1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экология и экономия

Экология и экономия. Как в Воронежской области развивают сеть метановых заправок

Экология и экономия. Как в Воронежской области развивают сеть метановых заправок

В 2019 году Воронежская область вошла в число 27 регионов, где Минэнерго реализует программу по развитию рынка газомоторного топлива. Областные власти должны обеспечить развитие инфраструктуры, а также повышение спроса на метан среди автовладельцев. На это предусмотрены федеральные субсидии. Строительство метановых заправок в 2020 году планируется в Воронеже, а также на территории Бобровского, Новохоперского, Новоусманского, Хохольского, Верхнемамонского районов. Почему правительство заинтересовано в развитии рынка газомоторного топлива и какие меры принимаются в регионе – в материале РИА «Воронеж».

Зачем переходить на газ?

Как рассказал заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта по транспортному блоку Геннадий Боев, основной потребитель газомоторного топлива в регионе – транспортные предприятия. Речь идет как о пассажирских перевозках, так и о грузовых. Однако стоит задача увеличить число потребителей среди автолюбителей.

Чем их можно привлечь? Хотя бы тем, что при использовании метана вредные выбросы в разы ниже, чем при бензине. Кроме того, природный газ не образует отложений в топливной системе автомобиля, не смывает масляную пленку со стенок цилиндра двигателя, тем самым снижая трение и уменьшая износ двигателя, ресурс которого в среднем увеличивается в полтора-два раза.

Наконец, заправка машины метаном обходится в два-три раза дешевле. Стоимость 1 куб. м метана в Воронеже составляет около 16,9–17 рублей (расход примерно 1:1, то есть 1 куб. м газа : 1 л бензина). При этом цена бензина Аи-92 превышает 42 рубля за литр.

– Проблему использования газомоторного топлива следует рассматривать с двух позиций: что выгоднее для общества и что приемлемо для автовладельцев. Обществу необходимы хорошая экология и защита природы, а автовладельцам – менее дорогие, более доступные и безопасные продукты, – рассказал профессор кафедры технологии органических соединений, переработки полимеров и техносферной безопасности Воронежского университета инженерных технологий Юрий Шутилин. – Газ является природным соединением, жидкие топлива вроде бы естественны, но содержат синтетические добавки – например, повышающие октановое число присадки, из которых при сгорании образуется букет вреднейших соединений. Поэтому жидкое горючее можно сравнить с напичканной синтетикой пищей, а газомоторное топливо – с экологически чистым питанием для автомобиля. Выбросы двигателей на природном газе содержат в среднем на 65% меньше оксидов азота и на 80% меньше твердых частиц, чем дизельный двигатель. Кроме того, благодаря большему октановому числу газ дольше сгорает, что приводит к отсутствию детонации, уменьшению нагрузок на двигатель и увеличению его ресурса. Газ дешевле (особенно метан), чем бензин или дизельное топливо. Сеть автогазозаправочных станций в России не очень развита. Установка газового оборудования требует высокой квалификации мастеров автосервиса, при этом увеличивается примерно на 60 кг вес автомобиля и уменьшается объем багажника. Мощность двигателя снижается на 10–15%, максимальная скорость движения – на 5–6%, при повышенных или пониженных температурах использование газа специфично – ниже -10 градусов запуск с пропан-бутаном возможен только на бензине. Ну а об утечке газов и их пожаро- и взрывоопасности при ДТП говорить не нужно.

Обзор РИА «Воронеж». Бензин, газ или электричество

Что уже сделано?

Воронежская область уделяет большое внимание развитию инфраструктуры с февраля 2014 года. Тогда регион вошел в двадцатку пилотных регионов по реализации проектов по переводу транспортных средств и техники на природный газ. Регион заключил с основными операторами рынка соглашение о взаимодействии.

К маю 2020 года в регионе заправить автомобиль метаном можно было на 14 станциях. Из них шесть расположены в Воронеже: три автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и три многотопливных автозаправочных комплекса (то есть смешанных). Остальные находятся в районных центрах – в Калаче, Борисоглебске, Боброве, Семилуках, Кантемировке, Лисках, Острогожске и Россоши (во всех пунктах по одной заправке). В 2020 году планируют ввести в эксплуатацию еще десять, а в 2021 и 2022 годах – минимум по три.

Строительство метановой заправки в Воронеже на улице Острогожской

Как поддерживают инвесторов?

Программа Министерства энергетики начала работать с января 2020 года. По ней предусмотрено субсидирование части затрат инвесторов при строительстве или реконструкции газозаправочных станций. Доступность заправок – ключевой критерий, который будет способствовать повышению спроса на метан среди автовладельцев.

Регионы получают субсидии из федерального бюджета на определенное количество заправок. Для Воронежской области на 2020 год установили норму в десять станций. Инвесторам компенсируют затраты в пределах 40 млн рублей. Соответственно, в общей сложности объем компенсации ограничен 400 млн рублей.

Чтобы получить поддержку, инвесторы направляют заявки в департамент. Принимая участие в программе, они обязаны в указанные сроки ввести заправки в эксплуатацию. Есть и определенные условия. К примеру, оборудование заправки должно быть новым, на 90% отечественного производства. Установить необходимо минимум четыре поста. Для того чтобы принять участие в программе, нужно иметь земельный участок соответствующего целевого назначения, а также средства.

Строительство метановой заправки в Хохольском районе

По словам Геннадия Боева, ключевых инвесторов в региона два – «Роснефть» и «Газпром». Они в основном объединяют обычные заправки с газомоторными. Однако в этом году заявки на участие в программе они не подали. Документы направили только небольшие частные организации – все воронежские. Причем заявок оказалось в два раза больше – десять инвесторов выразили готовность создать 20 объектов.

– Выделить средства всем желающим мы не можем из-за лимитов, установленных на федеральном уровне. В поступивших заявках разная степень готовности, разные сроки по вводу в эксплуатацию. Будем оценивать каждую. Те, кто не попадет под субсидирование в этом году, получат деньги в следующем. Мы никому не отказываем в поддержке, – рассказал глава областного департамента промышленности и транспорта Александр Десятириков.

Изначально предполагалось, что предпочтение отдадут компаниям, чьи заправки будут находиться в удалении от Воронежа. В данный момент вся инфраструктура концентрируется в областном центре и на федеральных трассах. Однако сейчас, по словам Боева, на финансирование претендует предприниматель, который собирается построить заправку в Воронеже рядом с уже существующей. В нынешних условиях департамент этот проект со счетов не сбрасывает.

В Воронежской области займутся развитием рынка газомоторного топлива

– У нас должна появиться схема размещения объектов. Расположение заправок мы обязаны увязывать с соседними регионами, чтобы две станции не появлялись на границе рядом друг с другом, – это то, что касается транзитного транспорта. И, соответственно, необходимо определять наши перспективы развития внутри городов, – пояснил глава региона.

Александр Гусев также поручил продумать возможности предоставления льготных земельных участков под строительство заправок. Эта работа ведется.

Как поддерживают потребителей?

Геннадий Боев подчеркнул, что только поддержкой инвесторов обойтись нельзя. Чтобы рынок развивался, необходимо стимулировать интерес потребителей к газомоторному топливу. Иначе мы получим невостребованную инфраструктуру.

Предусмотрена поддержка при установке газобаллонного оборудования. Стоит оно недешево, в среднем 20–30 тыс. рублей. Цена зависит от объема баллона, марки автомобиля, производителя. Может быть и выше 50 тыс. рублей. Воронежское правительство предлагает автовладельцам скидку – одна треть от стоимости оборудования. Получить ее можно в сервисах, список которых опубликован на сайте департамента промышленности и транспорта. Затем затраты сервисов компенсирует правительство. Также установлены лимиты – за год перевести должны 1 тыс. 984 транспортных средства. Соответственно, на такое количество рассчитаны скидки. На это выделили 72,6 млн рублей. В 2021 и 2022 годах потратят по 24,1 млн рублей (по 660 транспортных средств каждый год).

Кроме того, существуют программы частных инвесторов, которые также предполагают скидки. В частности, их запустили «Газпром» и «Роснефть».

Строительство метановой заправки в Новохоперском районе

Как отметил Геннадий Боев, перевод на газомоторное топливо тормозят проблемы, связанные с оформлением документов. Водителю необходимо зарегистрировать газобаллонное оборудование в ГИБДД, пройти технический осмотр, а также обучение. Сейчас процедура затянута. В частности, в Воронежской области нет лаборатории, где можно провести освидетельствование оборудования транспортного средства. Ближайшая расположена в Белгородской области. Уже продуманы пути решения этой проблемы. На базе бюджетного учреждения ГАУ «Учебный автокомбинат», подведомственного департаменту промышленности, планируют создать испытательную лабораторию, которая будет проводить техническую экспертизу и проверку безопасности автомобилей, а также центр по переобучению водителей. Там же станут проводить аккредитацию сервисных центров.

Кроме того, в ближайшее время документы на переоборудование автомобиля можно будет получить через МФЦ по принципу «единого окна».

Ранее соответствующее поручение давал губернатор Александр Гусев. Он распорядился, чтобы человек приносил бумаги и уже через два дня получал ПТС с внесенными изменениями.

В перспективе планируется установить налоговые преференции для водителей, которые заправляются газом, – уменьшить транспортный налог. Однако для введения такой нормы должен быть принят соответствующий законопроект в областной Думе.

– Пока это только планы, так как снижение любого налога означает сокращение поступлений в бюджет. Мы должны понимать, за счет чего будем это компенсировать. Траты на социальную сферу мы уменьшить не можем. Предстоит решить этот вопрос совместно с департаментом финансов. Сейчас занимаемся подготовкой документов. Если введем норму, то не раньше 2021 года, – сказал Геннадий Боев.

Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)

Более чем в 80 странах мира компримированный природный газ (метан) является наиболее распространенным видом альтернативного моторного топлива. Причем независимо от состояния экономики страны, наличия собственных углеводородов, является ли она импортером или экспортером энергоресурсов.

Мировыми лидерами по численности метановых автомобилей является Пакистан, Аргентина, Бразилия, Иран, Индия. Среди стран Европы можно выделить Италию, Германию, Болгарию, Швецию. В лидерах среди стран постсоветского пространства находится Россия, Украина, Армения, Узбекистан.

Республика Беларусь в таблице всех стран находится посередине.

За последние несколько лет мировой парк автомобилей на метане вырос почти в 2 раза и приближается к 10 млн. единиц.

ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» эксплуатирует 28 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).

АГНКС ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» в г. Мозыре

Новая АГНКС в г. Молодечно (открыта в декабре 2018 г.)

Рациональное расположение АГНКС позволяет автомобилям, переоборудованным на компримированный природный газ (далее — КПГ), осуществлять не только внутриреспубликанские перевозки, но и «газифицировать» международные транспортные коридоры, пересекающие республику.

Расположение АГНКС ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» на основных автодорогах Республики Беларусь

Мощность существующей сети АГНКС позволяет ежегодно реализовывать 165 млн. м 3 КПГ или ежесуточно заправлять 9050 автомобилей. Для повышения эффективности использования АГНКС и расширения территории реализации КПГ используются передвижные автогазозаправщики (ПАГЗ).

В настоящее время в республике зарегистрировано 6 тыс. технически исправных газобаллонных автомобилей, которые регулярно заправляются на АГНКС ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». С учетом существующих производственных мощностей сети АГНКС парк газобаллонных автомобилей может увеличиться до 18 тыс. единиц.

Перевод автомобильного автотранспорта на КПГ в республике осуществляется как на сторонних участках по монтажу, так и 7 участках, находящихся в собственности ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». В текущем году планируется увеличить количество пунктов по переоборудованию автомобилей и расширить список услуг. Для обеспечения потребности заказчиков ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» предлагает широкую номенклатуру газобаллонного оборудования под разные типы и марки автомобилей.

Стратегия развития сети АГНКС основываться в первую очередь на дозагрузке существующих АГНКС за счет доставки КПГ отдаленным потребителям ПАГЗами по разработанным маршрутам. Для повышения эффективности использования автогазозаправщиков отпуск КПГ потребителю будет осуществляться через бескомпрессорные заправочные пункты (БЗП). Рациональный радиус обслуживания потребителей вокруг действующей АГНКС выбран в 40–50 км.

ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных в расширении использования компримированного природного газа и увеличения парка газобаллонных автомобилей.

Компримированный природный газ — экологически чистый вид моторного топлива. Основным компонентом природного газа является метан. Для использования в качестве автомобильного топлива природный газ не требует никакой химической переработки и готов к применению в том виде, в котором существует в природе. Поступая по трубопроводам на АГНКС, метан проходит очистку, сжимается компрессорными установками, осушается и с давлением 20 МПа поступает на заправочную колонку.

Адреса АГНКС ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»

город Минск
  • АГНКС «Минск-2», Минский р-н, д. Озерцо, Меньковский тракт, 7
  • АГНКС «Минск-3», г. Минск (промзона Колядичи), ул. Бабушкина, 1а
  • АГНКС «Минск-4», г. Минск, ул. Скорины, 19
  • АГНКС «Минск-5», г. Минск, ул. Масюковщина, 1
Минская область
  • АГНКС «Борисов», г. Борисов, Березинское шоссе, 3
  • АГНКС «Несвиж», д. Завитая, а/д Несвиж — Городея, 8-й км
  • АГНКС «Молодечно», въезд в город
Брестская область
  • АГНКС «Барановичи», а/д Столбцы — Кобрин, 72-й км
  • АГНКС «Кобрин», д. Быстрица, а/д Кобрин-Каменец
  • АГНКС «Брест-1», г. Брест, ул. Суворова, 105
  • АГНКС «Брест-2», д. Задворцы, а/д Брест-Каменец, 7-й км
Витебская область
  • АГНКС «Орша», г. Орша, ул. Ленина
  • АГНКС «Витебск», д. Никрополье, а/д Витебск — Орша, 5-й км
Могилевская область
  • АГНКС «Могилев-1» г. Могилев, ул. 30 лет Победы, 28а
  • АГНКС «Могилев-2» г. Могилев, ул. Челюскинцев, 215
  • АГНКС «Осиповичи», г. Осиповичи, ул. Проектируемая, 2
  • АГНКС «Бобруйск», д. Калинино (на въезде со стороны г. Минска)
Гомельская область
  • АГНКС «Светлогорск», г. Светлогорск, ул. Заводская, 3а
  • АГНКС «Рогачев», г. Рогачев, ул. Кирова, 54
  • АГНКС «Гомель-1» г. Гомель (р-н Химзавода, а/д Минск-Гомель)
  • АГНКС «Гомель-2», г. Гомель, ул. Витебская, 78а
Гродненская область
  • АГНКС «Слоним», г. Слоним, ул. Брестская (рядом с АЗС)
  • АГНКС «Лида», д. Островля (а/д Лида-Гродно)
  • АГНКС «Гродно-1», г. Гродно, проспект Космонавтов, 87
  • АГНКС «Гродно-2», г. Гродно, Индурское шоссе

Переоборудование транспорта на газомоторное топливо

  • г. Минск, филиал «УТТиСТ», ул. Скорины, 4, тел. (017) 263-42-73
  • г. Барановичи, АГНКС, 72-й км автодороги Столбцы-Кобрин, тел. (0163) 46-47-08
  • г. Слоним, филиал «Слонимское управление магистральных газопроводов», Гродненское шоссе, тел. (01562) 7-24-07, 7-22-21
  • г. Бобруйск, АГНКС, д. Калинино, на въезде со стороны г. Минска, тел. (02254) 4-16-10
  • г. Гомель, филиал «Гомельское управление магистральных газопроводов», Гомельский р-н, пос. Борок, тел. (0232) 98-82-93, 98-75-73, 53-33-44
  • г. Кобрин, филиал «Кобринское управление магистральных газопроводов», ул. Дзержинского, 135, тел. (01642) 2-19-27
  • г. Витебск, на территории АТП № 4, ул. Кольцова, 48, тел. (02122) 2-77-12
  • переоборудование автотранспорта на использование компримированного природного газа (метан) в качестве моторного топлива с использованием отечественного и итальянского оборудования (Landi Renzo);
  • регламентные работы по системе питания газобаллонных автомобилей;
  • ремонт топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей;
  • проверка герметичности и опрессовка газовой системы питания газобаллонных автомобилей;
  • переосвидетельствование баллонов высокого давления для КПГ.

Время работы: 8:00 — 17:00, выходные дни: суббота, воскресенье.

Участки по монтажу ГБО оснащены современными техническими средствами, укомплектованы высококвалифицированным персоналом.

  • организация участка по монтажу газобаллонного оборудования в городах Несвиж и Могилев;
  • организация пункта по освидетельствованию баллонов в городах Слоним и Витебск.

ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» предоставляет возможность оплатить услуги по переоборудованию транспортных средств на КПГ в рассрочку сроком на 6 месяцев или с отсрочкой платежа на 3 месяца.

Адреса пунктов по освидетельствованию газовых баллонов ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»

г. Минск, филиал «УТТиСТ ОАО „Газпром трансгаз Беларусь“», ул. Скорины, 4, тел. (017) 263-42-73

Специалисты филиала выполняют весь комплекс работ по переосвидетельствованию газовых баллонов, предназначенных для автомобилей, использующих компримированный (сжатый) природный газ в качестве моторного топлива.

  • длина баллонов 850–1860 мм
  • диаметр баллонов 210–350 мм

Время работы: 8:00 — 17:00, выходные дни: суббота, воскресенье.

Пропан-бутан и метан как альтернатива дорожающему бензину

С 15 декабря в Японии начинается продажа Toyota Mirai, первого автомобиля на водородном топливе. Возможно, миру пора готовиться к топливной революции. А пока она не произошла, возможен всплеск интереса российских автомобилистов к пропану и метану. Бензин стремительно дорожает, а расширением сети газовых заправок озаботились и правительство, и «Газпром».

Мировые цены на нефть падают, а бензин в России дорожает: российские нефтяники компенсируют убытки за счет внутреннего рынка. С начала этого года стоимость бензина выросла примерно на 12%. Уже известно, что дальше — больше. 17 ноября в третьем, окончательном чтении Госдума приняла закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», называемый еще налоговым маневром в нефтяной отрасли. Маневр подразумевает с 1 января 2015 года повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат в 6,5 раза. Кроме того, в 2015-2016 годах поднимутся акцизы на топливо, а в 2017-м их снизят. В обмен на это в течение трех лет будут поэтапно снижены экспортные пошлины на нефть в 1,7 раза и на нефтепродукты — в 1,7-5 раз. С точки зрения наполнения госбюджета маневр понятен: государство не хочет зависеть от продажи нефти, с которой, видимо, ожидаются проблемы, и иметь гарантированный доход, привязанный к добыче. Еще на этапе рассмотрения законопроекта комитет Госдумы по энергетике предупреждал, что маневр приведет к подорожанию литра бензина в первой половине 2015 года до 45 руб., а к концу года — до 50 руб.

Единственный путь сократить траты, о котором, похоже, начнут задумываться все больше автомобилистов,— переход на более дешевое газовое моторное топливо (см. калькулятор «Денег»). Оно бывает двух видов: сжиженный газ, СГ,— сжиженная пропан-бутановая смесь (в просторечии — пропан) и компримированный (сжатый) природный газ, КПГ,— метан.

Нищеброд и королева

В командировках в Молдавии и Армении я обращал внимание, что много частных автомобилей и почти все такси ездят на газе. Газомоторное топливо очень популярно и в дальнем зарубежье. В России на газ переведен в основном грузовой и в некоторых регионах общественный транспорт (большинство — на пропане). В Москве даже таксисты, как правило, газом брезгуют. «Таскать в багажнике баллон — нищебродство какое-то»,— выразил типичное мнение мой приятель, обладатель Lexus. Тут как посмотреть. Оба лимузина королевы Великобритании Елизаветы II таскают такие баллоны — королева, правда, в первую очередь думает об экологии, а не экономии.

Баллон на 40-90 л, конечно, занимает место. Однако баллоны бывают не только классическими цилиндрическими, но и тороидальными (в виде бубликов) — как раз встают на место запаски. Запаской, правда, в этом случае придется пожертвовать, да и вариант такой не подходит внедорожникам с местом для запаски на задней двери. Но это касается только пропана; метан, дающий почти трехкратную экономию в сравнении с бензином, увы, бывает только в цилиндрических и при этом более толстостенных, чем для пропана, баллонах: они рассчитаны на огромное давление сжатого газа (200 атм).

Те, у кого сохранились воспоминания о газе на папиной «копейке», представляют себе неудобства: заводишься и греешься на бензине, потом переходишь на газ; надо следить за расходом газа и вовремя переключиться на бензин; «в горку» газ не потянет — опять надо переключаться. Сейчас ничего этого нет: за 20 лет сменилось несколько поколений оборудования, сегодня уже пятое. Всем управляет электроника: пуск мотора осуществляется на бензине, после прогрева двигателя подается газ. «Для водителя никаких отличий от обычного режима: повернул ключ зажигания — и все»,— рассказывает москвич Игорь, очень довольный газовым оборудованием (под пропан) на своем паркетнике Opel Antara. Кроме того, переход на газ не лишает возможности ездить на бензине: фактически вдвое увеличивается возможный пробег автомобиля без заправки. Оборудование с установкой Игорю обошлось в начале этого года в 24 тыс. руб. и окупилось за полгода езды. Тороидального баллона на 54 л хватает на 350-370 км в смешанном цикле. Игорь пожертвовал запаской, вместо нее возит компрессор и ремкомплект, которыми однажды воспользовался: залепил, подкачал и доехал до шиномонтажа. «К нам приезжают установить ГБО и на очень дорогие машины,— рассказывает генеральный директор компании GasWest (установка ГБО) Игорь Маковский.— Как бензин в очередной раз подорожает, начинаются звонки. А вот почему не ставят таксисты? Мы предлагали сотрудничество таксопаркам — пока не выходит. Как я понимаю, наемные таксисты мухлюют с казенным бензином по топливным картам. А газ ведь не сольешь. Вот они всячески и сопротивляются, иногда даже ломают газовое оборудование, чтобы ездить на бензине». Кстати, по словам руководителя компании «Топливные карты» (обслуживание и продажа топливных карт) Владимира Киселева, газовые заправки принимают универсальные топливные карты.

Метан станет реальной альтернативой бензину и пропану, только если «Газпром» реализует свои планы по расширению сети заправок

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Низкий интерес владельцев таксопарков к газу обусловлен рядом обстоятельств, связанных прежде всего со сложными схемами владения автомобилями. Часто с таксистами заключены договоры о выкупе водителями машин после определенного срока эксплуатации, но главное — чаще всего в парках новые лизинговые или кредитные автомобили. А установка ГБО — весомая причина для отказа в гарантийном ремонте. Газ в данном случае становится топливом, не предусмотренным техническими условиями производителя. Хотя, если говорить о метане, то в ООО «Газпром газомоторное топливо» (специализированное подразделение «Газпрома») заметили, что КПГ не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и уменьшая износ двигателя. Кроме того, он не оставляет отложений в топливной системе. При сгорании КПГ не образуется твердых частиц и золы. Таким образом, использование природного газа в качестве моторного топлива увеличивает срок службы двигателя в 1,5-2 раза. Однако для дилера факт использования нештатного топлива остается фактом.

Работа на газе меняет теплоотбор в двигателе, изменяя температурный режим. Скорее всего, на износ это не влияет, но определить это могут только испытания. Но главное — установка впрыска газа считается изменением конструкции автомобиля. «Дилер однозначно отказывает в гарантии на узлы и системы, куда производилось несанкционированное вмешательство»,— сообщили «Деньгам» в пресс-службе АвтоВАЗа.

«Не рекомендовал бы вам ставить ГБО до истечения срока гарантии»,— ответили мне в одном из дилерских центров Renault. Оказалось, однако, что речь не обо всей гарантии: мне объяснили, что, если полетит электроника или коробка передач — в общем, будет проблема, не связанная с газом,— это гарантийный случай. Впрочем, причины будет выяснять экспертиза. Представитель другого автоконцерна на условиях анонимности заметил, что дилер индивидуально принимает решение относительно снятия с гарантии и многое зависит от того, есть ли документы от установщика ГБО, подтверждающие его государственную лицензию. А можно ли поставить ГБО непосредственно у официального дилера? Официальный ответ производителя: «АвтоВАЗ не давал одобрения на установку газового оборудования на серийные Lada». У всех остальных производителей легковых автомобилей позиция аналогичная. Равно как и нет возможности заказать установку газового оборудования прямо на заводе. Представители российских производителей легкового транспорта объясняют такое положение отсутствием массового спроса. Правда, как рассказали в АвтоВАЗе, там уже фактически готова к запуску в производство двухтопливная (бензин плюс метан) версия и на базе Lada Granta, и на базе Lada Priora. Модификация называется CNG (от compressed natural gas, компримированный природный газ).

Такой разный газ

Сжиженный пропан-бутан — продукт, получаемый в процессе переработки нефти на НПЗ. Соответственно, поставляется с НПЗ в цистернах: торговлю можно наладить на обычных АЗС, просто поставив дополнительную колонку. Поставщики — множество нефтеперерабатывающих компаний. С метаном труднее — фактически это обычный бытовой газ, для подвода которого к АЗС нужна собственная газопроводная магистраль. И поставщик здесь, получается, один, так же как и с бытовым газом,— «Газпром». По данным базы портала benzin-price.ru, сегодня в России (без учета Крыма и Севастополя) 22 261 АЗС, а всего, по оценкам экспертов этого ресурса, в РФ 27-30 тыс. общедоступных АЗС. Из них заправиться пропаном можно менее чем на 4 тыс. В Москве, например, проблем с заправкой пропаном вообще нет. С метановыми заправками все плохо: по словам представителя ООО «Газпром газомоторное топливо», в России действует 251 автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС), 206 из которых принадлежат непосредственно группе «Газпром». После такой статистики объяснять, почему в России практически отсутствуют автомобили на метане, несмотря на всю его выгодность, не нужно. А из оставленного в марте 2014 года комментария владельца Mercedes с предустановленным на заводе газовым оборудованием (такие на российский рынок не поставляются) петербуржца Вячеслава на портале http://car-europa.ru ясно, почему у нас нет запросов на заводские газовые автомобили: «В С.-Петербурге на сегодняшний день одна заправка, на которой еще и ночной перерыв; кроме СПб, В. Новгорода, Твери, Н. Новгорода, почти нигде нет переходников для заправки европейских автомобилей; лишние пробеги и поиски газовых заправок съедают половину экономии (считать надо не только топливо, но и пробег, ТО, время и др. расходы); в С.-Петербурге ни одна организация не обслуживает заводское метановое оборудование и не знает его устройства, отправляют к официальным дилерам. Но самое интересное, что особенно продвинутые дилеры даже утверждают, что «Мерседес» не выпускает автомобили с метановым оборудованием. После 100 тыс. км пробега по России «Мерседеса Спринтер» 2009 года выпуска вообще перестало работать переключение на газ, работает только на бензине. Поездил по разным организациям, потратил впустую деньги — придется ехать на сервис в Финляндию или Швецию на бензине. Этот ремонт съест вторую половину экономии от газа и добавит головную боль».

Впрочем, голь на выдумки хитра: в интернете широко обсуждаются полуанекдотические криминальные возможности заправляться бытовым газом — это ведь тот же метан. И экономия налицо: для бытовых нужд газ стоит около 5 руб./куб. м, более чем вдвое дешевле, чем на АЗС. А если нет газового счетчика, выйдет просто бесплатно. Проблема только в компрессоре, который создаст необходимое давление 200 атм: он стоит €3 тыс. Хотя есть умельцы, которые приспосабливают и военный компрессор АК-150С, используемый в танках и БМП. Правда, много неудобств: и время на заправку от четырех до десяти часов, и падение давления при таком выкачивании во всей низконапорной газовой магистрали — может сработать сигнал диспетчеру газовой службы. Бывалые топливные аферисты рекомендуют проводить операцию ночью: отбора газа в магистрали меньше — давление выше, да и электротариф ночью ниже, а ведь не шутка такой компрессор несколько часов гонять.

Установка газобалонного оборудования не мешает автомобилю ездить на бензине, но лишает его гарантийного обслуживания

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Между тем «Газпром» и его недавно созданная специализированная «дочка» «Газпром газомоторное топливо» готовят революцию. Согласно планам правительства, принятым постановлением еще в 2013 году, в городах с населением свыше 1 млн человек к 2020 году на метан должно быть переведено 50% общественного транспорта. Как рассказали в ООО «Газпром газомоторное топливо», к 2020 году в регионах России будет действовать разветвленная газозаправочная сеть более чем из 2 тыс. объектов инфраструктуры — АГНКС и модулей КПГ на жидкотопливных АЗС. Определены десять приоритетных регионов развития на 2015-2017 годы: Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Ростовская, Свердловская области, Краснодарский край и Ставропольский край, Республика Татарстан и Республика Башкортостан. Вполне вероятно, что с расширением сети заправок КПГ будет расти и число желающих перейти на метан: даже при таком аховом положении «Газпром» фиксирует ежегодный прирост реализации КПГ в своей сети на 5-8% в год. Для стимулирования перехода на экологичное топливо во многих регионах для владельцев автомобилей с ГБО под метан действуют льготы. Например, в Кемеровской и Кировской областях полностью освобождают от уплаты транспортного налога. Впрочем, в большинстве случаев льготы касаются только владельцев общественного и коммерческого транспорта — речь о приоритете при заключении госконтрактов и т. п. Обычный же автолюбитель руководствуется только соображениями экономии. Даже с учетом того, что почти все ГБО — импортное, его сегодняшняя стоимость 25-40 тыс. руб., это еще не индексированные вчерашние €500-800, газовая экономия выглядит существенной. Соотношение вряд ли изменится и в том случае, если получаемый в процессе нефтяного производства пропан-бутан подорожает и потянутся вверх цены на метан. Согласно утратившему силу постановлению правительства 1993 года, пропан-бутан не может быть дороже бензина А-76. Этой марки бензина давно нет, но пропорция сохраняется много лет, правда, по отношению к АИ-98, который сегодня стоит около 40 руб.

Впрочем, мировые технологии могут подкорректировать планы и нефтяников, и газовиков. С 15 декабря в Японии в продажу за $62 тыс. поступит Toyota Mirai, а в Европе и США эту машину можно будет купить уже летом следующего года. Это первый в истории серийный автомобиль на водородном топливе. Вместо вредных выхлопов — просто вода. Водородный баллон (заполняется за 3 минуты) обеспечивает запас хода на 650 км. Стоимость топлива на 1 км — $0,09 (4,23 руб. по курсу 47 руб./$). Получается, 100 км обойдутся в 423 руб.: при пересчете 10 л на 100 км бензиновый эквивалент стоит 42,3 руб. В свете грядущего подорожания бензина в России это не только экологично, но и выгодно. При этом очевидно, что с появлением массового рынка водородных двигателей появится и индустрия предложения — цены на водород будут снижаться. А даже если водородный двигатель не оправдает надежд, прорыва можно ждать от производителей электромобилей с Tesla во главе. В любом случае многим кажется, что двигатель на углеводородах — это уже как-то несовременно.

Новость

В Воронежской области на природный газ на новых условиях переведут порядка 500 единиц техники

15 сентября Александр Гусев провел совещание по вопросам развития рынка природного газа как моторного топлива на территории Воронежской области.

О перспективах развития рынка газомоторного топлива в регионе доложил заместитель председатель областного правительства Артем Верховцев. Сейчас в регионе работают 15 станций, реализующих компримированный газ (метан). Их них три автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и три многотопливных автозаправочных комплекса с участком реализации компримированного природного газа находятся в Воронеже. В муниципальных районах работают семь АГНКС (в городах Семилуки, Россошь, Борисоглебск, Острогожск, Лиски, Калач, Павловск), один передвижной автогазозаправщик находится на территории автопредприятия в Бобровском районе, один многотопливный автозаправочный комплекс в Кантемировском районе.

Воронежская область вошла в список регионов, которые получают субсидии из федерального бюджета на поддержку мероприятий по развитию заправочной инфраструктуры компримированного природного газа на 2020 год и 2021-2022 года. На компенсацию части затрат по строительству объектов заправки транспортных средств природным газом в период 2020-2022 года из федерального бюджета предусмотрено 545 млн рублей, софинансирование из областного бюджета составит 95 млн рублей за весь период (общий объем финансирования – 640 млн рублей). В течение 2020-2022 годов планируется ввести в эксплуатацию 16 объектов заправки природным газом и переоборудовать на газомоторное топливо 3304 единицы автотранспорта. Размер субсидии затрат инвестора на строительство объекта и не может превышать 40 млн рублей.

– В 2020 году планируется ввести в эксплуатацию 5 АГНКС – 2 в Воронеже и 3 в районах области: в Рамонском, Хохольском, Бобровском районах. Цель на начала года была 10, но из-за ситуации с коронавирусом ряд инвесторов поменяли свои планы. Мы направим письмо в Минэнерго по переносу финансирования части объектов на 2021-й год, – пояснил Артем Верховцев.

Докладчик отметил, что метан является перспективным видом топлива: заправка машины обходится дешевле, чем бензином или дизелем, а также природный газ считается самым экологически чистым топливом. Из федерального и областного бюджетов в Воронежской области предусмотрены субсидии на перевод транспорта на газомоторное топливо. Субсидии предоставляются пунктам, осуществляющим переоборудование транспортных средств. Для того чтобы организации ее получили, им нужно предоставить скидку владельцу транспортного средства, желающему переоборудовать его на использование природного газа (метана).

В июле 2020 года размер субсидий на перевод транспорта на природный газ увеличили в два раза с 30% до 2/3 затрат. Реализация программы переоборудования на новых условиях выступает одной из мер поддержки граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях восстановления экономики после коронавирусной инфекции. Ожидается, что в 2020 году в регионе на природный газ переведут порядка 500 единиц техники.

Затем с докладом о планах инвесторов по строительству и вводу в эксплуатацию автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в 2020 -2021 годах в регионе выступил генеральный директор ООО «Техносфера» Дмитрий Тюленев. В 2020 году организация участвует в 5 проектах АГНКС, строящихся в регионе: 2 уже завершены, а 3 – еще в работе. Представитель компании попросил пересмотреть механизм получения субсидий.

Губернатор поручил проработать этот вопрос с профильным департаментом, отметив, что механизм предоставления поддержки от заявления о намерениях до факта перечисления денег должен быть понятен всем.

Также с докладом выступил гендиректор АО «ВПАТП № 3» Олег Свиридов. Организация планирует в 2021 году построить автомобильную газонаполнительную компрессорную станций на улице Дорожной.

О ходе переоборудования транспортных средств на природный газ на территории Воронежской области рассказал заместитель генерального директора ООО «Альтернативные транспортные системы» Евгений Лопаткин. Сейчас в регионе функционирует 3 установочных центра компании, а в следующем году организация также рассматривает возможность строительства АГНКС.

В редакции “Ъ-Волга” почти месяц отработал автомобиль Lada Vesta CNG

Около месяца в редакции отработал автомобиль Lada Vesta CNG. Модель отличается от стандартной версии возможностью использования двух видов топлива – бензина и метана. Мы испытали автомобиль в реальной эксплуатации, а также оценили инфраструктуру заправочных станций в Самаре.

В редакции “Ъ-Волга” почти месяц отработал автомобиль Lada Vesta CNG. Отличием этой модели является возможность использования двух видов топлива. Автомобиль выпускается с серийной газобаллонной установкой, рассчитанной на применение сжатого природного газа — метана.

Модель в двухтопливной версии CNG выпускается с 2017 года. Впервые в истории бренда Lada началось серийное производство автомобиля с газобаллонной установкой. Баллон емкостью 90 л, рассчитанный на 18 кубометров газа, расположен в багажнике автомобиля позади спинки заднего дивана. Полностью заправленный автомобиль способен проехать более 1000 километров без дозаправки. В случае, когда газ в баллоне заканчивается, происходит автоматический перевод питания двигателя на бензин. Также возможна принудительная смена используемого топлива при помощи переключателя газ/бензин. В случае утечки газ эффективно рассеивается в атмосфере.

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Внешне автомобиль практически не отличается от «Весты», работающей на бензине. Отличить модель на газе можно по обозначениям на крышке багажника. Кроме того, визуально автомобиль смотрится несколько ниже, из-за значительной нагрузки на заднюю ось — в багажнике располагается газовый баллон объемом 18 куб. м. По этой же причине багажник в автомобиле практически отсутствует, а спинка заднего сиденья не складывается.

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Среди изменений в салоне — появившейся на центральной консоли переключатель вида топлива, снабженной индикаторами, которые представляют собой пять светящихся лампочек. Если горят все пять лампочек, это означает, что баллон заправлен полностью. В процессе использования газа лампочки одна за другой гаснут, когда же газ заканчивается, загорается красный индикатор.

Кроме того, на автомобилях Lada Vesta имеется индикатор запаса хода на приборной панели, который показывает примерный километраж, который автомобиль пройдет до ближайшей заправки. Однако, этот индикатор работает только при использовании бензина.

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Нам на тест достался автомобиль в максимальной комплектации — фактически, в этой «Весте» может быть все, кроме комбинированной отделки сидений, где используется экокожа.

Среди опций стоит отметить наличие камеры заднего вида, штатную навигацию и подсветку мест входа-выхода в передних дверях. На наш взгляд, именно последняя опция является наиболее полезной, поскольку на парковке далеко не всегда видно (особенно пассажирам), куда предстоит выйти — в лужу или в грязь, что на дорогах встречается довольно часто.

Безусловно полезной опцией является штатная навигационная система. Однако, навигатор даже в «родной» Самарской области далеко не всегда хорошо ориентируется, предлагая не самый оптимальный маршрут, зачастую через пробки. Если не придерживаться рекомендаций навигатора (который отдает команды водителю мужским голосом), то по ходу движения он все-таки предлагает другой маршрут, хотя долгое время настаивает при первой возможности вернуться на предложенный изначально.

Что касается камеры заднего вида, то эта полезная опция так и не стала привычной за время теста. Своими глазами оценивать ситуацию вокруг автомобиля надежнее, при том, что с довольно доступных комплектаций в оснащении «Весты» идет парктроник, являющийся более надежным помощником, чем камера, особенно учитывая, что в заднее окно у всех «Вест» в версии седан обзор неидеальный. Однако, камера предоставляет хороший обзор даже в слякоть и дождь благодаря удачному расположению. Сложность заключается в том, что камера не захватывает вид по бокам автомобиля, поэтому при парковке в боковые зеркала заднего вида смотреть все-таки стоит.

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

По ощущениям за рулем газовая Vesta мало чем отличается от версий на бензине. Vesta в любой версии и комплектации является сбалансированным автомобилем. Машина хорошо управляется и позволяет с легкостью осуществлять маневры на высоких скоростях. Заметно, что иномарки схожей ценовой категории на одних и тех же участках при одинаковых с «Вестой» скоростях заставляют своих водителей либо притормаживать перед маневром, либо идут практически на пределе своих возможностей. Крены «Весты» в поворотах небольшие, в том числе на скоростях, максимально разрешенных в городе. Vesta в версии CNG отличается лишь тем, что заставляет быть более избирательным при выборе передач. Там, где Vesta на бензине «вытягивает» на текущей передаче, CNG разгоняется менее интенсивно, требуя включить пониженную. Это следует учитывать при обгонах, особенно на загородной трассе, и заранее при осуществлении маневра понижать передачу.

На загородной трассе газовая Vesta бодро разгоняется до максимально разрешенных скоростей, часто даже позволяя идти быстрее потока. Подруливать приходится лишь на скоростях, близким к 160 км/ч. Но до таких скоростях правила дорожного движения разгоняться не позволяют (у нас же это получилось лишь по случайности).

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Если Vesta на метане уже совершенно готова к каждодневной эксплуатации, то об инфраструктуре заправок такого сказать нельзя. В миллионной Самаре имеются лишь три заправочные станции, где осуществляется продажа метана.

Взяв на трехнедельный тест «Весту CNG», мы планировали принципиально ездить только на метане, но реализовать эту идею из-за удаленности заправочных станций не удалось. При этом одна из них расположена на пересечении проспекта Карла Маркса и Ракитовского шоссе, а две другие находятся практически в одном месте — на пересечении ул. Авроры и Промышленности и на Уральском шоссе неподалеку от ТЦ «Амбар».

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Процесс заправки довольно прост и не вызывает затруднений, но только в том случае, если ранее проделать его несколько раз. «Все как на обычной заправке — просто вставляешь шланг и несколько минут ждешь»,- сказали нам перед тестом. На деле все оказалось иначе.

Во-первых, необходим специальный переходник, который не идет в комплекте с машиной, а продается отдельно по цене от 4,5 тыс. рублей. Однако, на заправочной станции его готовы бесплатно предоставить во временное пользование на период заправки. Взамен требуют оставить в залог паспорт, права, или ключи от машины. «Некоторые забывают отдать переходник и уезжают, уже несколько таких случаев было, а деталь дорогая»,- рассказали нам в кассе заправочной станции. Еще зачем-то записывают номер машины, при этом ответ «помню только цифры» кассиров вполне устраивает.

Во-вторых, процесс заправки интуитивно непонятен, в отличие от визита на обычную АЗС. Но если на большинстве традиционных заправочных станциях постоянно присутствуют заправщики, то на газовой станции они появятся, только если попросить. При этом никакой инструкции к переходнику не прилагается, а когда, наконец, водитель справляется с этой конструкцией, ему во время заправки нужно следить за уровнем давления и отсоединять шланг лишь после полной заправки. Делать это раньше категорически не рекомендуется, поскольку при давлении в 200 атм вмешательство в процесс заправки может привести к травмам.

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Но когда, наконец, удалось справиться с переходниками, сориентироваться в показателях на колонке и не забыть забрать у кассира права или паспорт, наступает момент триумфа, поскольку в чеке значится, что полная заправка обошлась всего в 300 рублей!

Пробеги «нашей» «Весты» составляли примерно 30 км в день, и на полностью заправленном балоне удавалось проездить неделю. Бензиновая Vesta даже при экономичной езде при аналогичном пробеге требует не менее 1 тыс. руб. в неделю.

Однако, все время ездить исключительно на газе в любом случае не получится. И дело даже не в удаленности заправочных станций и их малом количестве. Двигатель «Весты CNG» запускается исключительно на бензине и лишь после прогрева автоматически переключается на газ. В морозную погоду прогрев весьма длительный, можно проехать немалую дистанцию, пока произойдет переключение.

Vesta CNG позволяет экономить не только при заправке, но и при покупке. Автомобиль, на котором мы ездили, был в максимальной комплектации и стоил более 900 тыс. руб. Это сопоставимо с корейскими конкурентами Kia Rio и Hyundai Solaris, однако при покупке газовой «Весты» предоставляется скидка в 155 тыс. руб. Таким образом, «наша» «Веста» стоила 773,9 тыс. руб., в то время как наиболее доступная Vesta CNG обойдется в 654,9 тыс. руб.

Екатерина Косарева, партнер аналитического агентства WMT Consult:

Исторически сложилось, что в России сеть заправок пропан-бутаном гораздо больше, чем КПГ (компримированный природный газ). По нашим подсчетам, в России не менее 6 тыс. заправок пропан-бутаном, включая АГЗС (только газ) и МАЗС (многотопливные станции). Однако, так как сейчас на топливном рынке идет очень активная PR-кампания и лоббирование именно метанового топлива, есть цифры по автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям (АГНКС): Минэнерго РФ оценила размер сети заправок в 368 единиц в стране, рост на 14 АГНКС за 2018 год.

Очевидно, что пропан применяется значительно чаще. Единственная причина этого состоит в том, что пропан-бутановая смесь всегда была в 2 раза дешевле бензина и было экономически выгодно строить подобные заправки. Рынок пропан-бутана в России старый, известны все крупные игроки-поставщики оптовых партий газа: СИБУР, НОВАТЭК, «Роснефть», ЛУКОЙЛ. Метаном занимаются только «Газпром» и НОВАТЭК, но, не считая последние несколько лет, компании не продавали КПГ на рынок.

Что касается безопасности, пропан-бутановая смесь уже многие годы на топливном рынке России, все участники рынка, зная о возможных последствиях неосторожной работы с топливом, выполняют необходимые требования безопасности. Пропан-бутоновая смесь почти не взрывается. Это понятно даже по сводкам новостей.

Таким образом, если 6 тыс. заправок в России функционируют уже долгие годы, а практически ни о каких опасных инцидентах не сообщалось, то можно сделать вывод, что это действительно безопасное в использовании топливо. При этом, несмотря на небольшую практику, использование КПГ также достаточно безопасно. И даже безопаснее пропан-бутановой смеси. Для взрыва количество газа в смеси должно быть 5-15% для природного газа и 1,5-9,5% для сжиженного.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector