0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Петербургские дилеры сообщили об остром дефиците LADA

Петербургские дилеры сообщили об остром дефиците LADA

В петербургских автосалонах четвертых месяц подряд наблюдается острый дефицит автомобилей LADA, а также ряда иностранных брендов. Участники рынка прогнозируют, что поставки стабилизируются не раньше ноября.

Лист ожидания

Дефицит автомобилей LADA начался во второй половине марта и продолжается до сих. Сначала это произошло из-за приостановки работы завода в связи с пандемией, затем «АвтоВАЗ» ушел в корпоративный отпуск с 27 июля по 16 августа, рассказали участники рынка.

«За июль у нас выбрали практически все популярные модели, в целом прирост по продажам в июле этого года к июлю прошлого составил около 50%. Самые продаваемые модели — это LADA Vesta и классическая LADA Niva, на них сейчас очередь от месяца до двух», — рассказал РБК Петербург топ-менеджер одного из петербургских автосалонов LADA, подчеркнув, что сейчас в наличие остались не самые востребованные модели.

«Да, действительно в настоящее время наблюдается острый дефицит автомобилей LADA в Санкт-Петербурге, особенно среди таких моделей, как 4х4, Granta и Vesta», — говорит руководитель отдела продаж «Питер-Лада» Александр Засимов.

В настоящее время в Петербурге работает десять официальных дилеров LADA. Участники рынка отмечают, что продажи этого бренда выросли как за счет отложенного спроса в течение трех месяцев режима самоизоляции, так и за счет обедневших потребителей. «К нам приходят семьи, которые планировали покупку иномарки, но из-за падения доходов теперь не могут позволить себе ее, поэтому переключаются на покупку отечественного бренда», — рассказал топ-менеджер дилерского автосалона LADA.

Участники рынка говорят, что поставки и квоты дилеров LADA вернутся в штатный режим работы не ранее октября-ноября.

Дефицит у тройки лидеров

LADA в Петербурге занимает вторую строчку по продажам, первое у KIA, третье — у Hyundai. У этих брендов тоже наблюдается нехватка продукции по ходовым моделям, хотя и не так остро, как у LADA, отмечают участники рынка.

«В основном, на рынке дефицит наблюдается в массовом сегменте, который участвует в программах поддержки авторынка. Иногда отсутствует товар и среди новых моделей, которые только выходят на рынок, например, Haval H5», — заявляет эксперт «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов, напоминая, что с 1 июня в России действуют четыре программы поддержки авторынка: при покупке первого автомобиля, семейного автомобиля, трейд-ин и автомобиль для медицинского работника.

В апреле-мае многие заводы в России останавливали производство автомобилей и не работали на полную мощность, когда же они заработали, то дилерам сложно было спрогнозировать отложенный спрос, скопившийся за два месяца, и в целом поведение покупателя.

Исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков подчеркивает, что ситуация по наличию товара по всем брендам разная. Но в целом дефицит есть как среди невостребованных автомобилей (так как дилеры не спешат их выкупать, опасаясь не продать), так и среди популярных моделей (которых нет в наличии из-за простоя заводов и нехватки автозапчастей).

Повышенный спрос

В июне 2020 года в Петербурге было продано на 4% больше (1600 штук) автомобилей LADA, чем годом ранее. У лидера рейтинга Kia продажи в июне снизились на 17%, до 1531 штук, а Hyundai — выросли на 16%, до 1717 единиц. За полугодие падение продаж Kia составило 31%, LADA — 22%, Hyundai — 28%, подсчитали аналитики «Auto-Dealer-СПб». В целом по Петербургу продажи автомобилей в первом полугодии сократились на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Эксперты считают, что повышенный спрос, образовавшийся летом, не поможет отыграть падение продаж в первом полугодии. По прогнозам «Auto-Dealer-СПб», продажи автомобилей по итогам 2020 года при нынешних условиях могут сократиться в Петербурге на 20-25% (в штуках). По словам Дениса Гаврилова, при негативном сценарии (в случае второй волны пандемии и введения жестких ограничительных мер) падение рынка может превысить 30%.

На базе чего сделана Лада Веста?

Вопреки расхожему мнению, седан Веста базируется на собственной архитектуре, хотя и с заимствованиями от автомобилей Renault. Архитектура B0, о которой часто говорят в СМИ – это основа другой модели ВАЗ, то есть кроссовера X-Ray. На платформе B0 построен автомобиль Renault Duster, выпускаемый с 2010 года. О том, на какой базе сделана Лада Веста, будет рассказываться дальше.

Из чего состоит платформа LADA B

Читатель мог догадаться, что платформа LADA B стала основой модели Веста. И эта платформа вобрала в себя черты трёх разных проектов: LADA C, «проект 2180», «рестайлинговая Лада Приора».

LADA 2180, тест-драйв

Одна коробка и один двигатель позаимствованы у «альянса»: речь идёт о «механике JHQ», а также о двигателе «HR16DE». Два эти узла отлично сочетались друг с другом, но не с чем-то ещё. А вот моторы «ВАЗ» комплектуются и российскими, и французскими коробками. Здесь говорится о моторах 21129 (1,6) и 21179 (1,8).

В комплектациях Весты есть только коробка JHQ, а также «робот», построенный на базе тросовой коробки ВАЗ-2180. Она, в свою очередь, создавалась, как часть «проекта 2180», который реализован не был. Коробка 2180 устанавливалась на Гранту и Калину-2.

Что касается двигателей, мотор 21179 создавался для седана LADA C. Он перекочевал в кроссоверы X-Ray (B0), но совместимость с платформой LADA B тоже никто не отменял.

Характеристики ДВС 21179 и 21129

Список «от и до»

Подробнее о датах выхода новых кузовов Веста здесь:

По идее, Лада Веста сделана на базе унифицированной платформы, которая могла стать основой разных моделей: кроссовера, минивэна и т.д. Базовая платформа называется LADA B, но это не значит, что она предназначена для легковушек B-класса. Сама модель Веста находится ближе к C-классу. И для неё предусмотрены двигатели:

  • 21179 – объём равен 1,78 л, мощность превышает 120 сил. Мотор проектировался, как часть платформы LADA C;
  • 21129 – дальнейшее развитие агрегатов ВАЗ-21127, которые разрабатывались для Приоры-2, но сначала устанавливались на Калину-2 и Гранту;
  • HR16DE – вариант для тех, кто предпочитает продукцию Renault-Nissan и цепной привод ГРМ.

Рассмотрим, как выглядит список «коробок»:

  • 2182 – робот, разработанный для Приоры-2 и построенный на базе МКП «2180»;
  • JHQ – 5МКПП фирмы Relault. Единственный агрегат, подходящий для мотора HR16DE и выпускаемый АвтоВАЗом.

Наверное, о коробках и двигателях вопросов у читателя не осталось. Рассмотрим более простые элементы – детали подвески, модуль крепления двигателя и т.д.

Кузов, ходовая часть, рулевая рейка

Лада Веста сделана на базе кузова с подрамником. Этот элемент, являясь частью подвески, удерживает на себе двигатель. Подобные решения в серийных Ладах раньше не применялись.

Подрамник Весты – элемент передней подвески

Новых решений в платформе LADA B можно найти множество:

    Рулевая рейка теперь соединена с L-образным рычагом, а не с выступом у основания амортизатора (так было раньше);

Передняя подвеска седана

Структура кузова Весты – это проект LADA C. Речь шла о седане C-класса, который готовили к выпуску в 2015-м.

LADA C, седан, 2015 год

К сожалению, проект не пошёл в серию. Но наработки не пропали даром: некоторые элементы были упрочнены, другие – наоборот, облегчены или изъяты. Так появился кузов седана Веста.

Дорожный просвет автомобиля равняется 170 мм – значение измеряли при полной загрузке. Ход стоек передней подвески составил 82/88 мм (сжатие/отбой). Для задней подвески характерны другие значения – 100/100 мм.

Всё же, ответим на вопрос, на какой базе сделана Лада Веста:

  • Кузов – проект LADA C, но с доработками;
  • Задняя подвеска – Renault Megane;
  • Передняя подвеска – все узлы разработаны «с нуля»;
  • В конструкции применены решения, никогда не используемые раньше: подрамник, L-образные рычаги и т.д.

Истязаем горами вариаторы седана Lada Vesta и универсала SW Cross

Самая доступная Vesta 1.6 (113 л.с.) с вариатором — это седан в комплектации Classic Start Plus за 736 900 рублей. При равенстве комплектаций доплата относительно модификации 1.8 (122 л.с.) с «механикой» составляет 50 тысяч. Исключённый из линейки «робот» был на 25 000 дешевле.

Появление семейства Lada Vesta с вариатором Jatco JF015E вкупе с локализованным франко-японским мотором H4M — новость более значимая, чем сам по себе дебют бесступенчатой трансмиссии на автомобилях АвтоВАЗа. Приподнятый хэтч Xray Cross, первым получивший такой силовой агрегат, — не самая важная для рынка машина. В отличие от Весты, занимающей второе место по продажам после вазовской же Гранты. И это при отсутствии понятной потребителю двухпедальной версии: машины с «роботом» АМТ особым спросом не пользовались.

Десять процентов Вест продавались с АМТ — это мало. Судите сами: даже у бюджетников Renault на двухпедальные версии приходится 40% реализованных в этом году Логанов и Сандеро. А, скажем, корейские одноклассники Rio и Solaris продаются главным образом с «автоматами»: доля таких версий достигает 72%. Поэтому «робот» для Весты упразднён, и АвтоВАЗ надеется, что модификация с вариатором наберёт хотя бы 30% заказов.

По Весте с «роботом» я горевать не буду: даже после обновления софта управление тягой оставляло желать лучшего. С вариатором Lada потяжелела всего на пару килограммов относительно версии 1.8 АМТ. Несмотря на потерю мощности, двухпедальная Vesta стала динамичнее: заявленное время разгона до 100 км/ч сократилось в среднем на секунду в зависимости от типа кузова.

Для седана выигрыш составляет 0,8 с. Субъективно так не кажется, но без провалов тяги при переключениях ускорение точно стало приятнее. Седан не даёт повода испытывать комплекс неполноценности: машина живо отвечает на команды акселератора, имитируя на разгоне смену передач и позволяя тормозить двигателем. Кикдаун срабатывает с небольшой задержкой и выводит двигатель на обороты максимальной мощности, но особой прыти от 113 сил ждать не стоит.

Седан примерно на полцентнера легче, чем испытанный мною ранее Xray Cross 1.6 АТ, и разгоняется активнее. В секундное превосходство Весты над хэтчем при разгоне до сотни охотно верю, хотя в спокойных режимах впечатление от динамики двух машин схоже. А вот приподнятый универсал SW Cross с тем же силовым агрегатом субъективно даже медленнее «икс-рея», хотя для них заявлено примерно одно время выполнения норматива 0–100 км/ч. Близка и масса. У всех бесступенчатых Лад идентично передаточное отношение главной пары, а внешний диаметр колёс Весты скромнее. И всё же она кажется вяловатой.

Козьими тропами по горам не шаримся, но с асфальта съезжаем. В условиях лёгкого бездорожья острого дефицита тяги не ощущается, а тем небольшим запасом, что есть, распоряжаться нетрудно. Конечно, при условии, что обе передние шины цепляются за грунт. При потере контакта вывешенное колесо беспомощно буксует из-за отсутствия имитации блокировки. Хорошо хоть, трансмиссия не перегревается, позволяя выбраться враскачку.

Тут всё точь-в-точь, как с «икс-реем»: столкнувшись с развитым рельефом, следует действовать решительно и преодолевать препятствия ходом. В большинстве случаев для вариаторной Весты это единственный способ не застрять. И хорошо, что удачная геометрия кузова с высоко поднятыми бамперами поощряет подобный стиль вождения.

Вернувшись на асфальт, я вновь сталкиваюсь с необходимостью выжимать из силового агрегата SW все соки по капле. Думаю, проблема в условиях испытаний. Xray мы гоняли по равнинной Калининградской области, а Весты терзаем серпантинами Карачаево-Черкесии. В гору обе тестовые Весты бегут неохотно, но SW Cross делает это как будто из последних сил. Зато в условиях города любая из вариаторных машин воспринимается гармонично.

На горожан эти версии и рассчитаны в первую очередь. Причём как на частников, так и на корпоративные парки с каршерингом. Не зря базовой выбрана комплектация Classic Start Plus за 736 900 рублей. От совсем голой, Classic, с вазовским мотором 1.6 (106 л.с.) за 607 тысяч она отличается только наличием кондиционера и подогрева кресел.

Одновременно с новым силовым агрегатом АвтоВАЗ подготовил и пакет обновлений для Весты. Почти все они представлены на фотографиях и перечислены в приведённом выше видео. Особенно хочется отметить бескаркасные щётки стеклоочистителей, а также новые фиксаторы дверей. Прежние неоднократно становились объектом нашей критики. Прорабатываются и другие улучшения вроде светодиодных фар или продвинутого трекшн-контроля, но главное сделано: «робот» заменён более удобной в быту коробкой. Пусть сам по себе тандем двигателя и вариатора несвеж, бесступенчатой Весте по силам нарастить долю в сегменте.

Новая «Лада Веста» в вопросах и ответах

Обзоры 17.03.2015 69

Новый седан «Лада Веста» без сомнения стал самым ожидаемым и самым обсуждаемым отечественным автомобилем последних лет. Премьера машины состоялась в августе прошлого года, а ее выпуск начнется в сентябре 2015 года. В этом обзоре сайт Wroom.ru попытался собрать основную информацию об автомобиле.

Сколько будет стоить «Лада Веста»?

Самый популярный вопрос, который интересует всех в первую очередь — это цена «Лады Весты». Первоначально планировалось, что машина в базовой комплектации будет стоить примерно 400 тысяч рублей, но с тех пор случилась девальвация рубля и резкий рост цен на импортные комплектующие (которых в машине немало). Так что скорее всего «Веста» будет стоить как минимум 500 тысяч рублей, причем не факт, что первым делом в продажу поступят базовые версии.

Для сравнения — седан «Лада Приора» (формально «Веста» является преемником этой модели) в начальной комплектации с 98-сильным мотором стоит сейчас 446 тысяч рублей.

Какими моторами будет оснащаться «Лада Веста»?

Первым на конвейер встанет седан с 16-клапанным мотором объемом 1,6 литра и мощностью 106 л. с. Позднее на машину начнут ставить двигатель Nissan HR16 (1,6 литра, 117 л. с.), сборка которого будет организована в Тольятти. Этим силовым агрегатом оснащается, например, седан Nissan Sentra.

Также под капотом «Лады Весты» окажется и более скромный восьмиклапанный мотор ВАЗ мощностью 87 л. с., а в более далекой перспективе — возможно, еще и перспективный тольяттинский 1,8-литровый двигатель.

По предварительной информации автомобиль будет комплектоваться французской пятиступенчатой механической коробкой передач, выпуск которой также организуют в Тольятти. Альтернатива ей — роботизированная коробка АМТ, которую сейчас ставят на «Приоры» и «Гранты».

На какой платформе создана «Лада Веста»?

В основе автомобиля лежит платформа «В/С», работа над которой началась в 2010 году. Это продолжение конструкции «платформы С», примененной на концепт-каре «Лада Силуэт». Доработка техники проводилась совместно с инженерами альянса «Рено-Ниссан», в результате чего на «Весте» были внедрены импортные рулевой механизм с электроусилителем, радиатор, климатическая установка, балка задней подвески, электрооборудование.

Каковы размеры автомобиля?

По габаритам «Ладу Весту» можно сравнить, например, с седаном Volkswagen Polo. Отечественная машина на пару сантиметров длиннее, а размер колесной базы больше уже на 8 сантиметров.

Каким будет оснащение «Лады Весты»?

Новый тольяттинский седан будет неплохо оснащен. Автомобиль получит рулевую колонку с регулировкой по вылету и высоте, раздельную складывающуюся спинку заднего сиденья, парктроник, камеру заднего вида, светодиодные задние фонари. Комплектации «Лады Весты» будут называться «Классик», «Комфорт» и «Люкс».

Когда «Лада Веста» появится в продаже?

Дата начала серийного производства «Весты» утверждена уже давно — 25 сентября 2015 года. Пока подготовка к выпуску машины идет по плану, а до конца этого года Ижевский автозавод обещает выпустить пять тысяч машин. Представители АвтоВАЗа обещают, что в продажи автомобиль появится в ноябре этого года.

Постепенно предприятие будет выходить на плановую мощность — сто тысяч «Вест» ежегодно. Найдутся ли клиенты на все эти машины? Это во многом будет зависеть от состояния экономики, но в прошлом году стотысячным тиражом на российском рынке разошлись модели Hyundai Solaris и Kia Rio, а более доступную «Ладу Гранту» выбрали 150 тысяч покупателей.

С какими кузовами будет выпускаться «Лада Веста»

В этом году на конвейер встанет седан, но уже официально объявлено, что если его запуск пройдет хорошо, то у «Весты» появятся пятидверные варианты. Хэтчбек будет иметь укороченный задний свес, а универсал — динамичный силуэт с покатой крышей.

• Это было интересно? Подпишитесь на наш телеграм-канал — там есть наши новости, рассказы про интересные машины и фотографии с курьёзами.

Регламент ТО Лада Веста

    12 3 16k
    61 5 153k

LADA Vesta на заводе АвтоВАЗа начала выпускаться с ноября 2015 года. Комплектуется моторами: 11189, 21129 и HR16DE-H4M. Последний является двигателем импортного производства альянса РЕНО-НИССАН. Самый распространённый мотор объёмом 1.6 л. 21129 — это хорошо известный ВАЗовский двигатель 21127 с некоторой модернизацией. Именно он взят за основу в данном регламентном ТО.

Периодичность замены расходников Лада Веста составляет 15,000 км пробега. В тяжелых условиях эксплуатации, интервал полезно сокращать до 10,000 км пробега и даже больше — до 7,500. Вреда от этого, кроме как кошельку, точно не будет.

В первую очередь сокращение интервала замены касается масла и масляного фильтра. Воздушный и салонный фильтры следует проверить и хотя бы продуть, а при сильном загрязнении — их необходимо заменить.

К тяжелым условиям эксплуатации относятся:

  • езда в крупном городе с частыми поездками на короткие расстояния;
  • длительное движение с низкой скоростью;
  • передвижение по запыленной местности;
  • транспортировка прицепа или езда на сильно загруженном авто.

Ниже будет описана карта прохождения регламентного технического обслуживания Лады Весты, а также каталожные номера необходимых расходных материалов и их средние цены (указанные для Москвы и области), которые понадобятся для работы. Схема ТО выглядит следующим образом:

Заправочные объемы

Как уже упоминалось выше, на Ладу Весту устанавливались три разные двигатели — 11189, 21129 и HR16DE-H4M. Также она комплектовалась разными коробками передач — 2180, 2182 и JHQ. Исходя из этого, некоторые заправочные емкости Весты имеют разный объем, другие же — одинаковы для всех.

Следующая таблица позволит сориентироваться, сколько той или иной технической жидкости нужно заливать:

Номинальные заправочные объемы Лада Веста
ЕмкостиОбъемы (л.)
Система смазки двигателя (включая масляный фильтр):
11189/21129 (штампованный масляный картер)
11189/21129 (литой масляный картер)
HR16DE-H4М
3,2 (2,9)
4,4 (4,1)
4
Система охлаждения и отопления*:
11189/21129
HR16DE-H4М
5,95
7,0
Коробка передач:
КП 2180/2182
JHQ
2,25
3,34
Система гидропривода сцепления и тормоза0,559
Система гидропривода тормозов (для авто с АМТ)0,517
Бачок омывателя4,7
Бачок расширительный (для авто с 211295,75 (max)
5,35 (min)
Система кондиционирования (фреон R134 «А»)0,475 (± 20)

*Нельзя допускать смесь из охлаждающих жидкостей разных марок.

В том же руководстве по ремонту и ТО Лада Вест есть и такие объемы охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя:

  • для 11189/21129 с предпусковым подогревателем – 9,3 л., без подогрева — 8,7 л.;
  • для HR16DE-H4M с предпусковым подогревателем – 7,6 л., без подогрева – 7,0 л.

Перечень работ при ТО 1 (15 000 км. пробега или 1 год)

  1. Замена масла в двигателе. Заправочный объём масла в двигателе, оборудованном МКПП — 4.4 литра, а в мотор с АМТ положено заливать — 3.2 литра. Рекомендуется использовать моторное масло РОСНЕФТЬ Maximum 5W-40, каталожный номер 4 л. канистры — 4291, а цена — 630 рублей.

Проверки при ТО 1 и всех последующих:

  • система вентиляции картера;
  • шланги и соединения системы охлаждения;
  • охлаждающая жидкость;
  • система выпуска отработавших газов;
  • топливные трубопроводы и соединения;
  • чехлы шарниров разных угловых скоростей;
  • проверка технического состояния деталей передней подвески;
  • проверка технического состояния деталей задней подвески;
  • затяжка резьбовых соединений крепления шасси к кузову;
  • состояние шин и давление воздуха в них;
  • углы установки колёс;
  • рулевой привод;
  • проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса;
  • трубопроводы гидропривода тормозов и их соединения;
  • колодки, диски и барабаны тормозных механизмов колёс;
  • вакуумный усилитель;
  • стояночный тормоз;
  • тормозная жидкость;
  • проверка приводного ремня;
  • проверка ремня ГРМ;
  • аккумуляторная батарея;
  • свечи зажигания;
  • регулировка света фар;
  • замки, петли, защёлка капота, смазка арматуры кузова;
  • прочистка дренажных отверстий;

Перечень работ при ТО 2 (30000 км. пробега или 2 года)

  1. Повторить первое ТО — замену масла и масляного фильтра.
  2. Замена воздушного фильтра. Артикул — 165460509R, цена — 778 рублей.
  3. Замена салонного фильтра. Артикул — 272773016R цена — 590 рублей.
  4. Замена свечей зажигания. Нужно 4 шт., цена за комплект. — 300 рублей, артикул — DR15YC-1.

Перечень работ при ТО 3 (45000 км. пробега или 3 года)

  1. Повторить регламентные работы ТО 1 — поменять масло и масляный фильтр.
  2. Замена тормозной жидкости. Рекомендуется использовать ТЖ ROSDOT-4, каталожный номер — 430140001, цена за канистру на 455 гр. — 160 рублей. Потребуется около 1 литра.

Перечень работ при ТО 4 (60000 км. пробега или 4 года)

Все работы ТО 1 + ТО 2 — замена масла и масляного фильтра, а также замена воздушного и салонного фильтра и свечей зажигания.

Перечень работ при ТО 5 (75000 км. пробега или 5 лет)

  1. Повтор ТО 1 — заменить масло в двигателе и масляный фильтр.
  2. Замена масла в МКПП и АМТ. Для обеих КПП рекомендовано заливать масло трансмиссионное РОСНЕФТЬ KINETIC GL — 4/5 75W90, каталожный номер — 88888K75900100, цена за литровую канистру — 833 рублей. Заправочные объёмы следующие:
  • МКПП — 3,1 литра;
  • AMT — 2,25 литра.

Перечень работ при ТО 6 (90000 км. пробега или 6 лет)

  1. Повторить все процедуры предусмотренные ТО 1, ТО 2 и ТО 3 — поменять моторное масло и масляный, воздушный и салонный фильтры, а также свечи зажигания и тормозную жидкость.
  2. Замена ремня генератора для машин без кондиционера. Артикул 8450006327, цена — 1100 рублей.
  3. Замена ремня привода вспомогательных агрегатов для автомобилей с климатической системой. Артикул 8450006328, цена ремня — 1400 рублей. Если изношен ролик-натяжитель ремня (автоматический), то меняем и его: артикул — 8660001575, цена — 3984 рублей.
  4. Замена охлаждающей жидкости. Производителем рекомендовано использовать Антифриз Sintec LUX G12 красно-оранжевый, артикул 614500, а цена за 5 л. канистру — 715 рублей.

Замены по сроку эксплуатации

Замена ремня ГРМ для двигателей 11189/21129, согласно регламенту, выполняется при достижении пробега в 180 тыс. км. Но возможно потребуется и немного раньше, ведь проверка состояния ремня производится на каждом ТО.

Для 11189 двигателя стоимость комплекта ГРМ с каталожным номером 21116100604086 составляет — 3479 рублей. Для 21129 мотора стоимость ремня — 3450 рублей (артикул — 8201069699), а ролик натяжитель с артикулом 8200908180 обойдется в 6151 рублей.

Замена цепи ГРМ двигателя HR16DE-H4M не регламентируется — она рассчитана на весь срок эксплуатации. Но всё же практика показывает, что в районе 250 тыс. км. возможно потребуется замена.

Топливный фильтр на Весте рассчитан на весь срок эксплуатации. Меняется только в случае поломки топливного насоса, который имеет ресурс в 180,000 км пробега

Стоимость ТО Лада Веста в 2021 году

Подводя итог по затратам на регламентное техническое обслуживание Лада Веста, имеем следующие цифры:

  1. Первое ТО (будет выполняться в каждом последующем тех. осмотре), потребует замены моторного масла и масляного фильтра. Итого примерно 900 рублей.
  2. Второе ТО добавляет к расходам на моторное масло, воздушный фильтр, салонный фильтр, свечи зажигания. Итого получается примерно 2568 рублей.
  3. Третье ТО включает все то же масло, а также замену тормозной жидкости. Получается примерно 1220 рублей.
  4. Четвертое ТО — является повторением ТО-2.
  5. Пятое ТО, вместе с моторным маслом и фильтром, предлагает поменять масло и в коробке. Получается около 3399 рублей.
  6. Шестое ТО — самое дорогое, поскольку включает все элементы ТО 1, 2 и 3, а также замену приводного ремня и охлаждающей жидкости. Выходит в районе 7000-1080 рублей.

Все вышеперечисленные цифры включают в себя затраты только на расходные материалы, без учёта стоимости работ на станции технического обслуживания, ниже в таблице приведена средняя стоимость работ выполняемых на СТО, кроме того, на стоимость ТО могут повлиять (в ту или иную сторону) аналоги расходных материалов и расходники меняющиеся без точной периодичности.

ТехобслуживаниеСтоимость обслуживания, рублей
Процедуры ТОСтоимость работы на СТО, от:Затраты на расходники
ТО1800900
ТО216002568
ТО314001220
ТО416003115
ТО515003399
ТО65100от 7000 до 11000

Стоит отметить, что в период с 2017 по 2021 год, стоимость расходных материалов отечественного производства незначительно изменилась, подешевела средняя стоимость моторного масла, но подорожало почти вдвое трансмиссионное масло. Стоимость остальных материалов для обслуживания стабильно выросла на 10%, это касается фильтров, ремней, охлаждающей жидкости. Стоимость импортных запчастей для Весты, совместимых с семейством Рено, выросла значительно, цена комплекта ГРМ и ролика-натяжителя подорожала на 30%. Также подорожало импортное масло MOBIL 3000 5W40 на 500 р. Поэтому получается что с каждым годом обслуживать автомобиль выходит дороже на 10% от предыдущего.

Бывший глава АВТОВАЗа Бу Андерссон возглавил выпуск автомобилей Chevrolet в Узбекистане

Первоочередные задачи, поставленные перед Андерссоном на новом месте, — «с наименьшими потерями преодолеть кризис, связанный с дефицитом полупроводников, а также взять новый курс развития и модернизации». Швед параллельно будет руководить автомобильным и моторным заводами. По итогам 2020 года UzAuto Motors выпустила 281 тысячу автомобилей Chevrolet (по лицензии GM).

Узбекистан в 2020-м принял программу глобальной модернизации UzAuto — в ее рамках на предприятии начнут крупносерийное производство автомобилей на новой платформе GM GEM, в первую очередь компактного кроссовера Chevrolet Tracker. На площадке UzAuto Motors создадут мощности по изготовлению 190 000 новых моделей в год, предполагается глубокая локализация — с освоением на территории страны выпуска моторов, элементов привода, тормозных систем и т. д. Продукцию планируют активно экспортировать в Россию. Под эту тему год назад был получен кредит 150 млн евро от банка Credit Suisse.

Бу Инге Андерссону сейчас 65 лет, у него три высших образования, с 19 до 32 лет он был профессиональным военным в рядах армии Швеции, с 32 работает в автопроме, с 1987 по 2009 год строил карьеру в структурах General Motors, высшее достижение — вице-президент концерна по закупкам и развитию сети поставщиков.

В 2009-м по приглашению Олега Дерипаски возглавил российскую «Группу ГАЗ». За короткое время вывел компанию из убытков и инициировал разработку и запуск в 2013 году ГАЗели нового поколения, которая называется Next. В конце 2013-го Андерссон перешел на работу главным исполнительным директором АвтоВАЗа, под его руководством были доведены до производства две принципиально новые Lada — Vesta и XRAY. Из Волжского автогиганта шведа уволили в 2016-м со скандалом — руководство госкорпорации «Ростех» (владеет АвтоВАЗом совместно с альянсом Renault-Nissan) поставило в вину шведу крупные убытки, которые АвтоВАЗ продемонстрировал по итогам 2015 года. Андерссон в свою очередь утверждал, что убытки возникли из-за разразившегося в 2014-м экономического кризиса и девальвации рубля, а эти события он предвидеть не мог. Также в одном из своих интервью вскоре после отставки он намекал, что истинная причина увольнения лежит совсем в другой плоскости и связана с его «нулевой толерантностью» к коррупции.

В 2017-2021 годах возглавлял европейское отделение японской Yazaki — одного из крупнейших в мире производителей жгутов и проводов для автомобилей.

UzAuto Motors создана в 2019 году, это бывший GM Uzbekistan. Напомним, в конце 2018-го узбекский госхолдинг «Узавтосаноат» выкупил все акции GM в главном предприятии местного автопрома. Завод UzAuto Motors находится в Асаке. Его площадь составляет 72 га, он работает по полному циклу — со сваркой и окраской кузовов. Мощность завода — 250 000 автомобилей в год.

Новости / В регионе / Губернатор

«Ладу Весту» будут производить на новом заводе в Казахстане

30 октября ОАО «АВТОВАЗ» и его казахский партнер БИПЭК АВТО в присутствии президента России Владимира Путина и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева подписали Соглашение о развитии стратегического сотрудничества. Российско-казахское предприятие будет производить новые модели Lada. В проект по созданию нового предприятия казахстанская сторона вложит 75% капитала, АВТОВАЗ — 25%. Бу Андерссон отметил, что работа по строительству предприятия уже ведется.
«В 2016 году мы построим совместное предприятие в Казахстане. Здесь будут производиться все новые модели Lada, в том числе и Lada Vesta. Хочу еще отметить, что половина произведенного продукта будет экспортироваться обратно в Россию, в основном в Сибирский регион», — подчеркнул президент АВТОВАЗа Бу Андерссон. Глава компании отметил, что работа по строительству предприятия уже ведется. В проект по созданию нового предприятия казахстанская сторона вложит 75% капитала, а АВТОВАЗ — 25%.
«Базироваться мы будем на технических центрах, которые являются собственностью АВТОВАЗа. У нас серьезные задачи на 2015 год. Пока не построен новый автозавод в Казахстане, мы будем продавать автомобили, выпущенные в России. Но розничная сеть уже начнет подготовку к продаже продукта, который пойдет из Казахстана», — отметил председатель совета директоров «Группы компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин.
На мощностях ИжАВТО производство Lada Vesta стартует в 2015 году. Завод в Ижевске является частью «Объединенной автомобильной группы», принадлежащей АВТОВАЗу. На прошлой неделе Наблюдательный совет Внешэкономбанка, в котором принял участие премьер-министр России Дмитрий Медведев, одобрил решение выделить АВТОВАЗу и «Объединенной автомобильной группе» порядка 30 млрд рублей. По словам главы ВЭБа Владимира Дмитриева, речь идет о кредите на создание нового поколения двигателей на АВТОВАЗе и на создание новых моделей на площадке Ижевска.
Сегодня вокруг создания производства этой машины предприятие концентрирует максимальные ресурсы. Президент АВТОВАЗа Бу Андерссон подчеркивает, что очень важно не опоздать с запуском производства модели. «Я проверяю состояние проекта ежедневно», — рассказал руководитель предприятия.
Поставщики комплектующих для новой модели уже определены. Сейчас инженерный центр предприятия ведет работу по подготовке сборки партии опытных экземпляров Lada Vesta из деталей, которые поставщики изготовили уже на серийной оснастке. «Прототипы необходимы для проведения окончательных испытаний автомобиля, — рассказал главный инженер проекта Lada Vesta Иван Хрипченко. — Испытания являются финальной проверкой перед запуском в производство».

Вазовский инжиниринг
Lada Vesta — автомобиль на новой российской платформе В/С, разработанный инженерами компании АВТОВАЗ в сотрудничестве со специалистами Альянса Renault-Nissan. Представленные на Московском международном автомобильном салоне (ММАС-2014) вазовские новинки Lada Vesta и XRay (Икс-рэй) произвели настоящий фурор, став одними из самых обсуждаемых премьер автосалона. На презентации в Тольятти специалисты предприятия, которые трудились над созданием машин, рассказали об их особенностях. Директор по инжинирингу автомобиля Сергей Аманов отметил, что в концепте машины заключены не только достижения вазовского дизайна, но и виден серьезный технический прогресс и даже прорыв предприятия.
«Автомобили разрабатывались с применением достижений отечественного и зарубежного инжиниринга, — отметил Аманов. — Эти машины отличаются высоким качеством, надежностью, конкурентоспособностью. Большое внимание уделено потребительским свойствам. Особенно приятно отметить, что в Lada Vesta реализована собственная платформа. Я считаю, что это главное достижение, которое демонстрирует возможности инжиниринга АВТОВАЗа, дает надежду на будущее и позволяет уверенно сказать, что мы остаемся лидерами в отечественном автопроме и можем конкурировать с мировыми автопроизводителями. Я надеюсь, что эти модели позволят изменить представления потребителя и раскрыть для нас новые горизонты».
Новый облик Lada
По словам начальника управления дизайна Андрея Захарова, Lada Vesta не просто открывает новый этап в развитии Волжского автозавода, она становится родоначальницей нового семейства машин, включающего в себя седан, универсал и хэтчбек. «Солидные бренды отличает в первую очередь тщательность проработки деталей, — отметил Захаров. — Перед нами стояла задача сделать автомобиль, который выглядел бы солидно. Я думаю, нам удалось решить эту задачу. Но последнее слово, конечно, скажут покупатели».
Vesta будет стоить от 400 тыс. рублей: «С такой ценой мы будем конкурентоспособны, — заявил Бу Андерссон. — Машина будет соответствовать европейским стандартам безопасности, у нее будет лучший в классе интерьер и лучшая стоимость владения».
По словам разработчиков, в автомобиле применено большое количество новых технических решений и современных опций, включая систему экстренного вызова ГЛОНАСС. Автомобиль будет оснащаться двигателями ВАЗ и Renault, соответствующим классу Евро-5. Кроме того, впервые в истории размер вазовского автомобиля станет самым крупным в сегменте Б. Длина седана Vesta равна 4410 мм, ширина -1764 мм, высота — 1497 мм, колесная база — 2635 мм.

Изменение восприятия бренда
В дизайне автомобиля реализован Икс-стиль, который был предложен в качестве концепции Стивом Маттином — директором по дизайну АВТОВАЗа. Высокопрофессиональный дизайнер-стилист на протяжении ряда лет руководил разработкой автомобилей Mercedes-Benz, затем работал главным конструктором Volvo. «Оригинальный облик и наша фирменная Х-графика будут прослеживаться во всех автомобилях. Мы говорим об имидже, изменении восприятия бренда и его усилении, — заявил Маттин на ММАС-2014, акцентировав внимание и на новом логотипе компании. — Мы впервые показали наш новый логотип, который будет появляться на новых автомобилях, идущих в продажу». Шильдик производителя стал гораздо крупнее, увеличены размеры ладьи и парусов. Теперь логотип выглядят более заметными и является неотъемлемой частью решетки радиатора.
В июле глава региона Николай Меркушкин посетил дизайн-центр АВТОВАЗа, где ознакомился с работой над новой моделью машины. «Я пообщался с группой дизайнеров и конструкторов, работающих над автомобилем Vesta, который выпустят под брендом Lada. Я заметил, что они очень серьезно погружены в работу, действительно профессионально ее делают. Основной костяк в коллективе — это тольяттинцы, что тоже радует. Хотя есть и специалисты из других городов и стран, — рассказал руководитель области. — Я знаю, что существует много точек зрения на курс, взятый руководством завода, но, на мой взгляд, на этом отрезке времени все делается правильно».
Бу Андерссон, в свою очередь, отметил, что, несмотря на существующие проблемы, предприятие намерено занять 20% российского рынка к 2016 году. «Я оптимист и уверен — мы вернем былую славу АВТОВАЗу и «Ладе» — подчеркнул глава концерна.

Верная стратегия
Глава АВТОВАЗа не раз подчеркивал, что намерен вывести обновленный бренд Lada на европейский рынок. Прорубить окно в Европу должна Vesta, именно она заменит Lada Granta на престижных международных соревнованиях WTCC. Чемпионат мира по кольцевым гонкам в качестве эффективного инструмента рекламы, маркетинга и продвижения серийных моделей используют многие автопроизводители. Стенд АВТОВАЗа на ММАС-2014 и показанный на нем новый гоночный автомобиль Lada Vesta WTCC были высоко оценены главой Минпромторга РФ Денисом Мантуровым. «Та стратегия, которая сегодня принята по обновлению модельного ряда, она абсолютно своевременна, и я считаю, что она принесет свои плоды», — подытожил свое знакомство со стендом Lada министр промышленности и торговли РФ.
Кроме того, Бу Андерссон и президент ОАО «Нефтяная компания Роснефть» Игорь Сечин в рамках ММАС-2014 подписали соглашение о развитии стратегического партнерства АВТОВАЗа и РОСНЕФТИ — спорткар Lada Vesta WTCC в следующем году выйдет на гоночные трассы в фирменных желтых цветах нового спонсора команды Lada Sport. На прошедшем недавно в Тольятти автосалоне MotorExpo Бу Андерссон отметил, что дополнительно к гоночной версии Vesta АВТОВАЗ будет выпускать и гражданский вариант спортивного автомобиля.

Подержанные кроссоверы до 1 000 000: что взять вместо новой Весты SW Cross

Что смущает в Весте? (в первую очередь цена)

Универсал Lada Vesta SW Cross в минимальной комплектации (механическая коробка, вазовский 106-сильный мотор) стоит 895 900 рублей — по рекомендации производителя. Версия с рено-ниссановским 113-сильным мотором и вариатором Jatco обойдется уже в 990 тысяч.

В базе приподнятый универсал упакован щедро: кондиционер, круиз-контроль, обогрев передних сидений и зеркал, целый список электронных систем (включая противобуксовочную, вспомогательного торможения и помощи при трогании на подъеме). Многие автолюбители успешно обошлись бы без них — лучше бы цену снизили! Но комплектаций победнее у SW Cross нет.

И это одна из главных причин присмотреть за те же деньги иномарку с пробегом. Еще в Весте смущает историческая склонность к копеечным поломкам и ряд мелких косяков.

Duster вместо Весты

Нет смысла променивать новую Весту SW Cross на подержанный Duster, Kaptur или Terrano с передним приводом (родственники по платформе со схожим набором основных агрегатов). По оснащению они немногим превзойдут Весту, а в низших комплектациях даже уступят. Они шире Весты, но чуть короче, оттого и багажники у них скромнее: 408 дастеровских литров против 480 вестовских (заводские данные).

Но у любой из названных моделей есть версия 4х4, и она прекрасно укладывается в заданный ценовой диапазон. За эту сумму можно найти Kaptur или рестайлинговый Duster 4х4 в возрасте 3–4 года, с пробегом 40–50 тысяч км и механической коробкой. Мотор возможен не только 1.6, но и 143-сильный 2.0.

Варианты «то же самое, но с автоматом» окажутся старше примерно на год и с чуть большим пробегом. При этом у всех моделей есть альтернатива вариатору Лады — классический автомат. Он не очень шустрый ввиду древнего происхождения, зато более стоек и живуч, чем неженка вариатор Jatco JF015E.

Конечно, полный привод здесь (и далее у всех) с ограниченным потенциалом, но все же внедорожные возможности этих машин выше, чем у Весты.

Важно: размышляя о полном приводе, задайте себе вопрос — насколько часто он необходим?

Sportage вместо Весты

Hyundai Creta за эти деньги доступна такая: трехлетка, МКП, 1.6 (123 л.с.), пробег от 50 тысяч до 100 тысяч км. Комплектация: не «полный фарш» (хотя бы потому что МКП). Багажник на 78 литров меньше, чем у Весты. И полного привода нет.

Поэтому резонно сразу присмотреться к «корейцам» классом выше и размерами больше: у Kia это Sportage, у Hyundai — ix35 (в иных поколениях — Tucson). Машины с хорошей репутацией по надежности, с агрегатами без ярких проблем, недурно оснащены в базе (хотя в простых комплектациях их трудно найти). У них просторнее багажники (564 л у Спортейджа, 591 л у ix35), но дорожный просвет меньше, чем у SW Cross.

За рестайлинговые Sportage третьего поколения и ix35 с двигателями 2.0 (150 л.с.) просят 850–900 тысяч рублей. А рестайлинг это не только «освежение внешности», но еще и исцеление болячек, выявленных за первые годы продаж.

Sportage или ix35 c полным приводом за 850–900 тысяч — 5–6 лет от роду, пробег 100–150 тысяч км. Разница в цене между версиями с МКП и АКП отчетливо уловима и составляет примерно 50–80 тысяч рублей.

А если посмотреть еще более крупных «корейцев»? За эти деньги — Santa Fe и Sorento (возможен дизель 2.2, 197 л.с.) 2010–2012 годов выпуска и пробегами под двести тысяч. Эти машины сложно назвать «разумной заменой» новой Весте.

«Китаец» вместо Весты

За четырехлетние китайские модели, по параметрам близкие к Sportage и ix35, с пробегом менее 50 000 км, просят 700–800 тысяч рублей.

Примерно столько стоит переднеприводный Geely Emgrand X7 (багажник 580 л, просвет 160 мм). Недурные моторы тойотовского происхождения, МКП — японская, АКП — австралийская.

И таких предложений по привлекательным ценам немало: Zotye T600, Lifan X70, FAW Besturn X80.

Общие недостатки — слабо изученная автомеханиками матчасть и затруднения при поиске расходников и запчастей (особенно в глубинке). Просвет хоть немного, но меньший, чем у Весты SW Cross. В остальном это такие же приподнятые универсалы 4х2.

Есть что-то еще?

Suzuki Grand Vitara (третье поколение, рейстайлинг) не вписывается в нашу выборку по возрасту: машины за эту цену идут 7-9-летние. Равно как Mazda CX-5 и Nissan X-Trail. А жаль!

Зато «вписывается» VW Tiguan 4х2. Отличный аппарат, и все в нем прекрасно — комфорт, эргономика, выносливая подвеска, шикарный просвет, багажник в 615 литров! Кроме турбомотора 1.4, который пусть и модернизирован, но непоколебимого доверия все еще не вызывает, и роботизированной коробки DSG. Она, впрочем, тоже перестала ломаться, но только пока новая. А после 70–100 тысяч км пробега уже требует пристальной диагностики и, вполне возможно, ремонта. Самый правильный шестилетний Тигуан 4х4 — с мотором 2.0 и классическим автоматом — стоит уже под миллион.

Заслуживает внимания Opel Antara (родственник Chevrolet Captiva, но Captiva за эту цену выходит старше на год-другой). Бензиновый 2.4 (167 л.с.) страдает растяжениями цепи ГРМ, но в целом не проблемный, так что, пожалуй, он предпочтительнее дизеля 2.2 (184 л.с.) Коробки передач живут до 200 000 км. Правда, Antara c механикой — редкость на рынке. За 850 тысяч можно найти шестилетнюю машину с полным приводом, автоматом и пробегом около 100 тысяч — она вполне еще послужит.

Неоднозначный итог

При всем изобилии пятидверных машин с большим просветом и умеренным пробегом нет ни одной, про которую можно было бы сказать: она точно намного лучше новой Весты SW Cross! У каждой есть свои «но». И это помимо общей неясности состояния б/у машины (при беглом осмотре проблемы часто остаются незамеченными). Дать однозначную рекомендацию: «плюньте на Весту, берите подержанный кроссовер» — нельзя.

У Весты есть сильная сторона — просвет 203 мм, конечно, впечатляет. Но, как и в случае с полным приводом, ставим вопрос: часто ли в жизни нам нужны все 203 мм? Может быть, достаточно 178?

Если да, тогда есть еще один вариант: просто Веста SW, без «кросса». Минус сто тысяч в ценнике. И новая машина, как ни крути.

  • Неплохой универсал за 500 000 рублей? Есть и такие варианты.
  • Если вам удобнее читать (или смотреть) нас в соцсетях, подписывайтесь на «За рулем» в Instagram, Вконтакте, Facebook, Youtube, Яндекс.Дзен.

Новая модель АвтоВАЗа не вызвала ажиотажного спроса

Итоги первого месяца продаж новой модели АвтоВАЗа Lada Vesta, за счет которой завод рассчитывает поддержать свои падающие продажи, оказались неоднозначны. АвтоВАЗу удалось реализовать около 2,8 тыс. этих машин, притом что рынок ожидал продажи на уровне 5 тыс. автомобилей. По данным дилеров, модель пользовалась спросом в Москве и Петербурге, но в регионах, которые являются ключевым для АвтоВАЗа рынком, спрос продолжают забирать на себя Kia Rio и Hyundai Solaris.

С момента старта продаж Lada Vesta 25 ноября и до конца 2015 года было продано 2,78 тыс. этих машин, сообщили «Ъ» на АвтоВАЗе. При этом опрошенные «Ъ» в конце ноября аналитики и источники на рынке были уверены, что АвтоВАЗ сможет реализовать до конца декабря порядка 5 тыс. Vesta — минимальный план по выпуску модели до конца года.

На АвтоВАЗе отмечают, что в продажах участвовали 145 дилерских центров, притом что всего у завода около 350 дилеров. В компании говорят, что пиковые продажи пришлись на Москву и Санкт-Петербург, где было реализовано около 20% Vesta. Гендиректор «Симбирск-Лада» в Ульяновске Валерий Шурыгин сообщил «Ъ», что в первую очередь Lada Vesta поставлялась в города с численностью населения около миллиона человек, а также тем дилерам, которые затратили на продвижение модели более 500 тыс. руб.

Lada Vesta поступила в продажу 25 ноября, цена в минимальной комплектации — 514 тыс. руб. Модель доступна в десяти цветах и трех комплектациях, а также с механической и роботизированной коробками передач. Lada Vesta производится на мощностях подконтрольного АвтоВАЗу «ИжАвто», до конца 2015 года завод выпустил 5,2 тыс. Vesta. План на 2016 год — в пределах 70 тыс. машин.

Опрошенные «Ъ» дилеры отмечают, что спрос на Lada Vesta «совсем неоднородный». Коммерческий директор ярославского дилера Lada «Автомир» Алексей Савостин рассказал «Ъ», что в конце декабря—начале января на новинку приходилось всего 27% контрактования по Lada. Однако гендиректор московского дилера Lada «Техинком» Дмитрий Богданов сообщил «Ъ», что спрос на Vesta превысил ожидания, к тому же в Москве востребованы более дорогие модификации модели.

В конце октября президент АвтоВАЗа Бу Андерссон заявил, что, по мнению Владимира Путина, самое главное для Lada — возвращение марки на московский и петербургский рынки. Судя по отзывам дилеров, именно так в итоге и произошло, но в ущерб региональным продажам. Источники «Ъ» на авторынке говорят, что в отдаленных регионах «машины просто стоят». Один из собеседников «Ъ» уверен, что ключевой вопрос в цене новой модели АвтоВАЗа, которая оказалась близка к стоимости зарубежных аналогов. В итоге потребитель присматривается к Vesta, но покупает Kia Rio. По словам источника, вялые продажи связаны и с отсутствием маркетингового продвижения — по телевидению рекламы нет.

Руководитель автомобильной практики Ernst & Young Андрей Томышев отмечает, что, согласно статистике Ассоциации европейской бизнеса, в первые два месяца продаж марки Datsun было реализовано меньше автомобилей: в сентябре 2014 года было продано 520 машин, в октябре — 1,8 тыс. машин. В то же время в ноябре и декабре 2014 года в условиях ажиотажного спроса компания реализовала 4 тыс. и 5 тыс. автомобилей соответственно. При этом эксперт отмечает, что сопоставлять данные сложно из-за сезонности и разницы в ситуации на рынке в момент выхода автомобилей. С одной стороны, Vesta начала продаваться в сезон пикового спроса, с другой — выводилась на рынок в менее благоприятных макроэкономических условиях по сравнению с Datsun. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» рассуждает, что судить по декабрю прошлого года об успехе запуска модели не стоит — она должна себя хорошо зарекомендовать. Он соглашается, что в нынешней кризисной ситуации для регионов цена Vesta может быть слишком высокой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector