0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление ВАЗ

Управление ВАЗ

Разборка и сборка рулевого управления

Разборка. Перед разборкой сливают масло из картера рулевого механизма, затем закрепляют его на кронштейне A.74076/R с опорой А.74076/1. Отвертывают гайку крепления рулевой сошки 2 и, сняв пружинную шайбу, съемником А.47043 снимают сошку. Отвернув болты крепления, снимают крышку 5 вместе с регулировочным винтом 2, регулировочной пластиной 1, стопорной шайбой и контргайкой 3. Вынимают из картера 7 вал 11 сошки в сборе с роликом 12. Отвернув болты крепления, снимают крышку 17 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 16. Валом 13 червяка выталкивают наружное кольцо подшипника 15 и вынимают вал вместе с сепараторами подшипников. Снимают сальник 18 вала червяка и сальник Рвала сошки. Оправкой 67.7853.9541 выпрессовывают наружное кольцо верхнего подшипника. При этом съемную насадку на ручке оправки ставят буртиком назад.

Сборка. Собирают картер рулевого механизма на кронштейне A.74076/R в последовательности, обратной разборке. При этом:

  • наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывают оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной;
  • после установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки проверяют с помощью динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 момент трения вала червяка, который должен находиться в пределах 19,6-49 Н.см. Если момент трения окажется меньше указанного, уменьшают толщину регулировочных прокладок, а если больше — увеличивают;
  • установив вал сошки, убеждаются в отсутствии зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30° от нейтрального положения сошки. Возможный зазор устраняют регулировочным винтом 2 и затягивают контргайку 3;
  • после регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверяют динамометром момент трения червяка, который должен быть равен 88,2-117,6 Н.см при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и снижаться плавно от угла 30° до упора.

По окончании сборки проверяют углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять 32°10’±1 как влево, так и вправо до упора сошки в головки болтов; затем заливают в картер 0,215 л масла ТАд-17и.

Размеры основных сопрягаемых деталей и пределы допустимых износов приведены в табл.

В начало страницы

Разборка и сборка рулевых приводов

Конструкция и ремонт автомобиля ВАЗ 2121 Нива


Наши дополнительные сервисы и сайты:


e-mail:
office@matrixplus.ru
tender@matrixplus.ru

icq:
613603564

skype:
matrixplus2012

телефон
+79173107414
+79173107418

г. С аратов

Разборка и сборка рулевого механизма

Разборка. Перед разборкой вывертывают пробку из верхней крышки картера рулевого механизма и сливают из него масло. Затем закрепляют его на кронштейне А.74076/Д и выполняют следующие операции:

снимают крышку 5 (см. рис. 135) вместе с регулировочным винтом 2, регулировочной пластиной, стопорной шайбой и контргайкой;

отвертывают гайку 9 крепления сошки 8 и снимают пружинную шайбу 10, с помощью съемника А.47043 снимают сошку (рис. 139) и вынимают из картера вал 13 (см. рис. 135) рулевой сошки в сборе с роликом;

снимают нижнюю крышку 19 подшипника червяка вместе с регулировочными прокладками 18, валом 15 червяка выталкивают из картера наружное кольцо подшипника, вынимают вал вместе с сепараторами подшипников, снимают сальник 22 вала червяка и сальник 11 вала сошки и оправкой 67.7853.9541 (рис. 140) вынимают наружное кольцо верхнего подшипника.

Сборка. Закрепив картер рулевого механизма на кронштейне В.74076/R, собирают рулевой механизм в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего:

наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывают оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной:

регулировку зазора в подшипниках червяка проверяют динамометром 02.7812.9512 с головкой А.95697/5 (рис. 141) по моменту трения червяка, который должен быть 19,6-49 Н-см. Если момент меньше Л указанного, то уменьшают толщину регулировочных прокладок 18 (см. рис. 135), а если больше — увеличивают:

регулировку зазора в зацеплении ролика с червяком проверяют динамометром 02.7812.9501 по моменту трения вала червяка, который должен быть 88,2-117,6 Н-см при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения (когда метки на картере и на валу совпадают) и не более 68,6 Н-см при повороте от угла 30° до упора. Возможный зазор в зацеплении устраняют регулировочным винтом 2 (см. рис. 135) при среднем положении рулевой сошки;

Рис. 139. Снятие сошки: 1 — кронштейн A.74076/R; 2 — съемник А.47043; 3 — вал сошки; 4 — сошка

Рис. 140. Снятие наружного кольца верхнего подшипника червяка с помощью оправки 67.7853.9541: 1 — картер рулевого механизма; 2 — наружное кольцо верхнего подшипника червяка; 3 — оправка

Рис. 141. Контроль момента трения червяка динамометром: 1 — червяк; 2 — головка А.95697/5; 3 — динамометр 02.7812.9501; 4 — кронштейн стенда для ремонта рулевого механизма; 5 — картер рулевого механизма

при замене втулок вала сошки рекомендуется пользоваться оправкой А.74105. При этом втулки располагают так, чтобы их торцы, имеющие выход спиральных канавок, находились внутри отверстия картера и выходы канавок были расположены друг против друга. Торцы втулок должны утопать в отверстиях картера на 1,5 мм;

после запрессовки втулки окончательно обрабатывают разверткой А.90336 до размера 28.698-29,729 мм;

перед установкой подшипники верхнего вала (если они выпрессовывались из трубы кронштейна) смазывают смазкой Литол-24 (0,8-1,5 г на каждый подшипник). После сборки заливают в картер трансмиссионное масло ТАД-17и.

Проверка деталей рулевого механизма. Перед сборкой рулевого механизма проверяют:

нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали подлежат замене;

зазор между втулками и валом сошки. Если он больше указанного в табл. 20, то втулки заменяют;

легкость вращения ролика вала сошки. Он должен вращаться свободно, без заедания;

состояние подшипников червяка. На поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений;

осевой зазор между головкой регулировочного винта и пазом сошки. Он не должен превышать 0,05 мм. Если он больше, то регулировочную пластину 1 (см. рис. 135) заменяют пластиной большей толщины;

состояние фиксирующих пластин кронштейна вала рулевого управления. Если они деформированы, заменяют их.

Читайте так же про автомобили:

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.

Сборка и разборка картера рулевого механизма Ваз 2107, Ваз 2105, Ваз 2104, Лада Жигули, Классика

Разборка. Слейте масло из картера рулевого механизма ваз 2104, ваз 2105, ваз 2107. Закрепите картер на кронштейне А.74076/R с опорой А.74076/1.

Снятие сошки: 1 — съемник А.47043; 2 — вал сошки; 3 — сошка; 4 — кронштейн А.74076/R

Детали картера рулевого механизма ваз 2104, ваз 2105, ваз 2107: 1 — картер; 2 — сошка; 3 — нижняя крышка картера; 4 — регулировочные прокладки; 5 — наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 — сепаратор с шариками; 7 — вал сошки; 8 — регулировочный винт; 9 — регулировочная пластина; 10 — стопорная шайба; 11 — вал червяка; 12 — верхняя крышка картера; 13 — уплотнительная прокладка; 14 — втулка вала сошки; 15 — сальник вала червяка; 16 — сальник вала сошки

Отвернув гайку крепления рулевой сошки 2 и сняв пружинную шайбу, съемником А.47043 снимите сошку. Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 картера рулевого механизма лада классика вместе с регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Выньте из картера 1 рулевого механизма вал 7 сошки в сборе с роликом.
Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.
Валом 11 червяка вытолкните из картера кольцо 5 подшипника и выньте вместе с сепараторами 6 подшипников. Снимите сальник 15 вала червяка и сальник 16 вала сошки.

Снятие наружного кольца верхнего подшипника червяка с помощью оправки 67.7853.9541: 1 — картер рулевого механизма; 2 — наружное кольцо верхнего подшипника червяка; 3 — оправка 67.7853.9541

Оправкой 67.7853.9541 выпрессуйте наружное кольцо верхнего подшипника.
Сборку рулевого механизма ваз 2107 проводите на кронштейне А.74076/R в последовательности, обратной разборке.
Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.

Установка червяка рулевого механизма: 1 – крышка подшипника; 2 – регулировочные прокладки; 3 – червяк

Контроль момента трения червяка динамометром: 1 — червяк; 2 — головка А.95697/5; 3 — динамометр 02.7812.9501; 4 — кронштейн стенда для ремонта картера рулевого механизма; 5 — картер рулевого механизма

После установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки проверьте динамометром 02.7812.9501 с головкой А. А.95697/5 момент трения вала червяка ваз 2105; он должен находиться в пределах 19,6–49 Н·см (2–5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2, если больше — увеличьте.

Разрез картера рулевого механизма ваз 2104: 1 — пластина регулировочного винта вала сошки; 2 — регулировочный винт вала сошки; 3 — гайка регулировочного винта; 4 — пробка маслоналивного отверстия; 5 — крышка картера рулевого механизма; 6 — червяк; 7 — картер рулевого механизма; 8 — сошка; 9 — гайка крепления сошки к валу; 10 — шайба пружинная; 11 — сальник вала сошки; 12 — втулка вала сошки; 13 — вал сошки; 14 — ролик вала сошки; 15 — вал червяка; 16 — верхний шарикоподшипник; 17 — нижний шарикоподшипник; 18 — регулировочные прокладки; 19 — нижняя крышка подшипника червяка; 20 — ось ролика; 21 — шариковый подшипник ролика; 22 — сальник вала червяка; В, С — метки

После установки вала сошки проверьте отсутствие зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30° от нейтрального положения сошки. Возможный зазор в зацеплении устраните регулировочным винтом 2 см. и затяните контргайку 3.
После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,6–88,2 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен снижаться плавно до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.
По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять32°10’±1° как влево, так и вправо до упора сошки в головки болтов. Залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла ТАД-17и.

Разборка и сборка рулевых приводов

Устройство и назначение проверенных механизмов рулевого управления.


Рулевое управление предназначено для поддержания движения трактора (автомобиля) по заданному водителем направлению. Рулевое управление должно быть легким и удобным, для чего усилие на рулевом колесе и угол его поворота должны быть ограниченными. Кроме того, необходимо, чтобы рулевое управление обеспечивало правильную кинематику поворота и безопасность движения, а поворот колес происходил так, чтобы их качение не вызывало проскальзывания.

На тракторах и автомобилях управление осуществляется путем поворота: передних колес относительно переднего моста — на универсально-пропашных тракторах Аф4, 4ф2, Зф2, всех легковых и грузовых автомобилях; полурам, образующих несущую систему трактора, совместно с колесами относительно соединяющего их вертикального шарнира (рис. 268, в)—на тракторах 4=4 общего назначения (К-701, Т-150К); передних и задних колес относительно их мостов (все колеса управляемые)—на тракторах 4=4, автомобилях высокой проходимости.

В зависимости от расположения рулевого колеса различают правое и левое рулевое управление. При правостороннем движении транспорта по дорогам и улицам левое рулевое управление способствует лучшей обзорности пути.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Посредством рулевого механизма усилие, приложенное водителем к рулевому колесу, передается рулевому приводу. Рулевой привод осуществляет передачу усилий от рулевого механизма к управляемым колесам или полурамам трактора. Рулевые приводы могут быть механическими, гидравлическими и электрическими. У автомобилей и тракторов с передними управляемыми колесами механический привод передает усилие сошкой к поворотным рычагам рулевой трапеции. Рулевая трапеция, состоящая из поперечной рулевой тяги с поворотными рычагами, является частью рулевого привода и предназначена для достижения необходимого соотношения между углами поворота управляемых колес.

В качестве рулевых механизмов используются передачи червяк — ролик (ГАЗ-5ЗА, УАЗ, ГАЗ-66, «Волга», «Москвич», «Жигули», «Запорожец»), червяк —сектор (КрАЗ-257. Урал-375Д, МАЗ-200, К-700, К-701, Т-150К, МТЗ-80, МТЗ-82, Т-40М, Т-40АМ и др.), винт с гайкой (ЗИЛ-130, Т-25А), винт с гайкой и рейка с зубчатым сектором (ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540), конические шестерни (Т-16М).

Схемы поворота колёсных машин

Рис. 1. Схемы поворота колесных тракторов: А — с передними поворотными колесами, б-с шарнирно-сочлененной рамой.

Устройство и принцип действия гидроусилителя рулевого привода автомобиля

Гидравлический усилитель состоит из насоса, распределителя, масляного бака, роль которого выполняет корпус гидроусилителя, и силового цилиндра.

Привод гидравлического усилителя осуществляется от автономного шестеренчатого насоса НШ-10-Л-У, подачей 20 л/мин при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин. Действием гидроусилителя управляет золотник распределителя, размещенный в корпусе.

При прямолинейном движении трактора золотник занимает нейтральное положение, фиксируемое тремя парами ползунов, поджатых пружинами. Центрирующее действие пружин позволяет удерживать внутренние обоймы упорных подшипников на одном уровне с торцами корпуса гидроусилителя и крышки . Рабочая жидкость от насоса поступает к центральному пояску золотника, через зазор между пояском золотника и выточкой на корпусе идет к сливным выточкам, а затем, минуя редукционный клапан и фильтр, сливается в бак гидросистемы (корпус гидроусилителя).

При вращении рулевого колеса вправо одновременно поворачивается и червяк. При этом в зависимости от сопротивления колес повороту на червяк действует осевое усилие, которое при достижении определенной величины, превышающей усилие пружин, заставит червяк переместиться вместе с золотником вперед к крышке. Двигаясь, золотник средним буртом закрывает проход жидкости от насоса в сливную выточку, а крайним буртом — выход жидкости из полости силового цилиндра в нижнюю сливную выточку корпуса. При этом противоположный крайний бурт золотника увеличивает проходное сечение для слива жидкости из полости цилиндра. Жидкость из средней нагнетательной выточки по сверлению в корпусе и трубопроводу идет в полость цилиндра и своим давлением перемещает поршень вперед, передавая движение через шток и рейку сектору. Сектор вращает вал и сошку влево по ходу трактора, а сошка через рулевую трапецию поворачивает управляемые колеса вправо. При повороте трактора влево червяк вместе с золотником переместится назад, и бурты золотника станут в такое положение, когда жидкость от насоса, пройдя распределитель, поступит в полость цилиндра, и поршень будет вытеснять жидкость из полости на слив в бак.

Поворот управляемых колес продолжается только при вращении рулевого колеса. Если вращение руля прекратится, то золотник под действием пружин ползунов станет в нейтральное положение.

В корпусе гидроусилителя помещен фильтр для очистки жидкости, сливающейся из системы. Нормальное давление жидкости в системе составляет 2—4 МПа. Если давление будет выше (при больших сопротивлениях повороту), то срабатывает предохранительный клапан, и жидкость, минуя цилиндр, поступает на слив в бак. Предохранительный клапан регулируется на давление 8—9 МПа.

Технология регулировки

Угол развала колеса лежащий в поперечной плоскости трактора (автомобиля), определяется установкой цапф колес с наклоном их шипов вниз. Развал передних колес уменьшает нагрузки на внешний подшипник колеса и улучшает управляемость. Величина угла развала колес достигает 2°.

Схождение управляемых колес определяется расстояниями А и Б между серединами колес впереди и сзади (если смотреть на них сверху), причем А>Б. Схождение обеспечивает правильное (параллельное) качение колес при наличии их развала, зазоров в шкворнях, тягах и подшипниках колес. Разница в размерах А и Б для различных конструкций находится в пределах 2—12 мм. Схождение колес проверяется специальным приспособлением и регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги.

Регулятор представляет собой следящую систему, автоматически прекращающую подачу тормозной жидкости к задним тормозам. Датчиком служит торсионно-рычажное устройство передающее регулятору сигналы перемещения заднего моста относительно кузова при деформациях пружин подвески в зависимости от интенсивности торможения или нагрузки автомобиля.

Регулятор последовательно подсоединен к гидравлической системе — на входе отверстием к главному тормозному цилиндру и отверстием к тормозам задних колес. В корпусе регулятора помещается грибовидный клапан, диаметр которого, вверху больше диаметра ; внизу. Пружина снизу опирается на кольцо, которое уплотняет выход хвостовика клапана из корпуса. Вверху пружина связана с упорным кольцом, а через него воздействует на заплечики клапана, стремясь поднять его вверх. Перемещение клапана вверх ограничивается пробкой.

Порядок и оборудование необходимое для удаления воздуха из гидравлического привода

Чтобы удалить воздух из системы, надо прокачать все колесные цилиндры. Для этого отвертывают болт перепускного клапана и ввертывают специальный штуцер со шлангом. Конец шланга опускают в банку вместимостью 0,5 л, наполовину заполненную тормозной жидкостью. Затем перепускной клапан отвертывают на 2—3 оборота, несколько раз резко нажимают на педаль и плавно ее отпускают. Прокачка ведется до прекращения выделения пузырьков воздуха через шланг, при этом следят за уровнем жидкости в главном тормозном цилиндре и при необходимости доливают ее. После прокачки перепускной клапан цилиндра плотно завертывают, причем педаль должна быть нажата. После того как прокачают колесные цилиндры всех тормозов, вновь проверяют уровень жидкости в главном цилиндре.

Правила разборки-сборки узлов рулевого управления и тормозов

Исправность тормозной системы обеспечивается регулярной проверкой действия тормозов, тормозных приводов, техническим обслуживанием и регулировками. При каждом выходе автомобиля в рейс контроль работы тормозных систем обязателен.

К основным неисправностям тормозных систем относится недостаточное торможение (большой тормозной путь) при нажатии на педаль или рычаг тормозной системы, торможение рывками, занос автомобиля при торможении и торможение при отпущенной педали.

1.7. Разборка и сборка передних мостов.

Передний мост МАЗ-509:

Центральный редуктор одноступенчатый, с одной парой конических шестерен, через дифференциал передает крутящий момент от двигателя на колесные передачи. От колесных передач, имеющих по одной паре цилиндрических шестерен, через составные полуоси с карданными шарнирами равных угловых скоростей крутящий момент передается на ведущие колеса.

Шарниры обеспечивают передачу крутящего момента и равномерного вращения колесам независимо от их поворота относительно продольной оси автомобиля. Картер редуктора состоит из двух частей: самого картера и крышки. Между внутренними кольцами конических подшипников ведущей конической шестерни установлены распорная втулка и регулировочная шайба.

Дифференциал – конический, с сателлитами и двумя полуосевыми шестернями. Шестерни полуосей и сателлиты опираются в чашках дифференциала через опорные шайбы из бронзы.

Для заливки и спуски масла картер колесной передачи имеет соответственно заливное и сливное отверстия, закрываемые пробками.

Передний мост ЗИЛ-131:

Дифференциал – шестеренный, конический, устанавливается в картере редуктора переднего моста. Конический дифференциал состоит из двух чашек, крестовины, четырех сателлитов, двух полуосевых шестерен. Чашки крепятся в ведомой цилиндрической шестерне главной передачи и вместе с ней образуют корпус дифференциала.

Правила разборки передних мостов:

1. Отвернуть гайку крепления крышки фланца шарнира полуоси поворотного кулака и при помощи болтов-съемников снять фланец; отверткой отогнуть выступы замочной шайбы.

2. Отвернуть наружную гайку крепления подшипника и снять ступицу колеса вместе с наружным подшипником.

3. Отвернуть гайки крепления цапфы и снять ее. Вынуть детали шарнира равных угловых скоростей. Разобрать шарнир равных угловых скоростей; закрепить полуось в тески, перегнуть шарнир до отказа в плоскости хода ведущего шарика и вывести его в крайнее положение беговой дорожки. Затем вынуть остальные шарики. Последним снимают центральный установочный шарик.

4. Отвернуть болты крепления сальника корпуса поворотного кулака и сдвинуть сальник в сторону картера. Отвернуть гайки верхней и нижней крышек подшипников и снять крышки, регулировочные и уплотнительные прокладки

Правила техники безопасности при разборке и сборке мостов.

Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более пользоваться специальными подъемными механизмами. При разборке и сборке использовать специальные инструменты и различные съемники. Жидкости из мостов сливать в специальные емкости.

1.8. Разборка и сборка механизмов рулевого управления.

Рулевой механизм МАЗ-509:

Крепится при помощи шпилек на кронштейне, прикрепленном к левому лонжерону рамы. Состоит из винта и гайки-рейки, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором. Полукруглые винтовые канавки на винте и гайке-рейке образуют винтовой канал, который заполняется при сборке механизма 102 шариками высокой точности.

Рулевой механизм ГАЗ-66:

Рулевой вал с одной рабочей парой – глобоидальный червяк и трехгребневой ролик. Крепится болтами к левому лонжерону рамы. Рулевой вал состоит из верхнего рулевого вала, карданного вала с двумя шарнирами на игольчатых подшипниках и вала червяка. Рулевой привод состоит из рулевой сошки, продольной и поперечной рулевых тяг, поворотных рычагов. Поперечная рулевая тяга вместе с двумя поворотными рычагами и балкой моста образуют рулевую трапецию.

Разборка и сборка рулевых механизмов.

1. Отвернуть гайку рулевого колеса и снять его съемником;

2. Вынуть пружину, распорное кольцо и подшипник в верхней части

3. Отвернуть гайку и снять с вала рулевую сошку;

4. Ослабить гайку болта хомута нижней части рулевой колонки, снять

трубу колонки, опорную шайбу, пружину уплотнительного кольца, шайбу кольца и уплотнительное кольцо;

5. Зажать рулевой механизм в тески за фланец картера и отвернуть болты крепления боковой крышки картера. Легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по кольцу вала сошки, вынуть вал сошки вместе с роликом и боковой крышкой.

6. Отвернуть болты и снять верхнюю крышку картера с верхним подшипником и прокладками;

7. Отвернуть болты, снять нижнюю крышку картера, вынуть нижний подшипник с прокладками, уплотнительное кольцо вала с пружиной и шайбой и вынуть рулевой вал.

Разборка рулевого привода:

1. Расшплинтовать и вывернуть пробку, вынуть сухарь продольной рулевой тяги;

2. Снять тягу с шарового пальца, вынуть второй сухарь и пружину наконечника продольной рулевой тяги;

3. Расшплинтовать и отвернуть пробку заднего конца продольной рулевой тяги, вынуть ограничитель хода пружины, пружину и сухарь;

4. Расшплинтовать и отвернуть гайки пальцев поперечной рулевой тяги, вынуть пальцы и отсоединить тягу от рычагов поворотных цапф. Расшплинтовать и вывернуть гайку шарнирного соединения, вынуть пружину и сухари.

5. Расшплинтовать и ослабить гайки стяжных болтов одного конца поперечной рулевой тяги и отвернуть наконечник.

Правила техники безопасности при разборке и сборке рулевых механизмов:

При разборке и сборке использовать специальные инструменты и различные съемники. Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие предметы индивидуальной защиты.

Ремонт деталей рулевого управления

Дефектами деталей рулевого управления являются:

  1. износ червяка и ролика;
  2. износ вала сошки и втулок;
  3. износ подшипников и мест их посадки;
  4. износ резьбовых отверстий картера;
  5. износ деталей шаровых соединений рулевых тяг и погнутость тяг;
  6. ослабление крепления рулевого колеса на валу.

Разборка рулевого механизма

Для разборки рулевого механизма (автомобили ГАЗ-51 и ЗИС-150), снятого с автомобиля, необходимо:

  1. снять кнопку сигнала, отвернуть гайку рулевого вала и снять рулевое колесо;
  2. отвернуть гайку и снять рулевую сошку;
  3. отвернуть болты, снять боковую крышку вместе с валом сошки и слить из картера смазку;
  4. отвернуть болты, снять нижнюю крышку и вынуть из картера рулевой вал с червяком и подшипниками.

Ремонт деталей рулевого механизма

Износ червяка и ролика в известных пределах компенсируется соответствующей регулировкой. При большом износе эти детали заменяют одновременно.

Изношенные опорные шейки вала сошки восстанавливают хромированием до номинального размера или шлифуют под ремонтный размер бронзовых втулок, устанавливаемых в картере. Смятую или сорванную резьбу на конце вала сошки полностью удаляют резцом, затем наплавляют сваркой металл (наплавку ведут отводя тепло от зоны сварки), протачивают под требуемый размер и нарезают новую резьбу.

Смятые и забитые шлицы на конце вала сошки исправляют трехгранным напильником. Резьбовые отверстия картера, имеющие повреждения, заваривают и просверливают, а затем в них нарезают новую резьбу.

Изношенные места посадки подшипников в картере рулевого механизма растачивают и запрессовывают в них стальные кольца под размер подшипников.

Ремонт деталей рулевого привода

В рулевом приводе наибольшему износу подвергаются шаровые пальцы (рулевой сошки и поворотных рычагов) и вкладыши шаровых пальцев. Кроме того, иногда разрабатываются отверстия на концах тяг, срывается резьба, ослабляются или ломаются пружины и гнутся тяги. Ослабевшие или сломанные пружины и изношенные вкладыши шаровых пальцев заменяют новыми. Разработанные отверстия на концах рулевых тяг заваривают и обрабатывают слесарными инструментами.

Погнутую рулевую тягу можно выправить в холодном состоянии или с местным нагревом до температуры 800°. В том и другом случае перед правкой тяги заполняют сухим мелким песком.

Рис. Установка шарового пальца при раздаче:
1 — матрица; 2 — шаровой палец; 3 — боек.

Изношенные шаровые пальцы ремонтируют двумя способами:

  1. На изношенную поверхность сваркой наплавляют слой металла. После этого поверхность обрабатывают на станке под требуемый размер. Вследствие трудоемкости и сложности процесса этот способ применяют очень редко.
  2. Шаровой палец нагревают до температуры 1000—1100°, устанавливают в специальную матрицу и ударами через боек производят раздачу пальца. Затем палец подвергают механической и термической обработке, предусмотренной при изготовлении пальца.

Сборка и регулировка рулевого механизма

Рис. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-51:
1 — уплотняющее войлочное кольцо; 2 — нижняя крышка; 3 — пружина сальника; 4 — трубка провода звукового сигнала; 5 — регулировочные прокладки; 6 — кольцо нижнего подшипника червяка; 7 — сальник рулевого вала; 8 — червяк; 9 — пробка; 10 — конический роликовый подшипник; 11 — верхняя крышка картера; 12 — стяжной хомут рулевой колонки; 13 — провод; 14 — пружина сальника; 15 — сальник рулевого вала; 16 — контргайка регулировочного винта; 17 — регулировочный винт; 18 — боковая крышка; 19 — роликовый подшипник вала сошки; 20 — двойной ролик; 21 — вал сошки; 22 — бронзовая втулка; 23 — сальник; 24 — картер рулевого механизма; 25 — гайка крепления рулевого колеса; 26 — ступица рулевого колеса; 27 — роликовый цилиндрический подшипник рулевого вала; 28 — рулевая колонка; 29 — рулевой вал.

При сборке рулевого механизма с двойным роликом автомобиля ГАЗ-51 выполняют следующие операции:

  1. Запрессовывают в картер бронзовую втулку 22 с натягом 0,04—0,10 мм и развертывают ее разверткой под размер шейки вала рулевой сошки с расчетом получения зазора 0,025—0,1 мм.
  2. Устанавливают наружное кольцо верхнего роликового подшипника 10 в картер с зазором 0,01—0,07 мм.
  3. В верхний конец рулевой колонки устанавливают роликовый цилиндрический подшипник 27, а в нижний — пружину 14 с сальником 15; надевают колонку на шейку верхней крышки 11 картера и закрепляют ее стяжным хомутом 12.
  4. Снизу картера рулевого механизма вставляют рулевой вал с червяком 8 и двумя роликовыми коническими подшипниками, ставят наружное кольцо 6 нижнего подшипника и привертывают нижнюю крышку 2 с регулировочными прокладками 5 толщиной 0,12 мм (пергаментные) и 0,25 мм (картонные).
  5. На шлицы рулевого вала надевают рулевое колесо и закрепляют гайкой 25.
  6. Проверяют затяжку подшипников червяка. При правильной затяжке усилие, приложенное по касательной к окружности рулевого колеса, необходимое для поворота рулевого вала, должно равняться 0,3—0,5 кг. При отсутствии динамометра затяжку проверяют вращением вала, который должен легко вращаться и не иметь заметного осевого зазора.
  7. В боковую крышку 18 запрессовывают роликовый цилиндрический подшипник 19 и ввертывают регулировочный винт 17 вала рулевой сошки 21.
  8. Соединяют вал рулевой сошки (в сборе с роликом) с регулировочным винтом, устанавливают вал в картер и привертывают боковую крышку 18 с уплотняющей прокладкой.
  9. Устанавливают на конец вала сошки сальник 23, уплотняющее войлочное кольцо 1 в обойме, сошку и закрепляют ее гайкой.
  10. Производят регулировку зацепления ролика с червяком, для чего червяк ставят в положение, при котором ролик будет находиться посредине червяка (движение автомобиля по прямой).

В этом положении перемещают сошку в плоскости ее качания при работе и измеряют величину перемещения конца сошки.

Если это перемещение более 0,8 мм, то регулировку зацепления следует производить винтом боковой крышки. После окончания регулировки проверяют легкость вращения рулевого вала, который должен повертываться от усилия 1,6—2,2 кг, приложенного по касательной окружности рулевого колеса, затем устанавливают на регулировочный винт стопорную шайбу и завертывают контргайку винта.

Рис. Проверка степени затяжки подшипников рулевого вала.

При сборке рулевого механизма с тройным роликом автомобиля ЗИС-150 выполняют следующие операции:

  1. Запрессовывают в картер рулевого механизма и в боковую крышку бронзовые втулки и развертывают их разверткой. Со стороны сошки в картер устанавливают пробковый сальник 3 и шайбу сальника 4, которую в трех местах отгибают.
  2. Устанавливают в картер наружное кольцо верхнего роликоподшипника, вставляют рулевой вал с червяком и подшипниками 8, наружное кольцо нижнего роликоподшипника и привертывают крышку 5 со стальными регулировочными прокладками 6.
  3. Сверху в рулевую колонку устанавливают сальник 11, шарикоподшипник 12, пружину, вставляют шпонку 13 в рулевой вал, надевают рулевое колесо и закрепляют его гайкой.
  4. Регулируют затяжку подшипников червяка прокладками нижней крышки так, чтобы усилие для поворота вала, приложенное по касательной к окружности рулевого колеса, составляло 0,3—0,8 кг по динамометру.
  5. Вставляют в картер вал рулевой сошки 25 в сборе с трехрядным роликом и привертывают боковую крышку 19 с уплотняющей прокладкой. На крышку устанавливают резиновые уплотняющие кольца 21.
  6. Надевают на вал сошки регулировочные стальные кольца и упорную бронзовую шайбу. Завинчивают до отказа фасонную гайку, надевают рулевую сошку и проверяют правильность зацепления ролика с червяком. Для этого червяк и ролик устанавливают в среднее положение (движение автомобиля по прямой) и проверяют величину движения конца сошки (нормально должно быть не более 0,8 мм). При этом усилие для поворота вала, приложенное по касательной к окружности рулевого колеса, должно равняться 2,5 кг.
  7. После регулировки зацепления фасонную гайку закрепляют стопорной пластиной.

Рис. Рулевой механизм автомобиля ЗИС-150:
1 — кронштейн крепления картера рулевого механизма; 2 — втулка вала рулевой сошки; 3 — пробковый сальник; 4 — шайба сальника; 5 — нижняя крышка; 6 — регулировочные прокладки подшипников червяка; 7 — крышка кронштейна; 8 — роликовые конические подшипники червяка; 9 — пробка; 10 — трубка провода сигнала; 11 — сальник; 12 — шарикоподшипник; 13 — шпонка; 14 — каркас рулевого колеса; 15 — рулевая колонка; 16 — провод звукового сигнала; 17 — рулевой вал; 18 — картер рулевого механизма; 19 — боковая крышка картера; 20 — стопорная пластина; 21 — резиновые уплотняющие кольца; 22 — регулировочные стальные кольца; 23 — упорная шайба; 24 — фасонная гайка; 25 — вал рулевой сошки; 26 — продольная балка рамы; 27 — рулевая сошка.

Разборка и сборка рулевого механизма, диагностика и ремонт

  • Разборка и сборка рулевого механизма, диагностика и ремонт
  • Как разобрать рулевой механизм
  • Диагностика и проверка деталей на целостность
  • Ремонт и замена поломанных и изношенных деталей
  • Видео: Ремонт рулевой рейки
  • Видео: Замена рулевой колонки
  • Регулировка рулевого управления
  • Сборка механизма в изначальное состояние

Одним из важнейших механизмов в авто является рулевое управление (далее — РУ). Именно с помощью него водитель задаёт команды машине относительно того, в каком направлении ей двигаться. От исправности и слаженной работы этого элемента зависит безопасность передвижения в авто.

  • Как разобрать рулевой механизм
  • Диагностика и проверка деталей на целостность
  • Ремонт и замена поломанных и изношенных деталей
    • Видео: Ремонт рулевой рейки
    • Видео: Замена рулевой колонки
  • Регулировка рулевого управления
  • Сборка механизма в изначальное состояние

Как разобрать рулевой механизм

Рулевое управление как один из важнейших механизмов, отвечающих за комфортную и безопасную езду в машине, подлежит периодической диагностике с целью проверки правильности его работы и отсутствия износа деталей. Доверять эту процедуру необходимо опытным мастерам, которые хорошо разбираются в устройстве конкретной марки и модели автотранспорта.

  • посторонние звуки при повороте рулевого колеса;
  • поворот руля провоцирует скачки и резкие движения машины;
  • появился люфт руля;
  • колёса запоздало реагируют на поворот рулевого колеса;
  • имеются протечки системы гидроусилителя руля (ГУР).

Описываемый механизм состоит из трёх ключевых частей: рулевого механизма, привода, руля и 16 деталей.

Как показывает практика, чаще всего в нём приходят в негодность следующие элементы:

Если водитель имеет навыки ремонта авто, то большинство из этих деталей он может заменить самостоятельно. Для этого следует разобрать и снять РУ. Это довольно простой процесс. Однако следует понимать, что в каждой марке и модели авто могут быть характерные особенности устройства РУ.

  1. Снять кнопку сигнала.
  2. Вывернуть гайку рулевого вала.
  3. Снять руль.
  4. Открутить гайку.
  5. Произвести съём рулевой сошки.
  6. Осуществить откручивание болтов, крепящих боковую крышку и вал сошки.
  7. Слить смазку из картера.
  8. Открутить болты нижней крышки.
  9. Произвести её съём.
  10. Извлечь рулевой вал из картера.
  11. Снять подшипники и червяк.

Диагностика и проверка деталей на целостность

После того как механизм разобран, необходимо произвести тщательный осмотр каждой детали на предмет наличия дефектов. Например, в рейке следует внимательно осмотреть уплотнительные кольца, сальники, валы: их повреждения будут видны невооружённым взглядом. Изношенные и поломанные детали следует заменить. Обязательному осмотру подлежит электроусилитель руля. Часто в нём перегорает предохранитель, выходит из строя электронный блок. Следует также убедиться, нет ли подтёков в районе гидроусилителя. Если они присутствуют, то необходимо осмотреть насос, так как это является наиболее частой причиной возникновения течи.

Ремонт и замена поломанных и изношенных деталей

Если диагностику поломок можно произвести самостоятельно, то ремонтные работы следует доверить специалистам. Так, например, при ремонте рейки можно столкнуться с серьёзными трудностями из-за того, что она состоит из множества элементов, каждый из которых может выйти из строя. В автосервисе замена этой детали обойдётся примерно в 2600 руб. для авто отечественного производства и 3200–11700 руб. для иномарки.

Процесс ремонта выглядит следующим образом:

  1. Рейку снимают и разбирают.
  2. Производят замену неисправных элементов.
  3. Шлифуют и полируют вал.
  4. Собирают механизм.
  5. Регулируют его.
  6. Проверяют на стенде, который имитирует работу РУ.
  7. После убеждения в нормальной работе деталь устанавливают назад в авто.

Видео: Ремонт рулевой рейки

Если требуется заменить рейку, то после её снятия осуществляют промывку системы РУ. Затем заменяют навесные части и устанавливают новую рейку на место. После чего прокачивают систему ГУР и производят регулировку развала-схождения.

Процесс снятия рейки выглядит следующим образом:

  1. Демонтировать пыльники.
  2. Освободить рейку от рулевых тяг.
  3. Произвести откручивание стопорной гайки.
  4. Осуществить съём стопорного кольца.
  5. Демонтировать верхний и нижний сальники. Для демонтажа нижнего потребуется вытащить штифт.
  6. Извлечь рейку из корпуса с правой стороны.
  7. Удалить сальник и втулку.
  8. Произвести выемку пружины и прижимного механизма.

Сложно отремонтировать и колонку. Её нужно полностью разобрать и осмотреть каждый элемент, входящий в её состав. Нередко приходится менять колонку полностью, поскольку изношенные детали не подлежат замене. Автослесари за такие услуги берут 1500–3300 руб. за авто российских производителей и 2600–4600 руб. за иномарки.

Видео: Замена рулевой колонки

Самостоятельно можно поставить новые наконечники рулевой тяги. Они выходят из строя из-за нарушения герметичности корпуса и попадания внутрь влаги и грязи, стирания вкладышей: это провоцирует езда по плохому дорожному покрытию. Также изнашиваться наконечники могут в результате длительной эксплуатации авто. Рекомендуется менять их каждые 40 тыс. км пробега. В автосервисе стоимость ремонта одного наконечника составляет от 500 до 2000 руб.

Чтобы сменить деталь, нужно произвести следующие манипуляции:

  1. Осуществить подъём передней части машины и постановку её на опору.
  2. Снять шплинт.
  3. Не полностью открутить гайку, крепящую шаровой механизм к поворотному рычагу.
  4. Несколько раз сильно ударить молотком по гайке, пока наконечник не вылетит с места, или воспользоваться специальным съёмником, с помощью которого вынуть палец из поворотного рычага стойки.
  5. Открутить стопорную пластину.
  6. Произвести отсоединение тяги от рулевого механизма.
  7. Открутить наконечник, в процессе считая количество оборотов.
  8. Установить новую деталь в обратном порядке, совершая такое же число поворотов.

Примерные расценки на услуги по ремонту элементов РУ у специалистов:

Наименование работСтоимость, в руб.
Установка новой рулевой тяги1100–3300
Замена маятника1000–2000
Установка новой трапеции2000–4500
Замена кронштейна вала1300–4500
Установка рулевой машинки2600–9100

Регулировка рулевого управления

Нередко в процессе эксплуатации автотранспорта требуется не ремонт РУ, а его регулировка — например, уменьшение зазоров между деталями, затяжка шарнирных сочленений и т. д. Не всегда для этого требуется полная разборка механизма. Она будет нужна только в том случае, если регулирование не привело к нормальной работе РУ. Регулировку следует производить, если наблюдается слишком свободный или тугой ход руля. При таких проблемах сначала проверяют, подтягивают или ослабляют его крепление.

Если это не помогло, продолжают искать причину в других местах — в рулевой колонке, картере рулевого механизма, сошке, шарнирах рулевых тяг, рычагах поворотов. Чтобы отрегулировать затяжку шарнирных деталей рулевых тяг, необходимо расшплинтовать резьбовые пробки в наконечниках, повернуть их до отказа и отвернуть на половину или четверть оборота таким образом, чтобы произошло совпадение прорезей для шплинта.

Регулировку осевого зазора в роликовых подшипниках червяка рулевой тяги производят с помощью прокладок — если их удалить, то просвет станет меньше. Чтобы произвести затяжку роликового подшипника червяка, необходимо демонтировать рулевой механизм. Регулировку зазора между валом сошки и сцеплением ролика и червяка рулевой передачи производят с помощью упорного болта либо изменения количества прокладок под крышкой картера.

Сборка механизма в изначальное состояние

Собирать конструкцию необходимо в чистом помещении. Все элементы также нужно очистить и просушить с помощью продувки, уделяя особое внимание отверстиям и внутренним каналам.

В дальнейшем необходимо действовать таким образом:

  1. Все элементы, соприкасающиеся друг с другом, смазать маслом.
  2. Заменить все детали, сделанные из резины.
  3. Начать сборку, устанавливая болты и гайки на те места, где они стояли до разборки.
  4. Запрессовать манжеты.
  5. Собрав вращающиеся части механизма, убедиться в том, что они правильно и свободно двигаются.

Каким бы образом ни осуществлялись ремонт или замена элементов системы РУ, по окончании они обязательно должны быть отрегулированы и протестированы специалистами. Регулировка производится с помощью специального оборудования и компьютера на стенде, который имитирует работу РУ. Эти работы должны осуществлять профессионалы.

Таким образом, рулевое управление — это важнейшая часть автомобиля, которая всегда должна быть в исправности. Её ремонт и замену следует поручать профессионалам. Если же установка новых деталей производилась собственноручно, всё равно необходимо посетить автосервис для тестирования её нормальной работы. От состояния РУ зависит безопасность передвигающихся в машине людей.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Разборка и сборка рулевого управления легкового автомобиля.

Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 1881 ; Нарушение авторских прав

Лабораторная работа №22

Лабораторные занятия темы 1.4

Вспомогательная тормозная система

Стояночная тормозная система

Запасная тормозная система

Запас­ная тормозная система служит для остановки транспортного средства при выходе из строя рабочей тормозной системы.

Стояночная тормозная система слу­жит для удержания транспортного средства неподвижно на дороге. Используется не только на стоянке, она также применяется для предотвращения скатывания транспортного средства назад при старте на подъёме. Стояночная тормозная система приводится в действие с помощью рычага стояночного тормоза. Водитель рукой может управлять тормозными механизмами задних либо передних колёс.

Вспомогательная тормозная система служит для длительного поддержания постоянной скорости (на затяжных спусках) за счёт торможения двигателем, что достигается прекращением подачи топлива в цилиндры двигателя и перекрытием выпускных трубопроводов.

Цель работы: выяснить, в чем заключается принцип устройства, особенности технического обслуживания и ремонта рулевого управления автомобиля.

Оборудование:рулевые механизмы автомобиля, набор рожковых, накидных и торцевых ключей, пружинный динамометр, специальные отвертки.

Содержание работы:по плакатам с помощью учебника, стендов изучить устройство рулевого управления.

Рулевое управление состоит из червячного редуктора, рулевого колеса, вала рулевого управления и рулевого привода.

Червячный редуктор расположен в алюминиевом картере, который крепится к левому лонжерону кузова тремя болтами с самоконтроящимися гайками. Между картером рулевого механизма и лонжероном установлены регулировочные прокладки, которыми достигается соосность вала червяка и вала рулевого управления. Для этой же цели два отверстия в картере под болты крепления выполнены овальными. В картере на двух радиально-упорных подшипниках установлен червяк. Подшипники не имеют внутренних колец. Их роль выполняют беговые дорожки, выполненные на торцах червяка. Зазор в подшипниках червяка регулируется прокладками, установленными под нижней крышкой. На выходе из картера вал червяка уплотнен сальником. На шлицевой части вала червяка выполнена кольцевая канавка для стяжного болта при соединении вала червяка с наконечником вала руля. В зацеплении с червяком находится двухгребневой ролик, который вращается на оси в двухрядном игольчатом подшипнике. Концы оси после ее запрессовки в отверстия проушин вала расклепаны с применением электроподогрева, т.е. это соединение неразъемное.

Между торцами ролика и пазом вала сошки установлены упорные шайбы, ограничивающие осевое перемещение ролика на оси. Вал сошки цилиндрической шлифованной частью установлен в двух бронзовых втулках и на выходе из картера уплотнен сальником. На конические шлицы вала сошки насажена в одном определенном положении сошка , благодаря сдвоенному шлицу на валу и сдвоенной впадине в отверстии сошки. Зацепление червячной пары выполнено со смещением осей ролика и червяка на 5,5 мм, что позволяет регулировать беззазорное зацепление ролика с червяком по мере их износа. Это обеспечивается осевым смещением вала сошки при помощи регулировочного винта. Головка винта заходит в Т-образный вырез вала сошки вместе с пластиной, которая обеспечивает нужную посадку головки винта. Регулировочный винт ввернут в верхнюю крышку, зафиксирован от проворачивания шайбой и затянут контргайкой. При заворачивании регулировочного винта в крышку вал сошки опускается, и выбирается зазор в зацеплении ролика с червяком. Детали червячного редуктора смазываются маслом ТАД-17и, которое заливается через отверстие, закрываемое пробкой . заправочная вместимость — 0,215 л.

Рулевое колесо изготовлено из пластмассы, армированной стальным каркасом. В ступице рулевого колеса нарезаны шлицы со сдвоенной впадиной, а на валу шлицы сдвоенные, что обеспечивает соединение колеса с валом только в одном положении. Рулевое колесо крепится на валу гайкой, которая после затяжки раскернена в одной точке.

Вал рулевого управления верхней частью опирается на втулку, запрессованную в трубу верхней опоры. Нижний конец трубы крепится стяжным болтом к кронштейну. На верхнем конце трубы стяжным хомутом крепится переключатель фар, указателей поворота, стеклоочистителя и смывателя ветрового стекла. В гнезде кронштейна крепится двумя винтами выключатель зажигания. Кронштейн крепится к кронштейну панели кузова четырьмя болтами. Отверстия под болты крепления в кронштейне имеют овальную форму, за счет чего обеспечивается более точное соединение (центрирование) валов рулевого управления и червяка. Нижняя часть вала 25 шлицевым наконечником соединена с валом червяка и закреплена стяжным болтом. В зоне крепления выключателя зажигания на валу рулевого управления приварено кольцо, в паз которого заходит запорный стержень противоугонного устройства выключателя зажигания. Вал рулевого управления закрыт облицовочным кожухом , состоящим из верхней и нижней частей, соединенных между собой винтами.

Рулевой привод включает в себя: сошку , среднюю и боковые тяги , маятниковый рычаг, поворотные рычаги . Указанные детали связаны между собой шаровыми шарнирами.

Сошка соединена со средней и боковой тягами. Упор сошки ограничивает угол поворота передних колес. Средняя тяга цельная, на концах имеет гнезда для размещения деталей шаровых шарниров.

Боковые тяги составные. Каждая из них состоит из двух наконечников, соединенных между собой резьбовой регулировочной муфтой . Муфта фиксируется на наконечниках двумя стяжными хомутами . При такой конструкции боковых тяг возможно изменение их длины, что необходимо для регулирования схождения управляемых колес. Наружные наконечники боковых тяг шарнирно соединены с поворотными рычагами . которые крепятся болтами к поворотным кулакам. Внутренний наконечник правой боковой тяги соединен шарнирно с маятниковым рычагом, а наконечник левой тяги с сошкой. Все шаровые шарниры однотипны.

Шаровой шарнир тяги состоим из стального пальца , сферическая головка которого опирается на разрезной конусный вкладыш , изготовленный из пластмассы с высокими противозадирными свойствами. Коническая пружина , поджимая вкладыш к сферической головке пальца , автоматически поддерживает беззазорное соединение между ними. Снизу в гнезде наконечника за- вальцована шайба , являющаяся опорой для пружины. Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворотного рычага (сошки или маятникового рычага) и крепится корончатой гайкой, зафиксированной шплинтом.

Шарниры при сборке заполняются смазкой ШРБ-4 и герметизируются: снизу опорной шайбой , сверху армированным колпачком . Пополнение или замена смазки производится только при ремонте автомобиля.

Кронштейн маятникового рычага крепится с внутренней стороны правого лонжерона двумя болтами с самоконтрящимися гайками. Кронштейн отлит из алюминиевого сплава. В его сквозной проточке расположены две пластмассовые втулки , на которых поворачивается ось маятникового рычага. К торцам втулок поджаты шайбы. Верхняя шайба насажена на лыски оси и поджата корончатой гайкой моментом, который обеспечивает поворот рычага с усилием 10-20 Н (1-2 кгс), приложенным на его конце. Нижняя шайба поджата к втулке самоконтрящейся гайкой моментом 106 Н-м (10 кгс-м). Этой же гайкой на оси неподвижно закреплен маятниковый рычаг.

Между торцевыми поверхностями шайб и корпуса кронштейна маятникового рычага установлены резиновые уплотнительные кольца . При сборке полость между втулками заполняется смазкой Литол-24. Этой же смазкой смазываются сами втулки.

Рулевой привод включает в себя: сошку, среднюю и боковые тяги , маятниковый рычаг , поворотные рычаги .

1. Каково назначение рулевого управления.

2. Что такое центр поворота автомобиля и где он находится.

3. Что такое люфт рулевого колеса и чем он вызван.

4. Объясните устройство и принцип действия рулевого управления автомобилей.

5. Из каких деталей состоит рулевой привод при независимой подвеске колес.

Разборка, сборка рулевого механизма

Разборка

  • Зажать рулевой механизм в тисках с мягкими губками. Снять защитный колпачок и, расконтрив болты крепления внутренних наконечников к рейке, выкрутить их и снять рулевые тяги, стопорную и соединительную пластины. Снять хомуты крепления защитного чехла рейки рулевого механизма, правую опору, а затем чехол рейки с трубы картера рулевого механизма.
  • Ключом с восьмигранной головкой (17 мм) открутить гайку упора и извлечь пружину и стопорное кольцо. Проворачивая шестерню почасовой стрелке (смотреть со стороны рулевого вала), сдвинуть упор рейки и затем специальными щипцами с круглыми губками, вставленными в углубления упора под пружину, извлечь упор рейки из картера. Снять пыльник с шестерни и стопорную шайбу, ключом для гайки подшипника приводной шестерни (24 мм) выкрутить гайку. Зажав вал приводной шестерни в тисках с мягкими губками, легким постукиванием по картеру пластмассовым молотком вынуть шестерню из картера в сборе с шариковым подшипником. Снять шайбу, стопорное кольцо и спрессуйте шариковый подшипник с вала шестерни. Выньте рейку рулевого механизма в сторону снятого защитного колпачка, а затем опорную втулку рейки.

Проверка технического состояния

  • Промыть полости картера рулевого механизма и все металлические детали в керосине. Резиновые детали промыть теплой водой и протереть чистой тряпкой. Внимательно осмотреть, нет ли на рабочих поверхностях шестерни и рейки следов износа, задиров или рисок. Незначительные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником. Изношенные и поврежденные детали заменить.
  • Шариковый подшипник должен вращаться свободно, без заеданий. На поверхности колец и шариков не должно быть износа и следов заеданий. Ролики и обойма подшипника не должны иметь износа и повреждений. При малейшем сомнении подшипники заменить новыми.
  • Проверить состояние защитного чехла и торцовых колпачков. Если они имеют трещины, разрывы или неплотную посадку на деталях, заменить их. Проверить по осевому и радиальному зазору состояние шаровых шарниров рулевых тяг. Если ощущается люфт в шаровом шарнире или в него попали грязь, песок, а также при появлении коррозии на шаровом пальце и при полном использовании хода упорного вкладыша заменить шарнир в сборе с наконечником тяги.
  • Проверить состояние резинометаллических шарниров наконечников тяг. Изношенные и поврежденные шарниры заменить.
  • Проверьте, состояние опорной втулки рейки и её посадку в картере рулевого механизма. Поврежденную втулку заменить. Уплотнительные кольца и соответственно упора рейки и гайки подшипника приводной шестерни и резиновые кольца опорной втулки рейки заменить новыми независимо от их технического состояния. Разовым использованием отличаются также хомуты, если они не винтовые.

Сборка

  • Оправкой для запрессовки заднего сальника коленчатого вала в держатель (внутренний диаметр 18 мм, наружный — 22 мм) напрессовать шариковый подшипник на вал приводной шестерни до упора. Оправкой для установки стопорной шайбы на вал приводной шестерни установить на вал шестерни стопорное кольцо, не допуская его перекоса, затем установить защитную шайбу и уплотнительное кольцо.
  • Установить в картер опорную втулку, следя за тем, чтобы её вырезы вошли в отверстия картера. Прежде чем вставлять в картер опорную втулку, установить в её канавки уплотнительные кольца так, чтобы тонкая часть колец находилась напротив разреза втулки. После установки опорной втулки в картер разрезать кольца по контуру втулки, удалив отрезанные части.
  • Обильно смазав зубья рейки смазкой для рулевого управления, а другие её поверхности тонким слоем этой же смазки, установите рейку в картер, продвинув её через опорную втулку до упора в специальное приспособление, чтобы выдержать размер 87+0,25 мм от торца рейки до оси упора рейки.
  • Нанести на зубья приводной шестерни и заложите в шариковый подшипник смазку до появления её на верхнем торце подшипника. Затем установить шестерню в картер таким образом, чтобы риска на ее валу была обращена вправо (по ходу автомобиля) и запресcовать подшипник в картер до упора. Максимальное усилие запрессовки подшипника 152,9 кгс. Общее количество смазки для рейки, приводной шестерни и подшипника должно быть 20-30 г.
  • Ключом для гайки подшипника приводной шестерни затянть гайку приводной шестерни моментом 5+0,5 кгс • м, установить стопорное кольцо и заполнить полость над гайкой смазкой.
  • Установить приводную шестерню в положение прямолинейного движения автомобиля, что определяется по размеру 87+0,25 мм. Затем оправкой для напрессовки на вал пыльника (внутренний диаметр 18 мм, наружный — 2 мм) напрессовать на вал шестерни пыльник так, чтобы метки А и Б на пыльнике и на картере совпали, а пыльник плотно прилёг к торцу картера.
  • Установите подвижный упор рейки с уплотнительным кольцом до yпopa в рейку (до беззазорного состояния). Установить поджимную пружину, стопорное кольцо и затянуть ключом для отвертывания гайки упора рейки гайку моментом 1,1-1,3 кгс • м, затем отпустить гайку на два деления, чтобы обеспечить зазор до 0,12 мм между гайкой и упором рейки, необходимый для компенсации теплового расширения деталей и неточности их изготовления. Момент отворачивания гайки должен быть не менее 0,45 кгс • м. После этого убедитесь, что момент вращения шестерни в области всего хода лежит в пределах 6-17 кгс • см при частоте вращения 30 об/мин. Если момент вращения шестерни не укладывается в указанные пределы, выявить и устранить причины заедания деталей, обращая особое внимание на упор рейки, приводную шестерню и рейку. После этого закерните гайку упора в двух противолежащих точках. Положение гайки для контроля отмаркируйте краской.
  • Установить на место защитный чехол так, чтобы его правый торец находился на расстоянии 28,5-0,5 мм от торца трубы и закрепить его хомутами. Затем установите опору так, чтобы она плотно прилегла к чехлу. Закрепляют к рейке рулевые тяги. Болты крепления тяг затянуть моментом 7,8+0,8 кгс • м и законтрите их отгибанием краев стопорной пластины на грань болтов.
  • После сборки убедитесь, что защитный чехол при перемещении рейки со скоростью поворота шестерни 30 об/мин не имеет вздутий и пережимов, а момент вращения шестерни в области всего хода находится по-прежнему в пределах 6-17 кгс • см при частоте вращения 30 об/мин. В противном случае устранить причины выявленных дефектов. Момент вращения шестерни проверить динамометром с переходной втулкой. Повторно убедиться, что при совпадении меток на пыльнике и на картере рулевого механизма расстояние от торца рейки до оси приводной шестерни равно 87+0,25 мм.

Неисправности в рулевом управлении и их устранение. Рулевое управление автомобиля всегда должно быть исправным, надежным и легким в управлении. В случае возникновения любых неисправностей в рулевом управлении, надо не откладывая приступить к их устранению. В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть следующие неисправности: увеличенный свободный ход рулевого колеса; тугое вращение или заедание в рулевом механизме; разрушение резиновых чехлов. Кроме перечисленных в рулевом управлении могут возникнуть и другие неисправности, связанные с креплением рулевого механизма к кузову, опоры вала к кронштейну педалей, рулевого колеса к валу, ослабление крепления клеммного болта на нижнем валу и др. Прежде чем приступить к устранению неисправностей проверьте и подтяните все крепления рулевого механизма.
Увеличенный свободный ход рулевого колеса может быть из-за увеличенных зазоров в шарнирах рулевых тяг; нарушения регулировки в зацеплении шестерни рулевого управления с рейкой. Для устранения указанной неисправности проверьте шаровые шарниры на рулевых тягах; при наличии люфта, наконечники замените. Проверьте крепление рулевых тяг к кронштейну тяг, состояние резиновых шарниров и крепление болтов на кронштейне тяг. После устранения люфтов приступите к устранению люфта в рулевом механизме. Регулировку зацепления можно производить, не снимая механизм с автомобиля, при этом с целью повышения чувствительности приподнимите передок автомобиля, чтобы колеса не касались пола. Регулировка механизма описана выше.
Тугое вращение или заедание в рулевом механизме может быть из-за: разрушения подшипников шестерни рулевого механизма, разрушения резиновых чехлов на картере и попадания в картер пыли и влаги (образование коррозии на деталях). Устраняются эти неисправности снятием с автомобиля рулевого механизма, полной его разборкой, промывкой и проверкой состояния деталей. Изношенные и поврежденные детали заменяются. При сборке тщательно смажьте все трущиеся детали и произведите регулировку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector