0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неисправности рулевой рейки; признаки, как определить, с чего начать ремонт рейки

Неисправности рулевой рейки — признаки, как определить, с чего начать ремонт рейки

Здравствуйте, уважаемые автовладельцы! Без руля автомобиль – гусеничный трактор. Представьте свой автомобиль без рулевого колеса. Получилось? А понравилось? То-то! Без руля мы пока не можем представить себе автомобиль.

И, естественно, руль – это одна из составляющих рулевого управления. Равно, как и рулевая рейка. Рулевая рейка автомобиля – это узел, соединяющий колёса и руль в одно целое. Как раз, с помощью рулевой рейки и рулевого привода, колёса точно реагируют на поворот руля в любую сторону.

И от того, каким образом реагирует система рулевого управления автомобиля на команды водителя, в значительной степени зависит ваша личная безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Аксиома, о которой нужно помнить всегда.

  1. Каковы признаки неисправности рулевой рейки?
  2. Что делать, если подтекает рулевая рейка?
  3. Народно-водительские советы по правильной эксплуатации рулевой рейки

Каковы признаки неисправности рулевой рейки?

Возникновение неисправности рулевой рейки вызывается, чаще всего, ездой по неровной и пыльной дороге. Чем менее бережно водитель управляет автомобилем на плохих дорогах, тем быстрее рейка начнёт стучать.

Стук рулевой рейки является одним из первых симптомов, составляющих признаки поломки рулевой рейки. Другими словами, чтобы избежать частых ремонтов рулевого управления, следует притормаживать перед заметными неровностями дороги, избегать передвижения поперек трамвайных рельсов. Впрочем, если такая необходимость возникла, то выполнять это нужно на крайне малой скорости.

К преждевременному выходу из строя и ремонту рулевого механизма могут привести многократные заезды на бордюры, резкие ускорения при нахождении руля в крайнем положении, что ведет к росту нагрузки на рулевой редуктор, другие детали рулевой рейки, а также к износу насоса гидроусилителя. Последствия: загрязненность и поломка уплотнителей в системе гидроусилителя.

Внешние признаки неисправности рулевой рейки можно спутать с другими неисправностями, поскольку диагностика этого узла достаточно сложна. В некоторых случаях, чтобы отыскать неполадку, рулевую рейку приходится разобрать полностью.

Часто водители задают вопрос: как определить неисправность рулевой рейки? Наиболее очевидный и ощутимый симптом – характерный стук при езде по неровной дороге, усиливающийся при повороте руля.

Кроме того, заметные симптомы неисправности рулевой рейки:

  • тугой руль (нередко руль туго поворачивается лишь в одну сторону),
  • после стоянки на асфальте могут оставаться пятна масла в районе передней части автомобиля,
  • гул в гидроусилителе руля.

При таких признаках велика вероятность того, что автомобиль может стать неуправляемым.

Теперь ясно, как диагностировать рулевую рейку: нужно чаще обращать внимание на поведение рулевого управления, делать тщательный технический осмотр этого узла. Такая проверка рулевой рейки поможет сделать первичный вывод о необходимости ремонта, особенно, если имеется явная течь рулевой рейки.

Что делать, если подтекает рулевая рейка?

В случае обнаружения того, что подтекает рулевая рейка, автомашину необходимо срочно ремонтировать. Такая неисправность свидетельствует о том, что необходима, как минимум, замена манжет и пыльников.

Но этим ремонт может не ограничиться. Если потекла рулевая рейка, ее полностью разбирают, оценивают целостность корпуса механизма и вала, уплотнительных колец и сальников, которые при необходимости меняют на новые. С ремкомплектом для рулевых реек сейчас проблем нет.

Поэтому, если подтекает рулевая рейка, то замена износившихся сальников, прокладок или колец, не является сложным видом ремонта и вполне под силу любому водителю.

В процессе ремонта следует применять только новые и качественные расходные материалы и запчасти. После ремонта рулевой рейки, производится гидропрокачка гидравлической системы.

Народно-водительские советы по правильной эксплуатации рулевой рейки

Зимой рекомендуется после прогрева двигателя плавными покачиваниями покрутить руль, чтобы разогреть масло в гидроусилителе руля. Целостность защитных пыльников и уплотнений на рейке продлевает ее исправную эксплуатацию.

Даже небольшой дефект на пыльнике может пропустить внутрь рулевой рейки воду с грязевым абразивом, что приводит к быстрому износу уплотнителей и возникновению течи.

Допускается ли эксплуатация автомобиля со стуками в рулевой рейке?

Стуки в рулевой рейке – это распространённые неисправности, с которыми сталкиваются многие автовладельцы. Бытует мнение, что как только застучала рулевая рейка, её необходимо сразу же менять, а это существенные расходы. В прошлом рулевые рейки были более надежными, они выдерживали по 150 тысяч километров и более, тогда как сегодня не редкость проблемы с этим узлом буквально на пробеге в 50-70 тысяч километров. Многих автовладельцев интересует, нужно ли сразу же менять рулевую рейку, как только появились в ней стуки, или подобные неисправности позволяют длительное время эксплуатировать автомобиль.

Неисправности рулевой рейки

Рулевая рейка – это специальный узел, который позволяет передавать усилия с рулевой баранки непосредственно передним колесам, обеспечивая правильное управление автомобилем. Проблемы с этим узлом могут сопровождаться как выраженными стуками, так и определяются лишь при углубленной диагностике во время прохождения техосмотра или планового обслуживания автомобиля.

Отдельные мастерские предлагают услуги восстановления застучавших рулевых реек, однако такой работы хватит буквально на 10 тысяч километров, после чего потребуется проводить ремонт заново и менять этот проблемный узел. При этом непонятно, нужно ли сразу же менять рулевую рейку, которая будет непосредственно сказываться на безопасности эксплуатации машины, или же можно длительное время эксплуатировать автомобиль, имеющий подобные проблемы.

Основной причиной неисправности рулевой рейки являются разбитые российские дороги. Поэтому такие проблемы характерны для большинства отечественных автовладельцев, тогда как европейские водители практически не сталкиваются с неисправностями рулевых реек. К сожалению, при наличии серьезных поломок выполнить ремонт не представляется возможным. Поэтому необходимо приобретать всю конструкцию в сборе, а стоимость таких запчастей и затраты на восстановление автомобиля будут достаточно высоки.

Возможность эксплуатации автомобиля

Единого мнения о том, можно ли эксплуатировать автомобиль со стучащей рулевой рейкой, на сегодняшний день. В каждом конкретном случае ответ на этот вопрос будет зависеть от того, какие имеются повреждения у такой конструкции. Если причиной стука является износ втулки, которая забивается грязью и окисляется, то в подобном случае можно эксплуатировать автомобиль на протяжении 40-50 тысяч километров.

При этом мастера отмечают, что если автовладелец вовремя обратится в сервис, а причиной стуков является забившаяся грязью втулка, то возможна её недорогая очистка, что позволяет полностью восстановить работоспособность рулевой рейки. Если же автовладелец пренебрегает таким своевременным сервисом, то в последующем восстановить рулевую рейку уже не представляется возможным, а ремонт автомобиля обойдётся в круглую сумму.

Автовладельцу, как только он заметил какие-либо проблемы в функционировании рулевой рейки, появились стуки или закусывание руля в крайнем положении, необходимо сразу же обратиться в сервис, выполнять соответствующую диагностику и восстановление автомобиля. В подобном случае существует вероятность решения имеющихся проблем с минимальными затратами, а в последующем уже не потребуется выполнять сложный ремонт и приобретать дорогостоящие запчасти.

Подведём итоги

Проблемы с рулевой рейкой — это распространённая неисправность, причиной которой становятся плохие российские дороги. Ездить со стучащей рейкой можно, однако по мере эксплуатации автомобиля проблемы будут усугубляться, что приводит к необходимости дорогостоящего ремонта. Если автовладелец вовремя обращается в сервис, то возможно устранение имеющихся проблем путем очистки втулки, а стоимость таких работ будет минимальна. Это позволит полностью восстановить автомобиль, устранив имеющиеся проблемы с рулевой рейкой.

Поломка рулевой рейки. Признаки неисправности и ремонт

От безупречной работы рулевого управления транспортного средства зависит комфортность вождения и безопасность на дороге. Поэтому для любого автолюбителя совсем не лишним будет понимать основные принципы функционирования рулевой системы и знать, что делать, если в ней возникли те или иные дефекты.

Центральное место в данной системе занимает рулевая рейка.

Что такое рулевая рейка и как она работает

Реечный механизм с давних пор применяется для поворота колес автомобиля. И хотя он постоянно дорабатывается и усовершенствуется, основы его работы в целом остаются прежними.

Для преобразования вращения руля в поворот колес используется принцип червячной передачи. Когда водитель поворачивает руль, он тем самым вращает приводную шестерню (червяк), находящуюся в зацеплении с зубчатой рейкой.


В зависимости от направления вращения рулевого колеса зубчатая рейка смещается влево или вправо и с помощью подсоединенных к ней рулевых тяг поворачивает передние колеса.

Конструкция и разновидности

Зубчатая рейка помещена в цилиндрический корпус (картер), который обычно изготовлен из легкого сплава на основе алюминия и прикрепляется к шасси автомобиля параллельно передней оси.С обеих сторон к рейке прикручены тяги. Они представляют собой металлические стержни с шаровым шарниром и резьбой со стороны рейки. На другом конце стержня имеется внешняя резьба для накручивания наконечника. У рулевого наконечника с одной стороны внутренняя резьба, а на противоположном конце — шаровой шарнир для соединения с поворотным кулаком.Шарнирное соединение рулевой тяги с рейкой защищено от грязи и влаги с помощью резинового пыльника.

Также в конструкции рулевого механизма может присутствовать еще один элемент — демпфер. В частности, его устанавливают на многих внедорожниках для гашения вибраций на рулевом колесе. Демпфер монтируется между картером рулевой рейки и тягой.

Приводная шестерня закреплена на нижнем конце рулевого вала, с противоположной стороны которого находится руль. Нужная плотность прилегания шестерни к зубчатой рейке обеспечивается пружинами.

Механическая рулевая рейка для управления требует значительных физических усилий, поэтому в чистом виде уже давно не используется. В некоторых случаях проблему решает применение так называемого планетарного механизма, позволяющего изменять передаточное число приводной шестерни.

Заметно снизить степень утомляемости во время вождения помогает гидроусилитель руля (ГУР). Это гидравлическая система замкнутого типа, в которую входят расширительный бачок, насос с электродвигателем, блок гидроцилиндров, распределитель и шланги. Гидроцилиндр, способный создавать давление в обоих направлениях, может быть выполнен в виде отдельного элемента, но чаще вмонтирован в корпус рулевой рейки.Нужный перепад давления в цилиндрах создает управляющий золотник, находящийся в рулевой колонке и реагирующий на поворот вала. Поршень гидроцилиндра подталкивает рейку в заданном направлении. Таким образом уменьшается необходимое для поворота руля физическое усилие.

Гидравлическая рулевая рейка устанавливается на подавляющем большинстве выпускаемых ныне автомобилей.

Другим помощником, облегчающим водителю управление транспортным средством, является электрический усилитель руля (ЭУР). В его состав входят электрический двигатель, электронный блок управления (ЭБУ), а также датчики угла поворота руля и крутящего момента.Роль доводчика рейки здесь играет электродвигатель, работу которого регулирует ЭБУ. Требуемое усилие блок управления рассчитывает на основе данных, получаемых с датчиков.

Рулевая система с ЭУР применяется относительно недавно, но уже ясно, что она имеет неплохие перспективы. У нее проще и компактнее конструкция. Благодаря отсутствию жидкости и насоса ее легче обслуживать. Она позволяет экономить топливо, так как мотор включается лишь во время вращения рулевого колеса, в отличие от насоса ГУР, работающего постоянно. В то же время ЭУР существенно нагружает бортовую электросеть и потому ограничен по мощности. Это делает невозможным его использование на тяжелых внедорожниках и грузовом транспорте.

Характерные признаки неполадок

Система рулевого управления обычно функционирует надежно и служит достаточно долго. Тем не менее, как и любой другой узел автомобиля, рулевая рейка и связанные с ней детали подвержены естественному износу. Рано или поздно в рулевом управлении возникают неисправности. Ускоряет этот процесс резкая манера вождения, эксплуатация на плохих дорогах, а также неподходящие условия хранения, например, в сыром помещении или на открытом воздухе, где велика вероятность появления коррозии. Срок службы может снизить также изначально низкое качество сборки или использование деталей с дефектами.

Определенные симптомы могут заранее предупредить о возможной поломке. Что должно насторожить:

  • поворачивать руль приходится со значительным усилием;
  • при вращении руля слышен гул;
  • в движении слышен стук или дребезг в районе передней оси, при проезде неровностей ощущается вибрация на руле;
  • утечка рабочей жидкости, ее следы можно увидеть на асфальте после стоянки;
  • руль имеет люфт;
  • заедание руля;
  • повреждение пыльника на рулевой тяге.

Если имеется хотя бы один из перечисленных симптомов, следует немедленно заняться ремонтом системы рулевого управления. Не стоит дожидаться, пока дорогостоящая рулевая рейка окончательно выйдет из строя. Если вовремя отреагировать, то, возможно, всё обойдется заменой нескольких дешевых деталей из ремкомплекта, в который обычно входят подшипники, втулки, сальники, уплотнительные кольца. Такой ремонт доступен для самостоятельного проведения, но потребуется смотровая яма или подъемник.

Типовые неисправности и методы их устранения

Тяжело вращается руль

В нормальном состоянии при запущенном двигателе руль легко вращается одним пальцем. Если же для его вращения приходится прикладывать заметное усилие, значит имеется проблема с гидроусилителем руля или вышел из строя насос ГУР. Возможна утечка рабочей жидкости и попадание в гидравлическую систему воздуха. Нужно также проверить целостность и натяжение приводного ремня насоса.

Кроме того, «тяжелый» руль может быть следствием неправильной работы золотника или кольцевого износа внутри распределителя.

Кольцевая выработка возникает в результате трения тефлоновых колец катушки золотника о внутреннюю стенку корпуса распределителя. При этом на стенке постепенно появляются борозды. Из-за неплотного прилегания колец к стенкам давление масла в системе падает, что приводит к утяжелению руля. Устранить поломку возможно путем растачивания внутренней стенки и запрессовки бронзовой гильзы, подходящей под размеры золотникового механизма.

Предотвратить кольцевой износ невозможно, но если следить за чистотой жидкости, периодически менять ее и промывать гидравлическую систему, то можно значительно продлить срок службы данного узла. Дело в том, что выработке сильно способствует наличие металлической стружки, которая появляется в масле в результате трения взаимодействующих деталей.

Точная диагностика и ремонт гидроусилителя требует разборки рулевой рейки, поэтому если есть подозрения на поломку ГУРа, следует обратиться в автосервис. Причем лучше поискать опытных мастеров.

Во время движения даже по не сильно разбитой дороге или по некоторым видам дорожного покрытия (щебень, булыжник), а также при переезде через рельсы отчетливо слышен стук в передней части автомобиля слева, справа либо по центру. При этом часто может наблюдаться люфт руля и вибрация на рулевом колесе.

Такой симптом ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. И дело вовсе не в дискомфорте. Если стучит, значит, что-то где-то разболталось, износилось. Игнорирование только ухудшит ситуацию и может в конечном итоге привести к полному выходу из строя рулевого управления. Поэтому не следует медлить с выявлением и устранением такой неисправности.

Стук может возникать из-за разбитых опорных втулок рейки, втулки рулевой тяги или втулки рулевого вала. Стучать может разболтанный шарнир наконечника или тяги. Также может быть разбит подшипник в нижней части распределителя, на котором вращается рулевой вал. Если снять рейку полностью, то неисправный элемент выявить скорее всего будет не сложно. Изношенные элементы необходимо заменить.

Еще одна возможная причина стука — зазор между червяком и зубчатой рейкой, появившийся в результате износа. Можно попытаться сделать подтяжку, но в случае серьезного износа регулировка не даст нужного результата, и тогда рулевую рейку придется заменить.

Стук и заедание руля возможны также из-за деформации рулевой рейки в результате удара. В этом случае она подлежит замене.

Следует помнить, что похожий стук могут издавать некоторые детали подвески, в частности, амортизационные стойки. Поэтому, если с рулевой системой все в порядке, а стук имеется, проверьте ходовую часть.

Гул и скрежет

Гул возникает из-за насоса ГУР, который находится на последнем издыхании и требует замены. Либо ослабло натяжение ремня привода помпы. Кроме того нужно проверить, нет ли утечки жидкости. Этот симптом часто сопровождается «тяжелым» рулем.

В системе с электрической рулевой рейкой гудеть может изношенный мотор ЭУР.

Если же во время вращения руля вы слышите скрежет, то это признак коррозии рулевого вала или подшипника в распределителе. Подшипник в этом случае необходимо заменить, рулевой вал можно отшлифовать, если ржавчины немного. Если коррозия сильно повредила распределитель, его придется заменить.

Быстро расходуется рабочая жидкость

Если вам постоянно приходится доливать жидкость в бачок гидравлической системы, значит, где-то происходит ее утечка. Нужно проверить целостность шлангов, выявить и заменить изношенные сальники и уплотнения в рейке, насосе и распределителе. Износ сальников и уплотнительных колец происходит естественным образом из-за трения подвижных деталей и воздействия давления и высокой температуры. Процесс их изнашивания заметно ускоряет ржавчина на деталях рейки, которая может появляться в результате попадания влаги через порванный пыльник.

Заедание руля

Такая неисправность может быть вызвана разными причинами. Для ее выявления требуется комплексная дефектовка рулевого управления в автосервисе. Не исключено, что ситуация достигла критического уровня, поэтому ремонт следует произвести как можно скорее.

Повреждение пыльника

Чтобы определить состояние пыльников, придется заглянуть под днище машины. Пыльник — вовсе не мелочь. Даже небольшая трещина способна привести к потере смазки и попаданию грязи и воды на шарнирное соединение. В итоге через какое-то время потребуется замена тяги или даже всей рулевой рейки, так как влага может проникнуть в корпус рейки и вызвать коррозию внутренних деталей. Проще и намного дешевле вовремя заменить порванный пыльник.

Игнорирование симптомов неисправности рано или поздно приведет к окончательной поломке рулевой рейки и значительным денежным расходам. Наихудший сценарий — заклинивание руля. Если такое произойдет на высокой скорости, то это чревато аварией с серьезными последствиями.

Продлить ресурс рулевой рейки поможет соблюдение некоторых простых правил:

  • не оставляйте руль в крайнем положении больше, чем на 5 секунд;
  • сбавляйте скорость, если приходится ехать по плохой дороге или преодолевать «лежачих полицейских», рельсы и другие препятствия;
  • следите за уровнем рабочей жидкости в бачке ГУРа;
  • зимой перед началом движения пару раз плавно покрутите руль в обе стороны, это позволит прогреть жидкость в ГУРе;
  • регулярно контролируйте состояние пыльников.

Стук в рулевой рейке: ищем причину, разбираемся с последствиями

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Устройство рулевых реек
  • Признаки неисправности рулевой рейки
  • Причины стука в рулевой рейке
  • Диагностика и устранение стука в рулевой рейке
  • Профилактика появления стуков в рулевой рейке
  • Что автомобилисты говорят о стуках в рулевой рейке

Многие автолюбители знают, стук в рулевой рейке ни к чему хорошему не приведет, и разбираться с ним нужно чем раньше, тем лучше. Рулевое управление – важный элемент в автомобиле, который напрямую влияет на безопасность передвижения. Именно поэтому не стоит затягивать с его ремонтом.

Впрочем, при появлении посторонних звуков не спешите выкладывать круглую сумму за новую рейку. Несмотря на то что в сервисах часто стараются заменить всю деталь в сборе, чаще всего проблему удается решить малой кровью. В нашей статье мы расскажем, почему возникают стуки в рейке, как провести ее диагностику и ремонт и что нужно сделать, чтобы избежать таких неприятностей в будущем.

Устройство рулевых реек

Нужно понять, что рулевое управление современных машин – это комплекс многочисленных отдельных узлов, деталей и механизмов. Совершенно разные неисправности способны вызывать шум, стук или скрип. Он может исходить как от наконечника рулевой тяги, так и от другой детали вплоть до рулевого колеса. В мировом автомобилестроении сегодня используются три наиболее популярных вида устройства рулевого управления.

  • Винтовой — устройство и работа его напоминают механизм «гайка-винт». Но КПД винтового руля очень низок, соотношение передаточных чисел самое высокое среди подобных устройств. Его использовали в ранее выпускавшихся машинах. Среди многочисленных недостатков самый главный – большое усилие на рулевом колесе.
  • Червячный – вращается менее туго. При этом механизм позволяет поворачивать колеса на достаточно большой угол. Поэтому и автомобиль получает неплохую маневренность. Ударные нагрузки для червячной пары не сильно опасны. По словам бывалых автолюбителей, на плохой дороге с выбоинами в таких авто руль не вырывается из рук. Однако есть и минусы – низкая надежность, червячный механизм требует периодического обслуживания.
  • Реечный рулевой механизм —наиболее новый и самый применяемый в современных автомобилях. По устройству это рейка и шестерня. При очень простой конструкции КПД данного механизма самый высокий. Значительных минусов нет. Но любое устройство, испытывающее разнонаправленные нагрузки, нуждается в периодическом уходе. В том числе и реечная рулевая рейка.

В комплексе с рулевым колесом работает усилитель. Также применяется сегодня несколько типов таких устройств:

  • Гидравлический, называемый механиками ГУР, отличается простотой и малыми габаритами. Применялся очень широко до недавних пор, поэтому сейчас 70 % автопарка в мире оснащены как раз таким усилителем. Нужно во время периодического техобслуживания проверять уровень гидравлической жидкости в бачке. Но, по опыту, больших проблем с эксплуатацией у них нет. Скорее порвется ремень привода, чем сломается ГУР.
  • Электрический усилитель – новейший и прогрессивный механизм. Устанавливается на все современные автомобили. Главное достоинство – простота обслуживания, отсутствие настроек и регулировок. Кроме того, механизм отличает высокая надежность и экономичность в расходе горючего по сравнению с гидравлическим.

Признаки неисправности рулевой рейки

Случаи поломки рулевой рейки на основе гидроусилителя часто касаются как раз гидравлической части. Выход из строя гидравлической рулевой рейки будет проявляться такими симптомами:

  • Возрастание усилия, необходимого для поворота руля. Это также называют тяжелым рулем. То есть если в нормальном состоянии он вращался даже одним пальцем, то сейчас требуется гораздо больше силы для управления автомобилем.
  • Постоянное уменьшение количества гидравлической жидкости в расширительном бачке. Это видно по индикации на приборной панели, а также проявляется подтеками масла под машиной и на деталях моторного отсека.
  • Стук в рулевой рейке во время движения, который чаще проявляется на неровностях дорожного покрытия.
  • Гул во время поворота руля. Возрастает при увеличении угла, не важно в какую сторону повернуты колеса. Иногда вместе с гулом проявляется небольшая вибрация руля.
  • После проезда поворота руль медленно занимает нормальное положение или вовсе стоит на месте.
  • На прямолинейном участке передние колеса не держат дорогу, что вызывает ерзание машины в разные стороны.

Неполадки электрического усилителя руля похожи на таковые у ГУР. Нет только подтеков масла. При поломке ЭУР наблюдаются такие признаки:

  • стук во время поворота руля;
  • заедание руля;
  • неодинаковое усилие при вращении рулевого колеса;
  • случайные повороты руля;
  • пиктограмма «красный руль» светится на приборной доске.

При схожести внешних признаков поломки ЭУР и ГУР причины у этих явлений отличаются. Поговорим далее о данном вопросе более подробно. Чаще всего неисправности вызывает вода, попадающая на шток или в электронный блок управления.

Причины стука в рулевой рейке

Рулевые рейки достаточно надежные, но и они не лишены слабых сторон. Это, прежде всего, восприимчивость к ударам, проблемы монтажа и подверженность вибрациям. Внешние воздействия вызывают поломку какой-нибудь детали, что проявляется характерным стуком в рулевой рейке.

Основные причины посторонних шумов:

  • Выработка ресурса пластмассовых втулок, которые устанавливаются с правой или левой стороны. В результате механизм начинает работать с люфтом, что и вызывает нештатный шум. Больше всего это заметно при передвижении по дорожным неровностям.
  • Недостаточная затяжка болтовых соединений рулевого механизма. Для устранения нужно затянуть все болты рулевой рейки.
  • Процесс коррозии, повреждающий металлические детали и вызывающий люфт.
  • Негерметичность пыльников. Грязь и пыль проникают в механизм, резко повышая его износ.
  • Картер изменяет геометрические размеры, нарушая угол между зубьями и винтом.
  • Критический износ центрального зуба.
Рекомендуем

Очень распространены течи в узлах ГУР. В составе гидроусилителя есть насос, создающий добавочное усилие во время поворота. Это здорово упрощает управление автомобилем. Из-за износа сальников рабочая жидкость просачивается наружу, в системе не может быть создано необходимое давление. Водителю нужно приложить больше силы для поворота руля. Как следствие этих процессов – быстрый износ и стук при работе.

Во время длительного простоя вероятна коррозия вала, из-за которой он тяжело и со стуком вращается. Если к стуку добавляется гул – явный признак отказа насоса, который не способен развить требуемое давление. Неисправность устраняется лишь заменой детали.

Металл для изготовления реек применяется чаще всего мягкий. С течением времени он сминается. По этой причине важно периодически осматривать механизм. Зная источники стука рулевой рейки, устранить неисправность будет проще.

Диагностика и устранение стука в рулевой рейке

Прежде всего необходимо достоверно установить неисправность. Делается это на смотровой яме при заглушенном двигателе. Руль поворачивают из одного крайнего положения в другое несколько раз.

Для диагностики нужно участие двух человек. Первый крутит руль, а второй смотрит за работой рейки из ямы. Так можно определить, есть ли зазоры в шарнирах. Также нужно проверить наличие стука при отсоединенных рычагах и тягах. Если он есть, значит, придется менять рейку целиком.

Рулевая рейка стучит по множеству причин. Поэтому так важно знать, как определить источник стука в рулевой рейке. Самые частые виновники шума – тяги и наконечники. Порванный пыльник является верным симптомом разрыва наконечника. А это причина поломки шарового соединения. Определить неисправность тяги – задача более трудная.

Проверить догадку, что виновником стука рулевой рейки является именно тяга, тяжело. Особенно если автомобиль приобретен не из салона. Первый владелец мог просто поменять порванную деталь, не озаботившись ремонтом остального.

Убедиться в том, что причина стука рейки заключается в тяге, можно проверкой люфтов в ней при снятом пыльнике.

Самая распространенная причина стука – втулка. Не зафиксированная жестко, она подталкивается под действием пружины, удерживаемой болтом с контргайкой.

На многих СТО не хотят возиться со втулкой, предлагают заменить узел целиком.

Причина такого поведения – банальная жажда наживы. Некоторые узлы автомобилей действительно меняют в сборе. Но гораздо чаще можно отдельно купить деталь на замену неисправной. Также при наличии чертежей допускается самостоятельное изготовление втулки.

При стуке в руле не нужно сразу обращаться в сервис, тем более тратиться на покупку недешевых комплектующих. Так как устранить стук в рейке часто можно чисткой от грязи пружины, удерживаемой болтом с контргайкой.

За время работы авто на пружине оседает ржавчина, грязь и другие отложения. В итоге пружина блокируется и не дает двигаться втулке. Для восстановления нормальной работы необходимо выполнить следующую последовательность операций:

  • Открутить болт и контргайку.
  • Извлечь втулку и пружину.
  • Очистить при помощи щетки и специальной химии. В качестве очистителя подойдет и солярка. Но применять ее нужно с осторожностью, так как можно разрушить детали. Перед чисткой пружину следует смазать.
  • Внимательно осмотреть втулку на наличие повреждений. При их обнаружении нужно заменить деталь.
  • Очистить посадочное место втулки. Затем смазать ее и вернуть назад.
  • Произвести сборку в обратной последовательности.

Завершающий этап заключается в регулировке затяжки. Болт натяжения устанавливают в такую позицию, когда не стучит рейка. По нахождении этого положения его закрепляют контргайкой.

Рулевая рейка стучит также из-за выходной втулки. Определить ее неисправность не составит труда – об этом свидетельствует люфт вала на выходе. Ответ на вопрос, как убрать стук в рулевой рейке, в данном случае тоже прост – старая втулка выкручивается и устанавливается исправная.

Менять узел в сборе целесообразно лишь в случае попадания грязи в корпус рейки. В результате этого обычно выходит из строя уплотнитель и вал. Разборку следует начать с отсоединения рулевых наконечников. Затем извлекают карданный и болтовой крепеж. После чего можно приступать к установке.

Профилактика появления стуков в рулевой рейке

Чтобы неисправность не возникла снова, следуйте таким рекомендациям:

  • Откажитесь от агрессивного стиля вождения, резких ускорений и торможений.
  • Не паркуйтесь так, чтобы передние колеса ударялись о бордюр. Ведь даже небольшие удары плохо влияют на рабочий ресурс рейки.
  • Дорожные препятствия, такие как «лежачие полицейские», ямы, ухабы, нужно проезжать на малой скорости.
  • Не ездите на машине по кочкам, потому что такие неровности очень быстро изнашивают детали рулевого механизма.
  • Периодически осматривайте пыльники и сальники рулевой рейки на целостность.
  • Регулярно обращайтесь в автосервис для диагностики рейки.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы не только продлите ресурс рулевого механизма автомобиля, но и обезопасите себя и пассажиров от попадания в ДТП по вине неисправной рулевой рейки.

Что автомобилисты говорят о стуках в рулевой рейке

  1. Какие еще есть причины для стука?

«В моем случае источник стука расположен в салоне. Это карданчик. Можно сколько угодно дергать руль из прямого его положения – стука не будет. Но если установить рулевое колесо под наклоном 45 градусов и начать его раскачивать из этой позиции – появится стук».

Не стоит торопиться с заменой рейки.

«Столкнулся с проблемой, когда на спидометре было 4600 км. Отдавал авто в три официальных сервиса, даже поменяли бесплатно рулевую рейку целиком (для чего персонал пришлось подоставать). Но через три дня стук вернулся. Изучил море информации о причинах. Отдал машину в официальный сервис снова. Стоило отойти, через 15 минут звонок и предложение забрать авто. Был озадачен, ведь такой быстрый ремонт невозможен. Оказалось, нужно было затянуть гайку на валу руля».

Когда лишняя поспешность в ремонте ни к чему.

«Стук при неработающем двигателе указывает на крестовину или «червяк», расположенный за радиатором. Нужно часто смазывать его. При отсутствии заедания и люфта ездить со стуком можно длительное время».

О важности затяжки.

«Вчера обратился на СТО для протяжки соединений. После этого исчез стук и биение руля на неровностях. До обслуживания водил авто со стуком с осени».

Рекомендуем

«Самые точные результаты дает гидравлический стенд, дергающий колеса в стороны. Таким способом можно обнаружить даже небольшой износ шаровых, неуловимый во время диагностики на подъемнике».

Рейка рулевая: неисправность рулевой рейки, проверка и ремонт реек

Механизм рулевого управления современного автомобиля стал заметно сложнее и технологичнее по сравнению с аналогами, которые активно использовались ранее. Сначала рулевое управление оснастили ГУР, позже появились версии с ЭУР. Сегодня все чаще встречаются комбинированные системы, когда активно задействована гидравлика, механика и электроника.

Далее мы рассмотрим, что такое рулевая рейка, как она устроена и работает. Также в рамках данной статьи будут изучено, на какие признаки поломки рулевой рейки следует в обязательном порядке обращать внимание, как проверить рулевую рейку, как выполняется ремонт рулевой рейки и т.д.

Рулевое управление: виды реек рулевых и принцип работы

Начнем с того, что с момента появления первых авто реечный механизм уже активно использовался в устройстве рулевого управления. При этом машины были медленными, для прохождения поворотов или разворота водитель не прилагал большого усилия к рулевому колесу.

Однако в дальнейшем автомобили стали тяжелее, мощнее и быстрее, колеса стали шире и меньше по размеру. Само собой, усилие на руле также возросло. Для компенсации стали увеличивать диаметр руля, уменьшать зубчатую передачу, изменять сами механизмы передачи и т.д.

В результате легковые авто имеют рулевые рейки следующих типов:

  • рулевая рейка без усилителя (на старых и бюджетных авто);
  • рейка рулевая с гидравлическим усилителем (ГУР);
  • рулевая рейка с электроусилителем (ЭУР);

Последние два типа сегодня активно используются на моделях среднего и высокого класса. Также на авто класса «люкс» можно встретить комбинированные системы (электрогидроусилитель руля).

Такая схема означает, что усилитель гидравлического типа работает в паре с электроусилителем под управлением сложной электроники. Это позволяет динамично и гибко изменять настройки рулевого управления в зависимости от конкретных условий, а также с учетом индивидуальных предпочтений самого водителя.

  • Итак, основное назначение рулевой рейки заключается в преобразовании и передаче усилия от рулевого колеса на рулевые тяги. Фактически, рейка рулевая отвечает за преобразование движения руля в повороты управляемых колес в горизонтальной плоскости.

Такое преобразование возможно благодаря тому, что в рейке есть червячная передача, на которую усилие передается от шестерни рулевой колонки. Указанная червячная передача передает усилие на зубчатую часть рейки.

Общее устройство рулевой рейки следующее:

  • Картер/корпус рулевой рейки (обычно выполнен из алюминия) для защиты рулевой рейки;
  • Шестерня (червяк), вращается от рулевой колонки и присоединяется к рулевой колонке через подшипник;
  • Рейка или зубчатый вал рулевой рейки, имеющий участок с зубцами, которые входят в зацепление с шестерней. Вал и шестерня изготовлен из прочной стали, верхний слой деталей максимально износостойкий.
  • Пружины для обеспечения надежной фиксации и плотности зацепления;
  • Ограничители амплитуды движений вала в виде манжеты с одной стороны и втулки рулевой тяги с другой стороны.

Чтобы было понятно, когда водитель крутит руль, через вал в рулевой колонке усилие передается сначала на червячный механизм (червяк), в результате чего зубчатая рейка, закрепленная в корпусе (вал рулевой рейки), перемещается влево или вправо. В свою очередь, к концам вала присоединены рулевые тяги.

Если же к рулю не прикладывать усилия, давления на вал не происходит. В случае с ЭУР, датчики и сервомеханизм (электромотор) присоединяются к разным участкам рейки в зависимости от особенностей конструкции (на корпус, на вал и т.д.).

  • Что касается механической рейки, это простая конструкция, которая напрямую передает усилие от руля на колеса. В плане обратной связи это лучшее решение, так как нет никаких промежуточных усилителей. Еще данная конструкция отличается надежностью и простотой, но на этом плюсы заканчиваются. Дело в том, что управлять авто с таким рулевым механизмом сложнее и тяжелее, особенно если нужно повернуть колеса на неподвижно стоящем автомобиле. Также на руль передаются удары и вибрации от колес.

По этой причине такой тип рулевого механизма встречается исключительно на старых автомобилях (например, снятые с производства отечественные модели ВАЗ, иномарки 70-80-х годов выпуска и т.п.) или на новых дешевых авто, выпускаемых для рынков развивающихся стран (например, модель ЗАЗ «Sens»).

  • В свою очередь, рейка гидравлическая (рейка с ГУР) является самым распространенным типом рулевого управления. Если просто, рейка с гидроусилителем работает так, что во время поворота руля зубчатый вал внутри корпуса рейки «толкает» масло, подающееся от насоса ГУР под давлением. В результате водитель не прилагает особых усилий на руле.

К недостаткам относят то, что конструкция такой рейки сложнее простого механического аналога. Первое, насос ГУР, подключенный к двигателю, отбирает мощность мотора и может выйти из строя. Также ГУР нуждается в периодическом обслуживании (как минимум, необходима замена масла ГУР). Наличие жидкости под давлением внутри системы также предполагает полную герметичность, что влечет за собой необходимость использования большого количества прокладок, сальников, уплотнителей и т.д.

Так или иначе, но рейка с ГУР активно используется на легковых авто, внедорожниках, грузовиках и других видах колесного транспорта. Система проверена временем, зарекомендовала себя как достаточно надежная. Данное решение обеспечивает качественное усиление, позволяет добиться неплохой обратной связи.

  • Рейка с электроусилителем руля (ЭУР) изначально создавалась в качестве более простой и дешевой замены ГУР. Если коротко, это обычная механическая рейка, однако на рулевую колонку или саму рейку отдельно прикреплен электроусилитель (фактически, электромотор) и датчики. В двух словах, при повороте руля срабатывает датчик поворота и ряд других датчиков, которые посылают сигналы на ЭБУ. Затем блок управления подает сигнал на электромотор, который и создает необходимое усилие.

Данная система изначально позиционировалась производителями как более компактная, дешевая и удобная по сравнению с ГУР. Однако на деле первые версии ЭУР имели целый ряд недостатков (частые отказы и сбои, неравномерное усилие на руле при повороте в разные стороны, самопроизвольное срабатывание усилителя и т.д.).

Также водители отмечали, что обратная связь такого рулевого управления намного хуже версий с ГУР. На деле, по причине излишнего усиления руль мог быть слишком «легким» на высоких скоростях, что очень опасно.

Конечно, в дальнейшем производители доработали систему, тем самым повысив эффективность и надежность. Однако ряд вопросов до сих пор не решен, что не позволяет более современному ЭУР быстро и уверенно вытеснить ГУР с рынка. Становится понятно, что именно гидроусилитель руля вплоть до сегодняшнего дня был и остается одним из самых надежных, комфортных и проверенных решений.

Неисправности, диагностика и ремонт рейки рулевой

Как уже было сказано выше, есть три основных вида рулевых реек:

  • механическая;
  • гидравлическая;
  • электрическая;

Также можно выделить комбинированные системы, однако подобные решения не так широко распространены и обычно встречаются на дорогих авто высокого класса. Так или иначе, существуют как общие неполадки для всех типов, так и поломки, зависящие от конкретного вида рулевой рейки.

В любом случае, нужно помнить, что рулевая рейка является далеко не самым дешевым узлом. По этой причине при появлении малейших признаков неисправности нужна диагностика рулевой рейки, после чего принимается решение о ремонте или замене узла.

На проблему укажет снижение уровня рабочей жидкости (масла) в бачке системы с гидроусилителем или электрогидроусилителем. Если же течи масла нет, тогда основными признаками неполадок рейки принято считать:

  • явное изменение усилия на руле (обычно в сторону утяжеления);
  • руль крутится рывками, толчками, усилие неравномерно;
  • в определенных точках руль «клинит» (рейку закусывает);
  • при проезде неровностей слышен стук, появилось биение руля;
  • имеют место заметные люфты рулевой колонки;

При появлении даже одного из указанных симптомов нужна диагностика. Для проверки на конкретном авто нужно, как минимум, поднять машину на подъемнике, осмотреть рейку и пыльники на предмет повреждений корпуса, трещин, течей масла.

Также нужно оценить люфты в области рулевых тяг, на рулевой колонке, отдельно проверяется усилие на руле и т.д. Если система сложная (особенно с ЭУР и комбинированными решениями), отдельное внимание уделяется электронике, датчикам, сервомеханизмам (часто необходима компьютерная диагностика).

При этом следует помнить, что затягивать с проверкой рейки нельзя. Дело в том, что даже малейшая неисправность будет прогрессировать, а эксплуатация авто с неисправным рулевым управлением небезопасна и может стать причиной ДТП.

В случае, когда выявлено, что неисправна рулевая рейка, ремонт часто бывает возможен. Для этого необходимо приобрести ремкомплект рулевой рейки. Как правило, ремкомплект на рулевую рейку предполагает возможность замены ряда комплектующих в рамках переборки данного узла.

Зачастую, в таком комплекте есть пыльники, сальники и уплотнительные кольца, а также подшипники, опорные втулки и втулки скольжения, пружины и т.д. Такие детали позволяют восстановить работоспособность рулевой рейки без необходимости полной замены узла.

Однако, это решение подходит только для реек, которые изношены естественным путем. Если рейка повреждена (разбита), вал поражен коррозией, имеются проблемы с золотниковым механизмом и т.д, в такой ситуации нужна или полная реставрация рулевой рейки, или замена на новый узел. Как правило, второй вариант предпочтительнее, но получается заметно дороже.

В свою очередь, реставрация рейки рулевой предполагает шлифовку зубчатого вала, восстановление зубьев, изготовление втулок и сальников под новые размеры, пескоструйную обработку корпуса рейки и т.д. Качество работы и надежность такого узла напрямую будет зависеть от опыта и квалификации специалиста, выполняющего ремонт.

Полезные советы

Следует отметить, что основными причинами преждевременного выхода из строя рулевой рейки принято считать:

  • попадание влаги и грязи внутрь механизма;
  • высокие ударные нагрузки (езда по плохим дорогам);
  • низкое качество обслуживания узла;

Первое, обычно рейки выходят из строя по причине того, что через поврежденные пыльники в области присоединения рулевых тяг внутрь рейки попадает вода и грязь. Это приводит к появлению коррозии, активному разрушению вала и других деталей. В результате вал начинает стучать, версии реек с ГУР текут и т.д. Чтобы этого не произошло, за состоянием пыльников рулевых тяг нужно следить, так как даже небольшое повреждение пыльника быстро выведет чувствительный механизм из строя.

Также рейка обычно ломается в том случае, если владелец не соблюдает элементарных правил обслуживания и эксплуатации данного узла. Указанные правила распространяются на все типы реек, однако напрямую в большей степени касаются рулевого управления с гидроусилителем и подобных решений, где в рулевую рейку залита рабочая жидкость (масло ГУР).

Если замечено изменение состояния масла независимо от его срока службы, следует, как минимум, выполнить его полную замену. В ситуации, когда масло старое, ГУР работает не корректно и замена не помогает решить проблему, необходима углубленная диагностика рулевой рейки, насоса ГУР и других элементов системы.

Что касается эксплуатации, на стоянке не следует оставлять автомобиль с вывернутыми колесами, а также запрещено удерживать руль в крайнем положении во время поворота больше 5 сек. В первом случае при старте двигателя с вывернутыми колесами рейка с ГУР сильно изнашивается, а во втором масло в рейке быстро перегревается. Также при езде следует аккуратно переезжать неровности, а также снижать скорость до минимума при переезде бордюров или полностью отказаться от такой практики.

Еще перед поездкой в холодное время года ГУР также желательно прогревать, покрутив на малой скорости руль на один или половину оборота влево и вправо. При этом специалисты не рекомендуют это делать на автомобиле, который стоит.

Что в итоге

С учетом приведенной информации становится понятно, что рулевая рейка является важнейшим элементом в устройстве рулевого управления многих автомобилей. От качества и эффективности работы рейки зависит комфорт и безопасность. При этом многие рулевые рейки оснащены усилителем, что означает необходимость периодических проверок и регулярного обслуживания (особенно в случае с ГУР).

Главное, чтобы все работы по ремонту и обслуживанию выполняли опытные специалисты. В противном случае нельзя исключать сбои и отказы рулевого управления, которые могут привести к серьезным ДТП и другим последствиям.

Как и почему стучит рулевая рейка: определяем причины и устраняем поломку

Рулевая рейка представлена в виде элемента, предназначенного для управления авто. Она соединяет между собой руль и колеса. Водитель будет в безопасности, если рейка исправна. Поломки случаются не так уж и редко, при этом сопровождаются странным стуком. Именно в этот момент автовладелец задается вопросом, как понять что стучит рулевая рейка или что-то другое? В любом случае придется разобраться в причинах возникновения звуков и найти оптимальный способ устранения неисправности.

Устройство

Рулевое управление (РУ) включает в себя большой комплекс различных деталей, узлов и механизмов. Каждый из этих элементов может издавать странные звуки и шум. Чтобы лучше разобраться в причинах их появления, следует детальнее рассмотреть виды устройства РУ.

Винтовой тип подразумевает собой механизм, сделанный по типу «гайка-винт». Данный механизм выпускали раньше. Сейчас его не используют, поскольку КПД руля низкое.

Червячный тип помогает автомобилю приобрести дополнительную маневренность, так как позволяет поворачивать колеса на большой угол.

Реечный тип считается самым современным. Его конструкция включает в себя рейку с шестерней. Недостатков у механизма не отмечается, однако он требует регулярного обслуживания.

Рулевое колесо включает в себя усилитель. Он бывает гидравлическим и электрическим. Усилителем первого типа оснащено более 70% современных авто. Его использовали раньше довольно часто. Электрический считается более прогрессивным. Именно этот тип усилителя ставят на машины современности. Механизм отличается надежностью и экономичностью.

Признаки, указывающие на неисправность

Прежде чем выяснить, почему стучит рулевая рейка, необходимо разобраться в признаках неисправностей. Как было уже сказано, современные авто комплектуются либо гидравлическим, либо электрическим усилителем. В зависимости от оснащения, признаки неполадки отличаются. Рассмотрим каждые из них.

Если машина оснащена гидроусилителем, то симптомы неисправности связаны обычно с насосом или жидкостью.

«Тяжелый руль». Автовладельцу для езды теперь приходится прикладывать массу усилий, чтобы повернуть руль.

В расширительном бачке постоянно уменьшается количество жидкости ГУР. Водитель замечает утечку, либо видит «сигнал» на панели приборов.

Звук. При передвижении по неровностям слышится громкий стук.

Гул. Вращая руль, водитель слышит гул, который усиливается при «глубоком» повороте. Часто вместе с гулом слышится вибрация.

Вместе с перечисленными признаками можно заметить то, что руль после поворота не возвращается в начальное положение. Также во время езды авто «ерзает», колеса не держат траекторию.

Если автомобиль оснащен электрической рейкой, то признаки неисправности будут схожими. Однако есть небольшие различия, которые необходимо знать каждому водителю. Помимо громкого стука при вращении колеса, водитель чувствует самопроизвольное вращение руля и его закусывание. На приборной панели сразу загорается иконка «красный руль». Чаще всего неполадка возникает по причине попадания воды на шток или в блок управления рейкой.

Причины стука

Конструкция рейки обладает высокой надежностью, но имеет некоторые «минусы». К ним можно отнести сложность установки, чувствительность к ударным нагрузкам и пр. Вибрации и иные «воздействия» выводят из строя компоненты, которые начинают воспроизводить громкий стук.

Причинами этого являются:

Износ втулки, которая установлена на одной из сторон рейки. Автовладелец слышит стук после того, как в конструкции образуется люфт.

Слабая затяжка в конструкции может провоцировать странные звуки. Но неисправность устранить легко — нужно затянуть крепежи.

Возникновение коррозии. Ржавый налет имеет свойство разрушать металл.

Проблема в пыльниках, в которые попадает грязь. Именно пыль увеличивает износ детали.

Деформация картера.

Спровоцировать стук и тугой поворот руля может также длительный простой автомобиля. Если стук сопровождается гудением, значит, поломка возникла в насосе ГУР. Он требует замены. Чтобы избежать появления стука, необходимо регулярно осматривать рейки. Они изготовлены из мягкого металла, а значит, имеют свойство быстро изнашиваться.

Диагностика

Чтобы узнать, как определить стук рулевой рейки, необходимо провести диагностику с целью достоверной ликвидации неисправности. Машину загоняют в гараж, где имеется смотровая яма. Двигатель заглушают, а руль поворачивают из одной стороны в другую несколько раз.

Чтобы правильно провести диагностику, потребуется два мастера. Один человек должен наблюдать за работой рейки, в то время как второй будет вращать руль. Вместе с этим следует определить наличие стука в момент, когда рычаги и тяги отсоединены. Если стук присутствует, то придется полностью менять рейку.

Поскольку причин стука рейки довольно много, водителю следует максимально точно определить источник звука. Чаще всего его издают наконечники и тяги. О разрыве наконечника свидетельствует порванный пыльник. Что касается тяги, то определить ее неисправность уже труднее. Если машина была куплена « с рук», то диагностика может затянуться. Бывают ситуации, когда бывшие владельцы меняли разорванную деталь, не ремонтируя остальные элементы.

Чтобы точно понять, что стук доносится от тяги, нужно проверить люфты в ней после снятия пыльника. Чаще всего стучит втулка, которая зафиксирована не крепко. Поскольку многие мастера не любят ремонтировать ее, они предлагают поменять узел полностью. Не стоит соглашаться на данное мероприятие, т.к. водитель рискует «выбросить деньги на ветер». Многие детали можно купить отдельно и заменить их.

Рейка часто стучит также из-за выходной втулки. Чтобы выяснить это, необходимо обнаружить люфт вала на выходе. Неисправность ликвидируется заменой старой втулки на новую. Заменять узел полностью лучше всего в случае, когда в корпус рейки попала грязь. Обычно после этого ломается вал с уплотнителем.

Устранение звука

Многие автовладельцы помнят, как раньше водители ликвидировали стук рейки, не снимая ее. Для начала стоит узнать, почему она стучит, и только потом прибегать к активным действиям. Возможно, дело в рулевых наконечниках. Проверить их на износ можно с помощью монтировки. Если опасения подтвердились, то их нужно сразу обновить.

Если звук не исчез даже после обновления наконечников, значит, проблема кроется в другом. Возможно, стоит проверить рулевые тяги. Также стучать может внутренняя втулка.

Если в этой ситуации все оказалось в порядке, то нужно постараться найти зазор. Часто он возникает между брусом и червячным механизмом. На рейке располагается регулировочная гайка. Ее следует немного подкрутить, чтобы отрегулировать зазор. Главное, не переусердствовать. Перетягивание гайки приведет к тому, что рулевое колесо станет сложно крутить.

Ремонт

Поняв, как стучит рулевая рейка, водитель сможет отремонтировать ее своими руками. Конечно, можно обратиться к профессионалам, либо подвергнуть авто полной замене редуктора. Однако современные водители стараются решить проблему самостоятельно, чтобы не переплачивать за сервис. Единственная ситуация, когда придется приобретать новую рейку, возникнет при невозможном ее восстановлении.

Если проблема стука кроется в наконечниках, то отремонтировать рейку не составит труда. Водитель даже может обратиться в СТО, поскольку работа не займет много времени и будет доступна по стоимости.

Автомобиль с гидроусилителем ремонтируют по-другому. Сначала следует слить жидкость из системы, а затем провести демонтаж. Чтобы снять редуктор ГУР, необходимо открутить подрамник, позвав на помощь помощника. Одному с такой работой не справиться. Если найти напарника не удалось, то стоит обратиться к мастерам.

Если проблема скрывается в месте стыка рейки с тягой, то ремонт производится своими силами по определенному алгоритму:

Сначала нужно демонтировать пыльник.

После этого узел освобождают от смазки.

Если втулка изношена, ее меняют на новую.

С пружины счищают грязь.

Визуально осматривают пыльник на предмет трещин.

Закручивают болт, фиксирующий втулку.

Если после проведения работы стука не последовало, значит, процедура прошла успешно и правильно. Прежде чем восстанавливать рейку самостоятельно, следует приобрести специальный комплект инструментов. Найти их можно в автомагазинах.

Последствия неисправностей

Поломка рулевой рейки бывает серьезной, а бывает неопасной. К безопасным неисправностям относят легкий стук, который не усиливается и стук без протекания жидкости.

Если признаки неисправности дают о себе знать чаще, то стоит устранить поломку как можно скорее. Для этого проводят регулировку валов, диагностику, либо полную замену узлов. Все зависит от типа поломки.

Проблемы с рулевой рейкой не должны игнорироваться водителем. Езда в этом случае не допускается. Неполноценная рейка приводит к разным последствиям, в том числе к аварии.

Как сохранить рейку?

Диагностика и ремонт рейки — занятие, затратное по времени и по деньгам. Тем более что не каждый водитель сможет самостоятельно отремонтировать механизм. Чтобы сохранить рейку в идеальном состоянии как можно дольше, необходимо следовать следующим правилам:

Бережное отношение. Водителю стоит бережно ездить по дороге, особенно по неровному покрытию.

Периодическая проверка уровня гидравлической жидкости. Если объем изменился, значит, неисправность таится в насосе ГУР.

Регулярная проверка пыльников. Они должны быть герметичными. Лучше вовремя заменить пыльник, чем ремонтировать в будущем рейку.

Рейка не терпит, когда руль выкручивают до упора. Лучше всего не делать этого. Также при любых стуках стоит сразу обращаться в автомастерскую, либо провести диагностику самостоятельно. Не стоит рисковать своей жизнью.

Заключение

Стук рулевой рейки появляется по разным причинам. Они зависят от того, какой тип усилителя стоит в автомобиле, и как человек эксплуатирует ТС. Устранить звук можно самостоятельно, либо обратившись в СТО. В любом случае, ездить со стучащей рейкой не стоит. Это часто приводит к печальным последствиям.

Стучит рулевая рейка – о чем?

Машина, как и любой другой механизм, может иногда ломаться. В этом нет ничего удивительного, особенно если учесть качество наших дорог и общепринятую манеру вождения. Стучит рулевая рейка? Не надо отчаиваться и подсчитывать предстоящие убытки – все может быть намного проще.

Исправная рулевая рейка – ваша безопасность

Если появился стук внизу автомобиля и на руле ощущается легкое биение, то, как правило, это говорит о том, что появилась неисправность в рулевом управлении. Дефект очень серьезный, так как от него зависит надежность езды машины и ваша жизнь. При этом радости не добавляет тот факт, что стоит эта деталь в сборе довольно дорого – на импортных автомобилях цена начинается от 1 500 долларов США, а работа по замене составляет примерно такую же сумму, где-то меньше, где-то чуть больше. Представьте себе, что вы попали на сотню тысяч рублей.

Однако не стоит отчаиваться – стук в рулевой рейке не всегда предполагает ее полную замену. Если в сервисе вам предлагают сразу же ее менять, то советую сменить этих «специалистов», а обратиться к другим более честным механикам. Прежде всего, следует узнать устройство этого элемента и иметь хотя бы общее представление о нем. Разберемся в упрощенной схеме рулевого управления авто. Она состоит из нескольких частей:

  1. Непосредственно сама рейка или редуктор усилителя руля предназначена для передачи усилий от руля на колеса, то есть выполняет главную функцию при его повороте.
  2. Следующий важный элемент – рулевая тяга. Именно к ней присоединяется рейка.
  3. К колесу крепятся рулевые наконечники, представляющие собой подвижные шарниры.

Та вот, рейка может стучать, прежде всего, о том, что появились дефекты в соединениях этих составных элементов. А это уже другой разговор и более низкие цены на ремонт или замену ремкомплекта рулевой рейки.

Повреждения элементов системы управления автомобиля чаще всего происходит из-за ударов по колесам, жесткой езды по ямам и при частом резком торможении.

Как определить из-за чего стучит рулевая рейка?

Есть два варианта ответа на этот вопрос – поехать в автомобильный сервис или самому залезть под машину. Если вы выбрали самостоятельную диагностику, то последовательность осмотра будет такова:

  1. Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на ручной тормоз и посадите помощника за руль.
  2. Сами забирайтесь вниз в то место, где расположена рейка и попросите человека наверху покрутить руль в разные стороны.
  3. Внимательно осмотрите все защитные пыльники (резиновые гофрированные изделия) на предмет их состояния. Если заметите повреждения или потеки смазки, то на эти места обратите более пристальное внимание, – скорее всего, неисправность будет именно там.
  4. Постарайтесь определить на слух, откуда исходит стук.
  5. После этого можно будет переходить непосредственно к ремонту неисправного узла.

Если вы не смогли определить место неисправности, то обращайтесь к специалистам.

Что сделать, чтобы рулевая рейка перестала стучать?

Если всему виной наконечники, то ремонт обойдется не очень дорого в любой автомастерской. Самостоятельно эту работу лучше не делать, если нет навыков и инструментов. Самостоятельно можно только регулировать развал-схождение колес.

Если стук идет со стороны соединения рулевой рейки с тягой, то можно устранить дефект своими руками. Последовательность выполнения данной процедуры:

  1. Снимите защитный пыльник и уберите смазку.
  2. Замените втулку, если она повреждена. Дело в том, что эта деталь производится из фторопласта, который является довольно мягким материалом, поэтому подобный дефект встречается часто.
  3. Очистите пружину от грязи и песка, при необходимости ее следует снять и промыть специальной жидкостью или солярой.
  4. Замените пыльник даже при незначительных трещинах или порывах.
  5. Подтяните болт, которым регулируется движение втулки. При этом следует помнить о том, что большое усилие прикладывать не нужно, иначе можно повредить весь механизм.

В завершении соберите все узлы рулевого управления и проверьте, как оно работает, если стук исчез, значит все в норме, и вы сэкономили около сотни тысяч рублей. Если повреждена сама рейка, то ее придется менять.

Поломка рулевой рейки последствия

Рулевая рейка — это основной агрегат управления автомобилем, от которого во многом зависит безопасность езды. Неисправности рулевой рейки не просто затрудняют управление, но и подвергают опасности жизнь и здоровье владельца авто. Как вовремя распознать наличие неисправностей, в каких случаях необходим ремонт рейки и как избежать ошибок в эксплуатации данного аспекта рассказываем в статье.

Признаки неисправности рулевой рейки

Для того, чтобы распознать ошибки в работе рулевой рейки, нужно учитывать особенности работы конкретного вида устройства (механический, электрический и гидравлический). Будьте готовы к тому, что для определения причины неисправности понадобиться помощь работников автосервиса, поскольку для проведения точной диагностики потребуется профессиональное оборудование.

Мы разберем только основные признаки неполадок, которые чаще всего свидетельствуют о проблемах с рулевой рейкой авто:

  • Наличие стуков в передней части подвески. Постукивание может появляться эпизодично, но со временем будет учащаться, и в конечном итоге будет проявляться во время езды постоянно. Если не предпринять никаких действий, способность управлять машиной будет снижаться в геометрической прогрессии до того момента, пока авто станет совершенно непригодным в управлении.
  • Наличие масляных подтеков под машиной. Это еще один распространенный признак, который говорит, что вам срочно нужно посетить СТО. Масляные подтеки появляются в ГУР системах по причине изношенности сальников и прокладок. В таком случае необходима замена уплотнительных комплектующих, а в особо сложных ситуациях — и замена рулевой рейки.
  • Ощущение тяжести руля во время поворотов. Тугие повороты руля и появление характерного свиста при движении говорит о наличии проблем с такими элементами, как распределитель усилия, приводной ремень или ГУР насоса. Для определения причины необходимо обратиться в автомастерскую.
  • Ухудшение управляемости авто. Если машина слабо реагирует или вообще отсутствует реакция на поворот руля, это также говорит о проблемах с рулевой рейкой.
  • Посторонние вибрации в рулевом колесе. Во время поворотов могут ощущаться непривычные вибрации руля, что говорит о неисправности системы управления. Необходимо обратиться в СТО для проведения диагностики.

Причины, по которым рулевая рейка выходит из строя

Существует 2 основных причины возникновения проблем с рулевыми рейками:

— Езда по дорогам с плохим покрытием.

Условия эксплуатации машины напрямую влияют на долговечность используемых комплектующих. Рулевая рейка не является исключением.

Чем хуже дороги, по которым вы ездите — тем чаще будет необходимо проводить ремонт рулевой рейки.

Когда колеса попадают в ямы, выбоины, а также при заезде на бордюры и другие резкие возвышения, система рулевого управления подвергается дополнительной нагрузке.

— Действие влаги и пыли.

Со временем влага и пыль, которые попадают в корпус, постепенно засоряют и разрушают систему рулевого управления. Особенно интенсивно процесс засорения происходит во время езды по пыльным дорогам без покрытия, неровной местности. Металлические запчасти повергаются коррозии, что также сказывается на их эксплуатационных возможностях.

Чтобы предотвратить засорение, необходимо регулярно проверять состояние пыльников и перепускных трубок. Своевременное профилактическое обслуживание автомобиля даст возможность устранить последствия такой езды, и продлить срок работы системы управления и предотвратить раннюю замену рулевой рейки.

Частые ошибки водителей, которые способствуют быстрому износу рейки

Многие владельцы машин попросту не знают, что казалось бы обычные их действия могут стать привести к поломкам системы управления. Приводим наиболее распространенные ошибки:

  • Пересечение «лежачего полицейского» без снижения скорости.
  • Проезд с высокой скоростью по трамвайным рельсам.
  • Парковка авто зимой в положении с вывернутыми колесами.
  • Заезд на бордюры в положении вывернутых колес.
  • Недостаточный прогрев автомобиля зимой в сочетании с резкими поворотами руля при езде (Если в автомобиле установлена система ГУР).

Допущение таких ошибок на постоянной основе провоцирует более быстрый износ деталей системы управления, и как следствие — необходимость проводить ремонт рулевой рейки.

Как проводится диагностика и ремонт рулевой рейки

Диагностика и ремонт комплектующих, таких как втулка рулевой рейки и сальник рулевой рейки осуществляется в несколько этапов:

    1. Для диагностики системы ГУР применяется специализированное оборудование — стенд, который имитирует работу системы управления в различных режимах. Такая процедура позволяет оценить работу всех элементов системы в режиме реального времени.
    2. При появлении признаков подтеков, систему необходимо полностью разобрать. Квалифицированный специалист производит разборку вручную, проводит оценку состояния корпуса, втулки рулевой рейки и сальников. Если уплотнительные элементы стали непригодными для эксплуатации, их заменяют на новые комплектующие.
    3. Следующий этап — оценка состояния рейки и осмотр возможных повреждений. Также проводится осмотр червячной передачи.
    4. После проведения всех этапов диагностики, мастер составляет карту неисправностей и предоставляет владельцу подробные инструкции для их устранения. В нашем автосервисе специалисты также смогут посоветовать, какие лучше приобрести комплектующие в соотношении цены/качества.
    5. Когда все необходимые детали заменены и поломки исправлены, выполняется развал-схождение — выставляется оптимальный угол колес авто.

Внимательно отнеситесь к выбору автосервиса для проведения диагностики рулевой рейки, поскольку с данным видом работ справятся только опытные специалисты.

Как избежать поломок рулевой рейки?

Чтобы продлить период эксплуатации всех элементов системы рулевой рейки, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Сальники рулевой рейки нужно регулярно проверять и своевременно заменять. Данные запчасти выполняют роль защиты всего механизма от попаданий в него влаги и пыли, что ускоряет износ системы управления.
  • В холодный сезон стоит уделять достаточно времени на разогрев авто, также полезно перед ездой мягко прокрутить руль несколько раз. Такое действие позволит маслу разлиться ко всем деталям системы.
  • В крайнем положении руль должен находиться не более, чем 5 секунд за 1 раз.
  • Следите за препятствиями на дороге. Старайтесь избегать попаданий колес в неровности и ямы, а также снижайте скорость при переезде через препятствия.

Осторожный стиль вождения и проведение регулярных профилактических мер обеспечат вам отличное состояние системы управления на более длительный срок!

Цены на диагностику и ремонт рулевой рейки

Мы предлагаем услуги диагностики и оценки состояния системы рулевого управления по оптимальным ценам на рынке. Стоимость замены рулевой рейки в среднем равна 800 грн.

Наши специалисты проведут тщательный осмотр разобранного механизма и всех его элементов, а также протестируют работу системы управления в режиме реального времени с использованием специальных инструментов.

Диагностика системы рулевого управления займет в среднем 30 минут. Это время вы можете провести в комнате для клиентов или пообедать в кафе на территории СТО. После проведения диагностики, вы получите от нашего специалиста подробный отчет о проделанных действиях, а также рекомендации по устранению неполадок. Если вам нужна консультация в вопросах приобретения хороших комплектующих по оптимальной цене — мы обсудим с вами наиболее выгодные варианты.

Чтобы получить дополнительную информацию о диагностике и ремонте рулевой рейки, свяжитесь с нами по телефонам: : (097) 733-99-89, (073) 733-99-89, (050) 407-99-89, (044) 333-47-98 или оставьте онлайн-заявку на сайте.

Причины поломки и ремонт рулевой рейки «Рено»

Большинство автовладельцев популярной в нашей стране французской марки Renault хотят, чтобы их комфортное транспортное средство было всегда на ходу и не стало источником неприятностей в далекой дороге. Для достижения этих целей нужно не так много: ухаживать за автомобилем, следить за его техническим состоянием и при выявлении малейших неисправностей устранять их как можно оперативнее, пока они не привели к плачевным последствиям.

Одной из важных деталей любого автомобиля является рулевая рейка – механизм передачи движений руля на ведущую колесную пару. Рассмотрим в этой статье особенности рулевой рейки «Рено», ее возможные неполадки и способы устранения.

Из чего состоит рулевая рейка «Рено»

Практически весь модельный ряд французского бренда «Рено» оснащен рулевым управлением с гидроусилителем руля (ГУР), существенно облегчающим процесс поворота руля, который и приводит в движение колеса автомобиля.

Рулевая рейка «Рено» состоит из следующих элементов:

  • наконечники рулевой тяги – правый и левый;
  • рулевая тяга;
  • чехол тяги;
  • картер рулевого механизма;
  • соединительные шланги гидроусилителя;
  • приводная шестерня.

Характерной особенностью данного производителя является то, что наконечники рулевой тяги – правый и левый абсолютно разные, а рулевые тяги – одинаковые. Соединение шарнира рулевых тяг и реек рулевого механизма надежно защищает от воды и загрязнений гофрированный резиновый чехол.

Даже небольшая и кажущаяся несущественной неисправность механизма рулевого управления делает работу машины небезопасной, поэтому очень важно вовремя выявить возможные проблемы и осуществить ремонт рулевой рейки «Рено Меган».

Признаки неисправности рулевой рейки

Даже начинающий автолюбитель сможет определить признаки неисправности авто, стоит лишь внимательно прислушаться к звукам и понаблюдать за поведением машины в процессе работы.

Основные показатели, которые могут указать на неисправность рулевой рейки:

  • появление посторонних звуков при проезде неровностей, стук;
  • после завершения поворота руль сложно вернуть в центральное положение;
  • произвольное вращение руля без управления водителя;
  • при вращении рулевого колеса отсутствует усилие;
  • центральное положение руля дает отсутствие усилия;
  • уменьшение уровня гидроусилительной жидкости в бачке;
  • незначительный поворот руля дает большой или очень малый угол поворота колес;
  • автомобиль сложно удержать в прямолинейном движении.

В некоторых случаях быстрое стирание протектора шин ведущего колеса указывает на проблемы в рулевом управлении, а также то, что рулевая рейка «Рено Кенго» или авто другой модели нуждается в ремонте. При возникновении перечисленных признаков рекомендуется обратиться к специалисту, который осмотрит автомобиль и даст свое заключение о состоянии рулевого механизма, возможно, понадобится провести ремонт или замену рулевой рейки «Рено».

Причины поломки и износа реек

Зачастую основными причинами поломки и износа реек являются следующие моменты:

  • люфт подшипников;
  • изношенность опорных втулок;
  • износ и деформация зубцов рейки;
  • износ антифрикционной накладки с последующим затиранием рулевой рейки;
  • езда по плохой дороге, попадание колес в глубокие ямы.

Кроме того, определенная модель автомобиля имеет свои слабые места и причины возникновения неисправностей: ремонт рулевой рейки «Рено Логан» может понадобиться вследствие выхода из строя подшипников передних ступиц.

Диагностика неисправности рулевой рейки «Рено»

В том случае, если водитель услышал подозрительное постукивание в процессе езды или не свойственное поведение своего Renault, возможно, это свидетельствует о том, что стучит поломанная рулевая рейка «Рено», и нужно провести диагностику и при необходимости отремонтировать ее.

Диагностика неисправности рулевой рейки «Рено» проводится в несколько этапов:

  • машина устанавливается на ручной тормоз или фиксируется опорой, мотор заглушается;
  • производится проверка уровня жидкости ГУР и ее цвет, производится проверка целостности гидросистемы;
  • пока помощник сидит в салоне авто и вращает руль, человек, который диагностирует неисправность, находится непосредственно возле ведущих колес, прислушивается к звукам и смотрит на состояние механизма;
  • после проведенного первичного осмотра и вынесенного вердикта о возможной неисправности рулевой рейки этот агрегат снимается с автомобиля, устанавливается в тисках и специальными приспособлениями осуществляется проверка наличия люфта в крестовине;
  • производится проверка наличия люфта опорной втулки в рейке;
  • производится проверка состояния целостности червячной пары;
  • производится проверка состояния гофрированных пыльников и наличие потеков смазки;
  • производится проверка наконечников и тяг.

Регулировка рулевой рейки «Рено»

При возникновении характерного стука и трудностей управления «Рено Лагуна», как и другими моделями данного автомобильного производителя, обычно это признак неисправностей рулевой рейки, и следует незамедлительно выбирать время, место и специалиста для ее ремонта. В некоторых случаях будет достаточно осуществить регулировку рулевой рейки «Рено» без осуществления серьезного ремонта или замены этого механизма.

Рассмотрим порядок действий, как подтянуть рулевую рейку на «Рено». Автомобиль фиксируется колодками, поднимается домкратом с последующим снятием ведущего колеса. Полученный открытый доступ к рулевому механизму авто позволяет обнаружить регулировочную нишу, расположенную вблизи от пыльника тяги, и служит способом настройки рейки.

После того как гнездо настроек механизма будет свернуто, в него вставляется короткий шестигранный ключ и гаечным рожковым ключом подтягивается механизм до момента исчезновения люфта.

При удовлетворении результатом шестигранник извлекается из ниши, а шестигранное отверстие подлежит керновке.

Если регулировка рулевой рейки не устранила стук и затрудненное управление автомобиля, ее следует анализировать на предмет ремонта или ее удаления и установления новой детали, а также относительно необходимости замены втулок рулевой рейки для любой модели автомобиля «Рено».

Как проходит ремонт рулевой рейки на «Рено»

Рассмотрим методику ремонта рулевой рейки «Рено Меган». Следует заметить, что аналогичные работы проводятся и по отношению к другим автомобилям французского бренда Renault.

Этапы ремонта рулевой рейки на «Рено»:

  • перед тем как снять рулевую рейку «Рено» и начать ее ремонт, автомобиль располагается над смотровой ямой, подготавливаются необходимые инструменты и приспособления;
  • разборка рулевой рейки «Рено» – довольно трудоемкий процесс, который состоит из нескольких этапов: сначала снимают регулировочную гайку, пружину и прижим, откручивают крепежные гайки труб и болты корпуса распределителя и извлекают распределитель в корпусе. Затем следует снять стопорную скобу, при помощи инструментов извлечь шток из корпуса рулевой рейки и удалить сальники. Затем очищают пыльники, после чего, зажав корпус детали в тисках, извлекают внутренний сальник;
  • разобранные элементы рулевой рейки следует тщательно очистить от загрязнений и остатков износа металла, осмотреть все составляющие и определить причину неисправности, поломанную деталь следует заменить рабочей;
  • осуществляют шлифовку поверхности штока и вала распределителя при помощи токарного станка, затем вал протачивают;
  • при необходимости проводится замена втулок и ремкомплекта рулевой рейки «Рено»;
  • производят сборку начиная с нанесения смазки на шток, затем на шток надевают новый сальник, тем самым подготавливая элементы к установке в корпус рейки. Запрессовывают сальник в опору, корпус обрабатывают смазкой, вставляют следующий сальник, одевают скобу. Распределительная шестерня обрабатывается смазкой и устанавливается в корпус рулевого редуктора, после чего он устанавливается на рейку, присоединяются трубки, после чего распределитель крепится к корпусу рейки болтами. Тыльная опора сдвигается вдоль основания штока и фиксируется стопорной скобой. Полости прижима нужно заполнить смазкой и установить прижим штока, пружину и регулировочную гайку;
  • собранную рулевую рейку устанавливают на стенде и проверяют отсутствие подтеканий и качество ее работы. При хорошей работоспособности механизма его устанавливают на автомобиль.

Советы автолюбителей

Опытные автолюбители рекомендуют придерживаться несложных правил, которые могут продлить срок службы рулевой рейки:

  • осуществлять периодический осмотр состояния и проводить своевременную замену пыльника рулевой рейки «Рено Логан» и прочих моделей;
  • перед началом движения в холодное время года нужно завести авто и подождать некоторое время для прогрева двигателя и масла ГУРа, а затем покрутить рулевое колесо вправо и влево несколько раз;
  • нужно внимательно следить за сохранностью всех уплотнений, а также уровнем и цветом жидкости ГУР, которая периодически должна сливаться и меняться на свежую;
  • следует очень аккуратно проезжать плохие участки дороги и стараться не попадать в ямы.

Поскольку рулевое управление – очень важный механизм автомобиля, который отвечает за безопасность на дороге, следует внимательно следить за его исправностью и целостностью, а при возникновении малейших неполадок нужно как можно быстрее доверить их устранение квалифицированным мастерам. Ремонт рулевой рейки «Рено Сценик» обойдется автовладельцу примерно в $400, стоимость подобной услуги для других моделей Renault будет варьироваться в зависимости от сложности работ и цены на запасные детали.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector