0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулятор оборотов вентилятора охлаждения радиатора(из того что было под рукой)

Регулятор оборотов вентилятора охлаждения радиатора(из того что было под рукой).

Завалялась у меня платка DC/DC с ШИМ(ШиротноИмпульсныйМодулятор) на 555 таймере появилась идея использования этого же ШИМа для управления вентилятором системы охлаждения двигателя. Что это дает?
1.Плавное включение вентилятора без просадок бортового напряжения(достигается за счет плавного изменения напряжения на датчике) и как следствие продление жизни самого вентилятора.
2.Зависимость оборотов вентилятора от температуры двигателя.
3.Более стабильный температурный диаппазон двигателя(держится в районе 85 градусов)

Сигнал управления берем от цепи датчика температуры приборной панели, а для надежности ставим эту систему в параллель штатной(правда при этом штатную систему нужно изменить — у штатной вентилятор коммутируется по «+», нам же нужно чтобы вентилятором управлял «-«)

В результате подгонки под наши требования схемы, получаем схему регулятора на 555 таймере работающем в режиме ФИМ(фазо импульсная модуляция) и транзисторах МОСФЕТ( МОСФЕТ-ключ показан в этой схеме упрощенно, на больших токах будет сильно нагреваться):

для уменьшения нагрева нужно использовать несколько мосфетов повторяя цепочку R3-VT1 в параллель, количество транзисторов зависит от мощности вентилятора 200Вт — два транзистора, 300Вт — три транзистора, при больших мощностях возможно придется усиливать выходной какскад 555 таймера:

Важный момент:для равномерного распределения тока нагрузки по мосфетам используем провода сечения 1 — 1,5 кв.мм одинаковой длинны соединяя силовые выводы мосфетов с общими точками схемы.
Так как при работе вентилятора в цепи (акумулятор-вентилятор-регулятор-корпус»земля») течет значительный ток (30А) используем в этой цепи провода сечением не менее 6 кв.мм, а для обеспечения безопасности ставим в эту цепь 40А предохранитель.
Собираем все в корпусе от комутатора зажигания 402 двигателя и размещаем на левом крыле моторного отсека(благо крепёж для монтажа там есть штатно).

Настройка: прогреваем двигатель до 85 градусов и вращением движка резистора R7 добиваемся включения вентилятора на половину его мощьности. Алгоритм работы устройства такой, что при повышении температуры двигателя обороты вентилятора повышаются, при понижении температуры обороты вентилятора уменьшаются. В дальнейшем нужно произвести подстройку так чтобы при 80-82 градусах вентилятор не включался.

Пы.Сы. Практика использования показала что работа устройства далека от совершенства и его эффективность сильно зависит от состояния радиатора (если теплоотдача радиатора «как у нового» то это устройство вполне способно «сбивать температуру» и штатная система включения вентилятора будет срабатывать крайне редко даже в 30 градусную жару, ну а если радиатор «подустал» то кроме плавного разгона вентилятора эта схема ничего более не даст), поэтому рекомендую использовать эту «поделку» только в параллель штатной системе включения вентилятора.
05.2015 Глюк
За время эксплуатации окислились контакты «минусового» провода подключения к бортовой сети — уши корпуса коммутатора, ключи замерли в открытом состоянии и конечно вентилятор закрутился на макс.оборотах «на постоянку». Чистка контактов и установление надежной «массы» вернуло устройство к нормальным режимам работы, но ненадолго. Причиной неисправности оказался один из мосфетов, виновника определил по цвету перегрева его сток-исток контактов.

…продолжаем развивать тему дальше:

01.2019 Доводим слабые места
Как оказалось слабых мест в схеме хватает, попытаемся их исправить:

#Управление МОСФЕТами
даже самая продвинутая версия 555 таймера чип LMC555 является «медленной» для управления транзисторами МОСФЕТ. Как это проявляется? — Транзисторы работают «не в полную силу» от чего склонны нагреваться и терять свой ресурс иногда доходя до пробоя. .

#Улучшение реакции устройства на изменение температуры
в первоначальном исполнении обороты вентилятора нарастают с меньшей интенсивностью чем хотелось бы.

теперь обороты вентилятора будут возрастать и спадать с большей интенсивностью.
Для понятия принципа действия: чем ближе 5-я нога таймера к «земле», тем ниже обороты вентилятора. На транзисторе А733 собран компаратор, как только напряжение на датчике становится ниже опорного (3.6В) транзистор начинает открываться тем самым закрывая транзистор на 5-ой ноге таймера, вентилятор начинает вращаться. Порог срабатывания подбирается величиной опорного напряжения. При опорном напряжении 3.6В температура охлаждающей жидкости удерживается в пределах 80-85С.

Чтобы иметь возможность подстройки опорного напряжения( для того что бы летом и зимой выставлять разный порог срабатывания вентилятора), в качестве источника используем TL431. Резистором (*) подбирается максимальный предел опорного напряжения. Максимальное опорное напряжение обязательно должно быть меньше 5 вольт, иначе велика вероятность спалить транзистор компаратора.

Далее фото платы в разных стадиях готовности, чисто для наглядности монтажа компонентов

Регуляторы скорости вращения вентилятора: виды и правила подключения

В этой статье мы поговорим о том, какие виды контроллеров существуют, и поговорим о том, как подключить регулятор скорости вентилятора самостоятельно.


Существуют следующие виды регуляторов вентиляторов, различающиеся между собой по принципу действия:

  • тиристорные;
  • симисторные (наиболее распространенные в бытовых приборах);
  • частотные;
  • трансформаторные.

Тиристорные контроллеры используются для регулировки числа оборотов однофазных вентиляторов переменного тока. Скорость вращения лопастей меняется в большую или меньшую сторону в зависимости от величины среднеквадратичного напряжения, поступающего от регулятора.

Инвертор Omron – пример частотного регулятора скорости вращения вентилятора.

Второй тип — частотные регуляторы (преобразователи частоты) получили свое название благодаря своей способности изменять частоту тока, что приводит к пропорциональному изменению скорости вращения вентилятора. При этом они помимо частоты тока могут изменять также и напряжение от 0до 480В, а также угол сдвига фаз между током и напряжением, что позволяет регулировать не только частоту вращения, но и такой важный параметр как вращающий момент электродвигателя вентилятора. Благодаря этому значительно расширяется диапазон регулировки частоты вращения вентилятора, обеспечивается его долговременная работа на всех режимах работы. Такие элементы устанавливаются в основном в промышленных объектах, а в быту их можно встретить, например, в кондиционерах большой мощности; Основные достоинства таких регуляторов: возможность работы с 3-фазным оборудованием, точное регулирование частоты и момента вращения с возможностью управления с компьютера, возможность регулирования по сложным алгоритмам с использованием внешних датчиков, меньший уровень помех и высокая долговечность вентилятора по сравнению с предыдущим типом регулятора. Стоит упомянуть, что меньший уровень помех и высокая долговечность обеспечиваются только в том, случае, если частотный преобразователь оборудован синусоидальным фильтром. В противном случае надежность системы окажется даже ниже, чем у тиристорного регулятора. Основной недостаток частотных регуляторов — высокая стоимость и большие размеры. Поэтому их применяют в дорогом оборудовании, как правило большой мощности.

Примеры синусоидальных фильтров для частотных преобразователей — дроссели Skybergtech.

Третий тип — регуляторы трансформаторного типа, являются оптимальным решением для большинства ситуаций, где нужно регулировать частоту вращения вентилятора вручную. Изменение напряжения на выходе происходит вследствие переключения обмоток трансформатора переключателем. При этом не происходит искажения формы синусоиды питающего напряжения и, в следствии этого, не возникают помехи, влияющие как на другие устройства, так и двигатель самого вентилятора. Более того, пониженное выходное напряжение такого регулятора приводит к увеличению ресурса вентилятора, а не к его понижению, как в случае с тиристорным регулятором. Умеренная стоимость и самая большая из всех видов регуляторов надежность, позволяет использовать этот тип во всех приложениях с мощностью от нескольких ватт до нескольких киловатт. Отличительной особенностью таких устройств является возможность долговременной непрерывной работы на необслуживаемых объектах и устойчивость к перегрузкам. Допускается работа таких регуляторов с однофазным или трехфазным электрическим током. Особо стоит подчеркнуть уникальную возможность некоторых моделей давать гальваническую развязку с сетью, что позволяет использовать такие регуляторы, например, в медицинских учреждениях. Регуляторы такого типа как правило имеют габариты и вес, сравнимые с частотными преобразователями. К недостаткам таких регуляторов можно отнести сложность внешнего управления. Но при стационарном размещении с ручным управлением этот недостаток полностью перекрывается их преимуществами. Также, по сравнению с частотным регулятором, надо отметить снижение момента вращения с понижением скорости вращения, что может приводит к затруднениям при запуске в сложных условиях эксплуатации. Но это компенсируется в несколько раз меньшей ценой, что делает этот тип регулятора превосходным решением в большинстве бытовых и промышленных приложений.

Рассмотрим трансформаторные регуляторы скорости вращения вентиляторов на примере линейки ARW от европейского производителя Breve Tufvassons.

Данные регуляторы устанавливаются в промышленных вентиляционных и отопительных системах. Регулировка однофазных вентиляторных двигателей осуществляется путем изменения напряжения. Для пятиступенчатой настройки скорости вращения служит ручка на панели корпуса. Регуляторы оснащены независимым выключателем, который подсвечивается, когда регулятор работает, а также встроенным плавким предохранителем. Регулятор размещен в пластиковом корпусе, имеет степень защиты IP54 и способен работать при максимальной температуре окружающей среды до + 40 °C.

Подключение регулятора вращения вентилятора

Рассмотрев основные типы контроллеров и принцип их работы, перейдем к вопросу о том, как подключить регулятор скорости вращения вентилятора. Проще всего доверить эту работу специалистам, но такая задача не является слишком сложной, особенно в отношении обычных бытовых приборов. Если хотите сэкономить или любите заниматься подключением электромеханических приборов самостоятельно, то сможете обойтись без посторонней помощи.

Подключение регулятора скорости вентилятора производится после его монтажа. В зависимости от вида обслуживаемого оборудования и конструктивных особенностей установка регулирующих элементов может производиться:

· в стену или на нее (по типу накладной розетки);

· внутрь корпусной части оборудования (компьютера или другого аппарата);

· внутрь шкафа управления «умным домом» (в виде клеммной колодки).

Перед тем как подключить регулятор числа оборотов вентилятора, необходимо внимательно прочитать прилагаемую инструкцию. Каждый уважающий себя производитель включает ее в комплект поставки. В документе содержатся рекомендации, которые следует учитывать не только при подключении, но и при эксплуатации, а также техническом обслуживании прибора.

При креплении модели на стену или внутрь нее используются дюбели или шурупы. Крепежные элементы, как правило, тоже входят в комплект поставки. Схема подключения регулятора оборотов вентилятора внесена в приложенную инструкцию. Воспользовавшись ей, можно значительно облегчить свою задачу.

Обычно самостоятельно подключают бытовые, а не промышленные вентиляторы. Поэтому подробно рассматривать особенности установки и подключения контроллеров мощных устройств, используемых в промышленности, смысла нет. На рисунке ниже приведена простая схема подключения регулятора скорости вентилятора симисторного типа, которые, как уже говорилось, наиболее распространены в бытовой технике.

Подсоединение элемента к проводу питания производится в соответствии с приложенной схемой. Кабели (фазный, нулевой и заземляющий) разрезают, а затем в соответствии с инструкцией соединяют с клеммами входа и выхода. Если вентилятор оснащен отдельным выключателем, его нужно демонтировать и установить контроллер. На этом работа закончена. Как видно, подключение регулятора оборотов вентилятора – задача не слишком сложная.

При подборе проводов следует учесть, что их сечение должно соответствовать величине тока, на который рассчитан вентилятор.

При подключении контроллера к компьютеру нужно уточнить предельную температуру, на которую рассчитаны его комплектующие, иначе велик риск их выхода из строя в результате перегрева.

В интернет-магазине DIP8.ru вы можете приобрести по доступной цене качественные контроллеры вентиляторов, а также резисторы и другие электромеханические элементы. Ознакомившись с этим материалом, Вы сможете понять принцип работы регулятора вентилятора и произвести его подключение своими руками.

Регулятор оборотов вентилятора автомобиля

  • Статьи
  • Усилители мощности
  • Светодиоды
  • Блоки питания
  • Начинающим
  • Радиопередатчики
  • Разное
  • Ремонт
  • Шокеры
  • Компьютер
  • Микроконтроллеры
  • Разработки
  • Обзоры и тесты
  • Обратная связь
  • Форум
    • Усилители мощности
    • Шокеры
    • Качеры, катушки Тэсла
    • Блоки питания
    • Светодиоды
    • Начинающим
    • Жучки
    • Микроконтроллеры
    • Устройства на ARDUINO
    • Программирование
    • Радиоприемники
    • Датчики и ИМ
    • Вопросы и ответы
  • Online расчёты
  • Умный дом
  • Видео
  • RSS
  • Приём статей
    • Статьи
    • Усилители мощности
    • Светодиоды
    • Блоки питания
    • Начинающим
    • Радиопередатчики
    • Разное
    • Ремонт
    • Шокеры
    • Компьютер
    • Микроконтроллеры
    • Разработки
    • Обзоры и тесты
    • Обратная связь
  • Форум
    • Усилители мощности
    • Шокеры
    • Качеры, катушки Тэсла
    • Блоки питания
    • Светодиоды
    • Начинающим
    • Жучки
    • Микроконтроллеры
    • Устройства на ARDUINO
    • Программирование
    • Радиоприемники
    • Датчики и ИМ
    • Вопросы и ответы
  • Online расчёты
  • Умный дом
  • Видео
  • RSS
  • Приём статей
  • Регулятор оборотов двигателя печки

    Пришла осень, понадобилась печка в автомобиле. Повернул переключатель в первое положение, второе, третье, четвёртое, и обнаружил, что вентилятор работает только в четвёртом положении. Всё бы ничего, да сильно вентилятор шумит на больших оборотах. Открыл альбом схем от автомобиля, схема не замысловатая.

    Переключатель вентилятора подаёт плюс питание на двигатель через гасящие резисторы. В четвёртом положении на двигатель подаётся напрямую 12В. Всё ясно, что то произошло с этими резисторами. Почитав статьи на форумах, я заметил, что не только у меня такая проблема. Так же проблемным местом в этой цепи является и сам переключатель, на котором обгорают контакты, плавиться корпус. Конечно, проще заменить эти детали новыми, но качество комплектующих не внушает доверие и повторная поломка может произойти в любой момент. Я решил исключить из цепи проблемные цепи и разработал схему, которая с помощью широтно-импульсной модуляции (ШИМ) регулирует обороты двигателя.

    Схема очень простая, в налаживании не нуждается. Сердцем устройства является микроконтроллер PIC16F628A. Весь функционал реализован программно, имеет 11 ступеней: 0% — двигатель остановлен, 10%,20%,30%,40%,50%,60%,70%,80%,90% — шим с соответствующим процентным заполнением, 100% — на двигатель подаётся полное напряжение. Режим отображается десятью светодиодами составленными в виде столбика. Если не требуется «иллюминация», светодиоды HL1-HL10 и резисторы R1-R10 можно не устанавливать.

    В микроконтроллере используется аппаратный ШИМ, частота задана 16кГц. Если опустить ниже, может начать «петь» двигатель, если задрать выше — начинают сильнее греться транзисторы, потребуется более сложный драйвер для полевых транзисторов.

    Прототип собирал на монтажной плате, так как позволяет быстро собрать и проверить устройство, а так же внести изменение в схему, если что.

    Не люблю, когда что то греется, поэтому установил три в параллель силовых ключа.

    Блок подключается к бортовой сети всего тремя проводами, масса слаботочная, я подцепил к минусовому проводу прикуривателя (коричневый провод). К плюсовому и выходному проводу я припаял «лепестки» и вставил их в разъём, который снял со штатного выключателя (плюсовой к красно/чёрному проводу, выход к бело/жёлтый, в моей машине).

    Кнопки со шкалой так же спаял на монтажной плате небольших размеров. Из машины вытащил заглушку, прорезал в ней прямоугольное отверстие, оставив по миллиметру бортик. В графической программе нарисовал фальшпанель, распечатал её на обычном листе. По размеру вырезал две пластины из прозрачного пластика от упаковки, вставил между ними напечатанную ранее фальшпанель и вставил в заглушку. Подпёр её платой с органами управления и всё это дело залил термоклеем. Конструкция получилась довольно жёсткая. Кнопки нажимаются легко.

    Работу устройства можно посмотреть в видео ниже

    Прошивка для микроконтроллера находиться здесь!

    ШИМ регулятор скорости вращения вентилятора на таймере 555

    Автоматический регулятор скорости вращения 4х-проводного вентилятора для компьютера

    Этот простой регулятор скорости вращения можно использовать для автоматического управления 4-х выводным «умным» компьютерным вентилятором в зависимости от температуры радиатора. Если в схему добавить ключ на полевом или биполярном транзисторе то можно управлять обычным 2-х или 3-х выводным компьютерным вентилятором. Варианты схемы будут рассмотрены далее в статье.

    Я использовал такой регулятор в маленьком компьютерном системном блоке — «неттопе» Lenovo, в котором по какой-то причине не удалось задействовать встроенную в плату ШИМ регулировку скорости вентилятора охлаждения процессора. Возможно из-за аппаратной проблемы на плате, но скорее всего из — за отсутствия нужного драйвера скорость вентилятора всегда была на минимуме и процессор перегревался. То есть материнская плата не увеличивала скорость при увеличении нагрузки процессора и его нагреве, как это обычно происходит в ноутбуках и десктопах. Использование сторонних программ для управления вентиляторами не дало результатов. Все программы просто не видели чип управления вентилятором.

    Однако, эту схему можно с успехом использовать в любом устройстве, где требуется охлаждение элементов схемы, например в блоке питания или в звуковом усилителе мощности. Принцип работы заключается в постоянном отслеживании температуры радиатора транзисторов или микросхемы и увеличении скорости вращения лопастей вентилятора пропорционально росту температуры.

    По способу подключения и управления «Компьютерные» вентиляторы бывают нескольких типов:

    Самый простой — это 2 провода. Плюс и минус напряжения питания 12 вольт. Часто такие вентиляторы применяются в недорогих компьютерных блоках питания. Управлять скоростью вращения такого вентилятора можно изменяя напряжения его питания. Никакого контроля скорости вращения нет.

    Следующий тип — вентилятор с 3 проводами. Отличается от двухпроводного наличием третьего провода, по которому передается сигнал от датчика вращения. Таким образом материнская плата компа или другое устройство, к которому подключен вентилятор, может «знать» о скорости вращения вентилятора. Если например вентилятор сломается и перестанет крутиться, то пропадут сигналы от датчика вращения на третьем проводе. В этом случае материнская плата выключится чтобы предотвратить разрушение процессора из-за перегрева. Управлять скоростью такого вентилятора можно также как и в случае с 2-х проводным — изменением напряжения питания или с помощью ШИМ — регулирования.

    Третий тип — вентилятор с четырьмя проводами. Это наиболее продвинутый тип управления. Обычно используется в более дорогих и качественных вентиляторах. Именно такой вентилятор использовался в моем неттопе. Его работу мы разберем подробнее дальше.

    четвертый тип подключения — это разновидность первого двухпроводного, с использованием стандартного разъема MOLEX. Обычно вентиляторы с такими разъёмами используются для установки в компьютерные корпуса для улучшения охлаждения внутри компьютера. Провод +5V MOLEX-а в простых вентиляторах не используется, но иногда он может быть задействован для питания дополнительного контроллера если вентилятор продается в комплекте с регулятором оборотов. Но чаще всего задействованы только +12 и GND.

    Работа 4-х проводного вентилятора

    Для того, чтобы заставить работать 4-х пиновый вентилятор, нужно сделать следующее:

    • подключить черный провод к минусу источника питания (земле)
    • подключить желтый провод 3 +12 источника питания. При этом, в зависимости от типа вентилятора, он крутиться не буде вообще, либо будет вращаться на самой минимальной скорости
    • На синий провод подать управляющие импульсы от генератора или ШИМ контроллера. Это должны быть прямоугольные импульсы амплитудой от 4 до 12 вольт и с частотой от нескольких сот герц до нескольких килогерц.

    Вентилятор может работать при частоте управляющих импульсов в довольно широком диапазоне. Определяющим фактором является не частота импульсов, а их скважность. Чем больше процент заполнения импульсов тем выше скорость вращения. Собственно, как и у любого вентилятора, подключенного к шим контроллеру через транзисторный ключ. Вся разница в том, что этот ключ на полевом транзисторе встроен в вентилятор и внешний уже не требуется. Подавая импульсы на синий провод мы как раз и управляем этим встроенным в вентилятор ключом.

    Скорость вращения также несколько зависит от частоты импульсов. При большей частоте и при одинаковой скважности скорость вентилятора будет несколько выше. При питании от материнской платы компьютера частот следования импульсов обычно в районе 10 кГц, но вентилятор будет прекрасно работать и при частоте импульсов например в 400..500 Гц. В моем контроллере на NE555 частота импульсов в районе 1..4 кГц в зависимости от настроек схемы.

    Схема регулятора скорости вращения четырех-проводного вентилятора

    Четырехпроводной вентилятор подключается так:

    • черный провод — минус питания 12 вольт (земля)
    • желтый провод — к источнику плюс 12 вольт
    • если нужно измерять частоту вращения вентилятора то третий, зеленый провод подключается к соответствующей цепи. Либо оставляем неподключенным
    • Синий провод подключаем к выходу нашего устройства (к правому выводу резистора R2 сопротивлением 27 Ом

    С случае с моим компьютером я просто перерезал синий провод, который шел от вентилятора к материнской плате и подал на на него сигнал от этого регулятора. Остальные 3 провода остались подключенными к разъему на материнской плате неттопа.

    Основа регулятора — мультивибратор на микросхеме NE555. В качестве термо-датчика используется китайский терморезистор номинального сопротивления 100 к. Такие терморезисторы используются для контроля температуры в столиках 3D принтеров. Они очень дешевы, на алиэкспресс можно заказать партию из 10 или 20 штук. Терморезистор имеет очень малые размеры и соответственно, небольшой инерционностью. Он очень удобен для наших целей. Проволочные выводы терморезистора не имеют изоляции поэтому необходимо надеть на них кусочки термоусадочной трубки

    Терморезистор приклеиваем к радиатору эпоксидным клеем.

    При комнатной температуре сопротивление терморезистора — в районе 100 килоом. При этом, при указанном на схеме сопротивлении резистора R1 скважность выходного сигнала близка к 2. То есть коэффициент заполнения = 0,5. Это является исходным состоянием, при котором обороты вентилятора минимально — необходимые.

    Форма сигнала на выходе таймера 555 при комнатной температуре

    По мере увеличения температуры в контролируемой точке, сопротивление терморезистора уменьшается и увеличивается коэффициент заполнения прямоугольного сигнала на выходе:

    Форма сигнала на выходе при увеличении температуры

    Соответственно увеличивается число оборотов вентилятора. В каждом случае необходимый диапазон регулировки скважности зависит от ваших потребностей и от параметров конкретного вентилятора. Поэтому настраивать схему нужно отдельно для каждого вентилятора и диапазона рабочих температур.

    Настройку можно осуществить в следующей последовательности:

    • Вместо резистора R1 временно впаиваем подстроечный (или переменный) резистор сопротивлением 300 — 500 кОм
    • Крутим до получения необходимого минимального числа оборотов вентилятора
    • теперь нужно добиться максимальной температуры в контролируемой точке. Если это радиатор процессора компьютера, то запускаем на компьютере какой-нибудь бенчмарк чтобы на 100 % загрузить процессор. Если это, например, радиатор охлаждения какого либо блока питания, то нагружаем блок питания по максимуму. И т.д.
    • В течение примерно 10…15 минут наблюдаем за работой этого всего, подстраивая резистором необходимую максимальную скорость вращения вентилятора так, чтобы температура не превышала максимально допустимую.
    • Измеряем сопротивление переменного резистора и впаиваем вместо него в схему постоянный резистор близкого номинала.
    • Может также потребоваться подобрать (или даже совсем исключить из схемы) резистор R3. Его сопротивление зависит от характеристики терморезистора. Чем меньше сопротивление R3 тем больше зависимость скорости вращения от изменения температуры.

    Теперь о том как подключить к данной схеме двух — или трех — проводной вентилятор. В таком случае вентилятор нужно подключать по цепи его питания

    Схема использования обычного двух или трех проводного вентилятора

    Кроме указанного на схеме, в качестве ключа можно использовать практически любой подходящий по мощности MOSFET транзистор.

    Что делать, если у вас есть только терморезистор на 10 кОм? Не проблема. Можно адаптировать схему для работы с таким терморезистором (термисторы на 10 кОм очень распространены). Для того, чтобы использовать такой термистор нужно изменить некоторые элементы схемы. Вот новые номиналы:

    R1 должен быть сопротивлением от 20 до 22 кОм

    С1 должен быть емкостью 10 нф (0.01 мкФ)

    R3 можно поставить на 1 — 3 килоом или просто заменить перемычкой (зависит от нужной характеристики регулировки и от вашего конкретного вентилятора).

    Интернет-магазин водонагревателей и климатической техники №1

    • Заказать звонок
    • teplo@teplo-spb.ru
    • Наши контакты

    Режим работы: с 10:00 до 18:00

    • ПН
    • ВТ
    • СР
    • ЧТ
    • ПТ
    • СБ
    • ВС

    Каталог товаров

    • Главная
    • Статьи
    • Как выбрать
    • Регуляторы скорости вращения вентиляторов

    Регуляторы скорости вращения вентиляторов

    Способы регулирования скорости вращения вентиляторных двигателей

    При использовании вентиляторов часто возникает необходимость регулирования частоты вращения. В системах вентиляции это позволяет экономить электроэнергию, снизить уровень акустического шума, настроить необходимую производительность притока или вытяжки.

    На настоящий момент широко распространены способы регулирования частоты вращения при помощи изменения электрических параметров питания вентилятора:

    • изменение напряжения питания двигателя;
    • изменение частоты питающего напряжения.

    Регулирование напряжением осуществляется понижением питающего напряжения вентилятора. Преимуществом регулирования частоты вращения вентилятора изменением напряжения питания в относительно невысокой стоимости устройств, работающих по такому принципу. Известны следующие виды устройств для регулирования оборотов вентилятора при помощи понижения напряжения питания:

    • Ступенчатые регуляторы частоты вращения с использованием автотрансформаторов;
    • Тиристорные регуляторы скорости вращения;
    • Электронные автотрансформаторы.

    Регулирование скорости понижением напряжения связано с изменением, так называемого, скольжения двигателя. При этом обязательно выделяется энергия скольжения — из-за чего сильнее нагреваются обмотки двигателя. При регулировании скорости таким способом необходимо устанавливать двигатели завышенной мощности. Но несмотря на это, этот способ используется довольно часто для двигателей небольшой мощности с вентиляторной нагрузкой.

    Регулирование вентилятора частотой питающего тока возможно осуществить при помощи частотного привода. У частотных приводов много преимуществ, но есть один существенный недостаток – их цена. Кроме того, они громоздки. Используемые в быту и для коммерческого использования вентиляторы обычно имеют невысокую цену. Вряд ли покупатель бытового вентилятора согласиться приобрести для него регулятор стоимостью, в десятки раз превышающую стоимость самого вентилятора. Поэтому в этой статье мы частотные приводы рассматривать не будем.

    Ступенчатые регуляторы частоты вращения с использованием автотрансформаторов

    Работа ступенчатых регуляторов скорости основана на использовании автотрансформаторов. Управление данными регуляторами осуществляется путем ступенчатого изменения напряжения питания. Регулирование скорости осуществляется вручную. Автотрансформатор — это обычный трансформатор, но с одной обмоткой и с отводами от части витков.

    На схеме изображён автотрансформатор T1, переключатель SW1, на который приходят отводы с разным напряжением, и двигатель М1.

    Регулировка получается ступенчатой, обычно используют не более 5 ступеней регулирования.

    К преимуществам использования ступенчатых автотрансформаторов можно отнести чистую синусоиду на выходе и высокую перегрузочную способность. К недостаткам большую массу и габариты.

    Примером регулятора частоты вращения со встроенным ступенчатым автотрансформатором является O’Erre RG 5 AR (на изображении выше). Данный регулятор позволяет включать вентилятор на 5-ти различных скоростях. Регулятор частоты вращения O’Erre RG 5 AR может управлять реверсивными вентиляторами. Также на него можно завести управление светом. Максимальная мощность подключаемого вентилятора 80 Вт. Регулятор RG 5 AR оснащен плавким предохранителем с номиналом 2 А-220 В.

    Тиристорные (симисторные) регуляторы скорости вращения

    В тиристорных регуляторах вращения используют принцип фазового управления, когда изменяется момент включения тиристоров относительно перехода сетевого напряжения через ноль. Для простоты обычно говорят, что изменяется выходное напряжение.

    В данной схеме используются ключи — два тиристора, включённых встречно-параллельно (напряжение переменное, поэтому каждый тиристор пропускает свою полуволну напряжения) другими словами симистор. Схема управления регулирует момент открытия и закрытия тиристоров относительно фазового перехода через ноль, соответственно «отрезается» кусок вначале или, реже в конце волны напряжения. Таким образом, изменяется среднеквадратичное значение напряжения.

    Есть ещё один способ регулирования — пропуск полупериодов волны напряжения, но при частоте в сети 50 Гц для двигателя это будет заметно — шумы и рывки при работе.

    Данная схема довольно широко используется для регулирования активной нагрузки — ламп накаливания и всевозможных нагревательных приборов (так называемые диммеры), однако для управления двигателями регуляторы модифицируют из-за особенностей индуктивной нагрузки:

    • Установлен нижний порог напряжения подаваемого на двигатель вентилятора
    • Мощность симистора выбирается так, чтобы его максимальный рабочий ток превышал рабочий ток вентилятора не менее, чем в 4 раза (при резистивной нагрузке в 2 А достаточно взять симистор также на 2 А).
    • Предохранитель подбирается исходя из мощности электродвигателя (обычно максимальный ток предохранителя должен быть на 20% больше рабочего тока двигателя).
    • Для более правильного формирования синусоиды установлен дополнительный фазосдвигающий демпфирующий конденсатор.
    • Для уменьшения сетевых помех используется дополнительный конденсатор помехоподавления

    К достоинствам тиристорных регуляторов можно отнести их малую стоимость, низкую массу и размеры. К недостаткам — использование для двигателей небольшой мощности, при работе возможен шум, треск, рывки двигателя, при использовании симисторов на двигатель попадает постоянное напряжение.

    Тиристорные (симисторные) регуляторы частоты вращения применяются с вентиляторами, имеющими однофазные двигатели со встроенной автоматической термозащитой. Электродвигатель должен быть спроектирован для работы с регуляторами подобного типа.

    Примером симисторого регулятора частоты вращения вентилятора служит Soler & Palau Reb-1N. Этот регулятор выпускается как для скрытой установки в стандартный подрозетник, так и для открытого монтажа. Регулятор имеет встроенный плавкий предохранитель. Возможна регулировка минимальной скорости вентилятора. Включение/выключение через колесо регулировки. Максимальная мощность подключаемого вентилятора 220 Вт.

    Электронный автотрансформатор

    Электронный автотрансформатор – это транзисторный регулятор напряжения. Изменение напряжения осуществляется по принципу ШИМ (широтно-импульсная модуляция), а в выходном каскаде используются транзисторы — полевые или биполярные с изолированным затвором (IGBT). Выходные транзисторы коммутируются с высокой частотой (около 50 кГц), если при этом изменить ширину импульсов и пауз между ними, то изменится и результирующее напряжение на нагрузке. Чем короче импульс и длиннее паузы между ними, тем меньше в итоге напряжение и подводимая мощность. Для двигателя, на частоте в несколько десятков кГц, изменение ширины импульсов равносильно изменению напряжения.

    Выходной каскад такой же, как и у частотного преобразователя, только для одной фазы — диодный выпрямитель и два транзистора вместо шести, а схема управления изменяет выходное напряжение.

    Плюсы электронного автотрансформатора заключаются в его небольших габаритах и массе, невысокой стоимости, чистой синусоиде на выходе и отсутствием гула на низких оборотах.

    Недостатком можно назвать небольшое расстояние от прибора до двигателя не более 5 метров (этот недостаток устраняется при использовании дистанционного регулятора).

    Электронный автотрансформатор SB033 выполнен для установки на DIN-рейку. Регулятор имеет регулировку минимальной скорости вращения вентилятора. Работой регулятора можно управлять сигналом 0-10 В. Регулятор SB033 имеет реле статуса работы регулятора для подключения привода воздушной заслонки или калорифера. Светодиод на передней панели отображает статус работы или ошибки регулятора. Возможно подключение к SB033 ручки управления, которая устанавливается в стандартный подрозетник.

    Регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления)

    Регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления)

    Купить регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления)

    • Радиатор охлаждения двигателя
    • Помпа водяная (насос) охлаждения
    • Термостат
    • Крышка (пробка) радиатора
    • Крышка (пробка) расширительного бачка
    • Бачок системы охлаждения расширительный
    • Фланец системы охлаждения (тройник)
    • Радиатор интеркуллера
    • Шланг (патрубок) радиатора охлаждения верхний
    • Охлаждающая жидкость
    • Помпа водяная (насос) охлаждения, дополнительный электрический
    • Корпус термостата
    • Шланг (патрубок) системы охлаждения
    • Шланг (патрубок) радиатора охлаждения нижний
    • Прокладка термостата
    • Датчик температуры охлаждающей жидкости (включения вентилятора радиатора)
    • Вискомуфта (вязкостная муфта) вентилятора охлаждения
    • Крышка термостата
    • Шланг (патрубок) водяного насоса приемный
    • Заглушка ГБЦ/блока цилиндров
    • Реле вентилятора
    • Вентилятор (крыльчатка) радиатора охлаждения
    • Диффузор радиатора охлаждения, в сборе с мотором и крыльчаткой
    • Быстросъемная муфта шланга радиатора охлаждения
    • Датчик уровня охлаждающей жидкости в бачке
    • Прокладка водяной помпы
    • Соединительная муфта радиатора охлаждения
    • Кронштейн (подушка крепления) радиатора нижний
    • Прокладка корпуса термостата
    • Радиатор охлаждения двигателя дополнительный
    • Датчик температуры охлаждающей жидкости, на приборе
    • Подушка крепления радиатора верхняя
    • Термостат системы EGR
    • Электровентилятор охлаждения в сборе (мотор+крыльчатка) правый
    • Помпа водяная (насос) охлаждения, в сборе с корпусом
    • Электровентилятор охлаждения в сборе (мотор+крыльчатка)
    • Шланг (патрубок) водяного насоса нагнетательный
    • Диффузор радиатора охлаждения
    • Кронштейн вискомуфты системы охлаждения опорный
    • Фильтр системы охлаждения
    • Уплотнение патрубка помпы
    • Кронштейн радиатора верхний
    • Шланг расширительного бачка нижний
    • Шланг (патрубок) термостата
    • Прокладка фланца (тройника) системы охлаждения
    • Шланг (патрубок) обогрева дроссельной заслонки
    • Ремкомплект помпы воды
    • Пистон (клип) крепления решетки радиатора охлаждения
    • Шланг расширительного бачка верхний
    • Бачок радиатора
    • Трубка (шланг) масляного радиатора, обратка (низкого давления)
    • Электровентилятор охлаждения в сборе (мотор+крыльчатка) левый
    • Патрубок системы рециркуляции отработавших газов
    • Датчик уровня охлаждающей жидкости в радиаторе
    • Шкив водяной помпы
    • Прокладка водяного коллектора системы охлаждения
    • Шланг (патрубок) охлаждения генератора, подача
    • Обечайка диффузора радиатора охлаждения
    • Шкив вискомуфты (крыльчатки) системы охлаждения
    • Шланг (патрубок) охлаждения генератора, обратка
    • Мотор вентилятора системы охлаждения
    • Воздуховод/дефлектор радиатора, верхний
    • Накладка диффузора радиатора верхняя
    • Диффузор радиатора охлаждения верхний
    • Кронштейн (подушка крепления) радиатора верхний правый
    • Форсунка розжига предпускового устройства
    • Заглушка системы охлаждения
    • Кронштейн (подушка крепления) радиатора верхний левый
    • Радиатор инвертора
    • Провод датчика температуры охлаждающей жидкости
    • Воздуховод (дефлектор) радиатора левый
    • Прокладка крышки расширительного бачка
    • Кронштейн расширительного бачка
    • Термостат дополнительный
    • Электровентилятор интеркуллера в сборе (мотор+крыльчатка)
    • Радиатор охлаждения двигателя левый
    • Жалюзи радиатора охлаждения
    • Помпа водяная (насос) охлаждения, корпус
    • Вентилятор (крыльчатка) радиатора охлаждения левый
    • Комплект диффузоров левый + правый, с моторами
    • Трубка (шланг) масляного радиатора, высокого давления
    • Воздуховод (дефлектор) радиатора нижний
    • Комплект радиаторов охлаждения, кондиционера, диффузора
    • Мотор вентилятора системы охлаждения левый
    • Свеча подогрева охлаждающей жидкости
    • Термостат системы смазки двигателя
    • Подушка радиатора нижняя
    • Теплообменник системы EGR
    • Термостат системы охлаждения масла АКПП
    • Кронштейн радиатора нижний
    • Воздуховод (дефлектор) радиатора
    • Радиатор охлаждения двигателя правый
    • Кронштейн радиатора верхний правый
    • Кронштейн мотора вентилятора охлаждения на диффузоре
    • Вентилятор (крыльчатка) радиатора охлаждения правый
    • Штуцер блока системы охлаждения
    • Мотор вентилятора системы охлаждения правый

    Купить регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления)

    • Подберите автозапчасть подходящую вам по: стоимости, расположению продавца, состоянию, срокам доставки, условиям гарантии;
    • Кликните на автозапчасть, — откроется вкладка с информационной карточкой продавца;
    • Свяжитесь с продавцом по номеру телефона который есть в профиле продавца.

    Цена на регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления)

    © 2021 Автопро
    Запчасти без посредников

    Используя Автопро, вы принимаете Условия использования сайта

    Регулятор оборотов вентилятора на Peugeot 206 (2A/C)

    Регулятор оборотов вентилятора, блок управления б/у Peugeot 206 хэтчбек (2A/C) (1998 — 2008) на автомобилях с разборки

    Нашли ошибку совместимости запчасти с автомобилем? Сообщите о ней нашим специалистам.

    Экспертам АвтоПро известны дополнительные комплектации:

    • Регулятор оборотов вентилятора стандартная комплектация : 1308AN, 1308CL, 1308CN, ZV1309NP, ZV9897, 5710KST5, 2329KST3, 9673999880
    • Регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) тип: GATE : 126763, 1267E3, 9641212480, 5723KST3, 570093

    Данная запчасть зависит от двигателя Peugeot 206 и его модификаций

    • 1.1i HFZ (TU1JP), 1.4i [KFX (TU3JP), KFW (TU3JP)], 1.6i NFZ (TU5JP), 1.6 16V NFU (TU5JP4), 2.0 S16 [RFR (DEW10J4), RFN (EW10J4)], 1.9D WJZ (DW8), 2.0 HDI 90 RHY (DW10TD), 1.4 HDI 8HX (DV4TD), 1.4 16V KFU, 2.0 RC RFK (EW10J4S): 1308AN, 1308CL, 1308CN, ZV1309NP, ZV9897, 5710KST5, 2329KST3, 9673999880
    • 1.1i [HFZ (TU1JP), HFX], 1.4i [KFX (TU3JP), KFW (TU3JP)], 1.6 16V NFU (TU5JP4), 2.0 S16 RFN (EW10J4), 1.4 HDI 8HX (DV4TD), 1.4 16V KFU: 126763, 1267E3, 9641212480, 5723KST3, 570093

    Запчасть Регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) подходит для автомобилей:

    • Citroen: Berlingo автобус (MF) , Berlingo фургон (M) , C4 хэтчбек (LC) , C4 купе (LA) , C4 хэтчбек (B7)
    • Peugeot: 206 хэтчбек (2A/C) , 206 кабриолет (2D) , 206 универсал (2E, K) , 307 хэтчбек (3A, 3C) , 307 универсал (3H) , 307 кабриолет (3B)

    Купить регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) или аналог этой запчасти для авто Пежо 206

    Чтобы купить ”автомобильную запчасть Регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) для автомобиля Peugeot 206 (2A/C) 2007 г.” на InternetCars, Вам необходимо последовательно выполнить следующие шаги:

    • найдите подходящее Вам предложение по покупке детали, — откроется новая страница с информационной карточкой продавца;
    • свяжитесь с продавцом любым удобным для Вас способом и обсудите соответствие кода автозапчасти и ее производителя, например: ”Регулятор оборотов вентилятора для Пежо 206 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годов выпуска”, а также наличие детали на складе.

    Цена на регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) на машину Peugeot 206 и стоимость аналогов

    © 2021 Автопро Россия
    Запчасти без посредников

    Используя Автопро Россия, вы принимаете Условия использования сайта

    Запчасти и аксессуары для транспорта — регулятор оборотов

    Обычные объявления

    Найдено 22 объявлений

    Найдено 22 объявлений

    Хотите продавать быстрее? Узнать как

    Резистор печки регулятор оборотов ежик BMW E90 E92 Е53 Е39 Е46 E39 E46

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    650 грн.

    Реле регулятор оборотов вентилятора VW Пассат Б3,Б4,Гольф,Поло,Сеат

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    550 грн.

    Вентилятор печки +AC (без регулятора числа оборотов) volkswagen jetta

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    1 400 грн.

    Регулятор оборотов печки Фиат Дукато, Пежо Боксер, Ситроен Джампер

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    370 грн.

    Кривой Рог, Покровский 22 авг.

    214936501R Регулятор оборотов вентилятора охлаждения m142581

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    500 грн.

    Регулятор оборотов вентилятора печки бу Opel Vectra (1988, 1989, 1990,

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    150 грн.

    Реле Реостат резистор печки регулятор оборотов спринтер 906 вито 639

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    472 грн.

    Реле регулятор оборотов печки Mercedes W140

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    1 500 грн.

    0205451532 Mercedes W210 регулятор оборотов обертів вентилятора

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    650 грн.

    регулятор оборотов двигателя постоянного тока ШИМ контроллер

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    400 грн.

    Запорожье, Хортицкий 15 авг.

    Мотор вентилятор Печка регулятор оборотов кондиционер крыльчатка

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    999 грн.

    Регулятор оборотов вентилятора форд фокус

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    500 грн.

    Запорожье, Коммунарский 13 авг.

    Регулятор оборотов печки Mercedes-Benz S-class, W140 A1408218451

    Автозапчасти и аксессуары » Аксессуары для авто

    1 337 грн.

    Регулятор оборотов вентилятора охлажд (блок управления) Мерседес w210

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    500 грн.

    Кропивницкий, Фортечный 11 авг.

    Регулятор оборотов двигателя постоянного тока ШИМ

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    200 грн.

    Запорожье, Днепровский 10 авг.

    Регулятор оборотов печки двигателя ВАЗ, и других авто.

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    365 грн.

    Регулятор оборотов двигателя постоянного тока 20А 10-60В

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    170 грн.

    Регулятор оборотов двигателя постоянного тока ШИМ

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    400 грн.

    Запорожье, Днепровский 5 авг.

    регулятор холостых оборотов BMW e36

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    450 грн.

    Scania 4, P, G, R, T регулятор оборотов печки

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    190 грн.

    Регулятор оборотов вентилятора охлаждения (блок управления) 0225456232

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    200 грн.

    регулятор оборотов печки на Reno Master 2

    Автозапчасти и аксессуары » Автозапчасти

    350 грн.

    Похожие запросы:
    • регулятор оборотов в рубрике Электроника
    • регулятор оборотов в рубрике Электроинструмент
    • регулятор оборотов в рубрике Стиральные машины
    • регулятор оборотов в рубрике Прочая техника для дома
    • регулятор оборотов двигателя в рубрике Электроника
    • регулятор оборотов двигателя в рубрике Электроинструмент
    • регулятор оборотов вентилятора в рубрике Электроника
    • регулятор оборотов коллекторного двигателя в рубрике Электроника
    • регулятор оборотов двигателя в рубрике Стиральные машины
    • регулятор оборотов коллекторного двигателя в рубрике Электроинструмент
    • Недавно просмотренные
    • Избранные объявления ( 0 )
    • Избранные результаты поиска

    Простите, но данное объявление больше не доступно

    Однако вы можете найти похожие объявления в этой категории.

    • Главные рубрики OLX
    • Рубрики в разделе «Запчасти для транспорта»
    • Рубрики в разделе «Автозапчасти и аксессуары»

    Главные рубрики OLX :

    Рубрики в разделе «Запчасти для транспорта» :

    Рубрики в разделе «Автозапчасти и аксессуары» :

    • Украина
    • Запорожская область (4)
    • Донецкая область (1)
    • Николаевская область (1)
    • Киевская область (4)
    • Львовская область (1)
    • Днепропетровская область (1)
    • Луганская область (2)
    • Кировоградская область (1)
    • Волынская область (1)
    • Полтавская область (2)
    • Ивано-Франковская область (1)
    • Хмельницкая область (2)
    • Черновицкая область (1)

    Популярно в категории «Запчасти для мототранспорта»:

    Регулятор оборотов вентилятора охлаждения

    ШИМ — управление очень часто применяется для управления двигателями постоянного тока, от детских электромобилей до регулировки оборотов кулера. В нашей схеме задающим звеном является таймер 555, который подключен по схеме генератора прямоугольных импульсов.

    Управление производится с помощью мощного полевого транзистора, который в схеме не критичен и можно заменять в довольно широких пределах — IRFZ24, IRFZ40, IRFZ44, IRFZ46, IRFZ48, IRF3205, IRL3710, IRL3705, IRF1404 и им подобные, в общем аналогов куча.

    Регулировка оборотов вентилятора происходит довольно плавно, благодаря принципу ШИМ-управления, для увеличения/уменьшения оборотов просто нужно крутить переменный резистор.

    Полевой транзистор нужно установить на теплоотвод, которым может являться и кузов автомобиля, но в таком случае транзистор изолируется от кузова с помощью слюдяной изолирующей прокладки.

    Переменный резистор с номиналом 10 килоом с мощностью 0,5 ватт, можно 0,25-1 ватт. Номинал этого резистора (сопротивление) может отклоняться в ту или иную сторону в районе 50-70% — от 4,7кОм и вплоть до 20 кОм.

    При желании схему можно собрать и поверхностным монтажом, хотя из-за минимального количества комплектующих элементов размеры самой схемы могут быть не более спичечного коробка.

    Для удобного монтажа таймер желательно установить на специализированную пластмассовую петлю — для быстрой замены без использования припоя и паяльника.

    В этой статье хочу поделиться опытом собственной разработки адаптивного контроллера охлаждения электровентилятора для инжекторных и карбюраторных ВАЗов. На рынке уже существуют несколько подобных вариантов, и наверное самый популярный из них это контроллер «Борей», производства фирмы «Силычъ». Устройство, описанное в этой статье, работает схожим образом. Назовем его «Надёжный контроллер вентилятора охлаждения ВАЗ2110 на базе «ардуино» (опыт разработки)».

    Принцип работы

    Таким образом, рабочая температура двигателя на малых скоростях и в летних пробках фактически не превышает 90-92 o C, за исключением конечно аномальной летней жары. За 9 месяцев работы контроллера (с апреля по декабрь) и 15 000 км пробега, на моём ВАЗ 2110 1.6 16V (+ГБО) двигатель ни разу не нагревался больше 95 o C, и соответственно ни разу не сработала штатная система охлаждения.

    Разработка и реализация

    За основу схемы управления был взят AVR микроконтроллер семейства Tiny, в моем случае – ATTiny85. Но также можно было использовать любой ардуино-совместимый микроконтроллер семейства AVR Tiny, MEGA, а также готовые ардуино-платы с небольшими дополнениями. Для силовой части был использован очень мощный мосфет-транзистор IRF1405 (можно использовать и менее мощный). С помощью отладочной ардуино-платы были сняты показания датчика при пороговых значениях температуры (90-95 С).

    Истории наших читателей

    «Гребаный таз. «

    Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.

    Да, морально то я созрел, а вот финансово никак не мог потянуть. Сразу скажу, что я против кредитов и брать машину, тем более не новую, в кредит это неразумно. Зарплата у меня 24к в месяц, так что насобирать 600-700 тысяч для меня практически нереально. Начал искать различные способы заработка в интернете. Вы не представляете сколько там развода, чего только не пробовал: и ставки на спорт, и сетевой маркетинг, и даже казино вулкан, в котором удачно проиграл около 10 тысяч(( Единственным направлением, в котором мне, казалось, можно заработать — это торговля валютой на бирже, это называют форексом. Но когда начал вникать, понял что это оочень сложно для меня. Продолжил копать дальше и наткнулся на бинарные опционы. Суть та же, что на форексе, но разобраться намного проще. Начал читать форумы, изучать трейдерские стратегии. Попробовал на демо счете, потом завел реальный счет. Если честно начать зарабатывать удалось не сразу, пока понял всю механику опционов, слил около 3000 рублей, но как оказалось это был драгоценный опыт. Сейчас зарабатываю 5-7 тыс. рублей в день. Машину удалось купить спустя пол года, но как по мне это неплохой результат, да и дело не в машине, у меня изменилась жизнь, с работы естественно уволился, появилось больше свободного времени на себя и семью. Будете смеяться, но работаю прямо на телефоне)) Если ты хочешь изменить свою жизнь как я, то вот что советую сделать прямо сейчас:
    1. Зарегистрируйтесь на сайте
    2. Потренируйтесь на Демо-счете (это бесплатно).
    3. Как только что-то будет получаться на Демо-счете, пополняйте РЕАЛЬНЫЙ СЧЕТ и вперед, к НАСТОЯЩИМ ДЕНЬГАМ!
    Также советую скачать приложение на телефон, с телефона работать намного удобнее. Скачать тут.

    Принцип регулировки оборотов вентилятора — обычный ШИМ. В двух словах, для тех, кто не знает, что такое ШИМ (широтно-импульсная модуляция) — это изменение ширины импульсов (в нашем случае постоянного тока с напряжением 12В) определённой частоты для регулировки силы тока на нагрузке (в нашем случае вентиляторе), что обеспечивает управление скоростью вращения любого электродвигателя постоянного тока (анимация и видео ниже):

    Т.е. чем шире импульс, тем больше ток, и тем быстрее скорость вращения вентилятора и наоборот.

    На видео «крутилка» (потенциометр) имитирует показания с датчика ОЖ. при повышении/понижении температуры.

    Таким образом, цель разработки заключалась в реализации управления электровентилятора ШИМ-сигналом на основании показаний датчика температуры ОЖ. С серьезным подходом к программированию микроконтроллеров у меня пока проблемы ))), так что было решено использовать платформу ардуино с собственным и очень простым языком программирования для начинающих. И на основании многих примеров, взятых из интернета, была разработана программа для управления микроконтроллером.

    Принципиальная схема устройства выглядит следующим образом:

    Это уже доработанная схема с подстройкой порога температуры срабатывания. Питание осуществляется от вывода «D» генератора, что позволяет контроллеру работать только при заведенном двигателе, хотя это не критично и можно запитываться от «зажигания». В схеме реализована стабилизация питания микроконтроллера (5В) на базе преобразователя VR1. В роли драйвера силового транзистора-VT1 используется оптрон-DD2. Транзистор нуждается в охлаждении, так как через него проходят большие токи (около 10 Ампер). Подойдет любой радиатор площадью охлаждающей поверхности в 30 кв. см и выше.

    Также обязательна установка предохранителей по «+» питания контроллера (не мене 100милиАмпер), и по цепи массы – не менее 20 Ампер (так как коммутация вентилятора силовым транзистором осуществляется именно по «массе»)! Номиналы всех радиодеталей должны быть четко соблюдены. Частота ШИМ-сигнала была подобрана экспериментальным путем во избежании низкочастотных помех в бортовой сети, а также для снижения шумов обмоток электродвигателя вентилятора при малых оборотах, и составляет 100Гц.

    Печатная плата проектировалась «на коленке», поэтому корпус и проводка собрана из подручных материалов:

    Рисунок печатной платы не принципиальный, кому интересно все материалы в архиве.

    Подключение. Крыльчатка вентилятора используется 8-лопасная, так как от стандартной 4-лопасной крыльчатки эффекта на низких оборотах очень мало + лишня вибрация никогда не добавляла комфорта.

    Видео испытаний, подключение:

    По итогам сборки заморочек получилось, конечно, много, но себестоимость устройства составила около 10 у.е.))) и это хорошо! Любые вопросы пишите в комментариях.

    Читайте также другие доработки пуска и работы вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ.

    Как лучше доработать пуск вентилятора двигателя?

    После сборки и установки на свой автомобиль устройства плавного пуска электровентилятора системы охлаждения двигателя, было предложено собрать устройство плавного регулирования оборотов того же электровентилятора системы охлаждения относительно температуры двигателя. Контроллер вентилятора охлаждения радиатора. Для сбора данного устройства как раз нашлись все подходящие детальки. Решил собирать на макетной платке, так как не было времени и разрабатывать плату было честно лень. Провозившись часа три и проматерив всё и вся устройство было готово. Фотографировать не стал, так как это был, просто ужас, куча спутанных проводков и деталек. После включения устройство естественно не за работало. Схему перепаивал дважды, но с таким же печальным результатом. И, чтобы не тратить опять время, собрал схему по оригинальной версии модуля плавного регулирования оборотов автомобильного электровентилятора системы охлаждения двигателя Смерч-7 предложенную Турмалином-НН.
    Так как Турмалин-НН не предлагает нам версию своей печатной платы, разрабатывать пришлось самому в своей любимой программе DipTrace.

    Схема довольно простая и не составит особого труда повторить её начинающим радиолюбителем.

    А вот и моя плата, под дип.

    Плату разрабатывал исключительно под свои компоненты. Как видите, транзистор посадил на довольно мощный радиатор SK-104, так как охлаждение много не бывает. Резисторы ставил столбиком, как на плате в старом телевизоре. Штепсиль использовал от платы стиральной машины.

    Плата получилось довольно симпатичной.

    А, также набросал плату в смд варианте. При оставшимся том же радиаторе, применил вместо штепсися от стиралки, привычный винтовой клемник.

    Первое включение устройства собрал по варианту плавного пуска и остановки вентилятора. То есть контакт ХТ2 замкнул на +12В.

    При подаче питания тестовый мотор на секунду включался и останавливался. А вот уже при замыкании контакта ХТ3 на землю наблюдается плавное раскручивание моторчика и при отключение контакта ХТ3 от земли мотор плавно останавливается. Устройство можно считать рабочим.

    Теперь самое интересное. Как заставить работать устройство относительно температуры. Подключаем контакт ХТ2 к датчику ТМ-106, далее, доведя температуру двигателя до температуры примерно 85-90 добиваемся путём поворота движка переменного резистора R5 момента начала вращения электровентилятора. Дальше при росте температуры сопротивление датчика будет уменьшаться, и соответственно обороты электровентилятора будут увеличиваться. А при понижении температуры, наоборот уменьшаться вплоть до его остановки.

    Тут основной смысл в том, что автомобиль должен быть оборудован датчиком резистивного типа. И ежели датчик у вас цифровой или по сопротивлению сильно разнится с датчиком ТМ-106, а его сопротивление должно быть порядка 240 Ом, то нужно будет устанавливать дополнительный датчик. И при номинальной температуре с датчика должно выходить в районе 6 вольт. Так как датчика ТМ-106 у меня нет и для проверки устройства на столе, собрал делитель напряжения с переменным резистором в 1 кОм. На выходе с делителя настроил напряжение около 6 вольт и поворотом резистора R5 добился момента начало вращения тестового электродвигателя. Имитируя работу термодатчика путём поворота движка резистора делителя напряжения, наблюдаем пук моторчика при уменьшении напряжения и его остановку при увеличении напряжения. Полагаю данный прибор можно установить практически на любой автомобиль. Если устройство не работает то следует по экспериментировать с подбором сопротивления резисторов R1 и R4. Данное устройство построено на микроконтроллере pic12f675 имеющий два порта АЦП. Полагаю прошивка схемы работает по принципу сравнения напряжения во внутреннем делителе напряжения со внешним.

    Выкладываю свои материалы по сборке устройства.

    О том как всё это будет стоять на моём автомобиле будет отдельная тема.
    Всем всего хорошего и удачи на дорогах.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector