Вправе ли сотрудники ДПС останавливать автомобиль и проверять документы не на стационарном посту
Вправе ли сотрудники ДПС останавливать автомобиль и проверять документы не на стационарном посту?
Таким образом, Административный регламент позволяет сотрудникам ДПС осуществлять остановку транспортного средства вне стационарного поста для проверки документов. В связи с чем, сотрудники полиции имеют право останавливать машину для проверки документов в любом месте.
Подготовлено прокуратурой Александро-Невского района
- О нас
- Совет ветеранов
- Документы
- Поздравления
- Вспоминая былое
- В нашей памяти навсегда
- Жизнь на пенсии
- ПРОКУРОРСКИЕ ДИНАСТИИ
- Литературная страничка
- История прокуратуры
- Прокуратура Рязанской области
- Пенсионеры прокуратуры Рязанской области — ветераны ВОВ
- ФОТОГАЛЕРЕЯ
- Совет ветеранов
- Деятельность
- Прокуратура разъясняет
- Нормативные акты по вопросам противодействия коронавирусной инфекции
- Видео и аудиоролики
- Видеосюжеты
- Буклеты. Брошюры. Баннеры.
- Вопрос-ответ
- СМИ о нас
- Нормативные документы
- Состав совета
- К сведению предпринимателей
- Прокуратура разъясняет
- Взаимодействие со СМИ
- Новости Совета ветеранов
- Новости прокуратуры области
- Контактная информация
- О нас
- Полезные ссылки
- 75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
- КНИГА ПАМЯТИ
Вопрос-Ответ
19 августа 2021
Утверждена форма уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами
В уведомлении нужно будет указывать информацию об организаторе перевозки и о перевозчике сведения об автобусе, о водителе, о маршруте перевозки, а также информацию о лицах, находящихся в автобусе в процессе перевозки, за исключением водителя.
19 августа 2021
Недавно моего ребенка, водитель автобуса в темное время суток высадил из автобуса, поскольку у него не было денег для оплаты проезда. Правомерны ли действия водителя?
Нет, не правомерны. Так, в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 24.02.2021 № 26-ФЗ) внесены изменения, согласно которым с 7 марта 2021 г. вводится запрет на высаживание из транспорта безбилетника, не достигшего возраста 16 лет.
19 августа 2021
Один мой знакомый предложил мне приобрести у него несколько сим-карт для телефона. Правомерны ли его действия?
19 августа 2021
Я заметила, что мой несовершеннолетний сын начал курить. При этом уверена, что его более старшие друзья способствовали этому покупая ему сигареты. Предусмотрена ли ответственность за вовлечение детей в процесс потребления табака?
17 августа 2021
Вправе ли суд отказать в удовлетворении заявленного на стадии ознакомления с материалами дела ходатайства о назначении предварительного слушания для разрешения вопроса об исключении доказательств?
Контакты
Адрес: 390023 г. Рязань, ул. Введенская, 81
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
- Новости
- О прокуратуре
- Деятельность
- Контактная информация
- Обращения граждан
- RSS
Copyright © 2004—2021 «Прокуратура Рязанской Области»
Когда можно не тормозить по требованию сотрудника ДПС
Ситуации, когда инспектор ДПС вправе остановить ваше ТС, подробно описаны законом. Во-первых, разграничиваются ситуации, когда сотрудник милиции останавливает вас на стационарном посту и вне его. В «Наставления по работе ДПС» читаем следующее определение стационарного поста: это «место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также прилегающий к нему участок дороги (местности), в пределах которого наряд ДПС выполняет свои функциональные обязанности». Если сигнал об остановке вы получили на территории такого поста, вы должны будете затормозить в любом случае, так как в его пределах сотрудник милиции имеет право остановить ТС по любой причине, в том числе обыкновенная проверка документов. Причиной может служить как проверка документов на ваше право управления автомобилем, так и на сам автомобиль или перевозимый груз.
Кроме стационарных постов, такие действия сотрудник ДПС может совершать в пределах контрольных постов милиции и контрольно-пропускных пунктов. Вне описанных мест вы также обязаны остановиться по требованию инспектора, однако право на остановку вашего ТС у сотрудников милиции ограничено предусмотренными законом случаями. К ним относятся нарушения правил дорожного движения, подозрение на причастность вашу или ваших пассажиров к совершенному правонарушению, нахождение в розыске транспортного средства, а также подозрения на использование его в противоправных целях. Кроме того, основанием для остановки вашего автомобиля вне стационарного поста может являться необходимость вашего опроса относительно правонарушения, свидетелями которого являетесь вы или ваши пассажиры; обеспечение временного запрещения движения на участке дороги, на котором вы находитесь; необходимость оказания немедленной помощи пострадавшим участникам движения. Остановка транспортного средства в иных случаях вне стационарных постов запрещена и расценивается как нарушение служебной дисциплины.
Однако список этот довольно обширен, и остановившему вас инспектору всегда есть, чем аргументировать свой свисток и взмах жезлом. Разница состоит, наверное, в том, что данная буква закона хотя бы обязывает его произнести для вас эту аргументацию после того, как он представился и назвал свою должность. Вопрос о правомерности вашей остановки останется достаточно скользким.
Однако существуют случаи, как напрямую предусмотренные законом, так и вытекающие из соответствующих статей, в которых вас ничего не обязывает останавливаться на требование сотрудника ДПС, кроме вашего любопытства.
Например, в ночное время вы в любом случае можете проехать мимо отмашки жезлом, если она произошла вне стационарного поста, даже не снижая скорости. Единственное, что стоит сделать в этом случае, это остановиться на ближайшем контрольном пункте, и заявить об этом инциденте. Кроме того, учитывайте, что сотрудник ДПС, останавливающий вас вне городской черты, должен иметь ряд отличительных признаков его причастности к ГИБДД. Если их нет, и вас просит остановиться просто человек в форме, вы имеете право не останавливаться.
Даже вне всех описанных выше случаев, существует множество ситуаций, когда остановка по тем или иным причинам угрожает безопасности дорожного движения. В таких ситуациях смело игнорируйте любые требования об остановке. Закон описывает основной порядок остановки транспортного средства в пункте 13.6 «Наставления по работе ДПС», а в примечании к этому пункту обозначает места на дороге, остановка в которых угрожает безопасности всех участников дорожного движения. Статья звучит следующим образом: «При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом. Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий».
Поэтому, прежде чем затормозить в ответ на требование инспектора, оцените дорожную обстановку и оцените место, в котором находитесь, а также соответствие закону порядка, в котором сотрудник ДПС это делает.
ДПС — Делимся Полезными Советами. Часть I: «Ликбез»
Мы начинаем совместную с сайтом speedfreak.ru публикацию цикла статей, посвящённых самым распространённым (и не очень) случаям остановки автомобиля инспекторами ДПС. Мы расскажем, как поступать во всех этих ситуациях. Для начала — краткий ликбез.
Сразу отметим, что после недавнего вступления в силу нового регламента, регулирующего работу дорожно-патрульной службы, взаимоотношения ДПС с водителями, возможно, немного изменятся. Однако с уверенностью можно сказать, что основные моменты этого общения остануться неизменными. И мы расскажем, как действовать при возникновении у вас проблем подобного рода на дороге. Итак, самые основные сведения, которые вам нужно знать, если вас остановил инспектор ДПС (далее — ИДПС), приведены ниже.
Причина остановки
Согласно «Наставлению по работе ДПС» ст.13.7. «Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз — только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно — пропускных пунктах».
Заметим, что точно такие же пункты (только в несколько иных формулировках) имеются и в новом регламенте.
«В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз. Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости».
Еще бы не запретить. Это же административное правонарушение по ст.12.35 КоАП – штраф 20000 руб. Там же:
«Стационарный пост дорожно-патрульной службы – место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности».
Зона ответственности поста – территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности. При попытке проверить и наказать вас за что-то на большом удалении от ближайшего поста ДПС на основании утверждения о том, что данный участок якобы входит в зону ответственности такого-то поста, усомнитесь и попросите схему этой самой зоны, закон «Об информации» дает вам такое право.
Будки, автомобили, придорожная растительность к стационарным постам не относятся. Решением Председателя Архангельского областного суда №4а-316 27.09.06 года отказ водителя предъявлять документы для проверки при его остановке вне стационарного поста признан правомерным. Остановив водителя вне стационарного поста для проверки документов, инспектора нарушили положения, изложенные в «Наставлении по работе ДПС». Поскольку остановка была незаконной, то и последующее требование предъявить документы также было незаконным.
О том, что идет спец.мероприятие, понятно будет по обстановке: ГАИ на каждом повороте, усилены ОМОНом, все в бронежилетах или парадной форме. Если же вас тормознул одинокостоящий страж дороги и отрапортовал, что идет «Цунами-антикавказ», то поинтересуйтесь, почему он находиться вне «заградительного поста», и правильно ли сделаны все записи об этой операции в служебной книжке и карточке поста (маршрута). В ответ получите что-то типа «Не ваше дело». И он прав. Но в суде-то вы можете подать письменное ходатайство (обязательно письменное, устные ходатайства – просто слова) о предоставлении данных документов.
На дороге служебные обязанности выполняют исключительно ДПС (п.5 Приказ №329). Могут ли вас остановить сотрудники других структур милиции? Да, могут, закон «О милиции» дает им такое право (ст.11). Это же положение закреплено в ПДД: п.2.1.1 не делает различия между ДПС и другими структурами. Но такая остановка, за исключением остановки участковым уполномоченным, должна вас насторожить. Для каждой структуры МВД и для каждой должности в приказах четко прописано, когда сотрудник имеет право остановить автомобиль при выполнении им служебных обязанностей (ст.18 закона «О милиции»). Например, сотрудник ППС может остановить автомобиль для ограничения доступа в зону отцепления или для проверки документов.
При этом действия милиционеров должны в точности совпадать с действиями ИДПС (см. «Вас остановили» в следующих публикациях). Ваши права в разговоре с милиционером такие же, как в разговоре с инспектором ДПС. Поэтому немедленно потребуйте от милиционера представиться, предъявить документы и назвать причину остановки. Согласно Приказу МВД №444 помимо ГАИ составить протоколы по статьям 12.1–12.3, 12.6, 12.7, 12.10–12.20, 12.25, 12.29 КоАП могут другие сотрудники милиции, но только при осуществлении ими своих обязанностей.
Вас остановили.
Вас остановили, просят выйти из машины, хотят задержать? Снова читаем «Наставление по работе ДПС»:
«13.8. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок.
18.4. Сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей. Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения».
Таким образом, выходить из машины или нет навстречу инспектору – ваше право, а не обязанность. Читаем дальше:
«18.2. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость».
После 1 сентября руку к головному убору ИДПС прикладывать не нужно, однако всё остальное — в силе.
«18.9. По требованию участников дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение.
18.7. С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их».
Насчет времени остановки: можно сослаться только на п.1.2 ПДД: «остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства». Обратите внимание на слово «преднамеренная», т.е. заранее осмысленная. Если вас останавливает светофор или шлагбаум – это не остановка. Также не уточняется, с чьей стороны преднамеренность: вашей или инспектора.
Инспектора любят козырять тем, что они могут задержать вас на 3 часа (ст.27.5 п.1 КоАП). Парируйте тем, что составление протокола не является мотивом задержания, т.к. задержание возможно для рассмотрения дела или исполнения постановления (см. «Вас задерживают» в следующих публикациях).
В п.13.6 «Наставления по работе ДПС» имеется примечание: «Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.». Если нежелательные последствия наступили, то инспектор несет за них полную ответственность.
В следующей публикации мы расскажем о том, как следует вести себя с инспекторами ДПС если вы, по мнению инспектора, нарушили конкретный пункт ПДД — превысили скорость, не пропустили пешехода, не пристегнули ремень и так далее.
Чтобы обладать полной информацией, предлагаем вам ознакомиться с новым регламентом для ГИБДД, вступившим в силу 1 сентября сего года.
ВС решил, могут ли инспекторы ДПС останавливать машины вне постов
Сегодня, 12 февраля, Верховный суд рассматривал заявление юриста из Перми Константина Рудакова, который оспаривал право инспекторов останавливать машины вне стационарных постов для проверки документов (п. 84.13 административного регламента МВД по надзору на дорогах, утвержденный приказом МВД от 23 августа 2017 года). Как указывал заявитель, это необоснованно ограничивает права водителей, противоречит ч. 1 ст. 56 Конституции, может привести к злоупотреблениям, в том числе – коррупционным, и чревато аварийными ситуациями. Дорожные полицейские могут затормозить любую машину в любом месте, чтобы потом «к чему-нибудь прицепиться», полагает Рудаков. Кроме того, он указал, что норма, по сути, разрешает скрытно наблюдать за участниками дорожного движения, поскольку машина ДПС может располагаться вне зоны видимости, в тени или деревьях.
С этим были не согласны представители МВД, которые поделились своими возражениями на заседании ВС (сам Рудаков не смог приехать и попросил рассмотреть дело в его отсутствие). Никакие права водителей, тем более конституционные, не нарушаются, заверил Сергей Кайперт. «Право ехать прямолинейно и без остановок? – говорил он. – Такого у нас нигде не прописано». По его мнению, регламент не противоречит правилам дорожного движения. О бесконтрольности инспекторов ДПС и аварийных ситуациях тоже нельзя говорить: порядок остановки машин подробно регламентирован, а действия уполномоченных лиц можно обжаловать, заверил Кайперт.
Интуиция инспекторов ДПС на страже дорожной безопасности
Предыдущие восемь лет действовало другое правило, которое запрещало остановку транспортных средств вне стационарных постов ДПС, но новый анализ дорожной безопасности показал, что норму нужно вернуть, объяснял Кайперт. По его словам, с 2011 года число стационарных постов значительно сократилось. Сейчас их всего 78, причем большинство сосредоточено в Центральном федеральном округе. А в 54 субъектах их нет вообще.
— Спорное полномочие должно обеспечить безопасность на дорогах, — подхватил коллега Кайперта Евгений Стригин. – Если у человека за рулем нет прав или транспортное средство технически неисправно – как мы можем это выявить? У нас только один вариант – остановить машину безо всяких нарушений и ориентировок, чтобы проверить документы.
— Как инспектор выбирает, кого остановить? – поинтересовался судья Юрий Иваненко.
— На интуитивном уровне, — ответил Стригин. – Это ничем не регламентировано.
— Едет машина, видимых повреждений на ней нет, водитель выглядит нормально и пристегнут, — описал среднестатистического участника движения Иваненко.
— Остается выборочно контролировать наличие прав, документов на машину, — сказал Стригин.
— Профилактическая остановка, что ли?
— Да, опасения истца не связаны с действиями сотрудников, — заверил Стригин.
Поводом остановить машину может быть ее «непрямолинейное, дерганое движение», привел пример еще один юрист министерства Сергей Чушкин.
— Если неровно едет – есть другое основание в регламенте [нарушение требований к безопасности движения — Право.ru], — заметил судья Иваненко.
— Я не имею в виду нарушений, — не согласился Чушкин. – Машина может ехать неровно, но не пересекать полос. Или, например, она просто движется очень медленно – нарушения ПДД тут тоже нет.
Представителей МВД поддержала Юлия Фоменко из Минюста, который не нашел коррупционной опасности в спорной норме. «На стационарных постах проверка тоже выборочная,» — напомнила Фоменко. Прокурор Лариса Степанова также отметила, что ни один федеральный закон не ограничивает право останавливать машины только на стационарном посту.
В итоге эту точку зрения разделил и судья Иваненко, который отклонил требования Рудакова.
Новый регламент ГИБДД вступил в силу. Эксперты о том, стоит ли его бояться
С 20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Некоторые положения документа вызвали недовольство среди правозащитников. Портал Москва 24 разбирался, почему водителям не стоит бояться перемен.
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Нужно ли изучать административный регламент водителю?
Административный регламент – это внутренний приказ МВД. По сути, инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями.
Если вы гражданский человек, вы совершенно не обязаны его знать, объясняет председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов.
С ним согласен автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: «Ознакомиться с регламентом не лишнее дело, он открыт и не засекречен. Но учить его наизусть совершенно не нужно».
Остановка вне постов ДПС
По предыдущей редакции регламента 2009 года инспектора могли останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС.
Отныне сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Однако место каждый сотрудник выбирает не по собственному желанию, а только по приказу своего начальника.
Фото: ТАСС/Юрий Машков
Для добропорядочных водителей это изменение ничем не грозит, считает Игорь Моржаретто.
«В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины. Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдет повод остановить автомобиль, если ему это понадобится. Но если нет, то проезжай свободно», – объясняет эксперт.
Если же вы едете в ночи и у вас есть подозрения, что вас тормозит не сотрудник ГИБДД, можете проехать мимо и доехать до ближайшего поста, говорит Игорь Моржаретто. «На месте сообщите, что я не остановился, потому что у меня было впечатление, что это не сотрудник ГИБДД, а какой-то мошенник. Такая возможность была раньше и остается сейчас», – подчеркнул эксперт.
То, что на практике машины останавливали вне постов, порталу Москва 24 подтвердил руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
Видеосъемка
Сергей Канаев обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. «В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете, вам грозит статья 19.3».
В ГИБДД поспешили разъяснить, что запрета на съемку действий инспекторов нет .
«Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом», – цитирует ”РИА Новости” начальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александра Быкова.
Председатель ВОА добавил, что теперь сотрудник полиции и сам имеет право вести съемку на собственный мобильный телефон.
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Отменяются справки о ДТП
Одно из важных нововведений регламента – отмена справок о ДТП, на получение которых требовалось длительное время. С 20 октября выдавать их перестали.
Такие справки требуют страховые компании, чтобы урегулировать убытки и последующие выплаты. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ № 431-П 2014 года, в случаях с каско – во внутренних документах каждой страховой компании.
Фото: ТАСС/Денис Русинов
Как пишет газета «Коммерсантъ», Александр Быков пояснил, что на деле выдача справок не предусмотрена уже давно. У МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Инспектора в последние годы фактически не должны были выдавать такие документы, хотя это и практиковалось.
В ГИБДД уверяют, что более года предупреждали Центробанк и Российский союз автостраховщиков, что с 20 октября эта практика прекратится.
Фото: ТАСС/Донат Сорокин
С 20 октября если для оформления аварии требуются сотрудники ГАИ, то максимум, что могут получить на руки участники аварии, – это процессуальные документы, пишет «Российская газета». В частности, постановление о наложении штрафа или определение об отказе в возбуждении административного дела. Другие документы участники аварии могут получить в прежнем порядке.
По данным «Российской газеты», в протоколах, определениях, постановлениях и других документах будут максимально расписывать всю ситуацию: какие машины и сколько их участвовало в ДТП, их повреждения. Также укажут данные водителей и владельцев машин, номера полисов ОСАГО.
При этом водитель по-прежнему должен будет заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и передать в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.
ГИБДД разрешили устраивать засады на дорогах, но в особых случаях
По новому регламенту сотрудники полиции смогут останавливать машины, находясь в засаде. Однако, согласно документу, сделать это смогут лишь в особых случаях.
«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», – отмечается в документе.
В остальных случаях автомобиль ДПС с раскраской должен стоять на видном месте в местах концентрации ДТП для предупреждения, объясняет Игорь Моржаретто.
Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать «любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений», хамить и грубить.
Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и «удерживающих устройств». Кроме того, сотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.
МВД разрешило останавливать автомобилистов вне стационарных постов
Министерство внутренних дел (МВД) вернуло сотрудникам ГИБДД право останавливать автобусы и автомобили вне стационарных постов ДПС. Об этом на совещании у президента России Владимира Путина с членами правительства заявил первый замглавы МВД Александр Горовой, сообщает ТАСС.
«Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов», — сказал он. Горовой подчеркнул, что издание этого документа было ошибкой. РБК направил официальный запрос в МВД России.
Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев в комментарии РБК заявил, что отмена приказа, запрещающего останавливать транспортные средства вне стационарных постов, ни на что не повлияет. «Никто ничего и не запрещал. Говорили о том, что нельзя останавливать автомобиль без причин, для проверки документов. Но это по сути ничего не меняло. Инспектор останавливал автомобили, ссылаясь на проведение спецмероприятий (в таком случае машину можно останавливать. — РБК)», — сказал Канаев. Он полагает, автомобилистов как останавливали вне стационарных постов, так и будут останавливать.
Возможность останавливать транспортные средства вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны автоинспекторов, заявил РБК председатель движения автомобилистов «Свобода выбора», депутат Госдумы, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. «До сегодняшнего дня остановить водителя могли только в случае, если он нарушил правила дорожного движения. Не исключено, что сейчас сотрудник будет останавливать и смотреть, к чему можно прицепиться. Здесь риски 50 на 50. С одной стороны, это может способствовать большей выявляемости административных и уголовных преступлений и их профилактике, а с другой стороны, возможны злоупотребления», — сказал он.
По его словам, эффективность решения «будет зависеть от контроля соответствующих служб».
Похожего мнения придерживается вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр. Он полагает, что разрешение автоинспекторам останавливать машины вне стационарных постов приведет к развитию коррупции. «Пять лет назад отменяли для того, чтобы победить коррупцию и обезопасить водителей на дорогах федерального значения между городами. Известно, что были случаи, когда бандиты останавливали автомобилистов, грабили, убивали. Сегодня узаконили то, что де-юре запрещалось, а де-факто происходило», — сказал в разговоре с РБК Хайцеэр. Он добавил, что нововведение ввели, вероятно, для «мнимой борьбы с терроризмом».
В последней редакции Административного регламента по работе сотрудников ДПС (утвержденного в 2009 году и обновленного в декабре 2014 года) указано, что автоинспекторы могут останавливать транспортные средства только в случае, если водитель нарушил правила или для оказания помощи. Для проверки документов автолюбителей можно останавливать только на стационарных постах ДПС.
В марте 2017 года на портале Госавтоинспекции появилось сообщение о разработке новой редакции Административного регламента. В публикации было указано, что в целях реализации общественного порядка и в условиях сокращения штата предложено отменить запрет на остановку транспортных средств для проверки документов вне стационарных постов.
Подтверждено право инспекторов останавливать водителей вне постов ГИБДД
Верховный суд (ВС) признал законным право сотрудников ГИБДД останавливать транспорт на дороге вне постов для проверки документов даже в том случае, если водитель не нарушал правил. Это закреплено регламентом МВД, вступившим в силу в октябре 2017 года. Юрист из Перми, обратившийся с иском, считает, что норма ограничивает права граждан, провоцируя злоупотребления и коррупцию среди инспекторов. В ходе слушаний выяснилось, что в большей части субъектов РФ не осталось вообще ни одного стационарного поста ГИБДД, и полицейским в противном случае просто негде будет тормозить машины.
С иском в Верховный суд обратился юрист из Перми Константин Рудаков, оспаривая п. 84.13 регламента по надзору за дорожным движением (утвержден приказом МВД №664). В нем сказано, что инспектор имеет право остановить автомобиль для «проверки документов» водителя даже в том случае, если нарушения ПДД выявлено не было. По мнению господина Рудакова, эта норма ограничивает права и свободы граждан: она противоречит ст. 56 Конституции, в которой сказано, что отдельные ограничения прав могут быть введены «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан» и только федеральным законом. Кроме того, юрист считает, что остановка машины инспектором, по сути, приравнивается к задержанию граждан, что регулируется ст. 27.3 КоАП.
Константин Рудаков указывает на то, что возможность остановить машину без повода приводит к злоупотреблениям, провоцирует рост коррупции: «Инспектор может остановить машину только ради остановки или с целью поиска чего-то, к чему можно прицепиться». Незапланированная остановка вынуждает водителя наверстывать упущенное время, превышая скорость, что провоцирует аварийность, считает господин Рудаков.
Как был изменен порядок общения инспекторов с водителями
Новый регламент по надзору за движением, напомним, введен в действие 20 октября 2017 года, о чем неоднократно сообщал “Ъ”. Водители столкнулись с рядом нововведений, в частности, отменой справки о ДТП, появлением дорожных камер в зонах проведения дорожного ремонта и т. д. Что касается оспариваемой нормы, старый регламент допускал остановку машины для проверки документов только на посту ДПС либо на дороге при проведении спецмероприятий.
Представитель МВД Сергей Кайперт заявил об «ошибочном толковании» документа. По его словам, право инспекторов останавливать авто для проверки документов заложено в ст. 13 закона «О полиции» и регламент принимался для реализации этих полномочий. Сам факт остановки машины не нарушает и не ограничивает права водителей, отметил господин Кайперт, и не имеет ничего общего с процедурой административного задержания.
«В последние годы ведется оптимизация численности сотрудников ГИБДД,— пояснил господин Стригин.— Поэтому право останавливать машины только на постах не позволит эффективно вести контроль. Тем более, между постами очень много дорог, люди выезжают отовсюду, многие из них могут быть без документов».
Как ВС защитил москвичку от ГИБДД и суда
Судья Юрий Иваненко поинтересовался, каким образом инспектор выбирает в потоке авто для проверки. «На интуитивном уровне, произвольно, на усмотрение сотрудника»,— пояснил господин Стригин. Сергей Чушкин добавил, что внимание инспектора может привлечь, к примеру, «хаотическое и дерганое движение» автомобиля, который при этом ПДД не нарушает. Господин Иваненко указал на аргументацию истца о том, что норма регламента может провоцировать коррупцию и злоупотребления. Представитель Минюста Юлия Фоменко отметила, что антикоррупционную экспертизу регламент прошел, нарушений не найдено.
Господин Иваненко отказал в удовлетворении иска, оставив регламент в силе. Связаться с господином Рудаковым “Ъ” в понедельник не удалось. Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько считает, что перспектив у истца не было изначально. «Правила обязывают водителя иметь при себе и передавать сотрудникам полиции документы, никаких ограничений по месту предъявления закон не содержит,— пояснил он “Ъ”.— Ни в ПДД, ни тем более в законе “О полиции” нет указаний на территорию и место реализации полицейскими полномочий».
Будут бдеть теперь по-новому: МВД разрабатывает новые правила работы сотрудников ДПС
Чиновники уточнили, какие именно неисправности автомобиля запрещают движение
В МВД уточнили, когда инспектор может остановить машину и по каким причинам запретить движение
Фото: Артем Краснов / 74.RU
МВД вынесло на обсуждение новый порядок работы инспекторов Госавтоинспекции, который оговаривает многие интересные и спорные пункты. Например, причины для остановки машины инспекторов, изъятие автомобиля при срочной необходимости, а еще перечень неисправностей, при которых инспектор может запретить движение. Напомним, что параллельный законопроект предлагает в десять раз расширить список неисправностей в ПДД, которые запрещают эксплуатацию.
Большинство водителей волнует именно последний вопрос, в том числе в свете ужесточения процедуры техосмотра. Если правила будут приняты, запретить движение инспекторы смогут всего в пяти случаях: поломка тормозной системы, неработающее рулевое управление, сломанное сцепление, не горящие фары или задние габаритные огни в темное время суток, неисправный стеклоочиститель со стороны водителя во время дождя или снегопада. За любую из этих неисправностей инспектор вправе запретить дальнейшее движение до устранения поломки (или завершения дождя в случае со стеклоочистителем). Ехать до сервиса своим ходом нельзя, только до места стоянки.
У руководителя Национального общественного центра безопасности движения Сергея Канаева эти правила вызывают недоумение. Как инспектор на дороге может проконтролировать техническое состояние автомобиля, измерить люфт рулевого управления, например? Тонировку на посту еще можно проверить и даже неработающий дворник зафиксировать, но как полицейский поймет, что не работают тормоза: проедет и проверит?
— Проблема тут в том, что ГИБДД стала заложником техрегламента Таможенного союза, поскольку Россия первой решила привести свое внутреннее законодательство в соответствие с этим регламентом. В этом документе очень много воды, а логика зачастую отсутствует. Возможно, поэтому Белоруссия и Казахстан с этим не торопятся. Кроме того, ГИБДД, издавая новые правила и документы, пытается заботиться о рынке, а не о безопасности. Из-за утраты контроля над техосмотром они потеряли очень большой рынок. Я уж не говорю даже про систему уплаты штрафов, которые идут через ЦАФАП, — отмечает Сергей Канаев.
До сих пор основной «неисправностью», которую выявляли инспекторы ГИБДД, была тонировка
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Патрулирование на автомобилях без цветографических схем с целью выявления и фиксации нарушений новым документом тоже допускается. Правда, соответствующий пункт перекочевал из раннего Административного регламента практически без изменений. Но одно уточнение все же есть. Теперь патрульные в автомобиле без цветографических схем, но одетые в форму, могут сами штрафовать водителей и готовить материалы для лишения прав, если нарушение подразумевает это. Раньше они могли только доводить информацию о нарушителях до экипажей на машинах в специальной окраске.
Скрытое патрулирование, по мнению Сергея Канаева, — правильная вещь. Правда, широкого распространения у нее как не было, так и не будет. Эксперт также отмечает, что в новом тексте содержится старая норма о передаче документов без обложек и ценных предметов. Это, по словам Сергея Канаева, общемировая и совершенно логичная практика.
Еще одно изменение связано с причинами, по которым инспектор имеет право остановить автомобиль. Ранее действовал Приказ №185, который запрещал останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов ДПС. Впрочем, инспекторы легко обходили это требование, ссылаясь практически на любую из причин, изложенных в пункте 63 этого Приказа. В общем, ни богу свечка, ни черту кочерга.
В 2017 году Приказ №185 был отменен, а на смену ему принят Административный регламент от 23.08.2017, который разрешил проверять документы везде (п. 84.13). В новых правилах в этом плане изменился только порядок слов.
Инспектор может изъять машину в случае необходимости: новый порядок это подтвердил и уточнил ряд моментов
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Отдельный пункт касается изъятия машины по необходимости. В большинстве СМИ указано, что якобы теперь изъять гражданскую машину для погони нельзя. На первый взгляд, все так, особенно если прочитать п. 67, где сказано, что «преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами…». Но есть пункт 61, который дословно гласит следующее: «При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации». То есть сотрудник ДПС все-таки может забрать машину гражданина и для погони, просто в этом случае он не обязан конкретизировать маршрут.
— Да, это действительно так. Сотрудники полиции могут забрать гражданский автомобиль для погони, выполнив ряд формальных действий. Но на практике они к этому не прибегают. Дело в том, что статья 12.25 КоАП за отказ предоставить автомобиль сотрудникам полиции или другим лицам, имеющим на это право, подразумевает штраф в размере 500 рублей. Водителю проще вежливо отказать и заплатить штраф, чем потом бегать и выяснять, с кого взимать деньги за разбитое авто. В полиции об этом прекрасно знают, так что этим правом не пользуются. Да и сама норма кочует по ПДД уже много лет, так что в этот раз ее просто переписали другими словами — ничего нового, — подчеркивает автоюрист Сергей Радько.
Сергей Канаев добавляет, что в законопроекте отсутствует грамотная схема передачи автомобиля. Предполагалось ввести форму расписки, в которой указаны данные инспектора, так что оставалось бы только поставить подпись, не теряя время. Но в ГИБДД почему-то отказались рассматривать такую возможность. Между тем это более доверительная схема, и гражданам было бы понятнее и спокойнее.
Пока документ находится на стадии общественных обсуждений текста и независимой антикоррупционной экспертизы. Скорее всего, в текст будут внесены минимальные правки, после чего он будет принят.
Инспекторов ГИБДД также наделят полномочиями, которые позволят отправлять машину на внеочередной техосмотр. Машины с нелегальным техосмотром уже сейчас отлавливают и лишают диагностических карт. В Челябинске тем временем ГИБДД увлеклась эвакуацией самокатов, причем масштаб сего действа впечатляет.
Что будет, если проигнорировать требование сотрудника ГИБДД об остановке транспортного средства
Ответственность грозящая водителю, если он проигнорирует требование сотрудника ДПС остановиться?
Задумывались ли вы друзья о том, какая ответственность ждет водителя, если он проигнорирует требование сотрудника Госавтоинспекции об остановке автомобиля? Казалось бы — нетипичная ситуация. Ведь законопослушный водитель всегда в таком случае остановится. Но что например делать, если вы не заметили или не увидели сотрудника ГИБДД и проехали мимо него не заметив тем самым требование остановиться? Хотелось бы узнать, наступит ли ответственность за игнорирование требования сотрудника Госавтоинспекции в тех случаях, если он останавливал машину рукой? Давайте друзья вместе разбираться. Подробные ответы на эти и другие вопросы возникающие частенько у автолюбителей, вы найдете в нашем анализе и в действующем на сегодня законодательстве.
Для начала давайте с вами вспомним действующие Правила дорожного движения. Обратимся к пункту 6.11 ПДД РФ:
- 6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
Как видите, водитель, заметив соответствующий жест сотрудника ДПС (требование об остановке) должен остановиться в указанном ему месте.
Также данная норма прописана и во внутреннем документе МВД РФ, который предназначен для сотрудников полиции (в том числе и для инспекторов ГИБДД ДПС).
Так, согласно пункта 85 Административного регламента № 664 МВД РФ, требование об остановке автомобиля подается сотрудником полиции (инспектором ДПС ГИБДД) с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки. При необходимости сотрудник ГИБДД для остановки автотранспорта может применять жезл или специальный красный диск со светоотражателем. В этом случае страж порядка обязан направить жезл или красный диск на автомобиль.
В том числе, для того чтобы привлечь внимание водителя полицейский вправе использовать свисток, специальные световые и даже звуковые сигналы. Например, в ночное время это может быть жезл с подсветкой.
Но какая ответственность может грозить водителю, если он проигнорирует такой жест сотрудника ДПС, означающий для водителя машины остановиться? Ведь, вполне возможно, что сотрудник ГИБДД не уполномочен останавливать транспортное средство. Если это так, то может ли водитель не принять во внимание жест регулировщика? Лучше конечно, этого не делать.
Особенно после вступления в силу нового Административного регламента № 664 МВД РФ, который снова разрешил сотрудникам Госавтоинспекции останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Ранее, хотим напомнить, сотрудники ГИБДД были не вправе останавливать автотранспорт вне стационарных постов для простой проверки документов. Останавливать автомобили вне стационарных постов можно было только в случае проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также различных рейдов, ну и т. п. мероприятий.
Поэтому запомните, если раньше вы и могли проигнорировать теоретически требования инспектора об остановке автомобиля в том самом месте, где это прямо запрещалось регламентом МВД РФ (опять же спорно, так как вы не можете заранее знать с чем связана остановка автомобиля), то сегодня подобное неподчинение чревато для водителя административной ответственностью. Эту ответственность регулирует статья 12.25 КоАП РФ.
- Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства сотруднику(ом) МВД
- 1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам которым, в случаях предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 500 рублей.
- 2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
- 3. Невыполнение законного требования должностного лица военной автомобильной инспекции об остановке транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
Что делать, если водитель не заметил сотрудника ГИБДД, который требовал остановить машину?
Многие водители нас спрашивают, можно ли избежать штрафа за игнорирование законного требования сотрудника ГИБДД остановить автомобиль? Теоретически сделать это конечно можно. Но в этом случае вы должны будете реально доказать, что не увидели (не видели) сотрудника ДПС на дороге, который своим жестом указывал об остановке транспортного средства.
К сожалению сделать это легко только в теории. На практике же, судя по архиву административных дел по России, не много водителей смогли доказать в суде, что их игнорирование требования сотрудника полиции было непреднамеренным.
Тем не менее, мы со своей стороны считаем, что каждый водитель должен до конца отстаивать свои законные права. Поэтому запомните друзья, если вы действительно не видели (и не слышали сигнала) сотрудника Госавтоинспекции, который требовал чтоб вы остановились, то в случае привлечения вас к административной ответственности вы должны обратиться в суд с просьбой отменить данное постановление о привлечении вас к ответственности. Если вы проиграете суд в первой инстанции, то не отчаивайтесь. Пишите далее в вышестоящий судебный орган с просьбой пересмотреть решение первоначального суда.
Кто может останавливать автомобиль на дороге?
Еще один частый вопрос, который интересует многих автомобилистов, особенно автолюбителей. Кто вправе производить остановку транспортного средства на дороге? Для начала давайте обратимся к пункту 2.4 действующих Правил дорожного движения:
- 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам. В специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля право остановки грузовых автомобилей и автобусов предоставлено также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Как видите, право остановки автомобилей согласно ПДД предоставлено регулировщикам дорожного движения. Но кто к ним относится?
Для того чтобы это узнать, нужно вспомнить пункт 1.2 ПДД РФ, где описываются все термины и понятия применяемые в Правилах дорожного движения, которые действуют в настоящее время в нашей стране. Вот что такое регулировщик согласно ПДД:
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Мы специально выделили определенный текст красным шрифтом, который в своем принципе наделяет правами регулировщика почти любого сотрудника полиции. Соответственно, остановить автомобиль имеет право не только любой сотрудник ДПС ГИБДД, но и также любой сотрудник патрульно-постовой службы МВД (ППС).
Могут ли за игнорирование требования остановиться привлечь за неповиновение сотруднику полиции?
Как мы уже выше сказали, в том случае, если вы увидели законное требование сотрудника полиции остановить машину но не выполнили его, то вам грозит административная ответственность согласно части второй статьи 12.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
Но это не единственная статья, которая предусмотрена за игнорирование требования сотрудника ГИБДД.
Так, согласно первой части статьи 19.3 КоАП РФ — неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Мы специально опять выдели красным жирным шрифтом предусмотренную меру ответственности, которая может быть применена к лицу, которое не выполнило требование сотрудника полиции. Но вы со своей стороны можете сказать,- при чем здесь игнорирование требования инспектора ДПС в плане остановиться?
А все дело в том что, если вы не заметили или специально проигнорировали требования сотрудника полиции (инспектора ГИБДД) об остановке, то скорее всего за вами может начаться погоня или о вашем автомобиле сообщат ближайшему экипажу ДПС. В этом случае вы вряд ли отделаетесь статьей 12.25 КоАП РФ. Чаще всего при погоне, находящимся за рулем автомобиля водителям вменяют статью 19.3 КоАП РФ — Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Но как такое может быть?
Все очень просто. В составленном протоколе укажут, что вы не хотели выходить из машины после ее остановки и даже сопротивлялись. В этом случае вам придется доказывать свою не виновность уже в суде, что этого не было и это не так. К большому сожалению, согласно судебной практике известно, что суды почти всегда верят словам сотрудников полиции указывая затем в судебных решениях такую формулировку: » нет оснований не доверять сотрудникам Госавтоинспекции находящимся при исполнении служебных обязанностей «.
Как видите друзья, казалось бы, что небольшой штраф за неостановку машины по требованию сотрудника ГИБДД не должен вас пугать. Но не тут-то было, есть еще одна грозная статья 19.3 КоАП РФ, которой любят пугать сотрудники ГИБДД. Так что господа, лучше будьте внимательны и всегда останавливайтесь в случае требования сотрудника полиции остановить автомобиль в указанном им месте. Иначе могут быть большие проблемы с законом и даже существует риск оказаться под арестом.
Может ли сотрудник полиции остановить автомобиль без жезла – рукой?
Да, согласно действующего законодательства предусмотрено, что регулировщик вправе остановить автомобиль жестом руки (пункт 6.11 ПДД РФ). Также сотрудник ГИБДД может применять жезл и свисток. Об этом также говорит пункт 85 Административного регламента МВД № 664, который принят 23.08.2017 года.
То есть словами закона, сотрудник полиции (инспектор ГИБДД) вправе потребовать от водителя остановки машины с помощью соответствующего жеста. Поэтому вы не имеете права игнорировать требования сотрудника ДПС, если он не использует жезл, свисток и другие соответствующие средства. А это означает, если вы проигнорируете законное требование об остановке транспортного средства, то вам грозит прямая ответственность по статье 12.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
Но как тогда понять и разобраться, что за «жест рукой» должен сделать сотрудник ДПС, когда остановливает машину? К нашему сожалению, действующее законодательство дает в этом плане расплывчатую формулировку жеста для остановки автотранспорта. Закон как-бы говорит, что жест должен быть направлен именно на то транспортное средство, которое сотрудник полиции хочет остановить для проверки документов или других процессуальных действий.
В принципе понятно, не заметить сотрудника ДПС на дороге практически не реально. Если конечно не отвлекаться за рулем, что запрещено действующими ПДД. Тем не менее, не заметить инспектора ГИБДД все-таки можно и такое случается. Например, в большом потоке автомобилей при движении на большой скорости.
Также многие водители часто не понимают такого момента, к кому из участников дорожного движения обращен тот или иной жест инспектора ДПС. В этом случае, если у вас имеются сомнения, какой именно автомобиль решил остановить сотрудник Госавтоинспекции, лучше все-же остановиться и уточнить этот момент.
Как доказать, что вы не видели сотрудника ГИБДД на дороге?
В заключение друзья хотели бы отдельно сказать несколько слов о способе доказательств в случаях, если вы действительно реально не увидели сотрудника ДПС на дороге. Безусловно лучшим доказательством для этого будет запись с видеорегистратора, которая возможно докажет, что вы реально могли не видеть инспектора в большом потоке машин.
Также хотим сказать, если вас к примеру, остановили в ночное время на темной дороге и сотрудник не использовал жезл с подсветкой или свисток, а также специальный светоотражающий жилет с полосками, то это может являться частичным доказательством того факта, что вы реально могли не видеть сотрудника полиции, который решил остановить вашу машину.