0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Итоги российского рынка коммерческого транспорта — 2019: вся надежда на господдержку

Итоги российского рынка коммерческого транспорта — 2019: вся надежда на господдержку

Результаты 2019 года для российского рынка коммерческого транспорта оказались по большей части пессимистическими. Собственно, этого и следовало ожидать: несмотря на «допинговый» декабрь чудес не произошло.

В начале года все надеялись на лучшее, но случилось так, как случилось. Сейчас, анализируя результаты прошедшего года, можно с уверенностью сказать, что иначе и быть не могло. Судите сами: поскольку роста доходов не наблюдалось, покупательский спрос населения продолжил падение. Далее выстраивается целая цепь взаимосвязанных факторов: падение производства и добычи сырья, отсутствие необходимости дополнительных транспортных средств в логистике.

Лакмусовой бумажкой может служить очередное падение продаж легковых автомобилей — 1,76 млн единиц, что на 2,3% ниже уровня 2018 года. При этом Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ, делая прогноз на 2020 год, заявляет, что на рынке ожидается похожая по сложности ситуация, то есть дальнейшее снижение продаж — на 2,1% относительно уровня, достигнутого в 2019-м.

Потребители коммерческого транспорта перестают вкладывать средства в развитие бизнеса из-за высокой степени неуверенности в экономических перспективах. Свою роль здесь играют и высокий процент по кредитам, рост цен на топливо, повсеместное внедрение платных дорог и системы «Платон», невыгодные тарифы на перевозку. Когда такое было, чтобы в тендерах с предложенными условиями не находилось желающих принять участие?

Безусловно, государственные льготные программы, в частности по автолизингу, стимулированию спроса на технику на газомоторном топливе, а для LCV — еще и льготное автокредитование, в 2018 году существенно стимулировали рынок. Но в 2019-м энтузиазм угас. Снижение уровня господдержки негативно сказалось на рынке комтранса — пока, по мнению экспертов, у него ограниченный потенциал естественного роста.

Справедливости ради стоит отметить, что летнее вливание вызвало рост продаж во всех сегментах коммерческого транспорта. Но и тут не обошлось без ложки дегтя: увеличение НДС на фоне «сдувания» госпрограмм ослабило позитивный эффект и послужило причиной стагнации последующего спроса.

По заявлению одного из экспертов, госпрограммы действительно являются довольно эффективным инструментом. С их помощью в некоторых сегментах рынка коммерческих автомобилей продается вплоть до 30% всей техники (LCV). Вместе с тем такая зависимость рынка от внешних стимулирующих факторов позволяет говорить о его несостоятельности. В подтверждение этих слов можно привести графики ежемесячных продаж, напоминающие «ножовку по дереву». (см. рядом)

Не последнюю роль сыграло и санкционное давление. В первую очередь это коснулось «Группы ГАЗ» и ее сотрудничества с Daimler AG. При этом очевидно присутствие на нашем рынке американского протекционизма. Камень в огород «Форда». Была надежда «выйти в ноль» на фоне предстоящего повышения ставок утилизационного сбора, но не случилось. Ударный декабрь не помог преодолеть накопленный за год минус.

По данным «Автостата», в 2019 году объем рынка новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России составил 112,1 тыс. машин, что практически совпало с уровнем 2018 года. По данным Russian Automotive Market Research (RAMR), все же имелось падение на 1,6%.

Лидерство традиционно удерживает ГАЗ, на долю которого в 2019 году пришлось 45% от общего объема продаж. На втором месте, несмотря на падение (–3,7%), другой отечественный производитель — УАЗ (17,3 тыс. автомобилей). Третью строчку занимает американский Ford с результатом 13 тыс. экземпляров (+13%).

Пальма первенства — у «ГАЗели Next»: 29,3 тыс. единиц (+3,5%). На эту модель, кстати, пришлось более четверти всего рынка новых LCV в России (26%). Самой популярной иностранной моделью LCV на нашем рынке в 2019 году стал Ford Transit, его результат — 12,6 тыс. штук (+17,1%). За ним — снова «ГАЗель», только предыдущего поколения, которая теперь позиционируется как бюджетная модель, — ГАЗ-3302 (10,8 тыс. штук; 1,8%).

По данным RAMR, в 2019 году лидирующие позиции по объему продаж новых LCV заняли Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Наиболее высокий рост продаж новых LCV среди регионов в топ-20 показали Саратовская и Новосибирская области: 15,3 и 14,1% соответственно.

За пять лет на российском рынке изменилась структура продаж новых LCV по типу кузова. Несмотря на сокращение доли автофургонов, это по-прежнему лидирующий сегмент на рынке новых LCV. Доли бортовой/тентованной техники и автобусов на базе LCV выросли до 19,8 и 13,7% соответственно.

Также в рассматриваемый период изменилось соотношение продаж российских и иностранных LCV. Например, доля отечественных брендов увеличилась среди бортовой/тентованной техники и пикапов. Кроме того, российские марки нарастили свою долю в продажах автобусов: 43,3% в 2015 году — и 73,6% в 2019-м.

По мнению экспертов RAMR, в 2020 году ожидается дальнейшее сокращение объемов продаж новых легких коммерческих автомобилей — на 6–11%.

Грузовики

«Автостат» констатировал, что в 2019 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,7 тыс. единиц, что на 2% меньше, чем в 2018-м, по данным RAMR — на 1,7%.

При этом на фоне роста продаж грузовых автомобилей отечественных марок упал спрос на технику ведущих зарубежных брендов. Это естественный процесс, который наблюдается уже не один год. Плохо на рынке — берут что подешевле, ситуация изменилась к лучшему — можно приобрести машину и «побогаче» (на самом деле — понадежней).

Традиционно первенство в этом сегменте рынка коммерческой техники удерживает КАМАЗ, на долю которого в 2019 году пришлось порядка 35% от общего объема реализованных автомобилей. Вторую строчку рейтинга также без изменений занимает другой отечественный бренд — ГАЗ, показатель которого составил 8,9 тыс. машин (+5,9%). В первую тройку по итогам прошлого года вошла и компания Volvo Trucks (5,7 тыс. штук; –11%).

В модельной структуре рейтинга лидирует, как и в 2018 году, КАМАЗ-43118, показатель которого составил 6,8 тыс. экземпляров (+3,3%). Следом идут «ГАЗон Next» (6 тыс. штук; +4,6%), КАМАЗ-65115 (5,3 тыс. шт.; +10,9%).

Лидирующие позиции по объему продаж новых грузовых автомобилей заняли Московская область, Москва и Республика Татарстан.

Прицепной состав

Буквально несколько слов о результатах продаж нового прицепного подвижного состава, которые практически один в один повторяют ситуацию с грузовиками, поскольку первые без вторых существовать не могут.

Разница лишь в том, что первую скрипку на российском рынке играет не отечественный производитель, а зарубежный. Правда, необходимо сделать оговорку: у Schmitz Cargobull есть сборочное производство на территории РФ. А вот дальше идут чисто «наши»: «Тонар» и НефАЗ.

Автобусы

Российский рынок автобусов не вписывается в привычные рамки: правила игры здесь определяются государством. Поскольку пассажирские перевозки автобусами попросту убыточны, то транспортные компании по определению нищие как церковные мыши. Тем не менее народ возить надо, причем исправно. Поэтому каждая приобретаемая предприятием машина субсидируется государством, а чтобы народные деньги не уходили за кордон — субсидируются только машины, собранные на территории РФ. Именно поэтому уже который год подряд этот сегмент рынка коммерческого транспорта остается с плюсом. Своеобразная круговая порука.

Вместе с тем, поскольку российский автопром так и не смог наладить выпуск полноценного междугородного/туристического автобуса, эта часть рынка все же частично отвоевана зарубежными компаниями. Турпоток в Россию не ослабевает. Зарубежные туристы, как известно, народ избалованный и абы как ездить не хотят, поэтому такие автобусы приобретаются за свои кровные у иностранных производителей без оглядки на кого бы то ни было.

По данным RAMR, в 2019 году рынок новых автобусов вырос на 7,0% и составил 13,91 тыс. единиц. В лидерах — ПАЗ: его продажи составили 8,04 тыс. экземпляров, что на 6,9% больше прошлогоднего результата. Далее следуют ЛиАЗ (1,61 тыс. единиц; –4,7%) и НефАЗ (1,09 тыс. единиц; +41,6%).

Среди иностранных брендов на первом месте по продажам новых автобусов в 2019 году китайский Yutong, реализовавший 590 экземпляров автобусной техники, что на 13,5% больше результата 2018 года.

В модельном рейтинге автобусного рынка России первые три строчки занимают представители Павловского автобусного завода. Лидирует высокопольный автобус малого класса ПАЗ-3205 (3604 штук; –4%). На второй строчке — автобус малого класса ПАЗ-3204 (2700 штук; +6,6%). Третьим стал автобус среднего класса ПАЗ-4234 (1193 штук; +39,5%). Лидер по приобретению новых автобусов — Москва; в семи регионах из первой двадцатки продажи сократились.

Попутно стоит заметить, что столица, взяв курс на поддержание экологически чистой городской среды, обошла все другие российские города по числу приобретенных электробусов. Собственно, этим и объясняется столь успешный рост продаж на НефАЗе, который на сегодня является одним из основных поставщиков электробусов под брендом КАМАЗ.

В начавшемся году всем производителям коммерческой техники придется уповать на новое правительство, пообещавшее ускорить реализацию национальных проектов, а также старт новых инфраструктурных проектов, призванных встряхнуть стагнирующую экономику. Пока же все остается как есть, без радужных прогнозов на будущее.

Данные предоставлены аналитическим агентством «Автостат» и Russian Automotive Market Research (RAMR).

Заработали миллиарды: куда экспортируют автомобили из России

Доход от экспорта продукции российского автомобилестроения, включая легковые, легкие коммерческие и грузовые автомобили, а также автокомпоненты, по итогам 2018 г. вырос на 11% — до $3,381 млрд. Такие данные предоставили в Минпромторге по запросу Autonews.ru. Основными рынками сбыта остаются Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чешская Республика, Куба, Латвия. Доля стран, не входящих в СНГ, в общем объеме экспорта составила 32%.

В Российском экспортном центре (РЭЦ) уточнили, что по всем категориям транспортных средств экспорт в 2018 г. составил 114 890 единиц (103 511 единиц — результат 2017 года). Подавляющая доля экспорта пришлась на легковые автомобили — их за границу отправили 93,5 тыс. штук (+8,6 тыс. единиц), что принесло в бюджет $1,288 млрд.

«Основными экспортерами являются компании «АвтоВАЗ», Renault, Hyundai, Volkswagen, «Группа ГАЗ», Toyota», — рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. — Причем одно из ведущих предприятий российского автопрома — ПАО «АВТОВАЗ» — в 2018 г. показало рост в 57,5%, экспортировав более 38 тыс. автомобилей Lada».

В РЭЦ, в свою очередь, отметили КамАЗ и Nissan. Там также рассказали, что в 2018-м существенно увеличились поставки легковых автомобилей в Египет, Сербию и Ирак, а новым заметным направлением экспорта стала Турция. Главной целью для автокомпаний в РЭЦ назвали наращивание объемов на традиционных рынках (таких как СНГ, Восточная Европа, Куба), а также выход и закрепление на рынках АСЕАН, Латинской Америки, Африки.

Между тем главными барьерами для развития экспорта, по словам Мантурова, для всех автопроизводителей на территории России остаются высокие таможенные пошлины и акцизы на внешних рынках, высокая стоимость экспортной логистики, влияние санкционной политики.

Тем временем источники Autonews.ru в крупных автомобильных компаниях прямо говорят, что мер, направленных на стимулирование экспорта, а главным образом компенсации логистических затрат, не хватает. Они пожаловались на невыплату обещанных компенсаций со стороны государства на доставку и омологацию в 2018 г., что привело к серьезным потерям.

Аналогичные убытки ожидаются и в 2019 году. Если размеры компенсаций не увеличат, топ менеджеры грозят сворачиванием ряда проектов в зарубежных странах: без субсидий доставлять туда автомобили невыгодно. Соответствующее письмо от имени крупнейших автокомпаний ранее было направлено в Минпромторг. Однако в ведомстве на запрос Autonews.ru не ответили. В РЭЦ же отметили, что обеспечение наиболее востребованных мер поддержки «зависит от доступности бюджетных ресурсов».

Для отечественного АвтоВАЗа приоритетными считаются рынки стран СНГ. «В Казахстане Lada стала брендом номер один, заняв 22,3% рынка. Этому способствовало создание совместного предприятия с казахскими партнерами из «Азия Авто», — рассказали в пресс-службе компании. — Рост продаж там составил 51%. Продажи Lada в Белоруссии выросли на 182%. Бренд занял вторую строчку рейтинга продаж и долю рынка 19,2%. Помимо СНГ компания рассматривает развитие работы в Латинской Америке и на Ближнем Востоке».

Одной из наиболее эффективных мер поддержки экспорта на АвтоВАЗе назвали компенсацию логистических расходов. «Мы бы приветствовали продолжение мер государственной поддержки экспорта и в 2019 году», — отметили в компании.

В Renault рассказали, что компания экспортирует из России весь локально производимый модельный ряд, а также автокомпоненты и запчасти в рамках совместных проектов с поставщиками в страны ближнего и дальнего зарубежья.

«Важнейшее направление экспорта «Renault Россия» — отправка сваренных и окрашенных кузовов модели Renault Logan в Алжир. С декабря 2016 г. туда было экспортировано около 50 тыс. кузовов», — сообщили в пресс-службе.

В 2018 г. компания «Renault Россия» поставляла внедорожники Renault Duster в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Кроме того, компания экспортировала в страны СНГ весь свой локализованный модельный ряд. Совокупный объем продаж составил почти 14 тыс. автомобилей (+7,4%).

Что касается российских комплектующих, то по итогам 2018 г. товарооборот экспорта в рамках «Группы Renault» составил более 100 млн евро (+25%). Среди основных экспортных направлений — Европа, Латинская Америка, а также страны Африки, Ближнего Востока и Индия. Туда поставляется 235 наименований автокомпонентов, в том числе детали штамповки, пластиковые детали, элементы тормозной системы и ходовой части, осветительные приборы.

Nissan в 2018 г. в общей сложности поставил 5747 автомобилей в Белоруссию и Казахстан (+50% по сравнению с 2017 годом). Кроме того, марка отправила на центральный европейский склад более 17 тыс. бамперов для Nissan X-Trail. Завод также экспортировал шумопоглощающие маты.

Представители Nissan рассказали Autonews.ru, что экспорт для российских автопроизводителей считается важным направлением: оно позволяет наращивать объемы производства и локализации. Однако крайне важна и поддержка правительства, которая может сделать локальное производство эффективным и конкурентным на международном рынке, говорят в Nissan. Как и другие марки Альянса, Nissan просит о компенсации логистических затрат.

«Закрепление этой меры на долгосрочную перспективу поможет обеспечить стабильность мер государственной поддержки инвесторов и нарастить экспортные объемы. Новые меры, рассматриваемые в настоящее время правительством, будут способствовать развитию экспорта, однако условия новых программ требуют тщательной проработки», — объяснили в компании.

По итогам 2018 г. Volkswagen Group экспортировала 20 тыс. автомобилей Volkswagen и Skoda в Европу и страны СНГ, а также 44 тыс. двигателей 1,6 MPI на производственные площадки Volkswagen Group в Испании и Чехии.

«В начале 2018 г. мы подписали соглашение, направленное на поддержку экспорта, — рассказали Autonews.ru в компании. — Также мы используем в рамках обновленного режима «переработку на таможенной территории». Он подразумевает освобождение от уплаты таможенных пошлин на компоненты, которые используются для производства экспортных автомобилей».

«Группа ГАЗ» экспортировала свою продукцию в 45 стран. Ключевыми регионами развития в компании называют Азию, Ближний Восток, Африку, Латинскую Америку и Восточную Европу.

«В 2018 г. мы открыли продажи коммерческой техники на Филиппинах и в Марокко, вывели цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT» на турецкий рынок. Дилерская сеть ГАЗа в Турции представлена 16 дилерскими центрами. Работа ведется в странах СНГ: в 2018 г. было подписано соглашение с партнером в Азербайджане о создании производства автомобилей ГАЗ и автобусов для реализации на местном рынке, на днях началось строительство завода», — уточнили в пресс-службе «Группы ГАЗ».

О результатах работы по экспорту рассказали и в других компаниях. Так, по итогам 2018 г. завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в два раза увеличил объем экспорта — он превысил 11,8 тыс. автомобилей. Приоритетными для зарубежных поставок остаются рынки Казахстана и Беларуси. В свою очередь, в российском офисе Toyota сообщили, что экспортируют в Казахстан и Белоруссию модели Camry и RAV4, а также изучают возможности расширения рынков сбыта.

Генеральный директор консалтинговой компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер назвал экспорт российских автокомпонентов и новых автомобилей перспективным направлением для участников отрасли. Однако признает, что поставки продукции за границу во многом растут за счет участия государства.

«Можно отметить пользу от применения специальных инвестиционных контрактов, когда участники рынка расширяют производства в обмен на господдержку. Конечно, здесь сыграл свою роль и слабеющий рубль, который делает выгодными поставки продукции автоотрасли на экспорт. В совокупности с господдержкой выгода от работы в этом направлении очевидна», — считает эксперт.

Анализ рынка лизинга авто в 2018 году

В начале декабря аналитическое агентство «RAEX» опубликовало анализ рынка лизинга по итогам деятельности российских лизинговых компаний за 3 квартала нынешнего года.

В этом проекте приняли участие более восьмидесяти лизинговых организаций, ведущих деятельность в России.

Согласно анализу объем новых сделок (стоимость профинансированного имущества) всего рынка вырос более чем на 40%, тем самым превысив один триллион рублей. Главное содействие росту лизингового рынка оказала сфера автомобильного лизинга. Доля этого сегмента составила 31% в объеме нового бизнеса.

Вопреки уменьшению объема государственной субсидии сфера автолизинга поднялась благодаря общему росту автомобильных продаж. По мнению аналитиков рынка: «Поддержку лизингу оказало уменьшение ставок по договорам лизинга вследствие снижения процентов по банковским кредитам, доля которых в структуре финансирования организаций, занимающийся лизинговой деятельностью, выросла на десять процентов, составив 67%».

В ранжировании по стоимости профинансированного имущества (млрд руб.) в сегменте лизинга легкового транспорта за 3 квартала текущего года топ-10 российских компаний расположились так:

Рейтинг лизинговых компаний по стоимости профинансироанного имущества в сегменте легкового транспорта за 9 месяцев 2018 года.

В ранжировании по стоимости профинансированного имущества (млрд руб.) в сегменте лизинга грузового транспорта топ-10 российских компаний расположились так:

Рейтинг лизинговых компаний по стоимости профинансироанного имущества в сегменте грузового транспорта за 9 месяцев 2018 года.

В итоге получилось, что в сегменте автолизинга (легковой + грузовой транспорт) по стоимости профинансированного имущества (млрд руб.) за 3 квартала текущего года топ-5 российских компаний расположились так:

Рейтинг лизинговых компаний по стоимости профинансироанного имущества в сегменте автолизнига за 9 месяцев 2018 года.

Генеральный директор «Европлана» Александр Михайлов, подводя итоги третьего квартала, отметил продолжающийся рост новых сделок с платежеспособными компаниями малого и среднего бизнеса, что обусловлено неугасаемой необходимостью в приобретении машин с помощью лизинга. В нынешнем году по итогам работы 3 кварталов компания «Европлан» в очередной раз заняла лидирующую позицию в сегменте автолизинга среди всех российских лизинговых организаций.

«Доля „Европлана“ в общем объёме автолизинга превысила 15%» — цитата из пресс-релиза компании.

По каким критериям бизнесмены выбирают лизинговую компанию

Стоимость услуги лизинга является ключевым фактором выбора компании-лизингодателя. Плюсы лизинга перед другими способами финансирования очевидны:

  • Выгодные скидки, которые лизингодателям предоставляют дилеры, передаются клиентам. А это значительная экономия бюджета в долгосрочной перспективе.
  • Гибкие условия лизинга с учетом специфики бизнеса клиента и его индивидуальных запросов. Условия легко адаптируются под нужды конкретного лизингополучателя, что гарантирует успешное взаимодействие и коммерческие выгоды для обеих сторон лизинговой сделки.
  • Широкий спектр дополнительных сервисов, которые облегчают жизнь клиента, и помогают решить его проблемы сэкономив при этом деньги и время: регистрация автомобиля в государственных службах, доставка транспортного средства, страхование на выгодных условиях, эксклюзивная топливная программа, услуга автовыкупа.

Немаловажная особенность лизинговой сделки — авто остается юридической собственностью лизинговой компании на весь период действия договора лизинга.

Прогнозы экспертов рынка

Специалисты аналитического агентства «РАЭКС» утверждают, что в 2019 году автолизинг продолжит динамический рост благодаря стабильной тенденции на обновление устаревших автопарков. По прогнозам сегмент увеличится на 5-8%. При этом рынок авто еще ощущает отрицательные последствия кризиса. Аналитики уверены, что улучшить динамику развития автолизинга поможет рост суммы субсидирования. В этом случае можно смело рассчитывать на прирост автосегмента на 15%.

«Рынок будет расти, но не такими темпами, какие мы наблюдали в последние пару лет. Самыми очевидными факторами роста автолизинга станут: в конце 2018 года — планируемое с начала 2019 года повышение НДС с 18% до 20%, а в 2019 году — обновление и пополнение имеющегося автопарка российскими предприятиями, потребность в транспорте у которых всё ещё велика», — прокомментировал Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан».

Китай – полный обзор производства и рынка транспортных средств за 2019 год

Снижение выпуска и продаж автомобилей в Китае в прошлом году было заметным, но нижняя точка, похоже, уже пройдена

Александр Климнов, фото автора и autonews.com

Пресс релиз ассоциации китайских автопроизводителей – СААМ по итогам местного автопрома в 2019 году начинается с хорошо подзабытой в нашей стране фразеологи: «В 2019 году под мудрым руководством Центрального комитета партии, во главе которого находился товарищ Си Цзиньпин, вся партия осуществляла процесс принятия и осуществления решений Центрального комитета партии, придерживаясь единого порыва к неуклонному прогрессу и сосредоточиваясь на структурной реформе в целях содействия развитию высокого качества продукции автомобильной промышленности». Фраза на целый абзац, но достойная цитирования.
Там же: «Экономическая деятельность (в КНР – авт.) все еще находится в разумных пределах (роста – авт.), и основная тенденция стабильного экономического роста и долгосрочного улучшения остается неизменной. Тем не менее, в процессе трансформации и модернизации автомобильной промышленности КНР под влиянием экономических и торговых разногласий Китая и США, ужесточения стандартов защиты окружающей среды и снижения субсидий на электромобили (BEV), подключаемые гибриды (PHEV) и электромобили на водородных топливных элементах (FCEV), отрасль находился под большим давлением. За прошедший год автомобилестроительные компании активно адаптировались (к новому законодательству – авт.) и активно реагировали (на падающий спрос – авт.), демонстрируя сильные возможности самовосстановления во второй половине года, так что динамика отрасли в целом оставалась в разумных пределах (т.е. не рухнула в пропасть – авт.)».

По мнению СААМ в 2020 году макроэкономическое развитие КНР по-прежнему будет демонстрировать стабильный рост с учетом движения властей к большей гибкости экономической системы при одновременной «стабилизации» социального развития.

В целом, общее состояние дел в автомобильной промышленности КНР в 2019 году характеризуется следующими параметрами:

I. Производство и рынок автомобилей

Производство и продажи автомобилей в КНР в целом снижались
В 2019 году давление на автомобильную промышленность Китая усиливалось, так что и объемы производства и продажи, а также основные экономические показатели отрасли демонстрируют отрицательный рост. Впрочем, судя по данным последних месяцев ситуация с производством и продажей автомобилей в Китае постепенно улучшается.

Так, в 2019 году производство и продажа автомобилей всех типов составили 25,712 млн и 25,769 млн, соответственно, на 7,5% и 8,2% в годовом исчислении. Сокращение объемов производства и продаж увеличилось на 3,3 и 5,4 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом соответственно.

В 2019 году каждый следующий месяц давал непрерывное снижение рынка, но спад был более выраженным в первой половине года и положение дел постепенно начало улучшаться во второй половине года, в том числе продажи в декабре снизились всего на 0,1% к тому же периоду прошлого года.
Производство легковых автомобилей и продажи падают быстрее рынка в целом.

В 2019 году производство и продажи легковых автомобилей составили 21,36 млн и 21,444 млн соответственно, сократившись на 9,2% и 9,6% в годовом исчислении. На их долю пришлось 83% и 83,2% производства и продаж всех типов автомобилей соответственно, что на 3,4 и 1,2 процентных пункта ниже показателей предыдущего года.

Производство и продажи по четырем типам легковых автомобилей распределились так: непосредственно по легковым автомобилям (седанам, хэтчбекам и прочим типам кузовов) – упали на 10,9% и 10,7% соответственно; SUV (читай кроссоверы – авт.) сократились на 6% и 6,3%; MPV (минивэны) рухнули на 18,1% и 20,2%, а пассажирские утилитарные машины (читай внедорожники – авт.) снизились на 4,3% и 11,7%.

Производство и продажа коммерческих автомобилей оказались выше, чем легковых автомобилей
В 2019 году, благодаря благоприятным факторам, таким как восстановление инвестиций в инфраструктуру, ускоренной утилизации транспортных средств по программе National III, быстрому развитию новых транспортных средств на новых экологически чистых типах топлива (аккумуляторах, природном газе и топливных элементах – авт.) и ужесточению экологических нормативных требований, производство и продажи грузовых автомобилей оказались лучше, чем у легковых автомобилей.

Производство и продажи коммерческих транспортных средств (включая грузовики и автобусы) достигли 4,36 млн и 4,324 млн соответственно. Суммарный объем производства увеличился на 1,9%, а объем продаж, напротив, снизился на 1,1%.

Если рассмотреть производство и продажи коммерческих автомобилей по типам, то производство и продажи автобусов (и электробусов – авт.) всех классов составили 472 тыс. и 474 тыс., соответственно, сократившись на 3,5% и 2,2%.

Производство и продажа грузовых автомобилей всех классов от мини-пикапов до магистральных седельных тягачей составили 3,888 млн и 3,85 млн, соответственно, при этом производство выросло на 2,6%, а продажи сократились на 0,9%. В том числе производство и продажа тяжелых грузовиков (HCV) составили 1,193 млн и 1,174 млн, что на 7,3% и 2,3% выше показателей 2018 года.

Производство и продажи пикапов снизились в годовом исчислении сильнее грузовиков
В 2019 году производство и продажа пикапов достигли 456 тыс. и 452 тыс. соответственно, а объем их производства и продаж снизился на 4% и 4,7%, что существенно сильнее, чем у грузовиков в целом.

Что касается типов топлива (тема, дотошно фиксируемая китайской автостатистикой – авт.), то бензиновые пикапы показали более быстрый рост в годовом исчислении. Так, в 2019 году производство и продажа пикапов с бензиновым двигателем составили 129 тыс. и 128 тыс., соответственно, увеличившись на 21,6% и 18,4%, а производство и продажи дизельных пикапов составили 326 тыс. и 324 тыс., соответственно, что на 11,7% ниже 2018 года. Это произошло потому, что большая часть мелких производителей не успела к июлю перевести свои модели пикапов на более экологичные дизели класса State VI (аналог Euro 6).

В 2019 году пять крупнейших китайских компаний по продаже пикапов продали в общей сложности 312 тыс. автомобилей, что на 1,4% меньше показателя 2018 года и составило 69% от общего объема продаж пикапов в стране, так что коэффициент концентрации увеличился на 2,5 процентных пункта с января по сентябрь.

NEV облетели во втором полугодии как листва с дерева
В 2019 году под влиянием 2-кратного снижения государственных и муниципальных субсидий сегмент NEV показал резкий обвал во второй половине прошлого года.

Так, в 2019 году производство и продажа новых энергетических транспортных средств (NEV) составили 1,242 млн и 1,206 млн, соответственно, понизившись на 2,3% и 4%. В том числе производство электромобилей (BEV) составило 1,02 млн (+3,4%), а объем их продаж составил 972 тыс. (–1,2%); производство и продажа PHEV составили 222 тыс. (–22,5%) и 232 тыс. (–14,5%). Производство и реализация электромобилей (электробусов – авт.) на водородных топливных элементах (FCEV) составили 2833 ед. и 2737 ед., соответственно, увеличившись на 85,5% и 79,2%.

Доля рынка легковых автомобилей китайских марок понизилась
В декабре 2019 года было продано в общей сложности 929 тыс. легковых автомобилей китайских марок всех типов, что на 5,2% ниже по сравнению с декабрем 2018-го и составило 42% от общего объема продаж легковых автомобилей, что на 1,9 п.п. меньше, чем за декабрь прошлого года.

Продажи седанов (и прочих типов кузовов – авт.) китайских марок составили 232 тыс. (–2,8%), что составило 22,6% от общего объема продаж легковушек – понижение на 0,5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи SUV китайских марок составили 532 тыс. (–4,2%), а их доля в сегменте составила 53,7% (снижение на 3 п.п.); продажи китайских MPV достигли 117 тыс. (–15,8%), а их доля – 79,2% от общего объема продаж MPV, увеличившись на 0,3 п.п.

За весь 2019 год продажи легковых автомобилей китайских марок составили 8,407 млн (–15,8%), а их доля на рынке составила 39,2% от общего объема продаж легковых автомобилей, что на 2,9 п.п. меньше, чем за тот же период прошлого года. В том числе: «седаны» китайских марок составили 2,046 млн (–15,2%) с долей от сегмента 19,9% (–1,1 п.п.); китайские SUV – 4,92 млн (–15%) с долей в 52,6% от общего объема продаж внедорожников (–5,4 п.п.). Продажи китайских MPV составили 1,041 млн (–21,6%) с долей 75,3% от сегменте (–1,3 п.п.).

Монополизация рынка Топ-10 автопроизводителей растет
С января по декабрь 2019 года общий объем продаж Топ-10 ведущих автомобильных компаний на рынке КНР составил 23,294 млн, что на 6,7% ниже уровня прошлого года и на 1,5 п.п. выше, чем темпы роста отрасли в целом. На долю «большой десятки» пришлось 90,4% от общего объема продаж автомобилей, что на 1,5 п.п. чем за аналогичный период прошлого года.

Экспорт автомобилей из Китая снижается в годовом исчислении
В 2019 году экспорт автомобилей из Китая (преимущественно местных брендов – авт.) составил 1,024 млн, что на 1,6% меньше, чем в предыдущем году. Среди них 725 тыс. составили легковые автомобили (преимущественно как раз типа SUV – авт.), что на 4,3% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и еще 299 тыс. пришлось на коммерческие автомобили, что, наоборот, на 5,7% больше, чем годом ранее.

II. Мотоциклы

Производство и продажи мотоциклов значительно выросли за счет электропривода и трайков
В 2019 году, с постепенным завершением перехода на четыре новых национальных стандарта для мотоциклов, производство и продажи в мотопромышленности и на моторынке начали стабильно восстанавливаться, причем особенно быстро идет развитие электрических мотоциклов, за счет которых значительно улучшились цифры производства и продаж в отрасли. Так, в течение 2019 года было произведено и продано 17,367 млн и 17,133 млн мотоциклов соответственно, что на 11,5% и 10% больше, чем в предыдущем году. Среди них производство и продажа двухколесных транспортных средств составили 15,43 млн и 15,194 млн, увеличившись на 10,5% и 8,9% в годовом исчислении, а производство и продажа трехколесных транспортных средств составили 1,936 млн и 1,939 млн, увеличившись на 20,2% и 20,1% соответственно.

В поквартальном разрезе, объем продаж мототехники в первом квартале оказался самым низким – 3,431 млн, что на 11,4% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ну а самые высокие темпы были показаны в четвертом квартале – 4,668 млн, что на 26,2% больше в годовом исчислении, причем темпы роста ускорялись в течение года квартал за кварталом.

Экспорт мотоциклов продолжил снижение и в 2019 году
В 2019 году экспорт мотоциклов продолжил незначительно снижаться к предыдущему году. В целом за год было экспортировано 7,125 миллиона мотоциклов, что на 2,5% ниже, чем в предыдущем году. В том числе экспорт двухколесных транспортных средств составил 6,755 млн (–2,9%), экспорт трехколесных транспортных средств составил 369 тыс. (+5,4%).
Поквартально объем экспорта мототехники в первом квартале был также самым низким в году – 1,661 млн (–10,2%), а в четвертом квартале составил 1,884 млн (+11,7%). Восстановление экспорта в четвертом квартале было вполне очевидным.

P.S. На фоне заметного снижения объемов производства и продаж автомобилей в КНР в 2019 году, в первую очередь из-за торговой войны с США (от чего на китайском рынке пострадали, прежде всего, именно американские бренды, а также немецкие бренды, часть моделей которых ввозится в КНР именно из США), а также обвала во втором полугодии продаж подключаемых гибридов и электромобилей из-за кардинального урезания государственных субсидий, заметно, что периферийные сегменты, такие как коммерческие автомобили, а также мототехника (в электрических исполнениях, которые добрались даже до России), напротив, пусть умеренно, но росли. В 2020 году рынок NEV будет напрямую зависеть от щедрости властей, хотя пока что Пекин намерен выкручивать руки всем игрокам рынка квотами на выбросы CO2, а также обязательными объемами продаж электромобилей каждым брендом, которые должны уже в 2020-м составить не менее 12% от их годового объема продаж. Интересно как Пекин спустит на тормозах невыполнение годового 10-процентного объема продаж? Возможно, что и далее реальные цифры реализации будут весьма далеки от намечаемых чиновниками, а автопроизводителям пока проще будет платить штрафы, чем гнать на рынок объективно не пользующиеся спросом «электрички»?

P.P.S. Что-то это мне эти шаги Поднебесной напоминают отечественные «игры» со СПИКами и утилизационным сбором – чем дальше, тем жестче и дороже, невзирая на покупательную способность населения. На эту тему Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер сказал сегодня на итоговой пресс-конференции: «Уж что-то, а налоги в нынешней России научились поднимать и взимать отлично». Зато разрешение на строительство завода Tesla Shanghai (ранее обозначавшегося как Gigafactory 3) было дано Илону Маску в позапрошлом году всего за 5 месяцев (вместо нескольких лет мытарств), а построен он был менее чем за год и уже дал первую продукцию – локализованные (т.е. с китайским VIN) электроседаны Model 3.

Просветление. Рынок подержанных автомобилей обеляется и уходит в онлайн

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, продажи автомобилей с пробегом увеличиваются из года в год. В 2016 году рынок б/у машин вырос на 6%, в 2017 году – на 2,1%, и уже за 5 месяцев 2018 года в России было реализовано более 2,061 млн легковых автомобилей с пробегом. Это на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная причина увеличения рынка заключается в том, что реальные доходы населения не поспевают за ростом цен на новые машины. Только за первое полугодие 2018 года цены увеличились от 2% до 10%. Этому способствовала совокупность факторов: повышение утилизационного сбора, рост акцизов; кроме того, у многих производителей летом традиционно меняется модельный год, и в связи с этим повышаются цены. Компании также стремятся компенсировать накопившуюся курсовую разницу.

Покупатель приходит к выводу, что желаемый автомобиль стоит слишком дорого и принимает решение дальше эксплуатировать имеющийся. Средний возраст автомобиля в России – свыше 13 лет (по состоянию на 1 января 2018 года). Для сравнения: год назад этот показатель был равен 12,9 года. Парк легковых машин медленно, но верно стареет.

Рано или поздно покупатель встает перед выбором: или приобрести новый автомобиль в кредит, или купить авто с пробегом в рамках имеющегося бюджета. Можно сделать вывод, что рост цен на новые авто благоволит продажам б/у транспорта, как следствие – увеличению объема машин с пробегом в общей структуре продаж. Очевидно, в обозримом эта тенденция будет сохраняться.

Рассвет над рынком

Для дилеров рынок б/у автомобилей является зоной роста, поскольку доходность тут выше, чем от продажи новых машин — около 10%. Меньше срок оборачиваемости на складе, в среднем от 20 до 30 дней; а также быстрый цикл продажи от звонка до выдачи. Это обеспечивает повышенное внимание со стороны крупных игроков, что постепенно трансформирует рынок. Еще недавно клиент покупал практически кота в мешке, а сегодня к его услугам диагностическая карта и проверка юридической чистоты автомобиля. С 2013 года доля официальных дилеров на вторичном рынке выросла с 3% до 13% — по итогам 2017 года. На развитых зарубежных рынках через «официалов» продается около 30% всех б/у машин, то есть в три раза больше.

Одной из главных тенденций вторичного рынка является повышение прозрачности. Во многом этому способствует интерес дилеров, которые развивают проекты, направленные на рост доступности достоверной информации об автомобиле с пробегом. В дальнейшем этот тренд будет определять структуру рынка в средне- и долгосрочной перспективе.

Еще одним шагом в сторону прозрачности стало введение электронного паспорта автомобиля. Единая электронная база поможет ведомствам отслеживать выпущенные в обращение транспортные средства, а потребителям — получать точные сведения о машинах. В программе заложена возможность создания полной истории транспортного средства, включая информацию об ограничениях и обременениях, о страховании и страховых случаях, о техническом осмотре, техническом обслуживании и ремонте. Это поможет обезопасить участников рынка от различных злоупотреблений при продаже или покупке. Подобные изменения позитивно влияют на психологию потребителя и способствуют повышению доверия к рынку в целом.

Изменился пока еще негласный стандарт продажи автомобиля с пробегом. Теперь сами клиенты обращают внимание на наличие таких параметров, как полная техническая диагностика ТС, проверка юридической чистоты, наличие пакета дополнительных услуг, а следовательно, «серым» дилерам все сложнее реализовать машины. Необходимость предпродажной проверки скоро станет стандартом для всех игроков авторетейла.

Возможно, в дальнейшем стандарт продажи авто с пробегом будет закреплен на законодательном уровне и на рынке появится сертификат, в котором будут отражены все параметры машины. Скорее всего, такой документ смогут выдать только те, кто имеет возможность провести полную диагностику и подготовку авто, то есть официальные или сертифицированные дилеры.

Технологии в помощь

Развитие технологий и рост числа сделок, заключенных онлайн, – еще один ключевой фактор, который будет способствовать росту рынка подержанных автомобилей в ближайшие годы. Если оглянуться на несколько лет назад, то рынок таких машин в интернете представлял собой несколько электронных площадок с фотографиями и ценами.

Чтобы составить представление об автомобиле, клиенту приходилось куда-то ехать и разбираться уже на месте. Именно в этот период стали востребованы услуги независимых автоэкспертов. Сейчас люди также ищут подержанные автомобили на интернет-площадках, но подход к предоставлению информации вышел на совершенно иной уровень. Всю информацию об автомобиле можно получить, не выходя из дома.

«Авилон» был в числе первых, кто стал публиковать на сайте полную историю обслуживания автомобиля с проверкой его технического состояния более чем по 60 пунктам. Сегодня это уже сложившийся тренд: подробную информацию о машинах предоставляют как крупные дилеры, так и интернет-площадки.

Агрегаторы расширили направление своей деятельности. Теперь они осуществляют не только сбыт поддержанных автомобилей, но и проверяют их на предмет юридической чистоты, а также открывают площадки сервисной диагностики. Это позволяет частным лицам выйти на уровень дилерских предприятий, у которых для проверки машин есть собственные мощности: дорогостоящее оборудование, программное обеспечение и сертифицированные специалисты.

Сделки стали гораздо прозрачнее и популярнее среди клиентов, видя это, многие банки пересмотрели свои кредитные условия и понизили ставки, приблизив их к условиям на новые автомобили. Сейчас процент маркетинговой ставки стартует от 6,6%. На рынке есть и другие выгодные варианты: зарплатная программа кредитования, потребительский кредит и так далее.

Увеличивается доля сделок, заключающихся онлайн: появилось онлайн-бронирование, возможность оплаты картой, по QR-коду, по СМС-ссылке, которую клиент получает на телефон. Все виды безналичных электронных платежей сейчас доступны для клиента. Собственно, это и есть мотор движения рынка в онлайн.

Делайте ваши ставки

Основными приобретателями автомобилей с помощью безналичного платежа являются клиенты из регионов или профессиональные игроки рынка. Пока в силу привычки люди еще хотят увидеть автомобиль перед покупкой, но мы видим рост популярности услуги среди наших клиентов. Тем более что каналы связи постоянно совершенствуются: появляются новые модули для подбора машины по необходимым параметрам, простые фотографии дополняются обзором на 360°.

Новым механизмом для дилеров стал онлайн-аукцион. По опыту «Авилон-Трейд» можно сказать, что он решает такие задачи, как оперативная реализация машин и повышение оборачиваемости. При этом процесс остается таким же прозрачным и открытым. Аукцион построен по классической схеме с игрой на повышение. Пользователю предлагается минимальная ставка, с которой стартуют торги. Каждый шаг фиксируется в системе, и участники аукциона в режиме реального времени получают уведомления по SMS или электронной почте о повышении ставок и о том, что скоро аукцион закончится. В случае победы в аукционе провести оплату клиенты могут онлайн. В дальнейшем потребуется лишь подписать документы и забрать автомобиль.

Бизнес-модель онлайн-аукциона показала свои положительные результаты. Каждая четвертая продажа авто с пробегом осуществляется с помощью этого механизма. Доходность по сделке гораздо выше, чем при обычной продаже. И если сравнивать со стандартной продажей через автосалон при одинаковой маржинальности, мы экономим 3,5% на расходной части: работа сотрудника по подготовке автомобиля, маркетинговые активности, финансирование и амортизация. При таком подходе реклама никак не влияет на результат сделки.

За рубежом действуют как B2B, так и B2C онлайн-аукционы. Западные компании используют продвинутые IT-решения, которые позволяют определять и в максимально короткие сроки называть рыночную цену, размещать автомобили, выкупать их, тем самым повышая оборачиваемость на складе. В качестве примера наиболее развитых технологий по срокам вывода автомобиля в продажу, ценовым позиционированием и маркетингом можно назвать компанию AAA Auto, Чехия, Прага. За год AAA Auto реализовала более 70 000 автомобилей в год с оборотом €489 млн в год. Большая доля продаж происходит в онлайн: 60 человек работают в отделе маркетинга, из них 50 специализируются только на онлайн.

Проблемы рынка

Самая большая проблема рынка в том, что продажи автомобилей с пробегом регулируются законодательством РФ, которое не учитывают нюансы этого товара. И новые, и подержанные автомобили регламентируются законом «О защите прав потребителей». В связи с этим дилер оказывается в незащищенном положении и несет большие риски из-за естественного износа деталей. По законодательству в случае неисправности продавец обязан заменить товар, устранить дефект или предложить иные альтернативные варианты. В таком случае продавец никак не защищен, так как закон «О защите прав потребителей» полностью на стороне клиента. Пока законодательство необъективно отражает реальность, поскольку в расчет не идет то, что автомобиль был уже ранее в пользовании, не учитывается также и естественный износ деталей.

Вторая проблема, которая создает трудности, — юридические ограничения на регистрационные действия в отношении предыдущего владельца машины. Это препятствует законной продаже и переоформлению на другое лицо. Запрет на перерегистрацию автомобиля имеют право устанавливать разные службы, в том числе суды, судебные приставы, таможня; следственные органы; отделы розыска ГИБДД; органы соцзащиты. Часто мы сталкиваемся с тем, что ограничения появляются не сразу. При покупке автомобиль был без регистрационных ограничений, а по истечении 3 недель вдруг появляются ограничения. И нам приходится самостоятельно решать данную проблему путем привлечения нашего юридического департамента.

Третья проблема — отсутствие уголовной ответственности за скручивание пробега и предоставление недостоверной информации. В России встречаются случаи, когда пробег искажается, и, по сути, это мошенничество и обман покупателя. При этом нет никаких баз, где бы фиксировалась история пробега. На Западе этот вопрос решен и уголовно наказуем. Этот опыт хотелось бы внедрить на российском вторичном рынке.

Также существует проблема начисления НДС при купле-продаже подержанного автомобиля. Если покупателем подержанного автомобиля будет физическое лицо, то налог высчитывается с разницы между ценой покупки и ценой продажи, но при продаже юридическому лицу НДС платится уже со всей стоимости автомобиля. Это тоже вопрос законодательный, решение которого позволило бы расширить пул клиентов (юридических лиц), увеличить рост продаж и рынка в целом.

На наш взгляд, в монопольном положении сегодня находятся классифайды. На рынке всего 3 крупных игрока: Авто.ру, Avito и Drom.ru. На этих онлайн-площадках публикуется львиная доля объявлений о продаже б/у машин. В связи с этим существуют такие риски, как необоснованный рост цен на услуги, продвижение размещений агрегатора, отсутствие верификации при размещении объявлений — бизнес или физическое лицо (сейчас профессиональные игроки рынка могут публиковать свои объявления по тарифам обычных физических лиц). Кроме того, агрегаторы не отслеживают недобросовестных продавцов и вообще не отвечают перед покупателем по закону «О защите прав потребителей». Возможным вариантом решения этой проблемы является регулирование их деятельности со стороны государства.

Также на данный момент отсутствует законодательное регулирование деятельности частных лиц, которые занимаются этим бизнесом. На наш взгляд, если кто-то продает больше 5 машин в год, то он должен выступать уже как профессиональный игрок. При этом в России доля сделок, совершаемых напрямую между частными лицами, превышает 80%.

Рынок транспортных средств 2018

Важная характеристика автопарков с автомобилями LCV — тип кузова. По современным оценкам, российские компании используют автофургоны (49%), бортовые/тентованные ТС (19%), микроавтобусы (17%), минивэны (5%), пикапы (4%) и другие типы LCV (6%).

Что касается моделей, то первые места в данном сегменте тоже удерживают российские марки — это GAZ и UAZ. А вот «Иж» и LADA занимают более скромные строчки рейтинга.

Грузовой коммерческий транспорт

Грузовики подразделяются на самосвалы (23%), бортовые/тентованные ТС (15%), седельные тягачи (14%), автофургоны (9%), автоцистерны (7%) и другие (32%).

Если рассматривать производителей, то доля российских моделей превышает 70%. А вместе с украинскими и белорусскими марками объем машин, произведенных на постсоветском пространстве, переваливает за 80%.

Российский парк коммерческих автобусов

Средний возраст парка автобусов — 15,5 года. Из них старше 15 лет — 46%.

Немногим более 27% автобусов — зарубежного производства. В лидерах — отечественные ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ. Показательно, что 46% автобусов — дизельные, а экологическим стандартам (напр., «Евро-4») соответствуют только 15% от общего количества.

Распределение корпоративного коммерческого транспорта по видам деятельности

Данные исследований говорят о том, что основная часть коммерческих автомобилей задействована в сфере транспорта и логистики, в торговле и сфере услуг, в деятельности производственных и строительных компаний.

В этой таблице показано распределение разнотипного транспорта в соответствии со сферами, в которых заняты корпоративные автопарки. Останавливаться на том, почему происходит перевес в ту или иную сторону, мы не станем — причины понятны и профессиональному транспортнику, и стороннему наблюдателю. Но посмотреть на общую картину в любом случае интересно.

Коммерческие автомобили в структуре автопарков разного масштаба

Развитие российского рынка коммерческого транспорта: цифры и факты

По данным авторитетного агентства «Автостат» в течение 2017 года продажи коммерческих автомобилей в России выросли на 28%. И на ближайшее будущее эксперты предрекают ежегодный рост на уровне 8%, который будет сопровождаться изменением структуры автопарков вместе с обновлением модельного ряда.

Например, в сегменте легковых автомобилей и LCV рост продаж составил за прошлый год 17% (108 тыс. шт.). По оценкам компании PwC, в 2018 году объем продаж легких коммерческих автомобилей достигнет 12%. В дальнейшем среднегодовой темп роста (CAGR — Compound Annual Growth Rate) сохранится на уровне 3%.

Продажи грузовых коммерческих автомобилей в минувший год увеличились на 50% (80 тыс. шт.). В 2018 году объем продаж вырастет на 10%. И в последующем будет удерживаться на уровне 9% в год.

При этом, обратите внимание, что российские бренды в данном случае ощутимо сдают позиции (-10%), а иностранные наращивают (+13%).

Рынок коммерческого транспорта: драйверы роста и проблемы

Несмотря на всё это, многие аналитики оптимистично высказываются о будущем рынка, который сохранит рост за счет:

  • развития малого и среднего и бизнеса при условии снижения ставок по кредитам
  • продления государственной программы льготного лизинга «Свое дело»
  • реализации концепции гос.программы «Развитие транспортной системы», утвержденной в конце 2017 года
  • увеличения гос.поддержки программ по обновлению автопарков
  • возобновления ранее свернутых инвестиционных проектов в нефтегазовой и смежных отраслях

Будущее коммерческого транспорта

Рынок коммерческого транспорта, как и любой другой, всегда зависел и будет зависеть от развития современных технологий. Автоперевозчики и рядовые владельцы транспорта традиционно становятся одними из первых, кто примеряет на себе достижения прогресса.

В случае с коммерческими автомобилями основным трендом последних лет является транспортная телематика, в частности системы спутникового мониторинга, которые помогают повышать безопасность перевозок и улучшать качество работы. Для транспортно-логистических компаний решения на основе спутникового контроля стали неотъемлемым инструментом повышения эффективности бизнеса.

Также с недавнего времени развивается направление «подключенных» автомобилей в рамках концепции «Интернета вещей». В данном случае тоже применяются телематические технологии для достижения максимально функционального и, главное, безопасного управления транспортом.

Ещё один фактор, меняющий привычный взгляд на вещи — это развитие мобильных технологий. На их основе сегодня активно внедряются каршеринг (поминутная аренда авто) и райдшеринг (совершение совместных поездок). Эти ноу-хау уже оказывают влияние на традиционные бизнес-модели в сегменте легкового коммерческого транспорта.

Также мобильные и интернет-технологии сделали возможным появление платформ, связывающих напрямую заказчиков и перевозчиков. Так называемая «уберизация» коммерческих перевозок позволяет без посредников размещать/получать заказы, упрощает документооборот и расчеты между контрагентами с помощью автоматизации рутинных задач.

Рынок автомобилей в России

АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННЫХ:
2021 г., ежемесячно

Исторические данные:
2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008

Маркетинговое агентство Russian Automotive Market Research ежемесячно осуществляет мониторинг рынка автомобилей в России.

База данных «Рынок автомобилей в России» содержит информацию о продажах новых и подержанных транспортных средств за отчетный месяц и за период с начала года по отчетный месяц. Анализ рынка автомобилей осуществляется по всей территории России в разбивке на федеральные округа, экономические территории, регионы, города, населенные пункты.

Russian Automotive Market Research регулярно дополняет свои базы данных оперативной информацией.

База «Рынок автобусов» дополнена следующей информацией: количество сидячих и стоячих мест в автобусах, объем багажного отсека, количество дверей, наличие кондиционера, уровень пола, двигатель и его экологический класс и др.

База «Рынок грузовых автомобилей» дополнена информацией о моделях автокранов и кранов манипуляторов.

Для прицепной техники в кузове цистерна появилась информация о назначении, количестве отсеков, а также о материале и габаритах цистерны (длина, ширина, высота).

В базе «Рынок самосвальных прицепов и полуприцепов» появились поля назначение, тип разгрузки, емкость (объем) кузова, количество осей, материал кузова, габариты (длина, ширина, высота).

База данных отражает структуру автомобильного рынка по всем типам транспортных средств:

  • Легковые автомобили
  • Грузовые автомобили и спецтехника
  • LCV
  • Автобусы
  • Прицепная техника

База данных по российскому автомобильному рынку включает в себя данные по:

  • Марке, модели и модификации автомобиля
  • Стране происхождения бренда
  • Стране производства транспортного средства
  • Техническим характеристикам автомобиля (тип двигателя, трансмиссии, колесная формула и т.д.)
  • Типу владения транспортным средством
  • Другим характеристикам

Анализ рынка автомобилей будет полезен:

  • ОЕМ
  • Лизинговым компаниям
  • Страховым компаниям
  • Производителям компонентов и запчастей
  • Оптовым компаниям по продаже запчастей
  • Поставщикам телематических услуг
  • Производителям надстроек
  • Маркетинговым агентствам
  • Дилерам
  • Банкам
  • Др.

База данных «Рынок автомобилей в России» позволяет проводить комплексный анализ автомобильного рынка:

  • Определить объемы российского рынка автомобилей
  • Отслеживать динамику продаж новых автомобилей и автомобилей с пробегом
  • Получать исчерпывающую информацию об автомобилях любого региона или города России
  • Изучать спрос на определенные автомобили
  • Оценить плотность конкуренции на рынке
  • Выполнять обзор любых сегментов рынка
  • Быть в курсе последних тенденций на рынке

База данных предоставляется в формате Excel, Access, MS SQL , CSV.

Импортозамещение и локализация грузового автомобилестроения поддерживается конъюнктурой рынка

— Антонина Васильевна, как вы можете оценить процесс импортозамещения и локализации грузового автомобилестроения в России?

АВ: — В Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 г., принятой в апреле 2018 г. импортозависимость в сегменте грузовых автомобилей оценивалась на уровне свыше 25 % (в 2008 году — около 10 %) при одновременном усилении зависимость от импорта в производстве автокомпонентов. Например, доля импортных комплектующих в производстве двигателей внутреннего сгорания в 2016 году составляла 26 % (в 2008 году — менее 2 %).

Сама ситуация развивалась на фоне реализации принятого в марте 2015 г. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в автомобильной отрасли. Результатом его деятельности должно было стать к 2020 г. сокращение импорта при производстве автомобилей по 50 продуктам. При этом в самом плане было отмечено, что к 2020 г. по почти половине из них необходимо практически с «нуля» создать производство 25 технологических решений, для которых не существовало в России аналогов зарубежного производства. Кроме того, по ряду продуктов и технологий наблюдалось значительное технологическое отставание, что также снижало конкурентоспособность отечественных комплектующих даже на внутреннем рынке.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2013 г. на территорию России было импортировано почти 90 тыс. моторных транспортных средств по перевозки грузов на общую сумму около 3 млрд. долл., в 2016 г. – всего 20 тыс. единиц стоимостью чуть более 1 млрд. А с 2017 г. объемы импорта опять начали расти как в стоимостном, так и в количественном выражении. В 2019 г. в Россию было ввезено почти 30 тыс. грузовых транспортных средств на сумму почти 2 млрд. долл. Аналогичная ситуация и по комплектующим.

— Татьяна Федоровна, а что привело к росту импорта?

— ТФ: Одним из факторов ростов объема импорта в стоимостном выражении стала отмена в России по требованию ВТО с 1 июля 2018 года льгот на импорт комплектующих для производства автомобилей в рамках режима промышленной сборки, введенного в 2005 году.

Первой компанией – иностранным производителем грузовой техники, которая начала полномасштабное производство на территории России стало акционерное общество «Вольво Восток». С мая 2009 г. продукция компании, произведенная на заводе Volvo в Калуге, признана отечественной и внесена в утвержденный перечень автотранспортных средств и коммунальной техники для закупки субъектами Российской Федерации с использованием субсидий.

Свои промышленные площадки на территории России имеют предприятия компаний Scania и MAN, эксплуатирующие общую сборочную линию на заводе в Санкт-

Петербурге. Но при плановой мощности производства 6,5 тыс. машин в год реальная загрузка – менее 1 тыс. К тому же несмотря на то, что в июле 2018 г. компания Scania запустила серийное производство грузовой техники нового поколения, используемая технология мелкоузловой сборки CKD хотя и считается производством полного цикла, предполагает сборку автомобиля из импортных деталей.

— Кто является лидерами российского рынка грузовых автомобилей?

АВ: — Абсолютным лидером среди новых грузовых автомобилей является российский КАМАЗ, на долю которого приходится 1/3 российского рынка. Наиболее популярной моделью на российском рынке является техника на шасси КАМАЗ-43118, широко используемые предприятиями ТЭК и лесной промышленности.

Причем в планах компании довести показатель локализации в производстве своих наиболее популярных продуктов в ближайшее время до 80-85%. Именно компания «КАМАЗ» была одной из первых, получивших в 2017 г. сертификат Made in Russia от Российского экспортного центра (РЭЦ).

Группа компаний «ГАЗ» — второй крупный игрок на российском рынке, на долю которого приходится более 10%.

Третий российский игрок – автомобильный завод «Урал» занимающий 5-6 % рынка. Он пока уступает на российском рынке компаниям Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz, MAZ, на долю которых в 2019 г. пришлось от 6 до 8% рынка.

Господдержка, адресованная в первую очередь российским производителям, приводит к тому, что именно они во многом сейчас определяют ландшафт российского рынка коммерческих машин. Более того, именно российские грузовики в первой половине 2020 г. демонстрировали рост объемов продаж на 5-7% тогда как зарубежные производители сократили свое присутствие на 10-20%.

— Какие факторы в данный момент влияют на популярность отечественных грузовых автомобилей?

ТФ: — Основными факторами, определяющими конкурентные преимущества российских грузовых автомобилей, являются соотношение цена – качество: российские автомобили на 15-20% дешевле аналогичных моделей иностранных производителей.

Кроме того, в отличие от рынка легковых машин, который находится в постоянной динамике (и далеко не всегда положительной) за счет роста цен, грузовой сегмент рынка более стабилен.

Свою роль играет и широкая сеть дилерских компания у российских автопроизводителей. Это упрощает не только вопрос покупки, но и дальнейшее обслуживание, ремонт, покупку запчастей и пр.

Российские производители ежегодно подтверждают высокий технологический уровень своей продукции на российском и международном рынках. Грузовые автомобили компании КАМАЗ более 16 лет становятся победителями трансконтинентального автопробега «Дакар», а последние 11 лет и победителями ралли-рейда «Шелковый путь» в категории «грузовые автомобили». Именно российские автопроизводители стали одними из первых в мире, начавших активную работу по разработке и тестированию систем беспилотного вождения для грузовых автомобилей.

Важную роль в усовершенствовании, повышении качества и возможностей новых российских грузовиков играет плотное сотрудничество с зарубежными компаниями.

— Какая динамика отмечается в контексте спроса/предложения в секторе отечественного грузового автомобилестроения?

АВ: — Коммерческие машины — это инструмент ведения бизнеса, и ослабление их продаж связано с общей экономической обстановкой, которая сейчас еще больше усложняется в связи с ослаблением рубля, распространением коронавируса, падением бирж и замедлением деловой активности.

В связи с чем сокращение продаж грузовых автомобилей в 2019 г. происходило на фоне сокращения спроса, связанного с отсутствием достаточной поддержки со стороны государства; колебанием цены на нефть с фиксацией на более низких значениях; колебанием курса валют к рублю со значительными периодами ослабления рубля; ростом НДС до 20%; сокращением объёмов и темпов роста малого бизнеса; вынужденным ростом стоимости автокомпонентов и автомобилей.

К тому же высокие кредитные ставки для бизнеса, отток иностранных инвестиций в отрасль, спад инвестиционной активности российского бизнеса, снижающаяся платежеспособность потребителей не стимулировали спрос на рынке. Фактически единственным фактором, определившим незначительный рост рынка грузовых автомобилей в 2019 г. стало анонсирование государством утилизационного сбора с января 2020 г. на фоне естественной необходимости обновления автопарка.

ТФ: — Компенсация утилизационного сбора и субсидированный лизинг – ключевые инструменты поддержания продаж коммерческих автомобилей в России. В долгосрочной перспективе драйверами развития рынка станет замена устаревшей техники и ужесточение экологических требований. Средний возраст парка грузовых автомобилей составляет 20 лет, при этом показатель темпа выбытия старого автопарка в России составляет 7% в год. При этом 2/3 от зарегистрированного автопарка грузовых машин не отвечают нормам выброса даже «Евро-2». А соответствует «Евро-5» менее 5% грузового автопарка. В тоже время для коммерческих компаний, бизнес которых связан с работой грузового транспорта, ужесточение налоговых ограничений на старые автомобили может стать существенной проблемой в развитии самого бизнеса и не приведет к росту объемов продаж новой техники.

Статистика автопродаж в мире за 2018 год

Мировой авторынок по итогам 2018 года снизился на 0,5% и составил 94 млн 791 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Таким образом, отрицательный результат зафиксирован впервые с 2009 года, гласят данные, полученные агентством «АВТОСТАТ» в консалтинговой компании LMC Automotive.

Мировое лидерство по продажам автомобилей сохраняет Китай, где в прошлом году было реализовано 27 млн 732 тыс. машин (-3,й%). Вторым по величине мировым авторынком остается Америка с показателем 17 млн 292 тыс. машин (0,6%).

Автомобильные рынки стран Западной Европы остались практически на прежнем уровне и составили 16 млн 153 тыс. машин. Как отмечается, после введения новых правил сертификации автомобилей WLTP спрос на новые машины падал на протяжении последних четырех месяцев, что привело к нулевой динамике по итогам года. Продажи автомобилей в странах Восточной Европы составили 4 млн 243 тыс. единиц – на 0,5% больше по сравнению с 2017 годом.

В Южной Америке местные дилеры продали 3 млн 245 тыс. автомобилей, что на 7,1% больше, чем в 2017 году. Среди крупнейших мировых авторынков стоит также упомянуть Японию (5 млн 203 тыс. шт., +0,8%), Канаду (2 млн 018 тыс. шт., -1,2%) и Корею (1 млн 177 тыс. шт., +1,4%).

Топ-10 самых продаваемых авто 2018 года:

Toyota Corolla – 1 181 445 шт.

Ford F-Series – 1 080 757 шт.

Toyota RAV4 – 837 624 шт.

Honda Civic – 823 169 шт.

Volkswagen Tiguan – 791 275 шт.

Volkswagen Golf – 789 519 шт.

Honda CR-V – 747 646 шт.

Volkswagen Polo – 725 463 шт.

Toyota Camry – 661 383 шт.

Chevrolet Silverado – 651 090 шт.

Статистика автопродаж в мире за ноябрь 2018 года

Таким образом, по результатам 11-ти месяцев текущего года мировой автомобильный рынок практически опустился до нулевого роста (+0,1) — сейчас в мире продано 86,6 миллионов единиц.

Первое место в рейтинге крупнейших рынков планеты по-прежнему занимает Китай с показателем в 2,532 миллиона проданных автомобилей, но падение продаж в ноябре составило почти 14%.

Вместе с Китаем тянет вниз мировые продажи и рынок Европы — в Западной Европев ноябре было продано 1,2 миллиона автомобилей, что на 7,3% меньше, чем года назад, а в Восточной Европе — 377,5 тысяч, что на 6,3% меньше, чем год назад.

Второй по обьемам продаж в мире рынок США показал незначительное падение в 1% до 1,38 миллиона единиц, в Канаде продажи снизились на 7,5% до 147 тысяч единиц, упали продажи и в Южной Америке (на 2,9% до 259 тысяч единиц). Небольшое падение отмечено в Южной Корее (0,6% до 159 тысяч), зато выросли продажи в Японии (на 8,6% до 436 тысяч единиц).

Статистика автопродаж в мире за октябрь 2018 года

Мировое лидерство по общему количеству продаж автомобилей неизменно занимает Китай. Только в октябре текущего года дилеры государства смогли реализовать 2 миллиона 379 тысяч машин. Второе место по праву занимает Америка, с показателем в 1 миллион 360 тысяч транспортных средств.

Несмотря на это автомобильные рынки Западной Европы продолжают показывать активное снижение показателя продаж машин. Так, в октябре снижение равно 6%. В общей сложности дилерские центры реализовали 1 миллион 187 тысяч машин.

Статистика автопродаж в мире за первое полугодие 2018 года

Согласно консалтинговой компании «LMC Automotive» в первой половине 2018 года в мире продано более 46 млн. новых легковых и лёгких коммерческих (LCV) автомобилей, это на 4% больше чем за аналогичный период 2017 года.

Китай, контролирующий почти треть мировых продаж, уверенно занимает первую строчку, Соединённые Штаты, уступившие в 2009 году первое место — вторую. Россия так и осталась на «счастливом» 12 месте.

Самыми популярными марками стали: Toyota — 4,2 млн. авто (+2,6%), Volkswagen — 3,5 млн. (+6,3%) и Ford — 2,9 млн. (-6,3%).
Лидеры моделей: Toyota Corolla — 611 тыс. авто (-0,4%), Ford F-Seriess — 536 млн. (+3,2%) и Volkswagen Golf — 442 млн. (+0,8%).

Страны лидеры по продажам новых легковых автомобилей в 1 половине 2018 года

Самые продаваемые марки новых автомобилей в мире в 1 половине 2018 года

Самые продаваемые модели новых автомобилей в мире в 1 половине 2018 года

Мировой рынок легковых автомобилей продолжил свой рост в первой половине 2018 года. Так, в мире за этот период было реализовано 46,1 миллиона автомобилей, что на 4,1% больше, чем за аналогичный период 2017-го.

Данная тенденция позволяет делать прогнозы, по которым отметка в 100 миллионов проданных авто за 12 месяцев может быть преодолена уже в 2019 году.

Как и в предыдущие два года, лидерство в рейтинге мировых автопроизводителей удерживает Volkswagen Group, который объединяет Volkswagen, Audi, Skoda, Seat, Bugatti, Lamborghini, Bentley и Porsche. В период с января по июнь 2018 года ей удалось продать 5,59 миллионов единиц автомобилей, что на 7,2% процента больше, чем в 2017 году.

На втором месте с большим отставанием расположилась Renault-Nissan Alliance, куда входят Nissan, Renault, Mitsubishi, Dacia, Renault Samsung, CMC и ZNA. За полгода компании удалось реализовать 5,17 миллиона машин, что на 4,7% больше, чем год назад.

Третью строчку заняла Toyota Motor Corporation (Toyota, Daihatsu, Lexus, Scion) с показателем 4,74 миллиона и ростом в 3,3%. Далее на четвертом месте идет General Motors с показателем 4,3 миллиона автомобилей (+2,9%), за ним Hyundai-Kia, реализовавшая 3,7 миллиона машин (+7,1%).

Самый крупный спад в первой десятке показал Ford Group (-6,4%) до 2,965 миллионов единиц машин. Он идет на шестом месте. Отметим, что первая шестерка сохранила свои позиции по сравнению с 2017 годом.

Следующая на седьмом месте Fiat-Chrysler Association несколько уменьшила продажи на 0,8% до 2,5 миллионов единиц. Тем не менее, это не помешало ей обойти в рейтинге Honda Motor, которая опустилась на 8-е место по сравнению с 2017-м. В первом полугодии этой корпорации удалось повысить продажи на 0,4% до 2,38 миллиона единиц.

Замыкают десятку французская PSA Group с показателем 2,28 миллиона (+2,9%) и Mercedes-Daimler, реализовавший 1,4 миллиона автомобилей (+5,3%).

Самый большой прирост продаж продемонстрировала китайская Geely Group (+28,3%) до 1,12 миллионов единиц автомобилей, и с таким темпом китайцы, занимающие сейчас 13-е место, до конца года могут обойти и BMW и Suzuki, идущие на 12-м и 11-м местах рейтинга соответственно.

Самый большой спад продаж также зафиксирован у китайского концерна Great Wall Motors (-17,5%) до 385 тысяч автомобилей, что отбросило компанию с 19-го на 21-е место.

Статистика автопродаж в мире за июнь 2018 года

Как сообщает Autostat.ru, в июне продажи автомобилей в мире выросли на 4,2% до 8,4 миллиона легковых и легких коммерческих авто.

По информации издания, очищенный от сезонности годовой уровень продаж, рассчитанный из результатов прошлого месяца, составил 96,8 миллиона машин, а по итогам первого полугодия реализация авто в мире увеличились на 3,5% до 48,3 миллиона единиц.

Главным рынком для автопроизводителей по-прежнему остается Китай, где за первый месяц лета было продано 2,225 миллиона автомобилей, что на 4,2% больше, чем в июне 2017-го года.

Также крупными площадками автодилеров традиционно остаются Западная Европа и Северная Америка. В Европе за июнь было реализовано 1,671 миллиона единиц авто, что на 4,4% больше чем в июне 2017-го, а в Северной Америке отмечен рост в 5,2% до 1,55 миллиона автомобилей.

Лишь в странах Восточной Европы рынок продаж новых авто остался на том же уровне, что и в 2017-м — 382,5 тысяч единиц.

Наконец, на рынках Южной Америки зафиксирован спад в 2,5% — было реализовано 256,6 тысяч автомобилей. Отрицательные показали также у рынков Японии и Южной Кореи, где за это время было продано около 650 тысяч автомобилей — это примерно на 5% ниже, чем год назад.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию