о лишении заявителя права управления транспортными средствами, в услуге обмена водительского удостоверения тоже откажут.

Ответственность за нарушения

Управление транспортным средством лицом, имеющим водительское удостоверение, признанное недействительным на территории Российской Федерации, приравнивается к управлению без прав. В соответствии с ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ в таком случае взимается штраф за иностранные водительские права в размере от 5 000 до 15 000 рублей.

На должностное лицо, допустившее к работе водителя, использующего иностранные права на территории РФ при выполнении служебной функции, в случае проверки наложат штраф 50 000 рублей.

Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 мая 2015 г. N 130-ФЗ) статья 25 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

категория «А» — мотоциклы;

категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

категория «BE» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

категория «Tm» — трамваи;

категория «Tb» — троллейбусы;

категория «М» — мопеды и легкие квадрициклы;

подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

подкатегория «В1» — трициклы и квадрициклы;

подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

подкатегория «С1E» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 437-ФЗ в пункт 2 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее — экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией с учетом имеющихся медицинских ограничений и (или) медицинских показаний.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденный приказом МВД России от 20 октября 2015 г. N 995

См. Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденный приказом МВД России от 20 февраля 2021 г. N 80

3. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.

Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 4 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.

5. В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Водительские удостоверения, выданные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ, признаются действительными до окончания установленного в них срока

6. Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 7 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «А», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «В» — подкатегории «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «С» — подкатегории «С1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «СЕ» — подкатегории «С1E», категории «DE» — подкатегории «D1E».

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «М».

8. Международное водительское удостоверение выдается на срок до трех лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения.

Выданное в Российской Федерации международное водительское удостоверение признается недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.

9. Выдача российских национальных и международных водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных национальных и международных водительских удостоверений, выданных в других государствах, не производится.

10. Образцы российских национальных водительских удостоверений и образцы международных водительских удостоверений утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

11. В случае, если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений.

12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 26 июля 2017 г. — Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 204-ФЗ

ГАРАНТ:

Пункт 13 статьи 25 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июня 2017 г.

13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

14. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании международного водительского удостоверения при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением.

15. Национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основе взаимности при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита.

16. Иностранные национальные и международные водительские удостоверения признаются действительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по достижении владельцами указанных водительских удостоверений возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Федерального закона для соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств.

17. Положения, предусмотренные пунктами 13 и 16 настоящей статьи, не применяются в случаях участия транспортного средства в международном движении.

ГАРАНТ:

Абзац первый пункта 18 статьи 25 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ)

18. Порядок обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

19. К транспортным средствам категорий «В», «С» и подкатегории «С1» приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к соответствующим категориям и подкатегории.

20. Классификация транспортных средств и их самоходных шасси, перечисленных в настоящей статье, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Информация об изменениях:

Статья 25 дополнена пунктом 21 с 2 июля 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ

21. Действие требований, установленных пунктами 2 — 20 настоящей статьи, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

Новый закон для водителей мигрантов

Замена водительского удостоверения — обязательная юридическая процедура для всех иностранных граждан. Если житель другой страны не имеет при себе российских прав, то по закону он должен быть оштрафован. Наличие российского удостоверения не отменяет обязательное наличие международного.

Описание закона

Закон №92 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс РФ об административных правонарушениях» были приняты 26 апреля 2013 года. Вступил в силу законодательный акт 7 мая 2013 года. Последние поправки в закон вносились 1 июня 2017 года.

Законом регламентируется запрет иностранным гражданам на вождение транспортных средств без водительских прав, выданных на территории РФ. (Кстати, изучите внимательно закон о транспортной безопасности с последними изменениями).

Запрет распространяется на:

  • индивидуальных предпринимателей;
  • физические лица;
  • юридические лица.

В законе перечисляют категории транспорта, для вождения которого необходимо наличие водительского удостоверения.

  • категория А — мотоциклы;
  • категория В — автомобили, масса которых не превышает 3 с половиной килограммов и количество сидячих мест не более 8;
  • категория — автомобили, масса которых превышает 3500 килограммов;
  • категория Д — автомобили, которые предназначены для перевозки пассажиров и количество пассажирских мест превышает 8 и другие.

Согласно закону, права на управление автомобилем или другим транспортным средством предоставляются мигранту, если он сдал все экзамены.

Экзамены проводят должностные лица органов внутренних дел РФ. Согласно ФЗ, водительское удостоверение Российской Федерации выдается сроком в десять лет. Международные водительские права выдаются сроком в три года.

Вождение транспортных средств иностранными гражданами при наличии только международных прав запрещено. Допускается вождение автомобиля при наличии международных прав и удостоверения РФ.

Процедура смены прав

В случае, если гражданин не собирается оставаться в России на ПМЖ, замена прав для него — необязательное условие. Если мигрант пребывает на территории РФ больше 60 дней, то его водительские права теряют силу.

Список документов для замены водительских прав иностранцу:

  • удостоверение личности и его юридически заверенная копия;
  • справка, подтверждающая регистрацию;
  • водительское удостоверение и его юридически заверенная копия;
  • 2 фотографии размером 4*6. Фотографии должны быть матовые;
  • чек об уплате госпошлины;
  • медицинская справка о здоровье водителя;
  • заявление на сдачу обязательного экзамена;
  • чек об уплате экзамена. Сумма оплаты составляет 800 рублей.

Для получения водительского удостоверения мигрант должен пройти курс обучения вождению. Курс состоит только из теоретической части и может быть пройден дистанционно.

Самое главное при замене прав — сдача теоретического курса ПДД в ГИБДД.

При наличии временной регистрации в РФ у иностранца есть возможность получения водительского удостоверения на время прибытия на территории России. Для продления своих прав иностранцу необходимо уплатить госпошлину размером в 800 рублей.

Скачать

Закон №92 включает в себя 3 статьи. В них регламентируется порядок сдачи экзамена для получения водительского удостоверения. Законом также регламентируются основные положения в отношении допуска к управлению автомобилем.

Для того чтобы ознакомиться с последними изменениями ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс РФ об административных правонарушениях», скачайте его по ссылке.

Последние изменения в законе №92

Последние изменения в закон вносились 23 мая 2015 года. Поправки вносились в часть 2.1 статьи 3.

Согласно новым изменениям, абзац 38 пункта 2 вступает в силу 1 июня 2017 года. На основе этих изменений иностранным гражданам запрещено управлять транспортным средством без наличия прав, выданных на территории Российской Федерации.

Новый закон о замене водительских прав иностранных автомобилистов предусматривает сдачу одного теоретического экзамена и двух практических.

Согласно закону, за вождение автомобиля без наличия российских прав водителю выписывается штраф. Размер его от 5 до 15 тысяч рублей. Руководители иностранных фирм могут быть оштрафованы на сумму 50 тысяч рублей.

Чтобы сдать экзамен в ГИБДД кандидат должен пройти процедуру допуска к экзаменационным заданиям. Срок принятия решения о допуске — 15 дней.

Список необходимого для получения допуска:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • мед. справка;
  • чек об уплате госпошлины;
  • свидетельство о регистрации;
  • документ, подтверждающий обучение в автошколе.

Мигранты, у которых есть неоплаченные штрафы, не могут получить допуск к экзаменам.

Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ, скачайте его тут.

Замена иностранных водительских прав на российские

В этой статье Вы узнаете может ли иностранный гражданин ездить на автомобиле в России по водительскому удостоверению своей страны; может ли иностранный гражданин ездить в России по российским правам и какие существуют ограничения; может ли гражданин РФ ездить в России с иностранными правами и другую важную информацию.

Нормативные документы, используемые в статье:

  • Венская конвенция — «Конвенция о дорожном движении» (Заключена в г. Вене 08.11.1968);
  • Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»;
  • Приказ МВД России от 20.10.2015 N 995 «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений»;
  • Приказ Минздрава России от 15.06.2015 N 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители ТС).

Рассмотрим по порядку различные ситуации.

Вождение в России по иностранным правам

Управлять автомобилем на территории России по иностранным правам можно, если водитель является гражданином иностранного государства.

Не допускается управление ТС на основании иностранных национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами (пункт 13 статьи 25 ФЗ № 196 от 10.12.1995 — вступил в законную силу 01 июня 2017 года).

Положение пункта 13 статьи 25 не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального (прим. граждан Белоруссии), осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами (в ред. 204-ФЗ от 26.07.2017).

Иностранный гражданин с российскими правами

Иностранные граждане вправе получить водительское удостоверение РФ. Получение российского удостоверения дает иностранному гражданину право работать в сфере автоперевозок на территории России. Российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет.

В 2021 году вступят новые правила: Иностранные водительские удостоверения прекратят действие через 6 месяцев после получения российского паспорта. Подробно в статье.

Гражданин России с иностранными правами

Если вы являетесь гражданином России и постоянно проживаете в России, то и ездить вы должны только по российским правам. Право любого государства не признавать действительными иностранные права для граждан своей страны закреплено в Венской конвенциеи о дорожном движении (пункт 7 статьи 41):

участники конвенции не обязаны:

a) признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другой Договаривающейся Стороны лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения;

b) признавать действительность вышеуказанных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию.

Таким образом, будучи гражданином РФ и резидентом РФ, вы не можете использовать иностранное водительское удостоверение на територии России. Даже если вы получили иностранные права в туристической поездке или во время временного проживания на территории другой страны, то использовать их в России вы не сможете.

Граждане и резиденты РФ имеют право управлять транспортными средствами на территории России только по водительским удостоверениям РФ.

Об этом свидетельствует сложившаяся судебная практика, примеры судебных решений:

  • Октябрьский районный суд (г. Санкт-Петербург) — СКАЧАТЬ
  • Фрунзенский районный суд г. Владивостока (Приморский край) — СКАЧАТЬ
  • Ленинский районный суд г.Тюмени (Тюменская область) — СКАЧАТЬ
  • Гатчинский городской суд (Ленинградская область) — СКАЧАТЬ

Суды в своих решениях указывают (пример формулировки):

С учетом того, что Тад******ва С.М. является гражданином Российской Федерации, не является лицом постоянно или временно проживающим либо временно пребывающим на территории Российской Федерации, государством национальной (гражданской) принадлежности Тад******ва С.М. является Российская Федерация, следовательно, национальными документами для него являются документы, выданные компетентными органами Российской Федерации для использования на территории Российской Федерации.

Таким образом, положения правовой нормы (статья 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»), позволяющее управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении граждан РФ не применимы, они распространяются на временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Штраф российским гражданам за вождение по иностранным правам

Если гражданин России управляет автомобилем по иностранному водительскому удостоверению и при этом у него отсутствуют права российского образца, считается, что водитель не имеет права управления транспортными средствами на территории России.

За такое нарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей (статья 12.7. КоАП РФ).

Обмен иностранных ВУ на РФ (порядок замены иностранных прав)

Порядок обмена иностранного водительского удостоверения на российское устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно постановлением от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 04.02.2016) «О допуске к управлению транспортными средствами».

Обмен производится по результатам проведения экзаменов. Желающим получить права российского образца необходимо сдать:

  • теоретический экзамен;
  • экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством;
  • экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.

Таким образом, если Ваше Водительское удостоверение соответствует международным требованиями, закрепленным в Венской конвенции, обменять его на российское можно без прохождения учебы в автошколе.

Для обмена иностранного национального водительского удостоверения представляются следующие документы:

  1. заявление;
  2. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  3. медицинское заключение (справка по форме 003-В/у, утверждена приказом Минздрава России от 15.06.2015 N 344н);
  4. иностранное водительское удостоверение.

ВАЖНО: Иностранные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат. В таком случае получать водительское удостоверение российского образца необходимо в общем порядке с прохождением учебы в автошколе.

Иностранное водительское удостоверение возвращается его владельцу одновременно с выдачей российских прав. Отметки о имеющемся стаже должны отображаться в пункте 14 полученного водительского удостоверения:

Какие национальные права соответствуют венской конвенции

В международной конвенции «О дорожном движении» определены признаки, которыми должно обладать водительское удостоверение государств, присоединившихся к этому договору, а именно:

  1. водительское удостоверение должно представлять собой документ.
  2. удостоверение печатается на языке или языках, определяемых компетентным органом, который выдает этот документ; однако на нем указывается на французском языке название «permis de conduire», которое может сопровождаться или не сопровождаться названием «Водительское удостоверение» на других языках, а также название и/или отличительный знак страны, в которой это удостоверение выдано.
  3. вносимые в удостоверение записи делаются либо только буквами латинского алфавита или прописью, либо повторяются таким же образом.
  4. в удостоверении в обязательном порядке указываются перечисленные ниже сведения; эти сведения нумеруются цифрами от 1 до 11:
    1. фамилия
    2. имя и отчество
    3. дата и место рождения
    4. место жительства
    5. орган, выдавший удостоверение
    6. дата и место выдачи удостоверения
    7. дата окончания действия удостоверения
    8. номер удостоверения
    9. подпись и/или штамп или печать органа, выдавшего удостоверение
    10. подпись владельца
    11. категория или категории, либо подкатегории транспортных средств, на которые распространяется это удостоверение, с указанием даты выдачи удостоверения и дат окончания действия для каждой из этих категорий.

Таким образом, обменять иностранные права на российские можно без прохождения обучения в автошколе, сдав необходимые экзамены, при условии, что иностранное ВУ соответствует Венской конвенции и указанным выше требованиям.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию