1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сортамент подшипников качения размеры

Подшипник

Подши́пник (от «под шип») — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции [1] .

Опора с упорным подшипником называется подпятником.

Основные параметры подшипников:

  • Максимальная динамическая и статическая нагрузка (радиальная и осевая).
  • Максимальная скорость (оборотов в минуту для радиальных подшипников).
  • Посадочные размеры.
  • Класс точности подшипников.
  • Требования к смазке[2] .
  • Ресурс подшипника до появления признаков усталости, в оборотах.
  • Шумы подшипника
  • Вибрации подшипника

Нагружающие подшипник силы подразделяют на:

  • радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника;
  • осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.

Содержание

  • 1 Основные типы подшипников
  • 2 Подшипники качения
    • 2.1 Классификация
    • 2.2 Механическая теория
    • 2.3 Условное обозначение подшипников качения в СССР и России
  • 3 Подшипники скольжения
    • 3.1 Определение
      • 3.1.1 PV-фактор
    • 3.2 Классификация
    • 3.3 Достоинства
    • 3.4 Недостатки
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Основные типы подшипников [ править | править код ]

По принципу работы все подшипники можно разделить на несколько типов:

  • подшипники качения;
  • подшипники скольжения;

К подшипникам скольжения также относят:

Основные типы, которые применяются в машиностроении, — это подшипники качения и подшипники скольжения.

Подшипники качения [ править | править код ]

Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

Также существуют насыпные подшипники, состоящие из сепаратора и вставленных в него шариков (см. рис. ниже), которые можно вытаскивать.

Имеются подшипники качения, изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большее число тел качения и большую грузоподъёмность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.

Классификация [ править | править код ]

Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:

  • По виду тел качения
    • Шариковые,
    • Роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные);
  • По типу воспринимаемой нагрузки
    • Радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается).
    • Радиально-упорные, упорно-радиальные. Воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперёк оси вала. Часто нагрузка вдоль оси только одного направления.
    • Упорные (нагрузка поперёк оси вала не допускается).
      • Шариковые винтовые передачи. Обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения.
  • По числу рядов тел качения
    • Однорядные,
    • Двухрядные,
    • Многорядные;
    • Самоустанавливающиеся.
    • Несамоустанавливающиеся.
  • По материалу тел качений:
    • Полностью стальные;
    • Гибридные: стальные кольца, тела качения неметаллические, как правило, керамические, применяются в быстровращающихся механизмах, чаще всего — в газотурбинных двигателях;

    Дополнительные условные обозначения российских подшипников качения

    I. Обозначение класса точности подшипников

    По ГОСТ 520-89 установлены следующие классы точности подшипников:

    — 0, 6, 5, 4, 2, Т — для шариковых и роликовых, радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;

    — 0, 6, 5, 4, 2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников;

    — 0, 6Х, 6, 5, 4, 2 — для роликовых конических подшипников.

    В условном обозначении подшипников класса точности проставляют только знак Х.

    Установлены дополнительные классы точности подшипников — 8 и 7 ниже класса точности 0 для применения по заказу потребителей в неответственных узлах.

    Перечень классов точности дан в порядке повышения точности. Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении подшипника не указывается. Классы точности ставятся через дефис непосредственно перед цифровой частью условного обозначения подшипника.

    Например: 6-205, где 6-класс точности радиального однорядного подшипника 205.

    II. Oбозначение радиального зазора подшипников

    Радиальные зазоры в подшипниках обозначаются номерами групп по ГОСТ 24810-81: «Подшипники качения. Зазоры. Размеры».

    Обозначение группы радиального зазора указывается слева от обозначения класса точности подшипника.

    Например: 70-205, где 7 — группа радиального зазора, 0 — класс точности радиального однорядного подшипника 205.Нормальная группа радиального зазора в условном обозначении подшипника не указывается. Специальные требования к величине радиального зазора, отличные от ГОСТ 24810-81, обозначаются буквой Н.

    Например: НО-42317 М, где Н — дополнительная группа радиального зазора, а 0 — класс точности подшипника 42317 М.

    III. Обозначение момента трения подшипников

    Величина момента трения (в гсм) радиальных и радиально-упорных подшипников определена техническими условиями ТУ37.006.085-79 «Нормы момента трения».

    Норма момента трения подшипника условно обозначается номером соответствующего ряда, проставленным перед обозначением радиального зазора. При этом в условном обозначении радиально-упорных, а также радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М.

    Примеры обозначения подшипников: 125-25 — подшипник шариковый радиальный однорядный класса точности 5 по ГОСТ 520-89 с радиальным зазором по второй группе ГОСТ 24810-81 с моментом трения по первому ряду;

    4М6-1000900 — подшипник шариковый радиальный однорядный 1000900 класса точности 6 по ГОСТ 520-89 с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 с моментом трения по четвертому ряду.

    IV. Обозначение категорий подшипников

    В зависимости от наличия дополнительных технических требований ГОСТ520-89 установлены три категории подшипников — А, В, С:

    — к категории А относятся подшипники классов точности 5, 4, 2, Т;

    — к категории В относятся подшипники классов точности О, 6Х, 6, 5 (с учетом дополнительных требований);

    — к категории С относятся подшипники классов точности 8, 7, О, 6.

    По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенных классов точности в соответствии с требованием ГОСТ 520-89 без отнесения к категории А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные для подшипников категорий А, В, С, не устанавливаются.

    Обозначение категорий А и В проставляют:

    — перед знаком зазора, при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора отличной от нормальной, например А25-204;

    — перед классом точности, при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например А5-205, при этом для подшипников класса точности 0 в обозначении проставляют знак О, например В0-205.

    В условном обозначении подшипников категории А и В с дополнительными техническими требованиями перед знаком категории указывается знак (1,- 2, 3 и т.д.), обозначающий дополнительные технические требования. Знак дополнительных технических требований не маркируют на кольцах подшипников, а указывают в конструкторской документации, на коробке или бандероли, в товарно-сопроводительной документации подшипников, а также при их заказе.

    В условном обозначении подшипников категории С категорию не указывают и не маркируют.

    V. Обозначения, характеризующие материал деталей подшипников, конструктивные отличия и специальные технические требования.

    Подшипники, отличающиеся от основного типа по материалам деталей, конструкции, покрытиям, зазорам, чистоте обработки, допускаемым отклонениям на размеры деталей и другим признакам, имеют следующие дополнительные обозначения, проставляемые справа от основного обозначения.

    Дополнительные знаки обозначения
    При первом исполненииПри последующих исполненияхОтличительные признаки
    1.АПодшипники, повышенной грузоподъемности
    2.ББ1, Б2, БЗ и т.д.Сепаратор массивный из безоловянистой бронзы
    3.ГГ1, Г2, ГЗ и т.д.Сепаратор массивный из черных металлов
    4.ДД1, Д2, ДЗ и т.д.Сепаратор из алюминиевого сплава
    5.ЕЕ1, Е2, ЕЗ и т.д.Сепаратор из пластических материалов
    6.КК1, К2, КЗ и т.д.Конструктивные изменения деталей подшипников
    7.ЛЛ1, Л2, ЛЗ и т.д.Сепаратор из латуни
    8.РР1, Р2, РЗ и т.д.Детали подшипников из теплоустойчивых сталей
    9.УУ1, У2, УЗ и т.д.Дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т.д.
    10.ХХ1, Х2, ХЗ и т.д.Детали подшипников из цементируемых сталей
    11.ЭЭ1, Э2, ЭЗ и т.д.Детали подшипников из стали ШХ со специальными присадками
    12.ЮЮ1, Ю2, ЮЗ и т.д.Детали подшипников из нержавеющей стали
    13.ЯЯ1, Я2, ЯЗ и т.д.Подшипники из редко применяемых материалов (твердые сплавы, стекло, керамика и т.д.)
    14.WW1, W2, WЗ и т.д.Детали подшипников из вакуумированной стали
    15.НН1, Н2, НЗ и т.д.Кольца и тела качения или только одно кольцо из модифицированной теплопрочной стали (кроме подшипников роликовых радиально-сферических двухрядных)
    16.ММодифицированный контакт

    VI. Обозначения специальных требований к подшипникам по шуму (вибрации)

    Нормы шумности подшипников предусмотрены соответствующими нормалями, а также специальными ТУ. Подшипники в этом случае получают дополнительное обозначение: букву Ш и цифровой индекс (Шl, Ш2, ШЗ и т.д.).

    По мере возрастания цифрового индекса требования к подшипнику по шуму в работе ужесточаются.

    Обозначения этих специальных требований ставятся справа от основного условного обозначения подшипника после указаний о конструктивных отличиях (К), материале сепаратора (Д, Л, Е, Б) или колец (Ю, Х, P) и т.д.

    Например: 5-8322 ЛШ1, где 5 — класс точности упорного одинарного шарикоподшипника 8322, Л — сепаратор латунный, Ш1- норма шумности.

    При изготовлении подшипников с деталями из сталей ШХ15 и ШХ15-СГ с повышенным отпуском в условном обозначении подшипника ставится буква Т с цифровым индексом или без него.

    Дополнительные обозначенияTT1Т2Т3Т4Т5
    Температура отпуска колец, °С200225250300350410

    Эти дополнительные обозначения ставятся справа от основного обозначения подшипника.

    Например: 75-205 ET2 — обозначение радиального однорядного шарикоподшипника 205, 5-го класса точности с радиальным зазором по 7-ой группе, пластмассовым сепаратором и температурой отпуска колец 240-260 °С.

    VIII. Обозначение сортов смазки, закладываемой в подшипники закрытого типа при их изготовлении

    Подшипники закрытого типа, заполненные пластичной смазкой, имеют следующие дополнительные обозначения:

    ГОСТ 8882-75 Подшипники шариковые радиальные однорядные с уплотнениями. Технические условия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

    ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНЫЕ ОДНОРЯДНЫЕ С УПЛОТНЕНИЯМИ

    ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

    ГОСТ 8882-75
    (СТ СЭВ 3793-82)

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

    ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНЫЕ ОДНОРЯДНЫЕ С УПЛОТНЕНИЯМИ

    ГОСТ
    8882-75*

    Технические условия

    ( СТ СЭВ 3793-82)

    Single — row radial sealed ball bearings.
    Specifications

    Взамен
    ГОСТ 8882-58

    Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 ноября 1975 г. № 3739 срок введения установлен

    Постановлением Госстандарта СССР от 13.04.87 № 1214 срок действия продлен

    Несоблюдение стандарта преследуется по закону

    Настоящий стандарт распространяется на однорядные радиальные шариковые подшипники, имеющие уплотнения, легкой и средней серий диаметров.

    Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3793-82 в части подшипников с уплотнениями.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

    2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

    4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

    5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

    ПРИЛОЖЕНИЕ справочное СТАТИЧЕСКАЯ С0 И ДИНАМИЧЕСКАЯ С ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

    1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

    1.1. Стандарт устанавливает следующие типы подшипников:

    160000 — с одним уплотнением;

    180000 — с двумя уплотнениями.

    1.2. Основные размеры и обозначения подшипников должны соответствовать указанным на чертеже и в табл. 1 — 6.

    d — номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца;

    D — поминальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца;

    B — номинальная ширина подшипника;

    r и r 1 , — номинальная координата монтажной фаски.

    Серия диаметров 1
    Размеры, мм

    Обозначения подшипников типов

    Серия диаметров 2, серия ширин 0
    Размеры, мм

    Обозначения подшипников типов

    Серия диаметров 5
    Размеры, мм

    Обозначения подшипников типов

    Серия диаметров 2, серия ширин 3
    Размеры, мм

    Обозначения подшипников типов

    Серия диаметров 3
    Размеры, мм

    Обозначения подшипников типов

    Серия диаметров 6
    Размеры, мм

    Обозначения подшипников типов

    Примечание. Масса подшипников по всем таблицам стандарта рассчитана для конструкций со штампованным из стального листа сепаратором при плотности стали 7,85 кг/дм 3 .

    Пример условного обозначения однорядного радиального шарикового с одним уплотнением подшипника средней серии диаметров 3, с d = 20 мм, D = 52 мм, B = 15 мм:

    Подшипник 160304 ГОСТ 8882-75

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    2.1. Подшипники типа 160000 допускается изготовлять с кольцами от подшипников типа 180000.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2.2. Уплотнения не должны выходить за торцы колец подшипника. Задевание уплотнений за сепаратор при рабочих нагрузках не допускается и должно быть обеспечено размерами деталей подшипников.

    2.3. Подшипники типа 180000 должны заполняться рабочим смазочным материалом. Марка смазочного материала и его количество устанавливаются изготовителем или по согласованию изготовителя и потребителя. Допускается при вращении подшипников незначительное выделение смазочного материала между внутренним кольцом и уплотнением. Выделение смазочного материала между наружным кольцом и уплотнением не допускается.

    Подшипники должны быть подвергнуты выборочным испытаниям (обкатке).

    Допустимые значения массы смазочного материала, выделяющегося между внутренним кольцом и уплотнением, устанавливают по согласованию между потребителем и изготовителем.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2.4. По согласованию с потребителем допускается изготовлять подшипники типа 160000 с канавкой на наружном кольце для установочных колец по ГОСТ 2893-82*.

    2.5. Радиальный зазор и биение подшипников следует контролировать до закладки рабочего смазочного материала и установки уплотнений.

    2.6. (Исключен, Изм. № 1).

    2.7. В подшипниках типов 160000 и 180000 проворачивание уплотнений не допускается.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2.8. Подшипники должны быть подвергнуты выборочным испытаниям на момент сопротивления вращению. Допустимые величины момента сопротивления устанавливают по согласованию между потребителем и изготовителем.

    Момент сопротивления вращению подшипников не должен превышать величин, установленных по согласованию между потребителем и изготовителем.

    2.9. Остальные технические требования — по ГОСТ 520-71.

    2.10. Технические требования к посадочным местам вала и корпуса по ГОСТ 3325-85*.

    2.11. Величины статической ( С0 ) и динамической (С) грузоподъемностей приведены в справочном приложении.

    2.8-2.11. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

    3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

    3.1. Объем выборки для испытаний подшипников на выделение смазочного материала и момент сопротивления вращению устанавливает изготовитель, остальные правила приемки — по ГОСТ 520-71.

    4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

    4.1. Методы контроля — по ГОСТ 520-71.

    5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

    5.1. Маркировку подшипников наносят на внешней поверхности уплотнений. Допускается наносить дополнительные знаки при маркировании на торцовых поверхностях или наружной посадочной поверхности подшипников, остальные требования по маркировке, упаковке, транспортированию и хранению — по ГОСТ 520-71.

    Разд. 3, 4, 5. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

    ПРИЛОЖЕНИЕ справочное
    СТАТИЧЕСКАЯ С0 И ДИНАМИЧЕСКАЯ С ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

    С односторонним уплотнителем; с двухсторонним уплотнителем; с канавкой на наружном кольце; с канавкой и защитной шайбой; с двухсторонним уплотнителем.

    Таблица подшипников представляет собой сводные данные о той или иной детали, включая ее тип, обозначение, аналог, размеры, иные параметры. Применение этой таблицы позволяет безошибочно выбрать нужный подшипник, быстро найти номер изделия, его габариты, а так же в случае необходимости подобрать идентичный товар другого происхождения. Например, на все размеры подшипников таблица позволяет определить их номер, и, наоборот, по одному номерному значению можно узнать стандартные размеры подшипников.

    Обозначения подшипников в зависимости от конструкции

    Все виды запчастей подлежат общепринятой стандартизации, соответственно и типоразмеры подшипников, и их модификации полностью отвечают значениям ГОСТ или ISO. Все эти данные сведены в таблице, как и упоминалось ранее.

    Например, рассмотрим на подшипник шариковый размеры . Изначально в таблице идет маркировка по ISO, затем аналог, соответствующий ГОСТ, после этого размеры, масса и схематичное изображение детали. Возьмем распространенный номер шарикового подшипника – 6008. Аналог этой детали по ГОСТ – 108. Внутренний диаметр составляет 40 мм, наружный 68 мм, ширина 15 мм, а вес 0,19 кг. Вроде бы все понятно, но эти показатели исключительно для радиальных однорядных моделей. А вот если взять сведения на такой же точно номер подшипника, но с одной защитной шайбой, изменится его обозначение (6008Z или 60108) и вес (0,2 кг). Размеры подшипников шариковых с одной шайбой остаются неизменными, как и в первом варианте. Следуем дальше, и берем в пример опять этот же подшипник, но уже с двумя защитными шайбами. На этот вид существует отдельная таблица, согласно которой меняется только маркировка (6008ZZ или 80108), остальное без изменений. Затем в зависимости от конструкционных особенностей в таблице меняются обозначения подшипника:

    • С односторонним уплотнителем — 6008 RS или 160108;
    • С двухсторонним уплотнителем — 6008 2RST или 750108;
    • С канавкой на наружном кольце — 6008 N или 50108;
    • С канавкой и защитной шайбой — 6008 ZN или 150108;
    • С двухсторонним уплотнителем — 6008 2RS или 180108 и т.д.
    Подшипник
    Категория
    Момент трения
    Радиальный зазор
    Точность
    Основное условное обозначение подшипникаКонструкция
    Материал
    Температура
    Смазка
    Вибрация
    Сепаратор
    d
    мм
    D
    мм
    B
    мм
    масса
    кг
    АналогФирмаСтандартЗавод
    4-6008Е46008Е82470,0139E8/P4SKFГОСТ 520-8931
    4-6008Е46008Е82470,0139E8/P4SKFЕТУ 1004
    4-6008У46008У82470,0153E8/P4SKFГОСТ 520-894
    4-60084600882470,0153E8/P4SKFГОСТ 520-8931
    5-6008Е56008Е82470,0153E8/P5SKFГОСТ 520-8931
    5-6008Е56008Е82470,0139E8T/P5SKFГОСТ 520-894
    5-6008У56008У82470,0153E8/P5SKFГОСТ 520-8931
    5-6008У56008У82470,0153E8/P5SKFЕТУ 1004
    5-6008У156008У182470,0153E8/P5SKFТУ 37.006.086-784
    5-60085600882470,0153E8/P5SKFГОСТ 520-894
    5-60085600882470,0153E8/P5SKFГОСТ 520-8931
    5-60085600882470,0153E8/P5SKFТУ 37.006.087-794
    6-6008У66008У82470,0153E8/P6SKFТУ 37.006.086-784
    6-60086600882470,0153E8/P6SKFГОСТ 520-894
    6-60086600882470,0153E8/P6SKFТУ 37.006.087-794
    6008600882470,0153E8SKFГОСТ 520-894

    В целом алгоритм более чем понятен. Изменение в конструкционной части несет в себе добавление цифр или букв в базовое обозначение детали. А вот если рассматривать на шариковые подшипники размеры таблица показывает, что они не меняются при модификации конструкции.

    Подобный алгоритм наблюдается, если смотреть в таблице обозначение подшипников качения, роликовых, радиально-упорных и других.

    Размеры разных видов подшипников

    Как правило, для выбора детали необходимо замерить наружный диаметр, внутренний, а также ширину. Но это не для всех видов подшипников. Например, размеры подшипников качения таблица определяет в расширенном варианте. Помимо стандартных замеров в таблице имеются сведения об угле наклона, диаметре упорного борта, диаметре конического отверстия, ширины упорного болта. Конечно, замерить самостоятельно все эти показатели не всегда предоставляется возможным, поэтому проще узнать не типоразмеры подшипников качения, а номер нужной детали. И уже, исходя из этой информации, по таблице определить правильные размеры подшипников качения.

    Зачем знать маркировку и размеры подшипников?

    Типоразмеры подшипников таблица содержит в себе для того, чтобы пользователь смог определить подойдет ли деталь в посадочное гнездо, и в конструкцию того или иного прибора, техники и пр. А вот маркировка подшипников качения, скольжения, игольчатых и других, позволяет определить тип детали, серию, класс точности, иные рабочие характеристики. Другими словами, знать на шарикоподшипники размеры так же важно, как и знать их маркировку и правильную расшифровку обозначений. Если игнорировать эти параметры, изделие может не подойти, или не выполнять своих функций, не потянуть возложенной на нее работы, выйти из строя через очень короткий промежуток времени, и даже привести к поломке техники.

    Поэтому перед покупкой следует определить точные габариты запчасти, или посмотреть в каталог шариковых подшипников с размерами, узнать номер детали по таблице, ее маркировку и конструкционные особенности. Так вы сможете сделать безошибочный выбор подшипника, который прослужит долгие годы.

    Похожие статьи

    Таблица подбора подшипников

    Таблица подбора подшипников – важный инструмент, позволяющий подобрать ту или иную модель, в зависимости от диаметра вала, эксплуатационных условий и требований механизма. При неверном подборе подшипника применять их небезопасно. Это может навредить не только самому изделию, но и привести к заклиниванию и даже поломке узлов оборудования.

    Что такое таблица и ее основные функции

    Таблица рассматривается как специальный инструмент для подбора подшипников. В ней приведены общие данные о подшипниках разных типов, о тех или иных моделях. В список таблицы входят и импортные и российские запчасти. Это удобно тем, что в случае подбора определенного номера подшипника, в таблице будет отражаться абсолютный его аналог, отечественный или зарубежный.

    Основные сведения, представленные в таблицы, это диаметр внешнего и внутреннего кольца, вес изделия, его ширина и номер. Все числовые показатели полностью соответствуют общепринятым стандартам, что исключает ошибки в процессе выбора типоразмера изделия по номеру.

    Шариковые подшипники

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    • Наличие

    Шариковые подшипники — что такое и какие бывают?

    Шариковые подшипники, каталог которых представляет вам интернет-магазин Техноберинг, представляют собой элементы конструкций, использующиеся с незапамятных времен. Принято думать, что подшипники шариковые, цены которых сегодня довольно разнообразны – это современное изобретение. На самом деле, первые образцы данных элементов были обнаружены учеными в слоях почвы, относящихся к Каменному веку. Овладев технологией сверления, люди тех времен смогли соорудить первый аналог современного шарикового подшипника, размеры которого были различными. Были в древние времена и роликовые подшипники, хоть и не в том виде, в котором мы их привыкли видеть сейчас. Так, вместо шариковых и роликовых подшипников использовались деревянные бревна, подкладывая под предмет которые, можно было успешно передвигать тяжести с места на место. Данная технология, к примеру, применялась в Египте при строительстве пирамид. Что касается подшипников качения шариковых, то их изобрели еще в 330 году древние греки. Впоследствии их использовал в своих работах и Леонардо да Винчи. Впрочем, если говорить об осовремененных аналогах, то их изобретение относится к 1780 году, когда в Англии их стали делать из металла. Массовое производство шариковых и роликовых подшипников относится к концу 19 века. В 1853 году был создан первый подшипниковый велосипед. Что же до конических и игольчатых подшипников, то их стали использовать в середине 19 века.

    Что же собой представляют шариковые подшипники, каталог которых вы видите перед собой? Речь идет о металлической детали, являющейся важной частью составляющей опоры. Она используется для поддержки подвижных конструкций. К примеру, подшипники шариковые, цены на которые определяются их характеристиками, могут применяться в составе осей и валов. В чем заключается основная функция подшипников шариковых однорядных? Элемент предназначен для фиксации положения того или иного объекта в пространстве, равно как и для обеспечения перемещения, качения и вращения без сильного сопротивления. Подшипник шариковый однорядный также применяется для принятия и передачи нагрузки, исходящей от движущегося узла, в направлении других конструкционных элементов. Как вы могли заметить, шариковые подшипники, размеры которых могут быть как большими, так и маленькими, имеют различные принципы работы, что и является причиной их классификации. В частности, выделяют подшипники качения шариковые, подшипники скольжения, динамические, гидростатические, газодинамические, газостатические и магнитные подшипники. Среди всего этого разнообразия немудрено запутаться, особенно тем клиентам, которые впервые видят таблицу шариковых подшипников. Но вам нужно знать одну вещь. Если речь идет о не узкоспециализированном машиностроении, то здесь, в подавляющем большинстве случаев, используются либо подшипники двухрядные шариковые качения, либо такие же подшипники скольжения.

    Подшипники двухрядные шариковые

    Как вы уже поняли, подшипник – это не просто шарик между отдельными деталями. Подшипник двухрядный шариковый – это более сложная конструкция, включающая в себя тела качения (шарики) и два кольца. Иногда в конструкции присутствует сепаратор, хотя он и не обязателен. Таблица шариковых подшипников указывает на то, что если элемент не включает в свою конструкцию сепаратор, то такой подшипник будет характеризоваться более высокой грузоподъемностью, которая предоставляется за счет значительного снижения скоростных характеристик подшипника упорного двухрядного. С элементами, в которых есть сепаратор, дело обстоит с точностью до наоборот. Торцевая и внутренняя поверхность кольца характеризуется наличием желоба (дорожки), которая и гарантирует подшипнику упорному двухрядному процесс качения. Тело качения в процессе работы движется именно по этим дорожкам.

    Подшипники шариковые упорные

    Если говорить конкретно о подшипниках качения, то выделяют две х разновидности. Во-первых, речь идет об упорных шариковых подшипниках, купить которые предлагает интернет-магазин Техноберинг. Во-вторых, если говорить о не менее распространенной разновидности данного элемента, то имеются в виду роликовые подшипники. В то же время, это не единственное разделение на виды среди подшипниковых конструкций. Если судить по типу принимаемой нагрузки, то можно выделить подшипники радиальные шариковые, подшипники радиальные упорные шариковые, а также линейные упорные их разновидности. Кроме того, имеется еще и разделение по рядам качения, которое также стоит учитывать при выборе. Традиционными считаются однорядные упорные подшипники, цена которых устраивает многих покупателей. Но это далеко не аксиома. Если количество рядов отлично от одного, а конкретно – два, то речь уже идет не об однорядной разновидности, а о таком элементе, как двухрядные сферические шариковые подшипники. Выделяют также многорядные подшипники, в которых количество рядов больше двух. Впрочем, этот вариант не столь распространен, как упорные однорядные подшипники, использующиеся заметно чаще своих многорядных собратьев.

    Стандарты и ГОСТ

    Если рассматривать стандарты ГОСТ, то можно выделить 11 основных типов подшипников. Что касается подшипников шариковых однорядных размеров, то они могут учитывать внутренний или наружный диаметр, а также толщину элемента. Это непременно указывается в технических характеристиках. К примеру, подшипников шариковых однорядных размеры для автомобилей Ока составляют 32/12/10, с установкой в генератор. Стоит ли говорить о том, что качество рассматриваемых нами агрегатов будет оказывать прямое влияние на КПД машины, в который они будут установлены. Также, купить упорный шариковый подшипник высокого качества – значит продлить долговечность машины, с одновременным повышением ее работоспособности. Кстати, в последнее время рынок начали завоевывать радиальные шариковые сферические подшипники бесконтактного и контактного типа, пользующиеся большим спросом. Далее мы более подробно рассмотрим некоторые распространенные типы рассматриваемых узловых элементов.

    Подшипники шариковые радиальные

    Подшипник радиальный шариковый – это элемент широкого назначения, который используется в том случае, если упорные шариковые подшипники купить для данной машины не получится ввиду их абсолютной несопоставимости. Так вот, подшипники радиального типа принимают на себя соответствующие радиальные нагрузки, плюс не слишком сильные нагрузки осевого типа. Радиальные шариковые сферические подшипники характеризуются высокой скоростью работы, но есть у них один значительный недостаток, а вернее – эксплуатационная особенность. Если будет наблюдаться перекос валов, то подшипники шариковые радиальные однорядные могут просто не выдержать и выйти из строя. Кроме того, данный элемент имеет не самую впечатляющую нагрузочную способность. Подшипники шариковые радиальные однорядные сегодня выпускают во многих странах мира, включая Японию, Швецию, Украину.

    Купить упорный шариковый подшипник стремятся те люди, которым нужна надежная работа при значительной осевой нагрузке. Но стоит помнить о том, что такой элемент плохо справляется с радиальными нагрузками, для которых нужны соответствующие агрегаты. Купить упорный шариковый подшипник – значит гарантировать использующейся машине впечатляющие скоростные характеристики, при заниженной нагрузоспособности.

    Далее у нас на очереди шариковые подшипники упорные, цена которых не слишком велика. Их рекомендуют использовать при малых нагрузках, да и обороты в работе должны применяться небольшие. Шариковые упорные подшипники, цена которых обозначена в каталоге, могут быть не только стандартными одинарными, но и двойными. В данной категории присутствуют еще и радиально упорные подшипники, купить которые стремятся не реже, чем предыдущий вариант. Их устройство не сильно отличается от радиальных подшипников, но различия все же имеются. Непременное условие эксплуатации радиально упорных подшипников, купить которые вы наверняка захотите, является одновременная радиальная и осевая нагрузка. Если нагрузка будет осуществляться только по одному из указанных направлений, то радиально упорные подшипники (цена актуализирована на дату просмотра) просто не будут функционировать. При двусторонней нагрузке на радиально упорные подшипники, цена которых зависит от параметров, можно достичь достаточно высокой скорости работы. Имеется возможность создать из группы подшипников триплексы и дуплексы. Если речь идет об объединении подшипников разного вида, то такие комплексы смогут выдерживать как радиальные, так и осевые нагрузки, в одинаковой степени.

    Подшипники двухрядные сферические

    Двухрядные сферические шариковые подшипники были изобретены в Швеции еще в начале прошлого века, причем их первоначальное название было Volvo. Изобретение часто использовалось при передаче мощности паровой машины ткацким станкам. Основой подшипников двухрядных радиальных шариковых служат стандартные шариковые подшипники, но внешнее кольцо данного элемента имеет характерную сферическую поверхность. Благодаря этому вы можете использовать подшипники двухрядные радиальные шариковые даже в том случае, если вал изогнут или перекошен. Стоимость таких подшипников не сильно выше, чем цена на традиционные подшипники радиально упорные шариковые.

    Подшипники качения

    Подшипник, согласно ГОСТ 24955-81 — опора, определяющая положение движущихся частей механизма относительно других частей.

    В зависимости от характера взаимодействия подвижных и неподвижных элементов подшипника различают подшипники скольжения и качения.

    Рассмотрим подробнее устройство, разновидности, особенности подшипников качения.

    Классификация подшипников качения

    В зависимости от формы тел качения различают подшипники:

    • Шариковые
    • Роликовые
      • с цилиндрическими роликами
      • с коническими роликами
      • с бочкообразными роликами
      • с витыми роликами
      • с игольчатыми роликами

    По числу рядов различают подшипники:

    • однорядные
    • двурядные
    • четырехрядные

    По возможности самоустановки:

    • несамоустанавливающиеся
    • сферические самоустанавливающиеся

    По направлению воспринимаемой нагрузки:

    • радиальные
    • упорные
    • радиально-упорные

    Устройство подшипников качения

    В общем случае подшипник качения состоит из наружного 1 и внутреннего 1 кольца, на которых могут быть выполнены беговые дорожки (канавки). Между кольцами расположены тела качения 3 (шарики, ролики). Для базирования тел качения внутри подшипника используется сепаратор. Внутренне кольцо устанавливается на валу, наружное — в корпусе (опоре).

    Передача усилий от вала на опоры осуществляется через тела качения.

    Осевые и радиальные нагрузки

    В зависимости от типа, подшипники способны воспринимать радиальные и осевые нагрузки.

    Радиальной называют нагрузку, направленную в радиальном направлении, то есть от центра к наружному диаметру.

    Осевой называют нагрузку, действующую в направлении оси вала.

    Основные типы подшипников

    Типы и конструктивные исполнения подшипников стандартизованы в ГОСТ 3395-89.

    Шарикоподшипники

    Телом качения в подшипниках данного типа являются шарики, их контакт в идеальном случае — точечный. Шариковые подшипники более быстроходны, чем роликовые.

    Однорядные радиальные шариковые подшипники

    Подшипники этого типа предназначены для восприятия нагрузки в радиальном направлении.

    За счет размещения шариков в желобе шариковые подшипники способны воспринимать кратковременную осевую нагрузку.

    Благодаря точечному контакту между обоймой е телами качения подшипник обладает наименьшим трением и подходит для высоких частот вращения.

    Двухрядные радиальные шариковые подшипники

    Обладают повышенной грузоподъемностью по сравнению с однорядными подшипниками, но требуют более точной установки.

    Двухрядные шариковые сферические подшипники

    Самоустанавливающиеся подшипники, применяют в конструкциях где возможны смещения осей подшипников друг относительно друга или в случае отсутсвия возможности обеспечения соосности подшипников.

    Обладают меньшей грузоподъемностью по сравнению с несамоустанавливающимися шариковыми подшипниками.

    Шариковые радиально-упорные подшипники

    Радиально-упорные подшипники предназначены для восприятия как осевых, так и радиальных усилий.

    Одиночную установку шарикового радиально-упорного подшипника применяют редко, только в том случае если осевая нагрузка всегда действует только в одном направлении. Обычно шариковые радиально-упорные подшипники устанавливают парно, с затяжкой внутренних или внешних обойм.

    Однорядные шариковые упорные подшипники

    Предназначены для восприятия осевой нагрузки, действующей в одном направлении. Радиальную нагрузку воспринимать не могут.

    Двухрядные шариковые упорные подшипники

    Способны воспринимать осевую нагрузку, действующую в обоих направлениях. Частота вращения ограничена величиной центробежных сил, под действием которых шарики могут смещаться за пределы беговых канавок.

    Упорно-радиальные шариковые подшипники

    Способны воспринимать, как осевые, так и радиальные нагрузки.

    Роликоподшипники

    Телом качения в подшипниках этого типа являются ролики, поверхности ролика и обоймы контактируют по линии (если считать их абсолютно твердыми). Роликовые подшипники обладают большей грузоподъемностью, чем шариковые.

    Радиальные роликовые подшипники

    Роликовые подшипники данного типа способны воспринимать высокую нагрузку в радиальном направлении. Их несущая способность в 1,5 — 2 раза выше, чем у шариковых подшипников тех же размеров.

    Подшипники с длинными роликами отличаются меньшими габаритами в радиальном направлении и большей несущей способностью.

    Подшипники с витыми роликами обладают меньшей несущей способностью, но повышенной упругостью.

    Игольчатые подшипники

    Особый вид роликовых подшипников с длинными роликами малого диаметра. Игольчатые подшипники предназначения для восприятия очень высоких радиальных нагрузок при небольших частотах вращения.

    Двурядные подшипники с бочкообразными роликами

    Самоустанавливающиеся роликовые подшипники. Отличаются от шариковых сферических повышенной грузоподъемностью как в радиальном так и в осевом направлении.

    Конические радиально упорные подшипники

    Конические подшипники используют при высоких радиальных и осевых нагрузках. Угол конуса наружной беговой дорожки составляет 20-30 градусов. Осевое усилие вызывает высокие нагрузки на ролики.

    Частота вращения конических подшипников ограничена, они требуют точно установки, для чего могут использоваться регулировочные шайбы, прокладки.

    Увеличение угла конуса наружной беговой дорожки позволяет увеличить допускаемую осевую нагрузку.

    Упорные подшипники с цилиндрическими роликами

    Состоят из колец, роликов и центрирующего сепаратора. Упорные цилиндрические подшипники применяют при низких частотах вращения и высоких нагрузках.

    Упорные с коническими роликами

    Телом качения являются ролики, вершины которых сходятся на оси подшипника.

    Сфероконические упорные

    Самоустанавливающиеся подшипники, предназначенные для работы с большими радиальными и осевыми нагрузками. Профили тел качения — бочкообразные.

    Обозначение подшипников качения

    Рассмотрим обозначения стандартизированных подшипников.

    Обозначение подшипников по ГОСТ

    Обозначение состоит из набора цифр, каждая из которых указывает на ту или иную техническую характеристику.

    Для обозначений подшипников с внутренним диаметром до 10 мм используется следующая схема:

    Подшипники с внутренним диаметром более 10 мм обозначают следующим образом:

    Расшифровку обозначения удобно проводить справа налево.

    Первые две цифры справа обозначают внутренний диаметр подшипник. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм указывается цифра диаметра, разделенная на 5. Для подшипников с диаметром меньше 10 указывается одна цифра, соответствующая внутреннему диаметру.

    Для подшипников с внутренним диаметром от 10 до 20 указываются следующие цифры.

    Диаметр отверстия подшипника, ммОбозначение
    1000
    1201
    1502
    1703

    Третья цифра для подшипников с диаметром больше 10 указывает на серию диаметров. При внутреннем диаметре меньше 10 третей цифрой указывается 0.

    Четвертая цифра обозначает тип подшипника.

    • 0 радиальный шариковый однорядный
    • 1 радиальный шариковый двурядный сферический
    • 2 радиальный с короткими цилиндрическими роликами
    • 3 радиальный роликовый двурядный сферический
    • 4 роликовый с длинными или игольчатыми роликами
    • 5 роликовый свитыми роликами
    • 6 радиально-упорный шариковый
    • 7 роликовый конический
    • 8 упорный шариковый
    • 9 упорный роликовый

    Пятая и шестая цифра указывает на конструктивные особенности подшипника.

    Конструктивные исполнения подшипников указаны в ГОСТ 3395 Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения Седьмая цифра справа обозначают серию по ширине:

    • узкие
    • нормальные
    • широкие
    • особо широкие

    Нули в левой части обозначения могут опускаться (не указываться).

    Примеры обозначения подшипников по ГОСТ

    Рассмотрим пример обозначения радиального шарикоподшипника с внутренним диаметром 30 мм, сверхлегкой серии диаметров 9, нормальной серии ширин 1.

    • Первые две цифры справа 30/5=06
    • Третья цифра — серия диаметров — 9
    • Четвертая цифра справа для шарикового радиального однорядного подшипника — 0
    • Пятая и шестаяя цифра 00 — без конструктивных особенностей
    • Седьмая цифра справа — серия ширин — 1

    Получается, что обозначение данного подшипника — 1000906.

    Расшифруем обозначение подшипника 2007108, расшифровку будем проводить справа налево.

    • 08 — цифра указывает на внутренний диаметр подшипника, поделенный на 5, значит диаметр кольца подшипника — 08*5=40мм
    • 1 — серия диаметров 1
    • 7 — роликовый конический
    • 00 — без конструктивных особенностей
    • 2 — серия ширин 2

    Получается, что обозначение 2007108 имеет роликовый конический подшипник серии диаметров 1, серии ширин 2.

    Рассмотрим обозначение подшипника с диаметром меньше 10 — 1000088.

    • 8 — диаметр подшипника меньше 10 мм, цифра обозначает внутренний диаметр подшипника 8 мм.
    • 8 — серия диаметров 8
    • 0 — третья цифра 0, при обозначении подшипников с внутренним диаметром меньше 10
    • 0 — шариковый радиальный однорядный
    • 00 — без конструктивных особенностей
    • 1 — серия ширин 1

    Подшипник 107, для расшифровки удобнее записать 0 00 0 107.

    • 07 — внутренний диаметр 35
    • 1 — серия диаметров 1
    • 0 — шариковый радиальный однорядный
    • 00 — без конструктивных особенностей
    • 0 — серия ширин 0

    Обозначение подшипников по ISO/DIN

    Обозначение импортных подшипников основано на тех же принципах, что и обознчаение по ГОСТ.

    Если расшифровывать обозначение справа налево, первая цифра (или первые две цифры) указывает на внутренний диаметр. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм указывается цифра диаметра, разделенная на 5.

    Для подшипников с диаметром меньше 10 указывается одна цифра, соответствующая внутреннему диаметру. Соответствие цифр диаметрам подшипников от 10 до 20 указано в таблице.

    Вторая справа цифра указывает на серию ширин, третья — серия диаметров, четвертая — тип подшипника:

    • 0 — шариковые радиально-упорные
    • 1 — шариковые сферические
    • 2 — роликовые сферические
    • 3 — роликовые конические
    • 4 — шариковые радиальные двурядные
    • 5 — шариковые упорные
    • 6 — шариковые радиальные однорядные
    • 7 — шариковые радиально-упорные
    • 8 — роликовые цилиндрические упорные
    • C — роликовые тороидальные
    • N — роликовые цилиндрические
    • QJ — шариковые с четырехточечным контактом
    • T — роликовые конические по ISO 35

    После обозначения может указываться суффикс, свидетельствующий о наличии конструктивных особенностей, например:

    • Z — наличие защитного кольца с одной стороны
    • ZZ — Наличие защитного кольца с двух сторон

    Перед базовым обозначением может находится префикс, указывающий на тип и профиль подшипника, например:

    • H — высокоскоростной
    • HS — сверхскоростной

    ГОСТ 832-78 Подшипники шариковые радиально-упорные сдвоенные. Типы и основные размеры

    Текст ГОСТ 832-78 Подшипники шариковые радиально-упорные сдвоенные. Типы и основные размеры

    ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ СДВОЕННЫЕ

    ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

    ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ СДВОЕННЫЕ

    Типы и основные размеры

    Dyplexed angular contact ball bearings.

    Types and boundary dimensions

    Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 июня 1978 г. № 1713 дата введения установлена

    Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.85 № 3907

    1. Настоящий стандарт распространяется на сдвоенные радиально-упорные шариковые подшипники, предназначенные для фиксации вала и корпуса в радиальном и осевом направлениях.

    2. Стандарт устанавливает типы подшипников в зависимости от углов контакта, указанных в табл. 1.

    Обозначение типа подшипника

    Схема комплектации подшипников

    Комплект двустороннего осевого действия

    Наружные кольца обращены друг к другу широкими торцами

    Внутренние кольца обращены друг к другу узкими торцами

    Наружные кольца обращены друг к другу узкими торцами

    Внутренние кольца обращены друг к другу широкими торцами

    Комплект одностороннего осевого действия

    Наружные кольца обращены друг к другу разноименными торцами

    Внутренние кольца обращены друг к другу разноименными торцами

    *а — угол контакта, равный углу между линией действия результирующей нагрузки на тело качения и плоскостью, перпендикулярной оси подшипника.

    3. Основные размеры и обозначения сдвоенных подшипников после монтажа должны соответствовать указанным в табл. 2—6.

    Переиздание. Июль 2005 г.

    © Издательство стандартов, 1978 © Стандартинформ, 2005

    Продолжение табл. 2

    Особолегкая серия диаметров 1, серия ширин О

    Обозначение внутреннего диаметра подшипника для типов

    Продолжение табл. 3

    Обозначение внутреннего диаметра подшипника для типов

    236100К; 336100К; 436100К

    Легкая серия диаметров 2, серия ширин О

    Обозначение внутреннего диаметра подшипника для типов

    Продолжение табл. 4

    Обозначение внутреннего диаметра подшипника для типов

    * Нерекомендуемый типоразмер подшипника.

    Средняя серия диаметров 3, серия ширин О

    Обозначение внутреннего диаметра подшипника для типов

    246300; 346300; 446300

    266300; 366300; 466300

    Нерекомендуемый типоразмер подшипника.

    Тяжелая серия диаметров 4, узкая серия ширин О

    Обозначение внутреннего диаметра подшипника для типов

    266400; 366400; 466400

    Пример условного обозначения комплекта сдвоенного подшипника легкой серии, по схеме Т, с d = 30 мм, с углом контакта а = 12°

    Подшипник 436206 ГОСТ 832—78

    То же, со скосом на внутреннем кольце и а = 15°.

    4. Допуск ширины В для сдвоенных подшипников не должен превышать тройного допуска ширины одного однорядного радиально-упорного шарикового подшипника.

    5. Сдвоенные подшипники собираются изготовителем из однорядных радиально-упорных шариковых подшипников одного типоразмера и класса точности и должны поставляться и применяться комплектно.

    6. Предварительный натяг (величина нагрузки в ньютонах или кгс) сдвоенных подшипников устанавливается по согласованию с потребителем. Величина предварительного натяга должна быть указана в паспорте подшипника.

    7. На наружных и внутренних цилиндрических посадочных поверхностях колец сдвоенных подшипников в местах наибольшего радиального биения должны быть нанесены стрелки -» одновременно указывающие, какими торцами должны соприкасаться наружные и внутренние кольца в рабочем состоянии.

    8. Технические требования — по ГОСТ 520—2002.

    9. Технические требования к посадочным местам вала и корпуса для подшипников — по ГОСТ 3325-85.

    Редактор М.И Максимова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка Л.А. Круговой

    Подписано в печать 12.08.2005. Формат 60х84*/&. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Уел. печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. 0,75. Тираж 25 экз. Зак. 574. С 1662.

    ФГУП «Стандартинформ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. Набрано в ИПК Издательство стандартов на ПЭВМ

    Отпечатано в филиале ФГУП «Стандартинформ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.

    Подшипники качения — таблица размеров, виды и классификация

    Существует несколько типов и модификаций опорных механизмов, обеспечивающих взаимное перемещение конструктивных частей различных устройств. По характеру трения подобные образцы делятся на 2 вида. С классификацией и таблицей размеров представителей одного из них – подшипников качения – мы и познакомимся в предлагаемой статье.

    Данное изделие – 2 кольца разных диаметров, между которыми помещен сепаратор. По сути, это «оболочка», в которой находятся подвижные элементы (в отдельных модификациях она может отсутствовать). В отличие от аналогов, работа которых основана на скольжении, при изготовлении таких образцов используется только сталь (нержавеющая, теплостойкая и так далее – вариантов много).

    Тем, кто хочет детально разобраться с ТУ на подшипники качения, их классами точности, типоразмерами и допусками, модификациями и рядом других особенностей, автор рекомендует обратиться к ГОСТ № 520 от 2011 года. Он заменяет стандарт под таким же номером от 2002 года.

    Классификация подшипников качения

    Она довольно сложная, и разница некоторых модификаций понятна лишь специалисту, равно, как и имеет принципиальное значение в большинстве случаев только для него. Но если рассмотреть весь сортамент продукции, оговоренный ГОСТ, то можно категорировать все подшипники качения следующим образом.

    По восприятию нагрузки

      Упорные. Место установки – вертикально ориентированные валы, угловые скорости вращения которых не отличаются большими значениями. Такие подшипники предназначены для противодействия нагрузкам осевым. Радиальные. Название свидетельствует, что они устанавливаются на валах, испытывающих нагрузки, вектор силы которых перпендикулярен оси. Упорно-радиальные и радиально-упорные. По сути, такие подшипники универсальны в применении, так как сочетают в себе качества (свойства, особенности) двух предыдущих модификаций. Есть ли между ними разница, если в названиях одинаковые термины? Да. Специфика применения определяется словом, стоящим на первом месте в наименовании подшипника качения. Именно оно показывает, на какой вид нагрузки (по максимуму) более всего ориентирован образец. В соответствие с инженерными расчетами и делается выбор в пользу того или иного его исполнения.

    По конструктивным особенностям

      Подшипники самоустанавливающиеся. Открытые. Закрытые подшипники. С самоустанавливающимся кольцом. Сдвоенные. Подшипники комплектные. Подузлы. Желобные.

    По подвижным элементам

      Шариковые. Роликовые. Эти элементы, в свою очередь, могут иметь различную геометрию и подразделяются на: цилиндрические, конические, витые (пустотелые), бочкообразные, длинные, игольчатые, короткие.

    По числу желобов

    По ним перемещаются подвижные элементы. Желоба располагаются рядами, количество которых может быть 1, 2 или 4.

    По геометрии посадочного отверстия подшипника

      Конусное. Цилиндрическое.

    По специфике применения

      Приборные. Базовые.

    Преимущества использования подшипников качения

      Повышение класса точности работы механизмов (агрегатов, приборов). Уменьшение эксплуатационных расходов. Более длительный безремонтный срок службы образцов как результат надежности подшипников за счет снижения степени их износа. Расширение ряда функциональных возможностей узлов и механизмов, собранных на основе таких комплектующих.

    Таблица размеров

    Предельные величины основных параметров (в мм)

    Диаметры

      Внутренний: 0,6 – 2 000. Наружный: 2,5 – 2 850.

    Ширина колец: 10 – 19.

    Как смог убедиться читатель, даже лишь один вид опорных механизмов – подшипников качения – имеет множество модификаций и типоразмеров. При замене детали по принципу «один в один» необходимо внимательно смотреть на ее маркировку.

    Таблица шариковых подшипников: номера, размеры и маркировка

    В нашей статье мы подробно в режиме онлайн покажем таблицы и размеры шариковых подшипников в миллиметрах по ГОСТУ. Эти детали являются промежуточными звеньями между вращающимися осями и валами. Также берут на себя радиальную или продольную нагрузки и передают их на другие части механизма. При их помощи обеспечивается вращение, покачивание или регулярное перемещение с небольшим коэффициентом трения.

    Они классифицируются по типу передачи усилия, по конструкции опорных элементов (шарики, ролики, иголки и другие сложные геометрические формы). Все узлы, данного назначения, построены по принципу качения.

    Шариковые делятся на:

    • • радиальные;
    • • самоцентрирующиеся;
    • • опорные;
    • • радиально-упорные.
    • • радиальные и упорные с цилиндрическими элементами качения;
    • • с коническими вращающимися частями.

    Описание табличных данных

    Все многообразие деталей невозможно вместить в один систематизирующий документ. Поэтому далее мы предоставляем вам сведения по каждому отдельному виду. Вашему вниманию предоставляются данные по геометрическим параметрам, маркировке. Иногда требуется предоставление информации о дополнительных опциях: открытый или закрытый материал перфоратора, обороты вращения, вес и температурный режим.

    Реестр:

    Разберем подробнее технические параметры.

    Таблица посадочных размеров и серий шариковых радиальных однорядных подшипников

    Этот тип наиболее распространен и используется в механизмах, где имеются вращающиеся детали: в электродвигателях, в редукторах, в ременных и цепных передачах различных габаритов от наручных часов до силовых установок океанского лайнера.

    Специфическая маркировка, таблица размеров и номеров подшипников по диаметру для всех видов совпадает. Отличаются по технологическим особенностям, уровню защиты и наличию монтажных пазов узла.

    С одной защитной шайбой

    Параметры и вес этих деталей совпадают с приведенными выше данными. Единственное отличие для ISO является добавочная буква z. Например, 6321 Z. По ГОСТу перед номером ставится цифра 60.

    С двумя защитными шайбами

    Данные для этого вида узлов такие же, как и в первой ведомости. Только отличаются прибавлением символа ZZ для ISO и для ГОСТа – добавочная 80.

    С односторонним уплотнителем

    Параметры этих узлов совпадают с приведенным выше реестром, за исключением букв в маркировке ISO и цифр в ГОСТе. Вместо Z пишутся RS, а перед четырехзначным числом вставляется 10.

    С двухсторонним

    Данные для таких деталей являются аналогом приведенного материала в прошлом заголовке. Только перед RS вставляют цифру 2, а перед номером пишется 180.

    С канавкой на наружном кольце

    В маркировке ISO пишется 6003 N, по ГОСТУ 50103.

    С канавкой и одной защитной шайбой

    Здесь обозначения такие: 6003 ZN или 150103.

    С канавкой и двумя защитными шайбами

    ISO – 6003 ZZN, ГОСТ – 450103.

    С канавкой с двухсторонним уплотнением

    Канавка обозначается буквой N, а уплотнение – RS или 2RS.

    Радиально-упорные шариковые подшипники

    Этот вид обеспечивает реакцию в двух плоскостях вдоль оси и перпендикулярно ей. При использовании двухрядной модели происходит фиксация вала в пространстве.

    Размеры в таблице радиально-упорных шарикоподшипников неразъемных однорядных

    Типоразмеры и вес подшипников шариковых радиально-упорных двухрядных в таблице

    Упорные шариковые

    Такая серия деталей обозначаются двумя видами.

    Одинарные

    В маркировке ISO нет английских букв, а цифры начинаются с 511. По государственному стандарту – четырехзначные цифры с приставкой из 81.

    С подкладным кольцом

    Упорные шариковые подшипники двухрядные

    Цилиндрические роликоподшипники

    Эти детали выгодно отличаются от шариковых повышенной нагрузкой на ось. Площадь соприкосновения ролика гораздо шире, чем у шаровидной опоры. Некоторые модификации позволяют продольное смещение вдоль оси.

    Мы покажем таблицы, по которым можно определить размер по номеру подшипника:

    Без бортов на наружном кольце

    С однобортным внутренним кольцом

    С одним встроенным и одним свободным бортом на внутреннем кольце

    Конические роликоподшипники

    Имеют такие же преимущества, как и цилиндрические: высокую нагрузку, возможность разборки. Кроме этого, они позволяют регулировать зазор между поверхностями качения после выработки. К ним относятся следующие виды.

    Однорядные

    С большим углом конуса

    Двухрядные

    Четырехрядные

    Сферические роликоподшипники

    Они совмещают в себе способность выдерживать высокие нагрузки и имеют отклонение в осях посадки и вращения. Их еще называют, как самоцентрирующиеся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector