0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Томский Клуб Автомобилистов

Томский Клуб Автомобилистов

Информационно — познавательный портал для автомобилистов

При прокладке электропроводки в автомобиле важно правильно выбрать сечение провода и грамотно защитить всю цепь.

Зачастую владельцы авто вообще не особо задумываются о качестве и высокой надежности используемых проводов, что конечно же ведет к нарушению техники пожарной безопасности. И дело тут не только в сечении выбранного провода, но и в его типе…

В связи со специфическими условиями эксплуатации электропроводки в автомобиле к ней предъявляются особые требования. Зимой автомобиль не редко подолгу стоит на морозе, а в процессе работы температура в салоне и под капотом быстро повышается. Так же провода зачастую испытывают механическое воздействие (перегибы и вибрации), влияние масел и топлива. Поэтому самым правильным решением при выборе провода в данном случае будет использование провода марки ПГВА.

П — Провод
Г — Гибкий
В — Изоляция из поливинилхлоридного пластиката
А — Автотракторный

Этот тип провода специально разработан для применения в автомобилях и другой аналогичной технике. Рекомендованная температура их применения от -40ºС до +105ºС. Высокая устойчивость к растрескиванию изоляции. Стойкость к воздействию бензина, дизельного топлива, различных масел и кислотных сред…

Что же касается сечения, необходимо правильно выбрать диаметр проводника в зависимости от предполагаемой нагрузки. Слишком толстый провод не всегда возможно проложить, а слишком тонкий может не выдержать нагрузи и расплавиться. Т.к. при превышении номинальной мощности провода он начинает нагреваться, что увеличивает его сопротивление и как следствие ведет к еще большему нагреву!

Ниже приведена таблица для выбора правильного сечения провода в зависимости от нагрузки, при использовании его в составе электропроводки автомобиля, а так же укладке в жгутах…

Так же необходимо учитывать, что любой провод имеет базовое сопротивление. Оно не большое, но если линия прокладки будет продолжительной (например более 10 метров) , ее стоит учитывать. Чем длиннее провод, тем выше его общее сопротивление, а значит больше потери напряжения и нагрев. Поэтому, при большой длине проводов не стоит выбирать сечение на гране максимально допустимой мощности. Лучше сделать небольшой запас.

Так же необходимо защитить любые электрические цепи в авто проводке. При этом устанавливаемый плавкий предохранитель должен рассчитываться исходя из сечения используемого провода, а не только тока самой нагрузки, и устанавливаться до провода, а не в конце всей цепи, перед нагрузкой. Тем самым предохранитель защищает всю цепь от перегрузки и возгорания провода в случае ее возникновения!

Сечение любого провода можно рассчитать исходя из диаметра его токопроводящей жилы по следующей формуле:

Следуя всем этим рекомендация Вы обеспечите надежность и безопасность вашего транспортного средства при подключении дополнительного оборудования.

Провода для автомобильной проводки.

Собрать статью решил из за вопросов:
Какой кабель, провода используются в автомобильной промышленности?

И добавлю второй ответ, на вопрос: -Где купить?
1-Магазины Радиодеталей.
2-Магазины по продаже Автомагнитол и акустики.
3-Базы-склады по электромонтажной продукции.
4-В магазинах-складах: Запчасти для Сельхоз техники.
5-И реже в маленьких магазинах Авто запчастей. в крупных есть.

Редко найдете такой в электро товарах, для строительства дома и.т.п
Сразу напишу, что красивые белые провода типа ПУГНП, не подходят, и не только в авто, а даже в электроснабжение вашего дома, забудьте о них, и живите спокойно.
Провод сетевой ПУГНП гибкий, аналог ШВВП

Для дома, чёрный ВВГ нг LS, или без LS, есть и другие, но этот самый доступный, и качественный.

Одножильный гибкий «черный» провод в «резиновой оболочке», предназначенный для подключения сварочных аппаратов, станков, передвижных устройств типа бетономешалки, циркулярки и.т.д
А также для «соединения масс в авто» ( есть в другой оболочке, а КГ учитываем места, где масла, оболочка слезет, и температура он горюч резина), ну и для изготовления проводов для «прикурить».

Для сварочников от 160 до 240 А типа КГ-16 или КГ 1х25 учитывайте зависимость от длины проводов.
Для прикуривания ГОСТ КГ-6, КГ -10, КГ-16.

Кабель КГ 1х16 — гибкий одножильный провод.
Допустимая величина тока не должна превышать 189 А.
Сечение жилы — 16 мм2

Кабель КГ 1х25
Номинальное сечение жилы — 25 мм2.
Выдерживает токовую нагрузку в 240 А.
Наружный диаметр провода — 13,5-14,6 мм.

По авто проводке, надо исходить от токов использования, и изоляции.
Рядом с двигателем, и выхлопной трубой, используйте с большей рабочей температурой.
В автомобиле, большая часть проводки сечение от 0.75 до 1.5 мм.
Лампа дальнего света 1 шт -5А
5А * 12В получаем 60 Ватт.
Сечение провода можно (но не для максимального) рассчитывайте примерно так.
0.75 мм=7А
1.5 мм = 15 А
2.5 мм = 25 А
Чем больше в одном проводе жил, тем лучше будет держать вибрации.
Чем плавнее (из жесткого в мягкий) сделан переход провода от места соединения до его свободного состояние, тем лучше.

Провода для автомобильной проводки, подобрал цены на основные, по сечению, цвета у всех есть разные.

При выборе провода для автомобильной проводки нужно учитывать факторы воздействия, которым он будет подвергаться при эксплуатации: перепады температур, вибрация, воздействия масел, бензина.
Качественный автомобильный провод должен быть гибким, многпроволочным, с медными жилами, а его изоляция устойчива к морозам, не трескаться, не дубеть и не плавиться на жаре.

И один из важных моментов:
Когда соединяете провода опрессовкой, или пайкой…ОБЯЗАТЕЛЬНО ! место перехода от обжима, или пайки, ( резкий переход от жесткого соединение в мягкий) делайте в темоусадке, или обматывайте изолентой.
Также в таких переходах, уже сделанных на заводе, часто лопается термоусадка, или плотный кембрик…всегда восстанавливайте его, так как в том месте, провод с временем просто отломится.
Переход должен быть плавный от жесткого соединения, иметь переходный участок (термоусадка изолента) в естественную гибкость провода, и тогда будет нормально.

Характеристики отечественных марок проводов для автомобильной проводки, которые можно купить на российском рынке.

ПВА, провод для автомобильной проводки, кабель для автомобильной проводки

ПВА-низковольтный провод высокого класса гибкости (5-ый класс), специально предназначен для использования в автомобильной промышленности.
Допустимая температура эксплуатации до +105 С, хотя предел теплостойкости значительно выше (до 96 часов при t + 135C).
Провод устойчив к нефтепродуктам – маслу, дизельному и бензиновому топливу.
Минимальный срок службы до 10 лет.
ПВА 0,5 от 4.25 руб/м
ПВА 0,75 от 5.68 руб/м
ПВА 1 от 7.23 руб/м
ПВА 1,5 от 9.85 руб/м
ПВА 2,5 от 16.16 руб/м
ПВА 4 от 22.91 руб/м
ПВА 6 от 35.80 руб/м
ПВА 10 от 21.48 руб/м
ПВА 16 от 102.40 руб/м

Провод ПВАМ (М-малогабаритный)

Отличается от ПВА лишь толщиной изоляции, что делает его легче по общей массе, однако разница при монтаже не ощутима. Преимущественное применение в современных легковых и грузовых автомобилях для подключения оборудования бортовой сети. Кабель соответствует европейским стандартам.
ПВАМ 1х1 от 8.50 руб/м
ПВАМ 1х1,5 от 12.75 руб/м
ПВАМ 1х2,5 от 20.25 руб/м
ПВАМ 1х4 от 32.40 руб/м

Есть Кабель ПГВАД 2х0,5
С «Д» в конце, он двойной.

Расшифровка провода ПГВАД 2х0,5:
П — Провод
Г — Гибкий
В — Изоляция из поливинилхлоридного пластиката
А — Автотракторный
Д — С двумя параллельно уложенными медными жилами
2 — количество жил
0,5 — сечение жилы
Элементы конструкции провода ПГВАД 2х0,5:
Провод автотракторный плоский двухжильный с медной токопроводящей жилой высокой гибкости, поливинилхлоридной (ПВХ) изоляцией.

Условия эксплуатации провода ПГВАД 2х0,5:
Провод предназначен для соединения автотракторного электрооборудования и приборов на напряжение до 48 В.
Вид климатического исполнения провода — У, Т.
Категория размещения 1, 2.
Провод предназначен для соединения электрооборудования и приборов.
Температурный диапазон использования от минус 40 до 70°С.
Провод стойкий к воздействию температуры 135 °С в течение 24 ч.
Провод стойкий к тепловой усадке при температуре 150 °С в течение 15 мин.
Провод не распространяет горение при одиночной прокладке.
Провод стойкий к воздействию дизельного топлива, масла и бензина.
Провод стойкий к растрескиванию.
Провод в исполнении Т стойкий к поражению плесневыми грибами.
Провода предназначены для эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 40 до 45°С, при относительной влажности воздуха до 90% при температуре до 27°С.
Монтажные и эксплуатационные изгибы с радиусом изгиба не менее 10 наружных диаметров провода допускаются при температуре не ниже минус 30°С.
Провод соответствует ТУ16.К17-021-94.
Используется 11 различных цветов.
Электрическое сопротивление токопроводящей жилы на длине 1 км, Ом — не более 40,5.
Срок службы проводов — не менее 10 лет.

-ПГВАЭ, провод для автомобильной проводки, кабель для автомобильной проводки.

ПГВА-низковольтный провод повышенной гибкости для автомобильной электрики. Температурный диапазон ниже, чем у ПВА – от – 40 до + 70 С. ПГВА имеет класс гибкости 3, менее гибкий, чем ПВА, но визуально разница незначительна. Этот кабель чаще всего используют для бортовой сети в сельскохозяйственной технике, грузовых машин и пассажирского транспорта. При необходимости защитить передачу электрического сигнала от помех используют экранированный кабель ПГВАЭ.
ПГВАЭ 1х1 от 11.05 руб/м
ПГВАЭ 1х1,5 от 16.58 руб/м
ПГВАЭ 1х2,5 от 26.33 руб/м
ПГВАЭ 1х4 от 42.12 руб/м
ПГВАЭ 1х6 от 58.50 руб/м
ПГВАЭ 1х10 от 83.20 руб/м
ПГВАЭ 1х16 от 133.12 руб/м

Все провода из серии автотракторных проводов (ПВА, ПВАМ, ПГВА, ПГВАЭ и др.) выпускаются разноцветные, что удобно при подключении автомобильного электрооборудования и последующей идентификации.

НВ, провод для автомобильной проводки

НВ, НВМ — относятся к категории универсальных монтажных проводов и применяются для межприборных соединений, преимущественно фиксированный монтаж. Кабель рассчитан на переменное напряжение 600 и 1000 В и постоянное 840 и 1400 В.В качестве токопроводящей жилы используются однопроволочная или многопроволочная луженая медь, что улучшает качество пайки при необходимости. Температурный диапазон до + 105 С. Разница между НВ и НВМ заключается в выпускаемом классе гибкости жил.

Данный провод МЛТП есть в нескольких исполнений, по изоляции.
Условия эксплуатации кабеля МЛТП:

Токопроводящая жила — медная луженая проволока;
Изоляция:
1-й слой — лавсановое волокно.
2-й слой — радиационносшитый термостабилизированный полиэтилен;
Возможно различное цветовое исполнение провода
М — Монтажный
Л — Двухслойная изоляция из лавсанового волокна
Т — Терморадиационностойкий
П — Изоляция радиационносшитого стабилизированного полиэтилена
Провод предназначен для подвижного и фиксированного внутри- и межприборного монтажа электрических устройств.
Для выводных концов электрооборудования
В местах с повышенными температурами и высокими требованиями пожарной безопасности, на АЭС
Для электроаппаратуры на номинальное напряжение 250, 500 В переменного тока частотой до 1000 Гц или 350, 750 В постоянного тока.
При температуре от минус 60 до 150°С.
Провод стойкий к воздействию относительной влажности воздуха до 98 % при температуре до 35°С, к воздействию инея и росы.
Минимальный радиус изгиба при монтаже — 1,5 диаметра провода.
Вид климатического исполнения В.
Провод стойкий к вибрационным, ударным и линейным нагрузкам, к акустическим шумам, к повышенному и пониженному атмосферному давлению, соляному туману, плесневым грибам
МЛТП устойчив к вибрациям, механическим ударам, шуму, химически устойчив (выдерживает масла, бензин, соленую воду).

По просьбам добавил термостойкие провода для бань саун, ну и некоторые в авто по тех условиям.
Разновидности термостойких проводов

1 Провод РКГМ
2 Провод термостойкий MVV
3 Провод ПРКА
4 Провод ПРКС
5 Провод ПВКВ
6 Провод ПМТК

1-Провод РКГМ —Цена от 35 р.м
Многопроволочная медная жила 5 класса гибкости.
Изолирующий слой из кремнийорганической резины или силикона.
Внешний слой представлен оплеткой из стекловолоконных нитей.Стекловолокно, и кремнийорганическая резина устойчивы к воздействию влаги, а также термическому воздействию.Этих материалы не горючи, устойчивы перед плавлением.
При условии отсутствия механических повреждений, изоляционные покрытия совершенно не пропускают влагу, быстро сохнут, в таких помещениях как сауны или бани.

2-Провод термостойкий MVV . Цена от 500 р.м
Многопроволочная медная жила от 4 класса гибкости
Номинальное сечение: от 1 до 25 мм2.
Температура длительной эксплуатации: от -60 до 700 °C.
Температура кратковременной эксплуатации: до 700 °C.
Максимальная рабочая температура проводников: никель (99,20%): 600 °C.

3-ПРКА Кабель Цена от 20 р.м
Класс гибкости составляет от 3 до 4.
Состоит из одной медной многопроволочной жилы в асбестовой изоляции, которая пропитана кремнийорганическим лаком.
Устойчивый к истиранию, а главное — термостойкий проводник, выдерживает длительное воздействие температуры до 300 градусов Цельсия (до 3000 часов).

4-ровода ПРКС: Цена от 40 р.м
Класс гибкости токопроводящих жил — 3.
Радиус изгиба при монтаже — не менее 4 наружных диаметров провода.
Провод предназначен для эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 50 до 180°С и относительной влажности до 98%.
Провод не распространяет горение, имеет низкое дымообразование и низкую коррозионную активность продуктов газовыделения при горении и тлении.
Провод может изготавливаться в маслобензостойком исполнении.

5-Провод ПВКВ Цена от 15 р.м
Вид климатического исполнения провода — О2.
Минимальный радиус изгиба при монтаже — два диаметра провода.
Стойки к воздействию вибрации и механических ударов
Провод выдерживает не менее 20 циклов изгибов вокруг цилиндра диаметром, равным двукратному диаметру провода.
Стойки к воздействию плесневых грибов
ПВКВ в отличии от РКГМ также стойки к воздействию лаков и пропиточных составов
Длительно допустимая температура эксплуатации провода — минус 60 до 180°С.
Класс нагревостойкости — Н.
Провод предназначен для работы при напряжении 380 и 660В частотой до 400 Гц, при отсутствии воздействия агрессивных сред и масел.
Провод стоек к воздействию пониженной рабочей температуры среды до минус 60°С.
Провод стойкий к воздействию лаков и пропиточных составов.
Провод предназначен для эксплуатации при относительной влажности воздуха до 100% при температуре до 35°С.
Монтаж провода без предварительного нагрева должен производиться при температуре не ниже минус 15°С.

6-Провод ПМТК Цена от 20 р.м
Токопроводящая жила: многопроволочная, медная (4-й или 5-й класс)
Изоляция: кремнийорганическая (Si), «СИЛИКОН» (профиль провода плоский)
Диапазон температур эксплуатации: от -60ºC до +200ºC
Рабочее напряжение: 660 В
Влагостойкость до 100%
Устойчив к ультрафиолетовому облучению
Срок службы не менее 25 лет
Провода используются в машиностроении, в химическом производстве, в пищевой промышленности, в нефте-газодобывающей отрасли, в металлургии (на участках с повышенной температурой и для обеспечения надежной работы контрольно-измерительной аппаратуры). Для прокладки, как во влажных, так и в сухих помещениях, в агрессивных средах и на открытом воздухе.

Добавил.
Простой расчёт:
Сечение кабеля, умноженное на 10, получаем мах. рабочий ток.
Узнать ток, можно мощность, разделить на напряжение.
Скажем 60Ват лампа разделить на 12 Вольт Получаем 5 Ампер.
А если из 12Вольт 5 вольт 2 Ампера, то 12 вольт делим на 5= в 2.4 меньше.
Значит наши 2 А делим на 2.4 = 0.83А с стороны 12 вольт.
Ну сечение здесь под 1 Ампер выбираем, с учётом физической прочности, и окружения эксплуатация.
Такого рода расчёты, они в большинстве случаев будут оптимальны, и безопасны.
Просто не надо уходить в меньшую сторону в расчётах, ну и при покупки кабеля по деньгам в.т.ч, так как ТУ контрафактное бродит, и если вы не оптовый, то и цена должна быть рыночная.
Калькулятор расчёта сечения кабеля
www.smol-avtozvuk.ru/kalk…scheta-sechenija-kabelja/

Подбор кабеля по маркировке AWG и мм2 .

Зависимость Тока от сечения и метража кабеля.
Мощность в таблице для 220В

Выбор сечения проводов автомобильной проводки

Электрический ток, проходя по любому проводнику, нагревает его.

Если проводник нагрет незначительно, то выделяемое им тепло быстро рассеивается в воздухе й температура проводника остается сравнительно небольшой. При увеличении тока в проводнике, естественно, возрастет и количество выделяемого тепла, которое, не успевая рассеиваться в воздухе (так как поверхность охлаждения данного проводника остается неизменной), приведет к значительному повышению температуры проводника.

В результате может загореться изоляция проводника, а при значительном токе может расплавиться металл проводника. Кроме того, нагревание провода свидетельствует о том, что часть электрической энергии теряется бесполезно в проводах, или, как говорят, в проводах происходит падение напряжения. От этого понижается напряжение, подводимое к потребителям.

Совсем избежать нагревания проводов невозможно. Тем не менее потери электрической энергии могут быть небольшими, если правильно выбрать сечение провода.

Существуют нормы наибольшего допустимого тока для каждого стандартного сечения проводника.

Выбор сечения провода по этим нормам называется расчетом по допустимому току (плотности тока).

Следует помнить, что этот метод применим только для проводов сравнительно коротких электрических цепей, какими являются, например, цепи зажигания и электрооборудования на автомобилях. По этому же методу можно выбирать провода, подходящие от распределительного щитка к электромотору какого-либо станка или устройству для зарядки аккумуляторных батарей и т. д.

Наибольший допустимый ток в изолированных проводах при открытой проводке

Площадь поперечного сечения провода в кв. ммНаибольший допустимый ток в а
для провода с медной жилойдля провода с алюминиевой жилой
0,759
1119
1,51411
2,52014
42520
63125
104331
167543
2510075
35125100
50160125
70200160
95240200
120280240

Данные для выбора сечения проводника по плотности тока приведены в табл. 5 и 6. Табл. 5 служит для выбора сечений изолированных проводов открытой проводки, применяемой для осветительной и силовой сети, мастерских, зарядных станций и временных электрических установок полевого типа (зарядных устройств, освещения и пр.). На автомобилях, где условия охлаждения проводов значительно хуже, приходится брать пониженную плотность тока; данные для расчета сечения этих проводов, независимо от их марки, приведены в табл. 6.

Таблица 6
Наибольший допустимый ток в изолированных проводах, применяемых на автомобилях

Площадь поперечного сечения проводника в кв» ммНаибольший допустимый ток в а
1,03
1.56
2,515
420
625
1035
1650
2570
3580
5090
70100
95125
120150

Марка провода при выборе сечения его жилы в зависимости от проходящего тока во внимание не принимается.

Пример 1. Необходимо определить, какого сечений следует поставить соединительный провод между генератором и аккумуляторной батареей на автомобиле, если зарядный ток в указанной цепи не превышает 12 а.

Так как провод будет проложен на автомобиле, поэтому подбирать его сечение следует по табл. 6. Из таблицы видно, что ток в 12 а находится между 6 и 15 а, которым соответствуют провода сечением 1,5 и

2,5 кв. мм. Так как 12 а больше б а, то сечение в 1,5 кв. мм принять нельзя, а приходится брать ближайшее большее, т. е. 2,5 кв. мм, которому соответствует наибольший ток в 15 а.

Пример 2. В ремонтной мастерской необходимо сделать проводку тока от распределительного щитка к электромотору токарного станка. Мощность электромотора 5 кет при напряжении 220 в. Какого сечения взять медный провод?

Прежде всего определим ток, потребляемый электромотором при полной нагрузке.

Для этого мощность электромотора (5 квт = 5 000 вт) разделим на напряжение (220 в).

5000 / 220 = 22.8 а

Теперь, пользуясь табл. 5 (для открытой проводки), устанавливаем, что 22,8 а находится между 20 и 25 а, которым соответствуют сечения 2,5 и 4 кв. мм. Принимаем ближайшее большее сечение провода — 4 кв. мм.

В тех случаях, когда провода служат для кратковременного подведения тока к какому-либо потребителю, как, например, к стартеру, а длина проводов невелика, наибольший допустимый ток для данного сечения проводника может быть увеличен в четыре-пять раз.

Расчет сечения автомобильного провода

Выбор (расчет) сечения силового кабеля для усилителя

Акустика: DLS R6.2

Усилитель: MDLab AM-MB4

Расстояние от усилителя до АКБ: 5 метров (в багажнике).

1) Ищем номинальное сопротивление акустики – в моем случае 4Ом.

2) Ищем номинальную мощность усилителя при сопротивлении 4Ом.

3) Находим: 4 канала по 75 Вт при нагрузке 4 Ом, в таком случае максимальная потребляемая мощность 4х75=300Вт.

4) Зная, что номинальная мощность усилителя примерно составляет 50% от максимальной (пиковой RMS) мощности усилителя, то определяем RMS=300*2=600Вт

5) Основным условием расчета сечения является ограничение падения напряжения на кабеле по всей длине с учетом положительной и отрицательной ветви до уровня 0,5 В. Минимальное сечение батарейного кабеля определяется по формуле:

Smin = 2*L*(Рнаг / (Umin bat*Nbat))*р/дельтаU, (кв.мм),

L – расстояние от АКБ до источника потребления(м);

  1. наг – мощность усилителя
  2. ; – коэффициент удельного сопротивления меди = 0,0175 (Ом*кв.мм/м)при 20 С;

дельтаU – допустимое падение напряжения на батарейном кабеле = 0,2 В.

(Если это много, то число можно сделать и поменьше).

Smin = 2*5*(300/(13,4*1))*0,0175 / 0,2 = 19.6 (кв.мм).

Делаем проверку расчета по таблице, для силы тока I = 600Вт / 13В = 46 А подбираем строку 50А и длину 4,6м – по вертикали получаем сечение 20 кв.мм. Что соответствует кабелю 4Ga. (21кв мм).

В нижеприведенных таблицах приводится зависимость сечения кабеля, проводов и автомобильных проводов в зависимости от силы тока или мощности.

Проложенные открытоПроложенные в трубе
Сеч.МедьАлюминийМедьАлюминий
каб.,ТокW, кВтТокW, кВтТокW, кВтТокW, кВт
мм2А220в380вА220в380вА220в380вА220в380в
0,5112,4
0,75153,3
1,0173,76,4143,05,3
1,5235,08,7153,35,7
2,0265,79,8214,67,9194,17,214,03,05,3
2,5306,611,0245,29,1214,67,916,03,56,0
4,0419,015,0327,012,0275,910,021,04,67,9
6,05011,019,0398,514,0347,412,026,05,79,8
10,08017,030,06013,022,05011,019,038,08,314,0
16,010022,038,07516,028,08017,030,055,012,020,0
25,014030,053,010523,039,010022,038,065,014,024,0
35,017037,064,013028,049,013529,051,075,016,028,0
Номин. сечение, мм2Сила тока в одиночном проводе, А при длительной нагрузке и при температуре окружающей среды, оС
20305080
0,517,516,514,09,5
0,7522,521,517,512,5
1,026,525,021,515,0
1,533,532,027,019,0
2,545,543,537,526,0
4,061,558,550,035,5
6,080,577,066,047,0
16,0149,0142,5122,088,5

Примечание: при прокладке проводов сечением 0,5 – 4,0 мм2 в жгутах, в поперечном сечении которых по трассе содержится от двух до семи проводов, сила допустимого тока в проводе составляет 0,55 от силы тока в одиночном проводе согласно таблице, а при наличии 8-19 проводов – 0,38 от силы тока в одиночном проводе.

Хотим обратить ваше внимание, что на этапе прокладки проводки для силовых потребителей в вашем доме, есть смысл подумать о прокладке слаботочных проводов для компьютерных сетей, кабельного телевидения и для охранной сигнализации.

Заморочился сделать на инвертор (300W) отдельный провод с вилкой для «прикуривателя». Вилка есть, встал выбор за проводом. Маркировка на идущем в комплекте проводе (под клеммы) говорила о том, что провод на 2 квадрата. Это, в общем-то, нормально, если следовать негласному правилу автоэлектриков, что на каждый 1мм2 сечения провода подключаемая нагрузка 10А.

Но под рукой был только один подходящий отрезок провода в двойной изоляции который подключить к имеющейся вилке прикуривателя не получалось из-за излишней толщины и неудобной конструкции в самой вилке. Задумался над тем, что если использовать более тонкий провод и какие расчёты есть на сей счёт.

И вот нашёл такую замечательную таблицу для выбора сечения автомобильного провода, с прямой зависимостью от силы тока и плюс с учётом температуры, в которой он будет использоваться.

В моём случае, при максимальной нагрузке в 25А и желании работать до температуры в 50°С, получается, что достаточно провода сечением на 1.5 квадрата.

Надеюсь, что данная табличка окажется кому-то ещё полезной и востребованной.

Выбор кабеля и провода для монтажа проводки в автомобиле.

Перед монтажом дополнительной силовой проводки или при ремонте (замене) проводки в автомобилях и других транспортных средствах возникают вопросы по правильному выбору и применению необходимого для монтажа провода.

При выборе проводов и кабелей на первое место выступают требования пожарной безопасности.

Электропроводку в транспортном средстве приходится прокладывать в кузове по углам и порогам, через переборки и случайные подходящие отверстия. Провода в процессе эксплуатации могут подвергаться воздействию высоких и низких температур, воды, льда, кислот, масла, топлива, а также трению, вибрации, ударам и тряске и другим разрушающим факторам. Следует помнить, что летом температура в автомобиле, стоящем на солнце c закрытыми стеклами, в средних широтах может достигать+50. 60°С, а на юге +80. 90°С.

Зимой, в сильные морозы, автомобиль может остывать в средних широтах до -30. 40°С, на Урале и в Сибири до -50. 60°С, а в Якутии до -70°С.

Опасно применять жесткий провод с ненадежной, легко растрескивающейся изоляцией! Такой провод может быть причиной короткого замыкания проводки и пожара! Необходимо применять провода и кабели, которые соответствуют по току и по климатическим и эксплуатационным условиям месту их установки.

Провод должен быть гибким и иметь прочную изоляцию, которая не должна твердеть (дубеть) при минусовых температурах и не должна размягчаться (плыть) при нагревании. Токопроводящая жила (проводник) кабеля должна быть медной и многопроволочной, хорошо и без потерь проводить номинальный ток, на который рассчитана электрическая цепь. При токовой перегрузке цепи или коротком замыкании, до сгорания плавкой вставки предохранителя цепи, проводник не должен нагреваться до температуры плавления изоляции кабеля.

Если по каким-то причинам возник пожар, то изоляция проводов не должна распространять горение.

Отечественной кабельной промышленностью производится широкий ассортимент проводов и кабелей, пригодных для силовой проводки в транспортных средствах.

Кабель

Назначение

Сече ­ ние, мм 2

Изоляция

Температура экспл .

НВ, НВМ

ПВА

ПГВА

ПВАМ

ПВЭп -М

ПВКВ

ПВ3

Зарубежной промышленностью производится специальные провода и кабели для силовой проводки в автомобилях. Эти кабели идеально соответствуют предъявляемым им требованиям.

Они отличаются полупрозрачной оболочкой (изоляцией) красного или коричневого цвета и характерным плетением многопроволочной токопроводящей жилы, которая состоит из свитых между собой пучков проволочек. Недорогие кабели имеют провода из простой меди, а более дорогие — провода из бескислородной меди, которая придает проводам пониженное сопротивление и, следовательно, более низкие потери.

Кабели имеют типовые маркировки, например: Power Cable — силовой кабель

Belsis , Proleader и т.д. — торговая марка поставщика или производителя

OFC ( Oxygen — Free Copper ) — проволока изготовлена из бескислородной меди

№20 — No20 — Nr20 — #20 — калибр (размер) токопроводящей жилы кабеля 20 калибра и т.д.

AWG — American Wire Gauge — Американский сортамент для проволоки

SWG — Standard Wire Gauge — Стандартный сортамент BWG — Birmingham Wire Gauge — Бирмингемский сортамент

Провода одного и того же калибра в разных сортаментах немного отличаются диаметром провода (жилы). Сортамент AWG считается основным для силовой автомобильной проводки.

Калибр AWG

Диаметр, мм

Сечение, мм 2

Сопротивление, Ом/ м

Аналог, мм 2

20

19

18

17

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1/0

00

000

0000

Для выбора калибра (сечения) необходимого кабеля необходимо знать:

• максимальный ток, потребляемый нагрузкой;

• длину проводов от нагрузки до аккумулятора;

• номинальное напряжение аккумуляторной батареи или другого источника, которые предназначенных для питания нагрузки.

Провод должен иметь такое сечение (толщину) проводника провода, при котором падение напряжения на сопротивлении провода при максимальном (долговременном) потребляемом токе составляет не более 10% от номинального напряжения аккумулятора. При импульсном (кратковременном) потреблении тока допускается падение напряжения 15%. Если аккумулятор имеет напряжение +12V, то максимальное допустимое падение напряжения не должно превышать +1,2V (в импульсе до +1,8V), Напряжение бортсети +12V имеют бензиновые легковые и грузовые автомобили, автобусы и легкие дизельные автомобили. Напряжение +24V имеют дизельные внедорожники, тяжелые грузовики и автобусы.

Падение напряжения на сопротивлении проводника вызывает выделение мощности и нагревание проводника. Так как проводник кабеля (провода) размещен в изоляционной оболочке, то изоляция препятствует его охлаждению. Для уменьшения нагрева необходимо выбрать сечение проводника с учетом коэффициента плотности тока, который может для различных условий прокладки провода иметь значение от 1 до 10 А/мм2. Среднее значение плотности тока для изолированного провода проложенного открытой проводкой в нормальных температурных условиях соответствует 6 А/мм2.

Можно определить максимальный ток, потребляемый нагрузкой по номиналу плавкой вставки предохранителя нагрузки или по сумме номиналов вставок, если нагрузок несколько. Можно также определить максимальный ток, если известна выходная мощность УНЧ, по формуле: Iмах = Р:6

Пример 1 : рассчитать калибр (сечение) кабеля , если нагрузкой аккумулятора +12V является усилитель мощности звука с выходной мощностью 2x200W. Расстояние между усилителем и аккумулятором 6 метров.

Расчет :

Мощность нагрузки 2x200W = 400W

Максимальный ток 400W: 6 = 67А

Сечение кабеля 67А: 6А/мм2 = 11,2 мм2

Кабель близкий к сечению 11,2 мм2, это кабель калибра №7 AWG сечением 10 мм

Этот калибр кабеля имеет на 6 метров сопротивление проводника (см. таблицу): 6 м х 0,0018Ом = 0,001Ом

Падение напряжения на проводнике кабеля: 67А х 0,0011 Ом = 0,74 V, что составляет 7,4% от напряжения + 12V

Из расчета следует, что кабель калибра №7 выбран правильно.

Сечение токопроводящей жилы определяют по формуле: S = πD 2 /4, где π = 3,14, D — диаметр жилы.

Для того чтобы предотвратить пожар от короткого замыкания силового провода на массу, необходимо на «плюсовой» провод установить держатель предохранителя (плавкой вставки). Рекомендуется устанавливать держатель предохранителя типа «колба». Он имеет характерный прозрачный герметизированный корпус и позволяет зажимать провод до калибра №000. Его устанавливают в разрыв кабеля в непосредственной близости от «плюсовой» клеммы аккумулятора. Корпус держателя предохранителя должен быть надежно закреплен. Номинал плавкой вставки предохранителя выбирается на 20. 30% больше максимального потребляемого нагрузкой тока. Силовой провод от предохранителя до нагрузки должен одним мерным отрезком (из одного куска). Наличие соединений ухудшает надежность и может быть причиной потерь напряжения при большой потребляемой мощности. Если же по каким-либо причинам приходится соединять (сращивать) провода, то для соединения проводов нужно применять специальные «автомобильные» муфты или распределители (дистрибьюторы) с надежными зажимными контактами и изолированным корпусом из термостойкого пластика. При отсутствии специальных соединительных изделий можно применять клеммные блоки, колодки и монтажные коробки для промышленной или бытовой электропроводки.

Запрещается использовать изоляционную ПХВ ленту в качестве изолятора сращиваемых концов кабеля.

Если требуется на провод установить наконечник для контактного болтового соединения, то на зачищенный от изоляции провод надеть наконечник с внутренним диаметром хвостовика соответствующим калибру провода, хвостовик обжать специальным инструментом и место обжима желательно опаять припоем. При прокладке кабеля рекомендуется, во избежание повреждения, поместить его в гофротрубку подходящего диаметра. Если проводка проходит через места с острыми металлическими краями кабель необходимо пропускать сквозь резиновые или нейлоновые уплотнители (обтираторы).

Соединение нагрузки и аккумулятора необходимо производить двумя разнополярными кабелями с изоляцией разного цвета и с одинаковым калибром токопроводящей жилы.

Запрещается использовать металлические кузов или шасси автомобиля в качестве «минусового» провода питания, т.к. из- за сварных швов и плохих контактных соединений возможно падение напряжения питания нагрузки.

При сборке кузова автомобиля, детали шасси и кузова соединяются между собой с помощью сварки, клепки и резьбовых соединений. Эти соединения должны обеспечить жесткость механической конструкции и гальванический контакт между ее отдельными частями, но для силовых токов они создают кузовные суммарные переходные сопротивления.

Механические соединения в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются коррозии, ржавлению и окислению, что приводит к увеличению суммарных переходных сопротивлений, которые могут достигать величины 0,5…1,5 Ом.

Например , если нагрузка имеет ток потребления 10А, то на кузовном переходном сопротивлении в 1,0 Ом произойдет, по закону Ома, потеря напряжения +10В. Если нагрузка имеет питание от аккумулятора +12В, то для ее питания остатка напряжения в +2В будет недостаточно.

Электрический ток — упорядоченное движение электрического тока в проводнике.

Плотность тока — распределение электрического тока по сечению проводника.

Провод электрический — неизолированный или изолированный проводник электрического тока, состоящий из одной или нескольких проволок.

Кабель электрический — один или несколько изолированных проводников (токопроводящих жил), заключенных в защитную оболочку.

Силовой кабель — электрический кабель для передачи электроэнергии.

Поделился опытом Сарычев Владимир

Практические советы как выбрать кабель/провод для дома, квартиры или дачного участка

Сообщения о пожарах, причиной которых была неисправная электропроводка, в последнее время настолько часты, что мы начали относиться к такой беде как к неизбежному злу. И совершенно напрасно. Хотя количество электроприборов в жилищах и их мощность резко возросли, правильный выбор марки проводов и кабелей способен помочь нам избежать многих неприятностей.

Оснащение вашей квартиры многочисленными электробытовыми приборами требует множества разных проводов и кабелей, о выборе и размещении которых надо подумать заранее.

Известно, что танцевать надо от печки. А значит, для начала определим, что предстоит электрифицировать. Это важно. Ибо, если у вас двухэтажный каменный коттедж, стоящий на пригорке, никогда не заливаемом водой, а все работы на участке ограничиваются стрижкой газонов, решение будет одно. Если же, например, место болотистое, с близким залеганием подземных вод, и вы хотите подвести электричество к деревянной баньке, где установлена электрокаменка для сауны, а на участке вы осуществляете вспашку земли при помощи трактора, то решение будет совсем другим. Тем не менее, в обоих случаях не обойтись без кабеля. Рассмотрим процесс выбора кабеля по шагам. Вопрос стоимости полученного решения сознательно оставляем за рамками статьи, здесь все зависит лишь от толщины вашего кошелька.

Только не забывайте, что хорошо и одновременно дешево не бывает.

Провода и кабели различаются по количеству жил (от 1 до 37), сечению (от 0,75 до 800 мм²) и номинальному рабочему напряжению.

Провода изготавливаются с изоляцией на напряжение 380, 660 и 3000 В переменного тока, кабели — на любое напряжение. У изолированного провода токопроводящая жила заключена в оболочку из резины, поливинилхлорида или винипласта. Для предохранения от механических повреждений и воздействий внешней среды изоляция некоторых марок проводов покрыта снаружи хлопчатобумажной оплеткой, пропитанной противогнилостным составом.

Провода, предназначенные для прокладки в местах, где имеется повышенная опасность их механического повреждения, защищаются дополнительной оплеткой из стальной оцинкованной проволоки.

Немного о терминах

Жила — в общем случае отдельный проводник.

Провода — изделия, содержащие одну или более изолированных жил либо скрученных проволок, поверх которых имеется легкая защитная оболочка (например, металлическая обмотка, обмотка или оплетка из волокнистых материалов).

Установочный провод — провод для электрических распределительных сетей низкого напряжения.

Электрический шнур — провод сечением до 1,5 мм² с изолированными жилами повышенной гибкости. Служит для подсоединения подвижных устройств. Жилы в данном случае обязательно многопроволочные. Кроме того, они соединены между собой скруткой или общей оплеткой.

Кабель — это несколько изолированных проводов, заключенных в одну или несколько защитных оболочек.

Так что, если у вас в руках нечто очень гибкое, имеющее одинарную изоляцию и толщину не более мизинца, это, скорее всего, шнур. Если же речь идет об изделии толщиной с вашу руку и примерно такой же жесткости, состоящем из одиночных проводников и снабженном двойной изоляцией, это кабель. В случае, когда нужно подвести электричество к коттеджу или электрифицировать участок, да к тому же не хочется портить вид висящими проводами, потребуется именно кабель. Как же его выбрать?

Выбор материала проводников

Медь предпочтительнее алюминия. Она имеет большую проводимость и менее подвержена коррозии. К тому же по сравнению с медью алюминий непрочен и при нескольких изгибах может попросту сломаться. Отрицательным свойством алюминия является и его быстрая окисляемость в случае соприкосновения с воздухом, результат — образование на поверхности тугоплавкой окисной пленки. Она плохо проводит электрический ток, а значит, препятствует созданию хорошего контакта. Место с плохим контактом будет греться, искрить, еще более окисляться, еще более греться, а там недалеко и до пожара. И если вы не хотите звонить 01, вам придется периодически проверять места крепления алюминиевых жил к электрическим приборам. При креплении в винтовых зажимах алюминий проявляет другой свой недостаток — низкий предел текучести. В результате этого алюминий выскальзывает из-под зажима («течет»), ослабляя контакт. Таким образом, алюминиевые провода, находящиеся в распределительных коробках и других устройствах, где для соединения используются зажимы, тоже требуют периодической проверки и поджатия.

Помимо этого, при контакте алюминия с медью образуется гальваническая пара, в которой алюминий, подвергаясь электрокоррозии, разрушается. Что ведет к дополнительному ухудшению соединения. А о результатах этого явления мы только что говорили.

Выбор сечения кабеля

Кабель обычно состоит из 2–4 жил. Сечение (точнее, площадь поперечного сечения) жилы определяется ее диаметром.

Напомним: площадь круга S = 0,78d², где d — диаметр круга. Исходя из практических соображений, при малых значениях силы тока сечение медной жилы берут не менее 1 мм², а алюминиевой — 2 мм².

При достаточно больших токах сечение провода выбирают по подключаемой мощности.

Обычно исходят из расчета мощности, что нагрузка величиной 1 кВт требует 1,57 мм² сечения жилы. Отсюда следуют приближенные значения сечений провода, которых следует придерживаться при выборе его диаметра. Для алюминиевых проводов это 5 А на 1 мм²., для медных — 8 А на 1 мм². Проще говоря, если у вас стоит проточный водонагреватель на 5 кВт, то подключать его надо проводом, рассчитанным не менее чем на 25 А, и для медного провода сечение должно быть не менее 3,2 мм². Учтите, из ряда предпочтительных величин сечений (0,75; 1; 1,5; 2,5; 4; 6 мм² и т. д.) для алюминиевых проводов сечение выбирают на ступень выше, чем для медных, так как их проводимость составляет примерно 62% от проводимости медных.

Например, если по расчетам нагрузки для меди нужна величина сечения 2,5 мм², то для алюминия следует брать 4 мм², если же для меди нужно 4 мм², то для алюминия — 6 мм² и т. д.

А вообще кабель лучше выбирать большего поперечного сечения, чем требуется, — вдруг вы захотите подключить еще что-нибудь? Кроме того, необходимо проверить, согласуется ли сечение проводов с максимальной фактической нагрузкой, а также с током защитных предохранителей или автоматического выключателя, которые обычно находятся рядом со счетчиком.

Таблица выбора сечения кабеля при прокладке проводов открыто и в трубе

Сечение кабеля, мм²Проложенные открытоПроложенные в трубе
МедьАлюминийМедьАлюминий
ТокW, кВтТокW, кВтТокW, кВтТокW, кВт
А220 В380 ВА220 В380 ВА220 В380 ВА220 В380 В
0,50112,4
0,75153,3
1,00173,76,4143,05,3
1,50235,08,7153,35,7
2,00265,79,8214,67,9194,17,214,03,05,3
2,50306,611,0245,29,1214,67,916,03,56,0
4,00419,015,0327,012,0275,910,021,04,67,9
6,005011,019,0398,514,0347,412,026,05,79,8
10,008017,030,06013,022,05011,019,038,08,314,0
16,0010022,038,07516,028,08017,030,055,012,020,0
25,0014030,053,010523,039,010022,038,065,014,024,0
35,0017037,064,013028,049,013529,051,075,016,028,0

Выбор сечения одиночного проводника гибкого многожильного автомобильного провода

Номинальное
сечение, мм²
Сила тока в одиночном проводе, А,
при длительной нагрузке
и температуре окружающей среды, °С
20,030,050,080,0
0,5017,516,514,09,5
0,7522,521,517,512,5
1,0026,525,021,515,0
1,5033,532,027,019,0
2,5045,543,537,526,0
4,0061,558,550,035,5
6,0080,577,066,047,0
16,00149,0142,5122,088,5

Примечание: при прокладке проводов сечением 0,5–4,0 мм² в жгутах, в поперечном сечении которых по трассе содержится от двух до семи проводов, сила допустимого тока в проводе составляет 0,55 от силы тока в одиночном проводе согласно таблице, а при наличии 8–19 проводов — 0,38 от силы тока в одиночном проводе.

Выполнение проводки

По способу выполнения электропроводка может быть открытой и скрытой.

Скрытые проводки делятся на две группы. К первой относятся проводки в разного рода трубах: стальных, стеклянных, асбоцементных, резиновых и др. Вторую группу образуют проводки в элементах строительных конструкций, без труб.

Трубная прокладка позволяет в случае надобности производить беспрепятственную замену проводов. В сухих помещениях скрытая проводка осуществляется в трубах (изоляционных, изоляционных с металлической оболочкой, стальных), в глухих коробах, замкнутых каналах, а также специальными проводами. Во влажных помещениях — в трубах (изоляционных влагостойких, стальных), глухих коробах и тоже специальными проводами. В сырых и особо сырых помещениях скрытая проводка допускается только в изоляционных влагостойких трубах.

Если вы собираетесь использовать трубы при проведении электричества по участку, имейте в виду, что они в основном защищают кабель от механических повреждений (гарантируя, что вы, вскапывая грядки, случайно не заденете его лопатой или культиватором). Особо не обольщайтесь, что трубы защитят проводку от влаги, вода дырочку найдет. К тому же в трубах возможно образование конденсата из воздуха, проникающего на входном или выходном конце. Но пусть это вас особо не беспокоит. Сами кабели производятся герметичными. Перед выпуском в продажу их 12 часов выдерживают в воде под напряжением, превышающим номинальное.

Поэтому лучше подумайте о глубине укладки кабеля. Бронированные кабели можно укладывать просто в землю, но лучше, чтобы это было ниже глубины промерзания. В противном случае расширение и сжатие земли способны вызвать обрыв кабеля. Правда, глубина эта может оказаться больше, чем глубина залегания подземных вод. Класть кабель в воду тоже нежелательно. Компромиссом может быть прокладка в асбестовых трубах с дополнительной их герметизацией.

А для обеспечения кабелю возможности сжиматься и расширяться его при прокладке не стоит натягивать (особенно если вести работы в летние месяцы, — зимой кабель сожмется и может лопнуть).

Другой вариант — использовать кабели марок АВБбШв и ВБбШв, выдерживающие механические нагрузки.

Согласование плана проводки

Координаты разрешающего органа энергонадзора можно узнать либо в дирекции вашего садового товарищества, либо в районной администрации. Конечно, обычно согласованием никто не занимается. Но если случится несчастье и в результате замыкания произойдет пожар или что-либо подобное, страховые компании при отсутствии подобного документа могут отказаться от возмещения вам ущерба.

Расчет сечения кабеля (провода)

Расчет сечения кабеля (провода) производится для того, чтобы подобрать провод оптимального сечения, который будет соответствовать всем требованиям надежности и безопасной эксплуатации электропроводки, а также будет иметь допустимое сопротивление в конкретном случае.

Если вы выберете сечение не соответствующее его токовым нагрузкам, то это приведет к недопустимому падению напряжения, чрезмерному нагреву провода, а в худшем случае плавлению изоляции, короткому замыканию и пожару.

Для низковольтных систем сечение провода требуется больше, чем для систем с более высоким напряжением. Это объясняется тем, что для получения одной и той же мощности при разных напряжениях будет протекать разный ток, который определяет необходимое сечение. Например, согласно формуле I=P/U, при мощности в 1200Вт, ток при напряжении 220В будет равен 5,45А, а для получения этой же мощности при 12В ток должен быть 100А!

Допустимый длительный ток для проводов и шнуров с резиновой и поливинилхлоридной изоляцией с медными жилами согласно ПУЭ («Правила устройства электроустановок») приведен в таблице. Данные указаны при температуре: жил +65, окружающего воздуха +25 и земли + 15°С.

При выборе сечения с помощью данной таблицы не стоит забывать о потерях напряжения в зависимости от сечения, тока и длины кабеля.

Давайте попробуем разобраться, как зависят потери напряжения от сечения, тока и длины кабеля. Для примера возьмем ток 100А, который будет протекать при мощности 1200Вт в инверторно-аккумуляторной системе 12В. Длину кабеля от инвертора до аккумулятора примем равной 2 метра (два кабеля по одному метру – плюс и минус). Сечение провода возьмем из таблицы — 16мм2.

Согласно закону Ома:

U = I*R, где:

U — напряжение;
I — ток;

R — сопротивление, Ом.

В нашем случае R — это сопротивление провода, которое рассчитывается по формуле:

R = ρ*L/S, где:
ρ — удельное сопротивление, Ом•мм²/м (Удельное сопротивление меди 0,0175-0,0182 Ом•мм²/м, при 20 о С. С повышением температуры сопротивление кабеля увеличивается);
L — длина провода, м;
S — площадь поперечного сечения, мм².

Подставим сопротивление провода R = (ρ*L) / S в закон Ома и получим:

U = I*ρ*L/S, где U – падение напряжения, В.

Т.е. используя кабель с сечением 16мм 2 мы потеряем 0,22В, что составляет 1,82% от заданного напряжения, если же мы будем использовать кабель с сечением 35мм², что более верно в данном случае, то получим потери напряжения всего 0,1В или 0,83%.

Стоит принимать во внимание, что чем больше сечение провода, тем меньше его сопротивление, и, следовательно, меньше потери в нем. Также стоит учитывать, что чем больше сечение провода, тем выше его стоимость. Поэтому при выборе сечения нужно искать «золотую середину», при этом делая больший акцент на меньшие потери, надежность и безопасную эксплуатацию электропроводки.

Провода для автомобильной проводки

Подписка на рассылку

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Современный автомобиль не будет работать без электричества: оно необходимо для старта двигателя, освещения дороги и салона, работы электронных систем. Навигация, кондиционирование воздуха, работа аудиосистем, сигнализации и многое другое – все это немыслимо без электричества. Соответственно количество проводов в автомобиле исчисляется даже не десятками, а сотнями метров.

Специфические условия эксплуатации проводки предъявляют к ней особые требования. Зимой автомобиль не редко подолгу стоит на морозе, а в процессе работы температура в салоне и под капотом быстро повышается. Провода для автомобильной проводки часто испытывают механическое воздействие, влияние масел и топлива. При этом к ним предъявляется особые требования по продолжительности эксплуатации, так как любой автомобилист не хочет ежемесячно тратить время и деньги на замену проводов. Именно поэтому все производители используют провода марок ПГВА, ПВА, ПВАМ, соответствующие специфическим условиям эксплуатации.

Основные преимущества автомобильных проводов

Провода для автомобильной проводки обладают следующими основными преимуществами:

  • рекомендованная температура применения от -40ºС до +105ºС;
  • высокая устойчивость к растрескиванию изоляции;
  • стойкость к воздействию бензина, дизельного топлива, машинного масла, кислотных сред;
  • не распространяют пламя;
  • устойчивы к многократным ударам при высоком ускорении;
  • высокая гибкость, эластичность и износоустойчивость изоляции;
  • высокий ресурс и продолжительный срок эксплуатации.

Добиться подобных преимуществ позволяет использование в качестве токопроводящего кабеля медной многопроволочной жилы круглого сечения, специального материала изоляции. Большое количество жил не только обеспечивает надежность, и выступает в качестве защиты при перегрузках. Материал изоляции проводов – ПВХ пластикат, он отличается высокими эксплуатационными характеристиками, устойчивостью к старению. В качестве изоляции силовых проводов используется каучук – классический материал, не нуждающийся в дополнительной рекомендации.

Выбор автомобильных проводов

При выборе проводов для автомобильной проводки на первом плане стоят требования пожарной безопасности. Именно по этой причине необходимо отказаться от жестких проводов с изоляцией, склонной к растрескиванию в процессе эксплуатации. Прокладывать кабеля в автомобиле часто приходится через переборки, вдоль углов, где они подвергаются трению, возникающему в процессе вибрации кузова и крупных узлов. Температура под капотом на солнце достигает значительных величин, а в зимние холода двигатель остывает ночью очень быстро. Все эти разрушающие факторы не должны влиять на изоляцию используемого провода.

Жила автомобильного кабеля должна хорошо проводить электрический ток номинальной мощности, недопустимы его потери и перегревание провода во время сгорания предохранителя. Температура медной жилы в последнем случае не должна превышать ту, при которой начинается плавиться изоляция. Именно поэтому рекомендуют использовать специальные провода для автомобильной проводки, выпускаемые как отечественной, так и зарубежной промышленностью.

Большое значение имеет расцветка проводов, так как она позволяет легко ориентироваться в сложной системе энергообеспечения автомобиля. Стандартной классификации по цветовой гамме нет, но современные базы данных, получить доступ к которым сегодня может каждый автолюбитель, содержат всю необходимую информацию по отечественным и зарубежным автомобилям.

Расчет сечения автомобильного провода

При выборе провода для автомобильной проводки нужно учитывать факторы воздействия, которым он будет подвергаться при эксплуатации: перепады температур, вибрация, воздействия масел, бензина. Качественный автомобильный провод должен быть гибким, многпроволочным, с медными жилами, а его изоляция устойчива к морозам, не трескаться, не дубеть и не плавиться на жаре.

В чем разница между гибким многопроволочным кабелем и кабелем с монолитной жилой читйте в нашей статье «Кабель гибкий многожильный»

Рассмотрим характеристики отечественных марок проводов для автомобильной проводки, которые можно купить на российском рынке.

ПВА-низковольтный провод высокого класса гибкости (5-ый класс), специально предназначен для использования в автомобильной промышленности. Допустимая температура эксплуатации до +105 С, хотя предел теплостойкости значительно выше (до 96 часов при t + 135C). Провод устойчив к нефтепродуктам – маслу, дизельному и бензиновому топливу. Минимальный срок службы до 10 лет. Провод ПВАМ (М-малогабаритный) отличается от ПВА лишь толщиной изоляции, что делает его легче по общей массе, однако разница при монтаже не ощутима. Преимущественное применение в современных легковых и грузовых автомобилях для подключения оборудования бортовой сети. Кабель соответствует европейским стандартам.

Кабель ПГВАЭ

ПГВА-низковольтный провод повышенной гибкости для автомобильной электрики. Температурный диапазон ниже, чем у ПВА – от – 40 до + 70 С. ПГВА имеет класс гибкости 3, менее гибкий, чем ПВА, но визуально разница незначительна. Этот кабель чаще всего используют для бортовой сети в сельскохозяйственной технике, грузовых машин и пассажирского транспорта. При необходимости защитить передачу электрического сигнала от помех используют экранированный кабель ПГВАЭ.

Все провода из серии автотракторных проводов (ПВА, ПВАМ, ПГВА, ПГВАЭ и др.) выпускаются разноцветные, что удобно при подключении автомобильного электрооборудования и последующей идентификации.

НВ, НВМ — относятся к категории универсальных монтажных проводов и применяются для межприборных соединений, преимущественно фиксированный монтаж. Кабель рассчитан на переменное напряжение 600 и 1000 В и постоянное 840 и 1400 В.В качестве токопроводящей жилы используются однопроволочная или многопроволочная луженая медь, что улучшает качество пайки при необходимости. Температурный диапазон до + 105 С. Разница между НВ и НВМ заключается в выпускаемом классе гибкости жил.

Некоторые автомастера используют в качестве проводов для автомобильной проводки установочные провода марок ПВ3, ПВ4, ПуГВ, однако максимальная рабочая температура этих проводов не более +70С, и их можно использовать только для стационарного монтажа, а также эти провода необходимо дополнительно защищать. Также в изоляции данных проводов нет специальных пластификаторов, которые защищают от воздействия бензина и масел. Нередко марки ПВ3, ПугВ используют для питания акустики в автомобиле.

Немецкий гибкий провод марки SiHF имеет силиконовую изоляцию и также может быть использован для автомобильной проводки. Силиконовый провод выдерживает температуру до +180С, негорючий. Однако такой провод достаточно дорогой по сравнению с выше рассмотренными марками.

Сечение проводов автомобильной проводки

Чтобы правильно рассчитать сечение провода для автомобильной проводки нужны следующие данные:

  • максимальный потребляемый ток подключаемого электрооборудования в автомобиле;
  • расстояние от оборудования до источника питания (аккумулятора), то есть длину провода;
  • номинальное напряжение источника питания.

Чтобы быстро подобрать сечение провода достаточно знать максимальную силу тока и воспользоваться готовой таблицей. Существуют нормы максимального тока для каждого стандартного сечения, но этот метод применим только для коротких электрических цепей.

Сечение провода, мм2Сила допустимого тока (А) в зависимости от температуры окружающей среды, С
20305080
0,517,516,5149,5
0,7522,521,517,512,5
126,52521,515
1,533,5322719
2,545,543,537,526
461,558,55035,5
680,5776647

Существует также негласное правила автоэлектриков, что на каждые 1мм2 сечения подключаемая нагрузка 10А.

Ниже представлена таблица с учётом максимальной длины провода от источника питания в 12В до электрооборудования при падении напряжения менее 2%

Ток, АСечение кабеля, мм2
11,52,546101625355075100
1710,9117,6528,5742,8670,6109,1176,5244,9
23,535,458,8214,2921,435,354,588,2122,4171,4
41,762,734,417,7,1410,717,627,344,161,285,7130,4
61,181,822,944,767,111,718,229,440,857,187117,6
80,881,362,23,575,48,813,62230,642,965,2588,2
100,7111,762,864,37,110,917,724,534,352,270,6
150,731,181,92,94,77,311,816,322,934,847,1
200,881,432,13,55,58,812,217,126,135,3
251,141,72,84,47,19,813,720,928,2
301,42,43,65,98,211,417,423,5
401,82,74,46,18,51317,6
502,23,54,96,910,414,1
1001,72,43,45,27,1
1502,33,54,7
2002,63,5

Пример: Необходимо подключить магнитолу, длина провода 2 метра провода, ток 15 ампер.Согласно таблице ищем наиболее близкие данные для этой задачи.По таблице получается, что нам подойдет сечение 6 мм2,

Для более точного расчета сечения провода для автомобильной проводки рекомендуем обратиться к специалистам.

Компания Кабельные системы осуществляет оптово-розничную продажу проводов для автомобильной проводки.Поможем с выбором нужной марки для вашего случая!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector