0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патент на методику обучения

Патент на методику обучения

Для возникновения и осуществления авторского права не требуются регистрация произведения, иное специальное оформление произведения или соблюдение каких-либо формальностей, можно использовать знак охраны авторского права (Дудина А.П. © 2011). Можно зарегистрировать авторское право только на произведение, например на сборник, на результат творческого труда. При этом автор вправе зарегистрировать свои права, обратившись в уполномоченный орган – в Министерство юстиции Республики Казахстан, непосредственно — в Комитет по правам интеллектуальной собственности МЮ РК, подав заявление вместе с экземпляром произведения и уплатив сбор в размере 3х МРП.

Согласно ч. 3 ст. 6 Патентного закона РК не признаются изобретениями:

1) открытия, научные теории и математические методы;

2) методы организации и управления хозяйством;

3) условные обозначения, расписания, правила;

4) правила и методы выполнения умственных операций, проведения игр;

5) программы для вычислительных машин и алгоритмы как таковые;

6) проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;

7) предложения, касающиеся лишь внешнего вида изделий;

8) предложения, противоречащие общественному порядку, принципам гуманности и морали.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон) авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности , независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения.

Частью 4 ст. 6 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» предусмотрено, что авторское право не распространяется на собственно идеи, концепции, принципы, методы, системы, процессы, открытия, факты.
В ст. 7 указанного закона перечислены произведения, являющиеся объектами авторского права:

1) литературные произведения;
2) драматические и музыкально-драматические произведения;
3) сценарные произведения;
4) произведения хореографии и пантомимы;
5) музыкальные произведения с текстом или без текста;
6) аудиовизуальные произведения;
7) произведения живописи, скульптуры, графики и другие произведения изобразительного искусства;
8) произведения прикладного искусства;
9) произведения архитектуры, градостроительства, дизайна и садово-паркового искусства;
10) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
11) карты, планы, эскизы, иллюстрации и трехмерные произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
12) программы для ЭВМ;
13) иные произведения.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона к объектам авторского права также относятся:
1) производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
2) сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и (или) расположению материалов результат творческого труда.

В ч. 1 ст. 9 Закона сказано, что авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания . Для возникновения и осуществления авторского права не требуются регистрация произведения, иное специальное оформление произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Для оповещения о своих исключительных имущественных правах автор и (или) правообладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов: 1) латинской буквы «С» в окружности; 2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; 3) года первого опубликования произведения.

То есть, вот так: Дудина А.П. © 2011

При этом автор для свидетельства личных неимущественных прав на необнародованное произведение, а также правообладатель для подтверждения обладания исключительными имущественными правами на произведение в любое время в течение срока охраны авторского права либо действия соответствующих договоров вправе зарегистрировать их в государственном реестре прав на объекты, охраняемые авторским правом.

В соответствии с ч. 1 ст. 9-1 Закона государственная регистрация прав на произведения, охраняемые авторским правом (далее – государственная регистрация), производится уполномоченным органом в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявления автора (авторов) или правообладателя. В ч. 3 ст. 9-1 Закона сказано, что при регистрации прав на литературные, научные, драматические, сценарные произведения представляются следующие документы:

2) экземпляр произведения;

3) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

4) оригинал документа, подтверждающего оплату сбора за государственную регистрацию.

Подтверждением государственной регистрации прав на произведения, охраняемые авторским правом, являетсявыдача свидетельства о государственной регистрации прав на объект авторского права и занесение сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом. Форма свидетельства о государственной регистрации прав на объект авторского права и перечень сведений, вносимых в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом, утверждается уполномоченным органом (ст. 16 Закона).

За оказание государственной услуги взимается регистрационный сбор за регистрацию прав на произведения, охраняемые авторским правом, который в соответствии со статьей 456 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс)», в размере 3 МРП (трех месячных расчетных показателей).

Таким образом, из вышеуказанных норм ясно, что патент на методику обучения получить нельзя. Авторское право не распространяется на собственно идеи, концепции, принципы, методы, системы, процессы, открытия, факты, и возникает в силу факта создания произведения. Для возникновения и осуществления авторского права не требуются регистрация произведения, иное специальное оформление произведения или соблюдение каких-либо формальностей, можно использовать знак охраны авторского права (Дудина А.П. © 2011).

Можно зарегистрировать авторское право только на произведение, например на сборник, на результат творческого труда. При этом автор вправе зарегистрировать свои права в государственном реестре прав на объекты (есть специальный стандарт оказания гос.услуги), охраняемые авторским правом, в уполномоченном органе – в Министерстве юстиции Республики Казахстан, непосредственно — в Комитете по правам интеллектуальной собственности МЮ РК, подав заявление вместе с экземпляром произведения и уплативсбор в размере 3х МРП.

Патент на методику обучения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Гражданин создает обучающие курсы, на которых он рассказывает, как работать с интернет-порталом, который ему не принадлежит. Обучающие курсы гражданин продает.
Являются ли обучающие курсы, материалы (в т.ч. видеоматериалы) интеллектуальной собственностью гражданина? Что необходимо сделать, чтобы курсы стали интеллектуальной собственностью гражданина? Может ли гражданин запретить использовать обучающие материалы на интернет-портале (для обучения пользователей)?

Решение вопроса о возможности отнесения упомянутых обучающих курсов к объектам авторских прав зависит от конкретных обстоятельств, и в рамках этой консультации однозначно ответить на этот вопрос мы не можем. Поясним подробнее.
К объектам авторских прав гражданское законодательство относит произведения науки, литературы, искусства (независимо их от достоинств, назначения и способа выражения). Таковыми могут быть, например, литературные произведения; сценарные произведения; аудиовизуальные произведения; а также другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
Кроме того, к объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (п. 2 ст. 1259 ГК РФ).
При этом авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). Соответственно, автору не нужно регистрировать произведение.
Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение).
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением) (абзац 2 п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, прямо предусмотренных ГК РФ (смотрите, например, ст. 1272, 1280 ГК РФ и другие). Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами (абзац третий п. 1 ст. 1229 ГК РФ).
Таким образом, автор произведения вправе запретить другим лицам его использовать.
При решении вопроса о квалификации упомянутых в вопросе курсов в качестве объектов авторских прав необходимо учитывать, что перечень объектов авторских прав, приведенный в ст. 1259 ГК РФ, не является исчерпывающим. Вместе с тем, как указано в п. 5 той же статьи, авторские права не распространяются, в частности, на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач.
До недавнего времени, учитывая позицию Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в п. 28 постановления от 26.03.2009 N 5/29 (далее — Постановление N 5/29), согласно которой при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что таковым является только тот результат, который создан творческим трудом, и пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом, суды нередко допускали, что тексты, не относящиеся в строгом смысле к произведениям литературы (науки, искусства), в том числе и методическая документация, учебные пособия, содержащие описание курса учебной дисциплины и направленные на самостоятельное изучения предмета, рабочие тетради и пр., могут являться объектами авторских прав*(1).
Однако постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» упомянутое выше Постановление N 5/29 отменено, при этом, как указано в п. 80 данного постановления, в силу п. 5 ст. 1259 ГК РФ не охраняются авторским правом идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения.
В свою очередь, в п. 80 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10 практически воспроизведены положения п. 28 постановления от 26.03.2009 N 5/29, а именно: судам при разрешении вопроса об отнесении конкретного результата интеллектуальной деятельности к объектам авторского права следует учитывать, что по смыслу ст.ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо также принимать во внимание, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права. _Творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств. Вместе с тем результаты, созданные с помощью технических средств в отсутствие творческого характера деятельности человека (например, фото- и видеосъемка работающей в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения, применяемой для фиксации административных правонарушений), объектами авторского права не являются.
В рамках данной консультации мы не можем однозначно квалифицировать упомянутые в вопросе обучающие курсы с использованием видеоматериалов в качестве перечисленных в п. 5 ст. 1259 ГК РФ объектов, не охраняемых авторским правом, в частности, считать такие курсы методикой обучения, так как данный вопрос не является правовым и зависит в том числе от содержания используемой в ходе проведения курсов информации, творческого характера создания произведения, а в случае возникновения спора также от усмотрения суда. Поэтому в случае возникновения судебного спора вопрос о том, являются ли обучающие курсы произведением, охраняемым авторским правом, может решить только суд. К сожалению, правоприменительная практика по вопросу применения п. 80 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10 в отношении обучающих курсов на данный момент не сложилась.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
— Энциклопедия решений. Компенсация за нарушение исключительного права.

Ответ подготовил
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2008 г. N 01АП-4103/08, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2014 г. по делу N 33-577/2014, постановление ФАС Уральского округа от 9 ноября 2012 г. N Ф09-9988/12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2012 г. N 17АП-6112/12 (определением ВАС РФ от 24 апреля 2014 г. N ВАС-2752/14 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Регистрация прав и патентование изобретения – все, что нужно знать автору

Любому автору должно быть известно, что авторское право на произведение возникает в момент создания этого произведения и не требует обязательной регистрации или какого-нибудь иного официального подтверждения. В теории. На практике ситуация совершенно иная — от кражи или копирования, особенно в интернете, не защищена ни одна работа. И, прежде чем передавать книгу в издательство или рассказывать о своем изобретении коллегам, необходимо сначала попытаться как можно лучше защитить свою интеллектуальную собственность. Для этого и нужна регистрация прав и патентование изобретений, полезных моделей и регистрация товарных знаков. Кроме того, регистрационные сертификаты или свидетельства понадобятся также для дальнейшего использования объектов интеллектуальной собственности.

Существует несколько видов регистрации. Самый простой и доступный — регистрация авторских прав на литературные, музукальные, художественные, фотографические и другие произведения.

Для того, чтобы задепонировать свою работу (депонирование — это и есть собственно регистрация авторских прав на произведение), не требуется ни особенных денежных затрат, ни траты времени — обычно, за не много более 1000 рублей автор получает сертификат в течение двух-трех недель после подачи заявки и экземпляра произведения. Или, в экстренных случаях, депонирование проводится в сжатые сроки за дополнительную сумму.

В любом случае, депонирование — один из самых распространенных и простых способов защитить свое авторское право, особенно когда депонирование проводится Российским авторским обществом КОПИРУС и произведение хранится в Национальном фондохранидище отечественных изданий Российской книжной палаты.

Другой, более затратный, но и более «серьезный» вид регистрации — регистрация товарного знака (имени, названия, торговой марки или бренда). Такая регистрация призвана защитить производителя товара и услуг от попыток использования любых (словесных, изобразительных и др.) обозначений названия или имени.

Обычный в таких случаях вопрос — сколько стоит регистрация товарного знака для организации, сколько времени это занимает? Есть ли вариант ускоренной регистрации и какова ее стоимость? Здесь не стоит ожидать низких и легкодоступных расценок. Регистрация товарного знака — дело долгое и затратное, но абсолютно необходимое для компаний и фирм.

Стоимость регистрации товарного знака складывается из размера государственных пошлин и стоимости услуг поверенного по сопровождению процесса регистрации товарного знака.

Для организации и физического лица — индивидуального предпринимателя — стоимость одинакова. Размер государственной пошлины варьируется в зависимости от количества товаров и услуг, в отношении которых регистрируется товарный знак. Минимальная государственная пошлина для одной заявки на регистрацию товарного знака составляет 22 500 рублей.

Стандартная стоимость услуг патентного поверенного по сопровождению одной заявки = 15 000 рублей. И не верьте, если вам будут называть сильно меньше, это значит, что вам предлагают только часть услуг.

Срок регистрации товарного знака законом не установлен. На практике это обычно занимает около 1 года. Ускоренное рассмотрение (около 5— 6 месяцев) возможно в случае, когда на базе национальной заявки подается дополнительно международная заявка на регистрацию товарного знака. Стоимость ускоренной регистрации зависит от характера товарного знака (словесный, графический, комбинированный) и количества товаров и услуг, для которых регистрируется товарный знак. Обычно при ускоренной регистрации стоимость возрастает в 2, 5— 3 раза по сравнению с обычной регистрацией.

Оформление патента на изобретение, включая полезные модели и промышленные образцы, и последующее внесение их в реестр — еще один способ защиты права втора, только на этот раз уже автора изобретений.

Патент гарантирует изобретению государственную охрану и необходим, если автор планирует продавать свою разработку другим организациям. Условия выдачи патентов регулируются национальным законодательством.

Для получения патента на объект необходимо провести отдельную специальную регистрационную процедуру в Патентном ведомстве. Для каждой процедуры есть свои требования, сроки и расходы.

Для получения патента достаточно представить описание устройства изобретения или полезной модели. Следует учитывать, что устройство может быть запатентовано и до его практического воплощения.

До процедуры патентования проводится патентный поиск аналогов, в результате которого выясняется вопрос о наличии патента на это (схожее) устройство у другого лица. По общему правилу, не патентуются в качестве изобретений правила и методы интеллектуальной или хозяйственной деятельности. Однако, можно запатентовать способ работы или производства, если в нем присутствует оригинальная техническая составляющая. Оформление патента потребует от правообладателя времени и денег — стандартная цена за него, включая услуги патентного поверенного, сопровождающего весь процесс регистрации от сбора документов до получения свидетельства, обойдется не дешевле 50000 руб.

Авторство создателя программы, базы данных или прав организации, которая их создает, официально защищает регистрация компьютерных программ (ЭВМ) и баз данных. Регистрация программ ЭВМ и баз данных производится Российским агентством по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ) и дает преимущества в ситуациях, когда авторство или права обладания ставятся под сомнение или оспариваются в суде или до судебном порядке. Для регистрации программ ЭВМ необходима доверенность (выдается тому, кто будет представлять автора в РОСПАТЕНТЕ), код программы (предоставляется в электронном виде), квитанция об оплате услуг и государственной пошлины, анкета с данными (необходимы реквизиты, для оформления договора на оказание услуг), а также реферат (должен отражать творческий вклад). Регистрировать программу автор может самостоятельно, но для нее потребуется собрать специальные сведения и самостоятельно заполнить заявочные документы (заявление и дополнения к нему), ошибка в которых может привести к пересмотру и повторному заполнению документации. Услуги же специалистов, которые могут подготовить все необходимые документы и составить договор, не особенно дороги: 2000 за подачу заявки, 5000 — за составление договора, без учета государственной пошлины (2000 руб.).

Автору всегда следует помнить, что у того, кто официально зарегистрировал права, появляется большое преимущество в том случае, если споры об авторстве дойдут до суда. Даже в том случае, если свои права зарегистрировал не сам автор, а, скажем, укравший у него это произведение человек.

Поэтому совет специалистов в данном случае будет один — защитить свою интеллектуальную собственность и свое творчество, прежде чем их используют, украдут или выдадут за свою собственную другие, не причастные к ее созданию люди.

Как защитить разработанную методику обучения от использования иными лицами?

Безусловно, уникальная методика обучения представляет собой результат мыслительной творческой деятельности. Между тем обеспечить ей правовую охрану как объекту интеллектуальной собственности будет достаточно сложно.

Можно ли защитить методику в качестве объекта авторского права?

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). При этом авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Традиционно считается, что авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание (основные идеи, принципы, концепции и т.п.).

Сама по себе методика не защищается посредством авторского права. В то же время к охраняемым объектам авторского права будут относиться книги, буклеты, методички, схемы, в которых она изложена.

Таким образом, если кто-либо будет использовать сходные методы и подходы к обучению, то вам не удастся привлечь его к ответственности за нарушение авторских прав. Если же он будет использовать (например, в рекламе) при описании своих услуг выдержки из ваших методических пособий (без соблюдения правил о цитировании), то можно будет говорить о нарушении интеллектуальных прав на соответствующее произведение.

Можно ли защитить методику в качестве объекта патентного права?

Идеи, представляющие собой технические решения в любой области, которые относятся к продукту или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), могут получить патентную охрану в качестве изобретения (п. 1 ст. 1350 ГК РФ).

Важно при этом учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 1350 ГК РФ не являются изобретениями в том числе правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности. Сущность изобретения как технического решения должна выражаться в совокупности существенных признаков, достаточной для достижения обеспечиваемого изобретением технического результата. Под техническим результатом при этом следует понимать характеристику технического эффекта, явления, свойства и т.п., объективно проявляющихся при осуществлении способа или при изготовлении либо использовании продукта.

Получаемый результат не считается имеющим технический характер, в частности, если он:

достигается лишь благодаря соблюдению определенного порядка при осуществлении тех или иных видов деятельности на основе договоренности между ее участниками или установленных правил;

обусловлен только особенностями смыслового содержания информации, представленной в той или иной форме на каком-либо носителе.

В связи с этим достаточно сложно предугадать перспективы патентования методов обучения. С одной стороны, в реестре изобретений можно найти достаточно много запатентованных способов обучения (см. таблицу ниже). С другой стороны, существует риск того, что Роспатент отклонит заявку по причине того, что способ обучения представляет собой метод интеллектуальной деятельности, а получаемый за счет него результат не носит технического характера.

Так, например, Роспатент отказал в выдаче патента на группу изобретений «Способ Исмаиловой Н. В. обучения чтению и учебное пособие для его осуществления». Формула решения была раскрыта следующим образом: «Способ обучения чтению, содержащий несколько этапов обучения буквам, звукам и навыкам чтения слов с использованием набора носителей информации, каждый из которых выполнен с возможностью перемещения отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями, притом что перемещение отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями осуществляют путем поворота…» Суд по интеллектуальным правам подтвердил правильность решения Роспатента. При этом СИП РФ исходил из того, что разработанная заявителем программа обучения представляет собой метод, заключающийся в выполнении предписаний, устанавливающих порядок осуществления умственной деятельности человека, который в свою очередь, исходя из п. 5 ст. 1350 ГК РФ, не может являться изобретением. «Технический результат», получению которого служат изобретения, должен стабильно повторяться. Между тем, как указал суд, из представленной заявки невозможно установить прямую причинно-следственную связь между сугубо индивидуальной интеллектуальной деятельностью преподавателя, интеллектуальными способностями различных групп обучаемых, физиологическим состоянием обучаемых и прочими многочисленными факторами, влияющими на процесс обучения, достигаемыми в каждом конкретном случае результатами (решение СИП РФ от 18.12.2017 по делу № СИП-482/2017).

Чтобы повысить шансы на получение патента, заявители обычно раскрывают в заявке не только саму методику преподавания, но и различные технические средства — устройства, карточки, пособия. Но в любом случае в заявке следует использовать термин «способ обучения», а не «методика».

Название методики обучения можно зарегистрировать в качестве товарного знака.

Примеры патентов, которые были выданы на способы обучения

Технический результат (как он обозначен в реферате)

№ 2469412 на способ обучения грамматике английского языка/04.07.2011

Упрощение материала и, как следствие, более глубокое его понимание

Способ обучения английскому языку, основанный на изучении грамматических времен английского языка с использованием модельных конструкций на грамматической базе английского языка, включающий использование наглядных пособий в виде изображенных на плоскостях модели-энграммы и модели-рубрикатора

№ 2402821 на способ обучения дошкольников и младших школьников/26.09.2008

Снижение времени освоения основ грамотности

Способ обучения, включающий проведение занятий с использованием комплекта демонстрационных средств иллюстрационного и текстового материала в виде карточек, отличающийся тем, что занятия проводят с использованием программных модулей. Для каждого модуля используют комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита. Обучающий задает слово по теме модуля, а обучаемый находит цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов

№ 2399958 на способ обучения письменной и устной речи учащихся с логопедическими нарушениями/09.02.2009

Формирование навыков правильной речи у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Способ формирования навыков правильной письменной и устной речи у учащихся младших классов с логопедическими нарушениями, включающий действия учащихся с игровыми персонажами, имеющими изображения слов, обозначающих вопросы, отличающийся тем, что изображения слов, обозначающих формы вопросов к различным частям речи, размещают на сменных вкладышах, выполненных с возможностью прикрепления к каждому игровому персонажу

Защита метода, методики. Можно ли получить патент?

Действующее российское законодательство предусматривает правовую возможность патентования методов (методик), при условии их соответствия определенным критериям.

К таким критериям, в частности, относятся:

  • направленность на решение определенных технических задач;
  • совершение действий в отношении материальных объектов;
  • достижение при использовании определенной последовательности действий конкретного результата;
  • соответствие изобретательскому уровню;
  • новизна предлагаемого решения;
  • возможность внедрения в производственном масштабе.

Из этого прямо следует, что методы, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, методы интеллектуальной деятельности, методы используемые в математике или играх, а также методы, представляющие собой только отображение какой-либо информации, не отвечают указанным выше критериям и, формально, защитить такие методы путем патентования не представляется возможным, их правовая защита реализуема только в качестве объектов авторского права. Однако не все так однозначно.

Выбор способа защиты напрямую зависит от специфики метода (методики). Если присутствуют технические характеристики, метод (методика) патентуется в качестве изобретения. Если технические признаки отсутствуют, метод (методика) защищаются в качестве произведения или компьютерной программы. Также, в некоторых случаях, если есть возможность изложения интеллектуального, информационного или иного метода (методики) с использованием материально-технических средств, следует юридически и технически грамотно доработать документацию заявки, чтобы довести ее до уровня патентоспособности, после чего запатентовать в качестве изобретения.

Рассмотрим наиболее вероятные правовые сценарии защиты методов (методик) на примере сферы IT. Допустим, что IT- компания создала уникальный и перспективный программно-аппаратный комплекс и успешно зарегистрировала его в Роспатенте в качестве программы ЭВМ или в качестве изобретения (в отдельных случаях патентование составляющих ПО в качестве изобретения также возможно). Однако перед компанией-разработчиком стоит задача правовой защиты не только самого уникального программно-аппаратного комплекса, но и способа работы с ним (управление, передача и обработка данных и т. д.) .

В данной ситуации возможны три правовых сценария:

  1. Методика работы с ПО оформляется в виде произведения (литературного и/или графического), например, в виде учебного пособия, иллюстрационных материалов и т. д. В этом случае правовая защита осуществляется методами авторского права (регистрация в РАО, депонирование). Очевидным минусом данного сценария является отсутствие правоустанавливающего документа (патента или свидетельства о госрегистрации), что создает определенные проблемы при защите прав на методику, в случае ее несанкционированного использования третьими лицами.
  2. Методика работы с ПО формируется в виде компьютерной программы и /или базы данных и регистрируется в Роспатенте. Безусловно, создание интеллектуального продукта в виде компьютерной программы представляется более надежным с юридической точки зрения, поскольку есть возможность получить свидетельство о госрегистрации такой программы, зафиксировав тем самым свои права на методику.
  3. Методика патентуется в Роспатенте в качестве способа работы с программным оборудованием, то есть она признается изобретением и защищается патентом.

Какому сценарию отдать предпочтение определяется целями и желаниями компании-разработчика, а также особенностями защищаемой им методики.

Аналогично сфере IT подобные правовые сценарии защиты реализуются и в других отраслях, при условии возможности формирования конкретного метода (методики) в желаемый интеллектуальный продукт (произведение, компьютерную программу или изобретение).

Как запатентовать методику?

Патентование методов (методик) во многих случаях является приоритетной стратегией, которая предусматривает более высокий уровень правовой защиты. Патентование методов особенно актуально, когда речь идет о работе с новыми разработками (материалы, оборудование и т.д.), так как в таких случаях появляется возможность не только защитить права на разработку в виде материального объекта, но и создать определенные трудности для потенциальных конкурентов, одновременно защищая патентом и метод работы с новым объектом и/или способ его получения, тем самым препятствуя появлению на рынке аналогичных модифицированных решений.

Тем не менее не стоит забывать о том, что патентоспособный интеллектуальный продукт должен отвечать всем необходимым критериям, установленным законодательством, основным из которых является изобретательский уровень.

Поэтому, прежде чем приступать к патентованию такого продукта, необходимо:

  • тщательно исследовать текущий уровень техники;
  • отследить тенденции развития интересующей отрасли;
  • убедиться в возможности патентования метода (методики), с учетом его специфики;
  • провести предварительный патентный поиск, чтобы исключить возможность наличия уже запатентованных или находящихся в процессе патентования сходных или аналогичных решений;
  • юридически и технически грамотно подготовить документацию заявки.

Самостоятельно осуществить такой объем работ на профессиональном уровне довольно сложно, поэтому рекомендуется делегировать эти задачи полностью или частично опытному специалисту в области патентования, который на начальном этапе оценит риски отказа в госрегистрации и поможет правильно сформировать пакет документов, а впоследствии возьмет на себя все хлопоты, связанные с ведением делопроизводства по заявке и коммуникацией с экспертами.

Сроки процедуры патентования, если речь об изобретении, составляют от восемнадцати месяцев. Также Роспатентом официально предлагается и ускоренная регистрация, которая позволяет получить патент уже через три месяца. Однако следует отметить, что ускоренная процедура возможна только при условии заказа услуги быстрого патентного поиска, стоимость которой является довольно высокой.

Проблемы патентования методов (методик) в международном масштабе

Российское патентное ведомство является довольно лояльным к патентованию методов (методик) в виде изобретений, по сравнению, скажем с США или некоторыми европейскими странами, в которых далеко не во всех отраслях методы (методики) могут быть признаны патентоспособными. Так, например, в нашей стране нет никаких проблем с патентованием перспективных методов лечения или диагностики заболеваний. А в США запатентовать такие методы уже не получится. Невозможно получить на них и Европатент, поскольку он имеет расширение на тридцать восемь стран Европы одновременно, а некоторые из этих стран, по аналогии с США, также не признают методики в области медицины и диагностики в качестве изобретений. Поэтому, если есть планы защиты методики за рубежом, уже на стадии формирования интеллектуального продукта необходимо проконсультироваться с опытным специалистом в области международного патентования, и принимать решение по ситуации. Например, можно запатентовать методику в качестве изобретения в отдельных зарубежных странах, где это юридически возможно, либо выбирать иные правовые стратегии международной защиты своего интеллектуального продукта.

Получите подробный разбор Вашей ситуации и узнайте, как запатентовать методику, обратившись к нам за бесплатной консультацией.

Патентование изобретений. 5 распространенных ошибок ИТ-бизнеса

Далеко не все объекты авторского права можно регистрировать как изобретения. Да и сам процесс таит для неспециалиста ряд подводных камней. Российские ИТ-компании при разработке новых продуктов часто сталкиваются с подобными вопросами. Неправильные ответы на них могут привести к финансовым убыткам, потерям интеллектуальной собственности, судебным тяжбам. CNews cовместно с юридической компанией Versus.Legal приводит 5 самых частых ошибок, допускаемых ИТ-компаниями в процессе получения патентов на изобретения.

Ошибка 1. Попытка получить патент на программу для ЭВМ

Нередко ИТ-компании полагают, что в качестве изобретения можно зарегистрировать компьютерную программу (например, ПО или компьютерную игру). Но в законе прямо сказано, что компьютерные программы являются объектами авторского права и охраняются, как литературные произведения.

То есть, в качестве изобретения нельзя зарегистрировать программный код, написанный разработчиком. Но можно защитить технологический способ взаимодействия с программным кодом (системы, алгоритмы, методы выполнения задач).

Например, патент на изобретение «Алгоритм поиска в компьютерных системах и базах данных» защищает способ получения соответствий между музыкальной и текстовой информацией. Такой способ включает в себя индексацию музыкальной информации (т. е. ее сбор, сортировку и хранение), ввод запроса в поисковую систему и поиск по тексту. Музыкальная информация загружается в систему поиска в виде мелодии. Она преобразуется алгоритмом распознавания пения в псевдотекст, затем проставляются ударения, и итог сохраняется в хранилище псевдотекстов. Затем текстовый запрос вводится в систему поиска, которая ищет соответствие с псевдотекстом, созданным на основе введенных в систему музыкальных произведений.

Как избежать ошибки. Все зависит от типа нового продукта. Если вы хотите защитить программный код, используйте для его охраны другие юридические механизмы. Например, регистрация программы для ЭВМ. Если же изобретена оригинальная система или способ поиска информации с помощью программного кода, то можно подать заявку на получение патента.

Ошибка 2. Попытка сделать автором изобретения компанию

Автором изобретения может быть только гражданин. А вот патент на изобретение может получить фирма-работодатель. В ИТ-компаниях, чьи работники разрабатывают новые продукты, нередко путаются в том, кого считать создателем изобретения, а кто может подать заявку на получение патента.

В законе ясно сказано, что автором изобретения может быть только физическое лицо. Ему принадлежит так называемое право авторства, в патенте на изобретение именно он будет указан автором. При этом право на получение патента на изобретение автор может передать другому лицу, например, компании. В этом случае заявителем по патенту будет данная фирма.

Когда речь идет о работнике, создавшем изобретение при исполнении своих служебных обязанностей, то право на получение патента по умолчанию принадлежит его работодателю. Конечно, при условии, что договор с работником не предусматривает другие правила. При этом работодатель получает исключительное право на патент, но в заявке обязательно указывает работника автором изобретения.

Вышесказанное относится к ситуациям, когда изобретение является служебным, то есть создано сотрудником по заданию работодателя в соответствии с его должностной инструкцией. Часто в ИТ-компаниях служебная документация, должностные инструкции и порядок выдачи служебных заданий сотрудникам должным образом не проработаны. И споры о правах на патент переходят в судебные инстанции.

Из юридического опыта. ООО «НТЦ «НефтеГазДиагностика» предъявило иск двум изобретателям. Компания попыталась аннулировать их статус патентообладателей в отношении патента «Способ антикоррозионной защиты внутренней и внешней поверхностей металлических трубопроводов наложением переменного тока» и признать себя единственным владельцем прав на изобретение. По мнению НТЦ, ответчики создавали изобретение при выполнении трудовых обязанностей, поэтому оно является служебным и принадлежит ему. Суд отказал в иске, так как истец не представил документы, подтверждающие разработку изобретения в рамках трудовой деятельности ответчиков (в частности, не было служебного задания, которое выдавалось ответчикам для создания спорного изобретения).

Как избежать ошибки. Чтобы избежать споров с работниками по поводу служебных изобретений, детально проработайте должностную инструкцию. В ней укажите технологии, создание которых относится к должностным обязанностям сотрудника. Выдавайте служебные задания на разработку конкретной технологии и подпишите с работником акт передачи изобретения. Он подтвердит выплату сотруднику служебного вознаграждения за создание изобретения. Урегулировать процесс можно Регламентом компании о защите ее интеллектуальной собственности.

Ошибка 3. Попытка зарегистрировать как изобретения идеи и научные открытия

Бывает так, что ИТ-компания пытается зарегистрировать в качестве изобретения природное явление или научное открытие, которые в действительности не охраняются патентным правом. Как отличить одно от другого?

В сентябре 2019 г. американские ученые открыли новый метод передачи квантовой информации: если сблизить два электрона, имеющих разный собственный момент вращения (спин), то направление спинов этих электронов может меняться одновременно, и электроны становятся копией друг друга. Такое свойство электронов открыли в процессе эксперимента, но запатентовать сам процесс изменения состояния электронов как изобретение нельзя, так как речь идет о природном явлении. Однако ученые могут запатентовать способ изменения состояния электронов и способ передачи квантовой информации с помощью электронов, поскольку данные технологии — продукт человеческой деятельности, а не явления природы.

Также не являются изобретениями новые методы ведения бизнеса без какой-либо технической составляющей. Например, если компания создала новый метод ведения бухгалтерского учета (без привлечения каких-либо технологий), она не получит охрану с помощью патента. Изобретениями могут быть сами технические решения (к примеру, устройство по передаче сообщений), методы с технической составляющей (например, метод добычи нефти с помощью буровой установки) или целая система технических решений и методов их использования (например, система передачи данных).

ИТ-компаниям также могут отказать в регистрации патента, если заявленная «технология» — открытие либо метод деятельности, не содержащий какого-либо технического решения.

Как избежать ошибки. Подумайте, содержится ли в изобретении какое-либо техническое решение, не связанное с природными явлениями (как в случае с квантовой физикой)? Если, допустим, изобретен новый способ сбора данных, то в описании способа должны быть не только организационные аспекты, но и конкретный технический результат.

Ошибка 4. Если другие не зарегистрировали это изобретение, то патент наш!

Российское законодательство предъявляет много требований к изобретению. Помимо главного критерия — новизны, Роспатент анализирует его на изобретательский уровень. То есть изобретение не должно быть очевидным для специалиста в соответствующей области. Есть много примеров, когда у технического решения отсутствует изобретательский уровень. К примеру, оно является лишь незначительной доработкой существующей технологии, которая очевидна для профильного специалиста. Другой вариант — когда две запатентованные технологии соединяют в одно целое. К примеру, если одна часть изобретения включает все признаки одного патента, а другая часть — другого, то патентное ведомство может заявить, что «изобретение» не соответствует изобретательскому уровню.

Например, в 2018 г. Роспатент отказал в выдаче патента на изобретение «Устройство видеоконтроля», поскольку оно не отвечало изобретательскому уровню. В формуле изобретения описывались две видеокамеры, расположенные и зафиксированные в системе координат системой спутниковой навигации. Одна из камер снимала объект и хранила информацию, вторая — фиксировала на видео действия первой камеры. Заявленная технология была очевидна для специалиста, так как описывалась в похожих патентах США.

Как избежать ошибки. Перед подачей заявки проведите патентный поиск не только по России, но и по всему миру в открытых источниках. Ими могут выступать зарубежные патенты (рекомендуем проверить реестры наиболее развитых стран: США, Великобритания, Япония и т. д.), научные статьи, материалы научных конференций по нужной теме.

Результаты поиска помогут понять, действительно ли ваша технология соответствует изобретательскому уровню.

Ошибка 5. Не включать в формулу изобретения все элементы, указанные в описании изобретения

Зарегистрированное изобретение состоит из 2 главных частей: описания изобретения и его формулы. Наиболее важной частью является формула, в которой заявитель описывает границы своего исключительного права на изобретение. Фактически формула изобретения определяет, нарушает ли другая компания этот патент или нет. Поэтому если какой-то из признаков изобретения указан в описании (к примеру, отдельный этап в описываемом методе), его стоит включить в формулу, чтобы получить монополию на данный элемент технологии. Упущение столь важной детали может плохо закончиться.

Компания Johnson&Johnson запатентовала в качестве изобретения процесс изготовления печатных плат с использованием алюминия, но в описании изобретения указала, что вместо алюминия может использоваться сталь. Именно сталь для получения аналогичных плат и использовал в своей технологии конкурент-ответчик, в отношении которого Johnson&Johnson попыталась взыскать убытки за нарушение патента. Суд, отказав истцу, посчитал, что Johnson&Johnson указала сталь в качестве элемента изобретения в его описании, но не включила данный элемент в формулу изобретения, тем самым разрешив открытое использование стали.

Как избежать ошибки. Если в изобретении можно использовать несколько взаимозаменяемых элементов и все они патентоспособны, включите их в описание изобретения и обязательно укажите в формуле изобретения. В противном случае конкуренты смогут использовать технологию с теми элементами, которые не были включены в формулу.

Как запатентовать методику обучения

Разрешите поконкретнее описать мою ситуацию:

Я взяла грамматический справочник по немецкому языку И.П. Тагиля. Под каждым пунктом правил есть примеры предложений к этим пунктам.

Я взяла эти предложения (где-то пределывала слова) и составила художественные тексты — то есть художественно их оформила. Использовала при этом те же самые *, № пунктов, что и в грамматике Тагиля, то есть чтобы в грамматике Тагиля можно было легко соорентироваться и прочитать объяснения, почему именно такой артикль (определенный и т.д.) используется в моих художественных рассказах, таким образом, человек прямо в контексте запоминает само правило.

Мои уроки в курсе расположены следующим образом: Мой рассказ идет слева, грамматика Тагиля справа (прикрепляю Вам файл пробного урока для ознакомления)

2. Теперь еще раз хотела бы задать вопрос: смогу ли я запантентовать свой учебный курс по грамматике (пока только готов раздел Имя существительное), который позволяет легко таки м образом запомнить сложную обширную грамматику немецкого ячзыка быстро, рассчитано на 2 месяца. В этих правилах и использовании в речи даже учителя делают ошибки, так они сложны.

Безусловно, уникальная методика обучения представляет собой результат мыслительной творческой деятельности. Между тем обеспечить ей правовую охрану как объекту интеллектуальной собственности будет достаточно сложно.

Можно ли защитить методику в качестве объекта авторского права?

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). При этом авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Традиционно считается, что авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание (основные идеи, принципы, концепции и т.п.).

Сама по себе методика не защищается посредством авторского права. В то же время к охраняемым объектам авторского права будут относиться книги, буклеты, методички, схемы, в которых она изложена.

Таким образом, если кто-либо будет использовать сходные методы и подходы к обучению, то вам не удастся привлечь его к ответственности за нарушение авторских прав. Если же он будет использовать (например, в рекламе) при описании своих услуг выдержки из ваших методических пособий (без соблюдения правил о цитировании), то можно будет говорить о нарушении интеллектуальных прав на соответствующее произведение.

Можно ли защитить методику в качестве объекта патентного права?

Идеи, представляющие собой технические решения в любой области, которые относятся к продукту или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), могут получить патентную охрану в качестве изобретения (п. 1 ст. 1350 ГК РФ).

Важно при этом учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 1350 ГК РФ не являются изобретениями в том числе правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности. Сущность изобретения как технического решения должна выражаться в совокупности существенных признаков, достаточной для достижения обеспечиваемого изобретением технического результата. Под техническим результатом при этом следует понимать характеристику технического эффекта, явления, свойства и т.п., объективно проявляющихся при осуществлении способа или при изготовлении либо использовании продукта.

Получаемый результат не считается имеющим технический характер, в частности, если он:

достигается лишь благодаря соблюдению определенного порядка при осуществлении тех или иных видов деятельности на основе договоренности между ее участниками или установленных правил;

обусловлен только особенностями смыслового содержания информации, представленной в той или иной форме на каком-либо носителе.

В связи с этим достаточно сложно предугадать перспективы патентования методов обучения. С одной стороны, в реестре изобретений можно найти достаточно много запатентованных способов обучения (см. таблицу ниже). С другой стороны, существует риск того, что Роспатент отклонит заявку по причине того, что способ обучения представляет собой метод интеллектуальной деятельности, а получаемый за счет него результат не носит технического характера.

Так, например, Роспатент отказал в выдаче патента на группу изобретений «Способ Исмаиловой Н. В. обучения чтению и учебное пособие для его осуществления». Формула решения была раскрыта следующим образом: «Способ обучения чтению, содержащий несколько этапов обучения буквам, звукам и навыкам чтения слов с использованием набора носителей информации, каждый из которых выполнен с возможностью перемещения отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями, притом что перемещение отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями осуществляют путем поворота…» Суд по интеллектуальным правам подтвердил правильность решения Роспатента. При этом СИП РФ исходил из того, что разработанная заявителем программа обучения представляет собой метод, заключающийся в выполнении предписаний, устанавливающих порядок осуществления умственной деятельности человека, который в свою очередь, исходя из п. 5 ст. 1350 ГК РФ, не может являться изобретением. «Технический результат», получению которого служат изобретения, должен стабильно повторяться. Между тем, как указал суд, из представленной заявки невозможно установить прямую причинно-следственную связь между сугубо индивидуальной интеллектуальной деятельностью преподавателя, интеллектуальными способностями различных групп обучаемых, физиологическим состоянием обучаемых и прочими многочисленными факторами, влияющими на процесс обучения, достигаемыми в каждом конкретном случае результатами (решение СИП РФ от 18.12.2017 по делу № СИП-482/2017).

Чтобы повысить шансы на получение патента, заявители обычно раскрывают в заявке не только саму методику преподавания, но и различные технические средства — устройства, карточки, пособия. Но в любом случае в заявке следует использовать термин «способ обучения», а не «методика».

Название методики обучения можно зарегистрировать в качестве товарного знака.

Примеры патентов, которые были выданы на способы обучения

Технический результат (как он обозначен в реферате)

№ 2469412 на способ обучения грамматике английского языка/04.07.2011

Упрощение материала и, как следствие, более глубокое его понимание

Способ обучения английскому языку, основанный на изучении грамматических времен английского языка с использованием модельных конструкций на грамматической базе английского языка, включающий использование наглядных пособий в виде изображенных на плоскостях модели-энграммы и модели-рубрикатора

№ 2402821 на способ обучения дошкольников и младших школьников/26.09.2008

Снижение времени освоения основ грамотности

Способ обучения, включающий проведение занятий с использованием комплекта демонстрационных средств иллюстрационного и текстового материала в виде карточек, отличающийся тем, что занятия проводят с использованием программных модулей. Для каждого модуля используют комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита. Обучающий задает слово по теме модуля, а обучаемый находит цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов

№ 2399958 на способ обучения письменной и устной речи учащихся с логопедическими нарушениями/09.02.2009

Формирование навыков правильной речи у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Способ формирования навыков правильной письменной и устной речи у учащихся младших классов с логопедическими нарушениями, включающий действия учащихся с игровыми персонажами, имеющими изображения слов, обозначающих вопросы, отличающийся тем, что изображения слов, обозначающих формы вопросов к различным частям речи, размещают на сменных вкладышах, выполненных с возможностью прикрепления к каждому игровому персонажу

В 2017 г. один российский педагог решила запатентовать разработанную им методику обучения чтению на русском языке. Судя по представленной формуле методики, она, в самом деле, является инновационной. Так, педагог разработал систему жестовых образов, помогающих ученикам изучать буквы русского языка. Также педагогом было разработано инновационное учебное пособие, предназначенное для реализации предложенной методики. Формула изобретения состоит из 24 пунктов. Однако, судом по интеллектуальным правам было отказано в регистрации права на изобретение ( Решение Суда по интеллектуальным правам от 18 декабря 2017 г. по делу N СИП-482/2017 ).

Доводов для отказа Роспатент выдвинул два:

По мнению Роспатента, выполненная педагогом (заявителем) программа обучения является методом интеллектуальной деятельности, которая, в свою очередь, исходя из пункта 5 статьи 1350 ГК РФ, не может являться изобретением , а следовательно, указанное решение не может быть признано относящимися к охраняемым в качестве изобретений, поскольку получаемый результат не имеет технического характера . Отличительные признаки характеризуют решение, относящееся к методам интеллектуальной деятельности, что не относится к объектам, которые могли бы охраняться в качестве изобретения. Кроме того, суд принял во внимание доводы эксперта, указавшего, что результат методики заявителя не является достоверно воспроизводимым, так как зависит от множества индивидуальных факторов и особенностей учеников: слух, эмоции, интеллектуальные особенности и т.д.

Комментарий

Таким образом, как видим, суд отказал в регистрации права на изобретение разработчику программы обучения русскому языку по причине того, что она представляет собой лишь методы, способы интеллектуальной деятельности, не будучи способной получить какой-либо технический результат. На наш взгляд, инновационная педагогическая программа, методика относится не к изобретениям, а к открытиям, педагогическим (научным) разработкам. Поэтому, действительно, нет необходимости оформлять на нее патент. Права на нее могут быть защищены, например, в рамках научной публикации в каком-либо издании или в виде книги, монографии. Естественно, при этом должен быть зафиксирован сам факт публикации. Кстати, при небольшом объеме публикации это будет даже выгоднее (дешевле), чем осуществлять патентование, если говорить о бесплатном публиковании. Впрочем, даже и платная публикация, если она имеет небольшой размер, будет, зачастую, дешевле, чем оформить право в виде патента.

Другое дело — патентование учебного пособия. Имеется в виду, конечно, не такое пособие, которое представляет собой те же самые методы и способы интеллектуальной деятельности, пусть и изложенные на бумажном или ином носителе, а именно — такое пособие, которое выполнено на основе новых, доселе неизвестных, технических решений, технологий. Например, в свое время технология обучения посредством пазлов, судя по данным патента US №5788503, была запатентована. Равно как и сами пазлы также, видимо, представляют собой изобретение, охраняемое законом об интеллектуальной собственности. Но, применительно к данному случаю, суд не усмотрел существенных различий между техническими особенностями, предложенными заявителем и особенностями, уже имеющимися в другом, более раннем, патенте.

Кстати, ситуация напоминает патентование компьютерных программ. Можно патентовать или способ функционирования ЭВМ (предлагаемый программой) или патентовать непосредственно исходные коды программы. Но, тогда почему точно так же нельзя запатентовать способ педагогического воздействия (который, очевидно, позволяет получить новый способ функционирования ученика)? Видимо, потому, что ученик является ЖИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, а не техническим устройством. А вот если в качестве ученика будет фигурировать техническое устройство (например, компьютер, на котором работает нейронная сеть, искусственный интеллект), то в данном случае, на наш взгляд, вполне можно говорить о возможности патентования изобретений в области способов и методов обучения. Впрочем, по мере развития так называемой «цифровой экономики», в будущем, вполне возможна такая ситуация, что человек будет считаться «живым человеком» только формально, с одной стороны. Хотя, справедливости ради , надо отметить, что многие психологи, анализируя человека, как носителя неких качеств, (само)оценок, рефлексов, «химии», уже сейчас считают его, по сути, именно ТЕХНИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВОМ; ну, пока, разумеется, негласно, не проговаривая это вслух. С другой стороны, уже сейчас идут разговоры о правах. искусственного интеллекта. Т.е. можно ожидать, по крайней мере, некоей аналогии в области прав и тех, и других. А это означает, что в будущем может быть изменено законодательство в сторону того, что и педагогические методики можно будет патентовать наравне с «обычными» (техническими) изобретениями. Думается, что шаги в этом направлении можно будет расценивать как стремление еще сильнее свести человека до уровня технического устройства — механизма, винтика. Так или иначе, этот вопрос будет обсуждаться в результате наметившейся нынче тенденции снижения и количества, и качества высшего образования, с одной стороны и в результате широкого внедрения дистанционных, информационных методов обучения — с другой. По-видимому, эти новые ФГОСы, переориентация показателей качества образования на «компетенции» — лишь один из первых шагов в этом направлении.

Как запатентовать методику обучения

Как запатентовать методику обучения? Это возможно, если идеи педагога или иного автора будут выражены в определенной материальной форме – в виде письменных или графических пособий, материальных или электронных носителях. Пока методика существует только в виде идей или концепций, права на нее нельзя зарегистрировать или подтвердить иным способом. Разберем, что нужно сделать автору методики обучения, чтобы получить правовую защиту.

Как подтверждаются права на методику

Закон разграничивает момент и основания для возникновения авторских или патентных прав. По своей сути, методика обучения относится к объектам авторского права, поскольку создается творческим трудом педагога. Авторство возникает сразу с момента создания произведения, в том числе учебного характера. В зависимости от цели и способа подачи материала, методика обучения может быть выражена в следующих объективных формах:

  • в виде литературных произведений – книги, журналы, пособия, сборники задач и т.д.;
  • в виде графических материалов – иллюстрированные атласы, набор изображений и фотографий;
  • электронные материалы, в том числе на дисках, флешках и иных цифровых носителях;
  • программное обеспечение – программы для ЭВМ или мобильных платформ, базы данных.

Все перечисленные объекты не нуждаются в дополнительной регистрации. Для программного обеспечения и баз данных такая регистрация может проводиться в добровольном порядке по решению правообладателя. Также авторство можно доказать в судебном порядке, если иные лица неправомерно указывают себя автором методических материалов.

Естественно, что при отсутствии регистрации, существенно повышается риск плагиата или иных противоправных действий. Чтобы надлежащим образом подтвердить авторские права и использовать режим правовой охраны методических материалов, создатель может использовать следующие способы:

  • провести депонирование материальных носителей через авторское общество – в этом случае правообладателю будет выдано свидетельство, в котором будет указана дата размещения экземпляра на депонент;
  • удостоверить факт создания методических материалов через нотариуса;
  • опубликовать или разместить методику в ограниченный доступ сети интернет с указанием знаков правовой охраны (символ «С» в окружности, год первой публикации, имя или псевдоним автора).

Для дополнительной защиты может проводиться патентование, если в содержание методики включены иные объекты интеллектуальной собственности (изобретения, товарные знаки для идентификации материальных носителей, и т.д.). Используя механизм подтверждения и защиты авторских и патентных прав, разработчик методики сможет устранить любые нарушения и привлечь виновных лиц к ответственности.

Что дает патентование методики

Закрепив права на методику, автор может самостоятельно использовать ее в образовательном процессе, либо передавать аналогичные полномочия иным лицам. В зависимости от намерений правообладателя, режим исключительных прав на методику обучения можно реализовать следующими способами:

  • организовать и проводить обучение с использованием методических материалов в материальной или электронной форме;
  • издавать методические материалы для распространения на рынке;
  • продавать прав анна методические материалы по договору уступки, либо передавать их на временной основе по лицензии;
  • размещать методику в открытом доступе для безвозмездного или условно-бесплатного пользования с указанием авторства.

Распоряжение имущественными авторскими правами не обязательно должно носить возмездный характер, поэтому разработчик может передавать их на бесплатной основе.

При выявлении противоправного использования методики, издания материалов под чужим именем, либо извлечение дохода без согласия автора, позволяет применить меры воздействия к нарушителю. Автор может направить письменное требование о запрете противоправного и несогласованного использования, предъявить иск о возмещении убытков и взыскании компенсации, добиться конфискации контрафактных носителей или блокировки контента в сети интернет.

Режим охраны авторских прав действует не только на протяжении всей жизни создателя методики, но и 70 лет после его кончины. В этом случае всеми правами на методику будут обладать наследники и иные правопреемники первоначального автора.

Патент на методику обучения

Первый курс проходит в городе Красноярске.

Начало занятий – 1 февраля 2014 года.

Одно из основных препятствий для эффективного развития бизнеса — недостаток знаний в области защиты и регистрации объектов интеллектуальной собственности.

К сожалению, многие учебные заведения не уделяют должное внимание объектам патентного права, которое регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и многими международными документами.

Юристы, адвокаты, предприниматели, дизайнеры, PR-менеджеры, специалисты в области рекламы и защиты интересов предприятия, зачастую не могут ответить на вопросы – что такое товарный знак? Как защитить свою идею? Как защитить бизнес от патентного рейдерства? Как оформить патент?

Какие документы нужны для оформлении патента? Какие формулировки следует включать в трудовой договор с каждым сотрудником, чтобы не было факта утечки информации?

Как разработать товарный знак? Что такое патент? Что такое изобретение?

Что делать, если компания, десятилетиями выпускающая продукцию, обнаруживает, что стали производителями контрафакта, а их товарные знаки (торговые марки) зарегистрированы на конкурентов? Что делать, если предприятие, многие годы оказывающее услуги населению на высоком уровне, заслужила устойчивую репутацию и место на рынке, но не имеет никаких прав на собственное название (свой бренд)?

Что делать, если известный товарный знак (фирменное наименование) невозможно зарегистрировать из-за правил, регламентов патентного ведомства РФ (ФГУ ФИПС)?

Что делать, если известный производитель не может выпускать свои товары или оказывать услуги, так как ему предъявляет иск по нарушению патентных прав его же конкурент?

Это только часть вопросов, которые мы обсудим на нашем курсе.

В программе курса – не только патентное право, но и обучение навыкам патентного советника: телефонные переговоры, работа со сложными клиентами, ролевые игры, оформление документов, деловой этикет – все, что нужно знать патентному советнику!

Программа предназначена для специалистов, желающих получить необходимые знания и умения в патентном праве, пополнить свои знания и продолжить работу в качестве патентных специалистов.

Программа курса

  1. Введение в интеллектуальную собственность;
  2. Патенты — Понятие. Объекты патентования. Особенности патентования;
  3. Товарные знаки- Понятие. Объекты патентования. Особенности регистрации;
  4. Авторские и смежные права — Понятие. Методы защиты. Законодательство;
  5. Программы для ЭВМ — Понятие. Порядок регистрации. Законодательство;
  6. Коммерческая тайна и ноу-хау — Понятие. Порядок защиты. Законодательство;
  7. Бухгалтерский учет интеллектуальной собственности — Особенности. Порядок учета;
  8. Нарушение исключительных прав интеллектуальной собственности — Понятие. Примеры из практики. ;
  9. Интеллектуальная собственность в сети интернет-Понятие. Методики регистрации и защиты ;
  10. Работа с базами данных (первичный патентный поиск) — Практика;
  11. Деловой этикет;
  12. Работа с клиентами;
  13. Тестовое задание.

Продолжительность обучения – два месяца.

График обучения: с 19.00 до 20.00 (время местное) 1 раз в неделю.

Группа: 3-5 человек.

По итогам обучения проводится аттестация и выдается именной сертификат.

Стоимость курса — 5000 рублей.

Для выпускников образовательных учреждений – скидка 10%

Обучение проводят – патентные поверенные России, судебные эксперты по интеллектуальной собственности.

СПОСОБ А.П.НИКИТИНА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Российский патент 1998 года по МПК G09B5/04

Описание патента на изобретение RU2106017C1

Изобретение относится к методикам обучения учащихся и может быть использовано при изучении родного или иностранных языков.

Известен способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи под руководством преподавателя, который заключается в прослушивании учащимся произносимой преподавателем речи или звуковой записи диктора, затем в многократном повторении услышанного с интонацией преподавателя. При этом преподаватель отстукивает рукой ритм, показывает жестом направление движения тона голоса [1]
Однако известная методика обучения учащихся требует больших затрат учебного времени, не гарантирует сознательного и успешного освоения ритмоинтонационной структуры речи, что снижает мотивацию к изучению иностранного языка.

Известен способ обучения учащихся, реализуемый устройством для обучения радиотелеграфистов, состоящим из нескольких звуковых генераторов, телеграфных ключей и телефонов [2]
Указанный способ исключает возможность использования его для обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи, осуществляемый устройством для тренировки произношения, при котором демонстрируют мелодику, ритм, темп и длительность речи [3]
Недостатком упомянутого способа является невысокая эффективность обучения учащихся.

Задачей данного изобретения является достижение нового технического результата, заключающегося в повышении эффективности обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи за счет расширения дидактических и технических возможностей преподавания.

Новый технический результат достигается тем, что по предлагаемому способу обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи, при котором демонстрируют мелодику, ритм, темп и длительность речи, согласно изобретению создают звуковой образ ритмоинтонационной модели речи, для демонстрации которой используют регулируемый звуковой генератор, позволяющий изменять в процессе демонстрации тональность звуков, громкость воспроизведения которых регулируют с помощью громкоговорителя, а ритм, темп и длительность звуков осуществляют с помощью телеграфного ключа.

Предлагаемый способ обучения учащихся позволяет:
1. Ограничивать диапазон изменения частоты основного тона;
2. Обучать мелодике, ритму, темпу, интенсивности и длительности речи;
3. Обучать произношению слогов, слов, предложений;
4. Обучать постановке тональных и силовых ударений;
5. Индивидуализировать процесс обучения интонации;
6. Обучать длительности гласных фонем и слогов;
7. Обучать произношению гласных фонем и слогов на разных частотах, а также с изменением частоты основного тона;
8. Обучать интонации как в целом, так и раздельно ее компонентам.

На фиг. 1 изображена схема устройства, используемого при осуществлении предлагаемого способа обучения учащихся; на фиг. 2 и 3 примеры ритмоинтонационных моделей речи и их лексико-грамматическое наполнение.

Предлагаемый способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи осуществляется с использованием устройства, содержащего звуковой генератор 1, к выходу которого последовательно подключены динамический громкоговоритель 2 и телеграфный ключ 3.

Способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи осуществляется следующим образом.

Преподаватель выделяет из предложения или выбирает соответствующую ритмоинтонационную модель, записывает ее в виде графического изображения /см. фиг. 2 и 3/ и включает устройство. При нажатии на кнопку телеграфного ключа 3 из громкоговорителя 2 будут слышны выделяемые звуковым генератором 1 звуки, тон которых имеет определенную частоту и длительность. Работая ключом 3 и одновременно регулируя частоту тона на генераторе 1, а громкость — громкоговорителем 2, преподаватель добивается получения необходимого ритмоинтонационного контура речи, который затем демонстрирует учащимся. Звуковой образ интонации-инварианта может предъявляться учащимся непосредственно с устройством, либо путем воспроизведения записи звуков. Учащиеся воспринимают звуковой образ интонации-инварианта на слух, анализируют его, затем воспроизводят интонацию, наполняя его конкретным содержанием: звуками речи, фонемами, слогами, словами и предложениями. При этом в полной мере реализуются такие принципы, как наглядность и сознательность.

Предлагаемый способ обучения учащихся повышает эффективность обучения ритмоинтонационной структуре речи, сокращает длительность учебного процесса, значительно повышает дидактические возможности преподавателя и учащихся в процессе изучения иностранных языков.

Похожие патенты RU2106017C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 106 017 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ А.П.НИКИТИНА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Изобретение относится к методам и техническим средствам обучения и может быть использован при изучении родного и ирностранного языков. Сущность изобретения заключается в создании и демонстрации звукового образа ритмоинтонационной модели речи, причем в процессе демонстрации осуществляют регулирование тона звуков путем изменения частоты звуковых колебаний, создаваемых звуковым генератором, громкость регулируют с помощью громкоговорителя, а ритм, темп и длительность звуков — с помощью телеграфного ключа. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 106 017 C1

Способ обучения учащихся ритмоинтонационной структуре речи, при котором демонстрируют мелодику, ритм, темп и длительность речи, отличающийся тем, что создают звуковой образ ритмоинтонационной модели речи, для демонстрации которой используют регулируемый звуковой генератор, позволяющий изменять в процессе демонстрации тональность звуков, громкость воспроизведения которых регулируют с помощью громкоговорителя, а ритм, темп и длительность звуков осуществляют с помощью телеграфного ключа.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию