Срок годности тосола в системе охлаждения - Авто журнал Волгино Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько хранить антифриз

Сколько хранить антифриз

Все составляющие элементы автомобиля имеют определенный период полезного использования, не исключение и охлаждающая жидкость. Однако, не все водители знают срок годности антифриза и с какой периодичностью его следует менять. Попробуем разобраться в данном вопросе, ведь от надлежащего состояния вещества зависит работа двигателя и общее функционирование машины.

Предназначение охлаждающей жидкости

Такое название носит специальное автомобильное охлаждающее вещество, использование которого обусловлено тем, что температура замерзания его значительно ниже, чем у воды. Кроме того, и коэффициент расширения его в охлажденном состоянии значительно меньше. Именно такие свойства помогают водителю защитить свое транспортное средство от нежелательных поломок и обеспечить бесперебойную работу двигателя. В современных условиях машина практически не может функционировать в холодное время года без такого года предохранителя

Состав охлаждающей жидкости

Главным элементом антифриза преимущественно является этиленгликоль, немного реже это пропиленгликоль (он по своей природе менее токсичен, а себестоимость его намного выше). К концентру вещества в равных соотношениях добавляют воду. Определенный набор присадок призван бороться с коррозией и кавитацией. Такой состав считается стандартным и не поддается особых изменений со стороны производителя, именно такой набор элементов и определяет срок службы антифриза.

Отличие присадок в составе жидкостей определяет его свойства и влияет на уровень реакции на мороз. Поэтому вещества можно разделить на следующие группы:

  • карбоксилатные;
  • гибридные;
  • лобрид;
  • традиционные.

Использование иностранного антифриза

Период полезной эксплуатации продуктов иностранного происхождения преимущественно отличается от показателей отечественного производителя. Однако, определить точный и единственный показатель невозможно. Все зависит от того, кто производит товар, какой хладагент используется, что именно входит в конечный состав ОЖ и набора присадок.

Отталкиваться нужно от того, что подавляющее количество продуктов на современном рынке созданы на основе силиката или карбоксилата. Первую группу жидкостей для охлаждения целесообразно заменять раз в три года или через каждые 150 тыс. км. пробега, другую – соответственно каждые пять лет или после прохождения машиной 250 тыс. км. Это все является условным общим правилом, но сам производитель может указать на этикетке совсем другие цифры. В любом случае нужно придерживаться именно его условий.

Большое значение имеет и марка автомобиля в сочетании с правильным типом жидкости, например, некоторые машины могут исправно работать без замены около 10 лет.

Полезное использование «тосола»

Такое название в свое время получил продукт, который выпускался на территории Советского Союза, однако со временем слово вошло в постоянное употребления и стало применяться к любому отечественному антифризу. Стоит отметить, что качество такого продукта значительно ниже качества импортных товаров, а риск приобрести подделку значительно выше. Все это приводит к тому, что период, в течение которого смесь может эффективно охлаждать, значительно короче.

Предохранительные добавки антифриза

Основной хладагент, который используется при создании антифриза в общем нуждается в замене не реже чем через три года. При этом пробег автомобиля должен составлять больше 60 тыс. км. Когда машина не успевает преодолеть такое расстояние, можно продолжить использовать ту же жидкость.

При этом в системе охлаждения двигателя срок службы антифриза еще не закончился, но начинаются происходить коррозионные и кавитационные процессы.

Чтобы преодолеть такой нежелательный результат, разработчики «тосола» позаимствовали у иностранных производителей пропорции использования присадок, которые обеспечивают следующие функции:

  • предотвращают образование коррозии;
  • не дают двигателю перегреваться;
  • препятствуют образованию осадков;
  • предотвращают образование трещин на резиновых деталях.

Сигналы о необходимости замены

Из-за невозможности определить точно, когда антифриз начинает портиться, стоит следить за рядом показателей, которые дадут водителю знать о необходимости замены

  • пробег машины после заливки новой ОЖ;
  • характеристики и присадки вещества;
  • качество работы системы;
  • модель и марка автомобиля

Следить за всем этим не так уж и сложно для любого водителя, а ухудшение показателей будет свидетельствовать об окончании периода полезного действия смеси. Далее, необходимым действием со стороны владельца транспортного средства, после истечения срока годности антифриза станет его замена на новый.

Правила замены охлаждающей жидкости

Когда заканчивается период безопасного хранения антифриза, его нужно заменить другим. Владелец должен помнить, что вещество меняется на холодном моторе, поскольку в противном случае существует высокий риск ожога. Найдя крышку бачка, ее нужно снять и найти сливную пробку. Перед тем, как выливать жидкость, под бак ставится резервуар. Емкость промывается водой, при этом нужно запускать двигатель. После выполнения перечисленных действий, можно заливать антифриз и смело его использовать. Но не забывать, что и новый раствор имеет свой срок годности.

Нужно ли менять тосол, когда менять тосол в автомобиле, какой срок годности, службы тосола?

На сколько лет рассчитан тосол в автомобиле.

ТОСОЛ – менять или не менять.

Для того чтобы принять технически обоснованное решение на замену ТОСОЛ-а, как обычно нужно понимать «физику процесса». Далее попытаюсь внести некоторую ясность в тему, особо не вдаваясь в «дебри термодинамики».

Любой ДВС применяемый на автомобилях представляет собой тепловой двигатель. Работает тепловой двигатель за счёт передачи тепловой энергии от «горячего источника» (сгоревшего топлива) к «холодному источнику» (окружающей среде). При этом во вращение вала преобразуется около 50% энергии (у ДВС лучших образцов) – оставшаяся часть должна рассеиваться в окружающей среде. Именно этим и занимается система охлаждения любого теплового двигателя.

Система охлаждения передаёт тепло от нагретых поверхностей двигателя во внешний теплообменник (радиатор) за счёт циркуляции теплоносителя, который в автомобилестроении традиционно называется охлаждающей жидкостью (ОЖ). Естественно, что ОЖ должна иметь совершенно конкретные технические характеристики и показатели качества для ДВС определённых типов и моделей. В качестве теплоносителя обычно используется вода. И только когда требуются особые технические характеристики теплоносителя, применяют иные материалы. Поскольку от большинства автомобильных ДВС требуется эксплуатация в условиях отрицательных температур то в качестве теплоносителя (ОЖ) стали применять спиртовые растворы и рассолы различной плотности, использовавшие всё ту же воду. ОЖ с низкой температурой кристаллизации называются на иностранный манер – антифризы (antifreeze). В РФ показатели качества ОЖ регламентируются ГОСТ 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия».

Теперь, собственно говоря, про «наших баранов» со странным названием ТОСОЛ-ы.

«ТОСОЛ» – непатентованное название охлаждающей жидкости разработанной специально для «жулек» взамен штатной итальянской «ПАРАФЛЮ». Впоследствии, после развала SU, ОЖ под брендом «ТОСОЛ» стали выпускать (бодяжить) просто огромное количество «производителей». А применять «ТОСОЛ» начали в качестве ОЖ на всех отечественных автомобилях и др. автомобилях, которые стали эксплуатироваться на территории РФ. Какую рецептуру имеют ОЖ продаваемые под брендом «ТОСОЛ» не узнать похоже никогда. Ниже привожу два состава ОЖ соответствующие ГОСТ 28084–89 и «закрытые» патентами:

ГОСТ 28084–89 регламентирует показатели ОЖ на основе этиленгликоля (ОЖ-40, ОЖ-65, ОЖ-К): внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, и т.д. Однако ГОСТ не регламентирует состав, концентрацию присадок, срок службы, а также смешиваемость жидкостей. Учитывая ситуацию сложившуюся на рынке охлаждающих жидкостей лично я бы не стал заливать в систему охлаждения любимой машинки «микстуру» из баклашек с большими буквами Т О С О Л…

При работе ОЖ в системе охлаждения двигателя она естественно «изнашивается». При этом концентрация компонентов и присадок в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а самое главное растёт температура начала кристаллизации. Особенно быстро «износ» ОЖ происходит в негерметичных системах, поэтому менять её всё-таки иногда нужно. Срок замены, срок годности ОЖ рекомендованных к эксплуатации в системе охлаждения предписывает автозавод или предприятие, выпустившее охлаждающую жидкость. В любом случае ОЖ подлежит замене по истечении рекомендованного периода эксплуатации либо срока хранения.

В качестве примера: Ford рекомендует менять ОЖ через десять лет или 240 000 км пробега, Mercedes-Benz — пять лет, BMW и Mitsubishi — каждые 4 года, Daimler — раз в пятнадцать лет. Volkswagen, General Motors, Mazda и Renault говорят, что смена охлаждающей жидкости не нужна в течение всего срока эксплуатации машины. Авто ВАЗ и ТОСОЛ – особая тема…

Как определить качественную ОЖ продаваемую в рознице каждый решает сам. В любом случае покупать охлаждающую жидкость, необходимо исключительно рекомендованную в инструкции по эксплуатации автомобиля, и лучше у официального дилера или в специализированных магазинах, а не в универмагах и базарных развалах. Считаю, что понимая длительность эксплуатации ОЖ, покупать дешёвку не следует – ведь мы не настолько богаты…

Думаю, что прочитав этот набор слов, вы получили ответ на интересующие вопросы.

Охлаждающая жидкость

В качестве охлаждающей жидкости в двигателях применяются готовые к употреблению антифризы или концентраты, требующие разбавления дистиллированной водой в определенной пропорции. Защищая двигатель от перегрева, а систему охлаждения от коррозии, антифриз изменяется по составу, теряет изначальные свойства и требует периодической замены.

Содержание

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Двигатель внутреннего сгорания необходимо охлаждать для обеспечения нормального теплового режима работы его узлов и деталей. Наиболее распространены системы охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости. В процессе работы она может нагреваться до 100°C и иногда выше, а на стоянке остывать до температуры окружающего воздуха. От свойств жидкости во многом зависит эффективность системы охлаждения, надежность и долговечность двигателя. Она должна иметь высокую теплоемкость, теплопроводность, температуру кипения, подвижность, а также низкую температуру кристаллизации и коэффициент объемного расширения. Охлаждающая жидкость не должна вызывать коррозию металлов, разрушать резину уплотнений и вспениваться в процессе работы.
Вода обладает наибольшей охлаждающей способностью, имеет максимальную теплоемкость, пожаробезопасна, нетоксична и дешевая. Но вода имеет сравнительно низкую температуру кипения и относительно быстро испаряется, а если при этом она жесткая (содержит минеральные примеси и растворенные соли), то активно образуется накипь. При температуре ниже 0°C вода замерзает и превращается в лед (кристаллизуется) со значительным, до 10%-ным увеличением объема. Это приводит к «размораживанию» двигателя – разрушению его основных деталей и узлов. Поэтому ее нельзя использовать в холодное время года без слива из автомобиля при длительной стоянке вне теплого гаража.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости – антифризы (от англ. «antifreeze» – незамерзающий) заменили воду в системах охлаждения двигателей современных автомобилей. Наиболее широкое распространение получили низкозамерзающие жидкости на гликолевой основе, представляющие собой смесь этиленгликоля с водой. Иногда встречаются жидкости на основе пропиленгликоля – их нельзя смешивать с этиленгликолевыми.

СОСТАВ И СВОЙСТВА АНТИФРИЗА

Этиленгликоль (моноэтиленгликоль) – маслянистая желтоватая жидкость без запаха, умеренно вязкая, с плотностью 1,112-1,113 г/см3 (при 20°С), температурой кипения 197°С и кристаллизации -11,5°С. При нагревании этиленгликоль и его водные растворы сильно расширяются. Для предотвращения выброса жидкости из системы охлаждения ее снабжают расширительным бачком и заполняют на 92–94% от общего объема.
Водный раствор этиленгликоля химически агрессивен и вызывает коррозию стальных, чугунных, алюминиевых, медных и латунных деталей системы охлаждения, а также припоев, используемых для пайки ее узлов. Кроме того, этиленгликоль очень токсичен.
Пропиленгликоль – по свойствам аналогичен этиленгликолю и менее токсичен, но примерно в 10 раз дороже. При низких температурах он более вязкий, чем этиленгликоль, и в связи с этим прокачиваемость у него хуже.
Смесь этиленгликоля с водой характерна тем, что температура ее кристаллизации зависит от соотношения этих двух составляющих. У смеси она значительно ниже, чем по отдельности у воды и этиленгликоля. При различных пропорциях можно получить растворы с температурой кристаллизации от 0 до -75°С. Температура кристаллизации и кипения, а также плотность смеси этиленгликоля и воды в зависимости от содержания в ней этиленгликоля представлены на рисунке. Самое низкое значение температуры замерзания соответствует составу, в котором этиленгликоля 66,7% и воды 33,3%. В других случаях одну и ту же температуру замерзания можно получить при двух значениях соотношений этиленгликоля и воды. Экономически выгодно использовать вариант с большим количеством воды.
Определение соотношения этиленгликоля и воды в антифризе осуществляют по плотности, измеренной с помощью ареометра или гидрометра. На специальных приборах для удобства вместо шкалы плотности применяется двойная шкала, одновременно показывающая содержание этиленгликоля в процентах и температуру кристаллизации. При проверке нужно учитывать температурные поправки к показаниям прибора, указанные в инструкции к нему.

Комплекс присадок включает в себя противокоррозионные, антивспенивающие, стабилизирующие и красящие вещества. Антифризы не должны содержать в своем составе нитрит-нитраты, которые, взаимодействуя с аминами, образуют токсичные соединения, причем некоторые из них канцерогенны (провоцируют онкологические заболевания).
Требования к антифризам в России установлены по ГОСТу 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия». Стандарт нормирует основные показатели охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля: внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т. д. Обязательной сертификации охлаждающие жидкости не подлежат.
Определенные марки антифризов, готовых к использованию, и концентратов, требующих разбавления дистиллированной водой перед применением, производят по техническим условиям, где оговаривается состав и наличие присадок, смешиваемость жидкостей и их цвет. Изготовители присваивают им различные названия, например «Тосол», «Лена», «Лада» «Антифриз G-48» и (или) указывают температуру кристаллизации: ОЖ-40, ОЖ-65, А-40.
«ТОСОЛ» – одно из названий антифриза, образованное из двух частей:
«ТОС» — «Технология органического синтеза» (наименование отдела ГосНИИОХТ, создавшего антифриз);
«ОЛ» – окончание, характерное для спиртов (этанол, бутинол, метанол).
Этот антифриз был разработан в 1971 г. в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) для автомобилей ВАЗ взамен итальянского «ПАРАФЛЮ». Торговая марка «ТОСОЛ» не была зарегистрирована, поэтому ее применяют многие отечественные изготовители охлаждающих жидкостей. Но эксплуатационные свойства «тосолов» могут быть разными, поскольку определяются используемыми присадками, а они отличаются у различных производителей.
Совместимость охлаждающих жидкостей определяется техническими условиями. Изготовленные по разным техническим условиям жидкости часто несовместимы, так как содержащиеся в них присадки могут вступить в реакцию друг с другом и утратить свои полезные свойства. Поэтому при необходимости восстановить уровень охлаждающей жидкости лучше доливать дистиллированную воду.
Требования к антифризам зарубежного производства, как правило, определяются стандартами ASTM (Американская ассоциация по испытанию материалов) и SAE (Общество автомобильных инженеров США). Эти стандарты регламентируют свойства концентратов и антифризов исходя из их основы (этиленгликоля или пропиленгликоля) и условий эксплуатации. Например, этиленгликолевые жидкости предназначены: по ASTM D 3306 и ASTM D 4656 – для легковых автомобилей и малых грузовиков;
по ASTM D 4985 и ASTM D 5345 – для двигателей, работающих в тяжелых условиях: длительно эксплуатируемых в режимах, близких к максимальной мощности, на внедорожной технике, больших грузовиках, в стационарных силовых установках и т.п. Эти жидкости отличаются тем, что перед использованием в них необходимо добавлять специальную присадку.
Импортные антифризы по ASTM D 3306 можно использовать для отечественных легковых автомобилей.
Спецификации производителей автомобилей могут содержать дополнительные требования. Например, нормы General Motors USA – Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M или нормы G концерна Volkswagen запрещают использовать в антифризе ингибиторы коррозии, содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты и оговаривают предельно допустимые концентрации силикатов, буры, хлоридов. Это позволяет уменьшить отложение накипи, увеличить срок службы уплотнений, улучшить защиту от коррозии.

ЗАМЕНА АНТИФРИЗА

Плановая замена необходима потому, что даже при нормальной эксплуатации в антифризе постепенно уменьшается содержание присадок и коррозия деталей двигателя усиливается. Жидкость больше пенится, следовательно, хуже передает тепло и мотор может перегреваться. Как правило, плановую замену рекомендуется осуществлять через два года, а при интенсивной эксплуатации – каждые 60 тыс. км. пробега автомобиля.
Досрочная замена может потребоваться при попадании в систему охлаждения выхлопных газов, например, через неисправную прокладку головки блока, или воздуха в местах утечки, что приводит к ускоренному старению жидкости. Признаками необходимости этого может являться:
— на внутренней поверхности расширительного бачка образуется желеобразная масса;
— при легком морозе (до -15°С) антифриз становится кашицеобразным и в бачке обнаруживается осадок;
— электровентилятор радиатора системы охлаждения срабатывает все чаще.
В аварийной ситуации, например при замене в дальней дороге лопнувшего шланга, в систему охлаждения приходится заливать воду из случайного источника. Жесткая с примесями вода активизирует коррозию и вызывает образование посторонней взвеси, что тормозит циркуляцию жидкости и может затруднить работу водяного насоса. Кроме того, в местах сильного нагрева образуется накипь, ухудшающая работу системы охлаждения. Если антифриз стал бурым, значит, происходит активная коррозия деталей системы охлаждения. Разбавленную некачественной водой охлаждающую жидкость следует при первой возможности заменить с обязательной промывкой системы охлаждения.

Порядок замены охлаждающей жидкости (осуществляется на холодном двигателе):
— снимают крышку расширительного бачка и (или) радиатора;
— открывают кран радиатора отопителя, чтобы в нем или в подводящих шлангах не осталось жидкости;
— отворачивают пробки в радиаторе и блоке цилиндров двигателя, сливают старую охлаждающую жидкость в подставленную емкость, затем пробки сливных отверстий устанавливают обратно;
— медленно тонкой струйкой заливают новую охлаждающую жидкость через расширительный бачок и закрывают его крышку;
— пускают двигатель, прогревают его, затем останавливают и после остывания по необходимости доливают жидкость до нужного уровня.

ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

При плановой замене антифриза достаточно один раз промыть систему дистиллированной или в крайнем случае хорошо прокипяченной, талой или дождевой водой.
При переходе с воды на антифриз, замене бурой или с признаками досрочного старения охлаждающей жидкости необходимо удалить накипь и продукты коррозии. Это можно сделать только с использованием специальных моющих средств в соответствии с инструкцией к ним. Промывки представляют собой водные растворы слабых кислот – муравьиной, щавелевой, соляной с добавлением ингибиторов коррозии. Затем следует удалить остатки моющего состава, промыв систему, как минимум, один раз дистиллированной водой.

Порядок промывки системы охлаждения:
— сливают охлаждающую жидкость и заливают вместо нее промывочную, так же, как это делается при замене жидкости;
— дают поработать двигателю от 20 до 60 мин — чем грязнее была слитая охлаждающая жидкость, тем больше требуется времени для промывки системы;
— останавливают двигатель, сливают моющую жидкость, промывают систему дистиллированной водой и заливают свежий антифриз.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Уровень антифриза в расширительном бачке может стать меньше нормы из-за испарения из него воды или из-за негерметичности системы. В первом случае нужно доливать дистиллированную, а если ее нет – прокипяченную в течение 30 мин воду. При утечках следует доливать охлаждающую жидкость, желательно той же марки.
Приобретать для долива или замены следует охлаждающую жидкость, одобренную изготовителем автомобиля, и лучше в магазинах, а не с временного лотка на улице.
Концентраты применять в системе охлаждения двигателя нельзя – они состоят из этиленгликоля с присадками и небольшим количеством воды, поэтому имеют температуру кристаллизации -11,5°C или чуть ниже. Они предназначены только для приготовления антифриза путем разбавления концентрата дистиллированной водой. Сколько ее добавить, чтобы получить нужную температуру замерзания охлаждающей жидкости, должно быть указано в инструкции.
Канистра с антифризом должна внушать доверие к изготовителю. Хороший товар редко упаковывают небрежно. Емкость, как правило, закрывают пробкой с одноразовой «трещоткой», иногда дополнительно защищенной «пломбой» – ярлыком или лентой. Они должны быть целыми, не переклеенными, а зубчатое кольцо на пробке – плотно контактировать с горловиной. Герметичность канистры можно проверить, перевернув или слегка сжав ее с боков. Если есть течь или канистра не упругая (шипит выходящий воздух), лучше такое не покупать. Полупрозрачные канистры хороши тем, что можно рассмотреть их содержимое. Мутную охлаждающую жидкость, тем более с осадком, покупать не надо. Если встряхнуть канистру, образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата – через пять.
Этикетка качественного товара, как правило, хорошо сделана и приклеена. Штрих-код, рисунки, буквы и цифры на ней четкие, не раздвоенные и не расплывчатые. Информация – полная, не рекламная, а преимущественно техническая: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, аннотация к применению антифриза, его температура кипения и замерзания, срок хранения, номер партии с датой изготовления и т. д.

Внимание! Этиленгликоль ядовит и может проникать в организм даже через кожу. Он сладковат на вкус, и его надо держать в месте, недоступном для детей. Разлитый этиленгликоль представляет определенную опасность для животных. При приеме внутрь смертельная доза для человека может составлять всего 35 см 3 .

Антифризы

На сегодняшний день антифриз – это тот расходный материал, который незаслуженно обойден вниманием автовладельцев. Причина в том, что срок его службы 3–5 лет и никаких ярких признаков некачественного антифриза в обычной эксплуатации Вы не увидите. На выходе мы получаем заблуждения: «Главное чтобы при доливке совпал цвет – это якобы гарантирует смешиваемость, а на полную замену можно лить любой – разницы для мотора не будет»

На самом же деле все совсем не так просто. Начнем по порядку.

1) Что же должен делать качественный антифриз и почему эти действия не всегда удаются некачественному?

Первая функция – гарантированное отведение тепла от горячих деталей двигателя в широком рабочем диапазоне температур, и как следствие гарантированная стойкость к замерзанию и вскипанию.

А вот здесь и начинаются первые проблемы. Качественный антифриз состоит из смеси гликоля, специального пакета антикоррозионных присадок (о нем мы подробно поговорим несколько позже) и воды. В некоторых современных рецептурах, если состав основан на этиленгликоле, его часть может быть заменена на глицерин, с целью снижения экологической опасности в случае утечки и при утилизации.

В дешевых антифризах чаще всего происходит замена дорогого гликоля на дешевый метиловый спирт. Такая смесь отличается меньшей термостойкостью и может вскипать при контакте с горячими деталями двигателя. В итоге поверхности системы охлаждения могут повреждаться кавитацией, в зоне паровых пузырей возникают зоны локального перегрева и т.д. Все это приводит к неравномерности тепловых деформаций цилиндров. И в итоге мы получаем ускоренный износ двигателя и повышенную нагрузку на масло (в зонах локальных перегревов, где страдает металл ему совсем тяжело).

Кавитация на стенках гильзы цилиндра

задиры на «зеркале» цилиндра

Оба этих фактора очень сильно уменьшают ресурс двигателя, но неприятности с некачественными антифризами на этом не заканчиваются.

Вторая функция – надежная защита от коррозии всех деталей системы охлаждения двигателя.

За эту функцию антифризов отвечают специальные присадки, состав которых подбирается под требования конкретного двигателя, обусловленные материалами системы охлаждения, особенностями конструкции двигателя и сроками замены охлаждающей жидкости. Неправильно подобранный, а тем более упрощенный пакет антикоррозионных присадок дешевых продуктов не в состоянии качественно справиться с этой задачей.

Коррозия гильзы цилиндра

Повреждение крыльчатки насоса

2) Как при доливке или замене антифриза не заработать проблем?

Как уже говорилось при доливке антифриза многие «знатоки» рекомендуют ориентироваться на цвет. В реальной жизни такой подход может быть чреват серьезными проблемами с системой охлаждения. С чем это связано и от чего зависит цвет антифриза.

Изначально все компоненты антифриза бесцветны, и цвет готовому продукту придается исключительно красителем, который никак не влияет на свойства продукта. А вот антикоррозионные присадки даже у качественных антифризов разных сортов и предназначения могут существенно различаться по химическому составу, в некоторых случаях, приводя к несовместимости различных антифризов друг с другом. Несовместимость компонентов пакета присадок в самых неприятных случаях выражается в образовании в смеси нерастворимых осадков забивающих каналы системы охлаждения.

Рассмотрим эволюцию антикоррозионных присадок на примере наиболее распространенной в России и Европе системе стандартов компании Volkswagen.

До середины 70-х годов ХХ века антифризы имели пакет присадок на основе неорганических соединений. Срок службы составлял около года, кроме того антифризы этого типа существенно ухудшали теплообмен в сравнении с обычной водой за счет образования на поверхностях деталей толстой защитной пленки. В середине 70-х Volkswagen стандартизует первый «гибридный» антифриз G11 на основе силикатов, в котором часть функций антикоррозионной защиты возложена на небольшое количество органических кислот. Это позволило улучшить теплообмен и увеличить срок службы антифриза до 2-3 лет. Следующим этапом стало появление в конце 90-х полностью органического «карбоксилатного» антифриза G12. Срок службы увеличился до 5 лет, а условия теплообмена были значительно улучшены. Но этот антифриз оказался не лишенным недостатков – одним из самых неприятных была полная несовместимость с поколением G11, приводящая к образованию большого количества осадка. В 2006 году с данной неприятностью справились и выпустили стандарт G12+, сохранивший все достоинства, но уже совместимый с предыдущими поколениями. Но химическая наука не стояла на месте и в 2008 году, переосмыслив роль неорганических антикоррозионных присадок при их использовании в небольшом количестве, смогли в «лобридном» стандарте G12++ существенно увеличить срок службы антифриза, сделав его «пожизненным», без ухудшения тепловых характеристик. Самое же современное поколение G13 появилось на свет в первую очередь благодаря заботе об экологии – при химически схожем с G12++ пакете присадок часть ядовитого этиленгликоля заменили безопасным глицерином, что позволило снизить вред от случайных утечек и упростить переработку.

Если в рамках стандартов одного автопроизводителя возможно закрепить определенные цвета за определенными рецептурами, то как быть с конкурирующими производителями, особенно если они расположены в других странах, а тем более в других частях света.

В качестве примера можно упомянуть антифризы для автомобилей концерна Peugeot – при схожей с G11 сине-зеленой расцветке продукт построен на основе соединений молибдена, и при смешивании с G11 может привести к выходу системы охлаждения из строя. Аналогичная ситуация зачастую обстоит и с японскими и с американскими антифризами – в каждом случае даже при совпадении цвета красителя крайне высок риск выпадения осадка при смешивании.

Поэтому при доливке антифриза нужно в первую очереди смотреть на соответствие доливаемого продукта спецификации залитого в автомобиль.

Помимо этого стоит отметить, что в качественных антифризах производители строго соблюдают требования спецификаций и не допускают нарушения рецептур, то в дешевом сегменте можно встретить случаи предложений с нарушением рецептуры

Отложения в системе

Компания LIQUI MOLY обновила линейку охлаждающих жидкостей в своем ассортименте. Обновленная линейка включает в себя 5 сортов антифризов, которые позволяют полностью удовлетворить запросы европейских автопроизводителей.

В линейку входят:

«Kühlerfrostschutz KFS 11» — Гибридный антифриз первого поколения (с содержанием силикатов). Это универсальный продукт для широкого ряда автомобилей предыдущих поколений.

«Kühlerfrostschutz KFS 12+» — Карбоксилатный (органический) антифриз. Универсальный продукт для широкого круга современных европейских автомобилей.

«Kühlerfrostschutz KFS 12++» — Лобридный антифриз (гибридный нового поколения с содержанием силикатов). Это продукт для новых поколений автомобилей концернов VAG и Mercedes. Допускается использование в азиатских автомобилях при обязательном условии полной замены с промывкой системы.

«Kühlerfrostschutz KFS 13» — Лобридный антифриз самого нового поколения с улучшенными экологическими параметрами. Этот продукт создан для новейших поколений автомобилей концернов VAG и Mercedes.

«Kühlerfrostschutz KFS 33» – Лобридный антифриз специально для автомобилей производства концерна PSA Groupe (Peugeot Citroën).

Таблица применимости продуктов:

Все антифризы обновленной линейки:

— не содержат в своем составе метанола

— изготовлены из высококачественных компонентов в строгом соответствии с требованиям рецептуры

— обеспечивают возможность точного подбора охлаждающей жидкости под требования автопроизводителей.

Это гарантирует высокую надежность и безопасность их применения.

Тосол — виды, маркировка, срок годности, отличия от антифриза

Нормальная работа двигателя внутреннего сгорания возможна только при правильном функционировании системы охлаждения, которая обеспечивает отвод излишков тепла и сброс их в атмосферу. Из статьи вы узнаете, чем отличаются тосол и антифриз и научитесь выбирать качественную охлаждающую жидкость.

Как работает система охлаждения

Во время сгорания топлива в цилиндрах выделяется большое количество тепла, большая часть которого уходит вместе с выхлопными газами. Оставшееся тепло распределяется между поршнем, цилиндром и головкой блока цилиндров (ГБЦ). Благодаря этому повышается температура стенок поршня, блока цилиндров и ГБЦ, что облегчает воспламенение топлива и улучшает его сгорание. Если двигатель продолжит нагреваться даже после достижения оптимальной температуры, то топливо будет воспламеняться раньше, чем нужно (детонация), из-за чего начнут разрушаться шатуны, коленчатый вал, поршни, клапана и днище ГБЦ. Помимо этого, раннее воспламенение топлива приведет с падению мощности двигателя и ухудшению экономичности.

Дальнейший рост температуры приведет к:

  • появлению трещин в ГБЦ; разрушению клапанов и поршней;
  • перегреву масла и вызванному этим увеличению износа коленвала и вкладышей;
  • ухудшению работы маслосъемных колпачков и попаданию масла цилиндры, что приведет к еще большему снижению мощности и увеличению расхода топлива;
  • резкому снижению общего ресурса двигателя; заклиниванию коленвала.

Помпа (водяной насос) системы охлаждения гонит охлаждающую жидкость (ОЖ) по каналам. Благодаря этому ОЖ омывает блок цилиндров и ГБЦ, унося с собой излишки тепла. После этого ОЖ поступает в радиатор, который обдувает входящий воздух. Использование вентилятора позволяет повысить эффективность обдува. После охлаждения в радиаторе ОЖ поступает в блок цилиндров, поднимается до ГБЦ и охлаждает мотор. Чем выше обороты двигателя, тем сильней вращается крыльчатка помпы и тем быстрей движется ОЖ по каналам системы охлаждения.

На что влияет состав ОЖ

В тех регионах, где температура зимой не опускается ниже нуля градусов, в систему охлаждения раньше (20-60 года прошлого века) заливали дистиллированную воду. Так поступали, потому что не было специальных жидкостей, блоки цилиндров изготавливали из чугуна, а радиаторы из латуни. Если ожидались морозы, а на автомобиле нужно было ездить, то в воду добавляли этиленгликоль. Однако, переход на алюминиевые блоки цилиндров и радиаторы не позволяет применять такой подход, потому что этиленгликоль разъедает стенки каналов, радиатор и крыльчатку помпы. Поэтому в такую охлаждающую жидкость необходимо добавлять вещества, которые снижают повреждающее действие этиленгликоля (ингибиторы коррозии).

Чем отличается антифриз от тосола

Этиленгликоль известен еще во второй половине 19 века, но широкое распространение получил лишь после Первой мировой войны. В 20-х года прошлого века его стали использовать для превращения воды в «антифриз», что в переводе с английского языка означало «против мороза». Со временем антифриз начали выпускать в промышленных масштабах. Однако, производство двигателей не стояло на месте, появлялись новые технологии и антифриз на основе этиленгликоля уже не подходил для использования в качестве ОЖ, потому что сильно повреждал мотор. По всему миру начались исследования, целью которых было создание антифриза нового поколения.

Советский государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) также участвовал в этих разработках. Им удалось создать очень удачную комбинацию антифриза, который не вредил алюминиевым блокам цилиндров и радиаторам. Такой эффект дало добавление некоторых неорганических солей, снижающих коррозионную активность этиленгликоля. Название «Тосол» возникло из начальных букв наименования отдела, в котором и был разработан особо удачный антифриз – Технология Органического Синтеза. А окончание «ол» традиционно для химической терминологии, и обозначает маслянистые вещества. Так возник особый вид антифриза под названием «Тосол».

Под термином «антифриз» подразумевают любую жидкость для системы охлаждения, которая не замерзает при низких температурах. Поэтому тосол – тоже антифриз, только изготовленный по оригинальной технологии, разработанной ГосНИИОХТ. Однако, каждый производитель использует собственную рецептуру антифриза. Одни добавляют в ОЖ глицерин, что позволяет снизить стоимость продукции, но серьезно ухудшает ее качество. Другие, добавив глицерин, пытаются свести к минимуму его негативное влияние, для чего вливают в состав ОЖ метанол. В итоге получается жидкость, которая хоть и выдерживает низкие температуры, но тосол закипает, нагревшись до 90-95 градусов. Единственный документ, который регламентирует качество ОЖ — ГОСТ 28084-89. В нем не предусмотрено добавление в ОЖ ни глицерина, ни метанола.

Как определить, что залито в систему охлаждения

Антифризы, включая тосол, окрашивают в различные цвета. При использовании качественных антифризов это позволяет избежать смешивания несовместимых охлаждающих жидкостей. Тосол с момента разработки окрашивают в три цвета. Поэтому визуально отличить одну охлаждающую жидкость от другой невозможно. Единственное, что можно определить наверняка – если жидкость рыже-оранжевого цвета, значит, выработала свой ресурс и начала разъедать двигатель. Такую жидкость необходимо немедленно заменить.

Несмотря на то, что тосол это тоже антифриз, смешивать их нежелательно. Ведь велика вероятность, что различные компоненты, входящие в их состав в лучшем случае нейтрализуют друг друга, а в худшем образуют вещества, которые повредят двигатель. По этой же причине нежелательно смешивать «антифриз» различных марок.

Виды и маркировка тосола

Тосол, как и антифриз, разделяют на три основных вида, которые обозначают буквами:

  • А – полностью готовый к заливке в автомобиль;
  • М – модернизированный, в состав которого включены дополнительные компоненты;
  • К – концентрированное средство, предназначенное для самостоятельного изготовления охлаждающей жидкости.

После них ставят две цифры, которые показывают температуру замерзания ОЖ. Однако ГОСТ 28084-89 предусматривает другое деление на виды, которое распространяется не только на тосолы, но и любые антифризы. По этому документу существует лишь три вида антифризов: концентрат (ОЖ-К) и готовое к использованию средство (ОЖ), в котором число после букв означает температуру замерзания (40 или 65 градусов). Если тосол изготовлен по ГОСТ, то его маркировка должна соответствовать требованиям этого документа. При этом название жидкости может быть любым. К примеру, Тосол «Нева».

Как определить качественный тосол

Те, кто покупают тосол, избавлены от мучений с проверкой качества, через которые проходят покупатели антифриза. Ведь тосол подделывать менее выгодно, чем более дорогой антифриз под звучными названиями. Обратите внимание на цвет тосола. Он должен быть между синим и голубым и несильно снижать прозрачность жидкости. Иногда производители окрашивают его в зеленый цвет. Тосол другого цвета является подделкой. Исключение составляет тосол марки А-65, который некоторые производители окрашивают в красный цвет. Внимательно осмотрите тару, в которой продают антифриз. Если наклейки с информацией о тосоле наклеены неровно, перед вами подделка. Антифриз и тосол, которые легально продают в России, всегда маркированы по ГОСТ 28084-89, который предусматривает деление жидкостей на три типа ОЖ-К, ОЖ-40, ОЖ-65. Если на этикетке не указан тип ОЖ, но есть ссылка на ГОСТ 28084-89, перед вами подделка. Этого правила придерживаются все российские и зарубежные производители, которые официально поставляют охлаждающую жидкость в магазины.

Попросите продавца показать вам сертификат соответствия. Несмотря на то, что обязательной сертификации антифризы не подлежат, все серьезные производители автохимии проводят добровольную сертификацию своей продукции. Если сертификата нет, скорее всего, перед вами тосол от неизвестного производителя, поэтому его настоящие характеристики являются тайной. Средняя цена тосола 70-100 рублей за литр. При этом стоимость 1 литра жидкости в таре на 5 и 10 литров оказывается несколько меньше. Если же стоимость тосола меньше 50 рублей за литр, перед вами подделка.

Каков срок службы тосола и антифриза — когда менять?

Средний срок службы качественной охлаждающей жидкости 2 года. После этого она начинает терять свои свойства. Производители антифриза уверяют, то их продукция служит не менее 5 лет. Но, многолетний опыт использования различных тосолов и антифризов говорит – даже самые лучшие образцы не могут качественно работать больше 3 лет. Первый признак того, что охлаждающую жидкость желательно заменить – изменение цвета. К этому времени основные характеристики ОЖ начинают падать. Это увеличивает износ помпы, повышает температуру замерзания и снижает температуру закипания жидкости. Поэтому не следует использовать любую охлаждающую жидкость дольше 3 лет. Если цвет тосола или антифриза изменился на средний между рыжим и бурым, необходимо срочно заменить ОЖ, потому что она вызывает коррозию блока, радиатора и ГБЦ. Снижение ресурса мотора от использования выработанной ОЖ обойдется в десятки раз дороже замены тосола или антифриза. Если вы не знаете, как поменять тосол или антифриз, прочитайте статью замена охлаждающей жидкости своими руками.

Тосол или антифриз. Что лить в двигатель

Среди автолюбителей не утихают споры о том, что лучше, тосол или антифриз. Противники тосола в качестве доказательства приводят мнение автопроизводителей, которые рекомендуют для своих машин определенные марки антифриза. Их противники опираются на результаты независимых исследований, которые показывают, что качественный тосол ничем не уступает лучшим антифризам по температуре замерзания, температуре кипения, сроку службы, эффективности охлаждения двигателя и влиянию на ресурс мотора.

Иногда сторонники антифризов говорят, что тосол теряет свои качества при нагреве до 150 градусов. При этом они забывают, что если охлаждающая жидкость нагрелась до такой температуры, двигателю срочно необходим серьезный ремонт. Многочисленные добавки в антифризы, по словам производителя, улучшают характеристики их продукции, превращая ее в идеальную охлаждающую жидкость. При этом они скромно умалчивают, что идеальная охлаждающая жидкость, это дистиллированная вода и никакой тосол или антифриз не может превзойти ее.

Поэтому нет никакой разницы, какую из качественных охлаждающих жидкостей вы зальете в полностью исправный двигатель. Невысокая цена (ведь производители тосола не берут плату за звучное название и раскрученный бренд) делает подделку тосола куда менее выгодной, чем более дорогого антифриза. Поэтому вероятность приобрести поддельный или некачественный антифриз в 3-5 раз выше. Все это позволяет сделать вывод – для двигателя нет никакой разницы между качественным тосолом и качественным антифризом.

Есть ли срок годности у антифриза в упаковке?

Антифриз — это общее название жидкостей, не замерзающих при низких температурах окружающей среды.

Под этим же названием чаще всего понимают охлаждающую жидкость для двигателей внутреннего сгорания, использующихся в автомобилях на жидкостном охлаждении.

Но имеет ли антифриз срок годности? Можно ли, к примеру, использовать тосол после 5-10 лет хранения?

  • Есть ли он?
  • Стандарты ГОСТ
  • Состав охлаждающей жидкости
  • До и после вскрытия канистры
  • Как и где правильно хранить?
  • Что происходит с тосолом со временем?
  • Период допустимой эксплуатации
  • Правила замены

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Можно ли хранить бензин в пластиковой канистре? Ответ узнайте прямо сейчас.

Есть ли он?

Срок годности у антифриза все же есть и он обязательно указывается производителем на упаковке (как и дата производства).

В среднем составляет 3-5 лет.

Обусловлено это тем, что в составе тосола имеются разного рода присадки, необходимые для увеличения коэффициента теплопередачи (для отвода тепла от двигателя), а также для предотвращения коррозии метала, возникновения известнякового осадка в радиаторе, патрубках.

И вот эти самые соединения с течением времени могут окисляться или выпадать в осадок.

Но даже после 5-10 лет хранения антифриз сохраняет свои основные свойства — хороший отвод тепла (выше, чем у воды) и низкую температуру замерзания. Однако содержание воды в нем может увеличиваться.

К примеру, по стандартам ГОСТ в тосоле допускается содержание всего 75% дистиллированной воды. И даже если при производстве первичная концентрация была в пределах 30-40%, то с течением времени она может увеличиваться (особенно если хранение — гаражное, в плохо изолированной посуде) вплоть до 80%.

Естественно, что и температура замерзания, и коэффициент теплоотдачи у антифриза при этом снизится.

О сроках годности зимних, летних и грузовых шин по ГОСТу узнайте из нашей статьи.

Стандарты ГОСТ

Общие технические условия и характеристики для тосолов указаны в нормативе ГОСТ 28084-89.

Согласно ему, начиная с 1992 года срок годности производимых охладительных жидкостей, используемых в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, должен составлять не менее 5 лет.

До 1992 года требования были скромнее — до 3 лет. Однако стоит учитывать, что далеко не все производители сейчас поддерживаются этих стандартов. В частности, это относится к зарубежным.

А состав ввозимого ими сырья проверяется очень редко. Соответственно, на полках магазинов может оказаться антифриз, не соответствующий ГОСТ-стандартам.

Состав охлаждающей жидкости

Точный состав охлаждающих жидкостей производителями держится в строгом секрете, так как эта информация является коммерческой тайной.

Основные компоненты — следующие:

  • пропиленгликоль или этиленгликоль (основа);
  • вода;
  • комплекс присадок;
  • краситель (нужен исключительно для того, чтобы кто-то случайно не выпил охлаждающую жидкость — она крайне ядовита).

Антифриз: красный, зеленый, синий. В чем разница? Просто о сложном в этом видео:

От чего зависит срок годности аккумулятора автомобиля? Читайте об этом здесь.

До и после вскрытия канистры

Производитель не указывает, что срок годности до и после вскрытия канистры может отличаться по каким-либо параметрам.

Есть лишь общий допустимый период хранения, установленный в 5 лет.

Но на практике тосол в запечатанной фляге может храниться и свыше 5 лет, при этом он не поменяет своих технических характеристики, у него не появится осадок, а процентное соотношение воды останется на первичном уровне.

Кстати, для проверки последнего можно приобрести специальный прибор (продается практически в любом магазине автомобильных запчастей и стоит копейки — ареометр).

Почему после вскрытия канистры срок хранения условно снижается? Потому что присадки начинают контактировать с кислородом, а вместе с этим сам пропиленгликоль или этиленгликоль начинают испаряться.

А вот конденсирующаяся влага может их заменять, из-за чего процентное соотношение воды увеличивается.

Как и где правильно хранить?

Согласно рекомендациям самих производителей, антифриз необходимо хранить только в заводской таре (канистре или пластиковой фляге) при постоянной температуре в пределах до 15 градусов за Цельсием.

Главное — защищать от прямых солнечных лучей, так как воздействие ультрафиолета может негативно сказаться на технических характеристиках охлаждающей жидкости.

Также важно сохранять герметичность тары.

Для этого после вскрытия горловину можно прикрыть уплотнителем и сверху закрыть крышкой — доступ воздуха и для влаги будет закрыт.

Если заводская тара была случайно повреждена, то заменить её можно другой, но из поливинилхлорида (ПВХ). Это тот же самый пищевой пластик и его ключевое преимущество — он не вступает в химическую реакцию с маслянистыми веществами.

Зимой хранить антифриз в гараже при отрицательной температуре не рекомендуется. Лучше его убрать хотя бы в подвал или погреб, где температура держится на уровне 2-5 градусов.

Что происходит с тосолом со временем?

При длительном хранении у тосола снижается уровень щелочности, значительно увеличивается коэффициент пенообразования, сам цвет становится более темным, иногда даже с примесью осадка.

На фоне этого снижается ещё и плотность (норма — 1,065, а при длительном хранении она снижается вплоть до 0,9). Эти процессы ускоряются, если хранить тосол либо в неплотно закрытой таре, либо при слишком низкой/высокой температуре.

Рекомендации по выбору автомобильной аптечки вы найдете на нашем сайте.

Период допустимой эксплуатации

Большинство автомобильных концернов рекомендуют заменять тосол раз в 3 года или через каждые 60 тысяч километров.

При этом нужно обязательно контролировать его состояние.

Для этого достаточно посмотреть в заливную горловину расширительного бачка и визуально оценить состояние охлаждающей жидкости (проверку выполнять только при заглушенном и охлажденном двигателе).

Если цвет станет более темным от изначального, то это уже явный признак, что пора менять тосол.

Также можно ориентироваться и на показания температуры двигателя. Если она по каким-то причинам стала увеличиваться даже на 5 градусов от привычного, то это уже указывает на неполадки в системе охлаждения. Проверку следует начинать именно с тосола.

Что будет, если залить антифриз с вышедшим сроком годности? В принципе, двигатель будет работать нормально, но температура может повышаться выше критической. А ещё металл будет подвержен коррозии, так как присадки не будут создавать защитную пленку с внутренней части кожуха (рубахи).

Когда пора менять антифриз? Узнайте об этом из этого видео:

Правила замены

При замене полностью сливается старая охлаждающая жидкость (через специальный клапан, расположенный в нижней части двигателя).

Затем систему охлаждения несколько раз заправляют специальной жидкостью для удаления накипи и ржавчины и эксплуатируют в течение хотя бы 20 километров (рекомендуется до 200). Только после промывки заливается новый тосол.

Стоит ещё придерживаться следующих правил:

  1. Не использовать концентрат, который нужно разводить самостоятельно.
  2. Не разбавлять тосол, не доливать воду, не смешивать с другими марками охлаждающей жидкости.
  3. Не использовать недопустимые марки тосола для того или иного транспортного средства.

Итого, антифриз все же имеет срок годности. Составляет он в среднем 5 лет, но при активной эксплуатации замену следует выполнять уже спустя 3 года или 60 тысяч пройденных километров.

Что будет с тосолом после окончания срока хранения? У него ухудшатся технические характеристики, может увеличиться содержание воды, он будет подвержен пенообразованию.

Имеется ли срок годности у автомобильного моторного масла? Узнайте из нашей статьи.

Нужно долить антифриз? И не помните, какой раньше заливали? Специалист подскажет в этом ролике:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Как хранить антифриз

Все расходные материалы имеют свой срок годности, это касается и охлаждающей жидкости. В данной статье мы рассмотрим срок хранения антифриза в закрытой таре, а также после вскрытия упаковки. А еще мы поговорим о том, как хранить антифриз.

Срок хранения

По ГОСТу срок хранения расходных материалов для автомобиля не может превышать пять лет. При правильном хранении этот период может незначительно увеличиться. Так, не все знают, что срок годности в закрытой упаковке и в открытой различается.

Срок хранения антифриза в закрытой таре, и при соблюдении всех рекомендаций производителя составляет 5 лет.

При окончании гарантийного срока хранения тосола изменяются его свойства. Поэтому дальнейшее его использование категорически запрещается.

Признаками завершения срока хранения антифриза может служить:

  1. осадок на дне канистры;
  2. изменение процентного соотношения основного вещества к воде.

После открытия упаковки время хранения антифриза уменьшается по причине его взаимодействия с кислородом. Контакт с кислородом приводит к испарению основного вещества и образованию конденсата. Со временем конденсат будет заменять основу, в следствии чего эксплуатационные характеристики будут изменены.

Чтобы исследовать качество охлаждающей жидкости, которая находится на граничном сроке хранения, используется ареометр. Он показывает плотность тосола. Далее показатель сравнивают с изначальным и делают выводы, подлежит ли тосол использованию или нет.

При использовании негерметичной упаковки не рекомендуется использовать антифриз уже после двух лет хранения. Даже если условия, где находилась охлаждающая жидкость, были близкими к идеальным.

Как хранить антифриз

По техническому регламенту, до конца эксплуатации тосол должен находиться в заводской канистре или бутылке. Если же она повредилась или потерялась, её можно заменить на аналогичную. Единственным условием является то, что материалом обязательно должен быть поливинилхлорид. Только с ПВХ никакие компоненты тосола не вступают в химическую реакцию.

Максимальная температура хранения антифриза, при которой он не потеряет свои качества, составляет 15 градусов выше нуля. Главное, чтобы на вещество непосредственно, или на упаковку, не попадали прямые солнечные лучи. Ультрафиолет оказывает негативное влияние на структуру охлаждающей жидкости. В зимнее время года тосол также следует оберегать от слишком низких температур. Наиболее оптимальными условиями считается температура не ниже 2 градусов мороза. Для этих целей идеально подойдёт гараж.

Большое значение имеет и герметичность канистры. После вскрытия не держите её открытой долгое время, если не планируете использовать весь тосол целиком. Для хранения антифриза плотно закрутите канистру.

Что случается при истечении срока хранения антифриза

Со временем качественные характеристики охлаждающей жидкости изменяются.

  • Снижается параметр щелочности.
  • При работе на высоких температурах повышается вероятность пенообразования.
  • Цвет антифриза становится темнее, на дне может появиться осадок.
  • Параметр плотности способен упасть до 0,9.
  • При неправильном хранении, и воздействии критически высоких или низких температур, процессы распада значительно ускоряются. А значит срок хранения антифриза даже в закрытой таре уменьшается.

Период эксплуатации

Охлаждающая жидкость, в зависимости от составляющих элементов, имеет разный срок эксплуатации. Современные антифризы условно делятся на 3 группы:

  • Основная (имеет синий цвет) .
  • Безнитритная (зеленый цвет) .
  • Безсиликатная (Красный) .
  • Гибридная (Красный) .

Так, охлаждающая жидкость синего цвет а подходит для автомобилей до 2000 года выпуска. ОЖ основной группы подлежит замене каждые 2 года, или при достижении пробега автомобиля отметки 60 тысяч км.

Безнитритная ОЖ хорошо сочетается с алюминиевыми деталями системы охлаждения. Подходит для современных автомобилей. Имеет срок эксплуатации 3-4 года или около 100 000 километров пробега.

Наиболее распространенные на данный момент антифризы имеют красный цвет . Подходят для всех современных автомобилей, и имеют повышенный срок эксплуатации. Присадки, которые добавляют в ОЖ красного цвета, не теряют своих свойств при продолжительных воздействиях высоких температур. Замену таких жидкостей рекомендуют проводить один раз в 5 лет либо каждые 200 тысяч километров пробега.

Последнее поколение антифризов тоже представлено в красном цвет е. Производители заверяют, что замену этой охлаждающей жидкости производить не нужно. Срок ее эксплуатации равен сроку эксплуатации автомобиля. Что вызывает некоторые сомнения.

Данные рекомендации по периоду эксплуатации ОЖ приблизительны. Каждому автовладельцу следует всматриваться в текущее состояние антифриза. Самая элементарная проверка заключается в визуальном осмотре. Нужно открыть крышку ёмкости для антифриза и посмотреть, какого цвета имеет жидкость. Если цвет не изменился, на дне не видно никакого осадка — жидкость в хорошем состоянии, и можно продолжать её использовать. Иначе, её в обязательном порядке нужно заменить. Осмотр должен проводиться при заглушенном и холодном двигателе.

Заключение

Теперь Вы точно знаете как хранить антифриз. Мы надеемся, что после нашей статьи Вы не будете возить с собой в багажнике пятилитровую канистру тосола. Ведь такой способ хранения антифриза недопустим. А использование в дальнейшем данной охлаждающей жидкости может нанести непоправимый вред Вашему авто.

Срок годности антифриза, правила хранения охлаждающей жидкости

Среди расходных материалов при обслуживании автомобиля большую роль играет охлаждающая жидкость. В данной статье речь пойдет о сроке годности антифриза. По своей значимости он не уступает моторному маслу, поэтому правила использования очень важны для каждого автомобилиста.

Хладагент (антифриз) влияет непосредственным образом на работу двигателя автомобиля, для того чтобы транспортное средство работало исправно много лет, существует необходимость периодического обновления жидкости, которая охлаждает мотор.

Существует несколько видов антифриза. Они отличаются антикоррозийными присадками. Среди охлаждающих веществ или тосолов можно выделить: лобридные, традиционные, карбоксилатные и гибридные. О сроках хранения и особенностях каждого отдельного типа и пойдёт речь в данной статье.

Есть ли срок хранения антифриза?

Да, он есть! В зависимости от вида ОЖ срок хранения составляет от 3 до 5 лет !

Сроки использования и хранение вещества во многом зависят от страны производителя, состава расходного материала и его присадок. Так, например многие зарубежные антифризы выгодно отличаются от отечественных типов и качеством, и сроками хранения.

Многие начинающие автолюбители интересуются вопросом, что такое «Тосол»? Это традиционный вид ОЖ, который изготавливался в нашей стране, во времена СССР. Он был единственным в своём роде хладагентом, поэтому часто это название используется в негативном значении.

Сегодня данная охлаждающая жидкость выпускается в Украине, Беларуси. Опасность приобретения российских ОЖ, заключается в возможности покупки контрафакта. Естественно, сроки годности такого суррогата снижаются в разы, нежели антифриза из Европы или Японии.

Отечественные производители стали добавлять в «Тосол» присадки для того, чтобы образование коррозии в охладительной системе значительно уменьшилось. Такой способ был позаимствован у зарубежных брендов, что послужило улучшениям в бесперебойной работе двигательных систем, а также:

  • сокращению образования коррозии;
  • предотвращению перегрева;
  • уменьшению накопления осадка в охлаждающей системе;
  • наименьшему повреждению элементов из резины;
  • снижению количества пены.

Важно! Необходимо учитывать при смене ОЖ отечественного производства на какой — либо зарубежный аналог, следующие показатели: пробег авто с последнего срока замены охлаждающей жидкости, состояние авто, его модель и дату выпуска, качество «Тосола».

Следует также брать во внимание рекомендации специалистов от производителя, которые имеются в инструкции по эксплуатации автомобиля. Так, например, многие концерны указывают: как часто следует менять ОЖ, и какой тип использовать.

Если говорить об отечественных жидкостях, то частота замены должна быть не реже раза в два года или после 20 тысяч километров пробега, возможно и более ранняя замена. Если для авто используется «Тосол», то он должен заменяться раз в год, после этого срока хладагент утрачивает свои свойства и становится непригоден для применения.

Купив ОЖ сроки которой длятся до 5 лет, в инструкции, как правило, указывается, что пробег авто может быть без замены до 250 тысяч километров, следует прислушаться к советам и рекомендациям производителя автомобиля и заменить её раньше указанных сроков.

Стандарт по ГОСТУ

Каждая страна производитель имеет определённые критерии. Для России также существует государственные нормы. Они учитываются исходя из климатических условий, особенностей марок производимых автомобилей и некоторых тонкостей, касающихся охладительных систем двигателей.

Государственный ГОСТ 28084-89 относится к тем охлаждающим жидкостям отечественного производства. Он пришёл ещё из Советского Союза и до сих пор не отменён. Он скорее подходит для лабораторных испытаний, нежели для применения на практике. Производители автомобилей в России не считают его соответствующим всем требованиям для эксплуатации, и рекомендуют использовать зарубежные антифризы.

Брендовые марки автомобилей имеют свои стандарты на ОЖ, которые не снижают требования к норме, а постоянно повышают качество, тем самым продлевая срок службы всех систем двигателя. Вот некоторые из стандартов качества зарубежных производителей антифриза:

  • ASNV и SAE – норма для США;
  • BS – Англия;
  • CUNA- Италия;
  • ONORM – Австралия;
  • AFNOR- Франция.

Состав антифриза

Существует несколько различных видов антифриза, которые имеют различный химический состав и несколько отличаются своими свойствами.

  • Традиционный. Он наиболее не актуален на сегодняшний день, это объясняется его составом, в который входят: фосфаты, силикаты, нитраты, бораты, амины и другие вещества неорганического свойства. Они имеют небольшой срок годности, около двух лет, не могут выдержать высокие температуры, оседают на стенках охлаждающей системы слоем из силиката, что влияет отрицательным образом на теплообменный процесс и снижает эффективность охлаждения мотора. К традиционным антифризам относятся различные модификации «Тосола».
  • Гибридный антифриз G11 зелёного цвета. В его содержании ингибиторы органического и неорганического свойства, такие как фосфаты или силикаты, срок годности такой ОЖ три года.
  • Карбоксилатный G12 красный. Эта охлаждающая жидкость содержит органические карбоновые кислоты, которые не оседают на системе, а адсорбируются только в местах коррозии и могут создать слой не более 0,1 микрона. Срок его эксплуатации 5 лет.
  • Лобридный G12++ фиолетовый. Имеет органическую основу и минеральные ингибиторы. Создаёт тончайшую плёнку на поверхности системы, предотвращает коррозию, имеет неограниченный срок годности, но при условии, если будет залит в новый двигатель.

Каждый автомобилист самостоятельно решает, каким антифризом пользоваться, руководствуясь индивидуальными особенностями своего автомобиля, его сроком эксплуатации и состоянием двигателя. Но, одно следует помнить всем автолюбителям – при изменении цвета охлаждающей жидкости начинает нарушаться нормальная работа мотора, и возникают различные осложнения.

Правила хранения антифриза до вскрытия и после

Существуют определённые правила техники безопасности по эксплуатации и хранению данного вещества, которые должен знать каждый владелец транспортного средства. Этот перечень необходимых требований обеспечивает безопасность самого автовладельца и всех, кто находится рядом.

  • Необходимо перед заливкой антифриза в систему охлаждения надеть средства защиты: резиновые перчатки, защитные очки, специальную одежду.
  • Следует убедиться, что в помещении имеются средства пожаротушения: вода, песок, и другие стандартные противопожарные средства в виде огнетушителей.
  • Категорически запрещается курить во время рабочего процесса.
  • Использовать ОЖ только по назначению.
  • После заливки тщательно обработать руки мыльным раствором.
  • Хранить в специальной заводской таре в недоступном для посторонних лиц месте.

Порядок замены охлаждающей жидкости

Замена антифриза производится примерно один раз на 70-80 тысяч километров.

  • Необходимо дождаться, чтобы двигатель полностью остыл, затем нужно сбросить давление в системе и начать медленно открывать крышку бака до полного её раскрытия.
  • Сливать отработанную жидкость следует, используя сливной кран или нижний патрубок.
  • После слива ОЖ из радиатора, необходимо очистить от неё и цилиндры. Делается это через сливные пробки.
  • Проверить систему охлаждения двигателя на наличие течи, так как возможны повреждения в сальниках, шлангах или радиаторе.
  • Обязательно пропустить через всю систему горячую воду, таким образом очистив её от остатков старого вещества.
  • Проводить заправку двигателя при помощи специального оборудования: ведёрка, имеющего носик или воронки. Ограждать антифриз от попадания в него нефтепродуктов, то есть оборудование должно быть чистым.
  • Антифриз вливается в ёмкость не более чем на 90 процентов, так как при нагреве двигателя он имеет свойство расширяться.

Важно! На протяжении первых нескольких дней после замены антифриза, следите за показателями температуры в двигателе и уровнем ОЖ.

Заключение

Главной причиной, по которой перегревается двигатель, часто становится исчезновение антифриза. Каждый владелец авто должен следить за показателями приборов и не допускать подобного в эксплуатации транспортного средства.

Как уже было отмечено, изменения цвета говорит о том, что пора заменить антифриз, иначе может произойти поломка двигателя, которая сильно «ударит по карману»владельца транспортного средства. Замена жидкости может быть произведена как самостоятельно, так и в любом из автосервисов.

Срок годности, эксплуатации, хранения и замены антифриза

Работоспособность антифриза, использующегося в автомобильном двигателе, определяет работу охлаждающей системы в целом. Поэтому важно знать о ресурсе эксплуатации этого расходного материала. Какой срок годности антифриза до вскрытия упаковки и после нее и как правильно хранить жидкость, вы можете узнать из этого материала.

Состав и характеристики

Срок хранения до и после вскрытия упаковки

Как и где правильно хранить?

Что происходит с Тосолом со временем?

Период допустимой эксплуатации

Что делать, если залит антифриз, потерявший срок годности?

Видео «Как промыть охладительную систему?»

Комментарии и Отзывы

Виды антифризов

Продолжительность хранения и эксплуатации зависит от производителя продукта, а также вида расходного материала. Цвет жидкости, будь то красный, синий или зеленый хладагент, играет в этом вопросе неосновную роль.

Выделяются два основных типа антифриза:

  1. Силикатные. К такому типу жидкости относится отечественный «Тосол». В составе расходного материала применяются бораты, фосфаты, силикаты, нитраты и прочие соли неорганических кислот. Основным элементом являются силикаты, входящие в набор присадок. Они обладают серьезными недостатками, отрицательно отражающимися на функционировании охладительной системы мотора в целом. В ходе эксплуатации осадки остаются на внутренних компонентах. Они хоть и защищают систему охлаждения от воздействия ржавчины, так как этиленгликоль является агрессивным компонентом по отношению к металлам. Однако эти же элементы характеризуются пониженной теплопроводностью, в результате чего способствуют ухудшению теплообмена. А если в работе силового агрегата имеются неполадки, это может привести к его быстрому перегреву и ускоренному износу. Также присадки, сделанные на базе силикатов, истощаются спустя 30 тысяч км пробега. Они начинают терять свои антикоррозийные характеристики и способствуют развитию коррозии.
  2. Карбоксилатные. Такие жидкости производятся на базе органических кислот. Они по сравнению с силикатными лишены многих минусов. Карбоксилатные антифризы могут функционировать в более обширном температурном диапазоне. В ходе эксплуатации они не теряют свои рабочие характеристики и создают защитную пленку только в тех местах, где имеются очаги коррозии, не давая ржавчине распространяться дальше по системе. Теплообмен мотора при этом не нарушается. Карбоксилатные расходные материалы более стабильны. Они не образуют осадок в радиаторе, расширительном бачке и патрубках охлаждающей системы, и не становятся со временем гелем. Причем состав таких веществ обедняется немного медленнее. Это обусловлено тем, что ресурс службы таких хладагентов на основе органических компонентов составляет более 200 тысяч км пробега.

Помимо этих двух разновидностей, охлаждающие жидкости для автомобилей разделяются на классы:

  1. G11. Этот хладагент считается одним из самых дешевых. Он производится на основе этиленгликоля, при этом в составе продукта имеется минимальный пакет добавок. Присадки из силиката защищают охладительную систему ДВС от коррозии. Такие жидкости обычно используются в машинах российского производства. Ресурс эксплуатации в среднем составляет около двух лет.
  2. G12. Состав таких продуктов не содержит нитритов. В основе расходного материала лежит этиленгликоль, только более качественный и чистый, с экологической точки зрения. Базу продукта составляют и карбоксилатные соединения. Когда в охладительной системе появляется коррозия, охлаждающая жидкость быстро локализует пораженные участки. По отзывам этот хладагент неплохо зарекомендовал себя при эксплуатации в высокооборотных моторах, образующих повышенную температуру при работе.
  3. G12+. Производится на базе полипропиленгликоля. Это вещество относится к классу неядовитых и быстро разлагающихся. Полипропиленгликоль считается наиболее безопасным хладагентом, с экологической точки зрения. Благодаря тщательно подобранной основе и набору добавок, применение таких антифризов допускается в силовых агрегатах, выполненных с использованием алюминия и чугуна. Стоимость продукта, относящегося к этому классу, более высокая, но это обусловлено хорошим качеством жидкости.
  4. G12++. Этот хладагент считается гибридным вариантом карбоксилатной, а также силикатной жидкости, он относится к универсальным жидкостям. В составе продукта отсутствуют бораты и фосфаты. Хладагенты G12++ являются совместимыми со старыми типами антифризов. Расходный материал эффективно защищает охладительную систему машин с повышенной скоростью циркуляции, а также высокой термической нагрузкой на мотор.
  5. G13. Также относится к гибридному типу. Эта жидкость имеет аналогичные свойства и характеристики с продуктами стандарта G12++. Разница в том, что его состав более усовершенствованный. Но других принципиальных различий между ними нет.

Состав и характеристики

Срок годности антифриза во многом зависит от состава жидкости:

  1. Этиленгликоль. Может использоваться моноэтиленгликоль, этандиол и другие базовые компоненты. Представляет собой двухатомный спирт, характеризующийся маслянистой консистенцией. Жидкость почти не имеет запаха, она вязкая на ощупь. Параметр плотности базового продукта в среднем составляет около 1,112-1,113 г/см3 при условии, что он измеряется при температуре 20 градусов тепла. Температура, при которой закипает жидкость, варьируется в районе 196 градусов, а замерзает она уже при -12. Поэтому данный концентрат всегда разводится с дистиллированной водой. Когда хладагент нагревается, он начинает расширяться. Соответственно, в охладительную систему его надо заливать приблизительно на 10% меньше.
  2. Дистиллированная вода. Ее применение обязательно поскольку чистая основа замерзает при незначительной минусовой температуре. Должен использоваться именно дистиллят. Если вы смешаете концентрат с водой из-под крана, то на внутренних стенках шлангов охладительной системы, а также в радиаторном устройстве образуется накипь.
  3. Пакет присадок. Во всех современных хладагентах используются антикоррозийные добавки, предназначенные для защиты системы охлаждения от образования ржавчины. Такие присадки делятся на несколько видов — карбоксилатные, традиционные, лобридные и гибридные. Первые изготовляются на основе органических соединений, вторые — с применением неорганических и считаются самыми старыми. Они использовались еще в Тосоле, который производился при СССР. Гибридные производятся с применением органических и неорганических соединений, а лобридные считаются самыми совершенными на сегодняшний день. Присадки могут быть антипенными, предназначенными для предотвращения появления пены в системе охлаждения.

Таблица коррозийного воздействия состава хладагента на металлы

Стандарты ГОСТ

Все особенности и характеристики для охлаждающих жидкостей подробно описаны в нормативном документе ГОСТ 28084-89. В соответствии с этим, с 1992 года ресурс годности расходных материалов, предназначенных для применения в машинных моторах, должен быть не меньше пяти лет. До этого срок составлял три года. Но этого ГОСТа придерживаются не все производители, особенно если речь идет о зарубежных компаниях. Состав, который имеют жидкости иностранного производства, по факту практически не контролируется. Поэтому в продаже вы можете найти продукты, которые не соответствуют ГОСТам.

Срок хранения до и после вскрытия упаковки

Производители расходных материалов обычно не указывают, что ресурс хранения до вскрытия бутылки и после будет разным по определенным параметрам. Существует один допустимый период, составляющий пять лет по ГОСТу. Фактически расходный материал, герметично запечатанный в упаковке, может иметь срок хранения более 5 лет. За это время жидкость не сможет изменить свои эксплуатационные свойства и особенности. На дне канистры не должен появляться осадок, а соотношение базы вещества и дистиллированной воды будет на прежнем уровне.

Для диагностики соотношения дистиллята и основы можно использовать ареометр. Если плотность по каким-то причинам нарушена, это приведет к потере технических свойств продукта. После вскрытия бутылки ресурс хранения вещества будет более низким. Это происходит в результате контакта добавок с кислородом, что приводит к испарению основы. Конденсат будет заменять основу, что приведет к повышению процентного соотношения дистиллята.

Канал Автомобили и запчасти снял видео о том, как правильно выполнить смену антифриза.

Как и где правильно хранить?

В соответствии с техническим регламентом, производители расходных материалов советуют хранить охлаждающую жидкость исключительно в заводской упаковке. Это может быть канистра или пластмассовая бутылка. Температура хранения хладагента должна составить до 15 градусов тепла. Основное условие — предотвратить попадание солнечных лучей на канистру, поскольку ультрафиолет отрицательно отражается на технических свойствах расходного материала.

Помимо этого, потребителю надо сохранять герметичность упаковки. Если канистра открыта, то само горлышко следует прикрыть уплотнителем, после чего пробку надо полностью закрутить, чтобы не допустить попадание воздуха или влаги внутрь. При повреждении заводской упаковки допускается ее замена на другую, но важно, чтобы она была выполнена из поливинилхлорида. Этот материал относится к пищевому пластику, при этом ПВХ не вступает в реакцию с маслянистыми компонентами. В холодное время года хранить хладагент в гараже при низких температурах нельзя. Допускается хранение продукта в помещении, температура в котором составляет не менее 2 градусов.

Что происходит с Тосолом со временем?

Если хладагент хранится долгое время, в нем начинает падать параметр щелочности. Повышается вероятность образования пены при использовании жидкости. Цвет расходного материала становится более темным, в некоторых случаях возможно образование осадка на дне. Помимо этого, понижается и параметр плотности, который может быть снижен до 0,9. При хранении продукта в незапечатанной таре или при критически низких либо повышенных температурах эти процессы начинают ускоряться. В результате жидкость потеряет свои технические характеристики.

О сроках замены охлаждающей жидкости можете узнать из видео, снятого каналом Pro Авто32.

Период допустимой эксплуатации

Производители машин советуют менять охлаждающую жидкость не реже, чем один раз в три года или при пробеге 60 тысяч км. Но в ходе эксплуатации автовладелец должен периодически контролировать состояние расходного материала. Для визуального контроля следует открыть крышку емкости в моторном отсеке и оценить жидкость. Диагностика должна выполняться на заглушенном и холодном моторе. Когда хладагент имеет более темный оттенок по сравнению с первоначальным цветом и в нем есть следы накипи или отложений, это говорит о необходимости замены вещества.

Рекомендуется учитывать и температурные параметры силового агрегата. Если температура мотора по неизвестным причинам стала произвольно увеличиваться даже на пять градусов, это говорит о неисправностях в охладительной системе. И диагностика начинается именно с расходного материала. При использовании хладагента со старым сроком годности возможна нормальная эксплуатация мотора, но его температура будет увеличиваться до критической. Из-за потери присадками свойств и подверженности металлических элементов охладительной системы к коррозии, добавки не смогут выполнять их защиту.

Правила замены

При замене расходного материала придерживайтесь правил:

  1. Меняя жидкость, обязательно промойте систему охлаждения. Для этого можно использовать специальные средства, которые заливаются в расширительный бачок. При применении таких веществ на автомобиле следует проехать от 20 до 200 км, в зависимости от рекомендаций, указанных на упаковке. Промывку можно выполнить дистиллированной водой, Кока-Колой, водой с добавлением уксуса либо лимонной кислоты.
  2. При заливе не используйте концентрированную жидкость. Лучше разбавить такой хладагент дистиллятом, пропорции для этого указываются на упаковке.
  3. После залива хладагента не добавляйте в систему охлаждения воду. Не рекомендуется смешивание с другими марками антифризов, особенно, разных по стандарту. При необходимости добавления важно проследить за тем, чтобы совпадали составы веществ.
  4. Если хладагент не рекомендован для вашего автомобиля, лучше воздержаться от его эксплуатации.

Что делать, если залит антифриз, потерявший срок годности?

Использование старой охлаждающей жидкости приведет к появлению отложений, осадка и образованию накипи в радиаторе охладительной системы. Если вы залили антифриз, потерявший срок годности, необходимо выполнить промывку.

Процедура очистки выполняется так:

  1. Сначала из системы охлаждения сливается старый хладагент. Для этого под сливное отверстие подставьте ведро или обрезанную бутылку, после чего открутите пробку. Процедура слива выполняется на холодном двигателе.
  2. Подождите, пока сольется весь хладагент.
  3. Закрутите пробку. Залейте в расширительный бачок под капотом дистиллированную воду. Ее объем должен соответствовать количеству слитого хладагента.
  4. Заведите двигатель. Пусть мотор поработает около 15-25 минут в холостом режиме. Можно выполнить контрольную поездку, увеличив обороты агрегата.
  5. Заглушите ДВС и слейте дистиллят из системы. Если он слишком грязный и в нем имеются следы накипи, выполните промывку еще раз. Процесс очистки выполняется до того момента, пока из системы не начнет выходить чистая вода.
  6. Затем заливается новый хладагент. После залива заведите мотор и погазуйте, одновременно сжимая резиновые шланги системы охлаждения. Это позволит избежать появления воздушных пробок. Выполните контрольную поездку, добавьте в систему антифриз до уровня.

Видео «Как промыть охладительную систему?»

Пользователь Леша Мастер снял ролик, в котором наглядно показал процедуру промывки системы охлаждения в автомобиле Дэу Сенс.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector