0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГОСТ -69 Упрощенные изображения подшипников качения на сборочных чертежах

ГОСТ 2.420-69 Упрощенные изображения подшипников качения на сборочных чертежах.

С Днем Строителя 2021!

Перечень документов, которые вступили в силу 1 августа 2021 года

Перечень документов, которые отменены 1 августа 2021 года

Перечень действующих (утвержденных) строительных норм, государственных стандартов, нормативных и технических документов Укравтодора (по состоянию на 12.08.2021)

Перечень действующих (утвержденных) строительных норм, государственных стандартов, нормативных и технических документов Укравтодора (по состоянию на 09.08.2021)

Утверждены сметные нормы Украины в строительстве

Новые редакции указателей нормативных документов по энергетике по состоянию на 01.07.2021

Для работы с текстом документа
(печать документа, поиск по тексту)
необходимо авторизоваться.

Сервис содержит 19228 бесплатных документов, которые доступны зарегистрированным пользователям. Регистрируйся бесплатно >>>

  • Информация о документе
  • Ссылки на документы
  • Ссылки из других документов
Наименование документаГОСТ 2.420-69 Упрощенные изображения подшипников качения на сборочных чертежах.
Дата начала действия01.10.1971
Дата принятия14.10.1969
Дата отмены действия01.01.2020
СтатусНедействующий
Утверждающий документПостанова № 1119 от 14.10.1969 г.
Вид документаГОСТ (Межгосударственный стандарт)
Шифр документа2.420-69
РазработчикГосстандарт СССР
Принявший органГосстандарт СССР
Дополнительные данныеОтменен согласно приказу от 14 декабря 2015 года № 186. Срок отмены перенесен согласно приказу от 27.06.2017 № 162. Дата отмены перенесена согласно приказу от 27.12.2018 № 535

В данном документе нет ссылок на другие нормативные документы.

Другие нормативные документы не ссылаются на данный документ.

Уважаемые Пользователи!

Поздравляем Вас с Новым 2021 Годом и Рождеством!

Пусть новогодние праздники будут яркими и запоминающимся, а Новый год Богатым только на Хорошие события!

Желаем Вам крепкого здоровья, позитивных эмоций и креативных идей! Пусть самые смелые мечты сбываются, а за ними открываются новые горизонты!

Спасибо, что Вы с нами!
До встречи в Новом 2021 году!

Команда БУДСТАНДАРТ

УДК 744:621.822:003 62:006.354 Группа Т 52

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Единая система конструкторской документации

УПРОЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ НА СБОРОЧНЫХ ЧЕРТЕЖАХ

Unified system for design documentation. Simplified representation of rolling bearings on assembly drawings

ГОСТ 2 420-69 (СТ СЭВ 1797-79)

Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 14 октября 1969 г. № 1119 срок введения установлен 01.01.71

1. Настоящий стандарт устанавливает правила упрощенного изображения подшипников качения в осевых разрезах и сечениях на сборочных чертежах изделий всех отраслей промышленности.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1797-79.

2. Подшипник изображают, как правило, без указания типа и конструктивных особенностей, в соответствии с его конфигурацией сплошными основными линиями по контуру.

3. При необходимости указания на сборочном чертеже типа подшипника в контур подшипника вписывают условное графическое обозначение по ГОСТ 2.770-68.

На изображении проводят сплошными тонкими линиями диагонали, как показано на черт. 1.

Примеры упрощенных изображений подшипников без указания конструктивных особенностей приведены в табл. 1.

4. При необходимости указания конструктивных особенностей подшипника следует руководствоваться изображениями, приведенными в табл. 2.

5. Упрощенное изображение подшипника на чертеже должно соответствовать его рабочему положению в сборочной единице.

6. Упрощенное изображение подшипника на сборочном чертеже, содержащее сведения о конструктивных особенностях подшипника, должно состоять из упрощенных изображений, приведенных в табл. 1 и 2.

Пример упрощенного изображения радиального шарикоподшипника с односторонним уплотнением приведен на черт. 2.

Пример упрощенного изображения радиального шарикоподшипника с двумя защитными шайбами приведен на черт 3.

Пример упрощенного изображения радиально-упорного роликоподшипника приведен на черт. 4.

7. При изображении подшипника в разрезе или сечении по правилам ГОСТ 2.109-73 допускается половину разреза (относительно оси вращения) изображать контуром с диагоналями (черт. 5).

Изменение № 2 ГОСТ 2.420-69 Единая система конструкторской документации. Упрощенные изображения подшипников качения на сборочных чертежах

Принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 12 от 21.11.97) Зарегистрировано Техническим секретариатом МГС № 2665

За принятие изменения проголосовали:

Наименование национального органа стандартизации

Машиностроительное черчение Сборочный чертеж, оформление

Составление сборочных чертежей по эскизам Составление сборочных чертежей по эскизам производится в таком порядке: 1) снимаются эскизы деталей; 2) выбираются соответственно размерам изделия масштаб и формат чертежа; 3) определяется число проекций и порядок их вычерчивания; 4) выполняются разрезы; 5) наносятся размеры; 6) проставляются номера деталей; 7) наносится основная надпись (штамп) и составляется спецификация.

Нанесение позиций деталей и подразделений изделий на сборочных чертежах

На чертежах стандартных деталей и узлов, кроме наименования, указывается также и обозначение детали или узла по стандарту.

Билеты по черчению

Перечислите основные линии чертежа. Укажите особенности их начертания в соответствии с государственным стандартом

Назовите правила оформления чертежа (формат, рамка, основная надпись на чертежах)

Перечислите основные правила нанесения размеров на чертежах (выносная линия, размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, расположение размерных чисел)

Расскажите об особенностях чертежного шрифта. Все надписи на чертежах должны быть выполнены чертежным шрифтом. Начертание букв и цифр чертежного шрифта устанавливается стандартом.

Расскажите об особенностях применения и обозначения масштаба на машиностроительных и строительных чертежах. Чертежи, на которых изображения выполнены в натуральную величину, дают правильное представление о действительных размерах детали. В практике при очень малых размерах деталей или, наоборот при слишком больших приходится их изображение увеличивать или уменьшать, т.е. вычерчивать в масштабе.

Чтение сборочных чертежей

От каждого технически подготовленного лица требуется умение читать любой грамотно составленный чертёж.

Прочесть чертёж—это значит ясно представить форму и размеры деталей, изображённых на данном чертеже, разобраться во взаимной связи деталей и узлов в их взаимодействии. Без этого •невозможно произвести деталирование сборочного чертежа или выполнить по нём сборку машины. При чтении сборочного чертежа необходимо ознакомиться с конструкцией, назначением и работой машины; разобраться во всей технической документации машины, если она имеется; ознакомиться со всеми проекциями, дополнительными или частичными видами, разрезами, сечениями и т. д.; ознакомиться по спецификации с названиями деталей и отыскать их на чертеже, начиная с первого номера, и разобраться в их форме, назначении, взаимной связи и т. д.

Для примера рассмотрим сборочный чертёж фланцевого подшипника (фиг. 470), служащего опорой для вала, работающего с малой скоростью. Подшипник состоит из корпуса 7 и втулки 2, соединённой с ним установочным винтом 3. Поверхности сопряжения вала и втулки чисто обработаны и смазываются во время работы с помощью маслёнки 4.

Подшипник вычерчен в трёх проекциях с разрезами. Главный вид выполнен без разреза. На плане показан горизонтальный, а на виде сбоку—полный разрез.

Корпус подшипника, имеющий посредине цилиндрическое отверстие для цапфы, переходит в овальный фланец, на котором расположены два прилива цилиндрической формы с отверстиями для крепления болтами. Сверху на корпусе расположен прилив с отверстием под резьбу маслёнки и выходом к смазочной канавке. Внутренняя и наружная поверхности втулки цилиндрические. В верхней части втулки имеются отверстие и смазочная канавка. Установочный винт предотвращает проворачивание втулки в корпусе. Маслёнка, имеющая вспомогательное значение, вычерчена тонкими линиями. Такое изображение деталей допускается (см. ГОСТ 3456-46),

На фиг. 471 изображён плунжерный насос, представляющий собой более сложную конструкцию.

Насос состоит из корпуса 1 с двумя присоединительными фланцами, воздушного колпака 8, плунжера 12 и двух клапанов—всасывающего 3 и нагнетательного 6.

Плунжер насоса совершает возвратно-поступательное движение. При выдвижении плунжера в образовавшемся пространстве создаётся вакуум и в корпус устремляется вода через входное отверстие ? 25.

Впускной клапан 3 под давлением воды откроется, а выпускной клапан 6 остаётся закрытым. Вода заполнит освобождённое пространство, и клапан 3 под действием пружины 4 закроется. При обратном движении плунжера откроется давлением воды клапан 6, и вода устремится в нагнетательное отверстие. Направление движения нагнетаемой воды показано стрелкой. После того как плунжер вытолкнет из полости часть воды, клапан 6 под действием пружины закроется, а клапан 3 откроется. Дальше процесс повторяется. Равномерность подачи воды обеспечивается воздушным колпаком 8, в котором всегда остаётся часть воздуха, упругое сжатие которого сглаживает пульсации, создаваемые движением плунжера. Для предотвращения течи, между стенками плунжера и корпуса устроено сальниковое уплотнение, состоящее из набивки 13, сальникового кольца 14 и накидной гайки 15. Присоединение плунжера насоса к головке шатуна кривошипного механизма производится при помощи пальца 18. Насос присоединяется к приёмному и нагнетательному трубопроводам шпильками 9 и 11. Подвижные клапаны 3 и 6 изображены в двух крайних рабочих положениях. Контурными линиями показано положение клапанов при нагнетании, тонкими — при всасывании.

Насос изображён в трёх проекциях с разрезами: полным и частичными. Кроме того, добавлены виды, уточняющие некоторые элементы конструкции.

Чертёж снабжён основной надписью и спецификацией по форме

№ 3 (для чертежей изделий основного производства).

Ознакомившись с описанием конструкции насоса и принципом его работы, рассмотрим порядок чтения чертежа на одной из наиболее сложных его деталей—корпусе.

Чтобы представить форму какой-либо детали, обозначенной на сборочном чертеже, необходимо отыскать её во всех проекциях и зрительно обойти по наружному контуру все принадлежащие ей элементы. Зададимся исходной точкой N на главном виде и направлением обхода против часовой стрелки. Движемся по контуру в указанном стрелкой направлении к точке А. По горизонтальной проекции убеждаемся в том, что выступающая вправо овальная часть принадлежит этой же детали. Правильность этого подтверждает штриховка материала, которая во всех проекциях выполнена в одном направлении; поэтому дальнейший путь от точки А к точке В совершаем вокруг овальной части так, как это показано на чертеже. В точке В кривая радиуса 30 мм образована фронтальной секущей плоскостью, след которой на профильной проекции сливается с профильной осью корпуса. Как видно, профильная проекция даёт более наглядное представление о форме. На этой проекции видно, что цилиндрическая часть корпуса влево от профильной оси переходит с диаметра 60 мм в диаметр 64 мм, а дальше снова переходит в диаметр 60 мм. Следовательно, наружное очертание на главном виде обозначится не по кривой радиуса 30 мм, а по кривой радиуса 32 мм. Поэтому переход от точки В к точке С должен быть совершён так, как это обозначено на чертеже. Обогнув цилиндрическую часть корпуса по кривой, приходим далее, минуя шпильки, к точке С. Мысленно считая, что колпак отвинчен, переходим от точки С к точке E. Чтобы правильно выйти от точки E к точке N, обратимся к другим проекциям. На горизонтальной проекции видно, что выступы представляют собой четыре прилива цилиндрической формы и в каждом из них имеется сквозное отверстие ? 18 мм. Это подтверждается и на профильной проекции. Следовательно, путь от точки E нужно совершать вокруг приливов и таким образом прийти к исходной точке N.

Зрительный обход контура корпуса на горизонтальной плоскости проекций не представляет затруднений. На профильной проекции в точке P на пересечения наклонной прямой и штрих-пунктирной, которой, как нам известно, обозначаются на чертежах отпавшие после разреза части (наложенные проекции), огибаем прилив, который также изображён на горизонтальной плоскости проекций.

Наклонная прямая представляет ребро жёсткости толщиной 18 мм, что видно на горизонтальной проекции. Следовательно, прилив и ребро принадлежат одной и той же детали.

Переход от точки P к R подобен переходу от точки С к E. Кривая за точкой L относится к очертанию ребра жёсткости, которое обозначено штриховыми линиями на горизонтальной проекции под цилиндрической частью корпуса. Следовательно, это ребро также относится к корпусу. Ребро на профильной проекции не заштриховано, хотя плоскость разреза и прошла через него, так как рёбра вдоль не режутся. Дальнейший путь от точки L к точке P ясен из чертежа.

Из сказанного следует, что для того, чтобы разобраться по сборочному чертежу в очертаниях какой-либо детали, необходимо отыскать изображение её на всех проекциях, и в затруднительных случаях прибегать к сопоставлению этих изображений, пользуясь при зтом дополнительными разрезами, выносными сечениями и другими вспомогательными изображениями.

Следует также напомнить, что штриховка разрезов деталей является одним из признаков, по которому можно судить о границе, отделяющей одну деталь от другой, так как соприкасающиеся между собой детали в разрезах штрихуются различно.

Навыки беглого чтения чертежей приобретаются в процессе систематического и настойчивого выполнения упражнений, в разборе детальных и сборочных чертежей в порядке возрастающей их сложности, а также путём изучения стандартов „Чертежи в машиностроении».

Упрощенное изображение подшипников качения на сборочных чертежах

Правила, согласно которым на сборочных технических чертежах изображения подшипников наносятся упрощенно, сформулированы в таком нормативном документе, как ГОСТ 2.420–69.

В подавляющем большинстве случаев при изображении подшипников качения не указываются их конструктивные особенности и типы. На технических чертежах эти детали обозначаются только по контуру, сплошными основными линиями, в соответствии с конфигурацией.

Упрощенное обозначение подшипников качения

Если это необходимо, то на сборочных чертежах тип подшипника вписывают непосредственно в его контур, и для этого используют графическое обозначение, предусмотренное для таких случаев в ГОСТ 2.770–68.

Упрощенное
изображение
Тип подшипника
Однорядный шариковый подшипник радиальный
Самоустанавливающийся подшипник
Радиально-упорный подшипник
Сдвоенный радиально-упорный подшипник
Упорный подшипник
Двойной упорный подшипник
Роликовый радиальный однорядный подшипник
Роликовый радиальный двухрядный подшипник
Самоустанавливающийся подшипник роликовый
Радиально-упорный роликовый подшипник
Двухрядный подшипник
Четырехрядный подшипник
Сферический упорно-радиальный роликовый подшипник
Упорный роликовый подшипник
Игольчатый подшипник однорядный
Двухрядный игольчатый подшипник
Упорный одинарный

В тех случаях, когда требуется обозначить те или иные конструктивные особенности подшипника качения, конструкторам, составляющим технические чертежи, нужно руководствоваться данными, которые приведены в специальных таблицах, имеющихся в соответствующих нормативных документах по стандартизации.

Упрощенное
изображение
Особенность конструкции
Одна защитная шайба
Одностороннее уплотнение
Двустороннее уплотнение
Две защитные шайбы
Подшипник с установочным кольцом
Подшипник, у которого внутреннее отверстие коническое

При изображении подшипников качения на технических чертежах в упрощенном виде они должны изображаться в полном соответствии его рабочему положению в сборочной единице.

Если на сборочном чертеже необходимо указать подшипник качения таким образом, чтобы привести сведения о его конструктивных особенностях, то изображение этой детали должно состоять из приведенных в специальных таблицах упрощенных изображений.

Радиальный подшипник
с односторонним уплотнением

Шарикоподшипник, с односторонним уплотнением, изображаемый на технических чертежах.

Подшипник радиальный
с двумя защитными шайбами

Шарикоподшипник, имеющий в своей конструкции две защитные шайбы.

Радиально-упорный
роликовый подшипник

Радиально-упорный роликовый подшипник, изображаемый на чертежах.

Подшипник в разрезе

В тех случаях, когда подшипник изображается в сечении или разрезе, то половину этого разреза или сечения (если обозначать ее на чертеже относительно оси вращения) нужно обозначать контуром с крестом посредине.

Основные типы подшипников качения

Основными типами подшипников качения, выпускаемых современной промышленностью, являются:

Радиальные однорядные шарикоподшипники;

Радиальные двухрядные сферические шарикоподшипники;

Роликовые подшипники с витыми роликами;

Роликоподшипники радиальные двухрядные;

Конические роликовые подшипники;

Упорные шарико- и роликоподшипники.

Наиболее распространенными являются радиальные однорядные шарикоподшипники. Основное их преимущество – наибольшая допустимая частота вращения и наименьше потери при трении.

Для восприятия радиальных нагрузок используются радиальные двухрядные сферические шарикоподшипники. Они способны воспринимать невысокие осевые нагрузки и допускают достаточно значительный перекос колец.

Радиальные роликовые подшипники, имеющие в своей конструкции как длинные, так и короткие ролики, могут воспринимать только радиальные нагрузки.

Радиальные нагрузки в условиях низких угловых скоростей валов успешно воспринимают роликоподшипники с витыми роликами. Чаще всего они используются в устройствах, испытывающих серьезные ударные нагрузки, которые в значительной степени амортизируются именно витыми роликами. Одной из отличительных особенностей этого типа подшипников является то, что их монтаж не требует высокой точности.

В игольчатых подшипниках ролики имеют маленький диаметр и относительно большую длину. Они предназначены для работы в условиях радиальных нагрузок, хотя способны также выдерживать и нагрузки ударные при небольших угловых скоростях. Эти подшипники не допускают перекоса колец и воздействия осевых нагрузок, имеют малые габариты в радиальной плоскости по сравнению с другими типами подшипников одной и той же грузоподъемности и одинаковых диаметрах отверстия.

Двухрядные радиальные сферические шарикоподшипники используются при радиальных нагрузках, а радиально-упорные способны также воспринимать и нагрузки осевые. Применение конических роликовых подшипников аналогично радиально-упорным за исключением того, что они обладают большей грузоподъемностью и предусматривают возможность раздельного монтажа колец.

Упорные шариковые и роликовые подшипники могут выполняться самоустанавливающимися, и предназначены исключительно для восприятия осевых нагрузок. Их обычно монтируют в паре с радиальными роликовыми или шариковыми подшипниками, которые необходимы для ограничения свободы их передвижения по оси вала и ее центрирования.

Радиально-упорные шариковые подшипники

Радиально-упорные шарикоподшипники имеют дорожки качения на внутреннем и наружном кольцах, смещённые относительно друг друга вдоль оси подшипника. Такая конструкция позволяет подшипнику воспринимать комбинированные нагрузки, то есть нагрузки, действующие в радиальном и осевом направлениях. Подшипник радиально упорный может выдерживать только осевую нагрузку и работать с высокими скоростями.

Осевая грузоподъёмность радиально-упорного шарикоподшипника возрастает с увеличением угла контакта. Угол контакта — это угол между линией, соединяющей точки контакта шарика с дорожками качения, по которым нагрузка передаётся от одной дорожки качения на другую, и линией, перпендикулярной оси подшипника (рис. 1).

Рис.1 Угол контакта

На рис. 2 представлены наиболее распространёнными типами радиально-упорных шарикоподшипников являются:

  • однорядные радиально-упорные шарикоподшипники (воспринимает осевые нагрузки, действующие в одном направлении);
  • двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники (по конструкции двухрядный подшипник радиально упорный похож на два однорядных упорно радиальных подшипника расположенных вместе);
  • шарикоподшипники с четырёхточечным контактом (они позволяют воспринимать осевые нагрузки в обоих направлениях). Подшипник шариковый упорно радиальный с четырехточечным контактом занимает меньше осевого пространства, и внутреннее кольцо является разборным. Это позволяет поместить большое количество шариков и иметь большую грузоподъемность.

Рис.2 Типы радиально-упорных шариковых подшипников

Дуплексированные подшипники

Дуплексом называется комплект из двух сдвоенных подшипников, равномерно воспринимающих нагрузку и способных работать как один подшипник. Каждая пара таких подшипников имеет свой уникальный номер, указанный вместе со стрелочками, показывающими направление дуплексации, на внешнем кольце (рис.3). Каждый подшипник из комплекта может применяться как одинарный, но два одинарных подшипника, не сдуплексированных, в качестве дуплексных использовать нельзя. Высокоточные дуплексные подшипники используются, например, в шпинделях металлорежущих станков.

Рис.3 Дуплексированный подшипник

Подшипники, скомплектованные из двух радиально-упорных подшипников с одинаковыми углами контакта имеют три варианта схемы комплектации (дуплексации) (рис.4). Это схема «О» (пример: 236208), схема «Х» (пример: 336317) и схема «Т» («тандем»; пример: 466311). При схеме «О» линии действия нагрузки пересекают осевую линию в двух сравнительно отдаленных точках. При схеме «Х» точки пересечения линий действия нагрузки и осевой линии находятся вблизи друг друга (иногда – линии действия нагрузки пересекаются до достижения линии оси). При схеме «Т» (тандем) линии действия нагрузки параллельны друг другу.

Чертеж ступицы, деталировка сборочных единиц

Чертеж ступицы, деталировка сборочных единиц, виды и варианты двух исполнений.

Варианты исполнений.

Вариант первый – колесная ось выполнена из трубы.

На рисунке в разрезе, изображены все составные части конструкции:

  1. Корпус
  2. Подшипник роликовый конический 7505А ГОСТ 27365-87
  3. Защитная металлическая шайба
  4. Труба колесной оси
  5. Вал
  6. Прижимная металлическая шайба
  7. Гайка шестигранная корончатая М16
  8. Защитный колпак
  9. Съемный болт М6
  10. Деревянное колесо
  11. Винт конфирмат 7 х 50

Вал (5) и труба колесной оси (4) соединяются сваркой. Подшипниковая пара (2) защищена от попадания всякого рода мусора (песок, грязь, пыль и т.д.) со стороны оси (4) – защитной шайбой (3), со стороны гайки (7) – защитным колпаком (8), который с натягом вставляется в корпус. Для съема колпака используется болт (9). Корончатой гайкой (7) и прижимной шайбой (6), производится регулировка люфта подшипников (2). Фиксируется гайка (7) шплинтом через сквозное отверстие вала (5). Корпус ступицы (1) крепится к деревянному колесу (10) четырьмя винтами конфирмат (11). Внутренне пространство ступицы заполняется густой смазкой.

Краткий чертеж ступицы в сборе.

Стандартные детали на чертеже показаны без штриховки. Поля допусков и посадок регламентируются единой системой по ГОСТ 25347-82.

Вариант второй – колесная ось выполнена из цельного круга.

На предложенном примере, рассмотрим механизм, в сборе с двумя роликовыми однорядными коническими подшипниками (7505А ГОСТ 27365-87). С обеих сторон вала телеги крепятся колеса:

  • размеры посадочных диаметров валов и отверстий должны соответствовать всем посадочным допускам
  • механизм регулировки подшипников (резьбовое соединение под регулируемую гайку)

Порядок регулировки люфта подшипников:
  1. Поворотом гайки, при вращении она поджимает металлическую шайбу.
  2. Шайба прижимает подшипники друг к другу.
  3. При достижении необходимого зазора, гайка керном фиксируется в пазах вала.

Полость между валом и ступицей заполняют густой смазкой, что позволит улучшить эксплуатационные характеристики рассматриваемого узла.

Разрез рассматриваемого узла в сборе, наглядно показывает нам расположение всех узлов и деталей относительно друг друга.

Ступица вставляется в осевое отверстие деревянного колеса с небольшим натягом. Механизм фиксации можно выбрать по своему усмотрению. Глваное чтобы не происходило проворачивание металлического узла в корпусе колеса.

На рисунке, в аксонометрии, изображен корпус ступицы.

Какой вариант предпочтительней, судить Вам, недостатки и преимущества каждого из них видны «не вооруженным глазом».

Изображение подшипников на сборочных чертежах

При изображении подшипника в разрезе или сечении допускается половину разреза (относительно оси вращения) изображать контуром с диагоналями (рисунок 2.24).

Упрощения изображений подшипников на сборочных чертежах ре­гламентируются ГОСТ 2.420-89. В этом случае подшипник изобража­ют, как правило, без указания типа и конструктивных особенностей, основными линиями по контуру, е соответствии с его конфигурацией. На изображении проводят сплошными тонкими линиями диагонали, как показано на рисунок 2.25.

При необходимости указания на сборочном чертеже типа и конс­труктивных особенностей подшипника, в контур изображения подшип­ника вместо диагональных линий вписывают условные графические обозначения согласно ГОСТ 2.420-69.

Для соединения подшипников с валом стандартные посадки для гладких цилиндрических соединений непригодны из-за большой вели­чины гарантированного натяга, и большого поля допуска. Поэтому для самих подшипников предусмотрена специальная система допусков и предельных отклонений, обозначаемых буквой L для диаметра отверс­тия, а l для наружного диаметра. При обозначении посадки подшип­ника рядом с названной буквой ставится цифра 0 и 6,5 и 4 или 2 – обозначающая класс точности подшипника по ГОСТ 520-89, рисунок 2.26. Выбор полей допусков и посадок подшипников на вал и в отверстие корпуса в зависимости от класса точности подшипника осуществляют в соответствии с таблицей 2.3.

Классы точности подшипников выбирают с учетом требований точности, скорости вращения и других условий работы механизма или машины. В машиностроении обычно применяют подшипники класса О (нормальной точности). При повышенных требованиях точности враще­ния вала выбирают классы 6 и 5, для прецизионных станков — 5 и 4 и для приборов особо высокой точности — класс 2.

Основными присоединительными поверхностями подшипников каче­ния, по которым они монтируются на валах и в корпусах (корпусных деталях) машин и приборов, являются:

— отверстие во внутреннем кольце радиальных и радиально-упорных подшипников или в тугом кольце упорных подшипников;

— наружная поверхность наружного кольца в радиальных и радиально-упорных подшипниках или свободно­го кольца упорных подшипников.

Соответственно различают посадки внутреннего (или тугого) кольца на вал и наружного (или свободного) кольца в корпус.

Основные указания по выбору посадок для колец подшипника:

— посадку вращающихся колец подшипников для исключения их проворачивания по посадочной поверхности вала или отверстия кор­пуса в процессе работы под нагрузкой необходимо выполнять с га­рантированным натягом;

— посадку одного из неврашающихся колец подшипниковых узлов двухопорного вала необходимо проводить с гарантированным зазором для обеспечения регулировки осевого натяга или зазора подшипни­ков, а также для компенсации температурных расширений валов или корпусов;

— выбор посадок подшипников на вал и в отверстие корпуса производят в зависимости от того, вращается или не вращается дан­ное кольцо относительно действующей на него радиальной нагрузки или от вида нагружения (местное, циркуляционное или колебатель­ное). При выборе посадок следует также учитывать перепад темпера­тур между валом и корпусом, монтажные и контактные деформации ко­лец, влияющие на рабочий зазор в подшипнике, материал и состояние посадочных поверхностей вала и корпуса, условия монтажа.

ГОСТ 3325-85 регламентирует также параметры шероховатости, отклонения формы и расположения посадочных и опорных торцевых по­верхностей под подшипники на валах и в корпусах из стали в зави­симости от классов точности подшипников.

Маркировка подшипника выполняется на торцах колец и отражает их основные параметры, а также конструктивные особенности. Пер­вые две цифры справа, в маркировке умноженные на 5 дают внутренний диаметр подшипника. При диаметре до 20 мм принято обозначение:

Третья цифра обозначает серию подшипника:

— 1 — особо легкая;

— 5 — особо тяжелая.

Четвертая цифра — тип подшипника:

— 0 — радиальный шариковый однорядный;

— 1 — радиальный шариковый двухрядный сферический;

— 2 — радиальный с короткими ци­линдрическими роликами;

— 3- радиальный двухрядный сферический с бочкообразными роликами;

— 5 — радиальный с витыми роликами;

— 6 — радиально-упорный шариковый и т.д.

Пятая и шестая цифры характеризуют конструктивные особенности подшипника.

Седь­мая цифра справа обозначает серию подшипника по ширине.

Примечание: в случае разъемных корпусов посадки должны быть выбраны с зазором (Н7,Н6,G7,G6).

Таблица 2.3 – Поля допусков

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Сферический роликоподшипник

Сферический роликоподшипник — это подшипник качения, который может вращаться с низким коэффициентом трения и допускает угловое смещение. Как правило, эти подшипники поддерживают вращающийся вал в отверстии внутреннего кольца, которое может смещаться относительно внешнего кольца. Смещение возможно благодаря сферической внутренней форме наружного кольца и сферическим роликам. Несмотря на название, сферические ролики не являются сферическими по форме. Элементы качения сферических роликоподшипников в основном цилиндрической формы, но имеют профиль, напоминающий слегка вздутый цилиндр (бочкообразная форма). [1]

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
  • 3 Габаритные размеры
  • 4 Материалы
  • 5 Примечания

История [ править | править код ]

Сферический роликоподшипник был разработан инженером Арвидом Палмгреном (швед.) русск. [2] и был введен на рынок в 1919 году компанией SKF. Детище этого инженера до сих пор используется в современных машинах.

Конструкция [ править | править код ]

Сферические роликовые подшипники состоят из внутреннего кольца с двумя дорожками качения, наклоненными под углом к оси подшипника, наружного кольца с общей сферической дорожкой качения, сферических роликов, обойм и, в некоторых конструкциях, направляющих колец или центральных колец. Подшипники также могут быть закрытого типа.

Большинство роликоподшипников имеют два ряда роликов, что позволяет им принимать очень тяжёлые радиальные и тяжёлые осевые нагрузки. Существуют также конструкции с одним рядом роликов, подходящих для более низких радиальных нагрузок и практически без осевой нагрузки. Они называются «однорядный подшипник с бочкообразными роликами» или «Tonnenlager» и, как правило, доступны в 202- и 203-й серии по ISO.

Внутренняя конструкция подшипника не стандартизирована в ISO, поэтому варьируется для разных производителей и разных серий. Некоторые особенности, которые могут существовать или отсутствовать в различных подшипниках:

  • Особенности смазки во внутреннем или внешнем кольце
  • Центральный фланец
  • Направляющее кольцо или центральное кольцо
  • Интегрированные уплотнения
  • Обойма

Габаритные размеры [ править | править код ]

Внешние размеры сферических роликовых подшипников стандартизованы ISO в стандарте ISO 15.1998. Некоторые общие серии сферических роликовых подшипников [3] : 213, 222, 223, 230, 231, 232, 238, 239, 240, 241, 248, 249.

Материалы [ править | править код ]

Кольца подшипников и элементы качения могут быть изготовлены из целого ряда различных материалов, но наиболее распространенным является «хромированная сталь», (сталь с присадкой хрома) материал примерно с 1,5 % содержанием хрома. Такая «хромированная сталь» была стандартизована рядом органов, и, следовательно, существует целый ряд подобных материалов, таких как: AISI 52100 (США), 100CR6 (Германия), SUJ2 (Япония) и GCR15 (Китай).

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

ГЛАВА 3. НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ РАЗМЕРОВ

И ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Теоретическая часть к практическому занятию 3.1

Подшипники – стандартные изделия, изготовленные на специализированных предприятиях. Они обладают полной внешней взаимозаменяемостью по присоединительным поверхностям (D и d) и неполной внутренней взаимозаменяемостью между телами качения и кольцами.

Полная взаимозаменяемость по присоединительным поверхностям позволяет быстро монтировать, а также заменять изношенные подшипники без нарушения целостности узла.

Условные обозначения размеров подшипников:

d – внутренний диаметр подшипника (диаметр вала);

D – наружный диаметр подшипника (диаметр отверстия корпуса);

dmp (Dmp) – средний диаметр внутренней поверхности подшипника (наружной поверхности подшипника) в единичном сечении;

ΔdmpDmp) – предельное отклонение среднего диаметра внутренней поверхности подшипника (наружной поверхности подшипника) в единичном сечении;

В – номинальная ширина внутреннего кольца;

С – номинальная ширина наружного кольца. У шариковых радиальных подшипников В = С.

Т – монтажная высота подшипника.

Основные монтажные размеры подшипника представлены на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Эскиз подшипника: а — подшипник в разрезе;

б — условное обозначение подшипника на сборочном чертеже

По ГОСТ 3189 устанавливается построение условных обозначений (маркировка) подшипников качения.

Система условных обозначений необходима для указаний подшипников на чертежах и в спецификациях, для применения в технической литературе и для маркировки подшипников при изготовлении.

Полное условное обозначение подшипника состоит из основного условного обозначения и дополнительных знаков, расположенных справа (начинаются с прописной буквы) и слева, отделенных от основного условного обозначения знаком тире (рис. 3.2).

Дополнительные знаки справа

Основные знаки условного обозначения

Дополнительные знаки слева

Рис. 3.2. Знаки в условном обозначении подшипника

Основное условное обозначение состоит из семи знаков, расположенных в определенном порядке. Расшифровка знаков основного условного обозначения приводится на рис. 3.3. Отсчет знаков выполняется справа налево.

Диаметру отверстия подшипника соответствуют первый и второй знаки, которые равны частному от деления величины диаметра отверстия подшипника на число 5. Обычно диаметры отверстия подшипника d кратны числу 5.

Например: 60305 →0060305 означает, что внутренний диаметр подшипника d будет равен произведению: d = 05 5 = 25 мм.

Рис. 3.3. Схема основного условного обозначения подшипника Что это за №

Серии по диаметру (3-я цифра справа) составляют в соответствии со стандартом ряд: 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4, 5, 6. Перечень серий диаметров указан в порядке увеличения наружного диаметра при одинаковом внутреннем диаметре подшипника.

Знаки 7 или 8 на 3-м месте схемы означают нестандартный наружный диаметр или ширину. Такие подшипники не имеют в обозначении знака на 7-м месте в схеме (серию ширины).

Серии по ширине (7-я цифра справа) составляют следующий ряд: 7, 8, 9, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6. Перечень серий ширины (высоты) указан в порядке увеличения размера ширины или высоты. Серия ширины (высоты), имеющая знак 0, в условном обозначении не указывается

Размерная серия подшипника – сочетание серий диаметров и ширины (высоты), определяющее габаритные размеры подшипника.

Условное обозначение размерной серии формируется из цифр, стоящих на третьем и седьмом местах основного условного обозначения, остальные места занимаются нулями.

Например: для подшипника0060305 условное обозначение размерной серии → 0000300.

Тип подшипника (4-я цифра справа) обозначается числом от 0 до 9. Каждому обозначению соответствует свое наименование типа подшипника.

Конструктивное исполнение (наличие защитных шайб, уплотнений, буртиков и т.д.) обозначается цифрами от 00 до 99 и зависит от типа подшипника. Поэтому условное обозначение конструктивного исполнения состоит из цифр, указанных на 4-м, 5-м и 6-м местах схемы, на остальные места проставляются нули

Примеры условных обозначений и наименований конструктивного исполнения для определенных типов подшипника:

0060305 → 0060000 = 60000. Наименование конструктивного исполнения 60000: однорядные с одной защитной шайбой; Тип 0 —шариковый радиальный.

0066411 → 0066000 = 66000. Наименование конструктивного исполнения 66000: однорядные неразъемные со скосом на наружном кольце с углом контакта α = 36 0 ; Тип 6 —шариковый радиально-упорный.

ГОСТ 3395 устанавливает типы и конструктивные исполнения подшипников качения (табл.3.1).

Слева от основного условного обозначения проставляют знаки, определяющие класс точности и категорию подшипника. Класс точности 0 (ноль) и категория С в обозначении не указывается.

Справа от основного условного обозначения записываются дополнительные требования, утвержденные в технологической документации завода изготовителя подшипников (материал деталей подшипника, смазка, конструктивные изменения, требования по уровню вибрации, грузоподъемность и другие специальные требования). Эти требования указываются в зависимости от назначения подшипников, когда их нормирование необходимо учитывать по условиям эксплуатации. Если требования не оговариваются, то знаки справа опускаются. Частным случаем полного обозначения подшипника является основное условное обозначение.

Маркировку подшипников производят любым способом, не вызывающим коррозии металла.

Технические требования на шариковые и роликовые подшипники качения должны соответствовать ГОСТ 520-2011. Стандарт распространяется на подшипники с отверстиями во внутренних кольцах от 0,6 до 2000 мм и устанавливает следующие классы точности подшипников, указанные в порядке повышения точности:

Подшипник в разрезе чертеж

Подшипник – это устройство, направляющее вращательное движение, часть опоры вала, воспринимающая от него (нее) нагрузки и обеспечивающая его (ее) вращение на основе трения скольжения.

‘);> //–>
Чертеж подшипника выполняется на основании ГОСТ 2.109-73 – единая система конструкторской документации (ЕСКД).

Вы можете бесплатно скачать этот простой чертеж для использования в любых целях. Например для размещения на шильдике или наклейке.

Как начертить чертеж:

Начертить чертеж можно как на листе бумаги, так и с использованием специализированных программ. Для выполнения простых эскизных чертежей особых инженерных знаний не требуется.

‘);> //–> ‘);> //–>
Эскизный чертеж – это чертеж выполненный «от руки», с соблюдением примерных пропорций изображаемого предмета и содержащий достаточные данные для изготовления изделия.

Конструкторский чертеж со всеми технологическими данными для изготовления может выполнить только квалифицированный инженер.

Для обозначения на чертеже необходимо выполнить следующие операции:

1. Начертить изображение;
2. Проставить размеры (см пример);
3. Указать технические требования к изготовлению (подробнее о технических требованиях читайте ниже в статье).

Чертить удобнее всего на компьютере. В последующем чертеж можно распечатать на бумаге на принтере или плоттере. Есть множество специализированных программ для черчения на компьютере. Как платных, так и бесплатных.

На этом изображении нарисовано как просто и быстро выполняется чертеж с помощью компьютерных программ.

Список программ для черчения на компьютере:

1. КОМПАС-3D;
2. AutoCAD;
3. NanoCAD;
4. FreeCAD;
5. QCAD.

Изучив принципы черчения в одной из программ не сложно перейти на работу в другой программе. Методы черчения в любой программе принципиально не отличаются друг от друга. Можно сказать что они идентичны и отличаются друг от друга только удобством и наличием дополнительных функций.

Технические требования:

Для чертежа необходимо проставить размеры, достаточные для изготовления, предельные отклонения и шероховатость.

В технических требованиях к чертежу следует указать:

1) Способ изготовления и контроля, если они являются единственными, гарантирующими требуемое качество изделия;
2) Указать определенный технологический прием, гарантирующий обеспечение отдельных технических требований к изделию.

Чертёж – это проекционное изображение изделия или его элемента, один из видов конструкторских документов содержащий данные для производства и эксплуатации изделия.

Чертеж это не рисунок. Чертеж выполняется по размерам и в масштабе реального изделия (конструкции) или части изделия. Поэтому для выполнения чертежных работ необходима работа инженера, обладающего достаточным опытом в производстве чертежных работ (впрочем для красивого отображения изделия для буклетов вполне возможно понадобится услуга художника, обладающего художественным взглядом на изделие или его часть).

Чертеж – это конструктивное изображение с необходимой и достаточной информацией о габаритах, методе изготовления и эксплуатации. Представленный на этой странице чертеж вы можете скачать бесплатно.

Рисунок – это художественное изображение на плоскости, созданное средствами графики (кисть, карандаш или специализированная программа).

Чертеж может быть как самостоятельным документом, так и частью изделия (конструкции) и технических требований, относящиеся к поверхностям, обрабатываемым совместно. Указания о совместной обработке помещают на всех чертежах, участвующих в совместной обработке изделий.

Подробнее о чертежах, технических требованиях к оформлению и указанию методов изготовления смотрите в ГОСТ 2.109-73. Перечень стандартов для разработки конструкторской документации смотрите здесь.

Информация для заказа чертежей:

В нашей проектной организации Вы можете заказать чертеж любого изделия (как детали, так и сборки), в составе которого будет чертеж подшипника, как элемент конструкторской документации изделия в целом. Наши инженеры-конструкторы разработают документацию в минимальные сроки в точном соответствии с Вашим техническим заданием.

Единая система конструкторской документации

УПРОЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
НА СБОРОЧНЫХ ЧЕРТЕЖАХ

Москва
Стандартинформ
2011

УПРОЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ
КАЧЕНИЯ НА СБОРОЧНЫХ ЧЕРТЕЖАХ

Unified system for design documentation.

Simplified representation of rolling bearings on
assembly drawings

Издание (декабрь 2010 г.) с Изменениями № 1, 2, утвержденными в марте 1981 г., апреле 1998 г. (ИУС 6-81, 7-98).

Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 14 октября 1969 г. № 1119 срок введения установлен

1 . Настоящий стандарт устанавливает правила упрощенного изображения подшипников качения в осевых разрезах и сечениях на сборочных чертежах изделий всех отраслей промышленности.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1797-79.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2 . Подшипник изображают, как правило, без указания типа и конструктивных особенностей, в соответствии с его конфигурацией сплошными основными линиями по контуру.

На изображении проводят сплошными линиями крест, как показано на черт. 1.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3 . При необходимости указания на сборочном чертеже типа подшипника в контур подшипника вписывают условное графическое обозначение по ГОСТ 2.770-68 .

Примеры упрощенных изображений подшипников без указания конструктивных особенностей приведены в табл. 1.

Продажа подшипников в России. Поставщики. Советы при покупке подшипников. Цены. Каталоги. Производители. Импортные и отечественные.

Отдел продаж +7(499) 322 93 30
Почта для заявок: samip@bearingshop.ru

Элементы подшипника

Подшипник как изделие, предназначенное для восприятия нагрузок определенного направления, имеет разные конструкции, в зависимости от которых и различаются используемые в том или ином типе элементы. Самая распространенная — шариковые однорядные радиальные — это универсальные подшипники, применяемые в различных машинах и оборудовании чаще всего. Тип действующей нагрузки — радиальная, а также в меньшей степени осевая (при чисто осевой — до 50% от показателя статической грузоподъемности, указываемого в каталогах). Ниже представлен чертеж такого подшипника в разрезе, на котором указаны все элементы изделия. В случае другой конструкции есть некоторые различия (см. далее).

Элементы шарикового радиального однорядного подшипника на чертеже в разрезе:

1. Наружное кольцо (применяются также термины обойма, линза); 2. Внутреннее кольцо; 3. Сепаратор (обычно из стали); 4. Дорожка качения на внутреннем кольце; 5. Дорожка качения на наружном кольце; 6. Лицевая сторона наружного кольца; 7. Лицевая сторона внутреннего кольца; 8, 9 — Посадочная поверхность внутреннего кольца; 10 — Элементы качения (шарики); 11 — Фаска на наружном кольце.

Существуют различные модификации этой конструкции — в первую очередь, это закрытые подшипники, в которых соответственно применяется еще один элемент — металлическая шайба или заглушки из синтетического каучука (подробнее про закрытые подшипники). Они заполнены смазкой и не нуждаются в уходе. Для использования в технике изделие может дополнительно оснащаться проточкой по наружной обойме для крепления стопорного кольца (последнее не относится к элементам собственно подшипника и поставляется отдельно).

Как уже было описано выше, элементы могут различаться в зависимости от типа подшипника – они представлены на этой странице. Отличия могут заключаться в отсутствии того или другого кольца, сепаратора, телах качения (шарики или ролики), количестве их рядов, дополнительных конструктивных особенностях (например, упорные подшипники очень сильно отличаются от представленного выше чертежа из-за характера воспринимаемой нагрузки). На схеме ниже представлены элементы роликового конического подшипника (два кольца, ролики и сепаратор), такой тип массово используется в распространенной технике — автомобилях, тракторах, комбайнах.

Различные конструктивные особенности, отличающиеся применяемыми элементами

К элементам подшипника можно также отнести стяжные и закрепительные втулки, которые используются обычно для крепления самоустанавливающихся двухрядных подшипников с коническим внутренним отверстием. Ниже для ознакомления представлен чертеж одного из таких подшипников:

Отдельная группа подшипников — так называемые шарнирные подшипники, или подшипники скольжения, которые вовсе не имеют тел качения, нагрузка в них воспринимается за счет скольжения поверхностей относительно друг друга. Устройство подшипника скольжения крайне простое – это цилиндр, чаще стационарный, заключающий в себе и поддерживающий движущийся элемент, который обычно называют валом. Соответственно, здесь можно выделить всего два элемента. Подробнее ознакомиться с конструкциями подшипников скольжения можно по этой ссылке.

В качестве элемента подшипника могут восприниматься также их корпуса. Однако, строго говоря, корпуса, также как и стопорные кольца, не относят к подшипникам и рассматривают в качестве отдельной группы изделий. Корпуса могут быть просто частью того или иного механизма и вообще не рассматриваться в качестве подшипниковой продукции (например, применяемые в автомобилях) или же быть составной частью распространенных подшипниковых узлов. В этом случае они используются в сборе с так называемыми корпусными подшипниками, имеющими почти все те же элементы, что и обычные шариковые радиальные (представленные выше на чертеже в разрезе) с некоторыми особенностями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector