0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система освещения в покрасочной камере

Система освещения в покрасочной камере. Выбор светильников и расчет мощности и количества светильников.

Правильная настройка всех узлов работы покрасочной камеры, начиная от вентиляции, режима сушки и заканчивая системой освещения, обеспечит в итоге не только комфортные условия работы для маляра, но и высокое качество нанесенного ЛКП на кузов или отдельную деталь автомобиля. Уделив внимание освещению покрасочной камеры, вы сможете не только лучше контролировать результат работы и сразу определять дефекты, но и следить за соответствием оттенков цветов. К тому же при грамотно откалиброванном освещении глаза мастера устают намного меньше, что положительно сказывается и на продуктивности работы.

Основные нормы и требования к освещению в покрасочной камере

Даже если вы покупаете готовую заводскую камеру, узнать правильно ли там организована система освещения достаточно сложно, и определить это вы сможете, только немного поработав в ней и в большинстве случае не обойтись без дополнительной калибровки своими руками. Возможно, нужно будет добавить несколько дополнительных источников света, или же поставить более мощные лампы. Нет четких требований, подходящих для всех мастеров, но есть общие характеристики, которые стараются выполнять при проектировании систем освещения таких конструкций.

  1. Мощность светового потока — от 600 до 2000 люмен.
  2. Однородность рассеивания световых лучей.
  3. Отсутствие неосвещенных участков, так называемых «слепых зон». Тут часто в качестве дополнительных источников света используют переносные светильники.
  4. Отсутствие эффекта мерцания.
  5. Индекс цветопередачи не менее 80. Должен приближаться к яркому дневному освещению.
  6. Стараются создать максимально приближенный уровень света по спектральному типу очень похожий к естественному дневному освещению.
  7. Корпуса светильников должны выдерживать вибрации и мелкие механические воздействия, повышенные температуры и давление внутри помещения.

Это лишь часть параметров, соблюдая которые, вы сможете самостоятельно организовать достойный уровень освещения в рабочей зоне камеры для покраски авто.

Виды и параметры ламп

На современном рынке существует большое количество различных видов ламп и прочих осветительных систем по типу светодиодных лент. Но не все они подходят для установки в покрасочной камере. Давайте разберемся в эффективности и экономической целесообразности использования наиболее востребованных типов источников освещения.

Выделяют три типа светильников с предустановленными источниками:

  • лампами накалывания.
  • люминесцентными лампами.
  • светодиодные светильники и лампы.

Все три типа используют различные мастерские, давайте погорим о них подробней.

Лампы накалывания

Это классический источник света, который за уже устарел, но все же используется в нескоторых установках. Разделяют два типа колб для ламп накалывания:

  1. вакуумные.
  2. газонаполненные (инертным газом).

Второй тип ламп не применяют. Поскольку они не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Вакуумные типы колб используют часто либо в переносных светильниках, или же в подсобных зонах камеры.

Из основных преимуществ можно выделить низкую цену и простоту замены сгоревшей лампочки. С другой стороны из минусов это: низкая светоотдача 4%, так называемый КПД, высокая температура нагрева во время работы, не надежные и со стороны потребления электроэнергии совсем не оправданы.

Люминесцентные светильники

Конструктивно люминесцентные лампы излучают ультрафиолетовые световые волны из газоразрядного источника. Хорошо повторяют режим солнечного освещения.

Выделяют два основных вида таких источников излучения:

  1. Трубчатые.
  2. Компактные лампы.

Чаще всего в покрасочную камеру устанавливают трубчатые люминесцентные лампы, поскольку они имеют большую площадь излучающей поверхности. У такого типа ламп есть разделение по цвету излучения, и производители указывают тип лампы на упаковке с помощью маркировки. Искать нужно второе обозначение после буквы «Л». Для малярных работ используют лампы следующих марок:

  • белый (Б).
  • холодно-белый (ХБ).
  • тепло-белый (ТБ).
  • дневной (Д).

Также есть специальные серии ламп, более дорогие, которые дополнительно обозначаются буквами:

  • Ц — естественная цветопередача;
  • ЦЦ — цветопередача повышенного качества.

Одним из основных преимуществ таких ламп является срок службы около 18000 — 20000 ч. Также они характеризуются высоким КПД и неплохой экономичностью. Хорошая альтернатива для ламп накалывания.

Не обошлось и без недостатков. Плавный запуск, чтобы начать работу нужно подождать пока лампы наберут мощность свечения. Они не экологичны и требуют специальной утилизации, а это дополнительные траты с бюджета компании. При длительной эксплуатации люминофор теряет свои показатели и снижается световой поток. В таких случаях лампы меняют на новые.

Светодиодные светильники

Если вы планируете серьезно заниматься покраской и регулярно эксплуатировать камеру, то мы советуем устанавливать сразу светодиодные светильники, как в качестве основного верхнего, так и дополнительного бокового света. Такие светильники дорогие, но в ближайшей перспективе вы быстро их окупите, и будете экономить электроэнергию.

Светодиодные лампы максимально соответствуют приведенным выше требованиям. Они экономичны и с высоким КПД, экологичны, выдерживают вибрации и высокие температуры, исключают мерцание, срок службы до 50000 ч.

Из минусов – цена.

Схемы расположения светильников

В зависимости от комплектации автомобильной покрасочной камеры, она оборудуется различными вариантами монтажа осветительных приборов. Существует несколько распространенных схем, по которых устанавливаются светильники.

Потолочное освещение

Назвать его именно потолочным не совсем правильно, ведь общая площадь потолка камеры отводится под монтаж фильтров и системы вентиляции с обогревом. Обычно светильники монтируются в местах примыкания потолка со стеной, а сами приборы направлены на рабочую зону под углом 45 градусов.

Монтируют обычно светодиодные светильники по всему периметру камеры в специальных корпусах. Из минусов можно отметить, что остаются «слепые зоны» при покраске вертикальных деталей.

Потолочное + стеновое освещение

Это самый эффективный и часто используемый тип схемы по организации системы освещения в покрасочной камере. Кроме размещенных по периметру потолочных светильников в такой схеме дополнительно монтируют и светильники и на боковые стены. В такой схеме используют либо светодиодные, либо люминесцентные лампы. Сами светильники устанавливают на стену на высоте от пола от 0,5 до 1,5 м, и они дают прямой боковой свет, который решает проблему предыдущей схемы.

Лампы на стены монтируют двумя вариантами:

  1. В горизонтальном виде сплошной линией.
  2. В вертикальном положении с шагом. Часто используют именно эту схему монтажа.
Дополнительное освещение

В качестве дополнительного света используют либо стационарные светильники в углах примыкания пола и стены, либо переносные источники света. Применяют их в основном для покраски порогов и деталей сложных форм, а также в случае нанесении аэрографии.

Как рассчитать количество и мощность ламп?

Первое с чем сталкивается мастер, который хочет своими руками спроектировать систему освещения в покрасочной камере, так это методика расчета количества ламп исходя из их мощности и вида.

В примере расчета мы будем отталкиваться от условия освещенности всей площади, делая упор на удельную мощность для рабочей зоны в камере.

  • S – площадь помещения.
  • Рл – мощность одной лампы определенного вида.
  • Руд — удельная мощность (табличная величина для дневного света).

Показатели удельной мощности в зависимости от вида ламп:

  • Лампа накалывания – 30 – 90 Вт/кВ.м.
  • Люминесцентная лампа – 18 – 22 Вт/кВ.м.
  • Светодиодный светильник – 50 – 80 Вт/кВ.м.

В своих расчетах мы будем использовать усредненные значения удельной мощности.

Пример расчета
  1. Для лам накалывания и светоиодных светильников Руд будет в среднем равно 60 Вт/кВ.м., а для люминесцентных ламп Руд равно 20.
  2. Для примера берем лампы следующей мощности: Рл(накаливания)= 100 Вт, Рл(светодиодной)=12 Вт, Рл(люминесцентной)=36 Вт.
  3. Площадь покрасочной камеры возьмем 50 кв.м.

Расчет будет выглядеть так:

  • (60 × 50)⁄100 = 30 штук ламп накаливания по 100 Вт.
  • (60×50)⁄12 = 250 штук светодиодных ламп по 12 Вт.
  • (20×50)⁄36 = 28 штук люминесцентных ламп по 36 Вт.

Это примерный расчет, так как не учитывается значение высоты камеры, да и коэффициент падающего света взят за 1. Но все равно можно приблизительно оценить актуальность и просчитать выгоду от монтажа лам различной конструкции.

Монтаж светильников

Для примера давайте рассмотрим, как разместить осветительные приборы в гараже 5 на 6 метров. Для начала будет достаточно 30 ламп мощностью 40 Вт. Располагать лучше всего по потолочно стеновой схеме монтажа.

Порядок действий может быть следующим:

  1. Монтируем 2 ряда ламп под углом 45 градусов возле потолка гаража, соблюдая интервал 0,5 метра между ними. Всего уйдет 2 лампы.
  2. По 3 лампы устанавливаем на боковых стенках. При горизонтальном монтаже расстояние между ними 1,5 метра, а при вертикальном, 1 лампу ставим в центре, а 2-е по бокам от нее на расстоянии 2-х метров.

Учитывая все указанные в статье рекомендации, вы можете спроектировать и соорудить качественное освещение для своей покрасочной камеры, и при этом выбрать наиболее выгодный вариант.

Какой тип ламп вы используете для этих задач, и устраивает ли он вас по своим рабочим характеристикам? Ждем ответы в комментариях.

Светильники для покрасочных камер, освещение в покрасочной камере своими руками

Особенности освещения для покрасочной камеры: расчет и выбор ламп

Эффект «дневного света» для покрасочной камеры дает отличный результат работы. Самостоятельно подобрать лампы и рассчитать такое освещение можно, опираясь на несколько правил

Правильное сопоставление всех систем покрасочной камеры — это залог отличного результата на каждом этапе работы. В процессе покраски, кроме наличия свежего и чистого воздуха в камере, важным аспектом является и освещение. Покраска это тот процесс, в котором человеческий фактор играет главную роль, а значит, своими руками необходимо создать идеальные условия работы, а вопрос освещения выходит на первый план.

Главные требования к системе освещения для покрасочной камеры

Как такового стандарта для уровня света в покрасочных камерах нет. Есть рекомендации, которые варьируются в широком диапазоне сразу по нескольким характеристикам. Поэтому не всегда заводской подбор системы освещения удовлетворяет запросы специалист-маляра.

Тем не менее, есть универсальные требования, в рамки которых должна вкладываться любая система освещения при покрасочных работах, а именно:

  1. Мощность светового потока — от 600 до 2000 люмен.
  2. Исключено наличие эффекта «мерцания».
  3. Однородность рассеивания света.
  4. Отсутствия “слепых зон”, затененных или слабо освещенных зон. Желательно наличие дополнительного переносного освещения.
  5. Уровень калибровки света приближенный к естественному, под спектральную чувствительность глаза.
  6. Уровень цветопередачи должен соответствовать яркому дневному (солнечному) освещению. Индекс цветопередачи не менее 80.
  7. Используемые светильники должны быть устойчивыми к механическим повреждениям, вибрациям, перепадам температур и высоким давлениям.

Эти рекомендации не являются жесткими требованиями, но в условиях плохой видимости из-за распыленного мелкодисперсного красильного порошка или аэрозольных частиц, которые в воздухе находятся в большом количестве, маляру приходится сильно напрягать зрение.

Виды и характеристики ламп освещения для покрасочных камер

Переделывая освещение в покрасочной камере, необходимо определиться с выбором вида ламп. Сегодня выбор осветительных приборов разнообразен, но некоторые варианты являются неприемлемыми (светодиодные шнуры) ни для камеры сделанной своими руками, ни для заводских аналогов.

Рекомендуется использовать три вида светильников для основного и дополнительного освещения камер:

  1. с лампами накаливания;
  2. с люминесцентными лампами;
  3. светодиодные светильники.

Системы освещения, представленные разнотипными видами ламп, могут использоваться, но подобрать подобную компоновку для получения равномерного светового потока сложно.

Лампы накаливания

Этот традиционный электрический источник света представлен двумя типами колб:

  • вакуумными;
  • газонаполненными, с инертным газом.

Второй тип даже не рассматривается, так как противоречит всем нормам безопасности работы камер для окраски. Лампы накаливания с вакуумными колбами можно использовать для переносного освещения, так как они работают при низком напряжении, но чаще их используют для технических зон покрасочной камеры. Желательно выбирать лампы с тонированной поверхностью и зеркальным отражателем.

Преимущества: Дешевая себестоимость, легкая доступность при обслуживании.

Недостатки: Не надежные, высокий уровень теплового излучения, низкий КПД — низкая светоотдача (4 %), экономически не выгодные.

Люминесцентные светильники

Люминесцентные лампы благодаря своему принципу действия (ультрафиолетовые световые волны из газоразрядного источника) способны создать иллюзию солнечного освещения. Они делятся на два основных типа:

  • трубчатые (линейные лампы);
  • компактные лампы (экономки).

Для системы освещения в покрасочной камере площадь самого светильника имеет значение, поэтому первый тип люминесцентного освещения предпочтителен.

Важным моментом выбора этого вида лам является их различие по цветовому излучению, которое указывается в маркировке после первой “Л”. Для выполнения лакокрасочных работ можно выбрать следующие цвета:

Улучшенную цветопередачу люминесцентное освещение дает с лампами дополнительно маркированными:

Преимущества: Срок эксплуатации до 18 000 — 20 000 ч. при высоком КПД, экономичные.

Недостатки: Не мгновенный старт, необходимость утилизации отработанных ламп, не экологичны, люминофор со временем теряет свои свойства, что приводит к ослаблению светового потока.

Светодиодные светильники

Для регулировки освещения в камере и в качестве яркого основного верхнего или дополнительного бокового света уместней использовать светодиодные лампы. Они в сочетании с правильно подобранными корпусами-отражателями являются самым удачным и окупаемым вариантом для освещения покрасочных камер.

Преимущества: Низкое потребление электроэнергии при высоком КПД, хороший индекс цветопередачи, прочные и устойчивы к вибрациям, срок эксплуатации до 50 000 ч. экологичны, безопасны, отсутствие “мерцания” света, работают в условиях высоких температур.

Недостатки: Большая цена.

При выборе видов лам стоит учесть и возможность равнозначных замен по мощности при одинаковом световом потоке. Заменяя один тип ламп на другие, стоит правильно рассчитывать итоговое суммарное освещение.

Схемы расположения осветительных приборов

Для автомобильных покрасочных камер невозможно устроить своими руками размещение световых приборов на потолке, не нанеся при этом существенный урон системе вентиляции и фильтрации воздуха. Вся площадь потолка должна быть занята потолочными фильтрами. Поэтому под словами “потолочное освещение” или “верхний свет” всегда понимается устройство светильников в углах соприкосновения потолка и стен. Угол наклона данных светильников соответствует 45 0 .

Варианты устройства схем освещения

Потолочное освещение

Навислые лампы не приемлемы, так как нарушают технику пожарной безопасности и неудобны в обслуживании. Самыми удобными являются вмонтированные корпуса с лампами. Эта схема обеспечивает единый источник света (по периметру камер), поэтому желательно для ее реализации использовать качественные светодиодные лампы. Недостатками только потолочного размещения осветительных приборов является наличие “слепых зон” при окрашивании вертикальных поверхностей.

Потолочно-стеновое освещение

Это самый экономически приемлемый вариант для создания хорошего освещения в покрасочных камерах. Кроме устройства своими руками потолочного ряда светильников, для которого в этом случае можно использовать люминесцентные лампы, размещается еще один пояс ламп на боковых стенах. В стены камеры монтируются прямоугольные светильники на высоте от пола: 1,2 — 1,5 м, которые служат боковым светом, падающим под прямым углом.

Сами лампы можно разместить в двух вариантах:

  • Горизонтальное сплошное. Экономия на количестве светильников (корпусов), но следует увеличить мощность ламп или их количество.
  • Вертикальное с шагом. Обеспечивают световой поток большей плотности.

Дополнительное и нижнее освещение

Для того чтобы улучшить визуальное восприятия при покраске труднодоступных зон (пороги) используют дополнительное освещение, которое может быть стационарным или переносным. Стационарными дополнительными лампами являются лампы нижнего ряда или угла стены и пола, а так же светильники, расположенные на задней стенке камеры (фронтальный свет). Их устраивают своими силами и чаще в камерах, сделанных своими руками. Такой свет актуален при окрашивании автобусов и грузовых автомобилей.

Переносной свет с использованием мощных ярких ламп необходим при перекрашивании зон с дефектами или при выполнении аэрографического рисунка на автомобиле.

Самостоятельный подбор и установка осветительных приборов

Расчет количества, мощности ламп

Существует несколько способов расчета. При требовании равномерного освещения легче всего отталкиваться от условия осветимости всей площади, то есть в расчетах своими руками опираться на удельную мощность для покрасочной камеры.

S – площадь помещения;

Рл – мощность одной лампы определенного вида;

Руд — удельная мощность (табличная величина для дневного света).

Примеры расчета

  1. Для ламп накаливания и светодиодных ламп возьмем среднее значение Руд= 60, для люминесцентных ламп Руд = 20 .
  2. Допустим, подбираем лампы мощностью: Рл (накаливания)= 100 Вт, Рл (светодиодной)=12 Вт, Рл (люминесцентной)=36 Вт.
  3. Пусть площадь покрасочной камеры будет 100 м 2 .
  4. Рассчитываем необходимое количество ламп:
  • (60 × 100)⁄100= 60 штук ламп накаливания по 100 Вт.
  • (60×100)⁄12 = 500 штук светодиодных ламп по 12 Вт.
  • (20×100)⁄36=55,6, т. е. 56 штук люминесцентных ламп по 36 Вт.

Этот расчет является показательным, так как упущен учет высоты (до 5 м) и коэффициент падающего света взят равным единицы. Но такого расчета хватит и для устройства своими руками системы освещения: для определения количества светильников и для подбора ламп по мощности.

Установка светильников

Для гаража 5 х 6 метров достаточно взять 30 ламп мощностью по 40 Вт и расположить их самым удобным способом — по потолочно-стеновой схеме. Распределение по количеству будет таким:

  1. В один горизонтальный ряд входит 12 лам с интервалом между ними по 0,5 метра
  2. Под углом 45 0 устанавливаются 2 ряда по 12 ламп, в сумме 24 лампы
  3. По 3 лампы закрепляются на боковых стенах покрасочной камеры
  4. Если выбирается горизонтальное расположение, то расстояние между ними 1,5 метра, вертикальное — 1 в центре, 2 на расстоянии от него 2 метра.

При таком освещении света будет достаточно, для качественной покраски автомобиля.

Непосредственно на качество нанесения слоев краски свет не влияет, но своевременно заметить брак, убрать пыль или волосинку, увидеть несовместимость цветов, исправить получаемый оттенок специалист сможет только в условиях хорошего освещения. Но не стоит устраивать систему света без возможности ее переделки. После первой же покраски машины будет более понятно, что следует изменить для индивидуальных удобств в работе. Хорошее освещение камеры не только улучшит качество покраски, но и ускорит сам процесс.

Взрывозащищенные светильники

Оцените наш ассортимент:

Люминесцентные взрывозащищенные светильники предназначены для освещения промышленных предприятий, складов, производственных площадок, окрасочных цехов и других помещений, где возможно образование взрывоопасных смесей газов или есть вероятность возникновения пожарной опасности.

Корпус промышленных светильников взрывозащищенного исполнения изготовлен из ударопрочного материала в соответствии с ТУ 3461-001-00209711-2013, благодаря чему конструкция устойчива к воздействию негативных производственных факторов. Длительность работы таких светильников значительно превосходит аналоги традиционного освещения, так как все элементы надежны и подобраны специально для эксплуатации в опасных условиях. В светильниках установлено закаленное минеральное стекло, имеющее высокую прочность и химическую стойкость.

Светильники для складов, заводов, электростанций, зон обслуживания взрывозащищенного оборудования и других промышленных помещений с высокой пожароопасностью. Корпус защищен от внешних воздействий в соответствии с ГОСТ Р 51330.13-99. Внутренние элементы оснащены дополнительной защитой с маркировкой IP65. Светильники обладают рядом конструктивных отличий от обычных источников освещения:

  • корпус со взрывозащитой вида «Е»;
  • дополнительная пылевлагозащита IP65;
  • устойчивость к химическим воздействиям;
  • надежная система герметизации;
  • неискрящая ЭПРА;
  • простота монтажа, ремонта и замены;
  • устойчивость к высоким температурам.

Источники света Vipet N-I

Светильники предназначены для установки линейных люминесцентных или светодиодных ламп высокой мощности. Плафон из армированного антистатического полиэстера обеспечивает надежную защиту ламп, а для удобства и безопасности их замены в конструкции используются неискрящие двухконтактные патроны G13. Крепление с помощью стальных защелок плотно удерживает колпак, но при необходимости позволяет легко получить доступ к внутренним элементам светильника.

Освещение покрасочной камеры

Светильники для покрасочных камер должны отличаться высокой мощностью, обеспечивать достаточный уровень цветопередачи и быть устойчивыми к температурным перепадам. Благодаря закаленному минеральному стеклу светильники серии СВ легко очищаются от опыла краски и прочих трудноудаляемых загрязнений.

Освещение может быть организовано двумя способами:

  • потолочное — крепление светильников под углом 45 градусов на стыке между потолком и стеной;
  • потолочно-стеновое — дополнительная установка ламп на высоте около метра от напольной платформы камеры.

Наша компания осуществляет производство и продажу окрасочного промышленного оборудования в Москве. Мы точно знаем, что для обеспечения качественной работы в лакокрасочной отрасли без хорошего освещения не обойтись.

Наши взрывозащищенные светильники поставляются вместе с лампами, поэтому вы можете сразу купить полный комплект. Для уточнения стоимости заполните простую форму заказа на сайте или свяжитесь с нашим менеджером по телефону.

Технология постройки покрасочной камеры

Покрасочная камера не только повышает качество окраски автомобилей, но и значительно облегчает жизнь маляру. Рассмотрим устройство профессионально оборудованных комплексов, чтобы понять, как сделать автомобильную покрасочную камеру своими руками.

Как работает

Принцип работы камеры для окраски автомобилей заключается в подаче воздушного потока сверху помещения и отводе воздуха с пространства под окрашиваемой поверхностью. Таким образом, проходящие воздушные потоки захватывают мелкодисперсные частицы лакокрасочных материалов, а также препятствуют поднятию с пола пыли и сора. При герметичности помещения в камере образуется устойчивая атмосферная среда, что исключает сквозняки и резкие воздушные потоки.

Приточно-вытяжная организация должна быть оборудована нагревательным элементом, который позволит стабильно поддерживать в камере комфортную для покраски температуру.

Устройство

Профессиональная покрасочная камера состоит из помещения, в котором проводится окраска, а также сервисных устройств. Простейший комплекс в себя включает:

  • воздушные фильтры;
  • систему подачи воздуха;
  • каналы отвода воздуха;
  • нагревательный элемент;
  • устройства управления системой.

Существуют одноконтурные и двухконтурные комплексы (на фото). В первом случае вентилятор используется только для подачи воздуха. Двухконтурные системы дополнительно оборудованы вентилятором, выполняющим роль вытяжки. Технологичные покрасочные комплексы обладают функцией рециркуляции, что позволяет экономить ресурсы для обогрева. Воздух в таком случае начинает циркулировать по замкнутому кругу. Использовать такой режим рационально при сушке нескольких свежеокрашенных деталей или всего авто.

Покрасочное помещение должно иметь развитую систему вентиляции. Засасываемый воздух проходит двойную степень фильтрации: перед вентилятором и перед попаданием в рабочее помещение. Попадающий воздух должен быть чистым, иначе теряется смысл использования покрасочной камеры – пыль и сор будут налипать на свежеокрашенные элементы. Фильтрующий элемент обязателен в местах отвода воздуха. В режиме рециркуляции в камеру должен подаваться чистый воздух. Очистка препятствует загрязнению окружающей среды, что также немаловажно.

Чтобы технология покраски не нарушалась, в покрасочной камере температура не должна опускаться ниже +20°С. Использование инфракрасных обогревателей действительно ускорят процесс полимеризации ЛКМ, но использовать их рационально только при небольшой площади окраски. Чтобы ускорить процесс высыхания ЛКП полностью окрашенного авто нужен обдув горячим воздухом. Для подогрева используются теплогенераторы нескольких типов:


электрические — обычные ТЭНы. Из особенностей – высокое потребление электричества;

  • газовые. В теплообменник вживляется газовая горелка. Температура регулируется с помощью датчиков и газового редуктора. Установка такого комплекса требует значительных капиталовложений, что при хороших объемах работы окупится экономией на ресурсах (схема отопления на фото);
  • дизельные. Подогрев работает по схожему с газовым оборудованием принципу. Не требует больших затрат на этапе установки, но довольно прожорлив при использовании морозного воздуха. Наиболее оптимальный вариант, если для сушки небольших элементов использовать инфракрасные обогреватели.
  • Нагрев воздуха осуществляется в теплообменнике, который бывает двух видов: рекуперативный (стационарный) и регенеративный.

    Окрасочное помещение

    Рабочее помещение должно обладать:

    • хорошим освещением. Лампы должны быть установлены на потолке и на стенах, часть которых монтируется под углом. Желательно, чтобы внутренняя отделка не имела искривленных форм. Это поможет маляру определить качество подготовки детали к покраске и лучше контролировать перенос ЛКМ;
    • достаточной площадью для комфортной окраски (минимум для легковых авто – 7х4х2.7). Конкретные параметры зависят от габаритов техники, которая будет окрашиваться.

    Рабочее помещение должно быть герметичным и хорошо утепленным. Нагнетаемый поток воздуха подается через короб, закрепленный в центре потолка. Отвод осуществляется через отверстия под полом, которые прикрыты решеткой. В рабочей зоне допускается небольшая площадь для установки краскопульта и расположения необходимых ЛКМ.

    Лучшее из возможных решений – решетчатый пол по всему периметру помещения. Если покрасочная камера своими руками делается в гараже, можно сварить из арматуры две решетки, расположив их по центру помещения. Они будут прикрывать выходные воздушные каналы.

    Самостоятельная постройка

    Покрасочная камера своими руками – вполне осуществимая задача. Подход, выбор материалов зависит от того, где будет находиться помещение. Самостоятельно изготовить ее можно, к примеру, собрав бокс из металлического корпуса, обшив его водостойким гипсокартоном и утеплив. Такой бокс можно разместить внутри ангара, в котором поддерживается приемлемая для работы температура. Зачастую вокруг таких малярных камер расположены посты подготовки к покраске. Но речь также может идти об отдельном помещении, которое будет строиться с нуля. В таком случае в проект с самого начала нужно включать подпольные зоны для расположения выходных воздушных заслонок, вентиляторов и фильтров. Серьезней нужно подойти к процессу утепления. Свои тонкости и в том случае, если покрасочная камера своими руками делается уже из готового гаражного помещения.

    Материалы, компоновка

    Полностью рассказать, как сделать покрасочную камеру своими руками, крайне сложно. О многих вещах вы могли догадаться уже из описания принципа работы и основных требований к покрасочным камерам. Сейчас поговорим о материалах, которые могут быть использованы при постройке своими руками.

    • Освещение. Чаще всего используют люминесцентные либо светодиодные лампы продолговатой формы. В покрасочной камере света много не бывает. На стенах лампы могут быть установлены как вертикально, так и горизонтально. Минимальный интервал – 1,5-2 м.
    • Утепление. Строить покрасочную камеру лучше всего из газобетона (D 400 — D 500), так как он обладает лучшей теплоизоляцией. Имеет смысл вложиться в наружное утепление пенопластом, что впоследствии снизит затраты на отопление. Внутреннее пространство нужно утеплять только негорючими материалами (к примеру, минеральной ватой). Внутреннее оформление завершается отделкой фольгированным утеплителем. Плюс такого покрытия – дополнительный светоотражающий эффект.

    Приток-отток и подогрев воздуха

    В профессиональных камерах для забора и отвода воздуха используются воздушные улитки. Их производительность позволяет перекачивать до 25000 м3/час. По такому принципу приточно-вытяжной комплекс можно соорудить самостоятельно. Альтернативный вариант – использование пары вентиляторов достаточной производительности. Если вы планируете построить двухконтурную камеру, выходной вентилятор устанавливайте только после фильтра. В качестве фильтрующего элемента можно использовать синтепон.

    При самостоятельной постройке камеры для подогрева часто используются электрические ТЭНы. Их можно поместить, внедрив по пути следования воздуха теплообменник. Ставить ТЭН нужно после фильтрующего элемента. Учтите, что они достаточно энергозатратны. Подключить их можно через регулятор напряжения, что позволит изменять температуру в покрасочной камере. При серьезном подходе стоит предпочесть дизельный теплогенератор.

    Обязательно рассчитайте мощность, потребляемую вентиляторами и ТЭНами. Для хорошего энергообеспечения должна быть возможность подключения к 380 В.

    Освещение в покрасочной камере

    Согласно технологическим нормам окрашивание изделий должно выполняться в специально предназначенных для этого покрасочных камерах. Они бывают разного размера: от небольших (мини-камеры) до очень габаритных (камеры для вагонов) и не имеют окон. Конечный результат окрашивания зависит от правильно установленных светильников. При отсутствии солнечного света очень важно грамотно расположить освещение в покрасочной камере. Во время покраски мелкодисперсными порошковыми красителями в воздухе камеры постоянно находится красочная пыль, существенно снижающая видимость. В среднем, уровень освещенности должен соответствовать значениям 1000-2000 Л. Расположение ламп может быть:

    • стеновым;
    • потолочным;
    • комбинированным.
    • в окрасочно-сушильных камерах дополнительно предусмотрено освещение задней стенки.

    Наиболее оправдано применение светодиодных светильников, как эффективного и экономного источника освещения.

    Чтобы заказать окрасочные камеры, камеру дробеструйной очистки — Звоните:

    Температура в покрасочной камере

    Внешний вид окрашенного изделия/детали во многом зависит от температурного режима, при котором проходили покраска и сушка. Поддерживать оптимальную температуру можно газовыми горелками, электрическими ТЭНами или теплообменниками, работающими на альтернативном топливе. Эти виды нагревателей должны работать так, чтобы температура в покрасочной камере могла варьироваться от 16-24 градусов (покраска) до 20-70 градусов (сушка). Нужную температуру выбирают исходя из вида применяемого ЛКМ и скорости технологического процесса. Очень важен при этом режим рекуперации – когда автоматика не выбрасывает в атмосферу весь теплый воздух, сохраняя его для последующих обдувок. Этот режим делает оборудование экономичным при сохранении качества окрашивания. Компанией «Техсервис ВЕКО» сконструирован теплообменник вихревого типа, позволяющий сэкономить 40 % электричества.

    Жидкость для покрасочных камер

    Основной проблемой, с которой сталкиваются маляры при работе в покрасочных камерах, является высокий уровень частиц краски в воздухе. Также частицы краски и пыли приводят к появлению электростатических сил с разными зарядами. Высокая концентрация таких частиц делает оборудование пожароопасным. В значительной мере воздух очищает система фильтров, но также необходима и жидкость для покрасочных камер. Это бесцветное вещество отличается повышенной липкостью и отличными антистатическими свойствами. Разработано специально для защиты внутренних стенок камеры от циркуляции пыли. Наносить его можно валиком, щеткой или распылителем в один или несколько слоев. После определенного срока эксплуатации (указан в инструкции), вещество смывают водой с добавлением детергентов или специальным раствором. После чего наносят новый слой жидкости.

    Более подробно узнать обо всех нюансах и условиях технологического процесса в наших камерах можно, сделав звонок по указанному на сайте телефону. Мы открыты к диалогу. Звоните!

    Как сделать правильное освещение в покрасочной камеры

    Отличное качество покраски автомобиля может быть обеспечено лишь при условии, что покрасочная камера оснащена полным набором всех необходимых устройств. Но одно лишь наличие устройств не может быть гарантией успешности работ, которые во многом зависят от условий их проведения. Самым важным из этих условий является освещенность. Освещение в покрасочной камере должно быть правильно рассчитано и установлено, поскольку именно оно играет решающую роль в той работе, которая зависит от человеческого фактора, от возможностей человека оценить качество выполняемых операций.

    Какое освещение необходимо для покрасочных камер

    ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

    Каких бы то ни было жестких стандартов на предмет организации освещения в покрасочных камерах не существует. Имеются лишь отдельные рекомендации, некоторые характеристики которых варьируются в широких пределах. Зачастую выбираемые светильники, их установка, организация всей системы освещения носят сугубо индивидуальный характер, а заводской подбор систем освещения удовлетворяет запросы далеко не каждого специалиста-маляра.

    Однако существует уже однозначно сложившаяся совокупность требований к системам освещения покрасочных камер таких, как:

    • минимально необходимый световой поток составляет 600 люмен, но в то же время он не должен превышать 2 000 люмен;
    • рассеивание света должно производиться так, чтобы обеспечивалась его однородность;
    • калибровка света должна производиться таким образом, чтобы его спектральный состав был максимально приближен к естественному, который наиболее приемлем для человеческого глаза;
    • освещение камер должно быть построено таким образом, чтобы исключался эффект мерцания;
    • система освещения должна гарантировать отсутствие слепых, слабо освещенных или затененных зон, чего можно добиться, используя дополнительные переносные источники света;
    • для рабочих камер необходимо подбирать такие светильники, которые обладают достаточной устойчивостью по отношению к механическим воздействиям, высокому давлению, перепадам температур и вибрациям;
    • уровень цветопередачи, обеспечиваемый источниками света, должен быть максимально приближен к тому, который существует в солнечный день. Индекс цветопередачи не должен опускаться ниже 80.

    Эти требования обусловлены тем, что маляру во время работы приходится сильно напрягать зрение, поскольку условия видимости очень осложнены распыленными частицами красящего материала.

    Применяемые схемы освещения

    Поскольку автомалярами уже накоплен большой опыт как в способах выполнения их работы, так и в организации своего рабочего места, анализ и систематизация схем освещения покрасочной камеры позволяет вычленить те из них, которые являются наиболее оптимальными и эффективными. К таким схемам относятся:

    • потолочная, которая предполагает крепление всех осветительных приборов к потолку. Подобная схема легко выполнима собственными силами, однако при ее применении возникают проблемы во время окраски вертикальных поверхностей;
    • потолочно-стеновая, являющаяся наиболее рациональной при организации освещения профессиональных камер;
    • потолочная с применением переносных светильников, что удобно в небольших помещениях, где периодически меняются условия покраски, а места для обустройства бокового освещения недостаточно.

    Туман, формируемый краскопультом, представляет собой такую среду, которая характеризуется высоким уровнем электрохимической коррозии и взрывоопасности. Именно этот факт вынуждает выбирать для светильников такие лампы, которые относятся к категории взрывозащищенных. Сами же светильники изолируются от общего объема камер с помощью защитных стекол.

    Монтаж освещения собственными силами

    При оборудовании покрасочных камер своими силами, чтобы избежать трат, связанных с приобретением дорогого оборудования, короба, куда помещаются светильники, зачастую изготавливаются собственными руками.

    Для изготовления таких коробов используются:

    • DIN-рейки для изготовления каркаса;
    • подложка из фольги для обеспечения пожаробезопасности и увеличения светоотражения;
    • стекло, иногда заменяемое менее безопасным полиэтиленом.

    Такие короба должны оборудоваться также системой прокачки воздуха, соединенной с общей вентиляцией.

    Зачастую, когда освещение камер для покраски устанавливается собственными руками, в глубокие расчеты не вдаются, отталкиваясь от неких усредненных параметров и руководствуясь следующими нехитрыми правилами:

    • считается, что одной лампочки мощностью 40 Вт вполне достаточно на каждый квадратный метр площади рабочего помещения;
    • переносные светильники могут иметь более значительную мощность, чем те, которые закреплены неподвижно;
    • основную массу ламп следует крепить на потолок, оставляя для верхней части боковых стен лишь пятую их часть;
    • между потолочными лампами должен выдерживаться интервал 40-50 см, а располагаться они должны двумя рядами, закрепленными на разных высотах;
    • световой поток от боковых ламп должен быть направлен вниз под углом 45°.

    Подбор ламп освещения


    Решив установить освещение в камере, следует четко определиться с выбором ламп, устанавливаемых в светильники. Следует помнить, что такие источники света, как, например, светодиодные шнуры, в этих условиях являются совершенно неприемлемыми. Для светильников покрасочных камер рекомендуется использовать следующие виды ламп:

    • накаливания;
    • люминесцентные;
    • светодиодные.

    Рассмотрим поочередно степень эффективности каждой из них.

    Лампы накаливания

    Эти привычные для всех лампы могут использоваться только в том случае, когда они имеют вакуумную колбу. Газонаполненные колбы не подходят для использования в местах проведения покрасочных работ из соображений безопасности. Наиболее удобными являются такие вакуумные лампы, у которых имеются тонированная поверхность и зеркальный отражатель. Они наиболее эффективны для переносных источников света и для технических зон камер, поскольку работают от относительно низкого напряжения.

    К достоинствам таких ламп следует отнести:

    • доступная цена;
    • простота обслуживания.

    Однако они обладают и существенными недостатками:

    • низкая надежность;
    • значительное тепловое излучение;
    • низкий уровень светоотдачи и низкий КПД, составляющий порядка 4%;
    • неэкономичность.

    Люминесцентные лампы

    Принцип действия, используемый люминесцентными лампами (световые ультрафиолетовые волны, производимые газоразрядным источником), позволяет создать поток света, аналогичный солнечному.

    Такие лампы бывают двух типов: линейные(трубчатые) и компактные.

    Для люминесцентных лам также важно правильно их выбрать, исходя из производимого ими светового излучения, которое в маркировке указывается после буквы «Л». При проведении покраски наиболее предпочтительными являются лампы со световыми излучениями белого (Б), холодно-белого (ХБ), тепло-белого(ТБ) и дневного(Д) цветов.
    Более правильное восприятие цветов обеспечивается при применении люминесцентных ламп со следующей дополнительной маркировкой:

    • «Ц» — цветопередача естественная;
    • «ЦЦ» — цветопередача высокого качества.

    Достоинства таких ламп:

    • большая продолжительность эксплуатации, достигающая 20 тыс. часов;
    • высокий КПД;
    • экономичность.

    Светильники с люминесцентными лампами имеют следующие недостатки:

    • задержка старта;
    • необходимость утилизации использованных ламп;
    • низкий уровень экологической безопасности;
    • ослабление светового потока по мере эксплуатации.

    Светодиодные лампы

    Для покрасочных камер светильники с этими лампами являются наиболее предпочтительными как в качестве основных верхних, так и дополнительных боковых источников света.

    Такие лампы обладают огромным числом достоинств:

    • высокий КПД;
    • низкое энергопотребление;
    • высокий индекс цветопередачи;
    • прочность и устойчивость к вибрациям;
    • большая продолжительность эксплуатационного срока, достигающего 50 тыс. часов;
    • высокая экологическая безопасность;
    • отсутствие мерцания производимого ими светового потока;
    • способность работать при высоких температурах.

    Единственный, но довольно существенный недостаток заключается в достаточно высокой цене.

    Особенности освещения малярной камеры

    Освещение краскораспылительной камеры является одним из важнейших компонентов процесса окраски габаритных поверхностей. При этом во внимание принимают размер малярной камеры, тип осветительных приборов и их размещение, а также цветовую температуру источников света. При игнорировании этих составляющих конечный цвет продукции, выходящей из камеры, может существенно отличаться от желаемого.

    Кроме того, осветительное оборудование играет большую роль для безопасности применения лакокрасочных материалов, поскольку растворители и краски обычно легко воспламеняются, выделяя при этом высокотоксичные газы и пары.

    Сравнительные возможности ламп различного типа

    Во многих случаях в качестве источников освещения в покрасочной камере используют лампы, обычно размещаемые в светильниках группами по два или четыре источника. Возможно применение люминесцентных светильников, а также осветительной аппаратуры на LED-лампах или на обычных лампах накаливания.

    Преимущества люминесцентных ламп:

    1. Обеспечение очень широкого угла распространения световых волн, что помогает равномерно освещать поверхности сложной конфигурации.
    2. Повышенная равномерность освещения помогает распознать дефекты окраски.
    3. Данные светильники можно применять при различных цветовых температурах, что позволяет операторам малярных камер выбирать лампы в зависимости от того, насколько хорошо они имитируют естественный цвет дневного света или насколько точно они отражают цвет используемых красок.

    Во многих случаях предпочтение отдаётся флуоресцентным лампам с высокой цветовой температурой и высоким индексом цветопередачи. Цветовая температура лампы означает, что в спектре света она излучает большую часть своей светоотдачи. Например, белый флуоресцентный свет, имея цветовую температуру 5500…6000 К, приближает световой выход к середине спектра. В этих случаях лучше всего выбрать лампу, выдающую полный спектр именно в середине цветовой температуры диапазона.

    Освещение в покрасочной камере, основанное на применении ламп накаливания, считается наиболее бюджетным вариантом. Однако лампа накаливания будет хорошо воспроизводить красные, оранжевые и желтые цвета, но характеризуется плохой цветопередачей, когда поверхности окрашены в салатовый, голубой или белый цвет.

    При выборе типа освещения покрасочной камеры необходимо учитывать также индекс цветопередачи лампы. И здесь лампы накаливания, обладая индексом цветопередачи, близким к 100, имеют преимущество: несмотря на плохое качество света, они очень хорошо воспроизводят цвета.

    Наиболее современным решением для различных размеров малярных камер является освещение на базе LED-ламп. Светодиодные светильники, несмотря на более высокую стоимость, отличаются:

    • Низким энергопотреблением.
    • Высоким КПД.
    • Повышенными значениями коэффициентов цветопередачи.
    • Экологической безопасностью при своём использовании в атмосфере легковоспламеняющихся веществ.
    • Длительным сроком эксплуатации.

    Размещение источников света

    Позиционирование ламп в покрасочной камере также играет важную роль в том, как эффективно освещается рабочее пространство. Поскольку люминесцентные лампы по своей компоновке являются длинными и тонкими, их размещение по вертикали может затруднить эффективное освещение рабочего пространства. Когда лампы расположены вертикально, корпус оператора легко перекрывает светильник. Поэтому светильники лучше всего располагать горизонтально: это всегда позволит максимум светового потока направить на рабочую поверхность.

    Для усиления эффективности освещения верхнее освещение монтируют по углам камеры, а не на потолке, обеспечивая тем самым максимальный охват с меньшей вероятностью затенения.

    При определении мощности источников света учитывают конфигурацию и размеры малярной камеры. ГОСТ Р 56852-2016 устанавливает следующие требования:

    • Освещённость — не ниже 75 лк;
    • Равномерность освещённости – не ниже 0,4;
    • Коэффициент дискомфортности (пульсации, мерцание) – не более 25;
    • Индекс цветопередачи – не более 20.

    Для обеспечения указанных параметров освещённость рабочей зоны должна находиться в диапазоне 400…600 Лм. Наличие рефлекторов-отражателей увеличивает световой поток на 15…20 %.

    Учёт безопасности

    Освещение в покрасочной камере должно быть одобрено для использования во взрывоопасных зонах, поскольку характер используемых материалов и тип выполняемых работ соответствует условиям регулярного наличия горючих или взрывоопасных газов и паров. Поскольку вся внутренняя поверхность малярной кабины находится в таких условиях, то особое внимание должно уделяться вопросам электробезопасности, в частности, при включении/выключении светильников, когда неисправность электроарматуры может вызвать короткое замыкание и/или пожар. Особенно безопасен вариант установки систем освещения, когда детали светильника, находящиеся под напряжением, выведены за пределы камеры, а внутри находится только защитное ограждение и сама лампа.

    При техническом обслуживании источников света корпус светильника должен быть надёжно изолирован, а всё технологическое оборудование покрасочной камеры – отключено от энергоснабжения.

    Покрасочная камера своими руками: электричество и свет

    Не секрет, что для многих автолюбителей покраска машины со временем превращается из приятного хобби в постоянный источник дохода, а вместе с коммерческим интересом появляется другое отношение к рабочему месту. Небольшие помарки можно допустить в отношении собственной машины, но освещение в покрасочной камере, рассчитанной на постоянную профессиональную работу, должно сводить возможность ошибки к минимуму. Да и зрение при долгой работе в помещении с недостаточной освещенностью испортить легче, чем кажется.

    Процесс полной покраски – занятие продолжительное, при этом все инструменты и электросветильники камеры работают от стандартной сети, так что озаботиться вопросом нагрузки и организации продуманной электросети можно заранее. Поскольку речь идет о работе с электричеством, многие любители не рискуют проводить сеть своими руками и доверяются профессиональным электрикам, покупают готовое помещение со всем оборудованием и пр. Для тех, кто считает электричество делом темным и до конца неизученным, обойтись без помощи и правда не получится, но не так страшен черт как его малюют. Даже от стандартного источника энергии, сиречь родных «220», можно проложить безопасную сеть с хорошим освещением рабочего места – главное не пренебрегать правилами безопасности и не пытаться получить максимум всего и сразу.

    Определения и стандарты

    Общая освещенность помещения должна составлять 1000 Lx и больше (1000-2000 Lx – естественная освещенность земли в пасмурный день), а освещенностью в 1000 Lx считается свет при котором, можно без усилия разобрать газетный шрифт. Освещенность рабочего места должна оставаться в диапазоне 500-1000 Lx, что является вполне выполнимым условием, учитывая, что в покрасочном помещении все равно придется расставить несколько источников света. Вычислить освещенность можно из данных о создаваемом лампой световом потоке: для всего помещения он не должен покидать пределов 500-2000 Lm, но для рабочей области этот диапазон немного уже (600-1200 Lm).

    Иногда эти параметры указываются на коробках с лампами – при отсутствии таковых можно равняться на следующую световую отдачу: 1 Вт = 50 Lm для люминесцентной лампы, 1 Вт лампы = 13 Lm для лампы накаливания. Освещенность непосредственно под лампой вычисляется делением выдаваемого светового потока на расстояние до поверхности. К примеру, лампочка на 100 Вт дает

    1300 Lm (13*100) – на расстоянии 2 метра освещенность будет равна 650 Lx, но для получения общей освещенности потребуется цифру разделить еще и на площадь покрасочной камеры (27 Lm для стандартного гаража 6×4 с одной лампой 100 Вт на высоте 2 метра).

    Как видно, одной 100-ваттной лампой обойтись с горем пополам можно (если стоять точно под ней), но поскольку своими руками в камеру обычно переоборудуется гаражное помещение, здесь же происходит подбор покрасочных материалов, т.е. функции колерной совмещаются с основным помещением. В колористике важна не сила света, а правильная цветопередача. Стандартные лампы накаливания задают цветовую температуру в 2000-3000 К, что попадает в категорию тепло-белого света, т.е. теплые оттенки видны лучше и кажутся насыщеннее. Рекомендуется выдерживать цветовую температуру основных, рабочих источников света в 5000 К – уровень, показать который могут люминесцентные лампы (

    Индекс цветопередачи (Ra) напрямую не зависит от светильника, поэтому выбирать можно любой, подходящий по другим параметрам. Однако некоторые производители на источниках света указывают цветопередачу. Следует понимать, что достигается указанный показатель только при соблюдении определенных условий. Достаточной считается цветопередача 94-96%, однако показатель в 100% достигается уже при работе над поверхностью галогенной лампы. Другое дело, что галогенная лампа имеет низкую цветовую температуру (2500-3000 К), в результате чего «галогенный» свет немного подчеркивает теплые тона.

    Западные производители, от продукции которых отечественным малярам пока никуда не деться, используют стандарты CIE, делящей искусственные источники света на шесть классов (A-F). Для освещения покрасочной камеры подходят светильники класса D, т.е. создающие освещенность, сравнимую с естественным дневным светом. Цифровой индекс означает цветовую температуру лампы: D55 – 5500 К, D65 – 6500 K и т.д.

    Устройство освещения в покрасочной камере

    Цифры – это хорошо, но еще лучше, если эти цифры доходят до поверхности, т.е. свет не создает теней, а слабые тени перекрывают друг друга где-нибудь в углу комнаты. Рассчитав освещенность покрасочного помещения, мастер решает половину задачи, ведь теперь нужно разместить все источники так, чтобы свет попадал на рабочую площадь. Применяются три основные схемы размещения ламп:

    • Потолочная – все лампы крепятся к потолку (легко можно сделать своими руками, но при окраске вертикальных поверхностей возникают проблемы).
    • Потолочно-стеновая – наиболее рациональная схема при организации профессиональной камеры.
    • Потолочная с переносными фонарями – вариант для маленьких помещений, где сложно смонтировать боковой свет, а условия покраски могут меняться.

    Поднимаемый краскопультом туман является средой, в которой легко возникают реакции электрохимической коррозии, высока и взрывоопасность газа. Ввиду этого в профессиональных покрасочных мастерских лампы монтируют в стену и изолируют общим стеклом, а сами лампы выбираются из категории взрывозащищенных. Для того чтобы избежать покупки дорогого оборудования, требующего к тому же замены стекла, короба для ламп собираются своими руками:

    • Подложка из фольги.
    • Каркас из DIN-реек.
    • Стекло (или прозрачный полиэтилен, что менее безопасно, но возможно).
    • Система прокачки воздуха (при удачном расположении от основного короба вентиляции в короб с лампами можно отвести небольшую систему).

    На камеру размером 6×4 метра потребуется минимум 24 лампы мощностью в 40 Вт (по одной на каждый м²). Однако не обязательно использовать лампы одинаковой мощности – переносные источники могут быть и посерьезнее. Большая часть основных ламп должна крепиться на потолок, и только пятая часть на верхнюю часть боковых стен. Интервал между потолочными лампами необходимо выдерживать в 40-50 см и располагать их в два ряда на разной высоте. Боковые лампы располагаются не под прямым углом к стене – ориентироваться нужно на 45˚.

    Расчет сети

    Помимо общего света обычно используются несколько ламп, перемещаемых или имеющих регуляторы положения. При постоянной работе задействовать несколько таких источников будет проблематично (срок службы в столь агрессивной среде стандартного оборудования – 1-2 недели), но направленный свет – хорошая подмога в работе маляра. В качестве таких источников лучше использовать лампы 12-48В, однако 12 и 220В – цифры, разнящиеся на порядок, поэтому в сети требуется установка понижающего трансформатора. Переносные лампы накаливания обязательно должны быть вакуумными.

    Плюс 12В – удар током от такого источника слабее, чем от 220, да и безопасность вписывается в нормы ПУЭ. Однако ради двух ламп покупать понижающий трансформатор, да еще и устанавливать его своими руками кажется не самой приятной процедурой, поэтому обычно все лампы питаются от сети 12, 24 или 36В. Еще одно достоинство таких ламп – простота замены. Минусы у низкого напряжения также имеются: лампы должны быть расположены на одном расстоянии (длине провода) от источника, иначе освещенность будет неравномерной. Другие светильники имеют свои достоинства и недостатки:

  • Светодиодные комбинации – хороший свет без мерцания, низкое потребление и экологичность на пару с большой ценой.
  • Люминесцентные лампы – отличная светоотдача, возможность выбора цветопередачи и температуры (тепло- и холодно белые, белые и дневные, с простой и улучшенной цветопередачей), низкая экологичность.
  • Лампы накаливания – низкий КПД, высокая температура и низкая цена.
  • Электрощиты и провода

    В продаже имеются готовые щитки с блоками под несколько автоматов – в хорошо оборудованной камере несколько УЗО практически обязательно. Основная нагрузка создается сварочным аппаратом и компрессором, поэтому центральный автомат обычно подбирается под них. Электроосвещение и розетки должны быть на отдельных автоматах, причем с меньшей границей. Считается, что полная система электросветильников покрасочного помещения создает ток в 4-5 А, поэтому достаточно автомата на 5-6 А. К счастью для начинающих электриков расчет требует только знания закона Ома и наличия калькулятора для складывания. К примеру, 24 электросветильника по 40 Вт при напряжении в 220 В создают ток в 4.4 А (40*24/220 – P/U).

    Наиболее требовательные мастера уверяют, что лампы должны быть организованы в две линии, чтобы не остаться без света совсем. Сечение провода выбирается исходя из напряжения и силы тока (под свет достаточно медного провода сечением 1.5 мм, но уже при 4.5 кВт провод будет немного греться, так что лучше выбрать 2.5). Для сравнения компрессору и сварке потребуется два автомата примерно на 15-20 А и медный провод сечением 2.5-6 мм, в зависимости от мощности. Алюминиевые провода лучше не рассматривать вовсе, потому что для мощных приборов все равно потребуется медь, а контакт меди с алюминием возможен только через клеммы. При монтаже своими руками алюминиевый провод может стать настоящей головной болью, поскольку общий выход все равно будет медным.

    Пускорегулирующее устройство лучше выбрать понадежнее и вынести его за пределы покрасочной камеры. Система дроссель-стартер идеально подходит для люминесцентных светильников: монтировать своими руками проще, а надежность выше. Без такого ограничителя сила тока в сети с люминесцентными лампами будет возрастать геометрически, пока автомат не разорвет цепь, да и прогрев электродов – процедура для такого оборудования обязательная.

    Освещение покрасочной камеры – советы экспертов

    • Эффективное освещение – залог качественных покрасочных работ!
    • Самостоятельно рассчитываем и настраиваем освещение!

    Освещение покрасочной камеры

    Покраска автомобиля – продолжительный и сложный технологический процесс, который подразумевает под собой наличие специально оборудованного помещения, где будет происходить процесс покраски, так называемая покрасочная камера. Такие помещения стоят довольно дорого, поэтому целесообразным будет сделать ее самостоятельно, рассчитать и разместить при этом все необходимое оборудование для высококачественной организации покраски автомобилей. Так, любая покрасочная камера должна включать в себя следующие элементы:

    • полностью закрытая камера, необходимая для покраски и сушки автомобиля;
    • рабочая система вентиляции со всеми необходимыми фильтрами;
    • тепловой насос, который будет ускорять процесс сушки автомобиля;
    • вентиляционная система в надлежащем состоянии.

    Как видим, чтобы оборудовать качественную камеру, необходимо рассчитать и сопоставить все эти составляющие для обеспечения продуктивной работы покрасочных механизмов.

    Эффективное освещение – залог качественных покрасочных работ!

    Одним из важных элементов любой покрасочной камеры является ее освещение, необходимое для высококачественной покраски автомобиля, так как покраска вручную подразумевает под собой распыление мелкодисперсного красильного порошка, который в взвешенном состоянии в воздухе значительно ухудшает уровень видимости в камере. Весомым шагом будет рассчитать уровень света, количество ламп для покрасочных камер и правильное их размещение. Так, среднестатистическая норма освещения для покрасочных ламп составляет 1000-2000 люкс. Это обеспечивает высокий уровень видимости как внутри помещения, что немаловажно для специалиста-маляра, так и высветит все дефекты автомобиля, которые надо будет исправить в процессе покраски.

    Оптимальными схемами освещения считают:

    • потолочную;
    • потолочно-стеновую;
    • дополнительное освещение задней стенки камеры.

    Потолочная схема освещения характерна тем, что лампы для покрасочных камер могут быть как навесными, так и встроенными в потолок, что в некоторых случаях приводит к нарушениям техники безопасности, вызванными амплитудой движения навесных ламп и проблемами с покраской вертикальных поверхностей многослойными покрытиями. Так что, более рациональным является использование Потолочно-стеновая схемы, которая дает возможность улучшить визуальные возможности качества нанесения покрытия и обшей схемы покраски автомобиля.

    Дополнительное освещение задней стенки чаще всего используется в окрасочно-сушильных камерах, что обеспечивает высококачественный технологический процесс как сушки, так и покраски машины.

    Как приблизить освещение в покрасочной камере к дневному свету?

    Освещение в покрасочных камерах должно быть максимально приближено к дневному свету. Минимальный расход – это 24 лампы в камере, каждая по 40 Ватт. Лампы размещают в один-два ряда по периметру помещения таким образом, чтобы они находились на разном уровне и тем самым обеспечивали разностороннее освещение в камере. Например, два ряда ламп, по 16 штук ламп мощностью 18 Ватт каждая, способны обеспечить достойный уровень освещения в помещении, и как результат – успешную покраску автомобиля.

    Самостоятельно рассчитываем и настраиваем освещение!

    Самостоятельный расчет освещения в Вашей покрасочной камере может выглядеть следующим образом. Так, необходимо рассчитывать количество ламп и их размещения в зависимости от габаритов покрасочной камеры. Так как среднестатистическая камера находится в пределах 5×6 метров, то на нее необходимо взять 30 ламп мощностью как минимум 40 Ватт. Если Вы используете потолочно-стеновую схему освещения, то в среднем расположение ламп будет выглядеть таким образом: 24 лампы прочно крепятся на потолок, причем в 2 ряда и на разной высоте, и того 12 ламп в каждом ряду с интервалом между ними –0,5 метра; еще 6 ламп крепятся на боковые стены с учетом на 3 лампы на каждую стену с наклоном под 45 градусов к горизонту и интервалом между ними1,5 метра. В конечном итоге мы получаем прекрасно освещенную покрасочную камеру с максимальным уровнем света в помещении, необходимом для продуктивной работы специалиста-маляра по покраске автомобилей.

    Виды приборов и ламп используемых для освещения в покрасочной камере

    Важным этапом в настройке освещения окрасочного помещения является выбор ламп для покрасочной камеры. На сегодняшний день рынок светильных приборов предлагает различные варианты ламп в зависимости от их мощности и стоимости. Наиболее предпочтительными вариантами для покрасочных камер являются:

    • светодиодные светильники;
    • люминесцентные лампы;
    • лампы накаливания.

    Обязательным условием является работа ламп в режиме «мерцания», что улучшает цветовое восприятие специалиста-маляра, и как результат – повышение качества покраски автомобиля.

    Светильники с лампами накаливания

    Лампы накаливания

    Обычная лампа накаливания – это электрический источник света, который на основе вольфрама в вакуумной стеклянной среде при накале излучает свет. Такие лампы бывают нескольких видов: лампы общего назначения, декоративные лампы, лампы местного освещения, иллюминационные лампы, лампы для оптических приборов, прожекторные лампы, сигнальные лампы и зеркальные лампы накаливания. В покрасочных камерах обычно используют лампы местного назначения, так как они предназначены для низкого напряжения – 12-48В и главное место их применения – производственные помещения. Однако, эти лампы ненадежны, поскольку могут легко разбиться, их конкурентоспособность мала, поэтому чаще всего в покрасочных камерах используют такие лампы как люминесцентные и светодиодные, о которых информация подана ниже.

    Люминесцентные светильники и лампы

    Люминесцентные светильники и лампы

    Люминесцентные лампы или лампы дневного света – газоразрядный источник света, который при воздействии паров ртути, нагретыми электрическим током, пускает ультрафиолетовые световые волны, которые, в свою очередь, через покрытые колбы лампы люминофоров делает иллюзию дневного, солнечного света. Эти лампы очень технологичны, так как способны достигать 85 люменов на 1 Вт при сроке эксплуатации 18 тысяч часов. Также, этим лампам характерен высокий уровень экономичности: лампы накаливания с мощностью 40, 60, 75 и 100 Вт можно с легкостью заменить люминесцентными лампами мощность в 5, 7, 11, 15, 20Вт, а срок использования при этом в 10-15 раз больше. Индекс передачи света в данных лампах для покрасочных камер должен быть не меньше 90, чтобы обеспечить качественный процесс покраски и тюнинга автомобиля. И так, ниже приведены основные рекомендации по выбору люминесцентных ламп в окрасочное помещение:

    • лампы фирмы «Camelion» – недорогие, яркость и калибровка цвета хорошая, долгий срок эксплуатации;
    • энергосберегающие лампы фирмы «Philips» – мощные, использование новых люминофоров, высокий уровень светоотдачи;
    • люминесцентные лампы фирмы «OSRAM» – высококачественные немецкие лампы, имеющие высокий уровень мощности. Для покрасочных помещений используют преимущественно лампы LUMILUX DE LUX 36W /940 T8 G13.

    Светодиодные светильники и лампы

    Светодиодные светильники и лампы

    Светодиодные светильники используют как источник света светодиоды, корпус и цоколь элемента может быть позаимствован и у других видов ламп, например люминесцентных. Основные преимущества светодиодных ламп – это низкое потребление энергии при высоком коэффициенте полезного действия, высокий индекс цветопередачи, который обеспечивает лучшую видимость и контрастность пространства покрасочной камеры; экологическая безопасность эксплуатации; высокий уровень механической прочности и устойчивости к вибрации; отсутствие «мерцающего» эффекта свечения; долгий срок эксплуатации, в 10 раз больше, чем люминесцентные лампы; большая стоимость. Уместным будет использование таких светильников в покрасочных камерах, как:

    • лампы фирмы «ЕвроЛед», например светильник ДКУ 9 – мощность всего 9 Ватт, отсутствие стробоскопического эффекта и высокий уровень устойчивости к вибрациям;
    • светильники LED, например LUMO LINE 4 – высокий уровень цветопередачи, экологичность, устойчивость к вибрациям.

    Такие лампы станут незаменимым помощником при регулировке освещения в покрасочных камерах автомобиля.

    Разнообразность выбора ламп – это возможность правильно рассчитать и разместить их с учетом минимальных затрат денег и места, но максимальной выгоды от уровня освещения в окрасочном помещении Вашего автомобиля. Если Вы намеренны сделать покрасочную камеру самостоятельно, Вам наверняка пригодится выше поданная информация, так как в ней содержатся особенности строения покрасочных камер, их необходимый уровень освещения (600-2000 люкс), правильность расположения ламп и мощность их света. Так, более продуктивным вариантом будет использования светодиодных ламп – они, конечно, дорогие, но их высокая стоимость уже через месяц эксплуатации окупается высококачественной покраской автомобилей. Так что, надеемся данная информация была полезной для Вас.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector