Устройство автомобилей
Устройство автомобилей
Вспомогательные устройства карбюраторов
Системы холостого хода
При работе двигателя на малых частотах вращения без нагрузки дроссельная заслонка закрывается почти полностью. Разрежение в диффузоре, где расположен распылитель, в этом случае снижается настолько, что подача топлива из главной дозирующей системы прекращается.
Для приготовления горючей смеси необходимого состава (0,7 ≤ α ≤ 0,85) на холостом ходу используется пространство воздушного патрубка под дроссельной заслонкой (задроссельное пространство). При этом топливо в задроссельное пространство подается специальной системой, которая называется системой холостого хода.
Из-за создавшегося разрежения под прикрытой дроссельной заслонкой в зоне эмульсионных отверстий 2 и 3 (см. Рис. 1) топливо из поплавковой камеры через главный топливный жиклер 16 и жиклер 7 холостого хода поступает по каналам 8 и 9. При этом к нему подмешивается воздух, который подсасывается через воздушный жиклер 10. Через отверстие 4, расположенное выше кромки прикрытой дроссельной заслонки, к топливу подмешивается дополнительное количество воздуха. В результате к выходным отверстиям 2 и 3 поступает топливовоздушная эмульсия требуемого состава.
Устойчивую работу двигателя с малой частотой вращения обеспечивают с помощью регулировочных винтов 5 и 17. Винтом 5 регулируют количество поступающей эмульсии, и, следовательно, состав смеси. Количество смеси и частоту вращения на режиме холостого хода регулируют винтом 17, который изменяет положение дроссельной заслонки 1 при полностью отпущенной педали акселератора.
После начала открытия дроссельной заслонки (при переходе с режима холостого хода на режим средних нагрузок) главная дозирующая система вступает в работу с небольшим запаздыванием, что может привести к кратковременному переобеднению смеси и «провалу» в работе двигателя.
Однако плавный переход к работе двигателя на малых и средних нагрузках обеспечивается тем, что уже в самом начале открытия дроссельной заслонки отверстие 4 попадает в зону сильного разрежения. Поэтому через него в смесительную камеру поступает дополнительное количество эмульсии.
При дальнейшем открытии дроссельной заслонки вступает в работу главная дозирующая система. Однако подача топлива через систему холостого хода продолжается до открывания дроссельной заслонки примерно на 40% от максимального открытия.
Экономайзер принудительного холостого хода
Системы холостого хода современных карбюраторов имеют дополнительное устройство – экономайзер принудительного холостого хода.
Данное устройство отключает подачу топлива через систему холостого хода при торможении автомобиля двигателем. При таком торможении дроссельная заслонка закрыта, а частота вращения коленчатого вала велика, так как он приводится во вращение через трансмиссию от колес автомобиля.
В результате под дроссельной заслонкой разрежение многократно возрастает, расход топливной эмульсии через отверстия 2 и 3 резко увеличивается, что приводит к усиленному недогоранию топлива и выбросу в окружающую среду токсичных веществ.
Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) включает в себя электромагнитный клапан, который перекрывает подачу топливной эмульсии к выходным отверстиям системы холостого хода, датчик положения дроссельной заслонки и электронный блок управления. Электронный блок управления получает сигналы о положении дроссельной заслонки от датчика и о частоте вращения коленчатого вала от системы зажигания. При определенном соотношении этих сигналов блок управления выдает управляющий сигнал на закрытие или открытие электромагнитного клапана экономайзера принудительного холостого хода.
Исходными данными для срабатывания электромагнитного клапана ЭПХХ являются сигнал датчика о закрытой заслонке и повышенное число оборотов коленчатого вала.
Такой режим ЭПХХ поддерживает пока:
- скорость движения при отпущенной дроссельной заслонке не уменьшится;
- не будет выключена передача и автомобиль начнет двигаться в режиме обычного холостого хода;
- водителем нажмет педаль акселератора и движение продолжится с повышенной скоростью, экономайзер выключится по положению заслонки.
Работа экономайзера в составе системы холостого хода карбюратора обеспечивает экономию топлива и лучшую эффективность торможения мотором в режиме принудительного холостого хода.
Принудительный холостой ход карбюратора
Нижеследующий текст целиком заимствован из [1].
Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) предназначен для уменьшения выброса токсичных веществ с отработавшими газами, а также для снижения расхода топлива. На режиме торможения автомобиля двигателем (т.е. при движении по инерции с включенной передачей и отпущенной педалью управления карбюратором), называемом также принудительным холостым ходом (ПХХ), условия сгорания рабочей смеси в цилиндрах резко ухудшаются, в отработавших газах возрастает содержание продуктов неполного сгорания — в основном оксида углерода (СО) и углеводородов (СН), непроизводительно расходуется топливо. Отключение топливоподачи через систему холостого хода на режиме ПХХ позволяет решить обе эти проблемы.
Отключение топливоподачи на ПХХ производится при помощи установленного в крышке карбюратора электромагнитного клапана на топливном жиклере холостого хода. Подачей тока в обмотку электромагнитного клапана управляет несложное по современным меркам электронное устройство — блок управления, соединенный в электрическую цепь с клапаном, источником питания, катушкой зажигания, датчиком положения дроссельной заслонки на карбюраторе, а также «массой» автомобиля.
Импульсы тока от катушки зажигания 1 (рис. 12) дают информацию о частоте вращения, а датчик положения дроссельной заслонки, представляющий собой контакт 3 на упорном винте 4 дроссельной заслонки, механически замыкаемый на «массу» при полностью закрытой заслонке, сигнализирует о переходе карбюратора в режим холостого хода.
Режим принудительного холостого хода, при котором обмотка электромагнитного клапана 5 обесточивается и подача топлива через систему холостого хода прекращается, наступает, когда блок управления 2 регистрирует одновременное наличие двух факторов: повышенная частота вращения коленчатого вала (более 2000 мин -1 ) и закрытая дроссельная заслонка.
Рис. 12. Схема подключения ЭПХХ:
1 — катушка зажигания; 2 — блок управления ЭПХХ; 3 — изолированный наконечник винта количества; 4 — винт количества; 5 — электромагнитный клапан.
Режим ПХХ прекращается и подача топлива возобновляется, если водитель:
— не нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой уменьшит скорость движения, выключит сцепление или, включив нейтраль, перейдет на холостой ход (сработает отключение режима ПХХ по частоте вращения);
— нажмет на педаль управления дроссельными заслонками и продолжит движение с высокой частотой вращения (произойдет отключение режима ПХХ по положению дроссельной заслонки).
Для повышения устойчивости работы двигателя, исключения рывков, отключение топливоподачи происходит при одной частоте вращения (около 2000 мин -1 ), а включение — при другой, на 150-200 мин -1 меньшей.
Обесточивание электромагнитного клапана происходит также и при выключении зажигания, чем исключается возможность возникновения работы двигателя с самовоспламенением.
Принцип работы экономайзера карбюратора, назначение и устройство ЭПХХ
Какое полузабытое, а для кого-то и вообще незнакомое слово – экономайзер! Карбюраторы, которые долгие годы исправно трудились на автомобиле, постепенно уступили свое место различным системам впрыска. Но автомобильный век долог, и порой кому-то приходится сталкиваться с машинами, в которых еще находится место для карбюратора. Ну а его нормальная работа обеспечивается рядом дополнительных устройств, среди них невозможно не упомянуть экономайзер топлива.
- Что такое экономайзер в автомобиле?
- Как работает карбюратор
- Назначение экономайзера
- Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ)
Что такое экономайзер в автомобиле?
Работа ДВС основана на сгорании топливовоздушной смеси (ТВС). Ее состав зависит от нагрузки мотора, и должен быть разным при ее изменении. Это означает изменение соотношение между кислородом (воздухом) и бензином при изменении условий движения. Нужные пропорции обеспечивает карбюратор, или в современных машинах – контроллер впрыска. Поэтому, прежде чем говорить про экономайзер, надо рассмотреть работу карбюратора.
Как работает карбюратор
Понять его принцип работы поможет приведенный рисунок.
Это самый простой вариант карбюратора, можно сказать, только поясняющий его устройство и основную идею. Бензин находится в поплавковой камере на постоянном уровне, который поддерживается работой игольчатого клапана. Через воздушный фильтр воздух всасывается в цилиндры двигателя. Он проходит смесительную камеру, благодаря имеющемуся там сужению, в этом месте создается разрежение по отношению к поплавковой, в которой поддерживается уровень атмосферного давления.
Из-за возникшей разницы давлений в смесительную камеру попадает горючее. Проходя через жиклер, оно разбивается на мелкие капельки, испаряется и смешивается с воздухом, вследствие чего образуется ТВС, поступающая в цилиндры мотора. Соотношение между этими компонентами зависит от положения заслонки карбюратора, связанной с положением педали акселератора. Чем сильнее на автомобиле она нажата, тем больше открыта заслонка, выше степень разрежения и больше бензина поступает на образование смеси.
Назначение экономайзера
В тот момент, когда заслонка почти полностью открыта, автомобильный мотор испытывает максимальные нагрузки, а значит, для их преодоления ему требуется большее количество бензина, чем во время работы на обычных режимах. При этом и начинает работать экономайзер, топлива на образование смеси поступает больше, и смесь становится обогащенной. Его назначение и устройство, а также для чего нужен экономайзер, становится понятно из рисунка:
Дроссельная заслонка карбюратора через тяги и рычаги связана со специальным клапаном. Когда она полностью открыта, это вызывает его срабатывание, и дополнительное количество бензина, проходя жиклер экономайзера, идет на образование ТВС. Такое поступление топлива вызывает обогащение смеси и обеспечивает работу мотора при повышенной нагрузке. Когда отпускается педаль газа, заслонка прикрывается, пружина закрывает клапан и работа экономайзера прекращается.
Конструктивно устройство экономайзера может быть выполнено различными способами, конкретную реализацию их затрагивать не будем, т.к. для карбюратора после появления контроллеров впрыска история развития закончилась.
Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ)
Рассматривая автомобильный экономайзер, нельзя обойти стороной и такое устройство, как ЭПХХ. У него совсем другое назначение, чем у обычного экономайзера. Если последний, как мы только что рассмотрели, обогащает топливную смесь при значительных нагрузках, то ЭПХХ, наоборот, обеспечивает экономию топлива. Режим принудительного холостого хода – особый вариант движения.
Как правило, это связано с торможением двигателем при движении на спуске или накатом, когда скорость включена и газ отпущен. ЭПХХ дополняет имеющуюся в карбюраторе систему холостого хода. Она выполняет подачу топлива в двигатель при закрытой заслонке. В этом случае за счет разрежения, создаваемого под ней, горючее по специальному каналу холостого хода проходит через жиклер и поступает в мотор, что и обеспечивает его работу в таком режиме.
Однако если при этом машина двигается накатом или с горки, то коленчатый вал вращается с большей частотой, чем свойственно режиму холостого хода, что вызывает повышенное потребление бензина и снижает эффективность торможения двигателем. Для исключения этого срабатывает ЭПХХ, и поступление топлива прекращается. В режиме принудительного холостого хода поступление бензина прерывается с помощью электромагнитного клапана, управляемого достаточно простым электронным блоком.
Исходными данными для срабатывания ЭПХХ (электромагнитного клапана) являются сигнал датчика о закрытой заслонке и повышенное число оборотов коленвала. Такой режим ЭПХХ поддерживает пока:
- скорость движения при отпущенной дроссельной заслонке не уменьшится;
- не будет выключена передача и автомобиль начнет двигаться в режиме обычного холостого хода;
- водителем не будет нажата педаль газа и движение продолжится с повышенной скоростью, экономайзер выключится по положению заслонки.
Работа экономайзера в составе карбюратора обеспечивает обогащение ТВС при повышенной нагрузке, а также экономию топлива и лучшую эффективность торможения мотором в режиме принудительного холостого хода.
» alt=»»>
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Экономайзер — принудительный холостой ход
В режиме принудительного холостого хода от двигателя не требуется отдача мощности и поэтому топливо, поступающее в цилиндры, полезно не используется, а его сгорание лишь способствует загрязнению окружающей среды. Система автоматического управления экономайзером принудительного холостого хода ( САУЭПХХ) предназначена для прекращения подачи топлива при работе двигателя в режиме принудительного холостого хода. [16]
При включении зажигания выключателем 13 перед пуском двигателя, когда дроссельная заслонка первичной камеры карбюратора закрыта, упорный винт 12, контактируя с рычагом Р привода дроссельных заслонок, замыкает цепь между клеммой № 5 электронного блока управления 1 и корпусом автомобиля. При этом напряжение подается на электромагнитный клапан 2 экономайзера принудительного холостого хода и он открывает топливный жиклер системы холостого хода. [17]
Принудительным холостым ходом называют режим работы двигателя во время торможения автомобиля двигателем. Возникает этот режим, когда водитель при движении автомобиля полностью отпускает педаль акселератора. Если при этом на автомобиле установлен карбюратор без экономайзера принудительного холостого хода ( ЭПХХ), двигатель продолжает потреблять топливо. Расход топлива в этом случае несколько больше, чем на режиме холостого хода, до тех пор, пока частота вращения коленчатого вала, принудительно приводимого от колес автомобиля, не станет равной частоте холостого хода. Расходование топлива в режиме принудительного холостого хода не является необходимостью. Кроме того, в этом режиме резко увеличивается токсичность отработавших газов. [18]
На нетяговых режимах ездового цикла — холостом и принудительном холостом ходу ( XX и ПХХ) выбрасывается до 25 % СО и 35 % С Нт при количестве отработавших газов 16 % от общего выброса за испытание, а через систему холостого хода проходит четверть всего топлива, не участвующего в полезной работе. Понятно стремление разработать устройства, которые прекращали бы подачу смеси в цилиндры на режимах ПХХ. Разработаны различные варианты конструкций двух типов устройств — регулятор разрежения ( РР), в котором осуществляется впуск дополнительного воздуха и снятие разрежения во впускном трубопроводе при переходе на режим ПХХ, и экономайзер принудительного холостого хода ЭПХХ ), в котором на этом режиме прекращается подача топлива. Предпочтителен ЭПХХ, так как при включении в работу РР все же сохраняется расход топлива, достигающий 30 % от расхода на самостоятельном холостом ходу. Эти устройства ухудшают ездовые качества автомобиля в городском цикле из-за осушения впускного трубопровода и появления провалов в работе двигателя при переходе на тяговые режимы. [19]
Постоянно совершенствуя действующие моторы, они предпринимают шаги к созданию новых, с наиболее полным сгоранием топлива. Автомобили ведущих фирм Европы и США выбрасывают в атмосферу в 10 — 16 раз меньше вредных веществ, чем в 80 — х гг. В значительной степени этому способствовали такие нововведения, как двигатели, работающие на переобедненных смесях, многоклапанные системы перераспределения, впрыск топлива вместо карбюраторного смесеобразования, электронное зажигание. При запуске холодного двигателя в современных карбюраторах используются автоматы пуска и прогрева. На режимах торможения двигателя применяют экономайзер принудительного холостого хода — клапан, отключающий подачу топлива. [20]
Экономайзер принудительного холостого хода карбюратора «Солекс»
Еще раз привет!
В связи с тем что появилась необходимость обратится к карбюраторщику решил до этого поставить ЭПХХ, Выход на карбюраторе есть, че ему без дела висеть?) Нашел схемку подключения, заказал проводку «Жгут проводов БСЗ 2108» и «Блок упр ЭПХХ 2106 ВТН» . ну и пока все, жду посылку. Всем удачи!
Компоненты экономайзера принудительного холостого хода карбюратора «Солекс» и схема их подсоединения
1 — катушка зажигания; 2 — блок управления ЭПХХ; 3 — изолированный наконечник винта «качества»; 4 — винт «качества»; 5 — электромагнитный клапан.
Лада 2106 1988, двигатель бензиновый 1.2 л., 64 л. с., задний привод, механическая коробка передач — своими руками
Машины в продаже
Лада 2106, 1997
Лада 2106, 1991
Лада 2106, 2005
Лада 2106, 1994
Комментарии 23
я конечно спорить не буду, но мне кажется это не стоит того, это также как в шинах давление влияет на расход
Я и сам честно говоря так думаю, но сделать все равно охота.
ну отчитается стоит)))
сколько удовольствие сейчас стоит я брал все за 80 грн
53 грн, + доставка.
о норм цена я думал гривен 100
Это на сайте, на базаре или в магазинах не интересовался
я брал в ближайшем магазине
Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора «Солекс» предназначен для уменьшения выброса токсичных веществ с отработавшими газами, а также снижения расхода топлива.
На режиме торможения автомобиля двигателем (т.е. при движении по инерции с включенной передачей и отпущенной педалью управления карбюратором), называемым также принудительным холостым ходом (ПХХ), условия сгорания рабочей смеси в цилиндрах резко ухудшаются, в отработавших газах возрастает содержание продуктов неполного сгорания — в основном оксида углерода (СО) и углеводорода (СН), непроизводительно расходуется топливо. Отключение топливоподачи через систему холостого хода на режиме ПХХ позволяет решить обе эти проблемы.
да особо я не заметил так как в скорости поставил газ, там принцип такой что при торможение двигателем или когда едеш накатом но скорость включена тогда вроде идет экономия (просто карб эпхх отключает и двиг сам по себе работает)
Принудительный холостой ход карбюратора
ЭПХХ — это такая приблуда, которая отключает подачу бензина в карбюраторе в диапазоне оборотов чуть выше ХХ при отпущенной педали газа, т.е. в режиме ПХХ (принудительного холостого хода). Это повышает эффективность торможения двигателем, а так же дает некоторую экономию топлива (около 0.5л на 100км) в городском цикле, где режим ПХХ используется довольно часто.
На карбюраторах Озон используется пневматическая система ЭПХХ которая использует разряжение во впускном коллекторе через электрический пневмоклапан для привода мембраны экономайзера которая управляет запирающей иглой, которая так же является винтом регулировки количества ХХ. Электропневмоклапаном управляет электронный блок ЭПХХ.
Эта система крайне не надежна в виду чрезмерно сложной конструкции. Ее частенько отключают, когда она начинает глючить и ХХ исчезает или неустойчив, просто соединяя напрямую шлангом штуцер на коллекторе и штуцер на винте количества (экономайзере).
В обоих случаях, прислушавшись, вы можете услышать, как жужжит и вибрирует игла в экономайзере, так как во впускном коллекторе проходят волновые процессы, сопровождаемые скачками давления, приводящие через пневмопривод к вибрациям мембраны экономайзера, а соотвесвенно и иглы. Игла, ударяясь о стенки карбюратора разбивает их и стачивается сама.
Сегодня я ампутировал ЭПХХ на очередном карбюраторе. Все стояло с завода, с заглушкой на винте количества. Пробег девайса 54ткм. Вот во что превратилась игла, которая когда-то была правильным конусом:
Для правильной ампутации пневматической ЭПХХ необходимо купить «экономайзер малый», он же «винт количества 2105». Стоит он около 40 рублей.
Откручиваем с карбюратора «экономайзер большой» — два винта крепящие пластину микровыключателя. Снимаем экономайзер. А так же выкручиваем из него два других винта — это винты короче — ими и прикручиваем на освободившееся место экономайзер малый. Не забыв переставить старую прокладку или установить новую:
Штуцер на впускном коллекторе обязательно надо заглушить. Можно просто обрезать резиновую трубку до размера 5-6см и заглушить ее подходящим болтиком.
На следующем фото слева экономайзер малый (новый) и экономайзер большой (старый, с изношенной иглой), ненужные два болтика и кронштейн с микриком:
После замены экономайзера необходимо отрегулировать ХХ. Для этого закручиваем иглу количества до упора, затем отвинчиваем на 3 оборота, заводим двигатель и крутя винт устанавливаем требуемые 900-1000 оборотов.
Так же можно снять с моторного щита ненужные электропневмоклапан, блок ЭПХХ и трубки от них. Провода к блоку ЭПХХ и микровыключателю более не нужны. Все они находятся в жгуте стеклоочистителя. Из жгута их так же можно удалить.
Вспомогательные устройства карбюраторов
Системы холостого хода
При работе двигателя на малых частотах вращения без нагрузки дроссельная заслонка закрывается почти полностью. Разрежение в диффузоре, где расположен распылитель, в этом случае снижается настолько, что подача топлива из главной дозирующей системы прекращается.
Для приготовления горючей смеси необходимого состава (0,7 ≤ α ≤ 0,85) на холостом ходу используется пространство воздушного патрубка под дроссельной заслонкой (задроссельное пространство). При этом топливо в задроссельное пространство подается специальной системой, которая называется системой холостого хода.
Из-за создавшегося разрежения под прикрытой дроссельной заслонкой в зоне эмульсионных отверстий 2 и 3 (см. Рис. 1) топливо из поплавковой камеры через главный топливный жиклер 16 и жиклер 7 холостого хода поступает по каналам 8 и 9. При этом к нему подмешивается воздух, который подсасывается через воздушный жиклер 10. Через отверстие 4, расположенное выше кромки прикрытой дроссельной заслонки, к топливу подмешивается дополнительное количество воздуха. В результате к выходным отверстиям 2 и 3 поступает топливовоздушная эмульсия требуемого состава.
Устойчивую работу двигателя с малой частотой вращения обеспечивают с помощью регулировочных винтов 5 и 17. Винтом 5 регулируют количество поступающей эмульсии, и, следовательно, состав смеси. Количество смеси и частоту вращения на режиме холостого хода регулируют винтом 17, который изменяет положение дроссельной заслонки 1 при полностью отпущенной педали акселератора.
После начала открытия дроссельной заслонки (при переходе с режима холостого хода на режим средних нагрузок) главная дозирующая система вступает в работу с небольшим запаздыванием, что может привести к кратковременному переобеднению смеси и «провалу» в работе двигателя.
Однако плавный переход к работе двигателя на малых и средних нагрузках обеспечивается тем, что уже в самом начале открытия дроссельной заслонки отверстие 4 попадает в зону сильного разрежения. Поэтому через него в смесительную камеру поступает дополнительное количество эмульсии.
При дальнейшем открытии дроссельной заслонки вступает в работу главная дозирующая система. Однако подача топлива через систему холостого хода продолжается до открывания дроссельной заслонки примерно на 40% от максимального открытия.
Экономайзер принудительного холостого хода
Системы холостого хода современных карбюраторов имеют дополнительное устройство – экономайзер принудительного холостого хода.
Данное устройство отключает подачу топлива через систему холостого хода при торможении автомобиля двигателем. При таком торможении дроссельная заслонка закрыта, а частота вращения коленчатого вала велика, так как он приводится во вращение через трансмиссию от колес автомобиля.
В результате под дроссельной заслонкой разрежение многократно возрастает, расход топливной эмульсии через отверстия 2 и 3 резко увеличивается, что приводит к усиленному недогоранию топлива и выбросу в окружающую среду токсичных веществ.
Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) включает в себя электромагнитный клапан, который перекрывает подачу топливной эмульсии к выходным отверстиям системы холостого хода, датчик положения дроссельной заслонки и электронный блок управления. Электронный блок управления получает сигналы о положении дроссельной заслонки от датчика и о частоте вращения коленчатого вала от системы зажигания. При определенном соотношении этих сигналов блок управления выдает управляющий сигнал на закрытие или открытие электромагнитного клапана экономайзера принудительного холостого хода.
Исходными данными для срабатывания электромагнитного клапана ЭПХХ являются сигнал датчика о закрытой заслонке и повышенное число оборотов коленчатого вала.
Такой режим ЭПХХ поддерживает пока:
- скорость движения при отпущенной дроссельной заслонке не уменьшится;
- не будет выключена передача и автомобиль начнет двигаться в режиме обычного холостого хода;
- водителем нажмет педаль акселератора и движение продолжится с повышенной скоростью, экономайзер выключится по положению заслонки.
Работа экономайзера в составе системы холостого хода карбюратора обеспечивает экономию топлива и лучшую эффективность торможения мотором в режиме принудительного холостого хода.
Режим ПХХ представляет собой вынужденное вращение коленчатого вала двигателя при движении автомобиля по инерции с отпущенной педалью управления дросселем и выключенной передачей. ЭПХХ обеспечивает отключение подачи топлива через систему холостого хода во время движения автомобиля под уклон, во время торможения автомобиля двигателем, при переключении передач, а также при остановке двигателя.
Порог срабатывания ЭПХХ является одним из важнейших его параметров, характеризуемых величиной открытия дросселя и частотой вращения коленчатого вала, сущность установления которого заключается в следующем. Во время режима ПХХ впускной тракт очищается от ТП. В этом случае цилиндры остывают, а топливо в каналах XX отсутствует. Если нажать на педаль управления дроссельной заслонкой и открыть клапан ЭПХХ, то в каналах автономной СХХ и в ВТ новый поток эмульсии образует ТП, поступающие в цилиндры двигателя с некоторой задержкой.
На восстановление нормальной топливоподачи необходимо определенное время, поэтому подачу топлива необходимо возобновить до снижения частоты вращения коленчатого вала выше минимально устойчивой. Частоту вращения, при которой происходит включение АСХХ, называют порогом срабатывания. При разомкнутой трансмиссии его целесообразно выбирать высоким, а при замкнутой — низким. Различают два типа ЭПХХ: с электронной системой, устанавливаемой на карбюраторах «Солекс» мод. 2108, и электронно-пневматической системой, устанавливаемой практически на всех моделях карбюраторов легковых автомобилей. Этими системами оснащены карбюраторы типа «Озон» моделей ВАЗ-2105, -2107, К-151 для двигателей; ЗМЗ-402,10, -4021.10, карбюраторы ДААЗ-2140, -2141 для автомобилей «Москвич»; карбюратор К-133 для двигателя МеМЗ-245.
Рисунок 1.20 – Принципиальная схема ЭПХХ
Принципиальная схема ЭПХХ легковых автомобилей представлена на рис. 20. ЭПХХ содержит запорный ЭМК 3, концевой выключатель 2, закрепленный на карбюраторе, и электронный блок 5, управляемый от частоты импульсов системы зажигания и расположенный в моторном отсеке автомобиля. Система управления ЭПХХ карбюратора серии 2108 содержит ЭМК 3 с запорным пластмассовым элементом, датчик положения дроссельной заслонки, представляющий собой контактную пару на упорном винте 2 (концевой выключатель) дроссельной заслонки и механически замыкаемый на «массу» при полностью закрытой заслонке, и электронный блок 5 типа 50.3761, управляемый по частоте электрических импульсов от катушки 4 зажигания. Электронный блок 5, содержащий семь штекеров, обеспечивает непрерывный контроль частоты вращения коленчатого вала путем измерения периода повторения импульсов системы зажигания, снимаемых с катушки 4 зажигания и подаваемых на вывод блока 5, подключенного через один из своих выводов к подводу источника питания 12 В от блока предохранителей. Блок 5 размещен в моторном отсеке автомобиля. При отпущенной педали дроссельных заслонок контакты электрической связи изолированного винта 2 и МП должны быть разомкнуты.
Монтажный блок 6 содержит монтажные колодки Ш1–Ш11, к которым подключены выключатель 1 системы зажигания, катушка 4 зажигания через блок управления, МП и ЭМК. Электрический провод датчика закрытого положения дроссельной заслонки соединен двумя пружинящими усиками с металлической головкой винта 1 дроссельной заслонки и блоком управления 5. ЭМК 3 выполнен в виде нормально закрытого элемента. В момент замыкания электрической цепи игла с наконечником втягивается во внутрь клапана, открывая топливный жиклер. ЭМК 3 имеет неразборную конструкцию и ремонту в эксплуатации не подлежит, поэтому в случае неисправности его необходимо заменить новым элементом.
При отпущенной педали привода дроссельных заслонок выключатель 1 отключает питание ЭМК. Отключение топливоподачи на режимах ПХХ производится при помощи установленного на топливном жиклере системы XX ЭМК 3. Блок управления 5 обеспечивает подачу тока в обмотку ЭМК 3 путем соединения электрической цепи с элементами управления системы топливоподачи. Электрические импульсы тока от катушки зажигания 4 дают информацию о частоте вращения коленчатого вала, а МП дроссельной заслонки сигнализирует о переходе карбюратора на режим XX. Электронный блок 5 отключает через ЭМК 3 подачу топлива при снижении частоты вращения до 2100 мин -1 и снова включает, когда обороты снизятся до 1900 мин -1.
Управляющие импульсы (пропорциональные частоте вращения) подаются на блок 5 управления с конца первичной обмотки катушки 4 зажигания. Блок 5 управления отключает ЭМК 3 только в том случае, если будет замкнут на «массу» концевой выключатель 1 карбюратора, т. e. не нажата педаль дроссельной заслонки. Если нажать на педаль дросселя, то клапан открываться не будет (или включаться, если был отключен). На режиме ПХХ обмотка ЭМК 3 обесточена, и подача топлива через СХХ прекращается. Выключение подачи топлива является результатом одновременной регистрации блоком 5 упр коленчатого вала (более 2000 мин -1) и положения полного закрытия дроссельной заслонки.
Пластмассовый наконечник иглы закрывает топливный жиклер системы XX, напрессованный на втулку корпуса. При отпущенной педали привода дроссельных заслонок концевой выключатель отключает питание на ЭМК 3. На режиме ПХХ при частоте вращения коленчатого вала свыше 2100 мин -1 и при замкнутом на «массу» концевом выключателе карбюратора (педаль отпущена) запорный ЭМК 3 выключается, подача топлива прекращается. При снижении частоты вращения на ПХХ до 1900 мин -1 блок управления 5 включает ЭМК 3 (хотя МП включен на «массу»), начинается подача топлива через жиклер СХХ, двигатель постепенно выходит на режим XX. При выключенном зажигании происходит обесточивание ЭМК, подача топлива прекращается, что исключает возможность самовоспламенения горючей смеси. Система управления ЭПХХ не оказывает влияния на работу двигателя на других режимах.
Принудительный холостой ход карбюратора
Система ЭПХХ (управления экономайзером принудительного холостого хода) служит для снижения расхода топлива и токсичности отработавших газов. Система состоит из электро-пневмоклапана, блока управления и микровыключателя. Боковой штуцер электропневмоклапана соединен трубкой с пневмоклапаном экономайзера принудительного холостого хода в карбюраторе, а центральный штуцер — с патрубком впускной трубы. Микро выключатель установлен на кронштейне карбюратора, элек-тропневмоклапан и блок управления — на моторном щите.
Системы ЭПХХ на автомобилях с двигателями УМПО-331 и ВАЗ-2106 конструктивно одинаковы и различаются только устройством экономайзеров карбюраторов и типом блоков управления (на двигателе УМПО-331 применяется блок 252.3761, на двигателе ВАЗ-2106 — блок 25.3761 или 2533.3761).
Работает система так. Блок управления непрерывно контролирует частоту вращения коленчатого вала двигателя. При частоте врашения 1500 мин -1 ±5% и закрытой дроссельной заслонке (режим принудительного холостого хода) блок управления отключает электропневмоклапан, его внутренняя полость сообщается с атмосферой, и связанный с ним пневмоклапан экономайзера карбюратора перекрывает подачу топлива в систему холостого хода. При снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя до 1245 мин -1 ±5% блок управления включает электропневмоклапан, и подача топлива в систему холостого хода возобновляется. При открытой дроссельной заслонке подачу напряжения к электропневмоклапану обеспечивает микровыключатель, на рычажок которого воздействует плечо рычага привода дроссельной заслонки.
Неисправность системы ЭПХХ проявляется в рывках автомобиля при движении с малой скоростью, остановках двигателя в режиме холостого хода или вспышках в цилиндрах двигателя после выключения зажигания. Проверка работоспособности системы ЭПХХ и демонтаж ее элементов на автомобилях с двигателями УМПО-331 и ВАЗ-2106 проводятся практически аналогично.
Схема системы экономайзера принудительного холостого
хода (ЭПХХ): 1 — электропневмоклапан; 2 — микровыключатель; 3 — монтажный блок; 4 — катушка зажигания; 5 — блок управления.
Для проверки блока управления системой ЭПХХ на холостом ходу увеличиваем частоту вращения коленчатого вала до 1500 мин -1 и снимаем привод с одного из выводов микровыключателя. При исправном блоке управления обороты коленчатого вала начнут «плавать» в пределах 1200-1500 мин -1 , при неисправном — останутся стабильными. Для проверки пневмоклапана экономайзера карбюратора при работе двигателя на холостом ходу отсоединяем от его штуцера трубку — двигатель должен остановиться. Неисправный пневмоклапан заменяем (см. «Карбюратор»).
Для проверки электролневмоклапана на работающем двигателе отсоединяем провод от одного из его контактов. При исправном пневмоклапане экономайзера карбюратора двигатель должен остановиться в течение 1-2 с. Если двигатель продолжает работать, электропневмоклапан следует заменить.
Для проверки микровыключателя отсоединяем от его выводов провода (см. «Снятие микровыключателя» ).
Подсоединяем к выводам микровыключателя щупы омметра (для наглядности фото сделано на снятом микровыключателе).
У исправного микровыключателя сопротивление между выводами должно быть близко к нулю (контакты замкнуты). При нажатии на рычажок.
. сопротивление между выводами возрастает до бесконечности (контакты разомкнуты).
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора серии К-151, это система отключения подачи топлива в двигатель на режиме принудительного холостого хода, исполнительным элементом которой является клапан ЭПХХ.
Для управления работой клапана ЭПХХ предусмотрена специальная электрическая система, которая включает в себя пневмоэлектроклапан 19.3741 и электронный блок управления, установленные на автомобиле, а также микропереключатель 422.3709 смонтированный на карбюраторе.
Экономайзер принудительного холостого хода карбюратора серии К-151.
Принцип работы.
Электpонный блок управления обеспечивает замыкание электрической цепи пневмоэлектроклапана при частоте вращения коленчатого вала менее 1050 оборотов в минуту и размыкание цепи при частоте более 1400 оборотов в минуту. Микpопереключатель замыкает цепь при нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой и размыкает при полностью отпущенной педали.
При замкнутой цепи пневмоэлектроклапан сообщает задpоссельное пространство с диафрагменной полостью клапана ЭПХХ. Под действием разрежения клапан ЭПХХ находится в открытом положении, обеспечивая поступление эмульсии из системы холостого хода. При разомкнутой цепи пневмоэлектроклапан перекрывает канал подачи разрежения, клапан ЭПХХ закрывается, прекращая поступление эмульсии из системы холостого хода. Таким образом, клапан ЭПХХ открыт :
— при открытой дроссельной заслонке, педаль акселератора нажата,
— при закрытой дроссельной заслонке, педаль полностью отпущена, если частота вращения коленчатого вала не превышает 1050 оборотов в минуту.
Клапан ЭПХХ закрывается в режим экономии при торможении двигателем если педаль полностью отпущена и частота вращения превышает 1400 оборотов в минуту, и остается в закрытом положении, пока частота вращения коленчатого вала не снизится до 1050 оборотов в минуту, или пока не будет вновь открыта дроссельная заслонка.
При выключении зажигания клапан ЭПХХ также перекрывает подачу эмульсии из системы холостого хода, что исключает возможность самопроизвольной работы горячего двигателя — калильное зажигание. Для экономии топлива необходимо следить, чтобы в режиме принудительного холостого хода педаль управления дроссельной заслонкой была полностью отпущена.
Обслуживание и ремонт экономайзера принудительного холостого хода.
В случае нарушения нормальной работы ЭПХХ, двигатель не пускается или глохнет при отпущенной педали дроссельной заслонки, необходимо прежде всего убедиться в отсутствии подсоса воздуха через шланги, соединяющие пневмоэлектроклапан с клапаном ЭПХХ и с задроссельным пространством карбюратора.
После чего проконтролировать надежность соединения контактов электрической системы управления ЭПХХ. Потом проверить работоспособность пневмоэлектроклапана, микропереключателя и электронного блока управления. Для проверки пневмоэлектроклапана необходимо при включенном зажигании и заглушенном двигателе, отсоединить и присоединить к нему провод. Должен быть слышен характерный щелчок.
Если пневмоэлектроклапан не срабатывает, то проверить контрольной лампой, подается ли к нему напряжение. Если при исправном предохранителе, когда контрольные приборы работают, напряжения нет, то проверить работу электронного блока управления и отрегулировать положение микропереключателя 422.3709.
Проверка исправности пневмоэлектроклапана 19.3741.
В нормальном состоянии пневмоэлектроклапана 19.3741 проход воздуха возможен через боковой и задний выводы клапана. При запитывании клапана напряжением проход воздуха возможен через центральный и боковой выводы. Напряжение срабатывания клапана – не более 8 Вольт. Сопротивление обмотки 32-42 Ом.
Проверка исправности и регулировка положения микропереключателя 422.3709 карбюратора.
Исправность работы микровыключателя 422.3709 проверяется омметром. Сопротивление замкнутых контактов должно быть не более 0.1 Ом и не менее 100 Ом при разомкнутых. Момент включения-отключения регулируется перемещением микровыключателя в овальных отверстиях крепления. При отпущенной педали привода дроссельной заслонки микропереключатель должен отключать питание на электромагнитном клапане.
Режим принудительного холостого хода инжекторного двигателя
На примере инжекторного двигателя 2111 с системой управления (ЭСУД) Январь 5.1 под нормы токсичности Евро-2 (нейтрализатор и один датчик кислорода) разберемся как осуществляется его работа на режиме принудительного холостого хода.
Для начала определим, что такое принудительный холостой ход для чего он нужен, и когда он наступает.
Что такое принудительный холостой ход?
Принудительный холостой ход (ПХХ) — это режим работы двигателя при котором автомобиль движется по инерции с включенной передачей, дроссельная заслонка при этом полностью закрыта (педаль газа отпущена), а частота оборотов коленчатого вала выше оборотов холостого хода. Например, при движении «накатом» (под горку или на ровном участке дороги), торможении двигателем, или при переключении передач.
Для чего необходим принудительный холостой ход?
Принудительный холостой ход необходим для снижения токсичности выхлопа двигателя автомобиля и уменьшения расхода топлива, так при закрытой дроссельной заслонке топливная смесь поступающая в цилиндры двигателя сильно переобогащается. Достигается это за счет отключения подачи топлива в двигатель на этом режиме.
Как работает система управления инжекторным двигателем на ПХХ?
На принудительном холостом ходу работа двигателя происходит за счет вращения колес. С них крутящий момент передается на коробку и через сцепление на коленчатый вал двигателя. Подачи топлива в цилиндры и ее воспламенение не происходит.
Наступление режима ПХХ и отключение подачи топлива блок управления системы управления (ЭБУ) определят по нескольким признакам.
Дроссельная заслонка полностью закрыта
(сигнал с датчика положения дроссельной заслонки — ДПДЗ)
Движение определенного объема воздуха в двигатель имеется
(сигнал с датчика массового расхода воздуха — ДМРВ)
Двигатель прогрет до рабочей температуры
(сигнал с датчика температуры — ДТОЖ)
Автомобиль движется
(сигнал с датчика скорости — ДС)
Обороты коленчатого вала превышают обороты холостого хода (сигнал с датчика положения коленчатого вала — ДПКВ)
При наличии перечисленных признаков ЭБУ отключает подачу топлива через форсунки. При этом канал подачи воздуха под дроссельную заслонку через регулятор холостого хода открыт. Запорная игла РХХ выставляется блоком управления в такое положение, чтобы в случае перехода на режим холостого хода (ХХ), если, например, водитель выключил передачу, обеспечить требуемое количество воздуха для нормальной работы двигателя на ХХ и предотвратить провалы и подергивания.
Переход с режима ПХХ на режим ХХ происходит при частоте вращения коленчатого вала равном: обороты на холостом ходу (650-750 об/мин) плюс 25 процентов от этой цифры.
Как только хотя бы один из признаков будет нарушен подача топлива включается снова. Например, водитель нажал на педаль газа, дроссельная заслонка приоткрылась, сигнал с ДПДЗ изменился, ЭБУ включает подачу топлива.
Примечания и дополнения
Режим принудительного холостого хода присутствует не только на инжекторных двигателях, но и на карбюраторных. Там за отключение подачи топлива в двигатель через систему холостого хода отвечает система ЭПХХ карбюратора. Подробнее «Режим принудительного холостого хода карбюраторного двигателя».