2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить размеры шариковых подшипников по таблицам

Как определить размеры шариковых подшипников по таблицам

У многих механизмов, существующих в настоящее время, есть подшипники, которые позволяют им вращаться. Поэтому ни одно вращающееся движение не может быть осуществлено без них. Но даже такая, вроде бы незаменимая, но в то же время незаметная часть механизма, может быть разным и по размерам и по своим техническим характеристикам, особенно учитывается диаметр, размеры которого представляют обычно в таблице. Но каким бы ни была эта деталь, как бы она не выглядела и каковы бы ни были ее технические характеристики, она должен выполнять только одну задачу — обеспечивать детали вращение или же необходимый поворот.

Правила работы с подшипниками

Подшипник должен быть надежным, но иногда условия, в которых ему приходится обеспечивать вращение, не соответствуют его нормальному функционированию. Также точно и условия могут влиять на то, что подшипник даже в хороших условиях вдруг может выйти из строя.

Поэтому существуют специальные правила эксплуатации этой части, и к ним стоит отнестись очень серьезно, чтобы ваша деталь смогла проработать как можно дольше. Например, не стоит его перегружать и следить за тем, чтобы он работал лишь положенный временной отрезок, а не более. Еще одним правилом следует считать то, что его стоит подбирать такой, чтобы он идеально подходил по размеру, по диаметру и по другим техническим характеристикам.

Например, по размерам можно найти самые разные подшипники: от миниатюрных и до самых гигантских размеров. Есть и другое деление: высокоскоростные, тихоходные, максимально точные и другие. Все эти деления зависят от того, куда и как вы собираетесь использовать этот важный элемент вращающего движения.

Конструкция подшипников

Продолжая разговор о подшипниках, нельзя пропустить и его конструкцию. А ведь в самом элементе, обеспечивающим вращение, очень много деталей, из которых он состоит. И к каждой из них стоит отнестись очень серьезно, ведь стоит одной из них выйти из строя и дальнейшая эксплуатация подшипника становится просто невозможной.

Комплектующие детали подшипника:

  • Тела качения.
  • Втулки.
  • Гайки.
  • Шайбы.
  • Кольца.
  • Винты.
  • Скобы.
  • Шарики.

Конечно же, этот список деталей подшипника можно было бы и дальше перечислять, но все же стоит все это изучить на практике и разобраться в каждом элементе отдельно, чтобы потом было легко его найти.

Типы подшипников

Существует несколько делений подшипников на разные типы. В основе каждого такого деления лежит какой-то признак, который и является основным для отнесения важного элемента для вращения к тому или иному типу.

Первое такое деление основывается на том, как нагрузка воздействует на подшипник и заставляет его работать. Но ведь и нагрузка бывает разной. Соответственно, и группы подшипника будет задействованы в зависимости от того, как нагрузка действует на него.

Группы, зависящие от действия нагрузки:

  • Радиальные.
  • Упорные.
  • Радиально-упорные.

Рассмотрим подробно каждую из этих групп. Итак, первая группа – радиальная. Такие подшипники могут действовать лишь под воздействием радиальной нагрузки. Редко они действуют и под осевой нагрузкой, если используются роликовые элементы для вращения, которые имеют необходимый диаметр.

Вторая группа — упорные элементы для вращения. Они прекрасно работают лишь только тогда, когда ощущают действия осевых нагрузок. Третья группа – радиально-упорные, которые могут действовать под любыми видами нагрузок. Им не страшны ни радиальные, ни упорные нагрузки.

Есть и другое деление подшипников, в основе которого положено форма тел для качения, а также их диаметр. Существуют два вида: шариковые и роликовые. Первый вид – шариковые. В их основе лежит качение такого тела, которое по своей форме похоже на шарики и имеют небольшой диаметр. В основе второго вида – роликового, лежит другая форма качения, то есть ролики определенного диаметра.

По своей конструкции подшипники можно разделить на два вида: самоустанавливающиеся и не самоустанавливающиеся. Такие элементы для вращения еще называют и сферическими. Обычно разделение на эти два вида не требуют какого-либо дополнительного объяснения, Но главное не забывать о диаметре и как можно чаще заглядывать в специальные таблицы, где они и представлены с пояснениями.

Существует еще одно деление подшипников, которое зависит не только от его диаметра или размера, но прежде всего от качения тел самого подшипника, которые могут быть как роликовые, так и шариковые. Такой элемент для вращения может быть, несмотря на формы шариков или роликов, одно-, двух-, трех- или четырехзарядным.

Применяемость подшипников

Зная диаметр подшипника, его конструкцию и размеры, а также форму качения: шарики или ролики, можно будет определить, насколько важен будет этот элемент для вращения пользователю. Особенно это важно тем, кто занимается каким-либо ремонтом техники. Например, автомобильной, тракторной или мототехнике. Но есть и другая применяемость подшипников, которая заключается в знании его размера.

Стоит более подробно остановиться на том, как обозначаются в таблицах подшипники. Обычно на каждом элементе для вращения написано что-то буквами и цифрами. Такие условные обозначения обозначают и диаметр в том числе. Насколько точно изготовлена деталь указывает буква, которая стоит перед цифрой.

Цифры указывают на размер отверстия, на то, что особенного есть в его конструкции, например, шариковые или роликовые формы тел. Обычно первые две цифры на детали для вращения указывают на диаметр. Но ведь даже диаметр может быть разный, поэтому стоит быть очень внимательными к цифрам.

Так, детали скольжения, которые необходимы для автомобильного строения, не очень строго относятся и к диаметру, и к тому, что используются шарики или ролики. Другое дело деталь для качения, где все должно быть строго инструкции.

Например, шариковая деталь скольжения широко применяется для изготовления запчастей автомобиля. Чтобы нагрузка в данном случае была больше, необходимо правильно использовать шарики. Стоит помнить, что желоб должен быть больше шарика. Кстати, шариковые детали позволяют их использование и под разными углами.

Но зато роликовые детали обеспечивают высокую скорость, которая необходима очень часто. Не стоит смешивать все типы подшипников, иначе потом при работе шарики будут мешать работе роликам и наоборот. Поэтому стоит следить за формой качения, если это шарик, то такую шариковую деталь необходимо использовать по назначению. В настоящее время шариковые детали для вращения используются намного чаще, чем все остальные.

Метрология

Посадки подшипников качения на вал и в корпус

Основные размеры подшипников качения устанавливает ГОСТ 3478-2012, который распространяется на шариковые и роликовые радиальные, радиально-упорные, упорно-радиальные и упорные подшипники качения, устанавливает предпочтительные присоединительные размеры подшипников и наибольшие предельные радиусы галтелей вала и корпуса.

Допуски и предельные отклонения размеров подшипников качения по ГОСТ 25256-82.
ГОСТ 520-2011 устанавливает для разных типов подшипников качения классы точности: — нормальный, 6, 5, 4, Т, 2 — для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников; — 0, нормальный, 6Х, 6, 5, 4, 2 — для роликовых конических подшипников; — нормальный, 6, 5, 4, 2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников. Классы указаны в порядке повышения точности.
Класс точности указывается перед условным обозначением подшипника через разделительную черту, например, 6-308, 5-36210; в случае отсутствия дополнительных требований, класс точности 0 не указывается, например 7306.

Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов устанавливает ГОСТ 3325-85.

Посадки подшипников качения осуществляют: в корпус – в системе вала, на вал – в системе отверстия. Это означает, что предельные отклонения присоединительных размеров D и d не зависят от посадок. Поле допуска размера D наружного кольца является основным валом и обозначается буквой l (латинская «эль») с указанием класса точности подшипника, например:l0, l6, l5, предельные отклонения D зависят от типа и класса точности подшипника (табл.13) .

Поле допуска размера d внутреннего кольца является основным отверстием и обозначается прописной буквой L и классом точности, например L0, L6, L5, L4. В отличие от основного отверстия H по ГОСТ 25346-82, поля допусков внутренних колец подшипников расположены в «тело», т.е. в минус, ES = 0.
Допуски размеров колец не совпадают с допусками IT и приведены в табл.13 в соответствии ГОСТ 520-2011.
Посадки образуются применением полей допусков (ГОСТ 25346-82) для корпуса и вала и полей допусков наружного и внутреннего колец подшипника (ГОСТ 520-2011) и показаны на рис. 1 .

К посадочным поверхностям под подшипники качения предъявляют повышенные требования к точности формы и качеству поверхности. Отклонения формы поверхностей корпусов и валов не должны превышать для подшипников 0 и 6 классов значений, равных IT/4, а для подшипников 5 и 4 классов – IT/8.
Наиболее значительное отрицательное влияние на работоспособность подшипников качения оказывают конусообразность и овальность посадочных поверхностей, поэтому для этих поверхностей указывают допуск круглости и допуск профиля продольного сечения.
Шероховатость поверхностей устанавливается в зависимости от класса точности подшипника и диаметра (табл. 12) .

Выбор посадок подшипников качения

Посадки подшипников качения на вал и в корпус зависят от вида нагружения, величины и характера нагрузок, размера и конструкции подшипника, класса точности подшипника.
Различают три вида нагружения подшипников (ГОСТ 3325-85): местное,циркуляционное и колебательное.
При местном нагружении нагрузка воспринимается ограниченым участком дорожки кольца.
При циркуляционном нагружении радиальная сила воспринимается последовательно всеми элементами дорожки качения.
Колебательное нагружение – комбинированный вид нагружения.
В случае местного нагружения основное отклонение принимается по табл.7 в зависимости от размера, конструкции корпуса (разъемный, неразъемный), уровня перегрузок.

При циркуляционном нагружении посадка выбирается на основе расчета совместных деформаций колец, возникающих вследствие натяга при посадке вращающегося кольца на вал или корпус, с учётом условия обеспечения оптимального радиального зазора в зоне сопряжения тел качения с поверхностью дорожки качения. В упрощенном виде этот расчет сводится к вычислению интенсивности нагружения PR:

где: Fr- расчетная радиальная сила, действующая на опору;
B — посадочная ширина подшипника, мм;
k1 — коэффициент, учитывающий динамические перегрузки;
k2 — коэффициент, учитывающий ослабление посадки при полом вале или тонкостенном корпусе;
k3 — коэффициент, учитывающий влияние осевых сил на перераспределение радиальных сил по рядам тел качения, в случае применения двухрядных конических роликовых подшипников или сдвоенных шарикоподшипников.
Значения k3 зависят от величины

Fa×ctgα/Fr

где Fa – осевая сила; α — угол контакта, град.

Значения коэффициентов k1, k2, k3 находят из табл. 9, 10 и 11 .
В случае циркуляционного нагружения основное отклонение, сопряженной с подшипником детали, принимают по табл.8 , исходя из рассчитанного PR, с учетом диаметра и класса точности подшипника.

Допуски корпусов или валов при местном нагружении кольца подшипника принимают по 7-му квалитету точности (IT7), если подшипник 0-го или 6-го класса и по IT6, если 5-го или 4-го класса.
Допуски корпусов или валов при циркуляционном нагружении кольца принимают по 6-му квалитету (IT6) при классе точности подшипника 0 или 6 и по IT5 для 5-го или 4-го класса.

Примеры расчета посадок подшипников качения

Рассмотрим пример расчета и выбора посадок подшипников качения, входящих в представленный на рис. 2 узел.

Исходные данные:
подшипник 6-7309 – однорядный конический, 6-го класса точности;
радиальная реакция опоры Fr = 20000 Н;
условия работы – удары, вибрация, перегрузка до 300%;
вал – полый с диаметром отверстия d1 = 20 мм;
корпус неразъемный; вращается вал, корпус – неподвижен.

1. По справочнику находим посадочные размеры подшипника – диаметр наружного кольца – D = 100 мм, внутреннего – d = 45 мм, посадочная ширина, т.е. ширина без учёта радиусов закругления – B = 26 мм;

2. Нижние предельные отклонения колец определяем по табл.13 – eiD = -0,013 мм, EId = -0,01 мм, верхние отклонения равны 0, тогда D = 100 -0,013, d = 45 -0,01.
Вид нагружения колец: наружное – местное, внутреннее – циркуляционное.

3. Основное отклонение корпуса находим по табл.7 с учетом того, что: корпус неразъемный, перегрузка 300%, D = 100 мм., получим основное отклонение – Н.
Поле допуска отверстия корпуса с учетом класса точности подшипника – Н7.
Посадка наружного кольца в корпус – 100Н7/l6. Пользуясь табл. 1 и табл. 2 строим схему расположения полей допусков ( рис. 3а ).

4. Основное отклонение валов определятся по интенсивности нагружения PR. Для этого необходимы коэффициенты, входящие в уравнение.
Коэффициент k1 = 1,8 (табл.9) , с учетом перегрузки 300%;
k2 = 1,6, т.к. d1/d = 20/45 = 0,44, а отношение наружнего и внутреннего диаметров подшипника D/d = 100/45 = 2,22;
k3 = 1,0, поскольку подшипник однорядный.
Вычислим интенсивность нагружения:

По табл.8 находим основное отклонение вала – n; поле допуска вала, с учетом класса точности подшипника – n6.
Посадка внутреннего кольца на вал — 45 L6/n6.

Пользуясь табл.1 и табл.4 строим схему расположения полей допусков (рис. 3б) .

ГОСТ 3189-89
Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений

ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ И РОЛИКОВЫЕ

Система условных обозначений

Ball and roller bearings. Identification code

МКС 01.080.30
21.100.20
ОКП 41 0000

Дата введения 1991-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 21.12.89 N 3926

3. ВЗАМЕН ГОСТ 3189-75

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

* Действует ГОСТ 3395-89, здесь и далее по тексту. — Примечание.

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2003 г.

1. ПОСТРОЕНИЕ УСЛОВНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ

1. ПОСТРОЕНИЕ УСЛОВНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ

1.1. Основное условное обозначение подшипника состоит из семи основных знаков, обозначающих следующие признаки:

1.2. Основное условное обозначение подшипника характеризует основное исполнение:

с кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15;

с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.

1.3. Порядок расположения знаков основного условного обозначения подшипников приведен на схемах 1 и 2.

Подшипники с диаметром отверстия до 10 мм,
кроме подшипников с диаметрами отверстия 0,6; 1,5 и 2,5 мм

Подшипники с диаметром отверстия 10 мм и более,
кроме подшипников с диаметрами отверстия 22, 28, 32, 500 мм и более

1.4. Дополнительные знаки условного обозначения располагают справа и слева от основного условного обозначения.

Дополнительные знаки справа начинаются с прописной буквы, а дополнительные знаки слева отделены от основного условного обозначения знаком тире.

1.5. Расшифровка и порядок расположения знаков, обозначающих дополнительные требования, приведены в приложении.

1.6. Условное обозначение подшипника, состоящее из основных знаков и дополнительных знаков, является полным условным обозначением.

Частным случаем полного условного обозначения является основное условное обозначение.

2. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДИАМЕТРА ОТВЕРСТИЯ ПОДШИПНИКОВ

2.1. Первый знак схемы 1, обозначающий диаметр отверстия подшипника, должен быть равен номинальному диаметру отверстия.

2.1.1. Диаметры отверстия подшипников: 0,6; 1,5 и 2,5 мм обозначают через дробь.

2.1.2. Если диаметр отверстия подшипника по схеме 1 выражен дробным числом, кроме величин 0,6; 1,5 и 2,5, то ему следует присваивать обозначение диаметра отверстия, округленного до целого числа.

В условном обозначении таких подшипников на втором месте ставят цифру 5.

2.2. Первые два знака схемы 2 обозначают диаметр отверстия подшипника.

2.2.1. Диаметры отверстия, кратные 5, обозначают частным от деления значения этого диаметра на 5.

2.2.2. Обозначения диаметров отверстия подшипников от 10 до 17 мм должны соответствовать указанным в табл.1.

Диаметр отверстия подшипника, мм

2.2.3. Диаметры отверстия от 10 до 17 мм, не указанные в табл.1, должны иметь обозначение по ближайшему указанному диаметру. В условном обозначении таких подшипников на третьем месте ставят цифру 9.

2.2.4. Диаметры отверстия, равные 22, 28, 32, 500 мм и более, обозначают через дробь.

Примечание. Для подшипников с диаметром отверстия 500 мм и свыше 500 мм внутренний диаметр обозначают знаками, равными номинальному диаметру.

2.2.5. Диаметры отверстия, выраженные дробным числом или числом, не кратным 5, обозначают знаками, равными приближенному целому числу, полученному от деления значения диаметра на 5. В условном обозначении таких подшипников на третьем месте ставят цифру 9.

2.2.6. Для подшипников шариковых упорных двойных за диаметр отверстия принимают номинальный диаметр отверстия тугого кольца одинарного подшипника.

3. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ РАЗМЕРНЫХ СЕРИЙ ПОДШИПНИКОВ

3.1. Размерная серия подшипника — сочетание серий диаметров и ширин (высот), определяющее габаритные размеры подшипника. Обозначение серий диаметров и ширин (высот) приведены в табл.2-5.

Подшипники радиальные и радиально-упорные шариковые и радиальные роликовые.
Обозначение размерных серий

Обозна-
чение серии диаметров

Обозна-
чение серии ширин

Примеры обозна-
чения размерных серий

Обозна-
чение серии диаметров

Обозна-
чение серии ширин

Примеры обозна-
чения размерных серий

Обозна-
чение серии диаметров

Обозна-
чение серии ширин

Примеры обозна-
чения размерных серий

Примечание. Обозначение серии ширин (0) относится к подшипникам серии диаметров (5) и (6).

Подшипники упорные и упорно-радиальные шариковые и роликовые.
Обозначение размерных серий

Обозначе-
ние серии диаметров

Обозначе-
ние серии ширин

Примеры обозначе-
ния размерных серий

Подшипники роликовые конические однорядные.
Обозначение размерных серий

Обозначение серии диаметров

Обозначение серии ширин

Примеры обозначения размерных серий

Примечание. Обозначение серии ширин (0) относится к подшипникам серии диаметров (5) и (6).

Подшипники упорные шариковые и роликовые двойные.
Обозначение размерных серий

Обозначение серии диаметров

Обозначение серии ширин

Примеры обозначения размерных серий

3.2. Второй знак схемы 1 и третий знак схемы 2, обозначающие серию диаметров совместно с седьмым знаком, обозначающим серию ширин (высот), обозначают размерную серию подшипника.

Примечание. Серия ширин (высот), имеющая знак 0, в условном обозначении не указывается.

3.3. Подшипники, нестандартные по внутреннему диаметру или ширине (размеры не соответствуют ГОСТ 3478, неопределенная серия), следует обозначать знаком 6 или 7 на втором месте схемы 1 и знаком 7 или 8 на третьем месте схемы 2 при нестандартном наружном диаметре или ширине.

Такие подшипники не имеют в обозначении седьмого знака (серию ширин).

4. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ТИПОВ ПОДШИПНИКОВ

4.1. Четвертый знак схем 1 и 2 обозначает тип подшипника.

4.2. Условные обозначения типов подшипников должны соответствовать указанным в табл.6.

Шариковый радиальный сферический

Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами

Роликовый радиальный сферический

Роликовый игольчатый или с длинными цилиндрическими роликами

Радиальный роликовый с витыми роликами

Упорный или упорно-радиальный шариковый

Упорный или упорно-радиальный роликовый

5. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ

5.1. Пятый и шестой знак схем 1 и 2 обозначают конструктивные исполнения подшипников.

Конструктивные исполнения для каждого типа подшипников обозначают цифрами от 00 до 99.

Примечание к разд.3-5. Обозначение серии ширин, конструктивного исполнения и типа подшипника, имеющее знак 0 (00), стоящий левее последней значащей цифры, опускается, если серия ширин схем 1 и 2 обозначена знаком 0. В этом случае условное обозначение подшипника будет состоять из двух, трех или четырех цифр.

6. ПРИМЕРЫ УСЛОВНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ

Подшипник 1000094 — радиальный шариковый однорядный

Подшипник 25 — радиальный шариковый однорядный

Подшипник 184009/1,5 — радиальный шариковый однорядный с упорным бортом на наружном кольце

Подшипник 32205 — радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами

Подшипник 1068 — радиальный шариковый сферический

Подшипник 56 — радиальный шариковый однорядный

Подшипник 4074103 — радиальный роликовый игольчатый
с диаметром отверстия 17 мм

Подшипник 901 — радиальный шариковый однорядный с диаметром отверстия 12,7 мм
(неопределенной серии)

Подшипник 2910 — радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами
с диаметром отверстия 48 мм

Подшипник 602/32 — радиальный шариковый однорядный с защитной шайбой

Подшипник 20071/1175 — роликовый конический однорядный

7. ЗНАКИ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

7.1. Знаки, обозначающие дополнительные требования (см. приложение), проставляют слева и справа от основного обозначения.

7.2. Слева от основного обозначения проставляют знаки, определяющие класс точности, группу радиального зазора, момент трения и категорию подшипников.

Знаки располагают в порядке перечисления справа налево от основного обозначения подшипника и отделяют от него знаком тире, например: А125-3000205, где 3000205 — основное обозначение; 5 — класс точности; 2 — группа радиального зазора; 1 — ряд момента трения; А — категория подшипника.

1. Знак категории в условном обозначении подшипников не указывают для подшипников, не отнесенных к категориям А, В и С.

2. В условном обозначении подшипников категории С, а также подшипников, не отнесенных к категориям, имеющих величину зазора по нормальной группе и при отсутствии требования по моменту трения, класс точности 0 не указывают.

3. Знаки дополнительных технических требований к подшипникам категорий А и В, обозначают в соответствии с техническими условиями на эти подшипники и указывают перед обозначением категории.

4. В условном обозначении подшипников с регламентированным моментом трения, со значением зазора по нормальной группе, т.е. не имеющей в обозначении знака зазора, на его месте проставляется буква М,

например: А1М5-1000900, В1М0-205, В2М6-306.

5. В условном обозначении подшипников категории С знак категории не проставляют.

6. Обозначение категорий А и В указывают:

перед знаком зазора — при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора, отличной от нормальной, например; А25-204;

перед классом точности — при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например: А5-205; при этом для подшипников класса точности 0 в обозначении проставляют знак «0», например: В0-205.

7.3. Для роликовых конических подшипников категории С и подшипников, не отнесенных к категориям, по монтажной высоте устанавливается нормальная и повышенная точности.

Для подшипников повышенной точности слева от основного обозначения после знака класса точности проставляют дополнительный знак «У», например: 6У-7510.

7.4. Справа от основного обозначения проставляют знаки, определяющие материалы деталей, конструктивные изменения, смазку, требования по уровню вибрации и специальные технические требования в последовательности, указанной в приложении.

7.5. Расшифровка дополнительных знаков дана в приложении (табл.7) и технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Пример условного обозначения подшипника с дополнительными знаками

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное)

ЗНАКИ В УСЛОВНОМ ОБОЗНАЧЕНИИ ПОДШИПНИКОВ

Как узнать размер подшипника по маркировке

Чтобы правильно подобрать роликовые или шариковые подшипники нужно правильно снять размеры подшипника.


Существует три основных размера подшипника:

d — внутренний диаметр подшипника
D — внешний диаметр подшипника
B — ширина подшипника

Обычно обозначения размеров подшипника указывают в таком порядке: d x D x B
сначала внутренний диаметр подшипника,
затем внешний (наружный) диаметр подшипника,
и третье число определяет ширину (высоту) подшипника
например : Подшипник 3282112 (NN3012) размер 60 x 95 x 26

При измерении внутреннего диаметра обратите внимание: подшипники бывают с конусным посадочным отверстием и тогда внутренний диаметр берут меньший по величине.

Если подшипник в комплекте со втулкой (закрепительной, стяжной) — внутренним диаметром считается диаметр отверстия втулки.

Есть подшипники с квадратным или с шестигранным отверстием — тогда внутренний диаметр равен диаметру вписанной окружности.

Упорные подшипники имеют два кольца с внутренними размерами, отличающимися на небольшую величину.
Это сделано для того, чтобы подшипник мог нормально работать. Кольцо опорного подшипника с большим внутренним диметром — двигается свободно на рабочем валу и называется свободным (наружным) кольцом упорного подшипника.
Соответственно, второе кольцо на валу устанавливается с натягом и это кольцо называется тугим (внутренним).
Диаметр замеряют по тугому кольцу.
Разница в размерах внутренних диаметров колец по ГОСТу доходила от 0,2 до 0,8 мм – в зависимости от размеров подшипников.
Такие упорные подшипники по ГОСТу имеют в дополнительном условном обозначении букву «Н». например: 8320НЛ. (буква Н — разница во внутренних диаметрах упорного подшипника, Л-латунный сепаратор)
По ISO — предусмотрена немного большая разница в диаметрах свободных и тугих кольцах от 1,0 до 5,0 мм – в зависимости от размеров и серии наружных диаметров упорных подшипников.

Если подшипник имеет дюймовые размеры, то поиск нужно вести дополнительно с установленной погрешностью поиска.
например : Подшипник HM88547/88510 размер 33,338×73,025×29,37 в параметрах поиска задавать размеры с погрешностью 0,5 мм

Если подшипник не имеет внутреннего рабочего кольца, то внутренний диаметр можно замерить только на рабочем валу.

Измерение внешнего диаметра подшипника — D

Если подшипник не имеет внешнего рабочего кольца, то точный наружный диаметр можно замерить только в посадочном месте подшипника.

Наружный диаметр подшипников может быть сферическим
либо у опорных роликов — бомбированным (имеющих сложный оптимизированный профиль).

Внешний диаметр может иметь два значения.
например: Подшипник 67207 размер 35×72/77×18,25
с упорным бортом на наружном кольце (см.фото)
D1 — внешний диаметр
D2 — внешний диаметр по упорному буртику подшипника.
в обозначении внешний диаметр указывается двумя числами через косую черту «/» 72/77

Измерение ширины подшипника — B

Если подшипник качения роликовый радиально-упорный конический, то ширину его измеряют между базовым торцом внутреннего кольца и базовым торцом наружного кольца.
При этом должна соблюдаться паралельность торцов внутреннего и внешнего кольца.

Нужно еще знать что ширина внешнего и внутреннего колец подшипника может быть разная.

В полевых ремонтных работах не всегда может быть под рукой штангенциркуль, не всегда есть возможность точно определить какой-нибудь физический размер подшипника, номер подшипника уже не прочесть и т.д.

Тогда:
Перед тем как звонить по фирмам и искать подшипник — сделайте все возможные замеры подшипника и места установки.
Какие тела качения: шарики или ролики (прямые, конусные, бочкообразные),
Какой материал сепаратора (латунь, пластмасса, железо).
Закрытый или открытый подшипник.
Однорядный или двухрядный подшипник.
Изучите конструкцию подшипника.
Наличие конструктивных особенностей: буртик на кольце, стопорное кольцо, втулка и т.д.
Запишите название подшипникового узла, где он стоял.

Вся эта информация может сэкономить вам время (и возможно деньги) в поисках нужного подшипника.

Компания «ПодшипникРУ» реализует промышленные подшипники в широком ассортименте.

Иногда у заказчика возникает проблема следующего характера. Требуется замена одного из подшипников в элементе с их многорядной установкой. То есть необходимо подшипник определить по размерам.

Краткая информация о многорядной установке

Подобное решение принимается с целью повышения несущей способности узла и снижения нагрузки на единичное изделие. Это крайне важно в опорах быстроходных.

Основным условием длительной и надёжной работы является равномерное распределение нагрузки на каждый из элементов подшипникового узла. Для изделий, рассчитанных на восприятие аксиальных нагрузок, этот вопрос достаточно просто решается обеспечением требуемой точности изготовления посадочных поверхностей имеющихся обойм, использование подшипников с корпусами равной жёсткости (вариант, упругих).

Более сложно равномерно распределить нагрузки осевой направленности. Малейшие погрешности, допущенные при монтаже, либо неправильно подобранный по размеру подшипник могут привести к тому, что данную нагрузку будет воспринимать только крайний подшипник, а остальные либо полностью выпадают, либо воспринимают её в незначительных объёмах. Вопрос решается применением предварительного натяга.

Как правило, в подобном блоке используется два-четыре подшипника, имеющих одинаковые величины D и d.

Варианты определения размера подшипника

Существует несколько вариантов решения данного вопроса, основными из которых являются:

  • Определение размеров по известной маркировке;
  • Замер изделия, подлежащего замене.

Как правило, определяются только размеры подшипника, являющиеся основными. Это:

  • Внутренний диаметр, обозначаемый литерой «d»;
  • Наружный («D»);
  • Ширина подшипника («В»). Для упорных типов её часто именую высотой и маркируют литерой «Н».

Рассмотрим первый вариант применительно к подшипнику отечественного производства.

Номер подшипника можно узнать:

  • По маркировке, нанесённой на торцевую поверхность обоймы;
  • По паспорту на изделие, имеющемуся сертификату, либо по товарно-сопроводительной документации. Кроме этого тип подшипника указывается на его заводской упаковке.

Расшифровка выполняется согласно действующим нормативным документам (для отечественных подшипников, это ГОСТ 3189-89).

Две правые цифры обозначают величину d (до 20 мм включительно). При диаметре 20

Для импортных подшипников необходимо руководствоваться иными нормативами (с учётом бренда изделия).

При этом следует обязательно помнить о том, что отечественная и международная маркировка различаются, что может привести к существенной ошибке при определении размеров.

Ряд иностранных производителей маркирует продукцию по внутренним правилам компании.

При отсутствии полного номера подшипника следует выполнить следующие шаги:

  • Если это изделие предназначено для установки на автомобиль, желательно установить узел, в который ставится данный подшипник, год выпуска транспортного средства, его наименование, объём и мощность двигателя. Далее сообщаете данную информацию нашему представителю, и он подбирает нужный подшипник;
  • Если это подшипник иного назначения, следует замерить требуемые размеры на изделии, вышедшем из строя и подлежащем замене. Лучше всего делать это штангенциркулем.

11. Как по маркировке подшипника определить его основные размеры и тип?

В соответствии с принятой системой условных обозначений подшипников счет цифр в маркировке идет справа налево. Первая и вторая цифры (справа!) обозначают диаметр вала в месте посадки (внутренний диаметр подшипника).

Внутренние диаметры от 10 до 20 мм обозначаются так:

Для подшипников, внутренний диаметр которых 20 мм и больше (до 495 мм), те же первая и вторая цифры показывают частное от деления размера диаметра на 5. Например, две крайние справа цифры 04 означают, что внутренний диаметр подшипника 20 мм; цифры 25 соответствуют диаметру 125 мм и т. д. Третья и седьмая цифры обозначают соответственно серию подшипников по диаметру и ширине. Четвертая обозначает тип подшипника: радиальный шариковый однорядный — 0; радиальный шариковый двухрядный сферический — 1; радиальный с короткими цилиндрическими роликами — 2; радиальный роликовый двухрядный сферический — 3; роликовый с длинными роликами или иглами — 4; роликовый с витыми роликами — 5; радиально-упорный шариковый — 6; роликовый конический — 7; упорный шариковый — 8; упорный роликовый — 9.

Это, конечно, только самые общие обозначения. Привести все в коротком ответе просто невозможно.

Серия подшипника — это один из установленных стандартами нормальных рядов, отличающихся друг от друга по диаметру наружной поверхности и ширине при одинаковых конструкции и диаметре отверстия. Тип подшипника определяет его основные свойства: направление вращения и форму тел качения.

Допуск и посадки подшипников

Современные принципы производства и обслуживания техники предполагают взаимозаменяемость отдельных деталей и частей в узлах. Это положение напрямую касается и таких сложных изделий, как подшипники. Для достижения взаимозаменяемости деталей государственными стандартами введена единая система допусков и посадок (ЕСДП), которая обеспечивает возможность использования элементов одного вида вместо других.

ЕСДП представляет собой ряд значений, определенных на основе экспериментальных исследований и практического опыта проектирования и производства изделий. Действие указанной системы распространяется на соединения гладких деталей и узлов цилиндрической и конической формы, к которым относятся и подшипники качения. Стандартизация размеров данных узлов производится по присоединительным поверхностям.

Подшипники сопрягаются с деталями механизма по внутренней и наружной обойме. При этом поля допуска конструктивного узла признаются неизменными. Стандартизация посадок изделий такого рода сводится к определению максимально допустимых отклонений валов и отверстий корпуса от номинальных значений. Величина их определяется в соответствии с ГОСТ 520-89, который устанавливает технические характеристики и класс точности изготовления подшипников.

Для монтажа подшипника на вал и в корпус используют систему посадок приведённую ниже:

Чаще всего применяются:

  • посадки на вал: g6, h6, j6, k6, m6, n6, p6, r6, в случае более высоких требований к точности вращения – h5, j5, k5, m5;
  • посадки в корпус: G7, H8, H7, J7, K7, M7, N7, P7, а при высоких требованиях к точности вращения: J6, K6, M6, N6, P6.

В случае применения подшипников разных классов точности применяют следующие квалитеты отверстий:

  • точность подшипника – 0 и 6-7 квалитет отверстия;
  • точность подшипника – 5 и 4-6 квалитет отверстия;
  • точность подшипника – 2-5 квалитет отверстия.

Основные требования к конструкционным узлам и сопрягаемым поверхностям:

В процессе производства деталей неизбежны отклонения от номинального размера в ту или иную сторону. В соответствии с требованиями стандарта устанавливается класс точности подшипника. ГОСТ 332-85 вводит систему обозначений для полей допусков в зависимости от размеров наружных и внутренних обойм и максимальных отклонений.

Значения для приведенных выше величин определяются по специальным таблицам, приведенным в ГОСТ. Для установки подшипников в отверстие корпуса или на вал этим же стандартом устанавливаются допустимые посадки, которые зависят от диаметра и класса точности подшипника.

В целях достижения высокого качества конструкционных узлов строго регламентируются допустимые отклонения от идеального пространственного тела вращения цилиндра и конуса. Эллипсоидная форма колец подшипника устраняется при монтаже изделий с натягом, наличие отклонений от идеальной формы вынудило разработчиков ввести понятия среднего и номинального диаметров изделия.

Понятие о квалитете

Детали узла, в которых используются подшипники, корпуса и валы оказывают влияние друг на друга. Важно максимально точно подобрать изделие с учетом класса точности и полей допусков. Для этого были разработаны понятия о квалитете подшипников и других частей рассматриваемой системы.

В особо ответственных сопряжениях, например, между деталями кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания используется пятый или шестой квалитет. Более высокие значения этого параметра допускаются для системы вал-подшипник-корпус в коробках передач. В подобных соединениях используется седьмой и восьмой квалитет при подборе деталей по классу точности и чистоте обработки поверхностей.

Единая система допусков и посадок, введенная в нашей стране для таких конструкционных узлов, как подшипники позволяет добиться их максимальной взаимозаменяемости. Это обстоятельство делает возможным проведение ремонтных работ с заменой изношенных изделий и восстановления работоспособности механизма или узла. Допуски и посадки подшипников учитываются в процессе проектирования и опытно-конструкторских работ.

Сотрудники ТД «Росподшипник» готовы оказать посильную помощь клиентам в вопросах подбора необходимых изделий и узлов. Персонал компании обладает достаточной квалификацией в указанной сфере и имеет профильное образование. Обращение к нам гарантирует правильность подбора подшипников и других комплектующих.

Варианты определения размера подшипника — классификация в видео по размерам!

Иногда у заказчика возникает проблема следующего характера. Требуется замена одного из подшипников в элементе с их многорядной установкой. То есть необходимо подшипник определить по размерам.

Краткая информация о многорядной установке

Подобное решение принимается с целью повышения несущей способности узла и снижения нагрузки на единичное изделие. Это крайне важно в опорах быстроходных.

Основным условием длительной и надёжной работы является равномерное распределение нагрузки на каждый из элементов подшипникового узла. Для изделий, рассчитанных на восприятие аксиальных нагрузок, этот вопрос достаточно просто решается обеспечением требуемой точности изготовления посадочных поверхностей имеющихся обойм, использование подшипников с корпусами равной жёсткости (вариант, упругих).

Более сложно равномерно распределить нагрузки осевой направленности. Малейшие погрешности, допущенные при монтаже, либо неправильно подобранный по размеру подшипник могут привести к тому, что данную нагрузку будет воспринимать только крайний подшипник, а остальные либо полностью выпадают, либо воспринимают её в незначительных объёмах. Вопрос решается применением предварительного натяга.

Как правило, в подобном блоке используется два-четыре подшипника, имеющих одинаковые величины D и d.

Варианты определения размера подшипника

Существует несколько вариантов решения данного вопроса, основными из которых являются:

  • Определение размеров по известной маркировке;
  • Замер изделия, подлежащего замене.

Как правило, определяются только размеры подшипника, являющиеся основными. Это:

  • Внутренний диаметр, обозначаемый литерой «d»;
  • Наружный («D»);
  • Ширина подшипника («В»). Для упорных типов её часто именую высотой и маркируют литерой «Н».

Рассмотрим первый вариант применительно к подшипнику отечественного производства.

Номер подшипника можно узнать:

  • По маркировке, нанесённой на торцевую поверхность обоймы;
  • По паспорту на изделие, имеющемуся сертификату, либо по товарно-сопроводительной документации. Кроме этого тип подшипника указывается на его заводской упаковке.

Расшифровка выполняется согласно действующим нормативным документам (для отечественных подшипников, это ГОСТ 3189-89).

Две правые цифры обозначают величину d (до 20 мм включительно). При диаметре 20

Для импортных подшипников необходимо руководствоваться иными нормативами (с учётом бренда изделия).

При этом следует обязательно помнить о том, что отечественная и международная маркировка различаются, что может привести к существенной ошибке при определении размеров.

Ряд иностранных производителей маркирует продукцию по внутренним правилам компании.

При отсутствии полного номера подшипника следует выполнить следующие шаги:

  • Если это изделие предназначено для установки на автомобиль, желательно установить узел, в который ставится данный подшипник, год выпуска транспортного средства, его наименование, объём и мощность двигателя. Далее сообщаете данную информацию нашему представителю, и он подбирает нужный подшипник;
  • Если это подшипник иного назначения, следует замерить требуемые размеры на изделии, вышедшем из строя и подлежащем замене. Лучше всего делать это штангенциркулем.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию