0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ — 402

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ — 402

Головку блока можно снять с впускной трубой и выпускным коллектором

Если головка блока снимается с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить следующие операции:

Снятие

— слить жидкость из системы охлаждения;

— снять воздушный фильтр с карбюратора;

— отсоединить шланги от термостата;

— отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;

— отсоединить провода от микровыключателя на карбюраторе;

— отсоединить от карбюратора тягу воздушной заслонки и тягу привода акселератора;

— отсоединить от карбюратора шланг слива топлива;

— отсоединить шланги от электромагнитного клапана ЭПХХ, установленного на щите передка;

— отсоединить вакуумный шланг усилителя тормозов от штуцера на впускной трубе;

— отсоединить отводящий шланг отопителя от штуцера на задней крышке головки блока.

1. Снять наконечники с проводами со свечей зажигания и вывернуть свечи 1.

Отсоединить шланг 3 от фильтра тонкой очистки топлива.

Отсоединить от карбюратора вакуумный шланг 2 вакуум-корректора распределителя зажигания.

Отсоединить шланг 3 вентиляции картера от патрубка на крышке коромысел.

Отвернуть шесть болтов 1 и снять крышку 2 коромысел вместе с прокладкой.

Отвернуть гайки 1 и снять ось 2 с коромыслами клапанов и стойками в сборе.

Вынуть штанги 4 толкателей клапанов.

Отвернуть гайки 3 и снять головку блока 5 и прокладку головки.

При этом не рекомендуется забивать между головкой блока и блоком цилиндров отвертку или какой-либо другой инструмент, так как можно повредить поверхность головки блока, прилегающую к блоку, или поверхность блока цилиндров

Зафиксировать гильзы цилиндров, надев на шпильки крепления головки широкие шайбы так, чтобы они перекрывали соседние гильзы.

Затем надеть на шпильки подходящие отрезки трубок и притянуть их гайками крепления головки блока.

Разборка

Отвернуть гайки 1 и снять корпус 2 термостата с крышкой в сборе.

Отвернуть шесть гаек 1 и снять впускную трубу 2 с выпускным коллектором 3 1-го и 4- го цилиндров.

Отвернуть гайку 1 и снять выпускной коллектор 2, 2-го и 3-го цилиндров с головки блока цилиндров

Отвернуть болты 1 и снять крышку 2 с прокладкой с заднего торца головки блока цилиндров

Пометить клапаны номером цилиндра, чтобы при сборке головки блока цилиндров установить их на свое место.

Установить на головку блока специальное приспособление для сжатия пружин клапанов.

Сжав пружины клапана с помощью приспособления, вынуть сухари 1 клапана.

Затем, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разжать пружины клапана.

Снять приспособление с головки блока.

Снять пружины 3 клапана с тарелкой 2 пружин.

Перевернуть головку блока цилиндров и вынуть клапан со стороны камеры сгорания.

Снять маслоотражательные колпачки 1 с направляющих втулок клапанов и опорные тарелки 2 пружин клапанов.

Вынуть шплинты 1 и снять с оси 5 коромысел стойки 3 оси, коромысла 2 клапанов и распорную пружину 4

Осмотр, дефектовка и ремонт

Профиль седла клапана двигателей мод. 402 и 4021

А — седло впускного клапана;

В — седло выпускного клапана

1. После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить. Очистить камеры сгорания от нагара.

2. Осмотреть головку блока. Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов или на стенках камер сгорания, следы прогара, заменить головку блока.

3. Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.

Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейкой.

Если зазор превышает 0,1 мм, головку заменить.

4. Осмотреть клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан заменить.

Незначительные риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой.

5. Проверить состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины заменить.

6. Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п.

Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.д.) можно вывести притиркой клапанов. Более значительные дефекты устраняют шлифовкой.

При шлифовке выдержать размеры седла, указанные на рисунке. После шлифовки проверить биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм.

После шлифовки седел притереть клапаны. Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц.

7. Проверить зазор между направляющими втулками и клапанами. Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.

Предельно допустимый зазор равен 0,25 мм. Если зазор превышает указанный, нужно заменить клапан и направляющую втулку.

Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания.

Перед установкой новые втулки нужно охладить в двуокиси углерода («сухой лед»), а головку блока нагреть до 160–175°С.

Затем вставить втулку в головку блока так, чтобы она выступала со стороны клапанных пружин над головкой блока на 20 мм.

Втулка должна вставляться в головку свободно или с небольшим усилием.

После установки развернуть отверстие во втулке до диаметра 9,0 +0,022 мм.

Затем прошлифовать седло клапана, центрируя инструмент по отверстию во втулке.

8. Проверить головку блока на отсутствие трещин можно следующим образом. Подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подачи сжатого воздуха.

Заглушить все отверстия в головке блока деревянными пробками. Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах образования трещин будут выходить воздушные пузыри.

9. Прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в оси коромысел, в коромыслах и в регулировочных винтах.

Проверить плотность посадки втулок в коромыслах. Если втулка сидит не плотно, ее нужно заменить, так как во время работы двигателя она может провернуться и перекрыть отверстие для подачи масла к штанге толкателя.

Сборка

Собирают головку блока в порядке, обратном разборке. Перед установкой смазать моторным маслом маслоотражательные колпачки, стержни клапанов и ось коромысел клапанов.

Устанавливают клапаны в соответствии с метками, сделанными при разборке.

Прокладку корпуса термостата и прокладку задней крышки головки блока установить на герметик типа «Гермесил».

Установка

При установке головки блока рекомендуется заменить прокладку головки блока.

Установка головки блока производится в порядке, обратном снятию.

Момент затяжки 83–90 Нм (8,3– 9,0 кгс·м). После установки головки блока отрегулировать зазоры в приводе клапанов.

Устанавливают головку блока в порядке, обратном снятию.

Гайки крепления головки блока затянуть в два этапа:

Снятие головки блока цилиндров двигателя, замена прокладки ГБЦ

Примечание: каталожные номера прокладок ГБЦ (комплекты) см. здесь (K7M) и здесь (K4M)

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ K7M

Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия ремня ГРМ и крышки ГБЦ, а также ключ «на 13», торцовая головка TORX Е14, динамометрический ключ, пассатижи.

1. Сбросьте давление в топливной системе (см. тут).

2. Отсоедините клемму «минус» аккумулятора.

3. Слейте охлаждающую жидкость (см. тут).

4. Снимите ремень ГРМ (см. тут).

5. Отсоедините приемную трубу от выпускного коллектора (см. тут).

6. Снимите корпус воздушного фильтра (см. тут).

7. Отжав фиксаторы, отсоедините разъёмы проводки топливных форсунок.

8. снимите разъём датчика положения дроссельной заслонки.

9.. разъём датчика абсолютного давления.

10. разъём датчика температуры охлаждающей жидкости.

11. разъём датчика температуры всасываемого воздуха.

12. . и разъём регулятора холостого хода.

13. Отсоедините разъём датчика концентрации кислорода.

14. . и выведите проводку из держателя на двигателе.

15. С задней стороны двигателя, отверните две гайки крепления распорки — к впускной трубе и к блоку цилиндров.

16. . и снимите распорку.

17. Выведите моторный жгут проводки из держателей на впускной трубе сзади.

19. Разъеденив отверткой верхние держатели моторного жгута проводки спереди.

21. . извлеките жгут из переднего.

22. . и заднего держателей.

23. Извлеките жгут из среднего верхнего держателя на впускной трубе.

24. . и отведите его в сторону.

25. Снимите с шарового пальца промежуточного рычага наконечник троса привода дроссельной заслонки.

26. . извлеките трос из отверстия кронштейна и отведите в сторону.

27. Отсоедините от впускной трубы шланг продувки адсорбера.

28. Отсоедините от топливной рампы топливопровод (см. тут).

29. Сжав фиксаторы крепления, отсоедините от впускной трубы шланг к вакуумному усилителю тормозов.

30. Ослабьте хомуты крепления трех шлангов и сдвиньте их по шлангам.

31. . и отсоедините шланги от патрубков термостата и ГБЦ.

32. Извлеките шланги отопителя из держателей на кронштейне.

33. Выверните болт крепления «массового» провода.

34. . и отсоедините провод.

35. Выверните болт крепления насоса гидроусилителя руля к ГБЦ.

36. Снимите крышку ГБЦ (см. тут).

37. Ослабьте в указанном на фото порядке затяжку десяти болтов крепления ГБЦ.

38. . окончательно выверните болты крепления головки, выньте их.

39. . и снимите установленные под болтами шайбы.

Болты крепления головки блока обязательно замените новыми. Повторное их использование не допускается.
Обратите внимание на то, что болты разной длины. При их снятии запомните расположение болтов и затем установите их на прежние места.(каталожные номера болтов см. тут)

40. Снимите ГБЦ е сборе с впускной трубой, дроссельным улом и выпускным коллектором.

Снимать головку блока лучше вдвоем, так как она довольно тяжелая.

41. . затем снимите её прокладку.

42. Очистите привалочные поверхности головки и блока.

43. Проверьте головку блока на отсутствие коробления. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек, а также по диагоналям и щупом измерьте зазор между поверхностью головки и линейкой. Замените ГБЦ, если зазор более 0,05 мм.

44. Установите головку в последовательности, обратной снятию, учитывая следующее:

— удалите из резьбовых отверстий болтов крепления ГБЦ масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;
— обязательно установите новую прокладку ГБЦ, повторное использование прокладки не допускается;
— замените болты новыми;
— смажьте болты моторным маслом;

Порядок и моменты затяжки болтов ГБЦ

Затягивайте болты на холодном двигателе в указанном порядке в четыре этапа:
I этап (предварительная осадка прокладки) — затяните болты моментом 20 Н-м, после чего доверните на угол 10°±6° Подождите 3 мин;
II этап — ослабьте болты 1 и 2, после чего снова затяните их моментом 20 Н-м и доверните на угол 10°±6°;
III этап — ослабьте болты 3-6, после чего снова затяните их моментом 20 Н-м и доверните на угол 10°±6°;
IV этап — ослабьте болты 7-10, после чего снова затяните их моментом 20 Н-м и доверните на угол 10°±6°

45. Установите все снятые детали и узлы, кроме крышки ГБЦ и корпуса воздушного фильтра, в порядке, обратном снятию.

46. Отрегулируйте натяжение ремня ГРМ (см. тут).

47. Поверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры клапанов двигателя К7М (см.тут).

48. Установите крышку ГБЦ (см. тут).

49. Установите корпус воздушного фильтра.

50. Залейте охлаждающую жидкость.

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ К4М

Вам потребуются: торцовые головки «на 10», «на 16», «на 18», TORX Е14, ключ «на 13», отвертка, фиксатор для установки ВМТ, фиксатор распредвалов, динамометрический ключ, пассатижи.

1. Снизьте давление в системе питания (см. тут).

2. Отсоедините «минус» от аккумулятора.

3. Слейте охлаждающую жидкость двигателя (см. тут).

4. Снимите ремень ГРМ (см. тут).

5. Отсоедините приемную трубу от выпускного коллектора (см. тут).

6. Снимите ресивер впускной трубы (см. тут).

7. Снимите корпус воздушного фильтра (см. тут).

8. Отсоедините колодки жгута проводов от топливных форсунок.

9. . и топливной рампы (см. тут).

10. Отсоедините колодки жгута проводов от датчиков положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости и управляющего датчика концентрации кислорода (аналогично как на K7M выше).

11. Ослабьте хомуты крепления двух шлангов, сдвиньте их по шлангам и отсоедините шланги от патрубков термостата.

12. . и головки блока цилиндров.

13. Выверните болты крепления насоса гидроусилителя руля и отведите насос в сторону (см. тут).

14. Снимите крышку ГБЦ (см. тут).

15. Снимите распределительные валы.

16. Выверните торцовой головкой TORX Е14 десять болтов крепления ГБЦ (см. фото внизу раздела) и извлеките болты.

Болты крепления ГБЦ после выкручивания заменяются новыми. Повторное их использование по регламенту не допускается. Обратите внимание на то, что болты имеют различную длину. Запомните их расположение. (каталожные номера болтов см. тут)

17. Снимите головку блока в сборе с выпускным коллектором и впускной трубой.

Снимать ГБЦ лучше с помощником, так как она довольно тяжелая.

18. Снимите прокладку ГБЦ.

19. Очистите привалочные поверхности головки и блока.

20. Проверьте головку блока на отсутствие коробления. Поставьте металлическую линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек и по диагоналям и щупом измерьте зазор между поверхностью головки и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.

21. Установите ГБЦ в обратной последовательности. При этом:

— удалите из резьбовых колодцев масло, охлаждающую жидкость и любые загрязнения, попавшие туда при снятии головки;
— смажьте новые болты моторным маслом;
— затягивайте болты в указанном порядке в два этапа:


Порядок затяжки болтов кропления головки блока цилиндров

I этап (предварительная осадка прокладки) — затяните болты моментом 20 Н-м;
II этап — доверните болты на угол 240°±6°

22. Установите все снятые детали в обратном порядке.

23. Отрегулируйте натяжение ремня ГРМ (см. тут).

24. Залейте охлаждающую жидкость (см. тут).

Видео

Замена (снятие и установка) головки блока цилиндров своими руками

Процедура снятия и установки головки блока цилиндров, явление довольно редкое. Но, коль скоро вы решили произвести капитальный ремонт ГБЦ, либо у вас возникла необходимость в замене прокладки ГБЦ, то технологию знать необходимо.

О замене головки блока цилиндров

Замена головки блока цилиндров не подпадает под понятие «ремонт». И, тем не менее, нужно знать, как снять головку блока цилиндров, и затем поставить новую ГБЦ.

Если вы решили своими руками произвести подтяжку болтов ГБЦ, то снятие головки блока цилиндров не требуется, хотя часть технологических процедур проделать придётся.

В силу разных конструктивных особенностей моделей автомобилей, не существует точной и однообразной инструкции о том, как снять головку блока цилиндров, а затем установить её.

Плюс ко всему у разных моделей и модификаций двигателей существуют разные схемы и моменты затяжки болтов ГБЦ.

Тем не менее, общий алгоритм таких операций, как снятие и установка головки блока цилиндров, можно проследить, и придерживаться его.

Снятие головки блока цилиндров

Перед началом работы необходимо отсоединить и снять аккумуляторную батарею, слить охлаждающую жидкость и моторное масло.

Демонтаж навесного оборудования включает в себя:

  • отсоединение проводов зажигания;
  • отсоединение всех шлангов: вакуумных, системы охлаждения;
  • при отсоединении проводов и шлангов не забывайте производить их маркировку, при установке головки блока цилиндров обратно вам это понадобится;
  • демонтируем все топливные магистрали
  • демонтируем трос акселератора;
  • снимаем всё навесное оборудование, которое мешает производить снятие головки блока цилиндров.

Снятие головки блока цилиндров включает в себя:

  • производим снятие крышки ГБЦ;
  • снимаем кожух ГРМ, ремень шкива. Сам распредвал можно не трогать;
  • отворачиваем болты крепления головки блока цилиндров, одновременно динамометрическим ключом проводя контроль состояния болтов (хотя установка головки блока цилиндров, желательно должна производиться с новыми болтами). Не забывайте, что должна соблюдаться последовательность при раскрутке, обратная затяжке. Схема затяжки болтов ГБЦ должна быть обязательно.
  • выполняем все действия, ради которых и происходило снятие головки блока цилиндров: ремонт ГБЦ, замена прокладки ГБЦ или замена головки блока цилиндров.

Установка головки блока цилиндров

Естественным образом, установка ГБЦ проходит в обратном порядке. Особое внимание следует обратить и не пожалеть денег на новую прокладку ГБЦ и болты крепления.

Затяжка болтов крепления должна проводиться только динамометрическим ключом, по схеме и с усилием затяжного момента, указанным в Руководстве от производителя.

Производим монтаж всего навесного оборудования. Вот тут-то и пригодится ваша маркировка проводов, шлангов, магистралей и тросиков.

Заливаем охлаждающую жидкость и моторное масло. Запускаем двигатель. При работающем двигателе контролируем герметичность соединений: выхлопной системы, охлаждающей и топливной систем. И, конечно же, контролируем место соединения крышки, ГБЦ и самого блока цилиндров.

Удачи вам при снятии и установке головки блока цилиндров своими руками.

Снятие и установка гбц

профессор

Группа: Жигулисты
Имя: Генадич
Сообщений: 2758
Регистрация: 22.11.2010
Из: Ейск РФ
Пользователь №: 42287
Машина:21063@1.6
Цвет:т. беж
Год Выпуска: 1986
Спасибо сказали: 633 раза

Снятие и установка ГБЦ на автомобиле, замена прокладки.

Сливаем ОЖ с блока цилиндров и радиатора. Снимаем массу с аккумулятора.
Снимаем кастрюлю. Снимаем привод дроссельной заслонки и троссик подсоса.
Снимаем бензопровод.
Снимаем трамблер с ВВ проводами. При необходимости свечи. Снимаем провод датчика ОЖ.
Отсоединяем штаны. Снимаем заборник горячего воздуха с коллектора и защиту стартера.
Не забываем отсоединить или отогнуть крепление патрубка от помпы к коллектору.
Отсоединяем патрубки охлаждения от головки и от печки.
Снимаем ремень генератора [если будет меняться цепь, башмак, сниматься передняя крышка (лобовина)].
Снимаем крышку клапанов.
Снять натяжитель цепи или зафиксировать его колпачковой гайкой в сжатом состоянии.
Открутить болт на звездочке Р/вала, расконтрив стопорную шайбу.
Не снимая звездочки, прокрутить К/вал в ВМТ (совместив метку на шкиве с длинной меткой на лобовине, при этом, метка Р/вала должна быть по центру (+- 0,5 зуба))
Снимаем цепь с распредвала со звездочкой, опустив их вниз, в колодец.
Снимаем распредвал с корпусом [открутив гайки в обратном порядке (от краев к средине)].
Открутить болт М8 №11.
Отпускаем, а затем откручиваем болты крепления головки блока в [обратном порядке].

Снимаем головку с коллекторами и карбюратором.
Снимаем старую прокладку. Очищаем блок от ее остатков. Удаляем масло, тосол из отверстий болтов.
При необходимости меняем масло и фильтр.
Очищаем привалочную плоскость головки и проверяем ее плоскость.
При необходимости работы с ГБЦ:
снимаем коллектора и карбюратор.
при наличии прогаров варим аргоном и/или шлифуем.
делаем ревизию/выбраковку, меняем втулки и сальники, меняем/притираем клапана, рокера и пружины, солдатики, прокладки, успокоитель, шпильки, Р/ал с корпусом, рокера и пр.
Промываем и собираем ГБЦ.
При необходимости:
меняем цепь, башмак, звездочки, сальник передней крышки, сняв шкив К/вала и лобовину.

Сборку производим в обратном порядке.
Ставим на направляющие втулки блока новую прокладку, слегка смазанную графитной смазкой.
Ставим головку.
Заворачиваем болты динамометрическим ключем по схеме в два этапа:
предварительно моментом 3-4 кгс.м болты 1-10
окончательно моментом 9,8-12 кгс.м болты 1-10, 3-4 кгс.м болт 11
Устанавливаем К/вал в ВМТ. Не забываем про цепь!
Крутим Р/вал до совмещения установочных меток звездочкой и снимаем ее.
Ставим распредвал с корпусом, закрутив гайки от средины к краям моментом 1,9-2,3 кгс.м .
Звездочку заводим под цепь и ставим на Р/вал, ставим болт, затянув от руки.
Ставим натяжитель цепи и/или отпускаем его колпачковую гайку.
Проворачиваем К/вал на 1,5-2 оборота, затягиваем колпачковую гайку.
Довернув К/вал в ВМТ проверяем установочные метки. Затягиваем болт Р/вала и контрим шайбу.
(При не совпадении меток, снять натяжитель цепи или зафиксировать его колпачковой гайкой в сжатом состоянии и перекинуть цепь, повторив последние 3 пункта.)
Цепь натянута, регулируем клапана…
Довернув К/вал в ВМТ, еще раз проверяем установочные метки и ставим трамблер со снятой крышкой в среднее положение (с возможностью корректировки, как по, так и против часовой стрелки). При этом, ротор (бегунок) должен быть направлен в положение 4-го цилиндра по крышке.
Закрываем крышку клапанов, закручиваем свечи (если снимались).
Далее по плану, провода, привод на карб., патрубки и ОЖ, коллектор и пр. снятые элементы. После запуска обязательная регулировка зажигания.

PS. Постарался полнее раскрыть тему, для не опытных в данном вопросе автолюбителей.
Просьба модераторам перенести в начало темы или в соотв. раздел, как FAQ или мануал.

Сообщение отредактировал YaJAROFF — 27.1.2013, 18:32

Лада Приора эксплуатация и ремонт

практическое руководство

Головка блока цилиндров — снятие и установка

Замечание

Головку блока цилиндров можно снять в сборе с распределительными валами и термостатом (для доступа к шатунно-поршневой группе, для замены прокладки и т. п.). Если головка подлежит ремонту, целесообразно ее максимально разобрать еще до демонтажа с блока цилиндров.

Для выполнения работы потребуются смотровая канава или эстакада, а также новая прокладка головки блока цилиндров.

Снятие

1. Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость.

Рекомендация

Если предстоит ремонт шатунно-поршневой группы, целесообразно сразу слить масло из картера двигателя.

2. Снимаем декоративную накладку двигателя.

3. Снимаем кронштейн верхней штанги крепления силового агрегата.

4. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления наконечника провода «массы» и отсоединяем его от головки блока. Отсоединяем колодку проводов от датчика аварийного давления масла.

5. Чтобы не повредить, отсоединяем колодку провода от датчика температуры охлаждающей жидкости .

6. Отсоединяем корпус термостата от головки блока цилиндров.

7. Снимаем крышку головки блока цилиндров.

9. Извлекаем из посадочных отверстий гидротолкатели.

Последовательность отворачивания болтов крепления головки блока цилиндров

10. Снимаем каталитический коллектор.

Замечание

Датчики положения распределительного вала и указателя температуры можно не снимать, но при этом нужно снимать головку с блока цилиндров аккуратно, чтобы случайно не повредить датчики.

11. Равномерно, в несколько приемов шестигранным ключом на 10 мм отворачиваем десять болтов крепления головки блока цилиндров.

12. Снимаем головку с блока цилиндров.

13. Снимаем прокладку головки блока цилиндров.

14. Чтобы не потерять, вынимаем две направляющие втулки из посадочных отверстий в блоке цилиндров.

15. Промываем головку блока цилиндров от грязи и отложений керосином или дизельным топливом.

Установка

1. Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров (под болты крепления головки блока) остатки масла и охлаждающей жидкости.

2. Протираем тканью привалочные плоскости головки и блока цилиндров, обезжириваем их растворителем.

При установке головки блока цилиндров всегда используйте новую прокладку. Попадание масла на поверхность прокладки недопустимо.

3. Устанавливаем направляющие втулки головки в посадочные места блока цилиндров. Укладываем на блок цилиндров прокладку, при этом направляющие втулки должны войти в соответствующие отверстия прокладки.

4. Устанавливаем на блок цилиндров головку. Слегка перемещая головку из стороны в сторону, добиваемся, чтобы направляющие втулки вошли в соответствующие углубления головки.

Предупреждение!

Повторное использование болтов крепления головки блока цилиндров допускается только в том случае, если их длина не превышает 100 мм.

5. Штангенциркулем или слесарной линейкой измеряем длину болтов. Болты длиной более 100 мм заменяем.

6. Перед установкой окунаем резьбовую часть болтов в моторное масло, после чего даем маслу стечь, выждав около получаса.

7. Устанавливаем в отверстия головки болты ее крепления. Динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в три приема — сначала моментом 20 Нм (2 кгсм), затем доворачиваем болты на 90° и потом еще раз доворачив¬ем болты на 90°. При этом соблюдаем очередность, указанную на фото (см. выше).

8. Дальнейшую сборку двигателя выполняем в обратной последовательности.

Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.

Снятие и установка гбц

Поставщик запчастей КАМАЗ.

Снятие и установка головки блока Камаз

12.03.2019г. Монтаж и демонтаж ГБЦ КАМАЗ
Смазочный материал и/или антифриз, которые подтекают из-под ГБЦ ДВС КамАЗ 740, — достаточно понятно, большинству владельцам этих авто. К сожалению это рабочая «фишка» данных агрегатов = смена паронитовых, резиновых и даже силиконовых уплотнительных колечек между головками и блоком ДВС спустя 30-60 тысяч километров пробега явление достаточно частое. Важно! Технологическая особенность заключается в том, что ГБЦ на каждый цилиндр является отдельной, а это означает, что и при желании возможно демонтировать любую, не затрагивая при этом другие. А демонтировать их приходится не только для смены рез. колечек, но и для замены ЦПГ (цилиндро-поршневой группы) или при обрыве шляпки болта ГБЦ КамАЗ.
Любой кто впервые столкнулся с заменой может испытать определенные трудности, но это по началу. Главное, быть предельно внимательным и не допускать попадания в ЦПГ посторонних предметов.

Изначально требуется слить как минимум половину от полного объема охлаждающей жидкости. Сподручнее использовать кран/клапан, находящийся на нижней трубке (патрубке) радиатора охлаждения ДВС. Снижается риск разлива ОЖ.
Как снимаем:
Ключом на «двадцать две» откручиваем гайки подводящих и отводящих трубок бачка расширительного с отведением их в сторону.
Ключом на «десять» ослабляем хомут рукава перепускной трубы и снимаем рукав с патрубка бачка.
Далее, двумя ключами на «тринадцать» отворачиваем болты, затягивающие хомут бачка с двух сторон. Далее демонтируем хомут и бачок.
Ключом «девятнадцать» отворачиваем накидные гайки трубки высокого давления с топливного насоса Камаз и одной из форсунок снимаемой ГБЦ Камаз.
Ключом /тринадцать/ отворачиваем гайку трубок высокого давления и снимаем его верхнюю часть, после трубку. Накидным или «рожковым» ключом на «четырнадцать» отворачиваем штуцеры дренажки форсунок, после демонтируем её.
Рожковым ключом на /10/ отворачиваем топливную трубку топливного насоса Камаз.
Ключом на «двадцать два» отворачиваем гайку трубку воздушного компрессора, после отводим ее в сторону.
Рожковым ключом на двадцать два отворачиваем гайку трубки, которая подводит к воздушному компрессору охлаждайку.
Перед работами с охлаждающей жидкостью, дайте мотору остыть.
Ключом тринадцать необходимо ослабить крепление той же трубки к «водяной» трубке ДВС КамАЗ.
Ключом (рожковым к примеру. ) на «семнадцать» отворачиваем 4 болта крепления воздушного компрессора
Сдвигаем воздушный компрессор Камаз вперёд и достаём его.
Ключом на/тринадцать/ откручиваем 6 болтов водяной трубки.
2 болта водяной трубы напротив 2-й и 3-й секций Топливного насоса сподручнее отвернуть немного гнутым ключом на «тринадцать». Доставать их не требуется.
Торцевым или рожковым ключом на «13»откручиваем болт крепящий крышку ГБЦ Камаз.
Необходимо снять крышку и уплотнительную прокладку ГБЦ. После обязательно необходимо снять крышку ближайшей ГБЦ, в противном случае её выступ может помешает снятию головки.
Ключом на «девятнадцать» откручиваем 4 болта крепления ГБЦ. После можно снимать головку.

О наших ГБЦ КамАЗ Вы можете узнать тут.

Установка ГБЦ Камаз:
На втулку масло-канала надеваем свежее уплотнительное колечко. После устанавливаем новую «рекомендуем» силиконовую уплотнительную

прокладку на блок/цилиндр и возвращаем на свои места обе штанги.
Прижимаем ГБЦ к одному из цилиндров, после затягиваем болты. Завершающий момент затяжки это 16-18 кгс.м. Проворачивая «маховик» ДВС 740 воротком, выводим поршень в такт сжатия, ключом на «семнадцать», и сразу регулируем «тепловые» зазоры клапанов ГБЦ Камаз.

Снятие и установка гбц

Головку блока цилиндров снимаем для замены прокладки под ГБЦ и для ремонта

На двигателе K7J и K7M

Сбрасываем давление в топливной системе (описано в статье – Проверка давления топлива автомобиля Renault Sandero)

Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора

Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя

Снимаем со шкива распредвала ремень привода ГРМ (описано в статье – Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Рено Сандеро)

Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора

Отсоединяем колодки проводов от форсунок

Отсоединяем колодку проводов от датчика положения дроссельной заслонки

Отсоединяем колодку от датчика абсолютного давления

Отсоединяем колодку проводов от датчика охлаждающей жидкости

Отсоединяем колодку датчика температуры всасываемого воздуха

Отсоединяем колодку проводов от датчика холостого хода

Разъединяем колодку жгута проводов датчика концентрации кислорода

Выводим жгут проводов датчика концентрации кислорода из держателя на двигателе

Откручиваем гайку крепления распорки к впускной трубе и выворачиваем болт ее крепления к блоку цилиндров

Выводим моторный жгут из держателя на впускной трубе сзади

Выводим моторный жгут проводов спереди

Отверткой отстегиваем верхние держатели моторного жгута спереди

Отстегиваем держатель сзади

Извлекаем жгут из переднего держателя

Выводим жгут из заднего держателя

Вынимаем жгут из среднего верхнего держателя на впускной трубе

Отводим жгут в сторону

Снимаем с рычага наконечник троса привода дроссельной заслонки

Вынимаем трос из отверстия кронштейна и отводим в сторону

Отсоединяем от впускной трубы шланг продувки адсорбера

Отсоединяем от топливной рампы топливопровод

Отсоединяем от впускной трубы шланг к вакуумному усилителю тормозов, сжав фиксаторы его крепления

Пассатижами ослабляем хомуты крепления трех шлангов и сдвигаем хомуты по шлангам

Отсоединяем шланги от патрубков термостата и головки блока цилиндров

Вынимаем шланги отопителя из держателей на кронштейне

Выкручиваем болт крепления массового провода

Выкручиваем болт крепления кронштейна насоса гидроусилителя рулевого управления к головке блока

Ослабляем затяжку болтов крепления головки блока цилиндров в указанном на фото порядке, в несколько приемов

Окончательно выкручиваем болты крепления головки и вынимаем их

Извлекаем установленные под болтами шайбы

Болты разной длины, при снятии нужно запомнить расположение болтов

Снимаем головку блока цилиндров в сборе с впускной трубой, дроссельным узлом и выпускным коллектором

Вынимаем прокладку ГБЦ

Очищаем привалочные поверхности головки и блока

Проверяем головку блока на отсутствие коробления с помощью щупа и линейки

Ставим линейку сначала посередине вдоль, затем поперек, а также по диагонали и щупом проверяем зазор между плоскостью головки и линейкой.

Заменяем головку блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.

Устанавливаем головку блока цилиндров в обратной последовательности

Удаляем из резьбовых отверстий крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки

Устанавливаем новую прокладку головки блока

Смазываем болты тонким слоем моторного масла

Затягиваем болты на холодном двигателе в указанном на фото порядке в четыре этапа:

— первый этап – затягиваем болты моментом 20 Нм, после чего дотяните на 100˚±6˚. Ждем три минуты;

— второй этап – ослабляем болты 1 и 2, после чего снова затяните их моментом 20 Нм и докручиваем на угол 110˚±6˚;

— третий этап – ослабляем болты 3, 4, 5 и 6, после чего снова затягиваем их моментом 20 Нм и докручиваем на угол 110˚±6˚

Устанавливаем все детали и узлы в обратном порядке

Проверяем и регулируем зазоры в приводе клапанов

Устанавливаем крышку головки цилиндров

Устанавливаем воздушный фильтр и заливаем охлаждающую жидкость

Снятие головки блока цилиндров на двигателе K4M

Сбрасываем давление топлива в топливной системе

Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора

Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя

Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора

Отсоединяем колодки жгута проводов от форсунок

Отсоединяем колодки проводов от датчиков положения дроссельной заслонки, абсолютного давления, температуры охлаждающей жидкости, температуры всасываемого воздуха, концентрации кислорода;

— регулятора холостого хода;

Снимаем воздушный фильтр

Вынимаем моторный жгут проводов из держателей на двигателе и отводим в сторону

Снимаем катушки зажигания

Отсоединяем трос привода дроссельной заслонки от дроссельного узла

Вынимаем трос из кронштейна ресивера и отводим в сторону

Отсоединяем от впускной трубы шланг продувки адсорбера

Отсоединяем от топливной рампы топливопровод

Выкручиваем семь болтов крепления ресивера к крышке блока цилиндров

Отсоединяем от впускной трубы шланг к вакуумному усилителю тормозов, сжав фиксаторы его крепления

Ослабляем хомуты крепления трех шлангов, сжав пассатижами их отогнутые усики, сдвигаем хомуты по шлангам

Отсоединяем шланги от патрубков термостата и головки блока цилиндров

Выкручиваем болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления и отводим насос в сторону

Снимаем защиту топливной рампы

Снимаем крышку головки блока цилиндров

Снимаем распределительные валы

Выкручиваем торцовой головкой Torx E14 десять болтов крепления головки блока цилиндров и вынимаем болты

Снимаем головку блока цилиндров в сборе с выпускным коллектором

Очищаем привалочную поверхность головки и блока

Проверяем головку блока на отсутствие коробления с помощью щупа и линейки

Ставим линейку сначала посередине вдоль, затем поперек, а также по диагонали и щупом проверяем зазор между плоскостью головки и линейкой.

Заменяем головку блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.

Устанавливаем головку блока цилиндров в обратной последовательности

Удаляем из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло и охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки.

Устанавливаем новую прокладку

Заменяем болты новыми

Смазываем болты моторным маслом

Затягиваем болты в указанном на фото порядке в два этапа:

— первый этап (предварительная осадка) – затягиваем болты моментом 20 Нм;

— второй этап – докручиваем болты на угол 240˚±6˚

На фото пример доворачивания болтов на определенный угол.

Устанавливаем все снятые детали и узлы в обратном порядке.

Снятие головки блока цилиндров, замена прокладки ГБЦ

1. Головка блока цилиндров в сборе. 2. Болт головки блока цилиндров. 3. Шайба, 4. Прокладка головки блока цилиндров.

1. Сбросить давление в топливной системе.

2. Слить охлаждающую жидкость и моторное масло с двигателя.

• Выполнять данные процедуры только на холодном, двигателе.

— Не допускать попадания моторного масла или охлаждающей жидкости на приводной ремень.

3. Снять следующие узлы и агрегаты:

• Передние колеса автомобиля.

• Облицовки колесных арок.

• Передний правый подкрылок.

• Ремень привода навесного оборудования.

• Топливные магистрали и форсунки.

• Выпускной патрубок системы охлаждения.

• Переднюю крышку двигателя и цепь привода газораспределительного механизма.

4. Снять головку блока цилиндров, отвернув болты в порядке обратном показанному на рисунке, используя специальный гаечный ключ для болтов головки блока цилиндров.

А. Сторона выпуска. В. Сторона впуска

Стрелка указывает переднюю часть двигателя.

5. Снять прокладку головки блока цилиндров

Проверка после снятия

1. Наружный диаметр болтов головки блока цилиндров:

• Болты головки блока цилиндров утончаются в процессе эксплуатации. Всякий раз, когда разность между диаметрами «d1» и «d2» превышает предельно допустимое значение («d1» «d2»: 0,15 мм) необходимо заменять болты новыми.

Если минимальный диаметр болта находится вне точки «d2», указанной на рисунке, измерить его и принять значение как «d2».

2. Деформация поверхности головки блока цилиндров:

Примечание При проведении данной проверки необходимо также проверить деформацию поверхности блока цилиндров.

• Скребком удалить с поверхности масло и водяную пленку (как включения), прокладку, герметик, нагар и т.п.

Соблюдать осторожность, чтобы не допустить попадания воды или частиц прокладки в смазочные каналы.

• Используя поверочную линейку и набор плоских щупов, измерить неплоскостность поверхности головки блока цилиндров в шести направлениях. Если полученные результаты превышают предельно допустимое значение, необходимо заменить головку блока цилиндров новой.

А. Поверочная линейка В. Набор плоских щупов.

Установка головки блока цилиндров (ГБЦ)

1. Установить новую прокладку головки блока цилиндров.

2. Затянуть болты головки блока цилиндров в порядке, указанном на рисунке, следующим образом:

• Нанести свежее моторное масло на резьбовую часть и установочные поверхности болтов.

Если болты головки блока цилиндров используются повторно, необходимо предварительно проверить их наружный диаметр, как описывалось выше.

А. Сторона выпуска. В. Сторона впуска.

• Затянуть все болты моментом 66,7 Н-м.

• Ослабить все болты (0 Н-м)

На данном этапе ослабление болтов происходит в порядке обратном, указанному на рисунке

• Затянуть все болты моментом 40,0 Н-м.

• Дотянуть все болты на 75′ по часовой стрелке (угловым воротком).

Проверить и подтвердить угол дотяжки при помощи углового воротка (KV10112100) (А) или транспортира. Не рекомендуется дотяжка «на глаз

• Снова дотянуть все болты на 75′ по часовой стрелке (угловым воротком).

3. Установить оставшиеся части в порядке обратном снятию.

Проверка после установки

Проверка на наличие утечек

1. Перед пуском двигателя проверить уровни рабочих жидкостей, включая охлаждающую жидкость и моторное масло. Если необходимо, долить соответствующие жидкости до нужного уровня.

2. Использовать процедуру, описанную ниже, для проверки утечек топлива:

• Повернуть замок зажигания в положение «ON» (двигатель не запускать), при этом создастся давление в топливопроводах. Проверить наличие утечек топлива в местах соединений топливопроводов.

• Запустить двигатель и увеличить частоту оборотов коленчатого вала, после чего снова проверить наличие утечек топлива

3. Проверить работу двигателя на предмет посторонних шумов и вибрации.

4. Полностью прогреть двигатель, чтобы убедиться в отсутствии утечек топлива, выхлопных газов или рабочих жидкостей, в том числе моторного масла и охлаждающей жидкости.

5. Удалить воздух прокачкой из трубопроводов и шлангов гидравлических систем, которые подвергались разъединению (например, системы охлаждения двигателя).

6. После того, как двигатель остынет, снова проверить уровни рабочих жидкостей. При необходимости долить до нужного уровня.

Снятие и установка гбц

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров

Прокладка головки блока цилиндров Красная стрелка указывает на номер детали, синяя – на вырезы, указывающие толщину прокладки.

Величина выступания поршняТолщина прокладки, ммКоличество вырезов
Двигатель мощностью 45 л.с.0,67 – 0,821,41
0,83 – 0,921,52
0,93 – 1,021,63
Двигатель мощностью 70 л.с0,81 – 0,861,52
0,91 – 1,021,63
Двигатели с гидротолкателями клапанов (с 09.1985 г.)0,66 – 0,861,41
0,87 – 0,901,52
0,91 – 1,021,63

Двигатель снят с автомобиля ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять ремень привода генератора и верхнюю крышку привода распредвала (см.

2. Снять крышку головки блока цилиндров. 3. Отсоединить токоведущую шину от свечей накаливания и вывернуть свечи. 4. Очистить бензином топливоприводы в местах крепления к топливному насосу высокого давления и к форсункам и снять их. Топливоприводы нельзя изгибать или изменять их форму. 5. Вывернуть форсунки. 6. Снять впускную трубу и выхлопной коллектор. 7. Установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ (см. подраздел 2.2.3.1). 8. Ослабить натяжение ремня привода распредвала и снять ремень с зубчатого колеса распредвала (см. подраздел 2.2.3.1).

Предупреждение После того, как был снят ремень привода распредвала, нельзя поворачивать коленчатый, распределительный и промежуточный валы. 9. Если на двигателе установлены крышки, полностью закрывающие привод распредвала, нужно снять зубчатое колесо 15 (см. рис. Детали привода распределительного вала) топливного насоса, насос 13, кронштейн насоса 14, зубчатое колесо распредвала и заднюю крышку 21.

10. Специальным ключом отвернуть болты крепления головки блока цилиндров. Болты отворачивать равномерно в порядке, обратном указанному на рис. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. 11. Снять головку блока цилиндров и прокладку головки блока. Если головка блока «прикипела» к блоку, нельзя забивать между головкой и блоком отвертки или какой- либо инструмент, так как можно повредить поверхность головки. Нужно слегка постучать молотком через деревянную прокладку по головке блока. 12. После осмотра и замены поврежденных и изношенных деталей установку головки блока производят в обратной последовательности. При этом нужно заменить прокладки головки блока и крышки головки блока, а также болты крепления головки блока. В запасные части поставляют три прокладки головки блока, отличающиеся толщиной. Для того чтобы отличить прокладки, на них нанесен номер детали, а также сделаны один, два или три выреза, как показано на рис. Прокладка головки блока цилиндров. Толщина прокладки, которую нужно устанавливать на двигатель, определяется выступанием поршней над плоскостью блока цилиндров в ВМТ.

Устанавливать нужно прокладку такой же толщины, как и у старой прокладки. Начиная с сентября 1995 г. устанавливается прокладка, у которой есть дополнительное отверстие диаметром 16 мм между 1-м и 2-м цилиндрами. 13. Если при измерении выступания поршней получатся разные величины, нужно подбирать прокладку по самой большой величине выступания поршня. 14. Для облегчения нормальной установки головки блока нужно изготовить направляющие штифты из старых болтов крепления головки блока. У двух болтов обрубить головки и прорезать шлиц под отвертку. Эти штифты ввернуть перед установкой головки в крайние отверстия блока со стороны впускной трубы. 15. Затянуть болты крепления головки блока в последовательности, указанной на рис. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров, в три этапа: – 1-й этап – 40 Н·м (4,0 кгс·м); – 2-й этап – 60 Н·м (6,0 кгс·м); – 3-й этап – затянуть далее на полоборота (180°).

16. После сборки запустить и прогреть двигатель (температура масла не ниже 50° С). Затянуть болты головки блока еще на четверть оборота (90°). 17. После пробега 1000 км еще раз затянуть болты головки блока на четверть оборота (90°) (кроме двигателей мод. 1V). Двигатель установлен на автомобиле При необходимости замены прокладки головки блока цилиндров, притирки клапанов, очистки нагара и т. д. можно снять головку блока, не снимая двигатель с автомобиля. Нельзя снимать головку на горячем двигателе (температура охлаждающей жидкости выше 40° С). ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи. 2. Слить жидкость из системы охлаждения двигателя (см. подраздел 2.4.1). 3. Отсоединить шланги системы охлаждения от головки блока цилиндров. 4. Снять воздуховод от воздушного фильтра к впускной трубе или к турбокомпрессору. 5. Отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора. 6. Отсоединить электрические провода от клапана, перекрывающего подачу топлива, от свечей накаливания, датчика давления масла и датчика температуры охлаждающей жидкости. 7. Вывернуть свечи накаливания. 8. Очистить и отсоединить топливоприводы от форсунок и насоса высокого давления. 9. Вывернуть форсунки. Далее последовательность такая же, как при двигателе, снятом с автомобиля (см. выше).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector