4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка подшипников ведущей шестерни

Регулировка подшипников ведущей шестерни

Регулировка главной передачи автомобилей МАЗ-525 и MA3-530

Регулировку главной передачи автомобилей МАЗ-525 и MA3-530 производят на заводе и потребность в ней при эксплуатации возникает только при замене деталей или сильном износе подшипников.

Регулировкой конических подшипников 4 (см. фиг. 61) ведущей шестерни редуктора заднего моста автомобиля МАЗ-525 обеспечивается осевой зазор подшипников в пределах 0,17—0,22 мм. Осевой зазор конических подшипников ведущей шестерни регулируется регулировочными шайбами 12. Торцовые поверхности шайб шлифуют до толщины шайбы, необходимой для получения осевого зазора подшипников в заданных пределах.

Конические подшипники 10 (фиг. 63) ведущей шестерни главной передачи заднего и среднего мостов автомобиля MA3-530 регулируют таким образом, чтобы был обеспечен предварительный натяг подшипников в пределах 0,00—0,03 мм. При регулировке конических подшипников ведущей конической шестерни торцовые поверхности регулировочных шайб 9 шлифуют до такого размера, при котором предварительный натяг подшипников находится в указанных пределах. Предварительный натяг подшипников ведущей конической шестерни необходим для того, чтобы уменьшить деформацию шестерни, установленной консольно на двух подшипниках. Если бы конические подшипники были отрегулированы с осевым зазором, как на автомобиле МАЗ-525, то при передаче больших усилий нарушилась бы регулировка зацепления, что вызывает быстрый износ зубьев шестерен.

Осевой зазор в конических подшипниках ведущей шестерни автомобиля МАЗ-525 возможен, так как шестерня установлена на трех опорах для достижения необходимой жесткости узла.

Конические подшипники дифференциала автомобилей МАЗ-525 и MA3-530 регулируют гайками 26 (фиг. 61) до получения осевого зазора подшипников в пределах 0,08—0,12 мм.

Конические подшипники дифференциала нужно регулировать следующим образдм: затянуть гайку подшипников до отказа, после чего отвернуть гайку назад до совпадения ближайшей прорези гайки со стопорной пластиной 18 и в таком положении зафиксировать стопорную пластину болтами. Указанная регулировка обеспечит осевой зазор подшипников дифференциала в указанных пределах.

Осевой зазор в конических подшипниках проверяют при помощи индикатора. При проверке осевого зазора ведомую коническую шестерню перемещают вместе с дифференциалом из одного крайнего положения в другое.

После регулировки конических подшипников следует отрегулировать зацепление ведущей и ведомой шестерен. Допускается одновременная регулировка зацепления и подшипников. В этом случае зацепление регулируют с поджатым подшипником, расположенным со стороны ведомой шестерни, и зазор создается передвижением наружной обоймы другого подшипника.

Регулировка зацепления конических шестерен заключается в установлении бокового зазора между зубьями в пределах 0,4—0,75 мм и нормального отпечатка контакта между зубьями. Для проверки контакта зубья ведомой шестерни покрывают тонким слоем краски и провертывают ведущую шестерню в обе стороны. Отпечаток на обеих сторонах зубьев должен быть в виде пятна, расположенного в средней части зубьев на 35—50% длины зуба (считая по спирали) и на 35—50% ширины зуба (считая по эвольвенте). Отпечаток контакта должен быть менее выражен на его краях как по длине, так и по высоте зуба.

Без нагрузки и под нагрузкой пятно контакта не должно доходить до кромки узкого (переднего) конца зуба на величину в пределах 4— 6 мм и до верхней кромки зуба (до образующей наружного конуса) на величину до 0,8 мм. На ведущей конической шестерне отпечаток контакта может доходить до верхней кромки зуба. При движении автомобиля назад допускается отпечаток контакта меньшего размера.

Зацепление пары конических шестерен автомобиля МАЗ-525 и MA3-530 следует регулировать изменением положения ведущей и ведомой шестеренЛПеремещение ведущей шестерни осуществляется изменением количества и толщины регулировочных прокладок 14 (см. фиг. 61 и 63) между картером подшипников ведущей шестерни и картером редуктора. Положение ведомой конической шестерени изменяется гайками подшипников дифференциала. Чтобы при перемещении ведомой шестерни не нарушить регулировку подшипников дифференциала, число оборотов, на которое завертывают одну гайку, должно быть равно числу оборотов, на которое вывертывают другую гайку подшипников.

Боковой зазор между зубьями измеряется с помощью индикатора.

Шестерни главной передачи подбирают на заводе попарно по контакту в зацеплении. Поэтому для длительного срока службы шестерен, а также для бесшумной работы главной передачи при выходе из строя одной из шестерен следует заменять обе шестерни.

Упорным винтом ведомой шестерни следует отрегулировать зазор между ведомой конической шестерней и головкой упорного винта в пределах 0,3—0,4 мм, после чего винт законтрить. Для получения указанного зазора нужно завернуть винт до отказа, затем отвернуть его на 1/4—1/5 оборота. На автомобиле MA3-530 регулируют также конические подшипники 8 ведущей шестерни 5 привода (см. фиг. 63). Регулировка подшипников осуществляется перемещением крышки 7 за счет изменения количества и толщины регулировочных прокладок 6 до получения осевого зазора подшипников в пределах 0,1—0,15 мм.

Боковой зазор между зубьями полуосевых шестерен и сателлитов дифференциала нужно проверять по осевому перемещению полуосевых шестерен. Шестерни дифференциала работают нормально, если между опорной шайбой 22 (см. фиг. 61) и торцом полуосевой шестерни имеется зазор в пределах 0,5—1,2 мм. Зазор измеряют через отверстие в чашке дифференциала только с одной стороны. Если указанный зазор окажется больше, следует разобрать дифференциал и заменить изношенные опорные шайбы новыми, обеспечив при этом зазор в указанных пределах.

Техническое обслуживание главной передачи переднего ведущего моста трактора МТЗ-80/82

Техническое обслуживание главной передачи и дифференциала

Заключается в поддержании определенного уровня масла в корпусе переднего моста и регулярной его замене, периодической проверке осевых зазоров в подшипниках ведущей шестерни и дифференциала, проверке и подтяжке ослабевших креплений и устранении выявленных неисправностей.

Регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи

При работе главной передачи под нагрузкой в зубьях шестерен возникают значительные осевые силы, под действием которых шестерни смещаются относительно друг друга в пределах имеющихся в подшипниках зазоров и упругих деформаций. Это увеличивает зазор и нарушает контакт зубьев зацепления. Поэтому роликовые конические подшипники главной передачи устанавливают таким образом, чтобы осевой зазор в них совершенно отсутствовал. Допускается даже установка подшипников с небольшим предварительным натягом.

Предварительный натяг устраняет начальный зазор и вызывает упругие деформации в подшипниках заранее, до приложения нагрузки. Поэтому осевое смещение шестерен при работе произойдет лишь тогда, когда осевая сила в зубьях больше силы предварительного натяга. Следовательно, в результате предварительного натяга осевые перемещения шестерен снижаются до минимума, а увеличение зазоров в зубьях, возникающее при износе подшипников, проявляется значительно позднее. Правильно отрегулированный натяг подшипников остается длительное время неизменным и в эксплуатации не требует регулировки до износа подшипников.

Нарушение регулировки подшипников ведущей шестерни вызывается ослаблением затяжки гайки 10 (рис. 1) соединительного фланца 9 кардана. При недостаточно затянутой гайке возможно проворачивание и износы торца внутренней обоймы подшипника 6 и проворачивание регулировочных шайб, что увеличивает зазоры в подшипниках. Кроме опасной для зацепления осевой «игры» ведущей шестерни, ослабление затяжки гайки 10 вызывает повышенное биение соединительного фланца кардана и как следствие подтекание смазки через манжету ведущей шестерни и вибрацию карданного вала.

Рис. 1 Передний ведущий мост
1 – механизм регулировки колеи; 2 – крышка моста; 3 – корпус манжеты; 4 – прокладки регулировочные; 5 – стакан; 6, 7 и 21 – подшипник; 8 – обойма манжеты; 9 – соединительный фланец; 10, 29 – гайки; 11 – маслоотражательное кольцо; 12 – регулировочные шайбы; 13 – ведущая шестерня; 14 – ведомая шестерня; 15, 19 – корпуса дифференциала; 16 – ось сателлитов; 17 – чашка нажимная; 18 – сапун; 20 – диск ведомый; 22 – диск ведущий; 23 – корпус моста; 24 – болт дифференциала; 25 – сателлит; 26 – заглушка; 27 – прокладки регули-ровочные; 28 – полуосевая шестерня; 30 – прокладки регулировочные; 31 – клин; 32 – стопорная планка; 33 – передний брус; 34 – ось качания; 35 – втулка бруса

Осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни проверяют покачиванием от руки соединительного фланца 9 кардана. Если фланец покачивается на шлицах, то гайку 10 надо обязательно подтянуть до конца. Нельзя даже незначительно ее отворачивать для того, чтобы добиться совпадения отверстия под шплинт в валу с прорезью гайки. После затяжки гайки нужно вновь проверить осевое перемещение ведущей шестерни – его не должно быть.

Если осевое перемещение ведущей шестерни ощущается при затянутой до отказа гайке, необходимо отрегулировать подшипники – уменьшить осевой зазор. Осевое перемещение ведущей шестерни замеряют с помощью индикатора, установленного на стакане 5. Если, например, перемещение составляет 0,25 мм, то толщину регулировочных шайб 12 (рис. 1) нужно уменьшить на 0,25-30 мм.

Порядок регулировки следующий:
– слить масло из корпуса переднего моста и отъединить передний конец карданного вала от соединительного фланца 9;
– расшплинтовать и отвернуть гайку 10, снять соединительный фланец кардана;
– отвернуть болты крепления стакана 5 и выпрессовать его из расточки корпуса моста с помощью демонтажных болтов;
– с помощью выколотки и молотка легкими ударами по хвостовику ведущей шестерни выбить ее из стакана;
– прошлифовать одну или обе шайбы на требуемую величину и установить шайбу и ведущую шестерню на прежнее место;
– затянуть гайку 10. При затяжке проворачивать шестерню, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение.

После регулировки необходимо проследить за нагревом подшипников на транспортных передачах. Небольшой нагрев допускается, но при повышении температуры до 60°С (рука не выдерживает длительного прикосновения) натяг в подшипниках следует уменьшить.

Регулировка подшипников дифференциала

Проверять осевой зазор в подшипниках дифференциала следует после 3000 ч работы при очередном техническом обслуживании. Проверка проводится перемещением дифференциала с помощью монтажной лопатки или рукой. Перед проверкой следует подтянуть болты фланцев корпуса и крышки переднего моста. Если перемещение дифференциала ощутимо от руки, то подшипники надо регулировать. Например, осевой зазор составляет 0,25 мм, тогда толщину пакета прокладок 30 (рис. 1) между фланцами корпуса и крышки моста надо уменьшить, изъяв прокладку толщиной 0,2 мм. Если осевое перемещение равно 0,3-0,4 мм, следует убрать по две прокладки толщиной 0,2 мм. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала не должен превышать 0,1 мм.

После регулировки нужно проследить за нагреванием корпусов на транспортных передачах (температура более 60°С свидетельствует о перетяжке подшипников).

Регулировка зацепления шестерен главной передачи

Зацепление шестерен главной передачи при эксплуатации регулировать даже при весьма ощутимых износах зубьев не рекомендуется, так как их износ практически не нарушает нормальной работы передачи. Объясняется это тем, что удовлетворительный контакт зубьев получается только в одном взаимном положении ведущей и ведомой шестерен, когда образующая начальных конусов является общей для обеих шестерен.

Попытка уменьшить боковой зазор в изношенных передачах может привести к поломкам из-за нарушения контакта в зубьях. Однако если повышенный боковой зазор (1,2-1,5 мм) обнаружен в новой передаче, то это свидетельствует о ее неправильной сборке и зазор следует отрегулировать до нормальных пределов. Регулировка зацепления необходима также в случаях замены подшипников, корпуса моста, корпусов дифференциала, стакана ведущей шестерни.

Положение ведомой шестерни регулируется прокладками 27 (рис. 1), которые ставят между торцами шестерни и корпуса дифференциала. Регулировку проводят в соответствии с инструкцией.

Положение ведущей шестерни и боковой зазор в зацеплении регулируют прокладками 4, устанавливаемыми между фланцами стакана ведущей шестерни и корпуса моста.

Боковой зазор в зубьях зависит от осевого зазора подшипников ведущей шестерни и дифференциала, поэтому проверкой зацепления следует убедиться в отсутствии зазоров в подшипниках.

После регулировки бокового зазора проверяют пятно контакта зубьев. При правильном контакте в работе под нагрузкой участвует вся длина зуба. Несколько зубьев ведомой шестерни покрывают тонким слоем густоразведенной краски (сурик) и после установки стакана с ведущей шестерней в расточку корпуса моста проворачивают ведущую шестерню несколько раз в обе стороны. Затем выпрессовывают стакан с ведущей шестерней из корпуса моста. При правильном контакте пятно (рис. 2, а) должно занимать не менее 50% длины зуба, иметь ширину не менее 50% рабочей высоты зуба и располагаться ближе к узкому концу зуба (к вершине делительного конуса).

Рис. 2. Пятно контакта зубьев конических шестерен главной передачи
а – правильное пятно контакта; б – контакт на вершине зуба; в – контакт у основания зуба; г – контакт на узком конце зуба; д – контакт па широком конце зуба

При неправильном контакте необходимо изменить положение ведущей или ведомой шестерни: если контакт на вершине зуба (рис. 2, б), то ведущую шестерню следует приблизить к ведомой, уменьшив толщину прокладок 4 (рис. 1); при, контакте у основания зуба (рис. 2, в) ведущую шестерню надо отодвинуть от ведомой, увеличив толщину прокладок 4; если пятно расположено ближе к узкому концу зуба (рис. 2, г), отодвинуть ведомую шестерню от ведущей, уменьшив количество прокладок 27 между торцами коробки дифференциала и ведомой шестерни; при расположении передачи: пятна контакта на широком конце зуба (рис. 2, д) ведомую шестерню приблизить к ведущей, увеличив количество прокладок.

Регулировка подшипников ведущей шестерни

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Регулировка подшипников промежуточного вала автомобиля ЗИЛ-130

При регулировке подшипников вала ведущей шестерни одновременно проверяют и при необходимости регулируют подшипники промежуточного вала главной передачи.

Порядок регулировки должен быть следующий; снять стакан с валом ведущей конической шестерни в сборе и проверить осевой зазор, передвигая промежуточный вал вдоль оси при помощи воротка; если осевой зазор, проверяемый индикатором, подставленным к торцу зуба ведущей цилиндрической шестерни, превышает 0,05 мм, то подшипники регулируют.

Для регулировки подшипников надо отвернуть болты 26 крепления крышек 9 и 27 с обеих сторон, снять крышки, затем, подобрав регулировочные прокладки 10, устанавливаемые под фланцы крышек, отрегулировать предварительный натяг подшипников 28. Набор регулировочных прокладок (заводского изготовления) состоит из пяти штук толщиной 1,0: 0,5; 0,2; 0,1 и 0,05 мм.

Под каждой крышкой обязательно должны быть установлены прокладки толщиной 0,05 и 0,1 мм не менее чем по одной штуке, остальные ставят по мере надобности. При необходимости прокладки удаляют с обеих сторон, одинаковой толщины и в одинаковом количестве.

После регулировки крутящий момент, необходимый для проворачивания промежуточного вала в подшипниках, должен быть равен 0,1—0,35 кГм при снятом дифференциале, что проверяют динамометром, закрепив его за ведомую шестерню (рис. 39, а).

Закончив регулировку подшипников, надо установить обратно стакан с валом ведущей шестерни и закрепить болтами с пружинными шайбами.

Регулировка зацепления зубьев конических шестерен

При регулировке подшипников главной передачи необходимо проверить зацепление зубьев ведущей 24 (см. рис. 37) и ведомой 25 конических шестерен (на краску) и, если потребуется, отрегулировать зацепление на снятом редукторе.

Положение пятна контакта на рабочей поверхности зуба ведомой шестерни при отрегулированном зацеплении новых шестерен должно соответствовать пятну контакта, изображенному на рис. 40, а без нагрузки и на рис. 40, б после работы с нагрузкой. При этом должен быть выдержан боковой зазор между зубьями в пределах 0,15—0,40 мм, который замеряют при снятом дифференциале щупом у широкой части зуба не менее чем для трех или четырех зубьев ведомой шестерни, расположенных примерно на равных углах по окружности. Зазор можно также проверять индикатором, подставленным к зубу ведомой шестерни (см. рис. 39, б).

Рис. 39. Проверка и регулировка редуктора и дифференциала заднего моста автомобиля ЗИЛ-130: а — проверка предварительного натяга подшипников промежуточного вала; б — проверка бокового зазора между зубьями конической пары шестерен; виг — изменение толщины пакета регулировочных прокладок при регулировке зацепления конической пары шестерен; д — проверка осевого зазора в подшипниках дифференциала

Регулировка подшипников ведущей шестерни

Осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни главной передачи не допускается, т. к. при его наличии происходит быстрый износ зубьев шестерен и возможно заклинивание моста

Проверку наличия осевого зазора производите покачиванием ведущей шестерни за фланец крепления карданного вала.

Для устранения осевого зазора ведущей шестерни необходимо подтянуть гайку 8 (рисунок 1).

При этом имейте в виду, что гайка имеет кернение в паз резьбовой части ведущей шестерни и при подтяжке потребуется большее усилие на ключе.

Подтяжку гайки производите осторожно до устранения осевого зазора ведущей шестерни, не допуская ее перетяжки, после чего закерните гайку.

Если закерненную гайку подтянуть не удается, то ее следует сначала отпустить на 0,5 — 1,0 оборота, а затем затянуть до устранения осевого зазора и закернить.

Осевой зазор в подшипниках дифференциала главной передачи также не допускается.

Проверку его производите покачиванием ведомой шестерни 2 при снятой крышке 21 картера.

Осевой зазор ведомой шестерни главной передачи устраняйте подтяжкой гайки 17 подшипника дифференциала, предварительно сняв стопорную пластину 19.

Подшипники главной передачи регулируйте в следующем порядке.

Подберите регулировочное кольцо 5 (см. рис. 1). Его толщина d1 (рис. 2) определяется (с точностью ±0,025 мм) исходя из действительных размеров В и Г (см. рис. 2 и 3) по формуле d1 = B – (111,960 + Г) (мм) .

Установите кольцо в картер 16 (см. рис. 1) главной передачи.

Установите вал ведущей шестерни в картер переднего моста.

Проверьте момент проворачивания вала ведущей шестерни. Он должен составлять 1,0–2,0 Н·см (0,1–0,2 кгс·см).

При установке дифференциала в сборе с ведомой шестерней измерьте размер Е (рис. 4), приложив осевое усилие Р , равное 4000–5000 Н (400–500 кгс), и провернув несколько раз шестерню, чтобы ролики подшипника заняли правильное положение.

Измерьте в картере расстояние Б (см. рис. 2) от оси ведущей шестерни до упорного торца подшипника дифференциала.

По действительным размерам Б, Е и монтажному размеру ведомой шестерни, равному 50 мм, подберите (с точностью ±0,025 мм) регулировочное кольцо по формуле

d2 = Б – (Е + 50 + Х) (мм) , где d2 – толщина регулировочного кольца;

X — предельное отклонение от монтажного размера, равное 50 мм, с соответствующим знаком (плюс или минус), этот размер нанесен электрографом на торец ведомой шестерни.

Установите дифференциал в сборе с наружными кольцами его подшипников и регулировочным кольцом в картер переднего моста и закрепите его.

Отрегулируйте подшипники 6 и 22 (см. рис. 1) дифференциала переднего моста затяжкой гайки 23, периодически вращая дифференциал, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение.

После затяжки гайки суммарный момент проворачивания ведущей шестерни дифференциала (Мв. ш.) должен быть в пределах Мв. ш. + (0,21–0,42) (Н·м) . Проверку выполняйте проворачиванием за ведущую шестерню.

Боковой зазор в зацеплении шестерен установленного нового комплекта главной передачи проверяйте и регулируйте после регулировки положения шестерен.

Боковой зазор проверяют индикатором, стойка которого прикреплена к картеру моста в направлении, перпендикулярном поверхности зуба ведомой шестерни при закреплении к картеру стойки индикатора.

Проверку зазора проводите на трех-четырех зубьях, равномерно расположенных по окружности.

Разброс значений зазора не должен превышать 0,05 мм.

Нормальный боковой зазор должен быть в пределах 0,15–0,25 мм.

Если боковой зазор меньше указанного значения, то подобранное регулировочное кольцо следует заменить кольцом меньшей толщины.

При проверке и регулировке бокового зазора предварительный натяг в подшипниках дифференциала создавать необязательно.

Затяните регулировочную гайку 23 до соприкосновения с подшипниками и исчезновения в них зазора.

Проверьте зацепление шестерен главной передачи по пятну контакта, для чего окрасьте зубья ведомой шестерни краской (по 2 зуба в трех-четырех местах равномерно по окружности).

Притормаживая за фланец вал ведущей шестерни, вращайте ведомую шестерню в обоих направлениях до тех пор, пока на зубьях шестерен не обозначатся пятна контакта, как показано на рис. 5

При правильной регулировке зацепления шестерен пятно контакта должно быть расположено в местах зубьев, показанных на рисунке (поз. 1)

При контакте на вершине зуба (поз. 2) передвиньте ведущую шестерню к ведомой, увеличив толщину регулировочного кольца, причем для сохранения значения бокового зазора отодвиньте ведомую шестерню от ведущей.

При контакте у основания зуба (поз. 3) отодвиньте ведущую шестерню от ведомой, уменьшив толщину регулировочного кольца, причем для сохранения значения бокового зазора подвиньте ведомую шестерню к ведущей.

При контакте на узком конце зуба (поз. 4) отодвиньте ведомую шестерню от ведущей, уменьшив толщину регулировочного кольца, при этом для сохранения значения бокового зазора подвиньте ведущую шестерню к ведомой.

При контакте на широком конце зуба (поз. 5) подвиньте ведомую шестерню к ведущей, увеличив толщину регулировочного кольца, а для сохранения значения бокового зазора отодвиньте ведущую шестерню от ведомой.

Установите стопорную пластину на крышку подшипника дифференциала.

Собрав главную передачу, проверьте ее нагрев после совершения пробной поездки на автомобиле.

Если картер переднего моста в зоне подшипников ведущей шестерни и подшипников дифференциала нагревается свыше 90°С, то снова отрегулируйте предварительный натяг подшипников, как указано выше.

Регулировка подшипников ведущей шестерни

МоАЗ-4055. Регулировка ведущего моста

В процессе эксплуатации возникает необходимость в регулировке конических подшипников ведущей шестерни главной передачи, дифференциала, ступиц колес, зацепления шестерен главной передачи и зазора между ограничителем деформации и ведомой шестерней главной передачи.

Регулировать конические подшипники ведущей шестерни главной передачи и дифференциала следует, если осевой люфт их превышает 0,15 мм.

Регулировка подшипников и зацепления шестерен главной передачи проводится совместно. Операции по регулировке каждой пары конических подшипников выполняются отдельно. Увеличенный боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи при нормальном контакте шестерен, получившийся вследствие износа зубьев, уменьшать регулировкой не следует, так как такая регулировка приведет к нарушению взаимного положения приработавшихся поверхностей зубьев. При регулировке подшипников также нельзя нарушать положение приработавшихся шестерен.

Рекомендуется регулировку зацепления шестерен главной передачи только после их замены или при замене подшипников. Шестерни подлежат замене при увеличении бокового зазора, за счет износа зубьев, более 1 мм. Проводить операции регулировок подшипников и зацепления шестерен главных передач в стационарных условиях квалифицированными специалистами.

МоАЗ-4055. Регулировка затяжки подшипников ведущей шестерни главной передачи

Производить регулировку следует при снятом редукторе главной передачи в следующей последовательности:

— снять картер подшипников 13 (рисунок 3.4.3) вместе с ведущей шестерней 18, используя демонтажные резьбовые отверстия;

— закрепить картер подшипников 13 и, при упоре ножки индикатора в торец фланца 15, осевыми перемещениями фланца 15 определить величину осевого люфта подшипников;

— расшплинтовать и отвернуть гайку 17, снять пружинную шайбу 19, шайбу 16, уплотнительное кольцо 20, фланец 15, суппорт 23 с манжетами, маслоотражатель 21, внутреннее кольцо конического подшипника 12 и регулировочную шайбу 14;

— замерить микрометром толщину регулировочной шайбы 14 и прошлифовать ее на

сумму величины люфта и величины предварительного натяга от 0,02 до 0,04 мм;

— установить прошлифованную шайбу 14 и остальные детали на прежнее место, кроме суппорта 23 с манжетами, так как трение манжет о шейку фланца не позволит пра­вильно определить момент сопротивления проворачиванию шестерни в подшипниках, и уплотнительного кольца 20.

При затягивании гайки 17 необходимо провернуть ведущую шестерню 18, чтобы ролики правильно разместились в подшипниках. При несовпадении прорезей под шплинт гайку довернуть;

— проверить предварительный натяг подшипников по величине крутящего момента, необходимого для проворачивания ведущей шестерни, который должен быть равен от 1,2 до 2,2 Н м (от 0,12 до 0,22 кгс.м). Важно помнить, что слишком большой натяг в кониче­ских подшипниках приводит к сильному их нагреву и быстрому износу. При нормальном натяге подшипников следует пометить положение гайки 17 и снять ее, снять шайбу пру­жинную 19, шайбу 16, фланец 15;

— установить на место суппорт 23 с манжетами и окончательно собрать узел.

Осевой люфт конических подшипников дифференциала следует определять упо­ром ножки индикатора в торец ведомой шестерни. Подшипники дифференциала регули­руются гайками 8 (рисунок 3.4.3), которые следует вернуть на одинаковую глубину с обе­их сторон, до получения натяга в подшипниках от 0,02 до 0,04 мм. Величина натяга опре­деляется крутящим моментом, необходимым для проворачивания дифференциала, кото­рый должен быть в пределах от 2 до 3,5 Н м (от 0,2 до 0,35 кгс .м ) при снятой ведущей шестерне. Ограничитель 27 деформации при регулировке подшипников отвернуть.

Проводить регулировку зацепления шестерен следует после регулировок и под­шипников ведущей шестерни и дифференциала в следующей последовательности:

— протереть насухо боковые поверхности зубьев ведущей и ведомой шестерни;

— смазать боковые поверхности 3-4 зубьев ведущей шестерни краской по всей по­верхности;

— установить в картер редуктора 11 картер подшипников 13 (рисунок 3.4.3) вместе с

ведущей шестерней, завернуть четыре накрест лежащие гайки 22, провернуть за фланец 15 ведущую шестерню в обе стороны от 5 до 10 оборотов и по отпечаткам (пятнам кон­такта) на боковых поверхностях зубьев шестерен определить правильность зацепления.

При правильно отрегулированном зацеплении пятно контакта на боковых поверх­ностях зубьев ведомой шестерни должно располагаться ближе к узкому концу зубьев, не доходить до края на величину от 2 до 6 мм и не выходить на кромку зуба. Не допускается смещение пятна контакта к толстому концу зубьев. Площадь пятна контакта должна быть не менее 50% площади боковой поверхности зуба. При необходимости смещения ведущей шестерни увеличить или уменьшить число регулировочных прокладок 24. Смещение ве­домой шестерни в сторону ведущей или от нее проводить с помощью гаек 8. Для сохра­нения регулировки затяжки подшипников дифференциала следует отвернуть одну и за­вернуть другую гайки на одну и ту же величину.

При регулировке зацепления по пятну контакта на боковых поверхностях зубьев шестерен следует сохранять необходимый боковой зазор в зацеплении. У новой пары шестерен боковой зазор должен быть от 0,4 до 0,75 мм., что соответствует показанию ин­дикатора от 0,55 до 1,05 мм на радиусе расположения отверстий для крепления карданно­го вала на фланце 15, если покачивать ведущую шестерню при заторможенной ведомой.

Завернуть ограничитель 27 деформации до упора головки болта 26 в торец ведомой шестерни и затем отвернуть его от 1/7 до 1/5 (от 50° до 70°) оборота и застопорить контр­гайкой 28. Зазор, в этом случае, составит величину от 0,2 до 0,4 мм.

Регулировку подшипников ступиц колес следует производить в следующей после­довательности:

— поднять колесо, чтобы оно не касалось земли;

— установить сливное отверстие ступицы в нижнее положение (стрелка на водиле направлена вниз);

— снять колесо вместе с ободом, соблюдая меры безопасности;

— отвернуть заливные и сливные пробки и слить масло из ведущего моста;

— снять крышку с упором 19 (рисунок 3.4.2);

— вынуть полуось и снять водило;

— расстопорить гайку 20 крепления ступицы, расшплинтовать и отвернуть два болта 15 и снять планку 14, и затянуть гайку крутящим моментом от (300 до 350) Н м (от 30 до 35) кгс .м , проворачивая при этом ступицу, чтобы ролики правильно разместились в под­шипниках;

— установить планку 14 в паз гайки и отвернуть гайку 20 до совпадения крепежных отверстий планки с ближайшими резьбовыми отверстиями в кожухе 23, но не более чем на 30°;

— проверить плавность вращения ступицы и отсутствие заедания;

— застопорить двумя болтами 15 планку 14. Болты, в свою очередь, зашплинтовать проволокой;

— произвести сборку колесной передачи;

— аналогичную регулировку выполнить второго колеса и заправить ведущий мост маслом;

— установить колесо на место;

— проверить степень нагрева колесно-ступичной части при движении МоАЗ-4055. Температура водила не должна превышать плюс 60 ° С (рука должна выдерживать дли­тельное прикосновение).

МоАЗ-4055. Возможные неисправности ведущих мостов и способы их устранения

Перечень возможных неисправностей ведущих мостов и способы их устранения приведены в таблице 3.4.7.1.

Таблица 3.4.7.1 — Перечень возможных неисправностей и способы их устранения

Регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи

Подшипники ведущей шестерни регулировать в том случае, если осевой люфт шестерни превышает 0,03 мм.

Проверять люфт следует с помощью индикаторного приспособления путем перемещения ведущей шестерни из одного крайнего положения в другое, а при отсутствии приспособления — покачиванием фланца рукой.

Определение осевого люфта в подшипниках ведущей шестерни главной передачи индикатором

Подшипники необходимо регулировать при наличии люфта ведущей шестерни в конических подшипниках.

Регулировку производят в следующей последовательности:

1. Слить масло из картера моста.

2. Разъединить задний конец карданного вала.

3. Отвернуть болты крепления картера редуктора.

4. Вынуть полуоси.

5. Вынуть редуктор.

6. Отвернуть винт ведомой шестерни так, чтобы торец упора не выступал над торцом прилива в картере.

7. Снять маслоприемную трубку.

8. Расконтрить и отвернуть гайки подшипников дифференциала. Перед отвертыванием гаек заменить их положение относительно крышек подшипников дифференциала, нанеся метки на крышках и гайках.

9. Снять крышки подшипников дифференциала.

10. Отодвинуть дифференциал в сторону ведомой шестерни и вынуть его.

11. Отвернуть болты крепления муфты и вынуть муфту.

12. Проверить, не разбирая муфту, достаточна ли толщина регулировочного кольца, установленного между подшипниками. Для этого фланец муфты зажать в тисках, а гайку крепления фланца карданного вала расшплинтовать и завернуть до отказа. Если толщина регулировочного кольца превышает требуемую, то подтяжка гайки не приведет к заметному сопротивлению при вращении ведущей шестерни в подшипниках.

13. Отвернуть гайку крепления фланца карданного вала, снять фланец, крышку сальника и внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника.

14. Уменьшить шлифовкой толщину регулировочного кольца до устранения осевого люфта ведущей шестерни и создания предварительного натяга подшипников (уменьшение толщины кольца должно быть равно сумме измеренного индикатором осевого люфта шестерни и величины 0,05 мм. предварительного натяга).

15. Собрать муфту в тисках в обратном порядке и затянуть гайку до отказа. При затягивании гайки необходимо проворачивать фланец для того, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение в обеих обоймах.

Гайка по окончании регулировки должна быть затянута до отказа. Нельзя даже немного поворачивать ее назад для совмещения отверстия под шплинт с прорезью гайки. При недостаточной затяжке возможно проворачивание внутреннего кольца подшипника, износ регулировочного кольца и, как следствие, опасное увеличение осевого люфта ведущей шестерни.

16. Проверить затяжку подшипников.

Для этого зажать муфту в тиски, за отверстие фланца зацепить крючком динамометра (рис. ниже) и плавно поворачивать шестерню. Показание на шкале динамометра должно находиться в пределах 2,9-6,2 даН (2,9-6,2 кгс). Когда сопротивление вращению подшипников окажется в пределах нормального, гайку зашплинтовать.

Проверка затяжки подшипников ведущей шестерни

17. Поставить на место муфту с крышкой сальника, равномерно затянуть их болтами.

18. Собрать главную передачу, при этом гайки подшипников дифференциала завернуть до положения, отмеченного метками.

19. Установить маслоприемную трубку.

20. Для правильной установки упора ведомой шестерни необходимо завернуть винт упора до отказа, затем отвернуть на 1/6 оборота и законтрить гайкой.

21. Поставить редуктора на место, соединить фланцы карданного вала и ведущей шестерни.

22. Вставить полуоси и затянуть гайки.

23. Залить масло в картер моста до уровня контрольного отверстия.

Для регулировки подшипников ведущей шестерни необходим следующий инструмент и приспособления: ключи гаечные 10, 12, 14, 17, 19, 22, 32, 36 и 41 мм., плоскогубцы, ключ для гаек подшипников дифференциала, бронзовая выколотка, динамометр, противень.

Установка и регулировка ведущей шестерни

Установка и регулировка ведущей шестерни

Схема снятия замеров для определения толщины регулировочного кольца ведущей шестерни

1 – оправка А.70184;
2 – приспособление А.95690 с индикатором;
а1 и а2 – расстояние от торца оправки до шеек подшипников дифференциала.

Шестерни главной передачи

1 – ведомая шестерня;
2 – порядковый номер;
3 – поправка в сотых долях миллиметра к номинальному положению;
4 – ведущая шестерня.

Установка внутреннего кольца заднего подшипника на ведущую шестерню

1 – внутреннее кольцо заднего роликоподшипника;
2 – оправка А.70152;
3 – регулировочное кольцо;
4 – ведущая шестерня.

1. Правильное положение ведущей шестерни, относительно ведомой, обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, устанавливаемого между упорным торцом ведущей шестерни и внутренним кольцом заднего подшипника.

2. Подбирайте регулировочное кольцо с помощью оправки А.70184 и приспособления А.95690 с индикатором. Операции проведите в следующем порядке.

3. Закрепив картер редуктора на стенде, запрессуйте в гнезда картера наружные кольца переднего и заднего подшипников ведущей шестерни, пользуясь для этого оправками: для переднего подшипника – А.70185, а для заднего – А.70171 (1 – оправка А.70171).

4. На оправке А.70184, имитирующей ведущую шестерню, установите с помощью оправки А.70152 внутреннее кольцо заднего подшипника и вставьте оправку в горловину картера редуктора (1 – индикатор; 2 – приспособление А.95690; 3 – задний подшипник ведущей шестерни; 4 – оправка А.70184).

5. Установите внутреннее кольцо переднего подшипника, фланец ведущей шестерни и, проворачивая оправку для правильной установки роликов подшипников, затяните гайку моментом 7,84–9,8 Н·м (0,8–1 кгс·м).

6. Закрепите приспособление А.95690 на торце оправки 4 и настройте индикатор, имеющий деления 0,01 мм, на нулевое положение, установив его ножку на тот же торец оправки А.70184. Затем передвиньте индикатор 1 так, чтобы его ножка встала на посадочную поверхность подшипника коробки дифференциала.

7. Поворачивая налево и направо оправку 4 с индикатором, установите ее в такое положение, в котором стрелка индикатора отмечает минимальное значение «а1» (см. рис. Схема снятия замеров для определения толщины регулировочного кольца ведущей шестерни) и запишите его.

8. Повторите эту операцию на посадочной поверхности второго подшипника и определите значение «а2».

9. Определите толщину «S» регулировочного кольца ведущей шестерни, которая является алгебраической разностью величин «а» и «b»: S = a — b, где а – среднее арифметическое расстояние от торца оправки 1 (см. рис. Схема снятия замеров для определения толщины регулировочного кольца ведущей шестерни) до шеек подшипников дифференциала а = (а1+а2)/ 2, b – отклонение ведущей шестерни от номинального положения, переведенного в мм. Величина отклонения маркируется на ведущей шестерне (см. рис. Шестерни главной передачи) в сотых долях миллиметра со знаком плюс или минус.

10. При определении толщины регулировочного кольца учитывайте знак величины «b» и ее единицу измерения.

Допустим, что величина «а», установленная с помощью индикатора, равна 2,91 мм (величина «а» всегда положительна), а на ведущей шестерне после порядкового номера поставлено отклонение «-14». Чтобы получить величину «b» в миллиметрах, нужно умножить указанную величину на 0,01 мм:

b = -14 x 0,01 мм = — 0,14 мм.

Определите толщину регулировочного кольца для ведущей шестерни в миллиметрах:

S = a — b = 2,91 мм — ( — 0,14 мм) = 2,91 мм + 0,14 мм = 3,05 мм.

В данном случае, поставьте регулировочное кольцо толщиной 3,05 мм.

11. Наденьте на ведущую шестерню регулировочное кольцо нужной толщины и напрессуйте оправкой А.70152 (см. рис. Установка внутреннего кольца заднего подшипника на ведущую шестерню) внутреннее кольцо заднего подшипника, снятое с оправки А.70184. Наденьте распорную втулку.

Предупреждение
При ремонте редуктора заднего моста необходимо устанавливать новую распорную втулку, если были заменены картер редуктора, шестерни главной передачи или подшипники ведущей шестерни. Если указанные детали остались прежними, то распорную втулку можно еще использовать.

12. Вставьте ведущую шестерню в картер редуктора и установите на нее внутреннее кольцо переднего подшипника, маслоотражатель, сальник, фланец ведущей шестерни и шайбу.

Предупреждение
Чтобы не повредить сальник при запрессовке, необходимо его запрессовать не до упора, а на глубину 2 мм (допустимое отклонение «-0,3») между торцом картера редуктора и наружной поверхностью сальника.

13. Наверните на конец ведущей шестерни гайку и, застопорив фланец ведущей шестерни, затяните ее (о моменте затягивания см. ниже)

Регулировка подшипников ведущей шестерни

  • Главная
  • Описание БТР
  • Характеристики
  • Новости
  • Эксплуатация
  • Карта сайта
  • Галерея

фотогалерея

Описание бронетранспортёра

Контрольно-измерительные приборы и различные выключатели размещены на специальном щитке.

Броневой корпус

Вооружение

Приборы наблюдения

Прибор ТПКУ-2Б представляет собой перископический прибор с пятикратным увеличением и углом поля зрения 7°30′.

Специальное оборудование

Силовая установка

Делитель напряжения СЭ104Адалее

Полезные ссылки

  • Если хочешь научиться БЫСТРО ЧИТАТЬ — жми сюда!

Регулировка подшипников ведущей шестерни колесного редуктора

Подшипники должны иметь такой преднатяг, чтобы осевое перемещение ведущей шестерни совершенно отсутствовало. При этом шестерня должна свободно вращаться от руки без большого усилия.

Правильность регулировки преднатяга подшипников ведущей шестерни рекомендуется проверять динамометром по моменту сопротивления вращению, который должен быть в пределах 10—18 кгс-см .

1 – подвижной указатель;

2 – указатель ограничения крутящего момента;

5 – стержень с наконечником, вставляемым в переходную втулку гайки крепления фланца ведущей шестерни;

При проведении разборочно-сборочных операций во время регулировки подшипников не допускается разукомплектовка картеров и корпусов поворотных кулаков ( или корпусов задних колесных редукторов), так как обработка отверстий под подшипники ведущей шестерни на заводе производится комплектно. Картер и корпус имеют один порядковый номер, выбитый в верхней части около линии их разъема, и центрируются тремя установочными болтами со шлифованными шейками .

Регулировка подшипников ведущей шестерни

Подшипники ведущей шестерни регулировать в том случае, если осевой люфт шестерни превышает 0,03 мм.

Проверять люфт следует с помощью индикаторного приспособления путем перемещения ведущей шестерни из одного крайнего положения в другое, а при отсутствии приспособления – покачиванием фланца рукой.

Определение осевого люфта в подшипниках ведущей шестерни главной передачи индикатором

Подшипники необходимо регулировать при наличии люфта ведущей шестерни в конических подшипниках.

Регулировку производят в следующей последовательности:

1. Слить масло из картера моста.

2. Разъединить задний конец карданного вала.

3. Отвернуть болты крепления картера редуктора.

4. Вынуть полуоси.

5. Вынуть редуктор.

6. Отвернуть винт ведомой шестерни так, чтобы торец упора не выступал над торцом прилива в картере.

7. Снять маслоприемную трубку.

8. Расконтрить и отвернуть гайки подшипников дифференциала. Перед отвертыванием гаек заменить их положение относительно крышек подшипников дифференциала, нанеся метки на крышках и гайках.

9. Снять крышки подшипников дифференциала.

10. Отодвинуть дифференциал в сторону ведомой шестерни и вынуть его.

11. Отвернуть болты крепления муфты и вынуть муфту.

12. Проверить, не разбирая муфту, достаточна ли толщина регулировочного кольца, установленного между подшипниками. Для этого фланец муфты зажать в тисках, а гайку крепления фланца карданного вала расшплинтовать и завернуть до отказа. Если толщина регулировочного кольца превышает требуемую, то подтяжка гайки не приведет к заметному сопротивлению при вращении ведущей шестерни в подшипниках.

13. Отвернуть гайку крепления фланца карданного вала, снять фланец, крышку сальника и внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника.

14. Уменьшить шлифовкой толщину регулировочного кольца до устранения осевого люфта ведущей шестерни и создания предварительного натяга подшипников (уменьшение толщины кольца должно быть равно сумме измеренного индикатором осевого люфта шестерни и величины 0,05 мм. предварительного натяга).

15. Собрать муфту в тисках в обратном порядке и затянуть гайку до отказа. При затягивании гайки необходимо проворачивать фланец для того, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение в обеих обоймах.

Гайка по окончании регулировки должна быть затянута до отказа. Нельзя даже немного поворачивать ее назад для совмещения отверстия под шплинт с прорезью гайки. При недостаточной затяжке возможно проворачивание внутреннего кольца подшипника, износ регулировочного кольца и, как следствие, опасное увеличение осевого люфта ведущей шестерни.

16. Проверить затяжку подшипников.

Для этого зажать муфту в тиски, за отверстие фланца зацепить крючком динамометра (рис. ниже) и плавно поворачивать шестерню. Показание на шкале динамометра должно находиться в пределах 2,9-6,2 даН (2,9-6,2 кгс). Когда сопротивление вращению подшипников окажется в пределах нормального, гайку зашплинтовать.

Проверка затяжки подшипников ведущей шестерни

17. Поставить на место муфту с крышкой сальника, равномерно затянуть их болтами.

18. Собрать главную передачу, при этом гайки подшипников дифференциала завернуть до положения, отмеченного метками.

19. Установить маслоприемную трубку.

20. Для правильной установки упора ведомой шестерни необходимо завернуть винт упора до отказа, затем отвернуть на 1/6 оборота и законтрить гайкой.

21. Поставить редуктора на место, соединить фланцы карданного вала и ведущей шестерни.

22. Вставить полуоси и затянуть гайки.

23. Залить масло в картер моста до уровня контрольного отверстия.

Для регулировки подшипников ведущей шестерни необходим следующий инструмент и приспособления: ключи гаечные 10, 12, 14, 17, 19, 22, 32, 36 и 41 мм., плоскогубцы, ключ для гаек подшипников дифференциала, бронзовая выколотка, динамометр, противень.

Для ограничения осевых смещений ведущей шестерни под рабочими нагрузками очень важно создать в ее подшипниках предварительный натяг в заданных пределах. Натяг контролируется динамометром 02.7812.9501 (рис. 3-72), замеряющим момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни.

Рис. 3-72. Динамометр 02.7812.9501:

1 – подвижной указатель;

2 – указатель ограничения крутящего момента;

5 – стержень с наконечником, вставляемым в переходную втулку.

Моментом сопротивления проворачиванию определяется степень затягивания подшипников. Он должен быть 157–196 Н·см (16–20 кгс·см) для новых подшипников, 39,2–58,8 Н·см (4–6 кгс·см) – для подшипников после пробега 30 км и более.

Затягивать гайку фланца нужно периодически проверяя динамометром момент сопротивления подшипников проворачиванию ведущей шестерни. При этом момент на гайке может быть в пределах 118–255 Н·м (12–26 кгс·м).

Рис. 3-73. Проверка предварительного натяга подшипников ведущей шестерни:

1 – динамометр 02.7812.9501;

3 – переходная втулка.

Для проверки момента сопротивления наденьте динамометр на переходную втулку 3 (рис. 3-73), установите указатель 2 (см. рис. 3-72) ограничения момента на деление шкалы, соответствующей 196 Н·см (20 кгс·см), и рукояткой 4 сделайте несколько оборотов по ходу часовой стрелки. Во время проворачивания ведущей шестерни подвижной указатель 1 не должен переходить за указатель 2 и должен показывать не менее 157 Н·см (16 кгс·см).

Если момент сопротивления проворачиванию меньше 157 Н·см (16 кгс·см), а для подшипников после 30 км пробега 39,2 Н·см (4 кгс·см), то подтяните гайку фланца ведущей шестерни (не превышая заданный момент затягивания) и проверьте вновь момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни.

Если момент сопротивления проворачиванию оказался более 196 Н·см (20 кгс·см), а для приработанных подшипников 58,8 Н·см (6 кгс·см), что указывает на завышенный предварительный натяг подшипников, замените распорную втулку новой, поскольку она от чрезмерной нагрузки деформировалась до размера, не позволяющего провести регулировку правильно. После замены распорной втулки повторите сборку с соответствующими регулировками и проверками.

Установка коробки дифференциала.

Установите в картер предварительно собранную коробку дифференциала вместе с наружными кольцами подшипников.

Установите две регулировочные гайки 4 (рис. 3-74) так, чтобы они соприкасались с кольцами подшипников.

Установите крышки подшипников и затяните болты крепления динамометрическим ключом.

Рис. 3-74. Проверка предварительного натяга подшипников коробки дифференциала приспособлением А.95688/R:

1 – винт приспособления;

3 – ведомая шестерня;

4 – регулировочная гайка;

5 – промежуточный рычаг;

6 – винт крепления;

7 – кронштейн индикатора;

8 – винт крепления кронштейна;

9 – индикатор для проверки предварительного натяга подшипников.

Предварительный натяг подшипников коробки дифференциала и регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи.

Эти операции выполняют одновременно при помощи приспособления А.95688/R и ключа А.55085.

Закрепите на картер редуктора приспособление винтами 1 и 6, ввернув их в отверстия под болты крепления стопорных пластин регулировочных гаек.

По направляющей приспособления сместите кронштейн 7 до соприкосновения рычага 5 с наружной боковой поверхностью крышки и затяните винт 8.

Ослабьте винты 1 и 3 (рис. 3-75) и установите кронштейн 4 так, чтобы ножка индикатора 2 опиралась на боковую поверхность зуба ведомой шестерни у края зуба, затем затяните винты 1 и 3.

Рис. 3-75. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи приспособлением А.95688/R:

1 – винт крепления кронштейна;

2 – индикатор для проверки бокового зазора в зацеплении шестерен;

3 – винт крепления стержня индикатора;

4 – кронштейн индикатора;

5 – винт крепления;

6 – ведомая шестерня.

Поворачивая регулировочные гайки, предварительно отрегулируйте боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен в пределах 0,08–0,13 мм. Зазор проверяют по индикатору 2 при покачивании шестерни 6. При этом подшипники не должны иметь предварительного натяга. Регулировочные гайки должны находиться только в соприкосновении с подшипниками, в противном случае нарушается правильность измерения предварительного натяга.

Последовательно и равномерно затяните две регулировочные гайки подшипников, при этом крышки подшипников дифференциала расходятся и, следовательно, увеличивается расстояние «D» (рис. 3-76) на 0,14–0,18 мм.

Рис. 3-76. Схема для проверки предварительного натяга подшипников коробки дифференциала:

D – расстояние между двумя крышками подшипников дифференциала;

1, 2 – регулировочные гайки.

Установив точный предварительный натяг подшипников коробки дифференциала, окончательно проверьте боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, который не должен изменяться.

Если зазор в зацеплении шестерен больше 0,08–0,13 мм, то приблизьте ведомую шестерню к ведущей или отодвиньте, если зазор меньше. Чтобы сохранить установленный предварительный натяг подшипников, перемещайте ведомую шестерню, подтягивая одну из регулировочных гаек подшипников и ослабляя другую на тот же самый угол.

Для точного выполнения этой операции следите за индикатором 9 (см. рис. 3-74), который показывает величину ранее установленного предварительного натяга подшипников. После затягивания одной из гаек показание индикатора изменится, так как увеличивается расхождение «D» (см. рис. 3-76) крышек и предварительный натяг подшипников. Поэтому другую гайку ослабляйте до тех пор, пока стрелка индикатора не вернется в первоначальное положение.

После перемещения ведомой шестерни, по индикатору 9 (см. рис. 3-74) проверьте величину бокового зазора. Если зазор не соответствует норме, повторите регулировку.

Снимите приспособление А.95688/R, установите стопорные пластины регулировочных гаек и закрепите их болтами с пружинными шайбами. В запасные части поставляются стопорные пластины двух типов: с одной или двумя лапками в зависимости от положения прорези гайки.

Регулировку и ремонт узлов редуктора выполняют на стенде, на котором можно также испытать редуктор на шум и проверить расположение и форму пятна контакта на рабочих поверхностях зубьев, как указано ниже.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

В главной передаче автомобиля могут регулироваться осевые зазоры в подшипниках вала ведущей шестерни, подшипниках промежуточного вала двойной главной передачи, подшипниках коробки дифференциала, а также зацепление шестерен (положение ведущей и ведомой шестерен).

Необходимость в регулировке возникает при замене каких-либо деталей или при большом износе подшипников.

Осевой зазор подшипников вала ведущей шестерни главной передачи автомобиля ГАЗ-66 (см. рис. 71) проверяют при помощи индикатора или покачиванием фланца 12 рукой.

Регулировка необходима, если зазор превышает 0,03 мм. Для регулировки служат прокладки 15, установленные между распорным кольцом и торцом внутреннего кольца заднего конического подшипника.

Порядок регулировки следующий:

  1. отсоединить задний кардан и вынуть полуоси 9;
  2. отвернуть болты крепления картера главной передачи и вынуть ее;
  3. отвернуть упор 10, снять маслосъемную трубку;
  4. нанести метки на крышках 7 и гайках 17, отвернуть болты н снять стопорные пластины 8, отвернуть гайки 17, снять крышки 7, вынуть дифференциал;
  5. отвернуть болты крепления муфты 11, вынуть ее и зажать в тиски;
  6. отвернуть гайку 13 крепления фланца на ведущем валу 14, снять фланец 12, крышку сальника и внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника;
  7. вынуть или добавить одну или две регулировочные прокладки 15;
  8. собрать муфту 11 (без сальника и крышки) и затянуть гайку 13 до отказа, поворачивая фланец 12;
  9. проверить затяжку подшипников. При повороте фланца 12 динамометром усилие должно быть 1,25—2,9 кГ;
  10. собрать муфту 11 с сальником, затянуть гайку 13 и зашплинтовать; поставить муфту на место;
  11. собрать главную передачу.

Гайки подшипников дифференциала завернуть до положения, отмеченного метками (см. п. 4). Упор 10 ведомой шестерни 6 завернуть до отказа, а затем отвернуть на 1/6 оборота и закрепить гайкой.

Люфт подшипников дифференциала, боковой зазор и контакт в зацеплении шестерен главной передачи регулируют гайками 17. Подшипники регулируют так, чтобы они не имели предварительной затяжки и осевого перемещения, а затем затягивают регулировочные гайки на одну выемку.

Боковой зазор в зацеплении шестерен проверяют индикатором в четырех равномерно расположенных точках. Для разных задних мостов зазор может быть 0,15—0,3 мм, но для шестерен одно го моста он не должен изменяться более чем на 0,1 мм.

Для увеличения бокового зазора надо отпустить регулировочную гайку со стороны ведомой шестерни и на столько же выемок затянуть гайку с другой стороны.

После отвертывалия гаек их надо затянуть, т. е. если нужно отвернуть гайку на одну выемку, ее отпускают на две выемки, а затем затягивают на одну выемку.

Положение ведущей шестерни относительно ведомой может быть изменено регулировочными прокладками 16, расположенными между фланцем муфты 11 подшипников и картером главной передачи.

Для проверки зацепления шестерен главной передачи окрашивают зубья краской, притормаживают ведущую шестерню и вращают ведомую в обоих направлениях до получения четкого пятна контакта.

Пятно контакта должно быть расположено в середине зуба и не должно выходить на вершину зуба (допускается небольшое смещение к узкому концу зуба).

Подшипники вала ведущей шестерни главных передач автомобиля ЗИЛ-131 регулируют подбором толщины регулировочных шайб 10 (см. рис. 69). Подшипники должны иметь небольшой предварительный натяг; осевой зазор не допускается. Усилие, приложенное к отверстиям фланцев 6 и 9, должно быть 1,3—2,7 кГ.

После замены конических шестерен необходимо отрегулировать боковой зазор и зацепление шестерен.

Для этого используют регулировочные прокладки 4 и 7. Боковой зазор должен быть 0,15 — 0,45 мм у широкой части зуба, что соответствует повороту фланца 6 (для среднего моста фланца 9) на 0,18—0,54 мм при замере на радиусе расположения отверстий для болтов при неподвижной ведомой шестерне.

После регулировки надо проверить правильность зацепления шестерен по пятну контакта.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector